Какие сейчас медали в школе. Полезные советы о том, как получить золотую медаль в школе

С 2009 года упразднены льготы на поступление в вузы выпускникам, получившим в школе золотую медаль за отличную учебу. Событие вызвало бурю негодований и массу вопросов общественности, которые не утихают до сих пор. Попробуем разобраться, зачем нужна золотая медаль в школе, как ее получить и какие преимущества она дает будущему студенту?

За окончание школы вручается ученикам, чьи итоговые оценки за два выпускных года были исключительно отличными. Заработать средний балл в размере 5,0 не так-то просто, как кажется на первый взгляд. Чтобы получить высшую оценку, ученику необходимо не только решать все контрольные и самостоятельные работы на «отлично», но и выполнять домашние задания, усиленно заниматься дополнительно. Хорошие отношения с преподавателями также могут повлиять на итоговый результат. С некоторых пор, а именно со времен введения ЕГЭ, жизнь простого школьника существенно осложнилась. Чтобы хорошо подготовиться к итоговой аттестации, необходимо посещать различные факультативы и элективы. Многие ученики пользуются услугами индивидуальных репетиторов, которые и натаскивают их на решение тестов, дают советы по написанию эссе и сочинений. С репетиторами занимаются как ученики «слабые», так и те, кто претендует на медали. Как ни странно, но услугами индивидуальных преподавателей пользуются и олимпиадники, и отличники. В наше время конкуренция существенно возросла, поэтому золотая медаль в школе - еще не повод расслабляться и забросить учебу. Если троечники и хорошисты с помощью репетиторов изучают новый материал, зубрят теорию, то отличникам нужна практика и опыт решения ЕГЭ.

Несмотря на то, что с некоторых пор золотая медаль в школе при поступлении в вуз по закону ничего не значит, ректоры университетов вправе самостоятельно решать, учитывать информацию о получении медали абитуриентом или нет. Возможно, приемной комиссией будут отдельно рассматриваться выпускники, получившие медаль, но особых прав на поступление это не дает. Если раньше золотая медаль в школе гарантировала облегченную задачу вступительных экзаменов, льготное попадание в престижный вуз, то сейчас подобные привилегии окончательно потеряли силу. Тем не менее, сохранились льготы для олимпиадников. Победители и лауреаты всероссийских и всемирных соревнований в области науки и спорта имеют право поступать в вуз на особых основаниях. Как стало известно, в будущем планируется и то, что победители региональных и республиканских олимпиад будут иметь возможность поступить в вуз своей области на льготных основаниях.

Несмотря на все факты, говорящие против ее получения, школьная медаль остается особым знаком отличия, который выделяет ученика со способностями, интеллектуала от обычного среднестатистического выпускника. Медаль - гордость для родителей преподавателей и родственников будущего студента. Также медалистов приглашают на особый бал, где собираются государственные деятели, министры образования и элита города (республики). На балу выпускникам вручаются серебряные и золотые трофеи, дипломы и подарки. По классической схеме заканчивается торжество фуршетом в честь лучших выпускников.

Наверняка каждый из нас задумывался или даже мечтал о том, что было бы здорово получить золотую медаль за успешное окончание школы… Но, к сожалению, далеко не многим это удалось. А теперь представьте, какую ответственность на себя взяли выпускники, чьи имена теперь значатся в списках лучших, чьи фотографии висят на досках почета. Их отличные знания в той или иной области будут помнить долгие годы в стенах школы преподаватели и дирекция. Их фамилии часто будут на устах классных руководителей. Об этих учениках говорил весь класс, их восхваляли и ругали, ими восторгались и обижали, но они выдержали и, несмотря ни на что, получили свою заслуженную медаль!

Еще совсем недавно окончание школы с золотой медалью открывало перед абитуриентом двери в любой ВУЗ, давая ему немалые льготы при поступлении. Судите сами – обладатель заветной награды мог поступить в любое учебное заведение вне конкурса. Самые престижные ВУЗы с готовностью распахивали свои двери перед золотыми и . Но это же и рождало богатую почву для злоупотреблений, ведь очень заманчиво было поступить в институт без проблем и экзаменов. Сейчас времена изменились, льготы остались в прошлом и золотому медалисту придется участвовать во вступительных испытаниях на общих основаниях. Зачем же нужна сейчас золотая медаль, что она дает? Хотя она и не освобождает своего обладателя от необходимости сдавать экзамены, но дает ему преимущественное право на поступление в случае набора одинакового количества баллов несколькими абитуриентами. Кроме того, существует немалое количество частных ВУЗов, руководство которых предоставляет золотым медалистам право стать студентами без каких-либо вступительных экзаменов. Еще одним стимулом закончить школу с золотой медалью может стать и то, что городские власти очень часто премируют отличившихся таким образом выпускников денежными выплатами или ценными подарками. Ну и, конечно же, не стоит забывать о том, что подобная награда становится достойным вознаграждением для особо старательных учеников.

Условия получения золотой медали в школе

Как же получить золотую медаль? Золотая медаль за окончание школы, или, точнее сказать, медаль «За особые успехи в учении» выдается тем ученикам 11 (12) классов, которые имеют полугодовые, годовые и итоговые оценки «пять» (в Украине, соответственно, «десять», «одиннадцать», «двенадцать») по всем предметам, входящим в программу обучения, и получившим такие же отметки на государственной (итоговой) аттестации. Не могут получить золотую медаль ученики, которые проходят обучение экстерном или получившие отличные оценки в результате переаттестации, проводимой с целью повышения балла. Решение о награждении золотой медалью принимается педагогическим советом общеобразовательного учебного заведения, согласуется с местным органом управления образованием и утверждается приказом директора школы.

Таким образом, чтобы стать законным обладателем заветной награды, нужно приложить немало стараний. В самом деле, получать в течение двух очень нелегких лет обучения (10 и 11 класс) только отличные оценки по всем предметам, входящим в школьную программу, совсем непросто. Но если ученик твердо уверен в своем желании стать золотым медалистом, свой путь к этой награде стоит начать с беседы с директором школы. Заявив о своих намерениях, будущий медалист имеет все шансы получить дополнительную поддержку со стороны администрации школы в виде необходимых учебных пособий, литературы, консультаций с учителями во внеурочное время. Дополнительным плюсом в определении кандидата на получение медали будет также активная общественная жизнь ученика: участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах и даже КВНах.

Как видно из вышеизложенного, получение высшей школьной награды дело очень трудоемкое, требующее полной отдачи учебному процессу на протяжении, как минимум, двух лет. Стремление , без сомнения, почетное, но не приносящее существенных выгод. Именно поэтому, гораздо целесообразнее будет не гнаться за получением медали, а направить силы на достойную подготовку к сдаче единого государственного экзамена и поступлению в ВУЗ.

Школьные медали в России впервые были официально введены в 1828 году «Уставом гимназий и училищ уездных и приходских» . До этого вручение различного вида школьных медалей происходило бессистемно и полуофициально.

Медали Росссийской империи

Начиная с 1828 года, золотые медали стали присуждаться выпускникам, показавшим отличные оценки по всем предметам гимназического курса. Их присуждал совет гимназии, чье решение в период до 1835 года подлежало утверждению университетом, а после 1835 года - учебным округом.

В 1835 году императором Николаем I была утверждена единая медаль для мужских гимназий «За успехи в науках». Лицевая сторона медали была украшена государственным гербом (двуглавым орлом). На обороте изображалась покровительница наук Минерва, стоящая с поднятым в левой руке светильником. В ее правой руке был лавровый венок, у ног – сова и атрибуты наук (свитки и глобус) и надпись – «ПРЕУСПЕВАЮЩЕМУ».

«Мужские» гимназические медали чеканились двух видов – большая из серебра, и малая из золота. Они просуществовали без серьёзных изменений до 1917 года.

Золотая медаль мужских гимназий имела диаметр 32-33 мм, вес 25-26 граммов и делалась из чистого золота 990-й пробы. Серебряная медаль изготавливалась из серебра и имела диаметр 43 мм.

Чтобы получить золотую медаль, нужно было иметь примерное поведение, оценки «отлично» по латинскому, древнегреческому языкам и математике и средний балл не менее 4,5 по всем остальным дисциплинам.

В 1870 году, после утверждения положения о женских гимназиях, право быть награжденными золотыми и серебряными медалями наравне с юношами получили и девушки. «Женские медали» были двух видов, так как частью гимназий ведало Министерство народного просвещения, а над остальными шефствовала императрица Мария Александровна. На медалях, которыми ведала императрица, оборотная сторона украшалась венком из лозы и гроздей винограда и надписью «ДОСТОЙНЕЙШИМ ИЗ ОКОНЧИВШИХ КУРС В ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЯХ».

Медали гимназий Министерства просвещения были украшены изображением покровительницы наук Минервы, стоящей со светильником и атрибутами наук у ног, но «в лёгкой тунике» и с надписью «ЗА БЛАГОНРАВИЕ И УСПЕХИ В НАУКАХ». На лицевой стороне обоих видов «женских» медалей единообразно выбивались профильное изображение императрицы и надпись «ГОСУДАРЫНЯ ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА».

Медали в царской России выдавались всем достойным, независимо от положения в обществе, сословия и социального статуса ученика или его родителей. Известны случаи, причем не единичные, когда медали получали даже дети государственных преступников. Однако, следует отметить, что даже при большом желании не все гимназии имели возможность отмечать успехи своих учеников золотыми и серебряными медалями. Все зависело от того, насколько богат был попечительский совет той или иной гимназии, ведь за медали, изготавливаемые из драгоценных металлов, нужно было платить.

Таким образом, в Российской империи считать школьные медали действительно общегосударственной наградой можно было лишь с большой натяжкой.

Великая Октябрьская Социалистическая Революция 1917 года изменила существовавшие ранее порядки. В том числе была отменена и существовавшая ранее система награждения выпускников учебных заведений медалями. После 1917 года некоторые школы самодеятельно выпускали некое подобие школьных медалей - медалевидные жетоны на разнообразных подвесках, которые вручались особо отличившимся за годы учебы и особо одаренным ученикам, но все это было самодеятельно и бессистемно.

Первые медали СССР

Впервые в СССР золотые и серебряные школьные медали были введены, начиная с 1944-1945 учебного года постановлением Совнаркома СССР от 21 июня 1944 года «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». Тогда же было принято решение проводить в школах выпускные экзамены для учащихся.

30 мая 1945 года вступило в силу «Положение о золотой и серебряной медалях «ЗА ОТЛИЧНЫЕ УСПЕХИ И ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ», утвердившее образцы и описание самих медалей, а также образцы бланков аттестатов к ним.

Согласно этому положению, золотой медалью награждались лица, показавшие при сдаче экзаменов на аттестат зрелости выдающиеся успехи, имеющие примерное поведение и оценку «5» по всем основным предметам средней школы.

Если учащийся показал аналогичные знания при сдаче экзаменов, имел примерное поведение, но оценку «4» не более чем по трем из остальных основных предметов, то он мог награждаться серебряной медалью. При награждении медалями не учитывались оценки по пению, рисованию, черчению и военно-физической подготовке.

Представление учащегося к медали оформлял педагогический совет школы, но решение о присуждении медали принималось областными и краевыми отделами народного образования.

Награжденные золотыми и серебряными медалями имели право поступления в высшие учебные заведения СССР без вступительных экзаменов, при этом в первую очередь принимались награжденные золотой медалью, а затем – серебряной.

Золотая и серебряная медали «ЗА ОТЛИЧНЫЕ УСПЕХИ И ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ», вручаемые выпускникам средних школ в период с 1946 по 1954 год, имели один и тот же диаметр – 32 мм, а толщину – соответственно 1,5 мм и 2 мм.

Изготавливались медали из золотого сплава 583-й пробы и серебряного сплава 925-й пробы соответственно. Золотая медаль весила почти 11 граммов и была покрыта слоем чистого золота
толщиной 3 микрона. Серебряная награда была чуть-чуть тяжелее и весила 15 граммов.

На лицевой стороне медалей на фоне расходящихся лучей изображена раскрытая книга, окаймленная снизу и справа лавровой ветвью. В верхней части, в центре расходящихся лучей, помещена выпуклая пятиконечная звезда. По окружности - надпись: «ЗА ОТЛИЧНЫЕ УСПЕХИ И ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ», обрамленная ободком из точек и бортиком. На оборотной стороне медалей изображение герба и сокращенная надпись наименования соответствующей союзной республики.

Московский монетный двор выпускал золотые и серебряные медали для каждой из существовавших в тот момент союзных республик. Надпись "За отличные успехи и примерное поведение" исполнялась на национальных языках союзных республик.

Аттестат зрелости и золотая медаль «номер 1» в РСФСР были вручены ученику одной из старейших школ города Москвы (№ 110, основана 27 ноября 1795 года), победителю Общемосковской математической олимпиады Евгению Щукину. После окончания школы Евгений продолжил свое обучение на физическом факультете МГУ, который окончил с красным дипломом. В 1967 году Евгений Дмитриевич Щукин стал профессором МГУ. В 1984 году его избрали в Национальную инженерную академию США, а в 1988 году - в Королевскую Шведскую Академию инженерных наук.

Медали образца 1953 года

С 14 декабря 1953 года в связи с изменением технологических условий изготовления медалей произошли некоторые изменения их параметров, прежде всего, изменился состав применяемых сплавов металлов.

Золотую медаль стали изготавливать из сплава 375-й пробы и дополнительно покрывать более высокопробным золотом методом гальванозолочения. Толщина этого слоя составляла 3 микрона, золота в медали осталось лишь 6 граммов.

Серебряная медаль по-прежнему чеканилась из серебра 925-й пробы. При сохранившемся диаметре 32 мм толщина медалей увеличилась до 3 мм. Дизайн медалей остался прежним.

Медали образца 1960 года

Начиная с 1959 года, в связи с переходом на новую систему школьного образования, золотыми и серебряными медалями стали награждать не только выпускников средних десятилетних школ, но и выпускников школ рабочей молодежи. Такой порядок существовал до 18 декабря 1968 года и был отменен в связи с произошедшей реорганизацией школ рабочей молодежи в средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением и в вечерние средние общеобразовательные школы.

С 15 марта 1960 года были введены новые образцы медалей. Рисунки на лицевой и оборотной сторонах золотой и серебряной медалей образца 1960 года были такими же, как на медалях образца 1945 года, а в надписи появилось уточняющие слова «в учении и труде» и она стала такой: «ЗА ОТЛИЧНЫЕ УСПЕХИ В УЧЕНИИ, ТРУДЕ И ЗА ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ».

Обе медали увеличились в диаметре до 40 мм и стали изготавливаться из не драгоценных металлов: золотая - из томпака Л90, а серебряная - из мельхиора МН19. Поверхность медалей покрывалась тончайшими слоями драгоценных металлов в 5 микрон. Применялся метод гальванозолочения или гальваносеребрения (на медаль расходовалось: золота в количестве 0,307 г., серебра – 0,167 г.).

После принятия 18 декабря 1968 года Постановления «Об изменении порядка награждения золотой медалью оканчивающих средние общеобразовательные школы и установлении похвальной грамоты для оканчивающих эти школы» награждение серебряными медалями было временно прекращено.

Теперь для награждения золотой медалью требовалось иметь годовые оценки «5» по всем предметам за время обучения в 9-10 классах, сдать выпускные экзамены с оценкой «5», примерно вести себя и активно участвовать в общественной жизни школы.

Медали образца 1977 года

После принятия новой Конституции СССР 7 октября 1977 года в герб РСФСР были внесены изменения - добавлена красная пятиконечная звезда с золотым кантом в верхней части венка. Некоторые изменения произошли и в гербах других союзных республик. В связи с этим на гербовой стороне школьных медалей появились новшества, касающиеся государственных символов. Каких-либо других изменений на медалях данного образца не было.

В 1985 году Совет Министров СССР постановлением от 6 августа реабилитировал серебряную медаль, которую стали вручать выпускникам по итогам 1985-1986 учебного года. Монетный двор стал чеканить серебряные медали по образцу золотых 1977 года, но с надписью: «ЗА УСПЕХИ В УЧЕНИИ, ТРУДЕ И ЗА ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ». Кроме изъятия слова «отличные», изменений в размерах и дизайне по сравнению с образцом 1977 года не было.

Изменился и состав сплава, из которого изготавливались серебряные медали. Вместо мельхиора стал использоваться томпак. Толщина серебрения увеличилась до 6 микрон.

Данные образцы медалей вручались учащимся вплоть до распада Союза Советских Социалистических Республик в 1991 году.

Медали Российской Федерации образца 1993 и 1999 годов.

После того, как СССР прекратил свое существование, в большинстве вновь образованных государств были введены свои школьные медали.

Учащимся школ Российской Федерации некоторое время вручались золотые и серебряные медали «ЗА ОСОБЫЕ УСПЕХИ В УЧЕНИИ», которые представляли собой правильный круг диаметром 40 мм, толщиной 3 мм.

На лицевой стороне был изображен развернутый свиток, поверх которого расположена печать с оттиском Российского герба. В верхней части медали - надпись «POCCИЯ», под оттиском печати - текст в две строки: «ЗА ОСОБЫЕ УСПЕХИ / В УЧЕНИИ». На оборотной стороне - под лучами солнца изображение женщины с раскинутыми руками, в нижней части - растительный орнамент.

Золотая и серебряная медали данного вида изготавливались из сплавов соответственно золотистого и серебристого цветов.

С 3 марта 1999 года вступил в силу приказ Министерства образования РФ «Об утверждении Положения о золотой и серебряной медалях «ЗА ОСОБЫЕ УСПЕХИ В УЧЕНИИ».

Золотая медаль «ЗА ОСОБЫЕ УСПЕХИ В УЧЕНИИ» изготовлена из сплава золотистого цвета и представляет собой правильный круг диаметром 40 мм, толщиной 3 мм. На лицевой стороне в верхней части - раскрытая книга, в центре надпись в три строки: «ЗА / ОСОБЫЕ УСПЕХИ / В УЧЕНИИ». Ниже - № и горизонтальная черта.

Над чертой гравируется порядковый номер медали, соответствующий номеру на специальном бланке аттестата зрелости (в аттестате, помимо отметок, указано - медалью какого достоинства награжден учащийся). Внизу помещены расходящиеся (влево и вправо) ветви пальмы, под ними знак Московского монетного двора. На оборотной стороне в центре - герб Российской Федерации. По окружности надпись: «РОССИЙСКАЯ» (в верхней части) «ФЕДЕРАЦИЯ» (в нижней).

Серебряная медаль изготовлена из сплава серебристого цвета и по всем параметрам аналогична вышеописанной.

Медали Российской Федерации образца 2007 года.

Приказом № 1 от 09 января 2007 года Минобрнауки России утвердило «Положение о формах получения выпускниками образовательных учреждений золотой и серебряной медалей «ЗА ОСОБЫЕ УСПЕХИ В УЧЕНИИ».

Золотая и серебряная медали «ЗА ОСОБЫЕ УСПЕХИ В УЧЕНИИ» представляют собой диск диаметром 40 мм с выступающим кантом с обеих сторон.

На лицевой стороне медали посередине - рельефное изображение Государственного герба Российской Федерации, под ним - декоративная лента, расположенная по нижней окружности, выполненная в технике эмали и представляющая собой цвета государственного флага России (белого, синего и красного цветов). Над гербом по верхней окружности расположена выпуклая надпись «Российская Федерация».

На оборотной стороне медали посередине расположена выпуклая надпись «За особые успехи в учении». По окружности размещены две пальмовые ветви, перевязанные внизу декоративной лентой.

Диаметр обоих видов медалей 40 мм, толщина 3 мм. Толщина слоя покрытия золотой медали золотом 2,0 мкм, подложка серебром 3,0 мкм. Толщина слоя покрытия серебряной медали серебром 6,0 мкм.
На оборотной стороне медали методом штамповки наносится товарный знак предприятия-изготовителя.
Каждая медаль упаковывается в пластиковый или бархатный футляр.

С 2009 года были отменены льготы, предоставляемые «золотым медалистам» при поступлении в высшее учебное заведение.

Если раньше медали эксклюзивно производили на Московском монетном дворе (ММД), то с 2003 года, когда в соответствии с приказом Минобразования «Об изготовлении ученических медалей» управления образования субъектов РФ получили право самостоятельно выбирать изготовителя и размещать заказ, их начали штамповать еще два предприятия: ООО «Завод «Мосштамп» и ООО «Экспериментальные художественные мастерские».

Золотой медалью в школе награждают учеников за обучение на “отлично”. Такие ученики - настоящая гордость любой школы . Но требования для получения медали очень велики . Оправдывает ли себя такая награда и что она дает при поступлении в ВУЗ?

Поможет ли золотая медаль поступить ?

Раньше золотая медаль открывала дверь в любое высшее заведение . Ученик не сдавал вступительные экзамены , а только проходил собеседование . На сегодняшний день золотая медаль поможет в поступлении лишь в том случае , если медалист и другой абитуриент наберут одинаковое количество баллов . В такой спорной ситуации , место отдадут медалисту .

2 )Медаль и ВУЗ

Студенты , которые получили золотую медаль , числятся на особом счету у деканата . Именно медалистов выбирают быть старостами групп . По закономерности , ученики с такой наградой , оканчивают ВУЗ с красным дипломом . Поэтому преподаватели возлагают особые надежды на таких учащихся .


3 )Как получить золотую медаль в школе ?

Ученик , который желает получить золотую медаль , должен понимать , что все время он должен отдавать обучению . Главными условиями являются :

  • По всем предметам , которые входят в школьную программу , ученик должен иметь оценку “отлично “
  • Нельзя проходить обучение экстерном
  • Запрещено пересдавать экзамены в целях повышения балла

Золотая медаль за окончание школы выдается по завершении полного среднего образования в школьных учреждениях России и бывших союзных республиках. Этот отличительный знак получают за особые успехи в учебном процессе. Но пригодится ли школьная медаль в дальнейшей жизни, и что особенно важно, поможет ли она при поступлении в ВУЗ?

Еще сравнительно недавно, такой отличительный знак служил автоматическим пропуском практически в любое высшее учебное заведение. В некоторых ВУЗах требовалось лишь сдать на приемлемую оценку (4 или 5) профильный предмет, в других абитуриента зачисляли сразу после подачи документов и собеседования. Именно поэтому золотая медаль в школе становилась такой желанной наградой - ведь она не только давала возможность бывшему ученику заслужено гордиться своими успехами, но и чисто с практической стороны, избавляла от многих хлопот, связанных с будущим поступлением.

Сегодня ситуация изменилась - нельзя сказать, что медалисты совсем не имеют льгот при поступлении: при равных набранных баллах предпочтение отдается абитуриентам, имеющим отличительные знаки за успехи в учебе. Просто руководство ВУЗов оставляет за собой право решать, какие заслуги принимать во внимание при наборе студентов, а какие нет. И это не прихоть и не вымогательство денег, как думают некоторые обеспокоенные родители - на самом деле, как показала практика, золотая медаль в школе не гарантирует ни сдачи вступительных экзаменов, ни дальнейшей успешной учебы, ни получения красного диплома. Например, в 2005 году в Тюменской области только 42,6% от общего числа медалистов смогли подтвердить свои знания и поступить на бюджетные места. В общем потоке, количество студентов, имеющих золотую медаль и обучающихся на средства из федерального бюджета, составило всего 12 %.

Кроме того, в последние несколько лет наблюдается рост числа медалистов. Конечно, с одной стороны, такая прогрессия показывает повышение уровня образования, но с другой, золотая медаль в школе стала стремительно падать в цене. Учащиеся не хотят получать бесполезные значки, а в ВУЗах давно не хватает бюджетных мест для всех отличников.

Так стоит ли золотая медаль в школе потраченных на нее усилий? На этот вопрос можно ответить - да, стоит. Успешное окончание средней школы - это хороший старт всей последующей жизни. Золотая медаль показывает, что у человека есть такие качества, как трудолюбие, усидчивость, ответственность, настойчивость и стремление к совершенству - даже если их не учтут при поступлении в ВУЗ, позже их сможет оценить любой работодатель.

Что касается печальной статистики приема медалистов в высшие учебные заведения, то ее можно легко объяснить. Из-за разницы образовательного процесса в ВУЗах и школах студенты первых курсов испытывают затруднения в освоении материала, плюс перестает действовать родительский контроль, исчезает прежняя мотивация, иногда наступает разочарование в выбранной профессии. Все эти факторы напрямую влияют на успеваемость. Поэтому хочется напомнить абитуриентам-медалистам о том, что поступление в ВУЗ - это первый шаг на пути к новой цели, и для ее достижения придется долго и упорно трудиться.