Каким из упомянутых вопросов занимаются ученые естествоиспытатели. Ученый суд над нло

ученый-естествоиспытатель, ученого-естествоиспытателя

  • - англ. естествоиспытатель и гидрограф, род. в 1841 г. В 1868 г. М. совершил путешествие по Сев. Ледовитому океану и был на Шпицбергене. В 1872-76 гг. принимал участие в экспедиции Чэлленджера...
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - знаменитый германский естествоиспытатель, один из величайших биологов настоящего столетия, родился в Кобленце; сын сапожника, который сделал все возможное, чтобы дать сыну образование...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ; мн. естествоиспыта/тели, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - естествоиспыта/тель,...
  • - фило/соф-естествоиспыта/тель,...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ЕСТЕСТВОИСПЫТА́ТЕЛЬ, -я, муж. Тот, кто занимается исследованием явлений природы. | жен. естествоиспытательница, -ы. | прил. естествоиспытательский, -ая,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ЕСТЕСТВОИСПЫТА́ТЕЛЬ, естествоиспытателя, муж. . Ученый - специалист по естественным наукам; то же, что натуралист...

    Толковый словарь Ушакова

  • - естествоиспыта́тель м. Ученый, исследующий явления и законы природы...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - естествоиспыт"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - См....

    Словарь синонимов

"ученый-естествоиспытатель" в книгах

автора Даниэл Милан

автора

Станислав Провачек - чешский естествоиспытатель с мировым именем

Из книги Тайные тропы носителей смерти автора Даниэл Милан

Станислав Провачек - чешский естествоиспытатель с мировым именем У Риккетса и Провачека кое в чем сходные жизненные судьбы. У обоих к тому моменту, когда они свое внимание сосредоточили на исследованиях сыпного тифа, за плечами уже были многие годы научной деятельности

ЛЫСЕНКО - ВЫДАЮЩИЙСЯ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОСТИ

Из книги Кто такой Лысенко и почему его поливают грязью автора Миронин Сигизмунд Сигизмундович

ЛЫСЕНКО - ВЫДАЮЩИЙСЯ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОСТИ Если в России имя Лысенко поливается грязью, то на Западе все обстоит несколько иначе, что сразу наводит на мысль о том, что российские источники по какой-то причине очень заинтересованы в предоставлении, мягко

IX. ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ

Из книги Ломоносов автора

IX. ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ «Испытание натуры трудно, слушатели, однако приятно, полезно, свято». М. В.

Глава девятая. Естествоиспытатель

Из книги Михаил Васильевич Ломоносов. 1711-1765 автора Морозов Александр Антонович

Глава девятая. Естествоиспытатель «Испытание натуры трудно, слушатели, однако приятно; полезно, свято». М. В. Ломоносов 1. Химическая лаборатория21 мая 1746 года Академия наук получила, наконец, долгожданного президента. Указом Елизаветы им был назначен граф Кирила

Гёте - естествоиспытатель

Из книги Гёте. Жизнь и творчество. Т. 2. Итог жизни автора Конради Карл Отто

Гёте - естествоиспытатель В «миросозерцательных» стихотворениях Гёте, какие упоминались выше, высказывались убеждения, лежавшие в основе его подхода к изучению природы. Неустанно, из года в год, продолжал он свои наблюдения за явлениями, распространявшимися на разные

Учёный

Из книги Кем мне стать? Большая книга профессий автора Шалаева Галина Петровна

Учёный С чем у тебя ассоциируется слово «учёный»? Учёные – это люди, которые занимаются наукой. Они изучают мир или человека, проводят различные эксперименты, чтобы потом сформировать определённые принципы и правила. Учёный учится всю жизнь: он собирает знания,

УЧЕНЫЙ СУД НАД НЛО

Из книги Уравнение с НЛО автора Цебаковский Сергей Яковлевич

УЧЕНЫЙ СУД НАД НЛО Полный свод наблюдений. Институт имени Баттелла. Комиссия доктора Робертсона. – Споры вокруг кинолент. Анализ майора Фурне. – «Рекомендовать просвещение общественности и развенчание НЛО». – Главное – мультфильмы об инопланетянах. – Надзор за

§ 25. Позитивист на практике в качестве естествоиспытателя, естествоиспытатель в рефлексии в качестве позитивиста

Из книги Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1 автора Гуссерль Эдмунд

§ 25. Позитивист на практике в качестве естествоиспытателя, естествоиспытатель в рефлексии в качестве позитивиста Позитивист отвергает de facto сущностные познания лишь тогда, когда он «философски» рефлексирует, давая обмануть себя философам-эмпирикам с их софизмами, но не

7.5.10. Немецкий естествоиспытатель и путешественник Александр Гумбольдт

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

7.5.10. Немецкий естествоиспытатель и путешественник Александр Гумбольдт В 1769 г. в семье прусского офицера Александра Георга Гумбольдта родился сын. Фридрих Вильгельм Генрих Александр Фрайгерр фон Гумбольдт стал основоположником географии растительности. В деле

«Всеоживляющий, деятельнейший естествоиспытатель нашего века» 1804-1826

Из книги Александр Гумбольдт автора Скурла Герберт

«Всеоживляющий, деятельнейший естествоиспытатель нашего века» 1804-1826 «Этот знаменитый г-н фон Гумбольдт» И вот Гумбольдт снова в Париже.«Вчера приехал, наконец, Александр, и с этого момента у меня голова идет кругом», - писала 28 августа 1804 года Каролина фон Гумбольдт

БЮФФОН, Жорж Луи (Buffon, Louis, 1707–1788), французский естествоиспытатель

автора

БЮФФОН, Жорж Луи (Buffon, Louis, 1707–1788), французский естествоиспытатель 1492 Знания, факты и открытия <…> вне человека, стиль же – это сам человек. // <…> Le style est l’homme m?me. «Рассуждение о стиле», речь при вступлении во Французскую академию 25 авг. 1753 г.; пер. В. Мильчиной? НЛО, 1995,

БЮХНЕР, Людвиг (Büchner, Ludwig, 1824–1899), немецкий врач, естествоиспытатель, философ

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

БЮХНЕР, Людвиг (B?chner, Ludwig, 1824–1899), немецкий врач, естествоиспытатель, философ 1494 Нет силы без материи, нет материи без силы. «Сила и материя» (1855), разд. «Сила и материя» ? Отд. изд. – СПб., 1907, с.

7. Ученый

Из книги Выбор профессии автора Соловьев Александр

7. Ученый Ученый: человек, исследующий окружающий мир с целью постижения ее основных принципов, специалист в какой-либо области науки, внесший существенный вклад в ее развитие.Сфера деятельности: наука, то есть выработка и теоретическая систематизация объективных знаний

Ученых, изучающих природу, называют естествоиспытателями . Знания о природе добыты трудами очень большого числа ученых-естествоиспытателей, живших в разное время и в разных странах. Среди этих ученых есть великие, которые внесли в науку огромный вклад. О многих великих естествоиспытателях еще будет рассказано в учебнике, а с некоторыми мы познакомимся уже сейчас.

Интерес человека к природе возник в глубокой древности. Еще первобытные люди начали собирать сведения о растениях и животных. Например, о том, какие растения съедобны, о повадках животных, на которых приходилось охотиться. Со временем накапливалось все больше и больше сведений о разнообразии растений и животных нашей планеты. Возникала даже путаница в их названиях, потому что строгих правил, как давать живым существам научные названия, не было. Особенно трудно стало ученым разных стран понимать друг друга - одни и те же растения и животные назывались у них по-разному. Нужно было привести в порядок все знания о разнообразии организмов. Эту огромную работу проделал в XVIII в. великий шведский ученый Карл Линней (1707- 1778).

Карл Линней

Линней дал каждому виду растений и животных название, состоящее из двух слов, причем на латинском языке, понятном ученым разных стран. Все организмы он распределил по группам, т. е. предложил классификацию организмов. Она была принята учеными всего мира и использовалась много лет.

В XIX в. жил и работал великий английский ученый Чарлз Дарвин (1809-1882).

Чарлз Дарвин

Он был убежден, что растения и животные не всегда были такими, какими люди их видят сейчас, что они изменяются с течением времени, постепенно приспосабливаясь к разнообразным условиям жизни на Земле. Дарвин сумел объяснить, как это происходит: в природе выживают те организмы, у которых признаки приспособленности к окружающим условиям проявляются хотя бы чуть-чуть сильнее, чем у других. Если эти признаки организмы передают по наследству, то в их потомстве тоже выживают более приспособленные. Так постепенно и появились боярышник с его колючками, цапля с ее длинной шеей, крот с ногами-лопатами, черепаха с ее панцирем, кузнечик зеленого цвета и все другие современные виды растений и животных.

Огромный вклад в науку внес русский ученый Владимир Иванович Вернадский (1863-1945).

Владимир Вернадский

Он создал учение о биосфере. «Биос», как ты помнишь, «жизнь», а греческое слово «сфера» означает «шар». Значит, биосфера - это «шар жизни», а точнее говоря, «оболочка жизни», одевающая наш земной шар. В нее входят сами организмы и среда их обитания. Учение о биосфере имеет особое значение для развития экологии, для охраны природы нашей планеты.

Что мы узнали из этого раздела

Уже первобытный человек начал собирать сведения об окружающем мире. По мере развития человечества этих знаний становилось все больше.

Постепенно возникли и стали развиваться различные науки о природе: астрономия, физика, химия, геология, география, биология, экология. Науки о природе называют естественными науками.

Природу изучают различными методами. Главные из них - наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.

Основные понятия

  • естественные науки методы
  • изучения природы
  • наблюдения эксперимент (опыт)
  • измерение
  • астрономия
  • физика
  • химия
  • геология
  • физическая география
  • биология
  • экология

Аристотель родился на побережье Эгейского моря, в Стагире. Год рождения его находится в промежутке 384-332 годов до н.э. Будущий философ и энциклопедист, получил хорошее образование, ведь его отец и мать служили врачами у царя, деда Александра Македонского.

В 17-летнем возрасте подающий надежды юноша, обладая энциклопедическими знаниями, поступил в Академию самого , которая располагалась в Афинах. Там он пробыл целых 20 лет, вплоть до смерти своего учителя, которого достаточно высоко ценил и в то же время позволял себе входить с ним в споры из-за разных взглядов на значимые вещи и идеи.

Покинув греческую столицу, Аристотель стал личным наставником и переехал в Пеллу на 4 года. Отношения между воспитателем и учеником складывались достаточно тепло, до того момента, пока Македонский не взошел на трон с завышенными амбициями - покорить весь мир. Великий естествоиспытатель не одобрял этого.

Аристотель открыл собственную философскую школу в Афинах - Ликей, которая имела успех, однако после смерти Македонского началось восстание: взгляды ученого не были поняты, его назвали богохульником и атеистом. Местом смерти Аристотеля, многие идеи которого живы до сих пор, называют остров Эвбея.

Великий естествоиспытатель

Значение слова «естествоиспытатель»

Слово естествоиспытатель состоит из двух производных, поэтому дословно это понятие можно принять как «проверять природу». Следовательно, естествоиспытателем называется учёный, который изучает законы природы и ее явлений, а естествоиспытание представляет собой науку о природе.

Что изучал и описывал Аристотель?

Аристотель любил мир, в котором жил, жаждал познать его, овладеть сутью всего сущего, проникнуть в глубинный смысл предметов и явлений и передать свои знания последующим поколениям, предпочитая сообщение точных фактов. Одним из первых он основал науку в самом широком её понимании: впервые создал систему природы – физику, определяя её основное понятие – движение. В его творчестве не было ничего важнее изучения живых существ, а, значит, и биологии: он раскрывал суть анатомии животных, описывал механизм движения четвероногих, изучал рыб и моллюсков.

Достижения и открытия

Аристотель внёс огромный вклад в древнее естествознание – предложил собственную систему мира. Так, он считал, что в центре находится неподвижная Земля, вокруг которой двигаются небесные сферы с закрепленными планетами и звездами. При этом девятая сфера является этаким двигателем Вселенной. Кроме того, величайший мудрец древности предугадывал учение о естественном отборе Дарвина, он демонстрировал глубинное понимание геологии, в частности, о происхождении окаменелостей в Малой Азии. Метафизика нашла воплощение во многих произведениях древнего грека – «О небе», «Метеорология», «О возникновении и уничтожении» и других. Наука же в целом была для Аристотеля высшей ступенью познания, ведь ученый создал так называемую «лестницу познания».

Вклад в философию

Основополагающее место в деятельности исследователя занимала философия, которую он делил на три вида - теоретическую, практическую и поэтическую. В трудах по метафизике Аристотель развивает учение о причинах всего сущего, определяя четыре основные: материю, форму, производящую причину и цель.

Учёный одним из первых раскрыл законы логики и классифицировал свойства бытия по определенным признакам, философским категориям. В основе лежала убежденность учёного в материальности мира. Его теория основана на том, что сущность находится в самих вещах. Аристотель дал собственную трактовку платоновской философии и точное определение бытия, а также досконально изучил проблемы материи, чётко определил её сущность.

Взгляды на политику

Аристотель принимал участие в разработках основных сфер знаний того времени - и политика не исключение. Он уделил особое внимание значению наблюдения и опыта и был сторонником умеренной демократии, понимая справедливость как общее благо. Именно справедливость, по мнению древнего грека, должна стать главной политической целью.

Он был убежден, что политическое устройство должно иметь три ветви: судебную, административную и законодательную. Формы правления у Аристотеля - это монархия, аристократия и полития (республика). Причем правильной он называет исключительно последнюю, ведь она сочетает в себе лучшие стороны олигархии и демократии. Говорил учёный и о проблеме рабства, обращая внимание на то, что все эллины должны быть рабовладельцами, своеобразными хозяевами мира, а остальные народы - их верными слугами.

Этика и учение о душе

Невозможно недооценить и вклад Аристотеля в психологическую науку, ведь его учение о душе является центром всех мировоззренческих взглядов. В соответствии с представлениями мудреца, душа связана с одной стороны - с материальной составляющей, а с другой - с духовной, т.е. с Богом. Она представляет собой только естественное тело. Иными словами, всё живое имеет душу, которых по убеждению ученого, всего три вида: растительная, животная и человеческая (разумная). Однако мнение о переселении душ древнегреческий философ категорически опровергал, считая душу хоть и не телом, но его неотделимой частью, и уверяя, что душе небезразлично, в чьей именно оболочке она пребывает.

Этика Аристотеля - это, в первую очередь, «правильная норма» поведения человека. Причём норма не имеет теоретических оснований, а обуславливается особенностями социума. Центральный принцип его этики - это разумное поведение и умеренность. Ученый был убежден, что только через мышление человек делает свой выбор, а творчество и поступки - это не одно и то же.

Значение трудов Аристотеля

Взгляды Аристотеля были распространены арабами по всей средневековой Европе и были поставлены под сомнение только во время технической революции середины 16 века. Все лекции ученого были собраны в книги - 150 томов, десятая часть которых сохранилась и до наших дней. Это биологические трактаты, философские сочинения, работы об искусстве.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

По мере совершенствования анатомической техники и особенно методов консервирования, в чем велика заслуга голландского учено-го-анатома Ф. Рюйша (1638-1731), анатомия как наука получила большие возможности не только для своего успешного развития, но и для сохранения наиболее интересных объектов и препаратов, что способствовало развитию музейного дела. Первая коллекция анатомических препаратов, изготовленных Ф. Рюйшем, в 1717 г. была приобретена Петром I для его «Кунсткамеры». Эта коллекция до сих пор сохраняется в музее зоологического института в г. Санкт-Петербурге.

В 1628 г. В. Гарвей (1578-1657), экспериментируя на животных, впервые открыл большой круг кровообращения и тем самым заложил научные основы физиологическим исследованиям. Ему принадлежит обширный труд по эмбриологии животных.

В XVII в., благодаря изобретению микроскопа, расширились возможности для более глубоких анатомических исследований. Среди первых микроскопистов, обогативших науку многими открытиями, были Антон ван Левенгук (1632-1723), М. Мальпиги (1628-1694), Г. Бидлоо (1649-1713), Р. де Грааф (1628-1673), М.Ф. Биша (1771- 1802), а из русских ученых - А.М. Шумлянский (1748-1795) и М.М. Тереховский (1740-1796). Им принадлежит приоритет в описании строения капилляров кожи, почек, особенностей строения трубчатых органов.


М. Мальпиги В. Гарвей Ф. Рюйш

(1628-1694) (1578-1657) (1638-1731)

Таким образом, к XVIII в. были заложены научные предпосылки не только для более успешного развития анатомии человека и животных, но и для выделения из нее таких дисциплин, как микроскопическая анатомия, эмбриология и физиология.

Накопленный материал по морфологии животных способствовал успешному развитию сравнительной анатомии. В этом большая заслуга К. Линнея (1707-1778), разработавшего новую систематику животного мира, Л. Добонгона (1716-1799), который вместе со своими учениками - Вик д’Азиром (1748-1794) и Жофруа Сент-Плером (1772-1844) - положил начало научному подходу в изучении проблем сравнительной анатомии.

Трудами П.С. Палласа (1741-1811), И. Гете (1749-1832), Ж. Кювье (1769-1832), Л. Окена (1787-1851) были заложены научные основы палеонтологии. Разработка теоретических основ естествознания завершилась крупными открытиями в области биологии, из которых особенно важное значение имели клеточная теория и теория эволюционного развития. В подготовке к этим открытиям особое место занимали труды М.В. Ломоносова (1747-1760), К. Вольфа (1759), М.М. Тереховского (1775), А.А. Каверзнева (1775), М. Биша (1800), Ж. Ламарка (1809), К.М. Бэра (1828), К. Рулье (1834), К. Геген-баура (1870), которые обеспечили необходимые условия для успешного развития основ эволюционного учения, воплощенных затем в жизнь великим английским биологом Ч. Дарвиным (1809-1882).


И.С. Гете К.М. Бэр К. Гегенбаур

(1749-1832) (1792-1876) (1826-1903)

Эволюционное учение нашло особенно благодатную почву в России, где оно было использовано при разработке проблем эволюционной эмбриологии (А.О. Ковалевский, И.И. Мечников), эволюционной палеонтологии (В.О. Ковалевский) и эволюционной морфологии (А.Н. Северцов).

Вклад отечественных ученых в разработку научных проблем анатомии трудно переоценить.

Первая отечественная анатомическая школа в России была создана П.А. Загорским (1764-1846) при Петербургской медико-хирургической академии. П.А. Загорский написал первый отечественный учебник по анатомии человека (1802). Из числа его учеников особо следует выделить И.В. Буяльского (1789-1866) - автора первых работ по топографической анатомии и индивидуальной изменчивости и И.Д. Книгина (1773-1830) - крупнейшего специалиста по скотолечению, одного из первых организаторов анатомических музеев в Петербургской медико-хирургической академии и Харьковском университете. Создателем топографической анатомии и оригинального метода поперечных срезов (из замороженных трупов) по праву считается гениальный хирург и анатом Н.И. Пирогов (1810- 1881). Продолжая идеи И. В. Буяльского, он своим трудом не только заложил научные основы топографической анатомии, но и положил начало практическому направлению в анатомии, что нашло дальнейшее развитие в трудах В.П. Шевкуненко (1872-1952) - одного из авторов типовой анатомии человека.


П.А.Загорский (1764-1846)

Н.И. Пирогов (1810-1881)

П.Ф. Лесгафт (1837-1909)

Теоретические обобщения в области анатомии впервые широко представлены в трудах П.Ф. Лесгафта (1837-1909), призывавшего изучать организм с позиций его целостности, во взаимосвязи с внешней средой и с учетом единства формы и функции. В своем капитальном груде «Основы теоретической анатомии» (1892) П.Ф. Лесгафт заложил научные основы функциональной анатомии, которые впоследствии нашли развитие в грудах В.П. Воробьева, В.Н. Тонкова, Б.А. Долго-Сабурова, М.Ф. Иваницкого, а из ветеринарных анатомов - в работах Л.А. Третьякова, А.Ф. Климова, Н.А. Васнецова, В.Г. Касьяненко, В.Н. Жеденова, С.Ф. Манзия. П.Ф. Лесгафт один из первых применил для анатомических исследований рентгеновские лучи, которые затем стали широко использовать в анатомической практике благодаря трудам В.Н. Тонкова, М.Г. Привеса, Г.Г. Воккена, их учеников и последователей.

В.Н. Тонков (1872-1954) В.П. Воробьев (1876-1937)

Исключительно большие возможности открылись в познании строения органов и систем животного организма с внедрением мак-ромикроскопического метода, разработанного В.П. Воробьевым (1876-1937) и широко использовавшегося затем его учениками при изучении нервной системы (Р.Д. Синельников, В.В. Бобин, Ф.А. Волынский, Н.А. Васнецов, А.Н. Максименков, А.А. Отелин, С.С. Михайлов и др.).

Велики заслуги отечественных морфологов и в разработке учения о лимфатической системе. Монография «Анатомия лимфатической системы», изданная в 1930 г. Г.М. Иосифовым (1870-1933), принесла заслуженный авторитет отечественной науке, который затем был закреплен трудами Д.А. Жданова (1908-1971) и его многочисленных учеников и последователей.

«Не смейтесь надо мной деленьем шкал, естествествоиспытателя приборы!» – в отчаянии восклицает Фауст в бессмертной трагедии И.В.Гете. А что это за человек – естествоиспытатель, насколько правомерно применяет герой к себе такое определение?

Значение слова «естествоиспытатель» лежит на поверхности – «тот, кто испытывает природу». Речь идет, разумеется, не об «испытании на прочность», что сплошь и рядом делает и с природой современный человек, а об «испытывать», точнее – «пытать» в значении «спрашивать». Естествоиспытатель, таким образом, осмысливается как человек, который желает получить от природы ответы на человеческие вопросы – т.е. изучает ее.

Природу исследуют многие науки – да практически все: физика, химия, география, астрономия, биология… Но так было не всегда. Для того, чтобы каждая из этих наук выделилась в нечто самостоятельное, нужно было время, за которое ученым нужно было накопить и систематизировать достаточное количество информации, сформулировать какие-то законы (ведь именно наличие законов отличает науку от области знания). А изначально – около трех тысяч лет назад – человек еще рассматривал природу как единое целое, потому-то познание даже в пределах одной личности не ограничивалось только растениями, звездами или веществами – то была эра «неразделенных» естественных наук, которые в таком изначально синкретическом виде именуются естествознанием (этот термин сохраняется и сейчас как обобщенное название естественных наук).

Под таким углом зрения смотрели на мир древние и средневековые философы. Но если философия носила в большей степени обобщенно-умозрительный характер, то там, где появлялось описание конкретных фактов и эксперимент, там уже можно говорить о деятельности испытателя. Следует заметить, что – в отличие от гетевского героя – исторический Иоганн Георг Фауст в эту категорию не попадает: современники говорят о нем как о хироманте, свидетельствуют о его астрологических прогнозах, но не о научных изысканиях – так что с нашей точки зрения это скорее лжеученый.

Но даже в Новое время – когда естественные науки уже обособились друг от друга, термин «естествоиспытатель» сохраняется применительно к тем, кто проявил себя в нескольких науках.

Пример такого естествоиспытателя Нового времени – немецкий ученый Карл фон Райхенбах (1788-1869). Этот человек проявил себя и в химии открытием креозота и парафина, и в то же время исследовал нервную системы. Именно он впервые связал такие расстройства, как истерия, патологические страхи и сомнамбулизм с сензитивностью – яркостью сенсорных способностей.

Если же говорить и русских естествоиспытателях, то в первую очередь нужно вспомнить, конечно, М.В.Ломоносова, проявившего себя и в физики, и в химии, и в астрономии, и в приборостроении, и в металлургии.

В современности мы, пожалуй, уже не встретим естествоиспытателей. Слишком много информации накоплено человечеством в каждой науке, и чтобы чего-то в ней достичь, надо посвятить ей всего себя без остатка, не отвлекаясь ни на ч то иное. Поэтому сейчас можно говорить о физиках, химиках, астрономах и т.д., но не о естествоиспытателях.