Какие серьги носили казачки. Почему казаки носили чуб и серьги? Женские казачьи наряды и украшения


Казачья серьга

Многие, кто увлекается приборным поиском, находили различные серьги, целые и поломанные. Так серьги раньше на Руси носили не только девушки, но и мужчины. Конечно не такие мужчины, что носят серьги сейчас. Хотелось бы рассказать вам о казачьих серьгах.

Рассмотрим для начала, самого обладателя серьги, что же такой казак

Казак – это человек, представитель казачества, имеющий военно-служивое положение. Само казачество появилось на окраинах Русского и Польского государства. Один из самых известных казачьих атаманов был Ермак Тимофеевич.

Ермак Тимофеевич

Посвящение в Казаки:

Младенческая инициация (посвящение) обычно описывается следующим образом: «Обряд этот, существующий ныне, состоит в том, что, дождавшись появления у сына первого зуба, отец, надев на него шашку, сажает его верхом на своего оседланного коня и в этот момент в первый раз подрезает ему чуб». Затем возвращает его матери со словами: «Вот тебе казак!». Новорожденному все друзья и знакомые отца приносили что-нибудь на зубок. Этот подарок непременно был военный: патрон пороха, стрела, лук, пуля, дед дарил шашку или ружье.
Этим обрядом мальчика посвящали в казаки, признавали его принадлежность к сообщности вольных сынов Тихого Дона: «Воин по рождению и воспитанию, казак с детства приучался думать и чувствовать по-военному. Сын, внук и правнук служилого казака, он ребенком – уже был казаком.

Казачье движение в России имела долгую и насыщенную историю. Этот субэтнос на территории нашего государства появился благодаря вхождению в состав Российской империи Запорожской Сечи, основанной в середине XVI века.

Екатерина Вторая распустила Сечь в XVIII веке из-за «политической ненадежности». Часть запорожцев ушла в Турцию, а наиболее патриотичные полки были расселены на южных рубежах нашей Родины. Так возникли кубанские и терские казаки. Казачье движение набирало силу, появлялись различные войска, охранявшие границы нашей страны и осваивавшие новые территории.

казачья серьга

Просуществовав несколько веков в начале 20 века, после Великой Октябрьской революции, казачьи полки были расформированы по причине поддержки белого движения. Тем не менее, по приказу И.В.Сталина во время Великой Отечественной Войны были созданы казачьи отряды, которые с честью участвовали в боевых действиях на стороне Красной Армии.

Изначально первые упоминания о ношении мужчинами сережек относиться к Древнему Риму и Египту. Серьгу там носили лишь рабы, для определения человека из общей массы населения. Позднее серьга стала полноценным мужским атрибутом у: разбойников, пиратов, моряков и казаков.

Казачья серьга – это отрубит не украшения или хвастовства. Казачья серьга была своеобразной меткой у казаков. По серьге в ухе могли определить казака. Казачья серьга имела такой же отличительный знак, как татуировка, сделанная в местах не столь отдаленных.

Если казак носил серьгу в левой ухе – это означало, что он один сын у матери.

Если казак носил серьгу в правом ухе - последний мужчина в роду.

Если казак носил сережки в обоих ушах – единственный ребенок в семье.

Соответственно казаков носивших серьги старались по возможности беречь. Старались сохранить война, чтобы он выжил и пришел домой целым и невредимым. Не кому не хотелось терять единственного сына, да и к тому же последнего мужчину в роду.

казачья серьга

Казачью серьгу изготавливали из серебра. Бытует мнение, что ношение серьги носило так же и практических характер. Ношение в ухе серебряной сережки оберегало от гепатита. Так же говорят, что казаки очищали воду из незнакомого источника, положив в кружку на некоторое время свою серебряную серьгу.

Казачья серьга изготавливалась из серебра, имела форму полумесяца. В некоторых случаях была украшена резьбой.

Конечно, найти казачьи серьги в нашем Поветлужьи не реально, что наверно, кто занимается приборным поиском на Украине и на Дону, то такие находки наверно имели место быть.

Общины запорожских и донских казаков на Руси возникли в XV веке. И практически сразу же у них появились свои отличительные черты: причёска - чуб, длинные усы и неизменная трубка во рту.

Можно сказать, что чуб, который ещё назывался оселедец, имел для казаков сакральное значение. Носить его разрешалось далеко не всем, а потеря чуба и вовсе означала потерю статуса.

Фактрум предлагает читателю узнать, что означал чуб у казаков и по каким причинам его носили бравые вояки.

Для чего казаки носили чуб на голове

Чуб, или оселедец, - это мужская причёска с выбритой головой и оставленной длинной прядью волос на макушке. Носить его могли только те казаки, которые участвовали в сражениях и отличились доблестью. Молодые же, только-только вступившие в казачью общину, носить чуб на голове не могли. Юнцов коротко стригли, как правило, «под горшок». Со временем, когда молодые казаки проходили разные этапы своего обучения, их волосы всё укорачивали и укорачивали, пока на голове не оставалась лысина.

Чуб запорожского казака был не просто причёской и напоминанием о храбрости в бою. Он был признаком того, что казак не забыл о своей вере и чтит её. Все казаки верили в то, что после смерти они обязательно будут гореть в аду за загубленные ими души. Но вместе с тем они считали, что казачий чуб поможет им выбраться из ада. Ходило поверье, что попавшего в ад казака за чуб сможет вытащить сам Господь и спасти от адских мук.

Чуб казаку нужен был и для того, чтобы отпугивать нечистую силу. Вояки носили прядь волос, зачёсанную на левый бок, чтобы она отгоняла нечистых. Считалось, что они садятся именно на левое плечо и толкают людей на неправедные поступки.

Потеря чуба была позором для казака. Зачастую атаман мог лишить казака оселедца за какую-то провинность или преступление. Во время войн враги намеренно отрезали чубы у пленённых казаков. Считалось, что с потерей чуба донские казаки теряют и свою веру, начиная думать, что им теперь не спастись из ада.

Зачем казаки носили серьгу в ухе

Серьги у казаков имели не меньшее значение, чем оселедец. Чаще всего казачьи серьги имели вид полумесяца и были изготовлены из серебра. Причина, почему казаки носили серьгу в левом или в правом ухе, кроется в их положении в семье. Так, казаки с серьгой в левом ухе были единственными сыновьями у своей матери. А серьга в правом ухе казака символизировала то, что он остался последним мужчиной в своём роду.

Бывали случаи, что и донские, и запорожские казаки носили по серьге в каждом ухе. Такие вояки были единственными детьми в своей семье. Все остальные в общине относились к ним с особым уважением. В боях таких казаков старались защищать и беречь от опасностей. Происходило это из-за того, что казаки уважали родителей и считали, что потеря единственного ребёнка для них будет страшной трагедией.

В некоторых казачьих общинах серьгу в ухе носили лишь юнцы, желающие показать, что они готовы на подвиг. Иногда с серьгой ходили неженатые, сироты или младшие сыновья, - словом, те, кому не надо было проявлять заботу по отношению к семье или предкам. Этих казаков посылали на самые опасные задания.

Было и другое значение серёг у казаков. Считалось, что серебряная серьга может уберечь от разных болезней, в том числе и от венерических. Кроме того, если казачий отряд останавливался возле незнакомого водоёма, то каждый клал в свою кружку с водой серьгу. Делали они это для того, чтобы серебро обеззаразило воду.

Помогало ношение серёг и во время обучения. Зная, в каком ухе у него висит серьга, казаку было проще выполнять команды «направо» и «налево». Облегчало это и работу командира. Он, видя, на каком ухе у подчинённого серьга, понимал, единственный он ребёнок или нет и стоит ли отправить его в тыл, чтобы сберечь.

Казачество имеет богатую историю, которая началась еще в XVI веке. Образ отважного воина, воевавшего в Отечественной войне 1812 года, воспет писателями и поэтами. Многие из нас слышали и знают казачьи песни. Культура этого народа разнообразна и близка нам до сих пор. Казачьи отряды участвовали во многих важных исторических событиях. Современный образ казака изменился, но все равно вызывает интерес их внешний вид и атрибутика. Например, казачьи серьги. Что они означают и для чего носятся?

Серьга как военный атрибут

Глупо было бы предположить, что ношение казаком серьги в ухе продиктовано желанием выделиться на фоне окружающих и создать себе стильный образ. Ношение мужчинами серег в ушах имеет давнюю историю и встречается у разных народов мира. Например, в Древнем Египте наличие серьги в ухе мужчины означало его высокое положение и указывало на его состоятельность. Намного позже, в Римской империи, серьгу на ухо стали вешать рабам, помечая их принадлежность хозяину. А военнообязанные жители Рима - центурионы - украшали себя серьгой только после достижения высоких заслуг перед Цезарем.

Казак носил серьгу в ухе исключительно как военный атрибут. Не каждый казак имел право повесить серьгу, поэтому украшение имело свое значение, позволяющее окружающим видеть статус и положение мужчины. У некоторых народностей серьга в ухе символизирует воинское звание или говорит о степени его заслуг. Подобным образом информирует нас о военном звании количество звезд на погонах военных. Только взглянув на них, мы можем оценить статус служащего. Так что же означают казачьи мужские серьги?

Значение серьги в ухе казака

Серьга в ухе казака указывала на его положение в семье. Если казак носил серьгу в левом ухе, это означало, что он единственный сын у матери. Ношение серьги в правом ухе означало, что он последний мужчина из своего рода и наследник. Две серьги в обоих ушах говорили о том, что он единственный ребенок в семье. Такой способ оповестить окружающих о своем семейном положении был связан с тем, что жизнь казаков была почти полностью посвящена войне.

Матери вешали серьги в уши своим сыновьям, чтобы командиры по возможности берегли их. Во время построения военачальники командовали "равнение направо" и "равнение налево", чтобы посмотреть наличие сережек в ушах молодых казаков. Было принято не брать в опасные походы единственного сына и кормильца.

Это не означает, что служба казаков была легкой, и они не подвергались опасностям. Наоборот, военная история знает много доблестных казаков, рисковавших своей жизнью и погибавших ради победы и общего блага.

Также серьга в ухе казака считалась оберегом, помогающим казаку в бою, защищающим его от серьезных ранений и напоминавшим о том, что его ждут дома.

Виды казачьих серег

Чаще всего серьга у мужчины-казака была выполнена в виде полумесяца. Она выплавлялась из серебра, а золото казаки предпочитали носить в кошельках. Размер серьги и ее внешний вид особого значения не имели, в основном оценивалось ее наличие или отсутствие. Дизайн серьги мог быть простым или изображающим животных, входящих в состав герба казачьего войска. Например, Уральские казачьи войска ходили под гербом, изображающим осетра. Некоторые серьги изображали волков или гербовых орлов с символикой государства. Например, после русско-турецкой войны можно было встретить серьги выполненные в виде змея, подпираемого крестом.

По некоторым данным, серебряная казачья серьга в ухе использовалась казаком для очистки воды. В походе, когда необходимо было набрать питье из непроверенного источника, казак на несколько минут опускал в емкость с водой свою сережку, чтобы обеззаразить жидкость.

Женские казачьи наряды и украшения

Женщины казачества тоже носили украшения, но, что касается женских казачьих серег, они носились просто как украшение. Большее значение имели кольца, которые мужчины-казаки не носили. Но они не имели такого значения, как мужские казачьи серьги.

Одежда женщин казачества была пышной и отличалась восточной роскошью. Они носили богато расшитые платья, напоминающие татарские камзолы, украшенные пуговицами из драгоценных металлов. Женщины казаков не стеснялись украшать себя жемчугом, вышивая им узоры.

Отдельной деталью одежды был пояс, носившийся чуть выше талии. Часто он был самой дорогой деталью наряда и состоял из серебряных и золотых нитей.

Набрал вот информации интересной для себя. Матвеевы - уральские казаки, если кто не в курсе, а этой темой про серьги я давно мельком интересовался, вот дошли руки разобраться.

В средние века в Европе мужские серьги переживали то периоды ренессанса, то, наоборот, падения. Например, в XIII в. католическая церковь, вооруженная религиозной догматикой, запретила изменять тело, сотворенное «по образу и подобию». Этот запрет коснулся и прокалывания ушей. Поскольку сфера влияния церкви в то время была довольно широкой, законопослушное большинство перестало носить серьги. Что до меньшинства, состоящего из пиратов, воров и цыган, то они отказываться от проколов не торопились. Причины для ношения серег у них были разные. Как уже было сказано выше, цыгане продевали в ухо серьгу мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребенка, а также единственному сыну в семье. Воры серьгой демонстрировали бесстрашие перед церковным судом и принадлежность к социальному «дну». У пиратов серьга означала захваченный им корабль. Мореход мог надеть серьгу после того, как обогнул Мыс Доброй Надежды, на котором почти круглый год стоит штормовая погода. Такой моряк имел право в портовых кабаках безнаказанно класть ноги на стол. Особый смысл в серьгу вкладывали казаки. В левом ухе ее носил единственный сын матери-одиночки. В правом — единственный сын у родителей. В обоих ушах — последний в роду, кормилец и продолжатель рода. По казачьей традиции, атаман или есаул был обязан оберегать такого, особенного человека. Во время войны, например, его не имели права подвергать смертельному риску, не отсылали на верную гибель в самое пекло.

Серьга же в ухе мужчин-казаков указывала на роль и место казака в роду. В левом ухе носил серьгу единственный сын у одинокой матери. Серьгу в правом ухе носил последний в роду, где не было наследников по мужской линии. Единственный ребенок у родителей носил две серьги. Этот элемент украшения считался оберегом, но в то же время выполнял вполне практическую миссию - командир при равнении строя направо и налево четко видел, кого следует беречь в бою.

Серьги также носились не ради забавы. Это был способ донести информацию о социальном статусе казака. Серьга в левом ухе означала, что казак был единственным сыном в семье. А когда серьга носилась в правом, то это говорило о том, что ее владелец - последний мужчина в своем роду. Бывали случаи, когда серьги носились в обоих ушах. Казаков с серьгами старались не отправлять на особо опасные задания и по возможности берегли в бою. Однако прятаться за спинами товарищей, прикрываться своим статусом у казаков было не принято.

Сама серьга изготавливалась в виде полумесяца из серебра, так как любой другой металл окислялся и мог привести к заболеванию. Золото для серег не использовалось, ибо оно «должно звенеть в кишени (кармане)».

Осетр вполне подходит, он есть на гербе Яицкого (Уральского) казачьего войска:

Серьга казака.

СЕРЬГА.

Был мальчиком. И тётка, старуха,
Казачьей гордясь стариной,
Проколола мне левое ухо
Тьмутараканской серьгой,
Рассказав о серьге Святослава,
Про Саркелы — хазарскую быль —
Что лежит по-над Доном направо,
Где теперь лишь полынь да ковыль.
Не такая ль попала к татарам,
От татар перешла к казаку
И досталась ахтырским гусарам,
Да второму Донскому полку, -
Полумесяц с крестом, — золотая, -
Начинал уже к ней привыкать,
Но смеялись вокруг: Николая
Будем замуж с серьгой выдавать!
Ах, как часто смеялись над многим,
Не хотели ничем дорожить,
Чтоб потом, у проезжей дороги,
Христа ради, из милости жить.
С каждым годом труднее, скуднее...
Но забыть ничего не могу:
До сих пор ещё горько жалею,
Что недолго носил я серьгу.

(Казачий поэт Николай Туроверов)

У донских казаков есть обычай носить в левом ухе серьгу. В конце XX века распространилась "легенда", будто серьга в левом ухе казака означала, что он единственный сын в семье и т. п. Исторические подтверждения этой легенды в литературе не найдены.

Казаки, кажется, забыли, с чем связан старинный обычай ношения серьги. Возможно, некогда серьга считалась оберегом. Этнографические источники свидетельствуют о том, что серьгу носили донские, яицкие и запорожские казаки. «Уникальное описание донского казака Сергея Дмитриева, пойманного в Новгороде, сохранившееся в «Новгородских кабальных книгах» за 1599-1600 годы: «Ростом человек середней, лет в полтретьятцать, бороду бреет, усат, волосом рус, очи серы, верхнего зуба на переди половина вышиблена, у левой долонь у мизинца стреляна, в левом ухе бывала серьга» (М. П. Астапенко, «История казачества России», 1999). Казак Дмитриев, пойманный в Новгороде, родителей своих не помнил, «родом деи крестьянский сын, остался мал... а побыл на Поле в казаках у атамана у Ворона у Носа лет с восм». Таким образом, этот 25-летний казак вряд ли носил серьгу в знак того, что он единственный сын в семье.

Скорее всего, серьга в ухе должна была сообщать окружающим, что перед ними казак, удалец с Дикого Поля. «...Молодой казак ухарского вида. Фуражка набекрень, в ухе серьга, модный пиджак и широкие шаровары с лампасами, напущенные на сапоги» (Донской писатель Ф. Д. Крюков, «Жажда», 1908). По словам уральского казака И. И. Железнова, в XVIII веке среди яицких казаков золотая серьга с бирюзой, болтавшаяся «по обычаю того времени, в правом ухе казака», демонстрировала щегольство, а значит удаль и молодечество. На древнем Востоке серьги в первую очередь носили мужчины-воины.

Серьги находят в захоронениях воинственных кочевников: скифов (носили одну серьгу в левом ухе), сарматов, гуннов, булгар, хазар, половцев и татаро-монгол. Согласно описанию византийского литератора Льва Диакона, в одно ухо русского князя Свендослава, приплывшего на "скифской ладье" на встречу с императором Цимисхием, была вдета золотая серьга, украшенная карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Однако существует мнение, что Лев Диакон, известный подражанием древним авторам, мог придать образу Святослава внешность вождя гуннов Аттилы (для византийцев, считавших себя римлянами, Аттила и Свендослав были вождями язычников и "варваров"). Древние славяне нередко носили серьгу в одном ухе. На Руси мужчины носили серьгу до XVI века. Среди донских казаков обычай ношения серьги дошел до XX века. В наши дни некоторые донцы воскресили старинный обычай.

Мила, мила нам пугачевщина,

Казак с серьгой и темным ухом.

Она знакома нам по слухам.

Тогда воинственно ножовщина

Боролась с немцем и треухом.

(Велимир Хлебников, отрывок из поэмы «Хаджи-Тархан»)