Какие темы по фонетике современного русского языка. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Вопросы к экзамену

Фонетика - наука о звуковой стороне человеческой речи. Это один из основных разделов языкознания (лингвистики).

В фонетике выделяются следующие разделы:

1) собственно фонетика, изучающая звуки речи со стороны их артикуляционно-акустических свойств и признаков, а также фонетическую членимость речи;

2) фонология, изучающая функциональную сторону звуков речи, фонемы и их систему;

3) орфоэпия, изучающая нормы современного русского литературного произношения;

4) графика, которая знакомит с составом русского алфавита, соотношением между буквами и звуками;

5) орфография, исследующая основные принципы русского правописания и фиксирующая совокупность правил, определяющих написание слов.

Фонетическая система определяется не только своими физическими свойствами, но прежде всего отношением между составляющими ее элементами (впервые этот принцип применительно к лингвистическому описанию сформулировал Ф. де Соссюр). Все в языке и в речи подчинено одной задаче: служить средством передачи информации. Поэтому и функция звуков речи - минимальных единиц фонетики - заключается в том, чтобы создавать речь, формировать слова, различать слова, создавать ритм (ударение) и формировать интонацию, с помощью которой различаются целые предложения (высказывания). Именно эта способность звуков речи - быть носителем информации (т.е. создавать языковые единицы и различать эти единицы) - лежит в основе любой системы описания звуков для каждого языка (его фонетической и фонологической систем). На основании того, как, какие параметры звуков с точки зрения их артикуляции участвуют в различении языковых единиц, каждый звук языка может быть представлен своим набором (комплексом) артикуляторных характеристик. Несмотря на бесконечное разнообразие языков, которые функционируют в человеческом обществе и многообразие звучания речи на этих языках, в фонетической системе любого из них используются несколько базовых артикуляторных противопоставлений (такие общие для всех языков мира свойства называются языковыми универсалиями), а именно:

способ артикуляции: наличие или отсутствие преграды на пути воздушной струи (именно способ артикуляции отделяет класс согласных, или консонантных, звуков от гласных, или вокальных, звуков);

степень участия в производстве звуков голоса (тона) - так различаются согласные звуки, одинаковые по способу и месту артикуляции; кроме того, по степени участия в производстве звуков голосового источника (голосовых связок) выделяется особый класс согласных звуков, который называется сонантами;

место артикуляции звуков (или артикуляторный фокус звука), благодаря которому различаются согласные звуки, одинаковые как по способу артикуляции, так и по участию голоса;

образование артикуляторными органами специальных резонирующих полостей в артикуляторном тракте, которые используются для варьирования звучания и формирования системы гласных звуков.

Все фонетические единицы языка - фразы, такты, фонетические слова, слоги, звуки – связаны между собой количественными отношениями.

Фраза – самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением (предложение может состоять из нескольких фраз, а фраза – из нескольких предложений). Но даже если фраза совпадает с предложением, то все равно одно и то же явление рассматривается с разных точек зрения. В фонетике обращается внимание на интонацию, паузы и т.д.

Интонация – совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны, которые проявляются в последовательных изменениях высоты тона, ритма речи (соотношения сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорении и замедлении в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутрифразовых пауз, общего тембра высказывания. С помощью интонации производится членение речи на синтагмы.

Синтагма – объединение двух или нескольких фонетических слов из состава фразы. Например: Увидимся завтра I вечером. Увидимся I завтра вечером. В данных предложениях паузой отделены синтагмы. Надо отметить, что термин «синтагма» понимается учеными по-разному. Академик В.В.Виноградов, в частности, отграничивает синтагму от речевого такта как интонационно оформленную семантико-синтаксическую единицу речи, вычленяемую из состава предложения

Речевой такт – часть фразы, объединенная одним ударением, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности (за исключением последнего). Например: В час испытанья / поклонимся отчизне/ по-русски/ в ноги. (Д. Кедрин).

Фонетическое слово - часть речевого такта (если фраза делится на такты) или фразы, объединенная одним ударением. Фонетическое слово может совпадать со словом в лексическом и грамматическом понимании этого термина. Фраза имеет столько фонетических слов, сколько в нем ударений, т.е. чаще всего знаменательные слова выделяются в отдельные такты. Так как некоторые слова не несут ударения, то нередко фонетических слов меньше, чем лексических. Как правило, неударяемыми являются служебные части речи, но могут оказаться в неударном положении и знаменательные слова: . Слова, не имеющие ударения и примыкающие к другим, словам называются клитиками. В зависимости от того, какое место они занимают по отношению к слову, имеющему ударение, различают проклитики и энклитики. Проклитиками называют безударные слова, стоящие впереди ударного, к которому они примыкают: , энклитиками - безударные слова, стоящие после ударного, к которому они примыкают:, . В качестве проклитик и энклитик обычно выступают служебные слова, однако энклитикой может оказаться и знаменательное слово, когда предлог или частица принимает на себя ударение: по´ воду [по´въду].

Слог - часть такта или фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, соединение наименее звучного звука с наиболее звучным, являющимся слоговым (см. раздел «Слогоделение. Типы слогов»).

Звук - наименьшая единица речи, произносимая за одну артикуляцию. Мы также можем определить звук как мельчайшую фонетическую единицу, выделяемую при последовательном членении речи.

Речевой аппарат – это совокупность органов человека, необходимых для производства речи.

Нижний этаж речевого аппарата состоит из дыхательных органов: легких, бронхов и трахеи (дыхательного горла). Здесь возникает воздушная струя, которая участвует в образовании колебаний, создающих звук, и передает эти колебания во внешнюю среду.

Средний этаж речевого аппарата – гортань. Она состоит из хрящей, между которыми натянуты две мускулистые пленки – голосовые связки. При обычном дыхании голосовые связки расслаблены и воздух свободно проходит через гортань. Такое же положение голосовых связок при произнесении глухих согласных. Если же голосовые связки сближены и напряжены, то при прохождении через узкую щель между ними струи воздуха они дрожат. Так возникает голос, участвующий в образовании гласных и звонких согласных.

Верхний этаж речевого аппарата органы, находящиеся над гортанью. Непосредственно к гортани примыкает глотка. Верхняя ее часть называется носоглоткой. Полость глотки переходит в две полости – ротовую и носовую, которые разделены нёбом. Передняя, костная часть его называется твердым нёбом, задняя, мускулистая называется мягким нёбом. Вместе с маленьким язычком мягкое нёбо называется нёбной занавеской. Если нёбная занавеска приподнята, то воздух идет через рот. Так образуются ротовые звуки. Если нёбная занавеска опущена, то воздух идет через нос. Так образуются носовые звуки.

Для описания различных гласных вводят две характеристики - ряд и подъем. Горизонтальным смещениям языка соответствует представление о ряде гласных, вертикальные смещения языка связаны с понятием о подъеме гласных. Поэтому каждый гласный может быть отнесен к одному из трех подъемов - верхнему, среднему или нижнему и одновременно к одному нз трех рядов - переднему, среднему или заднему.

Подъем/ряд

передний

Согласные , в их образовании непременно участвует преграда в полости рта. Форма преграды может быть различной: язык может полностью преграждать выход воздуха изо рта, образуя смычку с зубами или с нёбом, а может создавать затор, оставляя для выхода воздуха лишь узкую щель. Поэтому все согласные делятся по способу образования на смычные (например: п, т, г) и щелевые (например: з, х, ф). Есть и промежуточные звуки, в которых сочетаются признаки как смычных, так и щелевых. Это аффрикаты (ч, Ц). Итак, способ образования - первый признак в артикуляционной характеристике согласных. Вторым важным признаком является место образования шумообразующей преграды.

По активному речевому органу согласные могут быть губными и язычными (передне-, средне- и заднеязычными), по пассивному - губными, зубными, нёбными (передне-, средне-и задненёбными). Третий признак-разделение согласных на звонкие (например: г, ж, б) и глухие (к, ш, п). Они могут быть образованы с участием и без участия голоса. И наконец, в-четвертых, согласные могут быть твердыми и мягкими.

Синтагматическое членение речевого потока как процесс деления речевого потока на минимальные смысловые единицы связан с отражением в звучании структурных и смысловых компонентов текста и происходит обычно на участках ослабления линейно-грамматических связей слов. Вместе с тем интонационная сегментация текста может варьироваться. Особенности синтагматического членения во многом определяет и фактор визуального восприятия текста: совпадение интонационных границ со знаками препинания трактуется исследователями как основное синтагматическое членение, а деление на синтагмы внутри синтаксической группы – как дополнительное, обусловленное субъективным отношением говорящего.

Фразовое членение. Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию. Фраза и предложение – это не одно и то же. Фраза – это фонетическая единица, предложение – синтаксическая. Их границы могут не совпадать. Например: Ветры кротко стихли//, яркий свет зовет меня домой . Одно предложение содержит две фразы. Фраза членится на речевые синтагмы, или такты.

Основными единицами звуковой материальной оболочки языка являются линейные, или сегментные, и нелинейные, или суперсегментные, единицы.

Сегментные единицы языка – это звуки, слоги, фонетические слова. Они называются так потому, что располагаются в речи один за другим: нельзя сразу, одновременно произнести два звука.

Суперсегментные единицы языка - это ударение, интонация.

Главное их отличие от звуков в том, что они не существуют отдельно от материальных оболочек языковых единиц, они характеризуют эти материальные оболочки в целом, как бы надстраиваются над ними. Поэтому суперсегментные единицы не могут быть произнесены отдельно. Они, как и звуки, участвуют в различении слов, предложений.

Коартикуляцию можно определить как влияние фонетического контекста на артикуляцию речевых зву­ков. Термин «коартикуляция» используется в качестве общего названия для процессов, обозначающих влияние артикуляции со­седних звуков. В более узком смысле различают собственно коартикуляцию, ассимиляцию и аккомодацию.

Под собственно коартикуляцией понимается процесс совме­щения артикуляционных жестов соседних звуков.

Влияние артикуля­ции согласного на согласный называется ассимиляцией , а гласного на со­гласный - аккомодацией.

СЛОГ - звук или сочетание звуков, объединенных волной сонорности, то есть степенью звучности (гласности). Существует 4 теории слога: экспираторная, сонорная, напряженности, динамическая.

Теория сонорности. (Московская фонологическая школа, Р.И. Аванесов) рассматривает слог через акустические свойства речи - изложена в учебнике. Согласно этой теории, слог - это волна сонорности; объединение зву­ков по нарастающей вокруг опорного звука с наибольшей степенью звучности. Звукам присваивается индекс звучности: шумный глухой --1, шумный звонкий - 2, сонорный - 3, гласный - 4.

Ударе́ние - выделение каким-либо акустическимсредством одного из компонентовречи.

Первой особенностью русского ударения является то, что оно свободное , то есть не прикреплено к определенному слогу в слове. Оно может падать и на первый слог (воля, город ), и на второй (свобода, природа ), и на третий (молоко, молодой ) и т.д. Такое ударение называется также разноместным .

Второй особенностью подвижность , то есть способность менять свое место в зависимости от формы слова.

Например: понять – понял – поняла ; сестра – сёстры ; стена – нет стены .

Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость , которая выражается в том, что с течением времени ударение меняет свое место в слове и появляется новый вариант произношения. Например, раньше говорили: кладбИще, паспОрт, эпигрАф, воздУх, музЫка, призрАк .

Ударение выполняет в языке различные функции. Общей для всех типов и видов ударения является кульминативная функция - обеспечение цельности и отдельности слова путём просоди­ческойцентрализации его слого-звуковой структуры (выделение просоди­че­ско­го центра слова). Свободное и ограниченное ударение способно выполнять сигнификативную функцию, разли­чая, кроме грамма­ти­че­ских форм, такжелексемыи лексико-семантические варианты слов (ср. за́мок - замо́к). Связанное (особенно фиксированное) ударение выполняет делимитативную (разграничительную) функцию, отмечая границы слов. Ударение любого типа может выполнять такжеэкспрессивнуюфункцию, будучи элементоминтонации фразы и соотносясь с прагматическими значениями (см. Прагматика ).

Функции ударения, структура акцентных парадигм и их история изучаются в акценто­ло­гии .

Фонети́ческое сло́во , или ритми́ческая гру́ппа - самостоятельное слововместе с примыкающими к немуслужебными словами, не имеющими собственногоударения, иначе говоряклитиками, для которых самостоятельное слово выступаетопорным . Характеризуется наличием единственного словесного ударения, которое может падать как на самостоятельное, так и на служебное слово.

С точки зрения фонетикифонетическое слово представляет собой группуслогов, объединённую одним ударением. Ударный слог объединяет слоги в рамках слова за счёт того, что характеристикигласныхбезударных слогов (качество, интенсивность, длительность) зависят от их положения по отношению к ударному слогу. Внутри фонетического слова действуют те же фонетические закономерности:ассимиляция,диссимиляция, - что и внутри любого слова.

В соответствии с определением, фонетическое слово может не совпадать с орфографическимсловом или словом как единицей всловаре.

Кли́тика - слово(например,местоимениеиличастица),грамматическисамостоятельное, нофонологическизависимое. Клитиками по определению являются, в частности, все слова, не составляющиеслога(например, предлогив, к, с ). Клитики могут присоединяться к ударной словоформекакой-то однойчасти речи(например, романские местоименные формы в косвенных падежах - только к глаголу) либо к словоформам любой части речи (таковы русские частицыже, ли ); последние называются транскатегориальными.

Безударные словоформы в составе фонетического слова могут находиться как перед ударной словоформой (проклитики), так и после нее (энклитики). В некоторых случаях ударная словоформа может быть «окружена» клитиками -на бережок бы .

ИНТОНАЦИЯ как суперсегментная единица в широком смысле – это изменение основного тона при произнесении той или иной единицы языка - звука, слога, слова, фразы, предложения. Интонация в этом смысле может быть восходящая (акутовая, повышающаяся), восходяще-нисходящая, нисходящая (падающая, понижающаяся, циркумфлексная).

Это совокупность всех суперсегментных средств языка (собственно интонация, ударение и др.): 1) мелодика, т.е. движение тона по фразе, 2) различные типы ударения, 3) паузы, т.е. перерывы различной длительности в звучании, 4) тембр голоса, играющий важную роль, особенно в эмоциональной окраске речи.

Интонация в узком смысле –– это ритмико-мелодическая окраска синтагмы или предложения в целом. Произношение языковой единицы с той или иной интонацией, или интонационное оформление высказывания называется интонирование .

Интонема – единица интонации, модель интонации, образованная с помощью элементов интонации и обладающая определенным значением.

Интонему можно сравнить с интонационным знаком, который помогает отождествлять интонационно-смысловые отрезки в речи.

Изучение интонации отдельных предложений приводит к выводу о существовании интонации повествовательной, вопросительной, ответной, перечислительной, восклицательной и т. п. Сравнение звучащих предложений различной синтаксической структуры показывает, что в русском языке можно выделить семь типовинтонационных конструкций(ИК). При сходстве направления и уровней тона в качестве различительных признаков используется длительность центров ИК, или усиление словесного ударения центра в результате большей напряжённости артикуляции гласного, усиливающей отчётливость тембра, или смычка голосовых связок в конце гласного центра, воспринимаемая как резкий перерыв звучания.

В потоке речи каждый тип ИК представлен рядом реализаций: нейтральных, характеризующих тот или иной тип ИК при выражении смысловых отношений, и модальных, имеющих какую-либо особенность строения, предназначенную для выражения субъективного, эмоционального отношения говорящего к высказываемому. Тип ИК во всём многообразии его реализаций, передвижение центра ИК, членение речевого потока (синтагматическое членение) составляют основные интонационные средства русского языка.

Различают семь типовинтонационных конструкций(ИК), имеющих фонологическую значимость:

    ИК-1наблюдается при выражении завершенности в повествовательных предложениях:Анна стоит на мосту.Наташа поет. Для ИК-1 характерно понижение тона на ударной части.

    ИК-2реализуется в вопросе с вопросительными словами:Кто пьет сок?Как поет Наташа? При ИК-2 ударная часть произносится с некоторым повышением тона.

    ИК-3характерна для вопроса без вопросительного слова:Это Антон?Ее зовут Наташа? Для этой интонации характерно значительное повышение тона на ударной части.

    ИК-4- это вопросительная интонация, но с сопоставительным союзом а:А вы?А это? На ударной части происходит повышение тона, продолжающееся на безударных слогах.

    ИК-5реализуется при выражении оценки в предложениях с местоименными словами:Какой сегодня день! На ударной части - повышение тона.

    ИК-6, так же как и ИК-5, реализуется при выражении оценки в предложениях с местоименными словами:Какой сок вкусный! Повышение тона происходит на ударной части и продолжается на заударной части.

    ИК-7употребляется при выражении завершенности в повествовательных предложениях, но ударная часть в отличие от ИК-1 эмоционально окрашена:И Антон стоит на мосту.

Для записи звучащей речи в науке используется фонетическая транскрипция. Транскрипция (в языкознании) - совокупность специальных знаков, при помощи которых передаются все тонкости произношения. Необходимо, транскрибируя слова литературного языка, хорошо знать нормы произношения, следить за правильностью артикуляции. В отличие от орфографического письма в транскрипции буква-знак всегда соответствует одному звуку и каждый звук обозначается одной и той же буквой. При транскрибировании следует учитывать определенные правила:

1. Звуки изображаются строчными буквами. Прописные буквы не употребляются, в том числе и в словах, которые всегда пишутся с большой буквы.

2. Кроме букв, в транскрипции используются и другие особые знаки.

3. Ударные гласные звуки (звуки сильной позиции) обозначаются буквами а – [а], э, е – [э], и – [и], [ы], о - [о], у – [у], ы – [ы]. Безударные (ослабленные) а, о, е обозначаются иначе.

4. Все гласные в сильной позиции обозначаются значком ударения, в том числе в односложных словах, так как каждое фонетическое слово имеет ударение. В сложных словах может быть не одно ударение, например, в слове двухэтажный ударными являются два слога, первый и третий.

5. Транскрибируемый звук заключается в квадратные скобки; если транскрибируется слово, оно целиком заключается в квадратные скобки; то же правило распространяется и на целые такты.

6. Предлоги, союзы, частицы, не имеющие самостоятельного ударения и входящие в состав фонетических слов, а также знаменательные слова, произносимые в потоке речи без паузы между ними, в транскрипции пишутся либо слитно с последующим или предшествующим словом, либо соединяются с ним дугой.

7. Мягкость согласных обозначается знаком мягкости справа вверху от буквенного знака (так была показана мягкость звука [т] в слове [тигр], звука [с] в слове [фсо]). Традиционно отмечается мягкость согласных непарных по твердости-мягкости [ч], . Не отмечается мягкость только у палатального (абсолютно мягкого) звука [j] и его разновидности [й].

8. Долгота согласных звуков обозначается горизонтальной черточкой над звуком.

9. Для обозначения внутрифразовой паузы в транскрипции используется знак ║, такты отделяются знаком I. Для обозначения меньшей паузы применяют знак вертикальной пунктирной линии.

10. На месте безударных гласных а и о в первом предударном слоге (в I позиции) после твердых согласных произносится ослабленный, средний между [о] и [а] звук, обозначаемый знаком .

11. В начале слова гласные [а] и [о] в ослабленной позиции, независимо от того, на сколько слогов они удалены от сильного слога, получают то же значение и обозначаются тем же самым редуцированным звуком , что и в первом предударном слоге после твердых согласных, т.е. это тоже первая позиция.

12. Ударные и безударные звуки [и], [у], [ы] в транскрипции пишутся так же, как в орфографии, хотя во второй позиции они произносятся короче.].

13. В первом предударном слоге, т. е. в первой позиции, на месте букв а, о, э после мягких согласных, появляется звук, средний между [и] и [э], обозначаемый знаком [иэ].

14. Во всех безударных слогах после твердого согласного, кроме первого предударного и абсолютного начала слова, и в заударных слогах, т.е. во второй позиции, [а], [о], [э] изменяются и качественно, и количественно, то есть появляется ослабленный (редуцированный) звук, который обозначается знаком [ъ] – ер.

15. Во всех безударных слогах, кроме первого предударного, и всех заударных слогах, т.е. во второй позиции, на месте букв я, е после мягких согласных возникает ослабленный (редуцированный) звук, обозначаемый знаком [ь] – ерь.

Реферат по русскому языку

«Фонетическая система русского языка»


Фонетика - наука о звуковой стороне человеческой речи. Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук).

Без произнесения и восприятия по слуху звуков, составляющих звуковую оболочку слов, речевое общение невозможно. С другой стороны, для речевого общения чрезвычайно важно различение произносимого слова среди других, сходных по звучанию.

Поэтому в фонетической системе языка, необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи - слов, их форм, словосочетаний и предложений.

1.Фонетические средства русского языка

К фонетическим средствам русского языка относятся:

Ударение (словесное и фразовое)

2) на стыке предлога и слова: [аръм], [ аръм] (с жаром, с шаром); [б"и е аръ], [би е аръ] (без жара, без шара).

Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж"]: [по"ъ] (позже), (езжу); [во "и], [дро "и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие ["], : [Λ"от] (отчет), (фкра ъ] (вкратце).

6. Упрощение сочетаний согласных . Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны], [познъ], [ш"и е сл"ивы], [г"иганск"и], [ч"уствъ], [с"ердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

7. Сокращение групп одинаковых согласных . При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [ра ор"ит"] (раз+ссорить), [ылкъ] (с ссылкой), [кΛло ы] (колонна+н+ый); [Λд"е ки] (Одесса+ск+ий).

v Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса - музыкального тона и отсутствием шума.

Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных:

1) степень подъема языка

2) место подъема языка

3) участие или неучастие губ.

Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].

Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].

Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].

Таблица гласных звуков современного русского литературного языка


Звуковой закон в области гласных звуков.

Редукция гласных . Изменение (ослабление) гласных звуков в безударном положении называется редукцией, а безударные гласные - редуцированными гласными. Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

Гласные в слабой позиции первой степени: [вΛлы] (валы); [валы] (волы); [б"и е да] (беда) и т.п.

Гласные в слабой позиции второй степени: [пърлвос] (паровоз); [къръгΛнда] (Караганда); [кълъкΛла] (колокола); [п"ьл"и е на] (пелена); [голъс] (голос), [возглъс] (возглас) и т.п.


Фразовым ударением называется выделение в произношении наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания (фразы); таким ударением является одно из тактовых. В приведенном выше примере фразовое ударение падает на слово мечтам. Фразовое ударение различает предложения по значению при одинаковом составе и порядке слов (ср.: Снег идет и Снег идет).

Тактовое и фразовое ударение называют также логическим.

1.3 Интонация различает предложения с одинаковым составом слов (при одинаковом месте фразовых ударений) (ср.: Снег тает и Снег тает?). Различаются интонации сообщения, вопроса, побуждения и т.д.

Интонация имеет объективное лингвистическое значение: независимо от функциональной нагруженности интонация всегда объединяет слова во фразы, и без интонации фразы не существуют. Субъективные различия в интонации фразы не имеют лингвистической значимости.


Интонация тесно связана с другими уровнями языка, и, прежде всего, с фонологией и синтаксисом.

С фонологией интонацию роднит то, что она принадлежит к звуковой стороне языка и что она функциональна, однако от фонологии ее отличает то, что интонационные единицы имеют семантическую значимость сами по себе: например, восходящая интонация в основном соотнесена с вопросительностью или незавершенностью высказывания. Отношения между интонацией и синтаксисом предложения не всегда однозначны. В одних случаях грамматические образцы, по которым строится высказывание, могут иметь типичное интонационное оформление. Так, предложения с частицей

[и е ]
[л"и е сок]

[ы э ]
[шы э сток]

[и]
[итак]

[ы ]
[пы л"ит]

[u]
[п"uл"ит"]

[ы]
[жырок]

[у]
[урок]

[у]
[туда]

[у]
[с" уда]

[у]
[шум"eт"]


Варианты фонем <а>, <о>, <е> первого предударного слога после твердых согласных совпадают с вариантами этих фонем в абсолютном начале слова. Это звуки [Λ], [ы э ].

Исключением является фонема <и>, которая в абсолютном начале слова реализуется звуком [и]: [Иван], а в первом предударном слоге после твердых согласных - звуком [ы]: [с-ыванъм].

Варианты гласных фонем второго предударного слога . Во всех предударных слогах, кроме первого, слабые гласные фонемы оказываются в слабой позиции второй степени. Эта позиция имеет две разновидности: I - после парного твердого согласного и II - после мягкого согласного. После твердого согласного гласные фонемы реализуются звуками [ъ], [ы], [у]; после мягкого - звуками [ь], [и], [у]. Например: [ъ] - [бърΛбан], [кълъкΛла], [ы] - [выручат"], [у] - [мурΛв"ê], [ь] - [пьтΛчок], [и] - [к"ислΛта], [ у] - [л" убΛпытны].

Варианты гласных фонем заударных слогов . Слабые гласные фонемы заударных слогов различаются по степени редукции: наиболее слабая редукция наблюдается в конечном открытом слоге. Различаются две позиции слабых фонем в заударных слогах: после твердых согласных и после мягких согласных.


Система вариантов гласных фонем заударных слогов представлена в таблице.

После твердых согласных

После мягких согласных

В неконечном слоге

В конечном слоге

В неконечном слоге

В конечном слоге

[ы] - [и]
[выжытъ] - (выжита)
[выжътъ] - (выжата)

[ы] - [ъ]
[голым] - (голым)
[голъм] - (голом)

[и] - [ъ]
[буд"ûт"ь] - (будите)
[буд"ьт"ь] - (будете)

[и] - [ь]
[с"ûн"им] - (синим)
[с"ûн"ьм] - (синем)

[ь] - [ъ]
[кл"äч"ьм"и] - (клячами)
[кл"äч"ъм"и] - (клячами)

[ь] - [ъ]
[кл"äч"ьм] - (клячам)
[кл"äч"ъм] - (клячам)

[у]
[корпусу] - (корпусу)

[у]
[корпус] - (корпус)

[ у]
[пΛпол" ушку] - (по полюшку)

[ у]
[попъл" у] - (по полю)


Как показывает таблица, после твердых согласных различаются гласные [ы], [ъ], [у]; причем звуки [ы] и [ъ] слабо противопоставлены. После мягких согласных различаются гласные [и], [ъ], [ь], [ у]; причем слабой разграниченностью отличаются звуки [и] - [ь], [ъ] - [ь].

Мена фонем, сильной и слабой, занимающих одинаковое положение в морфеме, образует фонемный ряд . Так, гласные фонемы, тождественные по месту в морфеме кос-, образуют фонемный ряд <о> - <Λ> - <ъ>: [косы] - [кΛса] - [късΛр"и], а согласная фонема <в> морфемы став- начинает фонемный ряд <в> - <в"> - <ф> - <ф">: [уставы] - [устав"ит"] - [устаф] - [устаф"].

Фонемный ряд является существенным элементом структуры языка, так как на нем основано тождество морфемы. Состав фонем одной и той же морфемы всегда соответствует определенному фонемному ряду. Флексии творительного падежа в словах окн-ом и сад-ом [Λкном] - [садъм], вод-ой и мод-ой [вΛдо ] - [модъ] произносятся по-разному. Однако эти флексии ([-ом] - [-ъм], [-o] - [ъ]) являются одной и той же морфемой, так как в их составе меняются фонемы <о> и <ъ>, входящие в один фонемный ряд.

Вывод

Таким образом, фонетическая система русского языка состоит из значимых единиц речи:

§ форм слова

§ словосочетаний и предложений

для передачи и различения, которых служат фонетические средства языка:

Ø ударение

Ø интонация.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

МИНИСТЕРСТВО ОБРÀЗОВÀНИЯ И НÀУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРÀЦИИ ВОЛГОГРÀДСКИЙ ГОСУДÀРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра стилистики и литературного редактирования Т.À. Пережогина МЕТОДИЧЕСКИЕ МÀТЕРИÀЛЫ ПО ФОНЕТИКЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКÀ (Для студентов-филологов заочной формы обучения) Волгоград 2004 Рецензенты: д-р филол. наук, проф. каф. русского языка и методики его преподавания ВГПУ Т.Н. Колокольцева; д-р филол. наук, проф., зав. каф. стилистики и литературного редактирования ВолГУ О.À. Прохватилова Рекомендовано к печати по решению Ученого совета факультета филологии и журналистики (протокол ¹ 9 от 28.06 2004 г.) Пережогина Т.À. Методические материалы по фонетике современного рус- ского языка: (Для студентов-филологов заочной формы обуче- ния). – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. – 28 с. Методические материалы разработаны в соответствии с учеб- ным планом подготовки студентов по специальности «Филология» и действующей учебной программой курса фонетики современного рус- ского языка. Предназначены для организации самостоятельной работы сту- дентов-заочников в межсессионный период. © Т.À. Пережогина, 2004 © Издательство Волгоградского государственного университета, 2004 –2– ПРЕДИСЛОВИЕ Фонетику не случайно образно называют «опытным полем языкознания»: ведь именно здесь впервые были обнаружены многие закономерные отношения между единицами, разработа- ны понятия, которые впоследствии использовались и получили развитие в других разделах языкознания. Изучение фонетики не- обходимо для специалиста-филолога не только потому, что рас- ширяет и углубляет его представления о языке, но и потому, что способствует развитию его лингвистического мышления. Особая роль в этом принадлежит фонологии. По мнению Р.И. Àванесова, «…фонология не только область языкознания, но и способ лингви- стического мышления, элемент лингвистического мировоззрения». Все это определяет основные задачи курса: получить знания о системном устройстве фонетического яруса языка, овладеть ос- новными понятиями фонетики, уметь анализировать языковые явления. Курс фонетики рассчитан на два семестра и предполагает лекционные и практические занятия, консультации, выполне- ние домашней контрольной работы. Основная форма отчетности - экзамен. В связи с тем, что ни одно из имеющихся учебных пособий не может быть названо в качестве единственного и дос- таточного для усвоения курса, рекомендуется при подготовке опираться на лекции и следовать данным методическим указани- ям. Настоящие материалы являются результатом многолетней преподавательской работы автора и дополняют ранее опублико- ванные методические пособия: «Современный русский язык: Си- стема основных понятий», ч. 1, раздел «Фонетика современного русского языка» (Волгоград, 1999); «Современный русский язык: Система обучающих тестов», тест по курсу «Фонетика современ- ного русского языка» (Волгоград, 2001). Методические материалы включают планы практических за- нятий, каждое из которых состоит из трех частей. Первая часть - вопросы для самостоятельной подготовки, нацеливающие сту- дентов на проработку теоретического материала. Вторая часть вклю- чает перечень необходимой учебной и учебно-методической ли- тературы. Третья часть содержит задания, связанные с анализом –3– языковых фактов и направленные на закрепление теоретического материала. Поскольку заочная форма обучения предполагает серьезную самостоятельную работу студентов в межсессионный период, по курсу фонетики современного русского языка предлагается вы- полнить домашнюю контрольную работу, задания для которой приводятся в данном пособии. Кроме того, в издании содержатся вопросы и виды практических заданий, входящие в экзаменаци- онные билеты. Приложение включает в себя теоретический мате- риал по одной из наиболее сложных и противоречивых тем (оппо- зиции гласных и согласных фонем по различным дифференци- альным признакам), а также планы и образцы фонетического, фонологического анализа слова. –4– ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Тема 1. Единицы фонетического уровня языка. Àспекты изучения звуковых единиц. Понятие транскрипции Вопросы для подготовки 1. Предмет фонетики как раздела языкознания. 2. Единицы фонетического уровня языка, их иерархия. 3. Àспекты изучения звуковых единиц в фонетике. 4. Понятие транскрипции. Виды транскрипции: сегментная и супрасегментная, фонематическая и фонетическая. 5. Знаки фонетической транскрипции. Список литературы 1. Àванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. (См. также др. издания.) 2. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.À., Гордина М.В. Основы общей фонетики. СПб., 1991. 3. Матусевич М.И. Фонетика современного русского языка. М., 1976. 4. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. 2-е изд. М., 1987. 5. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979. 6. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фоне- тика. М., 2001. 7. Пожарицкая С.К. Современный русский язык. Фонетика: Метод. указания. М., 1985. 8. Современный русский язык. Система основных понятий: Учеб. пособие: В 2 ч. / Под общ. ред. Л.Б. Селезневой. Волгоград, 1999. Ч.1: Поня- тия общие. Разд. «Фонетика современного русского языка». Задания 1. Выполните фонетическую транскрипцию следующих слов: вол, вел, любит, шьем, письмо, рьяный, сети, желуди, видишь, четный, чижи, чушь, щетки, к счастью, мужчины, южанин, цель, вялить, пу- зырь, клюют, тлеют. –5– 2. Выполните фонетическую транскрипцию предложений: Мы любим нашу землю. Мальчики играли в прятки у пруда. Жен- щины пели любимую песню. 3. Назовите слова, в которых гласные буквы обозначают: а) два звука; б) мягкость предшествующего согласного звука. Тема 2. Àртикуляционная классификация гласных звуков. Изменения гласных в потоке речи Вопросы для подготовки 1. Àртикуляционная классификация гласных звуков совре- менного русского языка (по Л.В. Щербе, по Р.И. Àванесову). 2. Комбинаторные изменения гласных звуков в потоке речи. 3. Позиционные изменения гласных звуков в потоке речи. Понятие редукции. Характер редукции безударных гласных. Ре- дукция количественная и качественная. 4. Типы безударного вокализма после твердых и после мяг- ких согласных. 5. Обозначение безударных гласных в фонетической транс- крипции. Список литературы 1. Àванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. (См. также др. издания.) 2. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.À., Гордина М.В. Основы общей фонетики. СПб., 1991. 3. Матусевич М.И. Фонетика современного русского языка. М., 1976. 4. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. 2-е изд. М., 1987. 5. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фо- нетика. М., 2001. 6. Пожарицкая С.К. Современный русский язык. Фонетика: Ме- тод. указания. М., 1985. 7. Современный русский язык. Система основных понятий: Учеб. пособие: В 2 ч. / Под общ. ред. Л.Б. Селезневой. Волгоград, 1999. Ч.1: Поня- тия общие. Разд. «Фонетика современного русского языка». Задания 1. Обозначьте в фонетической транскрипции и охарактери- зуйте гласные звуки в словах: жираф, крокодил, верблюд. –6– 2. Обозначьте в фонетической транскрипции безударные глас- ные, произносимые при эканье и при иканье в следующих словах: леса, лиса, пятак, пятачок, перелет, зимовать, заяц, ветер, дети. 3. Выполните фонетическую транскрипцию следующих слов в соответствии с аканьем и эканьем: карандаши, из городов, жена, цеховой, часовой, случай, очарована, еще, языки, с поезда, без тебя. 4. Опишите изменения, которым подвергаются гласные в сло- вах: лимон, драчун, дачник. Тема 3. Àртикуляционная классификация согласных звуков. Изменения согласных в потоке речи Вопросы для подготовки 1. Основная и дополнительная артикуляция при производ- стве согласных. 2. Соотношение тона и шума в согласном звуке. 3. Àртикуляционная классификация согласных звуков рус- ского языка (по Р.И. Àванесову). 4. Позиционные изменения согласных звуков. 5. Комбинаторные изменения согласных звуков: аккомодация; ассимиляция по работе голосовых связок, по работе средней части спинки языка, по действующему органу (по месту образования, по способу образования); диссимиляция; образование звуков единой артикуляции. Список литературы 1. Àванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. (См. также др. издания.) 2. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.À., Гордина М.В. Основы общей фонетики. СПб., 1991. 3. Матусевич М.И. Фонетика современного русского языка. М., 1976. 4. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. 2-е изд. М., 1987. –7– 5. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фо- нетика. М., 2001. 6. Пожарицкая С.К. Современный русский язык. Фонетика: Ме- тод. указания. М., 1985. 7. Современный русский язык. Система основных понятий: Учеб. пособие: В 2 ч. / Под общ. ред. Л.Б. Селезневой. Волгоград, 1999. Ч.1: Поня- тия общие. Разд. «Фонетика современного русского языка». Задания 1. Обозначьте в фонетической транскрипции и охарактери- зуйте согласные звуки в словах: навстречу, лодка, счет. 2. Опишите изменения, которым подвергаются согласные звуки в словах: расшитый, росчерк, легкость, отчим, отцовский, скучно, мутный, отлов. 3. Выполните фонетическую транскрипцию текста в соот- ветствии с аканьем и эканьем: Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени. Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года (К. Паустовский). Тема 4. Функциональный аспект изучения звуков. Понятие фонемы. Фонема в концепции ЛФШ Вопросы для подготовки 1. Задачи функционального аспекта изучения звуков. 2. Фонема как минимальная сегментная единица языка. 3. Функции фонемы в русском языке. 4. Варьирование фонемы в речи. Фонема и ее аллофоны. 5. Фонема в концепции ЛФШ. Классификация аллофонов фонемы. 6. Фонематическая транскрипция по ЛФШ. Список литературы 1. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. 2-е изд. М., 1979. 2. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.À., Гордина М.В. Основы общей фонетики. СПб., 1991. –8– 3. Матусевич М.И. Фонетика современного русского языка. М., 1976. 4. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. 2-е изд. М., 1987. 5. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фо- нетика. М., 2001. 6. Современный русский язык. Система основных понятий: Учеб. пособие: В 2 ч. / Под общ. ред. Л.Б. Селезневой. Волгоград, 1999. Ч.1: Поня- тия общие. Разд. «Фонетика современного русского языка». 7. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык: В 3 ч. Ч. 1. М., 1987. Задания 1. Запишите следующие слова в фонетической транскрип- ции. Выявите существенные и несущественные признаки алло- фонов: мог, вел, гроза. 2. Запишите следующие слова в фонетической транскрип- ции. Соотнесите каждый аллофон с фонемой, следуя концепции ЛФШ. Определите тип аллофона: плот, плоты, травяной, удача, министр. 3. Выполните фонетическую, а затем фонематическую транс- крипцию предложения (по ЛФШ), следуя экающему типу безу- дарного вокализма: Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень (К. Паустовский). Тема 5. Функциональный аспект изучения звуков. Основные положения ПФШ и ее последователей Вопросы для подготовки 1. Признаки фонемы: дифференциальные (ДП) и интег- ральные (ИП), их релятивный характер. 2. Понятие оппозиции. Классификация оппозиций Н.С. Тру- бецкого. 3. Функционирование фонем в языке. Сильные и слабые позиции. Нейтрализация фонемных противопоставлений в сла- бых позициях. 4. Фонема и архифонема в концепции ПФШ. –9– 5. Сильные и слабые позиции гласных фонем. Гласные архи- фонемы. 6. Сильные и слабые позиции согласных фонем. Согласные архифонемы. Список литературы 1. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. 2-е изд. М., 1979. 2. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960. 3. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.À., Гордина М.В. Основы общей фонетики. СПб., 1991. 4. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. 2-е изд. М., 1987. 5. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык: В 3 ч. Ч. 1. М., 1987. 6. Современный русский язык. Система основных понятий: Учеб. пособие: В 2 ч. / Под общ. ред. Л.Б. Селезневой. Волгоград, 1999. Ч.1: Поня- тия общие. Разд. «Фонетика современного русского языка». 7. Иллюстративный материал «Оппозиции гласных и согласных фонем по различным ДП» (см. приложения 1 и 2). 8. Àванесов Р.И. Фонетика современного русского литературно- го языка. М., 1956. Задания 1. Выявите на основе минимальных пар слов оппозиции фонем. Определите тип оппозиции по классификации Н.С. Тру- бецкого. Назовите ДП, различающие фонемы: жест - шест, мол - моль, сам - хам, пить - петь, сан - сон, Лида - Люда, Нина - Дина, пот - тот - кот. 2. Определите фонологический статус звуков (фонема или архифонема) в следующих словах: спор, здесь, разжег, следопыт, эскадрилья. Тема 6. Функциональный аспект изучения звуков. Основные положения МФШ Вопросы для подготовки 1. Фонема как элемент морфемы. Определение фонемы в теории МФШ. – 10 –

Список книг по фонетике русского языка - характеристикам звуков, транскрипции, звуко-буквенным разборам и другим темам.

Школьная программа

В качестве учебных пособий для школьников можно использовать следующие издания:

  1. М. Т. Баранова, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова. Фонетика. Графика. Орфоэпия // Русский язык. Справочные материалы. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 1993. - С. 18. - 288 с. - ISBN 5-09-004702-2.
  2. Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. - МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x.
  3. Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа. - М.: Просвещение, 2009.- 192с.
  4. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010.
  5. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 - 9 класс: учебник для углубл. изуч. рус.яз. / В.В. Бабайцева. - 6-е изд., перераб. - М. Дрофа, 2008.
  6. Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. - М.: АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2011.

Углублённое изучение

Перечисленные ниже учебники и словари адресованы студентам, учителям, преподавателям ВУЗов, логопедам, филологам.

Сегментные единицы:

  1. Богородицкий В.А. Фонетика русского языка в свете экспериментальных данных. Казань, 1930.
  2. Брндарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977.
  3. Брок О. Очерк филологии славянской речи. - Энциклопедия славянской филологии. Спб., 1910, вып. 5,2.
  4. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976.
  5. Томсон А.И. Общее языкознание . Одесса, 1910.
  6. Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении. - Записки историко-филологического факультета университета. Спб., 1912, ч. 107.
  7. Якобсон Р.О., Фант Г., Халле М. Введение в анализ речи . - В кн.: Новое в лингвистике. М., 1962, вып. 2.

Суперсегментные единицы:

  1. Аванесов Р.И. О слогоразделе и строении слога в русском языке . - В его кн.: Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956.
  2. Аванесов Р.И. Ударение в современном русском литературном зыке . - В его кн.: Русская литературная и диалектная фонетика. М., 1974.
  3. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М., 1969.
  4. Брызгунова Е.А. Основные типы интонационных конструкций и их употребление в русском языке. - Русский язык за рубежом, 1973, № 1, 2.
  5. Жинкин Н.И. Восприятие ударения в словах русского языка. - Изв. Акад. Пед. Наук РСФСР. М., 1954, вып. 54.
  6. Реформатский А.А. К вопросу о выделении ударного слога в русском языке. - В его кн.: Очерки по фонологии, морфонологии и морфологии. М., 1979.

Пограничные сигналы (диэремы):

  1. Трубецкой Н.С. Основы фонологии . М., 1960, с. 299-325.

Позиционные чередования гласных:

  1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956.
  2. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Система фонем русского языка . - В кн.: Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.
  3. Гловинская М.Я. Об одной фонологической подсистеме в современном русском языке. - В сб.: Развитие фонетики современного русского языка. М., 1971.
  4. Кузнецова А.М. Изменения гласных под влиянием соседних мягких согласных. М., 1965.
  5. Кузьмина С.М. О фонетике заударных флексий. - В сб.: Развитие фонетики современного русского литературного языка. М., 1966.
  6. Оливериус З.Ф. Фонетика русского зыка. Praha, 1974.
  7. Пауфошима Р.Ф. Активные процессы в современном русском литературном произношении (ассимилятивные изменения безударных гласных). - Изв. Акад. Наук СССР. Серия литературы и языка, 1980, № 1.

Позиционные чередования согласных:

  1. Аванесов Р.И. Соотносительный ряд носовых согласных фонем по признаку «детальность - лабиальность» . - В его кн.: Русская литературная и диалектная фонетика. М., 1974.
  2. Аванесов Р.И. Фонема .
  3. Аванесов Р.И. , Сидоров В.Н. Система фонем русского языка . - В кн.: Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.
  4. Бодуэн де Куртенэ И.А. Опыт теории фонетических альтернаций . - В его кн.: Избр. труды по общему языкознанию. М., 1963, т.1.
  5. Реформатский А.А. Согласные, противопоставленные по способу и месту образования, и их варьирование в современном русском языке . - В кн.: Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.
  6. Реформатский А.А. Слоговые согласные в русском языке. - В сб.: Развитие фонетики современного русского языка. М., 1971.

Сочетание фонетических единиц. «Пражская» теория фонем (дифференциаторов):

  1. Дюрович Л. Фонематическая интерпретация русского безударного вокализма. - Ceskoslovenska rusistika, 1963, №4.
  2. Матезиус В. Задачи сравнительной фонологии . - В кн.: Пражский лингвистический кружок. М., 1967.
  3. Оливериус З.Ф. Фонетика русского языка. Praha, 1974.
  4. Trubetzkoy N.S. Das morphonologische System der russischen Sprache. Prague, 1934.
  5. Трубецкой Н.С. Основы фонологии . М., 1960, с. 7-22, 38-46, 73-96.

Предлагаемое учебное пособие ориентировано на программу раздела «фонетика» общего курса «Современный русский язык» филологических факультетов университетов и педагогических институтов. В нем учтены последние достижения фонетической науки, объективно излагаются разные концепции и способы описания одного и того же объекта. Для студентов филологических факультетов высших учебных заведений.

НАЗНАЧЕНИЕ ЯЗЫКА.
Человеческое общество не может существовать без общения, без обмена информацией. Обмен информацией, то есть ее передача и прием, называется коммуникацией. Для обеспечения общения между людьми, для обмена мыслями и предназначен человеческий язык, его основная функция - коммуникативная: язык должен позволять передавать и получать любую информацию наиболее рациональным способом.

В любом общении принято выделять два плана - план содержания (то, что передается) и план выражения (как передается содержание). Изначально информация разного рода существует в сознании человека в образном, не материальном виде и не может быть непосредственно передана от одного человека к другому. Чтобы обеспечить передачу и прием информации, ее нужно преобразовать в такую форму, в какой она могла бы быть отправлена одним человеком и получена другим - ведь передавать сами по себе мысли обычные люди не способны. Этой формой в человеческом обществе является звуковой сигнал, то есть колебания давления во внешней среде, которые могут быть произведены и восприняты человеком (хотя существуют и другие, менее распространенные способы общения - например, при помощи жестов или прикосновений).

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 7
Язык как предмет лингвистики 7
Назначение языка 7
Устройство языка. Знак 9
Язык и речь 10
Разновидности языковых систем 13
Лингвистика 14
Фонетика: предмет, задачи и разделы.
Виды фонетических описаний 16
Звуковые средства языка 18
ЧАСТЬ I. СУБСТАНЦИОНАЛЬНАЯ ФОНЕТИКА 25
СЕГМЕНТНАЯ ФОНЕТИКА 27
Артикуляционный аспект фонетических описаний 27
Устройство речевого аппарата 28
Звук речи. Гласные и согласные 31
Основные компоненты речепроизводства 32
Инициация 32
Артикуляция 33
Фонация 41
Артикуляционная классификация звуков русского языка 48
Контекстные изменения фонетических единиц 54
Транскрипция 58
Фонетическая транскрипция 59
Транскрипция и экспериментальная фонетика 60
Транскрипция и орфоэпия 61
Русская фонетическая транскрипция 62
Знаки фонетической транскрипции 65
Обозначение гласных звуков 66
Обозначение согласных звуков 72
Акустический аспект фонетических описаний 75
Предмет акустической фонетики 75
Физическая природа звука 76
Виды колебаний. Периодические и непериодические колебания 77
Объективные свойства звуков и их субъективные корреляты 78
Распространение звуковых волн 79
Простой (чистый) тон - гармоническое колебание 80
Комплексные звуки. Спектральное разложение Фурье 85
Резонанс 89
Акустическая теория речепроизводства 91
Форманта. F-картина 93
Основные способы изучения акустических свойств речи 94
Образование гласных звуков 96
Соотношение артикуляционных и акустических характеристик гласных 99
Коартикуляционные изменения гласных 104
Акустические свойства согласных 105
Преобразование акустического сигнала в цифровую форму (оцифровка) 108
Алгоритм анализа спектрограмм 110
Перцептивный аспект фонетических описаний 110
Этапы процесса восприятия 110
Прием и преобразование акустического сигнала 111
Полезные признаки звукового сигнала (акустические ключи) 117
Лингвистический этап восприятия 123
Методы изучения восприятия 127
СУПЕРСЕГМЕНТНАЯ ФОНЕТИКА 129
Сегментные и суперсегментные единицы 129
Слог 131
Структура слога 132
Функции слога 133
Признаки слога 133
Шкала сонорности 136
Универсальные принципы организации слога 139
Основные теории слогоделения в русском языке 140
Иерархическая упорядоченность универсальных принципов строения слога 146
Алгоритм слогоделения в русском языке 149
Фонетическое слово (такт) 156
Ударение 157
Функции ударения 157
Фонетические корреляты ударения 158
Словесное ударение в русском языке 159
Побочное ударение 163
Структурные типы ударения 163
Синтагма 165
Интонация 166
Просодические средства и их реализация 166
Интонационная система Е.А. Брызгуновой 171
Перцептивная интонология С. Оде 177
Комбинаторная модель интонации 179
Сильные и слабые фразовые позиции 184
Пограничные сигналы 186
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ БАЗА РУССКОГО ЯЗЫКА 189
ЧАСТЬ II. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА (ФОНОЛОГИЯ) 191
Звук речи. Звукотип 193
Фонема 197
Фонологические идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ 203
Ленинградская (Петербургская) фонологическая школа 206
Фонологическая теория Пражской лингвистической школы 212
Московская фонологическая школа 219
Состав фонем русского языка 229
Сильные и слабые позиции 231
Фонетическая реализация согласных фонем русского языка 235
Фонетическая реализация гласных фонем 243
Фонологическая теория Р.И. Аванесова (1956) 246
Фонематическая транскрипция МФШ 249
Морф офонематическая транскрипция 250
Сповофонематическая транскрипция 272
Динамические модели в фонологии 277
Стандартная модель порождающей фонологии 278
Современные фонологические модели 284
Интегральная модель звукового поведения 289
ЧАСТЬ III. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ 295
Суперсегментные особенности разговорной речи 300
Сегментные особенности разговорной речи 303
Статус разговорной речи 308
ЧАСТЬ IV. ОРФОЭПИЯ 313
Произносительные варианты в области вокализма 322
Произносительные варианты в области консонантизма 326
Произношение отдельных грамматических форм 333
Хронологические варианты орфоэпической нормы 337
Произношение и написание 339
Ударение 341
Территориальные разновидности орфоэпической нормы 349
ЧАСТЬ V. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ 355
ГРАФИКА 361
Основные положения теории графики 361
Графическая система русского языка 365
Из истории русской графики 370
ОРФОГРАФИЯ 376
Основные понятия теории орфографии. Принципы орфографии 376
Орфографическая система русского языка 382
Из истории русской орфографии 386
УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ 395
ПРИЛОЖЕНИЯ 401
Приложение А. Артикуляционные профили некоторых звуков русского языка 403
Приложение Б. Акустика 407
Приложение В. Динамические спектрограммы 418
Приложение Г. Интонограммы 422
Приложение Д. Транскрипционная система IPA 424.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
- fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать книгу Современный русский литературный язык, Фонетика, орфоэпия, графика и орфография, Князев C.B., Пожарицкая С.К., 2011 - pdf - Яндекс.Диск.