Г осударственное бюджетное ОБЩЕобразовательное учреждениЕ
Средняя ОБЩЕобразовательная школа № 303
с углубленным изучением немецкого языка И ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА им . фРИДРИХА Шиллера
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Учитель: Кудрявцева Любовь Владимировна, учитель высшей категории
Тема: Узелки на память. Буквенная мозаика.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Целевые установки урока :
Образовательные:
закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [о];
совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
учить выделять гласный звук в слове;
закрепить графические образы букв А, У, О.
Развивающие:
развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков [а], [у], [о];
развитие ориентировки в пространстве;
развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Воспитательные:
воспитывать умение работать в течение всего занятия;
воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
Формируемые УУД:
Познавательные :
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
структурирование знаний.
Регулятивные :
принимать и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные :
понимать возможность различных позиций других людей;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные:
осознавать значимость чтения, потребность в систематическом чтении;
высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Предметные:
уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова, определять ударный слог, давать характеристику звуку
Метапредметные:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная,
работа в парах постоянного состава.
Логика развития урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация знаний учащихся.
Организация познавательной деятельности учащихся.
Закрепление и включение в систему знаний.
Рефлексия учебной деятельности.
Оборудование:
Презентация в программном обеспечении интерактивной доски Smart .
Электронное приложение к УМК «Перспектива».
Раздаточный материал: лист самооценки, листочки на ниточке.
Ход урока:
Орг. момент. Эмоционально-волевая регуляция.
Музыка (лирическая мелодия)
А у вас сегодня какое настроение? Покажите при помощи мимики свое сегодняшнее настроение.
Грамматика русского языка содержит сотни правил и еще больше исключений из них. По этой причине выучить все и применять на практике способны лишь немногие. Большинство из нас со времен уроков правописания помнят, что определить, как пишется та или иная спорная гласная в слове, можно, если просклонять его (или подобрать однокоренное), чтобы ударение падало именно на нее. Однако, что делась с особо проблемными терминами? Например, с такими, как существительное иностранного происхождения «мозайка» (или «мозаика»)? Ведь в данном случае спор идет о том, какую букву писать в корне слова. Давайте отыщем ответ на этот вопрос, а также узнаем о толковании и происхождении данного существительного.
Что такое зияние?
Прежде чем разбираться с правописанием любого термина, всегда стоит сориентироваться, принадлежит ли он к исконно русской лексике или является заимствованным. При втором варианте весьма высока вероятность, что написание рассматриваемого слова - это традиция, не объяснимая правилами российского языка, и этот случай просто нужно выучить наизусть.
Однако некоторым заимствованиям уже несколько сотен лет, и они так привычны всем, что далеко не каждый сможет распознать в них иностранные названия.
Чтобы легче это было делать, стоит узнать одну особенность В период их формирования в них отсутствовало понятие зияния (нахождение рядом нескольких гласных), поскольку все слоги были открытыми (начинается на согласный и заканчивается на гласный).
Исходя из того что в рассматриваемых проблемных терминах "мозайка" и "мозаика" есть вероятность зияния «аи» (если писать его через "и"), можно предположить, что оно не относится к исконно-славянской лексике. А значит, следует проверить его орфографию по словарю.
Как правильно: мозайка или мозаика?
Открыв любой лингвистический фолиант, можно в нем найти, что данное существительное действительно иностранного происхождения и пишется с буквой «и».
А другой вариант: «мозайка», в русском языке не используется ни при каких условиях, и подобное написание, согласно современным правилам грамматики, всегда является ошибкой.
Значение слова «мозаика»
Чтобы понять причины появления спора о написании рассматриваемого существительного, стоит узнать его толкование и историю появления в славянских языках.
Значение слова "мозаика" стало известно на землях Руси с принятием христианства в X в. Ведь вместе с новой религией в стране появилась необходимость строить храмы для ее приверженцев. Наиболее искусными мастерами в те времена считались греки, которые и привезли с собой традицию оформления узоров из разноцветных кусочков камня, смальты или керамической плитки, известную сегодня как мозаика.
Вскоре этому ремеслу обучились и славянские мастера, а традиция использования такой техники оформления для декорирования храмов прочно закрепилась у славян на века.
Стоит отметить, что, в отличие древних греков и римлян (украшавших таким способом не только культовые сооружения, но и свои дома), на Руси этот способ практиковался в основном лишь для декорирования церквей.
Только после распада Царской России (образование СССР) и начала антирелигиозной кампании мозаика стала элементом оформления для зданий общественного пользования на всех прилежащих территориях.
В тот же период для детского творчества стали выпускать наборы из пластика, также носившие название «мозаика». Кстати, они весьма популярны и сегодня.
Почему возник вариант написания «мозайка»
Как же связан вопрос о написании данного существительного (мозайка или мозаика) с периодом его появления в славянских языках?
Дело в том, что этот термин, как и сам вид искусства, был заимствован через посредничество греческого языка, в котором оно выглядело μωσαϊκό и произносилось с «й». А если учесть что явления зияния в древнеславянском не было, новый термин на слух мог так и писаться «мозайка». Кстати, об этом свидетельствует тот факт, что в болгарском языке - до сих пор используется подобный вариант «мозайка». Да и в украинском слово также произносится со звуком [й] - «мозаїка» (дифтонг "ї" после гласно обозначает два звука [йі]).
Во время реформ Петра I Российская империя стала ориентироваться на Европу. В этот период в русский язык вливается огромное количество новых терминов иностранного происхождения. Вероятнее всего, в это время норма написания рассматриваемого термина была «подогнана» под европейскую (основана на латинском и итальянском написании и звучании) - то есть с «и». Она существует и сегодня, причем не только в российском, но и в белорусском, польском, чешском и большинстве других славянских и неславянских языков.
Несмотря на это, в народе, по-видимому сохранились воспоминания о существовании нормы «мозайка», поэтому до сих пор некоторые делают ошибки в данном существительном.
Какое правило объясняет такое правописание
Разобравшись с тем, как правильно: мозайка или мозаика, стоит уточнить, какое именно правило регулирует его написание. Данное существительное относится к специфическому виду словарных терминов, правильность которых проверяется с помощью орфографического словаря.
Но в этом конкретном случае безударное «и» можно «проявить», подобрав однокоренное прилагательное «мозаичный». В нем ударение переносится на «проблемную» букву «и». Однако обычно этот способ не используется для правописания корней слов иностранного происхождения.
Вопрос с ударением
Рассмотрев, как и почему пишется существительное «мозаика», стоит узнать, на какой слог ставится в нем ударение. Дело в том, что в разных языках используются различные варианты. Однако в российском ударной является буква «а» во втором слоге.
Тема урока : Закрепление изученного. Буквенная мозаика.
Задачи урока:
Предметные
— узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,
— узнавать йотированные звуки в начале слова и после гласной буквы,
— узнавать графический образ букв, выделять звуки из слов,
— обозначать гласные звуки буквами,
Метапредметные
Регулятивные
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
Познавательные
1.Ориентироваться в учебниках.
2.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
3.Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные
— Проявлять уважение к своему классу, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку одноклассников.
— Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
— Выполнять правила поведения на уроке.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок.
Раз, два, три — слушай и смотри.
Три, два, раз — мы начнём сейчас!
Девиз урока.
ПКЧА (пишу красиво, чисто, аккуратно)
2. Актуализация опорных знаний.
Работа по «Ленте букв».
Что такое буква? Что вы можете сказать про буквы и звуки?
— На какие группы делятся звуки нашей речи?
— Как можно определить, что звук является гласным? (Воздух проходит свободно
— Если слог состоит из одного звука, то каким является этот звук? (Гласным)
— Какие бывают гласные звуки? (Ударные и безударные)
— Что можно определить по количеству гласных в слове? (Количество слогов в слове)
— Какие гласные звуки обозначают мягкость согласных звуков? ([ и, е ё ])
— Выборочное списывание: выписать буквы гласных звуков.
Какие буквы здесь написаны: а, о, и, у, ы, э, е ё- буквы гласных звуков.
На какие две группы можно их разделить?
1) а, о, у, ы, э
2) и, е ё
— Почему вы так разделили буквы гласных?
Д. – Первая группа гласных — про них можно сказать, вижу эти буквы- согласный, стоящий перед ними читаю твердо……
— Вижу буквы И, Е Ё — согласный, стоящий перед ними читаю мягко..
— Отгадайте загадку:
Не гигант он — карапуз. Конь ушастый, низкорослый На спине огромный груз Тащит в гору бодро…(Ослик)
Работа в прописях (с.61)
Звуко-буквенный разбор слова «ослик»
— Рассмотрите рисунок.
— Кто на нём изображён?
— Составьте звуковые схемы слов ОСЛИК и ПОНИ.
— Сколько слогов в этих словах?
— Назовите ударные слоги.
— Что делают ослик и пони? Составьте устный рассказ по рисунку.
5. Работа по теме урока . Работа в прописях (с.61)
— Прочитайте предложения над рисунком.
— Какой знак стоит в конце предложений? Почему?
— С какой интонацией их надо читать?
— Прочитайте предложения выразительно.
— Прочитайте текст под рисунком.
— Выпишите названия рыб.
Звуковой анализ слов
Ну вот мы с вами вспомнили все правила,а теперь давайте выполним звуковой анализ слов.
— Кто желает выйти к доске?.
— И так, разбираем слово ТЁРКА, СВЁКЛА
(Слого-звуковой анализ слов СВЁКЛА, ТЁРКА, составление схем)
6. Физминутка. Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали.
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Встали, сели,
Встали, сели,
И друг друга не задели.
Все за парты тихо сели.
7. Продолжение работы по теме урока. Работа в прописях (с.61)
(Списывание с печатного текста)
— Подчеркните в словах буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
Прочитайте первую пару слов внизу страницы.
— Обведите слова, запишите недостающие слова.
— Какие слова вы дописали? (Лён, кол)
8. Пальчиковая гимнастика .
Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки. (О. Узорова)
Упражнение выполняется сидя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.
9.Рефлексивно- оценочный этап.
Закончите предложения .
Я на уроке научился …
Самым интересным на уроке было…
Мне удалось …
Я испытал затруднение….
Вернемся к девизу урока: ПКЧА
Нарисуйте в нижнем правом уголке листа три кружка и подпишем их. К Ч А
Каждый критерий оценивают отдельно и закрашивают кружки.
Зеленый – соответствует;
синий – что-то не получилось;
красный – выполнено плохо.
Подведение итогов урока.
Закончите предложения
Работать на уроке мне понравилось, потому что…
Наиболее трудным мне показалось…
Самым интересным было…