Как жизнь скучна когда боренья нет автор. Урок по творчеству М.Ю

Я думала, что это пройдет, ну, по крайней мере, должно пройти. В любом случае, в этом положении есть и положительная сторона. Ммм… Пока на ум ничего не приходит… раньше определенно было много плюсов, со временем, кажется, плюсы превратились в минусы. Радости не осталось, только моросящий дождь, унылый ветер и мрачная картина обыденной «серости».

А так хочется оранжево-зеленого лета, и не только за окном, но и в каждой клеточке промерзшего тела.

В общем, мороз – это тоже неплохо, обратная сторона мечты, все же какое-то разнообразие и движение. Все равно как будет, самое главное, чтобы ни как раньше, по иному, по-другому, иначе, не как всегда, но «серость» затягивает, болото.

Такое вот мутное предисловие, попытка передать замкнутый круг, карусель из мыслей-лошадок, которые никогда, вопреки всему, не поскачут в разные стороны. Как выбраться из болота, и, наконец, почувствовать весну…

Попробуем поплыть против течения.
Большинство людей привыкло уныло плыть по течению, даже осознавая это, они не хотят ничего менять. Так проще, удобней, не страшно!

Встал в 7 утра по будильнику, выпил кофе, надел серый рабочий костюм/пусть и жутко дорогой, но дико «рутинный», обычная толкотня в метро, нелюбимая работа/просто приносит неплохой доход, малоприятные люди/приходится общаться, так как люди «нужные», на обед надоевшие макароны и котлета/а что, разве не еда?

Давайте представим такую ситуацию, вы (опоздаете, прогуляете, в конце концов возьмете «за свой счет» день) и устроите себе . Пусть не грандиозный, а всего лишь купите себе платье цветов радуги и к нему желтый шарфик. По дороге домой, вместо надоевших котлет, съешьте в любимой кафешке кусок тортика/или целый торт, при этом не считайте калории.

Попробуйте сменить имидж. Страшно?

Ну тогда хотя бы некоторые элементы: челка, косая челка, мелированные локоны, французский маникюр и тп. Вы однозначно почувствуете себя радостней и счастливее!

Выбираем мечту.
Все стремятся к счастью, успеху, благополучию. А что для вас эти понятия? У всех есть кумиры, люди, на которых мы хотели бы походить, кем мы гордимся. Задумайтесь, их успех и благополучие, действительно ваша мечта? В погоне за чужими целями, даже достигнув их, вы не получите истинного удовлетворения и счастья.

Кто видел скучающих студентов? Займитесь !
Наш с вами мозг постоянно должен получать новую информацию и новые эмоции. Когда этого не происходит, на нас нападает скука.

Поэтому займитесь саморазвитием: курсы, лекции, тренинги, выучите какой-нибудь язык, или просто научитесь кататься на сноуборде. Скорее всего, у вас расширится круг знакомых-единомышленников, таких же увлеченных и интересных.

Заведите домашнее животное.
Можно и не совсем домашнее (крокодил, тушканчик, страус), жизнь снова заиграет в ярких красках, забот значительно прибавится, свободного времени на скуку не останется.

Экстримальные виды спорта встряхнут вас!
Да-да, именно хорошая встряска и выброс литра адренолина в кровь вам сейчас не помешают. Попробуйте прыгнуть с парашютом, полет в аэротрубе, скалолазанье, дайвинг – приведут вас в чувства на некоторое время, а затем переходим к следующему шагу.

Влюбись!
Ты до сих пор одна, нет спутника жизни? Пора это изменить! Завязав отношения, скучно какое-то время не будет точно. А если уже есть , может пора создать семью?

Вы живете здесь и сейчас!

Не забывайте об этом, ведь неизвестно, что будет завтра. Поэтому наслаждаться нужно именно этой минутой, и проживать ее именно самой, так как вам хочется. Надо брать от жизни все и радоваться каждому прожитому дню.

Если вам известны другие способы борьбы со скукой, поделитесь ими со мной?

Цели:

  • формирование и расширение знаний о литературном направлении, об основных мотивах произведения;
  • углубление представлений о романтических тенденциях в литературе на примере лирики Лермонтова;
  • совершенствование навыков анализа лирического произведения;
  • совершенствование монологической устной и письменной речи;
  • закрепление понятия «лирический герой».

Тип урока: урок-исследование.
Оборудование:

  • выставка книг о Лермонтове,
  • оформленная доска,
  • рабочие карты.

Класс: 9

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (объявление темы и целей урока)

II. Актуализация изученного

– На прошлом уроке мы вспоминали факты биографии М.Ю.Лермонтова. Мы говорили о сложном, противоречивом характере поэта и его удивительном таланте. «Непозволительные стихи корнета Лермонтова», разошедшиеся в списках и опубликованные лишь в 1856 г. в «Полярной звезде» А.И.Герцена, сделали имя поэта известным.
– Вспомните, как называлось стихотворение, которое принесло Лермонтову известность? («Смерть поэта».)
– С болью скажет Лермонтов о Пушкине:

Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света,
Один, как прежде…и убит!

– А против чего или против кого восстал Лермонтов? Он одинок или он со всеми, с обществом? Почему «жизнь скучна, когда боренья нет»? Как лирические размышления поэта помогают понять мироощущение поэта? (Два последних вопроса пишутся на доске.) Об этом наш разговор сегодня.

III. Новый материал

– Напишите в рабочих картах: Лермонтов. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите имя поэта? Запишите их. (Чтение вслух вариантов, запись на доске.)
– Попробуйте, опираясь на слова, составить портрет Лермонтова-поэта или Лермонтова-человека. Каким мы представляем себе Лермонтова?
– А вот что говорит критика о таланте поэта. Прочитайте отрывки (Работа с картами.) из критических статей и выпишите в одну колонку отзывы, содержащие, на ваш взгляд, положительную оценку творчества, в другую – отрицательную. (Чтение записанных вариантов.)
– Противоречивые суждения возникли на основе непосредственного читательского восприятия. А мы погрузимся в собственные читательские впечатления.
– Вы, конечно, помните стихотворения «Парус», «Тучи», «На севере диком», «Утес». Кто может прочитать наизусть стихотворение «Парус»? (Чтение.) Вы можете найти его в ваших рабочих картах.
– Выпишите слова, которые создают образ лирического героя. Напомните определение лирического героя. (Выписываются слова: «одинокий», «белеет», «ищет», «просит бури» и др.)
– Каким вы увидели героя? Почему он просит бури? (Поэт сталкивает разные по времени состояния природы – бурю и покой. Морская стихия не может одновременно быть умиротворенной и бушующей, бурной. Следовательно, реальная картина исключена. Пейзаж мыслится не как произошедшее событие, а как предмет анализа. Умиротворенное состояние природы побуждает парус «просить» бури. И здесь проявляется внутренний конфликт между стихией и человеческим сознанием. Парус зависит от стихии, подчинятся ее капризам, но каждый раз их желания не совпадают. Так возникает характерное для романтизма противопоставление природных и предметных образов, символизирующих состояние человеческой души.)
– Какие художественные средства использует автор в стихотворении? (Инверсия, метафора, антитеза, эпитеты, риторические вопросы.)
– Какова их роль в произведении?
– Запишем наш вывод: Лирический герой одинок, но жаждет борьбы. Героя не радует окружающий мир, он не находит в нем счастья. Вечная неудовлетворенность мешает счастью, становится основой конфликта героя с миром. Именно поэтому произведение строится на контрасте: буря – покой, свобода – неволя.
– Какие мотивы звучат в стихотворении? Запишите их в ваших картах. (Мотивы одиночества, борьбы, невозможности желаемого.)
– Какому литературному направлению присущи эти мотивы, записанные нами характеристики героя? (Романтизм.)
– Итак, романтизм. Я просила вас повторить определение романтизма и найти черты романтизма в выбранных вами стихотворениях Лермонтова. К доске в это время пойдет ученик и составит литературную мини-статью из терминов, предложенных мной. (Ученику предложены листы с написанными на них словами: МЕЧТА, ОДИНОЧЕСТВО, ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА, ВООБРАЖЕНИЕ, РАЗУМ, ЭЛЕГИЯ, ЧУВСТВО, РЕГЛАМЕНТ, СТРОГАЯ ЛОГИКА и т.д. При помощи магнитов к доске надо прикрепить только те таблички, содержание которых соотносится с понятием РОМАНТИЗМ.)
Идет опрос, комментарии учителя, уточнения.
– Кроме того, вам было предложено подобрать строфы из стихотворений Лермонтова, которые характеризуют его как романтического поэта. (Чтение стихотворных строк, уточнения, возможные вопросы.)
– Кто может прокомментировать цитаты с позиций требований романтизма? (Настроение, мотивы, образ героя.)
– Проверка задания на доске и запись в картах: Романтизм – это литературное направление, в котором звучат мотивы… Для лирического героя романтического произведения характерно…

VI. Самостоятельная работа по группам

– Мы вспомнили определение романтизма, лирического героя, попробовали дать краткий комментарий основных мотивов произведения на примере стихотворения «Парус». Сейчас я предлагаю вам самостоятельно поразмышлять над лермонтовскими строками. Каждая группа получит задания к стихотворению. Можно выполнить только то задание, которое кажется вам доступным. Если вы чувствуете уверенность, попробуйте сделать задание с буквой «С»

V. Сообщения учащихся («И скучно и грустно» – страстная исповедь, горькие раздумья о жизни. В основе стихотворения – внутренний конфликт между стремлением жить в гармонии с собой и миром и осознанием бесплодности человеческих желаний и страстей. В стихотворениях Лермонтова ставятся проблемы поисков смысла жизни.)

VI. Ответы на вопросы учащихся, учителя, коррекция

VI. Выставление оценок, комментирование домашнего задания (учебник стр. 373–376 Литература 9 класс п/р В.Г.Маранцмана, прочитать стихотворение «Родина», ответить на вопрос «Какой видит поэт свою Родину?»)

VIII. Обобщения, выводы

– Мы увидели, что в лирике Лермонтова нашли отражение основные принципы романтизма (перечислить, опираясь на запись на доске). Творчество поэта поражает беспощадностью отрицания и могучим полетом мечты, причем оба эти начала теснейшим образом связаны. Глубина и сила разочарования выступают как прямое следствие повышенной требовательности к людям, к миру, к себе. Неприятие действительности лишь усиливает страстное стремление к идеалу, укрепляет веру в «жизнь иную». Лирический герой Лермонтова одинок, но жаждет действия. Исповедь лермонтовского героя всегда соотносится с вечными проблемами человека и человеческого бытия. Его духовная мощь не уступает творческой силе Бога.

Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я – или Бог – или никто!

Лермонтов с гордостью скажет: «Нет, я не Байрон, я другой». Конечно, другой. Ибо преодолеет ограниченность романтического сознания и сумеет подняться до вершин реалистического изображения действительности.

Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала. Я любил
Все обольщенья света, но не свет,
В котором я минутами лишь жил;
И те мгновенья были мук полны,
И населял таинственные сны
Я этими мгновеньями. Но сон,
Как мир, не мог быть ими омрачен.

Как часто силой мысли в краткий час
Я жил века и жизнию иной,
И о земле позабывал. Не раз,
Встревоженный печальною мечтой,
Я плакал; но все образы мои,
Предметы мнимой злобы иль любви,
Не походили на существ земных.
О нет! всё было ад иль небо в них.

Холодной буквой трудно объяснить
Боренье дум. Нет звуков у людей
Довольно сильных, чтоб изобразить
Желание блаженства. Пыл страстей
Возвышенных я чувствую, но слов
Не нахожу и в этот миг готов
Пожертвовать собой, чтоб как-нибудь
Хоть тень их перелить в другую грудь.

Известность, слава, что они?- а есть
У них над мною власть; и мне они
Велят себе на жертву всё принесть,
И я влачу мучительные дни
Без цели, оклеветан, одинок;
Но верю им!- неведомый пророк
Мне обещал бессмертье, и, живой,
Я смерти отдал всё, что дар земной.

Но для небесного могилы нет.
Когда я буду прах, мои мечты,
Хоть не поймет их, удивленный свет
Благословит; и ты, мой ангел, ты
Со мною не умрешь: моя любовь
Тебя отдаст бессмертной жизни вновь;
С моим названьем станут повторять
Твое: на что им мертвых разлучать?

К погибшим люди справедливы; сын
Боготворит, что проклинал отец.
Чтоб в этом убедиться, до седин
Дожить не нужно. Есть всему конец;
Немного долголетней человек
Цветка; в сравненье с вечностью их век
Равно ничтожен. Пережить одна
Душа лишь колыбель свою должна.

Так и ее созданья. Иногда,
На берегу реки, один, забыт,
Я наблюдал, как быстрая вода
Синея, гнется в волны, как шипит
Над ними пена белой полосой;
И я глядел, и мыслию иной
Я не был занят, и пустынный шум
Рассеивал толпу глубоких дум.

Тут был я счастлив... О, когда б я мог
Забыть, что незабвенно! женский взор!
Причину стольких слез, безумств, тревог!
Другой владеет ею с давных пор,
И я другую с нежностью люблю,
Хочу любить,- и небеса молю
О новых муках; но в груди моей
Всё жив печальный призрак прежних дней.

Никто не дорожит мной на земле,
И сам себе я в тягость, как другим;
Тоска блуждает на моем челе.
Я холоден и горд; и даже злым
Толпе кажуся; но ужель она
Проникнуть дерзко в сердце мне должна?
Зачем ей знать, что в нем заключено?
Огонь иль сумрак там - ей всё равно.

Темна проходит туча в небесах,
И в ней таится пламень роковой;
Он, вырываясь, обращает в прах
Всё, что ни встретит. С дивной быстротой
Блеснет, и снова в облаке укрыт;
И кто его источник объяснит,
И кто заглянет в недра облаков?
Зачем? они исчезнут без следов.

Грядущее тревожит грудь мою.
Как жизнь я кончу, где душа моя
Блуждать осуждена, в каком краю
Любезные предметы встречу я?
Но кто меня любил, кто голос мой
Услышит и узнает? И с тоской
Я вижу, что любить, как я,- порок,
И вижу, я слабей любить не мог.

Не верят в мире многие любви
И тем счастливы; для иных она
Желанье, порожденное в крови,
Расстройство мозга иль виденье сна.
Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая!- любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил.

И отучить не мог меня обман;
Пустое сердце ныло без страстей,
И в глубине моих сердечных ран
Жила любовь, богиня юных дней;
Так в трещине развалин иногда
Береза вырастает молода
И зелена, и взоры веселит,
И украшает сумрачный гранит.

И о судьбе ее чужой пришлец
Жалеет. Беззащитно предана
Порыву бурь и зною, наконец
Увянет преждевременно она;
Но с корнем не исторгнет никогда
Мою березу вихрь: она тверда;
Так лишь в разбитом сердце может страсть
Иметь неограниченную власть.

Под ношей бытия не устает
И не хладеет гордая душа;
Судьба ее так скоро не убьет,
А лишь взбунтует; мщением дыша
Против непобедимой, много зла
Она свершить готова, хоть могла
Составить счастье тысячи людей:
С такой душой ты бог или злодей...

Как нравились всегда пустыни мне.
Люблю я ветер меж нагих холмов,
И коршуна в небесной вышине,
И на равнине тени облаков.
Ярма не знает резвый здесь табун,
И кровожадный тешится летун
Под синевой, и облако степей
Свободней как-то мчится и светлей.

И мысль о вечности, как великан,
Ум человека поражает вдруг,
Когда степей безбрежный океан
Синеет пред глазами; каждый звук
Гармонии вселенной, каждый час
Страданья или радости для нас
Становится понятен, и себе
Отчет мы можем дать в своей судьбе.

Кто посещал вершины диких гор
В тот свежий час, когда садится день,
На западе светило видит взор
И на востоке близкой ночи тень,
Внизу туман, уступы и кусты,
Кругом всё горы чудной высоты,
Как после бури облака, стоят,
И странные верхи в лучах горят.

И сердце полно, полно прежних лет,
И сильно бьется; пылкая мечта
Приводит в жизнь минувшего скелет,
И в нем почти всё та же красота.
Так любим мы глядеть на свой портрет,
Хоть с нами в нем уж сходства больше нет,
Хоть на холсте хранится блеск очей,
Погаснувших от время и страстей.

Что на земле прекрасней пирамид
Природы, этих гордых снежных гор?
Не переменит их надменный вид
Ничто: ни слава царств, ни их позор;
О ребра их дробятся темных туч
Толпы, и молний обвивает луч
Вершины скал; ничто не вредно им.
Кто близ небес, тот не сражен земным.

Печален степи вид, где без препон,
Волнуя лишь серебряный ковыль,
Скитается летучий аквилон
И пред собой свободно гонит пыль;
И где кругом, как зорко ни смотри,
Встречает взгляд березы две иль три,
Которые под синеватой мглой
Чернеют вечером в дали пустой.

Так жизнь скучна, когда боренья нет.
В минувшее проникнув, различить
В ней мало дел мы можем, в цвете лет
Она души не будет веселить.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.

Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моем уме. Желанье и тоска
Тревожат беспрестанно эту грудь.
Но что ж? Мне жизнь всё как-то коротка
И всё боюсь, что не успею я
Свершить чего-то!- Жажда бытия
Во мне сильней страданий роковых,
Хотя я презираю жизнь других.

Есть время - леденеет быстрый ум;
Есть сумерки души, когда предмет
Желаний мрачен: усыпленье дум;
Меж радостью и горем полусвет;
Душа сама собою стеснена,
Жизнь ненавистна, но и смерть страшна,
Находишь корень мук в себе самом,
И небо обвинить нельзя ни в чем.

Я к состоянью этому привык,
Но ясно выразить его б не мог
Ни ангельский, ни демонский язык:
Они таких не ведают тревог,
В одном всё чисто, а в другом всё зло.
Лишь в человеке встретиться могло
Священное с порочным. Все его
Мученья происходят оттого.

Никто не получал, чего хотел
И что любил, и если даже тот,
Кому счастливый небом дан удел,
В уме своем минувшее пройдет,
Увидит он, что мог счастливей быть,
Когда бы не умела отравить
Судьба его надежды. Но волна
Ко брегу возвратиться не сильна.

Когда, гонима бурей роковой,
Шипит и мчится с пеною своей,
Она всё помнит тот залив родной,
Где пенилась в приютах камышей,
И, может быть, она опять придет
В другой залив, но там уж не найдет
Себе покоя: кто в морях блуждал,
Тот не заснет в тени прибрежных скал.

Я предузнал мой жребий, мой конец,
И грусти ранняя на мне печать;
И как я мучусь, знает лишь творец;
Но равнодушный мир не должен знать.
И не забыт умру я. Смерть моя
Ужасна будет; чуждые края
Ей удивятся, а в родной стране
Все проклянут и память обо мне.

Все. Нет, не все: созданье есть одно,
Способное любить - хоть не меня;
До этих пор не верит мне оно,
Однако сердце, полное огня,
Не увлечется мненьем, и мое
Пророчество припомнит ум ее,
И взор, теперь веселый и живой,
Напрасной отуманится слезой.

Кровавая меня могила ждет,
Могила без молитв и без креста,
На диком берегу ревущих вод
И под туманным небом; пустота
Кругом. Лишь чужестранец молодой,
Невольным сожаленьем, и молвой,
И любопытством приведен сюда,
Сидеть на камне станет иногда

И скажет: отчего не понял свет
Великого, и как он не нашел
Себе друзей, и как любви привет
К нему надежду снова не привел?
Он был ее достоин. И печаль
Его встревожит, он посмотрит вдаль,
Увидит облака с лазурью волн,
И белый парус, и бегучий челн,

И мой курган!- любимые мечты
Мои подобны этим. Сладость есть
Во всем, что не сбылось,- есть красоты
В таких картинах; только перенесть
Их на бумагу трудно: мысль сильна,
Когда размером слов не стеснена,
Когда свободна, как игра детей,
Как арфы звук в молчании ночей!


1

Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала. Я любил
Все обольщенья света, но не свет,
В котором я минутами лишь жил;
И те мгновенья были мук полны,
И населял таинственные сны
Я этими мгновеньями. Но сон
Как мир не мог быть ими омрачен.

Как часто силой мысли в краткий час
Я жил века и жизнию иной,
И о земле позабывал. Не раз
Встревоженный печальною мечтой
Я плакал; но все образы мои,
Предметы мнимой злобы иль любви,
Не походили на существ земных.
О нет! все было ад иль небо в них.

Холодной буквой трудно объяснить
Боренье дум. Нет звуков у людей
Довольно сильных, чтоб изобразить
Желание блаженства. Пыл страстей
Возвышенных я чувствую, но слов
Не нахожу и в этот миг готов
Пожертвовать собой, чтоб как-нибудь
Хоть тень их перелить в другую грудь.

Известность, слава, что они? - а есть
У них над мною власть; и мне они
Велят себе на жертву всё принесть,
И я влачу мучительные дни
Без цели, оклеветан, одинок;
Но верю им! - неведомый пророк
Мне обещал бессмертье, и живой
Я смерти отдал все, что дар земной.

Но для небесного могилы нет.
Когда я буду прах, мои мечты,
Хоть не поймет их, удивленный свет
Благословит; и ты, мой ангел, ты
Со мною не умрешь: моя любовь
Тебя отдаст бессмертной жизни вновь;
С моим названьем станут повторять
Твое: на что им мертвых разлучать?

К погибшим люди справедливы; сын
Боготворит, что проклинал отец.
Чтоб в этом убедиться, до седин
Дожить не нужно! есть всему конец;
Немного долголетней человек
Цветка; в сравненьи с вечностью их век
Равно ничтожен. Пережить одна
Душа лишь колыбель свою должна.

Так и ее созданья. Иногда,
На берегу реки, один, забыт,
Я наблюдал, как быстрая вода
Синея гнётся в волны, как шипит
Над ними пена белой полосой;
И я глядел и мыслию иной
Я не был занят, и пустынный шум
Рассеевал толпу глубоких дум.

Тут был я счастлив... О, когда б я мог
Забыть что незабвенно! женский взор!
Причину стольких слез, безумств, тревог!
Другой владеет ею с давных пор,
И я другую с нежностью люблю,
Хочу любить, - и небеса молю
О новых муках: но в груди моей
Все жив печальный призрак прежних дней.

Никто не дорожит мной на земле
И сам себе я в тягость как другим;
Тоска блуждает на моем челе.
Я холоден и горд; и даже злым
Толпе кажуся; но ужель она
Проникнуть дерзко в сердце мне должна?
Зачем ей знать, что в нем заключено?
Огонь иль сумрак там - ей все равно.

Темна проходит туча в небесах,
И в ней таится пламень роковой;
Он вырываясь обращает в прах
Все, что ни встретит. С дивной быстротой
Блеснет, и снова в облаке укрыт;
И кто его источник объяснит,
И кто заглянет в недра облаков?
Зачем? они исчезнут без следов.

Грядущее тревожит грудь мою.
Как жизнь я кончу, где душа моя
Блуждать осуждена, в каком краю
Любезные предметы встречу я?
Но кто меня любил, кто голос мой
Услышит и узнает... И с тоской
Я вижу, что любить, как я, порок,
И вижу, я слабей любить не мог.

Не верят в мире многие любви
И тем счастливы; для иных она
Желанье, порожденное в крови,
Расстройство мозга иль виденье сна.
Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! - любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил.

И отучить не мог меня обман.
Пустое сердце ныло без страстей,
И в глубине моих сердечных ран
Жила любовь, богиня юных дней;
Так в трещине развалин иногда
Береза вырастает молода
И зелена, и взоры веселит,
И украшает сумрачный гранит.

И о судьбе ее чужой пришлец
Жалеет. Беззащитно предана
Порыву бурь и зною, наконец
Увянет преждевременно она;
Но с корнем не исторгнет никогда
Мою березу вихрь: она тверда;
Так лишь в разбитом сердце может страсть
Иметь неограниченную власть.

Под ношей бытия не устает
И не хладеет гордая душа;
Судьба ее так скоро не убьет,
А лишь взбунтует; мщением дыша
Против непобедимой, много зла
Она свершить готова, хоть могла
Составить счастье тысячи людей:
С такой душой ты бог или злодей...

Как нравились всегда пустыни мне.
Люблю я ветер меж нагих холмов,
И коршуна в небесной вышине,
И на равнине тени облаков.
Ярма не знает резвый здесь табун,
И кровожадный тешится летун
Под синевой, и облако степей
Свободней как-то мчится и светлей.

И мысль о вечности, как великан,
Ум человека поражает вдруг,
Когда степей безбрежный океан
Синеет пред глазами; каждый звук
Гармонии вселенной, каждый час
Страданья или радости для нас
Становится понятен, и себе
Отчет мы можем дать в своей судьбе.

Кто посещал вершины диких гор
В тот свежий час, когда садится день,
На западе светило видит взор
И на востоке близкой ночи тень,
Внизу туман, уступы и кусты,
Кругом всё горы чудной высоты,
Как после бури облака, стоят
И странные верхи в лучах горят.

И сердце полно, полно прежних лет,
И сильно бьется; пылкая мечта
Приводит в жизнь минувшего скелет,
И в нем почти все та же красота.
Так любим мы глядеть на свой портрет,
Хоть с нами в нем уж сходства больше нет,
Хоть на холсте хранится блеск очей,
Погаснувших от время и страстей.

Что на земле прекрасней пирамид
Природы, этих гордых снежных гор?
Не переменит их надменный вид
Ничто: ни слава царств, ни их позор;
О ребра их дробятся темных туч
Толпы, и молний обвивает луч
Вершины скал; ничто не вредно им.
Кто близ небес, тот не сражен земным.

Печален степи вид, где без препон,
Волнуя лишь серебряный ковыль,
Скитается летучий аквилон
И пред собой свободно гонит пыль;
И где кругом, как зорко ни смотри,
Встречает взгляд березы две иль три,
Которые под синеватой мглой
Чернеют вечером в дали пустой.

Так жизнь скучна, когда боренья нет.
В минувшее проникнув, различить
В ней мало дел мы можем, в цвете лет
Она души не будет веселить.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.

Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моем уме. Желанье и тоска
Тревожат беспрестанно эту грудь.
Но что ж? Мне жизнь все как-то коротка
И все боюсь, что не успею я
Свершить чего-то! - жажда бытия
Во мне сильней страданий роковых,
Хотя я презираю жизнь других.

Есть время - леденеет быстрый ум;
Есть сумерки души, когда предмет
Желаний мрачен: усыпленье дум;
Меж радостью и горем полусвет;
Душа сама собою стеснена,
Жизнь ненавистна, но и смерть страшна,
Находишь корень мук в себе самом
И небо обвинить нельзя ни в чем.

Я к состоянью этому привык,
Но ясно выразить его б не мог
Ни ангельский, ни демонский язык:
Они таких не ведают тревог,
В одном все чисто, а в другом все зло.
Лишь в человеке встретиться могло
Священное с порочным. Все его
Мученья происходят оттого.

Никто не получал, чего хотел
И что любил, и если даже тот,
Кому счастливый небом дан удел,
В уме своем минувшее пройдет,
Увидит он, что мог счастливей быть,
Когда бы не умела отравить
Судьба его надежды. Но волна
Ко брегу возвратиться не сильна.

Когда гонима бурей роковой
Шипит и мчится с пеною своей,
Она все помнит тот залив родной,
Где пенилась в приютах камышей,
И, может быть, она опять придет
В другой залив, но там уж не найдет
Себе покоя: кто в морях блуждал,
Тот не заснет в тени прибрежных скал.

Я предузнал мой жребий, мой конец,
И грусти ранняя на мне печать;
И как я мучусь, знает лишь творец;
Но равнодушный мир не должен знать.
И не забыт умру я. Смерть моя
Ужасна будет; чуждые края
Ей удивятся, а в родной стране
Все проклянут и память обо мне.

Все. Нет, не все: созданье есть одно
Способное любить - хоть не меня;
До этих пор не верит мне оно,
Однако сердце полное огня
Не увлечется мненьем, и мое
Пророчество припомнит ум ее,
И взор, теперь веселый и живой,
Напрасной отуманится слезой.

Кровавая меня могила ждет,
Могила без молитв и без креста,
На диком берегу ревущих вод
И под туманным небом; пустота
Кругом. Лишь чужестранец молодой,
Невольным сожаленьем и молвой
И любопытством приведен сюда,
Сидеть на камне станет иногда.

И скажет: отчего не понял свет
Великого, и как он не нашел
Себе друзей, и как любви привет
К нему надежду снова не привел?
Он был ее достоин. И печаль
Его встревожит, он посмотрит вдаль,
Увидит облака с лазурью волн,
И белый парус, и бегучий челн.

И мой курган! - любимые мечты
Мои подобны этим. Сладость есть
Во всем, что не сбылось, - есть красоты
В таких картинах; только перенесть
Их на бумагу трудно: мысль сильна,
Когда размером слов не стеснена,
Когда свободна, как игра детей,
Как арфы звук в молчании ночей!

Ты – человек скучающий? Тебе скучно на привычной работе, скучно дома, даже на вечеринке с друзьями тебе скучно. Каждый день одно и то же. И уже нет сил и желания что-то менять. Скучно так, что часто просто хочется выть. Скучно, потому что все привычно, все давно уже приелось. Нового в жизни становится все меньше и меньше, удивляешься ты все реже и реже. Даже развлечения уже не приносят былого удовольствия, удивления первооткрывателя. Надо что-то с этим делать.

Предлагаю тебе сделать свою жизнь ярче. Однако для этого нужно делать всё не так, как всегда…

1. Импровизируй

Если ты ездишь на работу на машине или общественном транспорте – пройдись пешком, не спеша, лучше по какому-нибудь парку. Или в выходные вместо того, чтобы смотреть телевизор – соверши прогулку в какое-нибудь прекрасное место (помнишь осенние шашлыки из фильма « »?). Если ты жить не можешь без компании – побудь в одиночестве, подумай.

2. Экспериментируй

Убери подальше поваренную книгу и сделай какое-нибудь оригинальное, экспериментальное блюдо. Вместо обычного домашнего ужина сделай его с праздничной сервировкой стола, изысканными блюдами, свечами, вином… Экспериментируй в сексе: ароматические свечи, ароматические масла, массаж, неожиданные места, эротическое белье и буйная фантазия.

3. Меняйся

Измени стиль в одежде, прическу, цвет волос. Одевайся, как захочется тебе, а не в то, что продиктовано модой.

4. Выпускай наружу зажатые чувства

Отпускай себя, например, на час. В этот час делай все, что тебе захочется, не сдерживай ничего: кричи, прыгай, бегай, пой, бесись…

5. Учись руководствоваться интуицией

Придумай для себя медитацию: найди положение тела, в котором тебе удобно, прими его и просто расслабься – тебя нет. Следи за своими мыслями, они проносятся у тебя в голове, но ты сторонний наблюдатель. Или поставь диск с природными звуками, слушай их и сливайся с природой.

6. Учись быть собой

Старайся меньше играть роли, которые тебе навязывает общество. Учись определять чужие ценности и навязанные стереотипы. Отбрось их и наслаждайся собой, своей уникальной красотой, ведь ты – уникум, никогда никто не сможет тебя повторить. Не пытайся походить на кого-то, этим ты убиваешь себя.

7. Чувствуй себя

Ощущай себя при разных обстоятельствах, в разных местах, в разных ситуациях… Старайся ощущать себя и ощущать мир вокруг. Одновременно. Себя – как часть окружающего мира, а мир – как часть себя.

8. Люби себя

Каждый у себя один-единственный. Себя надо любить, любить как есть, не придумывая разных себе недостатков.

9. Проживай этот день, как последний

Подумай, что наша жизнь очень скоротечна, может быть этот день будет твоим последним на Земле. Я ездила к родственникам в другой город. И видела на трассе аварию. Три машины разбились. Видимо, две встретились лоб в лоб. В этой аварии погибла девушка. У меня по этому поводу появилась только одна мысль: «Спешите жить!». Что это значит? Да посмотри вокруг. Все живут как будто начерно, вполсилы… Как мы все думаем? «Ну, вот пусть сейчас плохо, неинтересно… А может через … будет хорошо?» Или так: «Вот сейчас я поживу для… семьи, друзей, работы… (нужное подчеркнуть), а потом уже для себя, когда-нибудь…» И что получается? Если человек, допустим, завтра умирает, значит, и не пожил толком… Жизнь откладывал на потом… Жил не для себя. А этого «потом» может не быть. Спеши наслаждаться жизнью…

10. Спеши творить, выражать себя

Спеши работать творчески, чтобы себе нравилось. Старайся делать то, что нравится.

11. Спеши любить

Любить просто так, любить по-настоящему, любить безусловно…

12. Спеши радоваться

Даже самым маленьким победам. И даже проигрышам, ведь они – уроки, которые тебе позволят в другой такой же ситуации уже одержать победу. Отпусти все свои прошлые негативные опыты. Ведь перебирая их в памяти, переживая их, ты упускаешь настоящее мгновение своей жизни. Мы рождены счастливыми. Мы рождены для счастья. Это наше предназначение. Так почему мы забыли об этом? Почему несчастные, угрюмые лица – это нормально, а на радостных, счастливых смотрят как на сумасшедших?

13. Спеши удивляться

Удивляться нашему прекрасному миру, нашей красивой природе. Просто остановись. Останови мысли. Оглядись вокруг. Улыбнись. Удивись тому, как прекрасен мир и как удивительно хорошо жить в этом мире.

14. Сделай по-максимуму из предложенного списка

Или сделай что-то одно, но уже сейчас, сегодня. Проживи этот день тотально, полно и красиво. И ты удивишься, как внезапно жизнь наполнится красками, яркими и сочными.