Как выровнять эмоциональный фон ребенка? Аффективные и эмоциональные особенности ребенка. Проявления эмоциональных нарушений у детей

Консультация для родителей.
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА:
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ.
Эмоциональное

развитие
ребенка ­ одна из важнейших задач
воспитания. Но не для всех
родителей это является очевидным
фактом:
уделяя повышенное
внимание
и
интеллектуальному
развитию
своего ребенка, такие родители
склонны абсолютно игнорировать
его эмоциональную сферу. Они рассматривают эмоциональные проявления как нечто
краткосрочное, нерациональное и малозначимое. Иногда, по их убеждению,
максимум, что можно сделать - это научить ребенка жестко контролировать свои
эмоции. И подобный контроль, выработанный под влиянием родительских запретов
на громкий смех, плач или ярко выраженный гнев, нередко оборачивается тем, что
детские переживания оказываются подавлены, скрыты, загнаны внутрь. Запрет на
свободное выражение эмоций делает ребенка несчастным, подрывает его иммунитет,
приводит к развитию неврозов и психосоматических заболеваний.
физическому

Что такое эмоциональное развитие ребенка?
Эмоции - это не просто позитивно или негативно окрашенные отклики на
сигналы из внешнего мира. Эмоциональные переживания представляют собой
сложный процесс оценивания окружающей действительности. Это иная оценка,
нежели та, которая производится холодным рассудком. Рациональный способ
регуляции собственного поведения многим людям представляется идеальным
вариантом. Но человек, руководствующийся в своих поступках исключительно
доводами разума, во многом проигрывает, особенно когда дело касается социальной
сферы. Умение эмоционально оценивать ситуацию очень важно в повседневной
жизни. Дети с нарушениями эмоционального развития испытывают трудности с
налаживанием коммуникаций и установлением долгосрочных личностных связей, они
невосприимчивы к социальным ожиданиям и нюансам межличностных отношений.
Такой ребенок оказывается в социальной изоляции, он чувствует себя подавленным и
одиноким, и это не может не отразиться на всех сферах его деятельности. Чтобы
эффективно взаимодействовать с окружающим миром, ребенок должен научиться
управлять собственными эмоциями и правильно считывать эмоциональные состояния
других людей. Умение распознавать свои и чужие эмоции не является врожденной
способностью. Здесь требуются знания, опыт и определенный уровень развития.
Малыш, растущий в эмоционально обедненной среде, лишен возможности
отслеживать чужие реакции и получать адекватную оценку собственным
эмоциональным проявлениям. Чтобы наработать багаж знаний в эмоциональной
сфере, ребенку требуются партнеры по совместным переживаниям: родители, члены
1

семьи, сверстники, другие люди. Важно также, чтобы эмоции, проживаемые ребенком
в дошкольный период, были разнообразны по характеру - это позволит наработать
хороший эмоциональный опыт и составить более полную картину окружающей
действительности.
Особенности эмоциональной сферы детей 5­6 лет.
Дети старшего дошкольного возраста в целом имеют спокойный эмоциональный
фон восприятия. Их чувства все еще непроизвольны и переменчивы, но восприятие
уже не столь аффективно окрашено, как у малышей. Дошкольники 5­6 лет способны
предвидеть последствия своих поступков и реакцию на них окружающих. Они умеют
предугадывать оценку взрослых - похвалу или неодобрение - и переживают по
этому поводу. Детям удается успешно распознавать чужие эмоции. Особенно легко
они выявляют положительные переживания, такие как радость и восхищение.
Некоторые трудности возникают при
идентификации грусти, и еще тяжелее
дается дошкольникам распознавание
испуга и удивления.
Пытаясь
определить настроение человека,
пятилетний ребенок руководствуется
в основном выражением лица
собеседника, не придавая особого
значения позе и жестикуляции.
Родителям стоит учитывать, что в
этом возрасте ребенок все еще плохо осознает свои чувства и почти не умеет владеть
собой. Его эмоции ярки, мгновенно вспыхивают и быстро затухают. За бурным
весельем
последовать
неожиданные слезы, а через минуту на
лице снова появится улыбка. Взрослым
не следует заострять внимание на
быстрой смене настроения ребенка -
эмоциональная стабильность придет со
временем. Старшие дошкольники уже
преодолели первый этап социализации и
способны к сотрудничеству с другими
людьми. Находясь в группе сверстников,
они умеют считывать чужие эмоции и
адекватно реагировать на переживания своих друзей. Им понятны нормы и правила,
они следуют им, хотя личные желания и потребности, симпатии и антипатии имеют
все же решающее значение. Детям старшего дошкольного возраста уже хорошо
известно чувство сопереживания, они способны проявить деятельную заботу по
отношению к близкому человеку. В отличие от трехлетних малышей старшие
дошкольники не провоцируют сознательно конфликтных ситуаций. Не имея
достаточно веской причины идти на конфликт, пятилетний ребенок будет избегать
острых ситуаций.
могут

Роль родителей в эмоциональном развитии ребенка.

требуется
Главная задача взрослых, отвечающих за эмоциональное развитие ребенка,
состоит не в том, чтобы научить дошкольника контролировать свои чувства и
следовать неким установленным нормам выражения эмоций - тем более, что
старший дошкольник способен
управлять своими переживаниями
лишь до определенной степени. От
родителей
не
искоренить «неудобные» эмоции
ребенка,
научиться
перенаправлять их в нужное русло,
а также создать благоприятную
среду, в которой дошкольник не
будет испытывать эмоционального
голода и стрессовых перегрузок.
Ребенок очень зависим от условий, в которых воспитывается. Нарушить его
эмоциональное равновесие и вызвать далеко идущие последствия могут различные
перекосы во внутрисемейных отношениях: чрезмерная опека, граничащая с истерией,
предпочтение одного ребенка другому, односторонняя привязанность к одному из
родителей и т. п. Родители должны позаботиться, чтобы общий эмоциональный фон в
семье оставался позитивным, с преобладанием положительно окрашенных эмоций.
Но и негативные переживания из жизни ребенка исключать не стоит. Во­первых,
абсолютно оградить от них свое чадо все равно не получится. Во­вторых, в малом
объеме отрицательные переживания полезны для становления личности. Они
мотивируют ребенка к активной деятельности и преодолению препятствий,
позволяют получить разнообразный эмоциональный опыт. Главное, чтобы негативные
эмоции не были слишком интенсивными, длительными и частыми. Эмоциональные
способы воздействия на ребенка не должны выбираться спонтанно и зависеть от
настроения родителя. Важно, чтобы при оценке поступков дошкольника и
регулировании его поведения «метод пряника» был превалирующим. Отчуждение
как форму неодобрения нужно использовать нечасто - только в случае особо
серьезных проступков. Ребенку важно не просто чувствовать хорошее отношение к
себе со стороны родителей, но и слышать словесные выражения любви. Старший
дошкольник легко путается даже в собственных чувствах и эмоциях. Ему не всегда
удается замечать их, правильно идентифицировать и облекать в слова. Родитель
может помочь своему ребенку разобраться в личных эмоциональных переживаниях с
помощью вопросов: «Ты расстроился из­за того, что…?», «Тебе обидно, потому
что…?», «Ты обрадовался, когда…?». Только от родителей зависит насколько
полной и эмоционально насыщенной будет жизнь ребенка. Для ребенка основным
источником эмоций является общение с другими людьми. Дошкольник должен иметь
возможность свободно и полно контактировать с окружающим миром. Но
способствуя эмоциональному развитию ребенка, нельзя переусердствовать. Сильные
и разнообразные, пусть даже и положительные, эмоции могут утомить кого угодно. А

Марина Бухарова
Эмоциональное благополучие ребёнка

Среди глобальных проблем человечества, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении качества медицинского обслуживания, изучении экологической обстановки, социального окружения, восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторов.

Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка.

Есть еще и другой фактор, заставляющий сегодня более внимательно и уважительно относиться к эмоциональной сфере, - фактор многочисленных эмоциональных нарушений (или расстройств) в поведении детей и подростков. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения как эмоционального фона ребенка (возбудимое или депрессивное настроение, в виде особенностей характера (акцентуации по типу раздражительного, гневливого или чрезвычайно слащавого и угодливого поведения, в виде некоторых социально неприемлемых влечений и зависимостей (воровство, наркозависимость и пр.). Эмоциональные нарушения у детей могут быть разной степени тяжести. Они могут свидетельствовать о начинающемся заболевании (в виде невроза, психопатии, шизофрении и т. д., а могут иметь непатологические формы, тем не менее представляя серьезные затруднения для воспитания (дети агрессивные, гиперактивные, тревожные, аутичные).

По мнению экспертов Всемирной организации здоровья, нарушения психического здоровья, эмоциональные нарушения связаны не только с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, но и с различными неблагоприятными средовыми и стрессовыми факторами.

Поднимаемая проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста может быть конкретизирована в ряде таких понятий, как «эмоциональное состояние», «эмоциональное самочувствие», «настроение» (представлены на слайде).

Выделяют следующие компоненты эмоционального благополучия:

Эмоция удовольствия – неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения;

Переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта;

Переживание успеха – неуспеха в достижении целей;

Переживание ребёнком оценивания другими людьми результатов его активности;

Переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними.

Полярность значений данных компонентов, т. е. их значение как положительных (отрицательных, определяет в совокупности наличие или отсутствие в личностном комплексе такой характеристики, как эмоциональное благополучие.

Как и любое интегральное понятие,

эмоциональное благополучие зависит от многих причин:

Состояние здоровья ребёнка в период посещения детского сада;

Особенности взаимодействия ребёнка со взрослыми, работающими в дошкольном учреждении;

Особенности взаимодействия с детьми группы, которую ребёнок посещает;

Эмоциональная обстановка и уклад жизни в ДОУ в целом;

Обстановка в семье ребёнка.

Такой взгляд на проблему охватывает все аспекты жизнедеятельности ребёнка дошкольного возраста.

В последнее время широкое распространение приобрёл термин «психологическая безопасность», имеющий непосредственное отношение к проблеме эмоционального благополучия ребёнка.

Вследствие нарушения психологической безопасности у ребёнка могут развиваться признаки стрессового состояния, проявляющиеся в определённом поведении:

В трудностях засыпания и беспокойном сне,

В усталости после нагрузки, которая совсем недавно его и не утомляла,

В беспричинной обидчивости или, наоборот, повышенной агрессивности,

В рассеянности, невнимательности,

В беспокойстве и непоседливости,

В отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребёнок всё чаще и чаще ищет одобрения у взрослых,

В проявлении упрямства,

В том, что он постоянно сосёт соску, палец или жуёт что-нибудь,

В еде без разбора, заглатывая при этом пищу (иногда наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита,

В боязни контактов, стремлении к уединению, отказе участвовать в играх со сверстниками,

В игре с половыми органами,

В подёргивании плеч, качании головой, дрожании рук,

В снижении массы тела или, наоборот, начинающих проявляться симптомах ожирения,

В повышенной тревожности,

В дневном или ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребёнок находится в состоянии психоэмоционального напряжения.

Причины возникновения тех или иных переживаний ребёнка кроются в его взаимоотношениях с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребёнку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищённости.

Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребёнок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателей и сверстников. Неудовлетворённость ребёнка взаимоотношениями с окружающими выражается как в поведении, так и в виде различных эмоциональных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха.

Таким образом, очень важным и необходимым условием эмоционального благополучия ребенка в детском саду является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в дошкольном учреждении. Ребенок с радостью идет в тот детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачи, радуются успехам.

На эмоциональный комфорт (как и дискомфорт) ребенка в детском саду в первую очередь влияют воспитатель и помощник воспитателя группы. Это первые значимые люди в ближайшем окружении дошкольника после близких взрослых.

Насколько значим для дошкольников воспитатель, я определила с помощью методик "Два дома", «Я и детский сад», проведёнными с детьми подготовительных групп. Напомню, что дети должны были поселить в красивом доме и доме с противоположными характеристиками всех значимых для них людей. Большинство детей вспомнили воспитателей и поселили их в красивом доме. Интересен и тот факт, что в некоторых случаях предпочтительными обитателями красивого дома оказывались воспитатели, а не родители.

Для определения эмоционального благополучия в детском саду используется проективная методика

«Я в детском саду»

Ребенок рисует только здани е.

Первая группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.

Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.

Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии, это хороший показатель. Значит, он "крепко стоит на ногах", чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички - все это детали, свидетельствующие о "мире" в душе.

Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого се бя. События, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?

Характер взаимоотношений ребёнка со сверстниками существенно влияет на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От его статуса зависит, насколько ребёнок чувствует себя спокойным, удовлетворённым, находится в состоянии эмоционального комфорта. У детей свои критерии оценки членов коллектива, и они не всегда и не во всём совпадают с мнением взрослых. Таким образом, эмоциональное благополучие детей зависит не только от того, как их расценивают взрослые, но и от мнения сверстников.

Факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ребёнка

(А. И. Захаров)

Социально - культурные факторы.

Среди основных причин – ускорение темпов современной жизни, дефицит времени, недостаточные условия для снятия эмоционального напряжения и расслабления. Как следствие загруженность родителей, невротизация взрослых, недостаточная осведомлённость о путях решения конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи.

Социально-психологические факторы.

Дисгармония семейных отношений, дисгармония семейного воспитания, нарушения в сфере детско – родительских отношений.

Социально –экономические факторы.

Неудовлетворённые жилищно – бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу.

Совокупное влияние вышеперечисленных факторов в тех или иных вариациях и является патогенным комплексом, на базе которого изменяется самоощущение ребёнка и развивается заболевание.

Захар, 4,5 лет

У Захара присутствует дефицит внимания.

Захар проявляет себя как любознательный и смышленый ребёнок. Его характеризует стабильный интерес к ходу занятия, отсутствие отвлекаемости и низкий уровень утомляемости. В тоже время не гиперактивен, усидчив, спокоен, на занятиях не балуется.

Всегда внимательно выслушивает предлагаемую инструкцию, никогда не перебивает.

Всегда радостно реагирует на новые игрушки и упражнения. Никогда не отказывается от выполнения упражнений. Легко переключается с одного вида деятельности на другой. Всё это помогает Захару достигать значительных успехов на занятиях, хотя некоторые задания ему не удаются, или пока даются с трудом. К таким играм и упражнениям относятся те, которые направлены на межполушарное взаимодействие мозга. Однако, сталкиваясь с трудностями, Захар не теряет интерес, а всегда до конца выполняет задание, проявляя свою работоспособность и стремление закончить начатое. При этом он не обращается за помощью к взрослым, что характеризует его как самостоятельного и целеустремлённого ребёнка.

На занятиях не проговаривает свои действия и действия окружающих.

Демонстрирует стабильный эмоциональный фон: всегда улыбается, вежлив, никогда не проявляет агрессии, негативизма, не капризничает.

Старается лишний раз не привлекать к себе лишнего внимания, но в тоже время Захара нельзя характеризовать как закрытого, замкнутого, старающегося казаться незаметным, ребёнка.

В тоже время создаёт впечатление несколько замкнутого ребёнка, что на самом деле является проявлением вежливости Захара.

В эмоциональном плане сдержанно реагирует на похвалу или на указание на ошибку: при похвале скромно улыбается, при указании на ошибку молча, старается её исправить.

В целом создаёт впечатление воспитанного, вежливого, любопытного, умного и позитивного ребёнка, который всегда готов идти на контакт и принимать участие в какой-либо деятельности, но в силу своей скромности, не всегда проявляющего инициативность.

Психолого-педагогическая характеристика.

Софья, 6 лет (парасигматизм свистящих)

Софья создаёт впечатление самокритичного и требовательного по отношению к себе ребёнка: на занятиях чувствуется, что она контролирует свою деятельность, эмоции и слова. Всегда пытается доводить дело до конца, на занятиях абсолютно не мешает педагогу. Практически не устаёт, работает медленно, но вдумчиво, не хаотично. Помощь от взрослых старается не принимать, но и не отвергает её. При столкновении с трудностями при выполнении заданий и упражнений в начале, молча, задумывается, и сосредоточённо пытается найти решение задания. Если этого не удаётся, то сразу, твёрдо, признаётся, что не может выполнить его. При этом замыкается, часто расстраивается (один раз даже до слёз), но на предложение повторить упражнение, уже с помощью взрослого, чаще всего, соглашается. Это хорошо показывает характер девочки и её собственно-обозначенные чёткие границы “Могу – Не могу”.

Как правило не проговаривает свои действия и действия взрослых.

На занятиях не отвлекается, задание выслушивает до конца, часто проявляет целеустремленность при их выполнении. Легко может занять себя какой-нибудь игрой, при этом не чувствую себя брошенной.

К личностным особенностям Софьи можно отнести некоторую эмоциональную замкнутость, настороженность, отсутствие инициативы на занятиях, небольшую раздражительность, пассивность в общении, робость. Настроение во время занятий преимущественно спокойное, адекватное обстановке.

Софья быстро идёт на контакт, в том числе и с взрослыми, но создаётся впечатление, что это общение её несколько тяготит.

Софья демонстративна и принципиальна. Может расстроиться, если с её братом начали заниматься раньше, чем с ней. Любит, чтобы её успокаивали, не боится высказать своё мнение, хоть и делает это тихим, спокойным голосом.

В целом, Софью можно охарактеризовать как несколько замкнутого ребёнка, склонного к привлечению внимания, но в тоже время способного к усердию, самодисциплине и контролю своих действий.

Психолого-педагогическая характеристика.

Владислав, 5 лет (параламбдацизм)

Влад создает впечатление весёлого и старательного ребёнка. У него спокойный характер, не имеющий каких-то ярко выраженных агрессивных черт. Настроение на протяжении всех занятий обычно положительное. Резкие колебания настроения отсутствуют. Чётко видно, что старается контролировать своё поведение, думает, прежде чем, что-то сказать. Внимательно, с первых слов, выслушивает предлагаемую инструкцию и сразу её выполняет. С другой стороны, легко может поддаться настроению, отвлечься, иногда недостаточно сосредотачивается.

Всегда радостно реагирует на новые игрушки и упражнения. Никогда не отказывается от выполнения упражнений. Легко переключается с одного вида деятельности на другой. Спокойно выполняет все инструкции, но при этом, быстро утомляется. Сложностей или неудач при выполнении упражнений не боится. Настроение при трудностях у Влада не опускается. Влад всегда открыт для общения, очень легко идёт на контакт с окружающими, демонстрирует хорошие успехи на занятиях, эмоционально всегда настроен положительно. Все это является его главными чертами характера.

Общителен. Всегда готов идти на контакт, в том числе и с незнакомыми людьми. С удовольствием отвечает на вопросы. Но отвечает без развернутых ответов, “по существу”, без дополнительных деталей.

В целом Влада можно охарактеризовать как ребёнка, который легко идет на контакт.. Быстро отвлекается, задание выслушивает не до конца, сама справляется редко, так как не может себя организовать, принимает любую помощь. Ведет себя адекватно ситуации, доброжелателен, однако на протяжении всего времени занятий может что-нибудь теребить в руках, отвлекаться.