Какие характерные состояния взаимодействия человека со средой обитания соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности. Взаимодействие человека и среды обитания

Взаимодействие человека со средой обитания, основано на передаче между элементами системы потоков масс веществ, их соединений, энергий всех видов и информаций.

Человеку эти потоки необходимы:

Для удовлетворения своих по-требностей: в пище, воде, воздухе, информации;

Выделения в жизненное пространство механической, интеллектуальной, тепловой энергии, отходов биологического процесса и др. потоков.

В среде обитания человека существуют следующие виды потоков:

1. Потоки в естественной среде:

ü солнечное излучение, излучение звезд и планет;

ü космические лучи, пыль, астероиды;

ü электро-магнитные поля Земли;

2. Потоки в техносфере:

ü потоки сырья, энергии;

ü потоки продукции отраслей экономики;

ü отходы экономики;

ü информационные;

ü транспортные;

3. Потоки в социальной среде:

ü информационные (обучение, управление, сотрудничество);

ü людские (рождаемость, миграция, урбанизация);

ü потоки наркотических средств, алкоголя и др.;

4. Потоки, потребляемые и выделяемые человеком в процессе жизне-деятельности:

ü потоки воздуха, воды, пищи, алкоголя, табака, наркотиков;

ü потоки энергии (механической, тепловой, солнечной и др.);

ü информации;

ü потоки отходов процесса жизнедеятельности;

Зависимость жизненного потенциала человека от температуры

Одной из способностей организма является толерантность — т.е. способность переносить неблаго-приятное влияние того или иного фактора среды .

Например, температура атмосферного воздуха . В естественных условиях на поверхности Земли она изменяется от - 88 до + 60 °С, в то время как температура внутренних органов человека за счет терморегуля-ции организма сохраняется близкой к 37 °С.

Реальные температурные условия пребывания человека в атмосферном воздухе могут изменяться в широких пределах: от - 40°С и ниже (работа на открытых площадках в зимних условиях) до + 40°С и выше при пре-бывании в условиях жаркого климата.

При выполнении тяжелых работ и высокой температуре окружающего воздуха температура тела может повышаться на несколько °С. Наивысшая температура внутренних органов, которую выдерживает человек + 43 °С, и наоборот при низкой температуре - Т тела падает, минимальная + 24 °С. Установлено, что при температуре воздуха в 27...28°С эффективность работы человека снижается, а число ошибок возрастает. При температуре воздуха бо-лее 30 °С работоспособность человека уже значительно падает.

Для человека, комфортная температура летом составляет 23 - 25 °С, зимой — 22 - 24 °С;

Отклонения температуры среды от комфортных значений на 2 - 5 °С (зона II) считаются допустимыми , поскольку не оказывают влияния на здоровье человека, а лишь уменьшают производительность его деятельности. Нижняя граница допустимого температурного уровня — + 18°С. Известно, что при температуре + 13°С несчастные случаи на производстве происходят на 34 % чаще, чем при 18°С.

Дальнейшие отклонения температуры окружающего воздуха от допустимых значений (зона III) сопровождаются тяжелыми воздействиями на организм человека и ухудшением его здоровья (наруше-ние дыхания, сердечной деятельности и др.).

При больших отклонениях температуры окружающего возду-ха от допустимых значений (зона IV) возможен перегрев (гипертер-мия) или переохлаждение (гипотермия) организма человека, и получение им тепловых или холодовых травм.

Пример 2. Интенсивность звука. (Децибел — Логарифмическая единица уровней, затуханий и усилений).

Уровень звука обычно выражают в дБА . Уровнь звука в местах возможного пребывания человека может изменяться в широких пределах от 0 до 160 дБА и сопро-вождаются широкой гаммой ответных реакций организма человека.

При уровнях звука до 20 дБА человек чувствует себя комфортно не реагируя на наличие звуков в окружающей его среде;

уровни звука до 50 дБА не влияют на здоровье челове-ка , занимающегося интеллектуальной деятельностью, а у людей, связанных с физическим трудом, верхняя граница может быть расшире-на до 80...85 дБА. Эти значения уровня звука соответствуют предельно допустимым условиям воздействия звука на человека в процессе его деятельности.

Дальнейший рост уровня звука свыше 85 дБА при длительных его экспозициях (до нескольких лет) может приводить к тугоухости , а при уровнях звука 140 дБА и выше возможно травмирова ние органа слуха в виде разрыва барабанных перепонок или контузии. При уровнях 160 дБА может наступить смерть человека.

Таким образом, изменяя мощность потока в среде обитания, можно получить ряд характерных ситуаций взаимодействия в системе «человек — среда обитания», а именно:

комфортное (оптимальное), когда потоки создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей продуктивной деятельности и работоспособности ; гарантируют сохранение здоровья человека;

допустимое , когда потоки, воздействуя на человека, не оказывают негативного влияния на здоровье , но приво-дят к дискомфорту , снижая эффективность деятельности человека.

опасное , когда потоки превышают допустимые уровни и ока-зывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания;

чрезвычайно опасное, потоки имеют высокие уровни и за корот-кий период времени могут нанести травму , привести человека к смерти.

Из выше сказанного можно заметить, что воздействие среды обита-ния на человека может быть позитивным или негативным , характер воздействия определяют параметры потоков веществ, энергий и информаций.

Влияние внешней среды на человека приходится учитывать при анализе множества патологических состояний возникающих в организме человека. Изменения геомагнитного фона, атмосферного давления, вспышки на солнце, фазы луны, шум, освещенность и т.д. могут нанести вред здоровью, привести к травмам, заболеваниям или даже вызвать смерть.

Сейчас мы видим в нашем обществе - раннее снижение воспроизводительной функции, деградацию людей молодого и среднего возраста, резкое омоложение ряда тяжелых болезней , сокращение продолжительности жизни, особенно мужчин и, как результат в целом вымирание нации.

Человек от рождения имеет неотъемлемые права на жизнь, свободу и стремление к счастью. Свои права на жизнь, отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, он реализует в процессе жизнедеятельности. Они гарантированы Конституцией Российской Федерации. жизнедеятельность окружающая среда труд

Известно, что «жизнь - форма существования материи». Это позволяет утверждать, что человек существует в процессе жизнедеятельности, состоящем из его непрерывного взаимодействия со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей. Понятие «жизнедеятельность» шире понятия «деятельность», поскольку включает в рассмотрение не только трудовой процесс человека, но и условия его отдыха, быта и миграции в окружающей среде.

Основным принципом существования и развития всего живого является принцип обязательности внешнего воздействия: «Живое тело развивается и существует лишь при наличии внешних воздействий на него». Саморазвитие живого тела невозможно.

Реализация этого принципа в природе достигается взаимодействием живого тела с окружающей его природной средой, а в иных условиях -взаимодействием всего живого с окружающей его средой обитания.

С конца XIX века начали происходить значительные изменения в окружающей человека среде обитания. Биосфера постепенно утрачивала свое господствующее значение и в населенных людьми регионах стала превращаться в техносферу. Вторгаясь в природу, законы которой еще далеко не познаны, создавая новые технологии, люди формируют искусственную среду обитания - техносферу. Если учесть, что нравственное и общекультурное развитие цивилизации отстает от темпов научно-технического прогресса, становится очевидным увеличение риска для здоровья и жизни современного человека. В новых техносферных условиях все чаще биологическое взаимодействие замещается процессами физического и химического взаимодействия, причем уровни физических и химических факторов воздействия в прошлом веке непрерывно нарастали, часто оказывая негативное влияние на человека и природу. Тогда в обществе возникла необходимость в защите природы и человека от негативного влияния техносферы.

Антропогенные, то есть вызванные деятельностью человека, изменения окружающей среды приобрели во второй половине XX века такие размеры, что человек прямо или косвенно сам стал их жертвой. Антропогенная деятельность, не сумевшая создать техносферу необходимого качества как по отношению к человеку, так и по отношению к природе, явилась первопричиной многих негативных процессов в природе и обществе.

Таким образом, техносферу необходимо рассматривать как бывший регион биосферы, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям.

Воздействие человека на среду, согласно законам физики, вызывает ответные противодействия всех ее компонентов. Организм человека безболезненно переносит те или иные воздействия до тех пор, пока они не превышают пределы адаптации. Интегральным показателем безопасности жизнедеятельности является продолжительность жизни. На ранних этапах антропогенеза (для первобытного человека) она составляла приблизительно 25 лет.

Развитие цивилизации, под которой понимается прогресс науки, техники, экономики, сельского хозяйства, использование различных видов энергии, вплоть до ядерной, создание машин, механизмов, применение различных видов удобрений и средств для борьбы с вредителями, значительно увеличивают количество вредных факторов, негативно воздействующих на человека. Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к росту коммуникабельности, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий.

Но развивая экономику, человеческая популяция создавала и социально-экономическую систему безопасности. Вследствие чего, несмотря на увеличение количества вредных воздействий, уровень безопасности человека возрастал. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами (улучшение медицинского обслуживания и тому подобное) сказалось на продолжительности жизни людей. В настоящее время средняя продолжительность жизни в наиболее развитых странах составляет около 77 лет.

Так, созданная руками и разумом человека техносфера, призванная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, не оправдала во многом надежды людей. Появившиеся производственная и городская среды обитания оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований.

Основным элементом производственной среды является труд, который в свою очередь состоит из взаимосвязанных и взаимосвязывающих элементов, составляющих структуру труда:субъектов труда,средств и предметов труда;процессов труда, состоящих из действий как субъектов, так и машин, продуктов труда как целевых, так и побочных в виде образующихся вредных и опасных примесей в воздушной среде и т.п.,производственных отношений (организационных, экономи-ческих, социально-психологических, правовых по труду: отношений, связанных с культурой труда, профессиональной культурой, эстетической и т.д.). Элементы непроизводст-венной среды: природная среда в виде географо-ландшафтных, геофизических, климатических элементов, стихийных бедствий, в том числе пожаров от молний и др.природных источников, природных процессовв виде газовыделений из горных пород и т.п. может проявляться как в непроизводственной форме (сфере), так и

произ-водственной, особенно в таких отраслях народного хозяйства как строительство, горной промышленности, геологии, геодезии и других.

Человек находится в теснейшей связи со всеми элементами среды обитания в процессе своей деятельности.

Интерес к среде своего обитания был свойственен человеку всегда. И это понятно, так как от качества этой среды зависело не только благополучие семьи, рода, племени, но и само его существование.

Среда обитания, окружающая современного человека, включает в себя природную среду, искусственную среду, созданную человеком и социальную среду.

Каждый день, живя в городе, прогуливаясь, работая, обучаясь, человек удовлетворяет широчайший круг потребностей. В системе потребностей человека (биологических, психологических, этнических, социальных, трудовых, экономических) можно выделить потребности связанные с экологией среды обитания. Среди них -- комфорт и безопасность природной среды, экологически комфортное жилище, обеспеченность источниками информации (произведениями искусства, привлекательными ландшафтами) и другие.

Естественные или биологические потребности -- это группа потребностей, обеспечивающая возможность физического существования человека в условиях комфортной среды, -- это потребность в пространстве, хорошем воздухе, воде и т.д., наличие подходящей, привычной для человека среды. Экологизация биологических потребностей связана с необходимостью создания экологичной, чистой городской среды и поддержание хорошего состояния естественной и искусственной природы в городе. Но в современных больших городах вряд ли можно говорить о наличии достаточного объема и качества нужной каждому человеку среды.

По мере роста промышленного производства выпускалось все больше разнообразных изделий и товаров, и вместе с тем резко возрастали загрязнения среды. Окружающая человека городская среда не соответствовала нужным человеку исторически сложившимся сенсорным воздействиям: города без каких-либо признаков красоты, трущобы, грязь, стандартные серые дома, загрязненный воздух, резкий шум и т.д.

Но все же, можно уверенно констатировать, что в результате индустриализации и стихийной урбанизации окружающая человека среда постепенно стала «агрессивной» для органов чувств, эволюционно приспособленных за многие миллионы лет к естественной природной среде. По существу, человек сравнительно недавно оказался в городской среде. Естественно, за это время основные механизмы восприятия не смогли приспособиться к измененной визуальной среде и изменениям в воздухе, воде, почве. Это не прошло бесследно: известно, что люди, живущие в загрязненных районах города более склонны к различным заболеваниям. Наиболее часто распространены сердечнососудистые и эндокринные расстройства, но встречается весь комплекс разнообразных заболеваний, причиной которых является общее понижение иммунитета.

В связи с резкими изменениями в природной среде возникло много исследований, направленных на изучение состояния окружающей среды и состояния здоровья жителей в конкретной стране, городе, районе. Но, как правило, забывается, что городской житель большую часть времени проводит в помещениях (до 90 % времени) и качество окружающей среды внутри различных построек и сооружений оказывается более важным для здоровья и благополучия человека. Концентрация загрязняющих веществ внутри помещений часто оказывается значительно больше, чем в наружном воздухе.

Житель современного города больше всего видит плоские поверхности -- фасады зданий, площади, улицы и прямые углы -- пересечения этих плоскостей. В природе же плоскости, соединенные прямыми углами, встречаются очень редко. В квартирах и офисах идет продолжение подобных пейзажей, что не может не сказаться на настроении и самочувствии постоянно находящихся там людей.

Среда обитания неразрывно связана с понятием «биосфера». Биосфера - природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу, верхний слой литосферы. С именем русского ученого В. И. Вернадского связано создание учения о биосфере и ее переходе в ноосферу. Основным в учении о ноосфере является единство биосферы и человечества. По мнению Вернадского, в эпоху ноосферы человек уже может и должен «мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, государства, но и в планетном аспекте».

В жизненном цикле человек и окружающая его среда обитания образуют постоянно действующую систему «человек - среда обитания».

Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Действуя в этой системе, человек непрерывно решает, как минимум, две основные задачи:

  • - обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;
  • - создает и использует защиту от негативных воздействий, как со стороны обитания, так и себе подобных.

Среда обитания - это часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. Составные части и свойства среды многообразны и изменчивы. Любое живое существо живет в сложном и меняющемся мире, постоянно приспосабливаясь к нему и регулируя свою жизнедеятельность в соответствии с его изменениями.

Приспособления организмов к среде носят название адаптаций. Способность к адаптациям - одно из основных свойств жизни вообще, так как обеспечивает самую возможность существования, возможность организмов выживать и размножаться. Адаптации проявляются на разных уровнях: от биохимии клеток и поведения отдельных организмов до строения и функционирования сообществ и экологических систем. Адаптации возникают и изменяются в ходе эволюции видов.

Отдельные свойства или элементы среды носят название экологических факторов. Факторы среды многообразны. Они могут быть необходимы или, наоборот, вредны для живых существ, способствовать или препятствовать выживанию и размножению. Экологические факторы имеют разную природу и специфику действия. Экологические факторы делятся на абиотические (все свойства неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на живые организмы) и биотические (это формы воздействия живых существ друг на друга).

Негативные воздействия, присущие среде обитания, существуют столько, сколько существует Мир. Источниками естественных негативных воздействий являются стихийные явления в биосфере: изменения климата, грозы, землетрясения и тому подобное.

Постоянная борьба за свое существование вынуждала человека находить и совершенствовать средства защиты от естественных негативных воздействий среды обитания. К сожалению, появление жилища, огня и других средств защиты, совершенствование способов получения пищи - все это не только защищало человека от естественных негативных воздействий, но и влияло на среду обитания.

На протяжении многих веков среда обитания человека медленно изменяла свой облик и, как следствие, мало менялись виды и уровни негативных воздействий. Так, продолжалось до середины XIX века - начала активного роста воздействия человека на среду обитания. В XX веке на Земле возникли зоны повышенного загрязнения биосферы, что привело к частичной, а в ряду случаев и к полной региональной деградации. Этим изменениям во многом способствовали:

ь высокие темпы роста численности населения на Земле (демографический взрыв) и его урбанизация;

ь рост потребления и концентрации энергетических ресурсов;

ь интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства;

ь массовое использование средств транспорта;

ь рост затрат на военные цели и ряд других процессов.

Человек и окружающая его среда (природная, производственная, городская, бытовая и другие) в процессе жизнедеятельности постоянно взаимодействуют друг с другом. При этом жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации. Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека иили природную среду. В естественных условиях такие воздействия наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях.

В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены ее элементами (машины, сооружения и тому подобное) и действиями человека. Изменяя величину любого потока от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек - среда обитания»: комфортное (оптимальное), допустимое (приводящее к дискомфорту без негативного влияния на здоровье человека), опасное (вызывающее при длительном воздействии деградацию природной среды) и чрезвычайно опасное (летальны исход и разрушение природной среды).

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) - недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды.

ЧОУ ВПО "Институт экономики управления и права (г. Казань)"

БУГУЛЬМИНСКИЙ ФИЛИАЛ

Психологический факультет


По дисциплине: "Безопасность жизнедеятельности"

На тему: Обеспечение безопасности взаимодействия человека со средой обитания


Выполнил: Л.А. Ильдебенова

студент группы 1 СП д931у

заочного отделения с применением дистанционных технологий

Проверил: М.М. Кириллова


Бугульма, 2014


3. Основные потоки естественной среды обитания

Список литературы

1. Обеспечение безопасности взаимодействия человека со средой обитания


Безопасность жизнедеятельности - это состояние окружающей среды, при котором с определенной вероятностью исключено причинение вреда существованию человека. Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий жизнедеятельности людей на всех стадиях жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье и потомство.

Среда обитания - совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ. Термин часто считается синонимом окружающей среды. Среда каждого организма слагается из множества элементов неорганической и органической природы и элементов, привносимых человеком и его производственной деятельностью. При этом одни элементы могут быть частично или полностью безразличны организму, другие необходимы, а третьи оказывают отрицательное воздействие.

Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания в основном делятся на наземно-воздушную, почвенную, водную и внутреорганизменную. Отдельные свойства и элементы среды, воздействующие на организмы, называют экологическими факторами. Все экологические факторы можно разделить на три большие группы:

Абиотическая среда (факторы среды) - это комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм. (Свет, температура, ветер, воздух, давление, влажность и т.д.) Например: накопление в почве токсичных и химических элементов, пересыхание водоёмов во время засухи, увеличение продолжительности светового дня, интенсивное ультрафиолетовое излучение.

Биотическая среда (факторы среды) - это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие. (Влияние растений и животных на других членов биогеоценоза) Например: разрушение почвы кабанами и кротами, уменьшение численности белок в неурожайные годы.

Антропогенные (антропические) факторы - это все формы деятельности человеческого общества, изменяющие природу как среду обитания живых организмов или непосредственно влияющие на их жизнь. Выделение антропогенных факторов в отдельную группу обусловлено тем, что в настоящее время судьба растительного покрова Земли и всех ныне существующих видов организмов практически находится в руках человеческого общества.


Человеческий организм безболезненно переносит те или иные воздействия лишь до тех пор, пока они не превышают пределов адаптационных возможностей человека.

2. Взаимодействие человека с окружающей средой


Биосфера - природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

Техносфера - регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств с целью наилучшего соответствия людским социально-экономическим потребностям.

Воздействие:

Человека на среду обитания

Биосферы на человека

Техносферы на человека

Социальной среды на человека

В жизненном процессе взаимодействие человека со средой обитания и ее составляющих между собой основано на передаче между элементами системы потоков масс веществ и их соединений, энергий всех видов и информации.

Для техносферы характерны потоки всех видов сырья и энергии, многообразие потоков продукции; потоки отходов (выбросы в атмосферу, сбросы в водоемы, жидкие и твердые отходы, различные энергетические воздействия).

Закон о неустранимости отходов: "В любом хозяйственном цикле образуются отходы и побочные эффекты, они не устранимы и могут быть переведены из одной физико-химической формы в другую или перемещены в пространстве".

Техносфера способна также создавать спонтанно значительные потоки масс и энергий при взрывах и пожарах, при разрушении строительных конструкций, при авариях на транспорте и т.п.


. Основные потоки естественной среды обитания


Социальная среда потребляет и генерирует все виды потоков, характерные для человека как личности, кроме того, социум создает информационные потоки при передаче знаний, управлении обществом, сотрудничестве с другими общественными формациями. Социальная среда создает потоки всех видов, направленные на преобразование естественного и техногенного миров, формирует негативные явления в обществе, связанные с курением, потреблением алкоголя, наркотиков и т.п.

Основные потоки в естественной среде:

-солнечное излучение, излучение звезд и планет;

-космические лучи, пыль, астероиды;

-электрическое и магнитное поля Земли;

-круговороты веществ в биосфере, в экосистемах, в биогеоценозах;

-атмосферные, гидросферные и литосферные явления, в том числе и стихийные;

Другие.

Основные потоки в техносфере:

-потоки сырья, энергии;

-потоки продукции отраслей экономики;

-отходы экономики;

-информационные потоки;

-транспортные потоки;

-световые потоки (искусственное освещение);

-потоки при техногенных авариях;

Другие.

Основные потоки в социальной среде:

-информационные потоки (обучение, государственное управление, международное сотрудничество и т.п.);

-людские потоки (демографический взрыв, урбанизация населения);

-потоки наркотических средств, алкоголя и др.;

Другие.

Основные потоки, потребляемые и выделяемые человеком в процессе жизнедеятельности:

-потоки кислорода, воды, пищи и иных веществ (алкоголь, табак, наркотики и т.п.);

-потоки энергии (механической, тепловой, солнечной и др.);

-информационные потоки;

-потоки отходов процесса жизнедеятельности;

Другие.

В общем виде воздействие потока на объект (человек и др.) в каждой точке пространства определяется его интенсивностью и длительностью экспозиции.

Если все условия среды обитания благоприятны, за исключением одного, то именно это условие становится решающим для жизни рассматриваемого организма. Оно лимитирует развитие организма.

естественная искусственная среда обитание

В соответствии с законом Либиха выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей.

Разрушение организма возможно и под действием совокупности внешних факторов, т.е. при их сочетанном воздействии.

Результат негативного влияния фактора воздействия потока на организм зависит от свойств и параметров потока, а также от свойств организма.

Гибель организма происходит при значениях фактора воздействия, лежащих вне зоны толерантности, ее можно рассматривать как процесс распада организма на простые подсистемы.

-Комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и, как следствие, продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;

-Допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;

-Опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды;

-Чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

-Опасное и чрезвычайно опасное недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды.

Список литературы


1.Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций. Ч.2/ П.Г. Белов, А.Ф. Козьяков. С.В. Белов и др.; Под ред. С.В. Белова. - М.: ВАСОТ. 1993.

2.Безопасность жизнедеятельности/ Н.Г. Занько. Г.А. Корсаков, К.Р. Малаян и др. Под ред.О.Н. Русака. - С. - П.: Изд-во Петербургской лесотехнической академии, 1996.

.Белов С.В., Морозова Л.Л., Сивков В.П. Безопасность жизнедеятельности. Ч.1. - М. ВАСОТ, 1992

.Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности-наука о выживании в техносфсре - М.: ВИНИТИ, Обзорная информация. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях, 1996. вып.1.

.Белов С.В. Техносфера: аспекты безопасности и экологичности. - М.: Вестник МГТУ. 1998, сер. ЕН. №1.

.Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. Т.1: Пер с англ. - М.: Мир, 1993.

.Рамад Ф. Основы прикладной экологии: Пер. с франц. - Л.: Гидрометеоиздат, 1981.

.Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. - М.: изд-во ИЦ "Россия молодая" - Экология, 1992.

.Русак О.Н. Введение в охрану труда. - Л.: изд-во Ленинград, лесотехнической академии, 1982.

.Среда обитания // Биологический энциклопедический словарь / глав. ред. М.С. Гиляров. - М.: Советская энциклопедия, 1986. - С.603.

.Абиотическая среда // БиоЭС. - С.7.

.Биотическая среда // БиоЭС. - С.70.

.Белов С.В. Техносфера: аспекты безопасности и экологичности. - М.: Вестник МГТУ. 2001, сер. ЕН. №4.

.Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности-наука о выживании в техносфсре - М.: ВИНИТИ, Обзорная информация., 2001. вып.2.

.Русак О.Н. Введение в охрану труда. Естественные потоки. Человек в окружающей среде. - Л.: изд-во Ленинград, лесотехнической академии, 1998.


  • 3. Роль флоры и фауны в жизнедеятельности человека
  • 4. Мотивация риска
  • 5. Методы и средства обеспечения безопасной деятельности
  • 6. Основные причины деградации окружающей среды
  • 7. Современное состояние биосферы. Ноосфера - эволюционное состояние биосферы.
  • Тема 3. Взаимодействие человека и техносферы. План
  • 1. Понятие техносферы.
  • 2. Структура техносферы и ее компонентов
  • 3. Генезис техносферы.
  • 4. Объекты защиты.
  • 5. Проблемы в системах безопасности.
  • Тема 4. Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания. План
  • 1. Классификация негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения.
  • 2. Вредные и опасные негативные факторы
  • 3. Системы восприятия и компенсации организмом человека вредных факторов среды обитания.
  • 3.1.1. Органы чувств
  • 3.1.2. Нервная система
  • 3.1.3. Гомеостаз и адаптация
  • 3.1.4. Естественные системы защиты организма
  • 4. Предельно-допустимые уровни опасных и вредных факторов – основные виды и принципы установления.
  • Тема 5. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. План
  • 1 . Основные принципы защиты от опасностей.
  • 2. Системы и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения.
  • 4. Методы контроля и мониторинга опасных и вредных факторов.
  • Тема 6. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека
  • 1. Комфортные (оптимальные) условия жизнедеятельности.
  • Организация рабочего места
  • Техническая эстетика
  • Метеорологические условия на производстве
  • Освещение
  • Светотехнические величины
  • Основные зрительные функции
  • Тема 7. Психо-физиологические и эргономические основы безопасности
  • 1. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций.
  • 2. Профессиограмма. Инженерная психология. Психодиагностика.
  • 3. Виды и условия трудовой деятельности.
  • Тема 8. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации План
  • 1. Классификация чрезвычайных ситуаций
  • 2.Фазы развития чрезвычайных ситуаций
  • 3. Негативные факторы при чрезвычайных ситуациях
  • 4. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
  • Тема 9. Управление безопасностью жизнедеятельности
  • 1. Правовые и нормативно-технические основы управления безопасностью жизнедеятельности
  • 1.1. Законы и подзаконные акты.
  • 1.2. Нормативно-техническая документация (нтд).
  • 2. Система контроля требований безопасности и экологичности
  • 2.1.Управление охраной окружающей природной среды.
  • 2.2. Управление охраной труда.
  • 2.3. Экспертиза и контроль экологичности и безопасности
  • 2.3.1. Экологическая экспертиза.
  • 2.2.2. Экологический контроль на предприятии.
  • 2.3.3. Экспертиза безопасности.
  • 2.4.4. Государственная экспертиза условий труда.
  • 3. Экономические аспекты безопасности жизнедеятельности
  • 4. Международное сотрудничество
  • 2. Взаимодействие человека со средой обитания.

    Человек и окружающая его среда в процессе жизнедеятельности постоянно взаимодействуют. При этом « жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии, информации (Закон сохранения жизни, Ю. Н. Куражковский.). С реда обитания может оказывать различное (благтворное или неблаготворное) влияние на состояние здоровья человека, его самочувствие, работоспособность, отдых. В большинстве случаев выделяют несколько уровней воздействия на человека

    Можно выделить следующие характерные состояния взаимодействия в системе «человек –среда обитания»:

    1. Комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и как следствие продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания.

    2. Допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье человека, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания.

    3. Опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды.

    4. Чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени может нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызывать разрушения в природной среде.

    Первые два состояния взаимодействия системы «человек - среда обитания» соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а вторые два – недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды, т. е. являются негативными.

    3. Понятия «опасность», «безопасность».

    С первых лет своего образования предмет БЖД развивается в рамках общей теории безопасности, которая имеет множество понятий и определений.

    Безотносительно уровней все негативные воздействия в системе "человек - среда обитания" принято называть опасностями. Это одно из ключевых понятий теории безопасности.

    Опасность - возможность, угроза действия, катастрофы, чего-нибудь нежелательного. Опасность - это возможность возникновения обстоятельств, при которых материя, поле, информация или их сочетание могут таким образом повлиять на сложную систему, что это приведет к ухудшению или невозможности ее функционирования и развития. Опасность - это негативное свойство живой и неживой материи, информации, полей, способное причинять ущерб, вред самой материи.

    Понятию "опасность" противопоставлено понятие "безопасность".

    В самом общем виде безопасность - это отсутствие опасности. Содержание безопасности поясняется при рассмотрении возможных опасных и вредных факторов жизнедеятельности, реальной опасной ситуации, конкретных экстремальных условий и т.д. Для понимания содержательного наполнения понятия "безопасность" важно обратить внимание на слова, используемые для обозначения противоположных безопасности состояний и процессов: "нежелательные последствия","негативное влияние", "потери", "ущерб", "вред", "беда" и т.д. Следует отличать опасные и вредные факторы, которые приводят к нежелательным последствиям, и сами нежелательныепоследствия в виде вреда человеку и обществу. Иногда разные опасные факторы могут привести к одному и тому же ущербу. Наоборот, один и тот же опасный фактор в разных условиях приводит нередко к различному ущербу или вообще не приводит к потерям.

    Как опасные и вредные факторы, так и негативные последствия по своему наполнению могут быть самыми разными. Вред могут причинить самые разнообразные по содержанию, интенсивности и масштабам явления, выделяемые в курсе БЖД по различным основаниям: природные, техногенные, социальные и т.д.

    Ущерб в опасных ситуациях может быть физическим, моральным или материальным. Ущерб причиняется явлениям и процессам, которые значимы для человека и фиксируются в его сознании как ценность. И чем выше в сознании человека ценность, которой причинен ущерб, тем больше вред, который этот человек усматривает в этом ущербе. К ценностям, ущерб которых представляет опасность для человека и общества, относятся не только физические (витальные), нравственные (моральные) и материальные (экономические) ценности, но и ценности этические, религиозные, национальные, политические, идеологические, научные, экологичекие и т.д. Данную тенденцию отражает конкретное содержание курса БЖД, в котором раскрываются разнообразные по содержанию факторы риска и различные средства защиты в экономической, политической, культурной сферах, в семейных, производственных отношениях, в воинских, учебных коллективах и т.д.

    В общем плане под вредными и опасными факторами понимаются обстоятельства, оказывающие неблагоприятное воздействие на человека и общество.

    Вредные факторы - обстоятельства, негативно действующие на человека и общество, причиняющий вред весь период взаимодействия с человеком, группой людей. Для вредных факторов характерна постепенность, протяженность во времени влияния на людей и общество.Например, вредным является табачный дым в помещении(ущерб причиняется физическому здоровью), неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе(причиняется моральный и психологический ущерб) и т.д.

    О пасные факторы - обстоятельства, которые могут вызвать несчастье, нанеси вред человеку, ущерб(экономический, физический, нравственный и т.д.). Например, опасно входить в помещение, заполненное табачным дымом, так как он способен причинить вред здоровью.

    Вредные и опасные факторы могут привести к возникновению различных ситуаций, являются их причинами. Под ситуациями целесообразно понимать естественные сегменты социальной жизни, для которых характерны место, время, субьекты, содержание их деятельности, социальный контекст. Ситуации бывают различными. С точки зрение предмета БЖД наибольший интерес представляют опасные (имеющие опасные факторы, т. е. возможно причинение ущерба человеку, обществу), экстремальные (опасность столь велика, что для ее преодоления нужно действовать на пределе возможностей) и чрезвычайные (когда опасность уже проявилась, вплоть до прямого ущерба людям и окружающей среде) ситуации.

    Термин «риск» имеет несколько значений. Термины отличаются по содержанию. Риск в терминологии страхования используется для обозначения предмета страхования промышленного предприятия или фирмы, страхового случая наводнения, пожара, взрыва, страховой суммы опасности в денежном выражении или собирательный термин для обозначения нежелательных и неопределенных событий. Экономисты и статисты, которые сталкиваются с этими вопросами, понимают риск как меру возможных последствий, которые проявятся в определенный момент в будущем. В психологическом словаре риск – действие, направленное на привлекательную цель, достижение, которой связано с элементами опасности, угрозой потери, ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности и неблагоприятных последствиях, определяемая сочетанием вероятности и величины неблагоприятных последствий. Несколько определений термина описывает риск, как возникновение несчастного случая. Несчастные случаи: опасность, авария, катастрофа. Несчастные случаи происходят при определенных условиях производства или окружающей человека атмосферной среды. Определения как значение активной деятельности субъекта, объективные свойства окружающей среды..Общим во всех приведенных представлениях включает событие. Будет нежелательное событие или не будет нежелательного события. Обычно вероятностная мера техногенных возникновений и природных явлений, сопровождающихся возникновением, формированием и действием опасностей нанесенного при этом социального экономического и технологического вреда. Риск, обычно, вероятностная мера возникновения техногенных или природных явлений, сопровождающихся возникновением, формированием и действием опасностей, нанесенного при этом социального, экономического, экологического видов ущерба и вреда..Под риском понимают ожидаемую чистоту или вероятность возникновения опасностей определенной категории, размер ущерба, вреда от нежелательного события, некоторую комбинацию величин.

    Риск фактически есть мера опасности. Используют понятие степень риска.

    Понятие степень риска (Level of risk) - не отличается от понятия риск.

    Степень риска – измеряемая величина.

    Термин риск используется в настоящее время при анализе опасностей и управлением безопасностью (риском технологических процессов) и производством.

    Формирование опасных и чрезвычайных ситуаций – результат определенной совокупности факторов риска, порождаемых соответствующими источниками.

    Применительно к безопасности жизнедеятельности таким событием может быть смерть человека, авария или катастрофа технической системы или устройства, загрязнения или ухудшения экологической системы, гибель группы людей, возрастания смертности населения, увеличение затрат на безопасность.

    Каждое нежелательное событие может возникнуть по отношению к определенной жертве - объекту риска.

    Различают индивидуальный, технический, экологический, социальный и экономический риски.

    Технический. Технические системы и объекты. Нарушение правил эксплуатации и технических систем и объектов. Авария, взрыв, катастрофа, пожар. Антропогенные экологические катастрофы, технические бедствия.

    Экологический. Экологические системы. Антропогенное вмешательство в природную среду, техногенные чрезвычайные ситуации. Антропогенные, экологические катастрофы, стихийные бедствия.

    Социальный. Социальные группы. Чрезвычайная ситуация. Снижение качества жизни. Групповые травмы. Заболевания. Гибель людей. Рост смертности.

    Экономический. Материальные ресурсы. Повышенная опасность производства. Повышенная опасность природной среды. Увеличение затрат на безопасность. Ущерб от недостаточной защищенности.

    Индивидуальный. Человек. Условия жизнедеятельности человека. Заболевания. Травма. Инвалидность. Смерть.

    Индивидуальный риск обусловлен вероятностью реализации потенциальных опасностей при возникновении опасных ситуаций.

    Источниками индивидуального риска являются: 1. Внутренняя среда организма человека: старение,социальная экология, некачественный воздух, вода, продукты питания, вирусные инфекции, бытовые травмы, пожары, профессиональная деятельность. Опасные и вредные производственные факторы: транспортные сообщения, аварии и катастрофы транспортных средств, столкновения с человеком транспорта. авария, катастрофа, непрофессиональная деятельность, спорт. Социальная среда: вооруженный конфликт, убийство. Окружающая природная среда: землетрясение, извержение вулкана, наводнение, оползни, ураган и другие стихийные бедствия.

    Технический риск. Ошибки в определении эксплутационных нагрузок. Неправильный выбор конструктивных материалов. Недостаточный запас прочности. Отсутствие в проектах технических средств безопасности. Некачественная доводка конструкций. Технологии. Документации по критериям безопасности. Серийный выпуск небезопасной техники. Отклонение от заданного химического материалов. Недостаточная точность конструктивных размеров. Нарушение режимов термической и химико – термической обработки, деталей. Нарушение регламентов сборки и мантажа конструкций и машин. Нарушение правил безопасной эксплуатации технических систем.

    Использование техники не по назначению. Нарушение паспортных проектных режимов, эксплуатации. Несвоевременные профилактические осмотры и ремонты. Нарушения требований транспортирования и хранения. Ошибки персонала. Слабые навыки действия в сложной ситуации. Неумение оценивать информацию о состоянии процесса. Слабое знание сущности происходящего процесса. Отсутствие самообладания в условиях стресса. Недисциплинированность.

    Экологический риск. Экологический риск выражает вероятность экологического бедствия, катастрофы, нарушение дальнейшего нормального функционирования и существования экологических систем и объектов в результат антропогенного вмешательства в природную среду или стихийного бедствия.

    Источники и факторы социального риска. Урбанизация экологически неустойчивых территорий. Поселение людей в зонах возможного образования повышенной сейсмичности. Промышленные технологии и объекты опасности. Аварии на АЭС, ТЭС, химических комбинатах, путепроводах. Техногенное загрязнение окружающей среды. Социальные и военные конфликты. Боевые действия. Применение оружия массового поражения. Эпидемии. Распространение вирусных инфекций. Неудовлетворительные жилищно бытовые условия.

    Экономический риск определяется соотношением пользы и вреда, получаемых обществом от рассматриваемого вида деятельности.

    Опасная ситуация - совокупность опасных факторов, способных причинить ущерб человеку, окружающей среде.

    Экстремальная ситуация - обстановка на определенной территории, при которой опасность для человека, окружающей среды настолько велика, что для ее устранения требуются огромные усилия.

    Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной ситуации, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

    В процессе жизнедеятельности человек попадает в ситуации различного вида и типа. В зависимости от роли самого человека в возникновении опасности и от того, насколько реально причинение вреда, ситуации могут быть безопасными, когда они не содержат предпосылок к причинению вреда человеку; потенциально опасными (субьективно или обьективно); реально опасными и др.

    Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности. Анализ реальных ситуаций, событий и опыта позволяет сформулировать ряд аксиом науки о безопасности жизнедеятельности в техносфере:

    1. Любая деятельность потенциально опасна и в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности, основная задача - свести риски к минимуму.

    2. Техногенные опасности существуют, если потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения. Соблюдение предельно допустимых значений этих потоков сохраняет безопасные условия жизнедеятельности человека и уменьшает негативное влияние техносферы на природную среду.

    3. Все элементы техносферы являются источниками техногенных опасностей. Опасности возникают при наличии дефектов и иных неисправностей в технических системах, при неправильном использовании технических систем, а также из-за ошибок обслуживающего персонала, наличия отходов, сопровождающих эксплуатацию технических систем.

    4. Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени. Они существуют везде и всегда при использовании любых технических систем, включая простейшие (нож, спички, молоток, дверь и пр.).

    5. Техногенные опасности одновременно оказывают негативное воздействие на человека, социум, природную среду и элементы техносферы. Человек и окружающие его природа, общество и техносфера, находясь в непрерывном материальном, энергетическом и информационном обмене, образуют постоянно действующую пространственную систему «человек - общество - техносфера - природная среда».

    6. Техногенные опасности ухудшают здоровье людей, приводят к травмам, материальным потерям, деградации природной среды, социальным проблемам. Воздействие вредных факторов, как правило, длительное; оно оказывает негативное влияние на состояние здоровья людей, приводит к профессиональным или региональным заболеваниям. Воздействуя на природную среду, вредные факторы приводят к изменению и уничтожению представителей флоры и фауны. Травмоопасные воздействия возникают при авариях и катастрофах, при взрывах, разрушениях зданий и сооружений. Зоны таких негативных воздействий, как правило, ограничены, хотя возможно их распространение на значительные территории (например, авария на Чернобыльской АЭС).

    7. Защита от техногенных опасностей достигается совершенствованием технических объектов, являющихся источниками опасности; увеличением расстояния между источниками опасности и объектом защиты, применением защитных мер.

    8. Компетентность людей, знание опасностей и способов защиты от них - необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности. Рост техногенных опасностей, отсутствие естественных механизмов защиты от них требуют приобретения человеком навыков обнаружения и нейтрализации опасностей, применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Начальный этап обучения вопросам безопасности жизнедеятельности должен совпадать с периодом дошкольного образования, а конечный -с периодом повышения квалификации и переподготовки кадров во всех сферах экономики.

    9. Сокращение размеров рисков и опасных зон полезно. Наибольшие трудности в ограничении размеров зон воздействия опасных факторов имеют место при эксплуатации систем повышенной энергоемкости (хранилищ углеводородов, химических производств, АЭС и т. п.). При авариях на таких объектах опасные зоны охватывают, как правило, не только производственные зоны, но и зоны пребывания населения. Основными направлениями снижения опасности подобных объектов являются:

    Совершенствование систем безопасности объектов;

    Уменьшение размеров опасных объектов;

    Дистанцирование промышленных и жилых зон;

    Активное использование защитных систем и устройств;

    Непрерывный контроль источников опасности;

    Достижение высокого профессионализма операторов технических систем;

    Массовое обучение населения основам безопасности жизнедеятельности, решение насущных социально-бытовых потребностей.

    Иногда при рассмотрении проблемы подготовки студентов к опасным ситуациям авторы учебников не поясняют, какие именно ситуации (потенциальные или реальные) они имеют в виду. Между тем готовность к активным, адекватным действиям в реальной опасной ситуации (при пожаре, наводнении, нападении хулигана и т.д.) не всегда означает готовность к правильным действиям в потенциально опасной ситуации. Другими словами, плохо подготовленный человек своими действиями в потенциально опасной ситуации способен причинить реальный ущерб и себе, и окружающим.

    Подводя краткий итог вышесказанному, можно заключить следующее:

    Понятие "безопасность" служит критерием(мерой оценки) защищенности человека и общества от опасностей (вреда, ущерба, потерь, нежелательных последствий);

    Безопасность как объективная реальность проявляется в отсутствии или минимальном (достаточно низком, чтобы быть приемлемым для конкретного человека в конкретной ситуации) уровне риска возникновения ущерба интересам человека (здоровью, материальному благополучию и т. д.)

    Не вызывает сомнения, что безопасность жизнедеятельности зависит и от внешней среды, и от самого человека, от его умения не попадать в опасные ситуации, готовности к принятию мер защиты, культуры безопасности.

    "

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Министерство Образования Российской Федерации

    Ульяновский Государственный Технический Университет

    Кафедра безопасности жизнедеятельности, экологии и химии

    Реферат на тему

    «Взаимодействие человека и среды обитания. Основные понятия об опасности»

    Выполнила

    студентка группы ДАСбд-11

    Санатуллина Э.И.

    Проверил: Тишин В.Г.

    Ульяновск 2013г.

    Введение

    Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

    Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки - защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

    Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности, а также место БЖД, в общей области знаний - экологии техносферы.

    В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был и остается зависимым от окружающей его среды. Именно за счет нее он удовлетворяет свои потребности в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах в отдыхе и т.д.

    Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему «человек - среда обитания». В процессе эволюционного развития Мира составляющие этой системы непрерывно изменялись. Совершенствовался человек, нарастала численность населения Земли и уровень его урбанизации, изменялся общественный уклад и социальная основа общества. Изменялась и среда обитания: увеличивалась территория поверхности Земли и ее недра, освоенные человеком; естественная природная среда испытывала все возрастающее влияние человеческого сообщества, появились искусственно созданная человеком бытовая, городская и производственные среды.

    Основы безопасности жизнедеятельности. Взаимодействие человека и среды обитания

    Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

    Основная мотивация человека в его взаимодействии со средой обитания направлена на решение, как минимум, двух основных задач:

    Обеспечение своих потребностей в пище, воде и воздухе;

    Создание и использование защиты от негативных воздействий среды обитания.

    В системе «человек - среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации. Это происходит в соответствии с законом сохранения жизни Ю.Н. Куражковского: «Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации».

    Потоки веществ, энергии и информации имеют естественную и антропогенную природу, они во многом зависят от масштабов преобразующей деятельности человека и от состояния среды обитания.

    Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и/или окружающую среду.

    Изменяя величину любого потока от минимального до максимально возможного значения, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек - среда обитания»:

    Комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и как следствие продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;

    Допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;

    Опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды;

    Чрезвычайно опасно, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

    Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным или негативным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информации.

    На протяжении многих веков среда обитания человека медленно изменяла свой облик и, как следствие, мало менялись виды и уровни негативных воздействий. Так, продолжалось до середины XIX века - начала активного роста воздействия человека на среду обитания.

    В XX веке на Земле возникли зоны повышенного загрязнения биосферы, что привело к частичной, а в ряду случаев и к полной региональной деградации. Этим изменениям во многом способствовали:

    Высокие темпы роста численности населения на Земле (демографический взрыв) и его урбанизация;

    Рост потребления и концентрации энергетических ресурсов;

    Интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства;

    Массовое использование средств транспорта;

    Рост затрат на военные цели и ряд других процессов.

    Человек и окружающая его среда (природная, производственная, городская, бытовая и другие) в процессе жизнедеятельности постоянно взаимодействуют друг с другом. При этом жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации.

    Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека иили природную среду. В естественных условиях такие воздействия наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях.

    В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены ее элементами (машины, сооружения и тому подобное) и действиями человека. Изменяя величину любого потока от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек - среда обитания»: комфортное (оптимальное), допустимое (приводящее к дискомфорту без негативного влияния на здоровье человека), опасное (вызывающее при длительном воздействии деградацию природной среды) и чрезвычайно опасное (летальны исход и разрушение природной среды).

    Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) - недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды.

    Опасности и их источники

    Негативные воздействия в системе «человек - среда обитания» принято называть опасностями.

    Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

    Источником опасности может быть все живое и неживое, а подвергаться опасности также может все живое и неживое. При анализе опасностей необходимо исходить из принципа «все воздействует на все».

    Опасности не обладают избирательным свойством, при своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду. Влиянию опасностей подвергается человек, природная среда, материальные ценности. Источниками (носителями) опасностей являются естественные процессы и явления, техногенная среда и действия людей. Опасности реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации, они существуют в пространстве и во времени.

    Опасность - центральное понятие в безопасности жизнедеятельности.

    Различают опасности естественного и антропогенного происхождения. Естественные опасности обусловливают стихийные явления, климатические условия, рельеф местности и т. п.

    Негативное воздействие на человека и среду обитания, к сожалению, не ограничивается естественными опасностями. Человек, решая задачи своего материального обеспечения, непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных производств и т. п.), генерируя в среде обитания антропогенные опасности.

    Антропогенные опасности, создаваемые техническими средствами, называют техногенными. Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей - вредных и травмирующих факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду.

    Вредный фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

    Травмирующий (травмоопасный) фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

    В настоящее время перечень реально действующих антропогенных негативных факторов значителен и насчитывает более 100 видов. К наиболее распространенным и обладающим достаточно высокими концентрациями или энергетическими уровнями относятся вредные производственные факторы: запыленность и загазованность воздуха, шум, вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, повышенные или пониженные параметры атмосферного воздуха (температуры, влажности, подвижности воздуха, давления), недостаточное и неправильное освещение, монотонность деятельности, тяжелый физический труд, токсичные вещества и др.; травмирующие факторы: огонь, ударная волна, горячие и переохлажденные поверхности, электрический ток, транспортные средства и подвижные части машин, отравляющие вещества, острые и падающие предметы, лазерное излучение, острое ионизирующее облучение и др.

    Даже в быту нас сопровождает большая гамма негативных факторов. К ним относятся: воздух, загрязненный продуктами сгорания природного газа, выбросами ТЭС, промышленных предприятий, автотранспорта и мусоросжигающих устройств; вода с избыточным содержанием вредных примесей; недоброкачественная пища; шум, инфразвук; вибрации; электромагнитные поля от бытовых приборов, телевизоров, дисплеев, ЛЭП, радиорелейных устройств; ионизирующие излучения (естественный фон, медицинские обследования, фон от строительных материалов, излучения приборов, предметов быта); медикаменты при избыточном и неправильном потреблении; алкоголь; табачный дым; бактерии, аллергены и др.

    Для наглядности обратимся к таблице «классификация опасностей»:

    Признак классификации

    Вид (класс)

    По видам источников опасности

    Естественные

    Антропогенные

    Техногенные

    По видам потоков в жизненном пространстве

    Энергетические

    Массовые

    Информационные

    По величине потоков в жизненном пространстве

    Допустимые

    Предельно допустимые

    Чрезвычайно опасные

    По моменту возникновения опасности

    Прогнозируемые

    Спонтанные

    По длительности воздействия опасности

    Постоянные

    Переменные, периодические

    Кратковременные

    По объектам негативного воздействия

    Действующие на человека

    Действующие на природную среду

    Действующие на материальные ресурсы

    Комплексного воздействия

    По количеству людей, подверженных опасному воздействию

    Групповые (коллективные)

    Массовые

    По размерам зоны воздействия

    Локальные

    Региональные

    Межрегиональные

    Глобальные

    По видам зон воздействия

    Действующие в помещении

    Действующие на территориях

    По способности человека идентифицировать опасности органами чувств

    Ощущаемые

    Неощущаемые

    По виду негативного воздействия на человека

    Травмоопасные

    По вероятности воздействия на человека и среду обитания

    Потенциальные

    Реальные

    Реализованные

    Многочисленность и многообразие опасностей, высокая вероятность их воздействия на каждого из нас позволяет сформулировать аксиому о потенциальной опасности процесса жизнедеятельности: «Жизнедеятельность человека потенциально опасна!»

    Аксиома предопределяет, что все действия человека и компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы.

    Справедливость аксиомы можно проследить на всех этапах развития системы «человек - среда обитания». Так, на ранних стадиях своего развития, даже при отсутствии технических средств, человек непрерывно испытывал воздействие негативных факторов естественного происхождения: пониженных и повышенных температур воздуха, атмосферных осадков, контактов с дикими животными, стихийных явлений и т. п.

    В условиях современного мира к естественным прибавились многочисленные факторы техногенного происхождения. Наиболее значимыми негативными воздействиями техногенного происхождения в современной жизни являются:

    Вредные воздействия производственных и бытовых отходов, неизбежно сопровождающих любой технологический процесс, эксплуатацию технических систем и процесс жизнедеятельности человека. В среднем на одного городского жителя приходится более 300 кг твердых бытовых отходов в год. Токсичные выбросы промышленных объектов России в атмосферный воздух достигают 16,6, а автотранспорта - 11 млн. т в год;

    Травмоопасность, возникающая при эксплуатации технических систем. Достаточно сказать, что в России на производстве ежегодно гибнут около 5000 человек;

    Разрушительное воздействие аварий техногенного происхождения (аварии на промышленных объектах, на транспорте, на магистральных трубопроводах, в системах жизнеобеспечения и т. п.). В России в 1996 г. произошло 160,5 тыс. дорожно-транспортных аварий, в которых погибли 29,5 тыс. чел., а Чернобыльская катастрофа привела к загрязнению радиоактивными веществами 80 % земель Белоруссии и 30 % --Украины. В 1989 г. разрыв газопровода под г. Уфа привел к взрыву в месте следования двух поездов. Погибли 1128 чел.

    Значительную роль в возникновении техногенных негативных воздействий играет также человек в результате своих ошибочных или несанкционированных действий. Из общего числа дорожно-транспортных аварий в 1996 г. на долю водителей автотранспорта приходится 75 % аварий.

    Определенная роль в создании обстановки потенциальной опасности в жизни человека принадлежит и стихийным бедствиям. Землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, обвалы, лавины и др. часто сопровождаются травмированием и гибелью людей.

    безопасность жизнедеятельность комфортный техносфера

    Безопасность, системы безопасности

    Все опасности тогда реальны, когда они воздействуют на конкретные объекты (объекты защиты). Объекты защиты, как и источники опасностей, многообразны. Каждый компонент окружающей нас среды может быть объектом защиты от опасностей. В порядке приоритета к объектам защиты относятся: человек, общество, государство, природная среда (биосфера), техносфера и т. п.

    Основное желаемое состояние объектов защиты - безопасное. Оно реализуется при полном отсутствии воздействия опасностей. Состояние безопасности достигается также при условии, когда действующие на объект защиты опасности снижены до предельно допустимых уровней воздействия.

    Безопасность - состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.

    Говоря о реализации состояния безопасности, необходимо одновременно рассматривать объект защиты и совокупность опасностей, действующих на него.

    Реально существующие в настоящее время системы безопасности по объектам защиты распадаются на следующие основные виды:

    Систему личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности;

    Систему охраны природной среды (биосферы);

    Систему государственной безопасности;

    Систему глобальной безопасности.

    Историческим приоритетом обладают системы обеспечения безопасности человека, который на всех этапах своего развития постоянно стремился к обеспечению комфорта, личной безопасности и сохранению своего здоровья.

    Системы безопасности

    Вид безопасности

    Поле безопасности

    Объект защиты

    Система безопасности

    Опасности среды деятельности

    Безопасность (охрана труда)

    Опасности среды деятельности и отдыха, города и жилища - опасности техносферы

    Безопасность жизнедеятельности человека

    Опасности техносферы

    Природная среда

    Охрана природной среды

    Чрезвычайные опасности биосферы и техносферы, в том числе пожары, взрывы, ионизирующие воздействия

    Природная среда

    Материальные ресурсы

    Защита в чрезвычайных ситуациях, пожарная и взрывозащитная, радиационная защита.

    Внешние и внутренние общегосударственные опасности

    Общество

    Системы безопасности страны

    Национальная безопасность

    Опасности неконтролируемой и неуправляемой общечеловеческой деятельности (рост населения, оружие массового поражения, потепление климата и т.п.)

    Человечество

    Биосфера

    Техносфера

    Глобальная безопасность

    Опасности космоса

    Человечество

    Планета Земля

    Космическая безопасность

    В последнее десятилетие активно развивается учение о безопасности жизнедеятельности человека в техносфере. Основная цель учения о безопасности жизнедеятельности - защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.

    Средством достижения этой цели является овладение и реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений, на создание комфортных жизненных условий.

    Многие системы безопасности взаимосвязаны между собой как по негативным воздействиям, так и средствам достижения безопасности. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в техносфере почти всегда неразрывно связано с решением задач по охране природной среды (снижение выбросов и сбросов и др.). Это хорошо иллюстрируют результаты работ по сокращению токсичных выбросов в атмосферу промышленных зон и, как следствие, по уменьшению негативного влияния этих зон на природную среду.

    Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в техносфере - путь к решению многих проблем защиты природной среды от негативного влияния техносферы.

    Рост антропогенного негативного влияния на человека и среду обитания не всегда ограничивается только нарастанием опасностей прямого действия, например, ростом концентраций токсичных примесей в атмосфере города, цеха, рабочей зоны. При определенных условиях возможно появление вторичных негативных воздействий, возникающих на региональном или глобальном уровнях и оказывающих негативное влияние на регионы биосферы и значительные группы людей. К ним относятся процессы образования кислотных дождей, смога, «парниковый эффект», разрушение озонового слоя Земли, накопление токсичных и канцерогенных веществ в организме животных и рыб, в пищевых продуктах и т. п.

    Решение задач, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности человека - фундамент для решения проблем безопасности на более высоких уровнях: техносферном, региональном, биосферном, глобальном.

    Заключение

    Итак, безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Эта дисциплина решает следующие основные задачи:

    Идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;

    Защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

    Ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

    Создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

    1. Взаимодействие человека с живой и неживой природой, с социальной средой и техносферой основано на обмене потоками веществ, энергий и информации.

    2. Потоки отличаются многообразием и в большинстве случаев жизненно необходимы.

    3. Ряд потоков (техногенные отходы, потоки при стихийных явлениях, при взрывах и пожарах и т.п.) носят негативный характер, представляя угрозу жизни человека, социальной среде, устойчивому состоянию биосферы и техносферы.

    4. Взаимодействие человека со средой обитания может быть негативным и позитивным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информации.

    5. Результаты негативного воздействия потоков на человека зависят в основном от интенсивности и продолжительности воздействия этих потоков, а также от способности человека воспринимать потоки воздействия.

    Список используемой литературы

    1. Арустамова Э. А. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. - М., 2003.

    2. Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. - М.: Высшая школа, 2000.

    3. Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности: Уч. пос.- СПб.: МАНЭ и БЖД, 2000.

    4. Экологическое право в России / Под ред. В.Д. Ермака, О.Я. Сухарева. - М: ИМП, 2003

    5. Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности: Уч. пос. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2001

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности как предмет изучения безопасности жизнедеятельности. Воздействие и нормирование негативных факторов.

      презентация , добавлен 03.09.2015

      Обобщение научных и практических достижений в новой области знаний – безопасности жизнедеятельности. Понятия, термины и определения. Защита человека и его среды обитания в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения.

      учебное пособие , добавлен 23.02.2009

      Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности: правила и нормы искусственного освещения, защита от вибрации, шума. Воздействие негативных факторов ионизирующего излучения на человека и среду обитания. Эксплуатация установок повышенной опасности.

      контрольная работа , добавлен 27.06.2010

      Задачи безопасности жизнедеятельности: идентификация, защита и ликвидация опасности. Презумпция потенциальной опасности деятельности. Угрозы естественного и антропогенного происхождения. Оценка рисков по результату воздействия негативных факторов.

      презентация , добавлен 28.04.2014

      Среда обитания и жизнедеятельности человека. Факторы, воздействующие на человека в процессе его жизнедеятельности. Техногенные опасности в зоне действия технических систем. Классификация основных форм деятельности человека. Допустимые условия труда.

      реферат , добавлен 23.02.2009

      Особенности изучения основ безопасности жизнедеятельности человека в техносфере. Сущность ключевых аспектов взаимодействия человека и техносферы. Характеристика системы безопасности человека в техносфере. Изучение проблем производственной безопасности.

      курсовая работа , добавлен 08.11.2011

      Современный мир и его влияние на окружающую среду. Состояние биосферы или техносферы. Воздействие инженерной деятельности человека на природную среду. Экологический кризис и его последствия. Защита среды обитания от естественных негативных воздействий.

      презентация , добавлен 11.02.2014

      Концепция обеспечения безопасности жизнедеятельности. Человек и среда обитания. Физические, химические, биологические, социальные факторы, способные оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека.

      контрольная работа , добавлен 18.12.2014

      Анализ проблем безопасности жизнедеятельности как науки, его основание на раскрытии особенностей безопасного взаимодействия человека (группы людей) со средой обитания. Характеристика компонентов среды обитания (социальный, техногенный, природный).

      реферат , добавлен 17.12.2013

      История возникновения научной и учебной дисциплины. Признаки опасности. Принципы БЖД. Виды негативных воздействий в системе "Человек - Среда обитания". Понятие "риск". Определение риска. Методы выявления производственных опасностей.