Какие типы этноса существуют чем они отличаются. Этнос, нация, народность: общее и особенное

Этнос - устойчивая, исторически сложившаяся группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общим языком, культурой, самосознанием. Под влиянием социально-экономических факторов, особенностей природной среды складывались характерные для этноса материальная и духовная культура, быт, обычаи, нравы, формировалось этническое самосознание - чувство общности происхождения и исторических судеб входящих в этнос людей, представления об отличии своего этноса от других этнических преобразований. На формирование этносов влияют географическая среда, традиции, унаследованные от предков, привычная вражда или дружба с соседями (этническим окружением), культурные воздействия, религия. Кроме того, есть законы развития, относящиеся к этносам как к любым явлениям природы. Проявление их в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом91. Каждый этнос имеет свою собственную структуру и свой неповторимый стереотип поведения. Структура этнического стереотипа поведения - это строго определенная норма отношений между: коллективом и индивидом; индивидами; внутриэтническими группами; этносом и внутриэтническими группами92. Структура этноса. Этнос состоит из субэтносов. Наличие в этносе различных субэтносов в целом укрепляет этнос, придает ему устойчивость. Субэтносы - это этнические системы, являющиеся элементами структуры этноса (своего рода части целого). Стереотипы поведения представителей субэтноса отличаются манерами, обхождением, способом выражать чувства и т.п. Иногда субэтнические преобразования оформлялись в виде сословий (в России XIV-XV вв. - казаки, поморы, позднее - землепроходцы). Суперэтнос - этническая система, состоящая из нескольких этносов, возникших одновременно, в одном ландшафтном регионе, проявляющаяся в истории как мозаичная целостность. Этническая картина мира. Длительность жизни этноса, как правило, составляет 1200-1500 лет. Крайне важно знать, в какой фазе этногенеза находится конкретный этнос (суперэтнос). Считается, что российскому суперэтносу уже около 700 лет. Этноцентризм - свойство индивида, социальных групп и общностей (как носителей этнического самосознания) воспринимать и оценивать жизненные явления. Различают благожелательный этноцентризм, терпимо относящийся к имеющимся различиям, и воинствующий этноцентризм, навязывающий свои ценности другим. К последнему, несомненно, принадлежит этноцентризм американцев, христианских миссионеров, некоторых завоевателей. Нация. Первичными формами общности людей были род и племя. Род - объединение кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской), обладающих общим местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями. Члены рода, как правило, осознавали себя потомками общего предка (реального или мифического) и носили общее родовое имя. Род являлся не только этнической единицей, но также производственной и социальной, определяемой общинной собственностью на землю, охотничьи и рыболовные угодья. Племя возникает в результате объединения имеющих общие блага людей, принадлежащих разным родам. Это означает, что основой племени также служат кровнородственные связи. Однако племя перестало являться хозяйственной ячейкой, ею оставалась община рода. Примерами племенной формы общности могут служить современные австралийские аборигены и североамериканские индейцы. С возникновением парной семьи, предполагающей отношения лишь одного мужчины с одной женщиной, появляется тенденция к ослаблению кровнородственных связей людей. Народность. Смешение и консолидация племенных общностей обусловили формирование вида общности, основанной на территориальных, соседских, а не кровнородственных связях между людьми. Таким образом, народность - это «исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей»93. В процессе формирования народности возникает хозяйственная и культурная общность, распространяется язык или диалект преобладающей этнической общности. Нация - понятие, применяемое для характеристики крупных социокультурных общностей. Возникновение нации исторически связано с возникновением капитализма, ликвидацией феодальной раздробленности, усилением хозяйственных и других связей, распространением грамотности и литературы на родном языке, укреплением этнического (национального) самосознания. Нация долгое время понималась как исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, психического склада. Однако с 1960-х гг. это определение стало дополняться признаком национального (этнического) самосознания, связываться с общим понятием этноса. Признаки нации. Люди, длительно (или постоянно) не живущие на территории нации, не могут принадлежать к ней, несмотря на общую национальность (общий язык и культуру). Таково значение первого признака нации - общности территории. Вторым признаком нации является общность языка. Национальный язык - это общенародный разговорный язык, понятный для всех членов нации и прочно закрепившийся в литературе. Третий признак нации - общность экономической жизни. Он заключается в углублении разделения труда между различными районами страны и усилении зависимости людей друг от друга. Четвертый признак нации - общие черты психического склада - формируется в ходе длительного процесса действия предыдущих трех признаков. Психический склад нации отражает особенности становления и развития основных сфер жизни общества, а также географического места проживания. Немалое значение имеют и особенности исповедуемой религии, специфика культурной традиции. Пятый признак нации - национальное самосознание - состоит в са- мопричислении человека к той или иной нации. Этот субъективный по своей природе признак в последнее время фактически внес коррективы в, казалось бы, «жесткие» первый и третий признаки в определении нации - общность территории и экономической жизни. И к нации уже относят людей, «чаще всего» связанных с общностью территории и экономической жизни. Это объясняется тем, что люди могут подпадать под действие первых четырех признаков, не жить реально жизнью своей нации, т.е. реально мало принадлежать к ней и не осознавать себя ее членом. Таких случаев в современной жизни становится больше (иногда это проявляется в выражениях типа «эта страна»). Показателями уровня и степени национального самосознания являются: знание истории своего народа (историческая память), отношение к национальным традициям, праздникам и обычаям, отношение к языку своего этноса, чувство национального достоинства и т.д. Для сплоченности и единства нации важно признание различий между представителями наций и чувство неразрывной связи своей жизни с жизнью и судьбой своей страны (как правило, наблюдаемые в годы испытаний и невзгод - войн, стихийных бедствий и т.п.). Национализм. При определенных условиях признание различий, существующих между национальными общностями, перерастает в противопоставление своей общности другим («мы - они») на базе осознания своей группы в качестве особой. Это ведет к появлению национализма - идеологии, суть которой в проповеди особости и/или исключительности своего народа, приоритета национальных ценностей и т.д. Крайней формой национализма является шовинизм, проповедующий исключительность своей нации, противопоставление интересов своей нации интересам остальных наций, разжигающий национальную вражду и ненависть. Национализм возникает как реакция этноса на деструктивные действия внешней среды. Как политический принцип национализм формировался в процессах образования государств, распада империй, отделения колоний от метрополий. На современном этапе национализм многих этнических общностей - своего рода ответная реакция на усиливающийся общемировой процесс интернационализации. Ключевые слова и понятия Этнос. Этноцентризм. Нация. Национальное самосознание. Национализм. Контрольные вопросы и задания 1. Чем этнос отличается от нации? 2. Какие выделяют основные признаки нации? 3. Какую роль играет национальное самосознание в процессе формирования нации? 4. Сравните благожелательный и воинствующий этноцентризм. 5. Докажите, что национализм является идеологической и политической реакцией на деструктивные воздействия на нацию внешней среды. 8.

В биологических науках под расой понимается общность популяций . Популяция - это группа особей, характеризующихся определенным устойчивым набором признаков; ее особи скрещиваются между собой, дают продуктивное потомство и обитают на общей территории.

По отношению к человеку существует несколько определений расы и популяции, хотя смысл их весьма близок. Наиболее распространенным в отечественной науке является следующее: раса - это совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано с определенной территорией. Под популяцией понимается совокупность особей, принадлежащих к одному виду, могущих неограниченно смешиваться друг с другом и имеющих одну территорию. Различие между расой и популяцией, имеющих, по сути дела, очень близкие определения, заключается в том, что размеры популяции значительно меньше, она занимает меньшее пространство; раса же состоит из многих популяций, имеющих возможность неограниченно смешиваться между собой. Ограничение смешения связано лишь с наличием изоляционных барьеров (в том числе с большими расстояниями). Этнос (народ, народность) относится к социальным подразделениям человечества. Этнос есть исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, характеризующаяся общностью культуры, языка, психики и самосознания, отраженных в самоназвании (этнониме). Все три явления - популяция, раса и этнос - обладают очень важной общей чертой: каждое из них имеет определенный ареал обитания. Эта общность способствует единству генофонда1, культуры и языка. Поэтому иногда возможны совпадения физического типа с теми или иными характеристиками этноса. Наблюдается определенное соответствие между большими расами и

крупными лингвистическими подразделениями. Например, большинство представителей европеоидной расы говорит на языках индоевропейской и семито-хамитской семей, а большинство монголоидов - на языках китайско-тибетской семьи . Однако причинной, закономерной связи между физическими чертами населения, с одной стороны, и языком и культурой - с другой, нет. Большинство этносов имеет сложный антропологический (расовый) состав, многие этносы антропологически полиморфны, и наряду с этим различные народы могут относиться к одному и тому же антропологическому типу. Как показывает междисциплинарное изучение многих народов мира, совпадение культурных, лингвистических и физических черт - явление весьма редкое. Оно может возникнуть в результате каких-то исторических или естественных причин, в первую очередь социальной или географической изоляции. Формирование, развитие и функционирование рас и этносов подчиняются разным законам: расы - естественным (биологическим), а этносы - социальным (историческим и др.).

К пониманию нации выделяются два основных подхода. В первом случае она представляет собой политическую общность граждан какого-либо государства, во втором – этническую общность, обладающую единым самосознанием и языком. Этнос – группа людей с общими признаками, к разряду которых можно отнести происхождение, культуру, язык, самосознание, территорию проживания и т.д.

Нация, в отличие от этноса, имеет более широкое понятие, а также считается более сложным и поздним образованием. Это высшая форма этноса, пришедшая на смену народности. Если существование этносов прослеживается в ходе всей мировой истории, то периодом формирования наций стало Новое и даже Новейшее время. Нация, как правило, включает в себя сразу несколько этносов, сведенных друг с другом исторической судьбой. К примеру, российская, французская, швейцарская нации являются полиэтничными, американцы же вовсе не обладают ярко выраженной этнической принадлежностью.

По мнению многочисленных исследователей, происхождение понятий «нация» и «этнос» имеет разную природу. Если для этноса характерна устойчивость и повторяемость культурных образцов, то для нации важен процесс самоосознания посредством соединения новых и традиционных элементов. Таким образом, главной ценностью этноса является принадлежность к устойчивой группе, тогда как нация стремится выйти на новый уровень развития.

Отличие нации от этноса

Нация является высшей формой этноса, пришедшей на смену народности.

Если существование этносов прослеживается в ходе всей мировой истории, то периодом формирования наций стало Новое и даже Новейшее время.

Нация, как правило, включает в себя сразу несколько этносов, сведенных друг с другом исторической судьбой.

Главной ценностью этноса является принадлежность к устойчивой группе, тогда как нация стремится выйти на новый уровень развития.

Что такое этнос, что такое нация?

Что такое этнос, что такое нация?

этнос нация стереотип

Следует сказать, хотя эти понятия «этнос» и «нация» находятся в фокусе акцентированного научного и политического интереса, тем не менее однозначного ответа на вопросы: что такое этнос, что такое нация до сих пор нет.

Заметим, что характеристики понятий «этнос» и «нация» даны российскими учеными, это придает им определенный гносеологический статус. Тем не менее ощущается познавательная трудность при их анализе. И не только потому, что продолжаются дискуссии об их природе. Данные понятия нуждаются в уточнении по множеству причин. Одна из них связана с тем, что в России сложилась языковая традиция, в отличие от западного лексикона, в которой отождествляются этнос и нация. В российской этнологии термин этнос употребляется почти во всех случаях, когда речь идет о народе и даже о нации. Не вдаваясь в анализ, вспомним традиционную характеристику этноса как менее развитую форму исторической общности людей, которая в своем развитии переходит в другую общность - нацию (подразумевалась, конечно, негражданская трактовка нации). Следует сказать и о том, что в отечественной этнологии реальное содержание этноса подвергалось сомнению, т.е. ставился вопрос: этнос - миф или реальность?

Прежде всего отметим, что этнос рассматривается нами как особый вид социальной общности. Понимание «этнического» зависит от множества факторов. Одним из главных является методология изучения, поскольку выбранные методологические подходы позволяют раскрыть сущность исследуемого феномена и предопределить его значимость в будущем.

«Этническое» образовано от «этнос». Греческое «этнос» первоначально означало «язычник». В этом значении «этническое» применялось в английском языке с XIV века до середины XIX столетия. В США термин «этнические группы» активно употребляли во времена второй мировой войны по отношению к евреям, итальянцам, ирландцам и другим народам, не относящимся к населению Соединенных Штатов, которое имело британские корни.

Однако следует сказать, что общепризнанной оценки теории этноса в отечественной науке нет.

Этнос (по-древнегречески - народ) - исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей, представленный племенем, народностью, нацией. В этнографическом смысле «этнос» близок понятию «народ». Иногда им обозначают несколько народов (этнолингвистические группы, например, русские, украинцы, белорусы, болгары и др. - славянская этническая общность) или обособленные части внутри народа (этнографические группы).

В дискуссии по определению этноса заметны три крайние позиции: 1) этнос - это феномен биосферы (Л.Н. Гумилев); 2) этнос является социальным, а не биологическим явлением (Ю. Бромлей, В. Козлов); 3) этнос - мифологическое явление: «этнос существует исключительно в головах этнографов» (В. Тишков).

По словам Л.Н. Гумилева, первая общая концепция этноса как явления самостоятельного, а не вторичного, принадлежит С.М. Широкогорову (20-е гг. ХХ в.). Он счел этнос «формою, в которой происходит процесс созидания, развития и смерти элементов, дающих возможность человечеству как виду существовать». При этом этнос определен «как группа людей, объединенных единством происхождения, обычаев, языка и уклада жизни».

Понятие этноса, предложенное С.М. Широкогоровым, не получило поддержки в отечественной науке в силу того, что этнос трактовался как биологическая категория, а не как социальная. Вследствие его эмигрантского статуса данное понятие не вошло в советскую науку.

Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева разработана в рамках географического детерминизма. Его теория о глубочайшей связи характера, обычаев и культуры народов с ландшафтами психологии народа с биосферой - близка к идеям евразийцев. Этнос составная часть органического мира планеты - возникает в определенных географических условиях. Рассматривая этнос как нечто первичное, как феномен биосферы, он приписывает культуре вторичный характер.

Особенности этногенеза Л.Н. Гумилев сводит к следующим положениям. Этнос - система, развивающаяся в историческом времени, имеющая начало и конец, точнее, этногенез - процесс дискретный.

Универсальный критерий отличия этносов между собой один - стереотип поведения - особый поведенческий язык, который передается по наследству, но не генетически, а через механизм сигнальной наследственности, основанной на условном рефлексе, когда потомство путем подражания перенимает от родителей и сверстников поведенческие стереотипы, являющиеся одновременно адаптивными навыками. Системными связями в этносе служат ощущения «своего» И «чужого», а не сознательные отношения, как в обществе.

Развитие этносов определяется Л.Н. Гумилевым наличием в них особых людей - пассионариев, обладающих сверхэнергией. Активность и деятельность последних являются причиной главных исторических событий в жизни народа. Влияние пассионариев на массы объясняется пассионарной индукцией, а их деятельность связана с ландшафтом, историческим временем и космическими факторами (солнечной активностью).

Согласно концепции Л.Н. Гумилева, этнос является не социальным явлением, подчиняющимся законам общественного развития. Он рассматривает этнос как природную общность, не сводимую ни к каким другим типам объединения людей. Это феномен биосферы.

Многие отечественные ученые не приняли концепцию Л.Н. Гумилева. Ю.В. Бромлей полностью отверг учение о пассионариях. Этнос определяется им как «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также самосознанием своего единства и отличия от других образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме).

Энциклопедическое определение этноса подразумевает общность территории, языка и самосознания.

С 50-х годов в области концептуализации теории этноса, как и культурного плюрализма, произошли существенные изменения. Трансформация политики культурного плюрализма отразилась во многих теоретических подходах, используемых при анализе и оценке причин возникновения этноса и этнической идентичности, нации и национализма: неомарксистском, модернизационном, культурно- плюралистическом, статусно- групповом, рационалистическом и др.

Среди множества подходов к вопросу об этносах и этничности выделим два основных (диаметрально противоположных) «конструктивистский» И «примордиалистский», поскольку они функционируют в течение последних тридцати лет.

Конструктивизм утверждает, что политическое и культурное самосознание является результатом человеческой деятельности. Основной тезис конструктивистов сводится к тому, что этничность рассматривается не как «некоторая данность», а как результат создания, это социальный конструкт (social constructs), создаваемый искусственно с помощью ритуалов, обрядов, разных символов и идеологии.

Примордиалистский (primordial- изначальный, первозданный) подход представляет этничность как объективную данность, то есть этносы рассматриваются как сообщества, которые складываются исторически на основе объективно заданных свойств биологического, культурного или геополитического характера. Так, по словам Э. Гирца, человеческие существа реализуют себя через создаваемую ими культуру, которая играет роль некой данности в общественной жизни. Примордиальные корни этничности также связывают с культурной антропологией Ф. Барт и Ч. Кейс. В их исследованиях в качестве определяющего заметно выступает социально-исторический фактор.

Итак, примордиализм рассматривает этнос как исторически заданную общность, которая может иметь биогенетическую природу, экономическую или культурную детерминации. Примордиалистская точка зрения, по образному выражению М. Бэнка, помещает «этничность» в сердце человека.

«Модернисты» считают, что этничность основана на идее политического происхождения наций и представлено в работах Б. Андерсона и Э.Геллнера. Они считают, что нация является продуктом политического действия. По мнению Геллнера, в традиционном обществе не могло быть чувства национальной общности, потому что общество было разделено многочисленными сословными перегородками и географически. Только небольшая элита владела культурой в ее письменной форме. В процессе модернизации традиционные границы рушатся, растет социальная мобильность. Чтобы овладеть навыками индустриального труда, человеку необходима грамотность. Представители всех классов овладевают письменной культурой, вырабатывается общенациональный язык, на котором идет социaлизaция всех представителей данной нации - в качестве немцев, французов и т. д..

Нация (от лат. nation - племя, народ). Говоря же о феномене нации, следует вспомнить, что в ХУН веке не было ни наций, ни национальностей как субъекта практической политики или объекта теоретических споров. Если подойти исторически к понятию, то нация - это «имя» нового народа, родившегося во Франции. Во время Великой Французской революции в ходе переговоров представителей властей (июнь 1789 г.) с делегацией третьего сословия последняя отказалась считать себя «представителями французского народа». Она назвалась «национальным собранием». Нацией тогда считалось объединение единомышленников, которое выступило против старых порядков.

Франция показала пример формирования нации. Французская нация образовалась из разных этносов (бретонцы, провансальцы, баски, северофранцузская народность), которые сблизились друг с другом в процессе становления общего хозяйственного уклада, национального рынка, государства с единым центром и языком.

Говоря об отечественной исследовательской практике в области наций и национальных отношений, следует сказать, что здесь, как правило, рассматриваются все определения нации, начиная с определения французского философа и историка XIX века Э. Ренана (1877 г.) и кончая определением И.В. Сталина (1913 г.). Изменив традиционную систему исследования, остановимся на (условной) классификации определений нации по ее существенным признакам.

Первую группу составляют психологические определения нации, основа которых заложена Э. Ренаном, его знаменитым изречением: «Существование нации есть ежедневный плебисцит» Австрийский социал-демократ О. Бауэр обозначил в качестве отличительного признака нации «общность характера на почве общности судьбы» Во вторую группу входят культурологические определения. Например, по словам одного из австромарксистов К. Реннера (Р. Шпрингера), нация - «союз одинаково мыслящих и одинаково говорящих личностей». Это «культурный союз». Основу третьей группы - «историко-экономической» - составляет определение известного теоретика марксизма К. Каутского, который в качестве главных признаков нации выделяет язык, территорию и общность экономической жизни.

В 1913 г. И.В. Сталин, опираясь на историко-экономическую теорию нации К. Каутского, дал следующее определение: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культypы». Это материалистическое определение нации и составило основу четвертой группы.

Проблема нации занимает определенное место в марксистских исследованиях, хотя ни К. Маркс, ни Ф. Энгельс специальным анализом национального вопроса не занимались. В рамках марксистской традиции дальнейшее развитие теория нации получила в работах В.И. Ленина. Марксистско-ленинский подход отличался тем, что национальное подчинялось классовому.

Имеющиеся подходы к проблеме нации обусловлены традицией различения «французской» (гражданской) и «немецкой» (этнической) модели нации, которые сложились в XIX веке. Такое различение сохраняется в современной науке.

Итак, обратившись к изучению проблем этносов и наций, исходили из двух обстоятельств. Первое касается понятийной проблемы. Традиционный понятийный аппарат, сложившийся в отечественной науке в области этносферы, не соответствует текущим реалиям по некоторым параметрам. Неоднозначное толкование и междисциплинарный характер используемых понятий затрудняет исследование этнической проблематики. Второе обстоятельство связано с методологией. Дело в том, что отсутствие теории, адекватно отражающей процессы, происходящие в этой области, затрудняет исследование этнических процессов. Правда, как отмечалось выше, накоплен определенный исследовальский опыт, хотя среди отечественных и зарубежных специалистов, исследующих эту проблему, нет еще единого методологического подхода и выработанной общей концепции. С учетом этих обстоятельств внимание было обращено на теоретико-методологические основы изучения и раскрытие историко-философских аспектов понятий, которые будут использованы в работе, определение авторского видения и исследовательских подходов.

Этнос - это социальная общность, которой присущи специфические культурные модели, обуславливающие характер активности человека в мире, и которая функционирует в соответствии с особыми закономерностями, направленными на поддержания определенного уникального для каждого общества соотношения культурных моделей внутри общества в течении длительного времени, включая периоды крупных социокультурных изменений.

Признаки ЭТНОСА- Физический облик в соответствии с антропологическими классификационными делениями народов на расы (форма волос, цвету кожи, цв. глаз, рост, телосложение, параметры головы). Ориентируясь на эти параметры выдел. 4 большие расы:

Евразийская(европеоидная)

Азиатско-американская(Монголоидная)

Африканская(Негроидная)

Австралоиды (океаническая раса)

Что их объединяет?

1.Единства происхожения

2. Единство места проживания,

3.единство языка(в мире насчитывается 12 языковых семей)

4.Самоназвание- как называет себя сами носители этноса.

Народ - общность людей, члены кот. Имеют общие название, язык и элементы культуры, обладают версией о едином происхождении, ассоциируют себя со своей территорией и обладают чувством солидарности. Вера в общее будущее.

Этнос вступает в историю и осознает себя народом, когда принимает религию. Народ действует рационально и создает нечто больше себя:

Цивилизация

В эт-гии выдел. 3 стадии этносоц-ого развития чел.

1) первобытное общество. Традиционное общ-во с трад-ой культурой в кот.слабо выражено межплеменные связи.

2) стадия народности образуется в результате сплочения и развития близких по культуре племен. Именно в этот момент развивается писменность, происходит отбор тех устных придений, легенд, традиций, установок кот. Помогут формировать народность.

Появление госуд. Законы общества ориентируются не на законы предков, а лишь опираются на них, выстраивая новые соц. отношения. Зарождаются эк. связи, рыночная эк. народность концелидируется в нацию.

3) стадия Национального едиства. Нород осознает себя нацией если он объединен территориальной культурой, языком, экономикой, госуд., единым национальным рынком.

Нация - объединение людей живущих на большой территории, утратившее кровное родство, но разделяющая людей на своих и чужих ориентируется на внутреннее единство.

11.Этническая культура (э.к.). В широком значении э.к. - это совокупность присущих этносу способов жизнедеятельности, необходи­мых для сохранения и развития этноса. В узком смысле под э.к. понимается совокупность элементов материальной и духовной культуры этноса, являющихся ос­новным этнодифференцирующим признаком. Э.к. - такая же древняя, как и само человечество. Бескультурных народов не только нет в настоящее время, но и не было в прошлом. В культуре каждого народа переплетают­ся явления, свойственные только ему одному, с особенностями, распространенными у многих этносов или свойственными все­му человечеству в данную историческую эпоху. Э. к. обычно делят на материальную и духов­ную. Первая включает вещи, материально существующие в про­странстве на протяжении известного отрезка времени. К ним от­
носятся жилище, другие постройки, пища и напитки, посуда, одежда, обувь, украшения и т. д. Духовная культура представляет собой информацию, которая существует в коллективной, живой памяти любой человеческой популляции, передается от поколения к поколению путем рассказа или показа и проявляется в определенных формах поведения. К духовной культуре относятся те компоненты, для которых харак­терны традиционность и устойчивость: трудовые навыки, нравы и обычаи, связанные с хозяйственной, общественной и семейной Жизнью, различные виды искусства и народного творчества, религиозные верования и культы.

12.Этногенез современного российского общ-ва. События этногенезов народов нашего Отечества составляют историческую канву жизни, по крайней мере двух разных суперэтносов Древней Киевской Руси и Московской Руси. При объединении народов проявилось умение русских «понимать и принимать все другие народы». Наши предки великолепно осознавали уникальность образа жизни тех народов, с которыми сталкивались, и поэтому этническое многообразие России продолжало увеличиваться. Разнообразие ландшафтов Евразии благотворно влияло на этногенез ее народов. Евразийские народы строили общую государственность исходя из принципа первичности прав каждого народа на определенный образ жизни. На Руси этот принцип воплотился в концепции соборности и соблюдался совершенно неукоснительно. Таким образом, обеспечивались и права отдельного человека. Исторический опыт показал, что пока за каждым народом сохранялось право быть самим собой, Объединенная Евразия успешно сдерживала натиск и Западной Европы, и Китая, и мусульман. К сожалению, в ХХ в. мы отказались от этой здравой и традиционной для нашей

страны политики и начали руководствоваться европейскими принципами - пытались всех сделать одинаковыми. Механический перенос в условиях России западноевропейских традиций поведения дал мало хорошего. Ведь российский суперэтнос (в пассионарной теории этногенеза, этническая система, высшее звено этнической иерархии, состоящая из нескольких этносов, возникших одновременно в одном ландшафтном регионе, взаимосвязанных экономическим, идеологическим и политическим общением, и проявляющиеся в истории как мозаичная целостность.) возник на 500 лет позже. И мы, и западноевропейцы всегда это различие ощущали, осознавали и за «своих» друг друга не считали. Поскольку мы на 500 лет моложе, то, как бы мы ни изучали европейский опыт, мы не

сможем сейчас добиться благосостояния и нравов, характерных для Европы. Наш возраст, наш уровень пассионарности предполагают совсем иные императивы поведения. Надо осознавать, что ценой интеграции России с Западной Европой будет полный отказ от отечественных традиций и последующие уподобление. «Восемнадцатый век стал последним столетием акматической фазы

российского этногенеза. В следующем веке страна вступила в совершенно иное этническое время – фазу надлома. Сегодня, на пороге XXI в., мы находимся близко к ее финалу… России предстоит пережить инерционную фазу – 300 лет золотой осени, эпохи собирания плодов, когда этнос создает неповторимую культуру, остающуюся грядущим поколениям.

Пассионарность - это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленное на осуществление каких-либо целей.

13.Этническое самоопределение - это объективная возможность этноса самостоятельно осуществлять языковую, культурную, хозяйственную и политические виды деятельности.

Этническое самоопределение представлено в формах:

1) языковое самоопределение - возможность этноса осуществлять общение на родном языке в другой стране; 2) культурное самоопределение - возможность этноса осуществлять культурную деятельность в другой стране (посредством наличия школ, культурных учреждений; возможность отмечать свои национальные праздники); 3) экономическое самоопределение - возможность этноса осуществлять экономическую деятельность в пределах другой страны (напр., этносы Поволжья на территории России имеют экономическое самоопределение); 4) политическое самоопределение - наличие собственной государственности.

Этническое самоопределение - процесс осознания человеком собственных этнических признаков и поиска собственной этнической идентичности. Этническая идентичность - самоопределение человеком своей принадлежности к тому или иному народу или объединению народов - "француз", "русский", "россиянин", "европеец" и др.

14. Проблема национальной идентичности. Одна из психологических причин роста этнической идентичности в этом веке – поиск ориентиров и стабильности в перенасыщенном информацией и нестабильном мире. Вторая психологическая причина - это интенсификация межэтнических контактов, как непосредственных (трудовая миграция, перемещение миллионов эмигрантов и беженцев, туризм), так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации. Повторяющиеся контакты актуализируют этническую идентичность, так как только через сравнение можно наиболее чётко воспринять свою принадлежность к русским, евреям и т.п. как нечто особое. Психологические причины роста этнической идентичности едины для всего человечества, но особую значимость этнос приобретает в эпоху радикальных социальных преобразований, приводящих к социальной нестабильности. В этих условиях этнос часто выступает в качестве аварийной группы поддержки.

Стереотипы этнические.

Стереотипы этнические - относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В содержании С. э., как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах. Помимо этого, в содержании С. э. могут присутствовать и предрассудки, предубеждения по отношению к людям данной национальности. С. э. принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы - мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Как правило, автостереотипы содержат комплекс положительных оценок. Гетеростереотипы, т.е. совокупность оценочных суждений о др. народах, могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. В содержании С. э. следует различать относительно устойчивое ядро - комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках - и ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях. Адекватность содержания С. э. действительности весьма проблематична. Скорее следует полагать, что С. э. отражают прошлый и настоящий, позитивный или негативный опыт взаимоотношения народов, особенно в тех сферах деятельности, где данные народы наиболее активно контактировали, а порой и конкурировали.

Зачастую, говоря о каком-то народе, мы употребляем слово «нация». Наряду с ним существует схожее понятие «этнос», скорее относящееся к разряду специальных терминов. Попытаемся выявить основные отличия между ними.

Что такое нация и этнос

Нация – духовная, культурно-политическая и социально-экономическая общность индустриальной эпохи.
Этнос – группа людей, обладающая общими объективными или субъективными признаками.

Разница между нацией и этносом

К пониманию нации выделяются два основных подхода. В первом случае она представляет собой политическую общность граждан какого-либо государства, во втором – этническую общность, обладающую единым самосознанием и языком. Этнос – группа людей с общими признаками, к разряду которых можно отнести происхождение, культуру, язык, самосознание, территорию проживания и т.д.
Нация, в отличие от этноса, имеет более широкое понятие, а также считается более сложным и поздним образованием. Это высшая форма этноса, пришедшая на смену народности. Если существование этносов прослеживается в ходе всей мировой истории, то периодом формирования наций стало Новое и даже Новейшее время. Нация, как правило, включает в себя сразу несколько этносов, сведенных друг с другом исторической судьбой. К примеру, российская, французская, швейцарская нации являются полиэтничными, американцы же вовсе не обладают ярко выраженной этнической принадлежностью.
По мнению многочисленных исследователей, происхождение понятий «нация» и «этнос» имеет разную природу. Если для этноса характерна устойчивость и повторяемость культурных образцов, то для нации важен процесс самоосознания посредством соединения новых и традиционных элементов. Таким образом, главной ценностью этноса является принадлежность к устойчивой группе, тогда как нация стремится выйти на новый уровень развития.

TheDifference.ru определил, что отличие нации от этноса заключается в следующем:

Нация является высшей формой этноса, пришедшей на смену народности.
Если существование этносов прослеживается в ходе всей мировой истории, то периодом формирования наций стало Новое и даже Новейшее время.
Нация, как правило, включает в себя сразу несколько этносов, сведенных друг с другом исторической судьбой.
Главной ценностью этноса является принадлежность к устойчивой группе, тогда как нация стремится выйти на новый уровень развития.