Как пишутся данные наречия? Синтаксическая роль наречий.

I вариант

1. Укажите неверное утверждение.

А) Наречие обозначает признак действия или признак другого признака.

Б) В предложении наречие обычно является обстоятельством.

В) Неизменяемость – главный морфологический признак наречия.

Г) Чаще всего наречие относится к существительному.

А) в пустую комнату, в пустой комнате

Б) по весеннему лесу, в весенний день

В) разговаривать впустую , теплый по-весеннему

Г) медленный полет, по медленному поезду

Бабушка говорила певуче, и я ясно представлял себе этот по-летнему теплый день.

А) говорила, теплый, бабушка

Б) представлял, этот, себе

В) певуче, день, я

Г) певуче, ясно, по-летнему

4. На какие вопросы отвечают наречия меры и степени?

А) где? куда? откуда?

Б) сколько? в какой степени? насколько?

В) как? каким образом?

Г) почему? отчего? по какой причине?

А) вовремя, навстречу, издалека

Б) втрое, поодиночке, назло

В) сгоряча, сослепу, напоказ

Г) вниз, слева, невдалеке

6. Найдите наречие в сравнительной степени.

А) бежал быстрее всех

Б) прыгнул выше всех

В) крикнул громче всех

Г) проснулся раньше

А) Можно посидеть еще крошечку .

Б) Птичка склевала последнюю крошечку .

В) Тепло в доме нужно беречь.

Г) Всем было тепло .

Д) Зло необходимо искоренить.

Е) Он зло посмотрел на меня.

А) Праздник стал веселее.

Б) После каникул он смотрит веселее.

В) Наш дом выше соседнего.

Г) Прыгнуть выше головы.

II. Запишите ответ словами.

Медленно, вразвалочку, пешком, сгоряча, весело, назло, удивительно, нараспашку, вмиг, туманно, по-летнему, наедине, впустую, сдуру, сослепу

2. Разберите наречия по составу, укажите их способ словообразования .

Медленно, сгоряча, вмиг

хорошо, поразительно, понятно

А) состояние человека;

Контрольная работа по теме «Наречие»

II вариант

I. Запишите правильный вариант ответа

1. Укажите верное утверждение.

А) В предложении наречие обычно является сказуемым.

В) Наречие обозначает признак предмета по действию.

Г) Наречие относится к существительному.

2. В каком ряду все выделенные слова являются наречиями?

А) по осенней дороге, в осеннем лесу

В) беззаботный вид, жить без забот

Г) прыгнуть от радости, шел вприпрыжку

3. Найдите наречия в предложении:

Я докрепка запомнил и усвоил те уроки, которые часто и сурово преподносила нам жизнь.

А) запомнил, преподносила, я

Б) уроки, которые, мне

В) те, жизнь, усвоил

Г) докрепка, часто, сурово

4. На какие вопросы отвечают наречия образа и способа действия?

А) где? куда? откуда?

Б) зачем? для чего? с какой целью?

В) как? каким образом?

Г) когда? как долго?

5. В каком ряду все наречия являются наречиями причины и цели?

А) вбок, вправо, вниз

Б) потому, напоказ, поневоле

В) исподтишка, исподлобья, тихо

6. Найдите наречие в превосходной степени.

А) учился лучше всех

Б) посмотрел выше

В) спел громче

Г) взглянул строго

7. Определите, в каких примерах употреблено наречие.

А) В доме уютно .

Б) Мы уютно расположились на диване.

В) В начале пути рюкзак казался легким.

Г) Вначале я ничего не понял.

Д) Повернулся набок.

Е) На бок ремня он повесил фляжку.

8. В каких предложениях употреблено наречие в сравнительной степени?

А) Спортсмен прыгнул выше планки.

Б) Это дерево выше.

В) Это строение ниже предыдущего.

Г) Тучи опускаются все ниже.

II. Запишите ответ словами.

1. Определите разряды наречий (наречия выписать в тетрадь).

Хорошо, по-весеннему, чуть-чуть, немного, многовато, затем, на смех, нарочно, удивительно, поразительно, быстро, понятно, навыпуск, затемно.

2. Разберите наречия по составу, укажите их способ словообразования.

Немного, быстро, затемно

3. Образовать все возможные степени сравнения от наречий

медленно, весело, удивительно

4. Приведите пример слов категории состояния, которые бы обозначали:

А) состояние человека;

Б) состояние окружающей среды.

III. Выписать из текста словосочетания НАРЕЧИЕ + ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО, задать вопрос, наречие подчеркнуть как член предложения.

Песня начиналась неожиданно, как будто она рождалась где-то на небесах. Певуче разливалась мелодия, на душе становилось легко и хорошо, а глазам – горячо от подступающих слез. То свежо веяло степным воздухом, то зловеще сгущались тучи, то легкие облака двигались в такт песне, и это заставляло петь еще и еще. Волей-неволей песня вливалась в душу, глаза распахивались по-новому, по-вольному, точь-в-точь как давным-давно в детстве. Мелодия поднималась вверх, ввысь, уносилась вдаль, и не было ей ни конца, ни начала.

В произношении наречие совпадает с краткими формами прилагательных и причастий. Различить значение и правописание этих слов можно, выяснив их роль в предложении . Рассуждать следует по схеме:

1) если слово в предложении являетсяобстоятельством образа действия, относится кглаголу , то это наречие , в котором пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано;

2) если слово в предложении является сказуемым , то это:

а) краткое причастие (заменяется глаголом , всегда пишется одно Н);

б) краткое прил. (заменяется прил. в полной форме. В нем пишется столько Н, сколько в полном).

Например:

1. Он слушал сосредоточенно .

Слушал как? - обстоятельство образа действия, относится к глаголу, можно заменить другим наречием (внимательно ). Следовательно, это наречие, в котором пишется столько н, сколько в слове сосредоточенн ый.

2. Лица у всех были сосредоточенны.

Сосредоточенны - сказуемое, его можно заменить полным прилагательным сосредоточенные , следовательно, это краткое прилагательное, в нем пишется столько н, сколько в полном.

3. Войска были сосредоточены на равнине.

Сосредоточены - можно заменить глаголом сосредоточили , следовательно, это краткое причастие, в котором пишется одна буква Н.

90. Вставьте пропущенные буквы.

1. Оратор говорил убеждё...о.

2. Большинство было убежде...о в его правоте.

3. Слушали удивлё...о.

4. Собрание удивле...о.

5. Говорили обоснова...о.

6. Заявление было обоснова...о.

7. Провели собрание организова...о.

8. Мероприятие организова...о школой.

9. Поведение её было стра...о.

10. Звуки падающих капель стра...о сливались со звуком часов.



11. Все были увере...ы, что с работой справятся.

12. Сейчас он делал это увере…о.

13. Мальчик рассея...о смотрел по сторонам.

14. Войско противника рассея...о.

15. Сегодня она рассея...а и невнимательна.

91. Спишите, обозначьте орфограммы.

Море взволнова…о. Охотник взволнова…о рассказывал о встрече с медведем. Дитя испуга…о неожиданным выстрелом. Ребёнок испуга…о вскрикнул. Всё в этом деле взвеше…о и обдума…о. Докладчик отвечал на вопросы не спеша, обдума…о. Выступление было организова…о драматическим кружком. Выступление прошло очень организова…о. Мой товарищ – всесторо…е развитой человек. У разброса…ых вагонов, где време…о жили рабочие, копаются в песке дети. Я очень ветре…о, быть может, поступила.

Мягкий знак на конце наречий

После шипящих на конце наречий пишется мягкий знак: прочь, невмочь, точь-в-точь.

Исключения: уж, замуж, невтерпеж

92. Вставьте, где необходимо, мягкий знак.

1. Я открываю настеж(?) окно.

2. Деревья были сплош(?) в траве.

3. Я лежал навзнич(?) в траве.

4. От сильного зноя становилось невтерпёж(?).

5. Лошади пронеслись вскач(?).

6. Все побежали проч(?).

7. Он говорил точ(?)-в-точ(?) так же.

8. Дочери её вышли замуж(?).

9. Вот уж(?) песнь заводит песенник лихой.

10. Лиш(?) он один остался в доме.

11. Луч(?) солнца выглянул из-за туч(?).

12. Кругом тиш(?), только слышно, как шумит камыш(?).

13. Хорош(?) лес зимой.

14. Мороз жгуч(?), воздух свеж(?).

15. Глядиш(?) и не знаеш(?), кто перед тобой.

16. Увелич(?) число.

17. Матушка-рож(?) кормит всех сплош(?).

Синтаксическая роль наречий

Наречие сочетается с другими знаменательными частями речи по способу примыкания.

В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами, определениями, именной частью составного именного сказуемого.

Издалека доносилась песня.

По утрам он любил яйца всмятку и кофе по-ирландски.

Пальто тебе впору (сост. именное сказуемое).

Тест. Вариант 1

Укажите неверное утверждение.

а) наречие обозначает признак действия

б) неизменяемость - главный морфологический признак наречия

в) чаще всего наречие относится к существительному

В каком ряду все выделенные слова являются наречиями?

а) в пустую комнату, в пустой комнате, разговаривать впустую

б) по весеннему лесу, в весенний день, солнечно по-весеннему

в) разговаривать впустую, теплый по-весеннему, шел медленно

3. Укажите наречия в предложении:

Бабушка говорила певуче, и я ясно представлял себе этот по-летнему теплый день.

а) говорила, теплый, бабушка

б) представлял, этот, себе

в) певуче, ясно, по-летнему

4. На какие вопросы отвечают наречия места?

а) где? куда? откуда?

б) сколько? каков?

в) что сделав? что делая?

В каком ряду все наречия являются наречиями причины и цели?

а) вовремя, навстречу, издалека

б) втрое, поодиночке, назло

в) сгоряча, сослепу, напоказ

В каком ряду все наречия являются наречиями места?

а) быстро, медленно, слишком

б) радостно, впереди, налево

в) внизу, издали, впереди

Найдите наречие в форме простой сравнительной степени.

а) бежал быстрее всех

б) прыгнул выше всех

в) проснуться раньше

Найдите наречие в форме составной сравнительной степени.

а) нарисовал лучше всех

б) нарисовал лучше

в) приехал издалека

а) (на)память, (на)зло, (с)размаху

б) (без) оглядки, (без)устали, (до)востребования

в) (в)развалку, (на)выпуск, (с)лева

В каком ряду все наречия пишутся с НЕ слитно?

б) (не)плохо танцевать, (не)весело, а грустно

в) (не)лепо двигаться, говорить (не)искренне

а) налев..

б) горяч..

в) дочист..

В каком ряду все наречия пишутся с суффиксом -А?

а) засветл.., направ.., дочист..

б) досух.., справ.., издавн..

в) справ.., надолг.., влев..

В каком ряду во всех наречиях после шипящих пишется О?

а) неуклюж.., трескуч.., свеж..

б) блестящ.., колюч.., ужасающ..

в) горяч.., свеж.., хорош..

а) (во)все, (по)немецки, (из)далека

б) когда(нибудь), (по)другому, (в)десятых

в) (по)минутно, (ни)чего, (по)пусту

В каком ряду во всех наречиях пишется НЕ?

а) н..где не отдыхал, н..где прилечь

б) н..куда пойти, н..куда не пошел

в) н..где остановиться, н..куда поставить

В каком ряду все слова являются отрицательными наречиями?

а) никак, нимало, куда

б) негде, некогда, ниоткуда

в) ни у кого, нимало, откуда

В каком ряду (или рядах) во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

а) береч.., настеж.., брош..

б) чувствует.., хорош.., молодЁж..

в) наотмаш.., проч.., вскач..

В каком ряду все наречия пишутся раздельно?

а) (на)лету, (на)миг, (до)отвала

б) (в)тупик, (на)тощак, (не)чаянно

в) (на)радостях, (под)мышкой, (до)суха

В каком ряду все наречия пишутся с НЕ раздельно?

а) (не)уклюже, (не)по-дружески

б) (не)тепло, а холодно, говорил (не)громко

в) ничуть (не)весело, (не)глубоко, а мелко

В каких наречиях пишется Н?

а) говорил тума..о

б) лаять беше..о

в) смотреть удивле..о

Ответы:

  1. б 11. в
  2. в 12. б
  3. в 13. в
  4. а 14. б
  5. в 15. в
  6. в 16. б
  7. в 17. а, в
  8. а 18. а
  9. б 19. в
  10. в 20. а, в

«5» - 17-20 баллов

«4» – 14-16 баллов

«3» - 9-13 баллов

«2» – 0-8 баллов

Вариант 2

В каком ряду все наречия пишутся с суффиксом -О?

а) страшн.., напевн.., свеж..

б) сгоряч.., дочист.., доверчив..

в) чист.., докрасн.., отличн..

В каком ряду во всех наречиях на месте пропуска пишется Е?

а) певуч.., горяч.., ещ..

б) испытующ.., убаюкивающ.., зловещ..

в) свеж.., угрожающ.., умоляющ..

В каком ряду все наречия пишутся через дефис?

а) крест(на)крест, (на)последок, (в)смятку

б) (без)оглядки, (по)временам, куда(то)

в) (по)турецки, (по)прежнему, (кое)где

В каком ряду все наречия пишутся с НИ?

а) н..куда не поехал, н...откуда не взял

б) н..когда написать, н..где не получил

в) н..где взять, н..куда пойти

В каком ряду употреблены только отрицательные наречия?

а) ни к кому, не от чего, ничем

б) никуда, некуда, нигде

в) ниоткуда, никого, ни от кого

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

а) навзнич.., сплош.., настеж..

б) невтерпеж.., стереч.., горяч..

в) кирпич.., роскош.., нет рощ...

ТЕСТЫ

Укажите слово, называющее признак действия.

Укажите слово, называющее признак признака.

1. Совершенно тихий .

2. Произведение совершенно.

Какое слово в предложении является наречием, т. е. неизменяемым словом, обозначающим признак действия или признака и отвечающим на вопросы как? когда? где? или подобные?

Он быстро вскочил, пробежался... (А. Яковлев).

1. Первое.

2. Второе.

3. Третье.

4. Четвёртое.

Если наречия меры и степени отвечают на вопросы в какой степени? или на сколько?, то какие слова ими являются?

1. По-дружески, по-медвежьи, вчетвером.

2. Очень, весьма, совсем.

Если наречия образа действия отвечают на вопросы как? или каким образо м?, то какие слова ими являются?

1. По-приятельски, надвое, ласково.

2. Чересчур, немало, втрое.

Распределите наречия, обозначающие место, время, причину и цель действия в группы по соответствующим вопросам.

1. Назло, напоказ, нарочно.

2. Влево, издалека, вниз.

3. Тотчас, рано, накануне.

4. Сгоряча, почему, поневоле.

А. Где? Куда? Откуда? - Значение места. Б. К о г д а? - Значение времени. В. Почему? Отчего? - Значение причины. Г. Зачем? Для чего? - Значение цели.

Брат много раз впоследствии вспоминал об этой неприятности, полученной им в дороге... (Е. Водовозова).

1. Наречие времени.

2. Наречие образа действия.

Определите разряд наречия в предложении.

Сладко цокают в полночь копыта по торцовой сухой мостовой (П. Антокольский).

1. Наречие меры и степени.

2. Наречие образа действия.

Если основная синтаксическая роль наречия - обстоятельство, то в какой поговорке слово хорошо - наречие?

1. Правда - хорошо, а счастье лучше.

2. Говорит хорошо, да смотрит плохо.

3. Хорошо тому жить, кому бабушка ворожит.

К какой части речи принадлежат слова на -о?

1. А вверху всё дышит, всё дивно, всё торжественно (Н. Гоголь).

2. Последуй моему совету, ступай тихохонько назад (А. Пушкин).

А. Имя прилагательное, так как является средством характеристики предмета (сказуемое), отвечает на вопрос каково?

Б. Наречие, так как является средством характеристики действия (обстоятельство), отвечает на вопрос как?

Какой части речи принадлежит форма превосходной степени сравнения?

1. Рассказал интереснее всех.

2. Рассказ интереснее всех других.

А. Наречие.

Б. Имя прилагательное.

Укажите пример слитного написания не с наречием.

1. Яблоко от яблони (не)далеко падает.

2. Мать высоко руку подымет, да (не)болъно опустит.

3. Гость и (не)долго гостит, да много видит.

283.

Определите, или пишется в наречиях на шипящие.

1. Горяч.., свеж.., общ., (говорить), хорош.. .

2. Певуч.., далеч.., негодующ.., ещ.. .

А. Под ударением (за исключением ещё). Б. Без ударения -е.

Имена существительные, прилагательные и наречия на -о/-е подчиняются одному правилу в области написания букв о или е после шипящих в суффиксах. Укажите слова с ударным о.

1. Плюш..вый, доч..нька, палящ.. .

2. Чащ..ба, девч..нка, (купался) нагиш..м.

Каким наречиям придаётся суффикс при словообразовании?

Укажите наречия с буквой о на конце.

1. Направ.., запрост.., влев.., накрепк.., засветл.. .

2. Изжелт.., довел.., справ.., издавн.., досыт.. .

В какой цепочке слов пишется два н?

1. Беспрепятствен, зачарова..о, умышле..о, нечая..о.

2. Бесслед..о, прекрасно, известно, безжалостно.

Сколько н надо написать в наречиях, образованных от имён прилагательных искусный, неизвестный, прелестный!

1. Одно н.

2. Два н.

по- и заканчивающиеся на -ому, -ему, -и, пишутся через дефис. Найдите иллюстрацию к этому правилу.

2. (По)царски, (по)боевому, (по)нашему.

Наречия, образованные приставкой в- от числительных, оканчивающиеся на -ых (-их), пишутся через дефис. Какая цепочка слов не соответствует этому правилу?

1. (В)низу, (в)право, (в)переди, (в)крутую, (в)далъ.

2. (В)третъих, (в)шестых, (в)пятых, (во)первых, (в)по-следних.

Как пишутся данные наречия?

(Едва)(едва), (крепко)(накрепко), (точъ)(в)(точъ).

1. Слитно.

2. Раздельно.

3. Через дефис.

292.

В каком примере слитно пишущееся слово - наречие?

1. Если в апреле земля перепреет, значит, (во)время май посеет.

2. Не разговаривай (во) время еды - наделаешь беды!

293.

Вставьте пропущенную букву ь.

Вскач.. не напашеш.ся.

1. Буква ь пишется только в наречии.

2. Буква ъ пишется только в форме 2-го лица глагола.

3. Буква ь пропущена в обоих рассматриваемых словах.

В каких примерах употреблены похожие на наречия по форме, отвечающие на вопросы как? или каково?, но не выступающие в роли обстоятельств слова состояния (категории состояния), характеризующие состояние природы, человека, напоминающие по синтаксической роли (главный член безличного предложения) безличные глаголы?

1. А на душе и необъятно, и чудно (Н. Гоголь).

2. Саша приподнялась, но голова её бессильно упала на подушки (Е. Водовозова).

Кроме разнообразных состояний (физических, психических человека, животных; состояний природы, среды), слова состояния (категории состояния) называют оценку действий. Определите группы с данным значением.

2. Невозможно оставаться безграмотным.

3. Холодно ответил.

4. Холодно в комнате.

ОТВЕТЫ

271 - 2
272 - 1
273 - 2
274 - 2
275- 1
276 - 1Г, 2А, ЗБ, 4В
277 - 1
278 - 2
279 - 2
280 - 1А, 2Б
281 - 1А, 2Б
282 - 1, 3
283 - 1А, 2Б
284 - 2
285 - 2
286- 1
287 - 1
288- 1
289 - 2
290 - 1
291 - 3
292 - 1
293 - 3
294- 1
295 - 1,2


86. Раскройте скобки , обозначьте орфограммы.
(По) моему, (по) медвежьи, (по) многу, (по) напрасну, (по) нарошку, (по) наслышке, (по) настоящему, (по) началу, (по) нашему, (по) неволе, (по) немногу, (по) низу, (по) нынешнему, (по) осеннему, (по) очередно, (по) полудни, (по) прежнему , (по) пустому, (по) пусту, (по) ребячьи, (по) свойски, (по) середине, (по) справедливому, (по) старинному, (по) старому, (по) скольку, (по) человечески.

(В) восьмером, (в) двое, (в) девятеро, (в) девятых, (в) десятых, (во) вторых, (во) первых, (в) одиночку, (в) первые, (в) пятеро, (в) пятых, (в) седьмых, (в) третьих, (в) трое, (в) троём,

(в) четверо, (в) четвером, (в) четвёртых, (в) шестеро, (в) шестером, (в) шестых, (на) трое,

в) проснуться раньше


8. Найдите наречие в форме составной сравнительной степени.

а) нарисовал лучше всех

б) нарисовал лучше

в) приехал издалека


9. В каком ряду все наречия пишутся раздельно?

а) (на)память, (на)зло, (с)размаху

б) (без) оглядки, (без)устали, (до)востребования

в) (в)развалку, (на)выпуск, (с)лева


10. В каком ряду все наречия пишутся с НЕ слитно?

б) (не)плохо танцевать, (не)весело, а грустно

в) (не)лепо двигаться, говорить (не)искренне


11. В каком ряду все наречия пишутся с суффиксом -А?

а) налев..

б) горяч..

в) дочист..


12. В каком ряду все наречия пишутся с суффиксом -А?

а) засветл.., направ.., дочист..

б) досух.., справ.., издавн..

в) справ.., надолг.., влев..


13. В каком ряду во всех наречиях после шипящих пишется О?

а) неуклюж.., трескуч.., свеж..

б) блестящ.., колюч.., ужасающ..

в) горяч.., свеж.., хорош..


14. В каком ряду все наречия пишутся через дефис?

а) (во)все, (по)немецки, (из)далека

б) когда(нибудь), (по)другому, (в)десятых

в) (по)минутно, (ни)чего, (по)пусту


15. В каком ряду во всех наречиях пишется НЕ?

а) н..где не отдыхал , н..где прилечь

б) н..куда пойти, н..куда не пошел

в) н..где остановиться, н..куда поставить


16. В каком ряду все слова являются отрицательными наречиями?

а) никак, нимало, куда

б) негде, некогда, ниоткуда

в) ни у кого, нимало, откуда


17. В каком ряду (или рядах) во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

а) береч.., настеж.., брош..

б) чувствует.., хорош.., молодЁж..

в) наотмаш.., проч.., вскач..


18. В каком ряду все наречия пишутся раздельно?

а) (на)лету, (на)миг, (до)отвала

б) (в)тупик, (на)тощак, (не)чаянно

в) (на)радостях, (под)мышкой, (до)суха


19. В каком ряду все наречия пишутся с НЕ раздельно?

а) (не)уклюже, (не)по-дружески

б) (не)тепло, а холодно, говорил (не)громко

в) ничуть (не)весело, (не)глубоко, а мелко


20. В каких наречиях пишется Н?

а) говорил тума..о

б) лаять беше..о

в) смотреть удивле..о


Ответы:

  1. б 11. в

  2. в 12. б

  3. в 13. в

  4. а 14. б

  5. в 15. в

  6. в 16. б

  7. в 17. а, в

  8. а 18. а

  9. б 19. в

  10. в 20. а, в

«5» - 17-20 баллов

«4» – 14-16 баллов

«3» - 9-13 баллов

«2» – 0-8 баллов
Вариант 2

1. В каком ряду все наречия пишутся с суффиксом -О?

а) страшн.., напевн.., свеж..

б) сгоряч.., дочист.., доверчив..

в) чист.., докрасн.., отличн..

2. В каком ряду во всех наречиях на месте пропуска пишется Е?

а) певуч.., горяч.., ещ..

б) испытующ.., убаюкивающ.., зловещ..

в) свеж.., угрожающ.., умоляющ..


3. В каком ряду все наречия пишутся через дефис?

а) крест(на)крест, (на)последок, (в)смятку

б) (без)оглядки, (по)временам, куда(то)

в) (по)турецки, (по)прежнему, (кое)где


4. В каком ряду все наречия пишутся с НИ?

а) н..куда не поехал, н...откуда не взял

б) н..когда написать , н..где не получил

в) н..где взять, н..куда пойти


5. В каком ряду употреблены только отрицательные наречия?

а) ни к кому, не от чего, ничем

б) никуда, некуда, нигде

в) ниоткуда, никого, ни от кого


6. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

а) навзнич.., сплош.., настеж..

б) невтерпеж.., стереч.., горяч..

в) кирпич.., роскош.., нет рощ...


7. Укажите предложение, в котором нет наречий.

а) Весеннее солнце грело нежарко, и каждый листик и травка насквозь светились под веселым лучом.

б) Прорвался печальный луч , бледный и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным.

в) Туман исчезает, уступая неодолимой силе солнечных лучей.


8. Укажите предложение, в котором есть наречие в форме сравнительной степени.

а) Но однажды поутру прискакала кенгуру, увидала усача, закричала сгоряча.

б) Быть может, уж недолго мне в изгнанье мирном оставаться, вздыхать о милой старине.

в) Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет , колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут.


9. В каком словосочетании наречие с НЕ пишется раздельно?

а) объяснял (не)понятно

б) выглядел ничуть (не)красиво

в) написал (не)брежно


10. В каком предложении выделенное слово является наречием?

а) (С)начала урока и до конца его ученики должны быть внимательны.

б) (С)начала подумай, потом говори.

в) (С)начала занятия прошло десять минут.

11. Составьте словосочетания или предложения со следующими словами: Не ясно-неясно. Не хорошо-нехорошо.

12. Укажите, в каких предложениях НЕ с наречиями пишется слитно.


  1. Жадно и (не)торопливо девушка посмотрела на ясное небо.

  2. Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, журчал ручеек.

  3. День выдался (не)по-зимнему теплый.

  4. На свете чудеса рассеяны повсюду, да (не)везде их всякий примечал.

  5. Калитку отворив чуть-чуть, выходит девушка (не)смело.

  6. Новые знакомства в лесу происходят (не)редко.

  7. Идти по незнакомой дороге было отнюдь (не)страшно.

  8. Природа (не)слышно живет вокруг нас.

  9. Высокие стебельки травы стояли (не)подвижно, как очарованные.
13. Укажите предложения, в которых не пишется мягкий знак.
1. Я открываю настеж(?) окно.

2. Деревья были сплош(?) в траве.

3. Я лежал навзнич(?) в траве.

4. От сильного зноя становилось невтерпёж(?).

5. Лошади пронеслись вскач(?).

6. Все побежали проч(?).

7. Он говорил точ(?)-в-точ(?) так же.

8. Дочери её вышли замуж(?).

9. Вот уж(?) песнь заводит песенник лихой.

10. Лиш(?) он один остался в доме.

11. Луч(?) солнца выглянул из-за туч(?).

12. Кругом тиш(?), только слышно, как шумит камыш(?).

13. Хорош(?) лес зимой.

14. Мороз жгуч(?), воздух свеж(?).

15. Глядиш(?) и не знаеш(?), кто перед тобой.

16. Увелич(?) число.

17. Матушка-рож(?) кормит всех сплош(?).
14. Укажите наречия в которых пишется Н.


  1. Испуга_о 10. искаже_о

  2. отчая_о 11. рассерже_о

  3. организова_ о 12. обдума_о

  4. попар_о 13. надума_о

  5. озор_о 14. несомне_о

  6. звуч_о 15. бесшум_о

  7. зауче_о 16. собра_о

  8. притвор_о 17. растеря_о

  9. тума_о 18. огорче_о

Ответы:


  1. а 8. в

  2. б 9. б

  3. в 10. б

  4. а 11. 1, 5, 6, 8, 9

  5. б 12. 4, 8, 9, 11, 13, 14

  6. а 13. 4, 8,9, 11, 12

  7. в 14. 4, 5, 6, 8, 15

«5» - 12-14 баллов, «4» – 9-11 баллов, «3» - 7-8 баллов, «2» – 0-6 баллов

Как часть речи категория состояния оформилась сравнительно недавно. Впервые о ней упомянул Л.В. Щерба в статье «О частях речи в русском языке» (1928). Ряд учёных вслед за Виноградовым определяли категорию состояния как особую часть речи. Однако в академической «Русской грамматике» 1980 года она в качестве самостоятельной части речи не рассматривалась.

В совр. русском языке категория состояния признаётся не всеми лингвистами как самостоятельная часть речи. Кроме того, те учёные, которые признают существование этой части речи , по-разному определяют её состав и грамматические свойства.

обидно, горько, стыдно


состояние природы –

Было душно, жарко, шумно.


отношение к действию –

хорошо, прелестно, здорово


Отвечают на вопросы: как? каково?

Имеют следующие признаки:

являются сказуемым в предложении без подлежащего (часто в сочетании с глаголами быть, стать, оказаться и др.): Одному всегда плохо. Больному было душно.

не изменяются

Слова категории состояния на -о, образованные от качественных прилагательных, могут образовывать формы степеней сравнения: Тоскливее, печальнее становилось на душе.

Морфемные признаки: большинство слов категории состояния имеет суффикс -о.

Многие слова категории состояния являются бывшими сущ.: грех, стыд и другие (Неохота уходить ). Кроме слов на -о , в категории состояния есть такие модальные слова, как нельзя, жаль и т. п.


93. 1. Прочитайте текст. Подумайте, какие чувства переданы в отрывке из рассказа А.П. Чехова.
Я отпер дверь и вошел в свою комнату. В моем скромном жилище было темно. В печи плакал ветер и, словно просясь в тепло, постукивал в дверцу отдушника.

Было темно… Я зажег спичку. Неистовый порыв ветра пробежал по кровле дома. Тихий плач обратился в злобный рев. Где-то внизу застучала наполовину сорванная ставня, а дверца моего отдушника жалобно провизжала о помощи…

Было темно… В оконной вентиляции тоскливо жужжал ветер. В печи монотонно насвистывал свою однообразную песню сверчок. Я поспешил зажечь спичку. Но свет не избавил меня от мрачного настроения, а напротив. Страшный, невыразимый ужас овладел мною вновь. Я вскрикнул, пошатнулся и, не чувствуя себя , выбежал вон. (А.П. Чехов)
2. Что помогает передать чувство страха, «невыразимого ужаса»? Какие изобразительно- выразительные средства использует автор? С какой целью?

3. Какое предложение трижды повторяется в тексте? Как вы думаете, почему? Что дает этот троекратный повтор для понимания замысла автора? Какие части речи входят в состав этого предложения? Докажите.

Слова категории состояния омонимичны наречиям и кратким прилагательным.

Тест

Наречие (обобщение)

1. Укажите наречие с буквой –а на конце:
А) запрост.. одолеть,
Б) накрепк.. прибить,
В) изредк.. смотреть,
Г) уйти влев..,
Д) насух.. вытереть.

2. Укажите наречие, которое пишется через дефис:
А) разделить (по)ровну,
Б) запеть (по)тихоньку,
В) оказаться не (по)вкусу,
Г) называть (по)именно,
Д) оставить (по)прежнему.

3. Укажите наречия образа действия:
А) быстро, верхом, вдруг,
Б) вчера, утром, днем,
В) вверх, вниз, всюду,
Г) нарочно, назло, незачем,
Д) слишком, надвое, очень.

4. Определите вариант, в котором слово нужно писать слитно:
А) (за)границу,
Б) (до)смерти,
В) (в)последствии,
Г) (на)днях,
Д) (по)двое.

5. Определите, в каком варианте слово пишется раздельно:
А) (видимо)невидимо,
Б) (волей)неволей,
В) (в)насмешку,
Г) точь(в)точь,
Д) мало(по)малу.

6. Определите, в каком варианте не пишется Ь:
А) открыть настеж..,
Б) уйти проч..,
В) выйти замуж..,
Г) сплош.. усыпано,
Д) мчаться вскач…

7. Укажите непроизводные наречия:
А) очень, теперь, еле,
Б) зачем, совсем, вовсю,
В) издавна, подолгу, по-русски,
Г) без устали, сбоку, капельку,
Д) дважды, натрое, впервые.

8. Укажите вариант с одной –н-:
А) прийти одновреме..о,
Б) таинстве..о шептать,
В) возражать пута..о,
Г) открове..о признаться,
Д) медле..о гаснуть.

9. Укажите вариант с двумя –нн-:
А) женщина раздраже..а,
Б) поступать ветре..о,
В) смотреть растеря..о,
Г) беше..о сопротивляться,
Д) море взволнова..о.

10. Какие наречия пишутся через дефис?
А) (по)пусту, (в)общем,
Б) (по)домашнему, (во)вторых,
В) бок(о)бок, (на)двоих,
Г) (в)перед, (с)горяча,
Д) (до)ныне, (после)завтра.

11. Укажите вид сказуемого в предложении Я был настороже:
А) простое глагольное,
Б) составное глагольное,
В) простое именное,
Г) составное именное.

12. Укажите предложение, в котором сказуемое выражено наречием:
А) Маша казалась расстроенной.
Б) Дуня уже замужем.
В) Скоро Варя будет совсем взрослой.
Г) Его боязливый характер всем известен.
Д) На завтрак я съел яйцо всмятку.

13. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено наречием:
А) У сильного всегда бессильный виноват.
Б) Наше завтра будет прекрасно.
В) В лагере кое-кто проснулся.
Г) Двое отправились в деревню за едой.
Д) Пусть сильнее грянет буря.

14. Укажите, какой частью речи выражено дополнение в предложении Завтра не будет похоже на сегодня:
А) существительным,
Б) прилагательным,
В) наречием,
Г) местоимением,
Д) числительным.

15. Какое словосочетание соответствует грамматическому значению «действие и его признак»?
А) иллюстрированный журнал,
Б) иллюстрации в журнале,
В) журнал с иллюстрациями,
Г) иллюстрировать журнал,
Д) интересно иллюстрировать.

16. Укажите словосочетание с наречием:
А) зимнее утро,
Б) наступило утро,
В) рано утром,
Г) дождаться утра,
Д) по утренней дороге.

17. От каких прилагательных нельзя образовать наречия, имеющие степени сравнения:
А) плохой, хороший,
Б) городской, звериный,
В) сильный, свирепый,
Г) красивый, наивный,
Д) зеленый, длинный.

18. Укажите наречие с буквой –о на конце:
А) сначал.. скажи,
Б) раскалить докрасн..,
В) издавн... повелось,
Г) начист.. вымыть,
Д) слев.. от нас.

19. Выберите вариант с приставкой НЕ- в наречиях:
А) н..чуть не тревожиться,
Б) н..откуда не получать писем,
В) н..где разместить,
Г) н..мало не беспокоиться,
Д) н..сколько не волноваться.

20. В каком варианте наречие с НЕ пишется раздельно?
А) отнюдь (не)весело,
Б) поступить крайне (не)осторожно,
В) расположились (не)далеко,
Г) (не)стерпимо больно,
Д) (не)зачем так кричать.
Ответы

1 В
2 Д
3 А
4 В
5 В
6 В
7 А
8 В
9 В
10 Б
11 Г
12 Б
13 Б
14 В
15 Д
16 В
17 Б
18 Г
19 В
20 А