учени____ 2 класса «_____»
Вариант 1.
Часть А. Тест.
Выбери верный ответ.
А) о животных, бытовые, волшебные;
В) были, рассказы, повести.
Б) красота;
3. Какое самое популярное число в русских народных сказках?
4. Что устраивают в русских сказках знатные люди в честь свадьбы или победы над врагом?
Б) народные гуляния;
5. Что такое «Зачин»?
А) конец сказки;
Б) присказка;
В) начало сказки.
Развязка;
Зачин (завязка);
Присказка;
Основная часть.
Часть В. Работа с текстом.
Сидел Мишка под липою. Липа в цвету, мёдом пахнет. И - хлюп! Ласточкино гнездо упало ему на голову. А в гнезде - птенчики.
Мишка! - просят ласточки. - Не погуби наших детушек. Посиди, покуда у птенцов крылья отрастут.
Что делать?! Сидит Мишка - днём и ночью сидит. Все звери прибегали поглядеть на чудака с гнездом на голове. Птицы тоже со всего леса слетались, кормили Мишку, поили.
Пришёл-таки счастливый день. Вылетели молодые ласточки из гнезда. Тут Мишка и разогнул наконец спину. Домой побрёл.
Птицы его провожали. Всё небо закрыли, чтоб тенёчек был. Какое спасибо Мишке ни скажи - всё мало.
(Бахревский В.)
2. Где происходят действия, описанные в тексте?
1) в деревне
4. Как ты понимаешь смысл предложения: «Какое спасибо Мишке ни скажи - всё мало»? Запиши._______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Выбери к тексту самый подходящий заголовок:
Гнездо на голове.
Терпеливый Мишка.
Мишка под липой.
_____________________________________________________________________________
7. Запиши, как благодарили Мишку за его поступок жители леса.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Определи последовательность событий, описанных в тексте.
Проверочная работа по литературному чтению
учени____ 2 класса «_____»
Гимназии ОГУ им. И.С. Тургенева в г. Мценске
_______________________________________________________
Вариант 2.
Часть А. Тест.
Выбери верный ответ.
1. Народные сказки по содержанию можно разделить на группы:
В) волшебные, бытовые, о животных.
2. Что в сказках всегда побеждает зло?
В) красота.
3. Олицетворение – это…
А) прием, при котором один предмет сравнивается с другим;
Б) наделение неживых предметов признаками живого существа;
В) сильное преувеличение.
4. Фраза «В некотором царстве, в некотором государстве» используется в
А) развязке;
Б) завязке (зачине);
В) присказке.
5. Что такое «Развязка»?
А) конец сказки;
Б) присказка;
В) начало сказки.
6. Расставь части, из которых состоит сказка, по порядку. В прямоугольники впиши соответствующие номера.
Основная часть;
Зачин (завязка);
Присказка;
Развязка.
Часть В. Работа с текстом.
1. Прочитай текст. Ответь на вопросы.
Шёл Мишка по лесу ночью. Кто-то схватил его сзади. Обмер Мишка. Стоит, не шелохнётся. Сова закричала.
Это сова меня держит! Было дело, сунул лапу в дупло - дом совы сломал.
Думает Мишка, как прощенья просить, волк завыл.
Волк меня держит!
Перед волком тоже виноват. На берёзах катался. Упал на волчье логово, чуть волчат не задавил.
«Что волку-то сказать?» - думает Мишка и чует - по спине что-то бегает, по лапам по животу.
Пауки! - ахнул медвежонок. Сколько он паутины-то порвал, бродя по лесу, - ужас!
Хотел на помощь звать, да в это самое время мышка из норы выскочила, пятку медвежонку пощекотала.
Мишка-то как подскочит, как рванётся и свободен. За сучок шёрсткой зацепился.
(В. Бахревский)
2. В какое время суток происходят события, описанные в тексте?
3) вечером
3. Что померещилось Мишке в ночном лесу? Запиши. _____________________________________________________________________________
4. Как ты думаешь, почему он так боялся совы, волка, пауков? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Кто «спас» медвежонка и помог ему выбраться?
____________________________________________________________________________
6. Восстанови последовательность страхов Мишки, расставив цифры.
7. Объясни значение словосочетания пустые страхи.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Кто на самом деле держал Мишку?
_____________________________________________________________________________
Интегрированный урок чтения и экологии во 2-м классе. Развитие внимания и творческих способностей у детей к художественному слову,поставленной речи,к чтению. Пробуждение интереса к изучению окружающего мира, взаимоотношениям животных и растений в природе. Развивать умение работать в группе. Авторы: Турчанинова А.Я., Комаровская Г.В.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Интегрированный урок чтения и экологии.
Цели:
- Повторить и систематизировать знания детей о тексте; учить определять тему текста, основную мысль и опорные слова, учить составлять план.
- Показать многообразие живых организмов, окружающих нас. Показать черты приспособленности животных к среде обитания.
- Совершенствовать умение работать с текстом: находить необходимые сведения, составлять характеристику животных .
- Развивать внимание к художественному слову, речь, творческие способности детей, интерес к чтению и изучению окружающего мира.
- Развивать умение работать в группе.
Оборудование:
1.Учебное пособие Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 2 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2011(Серия «Учебно-методический комплект»)
2.Иллюстрация «Годовой круг», краткая биография писателя Владислава Анатольевича Бахревского, музыкальные фрагменты «Звуки леса».
3.Рисунки животных и растений: муравьи, белка, ласточка, медведь, дятел, земляника. 4.Фигурки животных, муляжи грибов, растения.
5.Компьютерная презентация «Жизнь бурого медведя».
I. Организационный момент.
Учитель: Давайте попробуем предположить с какой темой будет связан наш текст. Послушаем музыкальный фрагмент, рассмотрим иллюстрации, послушаем стихотворение.
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
В жарких странах тень от баобаба,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю. Берегите!
Учитель: Ваши предположения? С какой темой связан наш текст?
Дети: С окружающим нас миром. С природой.
Учитель: Каждый человек на земле за свою жизнь учится понимать и любить это бесценное чудо – природу.
- Актуализация знаний.
Учитель: А теперь давайте узнаем, где будут происходить события текста. К нам на урок пожаловали помощники, которые укажут направление. А чтобы их увидеть, вам необходимо внимательно послушать следующие тексты и угадать о ком они.
- Мы лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.
О муравьях.
Запишите тему этого текста по его главной мысли.
Запись на доске и в тетради.
- Муравьи.
Мудрые строители.
На доске появляется иллюстрация «Муравьи».
- С ветки на ветку
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.
О ком говориться в этом тексте?
О белке.
Запишите тему этого текста по его содержанию.
Каким качеством обладает зверёк?
С кем образно сравнивают белку?
Запись на доске и в тетради.
- Белка.
Шустрый зверёк.
Рыжая циркачка.
На доске появляется иллюстрация «Белка».
- Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Всё равно он будет мой.
О ком говориться в этом тексте?
О дятле.
Запишите тему этого текста по его содержанию.
С кем образно можем сравнить эту птицу?
Запись на доске и в тетради.
- Дятел.
Лесной доктор.
На доске появляется иллюстрация «Дятел».
- Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот готов поклониться,
А имя дала мне родная землица.
О чём говориться в этом тексте?
О землянике.
Запишите тему этого текста по его содержанию.
С чем образно можем сравнить эту ягоду?
Запись на доске и в тетради.
- Земляника.
Капелька лета.
На доске появляется иллюстрация «Земляника».
Учитель: Где мы можем встретить эти растения, животных, насекомых.
Дети: В лесу.
III.Работа над содержанием текста и языковой разбор.
Учитель: Давайте представим себя в лесу. Послушаем звуки леса.
(Запись «Звуки леса»)
Откроем текст и прочитаем его про себя.
(Выразительное чтение текста учителем)
Определите жанр этого произведения. Докажите, почему вы так думаете.
Дети: Это сказка. Герои- животные общаются друг с другом. Совершают поступки, которых бы не могло быть в реальной жизни.
Определите тему текста.
Как Мишка птенчиков спас.
Определите основную мысль текста.
Благородный поступок Мишки. Добрый поступок Мишки.
Давайте определим количество абзацев в тексте.
В тексте семь абзацев.
Прочитаем этот текст по абзацам. (Чтение текста учениками)
Учитель: Ответим на вопросы к тексту.
- Посмотрите, пожалуйста, на наш годовой круг и определите, в какое время года происходит действие этой сказки? (Обратимся за консультацией к произведениям Виталия Бианки. Запись на доске: «Первый месяц лета – месяц гнёзд. …У всех певчих пичужек гнёзда, во всех гнездах – всех цветов яички. Сквозь тонкую скорлупку просвечивает нежная маленькая жизнь…»
- С какой просьбой обратились к Мишке ласточки? – Не погуби наших детушек!
По толковому словарю выясним значение слова «погубить»
- Почему автор использовал в тексте предложение «Что делать?!» Автор хотел подчеркнуть ситуацию выбора. Важность решения для Мишки и для судьбы птенцов.
- По толковому словарю выясните значение слова «чудак». Какими словами автор называет Мишку? Чудак с гнездом на голове.
- Зачем со всего леса слетались к Мишке птицы?
Кормили, поили его. Оказывали ему поддержку.
- «Пришёл счастливый день». Почему автор так назвал этот день? Каким образом отправился домой Мишка? Побрёл – медленно пошёл домой.
- Запишите, как вы понимаете смысл предложения, «Какое спасибо Мишке ни скажи – всё мало». Что спас Мишка? Мишка спас «нежную маленькую жизнь». Безграничная благодарность за спасённую жизнь.
- Выберите наиболее подходящий заголовок к тексту.
- Гнездо на голове.
- Терпеливый Мишка.
- Мишка под липой.
- Физкультминутка
Пожалуйста, с мест вставайте!
Дружно делайте движения и отвечайте!
На прогулку в лес пойдём?
Пойдём!
Мышцы дружно разомнём?
Разомнём!
Шишек для поделок соберём?
Соберём!
Веточки в лесу не ломаем,
А рукой отодвигаем.
Домой с прогулки придём?
Придём!
О лесных жителях всё узнаем?
Узнаем!
- Упражнение в составлении плана к тексту.
Составим план к сказке. О чём он должен рассказать?
О главных событиях в тексте.
Что нужно сделать, чтобы составить план?
Выделить главные события.
Определите последовательность иллюстраций к событиям, описанным в тексте.
Выбрав иллюстрацию, называю главное событие.
- Как Мишке на голову гнездо упало.
- Просьба ласточек.
- Счастливый день. Безграничная благодарность.
Чему учились?
Как же мы составляли план, что для этого делали?
Мишка из сказки прислал нам настоящее ласточкино гнездо. Посмотрите на него. Какие вопросы у вас появились?
Учитель биологии демонстрирует детям настоящее ласточкино гнездо и задаёт вопросы:
- Может ли ласточка жить в лесу?
- Где вы встречали ласточку?
- Мог бы медведь на самом деле помочь ласточке?
Дети отвечают на вопросы
Учитель биологии предлагает детям посмотреть видео-презентацию «Жизнь бурого медведя».
После просмотра видеофрагмента дети садятся за круглый стол, на котором расставлены фигурки животных, растения (кустарники, деревья, мох) , муляжи грибов.
Учитель биологии предлагает собрать из животных, растений, грибов уголок леса, где обитает бурый медведь.
- Где обитает бурый медведь?
- Какие растения необходимо поставить? Дети ставят деревья: берёзу, ель, сосну. А также кустарники: малину, ежевику, кустарнички – бруснику, чернику.
Учитель биологии: Объясните свой выбор растений.
Медведь живёт в лесу и питается ягодами.
Учитель биологии: Предлагаю вам выбрать и поставить фигурки животных, которые живут в одном лесу с медведем.
Дети ставят фигурки лося, лягушки, ящерицы, жуков, муравейник. Под дерево ставят гнездо с птицей, на пенёк ставят фигурку белочки.
Учитель биологии: Чем отличается сказочный персонаж медведя от настоящего?
В сказке медведь помогает птице, а настоящий бурый медведь съел бы всех животных, которые находятся вокруг него.
Дети в игровой форме смогли сами объяснить местообитание бурого медведя, а также определить сеть питания медведя. Ученики под руководством (с помощью) учителя биологии собрали коллекцию «Бурый медведь», которая помогла им ответить на вопросы, а также расширить свой кругозор. Коллекцию «Бурый медведь», собранную учащимися 2 класса можно использовать и на других уроках при изучении животных, на уроках биологии, экологии, географии, изобразительного искусства.
Турчанинова А.Я.
Во многих московских школах – централизованное тестирование младшеклассников. К его специфичным вопросам готовились за несколько недель, а родителям школьников пришлось отвечать на подробные вопросы психолога о «чувствительных» вещах. Цели этого тестирования не понятны ни детям, ни учителям - обозреватель Правмира Антон Размахнин , за неимением других вариантов, предполагает худшее…
«Папа, я боюсь ходить в школу на этой неделе. Нам придется писать городской тест…» - моей дочери-второкласснице восемь лет, и она нервничает перед страшным и экстраординарным мероприятием.
Ничего удивительного: почти месяц назад на родительском собрании точно так же нервничала их учительница. «Если тест будет проходить по всем правилам, то мы – учителя – из классов удаляемся, в течение целого дня дети будут писать тесты», - рассказывала она. И умоляла родителей на весенних каникулах подтянуть таблицу умножения – потому что на остальные тестовые задания детей «натаскивали» половину марта и начало апреля, а вот таблицу в классе не освоишь, нужно заучивать.
Когда пытаешься, глядя на весь этот набор явлений, понять, в чем же смысл этого «городского тестирования» - чувствуешь себя либо дураком, либо конспирологом. Потому что единственная версия, которая приходит в голову, – мрачная: наших детей действительно готовят в человекообразные роботы. В идеальных подчиненных, которые думают одинаковым образом и все проблемы которых учтены «где надо» - на всякий случай.
Вот уже и дочка волнуется – страшно волнуется! – перед тестированием, при этом никак не объясняя, чего же именно надо бояться. «Учительница будет ругаться» - всё, ни уровнем дальше. Стимул – реакция. Собаки Павлова. И всё это – под разговоры о ценности интеллекта и свободного мышления.
Кстати, если опять же кто-то еще не знает: в московских школах активно устанавливают систему прохода по электронным карточкам. Родителям при этом приходится подписывать согласие на предоставление (кому?) персональных данных (всех?!) о ребенке. О каждом проходе ребенка через турникет родители (а также СМС-служба мобильного оператора!) узнают по телефону. Если в вашей школе пока не так – у вас смелый и жесткий директор, берегите его.
Во многих московских школах – централизованное тестирование младшеклассников. К его специфичным вопросам готовились за несколько недель, а родителям школьников пришлось отвечать на подробные вопросы психолога о «чувствительных» вещах. Цели этого тестирования не понятны ни детям, ни учителям - обозреватель Правмира Антон Размахнин, за неимением других вариантов, предполагает худшее…
«Папа, я боюсь ходить в школу на этой неделе. Нам придется писать городской тест…» - моей дочери-второкласснице восемь лет, и она нервничает перед страшным и экстраординарным мероприятием.
Ничего удивительного: почти месяц назад на родительском собрании точно так же нервничала их учительница. «Если тест будет проходить по всем правилам, то мы – учителя – из классов удаляемся, в течение целого дня дети будут писать тесты», - рассказывала она. И умоляла родителей на весенних каникулах подтянуть таблицу умножения – потому что на остальные тестовые задания детей «натаскивали» половину марта и начало апреля, а вот таблицу в классе не освоишь, нужно заучивать.
Это «что-то вроде ЕГЭ для начальной школы», нужны тесты для «подготовки к оценочной деятельности», а рейтинг по итогам тестирования выставляется не самим ученикам, а школе и ее учителям в целом – примерно так «доводят» до родителей младшеклассников смысл этого мероприятия.
«Оценочная деятельность» - это, в смысле, нормальные школьные оценки: если кто не знает, современный стандарт для младшей школы подразумевает, что в первых двух классах ученик никаких «баллов» в дневник и журнал не получает. Конечно, в реальности тетради второклассников давно заставлены пятерками, четверками и непременными мрачными «См.» (вот, кстати, тоже повод детям понервничать – «ну, мама, пожалуйста, скажи, «См.» это же не двойка?..») Но только с третьего класса отметки приобретут силу закона, пойдут «четвертные» и «годовые» - и вот для этого, как говорят, и нужен тест.
Само по себе испытание – его варианты, по которым готовят детей, родителям показывали – вполне интересное, изобилует вопросами на сообразительность, требуя при этом знания таблицы умножения, словарных слов и прочего обязательного. Но формулировки заданий - учитывая, что это тест, и от формулировки зависит многое – иногда поражают неизъяснимо.
Например: для анализа по нескольким параметрам дается текст – одна из «Медвежьих сказок» Владислава Бахревского. Очень короткая сказка, можно привести полностью:
Сидел медведь под липою. Липa в цвету, мёдом пaхнет. И - хлюп! Лaсточкино гнездо упaло ему нa голову. А в гнезде - птенчики.
Мишкa! - просят лaсточки. - Не погуби нaших детушек. Посиди, покудa у птенцов крылья отрaстут.
Что делaть?! Сидит Мишкa - днём и ночью сидит.
Все звери прибегaли поглядеть нa чудaкa с гнездом нa голове.
Птицы тоже со всего лесa слетaлись, кормили Мишку, поили.
Пришёл-тaки счaстливый день. Вылетели молодые лaсточки из гнездa. Тут Мишкa и рaзогнул нaконец спину. Домой побрёл.
Птицы его провожaли. Всё небо зaкрыли, чтоб тенёчек был. Кaкое спaсибо Мишке ни скaжи - всё мaло.
Среди вопросов, которые задаются к тексту, есть такой: «Какими словами автор называет Мишку?» И нужно выписать два слова. На этом вопросе по первости «срезались» практически все второклассники: никаких эпитетов здесь нет вовсе!
Большинство детей домыслили за автора прилагательные типа «добрый» и «терпеливый». Самые хитрые поняли, что речь идет именно о присутствующих в исходном тексте словах и нашли-таки одно: «чудак». Спорно с точки зрения смысла: не автор так называет героя, а другие персонажи, но пусть будет.
А вот второе слово, характеризующее Мишку, найти – попробуйте? Вот и никто из испытуемых не смог. Оказалось – составители теста записали в характеристики само слово «медведь». И, что характерно, возражения не принимаются, ученик обязан угадать, что имел в виду незнакомый ему методист где-то «в городе».
Вообще, самое интересное в этих тестах – не образовательная сторона, а психологическая. Множество вопросов, которые задаются детям, подразумевают классификацию предметов по тем или иным признакам. Волк, заяц, лиса, ягуар, найдите лишнего. То ли все, кроме зайца – хищники, то ли все, кроме ягуара – жители средней полосы, то ли они же – герои русских сказок, то ли все, кроме зайца, обладают длинными хвостами. А может, лишняя лисица, потому что слово женского рода? Какой из ответов правильный – можно лишь интуитивно догадаться, проанализировав, «что проходили–что не проходили». А точный правильный ответ доступен только тем, кто проник в мысли составителя.
То есть – случайно или намеренно – получается, что тестирование такого рода невозможно успешно сдать, не зазубрив некую заранее правильную логику ответов. Следствие простое: эти тесты невозможно сдать по принципу «не знаю, но выведу формулу». Только зубрежкой. Но при этом зубрежка на уровне не знаний, а логики размышления.
Сидите и запоминайте, дети: когда вам предлагают классифицировать четырех зверей, это нужно делать именно по принципу «кто где обитает» (к примеру). А не по какому-то другому. Если раньше такой подход к образованию назывался «шаблонностью» - умные учителя такого не допускали, это считалось браком, – то сейчас от учителя уже ничего не зависит: шаблонность заложена в самой идее тестирования на системном уровне.
Это, впрочем, только младшеклассникам и их родителям в новинку: сам-то ЕГЭ ругают уже чуть ли не десятилетие. А вот специальный опрос родителей, который этим тестам предшествовал, кажется, реальное нововведение.
Это было так: в первый же день четвертой четверти в дневники нашим второклассникам вложили отпечатанную на принтере записку о том, что «родителей (лучше мам) просят явиться в школу завтра в 15.00 для ответа на вопросы психолога, связанные с городским тестированием». Явиться «завтра», да еще в рабочее время – это, конечно, само по себе прекрасно; о работающих родителях, как водится, никто не подумал. В результате телефонных переговоров с учительницей («Что будет, если не прийти? Ребенка не аттестуют. Нет, никаких последствий, ну просто не аттестуют… Говорите, в общем, с завучем!») сошлись на том, чтобы заполнить анкеты следующим утром и письменно.
Вопросы же прекрасны вдвойне. Подробнейшим образом о том, с кем и в каких условиях живет ребенок, какая у него детская и есть ли она, не было ли в последнее время «потрясений – переезд, несчастные случаи, смерть близких, развод родителей». О том, сколько часов в неделю уходит на секции, а сколько часов в день на чтение, телевизор и компьютер.
Наконец, самый подробный пункт: «Какие проблемы, по-Вашему, свойственны Вашему ребенку?» Там среди проблем, между прочем, фантастическое: «Отказывается молчать, если ему/ей что-то не нравится». Три восклицательных знака и занавес. Это у нас, оказывается, проблема!
Да, это (и ряд других пунктов, упомянутых в вопроснике) у нас в семье есть, и это прекрасно, а галочку я ставить не стал – не их методистское дело об этом знать. Напрягает, понимаете ли: сам подписываешь, что у тебя ребенок «с проблемами», особенно зная наши «ювенальные» эксперименты.
Помимо того, что такие вопросы – форменное вторжение в частную жизнь, анкетирование родителей не дает психологам никакой информации. Ведь очевидно, что большинство родителей пишут ответы с большой оглядкой – напишешь, к примеру, что ребенок перетруждается на секциях, потом не отстанут: забирайте его оттуда, он не тянет. Напишешь, что перетруждается в школе – это лишний голос в пользу упрощения учебной программы; нет уж, пусть кто-нибудь другой организует «просьбы трудящихся». Ну, а написать про «атмосферу дома» как главный источник проблем – я посмотрел бы, есть ли среди собранных тысяч анкет хоть одна с отмеченной вот этой строкой. Прямое ведь приглашение на дом «опеки».
Когда пытаешься, глядя на весь этот набор явлений, понять, в чем же смысл этого «городского тестирования» - чувствуешь себя либо дураком, либо конспирологом. Потому что единственная версия, которая приходит в голову, – мрачная: наших детей действительно готовят в человекообразные роботы. В идеальных подчиненных, которые думают одинаковым образом и все проблемы которых учтены «где надо» - на всякий случай.
Вот уже и дочка волнуется – страшно волнуется! – перед тестированием, при этом никак не объясняя, чего же именно надо бояться. «Учительница будет ругаться» - всё, ни уровнем дальше. Стимул – реакция. Собаки Павлова. И всё это – под разговоры о ценности интеллекта и свободного мышления.
Кстати, если опять же кто-то еще не знает: в московских школах активно устанавливают систему прохода по электронным карточкам. Родителям при этом приходится подписывать согласие на предоставление (кому?) персональных данных (всех?!) о ребенке. О каждом проходе ребенка через турникет родители (а также СМС-служба мобильного оператора!) узнают по телефону. Если в вашей школе пока не так – у вас смелый и жесткий директор, берегите его.