Каким должен быть дисциплинированный человек. Дисциплинированный человек — это тот, который поРАБощает себя

Когда каждый ресурс в человеке,
физический и ментальный,
используется целенаправленно,
возможности человека в решении проблемы
увеличиваются стократ.

Норманн Винсент Пил.

Современный культурный человек – это не только образованный, но и высоконравственный, организованный, предприимчивый человек, способный принимать на себя ответственность, видеть не только сиюминутную задачу, но и будущие перспективы, то есть смотреть вперед.

Такие личностные качества как ответственность, сознательность, активность концентрирует в себе дисциплинированность. Ставшая устойчивым качеством, она позволяет личности справляться с предъявляемыми к ней окружающей действительностью требованиями, согласовывать их с собственными потребностями и интересами. Наконец, можно сказать, что тот или иной уровень дисциплинированности является критерием культурного уровня личности, показателем развития ее духовного мира, коммуникативных способностей. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения таких личностных качеств как дисциплинированности и самодисциплинированности.

Переход России к рыночной экономике привел к резкому изменению ценностных ориентаций в обществе и в значительной мере осложнил процесс социализации, в том числе и формирования дисциплинированности.

В предлагаемой вашему вниманию мастерской школьники не только осознают ценность дисциплины и дисциплинированности, но и учатся анализировать проблемы, искать пути их решения.

В мастерской могут участвовать школьники разного возраста, студенты ССУЗов.

Открывается мастерская упражнением «Руки-ноги» (В. Букатов). На один хлопок мастера участники поднимают руки, на два хлопка – встают. Если руки уже подняты, то на один хлопок их нужно опустить (соответственно, когда играющие уже стоят, то на два хлопка они должны сесть). Меняя последовательность и темп хлопков, ведущий пытается сбить участников с толку.

Условия необходимо объяснять предельно кратко: «Один хлопок – команда рукам: их надо поднять или опустить; два хлопка – команда ногам: нужно встать или сесть», - после чего ведущий мастерской тут же подает сигналы.

Моментальное включение участников в упражнение заставляет их по ходу дела уяснять задание, полагаясь на свою сообразительность и находчивость. После нескольких конов большинство учащихся (студентов) уже хорошо ориентируются в задании и с удовольствием его выполняют, несмотря на быструю смену хлопков-команд.

Эта игровая ситуация не только создает настроение, включает всех в игру, завораживает создаваемым ритмом, но и подводит к мысли о том, что справиться с упражнением смог тот, кто способен четко подчиняться «нехитрым» командам, не поддаваясь соблазну повторять движения соседей, которые могут быть неверными.

Участникам мастерской предлагается по кругу высказаться, что помогло именно ему быстро включиться в упражнение, не сделать ошибку, не сбиться с заданного ритма.

Таким образом, ведущий подводит участников мастерской к мысли о том, что добиться успеха в любой деятельности можно благодаря целеустремленности, самоорганизованности, способности к произвольному соблюдению правил.

Для проведения следующего этапа мастерской, участникам необходимо разделиться на 3-4 группы, одна из которых «эксперты» («экспертов» должно быть столько же, сколько групп).

Каждая группа получает задание:

  1. Составить ассоциативный ряд к слову «дисциплина». После подготовки ассоциаций от каждой группы выступает по одному человеку. «Эксперты» выносят ассоциативный ряд на доску. (Дисциплина – порядок, правило, строгость, контроль, организованность, самостоятельность, свобода).
  2. Назвать черты, отличающие дисциплинированного человека от недисциплинированного. Группы работают самостоятельно. После выполнения задания каждая группа высказывает свои мысли. «Эксперты» по мере выступления оформляют запись на доске.
Дисциплинированный человек Недисциплинированный человек
  • организованный;
  • выдержанный;
  • соблюдает правила;
  • не откладывает на завтра то, что можно сделать сегодня;
  • доводит начатое дело да конца;
  • пунктуальный;
  • аккуратный;
  • ответственный;
  • готов подчиняться собственным целям и т.д.
  • неорганизованный, несобранный;
  • не соблюдает правила поведения;
  • не доводит начатое дело до конца;
  • часто опаздывает на уроки (деловые встречи);
  • нередко что-то забывает, теряет, держит свои вещи в беспорядке и т.д.
  • безответственный;
  • не способен ставить перед собой цели и подчиняться им и т.д.

На следующем этапе команды включаются в игру, которая дает возможность одновременно с поиском ответов на вопросы: «Что такое дисциплина и дисциплинированность? Для чего необходимо быть дисциплинированным, самодисциплинированным?», проявить смекалку и умение работать сообща.

Несколько вариантов ответа дают цитаты из книг С.И. Гессена «Основы педагогики. Введение в прикладную философию», М. Монтессори» Метод научной педагогики», А.С. Макаренко «Лекции о воспитании детей». Ответ нужно прокомментировать, высказать свое понимание мысли педагогов. Каждый в группе выбирает понравившуюся мысль, которую он разделяет или опровергает, зачитывает ее и комментирует:

  • «Понятие дисциплины…тесно связано с понятием работы и труда. Производительность необходимо требует дисциплины: чтобы жить и побеждать в жизни, мы принуждены быть дисциплинированными 1 ».
  • «Дисциплинированный человек владеет сам собой 2 ».
  • «Раз дисциплина основана на свободе, то и сама дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной. Обычно мы считаем индивида дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным, как паралитик. Но это – личность уничтоженная, а не дисциплинированная. Мы называем человека дисциплинированным, когда он владеет собой и умеет сообразовать свое поведение с необходимостью следовать тому или иному житейскому правилу 3 ».
  • «…дисциплинированным человеком мы имеем право назвать только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности 4 ».

1 Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.:»Школа – Пресс», 1995. С. 64.

2 Там же. С. 64.

3 Монтессори М. Метод научной педагогики// (Антология гуманной педагогики). М., 1999. С. 108.

4 Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Пед. соч.: в 8 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С.24-25.

(Ведущий готовит эти или другие цитаты, в зависимости от возрастной категории участников мастерской).

«Эксперты» внимательно слушают и подводят итоги.

Следующий шаг мастерской – решение проблемных ситуаций. Для этого каждый участник на небольшом листе бумаги обозначает свою проблемную ситуацию, которая является следствием недостаточно сформированной самодисциплинированности. Проблему необходимо сформулировать в виде вопроса (например, «Как найти время для чтения, если я очень занятый человек?», «Как не опаздывать в колледж (школу) к первому уроку?», «Как успевать выполнять домашнее задание и заниматься любимым делом?» и т.п.).

Затем участники кладут все листы на подносы (в каждой группе свой поднос) и после того как листы будут перемешаны «экспертами», берут по одному из общей массы. Каждому участнику необходимо зачитать вслух тот вопрос, который он «вытянул» и сразу предложить свой вариант выхода из сложившейся ситуации. Выслушав предложение одного из участников, остальные члены группы могут добавить, высказав свое мнение по данной проблеме. Таким образом в каждой группе происходят поиски лучшего решения обозначенных проблем. Ход рассуждений фиксируется «экспертами» и афишируется.

Как найти время для чтения, если я очень занятый человек?

  • Составить режим дня, где был бы час для чтения.
  • Научиться технике быстрого чтения.
  • Брать книгу с собой и читать в любой удобный момент и т.д.
  • Как не опаздывать в колледж к первому уроку?
  • Вставать строго по звонку будильника.
  • Составить режим дня и соблюдать время утреннего подъема.
  • Включить в режим дня утреннюю гимнастику и контрастный душ, что позволит мобилизоваться, повысить жизненный тонус.
  • Собирать сумку с учебниками и всеми необходимыми принадлежностями с вечера и т.д.

Мастер подводит участников к мысли о том, что многие проблемы возникают вследствие неумения правильно организовать себя, свой рабочий день; неумения планировать, подчиняться собственным целям, доводить начатое дело до конца и т.п. Все эти качества интегрирует в себе дисциплинированность, самодисциплинированность.

Мастерская завершается фразой, которую заканчивают все участники занятия, встав в круг: «Быть дисциплинированным – значит…»

  • быть свободным;
  • быть успешным;
  • все успевать;
  • соблюдать правила поведения;
  • иметь много друзей и т.д.

Разница между дисциплиной навязанной обществом и той, которую мы сами себе определяем – огромна, человек находится в совершенно разных мирах, в зависимости от той дисциплины, которой он привык придерживаться. Если говорить начистоту, то конечно внешние условия – это первоочередной фактор, который заставляет нас придерживаться хоть какой-то дисциплины, ибо по натуре человек расхлябан и безответственен, и только суровые внешние факторы, вынуждают его вырабатывать в себе определенные качества, которые делают его сильнее. Дисциплина безусловно является одним из таких качеств, никакой успех не возможен в этой жизни, если вы недисциплинированный человек, если ваши действия не носят принужденный характер, ибо в ряде случаев, нам приходится преодолевать себя, чтобы что-то сделать. Обратитесь к своему телу и спросите его, чего оно хочет, разве оно вам ответит, что хочет работать, да оно хочет валяться где-нибудь в теплом и мягком месте, чтобы никто и ничто не беспокоило его.

То же самое касается и нашего с вами мозга, который тоже не желает трудиться, хотя для человека думать – это основная работа. Все это физическая материя друзья мои, но мы с вами состоим не только из них, в нас сидит нечто именуемое душой, или гордым духом, как лично мне больше нравится, обладающим невероятной силой и энергией. Именно этот дух заставляет наше ленивое тело, этот никчемный кусок мяса, вставать и идти делать великие свершения, именно дух заставляет нас думать, благодаря чему мы и поднялись над остальным животным миром.

Я убежден в том, что наша сущность – это не наше с вами физическое тело, а именно тот самый дух, благодаря которому мы ничего не боимся и порою делаем невозможное, преодолевая все – страдания, боль, страх, холод и жару, но добиваемся своей цели. Для общества полезно держать каждого своего члена под контролем, в то время как наши никчемные тела мы держим под контролем сами, точнее должны держать, если не хотим быть расходным материалом для других. Затачивать свой разум таким образом, чтобы все свои действия считать необходимыми, прежде всего для себя самого, значит снимать с себя оковы общественного контроля.

Свободный человек всегда жил и будет жить только у нас в голове, но никак не снаружи, ибо именно дух должен быть свободным, и только он может дисциплинировать свое тело, а не кто-то другой. Но стоит только отдать власть над собой другим людям, стоит дать им возможность вас контролировать, как ваш дух засыпает, ибо это для него невыносимо. Остается только жалкое и ничтожное тело – эта, простите, ленивая обезьяна, которую постоянно надо подгонять палкой, чтобы от нее был хоть какой-то толк. Такая обезьяна, будет довольствоваться только самыми примитивными удовольствиями в жизни, удовлетворяя свои базовые потребности.

За возможность удовлетворить все свои базовые потребности, жалкое и ничтожное тело обезьяны, готово отдать все что угодно, в то время как наша истинная сущность, наш гордый и сильный дух, просто не в состоянии воздействовать на тело. Почему он не может это сделать? Да потому что это, друзья мои, дело выбора, который мы делаем, руководствуясь своим разумом. Вот она, наша с вами свобода – это свобода выбора. Только мы решаем, быть нам людьми, или той ленивой обезьяной, которая дана нам в качестве носителя нашей личности в этой жизни. И пусть на обезьяну наденут цепи, пусть заключат ее в темницу и любым другим способом ограничат ее действия, сделать то же самое с духом человека, с его разумом, никто не в состоянии.

И только когда вы сами решите, быть или не быть вам свободным, что делать, а что нет, вы можете либо потерять, либо обрести свободу. Дисциплина — безусловно нужна обществу, без нее его бы не было, но подумайте лучше над тем, что нужно именно вам, что лично вас приведет к успеху в жизни, что позволит вам в ней победить и закончить ее на уровне победителя? Самодисциплина естественно отвечает вашим собственным интересам, если не вы сами установите себе цели, за вас это сделают другие, если вы не будете стремиться к достижению своих целей, значит будете преследовать чужие.

Потому если вы не будете ковать своего счастья, тогда будете ковать его другим, тем, кто возьмет вас под свой контроль, кто будет вас дисциплинировать и направлять, кто не побоится отвечать за вас, если вы сами не в состоянии это сделать. Я нисколько не сомневаюсь в том, что даже самый безответственный, расхлябанный и безалаберный человек, может сделать свою жизнь полностью подконтрольной самому себе, он может заняться самодисциплиной и избавиться от внешнего на себя воздействия. Что для этого нужно – да просто разбудить в себе свой гордый дух, и начисто подавить в себе ленивую обезьяну, поняв, что мы — не наше тело, мы — нечто большее, гораздо большее.

Когда вы просыпаетесь утром, для своих новых великих свершений, для того, ради чего вы пришли в этот мир, ваше ленивое тело, требует еще сна, оно просит вас оставить его в теплой постели, оно не хочет ничего. Ведь это ничтожная физическая оболочка, у которой никогда не было и не будет великих целей, кроме одной единственной – пойти на корм червям. Задумайтесь на мгновение, что бы вы делали, если бы в этом мире вас вообще бы ничего не напрягало. Вероятно, вы бы только и делали, что валялись бы целыми днями в кровати, ели, спали, испражнялись, и худо-бедно совокуплялись, если бы было с кем. Ну разве это жизнь, достойная человека? А ведь некоторые люди так живут.

Посмотрите на бомжей – эти люди, полностью похоронили свой гордый дух, вы видите, чего просит их ничтожное тело, как оно себя ведет? И к этому нас всех без исключения призывают наши тела, опуститься ниже плинтуса, жить одним днем, удовлетворять свои жалкие и ничтожные потребности, разлагаться на глазах. Оно не хочет нам служить, не хочет выполнять перед нами свои обязанности, и его можно понять, ведь даже взятая напрокат лошадь, не хочет того, что хочет ее наездник, она хочет мирно щипать травку, а не скакать куда-то для чего-то большего. Так же и наше тело, оно не хочет ничего, но наш гордый дух, может превратить этот кусок мяса в резвого скакуна с характером, сделав тело железным, полностью ему подконтрольным.

И тогда друзья мои, вас никто и ничто не остановит, нет в этой жизни для вас никаких преград, просто нет. Дайте волю своему духу, и он сделает все что нужно, чтобы самому быть полностью удовлетворенным этой жизнью и в полной мере удовлетворить все потребности тела, без которого мы существовать в этом мире не можем. Наш мозг найдет ответ на любой вопрос, если заставить его работать, наше тело преодолеет любые трудности и любую боль, если оно будет слушать бесстрашный гордый дух, который победить невозможно.

Единственная борьба в этой жизни, идет между нашим духом и нашим телом, и это борьба заключается во влиянии на ваш выбор, на чью сторону встать. Выберете свое тело, эту ленивую обезьяну, тогда вы будете подвержены общественной дисциплине, которая будет эксплуатировать эту самую вашу обезьяну, пока та не отдаст концы. Но если вы выберете свой гордый дух, тогда самодисциплина и самоконтроль, будут определять все, что вы будете делать в этой жизни, а они вас непременно приведут к успеху и победам, можете не сомневаться.

Как дисциплинировать себя ? Это вопрос, волнующий индивидов, которые не умеют подчиняться внешним, или собственным установленным правилам при достижении целей. Когда человек очень чего-то хочет, это желание будет дисциплинировать его. Дисциплинированный человек это личность, которая способна к подчинению правилам, которые устанавливает ради достижения установленной цели.

Благодаря дисциплине человек является социально адекватной личностью, которая способна к сохранению порядка, поскольку признает наличие общего закона и следует определенным правилам и нормам. Если человеку тяжело дисциплинировать себя, трудно осознавать смысл слова «порядок», тогда для него невозможен.

Тот, кто может дисциплинировать себя, контролировать поведение, настолько, что внешние отрицательные факторы не могут его отвлечь и если такой человек может подчинить себя действующему порядку, тогда он может себя считать дисциплинированным порядочным человеком.

Дисциплина имеет много врагов. Дисциплинировать себя труднее, если присуще импульсивность и отвлекаемость. Внешне также можно определить не дисциплинированного человека – он суетливый, имеет расхлябанную походку, не собранный, не контролирует высказывания, часто жалуется и занимает позицию жертвы, постоянно оправдывается и ссылается на внешние обстоятельства.

Человек, умеющий дисциплинировать себя, не опаздывает, помнит и выполняет обещания. Человеку немного труднее дисциплинировать себя с наступлением вечера, так как на нем сказывается усталость.

Некоторые люди считают, что дисциплинировать себя очень трудно, что это требует сильных усилий. Однако не стоит драматизировать, можно процесс дисциплинирования себя превратить в творческий увлекательный процесс. Дисциплинированный человек это индивид, пользующийся уважением в кругу воспитанных людей. Поэтому вместе с умением дисциплинировать себя, человек приобретает также уважение, признание и возможность всегда добиваться намеченной цели.

Как стать дисциплинированным

Как стать дисциплинированным человеком? Чтобы приступить к работе над данным вопросом, следует найти время, и уже это является первым шагом в том, как сделать себя дисциплинированным. В полном спокойствии требуется продумать план для . Собственно чтобы дисциплинировать себя, цель не столь важна, важно придерживаться выработанного плана согласно ей.

Необходимо создать план для действий, которые надо предпринять для осуществления задуманного. План должен иметь заголовок, он является целью, его можно так и назвать: «Дисциплинировать себя». Далее должны быть столбцы с названиями: действия, начало, вероятные трудности, стратегии одоления трудностей, отчет.

Действиями являются шаги для достижения цели. Например, откинуть привычки, которые забирают время, искать информацию по своему вопросу, спросить совета. Это могут быть несколько действий, поэтому стоит их продумать и записать.

Начало – это время, удобное для выполнения всех действий. Можно это запланировать на любой день и срок. Нельзя отстрачивать время и растягивать его, на первых порах это не будет содействовать тому, чтобы дисциплинировать себя. Но, придерживаясь поставленного срока, цель должна полностью реализовываться, с учетом каких-либо временных ограничений, что могут возникать. Например, человек решил, что хочет начать ходить в зал, необходимо записать ближайшее время выполнения этого действия, иначе это желание просто пропадёт. Со временем, как оно вновь появится, человек начнет испытывать угрызения совести, что не сделал это раньше.

Вероятные трудности нужно хорошо обдумывать, прогнозировать любые препятствия. Если хотите привыкнуть вставать в 7.00 утра, но точно знаете, что уснете, когда будильник зазвонит, тогда стоит в этом столбце так и прописать «Я усну опять». Прогнозируя подобные препятствия сейчас, можно будет усилить шансы на на протяжении долгосрочной перспективы.

Стратегии одоления трудностей – обращение за советом или прием , эти идеи являются хорошими вариантами в придумывании идей этой графы. Позже те способы, которые ранее поспособствовали решению проблемы, будут своеобразными шаблонами действий в разных обстоятельствах. Если человек знает, что кое-что из опыта вряд ли пригодится в качестве стратегии, тогда лучше сразу отказаться от данного способа. Поэтому лучше применять новые приёмы, придумать более действенные. Например, если человек собирается дисциплинировать себя, ввести новую привычку подниматься в 6.00 утра, но каждый раз он отключает будильник и продолжает спать, тогда сам будильник можно поставить немного отдаленнее от кровати. Так, чтобы его выключить придется встать, то есть совершить то самое неприятное действие, что заставляет пробудиться.

Отчет – это часть плана, которую не нужно планировать, поскольку только после проделывания всех действий плана его можно описывать. В отчете надо записать насколько успешным оказалось выполнение плана, как быстро удалось достичь результата.

Чтобы дисциплинировать себя, мало лишь составить план. Следом за составленным планом, необходимо его привести в исполнение. Главное действовать с точным соблюдением всех действий, и поэтапно записывать уведомления о выполнении. План требуется все время пересматривать, читать пометки о выполнении, вычеркивать, что удалось достигнуть, и подчеркивать, на что обратить внимание. Также стоит отказаться от стратегий, которые оказались неэффективными и включить только те в свой способ поведения, которые оказались полезными. Необходимо извлечь весь полезный опыт и ввести его в составление следующего плана. Составление планов поможет человеку дисциплинировать себя, со временем он сможет от них отказаться.

Если человек выявляет, что не получилось ему полностью сразу достичь совершенного результата, ему не надо падать духом. Не стоит допускать уныния. Дисциплинировать себя нужно именно для того, чтобы владеть своими . Обучение предусматривает наличие ошибок, влекущих новый опыт.

Дисциплинировать себя можно, если начать избавляться от плохих привычек, тех, что отнимают у человека драгоценное время (постоянный просмотр телевизора, частое использование интернета). Освободив это время, человек сможет дисциплинировать себя, сделать больше продуктивных дел.

Если человек пытается дисциплинировать себя, то он должен отслеживать собственные успехи ежедневно. Такое отслеживание позволяет увидеть, сколько осталось проделать шагов к цели. Приложение усилий для совершения домашней работы в необходимое время становится отличным практичным способом, чтобы дисциплинировать себя. Поскольку многие полагают, что дисциплинировать себя трудно и это делать скучно, им надо изменить свои мысли. Если человек думает, как ему будет скучно осваивать весь процесс, чтобы себя дисциплинировать, ему надо перестроить свои мысли, чтобы думать, какой результат и пользу принесет выполненное дело.

Как сделать себя дисциплинированным? Дисциплинировать себя помогает сон по графику. Нужно установить себе наилучшее время для засыпания и подъема. Каждый индивид знает, сколько ему необходимо спать, чтобы хорошо выспаться. Также каждый знает, когда ему лучше всего проснуться и успеть при этом спокойно, без суеты собраться и успеть выйти. У каждого это индивидуально, поэтому нужно составить себе индивидуальный график. Так, человек будет больше высыпаться, все успевать и сумеет себя дисциплинировать. Чем меньше человек будет отступать от установленного графика, легче его будет соблюдать.

В том, как стать дисциплинированным человеком помогут систематические занятия спортом. Если к спорту серьезно относиться, он будет дисциплинировать. Необходимо отыскать понравившийся вид спорта, записаться в соответствующую секцию. Именно осознание, что нужно идти в предназначенное время на занятие помогает дисциплинировать себя. Соблюдение графика тренировок приучает человека дисциплинировать себя также в других жизненных сферах.

Если возможности заниматься спортом, посещая секции нет, можно начать заниматься самостоятельно. Установить себе время, в которое человек будет заниматься, и отвести для этого также определенное время. Однако тяжелее дисциплинировать себя, занимаясь домашними тренировками, поскольку при этом отсутствует внешний контроль и человек больше расслабляется. Занятия спортом, научат человека быть дисциплинированным, также они подарят здоровье и красивое тело, которое укрепит уверенность человека в себе.

Дисциплинировать себя человеку поможет такой приём, как писать на стикерах необходимые для выполнения задачи и прикреплять их на видимые места, например на монитор, если приходится долго работать за компьютером. Держа на виду список необходимых дел, человек будет помнить о них, они будут казаться неизбежными, пока не осуществляться. Так, ему захочется скорее избавиться от навязчивого списка, он начнет работать и справляться быстрее. Стикер будет таким себе флажочком в напоминании, и голова освободится от части информации. Этот способ хорошо помогает дисциплинировать себя.

Как стать дисциплинированным человеком? Следует работать над концентрацией внимания, поскольку врагом дисциплины является рассеянность. Если занимаетесь одним делом, нельзя отвлекаться на другое. Когда человек прерывает занятие одним делом ради краткосрочного перерыва на второе – теряется концентрация. Чтобы возвратиться к первому делу ему понадобится время. Вследствие этого много времени теряется впустую.

Можно найти немало методов для развития концентрации внимания или просто каждый раз, как захотите отвлечься от основного задания начинайте себя мысленно ругать и сразу возвращайтесь к работе, этот способ поможет дисциплинировать себя. Если человек располагает ответственностью, тогда чувство стыда переборет его желание отвлекаться, что позволит ему дисциплинировать себя.

Как сделать себя дисциплинированным? Умение контролировать свои финансы и дисциплина в этом направлении поможет дисциплинировать себя в других сферах. Финансовая дисциплина является очень хорошим способом дисциплинировать себя, поскольку вопрос финансов очень часто является решающим. Часто люди покупают себе ненужные вещи, руководствуясь сиюминутными порывами. Конечно, бывает тяжело удержаться от очередной заманчивой покупки, но умерить импульсивность в покупках естественно можно. Поэтому важно дисциплинировать себя, в желании купить себе вещь, до того, как дойти до кассы сотни раз продумать насколько она важна, где её можно применить, долговременный ли эффект у неё.

Как дисциплинировать ребенка

Родители, которым удалось дисциплинировать себя должны теперь этому научить ребенка. К нему подход, конечно, выглядит иначе, в силу возрастных отличий.

Чтобы обучить ребенка дисциплинированию себя, не стоит использовать методы физического наказания. Они ожесточают детей, делая их раздражительными и агрессивными. Детей необходимо хвалить и вознаграждать, если они себя хорошо вели. Чтобы ребенку легче было дисциплинировать себя, необходимо давать ему вознаграждение только после сделанного. «Оплата» сделанная до совершения действия расслабит ребенка, он не станет выполнять его на полную силу. Ребенок должен понимать, что родители ответственные люди, могут дисциплинировать себя и перенимать их пример.

Чтобы дисциплинировать ребенка надо укреплять его хорошее поведение, озвучивать похвалу, когда он реально заслужил её. Дети всегда ждут, что их поступки и поведение одобрят родители. Каждый раз, если ребенок делает верный шаг и заслуживает похвалы, нужно его обнять, поцеловать и улыбнутся. Сказать фразы одобрения: «Ты молодец», «Ты сделал это весьма умело». Необходимо обязательно прокомментировать все действия ребенка. Он обязан знать, что все поступки имеют последствия, это понимание поможет ему дисциплинировать себя.

Когда появляется возможность, следует дать ребенку право выбора (вымыть посуду или вынести мусор). Это принесет чувство личной независимости, и дисциплинирует его в выполнении обязанностей. Ребенок обязан знать, что имеет обязанности в семье, которые находятся только под его ответственностью. Поэтому нужно установить обязательную повседневную работу. Например, помогать при накрытии на стол, убирать. Сюда относятся также такие действия: принимать ванну, чистить зубы. Прививание этих привычек с ранних лет поможет малышу дисциплинировать себя.

Родители обязаны создавать благоприятную обстановку, которая способствовала бы выполнению обязанностей. Нужно быть доброжелательными, улыбчивыми и преобразовать процесс выполнения дел в игровой процесс, например, устроить соревнование, кто больше тарелок помоет за определенное время. Так ребенок научится выполнять обязанности и дисциплинировать себя, и ему будет легче выполнять определенную работу, поскольку родители смогли преобразовать это в увлекательный процесс.

Чтобы дисциплинировать ребенка, нужно устанавливать четкие ограничения по его возрасту. Если ребенок хочет чего-то запредельного, при этом начинает плакать, нельзя у него идти на поводу. Плач является нормальной реакцией ребенка младшего возраста на неудовлетворение его потребностей, лучше проигнорировать его и ребенок сам успокоится, увидев, что на плач реакция отсутствует. Так ребенок сможет себя дисциплинировать, и он вырастит с понимаем, что не всегда все позволено.

Необходимо перефразировать обычные фразы, типа: «ты хочешь сейчас есть?» на «время обеда для всех!». Вероятно, в первом случае ребенок захочет сказать – нет, но во втором у него нет выбора. Ребенка следует поощрять и наказывать немедленно, иначе он забудет, что совершил и не уяснит тех действий, с которыми к нему подойдут, чтобы наказать или похвалить, поскольку для него данная ситуация станет неактуальной.

Когда ребенок не слышал направленную к нему команду первый раз, или услышал, но проигнорировал, нужно повторить её еще раз, и с поправкой, сказать, что невыполнение задания влечёт неприятные последствия. Если в другой раз реакции ребенка нет, тогда надо переходить к последствиям. Страх перед последствиями и ответственность за них помогут ребенку себя дисциплинировать.

При каждом непослушании нужно проводить с ребенком разговор, родителям следует это делать по очереди, дабы ребенок не обижался конкретно ни на одного из них. Надо объяснить ему, что от него ожидается, насколько это важно, и показать ошибки его поведения и объяснить, как следует себя повести в следующий раз.

Нормы и требования воинской дисциплины охватывают все стороны жизни и деятельности военнослужащих. Они распространяются не только на их служебную деятельность, но и на поведение вне службы, на их отношения между собой, на внешний вид -- на все, из чего складывается дисциплинированность воина. В дисциплинированности воина как в зеркале отражаются его высокая сознательность, внутренняя собранность, готовность самоотверженно выполнить свой священный долг защитника Отечества.

Дисциплинированность -- это внутреннее качество личности военнослужащего. Она складывается на основе глубокого знания каждым солдатом и матросом требований законов, воинских уставов, инструкций, наставлений, своих служебных обязанностей, а также норм и правил, регулирующих взаимоотношения военнослужащих. Твердо знать требования воинских уставов, точно и пунктуально выполнять их -- первейшая обязанность каждого воина. Военнослужащий, хорошо знающий требования уставов, как правило, легче справляется со своими обязанностями, более эффективно использует каждую минуту учебного времени.

Но для дисциплинированного воина одного знания уставов недостаточно. Необходима внутренняя убежденность в обязательности выполнения их требований, сознательное отношение к воинской службе, навыки, умения, привычки действовать строго по уставу. Существенной стороной дисциплинированности являются волевые факторы -- умение управлять собой в соответствии с уставными требованиями, подчинять им свои действия и поступки. Таким образом, дисциплинированность -- это совокупное выражение глубоких знаний, сознательности, воли, навыков и привычек военнослужащего.

Высшим проявлением дисциплинированности выступает самодисциплина, под которой понимают способность воина управлять собой, своими поступками, самостоятельно оценивать и контролировать выполнение требований воинской дисциплины, в нужный момент приказывать самому себе. При выполнении задач воинской службы многие солдаты и матросы, сержанты и старшины на долгие часы остаются наедине, и только самодисциплина руководит их поступками, побуждает отдавать все силы и способности выполнению поставленной задачи, помогает вовремя заметить собственную ошибку, неточность и устранить их.

Весь уклад армейской и флотской жизни оказывает постоянное воздействие на формирование у воинов сознательного отношения к выполнению уставных требований, исполнительности, дисциплинированности. Каждый воин должен понимать, что строгая организация жизни и быта, предусмотренная уставами (уставной порядок), подтягивает, дисциплинирует, позволяет предупредить негативные явления в воинских коллективах. Следует помнить, что в уставах аккумулирован огромный опыт войсковой практики. За каждым положением устава -- научно обоснованный вывод о наиболее целесообразном, отвечающем интересам боевой готовности решении того или иного вопроса, связанного со службой войск, бытом, учебой личного состава. Уставной порядок выражает такую степень организованности, которая гарантирует наиболее эффективное обучение и воспитание воинов, обеспечивает постоянную готовность подразделения, части, корабля к выполнению боевой задачи.

Важнейшими элементами уставного порядка являются выполнение распорядка дня, организация боевой учебы, службы суточного наряда, несение караульной и гарнизонной служб, порядок хранения и выдачи оружия, организация парковой службы и контрольно-пропускного режима, соблюдение формы одежды, правил поведения и отдания воинской чести, поддержание чистоты в помещениях и городках. Следует помнить, что каждый элемент уставного порядка обеспечивает четкость и организованность в учебе и поддержании высокой боевой готовности подразделения, части, корабля.

Неукоснительное соблюдение уставного порядка способствует постепенному формированию у воинов дисциплинированности и исполнительности. Очень образно написал об этом первый космонавт Ю.А. Гагарин: "За время службы в армии я не имел ни одного взыскания, строго соблюдал внутренний порядок. Меня радовало, что все в части происходит по расписанию, точно в установленное время: и работа, и еда, и отдых, и сон. Меня ничуточки не тяготило, что это повторялось изо дня в день. Я видел, а еще больше чувствовал, как сознательная воинская дисциплина, постоянное поддержание образцового внутреннего порядка сплачивали личный состав, делали воинскую часть дружным боевым коллективом, обеспечивали единство действий, согласованность и целеустремленность, поддерживали постоянную боевую готовность и неусыпную бдительность... В армии я привык жить и учиться по уставам. Уставы отвечали на все вопросы, связанные с жизнью, учебой, службой, ясно указывали, как служить, изучать военное дело, овладевать оружием и боевой техникой, повседневно повышать политическую сознательность".

Важное значение для формирования дисциплинированности имеют сложившиеся в армейских и флотских коллективах взаимоотношения. Уставы обязывают воинов дорожить войсковым товариществом, удерживать своих товарищей от недостойных поступков, не допускать грубости и издевательств. Моральную атмосферу в воинских коллективах составляют те взаимоотношения, которые четко соответствуют нашим законам и требованиям уставов. Железная спайка, взаимопомощь, способность заменить своего товарища у орудия, ракеты, механизма корабля, готовность перенести трудности во имя общего успеха -- это важные слагаемые высокой дисциплинированности воинов.

Очень важны и уставные взаимоотношения опытных и молодых солдат и матросов. Не случайно в частях и на кораблях радушно и сердечно принимают молодых воинов. Их окружают вниманием, с ними щедро делятся опытом, их предостерегают от неверных шагов, опрометчивых поступков. Надо, чтобы молодые солдаты и матросы с первых шагов чувствовали себя как в родной семье. Взаимоотношения между воинами -- результат их культуры, человеческого в человеке. Чем богаче взаимоотношения, тем более интересна жизнь и служба солдата. Бескультурье всегда агрессивно. Когда воину нечем самоутвердиться как личности, он начинает самоутверждаться своими инстинктами. Агрессивность, которая проявляет себя в неуставных взаимоотношениях, есть проявление животного "инстинкта власти, силы". Каждый военнослужащий должен помнить, что боевая деятельность требует взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимовыручки. Можно ли их ожидать, если в подразделении процветают неуставные взаимоотношения? Если в условиях мирного времени товарищеские взаимоотношения не формируются, то им неоткуда взяться в экстремальной ситуации. Тому, кто пытается строить свои отношения с другими воинами на "неуставных нормах", не стоит рассчитывать на поддержку товарищей в боевых условиях. Здоровый сплоченный коллектив не может терпеть в своих рядах даже малейших отклонений от уставного порядка.

Дисциплинированность, как качество личности, не рождается вместе с человеком. Она складывается еще в доармейский период и окончательно формируется и развивается в процессе армейской и флотской службы. Каждый военнослужащий должен понимать, что формирование дисциплинированности зависит от него самого, от особенностей его характера, темперамента, способностей, наклонностей, уровня его знаний, навыков, умений, от того, насколько настойчиво он работает над собой. Расширяя свои знания о дисциплине и воинской службе, вырабатывая навыки и умения уставного поведения, совершенствуя волевые качества, каждый солдат и матрос самостоятельно формирует свою дисциплинированность.

В процессе самодисциплинирования можно выделить определенные этапы. Первый из них включает период времени, связанный с вхождением солдата (матроса) в воинский коллектив, когда происходит освоение им новой социальной роли военнослужащего, овладение воинской специальностью, нормами и правилами дисциплинированного поведения, привыкания к требовательности командиров, вырабатывается первичное отношение к этим нормам и требованиям. В ходе второго этапа воином накапливается служебный опыт, устанавливаются прочные взаимоотношения в воинском коллективе, у него появляется определенный авторитет среди сослуживцев, нарабатываются убеждения и навыки дисциплинированного поведения. Третий этап -- этап упрочения дисциплинированности. Он связывается с уже выработанными воином установками на дисциплинированное поведение, с глубоким пониманием им значения личной дисциплинированности, с устойчивым стремлением приобретать и совершенствовать необходимые знания, навыки и умения для обеспечения высокой боевой готовности подразделения, части, корабля.

О воинах дисциплинированных, стойких, надежных говорят: это люди долга. Постоянное чувство высокой ответственности, готовности выполнить воинский долг воспринимается ими как дело чести и совести. Именно на этой основе возможно достижение дисциплины высшего предела, то есть такой степени сознательного отношения к воинскому долгу, когда знания, убеждения и воля человека становятся единым сплавом, когда приказ командира подкрепляется велением совести, когда требования дисциплины сливаются с внутренней потребностью дисциплинированного поведения каждого воина

Контрольные вопросы

  • 1. Почему в современных условиях возрастает значение воинской дисциплины?
  • 2. Каким образом воинская дисциплина влияет на повышение боевой готовности подразделения?
  • 3. Что значит быть дисциплинированным воином?
  • 4. Какие факторы и условия влияют на дисциплинированность военнослужащего?
  • 5. Расскажите об основных направлениях формирования дисциплинированности.
  • 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ВОИНА К БОЮ

воин патриотизм дисциплина товарищество

Даже в эпоху высокоразвитой боевой техники и совершенного оружия главная роль на войне принадлежит солдату. Результаты боевых действий в современных условиях во многом зависят от морально-психологического состояния личного состава, его способности переносить военные тяготы и лишения, преодолевать страх в бою и сохранять волю к победе.

Нет ничего более важного для боевой готовности, чем отношение солдата к своему долгу, его боевой настрой и поведение на поле боя. Каждый воин должен сознательно готовиться к боевым действиям, вырабатывать у себя психологическую устойчивость и умение сражаться в любых условиях боевой обстановки.

Чего дети так часто избегают? Дисциплины. Многие могут вспомнить свое детство, когда родители заставляли вставать в одно и то же время, выполнять действия по уходу за собственным телом, кушать исключительно полезную пищу, вовремя выполнять домашнее задание и т. д. Как же ненавистно это было каждому ребенку, который хотел жить свободно и как захочется. Однако наверняка каждый взрослый человек со временем пришел к тому, что в любом деле важна дисциплина. Психологи интернет-журнала сайт дадут советы и рекомендации, как дисциплинировать себя.

Что такое дисциплина? Достаточно трудно дать определение тому, что человек пытается избежать и чего нельзя потрогать. Под дисциплиной можно понимать контролируемое выполнение действий в строгой последовательности, которые должны привести человека к определенному результату. Удивительно, но оказывается, что для достижения любой цели тоже выполнять конкретные действия в строгой последовательности, несмотря на то, что они могут не нравиться и их не хочется выполнять.

Получается, что дисциплина – это состояние, при котором человек достигает поставленной цели. Возможно, детям ненавистна дисциплина лишь потому, что она навязана извне, а не исходит из внутреннего желания что-либо делать. Если посмотреть, как родители воспитывают своих детей, то можно увидеть принуждения и насилие. Детей заставляют что-то делать. А на вопрос «Зачем мне это делать?» отвечают: «Так надо». Кому надо? Зачем надо? Дети не понимают, зачем им нужно выполнять конкретные действия, из-за чего любая дисциплина станет им ненавистной.

Когда же человек становится взрослым, он теперь сам ставит перед собой цели. Чтобы чего-либо достичь, нужно иметь четкий план действий, яркое видение того, что будет происходить, просчитывать все риски и быть готовыми к ним, чтобы устранять трудности, и последовательно следовать плану. Достижение цели – это последовательное выполнение действий, которые способствуют процессу, а не нарушают его. К примеру:

  1. Чтобы зубы были здоровыми, необходимо ежедневно их чистить утром и вечером, в течение дня полоскать рот после еды, а также посещать стоматолога, если все-таки появились различные болезни. Здесь нужно все действия выполнять независимо от того, нравятся они вам и хотите ли вы их совершать.
  2. Чтобы похудеть, нужно ежедневно соблюдать определенную диету, заниматься спортом, вести активный образ жизни. Нельзя давать себе поблажек и устраивать перекусы, которые лишь приводят к срыву человека и поглощению еды. Нужно четко придерживаться распорядка дня, чтобы достичь поставленной цели.
  3. Чтобы стать профессионалом любого дела, нужно самообучаться, черпать любые знания, которые касаются работы, обучаться навыкам, которые будут способствовать выполнению любых заданий. На все это нужно время, терпение и мотивация, которые человек сам должен выделять.

Дисциплиной можно назвать контроль и силу воли человека, которые он прикладывает при последовательном выполнении необходимых действий, ведущих его к определенной цели.

Психологи говорят о том, что успешными люди становятся тогда, когда могут быть дисциплинированными. Ведь тогда они начинают выполнять именно те действия, которые позволят достичь им поставленных целей. Они четко следуют плану, не дают себе поблажек, не «откатываются» назад и не начинают складывать руки при появлении проблем. Дисциплина предполагает, что человек будет постепенно идти к своей цели, преодолевая любые трудности и решая все возникающие проблемы. А это все требует от него контроля, осознанности и готовности познавать, обучаться новому.

Как дисциплинировать себя?

Многим людям кажется, что нужно везенье для достижения поставленных целей. Они ссылаются на быстрый взлет неких личностей, которые еще вчера никому не были известны, а сегодня находятся у всех на слуху. Несомненно, даже психологи не исключают такой фактор, как везенье. Однако даже везенье может не помочь человеку, если он не готов к совершению действий, которые оно от него требует. А приобретение различных навыков и знаний всегда требует дисциплины. Как ее в себе развить?

Как дисциплинировать себя, волнует людей, которые понимают, что они сдаются, опускают руки, перестают верить в себя и поддаются влиянию внешних факторов, которые мешают им достигать целей. На самом деле все очень просто: чтобы себя дисциплинировать, нужно поставить цель, которая будет намного важнее и ценнее, нежели какие-то там внешние факторы, жалость к себе и пр.

Любая цель дисциплинирует человека. Если он желает чего-либо достичь, то становится вынужденным подчиняться определенным правилам. Быть дисциплинированными – это соблюдать определенные правила, которые диктуются той целью, которую он перед собой поставил. И здесь уже становится неважно, нравятся вам эти правила и действия, которые нужно совершить, или нет. Если вы хотите достичь цели, то должны их выполнять.

Дисциплина приводит к порядку, о котором многие люди мечтают. Вспомним о том, как многим не хватает стабильности, умиротворенности, спокойствия. Все эти понятия подразумевают под собой порядок (к примеру, вы должны быть уверены, что ключи лежат на конкретном шкафу в конкретном месте, чтобы каждый раз не переживать, когда они вам понадобятся, и не искать их). Порядок – это когда вы понимаете, что происходит, знаете, что нужно делать, и уверены, что продвинетесь дальше.

У дисциплинированных людей чаще и больше присутствует ощущение спокойствия, уверенности в себе и стабильности. Несомненно, в их жизнь могут ворваться непредвиденные обстоятельства, которые могут не замечаться человеком из-за узости своего взгляда на мир и оценки возможного развития событий впоследствии совершения определенных действий. Однако дисциплинированный человек не позволяет внешним факторам влиять на его решение. Он намерен достичь цели, а это значит, что любые трудности и неожиданности должны преодолеваться.

Из-за того, что люди избегают дисциплинированности с самого детства, когда ее им навязывали, не объясняя, зачем она нужна, вырастают личности, которые не могут достигать целей, часто бросают дело на полпути и не имеют ничего стабильного в своей жизни. Частые разводы в современном обществе, появление детей в семье родителей-одиночек, отсутствие финансовой независимости и благосостояния – все это является результатом отсутствия дисциплины.

Как распознать недисциплинированных людей?

  1. У них расхлябанная походка.
  2. Они импульсивные и легко отвлекаемые.
  3. Не умеют контролировать свои высказывания.
  4. Они суетливые и несобранные.
  5. Имеют привычку часто жаловаться и занимать позицию жертвы.
  6. Ссылаются на внешние обстоятельства, когда нужно оправдать свои неудачи.
  7. Часто забывают что-то.
  8. Не умеют держать свое слово.
  9. Вечно опаздывают.

Следует отметить, что каждого дисциплинированного человека окружающие люди уважают. Это происходит не потому, что он дисциплинированный, а из-за того, что дисциплина ему позволяет достигать и делать по жизни и в отношениях с другими людьми.

Как стать дисциплинированным?

Если кому-то кажется, что стать дисциплинированными – это трудно, можно сказать, что этому человеку просто не хочется контролировать себя, прикладывать усилия и приобретать полезное качество. Стать дисциплинированным или продолжать вести хаотичный образ жизни, остается выбором каждого человека. Те, кто желает развить в себе полезное качество, может начать со следующих рекомендаций:

  1. Поставьте цель. Она должна быть желанной, значимой и очень важной для вас. Желательно, чтобы поставленная цель исходила из ваших внутренних убеждений о том, что ее достижение действительно сделает вас счастливым человеком. Не ставьте цель ради эксперимента. Ставьте цель, которую действительно хотите достичь.
  2. Определитесь с последовательностью действий, которые вы будете совершать, чтобы достичь цели. Чем более подробным будет план, тем лучше. Готовьтесь беспрекословно и в обязательном порядке ему следовать. Проверьте, действительно ли описанные вами шаги позволят вам достичь цели?
  3. Обозначьте точные сроки, когда вы начнете достигать поставленной цели. Когда вы будете совершать каждый из описанных шагов на пути к вашей цели? Эти сроки нельзя отодвигать, растягивать и убирать по собственному желанию. Возможны передвижения во времени и даже замена шагов на другие, если складываются обстоятельства так, что нужно пересмотреть план своих действий. Дисциплина не означает, что вы теряете гибкость при появлении обстоятельств, которые указывают на то, что ваши поступки являются неверными. Ваш план хоть и должен реализовываться, но предполагает, что в нем чего-то не учтено, поэтому придется его немного менять. Главное при этом всем – постоянное движение к цели. Вы меняете план не для того, чтобы перестать что-либо делать, а лишь потому, что появились обстоятельства, которые указывают на необходимость совершения каких-то других действий.
  4. Предвидьте сложности, с которыми вам придется столкнуться. Обязательно продумайте, как вы будете устранять трудности, если они возникнут. К примеру, что вы будете делать, если вам не захочется вставать в 7 часов утра, как вы это запланировали? Вы должна встать в 7 часов утра – от вас теперь зависит, какие действия вы для этого предпримете.
  5. Ведите отчет. Здесь нужно отмечать лично для себя, какие действия помогли вам в преодолении трудностей и продвижении к своей цели. Также следует отмечать поступки, которые не помогли достичь желаемого.

Каждый раз отмечайте продвижение себя к успеху. Помните, что план может меняться, если обстоятельства говорят о том, что его нужно пересмотреть. Отказывайтесь от действий, которые вам не помогают в достижении желаемого. Невозможно все предусмотреть заранее, поэтому сохраняйте гибкость. Ваша дисциплинированность будет заключаться в том, что, несмотря на все изменения и проблемы, вы продолжаете идти к цели.

При каждой неудаче нельзя падать духом и отказываться от своей цели. Дополнительными факторами в развитии дисциплины станут:

  1. Научение себя самоконтролю. Нужно отслеживать свои мысли, понимать, какие поступки и зачем их совершаете, контролировать расход денег и прочих своих ресурсов.
  2. Концентрация внимания. Обращайте внимание на все, что связано с вашей целью. Ничто не должно пройти мимо вашего внимания.
  3. Включение памяти. Запоминайте, учитесь держать слово и не забывать о важных моментах в достижении желаемого.

Как дисциплинировать ребенка?

Научить кого-то, особенно ребенка, дисциплине намного труднее. Здесь родители должны отказаться от назиданий и наказания. Такими методами дисциплине не научить. Применяйте следующие методы:

  • Хвалите и даже поощряйте любое достижение, совершенное ребенком.
  • Давайте выбор ребенку в принятии решений, чтобы он ощущал свою ответственность.
  • Назначайте обязанности по дому, которые он должен выполнять совместно с родителями. Здесь нужно учитывать возраст ребенка, а также создавать благоприятные условия при выполнении дел. Не наказывать, а доброжелательно все объяснять малышу.
  • Давая команды ребенку, которые он не желает выполнять, следует пояснять, какие последствия появятся, если он не сделает то, что вы от него хотите.

Итог

Дисциплина – это состояние человека, который подчиняется определенным правилам, чтобы достичь поставленной цели. Хорошо, если человек сам ставит эти цели, поскольку тогда у него появляется мотивация, зачем ему нужно быть дисциплинированным. Вот почему нужно ставить перед ребенком такие задачи, которые будут соответствовать его целям и интересам. Они-то и будут теми мотивами, из-за которых он будет совершать нужные действия и подчиняться определенным правилам.