Какой была Афганская война. Рассказ ветерана

МБОУ «ПЕТУХОВСКАЯ СОШ»

"Уходили парни из Афгана… - сценарий вечера-встречи с афганцами"

(сценарий, посвященный 24-летию вывода советских войск из Афганистана)

Подготовила и провела педагог- организатор

Ваколова Людмила Николаевна

Февраль 2013 год

Цель: На примере выполнения интернационального долга, воспитание патриотизма, гражданственности и любви к Родине.

Задачи: - развитие творческих способностей учащихся;

Совершенствование навыков правильной интонационной окраски речи;

Соблюдение темпа и общей выразительности при чтении стихов;

Соблюдение правильной артикуляции при произнесении звуков;

Обогащение словарного запаса учащихся.

Ход мероприятия

На фоне мелодии из песни «Журавли» читается стихотворение:

1 ученица:

Уходили парни
Из Афгана
Через перевалы
И Саланг…
Уходили парни
Утром ранним,
А в мечети
Голосил мулла.
И была молитва,
Как спасение,
Что парней
Убережет аллах…
Не забыть февраль и воскресение,
Радость и улыбки
На устах.

2 ученица:

Немало воды утекло с того времени. Потихоньку зажили раны, возмужали, стали мудрее, состарились солдаты и офицеры. Но только память о далёкой Афганской войне жива и стереть события той войны не смогут ни годы, ни расстоянья.
Из нашей деревни в афганской войне участвовали:

    Краснов Алексей Анатольевич

    Софронов Валерий Васильевич

    Албарцев Борис Алексеевич

    Столбов Владимир Алексеевич

    Скворцов Юрий Николаевич

    Максимов Борис Николаевич

    Шадриков Юрий Витальевич

    Никифоров Юрий Васильевич

    Чумарков Александр Николаевич

3 ученица:

Стало доброй традицией собираться всем афганцам в этот памятный день вместе. Многие с той войны вернулись окрепшими, возмужавшими, их грудь украсили ордена и медали. Награды за мужество, отвагу и честь. Но многим не суждено было вернуться к родному порогу, немало полегло совсем юных мальчишек на каменистой афганской земле, среди них и наши земляки, уроженцы Яльчикского района:

    Борисов Юрий Геннадьевич

    Григорьев Юрий Петрович

    Патшин Анатолий Митрофанович

Память о многих парнях, не вернувшихся с той войны, память о тех, кто ушел из жизни в мирное время будет вечной.

4 ученица:

Минута молчанья…
Товарищи, встаньте
И в памяти павших –
Героев представьте.
Навек в нашем сердце
Бессмертных имён их звучанье.
Минута молчанья, минута молчанья…

(после минуты молчанья звучит песня «Верую» )

5 ученица:

По-разному оцениваются события тех лет. По-разному смотрят на афганскую войну те, кто отдавал приказы, те, кто их исполнял. Но для тех и других действия, которые проходили на территории Афганистана укладываются в одно ёмкое и страшное слово – война. Война, которая никогда не должна повториться, уроки которой должны быть усвоены на всю оставшуюся жизнь.

Интервью с афганцами:
- На ваш взгляд, каковы главные уроки той войны?

Пережитое – невозможно забыть. А как начиналась ваша служба, как вы входили в чёткий армейский ритм, чем вам запомнился Афганистан?

Солдатская служба слагается не только из трудностей и проблем. Нет. Я думаю, что немало было радостей и светлых минут. Помните ли вы подобные эпизоды сегодня?

У нашего народа испокон веку считалось, что помочь другу, спасти его – высшая честь. Этот неписаный принцип помогал советским воинам побеждать в годы Великой Отечественной войны, помогал он и на земле Афганистана. А с вами подобные случаи были…(вопросы для разговора)

6 ученик:

Что бы ни говорили, что бы ни думали, а вы сумели с достоинством и честью пройти огонь боёв и дым пожарищ …
Что бы ни говорили, что бы не думали, а вы знаете цену, мужской дружбе, закаленной в огне, знаете, как оплакивать потери, вы честны перед совестью и святой памятью.

7 ученик:

Что бы ни говорили, а вы пройти сумели.
Все, что вам отмерила война,
И не зря сегодня вы надели
Ваши боевые ордена.

(звучит песня «России солдат»)

8 ученица:

Когда закончилась война, солдаты, сержанты, офицеры с чувством исполненного долга вернулись на родную землю. С огромной радостью встречали их отцы и матери, жёны и дети, друзья и любимые. И началась спокойная, мирная жизнь…
Да, вы умеете работать, вы сумели преодолеть физические и духовные травмы и опираясь на свою солидарность и взаимную поддержку крепко и надёжно стоите на ногах и в гражданской жизни стали настоящими мужчинами – сильными, надёжными, мудрыми.

9 ученица:

Не купишь ни за какие деньги, не одолжишь, не возьмешь напрокат человека, который бы любил тебя, волновался за тебя, оберегал и молился, был готов отдать за тебя жизнь так, как мама. Самый близкий и дорогой для каждого из нас человек – это наша мама.
Матери провожали своих сыновей в армию. Они не знали, где будет проходить служба совсем юных, неокрепших мальчишек, но почему-то по щекам катились слезы и шептались как молитва слова: «До свидания, родные. Возвращайтесь живыми назад». А стриженые мальчики храбрились на перронах вокзалов, хрипло пели под гитару и уходили на войну…

(юноша читает письмо)

10 ученик:

«Здравствуйте, дорогие родные!
Служба у меня идёт хорошо, через день ходим в караул. Ты мама пишешь, что у вас ещё 14 марта были морозы. А у нас здесь жара, правда через два дня идёт дождь, как по расписанию.
Я вам, наверно, писал, что стоит наша часть в горах, на высоте 1800м, поэтому весна к нам придёт позже, чем в долины. Там уже всё зелёное. Неделю назад я был в долине. Цветут цветы… А у нас кругом одни угрюмые скалы.
Прочитал ваше письмо и вспомнил наши леса, озёра. Приеду, насобираю вам кучу грибов… Вы, мама, не очень переживайте за меня, всё будет хорошо…»
Ваш Виктор

(звучит песня «Листопад )

Ведущий:

Наша сегодняшняя встреча проходит в преддверии ещё одного прекрасного праздника 23 февраля – День защитников Отечества. В этот день мы чествуем тех, кто в разные времена отстаивал честь, достоинство и свободу Родины. С наступающим праздником вас, дорогие мужчины. И пусть многочисленные поздравления в этот день придадут вам стойкости духа, мужества, бодрости и оптимизма!

( звучит песня «Виват, Победа»)

Время неумолимо делает своё дело. Вглубь истории уходит война в Афганистане. И дай Бог, чтобы она была последней.
Этими словами нам хотелось бы закончить сегодняшнюю нашу встречу. Всего вам доброго: здоровья, радости, уверенности в завтрашнем дне, мира и согласия. До новых встреч!

(звучит заключительная песня «Не забывай нашей встречи»)

Это интервью я подготовил для Военно-промышленного курьера, и оно было опубликовано, но в несколько сокращенном виде. Вот полный текст

Сегодня мы публикуем интервью Родиона Маратовича Шайжанова, который служил в Афганистане в 1984-86 гг.

-Можно ли считать Афганскую войну забытой и оболганной?
Мое поколение прекрасно знает Афганскую войну, и в советское время к нам «афганцам» отношение было нормальным. А вот в эпоху развала о нас стали забывать, были и попытки дискредитации. Многое зависит от подачи информации, и поэтому молодым людям действительно надо рассказывать о той войне.

-Как меняется совершенно мирный человек, превращаясь в солдата?
Я закончил московский техникум с отличием, и мне предлагали без экзаменов пойти в институт. Но в то время все мои товарищи ушли в армию, и, как считалось в те годы, каждый молодой человек должен отслужить. Поэтому я выбрал армию, а не институт. Я занимался парашютным спортом, и поставил себе цель попасть в ВДВ. Тогда, конечно, о войне слышали, но подробной информации об этом было совсем мало, и вот меня отправили в Фергану. По дороге сказали, что там находится учебка, после которой процентов 40 отправляются в ГДР, а остальные - в Афганистан. На самом деле, все мы попали в Афганистан.

В Фергане началась солдатская жизнь, физическая подготовка, кроссы и так далее. Жара угнетала! В тени 30 градусов, и вот в учебке я и увидел первую смерть. Мы бежали кросс в полном обмундировании, в касках, с автоматами, в рюкзаке десантника - камни и песок. Один парень с Зеленограда, мой земляк, вдруг почувствовал себя плохо, он потерял сознание, упал и скончался. Потом мне поручили съездить в морг за ним, лично его одевал, а мне было всего то 18 лет!

Потом вдруг началась эпидемия гепатита. Даже поговаривали о диверсии, ведь из 120 человек в нашей роте 90 заболело, но меня болезнь не коснулась и меня отправили в Афганистан. Прибыл в Кабул, на аэродром. Потом нас раздели до трусов, врачи вели осмотр, а кроме них находились офицеры, которые подбирали солдат в свои полки. Меня забрали в 357-й полк, привезли в крепость Бала-Хиссар, где и определили в расчет АГС-17. Кстати, в тот момент в крепости было мало людей, почти все находились на заданиях. Но на следующий день Бала-Хиссар наполнился военными, все вернулись, и мы перезнакомились. Там оказался старослужащий с Зеленограда, тоже мой земляк Алексей Макаров. Он нас, молодых, заставлял заниматься спортом и сам с нами бегал, на турнике подтягивался и так далее. Не знаю, как у других, но у нас дедовщины не было. Конечно, караулы, наряды и дозоры - молодым, но никакого издевательства.

А боевое крещение прошло в июле 1984 года, накануне моего дня рождения. Около дороги на Гардез, по которой шло снабжение, находились кустарники и деревья. Растительность была густая, потому что рядом протекала речка. И вот душманы (духи, как мы их называли) заранее нарыли в зеленке целые катакомбы и там притаились. Представьте себе глиняный колодец, внутри которого ступеньки из дерева. В колодце темно, ничего не видно, вот там душманы и сидели. Таких катакомб я потом встречал множество раз, мы в них не лазили, а кидали гранаты.

Так вот, когда появилась наша колонна КАМАЗов, духи нанесли удар, началась стрельба, и нас срочно туда направили. Смотрю - машины горят, одна с соляркой перекрыла движение, и проехать всей колонне невозможно. Судя по всему, водителя контузило, он ничего не понимает, кричит. Из фуры бьют струи солярки, и она в любой момент может взорваться. Алексей бросился в машину и вывел ее в сторону, скинув в речку. А нам, молодым, он сказал залечь в пыль и лежать, так чтобы никого не ранило. Я тогда стрелял не из АГС, а из Калашникова. Летят трассирующие пули, у меня - шок, и я не поверю тому, кто скажет, что никогда не боялся. Но страх притупляется со временем, и даже в раж входишь, когда неважно, убьют тебя или нет, особенно когда увидишь своего раненого или убитого товарища.

Кстати, среди подбитых машин одна везла сгущенное молоко. Перегружать его было некуда, и я себе взял коробку. Поскольку у меня скоро должен был быть день рождения, то я растолок галеты из сухого пайка, наделал слоев из крошки, покрыл сгущенкой и получился торт. Сгущенки объелся я тогда на всю жизнь, с тех пор и смотреть на нее не могу. Звучит смешно, но на самом деле не до смеха - потому что в том бою погиб парень из моего призыва. Он недавно отправил письма домой, и когда мы вернулись, то увидели, что ему пришло ответное письмо от родителей. Он так и не успел это письмо прочитать.

-Как складывались другие операции?

Были и спокойные, когда почти ничего и не происходило. Но вообще в 1984-85 годах у нас были самые тяжелые потери, тогда весь Афганистан зачищали. Мы находили склады, уничтожали море оружия и так далее. Душманы были хорошо экипированы. Обувь, прекрасные спальные мешки, которые тонко скручивались и были очень удобны, да и много чего еще американского производства. Учтите, что воевать непросто, когда вроде тепло, но в горах лежит снег. Например, мы на высоте мерзли и грелись огнем сухого спирта.

Как-то обнаружили в горах запас итальянских мин. Мы натянули веревку с горы вниз, веревку пропускали через ручку мины и по веревке спускали их вниз, вынув взрыватели. Загрузили мы тогда вертолетов пятнадцать! В основном операции были удачны, но когда во главе кишлаков мы ставили своих афганцев, то их убивали, либо они сами переходили на сторону душманов. Мы вновь идем в тот же кишлак, и снова ситуация повторяется, и снова духи получали оружие. Я раз пять был в одном и том же кишлаке.

Для меня самые тяжелые бои случились в Кандагаре, Джалалабаде и Пандшерском ущелье, где орудовал Ахмед Шах Масуд. Расскажу про Пандшер. Возвращались мы с успешной операции, взяли несколько духов в плен, среди нас только один раненый. И вот мы решили заночевать. Как раз в том месте находились катакомбы, но мы в них накидали гранат, и к тому же рядом с этими колодцами поставили часовых. Сидим, пьем чай. И вот один из наших, снайпер, Александр Суворкин, вдруг говорит, что пьет с нами чай в последний раз. Мы его тогда не послушали, сказали, что мол, ерунда, а на утро продолжили путь к вертолетам: нам надо было пройти километров пять.

Стрельбы нет, тишина, идем друг за другом полусонные и неожиданно наткнулись на растяжку. Первый остановился, а мы друг в друга врезались, как в гармошку сложились. И вот с места, с которого мы недавно сошли, из этих катакомб повылазили духи, которые нам закричали: «шурави-солдат, сдавайся». Мы мгновенно рассредоточились, а душманы, увидев, что мы не сдаемся, начали нас из автоматов метелить. Нас было 24 человека, сразу 12 ранили. У одного парня с моего расчета прострелили обе ноги, у другого ранение в голову, у ротного - в шею. Пулеметчик кричит «кидайте ленту», у него не было пулеметной ленты, а когда мы ему кинули, то она в полете на наших глазах разорвалась, в нее просто попали - вот такой был шквальный огонь. Я развернул АГС, а пули вокруг разрываются, и я мгновенно прыгнул за камень. Вернуться к АГС не могу, никак до гашетки не дотянусь, потому что пули летят и не позволяют высунуться. Тогда я решил ногой нажать на «клавиатуру».

Не буду хвастаться, что я точно прицелился, на самом деле, мне просто повезло, но попадание было очень четким. Душманы сразу притихли. Ротный мне кричит продолжать стрельбу. Я опять ногой жму, но АГС немного сместился, и уже точности не было. А дальше произошло и вовсе необычное. Вдруг вижу, что один из моих товарищей начал прыгать на одном месте. И я тоже прыгаю, а в глазах горы двигаются. Ну, думаю, колбасит нас от испуга, а, оказалось, что началось землетрясение. Тут корректировщик вызвал огонь артиллерии, передал по рации точные координаты, и душманов накрыло нашим огнем. На помощь к нам еще рота подошла, и, короче говоря, бой закончился. Смотрим, лежит Суворкин, наш снайпер. Говорим, «Сань, вставай», а он не отвечает. Пуля прошла сквозь его прицел и попала в голову, то есть он начал прицеливаться, но его убили. Может быть, среди душманов тоже был снайпер. Вот и получилось, что Суворкин действительно тогда в последний раз с нами пил чай.

До вертолета едва дошел. Одного раненого на руках пронесу метров 200, иду за вторым, а еще тащу оружие. Двигались перебежками, и опять попали на растяжку. Еще один получил ранение. А мне в тот раз повезло, даже не зацепило. Ротный написал мне представление на награду, Медаль за отвагу. Но не утвердили, и я не получил. Но вот за следующую операцию мне дали Орден Красной звезды. Тогда я подорвался на БМП-2, в руке и ноге по осколку, и еще контужен. Душманы мины подкладывали «в муку», то есть в густую пыль, а в Афганистане пыли очень много. Я сидел внутри БМП, ноги у меня затекли, я их поджал, и тут же взрыв. Если бы не поджал, то ноги бы оторвало. Но все равно размазало меня очень сильно.

Пробыл некоторое время в странном состоянии, и не сон, и не потеря сознания, трудно сказать, что это было. Вспомнил тогда всё - и родителей, и брата, и школу. Открываю глаза, вижу свет из открытого люка, кругом гарь, сам весь черный. Меня - в госпиталь, тошнит, рвет, нерв задет. Сделали укол, наступило совершенно кайфовое состояние. Лечили в Кабуле, недели три пролежал, и опять вернулся в строй, но щека дергается до сих пор.

Снова начались операции, занимались сопровождением, защищая колонны автомашин и т.п. В одной операции нам надо было с одной горы через ущелье пройти и подняться на другую. Видим - духи идут. Обдолбанные, обкурились, судя по всему. Чего-то горланят. Было темно, и нас не видно, а вот их луна хорошо освещает. Мы их тут же скрутили, но следом за ними шла целая толпа душманов, человек 30. Но мы этого не ожидали: сидим, кто-то курит, а я и Алексей решили воды попить, и отошли немного вперед. И вот тут то и появляется основной отряд духов, оказывается, первые, которых мы уже взяли, это дозор.

И вновь мы их видим, они нас - нет, но духи уже совсем рядом. Как снять автомат с предохранителя? Они же услышат щелчок! Что делать? Тут началась стрельба, другие наши ребята заметили этот отряд, мы сразу же стали стрелять почти в упор, прямо как в фильмах - выпустили мгновенно весь магазин и побежали назад к своим. В спину чувствую, что-то попадает, думаю, пули, но нет, это камни. Бронежилет я тогда не надел, и все же остался жив, но в том бою погиб корректировщик, о котором я уже рассказывал.

Кстати, душманы боялись десантников, мы не отступали. Духи нас отличали по тельняшкам, и это нам помогало. Но ничего плохого не могу сказать и про другие рода войск.

- Какими были межнациональные отношения в советской армии в Афганистане?

Я - татарин, было много русских, белорусов, украинцев. В каждой роте - по таджику и узбеку, они у нас были переводчиками. Мы все очень дружили, переписывались, когда вернулись в СССР. А потом страна распалась, начался развал, никого не найдешь.

- Что скажете про офицерский состав?

От офицеров многое зависит. Представьте, что офицер ошибется по карте, и мы займем не ту гору. Это же очень тяжело на нее взобраться, а потом выясняется, что не там расположились. Такие случаи тоже бывали.
А один молодой офицер почему-то во время операции начал требовать от нас делать зарядку, бегать кроссы с голым торсом и так далее. Старослужащие ему говорят: «Ты что творишь? Мы на задании, а не на тренировке». Он ни в какую, не понимает.
Есть офицеры от Бога, которым я благодарен на всю жизнь. Как-то ротный, отказался выполнить явно глупый приказ командира батальона, когда нам приказали идти с криками «ура» чуть ли ни в лобовую атаку на пулемет. Командир батальона тогда ротного отстранил, и приказал прапорщику принять командование. А прапорщик - хитрый, в лоб все равно не пошел, пулемет обогнул, и задание выполнили. С ротного потом сорвали погоны, а дальше не знаю, что с ним стало, больше мы его не видели. Ротный был прав, хороший командир подставлять солдат не будет, а продумает, что можно сделать. Именно ротный и подсказал прапорщику обойти пулемет.

- Курьезные случаи бывали?

Да, пожалуй, можно назвать курьезом один момент. Как-то видим вооруженных людей в кроссовках, майках и чуть ли ни в тренировочных штанах. Думаем: это духи и решили их взять живьем. А это наша застава! В общем сидят они, и время от времени получают сухой паек: им на вертолетах привозили. Там, кроме них, ни души. Даже на карте не было отмечено, что там застава, а они нас спрашивают, как же вы прошли сюда, если тут минное поле? Вот такая смешная операция у меня была.

А в Джалалабаде тоже произошло кое-что интересное. Нас высадили в зеленке, кругом кусты и колючки. Мы выпрыгивали с вертолетов с высоты 2-3 метра и дальше бежали в кустарниках. Как-то так получилось, что я встретился с душманом лицом к лицу, никого рядом не было из наших, но и у него тоже нет никакой поддержки. Смотрим друг на друга: у меня на плече автомат, а у него - тоже. Мне казалось, что очень много времени прошло, я ему говорю по-русски: разворачивайся и уходи, стрелять в тебя не буду, и сам тоже уйду. Могла получиться дуэль, кто быстрее выстрелит, но не хотел я его убивать, и он тоже самое, не хотел в меня стрелять, и что-то бормотал. Я ничего не понял, правда, мне показалось, что разобрал одно слово «Якши», а, может быть, и не говорил он ничего такого, но в любом случае мы как-то договорились. И развернулись в разные стороны. Конечно, я испугался, ведь я не знал, где наши. Мы оба побежали со всех ног, я несся, собрал по пути все колючки, а у самого глаза на затылке: не собирается ли дух стрелять в спину? Но нет, все обошлось. Было мне тогда 18 лет.

-Как сложилась ваша жизнь после Афганистана?

Демобилизовался в 1986 году, сначала работал водителем в автокомбинате, создал семью, закончил институт. А сейчас возглавляю ветеранскую организацию «афганцев». Сыну 28 лет. Все хорошо.

Подготовил интервью Дмитрий Зыкин.


Просмотрено: 1 030

Он оказался в Афганистане в 20 лет, молодой студент, которого выдернули на службу с университет-ской скамьи, и любимый сын своих родителей. Отпускать в Демократическую Республику Афганистан сначала старшего Игоря, а потом и младшего сына Сергея последним было особенно тяжело.

Сегодня Игорь Ипполитович Куницкий работает в БГСХА старшим преподавателем кафедры права, вырастил с женой Аллой двух дочерей. О тех событиях, как и любой афганец, он вспоминает неохотно, но не забывать о них и людях, не вернувшихся домой, в День памяти воинов-интернационалистов считает своим долгом.

– Игорь Ипполитович, как вы попали в Афганистан?

Из родного Пинска я только-только перебрался в Минск, чтобы учиться на историческом факультете БГУ, как меня призвали в армию. Раньше ведь таких отсрочек от службы, которые имеются сейчас в Беларуси, не было. Так я сначала год прослужил в Прибалтике, потом оказался в Кабуле, а в последу-ющем – в Кандагаре. Пробыл там тоже почти год.

– В качестве кого вы служили?

– Я был радиоразведчиком. Их еще называют «слухачи». Наша главная цель заключалась в том, чтобы с помощью системы координат определить местонахождение поступающих от душманских банд радиопередач и направить туда команду для уничтожения.

– Что было самым сложным для 20-летнего парня в таких условиях?

Все было сложно. Одно дело – родная страна с ее лесами и полями, другое – государство с горами, пустынями, высокой температурой вплоть до 50 градусов в летний период, которой никогда не бывает в Беларуси. Форма одежды при этом была не самой подходящей. Все, начиная от быта, окружающей среды и заканчивая питанием, было по-другому. Но человек – такое существо, которое может приспособиться почти к любым условиям. И мы тоже привыкали.

– А в моральном плане?

Война всегда подразумевает под собой «грязную работу», в том числе завязанную на убийстве. Приходилось стрелять, не всегда в военнослужащих. Когда на тебя нападают, разбираться, кто это делает, не приходится. Первая реакция – отразить опасное действие, защищаться. Стрелять в нас – русских шурави – могли даже специально обученные дети. И нам приходилось быть готовыми к пулям над головой и смерти в любой момент.

– Вы видели смерть сослуживцев?

Мне с таким столкнуться, к счастью, не пришлось, но я свидетель того, как не выживали раненые люди. Смотреть на это было больно.

После возвращения в Минск на учебу мне какое-то время пришлось восстанавливаться и возвращаться к нормальной жизни.

– Как вы обычно проводите День памяти воинов-интернационалистов?

Мы не любим в своем кругу вспоминать и ворошить прошлое. Но обязательно посещаем памятный знак, установленный в районе академического Дворца культуры, могилы товарищей и дома матерей погибших воинов, которые так и не дождались родных домой. Стараемся помянуть всех тех, кого с нами нет: друзей, братьев, товарищей по оружию.

– Многие сегодня неоднозначно оценивают решение по вводу советских войск в Афганистан…

Может, мы там были и зря, а может, и нет. Каждый народ создает свою историю, и вмешательства извне не всегда приводят к положительному результату. Но любые подобные события завязаны на экономике и политике. Последнюю определяют государство и те, кто стоит у его руля. Они принимают соответствующие решения. В то время (конец 70-х годов ХХ века) это был Леонид Брежнев. У военных не спрашивали: если ты находишься в армии – значит, должен выполнять приказ.

– Пользуясь случаем, можете высказать свои пожелания всем, кого затронули события тех лет.

Матерям погибших воинов-интернационалистов и всем-всем желаю здоровья и долгих лет жизни.

Беседовала

Катя КАРПИЦКАЯ.

Фото Михаила ЛЕВЦОВА.

Русский — это не вопрос крови. Русским можно стать. Есть даже такое слово «обрусеть».
Об одном из русских, на этот раз «пуштунской национальности», мне рассказали во время поездки на Донбасс.

Этого воина России зовут Абдулла. Он снайпер, недавно перенес тяжелейшее ранение — лишился обеих ног. Но он не собирается ни сдаваться, ни унывать.

Воин Новороссии

Афганец Абдула: «Если мы не поможем русским на Донбассе, то кто потом поможет нам?»

На всех фронтах ЛДНР сегодня - относительное затишье. Война политтехнологически трансформирована в условное перемирие, подморожена, но граница, как всегда, кровоточит. С украинской стороны постоянны провокации, обстрелы, разведывательно-диверсионные вылазки. Пресекая одну из таких вылазок, получил тяжелейшее ранение (лишился ног) известный в республиках боец-разведчик и активист ряда общественных организаций, апологет Красной Империи - СССР-2, мусульманин левых взглядов Рафи Джабар, позывной - «Абдула». Воин афганского происхождения, пуштун по крови, русский по духу. Он, как и все воюющие в Новороссии добровольцы разных национальностей, руководствуется принципом: Россия или исчезновение, Империя или смерть.

«ЗАВТРА». Вопрос первый - традиционный: как и когда для тебя началась эта война?

Абдула. Эта война для меня началась очень давно. В 1985 году по межправительственному соглашению между СССР и Демократической республикой Афганистан в Союз вывезли 4,5 тысячи детей. Каждого из нас целовала у трапа самолёта жена Бабрака Кармаля - председателя Революционного совета нашей республики. У каждого из нас было два паспорта: на человека из бедной, никому не известной семьи и настоящий паспорт. Секретили потому, что почти все мы были из семей военно-политической элиты ДРА.

Отец мой, Абдул Джабар - учитель, активист Народно-демократической партии Афганистана, участник Апрельской революции 1978 года. Его направили в Кундуз, избрали мэром, потом он возглавил провинцию Бадахшан. Там он был зверски убит моджахедами. А троюродный мой дядя - Гульбеддин Хекматияр («Мясник Кабула») был лидером Исламской партии, воевал против советских войск, позже стал премьер-министром, а в 2003 году по инициативе США объявлен «глобальным террористом» и внесён в «чёрный список» ООН.

В Союзе нас воспитывали в специнтернатах под присмотром КГБ и афганской спецслужбы ХАД. Отношение к нам было наилучшее, учили нас основательно, без идеологических ограничений. Историю нашей страны преподавали во всей полноте, включая основы ислама. Ставилась цель воспитать плеяду идейных специалистов: врачей, военных, чиновников, - которые создадут в Афганистане справедливое общество, выведут страну из феодально-архаического тупика. Я очень благодарен русским учителям. Они привили нам любовь к Империи, к тому, что великий - один из наиболее мной почитаемых мыслителей - Константин Леонтьев, назвал «цветущей сложностью».

С первых дней Русской Весны я внимательно следил за всеми событиями. И настал день, когда я понял: здесь может повториться то, что происходило в Афганистане. Война на Донбассе - только начало, прелюдия, а цель тех, кто стравливает народы, ясна: перекинуть войну на территорию России.

Я не хотел такой судьбы для страны, которая стала мне второй Родиной. Ты знаешь, для многих бойцов то, что происходит в Новороссии, - это продолжение войны против нацизма, которую вели их деды и прадеды во время Великой Отечественной, а для меня здесь - продолжение той войны, которая была в Афганистане. Ведь и там, и здесь кровопролитие вызвано одними и теми же внешними силами. Там одни афганцы убивали во славу Аллаха других афганцев, стремившихся к заповеданной Пророком справедливости. Здесь одни русские, считающие себя «европейцами», убивают других, не желающих предавать свою русскость, своё историческое предназначение. Если мы не поможем русским на Донбассе, то кто потом поможет нам?

Российскую империю скрепляла монархия - все были подданными и принимали Белого Царя как Защитника от внешнего и внутреннего произвола и, пока монарх выполнял свою функцию - никто в его праве на самодержавную власть не сомневался. Советское общество объединяла идеология и до тех пор, пока идеи равенства и справедливости разделяло большинство, а правящая партия действительно старалась эти идеи воплотить - СССР был несокрушим. Новую Россию ничего не объединяет, кроме личности Владимира Путина и стремления россиян к самосохранению, они на историческом опыте убедились: крах государства (даже такого несовершенного, как теперешнее) - приведёт к уничтожению этносов, объединившихся в этом государстве.

Всем, кто внимательно следит за происходящим в мире - всё уже понятно. В Новороссии - не локальный конфликт, здесь идёт война за физическое выживание народов, связавших свою судьбу с Россией. Сюда ехали и едут в тоске по Русской Империи, без которой не будет на планете ни казахов, ни русских, ни дагестанцев, ни украинцев, ни татар, ни якутов…

«ЗАВТРА». В ту пору было много эмиссаров, которые вербовали мусульман РФ для участия в различных войнах против «неверных». Встречались ли тебе те, кто соблазнился перевранной экстремистскими толкователями идеей джихада и уехал воевать за великий халифат?

Абдула. Прошу обратить внимание: среди арестованных эмиссаров ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ. - Ред.) и других организаций, занимавшихся вербовкой на территории РФ, не было афганцев. Насколько мне известно, ни один из живших в России афганцев не поддался на игиловскую пропаганду и не воюет за халифат ни в Сирии, ни в других местах. Почему? Всё просто: на своей исторической Родине мы уже видели, к чему приводят призывы к чистоте веры. Нас нагло обманули: русские безбожники всё разрушат, запретят изучать Коран, будут растлевать женщин, отберут у всех землю. Тогда мы поверили, а сейчас у нас, афганцев, выработался иммунитет. Нас уже тошнит от всяких спекуляций на темы защиты чистоты веры и халифата.

«ЗАВТРА». У тебя на эти темы были дискуссии с мусульманами других национальностей, коренными россиянами?

Абдула. Да, конечно! С кем только не схватывались - от татар до дагестанцев. Деление чёткое: одни навсегда с русскими и страной, в которой родились, другие - таких меньшинство - считают себя угнетёнными и верят любому бреду эмиссаров. Объясняется это тем, что у них нет опыта обмана и кровавого разочарования, какой есть у нас. Они ещё не видели горя. Не голодали до колик в желудке. Не ютились в лохмотьях, грязные и вшивые, вместе с крысами в Аллахом забытом кишлаке, где мечтают не о кроссовере или смартфоне - о глотке чистой воды. Не работали до кровавых волдырей на ладонях камнетёсом за один доллар в сутки. Они - сытые, хорошо одетые, образованные - хотят романтики, внушают себе, что в России плохо, а в иллюзорном халифате им будет хорошо…

Это вечная проблема неофитов: только начал знакомиться с Кораном - и сразу пламенная устремленность к сокрушению «неверных», фантазии о джихаде; радикализм там, где требуется терпеливое, вдумчивое, длительное постижение. Они не понимают, что Коран - Откровение, необъятное для человеческого восприятия, и можно лишь капля за каплей впитывать кораническую мудрость. Созидать свой внутренний мир и, согласно учению Пророка, обустраивать мир внешний - это тяжело и мучительно, требует реального самоотречения, а пойти убивать и за чьи-то интересы быть убитым - это просто, ума и воли для этого не требуется. Сказано же в Коране: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границ дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников». Спрашивал я околдованных эмиссарами кандидатов в «шахиды» - разве в России кто-то против вас сражается, закрывает мечети, запрещает хадж? Нет ответа…

«ЗАВТРА». Ты здесь с мая 2014 года, постоянно на передовой. Какой бой для тебя стал знаковым, высвечивающим суть этой войны?

Абдула. Знаковый и самый мне запомнившийся - это бой в аэропорту 26 мая, вскоре после моего приезда. Наша группа (28 добровольцев-чеченцев и я, тогда уже замкомандира) пришла на помощь донецким братикам. Расположились на крыше нового терминала. Смотрю: на крыше старого терминала встаёт в полный рост украинский десантник-снайпер (там была Кировоградская бригада ВДВ). Я тоже встал в полный рост… помню, думал о том, что за человек передо мной, есть ли у него семья, понимает ли он - против кого и за что воюет. И в это время он начал делать круговые движения рукой… Я сначала не понял, в чем дело, а минут через пять прилетели со стороны Авдеевки шесть вертолётов, и стало ясно: он предупреждал нас - прячьтесь!

Вертолёты попёрли в атаку, (никаких ПЗРК у нас тогда в помине не было) и - одновременно с огнём со старого терминала из АГС, пулемётов, СВД, гранатомётов, «зушек» - выработали по нам весь боекомплект. Зрелище было ого-го, ощущения - самые бодрящие! У нас - один погибший и трое раненых. «Вертушки» исчезли, начался длительный бой. Там я понял, что такое реальное мужество и боевое братство, когда все действуют согласованно, в доли секунды ориентируясь, жертвуя собой ради товарищей. Знаковым тот бой я считаю вот почему. В нём участвовали русские и чеченцы, которые когда-то в Чечне сражались друг с другом. Поначалу их отношения были о-очень напряжёнными. Но, как только начался бой, появился первый раненый - всё вмиг изменилось… Люди, которые испытывали взаимную ненависть, - теперь готовы были отдать жизнь, только бы спасти того, кто недавно для них был врагом. Когда русские вытаскивали раненых чеченцев - все ликовали, кричали: «Аллах акбар!» и «Христос воскресе!» Тогда я прочувствовал на своём опыте: боевое братство - это и есть суть Империи, её смысловое ядро.

«ЗАВТРА». Кого из встреченных на этой войне бойцов ты вспоминаешь чаще всего и почему?

Абдула. В 2015 у Ясиноватой я попал к неординарному командиру, позывной - «Крест». Он и сейчас воюет, передовая стала для него домом. Это его бойцы за два дня зашли на «промку» (Авдеевская промзона) и с тех пор дальше никто ни на метр не смог продвинуться. Крест взял меня с собой в разведку. Я думал, что я уже достаточно опытный воин, но, глядя на работу Креста, понял, как много ещё мне нужно учиться. Меня оставили замыкающим, а я не улавливал, когда нужно смотреть за тылом, как при неожиданных перемещениях правильно держать дистанцию, и в какой момент переключиться на сигналы разведчиков и точно по их сигналам действовать. Группа Креста работала виртуозно: согласованность просто телепатическая, чутьё на мины и растяжки - волчье, ориентация - как у летучих мышей, реакция на приближение противника - мгновенная, огонь по врагу - экономный и точный, как в тире. Киношные американские спецназовцы, в сравнении с мастерством Креста, - просто мальчишки, в пейнтбол играющие. Крест мне потом сказал: «Ещё один „косяк“ - и в разведку больше не пойдёшь». Но «косяков» больше не было, я сделал выводы. Крест научил меня главному - умению правильно оценивать обстановку на поле боя, мгновенной мобилизации психической энергии, включению на полную мощь всех нужных в данный момент способностей.

Многому научился и у нашего бойца, фамилия Лазаренко, позывной - «Росс». Он - боль сердца моего. Севастопольский, служил в украинской армии, в 2014 перешёл на нашу сторону, разведчик в четвёртом поколении, его дед - основатель «Каскада». Погиб он в аэропорту, в ситуации, о которой я не могу пока рассказывать. В последние перед смертью мгновения он, страшно раненый, невероятным усилием сделал своё лицо умиротворённым, почти радостным. Никогда больше не видел я такого преображения… Росс, христианин, хорошо знал историю Ислама. Помню, на чей-то вопрос, не боится ли он смерти, улыбнулся, ответил хадисом: «Место в Раю, маленькое как ресница, лучше, чем весь этот мир и всё, что находится в нём».

Он был - Воин. Настоящий. Некоторые за всю жизнь не совершат столько, сколько он успел на этой войне. Один только пример приведу, и всё будет ясно. В мае 2014 года во время боёв за Карловку появился у нацистов батальона «Донбасс» снайпер-профи. Многих наших убил, урод… А у нас из профессионалов были тогда только два экс-"альфовца" без реального опыта антиснайперской борьбы и - Росс. Он вычислил лёжку снайпера, бухнул туда «Вог», продырявив шифер, а в дыру ещё закинул «Вог».

Я благодарю Бога за то, что встретился с такими людьми, как Крест и Росс, воевать вместе с ними - великая честь. Я счастливый человек, у меня много таких братьев, настоящих Воинов.

Геннадий Дубовой

P.S. Выпуск донецкого канала, где рассказывается об Абдулле.

Цель:

Способствовать формированию патриотизма, как качества личности будущего гражданина через памятные события военной истории России.

Задачи:

  1. Способствовать знакомству с событиями истории войны в Афганистане.
  2. Познакомить учащихся школы с воинами – интернационалистами, живущими на поселке; представить результаты поисково-исследовательской работы.
  3. Способствовать формированию уважения к участникам военных боевых действий.
  4. Способствовать формированию патриотизма через прослушивание стихов, песен и просмотр фрагментов кинофильмов, связанных с темой Афганской войны.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, гитара.

Ход мероприятия

Ученик 1: “Разговор с “Афганцем” (автор -Виктор Третьяков, Москва.)

С тобой мне трудно, Сашка, спорить о войне.


С тобой мне трудно, Сашка, спорить, говорить
Ведь ты домой вернулся с красною нашивкой.
А я давно считаю ту войну ошибкой.
Не дай нам бог такую снова повторить.
Но вот глаза твои... Как с ними говорить?
И ты расскажешь мне про горы и Шинданд.
Про то, как гибли рядовые и сержанты.
И как сейчас ты слышишь в спину: "Окуппанты!"
И с болью крикнешь – Ну какой я оккупант?
Да я ж, не спорю, не терзай себя, сержант.
Я знаю, Саня, что ранение не вдруг.
Ты свято верил, что Афгану помогаешь.
И что тем самым нашу родину спасаешь
От посягательства из вне враждебных рук –
Так объяснял тебе товарищ политрук.
И не стереть следы осколков на руках,
Как не стереть тебе из памяти былого.
Прости. Я больше не скажу худого слова.
И мы украдкой прячем слезы впопыхах.
Но говорим, увы, на разных языках.
Проклятьем станет им число тринадцать тысяч.
И на какой стене их имена нам высечь,
Чтоб эта боль не повторилась никогда.
Пусть будут прокляты застойные года.
С тобой мне трудно, Сашка, спорить о войне.
Ведь для меня Афганистан – позор державы.
А для тебя Афган – судьба. И кто тут правый –
Не разобрать. И ты обидчивей вдвойне,
Что долг отдал, а я так грубо о войне.

Учитель: Многие слышали такие фразы “Он афганец”, “Он воевал в Афганистане”, “Он воин – интернационалист”. Что означают эти слова? Когда была война в Афганистане? Как связанным с Афганистаном оказался Советский Союз? Почему и за что погибали в афганской войне русские солдаты и офицеры?

Кому нужна была эта война?

(Продолжение Презентации – Приложение 1 )

Ученик 3: 27 декабря советские десантники штурмом взяли дворец Амина, в ходе этой операции Амин был убит, во главе государства встал Бабрак Кармаль.

Ситуация в Афганистане была осложнена тем обстоятельством, что само афганское общество оказалось расколотым на две части, одна из которых воспринимала вмешательство СССР, как союзную помощь, а другая, как интервенцию.

Противников кабульского правительства называли моджахедами или душманами. Они получили поддержку от Пакистана, Саудовской Аравии и США.

Учитель: В абсолютном своем большинстве “ограниченный контингент” в Афганистане составляла, молодежь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи.

Люди, не имевшие почти жизненного опыта неожиданно, оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.

(Звучит песня “Письмо сестренке” ансамбля бывших воинов-афганцев “Голубые береты” в исполнении учащихся школы (Приложение 3 )

Учитель: Давайте послушаем отрывки из писем наших земляков, которых нет рядом с нами, которые погибли на суровой афганской земле. Письма, которые отражают их чувства, мысли.

Ученик 3: Милованов Сергей Александрович: “Привет из Афганистана! Здравствуй, мама! С горячим солдатским приветом к тебе Сергей. Письмо твое получил, за которое большое спасибо. Напишу немного о себе: я жив и здоров. Служба идет нормально, еще немного и приду домой, так что картошку и на меня сажайте. Мама, одним словом, все хорошо. За меня не беспокойся. Береги свое здоровье для внучат, ведь их у тебя столько будет! Погода здесь нормальная, много зелени. Я уже успел загореть, дома так ни разу не загорал. Днем солнце жарит, а ночью прохладно бывает. Вот, наверное, и все, что я хотел написать. Мама, передавай большой привет всем, кого я знаю, и кто меня помнит, До свидания. Жду ответа, Сергей. Мама, еще раз прошу, за меня не волнуйся, скоро увидимся”.

Какой любовью и нежностью наполнено письмо, заботой не о себе, а о маме. Это письмо солдата, находящегося в центре боевых действий. Они писала эти письма и были тогда живы.

Ученик 4: Казаков Анатолий Евгеньевич: “Нинушка, дорогая! Прости, что сразу не сказал тебе всей правды. Никак язык не поворачивался, и сейчас так об этом писать не хочется, я ведь знаю, какая ты у меня, реветь постоянно будешь. В общем, завтра мы убываем в Афганистан...” Он погиб на 12 день пребывания в Афганистане.

Ученик 5: Гордов Леонид Андреевич: “Здравствуйте, мама, Маруся и все наши. Извините, что долго не писал, Сейчас нахожусь крупных на крупных учениях и еле выбрал возможность написать одно это письмо... А уж сейчас не взыщите!” Это письмо написано за 2 месяца до его смерти. Родные узнали, что Леонид служил в Афганистане только тогда, когда привезли цинковый гроб.

Ученик 6: Грядушкин Сергей Анатольевич: “.. .Мама, не надо зря лить слезы и оплакивать меня, ведь я не навечно ушел служить, а всего лишь на 2 года, зря не волнуйся за меня и я обязательно приду. Крепко-крепко целую, ваш сын Сергей”. Письмо было написано 14.03.81, а на следующий день он погиб.

Ученик 7: Гальченко Сергей Васильевич: “...Мама, еще раз тебя прошу, не переживай, ничего страшного со мной не случится. Ведь я везучий и попал в хорошее место!” В Афганистан он прибыл 20 июня 1982 г., 22 июня написал письмо, а уже 28 июня его отправили домой в цинковом гробу.

Ученик 8: Севастьянов Алексей Иванович: “... Дорогая моя мама! Разреши мне от всего сердца поздравить тебя с наступающим 1985 годом. Тебе самого доброго, мама! г. Кабул, ДРА, 12.12.1984.” Он торопился с новогодними поздравлениями, словно боялся не успеть. Эту открытку родители получили вместе с “похоронной”.

Ученик 9: Стихотворение Алексегеза “Смерть солдата”, Москва 2002

Вчера был бой и он был страшен,
Но мы смогли сдержать врага
Осталась лишь треть роты нашей
И лучший друг погиб тогда...

В горах совсем нам не знакомых,
Где к солнцу тянется трава
Остался он, в дали от дома,
И встретил смерть простой солдат

И скоро в дом с резным окошком,
Где мать-старушка сына ждет,
Придет соседка прямо с почты
И похоронку принесет....

Заплачет мать прочтя повестку,
К своей груди кота прижмет
И молча в дом войдет невеста
Увидит мать и все поймет...

Один лишь дом, в одной деревне
А сколько их по всей стране?
Где мать одна – ей в доме тесно
А сын остался на войне.....

Учитель: Почтим память погибших солдат и офицеров минутой молчания….

Ученик 9: “Где ты, ноль двадцатый?” (автор Сергей Кошман”)

Замер ключ внезапно
На последней точке.
Смерть вонзилась в сердце
Пулеметной строчкой.
В онемевших пальцах
Ложе автомата
И зовут в эфире:
Где, ты “ноль двадцатый”?
А в глазах угасших
Неба синь и звезды.
Мать вдали заплачет,
Прислонясь к березе.
Пулей грудь пробита,
Песня не допета.
Где ты, “ноль двадцатый”?
Смерть не даст ответа.
Где ты, “ноль двадцатый”?
Тишина в эфире,
Словно все убито
В этом странном мире.
Словно все оглохло
В пламени и дыме:
Там отцы остались
Вечно молодыми...
В бронзе обелисков
Встали над планетой.
Русские мальчишки
Юностью бессмертной.

На экране фрагмент фильма “Девятая рота” режиссера Федора Бондарчука; под песню Алексея Хворостяна “Я служу России” (Приложение 4 ) .

Ученик 1: Трудной была война... Душманы успешно использовали ракетные установки, вели партизанскую войну, сотрудничали с местным населением.

Ученик 3:

Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой
Человеку было 20 лет.
Над лесным ручьем он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток
Кто его посмеет обвинить,
Если будет он в бою жесток?

Учитель: Особенностью афганской войны была массовая и искренняя религиозность местного населения. Восточные традиции и религиозный фанатизм проявлялись во всем поведении моджахедов: убить и надругаться над его трупом считалось особой доблестью. Для них шурави, так они называли русских солдат, были врагами святой веры, и война с ними считалась священной, получившей благословение Аллаха.

У солдат возникал вопрос: зачем мы здесь? И постоянно приходило понимание того, что этот мир, живущий по особенным законам, нужно оставить его в покое, дать возможность решить все проблемы самостоятельно, не влезая “в чужой монастырь со своим уставом”. Да и афганцы заявляли вполне откровенно: “Уходи, шурави. Мы сами разберемся. Это наше дело”.

(на экране Презентация – Приложение 5 )

Соваться в Афганистан было делом заведомо проигрышным и безнадежным. Вот только расплачиваться за недальновидность советского руководства пришлось солдатам, офицерам, их детям, матерям.

На войне есть такие законы, что “приказы не обсуждаются, их надо выполнять”.

15 февраля 1989 г., стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тысяч матерей не дождались своих сыновей, не услышали они: “Мама, я пришел...”

Ученик 2: После вывода войск их Афганистана республика в Афганистане продержалась 3 года. Она могла бы продержаться и дольше, если бы Ельцин не поддался уговорам американцев и не занял сторону моджахедов. Были прекращены поставки оружия, топлива. Вскоре пал Кабул, казнен Наджибыла.

Командующий 40-й армией генерал Борис Громов сказал журналистам в интервью, что помощь советских войск афганскому народу была нужна. Через 15 лет в интервью заявил, что советские войска предупреждали появление супертерроризма. Что свершилось, то свершилось.

Отмечая 20-летие вывода советских войск из Афганистана, мы склоняем головы перед павшими и гордимся теми, кто вернулся.

Ведущая: Мы знакомим вас сегодня с воинами – афганцами, матери которых оказались счастливыми, они дождались своих сыновей. Эти воины афганцы живут рядом с нами. Кто они?

Встреча с приглашенными воинами – афганцами. Воинов-афганцев представляют на встрече учащиеся школы – их дети, племянники.

Выступление воинов-афганцев.

Поздравление воинов-афганцев, вручение памятных подарков.

Источники и литература:

  1. Данилов А.А. “История России”, издательство “Просвещение”, Москва, 2008 год.
  2. Сороко-Цюпа О.С . “Всеобщая история. Новейшая история”, издательство “Просвещение”, Москва, 2007 год.
  3. Безбородов С.Б. “История России. Новейшее время 1945–1999”, издательство “Астрель”, Москва, 1999 год.
  4. “Книга памяти. Афганистан. 1979–1989”, Кемерово, 2005 год.
  5. Агапова И.А. “Мы – патриоты”, издательство “ВАКО”, Москва, 2006 год.
  6. Савченко Е.В. “Мир школьных праздников”, издательство “5 за знания”, Москва, 2005 год.
  7. Б. Громов “О выводе советских войск из Афганистана”, газета “Комсомольская правда” от 10 ноября 1989 года.
  8. Информационная поддержка на сайте “Афганская война”.
  9. Фрагменты фильма “Девятая рота”, режиссер Федор Бондарчук.