Как жил Северный Кавказ с древности до XIX века? (7 фото). Аланы в эпоху Великого переселения народов

История России с древнейших времен до конца XVII века Сахаров Андрей Николаевич

§ 3. Народы Северного Кавказа

§ 3. Народы Северного Кавказа

Населенный множеством племен и народов и в наши дни, горный Кавказ и отчасти предгорья в раннее средневековье представляли из себя еще большее скопление этносов. Можно подумать, что именно сюда после разрушения Вавилон- ской башни устремились разные племена. Нечто сходное с таким определением действительно есть: горный Кавказ издревле являлся убежищем для многих народов, оттесняемых с юга и севера и ассимилируемых там другими этносами. Однако в историческое время на западном Кавказе обитали в основном адыги, на восток от них аланы (осы, осетины), затем предки вейнахов, о которых реальных известий почти нет, и далее различные дагестанские народы (лезгины, аварцы, лакцы, даргинцы и др.). Этническая карта предгорий и отчасти горных районов менялась и до XIII в.: с приходом тюрко-половцев, а еще ранее хазар и булгар часть местного населения, сливаясь с ними, стала основой для таких народностей, как карачаевцы, балкарцы, кумыки.

Еще древние писатели называли на Кавказе местные царства, например, меотов в Приазовье, однако насколько эти названия соответствовали реалиям – сказать трудно. На восточном Кавказе в Дагестане (термин, кстати, поздний, от тюркского «даг» – гора) наиболее древние политические объединения упоминаются с первых веков нашей эры. Так, армянские источники называют «царей лезгин» применительно к IV – V вв. и даже ранее. Однако наибольшее число данных о политической структуре Дагестана связано с периодом иранских шахов Сасанидов (III – VII вв.), с которыми связывают и возникновение местных княжеств, и построение Дербентской крепости.

В центральном Предкавказье, а периодически и на более обширных пространствах уже на рубеже н.э. возник Аланский союз, который был разгромлен гуннами, но возродился после падения Гуннской державы.

Западная часть северного Предкавказья к югу от реки Кубань была издревле населена предками адыгов. Источники называли их либо кашаками (касогами), либо эиками. Термин «черкесы» – поздний, из иранских языков и означает просто воин (чере-кес, где «чери» – войско, а «кес» – человек). Адыгские (кашакскне) племена были в раннее средневековье едва ли не самым многочисленным народом Кавказа, уступая, возможно, порой только аланам. Они всегда были раздроблены и враждовали не только с соседями, но и друг с другом. Вот что писал о них ал-Масуди: «За царством алан находится народ, называемый кашак, живущий между горой Кабх и Румским (Черным) морем. Народ этот исповедует веру магов (т.е. язычников). Среди племен тех мест нет народа более изысканной наружности, с более чистыми лицами, нет более красивых мужчин и более прекрасных женщин, более стройных, более тонких в поясе, с более выпуклой линией бедер и ягодиц. Наедине их женщины, как описывают, отличаются сладостностью… Аланы более сильны, чем кашаки… Причина их слабости по сравнению с аланами в том, что они не позволяют поставить над собой царя, который объединил бы их. В таком случае ни аланы, ни какой другой народ не смогли бы их покорить».

Известия о кашаках X в. говорят об оживленной торговле их с Малой Азией через Трапезунд.

В X в. кашаки столкнулись с русами в районе Тамани. Это случилось при Святославе, который, готовясь к борьбе с Византией, разгромил союзников последней – хазар и закрепился на Таманском полуострове, где русским опорным пунктом надолго стала старая крепость Матарха, которую русские называли Тмутаракань. Владимир, сын Святослава, передал Тмутаракань одному из своих сыновей – Мстиславу, который позже в борьбе с братом Ярославом подчинил себе все русские земли по левую сторону Днепра. На Руси существовали сказания о войнах Мстислава, по своим нравам напоминавшего своего деда Святослава, с касогами и единоборстве русского князя с касожским богатырем Редедей, которого Мстислав зарезал перед рядами касожскими. Очевидно, Мстиславу удалось подчинить себе еще какую-то часть кашакских племен, поставлявших ему храбрых воинов.

Затем степь заполонили половцы, отрезав Северный Кавказ от Руси. Тмутараканское княжество как-то незаметно исчезло в начале XII в. Усилились аланы и Грузия. Часть кашаков вынуждена была признать власть алан, и последние даже в XII в. закрепились в некоторых причерноморских крепостях на территории нынешнего Краснодарского края. Прибрежные кашаки, очевидно, признавали и власть грузинских царей, в XI – XII вв. тесно связанных с аланами.

Внесло изменение и появление на восточном берегу Черного моря итальянских (в основном генуэзских) торговых факторий, которые стали возникать по договорам с Византией уже в середине XII в. В это время в районе Керчинского пролива известен и город Росия, очевидно, связанный с какой-то уцелевшей русской колонией в этих местах.

На Центральном Кавказе доминировали аланы или осы (осетины). О вейнахах (предках чеченцев и ингушей) мы почти ничего не знаем. Они упоминаются в «Армянской географии» VII в., а также под названием «дурдэуки» в грузинских летописях.

Аланы же упоминаются на Кавказе с начала н.э, хотя пришли они сюда, несомненно, раньше, вместе с прочими сарматскими племенами. Аланский союз был разгромлен гуннами, но возродился после распада империи Аттилы. Долгое время аланы были верными союзниками хазар в их борь бе за гегемонию на Кавказе. Уже в силу этого они являлись врагами арабов и союзниками Византии. От Византии к аланам рано проникло христианство, хотя официально аланский царь стал христианином где-то в начале X в., после чего возникла и Аланская митрополия. Это, однако, вызвало недовольство хазар, и после неудачной войны с последними аланы вынуждены были официально отречься от христианства. После разгрома хазар Святославом ситуация изменилась, аланская знать вернулась в лоно христианской церкви. Когда это случилось, точно неизвестно, но поскольку в конце X в. Аланская епархия занимала в списке подчиненных Константинополю епископств 61-е место вслед за Русью, это, очевидно, произошло где-то в 90-х годах X в.

В XI – XII вв. Алания находилась в тесных отношениях с Грузией. Грузинские и аланские правители часто роднились друг с другом. Известно, что вторым мужем царицы Тамар был аланский царевич Давид Сослан, мать которого была грузинка. Поэтому в XI – XII вв. в Алании переплетаются и византийское, и грузинское влияние, особенно в архитектуре сохранившихся церквей. Возникло на греческой основе и аланское письмо, от которого до наших дней дошли лишь жалкие остатки. Однако ареал сношений правителей Алании был еще шире и доходил до Северо-Восточной Руси – жена Всеволода Большое Гнездо была аланка.

Алания XI – XII вв. выглядит как довольно сильное, хотя и не вполне централизованное государство. Власть царей была ограничена знатью или ос-богатарами, как их называют источники. Столицей Алании был город Магас (буквально Большой, Великий). Его точное местоположение неизвестно, хотя он упоминается даже китайскими источниками в связи с походами монголов.

Больше всего мы знаем о народах и ранних политических объединениях на территории Дагестана, который издавна был тесно связан через Закавказье с Ираном и семитскими цивилизациями Передней Азии. Здесь же в самом узком месте, где горы ближе всего подходят к Каспийскому морю, находился наиболее удобный проход на север в Предкавказье, известный под иранским названием Чола или Чора (узкое ущелье). Контроль над ним издревле был важен не только для небольших государств Восточного Закавказья, но и для мощных ближневосточных империй, типа Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской. Заинтересованы были в укреплении этого прохода и Рим, а затем Византия, которые в период их мирных отношений с Ираном даже вкладывали средства для возведения и поддержания здесь в должном порядке укреплений. Археологические изыскания показыва ют, что древнейшие оборонительные сооружения здесь появились еще в VIII – VII вв. до н.э., т.е. были, очевидно, воздвигнуты местным населением против двигавшихся с севера скифов. Особое внимание этому району уделяли иранские Сасаниды (III – VII вв.), при которых в V – VI вв. и были воздвигнуты те мощные крепость и стены, что в основе сохранились до наших дней, получив уже тогда иранское название Дербент (Закрытые ворота). В период арабо-хазарских войн Дербент обычно находился под арабской властью и халифы уделяли огромное внимание поддержанию и ремонту его укреплений. Сюда с VII – VIII вв. переселялись и арабы, даже в XII в. их потомки сохраняли свой язык. Естественно, сюда в первую очередь проникал и ислам. Однако проникновение ислама в горные районы шло очень медленно, и население горного Дагестана исповедовало либо местные языческие культы, связанные с поклонением силам природы, либо христианство. Последнее проникло в Дагестан из Кавказской Албании и Грузии и еще в IX – X вв. и даже позже занимало прочные позиции у аварцев, лезгин и других дагестанских аборигенов. Вместе с тем о глубоком проникновении христианства в народную среду здесь, как и на остальном Северном Кавказе, вряд ли можно говорить. К примеру, крупнейшим политическим объединением Дагестана в IX – XII вв. была так называемая страна владетеля золотого трона («сахиб сарир аз-захаб»), чаще всего именуемая, не совсем верно, в литературе Сарир. Мнения о ее пределах расходятся. Большинство исследователей считает, что это область аварцев, которые известны и под последним названием и как хундэы (в грузинских источниках). Однако можно предполагать, что под властью «владетеля золотого трона» находились и другие части горного Дагестана (области лакцев и, возможно, частично, даргинцев и даже лезгин). Сам титул «сахиб сарир аз-захаб» происходит от легенды, по которой некий сасанидский правитель пожаловал или подарил этот трон одному из владетелей Дагестана. В IX – X вв. глава этого государства и его окружение были христиане, а остальное население – язычники.

Кроме Сарира известны и другие политические объединения (Гумык, Хайтак и т.д.). Заметим, что и в древности, и в средние века Дагестан, особенно южный, был органически связан с северо-восточной частью нынешнего Азербайджана (Ширвана). Последний населяли родственные лезгинам и аварцам племена, которые очень поздно (в XVI – XVII вв.) были тюркиэированы. Эту органическую связь Дагестана с Ширваном отчетливо видел местный историк Бакнханов (XIX в.), написавший исторический труд, посвященный именно прошлому Ширвана и южного Дагестана (одно из первоначальных его названий и было «История Дагестана»). Труд был написан Бакихановым на двух языках – персидском и русском. Хотя Бакиханов был потомком бакинских ханов, рассматривать его как историка только азербайджанского нет оснований.

До X в. значительная часть северного Дагестана находилась под хазарской властью, против которой боролись местные племена и арабы. Уже в середине X в. здесь отмечается определенное влияние Руси (поход на Бердаа совместно с лезгинами и аланами). Позже, с возникновением русского владения на Тамани, контакты русов с народами Кавказа еще более усиливаются, очевидно, нося разное содержание. В 80-х годах отмечается присутствие русов в качестве союзников одной из борющихся групп в Дербенте, где, судя по остаткам местных летописей, русы были хорошо известны. А в 30-х годах XI в. русы совершают походы в Восточное Закавказье и даже овладевают крупнейшим там городом Байлаканом (опять-таки в союзе с определенными местными силами). Это, несомненно, было связано с деятельностью Мстислава Владимировича (см. ниже). В XII в. с усилением Грузии укрепляется и ее престиж в Восточном Закавказье, куда грузинские цари совершают походы до Дербента. Однако о закреплении их там на сколько-нибудь продолжительное время известий нет. Тем не менее лозунг «Грузия от Никопсы до Дербента» (Никопса находилась приблизительно в районе нынешней границы Грузии и Российской Федерации) возник именно в XII – XIII вв. и позже был весьма популярен в определенных политических кругах Грузии (в частности, в период меньшевистского правительства 1918 – 1921 гг.).

Из книги История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 2. НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ Скифы. Древнейшими племенами юга нашей страны были киммерийцы. Письменные свидетельства о них содержатся в трудах Гомера, Геродота, Страбона. Киммерийцев вытеснили из Северного Причерноморья скифы, которые оказали

Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

РАЙОН СЕВЕРНОГО КАВКАЗА61. Образцы медных изделий были найдены в некоторых из северокавказских захоронений, которые могут быть отнесены к третьему тысячелетию до н.э.; т. е. к периоду, в который как Украина, так и Центральная Россия все еще были в эпохе неолита. В

Из книги Борьба генерала Корнилова. Август 1917 г.– апрель 1918 г. [Л/Ф] автора Деникин Антон Иванович

Глава XV Общий очерк военно-политического положения в начале 1918 г. Украины, Дона, Кубани, Северного Кавказа и Закавказья Итак, распад центральной власти вызвал временную балканизацию русского государства по признакам национальным, территориальным, историческим,

Из книги Русские – успешный народ. Как прирастала русская земля автора Тюрин Александр

Из книги Русские – успешный народ. Как прирастала русская земля автора Тюрин Александр

Кавказская линия и колонизация Северного Кавказа После русско-турецкой войны 1768–1774 гг. настало время обустройства Кавказской линии, оборудованной и защищенной границы между оседлым населением южных российских губерний и горскими племенами.Кавказский край в это время

Из книги Древняя история казачества автора Савельев Евграф Петрович

Глава II Краткий обзор современных народов Северного Кавказа Все народы Европы, принадлежащие к так называемому кавказскому племени, произошли от одного общего первобытного племени - арийцев, т. е. было то время, когда, по выражению Макса Мюллера, предки арийцев, как то:

Из книги Неизвестный СССР. Противостояние народа и власти 1953-1985 гг. автора Козлов Владимир Александрович

Глава 6 Возвращение депортированных народов Северного Кавказа. Волнения русского населения в Грозном в 1958 г «Синдром возвращения» В середине 1950-х гг. были восстановлены национальные автономии репрессированных в годы войны калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев и

Из книги Записки автора Врангель Петр Николаевич

Глава II Освобождение Северного Кавказа

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Глава 10. Народы Причерноморья, Кавказа Средней и Центральной Азии Скифское царство в Крыму Скифы и геты, составляющие основную часть населения в III в. до н. э., упорно отражали все попытки македонян проникнуть к северу от Дуная. В 331–330 гт. наместник Александра

Из книги Записки (ноябрь 1916 года - ноябрь 1920 года) автора Врангель Петр Николаевич

Из книги Воспоминания Петра Николаевича Врангеля автора Врангель Петр Николаевич

Глава II. Освобождение Северного Кавказа

Из книги Украинское национальное движение и украинизация на Кубани в 1917–1932 гг. автора Васильев Игорь Юрьевич

Об украинизации печати в украинских районах Северного Кавказа (22 ноября 1930 г. Постановления Секриатариата ВКП(б) Северо-Кавказского края).Констатировать, что директивы Крайкома об украинизации печати для украинских районов края не выполняются, постановление Крайкома

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

§ 3. Народы Северного Кавказа Населенный множеством племен и народов и в наши дни, горный Кавказ и отчасти предгорья в раннее средневековье представляли из себя еще большее скопление этносов. Можно подумать, что именно сюда после разрушения Вавилон-ской башни

автора

Из книги Этнокультурные регионы мира автора Лобжанидзе Александр Александрович

Из книги Русское влияние в Евразии. Геополитическая история от становления государства до времен Путина автора Леклерк Арно

Российские республики Северного Кавказа С трудом завоеванные и «замиренные» в XIX в. районы Северного Кавказа по завершении советского периода стали главной проблемой, доставшейся в наследство Российской Федерации, – из-за попытки отделения, предпринятой чеченцами, и

Населенный множеством племен и народов и в наши дни, горный Кавказ и отчасти предгорья в раннее средневековье представляли из себя еще большее скопление этносов. Можно подумать, что именно сюда после разрушения Вавилонской башни устремились разные племена. Нечто сходное с таким определением действительно есть: горный Кавказ издревле являлся убежищем для многих народов, оттесняемых с юга и севера и ассимилируемых там другими этносами. Однако в историческое время на западном Кавказе обитали в основном адыги, на восток от них аланы (осы, осетины), затем предки вейнахов, о которых реальных известий почти нет, и далее различные дагестанские народы (лезгины, аварцы, лакцы, даргинцы и др.). Этническая карта предгорий и отчасти горных районов менялась и до XIII в.: с приходом тюрко-половцев, а еще ранее хазар и булгар часть местного населения, сливаясь с ними, стала основой для таких народностей, как карачаевцы, балкарцы, кумыки.

Еще древние писатели называли на Кавказе местные царства, например, меотов в Приазовье, однако насколько эти названия соответствовали реалиям - сказать трудно. На восточном Кавказе в Дагестане (термин, кстати, поздний, от тюркского «даг» - гора) наиболее древние политические объединения упоминаются с первых веков нашей эры. Так, армянские источники называют «царей лезгин» применительно к IV-V вв. и даже ранее. Однако наибольшее число данных о политической структуре Дагестана связано с периодом иранских шахов Сасанидов (III-VII вв.), с которыми связывают и возникновение местных княжеств, и построение Дербентской крепости.

В центральном Предкавказье, а периодически и на более обширных пространствах уже на рубеже н.э. возник Аланский союз, который был разгромлен гуннами, но возродился после падения Гуннской державы.

Западная часть северного Предкавказья к югу от реки Кубань была издревле населена предками адыгов. Источники называли их либо кашаками (касогами), либо зиками. Термин «черкесы» - поздний, из иранских языков и означает просто воин (чере-кес, где «чери» - войско, а «кес» - человек). Адыгские (кашакские) племена были в раннее средневековье едва ли не самым многочисленным народом Кавказа, уступая, возможно, порой только аланам. Они всегда были раздроблены и враждовали не только с соседями, но и друг с другом. Вот что писал о них ал-Масуди: «За царством алаи находится народ, называемый кашак, живущий между горой Кабх и Румским (Черным) морем. Народ этот исповедует веру магов (т.е. язычников). Среди племен тех мест нет народа более изысканной наружности, с более чистыми лицами, нет более красивых мужчин и более прекрасных женщин, более стройных, более тонких в поясе, с более выпуклой линией бедер и ягодиц. Наедине их женщины, как описывают, отличаются сладостностью... Аланы более сильны, чем кашаки... Причина их слабости по сравнению с аланами в том, что они не позволяют поставить над собой царя, который объединил бы их. В таком случае ни аланы, ни какой другой народ не смогли бы их покорить».

Известия о кашаках X в. говорят об оживленной торговле их с Малой Азией через Трапезунд.

В X в. кашаки столкнулись с русами в районе Тамани. Это случилось при Святославе, который, готовясь к борьбе с Византией, разгромил союзников последней - хазар и закрепился на Таманском полуострове, где русским опорным пунктом надолго стала старая крепость Матарха, которую русские называли Тмутаракань. Владимир, сын Святослава, передал Тмутаракань одному из своих сыновей - Мстиславу, который позже в борьбе с братом Ярославом подчинил себе все русские земли по левую сторону Днепра. На Руси существовали сказания о войнах Мстислава, по своим нравам напоминавшего своего деда Святослава, с касогами и единоборстве русского князя с касожским богатырем Редедей, которого Мстислав зарезал перед рядами касожскими. Очевидно, Мстиславу удалось подчинить себе еще какую-то часть кашакских племен, поставлявших ему храбрых воинов.

Затем степь заполонили половцы, отрезав Северный Кавказ от Руси. Тмутараканское княжество как-то незаметно исчезло в начале XII в. Усилились аланы и Грузия. Часть кашаков вынуждена была признать власть алан, и последние даже в XII в. закрепились в некоторых причерноморских крепостях на территории нынешнего Краснодарского края. Прибрежные кашаки, очевидно, признавали и власть грузинских царей, в XI-XII вв. тесно связанных с аланами.

Внесло изменение и появление на восточном берегу Черного моря итальянских (в основном генуэзских) торговых факторий, которые стали возникать по договорам с Византией уже в середине XII в. В это время в районе Керчинского пролива известен и город Росия, очевидно, связанный с какой-то уцелевшей русской колонией в этих местах.

На Центральном Кавказе доминировали аланы или осы (осетины). О вейнахах (предках чеченцев и ингушей) мы почти ничего не знаем. Они упоминаются в «Армянской географии» VII в., а также под названием «дурдзуки» в грузинских летописях.

Аланы же упоминаются на Кавказе с начала н.э, хотя пришли они сюда, несомненно, раньше, вместе с прочими сарматскими племенами. Аланский союз был разгромлен гуннами, но возродился после распада империи Аттилы. Долгое время аланы были верными союзниками хазар в их борьбе за гегемонию на Кавказе. Уже в силу этого они являлись врагами арабов и союзниками Византии. От Византии к аланам рано проникло христианство, хотя официально аланский царь стал христианином где-то в начале X в., после чего возникла и Аланская митрополия. Это, однако, вызвало недовольство хазар, и после неудачной войны с последними аланы вынуждены были официально отречься от христианства. После разгрома хазар Святославом ситуация изменилась, аланская знать вернулась в лоно христианской церкви. Когда это случилось, точно неизвестно, но поскольку в конце X в. Аланская епархия занимала в списке подчиненных Константинополю епископств 61-е место вслед за Русью, это, очевидно, произошло где-то в 90-х годах X в.

В XI-XII вв. Алания находилась в тесных отношениях с Грузией. Грузинские и аланские правители часто роднились друг с другом. Известно, что вторым мужем царицы Тамар был аланский царевич Давид Сослан, мать которого была грузинка. Поэтому в XI-XII вв. в Алании переплетаются и византийское, и грузинское влияние, особенно в архитектуре сохранившихся церквей. Возникло на греческой основе и аланское письмо, от которого до наших дней дошли лишь жалкие остатки. Однако ареал сношений правителей Алании был еще шире и доходил до Северо-Восточной Руси - жена Всеволода Большое Гнездо была аланка.

Алания XI-XII вв. выглядит как довольно сильное, хотя и не вполне централизованное государство. Власть царей была ограничена знатью или ос-богатарами, как их называют источники. Столицей Алании был город Магас (буквально Большой, Великий). Его точное местоположение неизвестно, хотя он упоминается даже китайскими источниками в связи с походами монголов.

Больше всего мы знаем о народах и ранних политических объединениях на территории Дагестана, который издавна был тесно связан через Закавказье с Ираном и семитскими цивилизациями Передней Азии. Здесь же в самом узком месте, где горы ближе всего подходят к Каспийскому морю, находился наиболее удобный проход на север в Предкавказье, известный под иранским названием Чола или Чора (узкое ущелье). Контроль над ним издревле был важен не только для небольших государств Восточного Закавказья, но и для мощных ближневосточных империй, типа Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской. Заинтересованы были в укреплении этого прохода и Рим, а затем Византия, которые в период их мирных отношений с Ираном даже вкладывали средства для возведения и поддержания здесь в должном порядке укреплений. Археологические изыскания показывают, что древнейшие оборонительные сооружения здесь появились еще в VIII-VII вв. до н.э., т.е. были, очевидно, воздвигнуты местным населением против двигавшихся с севера скифов. Особое внимание этому району уделяли иранские Сасаниды (III-VII вв.), при которых в V-VI вв. и были воздвигнуты те мощные крепость и стены, что в основе сохранились до наших дней, получив уже тогда иранское название Дербент (Закрытые ворота). В период арабо-хазарских войн Дербент обычно находился под арабской властью и халифы уделяли огромное внимание поддержанию и ремонту его укреплений. Сюда с VII-VIII вв. переселялись и арабы, даже в XII в. их потомки сохраняли свой язык. Естественно, сюда в первую очередь проникал и ислам. Однако проникновение ислама в горные районы шло очень медленно. и население горного Дагестана исповедовало либо местные языческие культы, связанные с поклонением силам природы, либо христианство. Последнее проникло в Дагестан из Кавказской Албании и Грузии и еще в IX-X вв. и даже позже занимало прочные позиции у аварцев, лезгин и других дагестанских аборигенов. Вместе с тем о глубоком проникновении христианства в народную среду здесь, как и на остальном Северном Кавказе, вряд ли можно говорить. К примеру, крупнейшим политическим объединением Дагестана в IX-XII вв. была так называемая страна владетеля золотого трона («сахиб сарир аз-захаб»), чаще всего именуемая, не совсем верно, в литературе Сарир. Мнения о ее пределах расходятся. Большинство исследователей считает, что это область аварцев, которые известны и под последним названием и как хундзы (в грузинских источниках). Однако можно предполагать, что под властью «владетеля золотого трона» находились и другие части горного Дагестана (области лакцев и, возможно, частично, даргинцев и даже лезгин). Сам титул «сахиб сарир аз-захаб» происходит от легенды, по которой некий сасанидский правитель пожаловал или подарил этот трон одному из владетелей Дагестана. В IX-X вв. глава этого государства и его окружение были христиане, а остальное население - язычники.

Кроме Сарира известны и другие политические объединения (Гумык, Хайтак и т.д.). Заметим, что и в древности, и в средние века Дагестан, особенно южный, был органически связан с северо-восточной частью нынешнего Азербайджана (Ширвана). Последний населяли родственные лезгинам и аварцам племена, которые очень поздно (в XVI-XVII вв.) были тюркизированы. Эту органическую связь Дагестана с Ширваном отчетливо видел местный историк Бакиханов (XIX в.), написавший исторический труд, посвященный именно прошлому Ширвана и южного Дагестана (одно из первоначальных его названий и было «История Дагестана»). Труд был написан Бакихановым на двух языках - персидском и русском. Хотя Бакиханов был потомком бакинских ханов, рассматривать его как историка только азербайджанского нет оснований.

До X в. значительная часть северного Дагестана находилась под хазарской властью, против которой боролись местные племена и арабы. Уже в середине X в. здесь отмечается определенное влияние Руси (поход на Бердаа совместно с лезгинами и аланами). Позже, с возникновением русского владения на Тамани, контакты русов с народами Кавказа еще более усиливаются, очевидно, нося разное содержание. В 80-х годах отмечается присутствие русов в качестве союзников одной из борющихся групп в Дербенте, где, судя по остаткам местных летописей, русы были хорошо известны. А в 30-х годах XI в. русы совершают походы в Восточное Закавказье и даже овладевают крупнейшим там городом Байлаканом (опять-таки в союзе с определенными местными силами). Это, несомненно, было связано с деятельностью Мстислава Владимировича (см. ниже). В XII в. с усилением Грузии укрепляется и ее престиж в Восточном Закавказье, куда грузинские цари совершают походы до Дербента. Однако о закреплении их там на сколько-нибудь продолжительное время известий нет. Тем не менее лозунг «Грузия от Никопсы до Дербента» (Никопса находилась приблизительно в районе нынешней границы Грузии и Российской Федерации) возник именно в XII-XIII вв. и позже был весьма популярен в определенных политических кругах Грузии (в частности, в период меньшевистского правительства 1918-1921 гг.).

Что было на Северном Кавказе до Кавказских войн? Как там жили до присоединения к Российской империи? Какова история Кавказа от древности и до XIX века?

Северный Кавказ имеет древнюю и запутанную историю. Этот регион всегда был перекрёстком цивилизаций, на котором оставили след многие народы и завоеватели. Работу историков осложняет скудный набор письменных памятников. Интересно, что название «Кавказ» встречается уже у древнегреческих историков, причем самое первое упоминание региона - во II веке до н. э. на глиняной табличке древних хеттов, живущих в малой Азии.

До нашей эры

Люди стали активно заселять Северный Кавказ около 500 тысяч лет тому назад. Пять тысяч лет назад на Кавказе существовали два центра культуры: майкопская, в которую входил Западный и Центральный Кавказ, и куро-аракская, которая объединяла Дагестан, Чечню, Ингушетию и Северную Осетию. Первая характеризовалась оружием из бронзы, украшениями из золота и материалов Средней Азии. Вторая отличалась высоким уровнем земледелия.

Учёный-генетик Николай Вавилов считал Дагестан древнейшим местом возделывания злаков. Четыре тысячи лет назад на Восточном побережье Чёрного моря распространилась дольменная культура, которую связывают с мифическим ассирийским царем Нином. В XI-VIII веках до н. э Северную Осетию занимала уникальная кобанская культура, предметы которой интересуют европейских коллекционеров так же, как золото Древнего Египта.

Именно с Северным Кавказом некоторые историки связывают и возникновение племен киммерийцев, совершавших набеги на Ближний Восток. Затем их сменили скифы, потом сарматы, которые жили рядом с земледельцами и скотоводами синдами, зихами, меотами, керкетами, и ахеями. В начале VI в. до н. э. на Таманском полуострове из греческих колоний возникло Боспорское государство, которое стало вассалом Римской империи. Согласно географу Страбону, центральные районы Северного Кавказа на рубеже эр населялись гаргареями, которые считаются предками вайнахских народов: чеченцев и ингушей.

Первое тысячелетие нашей эры

В 70-х н. э. сарматское племя аланов перешло к земледелию. Впервые название «Алания» упоминается во II веке н. э. Государство окончательно сложилось в VI веке, благодаря дорогам Великого Шелкового пути. Через страну пошли богатые караваны.

В это же время территория современного Дагестана вплоть до Дербента попала под влияние Кавказской Албании, появившейся на побережье Каспия. В начале V века Албанию покорили персидские цари Сасаниды. Уже в те времена земли Дагестана были заселены таваспорами – возможными предками табасаранов и легами - предками лакцев.

С IV по VI века Северный Кавказ подвергся нашествиям варварских племен. Сначала по нему прошли гунны, позже – авары и тюркоты. Ища спасения, народы переселялись в горы. Часть алан вместе с гуннами переместилась в Европу, а некоторые из них с германскими вандалами дошли до Туниса.

Хазария

В VII веке регион ждали новые потрясения. К этому времени сформировался многоконфессиональный Хазарский каганат, который распространил своё влияние на огромные территории от Арала (бывшее бессточное солёное озеро в Средней Азии на границе Казахстана и Узбекистана) до Среднего Поволжья, от Днепра до Закавказья.

Хазары теснили приазовских булгар, подчинили алан. В свою очередь, с юга на Северный Кавказ вторглись арабы. Первые нашествия произошли в VII веке и были отражены, но уже в 737 году полководец Мерван со 150-тысячным войском разбил хазар и подчинил земли Дагестана и Аланию. Спустя 23 года арабов с земель выбили, но Дербент вошел в состав Арабского халифата под названием Баб-аль-Абваб и стал центром исламизации народов.

С начала IX века Хазария начала слабеть, зато расцвета достигла христианская Алания: её территория включала в себя земли от реки Лабы до Чечни и Дагестана. Страна поддерживала связи с Византией и с княжествами Дагестана.

Нашествие за нашествием

К началу X века на Тамани появилось Тмутараканское княжество, которое вскоре пало под набегами половцев. От половцев пострадали адыги и даже аланы, которые вступили в союз с половцами в начале XII века, когда Алания переживала упадок. В XI веке в Дербент вторглись турки-сельджуки. В XIII веке регион пережил неоднократные нашествия татаро-монгол. Они разбили адыгов, разгромили Аланию и опустошили Дагестан. Дагестан пострадал и от грабительских походов хорезмшаха Джелал ад-Дина. В результате войн многие народы снялись с мест и переселились кто куда: в горы, в Центральный Кавказ и даже в Венгрию.

А регион попал под иго Орды. В начале XIV века верхушка Золотой Орды приняла ислам, который продолжал распространяться среди народов Кавказа. Мира не было по-прежнему. Дербент и Ширван находились в руках потомков Чингисхана, и лишь в 1385 году ордынскому хану Тохтамышу удалось переподчинить эти земли себе. В 1395 году на Кавказ вторгся Тамерлан. Он стирал с лица земли города, истреблял население и проникал туда, куда не доходили даже монголы.

Адыги под ханским игом

На опустевшие после нашествия Тамерлана земли стали приходить адыги. Они подчинили себе местные народы. С Причерноморья переселились абазины. На севере Дагестана сложилось Тарковское Шамхальство, населенное кумыками. В XV веке Османская Империя заключила союз с Крымским ханством. После грабительских набегов Черноморское побережье вошло в состав империи, а равнины левобережья Кубани отошли Крыму. Адыги вплоть до XVIII века отправляли ежегодную дань крымскому хану в 200 девушек и 100 юношей.

В XVI веке на регион обратило внимание Московское государство. На Кубани и Тереке появились русские колонисты. Адыги и кабардинцы несколько раз просили Ивана Грозного защитить их от крымцев и принять в подданство. Чтобы породниться с русскими, старший князь Кабарды Темрюк Идаров отдал Грозному в жены свою дочь. Так княжества Кабарды стали подданными России.

Курс – на сближение

В течение последующих лет сближение Москвы и Северного Кавказа продолжилось на фоне усиливающегося влияния ислама. В сферу интересов Москвы попадали новые княжества. Но в XVIII веке после неудачной войны с Турцией Россия была вынуждена признать Большую и Малую Кабарду независимыми буферными государствами. Побережье Черного моря находилось под властью турков до 1829 года. В портах процветала торговля рабами кавказского и славянского происхождения.
Россия же вступила в эпоху дворцовых переворотов и потеряла влияние на Северном Кавказе вплоть до правления Екатерины II, которая решила провести в регионе наступательную политику. После победы русских над турками в войне 1787-1792 годов Крым попал под влияние России. Екатерина переселила на Кубань часть донских казаков и устроила линии укреплений, возле которых появились города Ставрополь и Георгиевск.

Был оставлен аланами , народом, создавшим собственную государственность. Впервые они фиксируются вначале 2 века до н.э. и затем на протяжении все своей истории они фигурируют в сообщениях армянских, грузинских, византийских, арабских и прочих авторов под разными именами – роксоланы, аланросы, асии, асы, ясы, овсы, осы .

Открыть в полном размере

Ученые убеждены, что аланы были ираноязычными и являли собой одну из ветвей сарматов. К 1 веку н.э. придя их степей Средней Азии, заняли громадные пространства в Южном Приуралье, Нижнем Поволжье, Приазовье, образовав мощный племенной союз. В это же время орды алан распространяются на значительной части Северного Кавказа, подчиняя своему влиянию , лишь горные районы Чечни, Дагестана и западного Кавказа сохранили свою самобытность.

Первоначально экономической основой алан было кочевое скотоводство . Общественное устройство основывалось на принципах военной демократии . С 1 по 4 века различные источники постоянно говорят о военных походах алан на сопредельные страны и народы. Осуществляя набеги в Закавказье, они вмешивались в борьбу между великими державами того времени (Парфия, ) , учавствуют на стороне и против владетелей Иберии, Армении, .

В отличие от более ранних иранских пришельцев, аланы смогли перейти к оседлости и земледелию, что помогло им закрепиться на Центральном Кавказе. В 3 веке Алания – грозная сила, с которой должны считаться соседние государства, например, .

За несколько сотен лет своего господства на Северном Кавказе, аланы оказали настолько мощное воздействие на , что культура всех местных народов подверглась нивелировке и приобрела единые признаки, в том числе аланский обнаруживается в различный уголках Кавказа. Присутствие алан зафиксировано в народном эпосе адыгских и нахских сказаний, например, эпические легенды вайнахов “Илии”.

Аланы в эпоху Великого переселения народов

В конце 3 века н.э. могущество алан было существенно подорвано нашествием новых кочевых орд из Центральной Азии. Первоначально в 70-е годы 3 века полчище гуннов разгромило и оттеснило алан в предгорья, а другую их часть увлекла в свои дальние европейские походы.

Одна из гуннских группировок, акациры , оставались в северо-кавказский степях на протяжении всего 4 века. Тогда же в конце 3- начале 4 веков н.э. практически в одно время с гуннами на Северный Кавказ устремляется еще целый ряд монгольских и тюркских по происхождению племен . Наиболее заметный из них – племенное объединение болгар .

Натиск кочевников вынудил оставить алан всю степную часть Северного Кавказа и удалиться в предгорные и горные районы. Поселения алан в то время основывается на современных землях Пятигорья, КЧР, КБР, Осетии, Ингушетии . Основным типом жилищ становятся укрепленные городища, которые сооружались в труднодоступных местах. Это было оправданно, ибо кочевая экспансия на Северном Кавказе не утихала в течение нескольких столетий.

В 6 веке аланы испытали на себе давление кочевого союза тюрков , создавших собственное громадное образование Тюркский Каганат . В 7 веке стало осуществляться подчинение кочевых и аборигенных народов Кавказа со стороны другого степного этноса .


Открыть в полном размере

Аланские союзы центрального Кавказа попали в зависимость от хазар и на стороне последних приняли участие в целой череде хазаро-арабских войн 7-8 веков. Хазарские и арабские авторы в этот период указывают на Центральный Кавказ как на постоянное место жительства алан, также Дарьяльский проход (Дарьяльское ущелье ), соединяющий Северный Кавказ с Закавказьем, с арабского Баб ал Алан (аланские ворота).

К этому времени среди алан формируются две крупные и самостоятельные общности. Выделяются:

  1. западные аланы (аштигор) , КЧР, востоные районы Краснодарского края и Ставропольский край;
  2. восточные аланы (ардосцы) , КБР, Осетия, Ингушетия.

В конце 10 века хазарское давление на алан ослабевает и создаются предпосылки для формирования самостоятельного аланского государства. За почти тысячелетний период пребывания на Северном Кавказе аланы смогли достичь значительных успехов в различных отраслях. Наряду с традиционным скотоводством развивалось плужное земледелие, ремесла – гончарное, оружейное, кузнечное, ювелирное. С 7 века ремесло отделяется от сельского хозяйства и превращается в самостоятельную отрасль.

Раскопки аланских городищ дали материал о социальной дифференциации в их среде. Образованию классов способствовали процессы христианизации , которые особенно активизировались в 10 веке. Христианство проникало в Аланию через Грузию и . В итоге, по всей Алании разворачивается строительство церквей по византийскому образцу.

Расцвет и гибель аланского государства

В 10 веке происходит объединение западного и восточного аланских племен в единое Аланское государство. В социальном плане в алании выделяется привилегированный класс феодалов , эксплуатировавший крестьян-общинников и патриархальных рабов .

В середине 10 века упоминаются властители Алании, обладавшие титулами “духовного сына” и “Божественного владыки Вселенной”. К этому времени можно говорить о возникновении городов у алан, например, город Магас .

К развитию отношений с аланами стремятся не только соседи, прежде всего и Грузия, но и отдаленные ильные державы – , Киевская Русь. В этот период имели место династические браки между правителями Алании и другими странами.

Как и прочие ранние феодальные государства той эпохи, после своего расцвета во второй половине 12 века погружается в пучину феодальный междоусобиц. Некогда единое государство к началу 13 века распадается на ряд мелких владений, враждующих друг с другом.

В состоянии феодальной раздробленности застает Аланию . С 1222 года монголы делают первые попытки подчинить Аланию, однако планомерное завоевание всей страны начинается с 1238 года. Несмотря на героическое сопротивление, часть алан уничтожается татаро-монголами, другая их часть пополняет войска татаро-монгольских ханов, а третья часть алан рассеивается по горным труднодоступным местам Центрального Кавказа, где начинается процесс смешения алан с местными . Современные народы: осетины, балкарцы, карачаевцы имеют в собственном этногенезе определенную долю аланского компонента.

©сайт
создано на основе личных студенческих записей лекций и семинаров

Кавказ в древности являлся своеобразным мостом, связывавшим степи Евразии с Малой Азией, Восток с Западом, что нашло отражение в этнической ситуации в регионе.

Широкомасштабные археологические работы на Северном Кавказе в последние два десятилетия привели к открытию серии памятников с элементами материальной культуры, свойственной племенам лесостепной и лесной зон Восточной Европы. Эта тема еще не получила детального освещения в кавказоведении. Угорские элементы материальной культуры (рис.1) появляются на могильниках Мартан-Чу в Чечне (Vinogradov V.B., 1983, S.220), Старокорсунском (Каминский В.Н., 1984, с.85), Дюрсо (Дмитриев A.B., 1979, с.54), Казазово 2 и Молдовановском.* )

Однако уже сейчас можно говорить о существовании контактов между племенами Прикамья, бассейна Оки и Северного Кавказа, фиксируемым по предметам вооружения и конского снаряжения.

В настоящее время среди раннесредневековых материалов Северного Кавказа выделяется большое количество предметов вооружения. Хотя и предпринимались отдельные попытки изучения оружия из разных регионов Северного Кавказа (Кузнецов В.А., 1961; Ковалевская В.Б., 1981, с. 85; Тарабанов В.А., 1989, с. 107, 108), в целом эта тема до сих пор остается дискуссионной и до конца не разработанной.

В данной работе все оружие подразделяется на две группы: ближнего боя и дистанционного боя. Первая группа включает мечи, палаши, сабли, копья, топоры и кистени. Кратко рассмотрим их.

Мечи в раннесредневековых древностях бытуют до конца XII в. и своими корнями уходят в сарматскую среду предгуннского времени. Выделить среди них клинки, принесенные гуннами с востока, в настоящее время не удается. Появление мечей с инкрустированными стеклом перекрестиями (3 экз.) в V-VI в. отражает распространение в Предкавказье общеевропейской моды, а не влияние гуннов.

Среди мечей Кисловодской котловины и степного Прикубанья имеется 4 экз. с плоским шестигранным сечением клинка (рис.2, 4 ), находящих аналогии в западноевропейских древностях эпохи Великого переселения народов (Schmidt В., 1970, S.22-42). Возможно, на Кавказ эти мечи были занесены аланами, принимавшими участие в походах гуннов в Западную Европу и частично вернувшимися в Северное Причерноморье после смерти Аттилы в 463 г.

В IV-VI вв. на Северном Кавказе широко распространяются короткие кинжалы, часть которых имела по одной или две пары вырезов у основания клинков (рис. 8, 3 ). Кинжалы без вырезов продолжают традиции предшествующего времени, их находки достаточно редки. Гораздо чаще встречаются кинжалы с вырезом, основная масса которых сосредоточена на побережье Черного моря в раннеадыгских памятниках (Анфимов Н.В., 1980, с. 100-103). Наиболее ранние их образцы, датирующиеся 2-й пол. III-IV вв. н.э., происходят из могильника Озерного III в Крыму (Лобода И.И., 1977, с.250, 251). Возможно, на Северный Кавказ они проникают из Крыма. Основная же масса кинжалов с вырезами на Кавказе относится к IV-VI вв. н.э.

В VII в. на Северном Кавказе появляются палаши, которые так и не получили здесь широкого распространения. Все известные экземпляры происходят из аланских могильников. Наиболее ранние палаши найдены в комплексах с сасанидскими и византийскими монетами и датируются 2-й пол. VII в. У алан палаши бытуют до XI в. Поздние находки палашей происходят из могильников Мартан-Чу в Чечне, Змейского в Северной Осетии и окрестностей пос. Курджиново в Карачаево-Черкесии (Каминский В.Н., 1988, с.68, 69).

На рубеже VII-VIII вв. в Предкавказье появляется сабля, занявшая к X в. ведущее место среди клинкового оружия. Наиболее ранние сабли имеют слабый изгиб, прямое перекрестие, слабый наклон черенка в сторону лезвия; конец лезвия обоюдоострый. Наиболее ранним экземпляром является сабля из Галиатского склепа, исследованного Е.И. Крупновым в 1935 г. (Крупнов Е.И., 1938, c.113-121). Галиатская сабля была найдена в комплексе с арабским дирхемом (700-701 гг.) и византийским солидом императора Ираклия (610-641 гг.). Исследовавший эту находку Л. Ковач отнес ее к началу VIII в. (Ковач Л., 1981; Мерперт Н.Я., 1955, с.142).

Указание на находки ранних сабель в погребениях 2-й пол. VII - 1-й пол. VIII в. Верхнечирюртовского могильника в Дагестане весьма спорно (Магомедов М.Г., 1976, с.33, 34). Клинковое оружие Верхнего Чир-Юрта в основном представлено небольшими фрагментами, что не позволяет воссоздать их полный вид. Следует также отметить, что погребения, из которых происходят фрагменты клинков, ограблены в древности и имеют довольно широкие датировки. Поэтому считать верхнечирюртовские клинки самыми ранними саблями преждевременно. Не состоятелен также тезис М.Г. Магомедова о появлении сабель у алан лишь в X-XI вв. под влиянием хазар (Магомедов М.Г., 1976, с.34), чему противоречит весь имеющийся материал.

Длина аланских сабель обычно составляет 76-90 см. Длина сабель из трупосожжений абинско-новороссийского типа, откуда происходят коньковые подвески, достигает 1,1 м. На саблях Северо-Западного Кавказа в X в. у основания клинка появляются накладные пластины со стороны лезвия. Убедительного объяснения этим пластинам до сих пор нет. Предполагают, что они служили для закрепления перекрестия, предохранения ножен от поломки, являлись следами ремонта (Кузнецов В.А., 1973, с.15; Мамаев Х.М., 1984, с.153; Яхтанигов Х.Х., 1984, с.28). Подобные объяснения вряд ли раскрывают действительное назначение указанных накладных пластин. Существенной чертой клинков с накладными пластинами является наличие обоюдоострого конца, ромбического в сечении. В данном случае сабля являлась не только рубящим, но и колющим оружием. При такой полифункциональности, естественно, должны были вырабатываться соответствующие приемы ведения сабельного боя. Одним из них был прием фехтования. При фехтовании сабельным клинком держать саблю за наклонную рукоять не очень удобно. Эффективность колющего удара при этом заметно снижается. В средневековой Европе для удобства нанесения колющего удара шпагой или узким мечом применялся захват пальцами через перекрестие на клинок. Чтобы не поранить пальцы, клинок у рукояти при этом делали граненым. Этот прием был в свое время подмечен Е.Вагнером и П.Винклером (Wagner E., 1975, s.254; Винклер П., 1893, С.382). При использовании сабли как колющего оружия в раннем средневековье, вероятно, были выработаны приемы фехтования с захватом рукояти и клинка через перекрестие. В таком случае необходимо было предохранить большой или указательный палец от пореза, что достигалось накладкой железной пластины на лезвие.

Рис.1. Металлические украшения: 1 - Мартан-Чу; 2 - Казазово-2; 3 -Старокорсунский; 4 - Молдовановский; 5 - Дюрсо

Среди сабель Прикубанья и Центрального Кавказа отмечены клинки, имеющие ближайшие аналогии среди венгерских древностей Поволжья и, вероятно, занесенные на Кавказ венграми в X в.


Рис.2. Материалы из могильников: 1 - Лац; 2 - Лермонтовская Скала; 3 - Задвижка; 4 - Малоновороссийский (случайная находка); 5 - Галиатский; 6 - Старокорсунский; 7 - Колосовка; 8 - Мокрая Балка

В XI-XII вв. у представителей высшего сословия алан появляются довольно роскошные образцы сабель (рис.3). Их рукояти и детали ножен изготовлены из серебра или бронзы с позолотой и украшены резным растительным и геометрическим орнаментом, нередко с использованием черни. Два клинка из Змейского могильника (катакомба 14) в Северной Осетии и могильника Кольцо-гора (катакомба 1) в Кисловодской котловине изготовлены в аланских мастерских во 2-й пол. XI в. Найдены они были в погребениях аланской знати 1-й пол. XII в. (Кузнецов В.А., 1961, c.115; Савенко С.Н., 1986, с.80). Два других клинка (Кольцо-гора, кат.41 и Колосовка-1, кург.2/2) украшены бронзовыми штампованными пластинами; они сближаются по стилистическим особенностям и технике изготовления с известной саблей Карла Великого. Оба клинка хорошо датируются 1-й пол. XII в. (Савенко С.Н., 1986, с.80), что, возможно, в будущем позволит уточнить датировку сабли Карла Великого.


Рис.3. Сабля из могильника Кольцо-гора

Среди предметов вооружения ближнего боя наиболее широкое распространение получили боевые топоры (рис.8). В единичных случаях они известны с VI в.н.э. (Саханев В.В., 1914, с.92), но наиболее широко распространяются с VIII в. Топоры представлены 11-ю типами, а общее их количество превышает 400 экз. Часть топоров связана с местными племенами и уходит корнями в кавказскую среду. Некоторые же типы топоров появляются в 1-й пол. IX в. вместе с погребениями абинско-новороссийского типа и связаны с лесостепным миром Восточной Европы. Топоры часто встречаются в аланских памятниках Центрального Кавказа. Для алан наиболее характерны двулезвийные топоры типа секиры. Появились они в нач. VIII в. и бытуют до XI-XII вв. Наряду с секирами, у алан встречаются топоры с высоким и низким обушком. Такие топоры хорошо известны в вайнахских памятниках Чечено-Ингушетии и угорско-тюркских погребения Закубанья.

Любопытен факт рапространения боевых топоров именно в VIII в., что, вероятно, связано с изменившейся тактикой боя и развитием защитного доспеха. Большинство исследователей считает, что топоры появились в связи с широким распространением шлемов (Худяков Ю.С., 1983, с.64; Деревянко Е.И., 1987, с.99). Правомерны ли такие выводы для Северного Кавказа? Анализируя развитие защитного доспеха, приходим к выводу об очень редком использовании шлемов в эпоху раннего средневековья. На Северном Кавказе известно всего три шлема VI-XII вв. Видимо, широкое распространение боевых топоров в VIII в. связано с другими причинами. Как отмечалось, в Юго-Восточной Европе и на Северном Кавказе в нач. VIII в. появляется сабля.

А.И.Соловьев провел исследование по определению КПД сабель и боевых топоров. При этом для топоров КПД составил 75-84%, что близко КПД сабель (Соловьев А.И., 1986, с.151, 152). КПД аланских топоров составили 75-89% (что соответствует КПД сабель - В.К .). Появление сабли повлекло за собой развитие новой военной тактики с использованием легкой кавалерии. Топор был универсальным оружием, поскольку его могли использовать и всадники, и пехотинцы. Рукоять топора изготовлялась из твердых пород дерева (кизил, клен) и имела длину 60-75 см. По эффективности боевой топор сравнивался с саблей. Затраты на изготовление топора были гораздо меньшими, чем на изготовление сабли. Высокие боевые качества топоров позволили им занять важное место в системе вооружения племен Северного Кавказа эпохи раннего средневековья. Топоры широко использовались в вооружении пеших воинов, так как были достаточно удобны в бою в горной местности. Развитие боевых топоров, вероятно, шло несколькими путями, вырабатывая наиболее оптимальную форму и приемы использования данного вида оружия.


Рис.4. Луки: 1 - фрагменты простого лука; 2 - лук сложносоставной

Копья в эпоху раннего средневековья у различных северокавказских племен занимают разное место по степени популярности. Для алан они мало характерны и встречаются в единичных экземплярах. Широко были распространены копья у вайнахских племен горного Центрального Кавказа и племен Северо-Западного Кавказа, оставивших могильники типа Дюрсо и Казазово. Наконечники копий вайнахов и из могильников Дюрсо типологически отличаются. Последние имеют массу аналогий в Подонье и в Мордовии в погребениях с трупосожжениями (Михеев В.К., 1985, с.168, 170; Иванов П.Г., 1952, табл.ХХ, 2; XXXV, 5; XXXVIII; Ковач Л., 1981). Видимо, наконечники копий этих типов на Кавказ были занесены из Подонья. Распространение копий в Прикубанье и у вайнахов определялось широкой популярностью у алан защитного доспеха - кольчуги. Именно с аланами в первую очередь сталкивались в военных действиях вайнахи и племена, оставившие погребения абинско-новороссийского типа.


Рис.5. Материалы из могильников: 1 , 3 - фрагменты колчанов; 2 - колчан из Мощевой балки (А - дерево; В - кость)

Ножи являлись принадлежностью любого воина и были универсальными. В могильниках (чаще всего аланских) выделяются серии кассетных метательных ножей. Скальные могильники горного Кавказа (типа Мощевой балки, Гамовской балки, Балабанки) сохранили большое количество деревянных изделий, среди которых имеется серия ножен от бытовых и метательных ножей. Ножны изготавливались из дерева и обтягивались кожей (рис.8, 6 ). Очень редко для этого использовали бересту, что вероятно, было привнесено на Кавказ тюрками. Для изготовления ножен использовали чаще всего древесину ивы, реже - тиса (Семенов А.И., 1985, с.36). Метательные ножи (до 5-6 штук) хранились в ножнах-кассетах, по технологии изготовления аналогичных ножнам бытовых ножей. В ножнах для скрепления деталей очень часто использовали металлические обоймы.


Рис.6. Материалы из археологических памятников: 1 - Первомайское городище; 2 , 3 - святилище Гиляч; 4 , 15 - пос. Октябрьский; 5 , 6 , 11 , 12 , 14 , 16 - святилище Адзапш; 8 , 9 - Ильичевское городище; 10 - Григориполисская; 13 - Лесокяфар, дольмен; 7 , 17 - Сентинский храм

На вооружении племен Северного Кавказа были арканы, что документируется письменными источниками (Кузнецов В.А., 1992, с.257).

Набор оружия дистанционного боя включает лук со стрелами и дротики. Все луки делятся на две группы - простые и сложные. Вероятно, простые луки были учебными или специально изготавливались для погребального обряда. По своей конфигурации они напоминали сложные луки - имели вырезанную рукоять, два плеча, переходящие в рога (рис.4, 1 ). Такие луки делались из лещины и, естественно, обладали низкими боевыми качествами (Каминский В.Н., 1983, с.49).

Сложносоставные луки делали из дерева, рога, кости, сухожилий и других материалов. Они имели пятичленное деление: рукоять-перехват, два плеча и два рога. Рукоять и рога имели по 2-4 костяные обкладки. Плечи с внутренней стороны покрывались роговыми пластинами, выполнявшими роль пружины. С фронтальной стороны лук через плечи и рукоять покрывался сухожилиями. Критические точки - места перехода плеч в рукоять и рога - дополнительно усиливали обмоткой из сухожилий. Кроме того, лук обклеивали тонкой берестой, что предохраняло его от воздействия влаги в условиях южного климата (Каминский В.Н., 1985, с.49-52).

В северокавказском регионе бытовали сложносоставные рефлексирующие луки гунно-болгарского, аланского и хазарского типов (Каминский В.Н., 1985, с.48; Савин А.И., Семенов А.И., 1989, с.104-107). Выделение луков проводилось на основе технологических и конструктивных элементов, имеющих различные традиций развития. Эти различия отражаются в способах обработки костяных пластин, конструкциях отдельных узлов лука. Изучение луков проводилось на примере двух целых экземпляров из могильника Мощевая балка (рис.4, 2 ) и серии их фрагментов из различных скальных могильников. Для этой же цели использовались многочисленные находки костяных обкладок в погребениях. До сих пор не зафиксированы остатки луков в погребениях с трупосожжением типа Дюрсо и Казазово, но об их широком использовании свидетельствуют многочисленные наконечники стрел из погребений.

Длина стрелы достигала 60-80 см при диаметре 8-10 мм и зависела от ее назначения; хранились стрелы в колчанах (рис. 5). Толстые и короткие стрелы имели бронебойные наконечники и были рассчитаны на выстрел с близкого расстояния. Тонкие длинные стрелы имели более разнообразный набор наконечников и были рассчитаны на выстрелы с большой дистанции. Стрелы имели тройное оперение, для которого использовали маховые перья хищных птиц. Ассортимент наконечников стрел значительно изменился после гуннского нашествия, отразив изменение защитного доспеха и военной тактики. Наиболее распространенными были трехлопастные наконечники, бытовавшие на Кавказе до XI-XII вв. Другие наконечники значительно более редки; их разнообразие сохраняется вплоть до татаро-монгольского нашествия. После X в. появляются двурогие наконечники, прежде почти не встречавшиеся (рис. 6, 17 ).


Рис.7. Материалы из могильников: 1 - Калкнинский-2; 2 - Казазово 2; 3 - Ильичевский

Дротики фиксируются очень редко. На могильнике Рим-гора (X-XII вв.) найден целый дротик длиной 1,4 м с широким черешковым наконечником ромбической формы (Рунич А.П., 1976, рис. 9). Наконечники дротиков имеют такую же форму, как и наконечники стрел, но более крупных размеров.

Ведущую роль среди защитного доспеха на Кавказе играла кольчуга. Впервые кольчуга появляется здесь в I в. н.э. из Римской империи и прочно входит в употребление у племен северокавказского региона (Симоненко A.B., 1989, с.80). Кольчуги раннего средневековья имели кольца диаметром 10-14 мм, причем часть колец нa кольчуге была сварной, часть - клепаной. Целые кольчуги являются очень редкой находкой. В погребении 106 могильника Казазово 3 Н.В. Анфимов нашел хорошо сохранившуюся кольчугу 1-й пол. IX в. Она имела вид длинной до колен) рубахи прямого покроя с боковыми разрезами внизу. На груди имеется отворот, рукава - до локтя.


Рис.8. Материалы из могильников: 1 - Чми; 2 - пос. Нарзанный; 3 - Северная Осетия;
4-6 - Нижнеархызское городище; 7 - сел. Песчанка; 8 - Донифарс

Пластинчатые железные панцири встречается очень редко и только до VII в. Все известные экземпляры имеют восточное происхождение и, вероятно, занесены на Кавказ тюрками с востока.

Очень редко встречаются шлемы, до X в. нами зафиксировано 3 экз. Два из них происходят с Кубани и один - из Дагестана (Деревянно Е.И., 1987, с.185, 186; Соловьев А.И., 1985, с. 168). Все шлемы изготовлены из железных пластин, что в целом характерно для тюркских племен. Шлем с Ильичевского городища на Тамани (Деревянко Е.И., 1987, с.185,186), вероятно, имеет малоазийское происхождение и использовался в качестве защитного доспеха в византийской армии. Шлемы из Казазовского могильника на Кубани и Калининского могильника в Дагестане отличаются от ильичевского экземпляра наличием кольчужной бармицы, столь характерной для тюркского доспеха. Количество находок шлемов увеличивается после X в., особенно в половецких погребениях степной полосы. К сожалению, большая часть их до сих пор не опубликована. Шлемы имели колоколовидную форму, иногда и бармицу (рис.7). Для алан и адыгов шлемы в домонгольское время мало характерны и попали к ним от кочевников Предкавказья.

Главной боевой силой в Предкавказье в раннем средневековье была конница. Вооружение ее в IV-VII вв. состояло из лука со стрелами, длинного меча, пластинчатого доспеха, кольчуги. Пешее ополчение играло вспомогательную роль и было вооружено короткими кинжалами, луком и копьем. Такая структура военной организации сохранялась до VII-VIII вв., когда в комплексе вооружения происходят значительные перемены. Появляются стремена, сабля, широко распространяются кольчуга и боевые топоры, значительно увеличившие боевые возможности всадников. Тактика рассыпного боя и действия небольшими группами в предгорьях и горах определяли состав вооружения воинов. Роль пешего ополчения значительно возрастает. Это хорошо прослеживается на фоне военных действий северокавказских племен в арабо-хазарских войнах VII-VIII вв. Театр военных действий размещался полностью на Кавказе. Участие алан и хазар в войнах с арабами привели к совершенствованию военного дела, что не замедлило сказаться как на комплексе вооружения, так и на тактике ведения боя.

В начале IX в. в Прикубанье появляются военные формирования тюрок и, вероятно, угров, перемешенных сюда скорее всего хазарами в результате хазаро-византийских и хазаро-аланских договоренностей. В это время в аланской среде формируется слой дружинников, "ремеслом" которых становится война. Погребения дружинников выделяются количеством вооружения, конского снаряжения и другого инвентаря. Усиление Алании на Кавказе потребовало от хазар организации охраны основных климатов Хазарии, располагавшихся в Прикубанье (Михеев В.К., 1985, с.10).

В IX-XII вв. на Северном Кавказе основным видом конницы была легкая кавалерия, о чем красноречиво свидетельствует набор вооружения: сабля, лук со стрелами и топор. Развитие легкой кавалерии как ведущей части войска племен Северного Кавказа шло в тесном взаимодействии с военной организацией степняков-кочевников. На формирование ополчения значительное влияние оказывала географическая среда, которая и определяла тактику пешего боя. Ограниченность пространства в горах не позволяла использовать верховую лошадь и кочевникам при набегах на северокавказские племена и определило развитие тактики использования в горной местности пешего ополчения как автохтонными племенами, так и кочевниками.

Литература

Анфимов Н.В., 1980. Зихские памятники Черноморского побережья Кавказа // Северный Кавказ в древности и средние века. М.

Винклер П., 1893. Оружие. Спб.

Деревянко Е.И., 1987. Очерки военного дела племен Приамурья. Новосибирск: Наука.

Дмитриев A.B., 1979. Могильник эпохи переселения народов на реке Дюрсо // КСИА. Вып. 158. М.

Иванов П.Г., 1952. Материалы по истории мордвы VII-X вв. Моршанск.

Каминский В.Н., 1983. Лук и стрелы на раннесредневековом Северо-Западном Кавказе // Вопросы археологии Адыгеи. Майкоп.

Каминский В.Н., 1984. Раннесредневековые аланские катакомбы на Средней Кубани // Вопросы археологии и этнографии Северной Осетии. Орджоникидзе.

Каминский В.Н., 1988. Вооружение племен аланской культуры Северного Кавказа // XV Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. Тезисы докладов. Махачкала.

Ковалевская В.Б., 1981. Северокавказские древности // Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. М.: Наука.

Константин Багрянородный, 1934. Об управлении государством // ИГАИМК. Вып. 91. М.-Л.

Ковач Л., 1981. Вооружение венгров - обретателей родины: сабли, боевые топоры, копья // Автореф. дис.... канд. ист. наук. М.

Крупнов Е.И., 1938. Галиатский могильник как источник по истории алан-асов // ВДИ. № 2-3.

Кузнецов В.А., 1961. Змейский катакомбный могильник // МАДИСО. Вып. 1. Орджоникидзе.

Кузнецов В.А., 1973. К вопросу о производстве стали в Алании // Кавказ и Восточная Европа в древности. М.: Наука.

Кузнецов В.А., 1992. Очерки истории алан. Орджоникидзе.

Лобода И.И., 1977. Раскопки могильника Озерное III в 1963-1965 гг. // CA. № 4.

Магомедов М.Г., 1976. Происхождение сабель Верхнечирюртовского могильника // VI Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. Тезисы докладов. М.

Мамаев Х.М., 1984. Население плоскостной зоны Среднего Притеречья в эпоху раннего средневековья (материальная культура по данным погребальных памятников) // Автореф. дисс.... канд. ист. наук. М.

Мерперт Н.Я., 1955. Из истории оружия племен Восточной Европы в раннем средневековье// CA. Вып. XXIII.

Михеев В.К., 1985. Подонье в составе Хазарского каганата. Харьков.

Николаева Э.Я., 1986. Находки оружия на Ильичевском городище // Проблемы античной культуры. М.: Наука.

Рунич А.П., Михайлов И.Н., 1976. Городище Бургусант или Рим-гора // МИСК. Вып. 14. Ставрополь.

Савенко С.Н., 1986. Этнокультурная характеристика богатых погребений конца XI - первой половины XII вв. могильника Кольцо-гора // Этнокультурные проблемы бронзового века Северного Кавказа. Орджоникидзе.

Савин A.M., Семенов А.И., 1989. К типологии раннесредневековых луков Прикубанья // I Кубанская археологическая конференция. Тезисы докладов. Краснодар.

Салихов Б.М., 1985. Калкнинский могильник // Древние культуры Северо-Западного Кавказа. Махачкала.

Саханев В.В., 1914. Раскопки на Северном Кавказе в 1911-1912 гг. // ИАК. Вып.56. СПб.

Семенов А.И., 1985. Восстановление Кудыргинских ножен древнетюркского времени // СГЭ. Вып.50.

Симоненко A.B., 1989. Доспехи сарматов Прикубанья // I Кубанская археологическая конференция. Тезисы докладов. Краснодар.

Соловьев А.И., 1985. О некоторых характеристиках клинкового оружия // Проблемы реконструкции в археологии. Новосибирск: Наука.

Тарабанов В.А., 1989. Вооружение и снаряжение всадника VIII-X вв. в могильниках Казазово 1 и 2 // I Кубанская археологическая конференция. Тезисы докладов. Краснодар.

Худяков Ю.С., 1983. Вооружение енисейских кыргызов. Новосибирск.

Ях танигов Х.Х., 1984. Экспонаты рассказывают. Нальчик: "Эльбрус".

Schmidt В., 1970. Die spate Volkerwanderungzeit in Mitteldeutschland (Katalog Sudteil). Berlin.

Vinogradov V.B., 1983. Altungarische Parallelen zu einigen Grabern des Alanischen Graberfeldes bei Martan-Cu // Acta Archaologica. T.35. Budapest.

Wagner E.,1975. Hieb- und Stichwaffen. Praga: Artia.

* ) Выражаем большую благодарность В.А.Тарабанову за возможность использовать в статье неопубликованные материалы из его раскопок.