Какие следствия имеет географическое положение. Географические следствия формы и размеров земли

Христа Спасителя был заново воссоздан в 90-х годах. Первое сооружение собора датируется XIX веком, его построили в память о воинах русской царской армии, погибших в заграничных походах и Отечественной войне 1812 года. Далее мы подробно рассмотрим время работы храма Христа Спасителя», а пока окунемся немного в его историю, чтобы понять, какие исторические события происходили вокруг этой обители.

Строительство

Проектировал оригинал храма архитектор К. А. Тона. Первый камень был заложен в конце сентября 1839 года. Храм строился 44 года. Освятили его в конце мая 1883-го. В самом начале 30-х, когда началась сталинская реконструкция города, храм был взорван. Заново его отстроили за 3 года (с 1994-го по 1997-й).

Теперь он стоит во всем своем великолепии и является Патриаршим подворьем. Этот храм - самый крупный в России, он может вмещать в себя до 10 000 людей. Собор имеет форму равностороннего креста шириной 80 м. Высота с куполом составляет 103 метра. Ему определили быть построенным в В нем расположены три предела. Храм был освящен 6 августа 1996 года.

Задумка

Любой прихожанин может свободно посетить храм Христа Спасителя. Время работы этого собора будет удобным для всех. Надо отметить, что задумка заключалась в воссоздании старинной традиции обетных храмов, которые создавались в знак благодарения и вечного поминовения погибших.

Император Александр I, когда были изгнаны наполеоновские солдаты, подписал указ от 25 декабря 1812 года о том, чтобы в разрушенной Москве в первую очередь была построена церковь. В 1814 году в проекте были поставлены сроки, чтобы в течение 10-12 лет построить храм во имя Христа Спасителя. Проект составил 28-летний Карл Витберг - не архитектор, а художник, масон и лютеранин. Он получился уж очень красивым. Чтобы иметь возможность заниматься этим проектом, Витберг стал православным. Место подготовили на Воробьевых горах, где раньше располагалась загородная царская резиденция - Воробьевский дворец. На строительство решено было потратить 16 млн рублей. В середине октября 1817 года в честь победы над французами (к пятилетию) и был заложен первый храм на Воробьевых горах.

Результат

В постройке участвовали 20 000 крепостных. Сначала темпы строительства были высокими, но потом из-за доверчивости Витберга, не имевшего опыта руководителя, строительство стало задерживаться, деньги начали уходить неизвестно куда, а растраты вылились в сумму приблизительно в один миллион рублей.

Когда в 1825 году пришел на трон царь Николай I, строительство было приостановлено якобы из-за неустойчивости почвы, а руководители пошли под суд за растраты и были оштрафованы на 1 млн рублей. Витберга выслали, конфисковав все его имущество. Некоторые историки, однако, считают Витберга человеком честным, он был виноват лишь в своей неосмотрительности. В ссылке он пробыл недолго, впоследствии его проекты использовались при постройке православных соборов в Тифлисе и Перми.

Новый проект

Тем временем Николай I в 1831 году назначает архитектором К. Тона. Новым местом была выбрана Волхонка (Чертолье). На этом месте тогда стоял Алексеевский женский монастырь, который перевели в Ходила потом молва, что недовольная игуменья обители предсказала: «Сему месту быть пусту».

В мае 1883 года храм освятил митрополит Московский Иоанникий в присутствии царя Александра III. Прошли годы, и в 1922 году новая власть отдала храм обновленцам. В 1931 году было заседание ЦИК СССР, где было решено и на его месте выстроить Дворец Советов. Прошло еще несколько десятилетий, и отношение государства к церкви смягчилось. К 1000-летию Руси было решено отстроить новый собор. И он в самые кротчайшие сроки был возведен. II на праздник Преображения 6 августа 1996 года освятил храм и провел в нем первую литургию. Теперь мы можем любоваться этим гениальным шедевром.

время работы

Сегодня много туристов, верующих и неверующих, едут в собор, потому что его масштабы и история действительно впечатляют. Многих интересует время работы храма Христа Спасителя. Он работает без выходных, и богослужения здесь проходят с учетом праздников и назначенных торжеств.

  • Время работы храма Христа Спасителя для богослужений - с 9-00 до 19-00.
  • Литургия в обычные дни начинается в 8-00, а вечерняя - в 17-00.
  • В субботу утренняя служба - в 9-00; всенощное бдение - в 17-00.
  • Воскресная утренняя - в 10-00; всенощное бдение - 17-00.

Чтобы точно ознакомиться со временем работы храма Христа Спасителя, необходимо зайти на его официальный сайт. В церкви много святынь, среди которых есть частицы ризы Иисуса Христа и Богородицы, частица мощей Андрея Первозванного, глава Иоанна Златоуста.

Храм Христа Спасителя - главный кафедральный собор Русской православной церкви. Трудно найти еще один такой храм, который имел бы столь трагическую и удивительную судьбу.

История Храма Христа Спасителя в Москве

Закладка первого Храма состоялась в 1817 году. Предшествовал этому событию Указ Императора Александра I о возведении Храма в «Благодарность Богу за спасение России в Отечественной войне 1812 года и в ознаменование победы русской армии над Наполеоном».

Лучшим проектом был признана работа архитектора Карла Витберга. Эталонами для нового храма служили собор святого Петра и Пантеон в Риме. По первоначальному замыслу храм должен был располагаться в Кремле, но царь отверг это предложение. Было решено, что храм будет стоять на Воробьевых горах.

Храм должен был иметь огромный округлый купол, а вся композиция - форму пятиглавого креста. Работы были приостановлены по двум причинам: во-первых, прекратилось финансирование, так как император скончался; во-вторых, гора, на которой восстанавливался храм начала оседать. В 1835 году Витберг был сослан в Вятку.

Спустя несколько лет брат Александра Николай I решает осуществить проект постройки храма в честь освобождения России от наполеоновских захватчиков. Был разработан совершенно новый план строительства, которым занимался Константин Тон. 27 июля 1839 года началась кладка фундамента из камня. Храм Христа Спасителя спроектирован Тоном по образцу древнерусской соборной церкви, предполагающей сочетание величественного и одновременно традиционного.

Император повелел возвести храм в районе древнего Чертолья - на месте женского монастыря. Во время строительных работ в земле были обнаружены кости мамонта, что сочли хорошим предзнаменованием. Был объявлен сбор пожертвований на строительство. Сорок четыре года, на протяжении всего строительства, продолжался сбор народных пожертвований.

Работа над горельефами продолжилась без малого 20-лет, до 1863 года. Проект интерьера храма впервые был пересмотрен в 1854 году, когда решено было отказаться от отделки в стиле классицизма и выполнить его в соответствии с характером фасадов - в византийском стиле. Всего для фасадов храма Христа было исполнено 60-горельефов. Из них внизу - 8 многофигурных и 40 фигур по сторонам входов и окон, 12 икон в верхней части фасадов храма. Большая часть работ была выполнена скульптором А. В. Логановеким, наименьший объём работ для храма Христа был выполнен Петром Карловичем Клодтом.

Наконец, в мае 1883 года храм был освящен.

В храме Христа Спасителя проходили все главные юбилеи и торжества. Здесь отмечались такие крупные события, как празднование 500-летия со дня рождения Сергия Радонежского, гоголевские дни, приуроченные ко дню открытия памятника великому писателю. Сразу после освящения, храм Христа Спасителя превратился в один из главных центров религиозной жизни Москвы. Рождество Христово, отмечаемое 25 декабря по старому стилю (7 января - по новому), было главным праздником в храме.

Жизнь храма Христа Спасителя составляла неотъемлемую часть не только религиозной жизни Москвы и ее быта. Она была также частью ее культуры и общественно-политической жизни.

30 мая 1912 года возле храма был торжественно открыт Памятник Александру III. Памятник изображал императора, восседающего на троне со всеми царскими регалиями - со скипетром и державой в руках, с короной и порфирой - пурпурной мантией монарха. На пьедестале была высечена надпись: «Благочестивейшему Самодержавнейшему Великому Государю нашему императору Александру Александровичу Всея России. 1881 - 1884».

После окончательного установления советской власти в начале ХХ века в городе принято решение о переименовании некоторых улиц и площадей. Соборную площадь переименовали в Красную В 1929 году был закрыт собор. Здание храма было передано для оборудования в нем Дома культуры. С него сняли купола, и на центральной башенке стал развеваться красный флаг. Вокруг него был разбит сквер, который стал носить имя В. И. Сталина. Работал Дом культуры недолго: по приказу властей храм был разрушен серией мощных взрывов в 1931году.

Мрамор из разрушенного храма использовали для отделки станций метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», каменные скамейки установили на станции метро «Новокузнецкая». Крошкой, в которую превратили плиты с именами героев, посыпали дорожки в городских парках. В 1958-м году на месте котлована с сохранившимся фундаментом появился бассейн «Москва».

После Перестройки, в 1989-м году, в сквере у бассейна появился деревянный крест и ящик для пожертвований. В 1994 году правительством Москвы было принято решение о воссоздании храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах. Закладка состоялась 8 января 1995 года. Проект был подготовлен архитектором Денисовым и инженером Фадеевым.

Сегодня храм занял свое законное историческое место.

Особенности строения и внутреннего интерьера Храма Христа Спасителя в Москве

Храм Христа Спасителя - один из самых грандиозных в истории не только отечественного, но и мирового искусства, примеров синтеза разных видов изобразительного искусства.

К равностороннему кресту примыкают угловые пилоны, благодаря которым храм по форме представляет собой наложенный на крест квадрат. Центральная башня окружена 4 небольшими выступами. На них установлены 14 колоколов общим весом более 64 тонн. Внизу можно увидеть 20 заостренных к верху арок - 3 на фасадах здания и 2 на углах в выступах.

Главным фасадом христианского храма всегда считался западный. Скульптуры наверху в медальонах изображали святых, благословляющих входящих в храм. По сторонам его в боковых медальонах расположились изображения покровителей императоров. На арке средних ворот можно увидеть нарисованных ангелов с распростёртыми крыльями.

На южной стороне храма, в направлении, где происходили решающие битвы за Москву, разместились изображения, имеющие прямое отношение к событиям Отечественной войны 1812 года. Внизу по сторонам арок трёх крылец южного фасада изображаются события и персонажи из Ветхого Завета.

Восточный фасад храма Христа Спасителя с алтарём обращён к . В центре восточного фасада, наверху в медальоне помещается образ Владимирской Божьей Матери.

На северном фасаде находились рельефы с изображением национальных святых - распространителей христианства на Руси, хранителей её от врагов и их помощников в битвах.

Входные двери храма Христа Спасителя украшены скульптурами и богатым орнаментальным декором. Их обращенные наружу стороны выполнены из бронзы и украшены по эскизам Ф. П. Толстого.

Паперти крылец сделаны из финского мелкозернистого гранита темно- цвета, которым был облицован и наружный цоколь всего храма.

Итогом колоссальных трудов проектировщиков, живописцев и строителей явился великолепный и праздничный интерьер. После долгого перерыва создатели храма возродили золотые фоны.

Большой интерес представляет оформление подкупольного пространства. Центральная часть и площадь малых куполов отведены изображению Бога, ниже - земной жизни Христа, в пересечении находятся иконы Богоматери и святых.

Прямо по оси главного входа в восточной ветви креста находится уникальный иконостас в виде беломраморной восьмигранной часовни. Высота иконостаса храма составляет вместе с шатром 26,6 метра.

Росписи главного алтаря изображают священные картины, повествовавшие о Рождении Спасителя и событиях последних дней его жизни на земле.

Внутреннее помещение храма отделано семью видами мрамора: темно-зеленым с серебристым блеском, темно-красным, итальянским голубым, желтым, черным и красным. Пол храма, включая верхний и нижний обходы, был выложен из ценных камня - лабрадора, сиошенского мрамора и разных пород .

Украшением интерьера служат многочисленные бронзовые детали: оконные рамы, перила, водостоки, люстры, канделябры, двери и кресты. Серебряную утварь, ковры и мебель заказывали лучшим мастерам.

Храм Христа Спасителя сейчас является главным кафедральным собором Русской Православной церкви. Нижняя часть храма действует постоянно, а помещение используется во время торжественных богослужений.

Храм Христа Спасителя – самый большой храм Русской Церкви. Его высота 105 м., а вместимость - 10 000 человек. Храм был построен в 2000 г. Поэтому его можно назвать одной из самых молодых . После окончания строительства, он стал таким же символом столицы, как Кремль, или Красная площадь. Помимо верующих, использующих храм, так сказать, по прямому назначению, сюда приходят, чтобы просто посмотреть на это чудо архитектурной мысли, сфотографироваться на его фоне.

Храм Христа Спасителя находится на берегу Москвы-реки, а к противоположному берегу от него идёт пешеходный Патриарший мост. Этот мост – хорошее место для фотографии. Стоя на нём, фоном для фото может служить как сам храм, так и Москва-река с Кремлём вдалеке или памятник Петру Великому, который также хорошо видно с этого моста.

Точный адрес Храма Христа Спасителя: ул. Волхонка, 17.

Доехать ближе всего от станции метро Кропоткинская.

Храм находится примерно в 10 минутах ходьбы от , и может стать продолжением осмотра достопримечательностей центра столицы. Я бы даже сказал, что если вы не видели Храм Христа Спасителя, то все достопримечательности центра Москвы вы ещё не осмотрели.

История строительства Храма Христа Спасителя

25 декабря 1812 года российским императором Александром I был издан Манифест, согласно которому в Москве должен был быть построен храм в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года над Наполеоном. Как отмечалось в Манифесте, храм Христа Спасителя – это знак благодарности Богу за заступничество и помощь, а также в память о тех, кто погиб в боях за свободу Отечества.

Идея строительства храма-памятника была предложена не самим императором, а генералом армии М.А.Кикин, который через адмирала А.С.Шишкова передал ее Александру I, а сама идея строительства храма была широко поддержана всеми слоями общества.

Так, на возведение храма проводилось два конкурса: первый во времена правления Александра I, а второй уже при Николае I. На первый конкурс было представлено 20 различных проектов от самых известных русских архитекторов того времени, однако император Александр I отдал предпочтение проекту А.Витберга, который предусматривал, что собор будет состоять из трех частей, символизирующих Воплощение, Преображение и Воскресение. При этом в нижнем храме планировалось захоронить останки павших во время войны с Наполеоном воинов. Храм решено было строить на Воробьёвых горах. На строительство выделили 16 млн. руб. из казны и большие народные пожертвования.

Однако император Николай I, сменивший на престоле Александра I посчитал проект неудачным и полностью прекратил его реализацию. Официальная версия остановки строительства говорила, что из-за тяжести сооружения и наличия подземных ручьев почва под постройкой стала проседать, поэтому строительство Храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах невозможно.

В 1831 г. Николай I доверяет строительство храма архитектору Константину Тону. Было принято решение возводить храм на месте Алексеевского женского монастыря, откуда собор был виден со всех точек Москвы, также это подчеркивало связь храма с культурой и историей Россией. Существует легенда, согласно которой одна из монахинь из-за переноса Алексеевского монастыря прокляла это место и предрекла, что здесь ни одно сооружение не сможет простоять более 50 лет.

В сентябре 1839 года была осуществлена торжественная закладка храма. К концу года строителями из котлована было вынуто более 20 тысяч кубометров земли и выложено каменное основание собора. В течение следующих 14 лет (1839-1853 гг.) производилось непосредственно само строительство стен храма и куполов, а также внешняя облицовка. В 1855 году на главном куполе был установлен крест. В 1859 году были демонтированы наружные леса, а через год была начата роспись и внутренняя художественная отделка. Данные работы продолжались практически двадцать лет, и только к 1881 году вместе с благоустройством набережной и площади перед храмом данные работы были закончены.

Торжественное освящение храма Христа Спасителя состоялось в один день с коронованием на престол императора Александра III - 26 мая 1883 года.

В результате практически через 60 лет строительства воплотился в реальность грандиозный пятиглавый храм центрического типа, который имел огромную центральную главу и четыре угловых башни-колокольни. Сам собор имел правильную форму равноконечного креста. Архитектурной особенностью храма стало использование внутри еще одного равноконечного креста, что позволило освободить центральный объем и не загромождать его опорами.

Однако, как и предсказывала монахиня, проклявшая место строительство храма, он простоял всего 48 лет. Уже во времена советской власти по личному распоряжению И.Сталина 5 декабря 1931 года уникальный собор был уничтожен. Первоначально планировалось разобрать часть конструкций и золоченые купола, но строители не справились с этой задачей, так как храм был построен весьма добротно. Поэтому было принято решение об использовании взрывчатки. С первого раза подрывникам не удалось взорвать храм, поэтому пришлось ее повторно закладывать. Кроме того, в течение следующих полутора лет площадка очищалась от обломков храма.

Согласно планам советского руководства, на месте храма должен был быть построен Дворец Советов, который по своим размерам в несколько раз превосходил бы храм. Так, планировалось, что здание будет самым высоким в мире и его высота составит 415 метров, а на крыше Дворца будет установлена статуя Ленина. К концу 1939 года было закончено возведение фундамента и отдельных фрагментов здания, но с началом Великой Отечественной войны все работы были прекращены, а металлические конструкции, предназначавшиеся для строительства, были использованы для изготовления противотанковых ежей. В дальнейшем на оборонительные нужды был разобран и фундамент здания.

После войны от идеи возведения Дворца Советов отказались, и в 1958-1960 гг. на месте котлована, оставшегося от храма, сооружается бассейн, который просуществовал до 1994 года.

С началом перестройки в России возникает общественное движение, главной целью которого является возрождение храма Христа Спасителя, а уже в 1989 году официально принимается решение о его восстановлении. В 1992 году президент РФ Б.Ельцин подписал указ «О создании фонда возрождения Москвы», согласно которому храм Христа Спасителя планировалось восстановить в первую очередь. В 1994 году правительство Москвы совместно с московской Патриархией достигли соглашения о восстановлении собора, после чего началась разборка бассейна, а 7 января 1995 года был заложен первый камень в фундамент здания.

Архитектурный проект разрабатывался при участии академика М.Посохина (главный архитектор), архитекторов А. Оболенского, А. Денисова, Д.Солопова. Во время строительства храма была создана специальная комиссия, основной целью которой являлся контроль над тем, чтобы храм точно соответствовал историческим технологиям и образцам, а также всем канонам церкви. Отделочные и художественные работы осуществляли члены Российской Академии художеств под руководством академика З. Церетели. В итоге, храм был восстановлен максимально близко к оригиналу, однако и имеется ряд отличий. Так, новое здание получило цокольную часть, в которой размещаются музей, зал совещаний, технические службы.

Строительство возрожденного храма продвигалось достаточно быстро, и в 2000 году все работы были завершены. Торжественное Великое освящение храма было совершено Святейшим Патриархом Алексием II 19 августа 2000 года.

Храм Христа Спасителя - один из главных храмов России. Храм с непростой трагической историей. Прочитать историю, интересные факты, узнать об архитектурных особенностях храма, а также увидеть фото Вы можете на сайте информационного порта «Православие и мир».

Храм Христа Спасителя – это самый большой собор Русской Православной Церкви. Он может вместить до 10 тысяч прихожан. В горизонтальном сечении храм похож на крест, ширина которого составляет более 85 метров. Общая высота храма – 103 метра.

Храм Христа Спасителя: трагическая история

История Храма Христа Спасителя связана с нелегким временем в истории России. Он был построен в знак мужества русского народа в борьбе с нашествием Наполеона. Его архитектором стал Константин Тон. Истории о доблестных героях через которых Господь явил милость русскому народу расположены на мраморных досках в нижней галерее храма.

В богоборческие времена храм был взорван и в 1931 году превратился в руины. От решения возродить собор до воплощения его в жизнь прошло более пяти лет. Собор был полностью На рубеже двух веков, в декабре 1999 года двери Храма Христа Спасителя вновь стали открыты для прихожан.

Сегодня в храме проводятся Таинства Крещения, Венчания, люди приходят на исповедь и для того, чтобы проводить почившего в последний путь. Храм стал символом духовного возрождения России и излюбленным местом для туристов и паломников.

Архитектурные особенности

Первоначальным архитектором собора стал Константин Андреевич Тон, придерживающийся “русско-византийского стиля” храмового зодчества. Николай I благоволил известному архитектору и, кроме Храма Христа Спасителя, одним из его знаменитых творений стал Большой Кремлевский дворец. Именно поэтому при воссоздании храма было принято решение в точности воспроизвести труд Константина Тона. В воссоздании живописи храма приняли участие более 400 величайших художников современности. Общая площадь росписей составила более 22 тысяч квадратных метров.

Трапезные Храма Христа Спасителя устроены таким образом, что могут использоваться, как по отдельности, так и вместе, соединяясь в одну большую трапезную в особые дни.

Зал Церковных соборов Храма Христа Спасителя изначально был предназначен для поместных и архиерейских Соборов, здесь проводятся и значимые светские мероприятия.

Интересные факты о Храме Христа Спасителя

  • В храме есть мраморные таблички с именами тех, кто вложил силы в возрождение Храма Христа Спасителя;
  • В храме расположен уникальный музей церковного искусства, где хранятся произведения, написанные, начиная с XV в. до наших дней. Именно там хранится известный триптих В. Васнецова;
  • Основание храма заложено на существовавшем в прошлом веке холме;
  • Росписи всех залов церковных палат выполнены в древнерусском стиле с использованием лепных и резных элементов.
  • Зрительный зал в зале Церковных Соборов рассчитан на 1300 мест.
  • В Храме Христа Спасителя хранится множество святынь Русской Православной Церкви: Частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, гвоздь Креста Господня, Риза Пресвятой Богородицы, Мощи Блгв. вел. кн. Александра Невского, Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова) и многие другие.
  • В храме действуют воскресные школы для детей и взрослых, отдел социального служения и клуб православной молодежи.