Как проходит адаптация к школе. Признаки успешной адаптации детей к школе

Когда ребёнок идёт в первый класс, взрослым кажется, что начало школьной жизни запомнится ему как одно из самых радостных, счастливых и светлых событий жизни. Бесспорно, каждый малыш спешит с гордостью примерить на себя роль первоклассника, однако очень часто оказывается, что школьные правила и порядки далеко не так радостны и интересны, как ему бы хотелось.

Изменения привычного уклада жизни - довольно стрессовая ситуация. Особенно сильно эта ситуация может повлиять на психику, настроение и самочувствие ребёнка. Когда ребёнок осознаёт, что вместо игр, просмотров мультфильмов и прогулок ему приходится сидеть на уроках, делать домашнее задание и готовиться к новому школьному дню, роль первоклассника уже не кажется ему такой привлекательной, как раньше. У детей любой дискомфорт часто выражается в психосоматических симптомах. Если ребёнку что-то не нравится, он может начать болеть, капризничать или замыкаться в себе. Всё это, как следствие, приводит к плохой успеваемости в школе и потере интереса к учёбе.

Как адаптировать ребёнка к школе?

Помочь ребёнку чувствовать себя комфортно в школьной среде могут только родители. Каким бы профессиональным и внимательным ни был преподаватель, отношение ребёнка к школе во многом складывается на основе родительского примера. Если родители превыше всего ставят успеваемость ребёнка и считают, что добиться результата они смогут только путем строгости, запрета и наказаний, процесс адаптации первоклассника к школе может затянуться на долгие месяцы. Если же родители смогут правильно мотивировать ребёнка и привить ему интерес к учёбе, адаптация к новой жизни пройдёт легко и почти незаметно.

Готовимся к школе

Рассказывая ребёнку о школе, не старайтесь сильно приукрасить действительность. Ребёнок должен знать, что школа откроет ему двери в новую жизнь, где он найдёт своих друзей, научится быть взрослым, самостоятельным, сильным и умным. Но, вместе с тем, малыш должен понимать, что для того, чтобы добиться успеха, ему нужно будет проявить дисциплинированность, усидчивость и внимательность. Постарайтесь как можно раньше привлечь будущего первоклассника к подготовке к школьной жизни. Покупая канцтовары, школьную одежду и организовывая школьное место, интересуйтесь его мнением. Чем раньше ребёнок начнёт проявлять самостоятельность, тем легче ему будет привыкнуть к школьной жизни.

Дозируйте учебу

С приходом первого сентября у ребёнка кардинально меняется образ жизни. И даже если ребёнок уже привык к дисциплине, посещал детский сад или различные кружки, школьная жизнь во много раз увеличивает его обычную нагрузку. Отсидев несколько часов за партой, малыш просто не может сконцентрироваться на усвоении новой информации. Поэтому после школы устраивайте небольшую прогулку на свежем воздухе и позволяйте ребёнку какое-то время заниматься тем, чем ему хочется. Но, в то же время, не затягивайте с выполнением домашних заданий. Если ребёнку трудно за один раз выполнить весь объём упражнений, разбивайте этот процесс на несколько частей. Но делайте это так, чтобы у малыша оставалось время на полноценный отдых.

Составляйте график

Правильно спланированный график - это основа дисциплины, а также хорошего психического и физического самочувствия. Став школьником, ребёнку приходится раньше вставать и, соответственно, раньше ложиться. Однако, переключиться на новый график не так просто, как кажется. Лучше всего приучать ребёнка к ранним подъёмам за несколько недель до начала сентября. Однако, чтобы этот процесс прошёл безболезненно, он должен осуществляться постепенно. Каждые три дня будите малыша на 10 минут раньше, чем он привык просыпаться. В школьные дни составьте ребёнку наглядный полноценный график. Распишите, сколько времени он может посвятить на сборы, сколько на игры, а сколько на учёбу. Можно дополнительно приобрести игрушечный таймер или песочные часы, благодаря которым ребёнок наглядно увидит, куда уходит его время. Также очень важно, чтобы ребёнок осознал ценность своего времени. Объясните ему, что чем больше он капризничает и балуется в процессе выполнения уроков, тем меньше времени он сможет провести за своими любимыми занятиями.

Правильное питание

Осваивая новые знания, ребёнок тратит очень много энергии, восполнить которую поможет только сбалансированное питание. Следите, чтобы ребёнок получал все необходимые элементы в нужном количестве. И самое главное - приучите его к полноценному здоровому завтраку. Родителям в этом деле также необходимо показать малышу собственный пример. Вряд ли ребёнок захочет завтракать овсяной кашей, если кто-то в это время предпочитает питаться бутербродом с колбасой.

Не ограничивайте физическую активность ребёнка

С началом школьной жизни физическая активность детей резко падает. Многочасовое сидение за партой не очень благоприятно сказывается на будущем здоровье и самочувствии ребёнка. И, к тому же, малоподвижный образ жизни просто невыносим для гиперактивных детей. В идеале, несколько раз в неделю школьник должен посещать какую-нибудь спортивную секцию, занятия по танцам или ходить на плавание в бассейне. Если же такой возможности нет, во-первых, ежедневно делайте с ребёнком зарядку, во-вторых, гуляйте на свежем воздухе и чаще ходите пешком и, в-третьих, посвящайте выходные активному отдыху.

Не ругайте ребёнка за ошибки

Чрезмерная требовательность к успеваемости ребёнка может развить у него комплекс неполноценности. Если ребёнку трудно даётся какой-то предмет - это нормально. В этой ситуации вы должны помочь малышу приложить максимум усилий для его усвоения, но ни в коем случае не сводить процесс воспитания к наказанию. Также никогда не наказывайте первоклассника в случае возникновения конфликтной ситуации с одноклассниками или учителем до того момента, пока вы не выясните все подробности. Если же окажется, что в конфликте был виноват ребёнок, просто объясните ему его ошибку. В любой ситуации ребёнок должен ощущать вашу поддержку.

Адаптация ребёнка к школе пройдёт намного легче, если он будет чувствовать, что вы гордитесь им, несмотря на его оценки, поведение и успеваемость. Только благодаря родительскому пониманию и заботе первоклассник сможет поверить в свои силы и с радостью окунуться в новый этап своей жизни.

Ребенок идет в первый класс. Почему ему трудно привыкнуть к школе и как ему в этом могут помочь родители?

Вроде бы совсем недавно вы забирали своего кроху с роддома. И вот незаметно пролетели годы, и пришло время вести его в первый класс. Радостные ожидания, новые впечатления, нарядные букеты, белые банты или галстуки-бабочки – рисуется картинка чудесного праздника для первоклассника. Но эффект новизны и очарования необычной обстановкой быстро проходит, и ребенок начинает понимать, что в школу он пришел не для праздника, а для учебы. И вот теперь самое интересное…

Вдруг вы начинаете замечать, что ваш ранее такой послушный и добрый ребенок вдруг становится агрессивным, отказывается идти в школу, плачет, капризничает, жалуется на учителя и одноклассников, или валится с ног от усталости. Конечно же, любящий родитель сразу же начинает бить тревогу: что с этим делать? Как помочь ребенку привыкнуть к школе? Нормально ли все то, что с ним происходит?

Как обычно, единого ответа на все эти вопросы не существует. Ведь ваше дитя – личность, и у него есть свои индивидуальные особенности, свой темперамент, характер, привычки, состояние здоровья, наконец. Большое значение имеют такие факторы, как:

  • уровень готовности малыша к школьному обучению – имеется в виду не только умственная, но и физическая, и психологическая готовность;
  • степень социализации крохи – насколько он умеет общаться и сотрудничать с ровесниками и со взрослыми, в частности, ходил ли он в детский садик?

Как же понять, насколько успешно дитя привыкает к школе?


Начало школьного обучения – серьезное событие в жизни маленького человека. По сути, это его шаг, или даже прыжок, в неизвестность. Попробуйте на минуту поставить себя на место вашей дочери или сына или по возможности вспомнить свои первые школьные впечатления. Волнительно, правда? Даже если мама с папой как можно подробнее и заранее рассказывали крохе о том, что его ожидает в школе, все равно первое время для него будет очень неожиданным. Да и слова «Ты там будешь учиться», собственно, 6-7-летнему человечку вряд ли скажут очень много. Что значит учиться? Как это делать? Зачем мне это нужно? Почему мне нельзя, как прежде, играть и гулять с мамой и сестричками-братиками? И это только первый уровень переживаний вашего ребенка.

Сюда добавляются новые знакомства, необходимость привыкать к новым условиям деятельности. А нравлюсь ли я Маше и Ване? А учительнице? Почему мне надо сидеть за одной партой с Васей, который дергает меня за косички? Почему все смеются, когда я хочу поиграть с машинкой? Зачем мне так долго сидеть, если я хочу побегать? Почему звонок так долго не звенит? Почему, если я хочу пойти домой к маме, мне нельзя?

Несложно догадаться, какие огромные интеллектуальные, физические, эмоциональные нагрузки испытывают дети во время адаптации к школе. И мы, как любящие родители, просто обязаны им помочь пройти этот период как можно мягче и безболезненнее. Именно для этого и стоит периодически пробовать ставить себя на место ребенка, учиться смотреть с его колокольни, вспоминать, как вы чувствовали себя тогда, когда «звезды ярче светили, были дома большими». И давать крохе именно то, в чем он больше всего сейчас нуждается.

Чтобы привыкнуть к новой обстановке, крохе нужно время. Не один день, не одна неделя и даже не один месяц. По наблюдениям специалистов, средняя продолжительность адаптации к школе – от двух месяцев до полугода. Успешной адаптация считается, если ребенок:

  • спокоен, в хорошем настроении;
  • хорошо говорит об учителе и одноклассниках;
  • быстро заводит друзей среди ровесников в классе;
  • без дискомфорта и легко выполняет домашние задания;
  • понимает и принимает школьные правила;
  • нормально реагирует на замечания учительницы;
  • не боится учителей или ровесников;
  • нормально принимает новый режим дня – встает утром без слез, вечером спокойно засыпает.

К сожалению, так бывает не всегда. Нередко могут наблюдаться признаки дезадаптации ребенка:

  • чрезмерная усталость крохи, тяжелые засыпания по вечерам и такие же нелегкие пробуждения утром;
  • жалобы ребенка на требования учителей, на одноклассников;
  • сложное привыкание к требованиям школы, обиды, капризы, сопротивление порядку;
  • как следствие, трудности в учебе. Ребенку просто нереально со всем этим «букетом» еще и сосредоточиться на получении новых знаний.

В таких случаях необходима комплексная помощь родителей, психолога и педагога. Так вы сможете помочь ребенку пройти этот период самым оптимальным для него путем. Но, для более осознанной помощи крохи, неплохо разобраться, а что же с ним, собственно, происходит в период привыкания к школе?


Первым делом разберемся с возросшей физиологической нагрузкой на малыша. Учебные занятия требуют от ребенка удержание относительно неподвижной позы на протяжении урока. Если ранее ваше дитя большую часть времени посвящало всяческой активности – бегу, прыжкам, веселым играм – то сейчас ему приходится несколько часов в день просиживать за партой. Такая статическая нагрузка для шести-семилетнего ребенка очень трудна. Двигательная активность крохи становится фактически вполовину меньше, чем до момента поступления в школу. Но потребность в движении так просто за один день не отключается – она по-прежнему остается большой и теперь качественно не удовлетворяется.

Кроме того, в возрасте 6 — 7 лет крупные мышцы созревают быстрее, чем мелкие. В связи с этим детям намного проще выполнять размашистые, сильные движения, чем те, для которых необходима большая точность – например, письмо. Соответственно, от выполнения мелких движений ребенок быстро устает.

Физиологическая адаптация первоклассника к школе проходит несколько этапов:

  1. «Физиологическая буря» — так специалисты называют первые пару-тройку недель школьного обучения. Все системы организма ребенка в ответ на новые внешние воздействия сильно напрягаются, забирая значительную часть ресурсов крохи. В связи с этим многие первоклашки в сентябре начинают болеть.
  2. Далее начинается неустойчивое приспособление к новым условиям жизнедеятельности. Организм малыша пытается найти наиболее подходящие реакции на внешний мир.
  3. И только потом начинается фаза относительно устойчивого приспособления. Теперь организм уже понимает, чего от него хотят, и меньше напрягается в ответ на нагрузки. Весь период физической адаптации может длиться до 6 месяцев и зависит от исходных данных ребенка, его выносливости и состояния здоровья.

Родители не должны недооценивать всю трудность периода физиологической адаптации их чада. Медики утверждают, что некоторые первоклашки к концу октября худеют, у многих проявляются такие признаки переутомления, как снижение или повышение артериального давления. Поэтому нечему удивляться, когда 6-7-летки жалуются на постоянное чувство усталости, головную или другие боли в первые два-три месяца школьного обучения. Дети могут стать капризными, частично утратить контроль над своим поведением, у них может часто и резко меняться настроение. Для многих детей школа сама по себе становится стессогенным фактором, ведь требует повышенного напряжения и внимания. Как результат, уже к середине дня дети переутомляются, не имея возможности полного расслабления. Порой дети уже утром грустны, выглядят опустошенными, могут жаловаться на боль в животе, иногда даже появляется утренняя рвота. Если же у крохи до поступления в школу имелись еще и какие-то сложности со здоровьем, адаптация может проходить нелегко. Вспомните об этом до того, как упрекнуть свое дитя в лени и нежелании выполнять новые обязанности!


Прежде всего, разберемся с некоторыми психологическими особенностями первоклашки. К 6 – 7-летнему возрасту устанавливается большее, чем ранее, равновесие между процессами возбуждения и торможения. Но все же, возбуждение пока превалирует над торможением, из-за чего первоклассники в основном очень активны, непоседливы, сильно возбудимы эмоционально.

Через 25-35 минут урока работоспособность ребенка падает, и на втором уроке может вообще резко снизиться. При высоком эмоциональном насыщении уроков и внеурочных мероприятий дети могут сильно утомляться. Все это необходимо учитывать взрослым, чтобы помочь своему ребенку в адаптации.

Обращаясь к возрастной психологии, можно сказать, что в жизнь ребенка приходит новый вид деятельности – учебная. В общем виде ведущими видами деятельности ребенка являются:

  • с 1 года до 3 лет — предметно-манипулятивная игра;
  • с 3 до 7 лет – ролевая игра;
  • с 7 до 11 лет – учебная деятельность, операционно-техническая деятельность.

На базе этой новой для ребенка деятельности в центр сознания выдвигается мышление. Оно становится главной психической функцией и постепенно начинает определять работу всех остальных психических функций – восприятия, внимания, памяти, речи. Все эти функции тоже становятся произвольными и интеллектуализируются.

Благодаря быстрому и постоянному развитию мышления появляется такое новое свойство личности ребенка, как рефлексия – осознание себя, своего положения в группе – классе, семье, оценка себя с позиции «хороший – плохой». Такую оценку дитя берет из отношения к нему близкого окружения. И, в зависимости от того, принимают ли и ободряют ли его родные люди, транслируя посыл «ты хороший», или осуждают и критикуют — «ты плохой» — у ребенка формируется чувство психологической и социальной компетентности в первом случае или неполноценности во втором.

По мнению психологов, независимо от того, во сколько лет ребенок идет в школу – в 6 или в 7 – он все равно проходит особый этап развития, именуемый кризисом 6-7-летнего возраста. Бывший малыш приобретает новую роль в социуме – роль ученика. Одновременно меняется самосознание ребенка, наблюдается переоценка ценностей. Действительно, то, что ранее было значимым, — игра, прогулки – становится второстепенным, а на первый и главный план выходит учеба и все, что с ней связано.

В 6-7-летнем возрасте кардинально меняется эмоциональная сфера ребенка. Будучи дошкольником, малыш, переживая неудачу или услышав неприятные отзывы о своем внешнем виде, конечно, обижался или чувствовал досаду. Но такие эмоции не влияли радикально на становление его личности. Теперь же все неудачи переносятся ребенком гораздо острее, и могут привести к возникновению стойкого комплекса неполноценности. Иными словами, чем чаще ребенок получает негативные оценки в свой адрес, тем более ущербным он себя чувствует. Естественно, такое «приобретение» способно негативно повлиять на самооценку ребенка и уровень его дальнейших притязаний и ожиданий от жизни.

В школьном обучении учтена такая особенность детской психики, поэтому первый класс учебы априори является безоценочным – при оценке работы школьников отметки не используются. Но родители тоже всячески должны поддерживать ребеночка:

  • отмечать все достижения ребенка, даже самые незначительные;
  • оценивать не личность ребенка, а я его поступки – вместо фразы «ты плохой», говорить «ты поступил не очень хорошо»;
- общаясь с сыном или дочерью о неудачах, объяснять, что это временно, поддерживать стремление ребенка преодолевать различные трудности.

Социально-психологическая адаптация первоклашек может протекать по-разному. Условно выделяют три вида адаптации:

1. Благоприятная:

  • ребенок адаптируется к школьному обучению в течение двух первых месяцев;
  • ему нравится ходить в школу, он не боится и не чувствует неуверенности;
  • ребенок легко справляется со школьной программой;
  • он быстро находит друзей, осваивается среди нового коллектива, хорошо общается с ровесниками, устанавливает контакт с учителем;
  • у него фактически все время ровное хорошее настроение, он спокоен, приветлив, доброжелателен;
  • он без напряжения и с интересом и желанием выполняет школьные обязанности.

2. Средняя:

  • время привыкания к школе затягивается до полугода;
  • ребенок не может принять ситуацию учебы, общения с учителем, ровесниками - он может выяснять отношения с товарищем или играть на уроках, реагирует на замечания учителя обидами и слезами или не реагирует вообще;
  • ребенку трудно усваивать учебную программу.

Обычно привыкание к школе и подстройка под новый ритм жизни у таких детей происходит только к концу первого полугодия.

3. Неблагоприятная:

  • у ребенка наблюдаются отрицательные формы поведения, он может резко проявлять негативные эмоции;
  • ребенок не в состоянии освоить учебную программу, ему трудно научиться чтению, письму, счету и т.п.;

На таких деток нередко жалуются родители, одноклассники, учителя, они способны на непредсказуемые реакции, могут «мешать трудиться на уроке». Все это в сумме создает целый комплекс проблем.

Причины социально-психологической дезадаптации

Специалисты выделяют следующие факторы нарушения социально-психологической адаптации:

  • неадекватные требования со стороны взрослых — учителя и родителей;
  • ситуации постоянной неудачи;
  • учебные проблемы ребенка;
  • недовольство, наказания, упреки со стороны взрослых;
  • состояние внутреннего напряжения, тревожности, настороженности у ребенка.

Такое напряжение делает ребенка недисциплинированным, безответственным, невнимательным, он может отставать в учебе, быстро устает и просто не имеет желания ходить в школу:

  • непосильные дополнительные нагрузки – различные кружки и секции, которые постепенно создают стресс и «перегрузку» ребенка, он постоянно боится «не успеть» и в итоге жертвует качеством всей работы;
  • отвержение школьников ровесниками. Такие ситуации в свою очередь порождают протест и плохое поведение.

Всем взрослым – и родителям, и учителям – важно помнить, что плохое поведение является сигналом тревоги. Необходимо проявить дополнительное внимание к ученику, понаблюдать за ним, разобраться в причинах затрудненной адаптации к школе.


Вопрос помощи детям в безболезненном и плавном привыкании к школе без ущерба для здоровья как никогда актуален. Специалисты рекомендуют соблюдать простые советы:

  1. Помогите ребенку вжиться в новую для него роль школьника. Для этого необходимо объяснять ребенку, что такое школа, зачем нужна учеба, какие правила существуют в школе;
  2. Правильно постройте режим дня своего первоклашки. Дневной моцион обязательно должен быть последовательным и постоянным, и учитывать личностные особенности ребенка;
  3. Обсудите с ребенком понятия самооценки, оценки, различные их критерии: аккуратность, красота, правильность, интерес, старательность. Вместе с ребенком выработайте способы достижения всего этого;
  4. Учите ребенка задавать вопросы. Объясните ему, что спрашивать совершенно не стыдно и не зазорно;
  5. Развивайте учебную мотивацию своего первоклассника. Рассказывайте ему, что дает обучение, какие преимущества он получит и чего может достичь благодаря успешной учебе. Но, конечно же, будьте честны с ним и в первую очередь с собой – не надо говорить, что золотая медаль откроет дверь в беззаботную жизнь. Вы ведь сами знаете, что это не так. Но вот объяснить, что учиться интересно, важно и нужно, чтобы потом реализовать себя в каком-то деле, все-таки стоит, правда?
  6. Учите дитя управлять своими эмоциями. Это не значит подавление и замалчивание своих проблем и страхов. Но развитие произвольного поведения очень важно для каждого человека. Школьник должен уметь при необходимости подчиниться правилам, точно выполнять, внимательно слушать задания. Помочь в этом могут игры по правилам и дидактические игры – через них ребенок может прийти к пониманию школьных заданий;
  7. Учите ребенка общаться. Навыки общения помогут ему нормально действовать в условиях групповой деятельности в школе;
  8. Поддерживайте ребенка в его попытках справляться с трудностями. Покажите ему, что вы действительно в него верите и готовы всегда ему помочь при необходимости;
  9. Проявляйте неподдельный интерес к классу, школе, в которую ходит ваше дитя. Обязательно выслушивайте ребенка, когда он хочет вам что-то рассказать;
  10. Перестаньте критиковать ребенка. Даже если у него плохо получается читать, считать, писать, он неаккуратен. Критика со стороны близких, особенно в присутствии посторонних людей, способна только усугубить проблемы;
  11. Поощряйте ребенка. Отмечайте не только его успехи в учебе, но и другие достижения, даже самые незначительные. Любые поддерживающие слова со стороны родителей помогут крохе почувствовать себя значимым и важным в деле, которым он занимается;
  12. Учитывайте темперамент своего чада. Активные дети физически не в силах сидеть долго на одном месте. Медлительные же, наоборот, с трудом привыкают к непростому школьному ритму;
  13. Запретите себе сравнивать своего ребенка с другими детьми. Подобные сравнения приведут или к повышенной гордости – «Я лучше всех!», или к падению самооценки и зависти другим – «Я хуже, чем он…». Сравнивать вы можете только своего ребенка с ним самим, его новые успехи с прежними достижениями;
  14. Не думайте, что детские проблемы проще, чем взрослые. Конфликтная ситуация с ровесником или учителем может оказаться для крохи ничуть не легче, чем конфликт родителя с начальником на работе;
  15. При поступлении ребенка в школу не меняйте резко отношения в семье. Не стоит говорить: «Теперь ты уже большой, сам мой посуду и убирай в доме» и т.д. Помните, ему и так сейчас достаточно школьного напряжения;
  16. По возможности в период адаптации не перегружайте ребенка. Не надо тащить его сразу на море кружков и секций. Подождите, дайте ему справиться с новой обстановкой, а все остальное успеется и потом;
  17. Не показывайте крохе свою тревогу и озабоченность его успеваемостью в школе. Просто интересуйтесь его делами, не оценивая его. И будьте терпеливы в ожидании успехов – они ведь могут появиться не с первого дня! Но, если вы повесите на ребенка ярлык неудачника, его таланты могут так и не проявиться;
  18. Если ребенок очень болезненно относится к школе, снизьте важность школьных отметок. Покажите чаду, что вы его цените и любите, и не за хорошую учебу, а просто так, то есть, безусловно;
  19. Искренне интересуйтесь школьной жизнью крохи, но акцентируйте внимание не на оценках, а на его отношения с другими детками, на школьные праздники, экскурсии, дежурства и т.п.;
  20. Дома создайте ребенку возможность расслабиться и отдохнуть. Помните – в первое время для вашего чада школа является очень серьезной нагрузкой, и он реально устает;
  21. Обеспечьте ребенку доброжелательную атмосферу в семье. Пусть он знает, что дома его всегда ждут и любят, не взирая ни на что;
  22. После занятий гуляйте с ребенком. Помогите ему удовлетворять его потребность в движении и активности;
  23. Помните, что поздний вечер – не для уроков! После занятий дайте крохе отдохнуть, а потом как можно раньше сделайте уроки на завтра. Затем ребенку нужен полноценный сон;
  24. И помните, что основная помощь для ребенка — это доброе, доверительное, открытое общение с родителями, их любовь и поддержка.

Самое главное – это воспитание у ребенка позитивного и радостного отношения к жизни в целом, и к ежедневной школьной деятельности в частности. Когда учеба начнет приносить ребенку радость и удовольствие, тогда школа перестанет быть проблемой.

Тема выступления для родительского собрания:

«Адаптация ребенка к школе».

Подготовила педагог-психолог Костюшкина Ю.А.

Цель занятия: проинформировать родителей об особенностях

адаптации первоклассников к условиям школы.

Задачи:

Дать знания о понятии адаптации к школе;

Дать представления о видах адаптации;

Оборудование: лекционный материал, буклеты.

Ход мероприятия:

Вступительное слово педагога –психолога:

Есть родители, которые рассуждают примерно так: «Наше дело накормить-напоить, а школа научит!» это заблуждение, как заблуждение и то, что образование заканчивается с получением диплома или защитой кандидатской диссертации. Человек должен учиться всегда – с момента своего появления на свет до последнего вздоха. Хотя мы, к сожалению, имеем множественные примеры выросших детей, не обученных вовремя многому. Доказано, что дети, выросшие в обедненной домашней среде, о которых слабо заботились матери, отличаются низкими достижениями в образовании, а мужчины – низким заработком. Теже кто воспитывался, окруженный любовью и заботой о развитии и дошкольном обучении, отличаются успехами в образовании, относительно высоким доходом. И, что очень важно, получив от родителей эстафету заботы о развитии и образовании детей, они в большинстве случаев передают ее своему потомству.

Действительно, понимаем ли мы, взрослые, что учиться трудно? Знаем ли почему? А главное – готовы ли мы к школьным трудностям и к школьным неудачам наших детей?

Школьные трудности неизбежны (к этому мы должны быть готовы), но кто-то пройдет их незаметно, а для кого-то они могут стать непреодолимым препятствием.Здесь многое зависит от нас, взрослых, от нашей помощи и нашей поддержки. Понимаем ли мы, взрослые, что учеба – серьезный труд, требующий значительного интеллектуального, эмоционального и физического напряжения? Знаем ли, что начало года всегда наиболее трудно, особенно для первоклассников. Причем приспособление к школе не заканчивается через неделю-две, для этого требуется много времени. Поэтому в этом пособии мы хотим рассказать вам о том, как помочь ребенку преодолеть первые ступеньки на школьном пути.

Увы, родители чаще нетерпеливы, нетерпимы и эгоистичны, хотя оправдывают это «благими намерениями». Но какими бы не были оправдания, раздражение, крики, выяснение отношений, наказания, все это – дополнительные стрессовые ситуации, это всегда детская боль от непонимания и обиды. Главное, что это только усугубляет трудности и создает новые проблемы. К сожалению, желания родителей не столь уж часто совпадают с возможностями детей. Очень горьким бывает разочарование, огорчение, растерянность, когда у ребенка, на которого вы возлагали столько надежд, неудачи следуют одна за другой.

Почему так трудно учиться? Почему сотни тысяч девчонок и мальчишек страдают от различных школьных проблем? Мы все больше сетуем на программы, методики, систему обучения. Но важно, чтобы это было не одна новая программа, методика, не один учебник, не жесткие сроки, когда все должны работать как один. Ведь все не могут как один. Они очень разные, наши дети. Один, будет слушать учителя, раскрыв рот и, поглощенный работой, аккуратно выпишет каждую буковку, другой и минуты не усидит спокойно, а мечта об аккуратных буковках так останется нашей мечтой. Один схватывает все на лету, другому придется объяснять не раз и не два. Один выбежит после уроков еще полный сил, а другой от непомерной усталости может уснуть даже на уроке.

Кому-то по силам все школьные нагрузки и в шесть лет, а кому-то полезнее еще годик провести дома или в детском саду. Не потому, что ребенок к учебе не готов, а потому, что он не готов к школе, к тому объему школьных нагрузок, с которыми он должен будет справиться. И дело здесь не только в уровне интеллектуального развития ребенка, сколько в возрастных особенностях его развития, в резервах его организма, в состоянии здоровья.

Что такое адаптация к школе?

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того,чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по- настоящему. Это довольно длительный процесс .

Оптимальное время для адаптации детей к школе - 1,5 – 2 месяца.

Некоторые дети проходят этот сложный период дольше - 3-4 месяца.

При крайних случаях - весь учебный год.

Виды адаптации.

Различают физиологическую, психологическую и социальную адаптацию.

В физиологической адаптации выделяется три основных этапа: ориентировочный, этап неустойчивого приспособления, период относительно устойчивого приспособления.

    Ориентировочный этап («физиологическая буря») – длится 2-3 недели.

Когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с переходом в среднюю школу, системы организма отвечают бурной реакцией и значительным напряжением.

    Неустойчивое приспособление («затихание бури») – длится 3-4 недели.

Когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия.

    Относительно устойчивое приспособление – длится 5-9 недель.

Когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем (умственной работы, психической нагрузки общения).

В среднем на физиологическую адаптацию к школе уходит от 2 месяцев до полугода, а наиболее сложными являются первая - четвертая недели.

Физиологическая адаптация - во многом определяется состоянием здоровья ребенка. По степени приспособленности к школе различают группы детей: проявляющих легкую адаптацию, адаптацию средней тяжести и тяжелую.

При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти.

При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия.

У части детей адаптация в школе происходит тяжело . При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года.

Психологическая адаптация детей к школе не менее важна. Именно от этого зависит, насколько ребенок будет готов принимать и понимать новые задачи, а также его желание учиться и понимать знания.

Психологическая адаптация тесно связана с психологической готовностью ребенка к обучению. Свидетельством успешной адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в учебной деятельности, с другой – внутреннее состояние ребенка, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности.

Как только ребенок пошел в школу, чтородители ожидают от своего ребенка: в поведении и в оценках?

Чаще всего родители ждут от своих детей высоких оценок и прилежного поведения. Но далеко не всегда дети оправдывают эти ожидания. Особенно это может проявляться в период адаптации к школе.В возрасте 6-7 лет дети особенно чувствительны к реакции родителей и окружающих на их поведение, на их способности и возможности. Неудачи и провалы ребенок воспринимает наиболее остро. Кстати, именно поэтому в первом классе не ставят оценок. Тем не менее, оценить успеваемость ребенка, его поведение можно из отзывов учителя. Если учитель говорит о том, что ребенок невнимателен и мешает вести уроки, ни в коем случае его нельзя ругать. У ребенка необходимо выяснить, почему он ведет себя так? Что ему кажется непонятным? Объясните, как себя вести правильно.То же самое касается изменившегося поведения ребенка дома. Часто бывает так, что дисциплинированный и спокойный ребенок вдруг начинает грубить родителям и не слушаться. При этом, возможно, что такое поведение бывает только дома, а в школе ребенок ведет себя хорошо. Первая реакция родителей на грубость ребенка – наказание.Однако правильным было бы попытаться понять причину такого поведения. Скорее всего, причина кроется в том, что все свои силы ребёнок тратит на «правильное» поведение в школе. Спокойное поведение на уроке, послушание и внимание к предмету требует огромного напряжения, и, приходя домой, ребенок старается расслабиться, надеясь, что родители его поймут и поддержат.Наказывать ребенка в период адаптации к школе категорически нельзя. Но это не значит, что грубость нужно поощрять. Необходимо максимально корректно избегать конфликтных ситуаций. Если ребенок кричит и грубит, не стоит кричать в ответ или тут же применять штрафные санкции. Лучше сказать нейтральную фразу:

- Ты сейчас раздражен, и вряд ли у нас получится разговор. Мы вернёмся к нему, когда ты успокоишься.

Старайтесь лишний раз обнять и поцеловать ребенка. Ваша поддержка никогда не будет лишней. Важнопомочь ребенку справляться с трудностями обучения. В том числе и с домашними заданиями. Но тут есть один нюанс: надо, чтобы сначала ребенок попробовал сам, и только после того, как у него не получилось, обращался за помощью. Если же изначально садиться за уроки вместе, то у ребенка просто не будет привычки к самостоятельной работе.Очень часто родители, которые сами тяжело пережили адаптацию к школе, и, как следствие, все остальные школьные годы к учебному процессу были настроены негативно, свой эмоциональный настрой и отношение к школе могут передать детям, создавая тем самым для ребенка дополнительные психологические проблемы в период адаптации.

Есть и обратная сторона. Излишне и слишком оптимистичное отношение родителей к школе, которое можетпорождать у ребенка толькорадужные представления о школьной жизни. В итоге он совсем не ожидает проблем, а столкнувшись с первыми трудностями, разочаровывается в школе как таковой. Ведь он уверен, что все с поставленными задачами справляются легко, и только у него это не получается: ну как тут не обвинить в происходящем себя. У ребенка падает самооценка, пропадает желание учиться.Гораздо правильнее будет объяснить ребенку всё о преимуществах школы и обучения, знаний и умений, приобретаемых там, однако не забыть упомянуть о том, что это часто бывает трудной задачей. Что с трудностями сталкиваются все, и важно научиться их преодолевать, что вы поможете ему в любой ситуации. В итоге у ребенка сложится и положительное отношение к школе, и понимание предстоящих трудностей. Не всегда проявления стресса и напряжения оказываются деструктивными. В некоторых случаях неряшливые и непослушные дети наоборот начинают проявлять непривычную дисциплину: сами просыпаются и заправляют кровать, не перечат родителям и так далее. Родители не нарадуются таким изменениям, и не подозревают, что это свидетельствопроблем у ребенка. В какой-то корректировке такое поведение не нуждается, и, скорее всего, со временем все вернется «на круги своя». Вот тут-то и потребуется понимание от родителей. Не стоит упрекать ребенка за то, что он вернулся к своему «привычному»поведению.

Социальная адаптация.

При поступлении ребенка в школу, в его жизни появляется много новых людей и появляется новая социальная роль . Для успешной социальной адаптации к школе, ребенку необходимо будет включиться в новые условия школьной жизни, а именно, в отношения со сверстниками, научиться работать коллективно и в определенном темпе. Коллективная работа в классе предполагает интенсивное общение и совместную работу, как с другими учениками, так и с учителем. Это очень тяжелый период в жизни первоклассника,в первую очередь потому, что школа с первых дней ставит перед учениками множество задач, которые не находят решения при использовании прежнего опыта ребенка, а, следовательно, требуют приложения физических и интеллектуальных сил.

В современных условиях усложнению данной ситуации способствуют: снижение воспитательного влияния семьи, быстрый темп жизни общества и поступление множества противоречивых сведений из средств массовой информации. Жизнь в обществе требует от ребенка подчинения собственных интересов интересам всего общества. Все это подрывает знания младшего школьника об окружающем мире. Нелегко ему будет в осознании себя в новом для него окружении и создании прочных, доверительных взаимоотношений в нем. В связи с этим требуется обязательная помощь в социальной адаптации к условиям школы не только школьного коллектива, но и родителей первоклашек.

При этом от того, как ребёнок покажет себя в коллективе в период адаптации, зачастую зависит его положение в классе на протяжении всего обучения.

Первоклассник должен обладать навыками общения со сверстниками, умением работать вместе и действовать сообща, уметь строить дружеские отношения. Поэтому не стоит ругать своих детей за то, что они часто созваниваются с одноклассниками не по делу, убегают гулять с ними или задерживаются после школы. В школе ребенок должен ощутить, что ему комфортно, интересно и весело среди одноклассников, так как ему очень важна их оценка, их отношение к нему. Каждому первоклашке хочется быть незаменимым другом и внушать доверие своим одноклассникам. Все это часть социальной адаптации, и не стоит мешать этому процессу.

Кроме того, п оложительные эмоции, которые ребенок получает от общения со сверстниками,и ускоряют и облегчают его социальную адаптацию.

Также, первоклассник должен быть готов выполнять поставленные перед ним новые школьные задачи, уметь сознательно принимать новые требования, предъявляемые учителем, соблюдать правила и нормы поведения, режима

дня, иерархию дел и т. д. В начале школьной жизни выполнение и соблюдение новых правил, являются трудной задачей для первоклассника. Поэтому необходимо понимать, что требования соблюдения школьных правил и норм поведения первоклассником должны быть ему четко и конкретно представлены. Важным условием социальной адаптации детей служат одинаковые требования школы и родителей.

Каждый из родителей проходил обучение в школе, и у них есть опыт, собственная система организации учебной и воспитательной деятельности, которая известна им со времени собственного обучения. Но необходимо помнить, что школа является постоянно изменяющимся организмом. В связи с этим важно, чтобы родители были осведомлены о тех правилах и законах, по которым функционирует школа. Таким образом удастся избежать двойных стандартов, которым может быть подвергнут ребенок со стороны семьи и школы, что может усложнить и без того тяжелый период в жизни первоклассника.

Сложнее дело обстоит с застенчивыми и замкнутыми детьми. Такие дети часто стремятся брать в школу свои любимые игрушки. Многие родители препятствуют этому, мотивируя тем, что ребенок уже вырос и стал учеником, что школа это не детский сад. Однако делать этого нестоит. Ребенок чувствует себя неуверенно в новой обстановке, а игрушка – как часть старого, привычного

мира – помогает ему чувствовать себя более благополучно. Так что пусть берет игрушку с собой, но только объясните ребенку, что ею играть можно только на переменках.

Не стоит забывать об особенностях адаптации к школе детей с особенностями развития, в частности, гиперактивныхдетей, с задержками в развитии, детей с расстройствами аутистического спектра и др. Родителям таких первоклассников будет значительно сложнее справиться с ситуацией, и им гораздо правильнее будет обратиться заблаговременно к специалистам. Только так родители смогут быть уверенными, что решат проблему наилучшим способом и помогут ребенку прожить период адаптации к школе менее болезненно.

Самое важное в этот период - соблюдение режима дня .Распорядок дня в это время сильно меняется, но это не значит, что от режима можно совсем отказаться.Важно, особенно, в первые месяцы обучения, ребенку организовать сон после уроков . Это оптимальный вариант позволяющий снять нервное напряжение. В любом случае, после школы нельзя нагружать ребенка учебными занятиями, пусть ребенок сначала отдохнет. В идеале - это время нужно провести с ним вместе, занятья тем, что он действительно любит и только после этого можно приниматься за выполнение домашнего задания.

С одной стороны, в первом классе его задавать не должны, с другой - бывает по-разному. Садиться за выполнение домашних заданий перед сном категорически нельзя. Лучше сделать это днем, пик мозговой активности у детей приходится на 15-16 часов. Перед сном лучше всего погулять на свежем воздухе.

Во время адаптации ребенка к школе, да и в остальное время, прогулка должна занимать не менее 3-4 часов в день , именно такую продолжительность советуют врачи. Это лучший способ выровнять баланс статической нагрузки и двигательной активности. Рассчитывать на уроки физкультуры не стоит, 2 часа в неделю – этого не достаточно.Согласно исследованиям, первокласснику необходимо 11 часов полноценного сна . Лучше всего укладывать ребенка в 9 часов вечера.Время подъема необходимо установить такое, чтобы первоклассник успел позавтракать утром, сделать зарядку и окончательно проснуться перед занятиями. Завтрак должен быть полноценным.

Правила, которые помогут ребёнку в общении:

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.

    Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.

    Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.

    Не дерись без причины.

    Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.

    Играй честно, не подводи своих товарищей.

    Не дразни никого, не «канючь», не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

    Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

  • Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

    Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

    Старайся быть аккуратным.

    Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

    Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Фразы для общения с ребёнком:

Не рекомендуемые фразы для общения: - Я тысячу раз говорил тебе, что…
-Сколько раз надо повторять…
-О чём ты только думаешь…
-Неужели тебе трудно запомнить, что…
-Ты становишься…
-Ты такой же как,…
-Отстань, некогда мне…
-Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…

Ты у меня умный, красивый (и т.д.).
-Как хорошо, что у меня есть ты.
-Ты у меня молодец.
-Я тебя очень люблю.
-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

Семилетний ребенок пришел в школу.Много придется освоить маленькому первокласснику.Уровень развития и уровень жизни детей заметно меняется.Каждый родитель должен помнить,что ребенок попал совершенно в новую среду перед ним открываются новые школьные двери,где очень много народу,где к ребенку предъявляются требования,где необходимо получить знания и умения.

Следует хорошо осознавать и родителям и всем взрослым принимающих участие в учебном процессе,что поступление ребенка в школу является для него переломным моментом,означающим переход к новому образу жизни:от привычной игровой деятельности к учебной.

Вот уже две недели нынешние первоклашки ходят в школу. Позади волнительные сборы, торжественная линейка, первые насыщенные дни. Жизнь потихоньку входит в свою колею, ребенок привыкает к школе. Но так ли все гладко?

Все мы знаем как тяжело и даже немного страшновато приниматься за новое дело, полное неизвестности. А от ребенка в этот период требуется активизация внимания и сосредоточенности, соблюдение дисциплины, напряженного умственного труда. К этому прибавляется необходимость спокойно сидеть на уроках, что приводит к снижению двигательной активности ребенка.

Поможем ребенку. Этому процессу можно и нужно помочь. Ведь тяжелая и затяжная адаптация ребенка к школе грозит серьезным истощением организма из-за частых переутомлений, простудных заболеваний, эмоциональных перегрузок. Поэтому нужно постараться, чтобы адаптация ребенка к школе прошла как можно безболезненнее.

Всех первоклассников по способности адаптации к школе можно разделить на три основные группы.

Первая группа адаптируется легко – процесс адаптации проходит в течение первых 2-х месяцев после начала учебы. Такие дети лишь иногда испытывают сложности с освоением новых норм и правил поведения, а чаще всего они спокойны, добросовестно выполняют требования педагога.

Следующая группа отличается более длительным периодом адаптации к школе. Дети, относящиеся к этой группе, не сразу готовы принять требования учителя. На уроках они могут играть, разговаривать. На замечания педагогов обижаются, могут расплакаться. Учебная программа в первом полугодии дается детям довольно трудно, но зато уже к концу первого полугодия дети полностью готовы выполнять требования школы .

И, наконец, третья группа детей – это группа, к которой относят детей с очень трудной социально-психологической адаптацией . Такие дети проявляют негативное поведение, отрицательные эмоции, учебная программа дается им с большим трудом. Часто дети этой группы становятся объектами жалоб учителей: они мешают учебному процессу, постоянно нарушают дисциплину.

Как же понять, насколько легко или тяжело дается ребенку школьная нагрузка? Внимательные родители смогут найти ответ на этот вопрос. Следующие признаки могут свидетельствовать о том, что адаптация ребенка к школе проходит не очень гладко :

  • ребенок не хочет рассказывать родителям о школьных делах
  • ребенок стал нервным, раздражительным, бурно проявляет свои негативные эмоции, хотя ранее это было ему не свойственно
  • ребенок старается избежать школы, хитрит, чтобы не идти в школу
  • в школе ребенок либо активно нарушает дисциплину в классе, ссорится с одноклассниками, т.е. активно «протестует»
  • в школе ребенок пассивен, не играет с одноклассниками, не внимателен, находится в подавленном настроении – это «пассивный протест»
  • в школе ребенок тревожен, часто плачет, боится

Как помочь ребенку в этот нелегкий период?

Главное, как бы банально это ни звучало, - это родительская любовь, ласка, забота. Ребенок как никогда нуждается в них. Семейные неурядицы – враг успешной адаптации ребенка к школе и, наоборот, комфортная психологическая обстановка в семье поможет ребенку легче адаптироваться к школе.

В период адаптации к школе дети часто начинают вести себя «как маленькие»: просятся на руки, капризничают. К этому нужно отнестись с пониманием: просто в этот период ребенок хочет убедиться, что он по-прежнему в безопасности, что мама и папа всегда рядом.

Участие родителей в адаптации ребенка. Можно помогать ребенку собирать вещи с вечера, тогда утром ему не нужно будет торопиться. Если есть возможность, лучше отводить ребенку в школу, а не отпускать его самого. Ребенку будет приятно, если мама или папа проведут его до класса.

По дороге из школы можно заходить с ребенком в книжный магазин, кафе-мороженое или выполнять любой другой ритуал, приятный ребенку. Тогда и в школу ребенок будет идти с большей охотой.

Учитель нач.классов: Осипцева С.В.

Школа № 588

Санкт-Петербург


1 сентября ваш ребенок - нарядный, серьезный и взволнованный - торжественно отправляется в первый класс. Пройдет несколько месяцев, вы понемногу привыкните к новым ролям: он к роли ученика, вы - родителей школьника. И окажется, что вас поджидали не только трудности с учебным процессом, но и некоторые психологические проблемы... Как адаптировать ребенка к школе? Как помочь первокласснику освоиться в новый условиях?

Психологическая помощь первоклашкам - дело, в котором родители обязаны
играть наиглавнейшие роли...

Как быстро все меняется...

Обычно все дети отправляются в школу с радостью и с желанием учиться. Но проходит неделя-другая, и энтузиазм куда-то улетучивается. Многие милые и смышленые детишки со временем превращаются в злостных неуспевающих. Почему это происходит?

Не всем удается успешно справляться с теми трудностями, которые поджидают юного ученика в школе. Принято считать, что адаптационный, а иначе говоря, проблемный период заканчивается уже через месяц-другой. Но на практике все совсем не так. Бывает, что ребенок и через год чувствует себя в школе неуютно.

Итак, существует четыре основных проблемы, с которыми сталкивается ребенок в период адаптации.

Трудности в общении

Первое время каждый ученик испытывает двойное давление: со стороны учителя, который вводит новые правила жизни, и со стороны одноклассников. Имейте в виду, что в детском коллективе очень жесткие правила. В первом классе дети устанавливают между собой неформальные отношения - выясняют, кто какую роль будет играть в их новой «игре». Детсадовский ребенок в более выгодном положении - он уже знает свое место в коллективе. А ребенок, который воспитывался с родителями, привык всегда быть в центре внимания семьи, поэтому первых ролей он ожидает и здесь. Но в школе это, увы, невозможно.

Советы родителям:

  • Как можно больше общения вне школы!
  • Поддерживайте любую дружбу вашего ребенка со сверстниками. Очень важно, чтобы он не был один, нашел себе товарища, а еще лучше - нескольких.
  • Не сравнивайте его с другими детьми. Лучше сравнивать его же достижения - вчера и сегодня.
  • Не настраивайте ребенка на отличные результаты. Как правило, в первых классах многое не получается. Малыш не должен чувствовать свою вину и видеть родительское разочарование.
  • Ни в коем случае не ругайте ребенка, если у него что-то не получается. Лучше похвалите за то, что удалось.

Трудности восприятия и концентрации

Первокласснику порой очень трудно сконцентрироваться на какой-то теме. А ведь на уроке требуется постоянное внимание. Если родители не научили ребенка воспринимать информацию, мало разговаривали с ним и не слишком серьезно относились к его детским вопросам, то здесь проблем не избежать. Сегодня большинство детей изголодалось по человеческому общению. Родители все чаще и чаще доверяют процесс воспитания «лучшему другу» современных ребятишек - телевизору. А это никому не идет на пользу.

Советы родителям:

  • Каждый вечер разговаривайте с ребенком о школе. Начните с вопроса, что нового он сегодня узнал.
  • Если случилось так, что ребенок не хочет идти в школу, - немедленно бейте тревогу. Поговорите с учителем, вместе вы легче найдете причину.
  • Навыки внимания и концентрации можно развивать. Для этого есть специальные книги-раскраски, игры. Посоветуйтесь об их выборе с учителем - так вы быстрее найдете именно то, что нужно.
  • Не старайтесь вбить в маленькую головку как можно больше информации. В этом возрасте гораздо важнее научиться слушать окружающих и высказывать свои мысли, разделять главное и второстепенное, развивать трудолюбие и аккуратность.

Трудности организационного характера

Первоклассник должен уметь обслужить себя, например переодеться. Важно научить его организовывать свою «работу», навести порядок на столе. Школьные принадлежности лучше выбирать вместе. А то бывает, что родители купят рюкзак самый модный и дорогой, а ребенок его и открыть не может. Помнится, был у нас такой о-очень красивый пенал, который даже я с трудом открывала. Конечно, это может показаться мелочью для родителей, но не для ребенка. Первые дни в школе он и так находится в сильнейшем нервном возбуждении, так что каждая такая «мелочь» может запросто вывести его из себя.

Советы родителям:

  • Помогите ребенку организовать распорядок занятий и отдыха вне школы.
  • Всегда просите его переодеваться после школы - это помогает ребенку переключиться, отдохнуть.
  • Не оттягивайте выполнение уроков до вечера, лучше все сделать «по горячим следам».
  • Делайте уроки не более одного часа!
  • Не пугайтесь, если ваш ребенок среди бела дня вдруг захочет отдохнуть - дневной сон пойдет ему только на пользу.

Трудности, связанные с недостаточным физическим здоровьем

Слабо развитая мускулатура рук, пониженный слух или зрение, быстрая утомляемость, проблемы речи и т. д. - создают трудности в процессе учебы.

Советы родителям:

  • Попробуйте вместе с детьми танцевать и «писать» элементы букв руками в воздухе; неплохо писать на больших листах. Ребенок учится свободно держать руку, а это очень полезно для прописей.
  • Одна из самых распространенных ошибок - заставлять ребенка делать уроки сначала на черновике, а потом переписывать в чистовик. Зачем нужна лишняя нагрузка?
  • Если вы видите, что ребенок начал выводить каракули, лучше остановиться на время и отдохнуть. Письмо не должно быть для него наказанием.
  • При любых намеках на проблемы обращайтесь к специалистам-медикам.

Кроме того, существует еще несколько крайне важных аспектов, правильное родительское отношение к которым поможет вашим первоклассникам быстро адаптироваться к школе. Среди них:

Авторитет учителя

В детском саду у малыша было две воспитательницы, две няни, музработник и т. д. В школе все по-другому - «учительница первая моя!». И самое главное для малыша-первоклассника - установить контакт с преподавателем. Ведь личность первой учительницы задает тон всей дальнейшей его школьной жизни, отношению к учебе.

Если контакт налаживается, у ребенка может появиться даже некоторая зависимость ребенка от личности учителя. В ответ на все ваши замечания он запросто может заявить: «А вот нам в школе Ирина Петровна говорит, что это не так пишется (произносится, наклеивается и т. п.)...» Имейте мудрость не обижаться - это пройдет, как проходит любой период «культа личности» в детской жизни. Вспомните: сначала для него «всем и вся» была мама, затем папа, потом дедушка или любимый дядя, теперь вот первая учительница.

Особенно волнуются по поводу «новой любви» нежно любящие мамы первоклассников. Психологи в этом случае советуют не мучиться бессмысленной ревностью, а попробовать сформировать у ребенка объективный взгляд. Но не перегните палку - здоровый скепсис не должен превратиться в нездоровый цинизм!

И разумеется, ни в коем случае нельзя высмеивать или игнорировать озвученные ребенком рекомендации и оценки учителя. Недопустимы варианты: «Да что она понимает в аквариумных рыбках, твоя Марина Владимировна!» или «Вам велели покрасить это в золотой цвет? Вот пусть сама и красит - это же будет просто уродство какое-то, а не поделка». Если ваш ребенок достаточно развит, можно предложить ему подумать над рекомендациями, а не выполнять их слепо; порассуждать, чего от него хотели в том или ином случае, какова была цель именно такого распоряжения и задания.

Зайчика - с собой?

Куколка в рюкзаке, медвежонок в кармане и т. п. - очень распространенные вещи для первоклассников. И девочки, и мальчики часто берут с собой в школу игрушки. Мамы обычно недоумевают: как реагировать? Психологи отвечают однозначно: спокойно. Игрушка, взятая в школу из дома, - «помощник» в адаптации ребенка к новым условиям. Получается, что ребенок как бы приносит с собой часть своего дома, семьи, привычной дружелюбной обстановки. С медведем в кармане он чувствует себя более защищенным, сильным, смелым.

Самая неправильная родительская реакция - запрещать, подсмеиваться, стыдить: «Ну вот, ты уже такой большой, а все еще с зайчиками возишься!» Скорее всего ребенок все равно будет продолжать носить с собой в рюкзаке игрушки, но только тайно от вас. А осадок в детской душе останется, доверие к маме будет несколько утеряно, авторитет самую малость, но пошатнется.

Привычка носить игрушки в школу, как правило, сама собой пропадает к концу первого учебного года. Но если ваш ребенок, уже будучи школьником со стажем, все равно продолжает усаживать в портфель кроликов и зайчиков - стоит задуматься. Это симптом дискомфорта, испытываемого им в коллективе, назревания проблем во взаимоотношениях с одноклассниками. Обязательно поговорите об этом с учительницей или со школьным психологом.

Трудотерапия

Современные дети очень устают в школе - сейчас нагрузка гораздо серьезнее, чем даже пять-семь лет назад. Поэтому большинство мам стараются сделать все возможное, чтобы дома ее ребенок полноценно отдыхал, и сами отстраняют детей даже от элементарных домашних обязанностей: помыть за собой тарелку с чашкой, вытереть пыль в комнате, вынести мусор, почистить ботинки. Конечно, все это быстрее и качественнее может сделать и сама мама, и бабушка, и домработница. Но ведь домашние обязанности необходимы прежде всего для самого ребенка - для развития его личности! Те же уборка и мытье посуды за собой дисциплинируют, учат ценить домашний труд (иначе как же можно ценить то, с чем ты незнаком), готовят девочку, да и мальчика к будущей самостоятельной взрослой жизни. Кстати, сейчас многие школы снова вводят «дежурства по классу», которые несколько лет назад отменяли как «советский пережиток», а сейчас реабилитировали под названием «трудотерапия».

Иными словами, совет родителям простой: не «отбирайте» у ребенка его нехитрые домашние обязанности только лишь потому, что он теперь первоклашка, который сильно устает в школе. Наоборот, необременительные и посильные домашние хлопоты помогут ему держаться в тонусе...

Школьные годы чудесные

Ну и самое главное. Дорогие родители, имейте в виду: первый учебный год самый трудный для школьника. Для ребенка началась новая жизнь - во всех смыслах этого слова, - и возврата к старому, «детскому» периоду уже не будет. И вам, родителям, следовало бы в этот год как никогда внимательно, но ненавязчиво следить за всеми сферами жизни ребенка.

Не бойтесь перехвалить своего ученика! Каждый малейший успех вашего малыша сопровождайте бурной радостью, самое малозначительное (с вашей точки зрения) мероприятие, связанное со школой, превращайте в общесемейный праздник. Поддерживайте в своем первоклашке позитивный настрой, связанный со школьной жизнью.

Договоритесь с бабушками-дедушками и прочими родственниками о том, чтобы они почаще и искренне интересовались успехами ребенка в школе: для первоклассника очень важны и радость мамы, и одобрение отца, и ласковое слово бабушки. Разрешайте ребенку приводить домой одноклассников и играть с ними, устраивайте детские праздники, принимайте участие в школьных мероприятиях и экскурсиях.

И тогда для вашего ребенка школьные годы действительно будут чудесными!