Как улучшить успеваемость ребенка в начальной школе. Как правильно организовать воспитание, чтобы повысить успеваемость? Удовольствие от учебы

Наверное, вопрос, как повысить успеваемость студента, интересует сегодня не только преподавателей, но и тех «будущих специалистов», которые по определенным причинам находятся на грани отчисления. Однако, если честно, то мне кажется, что в такие моменты в голове мысли только об одном, как бы «не вылететь» из университета.

И, тем не менее, поднятая мною проблема в современном студенчестве достаточно актуальна, поэтому на нее стоит обратить особое внимание.

Причины неуспеваемости в университете

Прежде чем говорить о способах повышения успеваемости студентов, стоит отметить те причины, по которым в принципе возникает эта глобальная проблема. Не стоит говорить: «Ну дурак я, что теперь поделать?», ведь на самом деле аргументы низким оценкам находятся более объективные. Но что же это за причины такие роковые?

1. Как правило, нормальной учебе всегда препятствовала, препятствует и будет препятствовать личная жизнь, которая в студенческие годы, как известно, бьет ключом. Действительно, это самая прекрасная пора для влюбленности , тем более что круг новых знакомых заметно расширился на фоне монотонных школьных лет. А когда в сердце закрадывается любовь, то уж точно не до формул, экзаменов, зачетов и сдачи курсовых работ.

2. Непонимание с преподавателем также может стать причиной низких оценок. В данном случае возможны два сюжета дальнейших событий: согласно первому, студент начинает добровольно пропускать пары нелюбимого препода ; а исходя из второй версии, преподаватель из личной неприязни постоянно занижает оценки своему нелюбимому студенту, находя этому каждый раз новое объяснение. Если «зашла коса на камень», то данная ситуация может и до отчисления дело довести.

3. Многие представители современной молодежи, кое-как окончив школу, и «чудом» поступив в высшее учебное заведение, ошибочно полагают, что преподаватели, подобно, учителям, будут прилагать все усилия для благополучной учебы новоиспеченных студентов. Однако реальность становится неожиданной, а в конце уже первого семестра приходит понимание того, что на этом учеба может неожиданно закончиться. Так что важно понимать, куда и зачем вы пошли учиться .

4. Студенческое общежитие – это враг всех студентов , поскольку вечера, которые нужно было бы посвятить учебе, превращаются в массовые гуляния; причем самое удивительное, что повод для этого находится практически каждый день.

Сегодня сосед по комнате успешно сдал на права; завтра ребята с одного этажа осилили сложный экзамен; ну а послезавтра – сам Бог велел, ведь, как известно, день получения стипендии – это всегда праздник. Так что в «общаге» всегда имеется повод для веселья и народного гуляния до утра – тут уж точно не до учебы.

5. Ну и, конечно же, не стоит забывать о собственной лени, которая хоть и является привилегией всех великих математиков, но уже не одного студента довела до отчисления. Это чувство очень коварное, поскольку затягивает, подобно алкоголизму: стоит немного расслабиться, как желание учиться отпадает на продолжительный период времени и не всегда возвращается.

Так что, подытожив, можно заключить, что в отчислении студента виноваты не сами безответственные юноши и девушки, а вечные обстоятельства, которые стояли на пути к достижению и освоению новых знаний. Однако такие отговорки в деканате уж точно не действуют, поэтому придется поискать что-то более оригинальное, а лучше – не допускать до отчисления.

Также важно знать, как своевременно повысить собственную успеваемость, а такая информация еще не раз пригодится за долгие пять лет студенческой жизни.

Опасные периоды студенческой жизни

По своему опыту знаю, что студент не может постоянно быть на грани отчисления, однако существуют опасные периоды в его учебе, когда успеваемость может резко снизиться. Таких моментов желательно избегать, а для этого активизировать все свое старание и потенциал.

Первый критический период первый семестр . На данном этапе первокурсник не совсем понимает, что университет – это не школа, где учителя постоянно завышали оценки, чтобы скорее выпустить даже самого заядлого двоечника. В высшем учебном заведении такого не будет, поскольку преподаватели слишком серьезно относятся к своей ответственной работе, а то огромное количество студентов, которые ежедневно посещают их пары, в большинстве случаев остается серой массой. Придется потрудиться, чтобы на первом курсе запомнили твою фамилию.

Второй критический период пятый семестр . Как известно, по его окончанию можно считать, что половина пути уже пройдена, а вторая кажется уже не такой страшной. В различных университетах конец пятого семестра называется по-разному: для одних это экватор, для других – горка, ну а третьи называют его рубежом.

Однако смысл один: студент отбыл половину отведенного на получение высшего образования срока. Вот тут-то могут возникнуть проблемы, поскольку так уж заведено, что сессия по итогам пятого семестра является самой сложной, а многие, расслабившись, досрочно оканчивают университет.

Третий критический период конец четвертого курса . Как правило, студенты в это время считают себя уже квалифицированными специалистами и ожидают с нетерпением получения «корочки». Они уверены, что никто палки в колеса уже вставлять не будет, однако находятся те принципиальные преподаватели, которые доказывают им обратное. Поэтому расслабляться еще рано – впереди защита диплома.

В целом, повысить успеваемость студента вполне реально, однако для этого важно соблюдение трех составляющих: настойчивость, желание учиться дальше и терпение. Проще говоря, главное – задаться целью и неуклонное ей следовать.

Однако порой самому встать в колею очень сложно, поэтому ниже представлены те советы, которые помогут задерживаться в университете, по крайней мере, до получения заветного диплома и гордого звания «специалист» (бакалавр).

1. Самым эффективным способом в данном случае является тесная дружба с отличником . Как правило, это скромные и стеснительные люди, которые всегда испытывают дефицит друзей и общения, но при этом легко идут на контакт.

Так почему бы не начать с главного – подойти к одной из таких «ходячих энциклопедий» и попросить помощи в учебе. Это будет честно, да и ломать комедию с искренней дружбой тоже не придется, а отличник обязательно откликнется на такую искреннюю и не совсем привычную для него просьбу.

2. Очень полезно дружить со старостой группы , который, как правило, всех знает и пребывает в дружеских отношениях со многими преподавателями. При желании он сможет и пересдачу организовать, и словечко доброе за горе-студента замолвить. Так что с такими полезными людьми в университете нужно всегда быть в хороших отношениях, а то вдруг придется однажды обратиться.

3. Чтобы повысить успеваемость, рекомендуется чаще посещать пары и регулярно заглядывать в библиотеку. Если примелькаться преподавателю, да еще и пару умных фраз сказать в тему, то можно особенно не волноваться за свою итоговую работу.

Как правило, даже самые строгие и придирчивые преподы лояльно относятся к прилежным ученикам, которые не срывают пары, делают заинтересованный и умный вид, ведут конспекты и регулярно посещают лекции. Здесь главное — примелькаться и запомниться с хорошей стороны, тогда и положительная оценка в зачетке будет гарантирована даже при отсутствии емкого багажа знаний.

4. Учиться желательно своевременно , поэтапно разбирая новый материал. Как известно, однако непонятая тема тянет за собой следующую, и пробел знаний в голове только увеличивается не по дням, а по часам. Если же какая-то информация осталась непонятой, то после пары стоит обратиться к одногруппникам или друзьям, а лучше к самому преподавателю за разъяснением. Это позволит и тему новую осознать, и строгому лектору запомниться, как интересующийся и любознательный студент.

5. Если в течение всего семестра успеваемость студента заметно хромала, то на сессии самое время блеснуть своими знаниями , доказал преподавателю свою квалификацию и освещенность в той или иной теме. Конечно, сделать это удается не всегда, однако у многих «лоботрясов», которые чудом были допущены к сессии, это является последним шансом, чтобы досрочно не покинуть ряды студентов. Так что за пару дней до ответственного экзамена важно засесть за книги, при этом в ночь перед ответственным днем не забыть спрятать под подушкой пару полезных учебников, для надежности, так сказать.

6. Можно всегда нанять репетитора , который в индивидуальном порядке займется вашей неуспеваемостью по тому или иному предмету. Конечно, на такого наставника придется потратиться немного, однако почасовая оплата обязательно заставит ваши мозги соображать значительно быстрее. Шутки шутками, но иногда именно репетитор помогает повысить успеваемость, а порой достаточно и пару занятий, чтобы некогда темная тема стала вполне очевидной для сознания.

В любом случае, в голове каждого студента должна всегда присутствовать логика и мотивация, иначе вся дальнейшая учеба окажется просто плохо продуманным планом, который неожиданно провалился. Если же сознательный студент понимает, для чего он пришел в стены высшего учебного заведения, то проблем с учебой возникнуть уж точно не должно. Он направит все силы и возможности для стабилизации своего шаткого положения и впредь не допустит повторения таких казусов.

На моей памяти много примеров студентов, которые считались отстающими, однако, когда дело подходило к сессии, сразу же активизировали все силы и продляли себе заветный статус «студента». Так может самое время задуматься о повышении своей успеваемости?

Вывод : В рамках этой статьи вы узнали о том, как повысить успеваемость студента. Как видите, если очень захотеть, то решить проблему плохой успеваемости можно довольно-таки быстро и без особых проблем. Желаю вам успехов в учёбе!

Теперь вы знаете о том, как повысить успеваемость студента.

Мозг каждого человека по-разному получает и обрабатывает информацию, поступающую из окружающего мира.

Одна моя знакомая недавно пожаловалась мне, что ее сын, второклассник, получает в школе очень плохие оценки. Причем он всегда был очень смышленым и сообразительным мальчиком. Поскольку плохие оценки очень огорчали как его самого, так и его родителей, то дело дошло до того, что мальчик стал просто отказываться ходить в школу.

Как повысить успеваемость ребенка в школе

Что же делать, если вы слышите от своего ребенка «Мне надоело ходить в школу!» или еще хуже «Я ненавижу школу»?

Обычно, дети, любящие школу, хорошо успевают по многим, если не по всем предметам. Этот процесс действует и в обратном направлении, то есть часто случается, что, если оценки ребенка повышаются, то его отношение к школе улучшается. Отсутствие у вашего ребенка энтузиазма по отношению к школе и, соответственно, плохие оценки могут означать, что школьная программа слишком трудна для вашего ребенка, и он за ней просто не успевает. Каждый ребенок рождается со своим образом мышления и своими способностями к познанию. Мозг каждого человека по-разному получает и обрабатывает информацию, поступающую из окружающего мира. И на то, что один усваивает за несколько минут, другому может понадобиться несколько часов. Но это не значит, что тот или иной способ мышления хуже, просто во втором случае человеку нужно чуть больше времени для учебы. Кроме того, разные люди обладают разными способностями к концентрации внимания. И если один ребенок может часами раскрашивать контурную карту, то другому просто не под силу усидеть на одном месте в течение столь долгого времени.

Методы обучения для визуалов, аудиалов, кинэстетиков

Некоторые дети обладают визуальной памятью, то есть они лучше усваивают зрительную информацию. Обычно они могут с легкостью воспроизвести то, что увидели. Эти дети лучше концентрируют свое внимание и запоминают учебный материал, когда он сопровождается наглядными рисунками, графиками, диаграммами, а основные пункты в нем подчеркнуты или выделены жирным шрифтом.

Режим для первоклашки

Первое сентября – с астрами и радостными лицами детишек, идущих в школу позади. Праздник закончился, уступив место будням. Многим семьям, в которых появились первоклашки, думаю, знакома ситуация, когда уже в начале сентября маленький школьник по вечерам еле-еле доползает до своей кровати, а утром, очень долго и мучительно просыпается.

Другие дети имеют слуховую память и лучше усваивают информацию, когда они слышат ее или обсуждают. Зачастую, для запоминания, им нужно проговорить полученную информацию, про себя или вслух. Если иногда ваш ребенок шевелит губами во время уроков или шепчется с соседом, то это может быть потому, что он повторяет только что услышанную информацию. Для лучшего усвоения учебного материала учителям и родителям надо обсуждать его с такими детьми.

Некоторым детям для лучшего усвоения учебного материала нужно быть активными во время уроков. Такие дети любят учебные занятия, во время которых можно что-нибудь делать руками, проводить наглядные опыты и эксперименты, строить модели, а в математике, к примеру, считать на счетах. При этом создается впечатление, что их мозги работают только тогда, когда двигается тело. Они просто не могут усидеть на стуле в течение нескольких часов подряд. Поэтому во время занятий с таким ребенком следует делать небольшие перерывы, в течение которых ребенок бы активно отдыхал.

Этих детей часто называют гиперактивными, причем школьные учителя обычно стараются их приструнить. Зачастую на ребенка вешается ярлык «трудного» или даже «необучаемого», но на самом деле учитель просто не может найти правильный подход к такому ребенку.

Занимаясь с ребенком, в школе или дома, нужно учитывать, к какому типу относится ребенок, и соответственно выбирать методы подачи информации. К сожалению, большинство наших учителей этого не учитывает, и большинство наших школ для этого не приспособлено. И если в классе используются методы, неподходящие для вашего ребенка, то он может не успевать в учебе именно поэтому. И в этом случае родителям придется самим после основных занятий повторять с ребенком дома пройденный материал для его лучшего усвоения, уже используя соответствующие методы.

Школьное окружение

Зачастую оценки ребенка зависят не столько от его умственных способностей, сколько от школьного окружения, его отношений с учителями и одноклассниками. Если ваш ребенок не любит школу, то это может означать наличие какого-либо конфликта. Постарайтесь вызвать ребенка на откровенность. Если он действительно некомфортно чувствует себя с кем-либо из учителей или одноклассников, постарайтесь вдвоем обсудить ситуацию, выяснить причины возникшего конфликта и найти пути его решения.

Окружающая обстановка

Известно, что наши способности к концентрации внимания по-разному проявляются в той или иной обстановке. В благоприятной обстановке способность к умственной деятельности повышается. Работоспособность большинства людей повышается в тихой, спокойной обстановке, но многие дети предпочитают другие условия, они могут лучше усваивать информацию, находясь на свежем воздухе, или когда в комнате негромко играет музыка. Важно выяснить, в какой обстановке ваш ребенок чувствует себя лучше всего. Причем его предпочтения могут значительно отличаться от ваших.

Время суток

Вам лучше работается на заре? Или вы «сова», предпочитающая работать по вечерам? Время суток - очень важный фактор, влияющий на работоспособность человека, причем у всех разный. К тому же он может меняться по мере взросления человека. Необходимо так спланировать расписание ребенка, чтобы наиболее трудные для него задания приходились на время, в которое его работоспособность максимальна.

Готов ли ваш ребенок к школе?

Пусть до 1 сентября еще далеко, однако зачисление в школы будущих первоклассников уже идет вовсю. И часто родители оказываются буквально на распутье: отдавать ребенка в школу в этом году или в следующем? Что лучше - начать школьную жизнь раньше или позже? Одни говорят "чем раньше начнешь, тем легче будет", а другие утверждают "не стоит лишать ребенка детства". Кто же прав? Вообще тут нет общих правил - все зависит от конкретного ребенка, от его желания учиться и от его личной, индивидуальной готовности стать первоклассником…

Легкая закуска

Замечали ли вы, что во время какой-либо напряженной работы вам хочется выпить чашечку кофе, пожевать жевательную резинку или что-нибудь еще? Многим это действительно помогает сконцентрироваться на поставленной задаче. А других еда только отвлекает. Поэкспериментируйте. Выясните, помогает или мешает вашему ребенку легкая закуска.

Письменный стол или что-то еще?

Вас удивляет, что ваш сын любит делать уроки, лежа на полу? Вам кажется, что сидеть за письменным столом гораздо удобнее? Даже если какая-либо позиция кажется вам неудобной, это не означает, что вы должны потребовать от своего ребенка сменить ее. Ему может быть легче концентрироваться именно в такой позиции. Поэтому, пусть ребенок сам решит, где ему удобнее делать уроки.

Все мы рождаемся со своим собственным характером, привычками и предпочтениями. Поэтому, если ваш ребенок отличается от других и не успевает в школе, не стоит ругать его за плохие оценки. Вместо этого, понаблюдайте за своим ребенком. Постарайтесь узнать, каким образом ему легче усваивать информацию, его предпочтения и привычки. Подойдите творчески к процессу его обучения, и тогда его оценки повысятся, и в школу он будет ходить с удовольствием.


Марина Аль-Рабаки

Вначале потребуется отказаться от многих вещей, которые уничтожают стимул к учебе. Компьютер больше всего отнимает этот стимул. Вместо использования его в учебных целях, школьник проводит много времени в интернете и за компьютерными играми, что не дает никакой пользы. Современные школьники не против весь день просидеть за компьютером.

Первое, что нужно сделать, это конечно же ограничить время проведения за компьютером. Это вовсе не значит, что за ним нельзя сидеть. Сделайте так, чтобы техника приносила пользу ребенку и помогала ему в учебе. Еще одним врагом учебы является телевизор. Конечно большинство детей уже забыли что такое телевизор с появлением компьютера, но все же время проведения за телевизором тоже стоит контролировать. Ну и последнее в этом перечне — лень, которая часто мешает учиться и делать уроки. Существует множество способов борьбы с ленью у детей. Один из таких способов — спорт. Занятия спортом дают ребенку разгрузку организма и частично избавляют от лени, поскольку на спортивной секции ребенку есть чем заняться. Компьютер и телевизор не стоит считать средствами отдыха.

Первый шаг уже позади. Теперь настало время приступить к учебе. Школьные задания никогда не отличались особо трудностью, но от количества домашнего задания у ребенка часто опускаются руки, и он решает потратить время на развлечения. Выполнять домашнее задание можно не только дома, но и в школе. Большую часть письменных уроков реально подготовить сразу же после того, как их задали. Если нет времени на выполнение домашнего задания в школе, то лучше всего сделать его по прибытии домой. Как говорится в известной поговорке — «Сделал дело — гуляй смело!» И тебе следует поступить так же. Как только будет выполнено домашнее задание, ты сразу почувствуешь, что ты исполнил свой учебный долг на сегодня, и можешь посвятить себя разным интересным занятиям. Однако добросовестного выполнения «домашки» недостаточно, нужно уделять время саморазвитию, узнавать что-то новое самому, читать дополнительную литературу. В школе старайся отвечать чаще, поднимай руку, дополняй своих одноклассников при ответе у доски. На первых порах это покажется сложным, но через некоторое время ты будешь учиться с легкостью. Твоя успеваемость станет намного выше, а самое главное — ты будешь на почете у своих учителей. Наверное ты всегда замечал, что отличников крайне редко наказывают за неожиданные прогулы или невыполненное домашнее задание, и ты сможешь стать таким же!

Что же касается мнения окружающих тебя людей, в частности одноклассников, то тут ты должен выбирать сам, прислушиваться к нему или нет. Ты должен поставить себе цель — хорошо учиться. А если кто-то из твоих друзей перестанет уважать и ценить тебя как друга, то лучше завязывать дружбу с такими людьми, потому что друг должен всегда поддержать тебя в любой ситуации, не разделяя тебя по каким-либо группам.

В школе нередко проводятся олимпиады и соревнования, старайся принимать участия в таких мероприятиях, ведь у тебя будет шанс получить призовое место. Более того, все твои участия в подобных мероприятиях принесут тебе только пользу, а после школы будет возможность поступить во многие вузы с таким багажом знаний.

Иванова Елена Георгиевна,
учитель начальных классов ГБОУ школы №94
Выборгского района Санкт-Петербурга


Цели: Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
Задачи: 1. Изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации 2. Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ. 3. Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников 4. Реализация разноуровнего обучения 5. Формирование ответственного отношения учащихся к учебной деятельности

Причины неуспеваемости:

  • Отсутствие мотивации
  • Социальные причины
  • Наследственность
  • Заболевания, приводящие к выключению из учебного процесса
  • Отвлекающие факторы
  • Личные проблемы
  • Конфликты в школе и дома
  • Неумение организовать свою работу
  • Прочие
Классификация слабоуспевающих.
Те, кто имеет:
  • слабые умственные способности
  • слабые учебные умения;
  • низкие навыки устной и письменной речи;
  • не владеет нормой чтения текст
  • не владеет техникой устного счета
  • низкий уровень памяти; не сформировались навыки исполнительного труда
  • не сформировалось сознательное прилежание
  • сформулированное отношение к трудному делу
  • низкая мотивация к обучению
Все причины плохой успеваемости в школе сводятся к тому, что у ребёнка не развиты учебная мотивация и навыки эффективного обучения. Нужно помочь учащимся усвоить эффективные учебные навыки и развивать мотивацию, после чего они будут в состоянии выполнять более сложные учебные задания лишь с небольшой постоянной помощью. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:
  • Организация режима дня
  • Выполнение домашних заданий
  • Приучение детей к самостоятельности
Программа деятельности учителя
1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося входные К/Р, ДКР (метапредметные умения).
2. Проведение контрольных срезов знаний учащихся по основным разделам учебного материала для определения фактического уровня знаний детей и выявления в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. 3. Составить список слабоуспевающих учащихся по предметам классными руководителями.
4.Провести собеседование с учителями по поводу выяснения причины их отставания.
5.Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися
6. Оформить: план работы со слабоуспевающими учащимися на текущий учебный год, график индивидуальной работы со слабоуспевающими, отчёт учителя по работе со слабоуспевающими по итогам четверти, года.
7. Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, Малых педсоветах, ШМО)
8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса.
9. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в специальных тетрадях по предмету.
10. Проведение мониторингов, ДКР, ВПР. (4 классы).

Мероприятия по повышению качества образования школьников
1. Включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику
2. Использовать на уроках различные виды опроса для объективности результата. 3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы.
4. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно.
5. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки.
6. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
7. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости.
8. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи.

Виды помощи неуспевающему ученику на уроке:
. В процессе контроля за подготовленностью учащихся: создание атмосферы особой доброжелательности при опросе; снижение темпа опроса, разрешении дольше готовиться у доски; предложение учащимся примерного плана ответа; разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления; стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
. При изложении нового материала: более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющим степень понимания ими учебного материала; привлечение их в качестве помощником при подготовке приборов, опытов; привлечение к высказыванию предложений при проблемной обучении к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы.
. В ходе самостоятельной работы на уроке: разбивка занятий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых; ссылка на аналогическое задание, выполненное раннее; напоминание приема и способа выполнения задания; указание на необходимость актуализировать то или иное правило; ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений; инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению; стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих; более тщательный контроль за их деятельностью.
. При организации самостоятельной работы: выбор для группы успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа; более подробное объяснение последовательности выполнения задания; предупреждения о возможных затруднениях, использование карточек консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Работа по повышению качества знаний учащихся:
. Внутренний и внешний мониторинги.
. Составление программы действий.
. Выполнение поставленных целей и задач по повышению качества знаний учащихся. Реализация плана работы с неуспевающими учителями предметниками
. Индивидуальный подход к учащимся.
. Включать в работу упражнения для развития памяти и внимания.
. Включение в учебную работу всех учеников. . Учить правильно организовывать свое время.
. Уделять внимание ЗОЖ.
. Продумывать объем домашних заданий.
. Метод обучения в команде. При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы.
. Проектно-исследовательская деятельность.
. Тренировать волю ребенка, нужно заставлять его доводить начатое дело до конца, не откладывая его на «потом» при первых же ошибках. Реализация плана работы с неуспевающими учителями предметниками
. Создание ситуации успеха.
. Формирование навыка чтения.
. Лишить ребёнка пустого времяпрепровождения.
. Внеурочная занятость. Вовлечение в те сферы, где ученик может проявить себя.
. Групповая работа.
. Опережающее обучение
. Рефлексия. Самоконтроль, самооценка.
. Психологический микроклимат, каждому «есть место в классе».
. Контроль со стороны администрации - регулярные срезовые работы по классам (проводит зам. директора по УВР)

Дневник сына или дочери не радует высокими баллами? Почему ребенок учится не так хорошо, как тебе хотелось бы? Выясни, в чем дело, и помоги исправить ситуацию!

14:44 23.01.2013

Есть такие дети, которых никто никогда не заставляет учиться. Старательные школьники сами прилежно просиживают вечера за учебниками - чтобы ответить на высший балл и быть лучше всех. О таких сыновьях и дочках мечтают все мамы и папы. Увы, по статистике, на весь поток едва ли наберется трое таких прилежных учеников. К тому же психологи уверяют, что чрезмерная старательность - не всегда хорошо: перфекционизм, который вот так проявляется в детском возрасте, будет очень мешать в будущем. Поэтому если твой сорванец не слишком любит учиться, не спеши расстраиваться и обвинять его в отсутствии прилежания. Именно родители (а не учителя и друзья) могут привить любовь к знаниям, найти стимул для сына или дочери учиться лучше.

В идеале, конечно, следить за успеваемостью ребенка нужно систематически. Но обстоятельства порой складываются так, что ты просто не в силах объять необъятное: то на работе аврал, то со здоровьем родителей проблемы, то с мужем кризис отношений. Оглянешься - уже апрель, до конца учебного года осталось всего ничего, а в дневнике ненаглядного чада как раз те оценки, которые ты меньше всего хотела бы там видеть. Скажем честно: если запущены все предметы, то, скорее всего, существенно изменить отметки в табеле вряд ли удастся. Лучшее, что ты можешь сделать, - поговорить с ребенком по-взрослому, без лишних эмоций, настроив его на серьезную работу в будущем. Спроси: как ты считаешь, почему ты в этом учебном году стал хуже учиться? Чем я могу тебе помочь в следующем году? Закончить разговор нужно непременно на позитивной ноте, чтобы твой ребенок видел: ты веришь в его силы и способности. И прямо сейчас, после разговора, стоит начать дополнительно заниматься, продумать программу на лето, нанять репетитора. Результаты будут позже, вероятнее всего, не в этой четверти.

Ну а когда «прокол» всего в одном-двух предметах - есть за что бороться! Тем более, если ребенок сам горит желанием исправить ситуацию.

Почему он плохо учится?

Прежде чем устраивать «разбор полетов», проанализируй причины неуспеваемости. Иногда они весьма далеки от школьного процесса.

Здоровье. Твой малыш читает, слишком близко поднося книжку к глазам? Запишитесь на прием к окулисту! Быть может, причина того, что он «съехал» в школе, - именно плохое зрение. Попроси учителя пересадить его на первую парту. Если он бледен, плохо ест и быстро утомляется, необходимо выяснить причины такого состояния, проконсультироваться с педиатром и сдать анализы. Иногда достаточно пройти курс лечения от гельминтов чтобы и здоровье поправилось, и оценки в школе заметно улучшились.

Обстановка в семье. Все мы прекрасно знаем, что конфликты дома негативно отражаются на детях. Ребенок переживает из-за ссор мамы с папой, и это отвлекает его от занятий. Если у вас с мужем непростые отношения, постарайся, чтобы ваш ребенок не присутствовал при ваших эмоциональных разборках и уж тем более не участвовал в них.

Взаимоотношения с одноклассниками. Насколько часто твой малыш рассказывает тебе, как складываются его отношения с одногодками? Может, твоего сына на переменке обижают задиры-одноклассники, и поэтому у него не получается сосредоточиться на уроке? Или у него совсем нет друзей, и это его огорчает? Поговори с сыном или дочерью, выясни, каков микроклимат в их школьном коллективе. На встрече с классным руководителем интересуйся не только оценками, но и поведением своего ребенка и его взаимоотношениями с ребятами из класса.

Перегруженный график. Иногда, желая вырастить из любимого чада вундеркинда, взрослые взваливают на него такое количество дополнительных занятий, что у ребенка просто не хватает сил прилежно выполнять еще и школьные задания. Если у сына (дочери) не остается времени на игры и отдых, стоит отказаться, хотя бы на время, от дополнительной нагрузки.

Обычная лень. Это, наверное, самая распространенная причина появления в дневнике плохих оценок. Вроде бы ничего не мешает заняться домашним заданием, но так хочется посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные «бродилки» или просто поваляться на кровати! Важно, какой пример ребенку показывают родители. Если вы с мужем все свободное время проводите перед телевизором, то, естественно, ребенок копирует ваши привычки! Может, стоит немного изменить себя? Например, всем вместе провести воскресенье на свежем воздухе или пойти в музей?..

Увы, нередко помочь в такой ситуации могут только радикальные меры. Запрет на телевизор и компьютер в будние дни - весьма действенное средство (прежде всего для учеников младшей школы). Пусть вначале сын или дочь будет обижаться, постепенно он (она) привыкнет, что электронные развлечения - только по выходным. Или строго дозированно по времени: не больше получаса в день.

Курс на повышение!

Как вызвать у ребенка желание учиться? Можно долго рассказывать о том, каких высот достигнет прилежный школьник в будущем, какие перспективы откроются перед ним. Вряд ли подобные речи возымеют немедленный эффект: ведь все это будет когда-то, не сейчас. Тем не менее говорить об этом нужно. И не абстрактно, а приводя конкретные примеры. Будешь учиться - поступишь в вуз - получишь специальность - сможешь купить квартиру, машину, обеспечить детей, помочь родителям. Эта простая логическая цепочка должна закрепиться в сознании чада, пусть даже сейчас ребенок не придаст твоим словам достаточного значения. А для того чтобы он увидел ближайшую выгоду своего прилежания, стоит придумать хороший стимул. Пообещай своему школьнику какой-то приз за хорошие оценки в табеле, ориентируясь на его возраст и интересы.

Например, поездку к морю, покупку нового мобильного телефона, какие-то взрослые преимущества - дополнительные карманные деньги, возможность самому планировать выходной и т. д. Посоветуйтесь вместе, чего бы ему хотелось. Такая мотивация заставит его налечь на учебу - ведь впереди ждет заслуженная награда! Только помни, что свое слово надо непременно сдержать, иначе ребенок почувствует себя обманутым и больше никогда не поверит в твои обещания! Обязательно посети школу и поговори с учителем. Так тебе будет легче разобраться в причинах низкой успеваемости, а заодно ознакомишься с требованиями к уровню знаний. Иногда у учителя складывается ложное впечатление, что родители совсем не следят за учебой сына или дочери. Покажи, что это не так. Узнай у преподавателя, чем ты как мама можешь помочь своему ребенку. Для исправления плохой отметки бывает достаточно подготовить реферат или сообщение. Если на носу контрольная, стоит отложить все свои дела и несколько дней посвятить занятиям.

Не забывай, что все дети - разные: одному для подготовки к урокам достаточно получаса, а другой три часа корпит над учебниками. Но нередко причина такого долгого сидения над домашним заданием - простая неорганизованность. Только начал решать задачку по математике - засмотрелся на картинки в учебнике, только стал разучивать стихотворение - увлекся потрошением авторучки… В этом случае тебе придется какое-то время контролировать выполнение уроков. Возьми стул и присядь к столу своего школьника: наблюдай, как он занимается, и в нужный момент призови к порядку.

Распиши с ребенком его режим дня. Пусть он четко знает, какие часы отведены на игру, а какие - на учебу. Можно красиво оформить листок с режимом и повесить его на видное место - пусть он все время сверяется с ним. Используй игровой момент для того, чтобы заинтересовать ребенка результатами учебы. Например, повесь на стену плакат, где будут перечислены все предметы, которые твой малыш изучает в школе. Напротив уроков, по которым у него хорошие оценки, прикрепи изображение забавного солнышка, улыбающейся рожицы или сердечка. А напротив тех, что хромают, - тучку, дракончика или пирата. Если ребенок постарше - составьте вместе график успеваемости по тому предмету, который тебя беспокоит. Вот увидишь, как будет радоваться твой отпрыск, когда кривая поползет вверх!

Нестандартные методы

Ты как никто другой знаешь особенности характера своего ребенка и сможешь сама придумать, на какую «кнопочку» нажать, чтобы малыш (подросток) загорелся учебой. Воспользуйся опытом наших читательниц.

28-летняя Александра из Киева рассказывает: «Я попросила своего мужа пойти в школу на собрание. Для сына это было настоящим испытанием, он буквально сгорал со стыда, когда папа, которого он так уважает и на которого хочет быть похож, выслушивал нелицеприятные слова о его учебе. И знаете, произошло чудо! С этого дня мой Валик стал примерным учеником!

Ведь он больше всего боится, что папа в нем разочаруется». «У моей дочки не сложились отношения с учительницей, и та ставила ей плохие оценки скорее из вредности, даже мое заступничество не помогало, - пишет 32-летняя Анна из Симферополя. - Тогда я сказала дочке: ты должна так учить предмет, чтобы нелюбимая учительница просто не имела повода к тебе придраться! И Лада начала зубрить английский: мне кажется, что она восприняла это как вызов. И таки добилась своего! Теперь у нее по этому предмету высокий балл!»

А вот что советует 35-летняя Алена из Харькова: «У моего сына-шестиклассника хромала история. Чтобы как-то заинтересовать Артема, мы стали по выходным ходить в исторический музей, а потом записались в краеведческий кружок, где изучали историю родного края. Постепенно отношение сына к предмету изменилось: он сам стал готовить дополнительный материал к урокам, чем очень удивил учительницу. Нужно ли говорить, что ниже «десятки» он больше не приносил!»

Найди свой, интересный и нестандартный, подход, который будет работать на повышение успеваемости.

Запрещенные приемы

В погоне за оценками в табеле не допускай распространенных родительских ошибок. Объясни, что важна не только и не столько отметка, сколько крепкие знания. Не нужно во что бы то ни стало «выбивать» из чада высший балл. Иначе рискуешь выработать у него чисто формальный подход: добиться 12 любой ценой, пусть даже слезами и нытьем. Либо взрастить комплекс перфекционизма, о котором шла речь выше.

Не стоит и самой выполнять за ребенка домашние задания - писать рефераты, рисовать или чертить. У твоего малыша может выработаться комплекс неполноценности: он будет уверен в своей неспособности самостоятельно справиться с заданием на «отлично». Если ты видишь, что твой сын или дочка ну никак не успевает сделать уроки сам, помоги ему, но не выполняй всю работу за него.

И уж совершенно недопустимо ругать и обзывать ребенка тупицей и неумехой. Это приведет к прямо противоположному результату: малыш совсем потеряет веру в свои силы или, наоборот, станет назло домашним учиться плохо. Заинтересовать, найти стимул, помочь, убедить - единственно верный способ подтянуть оценки и знания.

Три способа повысить успеваемость

Не стоит опускать руки и записывать школьника в двоечники. Эти методы наверняка помогут исправить ситуацию!

1 Репетитор. Обратись к специалисту: профессионал сумеет заполнить пробелы в знаниях твоего школьника. И возможно, именно он найдет нужный подход к малышу.

2 Занятия с учителем за дополнительную плату. Школьный учитель хорошо знает и программу, и способности твоего отпрыска. Он сделает упор на том материале, который не был усвоен твоим сыном или дочкой.

3 Профильный кружок. Здесь ребенок сможет узнать много интересного и полюбить предмет. Тем более что в неформальной обстановке кружка материал всегда усваивается легче.

Благодарим за помощь в подготовке материала психолога и психотерапевта Татьяну Михеенко .