Как правильно писать: мозайка или мозаика? Происхождение и значение слова. Конспект урока на тему «Закрепление изученного

Г осударственное бюджетное ОБЩЕобразовательное учреждениЕ

Средняя ОБЩЕобразовательная школа № 303

с углубленным изучением немецкого языка И ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА им . фРИДРИХА Шиллера

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Учитель: Кудрявцева Любовь Владимировна, учитель высшей категории

Тема: Узелки на память. Буквенная мозаика.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Целевые установки урока :

Образовательные:

закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [о];

совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

учить выделять гласный звук в слове;

закрепить графические образы букв А, У, О.

Развивающие:

развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков [а], [у], [о];

развитие ориентировки в пространстве;

развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные:

воспитывать умение работать в течение всего занятия;

воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Формируемые УУД:

Познавательные :

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

структурирование знаний.

Регулятивные :

принимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные :

понимать возможность различных позиций других людей;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные:

осознавать значимость чтения, потребность в систематическом чтении;

высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

Предметные:

уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова, определять ударный слог, давать характеристику звуку

Метапредметные:

способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Формы организации учебной деятельности:

фронтальная,

работа в парах постоянного состава.

Логика развития урока:

Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация знаний учащихся.

Организация познавательной деятельности учащихся.

Закрепление и включение в систему знаний.

Рефлексия учебной деятельности.

Оборудование:

Презентация в программном обеспечении интерактивной доски Smart .

Электронное приложение к УМК «Перспектива».

Раздаточный материал: лист самооценки, листочки на ниточке.

Ход урока:

Орг. момент. Эмоционально-волевая регуляция.

Музыка (лирическая мелодия)

А у вас сегодня какое настроение? Покажите при помощи мимики свое сегодняшнее настроение.

Грамматика русского языка содержит сотни правил и еще больше исключений из них. По этой причине выучить все и применять на практике способны лишь немногие. Большинство из нас со времен уроков правописания помнят, что определить, как пишется та или иная спорная гласная в слове, можно, если просклонять его (или подобрать однокоренное), чтобы ударение падало именно на нее. Однако, что делась с особо проблемными терминами? Например, с такими, как существительное иностранного происхождения «мозайка» (или «мозаика»)? Ведь в данном случае спор идет о том, какую букву писать в корне слова. Давайте отыщем ответ на этот вопрос, а также узнаем о толковании и происхождении данного существительного.

Что такое зияние?

Прежде чем разбираться с правописанием любого термина, всегда стоит сориентироваться, принадлежит ли он к исконно русской лексике или является заимствованным. При втором варианте весьма высока вероятность, что написание рассматриваемого слова - это традиция, не объяснимая правилами российского языка, и этот случай просто нужно выучить наизусть.

Однако некоторым заимствованиям уже несколько сотен лет, и они так привычны всем, что далеко не каждый сможет распознать в них иностранные названия.

Чтобы легче это было делать, стоит узнать одну особенность В период их формирования в них отсутствовало понятие зияния (нахождение рядом нескольких гласных), поскольку все слоги были открытыми (начинается на согласный и заканчивается на гласный).

Исходя из того что в рассматриваемых проблемных терминах "мозайка" и "мозаика" есть вероятность зияния «аи» (если писать его через "и"), можно предположить, что оно не относится к исконно-славянской лексике. А значит, следует проверить его орфографию по словарю.

Как правильно: мозайка или мозаика?

Открыв любой лингвистический фолиант, можно в нем найти, что данное существительное действительно иностранного происхождения и пишется с буквой «и».

А другой вариант: «мозайка», в русском языке не используется ни при каких условиях, и подобное написание, согласно современным правилам грамматики, всегда является ошибкой.

Значение слова «мозаика»

Чтобы понять причины появления спора о написании рассматриваемого существительного, стоит узнать его толкование и историю появления в славянских языках.

Значение слова "мозаика" стало известно на землях Руси с принятием христианства в X в. Ведь вместе с новой религией в стране появилась необходимость строить храмы для ее приверженцев. Наиболее искусными мастерами в те времена считались греки, которые и привезли с собой традицию оформления узоров из разноцветных кусочков камня, смальты или керамической плитки, известную сегодня как мозаика.

Вскоре этому ремеслу обучились и славянские мастера, а традиция использования такой техники оформления для декорирования храмов прочно закрепилась у славян на века.

Стоит отметить, что, в отличие древних греков и римлян (украшавших таким способом не только культовые сооружения, но и свои дома), на Руси этот способ практиковался в основном лишь для декорирования церквей.

Только после распада Царской России (образование СССР) и начала антирелигиозной кампании мозаика стала элементом оформления для зданий общественного пользования на всех прилежащих территориях.

В тот же период для детского творчества стали выпускать наборы из пластика, также носившие название «мозаика». Кстати, они весьма популярны и сегодня.

Почему возник вариант написания «мозайка»

Как же связан вопрос о написании данного существительного (мозайка или мозаика) с периодом его появления в славянских языках?

Дело в том, что этот термин, как и сам вид искусства, был заимствован через посредничество греческого языка, в котором оно выглядело μωσαϊκό и произносилось с «й». А если учесть что явления зияния в древнеславянском не было, новый термин на слух мог так и писаться «мозайка». Кстати, об этом свидетельствует тот факт, что в болгарском языке - до сих пор используется подобный вариант «мозайка». Да и в украинском слово также произносится со звуком [й] - «мозаїка» (дифтонг "ї" после гласно обозначает два звука [йі]).

Во время реформ Петра I Российская империя стала ориентироваться на Европу. В этот период в русский язык вливается огромное количество новых терминов иностранного происхождения. Вероятнее всего, в это время норма написания рассматриваемого термина была «подогнана» под европейскую (основана на латинском и итальянском написании и звучании) - то есть с «и». Она существует и сегодня, причем не только в российском, но и в белорусском, польском, чешском и большинстве других славянских и неславянских языков.

Несмотря на это, в народе, по-видимому сохранились воспоминания о существовании нормы «мозайка», поэтому до сих пор некоторые делают ошибки в данном существительном.

Какое правило объясняет такое правописание

Разобравшись с тем, как правильно: мозайка или мозаика, стоит уточнить, какое именно правило регулирует его написание. Данное существительное относится к специфическому виду словарных терминов, правильность которых проверяется с помощью орфографического словаря.

Но в этом конкретном случае безударное «и» можно «проявить», подобрав однокоренное прилагательное «мозаичный». В нем ударение переносится на «проблемную» букву «и». Однако обычно этот способ не используется для правописания корней слов иностранного происхождения.

Вопрос с ударением

Рассмотрев, как и почему пишется существительное «мозаика», стоит узнать, на какой слог ставится в нем ударение. Дело в том, что в разных языках используются различные варианты. Однако в российском ударной является буква «а» во втором слоге.

Тема урока : Закрепление изученного. Буквенная мозаика.

Задачи урока:

Предметные

— узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,

— узнавать йотированные звуки в начале слова и после гласной буквы,

— узнавать графический образ букв, выделять звуки из слов,

— обозначать гласные звуки буквами,

Метапредметные

Регулятивные

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Познавательные

1.Ориентироваться в учебниках.

2.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

3.Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные

— Проявлять уважение к своему классу, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку одноклассников.

— Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

— Выполнять правила поведения на уроке.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок.

Раз, два, три — слушай и смотри.
Три, два, раз — мы начнём сейчас!

Девиз урока.

ПКЧА (пишу красиво, чисто, аккуратно)

2. Актуализация опорных знаний.

Работа по «Ленте букв».

Что такое буква? Что вы можете сказать про буквы и звуки?

— На какие группы делятся звуки нашей речи?

Как можно определить, что звук является гласным? (Воздух проходит свободно

— Если слог состоит из одного звука, то каким является этот звук? (Гласным)

Какие бывают гласные звуки? (Ударные и безударные)

Что можно определить по количеству гласных в слове? (Количество слогов в слове)

— Какие гласные звуки обозначают мягкость согласных звуков? ([ и, е ё ])

Выборочное списывание: выписать буквы гласных звуков.

Какие буквы здесь написаны: а, о, и, у, ы, э, е ё- буквы гласных звуков.

На какие две группы можно их разделить?

1) а, о, у, ы, э

2) и, е ё

— Почему вы так разделили буквы гласных?

Д. – Первая группа гласных — про них можно сказать, вижу эти буквы- согласный, стоящий перед ними читаю твердо……

Вижу буквы И, Е Ё — согласный, стоящий перед ними читаю мягко..

Отгадайте загадку:

Не гигант он — карапуз. Конь ушастый, низкорослый На спине огромный груз Тащит в гору бодро…(Ослик)

Работа в прописях (с.61)

Звуко-буквенный разбор слова «ослик»

Рассмотрите рисунок.

Кто на нём изображён?

Составьте звуковые схемы слов ОСЛИК и ПОНИ.

Сколько слогов в этих словах?

Назовите ударные слоги.

Что делают ослик и пони? Составьте устный рассказ по рисунку.

5. Работа по теме урока . Работа в прописях (с.61)

— Прочитайте предложения над рисунком.

— Какой знак стоит в конце предложений? Почему?

— С какой интонацией их надо читать?

— Прочитайте предложения выразительно.

— Прочитайте текст под рисунком.

— Выпишите названия рыб.

Звуковой анализ слов

Ну вот мы с вами вспомнили все правила,а теперь давайте выполним звуковой анализ слов.

— Кто желает выйти к доске?.

— И так, разбираем слово ТЁРКА, СВЁКЛА

(Слого-звуковой анализ слов СВЁКЛА, ТЁРКА, составление схем)

6. Физминутка. Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали.

Ручками похлопали,

Ножками потопали,

Встали, сели,

Встали, сели,

И друг друга не задели.

Все за парты тихо сели.

7. Продолжение работы по теме урока. Работа в прописях (с.61)

(Списывание с печатного текста)

— Подчеркните в словах буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

Прочитайте первую пару слов внизу страницы.

— Обведите слова, запишите недостающие слова.

— Какие слова вы дописали? (Лён, кол)

8. Пальчиковая гимнастика .

Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну, а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки. (О. Узорова)

Упражнение выполняется сидя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.

9.Рефлексивно- оценочный этап.

Закончите предложения .

Я на уроке научился …

Самым интересным на уроке было…

Мне удалось …

Я испытал затруднение….

Вернемся к девизу урока: ПКЧА

Нарисуйте в нижнем правом уголке листа три кружка и подпишем их. К Ч А

Каждый критерий оценивают отдельно и закрашивают кружки.

Зеленый – соответствует;

синий – что-то не получилось;

красный – выполнено плохо.

Подведение итогов урока.

Закончите предложения

Работать на уроке мне понравилось, потому что…

Наиболее трудным мне показалось…

Самым интересным было…