Какие традиции различны между ираном и ираком. Иранская группа

В мидийско-ахеменидскую эпоху ираноязычное население играло уже Иране главенствующую роль. Сами себя они называли ариями. К ним можно отнести персов, мидян в Иране, а также сарматов и скифов в Средней Азии. Во второй половине II тысячелетия до н.э. арии распространились до Индии и в науке они приняли название "индоарийскими". С древнеиранскими народами они имели много схожего в культуре, религии и быту.
В Иран арийцы пришли с территории современной Восточной Европы, где занимали земли от Днепра и до Урала. Они соседствовали с финно-угорскими народами с южной окраины и с индоевропейцами на восточных рубежах. Со временем ираноязычные племена постепенно продвигались по Северному Причерноморью, Средней Азии, Ирану и Афганистану.
В Иран они могли проникнуть двумя направлениями - через Кавказ или через Среднюю Азию. Истории еще неизвестно, как проходило точно заселение территории Ирана и близлежащих земель предками персов и мидян, возможно, это происходило по обе стороны Каспийского моря.

Расселение ираноязычных племен на территории современного Ирана

В начале I тысячелетия до х.э. на территории Ирана еще преобладали этнические группы, которые в истории упоминаются, как соседи ираноязычных племен. Но по мере длительного взаимоотношения между представителями этих групп, происходила ассимиляция местных с ираноязычным населением. Кое-где это произошло быстро, но в основной массе этот процесс занял значительное время и осуществлялся с определенными трудностями.
На начальных этапах иранские племена расселились по отдельным районам или долинам и постепенно проникали вглубь территории современного Ирана. С течением времени они принимали все большее участие в сложившейся политической обстановке и местное население постепенно попадало в зависимость к ним. Но в большинстве своем местные племена еще долго сохраняли свое этническое лицо и оставались на главенствующих ролях в социальной и политической расстановке сил. Ираноязычное население не занимало в этих образованиях еще ведущих позиций и находилось всецело в зависимости от них. Возникновение значительных объединений, где представители ираноязычных народов в какой-то мере преобладали над другими происходило в тех местах, на которых иранцы были более густо расселены и преобладали над другими народностями. Так происходило VIII в. на тех территориях, где позже образовалось Мидийское царство. По мере возникновения этого государства, как и затем Ахеменидского царства, происходило дальнейшее проникновение иранской речи и культуры.

Первое государство ираноязычных племен

Зарождение Мидийского царства началось с серий восстаний в 671 г., которые охватили большую часть восточных областей Ассирийского государства. Поднялись мидийские области, где правители не захотели мириться с правящей властью. В этом их поддержали скифские, манийские и киммерийские племена. В итоге этих событий к 669 г. Мидия была уже сформирована, как отдельная "страна". Но единое царство оно из себя еще не представляло. Долгое время существовало военное объединение нескольких правителей, и ожесточенная борьба за власть велась еще долго, пока Дейок не объединил царство под своим началом.
Дейок обосновал большой город Экбатаны (совр. Хамадан), который сделал столицей царства. Это было величественное сооружение с царским дворцом и прочими постройками, окруженное неприступными стенами. Он создал царскую стражу, установил определенные дворцовые порядки, учредил полицейскую службу. Уже при сыне Дейока, Фраорте (646-624), начались первые захватнические походы. Сначала были завоеваны персы, а впоследствии, и другие народы. Кампания с Ассирией была для Фраорта неудачной - его войска были разгромлены, а он сам сложил голову.
Своего высшего рассвета Мидийское царство добилось при сыне Фраорта, Киаксаре. Начал править, правда, он не совсем удачно и потерпел ряд поражений от скифав, вследствие чего вынужден был платить им дань, как впрочем, и многие другие государства Передней Азии. Но позже мидяне с помощью всяческих интриг и заговоров освободились от их гнета. Тот же Киаксар провел реформацию армии и заменил ополчение, которое набирал из подвластного народа, регулярными войсками.
Мидия долгое время вела войну с Ассирийским царством. Те в свою очередь находились в постоянном противоборстве с Нововавилонским царством и другими врагами. В 616 году ассирийцы потерпели поражение от вавилонян, чем воспользовался Киаксар, который вторгся во владения Ассирии. Он завоевал провинцию Аррапха, дошел до города Ашшура и разорил этот древний центр. В 612 г. мидянское войско осуществили совместный с вавилонянами поход на Ассирийское царство, в результате чего после кровопролитного штурма пала столица Ниневия.

Политической система "царства стран"

С образованием могущественного царства и в результате захватнических войн, приносившие огромный приток материальных ценностей, бурно развивался уровень мидийского общества, росло благосостояние знатных людей. Развивалась политическая и социальная система страны. Высшая власть всячески старалась укрепиться в борьбе с крупными землевладельцами и знатью. Этому способствовало укоренение культа Мазды, который всяческие противодействия центральной власти объявлял проявлением "Лжи". В то же время царская власть и установленные ею законы выдавались, как "Правда". Эта идеология была взята на вооружение еще Дейоком, а затем распространилась по всей стране. Маги имели большое влияние на политическую и социальную жизнь государства и находились на одном положении с дворцовой знатью.
При сыне Киаксара, Астиаге, который значительных войн не вел, окончательно произошло установление институтов Мидийскоко царства. Царь всячески старался держать в узде высшую знать и особо с ней не церемонился. Влияния духовенство было очень велико. Но тем не менее недовольство знати царской властью достигло предела. В 550 г. в результате предательства, Астиаг был схвачен военной верхушкой и отдан персидскому царю Киру II. Вскоре Мидийское царство прекратило свое существование и на смену ему пришло Ахеменидское царство.

Историю подавляющего большинства иранских языков также невозможно проследить из-за отсутствия или недостаточности письменных памятников при том, что некоторые языки и до сих пор остаются бесписьменными или малописьменными. Уверенно можно говорить о развитии персидского языка, история которого может быть прослежена с VI ст. до Р.Х., о тесной связи с ним таджикского, а также о продолжении согдийского языка в современном ягнобском. Даже на вопрос о диалектологической принадлежности языка Авесты до сих пор нет однозначного ответа (Оранский И.М ., 1979, 33). С другой стороны, персидский язык на протяжении многих столетий оказал большое влияние на другие иранские языки и персидские заимствования нередко вытесняли из бесписьменных и малописьменных языков исконную лексику, которая теперь утрачена навсегда.

Следовательно, исследовать родственные отношения иранских языков чрезвычайно сложно. Отбор лексического материала начался еще до выхода в свет четырехтомного Этимологического словаря иранских языков (Расторгуева В.С., Эдельман Д.И . 2000-2004, Эдельман Д.И . 2011). В этой работе встретились те же трудности, с которыми столкнулись составители указанного словаря:


Приходится… мириться с неизбежными лакунами, которые объясняются либо недостаточностью известного материала того или иного языка (например, отсутствием фиксации слова в текстах вымерших языков, отсутствием словарей некоторых живых языков и диалектов), либо утратой слова в каком-либо языке при замене его инновационным собственным словом или заимствованием (Эдельман Д.И . 2005, 8).


Кроме Этимологического словаря иранских языков, для отбора лексического материала были использованы четыре тома Историко-этимологического словаря осетинского языка (А. Абаев В. И., 1958-1989), Этимологический словарь пушту (Morgenstierne Georg Valentin , 1927) и двуязычные словари таких языков: осетинский, курдский, талышский, гилянский, персидский, пушту, таджикский, дари, язгулямский, шугнанский, рушанский (с хуфским), бартангский, ягнобский, сарыкольский. Данные об основных закономерностях фонетических соответствий между иранскими языками были взяты из работ Соколова (Соколов С. Н ., 1979, 127-235), особенности талышской консонатизма учитывались по работе Миллера (Миллер В.В. , 1953, 53-57). В процессе анализа было выяснено, что искусственный язык дари, персидский и таджикский можно объединить в один язык, как имеющий общее происхождение. Общее происхождение имеют также шугнанский, рушанский и бартангский языки. Они тоже были объединенные в одну группу памирских языков. Очевидно вторую группу памирских языков составляют ваханский и ишкашимский, лексика которых не изучена из-за отсутствия словарей. Особенную трудность представляло исключение многочисленных арабских заимствований, искажающих исконные родственные связи иранских языков. Эта кропотливая работа еще не завершена, но, судя по всему, не выявленых арабизмов в разных языках не должно остаться много. Вся отобранная для исследования лексика была сведена в таблицу-словарь иранских языков, который можно найти среди других на странице Этимологические словари-таблицы , размещенной на моем сайте "Альтернативная историческая лингвистика ".

Всего для анализа в таблицу-словарь иранских языков было внесено 1776 изоглосс. 281 из них было признано общеиранскими и еще несколько – производными. Общими иранскими словами считались такие, которые встречались в большинстве иранских языков (большей частью в девяти из десяти), а также слова, общие для всех индоевропейских языков в предположении, что эти слова принадлежат общему иранскому лексическому фонду. После этого анализа было подсчитано количество общих слов в парах отдельных иранских языков. Результаты подсчетов приведены в таблице 8. Здесь по большой диагонали проставлено количество слов, взятых для анализа из каждого языка. На основании проведеных подсчетов была составная схема родственных отношений иранских языков, показанная на рисунке 36.


Таблица 8. Количество общих слов в парах иранских языков


Язык осет. ягноб курд. афг. тал. перс. памир гилян. язгул. сарык белуд
осетин. 463
ягноб. 245 596
курд. 225 273 678
афган. 206 301 366 709
талыш. 128 207 304 279 513
персид. 244 369 437 527 339 842
памир. 137 276 230 304 182 341 613
гилян. 97 184 258 266 262 363 197 464
язгулям. 115 208 178 227 128 244 327 128 457
сарыкол. 69 144 127 156 98 176 259 107 176 353
белудж 59 97 118 110 78 125 80 72 57 46 171

При построении схемы было отчетливо видно, что для некоторых языков явно недостает лексического материала. Действительно, использованные словари ягнобского, талышского, гилянского, язгулямского, сарыкольского языков были довольно малого объема. Кроме того, выяснилось, что некоторые данные о связях пары языков противоречат их связям с другими языками, потому что на древние родственные отношения наложились позднейшие взаимовлияния на новых территориях поселений в Средней Азии.


Слева: Схема родственных отношений иранских языков


Влияние персидского на другие иранские языки общеизвестно, но распространены также заимствования из таджикского и дари, а древний согдийский язык оказал определенное влияние на памирские языки, когда согдийцы продвинулись в долины Памира. Обусловленные этими влияниями заимствования почти невозможно обнаружить. Таким образом, структура древних взаимоотношений иранских языков в настоящем искажена и ее настоящий вид не может быть воспроизведен на основе современной лексики. Однако приближенная версия утраченной структуры составляется без особых усилий при некоторых условностях – там, где противоречат данные одних пар языков, на помощь приходят данные других пар. Это особенность графоаналитического метода.

То, что схема недостаточно хорошо отражает пространственное расположение некоторых иранских языков, стало очевидным при поиске соответствующих для них ареалов. При известном расположении прародины было ясно, что территория, на которой расселились иранцы в последующее время и на которой произошло членение ранее общего их языка, должна была бы находиться где-то на восток от верхнего и среднего Днепра, и именно здесь была сделана попытка размещения полученной модели родства.



Справа: Прародина иранцев и направления миграций индоевропейских племен.


Предполагаемое расположение ареалов формирования иранских языков показано на рис. 37. Расселившись,иранцы заняли большое пространство между Днепром и верхней Окой и Доном вплоть до берегов Азовского моря. Большое количество наявных здесь ареалов затрудняет размещение полученной схемы, в которой недостает многих языков. С большой долей уверенности можно говорить о размещении на карте языков верхней части схемы, принимая во внимание особое своеобразие осетинского языка, который характеризует

его особая близость к языкам европейского ареала – славянским, балтийским, тохарскому, германским, италийским, кельтским. По ряду признаков – лексических, фонетических, грамматических – осетинский язык, порывая с другими индоиранскими языками, смыкается с перечисленными индоевропейскими языками (Абаев В.И. , 1965, 3)


Принимая во внимание эту особенность можно предполагать, что ареал осетинского языка располагался по соседству с ареалами индоевропейских языков и, кроме того, предки осетин должны были дольше других иранцев оставаться в контакте с индоевропейцами, будучи последними в движении иранцев на юг. В связи с этим полученная модель родства иранских языков была расположена так, чтобы ареал осетинского языка оказался по соседству с тохарским, т.е. накладывался на в бассейне Сожа между Днепром и Ипутью. Это определяло локализацию этноформирующих ареалов остальных иранских языков. Ареал ягнобского языка должен был располагаться между Ипутью, Днепром и Десной, а ареал курдского языка – между Десной, Сеймом и верховьями Оки. При этом ареал белуджского языка следуют разместить на прародине иранцев в бассейне Жиздры между Десной, Угрой и Окой. Более-менее хорошо размещается ареал языка пушту между Днепром, Сулой и Десной и ареал талышского в верхнем течении Оскола на правом берегу Дона между реками Сосной и Тихой Сосной.

Ареал персидского языка находящийся в самом центре схемы, ограничен реками Оскол и Сейм. Юго-западная граница идет по Северскому Донцу, а далее к Сейму природный рубеж четко не выражен. При этом ареал по обоим берегам Псла оказыввается пустым. Очевидно на этих маленьких ареалах сформировались диалекты давшие начало некоторым памирским языкам, родственным шугнанскому. Ареал гилянского языка должен располагаться между Осколом и Доном. Однако его юго-восточную границу обозначить сложно, ибо она зависит от расположения ареала мазандеранского языка, который не включен в модель родства ввиду отсутствия данных. Учитывая современные места поселений мазандеранцев, их прародину можна предполагать восточнее ареала гилянцев.

В результате оказалось, что так называемые "восточноиранские" языки в действительности расположены на западе иранской территории и тянутся вдоль левого берега Днепра. Соответственно, "западноиранские" тянулись вдоль левого берега верхней Оки и правого берега Дона по соседству с поселениями финно-угров.



Рис. 37. Территория формирования иранских языков в ІІ тыс. до н.э.


На карте границы этноформирующих ареалов обозначены красными и синими точками. При этом синие точки маркируют также границу между "западными" и "восточными" иранскими языками.


Принятое размещение ареалов иранских языков подтверждают выявленные факты влияния языкового субстрата предыдущего населения.

Ввиду отсутствия данных для некоторых из современных иранских языков и их недостаточности для других особые трудности возникают с размещением ареалов для сарыкольского, язгулямского и языков памирских народов. Для группы языков, в которую мы включили шугнанский, бартангский и рушанский нет иного места как между Ворсклой и Осколом. Северский Донец, разделяющий этот ареал мог быть границей между диалектами, давшими начала каким-то языкам этой группы еще во времена пребывания иранцев в этих местах. Ареал язгулямского должен быть где-то южнее, а ареал сарыкольского, место которого на в модели родства далеко отстоит от остальных языков, должен бы был находиться в излучине Дона. Более точное его размещение зависит от связей с мазандаранским, степень которых остается под вопросом. Вдоль побережья Азовского моря имеется еще несколько ареалов, на которых могли формироваться другие иранские языки, не взятые для анализа. Возможно в одном из них ближе к прародине первой группы памирских народов была прародина предков современных ваханцев и ишкашимцев.

Размещение ареала белуджского языка по соседству а ареалом вепсов, основанное на имеющихся скупых данных его связей с другими иранскими подтверждается наличием общих слов в вепсском и белуджском языках. Например вепсскому слову naine «невестка» хорошо соответствует бел. na’ānē «дочь» при janaine «женщина». Ясно, что при дуально-родовой организации первобытного общества, когда мужчины должны были брать жены женщин из другого рода, одна и та же женщина для родителей-белуджей была дочерью, а для семьи ее мужа – невесткой. Таким образом, не только лексическая параллель, но такое свидетельство о типичных брачных союзах подтверждают соседство вепсов и белуджей. Возможно, бел. pērok "дед" соответствует вепс. per’eh "семья". К. Хяккинен считает, что фин. paksu , эст. и вепс. paks "толстый" заимствованы из иранских языков, но приводит в соответствие только бел. baz "густой, плотный" (Häkkinen Kaisa . 2007, 860). Из других иранских подобное слово обнаружено только в осетинском – bæz "тучный, жирный". Предки осетин и белуджей были соседями на прародине. Лексического материала из белуджского языка пока недостаточно, но был проведен сравнительный анализ лексики вепсского языки с другими иранскими языками. В результате этого анализа выяснилось, что наибольшее количество общих слов с вепсским имеет курдский язык – 76, далее идут осетинский – 65 общих слов с вепсским, персидский – 62, талышский – 61 слово, гилянский – 56, пушту – 45 общих слов. На карте можно видеть, что ареалы курдского и осетинского языков лежат ближе всех, если не считать ареала белуджей, к ареалу вепсского языка, и языковые контакты между населением этих ареалов также должны были быть достаточно тесными.

Вот примеры курдско-вепсских лексических параллелей, для некоторых из которых имеются также соответствия в других прибалтийско-финских языках:

курд. çerk "капля" – вепс. čirkištada "капать";

курд. cirnî "корыто" – вепс. kurn "желоб";

курд. e"ys "радость" – вепс. ijastus "радость";

курд. e"zim "прекрасный" – вепс. izo "милый", фин. ihana "чудесный, прекрасный";

курд. hebhebok "паук" – вепс. hämähouk , фин., карел. hämähäkki "паук";

курд. henase "дыхание" – вепс. heńktä , фин. hengittää , эст. hingake "дышать",

курд. hîrîn "ржание" – вепс. hirnaita , фин. hirnua , эст. hirnuma "ржать",

курд. kusm "страх" – вепс. h’ämastoitta "пугать";

курд. semer "тьма" – вепс. hämär "сумерки", фин. hämärä "сумеречный".

Последняя параллель хорошо соответствует закономерностям фонологии прибалтийско-финских языков, что может свидетельствовать о заимствовании финских слов из курдского. В этимологическом словаре современного финского языка, напротив, утверждается, что источником заимствования является древнегерманское слово, якобы представленное исландским sámur "темный, грязный" (Häkkinen Kaisa . 2007, 238). Однако в авторитетном словаре древнеисландского языка слово sámr считается заимствованным из финского (Cleasby Richard, Vigfusson Gudbrand. 1874 ). Есть также курдско-вепсские параллели, которым имеются соответствия в одном или двух других иранских языках:

курд. çeqandin "втыкать", тал. čəgətəq "колоть" – вепс. čokaita "воткнуть";

курд. xerez "скорость" – вепс. hered "скорый";

курд. miraz , тал. myrod, гил. məriz "желание" – вепс. mairiš "потребность";

курд. pirtîn "трепет" – вепс. pirpitada "трясти".

Кроме того, имеется несколько десятков слов, общих для курдского, вепсского и еще для трех или более иранских языков.

С ареалом мордовского языка граничат ареалы курдского и талышского языков. Соответственно, из всех иранских языков, кроме осетинского, талышский и курдский имеют наибольшее количество общих слов с языками мокша и эрзя – по 62. В осетинском языке таких слов 67, но часть из них происходит от времен более поздних языковых контактов между мордвой и предками осетин в скифское время. Следует при случае отметить, что приводимые здесь численные данные о связях отдельных пар языков не исчерпывают их настоящего количества и используются лишь до сравнения между собой, будучи взятыми из одной и той же представительной выборки сем. При увеличении объема выборки мы получим новые данные, которые должны сохранить свое соотношение. Примеры сепаратных связей между талышским и языками мокша и эрзя приведены в таблице 9.


Таблица 9. Мордовско-талышские сепаратные лексические связи.



Из числа возможных курдско-мордовских сепаратных связей могут быть приведены такие примеры:

курд. leyi "ручей" – мок. ляй , эрз. лей "река",

курд. çêl "корова" – мок. скал "телка", эрз. скал "корова",

курд. sutin "тереть" – мок. сюдерямс "гладить",

курд. ceh "ячмень" – мок. чуж , эрз. шуж "ячмень".

Как было показано в разделе , фракийцы, т.е. предки албанцев, поселились в между реками Тетерев, Рось и Днепр. На противоположном берегу Днепра располагались ареалы предков пуштунов и ягнобцев. Соответственно, албанский язык больше всего соответствий из всех иранских языков должен иметь в афганском (пушту). Вот некоторые примеры:

пушт. bus "мякина" – алб. byk "то же",

пушт. gah "время" – алб. kohё "то же",

пушт. ləg’ər "голый" – алб. lakurig "то же",

пушт. peca "часть" – алб. pjesё "то же",

пушт. tar. əl "вязать" – алб. thur "то же",

пушт. xwar "рана" – алб. varrё "то же",

Найдены также немногочисленные (из-за малого объема словаря) примеры языковых связей фракийцев с другими соседями – предками согдийцев и ягнобцев:

алб. hingеllin "ржать" – ягн. hinj"irast "то же",

алб. anё "берег" – ягн. xani "то же",

алб. kurriz "спина" – ягн. gûrk "то же".

Как уже указывалось, западной границей иранской области был Днепр. За Днепром в лесной и лесостепной полосе в то время должны были оставляться еще предки тохарцев, балтов, славян, германцев, кельтов, фригийцев, армян, фракийцев. Ранее мы определили ареал формирования тохарского языка между Днепром и Березиной. Следовательно, тохарцы должны были соседствовать с предками осетин. Древние языковые контакты между этими двумя народами подтверждают это. В своих работах Абаев представлял такие примеры лексических соответствий осетинского с тохарским:

тох. ānkar "клык" – осет. assyr "то же",

тох. eksinek "голубь" – осет. äxinäg "то же",

тох. aca-karm "удав" – осет. kalm "змея",

тох. káts живот – осет. qästä "то же",

тох. kwaš "село" – осет. qwä "то же",

тох. menki "меньший", лит. meñkas "малый" – осет. mingi "маленький, мало",

тох. porat "топор" – осет. färät – "то же",

тох. sám враг" – осет. son "то же" (А. Абаев В. И., 1965),

тох. witsako "корень" – осет. widag "то же".

Правда, Абаев полагал, что эти соответствия происходят от скифских времен, но на то время тохарцы должны были уже достичь Центральной Азии.

Когда же тохарцы оставили свою прародину, их ареал заняли балты, расширив свою территорию до Днепра. В это время произошло разделение балтийских языков на два диалекта – восточный и западный. На территории старой прародины балтов западнее Березины сформировался западный диалект, из которого позднее развились языки прусский и ятвяжский, а в ареале между Днепром и Березиной сформировался восточный балтийский диалект, из которого развились литовский, латышский, земгальский, куронский языки.




Карта поселений иранских и германских племен в ІІ тыс. до н.э. .


Таким образом, восточные балты вошли в прямой контакт с предками современных осетин. Конечно, это сказалось на их языке, и определенные языковые связи осетинского языка с восточнобалтийскими можно выявить. Многие из них приводит Абаев в своем историко-этимологическом словаре осетинского языка, но и их он относит к скифскому времени (А. Абаев В. И., 1958-1989), что тоже, в принципе, возможно для какой-то части из них. Примеры лексических параллелей восточнобалтийских языков с другими языками говорят о том, что древние восточные балты имели наиболее тесные контакты с предками северных германцев и осетин.

Пребывание иранцев на определенной нами территории их первоначального расселения в определенной степени подтверждается данными топонимики. на территории Украины и России в принципе довольно многочислена, но оставлена преимущественно предками современных курдов и осетин и эта тема рассматривается отдельно. Тут же подаются только данные на Google Map (см. ниже).


О миграции иранских народов в Азию см. в разделе


О миграции иранцев в Европу см. в разделе


Иран - один из самых древних очагов мировой цивилизации, и это, несомненно, отразилось на составе населения. Человек современного типа освоил территорию этой страны на рубеже среднего и верхнего палеолита. В формировании этнического облика государства большую роль сыграло расселение арийских племен, которые пришли на Иранское плато еще во втором тысячелетии до нашей эры. На протяжении веков эта территория подвергалась нашествиям и вторжениям разных народов, и все они повлияли на состав населения. Вот почему этнические группы с чисто иранскими корнями сегодня не сохранились. В статье расскажем о том, сколько населения в Иране насчитывается в настоящее время, а также поговорим об этническом и религиозном составе жителей страны.

Общая информация

По состоянию на 2012 год (самые последние имеющиеся данные) численность населения Ирана (общая) составляет 78 868 711 человек. Приблизительно половина жителей - это персы, причем подавляющее большинство относится к мусульманам-шиитам. Примечательно, что четверть всех иранцев имеют возраст младше пятнадцати лет.

Население Ирана: этнический состав

Как только что было сказано, сейчас основная этническая группа страны - персы (от 36 до 61 процента по разным оценкам). Они живут на территории всего государства и говорят на языке фарси (он является государственным). Их исторической родиной считается провинция Парс. Однако крупных этнических групп в стране несколько. Население Ирана представлено также азербайджанцами (от 16 до 45 процентов по разным оценкам), которые в основном проживают в северо-западной части государства, в так называемом Иранском Азербайджане. Следует отметить, что азербайджанцы - это единственное на территории страны крупное которое не принадлежит к иранской Представители этой этнической группы говорят на азербайджанском языке.

Около 7-10 процентов жителей государства составляют курды. Главным образом они сосредоточены на западе Ирана, в провинциях Западный Азербайджан, Курдистан, Керманшах. Вдоль Каспийского моря, на севере страны, проживают гилянцы, мазендеранцы, талыши (около 7 процентов). Население Ирана на северо-востоке представлено туркменами (большинство из них живут в остане Голестан), а также тюркскими племенами (карагозлу, таймурташ, карайи) и этническими группами чараймаков.

Юго-восток государства занимают белуджи (остан Систан и Белуджистан). Кроме того, их отдельные группы живут в западном Мекране, Хорасане и Кермане. На юго-западе сосредоточены бахтиары и луры. Эту же территорию также населяют арабы, они представлены в основном в провинции Хузестан и на побережье К остальным этническим меньшинствам относят тати, лаки, армян, грузинов-ферейданцев, ассирийцев, племенные объединения хамсе и кашкайцев.

Языки

Население Ирана главным образом говорит на персидском языке (фарси), который относится к иранской группе индоевропейских языков. По мере того как происходили арабские завоевания начал формироваться новоперсидский язык, в нем большую часть лексики составляют использующие арабскую графику арабские слова. Фарси, выступая для персов родным, является средством межэтнического общения. Также среди распространены белуджский, татский, курдский, талышский, гилянский, лурский (включая кухгилуйе), пушту, мазендеранский, бахтиярский и тюркские диалекты. применяется и для остальных языков, за исключением еврейского и армянского. На говорит более одной четвертой части населения, в основном это туркмены, азербайджанские тюрки и кашкайцы. Несмотря на незначительное число арабов в составе жителей язык, являющийся языком исламских наук и Корана, в религиозной практике весьма широко используется. По Конституции ИРИ его изучение в средней школе обязательно.

Население Ирана: религиозный состав

Ислам в эту страну пришел вместе с арабскими завоевателями еще в 7 веке, в результате из Персии был вытеснен зороастризм. Сейчас 98 процентов всех граждан страны исповедуют ислам, 90 процентов из них - шииты (азербайджанцы, персы, талыши, арабы, мазендеранцы, гилянцы) и только 8 процентов - сунниты (белуджи, курды, туркмены). Полпроцента от общего числа жителей (169 тысяч человек) исповедуют христианство, это главным образом ассирийцы (несториане, халдо-католики) и армяне. Также имеются небольшие группы православных. Тремя пресвитерианскими общинами, разделенными по языковому принципу, представлены протестанты: ассирийцы, персы, армяне. Кроме них, есть адвентисты седьмого дня, англикане, пятидесятники. В общей сложности протестантов в Иране насчитывается не менее 8 тысяч человек.

Иранские евреи, компактно живущие в таких крупных городах, как Исфахан, Тегеран, Шираза, исповедуют иудаизм, их численность - около 10 тысяч человек. Примечательно, что здесь проживает иудеев больше, чем в любом другом мусульманском государстве.

Иран - либеральная страна

Несмотря на то что Иран - исламская республика, а, как известно, в таких государствах зачастую накладываются ограничения на последователей иных верований, здесь действуют довольно либеральные законы, что отличает его, скажем, от таких странах, как ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар.

Народы Ирана 1.Персы - 61% населения страны (основное население Ирана) – это около 45 млн.человек. Персы - Древнеиранские племена проникли на территорию Ирана (из Средней Азии) в конце 2-го тысячелетия до нашей эры. Тогда же зародилась древнеиранская религия - зороастризм, сохранившаяся у современной этноконфессиональной группы персов - гебров и у переселившихся в Индию парсов. Занимали господствующее положение в государствах Ахеменидов (VI-IV вв. до нашей эры) и Сасанидов (III-VII вв. нашей эры). Арабское завоевание (VII век) принесло ислам, влияние арабского языка и культуры; мусульманская культура стран Передней и Южной Азии в свою очередь впитала многие иранские черты. В дальнейшей этнической истории персов участвовали арабы, тюрки (при господстве Сельджуков, XI-XII века, и др.), монголы (в правление династии Хулагуидов, XIII-XIV века). В начале XVI века персы были объединены под властью иранской династии Сефевидов, с конца XVIII века - тюркской династии Каджаров. В середине XIX века началось формирование персидской нации, ассимиляция персами других, прежде всего ираноязычных, народов. 2. Азербайджанцы - 16% - это около 12 млн.человек. Это второй (по численности) народ в Иране. Согласно БСЭ в этногенезе азербайджанцев участвовало древнее коренное население Атропатены и Албании Кавказской, смешавшееся с вторгавшимися сюда в I тыс.днэ. и I тыс.н.э. ираноязычными и тюркоязычными племенами (киммерийцы, скифы, гунны, булгары, хазары, огузы, печенеги и др.). Согласно энциклопедии Британника азербайджанцы имеют смешанное этническое происхождение, самым древним элементом которых является местное население восточного Закавказья и возможно ираноязычные мидяне, проживавшие в северной Персии. Это население было персизировано в период правления династии Сасанидов в Иране (III-VII вв. н. э.). Началом тюркизации населения можно считать завоевание региона турками-сельджуками в 11 веке и продолжающиеся потоки миграции тюркских народностей в последующие века, в том числе тех, которые переселились в период монгольских завоеваний в 13 веке (большая часть племен, формирующих монгольские войска а также вынужденных мигрировать вследствие монгольских завоеваний были тюркскими). Доминирующей наследственной компонентой этнических азербайджанцев Британника считает тюрок, появившихся в Азербайджане во время завоевания огузами в 11 веке. Советские учёные С.А.Токарев, А.П.Новосельцев и С.Ш.Гаджиев, отмечали, что азербайджанцы являются народом смешанного происхождения, в этногенезе которого приняли участие как местное аборигенное население региона, так и тюркские элементы. Касательно участия в этногенезе азербайджанцев древних албан, то прежде всего стоит отметить, что консолидированного албанского этноса никогда не существовало. Население Кавказской Албании представляло собой конгломерат из 26 племён. Процесс формирования тюркоязычного азербайджанского этноса, завершился, согласно «Истории Востока» (2002), в основном к концу 15 века. Ряд исследователей отмечают принятие шиизма в период правления Сефевидов как окончательный фактор формирования азербайджанского этноса. Согласно «Истории Востока», этнические границы между турками и азербайджанцами установились к XVI веку, хотя к тому времени они ещё окончательно не были определены. Переселение тюркских племён в Закавказье продолжалось вплоть до XVI-XVII века, когда на территорию Мугани переселились полукочевые племена шахсеваны и падары (некоторые западные регионы). По мнению В. А. Шнирельмана, консолидация тюрок Северного Азербайджана продолжалась вплоть до 1920-1930-гг. В России ранние описания происхождения азербайджанцев появляются уже в конце XIX - первой половине XX вв. Так издававшаяся в Российской империи Энциклопедии Брокгауза и Ефрона писала, что «Адербейджанские татары - потомки тюрков-сельджуков и тюрко-монголов армии Гулагу-хана (XIII в.), но в значительной степени также отуреченных иранцев», а согласно БСЭ 1926 года, «в эпоху упадка халифата начинается постепенная инфильтрация тюркских элементов в Восточное Закавказье. Коренное население (албанцы) или подвергается уничтожению или оттесняется в горы, чаще же всего смешивается с завоевателями. Окончательно тюркский (азерский) элемент утвердился в восточной части Кавказа в результате т. н. монгольского нашествия XIII в. и последующих завоеваний Тамерлана, туркменов, турок-османов и др». Дагестанский учёный С.Ш.Гаджиева пишет: Азербайджанцы как народ сложились в результате длительного исторического развития, постепенной консолидации местных древних племён (албанцев, удинов, каспиев, талышей и др.) с пришлыми в разные периоды тюркоязычными племенами - гуннами, огузами, кыпчаками и т. д., - и, по существующему в науке мнению, смена коренных языков населения тюркским разговорным языком здесь относится к XI-XIII в. В свою очередь, тюркоязычные племена были довольно пёстрыми по своим этническим компонентам, объединяя множество других, отчасти более древних племён, впоследствии участвовавших в этногенезе не только азербайджанцев, но и целого ряда других тюркоязычных народов. Надо полагать, что в этнической истории Азербайджана оставили заметный след и оседавшие в Южном Азербайджане племена каракоюнлу («чёрнобаранные») и аккоюнлу («белобаранные»), в государства которых в XV в. входили «азербайджанские земли к югу от Кубы» 3.Ассирийцы - Ассирийцы возводят свой этнос к древним ассирийцам, населению Ассирийской державы (середина 2-го тыс. до н. э. - 7 в. до н. э.). Находясь под властью Иранского государства, Арабского халифата, Могольской и Османской империй и др., ассирийцы стремились сохранить свою самобытность. Гонения на несториан вызвали переселение ассирийцев в Центральную Азию, Закавказье, Индию; укрывшиеся в труднодоступных местах Курдистана, а затем в горах на юго-востоке Турции, ассирийцы вплоть до 19 в. вели борьбу с притеснителями. Гнёт иранских и османских властей приводил к переселению ассирийцев в Россию. В 1828 части ассирийцев было разрешено переселиться из Ирана в Армению. 4.Бахтияры - Происхождение бахтиар связывается с древне-иранским населением Западного Ирана; родственны лурам, близки курдам. На протяжении своей истории включали различные этнические элементы (семитские, тюркские и др.). Объединение племён бахтиар возникло, по-видимому, в XII-XIII вв. Окончательно включены в состав иранского государства в XVIII веке. В XX веке усилился процесс этнической консолидации бахтиар. 5.Галеши - Говорят на одном из диалектов гилянского языка. Верующие - мусульмане-шииты. По культуре близки гилянцам. Сохраняются домусульманские верования. 6.Гилянцы - Живут преимущественно в Гиляне. Численность свыше 2,5 млн. человек. Близки персам. Говорят на гилянском языке иранской группы индоевропейской семьи. Распространены также персидский и курдский языки. Письменность на основе арабской графики. Гилянцы - в основном мусульмане-шииты, сохраняются традиционные верования. 7.Джемшиды - народ на северо-западе Афганистана (плато Бадгис к северу от Гератского оазиса) и в Иране (северо-восток Хорасана). Численность 80 тыс. человек. Говорят на диалекте джемшиди таджикского языка. Джемшиды - мусульмане-сунниты. Существуют предположения о тюркском или иранском происхождении джемшидов. По преданиям, джемшиды происходят от легендарного иранского царя Джемшида. Включаются в состав чараймаков, но сами противопоставляют себя другим аймакам. 8. Езиды - народ султана Езида – по прозвищу Красный Езид. По одной легенде легендарный вождь народа адаби в очень древние времена переправил весь свой народ с территоии древней Нубии через Красное море в Аравию и привел его в страну Дильмун, основав там город Шам. По другой теории султан Езид участвовал в крупной битве с неизвестным народом за обладание новой страной, возможно это был Шумер. Возможно эта битва произошла с племенами субареев, которые после этой битвы были вытеснены на север Междуречья. В этой битве Езид был сильно измазан кровью своих противников, но сам не имел ран. За то, что после битвы он был весь красный, он получил прозвище Красный Езид. В Иране часто езидов считают курдами (курдами, сохранившими свою древнюю религию, не принявшими ислам). 9.Каджары - Восходят к средневековым тюркским племенам, переселившимся в Переднюю Азию в XIII-XIV вв. В XV веке составляли часть туркмен Анатолии и делились на несколько больших подразделений (Агча Коюнлу, Агчалу, Шам Баяти, Йива). Входили в состав кызылбашских племён, с помощью которых династия Сефевидов (XV-XVI вв.) объединила под своей властью Иран. В XVI веке были переселены в Северный Азербайджан. На рубеже XVI-XVII вв. каджары были расселены по нескольким районам Ирана: в Закавказье, в районе города Мерва и в долине реки Горган (Астрабад), где разделились на две ветви: ашакабаш и юхарибаш. Выходцы из первой ветви правили в Иране в конце XVIII - начале XX вв. (династия каджаров). 10.Кашкайцы - Некоторые исследователи связывают формирование кашкайцев с халаджами, одним из средневековых тюркоязычных племён огузов. По другим данным, предки кашкайцев переселились в Иран во времена монгольского завоевания (XIII век). Есть мнение, что кашкайцы - выходцы из Закавказья. Видимо, в этногенезе кашкайцев приняли участие целый ряд различных по происхождению этнических групп (тюрков, иранцев и др.). Общее самоназвание появилось в середине XVIII века. В XX веке среди кашкайцев усилился процесс этнической консолидации. Кашкайцы делятся на несколько десятков крупных и мелких племён, которые в свою очередь распадаются на отдельные родо-племенные группы. Крупнейшими племенами являются амале, шешбулюки, даррешури, кашкули, фарсимадан. До середины XX века объединение племён кашкайцев возглавлялось правителями - ильхани, во главе отдельных племён стояли ханы, племенные подразделения - зависимыми от последних калантарами и кедхуда. 11.Курды - До начала XX века курды объединялись в союзы племён, делившиеся на мелкие родо-племенные группы. В XIV-XVIII вв. находились в номинальной зависимости от Ирана и Османской империи. В Турции, Иране, Ираке, Сирии подвергались национальной дискриминации. Попытки властей лишить курдов национально-культурных прав приводили к многочисленным восстаниям в Курдистане. К концу XIX века усилились миграционные процессы: из Турции и Ирана, курды переселялись в Закавказье. Преобладают традиционные занятия: полукочевое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот), земледелие (зерновые, садоводство, табак). 12. Луры - Верующие - мусульмане-шииты. Имеются приверженцы различных сект (али-илахи, курд-бача и др.). Распространены доисламские верования. Луры восходят к древнейшему доиндоевропейскому населению Западного Ирана; вероятно, сложились на рубеже 2-1-го тысячелетий до нашей эры в результате смешения пришлых иранских племён с населением древнего государства Элам (с эламитами). После арабского завоевания, в средние века в Луристане правила самостоятельная династия атабеков. 13.Мазандеранцы - Восходят к древне-иранским племенам, заселившим территорию Ирана на рубеже 2-го - 1-го тысячелетий до нашей эры. В средние века в Мазандеране правили местные династии. В конце XVI века включены в состав иранского государства. 14. Талыши - Говорят на талышском языке иранской группы индоевропейской семьи. В 1928 на основе латинской графики была создана талышская письменность. В конце 1920-30-х годах в Ленкорани на талышском языке издавалось 19 печатных изданий. В конце 30-х годов издание периодики на талышском языке было прекращено. Периодическая печать и литература сейчас издаются только на азербайджанском языке, который является также языком школы и внесемейного общения. Талышский язык выполняет в основном функции языка семейного общения. Талыши - мусульмане-шииты, часть - сунниты. Талыши - потомки древнего коренного населения Кавказа. В начале XIX века Талышское ханство (основано в XVII веке) вошло в состав Российской империи. 15. Таты - Народ в Азербайджане и России (в Дагестане, небольшие группы в других республиках Северного Кавказа). Говорят на татском языке иранской группы индоевропейской семьи, имеющем 2 диалекта - южный и северный. Северный диалект является одним из литературных языков Дагестана. Письменность на основе русского алфавита. Среди татов распространён также азербайджанский язык. Верующие таты - мусульмане-шииты, иудаисты и христиане-монофиситы. Близки по культуре азербайджанцам и народам Дагестана. 16.Теймури - Говорят на диалектах дари и фарси (персидского) языков. Теймури - мусульмане-сунниты, значительная часть теймури в Иране - мусульмане-шииты. Предполагается, что теймури - выходцы из Средней Азии (получили название от покорившего их в конце XIV века Тимура). По другой версии, теймури расселились по своей этнической территории после монгольского нашествия XIII веке. В этногенезе теймури, по-видимому, участвовали тюркские и иранские элементы. 17.Туркмены - В этногенезе туркмен наиболее ранний пласт составили древние ираноязычные кочевые и полукочевые племена (дахи, массагеты, позднее эфталиты и сармато-аланы), жившие на территории современной Туркмении, а также оседлое ираноязычное земледельческое население Западного Хорезма, средней Амударьи и Северного Хорасана. Это население, особенно полукочевое, уже с IV-VI вв. начало подвергаться тюркизации. Огузы, в большом числе проникшие в пределы Туркмении в IX-XI вв., сыграли важную роль в этногенезе туркмен, определив кроме многих черт культуры их язык и в значительной мере физический облик. Основная масса огузов, пришедшая с северо-востока с сельджуками в XI веке, осела здесь и постепенно слилась с местным населением. Происходило формирование туркменского языка. В состав туркмен позднее вошли также тюркские племена неогузского происхождения - кыпчаки, джелаиры и др., в начале XIII века - часть татаро-монголов. Процесс формирования туркменской народности завершился в XIV-XV веках, когда после монгольского завоевания сложились новые племенные объединения, составившие ядро туркменской народности: човдурское (човдуры, игдыры, абдалы, арабачи), «внешних» (теке, иомуты, сарыки, эрсари) и «внутренних» (собственно салыры) салыров, а также гоклены. Помимо них и более мелких племён туркмен - языров (карадашлы), емрели, баятов и др., на территории Туркмении в оазисах сохранилось довольно многочисленное ираноязычное население, а в степях жили кочевники из других тюркских и иранских племён. В последующие века это население было ассимилировано и вошло в состав туркмен. В XVI-XVIII веках происходило массовое переселение многих туркмен из Западной Туркмении в южные районы и Хорезмский оазис (в значительной степени вследствие усыхания Сарыкамышского озера, на берегах которого они жили). Передвижение сопровождалось межплеменными распрями, ослаблявшими туркменские племена. В XVIII-XIX веках сохранялись традиции родового строя в общественных отношениях и сильные пережитки родовых обычаев; экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство способствовало сохранению патриархального быта. До 30-х гг. XX века туркмены ещё сохраняли деление на племена с многоступенчатым родовым делением в каждом из них. Самыми крупными были текинцы (теке), иомуты, эрсари, салыры, сарыки, гоклены и човдуры. 18.Тюркские племена - этнические общности, близкие по языку, культуре и быту к азербайджанцам и постепенно сливающиеся с ними (небольшая их часть ассимилируется также персами). Численность достаточно условна, поскольку переписи населения в Иране ведут учёт по религиозному признаку. К тюркским племенам Ирана относятся: 1) афшары и близкие к ним кызылбаши (500 тыс. человек в Иране). Афшары живут в основном к востоку от озера Урмия, отдельные группы - в Фарсе, Кермане, Хузистане; в Афганистане (куда афшары были переселены в XVIII веке) - в слободах Кабула и Кандагара и в некоторых деревнях вблизи этих городов. Афшары сыграли важную роль в истории Ирана. Выходец из этого племени шах Ирана Надир-шах (1736-47) создал обширную империю, изгнав из Ирана афганцев и турок и завоевав значительные территории в Индии, Средней Азии, Закавказье. Кызылбаши - городские жители Кандагара. Кызылбаши Афганистана говорят на дари, афшары частично сохраняют в быту и язык азери тюркской группы алтайской семьи; 2) карапапахи (80 тыс. человек), расселённые на южном берегу реки Урмия. Карапапахи - потомки переселившихся во время русско-иранской войны 1826-28 в Иран тюркоязычных выходцев из Эриванского округа близ озера Севан (Гекчи); 3) карадагцы (20 тыс. человек), населяют северо-западные пограничные районы Ирана - смешанная группа, потомки тюркоязычных выходцев из Закавказья времён русско-иранских войн (1804-13 и 1826-28); 4) тюркские племена Юга и Востока Ирана (300 тыс. человек): в Тегеранской провинции, в районе Верамина и Кума, расселены тюрки кенгерлу; в восточной части провинции Фарс, к востоку от кашкайцев, кочуют племена инанлу, бахарлу и нафар, входящие в объединение племён хамсе; в Керманской провинции (районы Сирджана, Рефсенджана и Бердсира) кочуют племена хорасани и пичагчи; в Хорасане, к югу от Торбете-Хейдеры живёт племя карайи; севернее, смешанно с курдами, обитают племена байатов (около Нишапура), карагозлу (Джумейн и Исфарин) и др.; в области Горган расселены племена теймурташ и гоудари. В своём большинстве все эти тюркские племена расселены в горных или полупустынных районах, малопригодных для земледелия, и занимаются кочевым и полукочевым скотоводством. 19. Хазарейцы - хазара (самоназвание, от персидского «тысяча»; военное подразделение кочевников), народ в Центральном Афганистане (главным образом горный район Хазараджат, а также провинции Герат, Кандагар, Нангахар и Бадахшан). Живут также в Иране (Восточный Хорасан). Численность в Иране 220 тыс. человек. Говорят на языке, близком к дари, много заимствований из монгольских языков. Верующие - мусульмане-шииты. Основу хазарейцев составили монголоязычные кочевники, в их этногенезе участвовали также тюркские и иранские племена. Вероятно, хазарейцы - потомки военных поселенцев, оставленных Чингисханом и его преемниками. В конце XIX века афганский эмир Абдуррахман покорил Хазараджат с помощью кочевников-афганцев (пуштунов), которым он отвёл там летние пастбища. 20.Чараймаки - сформировались, по-видимому, в результате смешения коренного таджикского населения с пришлыми тюрко-монгольскими племенами. Об участии тюрко-монгольского компонента в этногенезе чараймаков свидетельствуют монголоидные черты у некоторых групп чараймаков и центрально-азиатские элементы в быту (юрты и др.). До конца XIX века вели в основном кочевой образ жизни, сохраняли родоплеменное деление. Процесс оседания полностью не завершён. 21.Шахсевены - Говорят на восточных (муганских) диалектах азербайджанского языка. Верующие шахсевены - мусульмане-сунниты. Объединение племён шахсевенов произошло в конце XVI века в связи с формированием из различных тюркских племён (кызылбашей) шахской гвардии (азерб. шахысеван - «любящие шаха»). Традиционное занятие - кочевое скотоводство (овцы, крупный рогатый скот как тягловая сила, верблюды и лошади), летом - в Себеланских горах, зимой - в Муганской степи. С конца XIX века переходят к оседлому земледелию. 22.Арабы – остатки арабского населения, оставшегося в Иране после арабских завоеваний. А теперь посмотрим всю этническую историю народов Ирана с древнейших времен (излагать ее буду кратко, по своему историческому Атласу). 200 тыс.лет назад – вероятно появились первые люди на этой территории. Их было мало и это были деградированные потомки асуров – австралоиды (похожие на современных веддоидов Шри Ланки и папуасов). Они жили в основном в южной части Ирана. 80 тыс.лет назад – вероятно в это время появились редкие поселения потомком атлантов, которые двигались с Ближнего Востока в сторону Средней и Восточной Азии (где сформировались новые народы субарейцы и туранцы). 38 тыс.лет днэ – север Ирана (и Среднюю Азию) населяют субарейцы (это европеоидный народ средиземноморской расы). На юге Ирана продолжают жить австралоиды. 30 тыс.лет днэ – на западе Ирана (горы Загроса) заселяют австралоидные племена (барадосская культура). На остальной части Ирана продолжают жить субарейцы. На юге по прежнему живут австралоиды. 14500 г.днэ – с севера на территорию Ирана начинают проникать племена дравидоидов (потомки костенковской культуры). 10000 г.днэ – к этому времен запад Ирана заселен субарейцами (зарзийская культура), на юге по прежнему обитают австралоиды, а центр и север Ирана заселен дравидоидами. 6500 г.днэ – большая часть Ирана заселена дравидоидами (культура али-кош), на юге у дравидоидов есть сильные признаки австралоидов (это народы родсвенные, древнему народу – эламитам). 5200 г.днэ – из племен культуры али-кош на юго-западе Ирана сформировался новый народ – эламиты (потомками которых сегодня являются луры). На остальной территории без значительных изменений. 4800 г.днэ – на всей территории Ирана (за исключением Элама) существовала культура сиалк – это были племена дравидоидов. 3100 г.днэ – западе Ирана (в горах Загроса) сформировался новый народ лулубеи – это дравидоиды. Севернее их жили гутеи – это тоже дравидоиды. 1900 г.днэ – на западе Ирана (между лулубеями и гутеями) сформировался новый народ – касситы. Это тоже были дравидоиды. Северо-запад Ирана заселили кавказские племена хурритов. 1100 г.днэ – из Средней Азии на северо-восток Ирана проникли первые ираноязычные племена – мидийцы. 900 г.днэ – из Средней Азии на территорю Ирана прникают многочисленные иранские племена. Они заселяют большую часть Ирана (кроме Элама). Начинается процесс иранизации местных дравидоидов (переход дравидоидов на иранские языки). Часть дравидоидов уходит в сторону Пакистана и Индии. Начинается процесс формирования персидского народа (этот народ формировался южнее мидийцев и на северо-востоке от Элама). 500 г.днэ – большая часть Ирана заселена персами. Исчезают следующие народы – лулубеи, касситы, гутеи (они перешли на иранские языки). Территория, населенная эламитянами тоже сокращается (эламитяне тоже подвергаются иранизации). Это начало эпохи господства персов на территории Ирана (государство Ахеменидов). 350 г.днэ – к этому времени всю территорию Ирана населяют персы и другие ираноязычные племена. Мидийцев и эламитян уже нет (мидийцы стали частью персов, а эламитяне полностью перешли на иранский язык – стали лурами). 500 год нашей эры – на территорию Ирана переселяются племена саков. Их из степей юга Казахстана и севера Средней Азии изгоняют тюркские племена, пришедшие туда вместе с гуннами. 900 год – на южном побережье Ирана поселяются арабы, пришедшие во время арабских завоеваний. От притеснений со стороны арабов на территорию северо-запада Ирана бежала часть христиан-ассирийцев и древнего народа адаби (предков современных езидов), они не желали принимать ислам и скрывались от мусульман в горных местностях. 1050 год – на востоке Ирана начинает формироваться новая этническая общность – белуджи (они сформировались на основе пришедших с севера ираноязычных кочевых племен – саков, канглов, усуней). На севере Ирана появились тюркские племена сельджуков и огузов. 1200 год – к этому времени на территории Турмении и на крайнем севере Ирана сформировался новый народ – туркмены (на основе огузов). По территории Ирана во время власти сельджуков расселилось множество тюркоязычных племен (многие постепенно перешли на иранские языки). В это время рядом с лурами появились бахтияры. 1400 год – на южном берегу Каспия сформировался новый ираноязычный народ – гилянцы. К этому времени пастушеские племена, жившие в горах Загроса (северо-запад Ирана) носили имя курдов. Это время начала формирования курдского народа. 1500 год – на северо-западе Ирана (Южный Азербайджан) начинает формироваться новый тюркоязычный народ – азербайджанцы (они сформировались на основе поселившихся там огузов). Примерно в это же время появился новый тюркский народ – мазендеранцы. 1550 год – на территории Ирана расселены тюркские племена каджаров. 1750 год – появилось название нового тюркского народа – кашкайцы. 1900 год – к этому времени на западе Ирана сформировался новый ираноязычный народ – курды (с диалектом курманджи). Он сформировался на основе местных ираноязычных скотоводческих племен, а также на основе езидов, принявших ислам. К этому же времени сформировались другие ираноязычные народы – горани и сорани, которых часто тоже относят к курдам, хотя основа возникновения этих народов другая. Как мы видим из хронологии событий этнической истории самым древним народом Ирана являются луры – потомки древнего эламского народа. Но современные луры потеряли свой древний язык и свою религию. А еще более древние народы – австралоиды, субарейцы и дравидоиды не сохранились. Древняя иранская религия - зороастризм, сохранился только у современной этноконфессиональной группы персов – гебров. Галеши и гилянци тоже сохранили частично свою древнюю религию. Немногочисленные езиды Ирана тоже сохранили свою древнюю религию – эту религию часто называют Шарфаддин (это вера во Всевышнего и его семь ангелов во главе которых стоит Тауси Малак). У небольшой группы луров сохранились приверженцы различных сект (али-илахи, курд-бача и др.). У них также распространены доисламские верования.

Мидия занимала территорию Северо-Западного Ирана. Западная часть страны, охватывавшая районы горных хребтов Загроса у границ с Ассирией, позднее, в античной историографии, получила название Мидия Атропатена. К востоку от Атропатены простиралась равнинная часть Мидии.

В III—II тысячелетиях до н. э. на этой территории обитали племена оседлых земледельцев и скотоводов, говорившие на касситском, кутийском, хурритском и других неиндоевропейских языках. Собственно же мидийцы и родственные им персы, как уже было сказано, говорили на различных диалектах иранских языков, принадлежавших к индоевропейской языковой семье.

В настоящее время считается, что предками ираноязычных племен были скотоводы Восточной Европы, откуда часть их направилась через Кавказ и вдоль побережья Каспийского моря в Иран и Среднюю Азию. Они вторглись в Иран на рубеже XII—XI вв. до н. э. и постепенно распространились по всей территории в первой трети I тысячелетия до н. э. Это проникновение, однако, не носило характера завоевания, повсеместно шло смешение пришельцев с местным населением, которое в результате продолжительного общения с пришельцами постепенно становилось ираноязычным. Во многих районах страны в IX—VIII вв. до н. э. старое, неираноязычное население все еще оставалось преобладающим. Однако начиная со второй половины VIII в. до н. э. иранцы уже составляли большинство населения во многих областях Западного Ирана, в том числе и в Мидии. С этими процессами — расселением ираноязычных племен и ассимиляцией ими местного населения — связано широкое распространение могил вооруженных всадников. О занятии иранских племен коневодством свидетельствуют, в частности, указание клинописных текстов о регулярной уплате этими племенами дани лошадьми ассирийским царям, а также тот факт, что еще в VIII в. до н. э. вавилоняне заимствовали иранский термин для названия люцерны, переводимый как «лошадиная еда». Находки богатых могил. в которых много художественных изделий, сосудов из золота, указывают на обособление военных предводителей, стоящих во главе воинственных конных дружин. Ассирийцы в Мидии. Вторжение в Переднюю Азию киммерийцев и скифов. Начиная с IX в до н. э. ассирийцы стали совершать походы на территорию Мидии с целью захвата добычи. В это время в Северо-Западном Иране существовали десятки мелких княжеств, в которых жили как мидийцы, так и местное население кутийско-касситского происхождения. Резиденциями правителей этих мелких владений служили крепости и укрепленные цитадели небольших городков. В своих походах ассирийцы доходили до центра Иранского плато. Например, в 744 г. до н. э Тиглатпаласар совершил поход до горы Бикни (совр. Демавенд близ Тегерана) и получил от мидийцев в качестве подати 9 т лазурита и 15 т различных бронзовых изделий. В течение VIII в. до н. э. мидийские области находились в зависимости от ассирийцев и платили им регулярные подати, главным образом ремесленными изделиями и скотом.

В конце VIII в. до н. э. стали возникать первые крупные политические объединения на территории Западного Ирана, во главе которых стояли племенные вожди. Одним из таких объединений была область Манна, ядро будущего Маннейского царства, занимавшая районы к юго-востоку от озера Урмии. Необходимость оказывать сопротивление грабительским ассирийским нашествиям несомненно ускорила объединение и ряда небольших мидийских княжеств в единое государство.

В конце VIII в. до н. э. ситуация в Передней Азии усложнилась из-за вторжения туда киммерийских племен из Северного Причерноморья. В начале VII в. до н. э. следом за киммерийцами из Северного Причерноморья в Переднюю Азию вторглись также скифские племена, часть которых осела в области Сакасена вокруг озера Урмии и оттуда стала совершать набеги на Урарту и Ассирию. В этническом отношении скифы и киммерийцы были родственны как между собой, так и с мидийцами и персами. Все они говорили на различных диалектах иранских языков. Персы называли все скифские племена саками. Греки же называли кочевые племена Юго-Восточной Европы и Средней Азии скифами. В современной научной литературе наименование «скифы» обычно применяется к древним жителям Северного Причерноморья, а скифы Средней Азии называются саками. Киммерийская и скифская конница, состоявшая из прекрасно обученных всадников, стрелявших из лука на полном скаку, представляла немалую угрозу для древневосточных государств.

В течение длительного времени киммерийцы находились в Малой Азии, а именно в восточной части Каппадокии и в области Манна. Около 715 г. до н. э. они нанесли поражение урартскому царю Русе I, а во время царствования в Ассирии Асархаддона (681—669 гг. до н. э.) стали угрожать и ее северным границам. В 679 г. до н. э. они вторглись в Ассирию, но ассирийцам удалось одержать над ними победу. Однако около 675 г. до н. э. киммерийцы разгромили Фригийское царство в Малой.Азии и снова стали угрожать границам Ассирии. Тем временем скифы из области Сакасены стали предпринимать грабительские походы на страны Передней Азии и между 630 и 620 гг. до н. э. доходили даже до границ Египта, опустошив Сирию и Палестину.