15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Рубена Александровича Будагова: «Синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств»
Слова помогают нам назвать все вещи в мире, все признаки и действия. Но они не в силах выразить ход наших мыслей. Чтобы дать понять собеседнику, что мы думаем, мы должны построить фразу, а значит, обратиться к синтаксису.
Синтаксис позволяет нам связать слова в фразы, построить высказывание, объяснить свою мысль, создать целостную картину происходящего. Например, в тексте С.Алексеева ситуация изображается с помощью диалога. Это и разговор генерала с комиссаром, выражающий их отношение к происходящему, и беседу с артиллеристом, проясняющую случившееся.
Неполные и односоставные предложения рисуют картину боя (предложения 10, 22), той же цели служат и ряды однородных членов (предложения 6, 25 и так далее). Очень выразительны в этом тексте сложные предложения, часто из нескольких частей: они показывают быстро или даже одновременно происходящие события. Примером могут служить предложения 16, 30 и другие.
Синтаксические конструкции могут оформить любую мысль, как бы сложна она ни была, если пользоваться ими умело.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: « «Никто не ушёл, все здесь», - тихо повторил артиллерист и снова припал к орудию».
«Никто не ушел, все здесь» - эти слова матроса звучат как памятник героям, павшим во время боя на батарее, не отступая ни на шаг. Эти слова показывают, как самоотверженно сражались артиллеристы.
С.Алексеев изображает бой и командиров, восхищающихся слаженной работой батареи, ее точными выстрелами (предложения 3 и 7). Автор заставляет и читателя порадоваться тому, что наши артиллеристы так грамотно и умело ведут бой. Мы уже не сомневаемся, что на батарее - прекрасные бойцы.
Но так же, как и командиры, мы удивляемся, когда понимаем, что весь бой ведет всего-навсего один матрос (предложение 15). И только после слов героя мы догадываемся, почему он один: все остальные артиллеристы погибли, исполняя свой долг. Но батарея продолжает сражаться, ведь и от нее зависит исход боя.
«Никто не ушел, все здесь» - это значит, что все погибли, исполняя свой долг, но никто не отступил.
Сильный человек - это тот, кто может, превозмогая слабость и страх, исполнять свой долг, кто не отступит даже в том случае, если борьба кажется бессмысленной, а силы неравными.
Например, в тексте С.Алексеева героя-матроса, безусловно, можно счесть сильным человеком, ведь он, оставшись на батарее один, все же не отчаялся и продолжал неравный бой с фашистами.
В предложении 7 показано, как точно летят наши снаряды, и это доказывает, что даже в такой нештатной ситуации матрос не потерял присутствия духа и продолжал четко и грамотно исполнять свои обязанности. А слова Ивана Коваленко («Все здесь, никто не ушел») говорят о том, что и другие артиллеристы, сражавшиеся прежде на батарее, были тоже сильными людьми и героями: они погибли, но не сдались и не отступили.
Только по-настоящему сильный человек может стать героем.
Сильный человек – это не только тот, кто обладает большой физической силой и крепким здоровьем, но и тот, кто отличается твёрдым, волевым характером, стойкостью.
В тексте Терри Добсона приведён случай, когда мужчина “крепкого телосложения” находился в ярости, выкрикивал ругательства, так как у него явно случилось несчастье. Чтобы остановить, успокоить его, рассказчик решил применить физическую силу “хотел достичь этого кулаками”. , но поучительная история “пожилого японца” помогла утихомирить “огромную детину”. Она дала ему возможность остыть, задуматься, найти в себе силы для преодоления горя, контролировать свои эмоции.
Ярким примером сильного человека нашего времени является Валентин Дикуль. Получив тяжелейшие травмы позвоночника, он не просто не сломался духовно, он выжил, восстановил своё здоровье и помогает достичь этого другим. Это человек, всегда идущий вперёд, никогда не опускающий руки, несмотря на те препятствия, которые встречаются на его жизненном пути.
Итак, сильный человек – это человек, в первую очередь, самостоятельный, способный себя контролировать и достигать цели, несмотря на все жизненные трудности.
(2
оценок, среднее: 5.00
из 5)
Другие работы по этой теме:
- Какого человека можно считать сильным? Сильный человек – это такой человек, который может извиниться первым. Он силён характером, его тяжело сломить, если он решил достичь...
- Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: “То, чего я хотел достичь кулаками, было совершено добрыми словами”. “То, чего я хотел достичь кулаками, было совершено...
- Как Вы понимаете значение слова СИЛЬНЫЙ человек. ? Какого человека можно считать сильным? В моём понимании, сильный человек – это тот, кто не обидит слабого,...
- Как Вы понимаете значение слова ПРИРОДА? Природа – это весь мир в многообразии его форм. Она объединяет человека с другими живыми существами. Для каждого из...
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания немецкого языковеда Г. фон Габеленца: «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя»
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. фон Габеленца.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, что помог старичок понять Павлику?
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 Как Вы понимаете значение слова СИЛЬНЫЙ (человек)?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему:
«Какого человека можно считать сильным», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.
(1)Старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
- (2)Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.
(3)Старик подвинулся и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика, сказал:
- (4)С тобой что-то случилось?
- (5)Ну и ладно! (6)А вам-то что? - покосился на него Павлик.
- (7)Мне ничего. (8)А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
- (9)Ещё бы! - сердито буркнул мальчик. - (10)Я скоро совсем убегу из дома. (11)Из-за одной Ленки убегу. - (12)Павлик сжал кулаки. - (13)Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! (14)Ни одной краски не даёт! (15)А у самой сколько!
- (16)Не даёт? (17)Ну, из-за этого убегать не стоит.
- (18)Не только из-за этого. (19)Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала.
(20)Павлик засопел от обиды.
- (21)Пустяки! - сказал старик. - (22)Один поругает, другой пожалеет.
- (23)Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик. - (24)Брат на лодке едет кататься, а сам меня брать не хочет. (25)Я ему говорю: (26)«Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, в лодку залезу!»
(27)Павлик стукнул кулаком по скамейке и вдруг замолчал.
- (28)А почему вы всё спрашиваете?
(29)Старик разгладил длинную бороду.
- (30)Я хочу тебе помочь. (31)Есть такое волшебное слово… (32)Я скажу тебе это слово. (33)Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза… (34)Помни - тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь …
- (35)А какое слово?
(36)Старик наклонился к самому уху мальчика и прошептал что-то.
- (37)Я попробую, - усмехнулся Павлик, - я сейчас же попробую. - (38)Он вскочил и побежал домой.
(39)Лена сидела за столом и рисовала, но, увидев, что к ней приближается брат, она сейчас же сгребла краски в кучу и накрыла рукой. (40)«Разве такая поймёт волшебное слово!» - с досадой подумал мальчик, но всё же подошёл к сестре, потянул её за рукав и, глядя ей в глаза, тихим голосом сказал:
- (41)Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
(42)Лена широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
- (43)Какую тебе?
- (44)Мне синюю, - робко сказал Павлик.
(45)Он взял краску, подержал её в руках, походил с ней по комнате и отдал сестре. (46)Ему не нужна была краска. (47)Он думал теперь только о волшебном слове.
(48)«Пойду к бабушке. (49)Она как раз готовит обед. (50)Прогонит или нет?» (51)Павлик отворил дверь в кухню. (52)Старушка снимала с противня горячие пирожки.
(53)Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе её лицо, заглянул в глаза и прошептал:
- (54)Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
(55)Бабушка выпрямилась. (56)Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
- (57)Горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
(58)Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
(59)«Волшебник! Волшебник!» - повторял он про себя, вспоминая старика. (60)За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. (61)Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихонько попросил:
- (62)Возьми меня, пожалуйста.
(63)За столом все замолчали, а брат поднял брови и усмехнулся.
- (64)Возьми его, - вдруг сказала сестра. - (65)Что тебе стоит!
- (66)Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - (67)Конечно, возьми.
- (68)Пожалуйста, - повторил Павлик.
(69)Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
- (70)Эх ты, путешественник! (71)Ну ладно, собирайся!
(72)«Помогло! (73)Опять помогло!» (74)Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. (75)Ни на скамейке, ни во всём пустынном сквере старика не было. (76)И только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
(По В. Осеевой) *
* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902-1969) - детская писательница. Шестнадцать лет проработала с безнадзорными и трудными детьми, для которых и начала писать сказки, стихи и рассказы. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».
Пояснение.
15.1 От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Наша речь – это показатель нашей культуры или бескультурья, нашей духовности или бездуховности, нашего внутреннего богатства или нищеты. Именно об этом и говорит высказывание Г. Фон Габеленца: «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».
Попробуем подтвердить наше предположение примерами из текста В. Осеевой. Так, например, в предложениях 5 и 6 (Ну и ладно! А вам-то что?) представленная речь мальчика не отличается богатством и выразительностью, звучит отрывисто, грубо и поэтому не лучшим образом характеризует героя.
В предложении 54 (Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.) речь того же Павлика выглядит иначе. Мальчик научился говорить «волшебное слово – пожалуйста» - всего одно слово в речи героя позволяет проникнуться к нему с симпатией.
Таким образом, нам удалось доказать, что речь человека – показатель его ума, души, его сути. Следовательно, прав был Г. Фон Габеленц, утверждая, что наша речь многое может сказать о человеке.
15.2 Старичок помог понять Павлику, что доброе отношение к людям приносит им радость и рождает доброе отношение к тебе самому. Приведу убедительные доводы.
В начале рассказа Павлик ослеплён своей обидой, он не замечает никого вокруг, готов выместить раздражение на первом встречном. Добрый совет старичка заставляет мальчика впервые обратить внимание на собеседника, услышать не только самого себя. Разговаривая с родными, Павлик старается следовать полученному совету: он вежлив, внимателен (предложения 40, 43, 52, 53, 60, 61).
И происходит неожиданное для мальчика: вместе с ним меняется поведение его родных (предложения 41, 56, 68, 69).
Таким образом, волшебное слово, подсказанное старичком, изменило героя, научило его по-доброму относиться к другим людям.
15.3 Когда говорят о силе, чаще всего подразумевают силу физическую. Но есть ещё и другое понятие силы. Человека, преодолевшего жизненные трудности, справившегося с тяжелейшими испытаниями судьбы: болезнью, потерей близких людей, - тоже называют сильным. В этом случае речь идёт о силе духа, то есть о той внутренней силе, стойкости, которые помогли ему справиться со всеми невзгодами. Сильным можно назвать и человека, способного признать свои ошибки; вместо того чтобы озлобиться на окружающих и всех вокруг считать виноватыми, разобраться в себе и с пониманием отнестись к ситуации.
Герой текста В.А. Осеевой Павлик ослеплён своей обидой, он не замечает никого вокруг, готов выместить раздражение на первом встречном. Добрый совет старичка заставляет мальчика впервые обратить внимание на собеседника, услышать не только самого себя. Для этого ему потребовалось сделать над собой усилие: искать изъяны в себе самом куда как труднее, чем в окружающих.
Когда мне было лет семь, я случайно разбила любимую мамину чашку. Она была ей очень дорога, потому что чашку подарила маме её мама, моя бабушка. Мне очень хотелось, чтобы виноватым в этой истории оказался кто-нибудь другой: брат, кошка… Всё же я решилась рассказать маме правду. К моему удивлению, мама не стала меня ругать, а предложила склеить чашку и сохранить как память о бабушке и о моей смелости. Так я справилась с собственной слабостью.
Умение признавать свои ошибки – великое достоинство и большое искусство. Фактически, признавая свою ошибку, человек берет на себя ответственность и признается в том, что он чего-то не умеет, не знает. Да, это так, но ведь, с другой стороны, признавая свою ошибку, человек готовится её исправлять. Не признаёт – значит и исправлять нечего. Признать свою неправоту может сильный и смелый человек, а упорствовать будет трус.
Сильный человек-это человек,который умеет преодолевать трудности,человек,у которого сильная воля и богатый духовный мир.Такой человек способен преодолеть страх,не зацикливаться на неудачах и ошибках,а жить сегодняшним днем.Он не копит в душе обиды,не жалеет себя,а простив обидчиков тем самым сберегает свои жизненные силы.Сильный человек старается быть оптимистом, позитивно мыслить.Не смотря на самочувствие и настроение, держится уверенно и выглядит для окружающих благополучным человеком.Сильный человек -это человек, который продолжает работать над собой постоянно.Он расширяет свой кругозор,заботится о своем здоровье.Он внимателен к родственникам и друзьям.Сильный человек всегда готов прийти на помощь к тем,кто в ней нуждается.
Сильным человеком я считаю свою бабушку, такой была и моя прабабушка.
Прабабушка перед войной с семьей переехала в Норильск.Он тогда еще только строился.В войну осталась одна с двумя детьми трех и четырех лет Работала на заводе.Очень сильно заболела и больше месяца лежала в больнице.Ей предлагали отдать детей.,но она не согласилась. Помогли соседи по бараку,которые заботились о детях.Разве они не сильные люди?Конечно,сильные.Прабабушка долгое время жила одна,но держала хозяйство Одна накашивала сено для скота.Пилила и колола дрова.Да чего только она не умела:хорошо вязала и шила,не только для себя,а какие вкусные пироги пекла!.В двоем с моей бабушкой,которой было 12 лет,перестроила веранду, покрыла шифером дом.Сад и огород у нее был всем на зависть. Разводила новые сорта.Очень любила читать.Если книга понравится, то могла читать всю ночь.Всю жизнь выписывала несколько газет и журналы "Крестьянка " и "Здоровье". Очень любила кино и не пропускала ни одного нового фильма,за что осуждалась соседкой.Мол пенсия 50 рулей,а она на кино тратит.Не смотря на маленькую пенсию,умудрялась помогать детям,а потом и внукам.Все это я узнала от своей бабушки.
Моя бабушка родилась,когда прабабушке было 42 года.Судьбы их очень схожи.Окончив школу,бабушка поступила в пединститут далеко от дома.И за все годы обучения не взяла у прабабушки ни рубля. Старалась жить на стипендию,а стипендия была 40 рублей.Чтобы к стипендии была прибавка,каждое лето устраивалась работать в библиотеку на две ставки:библиотекарем и уборщицей (или сторожем), на время пока те в отпуске.Работала вожатой в лагере по два сезона.Однажды полгода бабушка не получала стипендии,но прабабушка об этом так и не узнала.Она тоже рано осталась одна с двумя детьми.Шли лихие девяностые.Зарплату задерживали.Так она через родителей,которые работали на базе, договорилась и драла продукты под зарплату и отоваривала весь коллектив школы.В 55 лет освоила компьютер.Готовит презентации к урокам. И откуда только силы берутся?Как бы не уставала на работе,всегда приготовит что-нибудь вкусненькое,а готовит она пальчики оближешь,поможет с уроками и не важно какой предмет.Она помнит все произведения, которые проходили,стихи,которые учила,как решать задачи по химии и физике,не говоря о ее математике.Каждый день,хоть перед сном,но читает.Часок обязательно посвящает кроссвордам.Это она называет бегством от склероза.Всем близким и родным пишет стихи к днем рождения.Я поражаюсь ее энергии и оптимизму.Она действительно СИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК!
А другие постоянно проявляют нерешительность и неуверенность. Очевидно, слабым намного проще, чем теми, кого называют «сильная личность». Примеры человека, который всегда занимает доминирующие позиции, можно приводить до бесконечности. Но можно ли сказать однозначно, кто такой и чем он отличается от других?
Кого можно назвать сильным человеком?
С точностью описать все качества сильной личности сложно, но главные отличительные черты выделить все-таки можно:
- Высокий уровень уверенности в себе и веры в себя.
- Умение контролировать свои эмоции.
- Очень важный момент - сильный человек обладает высокой степенью независимости: он независим от мнения окружающих, различных предрассудков и общественного мнения.
- Сильный индивидуум всегда знает, что он хочет от жизни, и проявляет настойчивость для достижения своих целей.
- Сильный человек смотрит на мир с позиции разума и умеет здраво анализировать события.
Конечно же, это не исчерпывающая на которого можно смело можно прикрепить ярлык «сильная личность». Примеры человека с такими качествами не обязательно икать среди знаменитых и выдающихся людей. Ведь далеко не всех людей, которые занимают серьезные государственные посты, можно назвать сильной личностью.
Люди с сильным характером живут среди нас. Они не обязательно занимают престижные должности и руководят другими. Они просто остаются собой, занимаются любимым делом и не поддаются влиянию толпы.
Сильный = Успешный?
Естественно, сильному человеку добиться успеха намного проще. Если у человека есть цель и он постоянно к ней стремится, то про него обычно говорят, что он - сильная личность. Примеры человека, который не стремится добиться успеха, напротив, не вызывают уважения у общества. Таких людей считают слабовольными и неуверенными в себе.
Но можно ли утверждать, что успех и цель - это одно и то же? Неужели только человека, который добился успеха, можно отнести в престижную категорию «сильная личность»? Люди часто так до конца и не понимают выражения «сильный человек». Ведь под словом «успех» мы часто подразумеваем деньги, власть и славу.
На самом деле самодостаточная личность сама делает свой выбор, невзирая на мнение окружающих. Для таких людей успех - это не богатство, влияние и слава. Для них успех - это не поддаваться чужому влиянию и заниматься тем, чем хотят лично они. Получается, что цель и успех - разные вещи в общественном понимании, но совершенно идентичные для сильной личности.
Умение быть индивидуальностью, иметь свое мнение и адекватно оценивать свои достоинства и недостатки - вот чем характеризуется сильная личность. Примеры человека, сильного духом и характером, вы можете увидеть не только на экране телевизора или в глянцевых журналах, а и в трамвае, на улице или на работе. А может быть, именно вы действительно сильный и и являетесь примером для многих людей.