Как раб на галерах выражение. Скандальный доклад бориса немцова "жизнь раба на галерах"

В ноябрьском номере журнала «Урал» за 2008 год была напечатана одноактная комедия Николая Коляды «Всеобъемлюще». Здесь имелся следующий диалог:

НИНА СЕРГЕЕВНА (снова стучит ладошкой по столу). Я, как раб на галерах, пахала тут почти пятьдесят лет, а они?!
ВЕРА ИВАНОВНА. Как кто, ты пахала?
НИНА СЕРГЕЕВНА. Как раб на галерах, я пахала! Как на галерах раб, я пахала!
ВЕРА ИВАНОВНА. Ой, Боже… Раб. Раб. Где то я это слышала.

Читатели прекрасно помнили где.

14 февраля 2008 года на итоговой пресс конференции в Кремле Владимир Путин сказал:
– Мне не стыдно перед гражданами, которые голосовали за меня дважды, избирая на пост президента Российской Федерации. Все эти восемь лет я пахал, как раб на галерах, с утра до ночи, и делал это с полной отдачей сил.

Месяц спустя в Тольятти состоялась инаугурация нового главы города Анатолия Пушкова. Главный федеральный инспектор по Самарской области не без намека подарил новому градоначальнику два весла.

Выражение «работать (вкалывать), как раб на галерах» встречалось давно, но не слишком часто. В сочетании с неожиданным «пахать» оно сразу же стало интернет мемом и вошло в речь.
Мало кто знает, что нечто подобное, хотя и не таким языком, говорили американские президенты. Вот ряд примеров по хронологии.

Джордж Вашингтон, 1 й президент США (1789–1797):
По его собственным словам, [став президентом] он чувствовал себя как преступник, идущий на место казни.
(У. Аллен, «Американский биографический и исторический словарь», 1809)

Томас Джефферсон, 3 й президент США (1801–1809):
Вторая должность в правительстве легка и почетна, но первая – это великолепная каторга (a splendid misery).
(Письмо к Элбриджу Герри от 13 мая 1797 г.)

Эндрю Джексон, 7 й президент США (1829–1837):
Поистине, мое положение – это почетное рабство (dignified slavery).
(Письмо к Роберту Честеру от 30 ноября 1829 г.)

Уильям Говард Тафт, 27 й президент США (1909–1913):
– Я рад, что ухожу. Это самое одинокое место в мире.

Так сказал Тафт новоизбранному президенту США Вудро Вильсону в день его вступления в должность, 4 марта 1913 года. С тех пор должность президента США именуют «самой одинокой профессией в мире».

Уоррен Гардинг, 29 й президент США (1921–1923):
Белый дом – это тюрьма. Я не могу скрыться от людей, преследующих меня по пятам. Я за решеткой.
(Слова, сказанные Гардингом за два месяца до своей скоропостижной смерти, в июне 1923 года, канзасскому журналисту Уильяму Аллену Уайту)

Гарри Трумэн, 33 й президент США (1945–1953):
В этой большой белой тюрьме чертовски трудно жить одному. Хотя я работаю с раннего утра до поздней ночи, это жуткое место.
(Дневник, запись 6 января 1947 г.)

Билл Клинтон, 42 й президент США (1991–2001), о Белом доме:
– Не знаю – то ли это самое лучшее государственное жилье в Америке, то ли жемчужина в короне пенитенциарной системы. Это жизнь в крайней изоляции.
(Телеинтервью для новостного канала NBC 7 ноября 1993 г.)

Мало кто знает даже в Америке, что выражение Эндрю Джексона «почетное рабство» взято из античных источников. Однако тогда оно имело существенно иной смысл.
Клавдий Элиан, писавший в начале II века, приводит легендарные слова царя Македонии Антигона I (?–301 до н. э.).

Заметив, что его сын самовластен и дерзок в обращении с подданными, он сказал: «Разве ты не знаешь, мальчик, что наша с тобой власть – почетное рабство?»
(«Пестрые рассказы», II, 20; перевод С. В. Поляковой)

В трактате Сенеки «Утешение к Полибию», написанном в изгнании и косвенно адресованному императору Клавдию, читаем:
Высокое положение – это большое рабство.

Цезарю, которому все позволено, по тем же причинам многое не позволено. Ведь сон всех людей охраняет его бдительность, для досуга всех – его работа, для ублаготворения всех – его деятельность, для приволья всех – его занятость.
(«Утешение к Полибию», гл. 6 и 7; перевод Н. Керасиди)

12 лет спустя Сенека написал трактат «О милосердии» – своего рода наставление молодому Нерону. Здесь говорилось:
Это рабство – невозможность опуститься ниже – присуще самому высокому положению; но это бремя, которое ты разделяешь с богами. (…) Ты не можешь говорить без того, чтобы все народы не услышали повсюду твой голос; ты не можешь гневаться, не заставляя трепетать все вокруг, поэтому ты не можешь ударить никого так, чтобы все остальные не содрогнулись.
(«О милосердии», I, 8)

На своей Пресс-конференции, в феврале 2008 года, глава Российской Федерации Владимир Владимирович Путин высказался о том, что доволен своей работой, что ему совершенно не стыдно перед голосовавшими за него гражданами России, ибо он трудился как раб на галерах.

«Жизнь раба на галерах» - обличающий доклад Бориса Немцова

Сопредседатель российской республиканской партии «Парнас», партии народной свободы - Борис Ефимович Немцов, в соавторстве с известным видеоблогером, автором скандального проекта названного «Ложь Путинского режима», Леонидом Мартынюком - активистом демократического движения «Солидарность», опубликовали с кричащим заголовком доклад «Жизнь раба на галерах» и уточняющей припиской «Дворцы, яхты, автомобили, самолеты и другие аксессуары». Речь в нем идет о президентском обмане избирателей, о мизере

официально декларируемых доходов в сумме чуть более трех миллионов рублей, в то время, как только коллекция часов, приобретенная Владимиром Владимировичем, стоит больше, чем 22 000 000 рублей. Такая покупка должна была оставить семью президента без пропитания лет на шесть, как минимум. Написанная доступным языком и обильно иллюстрированная работа, по замыслу авторов должна была открыть глаза россиян на образ жизни Владимира Путина, особенно на те, предметы роскоши и богатства, которыми окружил себя лидер государства. В докладе говорится, что тяжелая жизнь «раба на галерах» проходит в 20 дворцах и резиденциях, на 4 яхтах, поражающих воображение даже видавших виды олигархов, в распоряжении Владимира Владимировича авиапарк, состоящий из 43 самолетов, 15 вертолетов и автопарк из 700 автомобилей. Суммы, расходующейся на обеспечение роскошной жизни Путину и Управлению по делам президента в год, с лихвой хватило бы, чтобы покрыть годовой бюджет целой Нижегородской области, на территории которой проживает почти три с половиной миллиона человек. По словам авторов статьи, они специально не акцентируют внимание на данных о стоимости одежды, обуви, аксессуарах и повседневных вещей, которыми пользуется президент, поскольку в сравнении с виллами, самолетами и яхтами, пустяки.

Немцов отмечает «удушливую» и «репрессивную» атмосферу в стране. При одном только взгляде на обложку, типографии напрочь отказывались печатать «Жизнь раба на галерах» большим тиражом, и даже деньги не имели значения.

Реакция общественности

«Жизнь раба на галерах» западная пресса встретила едкими комментариями и язвительными замечаниями о том, что президент РФ возможно является самым богатым рабом мира. Его шикарный образ жизни, по их мнению, смутил бы даже самого Брежнева. Некоторые сравнивали Путина с Персидскими шейхами. Журналисты провели параллель с главами других ведущих держав, например, президенты США и Германии имеют только по 2 резиденции.

Пытаясь вызвать новую и яркую волну протестов против правления Путина, авторы статьи «Жизнь раба на галерах» похоже неожиданно столкнулись с равнодушием к новым разоблачениям простых россиян. По признанию москвичей, их уже сложно чем-то удивить, главное, по их мнению, чтобы президент справлялся со своими прямыми обязанностями.

Только сегодня читал тяжеловатый текст Д.Быкова об аналогиях и сопоставлениях исторических событий и тенденций.
Да, возможно, он и прав: не совсем продуктивны аналогии.
Но как быть с этими - до ноющей зубной боли, до состояния дежавю - буквальными аналогиями, почерпнутыми у lev_56 в К месту -8

Николаевская эпоха жутко была похожая на нынешнюю. И любимое выражение Николая I было "тружусь, как раб на галерах", именно тогда про либералов стали говорить, как про "недоумков", тогда же Языков написал в ответ на письмо Чаадаева стихотворение " К ненашим", тогда появилось и выражение "квасной патриотизм". В конце правления в императоре разочаровались все, даже его ярые сторонники.


Вот, что писал в это время славянофил Константин Аксаков:

"Современное состояние России представляет внутренний разлад, прикрываемый бессовестной ложью. Правительство, а с ним и верхние классы, отдалилось от народа и стало для него чужим.
..Всеобщее развращение или ослабление нравственных начал в обществе дошло до огромных размеров. Взяточничество и чиновний организованный грабеж - страшны. Это до того вошло, так сказать, в воздух, что у нас не только те воры, кто бесчестные люди: нет, очень часто прекрасные, добрые, даже в своем роде честные люди - тоже воры: исключений немного. Это сделалось уже не личным грехом, а общественным.
…Гнет всякого мнения, всякого проявления мысли дошел до того, что иные представители власти государственной запрещают изъявлять мнение даже благоприятное правительству, ибо запрещают всякое мнение. Они не разрешают даже хвалить распоряжение начальства… "

А это историк Михаил Погодин:

«Государь, очарованный блестящими отчетами, не имеет верного понятия о настоящем положении России. Став на высоту недосягаемую, он не имеет средств ничего слышать: никакая правда до него достигнуть не смеет, да и не сможет; все пути выражения мысли закрыты, нет ни гласности, ни общественного мнения, ни аппеляции, ни протеста, ни контроля… О народе, который трудится, проливает кровь, носит все тяготы, страдает и, и между тем дышит любовью, самой чистой преданностью и царю и Отечеству, ни у кого и мысли нет. Народ как будто не существует нравственно, известный только по ведомостям казенной палаты».

Другой историк и современник Сергей Соловьев:

«Фрунтовики воссели во всех правительственных местах, и с ними воцарилось невежество, произвол, грабительство, всевозможные беспорядки. Смотр стал целью общественной и государственной жизни. Все делалось на показ для того, чтобы державный приехал, взглянул и в сказал: Хорошо! Все в порядке!» Отсюда все потянулось на показ, во внешность, и внутреннее развитие остановилось…
Лень, стремление делать все кое-как, на шерамыгу, начали усваиваться повсеместно. Таким образом, правительство испортило целое поколение, сделало из него не покорных слуг, но вздорную толпу ленивцев, неспособных к зиждительной деятельности, и следовательно, способных к деятельности отрицательной, как самой легкой.
…Приходилось расплатиться за тридцатилетнюю ложь, тридцатилетнее давлении всего живого, духовного, подавление народных сил, превращение русских людей в полки; за полную остановку именно того, что нужно было более всего поощрять, чего, к несчастью, так мало приготовила наша история, - именно самостоятельности и общего действия, без которого самодержец, самый гениальный и благополучный, остается беспомощным, встречает страшные затруднения в осуществлении своих добрых намерений».

1. Гребцы на галерах - первые каторжники.

Наказание тяжелым трудом причудливо переплетается с историей флота, военного дела, промышленности - и рабства . Фактически, заключение, как наказание, представляет собой форму порабощения, а принуждение к неоплаченному тяжелому труду только увеличивает это подобие. Потому в истории рабство и использование труда заключенных отчасти перекрываются.

Что интересно, наказание тяжелым трудом и термин каторга возникли в в области, в которой в рабовладельческих обществах использовался свободный труд.

Слово каторга происходит от греческого κατεργων — катергон, галера. Гребцы античных галер были не только свободными людьми, сама эта работа считалась почетной, гребец был важной частью экипажа галеры, как боевой единицы, он был атлетом и воином. Я как-то писал о чрезвычайно высоком качестве античных гребцов в статье « ».

Рабы привлекались в качестве гребцов лишь в условиях больших войн и в этом случае их стимулировали обещанием освобождения и платной работы.

Рис. 1 « The R é ale returning to port », автор неизвестен - ф ранцузская галера, o коло. 1694


Только в позднем средневековье рабы и заключенные начинают все больше использоваться в качестве гребцов, потому что развивается галерный флот. Так, турки и берберы использовали христианских рабов и пленных, как гребцов. В частности, рабом на турецкой галере побывал известный Иван Болотников, освобожденный венецианцами. У средиземноморских государств - в Венецианской империи, Испании, Франции на галеры начали ссылать преступников (сначала только во время войны, но потом постоянно).

Начало каторжному труду на галерах положили, вероятно, венецианцы еще в 15 веке, хотя там поначалу и предпочитали свободных людей, потому что их можно было вооружить в случае конфликта. Тут они следовали образцам византийской постановки дела.

Наполнение штата гребцов осужденными преступниками было применено и в Испании во времена правления Фердинанда и Изабеллы (1479-1504), а именно, осужденные были связаны с деятельностью инквизиции, направленной против тайных иудеев и других еретиков. Казни, в сравнении с каторгой на галерах, были растратой ценного материала, так что применение каторги было экономической мерой. Каторжников, кстати, брили наголо.

Кроме того, на веслах использовались невольники: мавры (арабы), турки, негры и даже индейцы — ирокезы. Невольников отличали по пряди, оставляемой специально, то есть рабы оказывались более высокоранговой группой. Были и свободные гребцы, их плата составляла в 1538 году один дукат в месяц, а в 1571 уже 8 дукатов, включая 2 дуката на одежду.

Потому суды оказывали королевской власти важную услугу, ссылая на галеры практически всех преступников-мужчин, даже и с небольшими сроками. Более того. С 1539 года все безработные цыгане в возрасте от двадцати до пятидесяти лет наказывались ссылкой на галеры на 6 лет. С 1552 года бродяжничество наказывалось - в первый раз 4 годами галер, второй раз 8 годами, третий - пожизненным сроком.

Первые свидетельства применения той же практики во Франции относятся к 1532 году, хотя первый соответствующий законодательный акт вошел в архитектонику Орлеанскую лишь в 1561 году. В 1564 году Карл IX запретил посылку на галеры для сроков менее десяти лет. Одними из первых каторжников, что интересно, были гугеноты, то есть, опять же, вероотступники (рис. 2).

Рис. 2. Мемориальная доска в честь 3500 гугенотов, пострадавших за веру на марсельских галерах и в тюрьме замка Иф

И в других странах отправка на галеры часто касалась протестантов. Так, в 1540 году по приказу астрийского императора Фердинанда 90 анабаптистов были взяты из тюрьмы Фалкенштейн в Австрии и отправлены на галеры дожа Венеции, Андреа Дориа. По пути они бежали. Двадцать были пойманы снова и закончили свою жизнь на галерах.

Речь, в конце концов, идет о сотнях тысяч гребцов-каторжников. Например, в морской битве при Лепанто (1571) сошлись силы Османской империи и Священного союза, представленные в основном галерным флотом, соответственно, 88 и 85 тыс. человек. Около четверти или трети сил должны были представлять гребцы. После победы Священного союза были освобождены 12 тыс. рабов-галерников, а 10 тыс. погибли вместе со своими кораблями.

Вначале будто бы гребцы гребли обнаженными, что вело, конечно, к простудам. «… с XVI столетия (они) начали получать простейшую одежду, состоявшую из полотняной рубашки и штанов для лета; зимой им давались шерстяные штаны и плащ, а при очень сильным холодах еще шерстяное одеяло и, кроме того, красный колпак. Пища их состояла из хлеба (30 унций) и бобовой похлебки; при этом от них требовалась напряженная работа, до 10 и даже до 20 часов на веслах. Кто греб недостаточно сильно, того били плетью, для чего на носу, в середине судна и на корме стояло по два-три комита (comitu ). Если с кем-нибудь из них от голода, усталости или боли делалось дурно, его без дальних разговоров бросали, как мертвого, за борт; при попытке вырваться на свободу, или оказать сопротивление, особые часовые, специально приставленные для того, тотчас же пристреливали или зарубали их».

Изображение гребца на галере, принадлежащее 16 веку, можно найти у Караччи (рис. 3)

Рис. 3 , Аннибал Караччи. Набросок галерного гребца, около 1585 года

Бедствия галерников привлекли внимание милосердного св. Венсана (1581 - 1660) , одного из основателей современной благотворительности и помощи заключенным (рис. 4), который помогал им.

Рис. 4 Св. Венсан подает милостыню галерникам - современный витраж в Daughters of Charity Chapel at the University of Missouri - Saint Louis

Характерно, что начало использования каторжников вне гребли на галерах все же было связано с ней: это были работы на берегу в доках, при погрузке, в арсеналах. Но тут еще не было признаков новой системы, которая появилась довольно скоро.

2. Развитие идеи каторги и первый каторжный лагерь.

Рис. 5. Ртутная шахта в Альмадене, Испания.

Экономическая необходимость способствовала появлению нового типа каторжного труда - в шахте. Первые шахтеры-каторжники появились на разработках ртутных пород в испанской Альмадене (Ruth Pike Penal Servitude in Early Modern Spain ) - рис. 5

Тут уже можно видеть определенную преемственность с античностью - в этих же местах добывали ртуть древние римляне, используя для добычи наказанных преступников - такие принудительные работы назывались ad metalla (рис. 6)

Рис. 6. Реконструкция облика античного шахтера в Альмадене. Похоже, вероятно, выглядели и шахтеры-каторжники, отличаясь лишь кандалами.

Но в Испании нужда в ртути была теперь особенно огромной, ведь ртуть использовалась далее для добычи серебра. И тут возникла проблема - большая смертность относительно дорогостоящих вольнонаемных шахтеров, а также и широко применяемых африканских рабов. Рабы, кстати, использовались второсортные, непокорные, склонные к бунту и насилию. Об этом говорят цены - 30-80 дукатов за раба, тогда как нормальная цена была тогда 100 дукатов.

Руководство шахт, а ими было семейство банкиров и горнозаводчиков Фуггеров (Fugger) из Аугсбурга, организовывавших добычу серебра для Испании в Мексике, Чили и Перу, попросило короля в 1559 году о выделении для работ заключенных - forzados.

Поначалу король отказывал, но, когда добыча ртути перестала достигать необходимых уровней, выделил 30 человек, и тут, в Альмадене, в конце февраля 1566 года был организован первый в мире каторжный лагерь, сухопутное воплощение галерного трюма. Кормили тут лучше, чем на галере, и даже давали вино, мясо, яйца, но это в попытках продлить «срок эксплуатации» каторжника. Каторжники позволили добиться заметного увеличения добычи ртути. В 1565 году, за год до введения forzados , шахты Альмадена произвели 100 тонн ртути, семь лет спустя уже 210 тонн, и в 1594 производство ртути достигло 350 тонн. Примерно 40% каторжников не доживали до освобождения, да и пережившие были больными людьми.

Любопытно, что в этом раннем и очень скромном образчике немецкого концлагеря существовала община заключенных, со своими законами, сбором денег «в общак», «гревом» для больных или наказанных администрацией членов братства.

Система использования преступников применялась также в колониях Испании - рабы и преступники использовались на серебряных рудниках и для строительства укреплений. Сведений об этом, к сожалению, не так много. Несколько сотен людей находилось в 17 веке в Картагене, и в 1670 году каторжный лагерь на острове Санта-Катарина (Провиденс) был захвачен буканьерами.

Известно, к примеру, что укрепления Гаваны и Сан-Хуана (Пуэрто-Рико) строили ссыльные из Испании. В 1763-65 гг. их было там 4198.

26 марта 2000 года Владимир Путин был в первый раз избран президентом. За полгода до этого, едва став преемником Бориса Ельцина, Путин отличился обещанием «мочить в сортире» чеченских исламистов, что, по общему мнению, помогло сформировать ему облик непримиримого борца с терроризмом и жесткого лидера. За последующие годы у Путина было немало оригинальных высказываний, демонстрирующих его своеобразное чувство юмора и надолго запомнившихся россиянам.

Мочить в сортире

Российские самолеты наносят и будут наносить удары в Чечне исключительно по базам террористов, и это будет продолжаться, где бы террористы ни находились. <...> Мы будем преследовать террористов везде, в аэропорту — в аэропорту. Значит, вы уж меня извините, в туалете поймаем, мы и в сортире их замочим, в конце концов.

Комментируя нанесение ракетно-бомбового удара по Грозному в сентябре 1999 года

Отрежем, чтоб не выросло

Если вы уж совсем хотите стать исламским радикалом и готовы пойти на то, чтобы сделать себе обрезание, <...> то я вас приглашаю в Москву. У нас многоконфессиональная страна, у нас есть специалисты и по этому вопросу, и я порекомендую им сделать эту операцию таким образом, чтобы у вас уже больше ничего не выросло!

В ответ на заявление одного из журналистов о том, что Россия подавляет свободу в Чечне, сделанное на пресс-конференции после саммита Россия — ЕС в ноябре 2002 года

От мертвого осла уши

Мы не будем вести переговоры [со странами Балтии] на платформе каких-либо территориальных претензий. Не Пыталовский район они получат, а от мертвого осла уши.

Отвечая на вопрос о претензиях Латвии на Пыталовский район на встрече с журналистами «Комсомольской правды» в мае 2005 года

Если бабушка была бы дедушкой

Если бы у бабушки были определенные половые признаки, она была бы дедушкой. Политика не терпит сослагательного наклонения.

Отвечая на вопрос о возможных санкциях против Ирана в ходе беседы с руководителями ведущих информационных агентств стран «большой восьмерки» в июне 2006 года

Мы все ему завидуем

Привет передайте своему президенту. Оказался очень мощный мужик! Десять женщин изнасиловал! Я никогда не ожидал от него. Он нас всех удивил. Мы все ему завидуем!

На встрече с премьер-министром Израиля Эхудом Ольмертом об израильском президенте Моше Кацаве, обвиненном в изнасилованиях, в октябре 2006 года

Их прислали подглядывать, а они подслушивают

В отношениях представителей прессы могу сказать так, как мы шутили, когда я работал совершенно в другой организации. Их прислали подглядывать, а они подслушивают. Некрасиво.

Отвечая в ходе «Прямой линии» в октябре 2006 года на вопрос об обнародовании его реплики о Моше Кацаве журналистами

После смерти Махатмы Ганди поговорить не с кем

Являюсь ли я демократом чистой воды? Конечно, я абсолютный и чистый демократ. Но вы знаете, в чем беда? Даже не беда, трагедия настоящая. В том, что я такой один, других таких в мире просто нет. Посмотрим, что творится в Северной Америке — ужас один: пытки, бездомные, Гуантанамо, содержание под стражей без суда и следствия. Посмотрите, что происходит в Европе: жестокое обращение с демонстрантами, применение резиновых пуль, слезоточивого газа то в одной столице, то в другой, убийства демонстрантов на улицах. Я про постсоветское пространство вообще уже не говорю. Была одна надежда на ребят с Украины, но и те просто полностью себя дискредитировали, там дело идет просто к сплошной тирании. Полное нарушение конституции, всех законов и так далее. После смерти Махатмы Ганди поговорить не с кем.

На вопрос журналиста Der Spiegel, считает ли он себя «демократом чистой воды», в июне 2007 года

Раб на галерах

На пресс-конференции в Кремле в феврале 2008 года

Франциск Ассизский

Мы все на своем месте должны, как святой Франциск, ежедневно мотыжить участок, который нам Господом отведен, и тогда мы добьемся успеха. Поэтому «величие», «невеличие» — это потом. Будущие поколения определят, что я сделал на самом деле.

В ответ на вопрос о его величии на встрече со студентами Чувашского госуниверситета в январе 2010 года

Контрацептивы повесили

Когда увидел на экране что-то такое у некоторых на груди, честно вам скажу, неприлично, но, тем не менее, я решил, что это пропаганда борьбы со СПИДом, что это такие, пардон, контрацептивы повесили.