Какую письменность запретил петр 1. Как Петр I запретил дворянам жениться без знания «цифири

Русский язык - один из самых сложных. И это связано не только с лексикой и синтаксисом, но и с его историей. Даже для нас, носителей языка, до сих пор многое в родном языке неясно и загадочно.

Послание

Лингвисты не раз отмечали акрофонический принцип построения древнерусского алфавита и даже видели в нем скрытое «послание к славянам». У каждой из букв кириллицы есть свое название, и если прочесть эти названия в порядке алфавита, получится: «Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти». Один из вариантов перевода этого текста таков: “Я знаю буквы: письмо это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!».

Какой язык ближе к славянскому «предку»?

Между патриотически настроенными жителями славянских стран давно идут споры: какой язык все же ближе к исконно славянскому? Откуда вообще пошли различия между говорами на территории Восточной Руси (т. е. нынешней центральной России), Южной (современной Украины) и Западной (ныне – Белоруссия)?

Дело в том, что в генезисе национальных языков этих стран участвовали разные элементы. На Руси, помимо славян, проживали финно-угорские племена, балты. Часто наведывались сюда кочевники из южных степей. Татаро-монгольские завоеватели не только грабили и разоряли Русь, но и оставили после себя немало языковых заимствований.

Шведы, немцы, поляки – европейские соседи, также обогащали русский язык новыми словами. То, что значительная часть нынешней Белоруссии исторически была под властью Польши, а Южная Русь постоянно подвергалась набегам кочевников, не могло не отразиться на местных языках. Как говорится, с кем поведешься.

Но не стоит слишком сильно расстраиваться. То, что наш язык сегодня так далек от своего прародителя – это не случайность и не результат масонского заговора, но результат кропотливой работы множества талантливых людей, которые создали русский литературный язык в том виде, в котором он существует сейчас. Если бы не вдохновленные ими реформы, не было бы у нас поэзии Пушкина, прозы Толстого, драматургии Чехова. Кто же создал тот язык, на котором мы говорим сегодня?

Первое «увольнение букв»

В XVIII веке к власти приходит Петр I. Он начинает преобразования во всех сферах жизни, не обходит вниманием и русский язык. Но его реформы касаются лишь внешней стороны, они не проникают в саму суть языка: его синтаксис, лексику, грамматику.

Петр I упрощает правописание, избавляясь от греческих букв пси, кси и омеги. Эти буквы не обозначали в русском языке никаких звуков и их потеря язык нисколько не обедняла. Петр попытался избавиться еще от ряда букв русского алфавита: «Земля», «Ижица», «Ферт», а также убрал надстрочные знаки, но под давлением духовенства эти буквы пришлось вернуть.

Алфавитная реформа облегчала жизнь не только школьникам петровской поры (букв-то приходилось учить меньше), но и типографиям, которым не надо было больше печатать лишние знаки, не произносившиеся при чтении.
Ломоносов об этом отозвался так: «При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».

Зачем была нужна реформа?

Настоящая реформа происходит силами писателей и поэтов XVIII века: Тредиаковского, Ломоносова, Карамзина. Они создают русский литературный язык и «закрепляют успех» своими произведениями. До того русский язык, из-за постоянных контактов с Западной Европой, пребывал в хаотическом состоянии.

Просторечные формы соседствовали в нем с книжными, заимствованиями из немецкого, французского, латыни употреблялись наряду с русскими аналогами.
Тредиаковский изменяет сам принцип русского стихосложения, перенимая и адаптируя европейскую силлабо-тоническую систему - основанную на регулярном чередовании ударных и неударных слогов.

Ломоносов все слова русского языка делит на три группы: к первой принадлежали редко употребляемые, особенно в разговорной речи, но понятные грамотным людям: «отверзаю», «взываю». Ко второй – слова, общие для русского и церковнославянского языка: «рука», «ныне», «почитаю». И к третьей группе он относил слова, аналогов которых нет в церковных книгах, то есть слова русские, не исконно славянские: «говорю», «ручей», «лишь».

Таким образом, Ломоносов выделяет три «штиля», каждый из которых употреблялся в определенных литературных жанрах: высокий штиль подходил для од и героических поэм, средним штилем писались драматические произведения, проза – в общем, все произведения, где нужно изобразить живую речь. Низкий штиль использовался в комедиях, сатире, эпиграммах.

Наконец, Карамзин обогащает русский язык неологизмами, он отказывается от церковнославянской лексики, синтаксис языка приближается в его произведениях к более «легкому» французскому. Именно Карамзину мы обязаны, например, появлением слов «влюбленность» или «тротуар».

Трудная буква «Ё»

Карамзин был одним из ярых «поклонников» буквы «ё», но он вовсе не был ее изобретателем. В 1783 году состоялось одно из первых заседаний Академии Русской словесности. Её учредителем была Екатерина Дашкова. Вместе с известнейшими литераторами своего времени: Державиным и Фонвизиным, княгиня обсуждала проект Славяно-российского словаря.

Для удобства Екатерина Романовна предложила заменить обозначение звука «io» на одну букву «ё». Нововведение было утверждено общим собранием академии, новаторскую идею Дашковой поддержал Державин, который стал использовать «ё» в своих произведениях. Именно он первым стал использовать новую букву в переписке, а также первым напечатал фамилию с «ё»: Потёмкинъ. В это же время Иван Дмитриев выпустил книгу «И мои безделки», отпечатав в ней все необходимые точки. И, наконец, широкое употребление она получила после того, как появилась в поэтическом сборнике Карамзина.

Были у новой буквы и противники. Министр просвещения Александр Шишков, как говорят, яростно пролистывал многочисленные тома своей библиотеки и собственноручно вымарывал две точки над буквой. Среди писателей тоже оказалось немало консерваторов. Марина Цветаева, например, принципиально писала через «о» слово «чорт», а Андрей Белый, по тем же соображениям, «жолтый».

В типографиях букву тоже недолюбливают, ведь из-за нее приходится расходовать лишнюю краску. В дореволюционных букварях её сослали в самый конец алфавита, в одну компанию с отмирающими «ижицей» и «фитой». А в наши дни её место – в самом углу клавиатуры. Но не везде к букве «ё» относятся с таким пренебрежением – в Ульяновске ей даже установлен памятник.

Тайна «Ижицы»

В знаменитом декрете Луначарского 1918 года об изменениях в русском языке нет упоминания о букве Ѵ («ижица»), которая была последней буквой в дореволюционном алфавите. К моменту реформы она встречалась крайне редко, и ее можно было найти в основном только в церковных текстах.

В гражданском же языке «ижица» фактически употреблялась только в слове «миро». В молчаливом отказе большевиков от «ижици» многие увидели знамение: Советская власть как бы отказывалась от одного из семи таинств – миропомазания, через которое православному подаются дары Святого Духа, призванные укрепить его в духовной жизни.

Любопытно, что незадокументированное удаление «ижицы», последней буквы в алфавите, и официальная ликвидации предпоследней - «фиты» сделали заключительной алфавитной буквой – «я». Интеллигенция увидела в этом еще одну злонамеренность новых властей, которые намеренно пожертвовали двумя буквами, чтобы поставить в конец литеру, выражающую человеческую личность, индивидуальность.

Все, конечно, слышали знаменитую фразу Петра I "Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была".

А я вот наткнулся на небольшое исследование, где утверждается, что Пётр этого не говорил, а говорил нечто иное.

Процитирую:


Не открою секрета, если скажу, что интернет – не лучший источник достоверных цитат. В качестве примера приведу несколько вариантов одного из высказываний, приписываемых царю Петру I (может быть, поэтому его и любят цитировать блогеры и комментаторы?):

«Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была!»

В данном случае если и ссылаются, то на некий указ 1699 года, что не противоречит хронологии, но вряд ли соответствует истине. Дело в том, что последнее упоминание о заседаниях Боярской думы, в которую входили несколько десятков представителей русской знати (по чинам сверху вниз – бояре, окольничьи, думные дворяне и думные дьяки), датировано 1704 годом. Однако реально государственные дела с 1699 года вершились в Ближней канцелярии, в здании которой заседала учреждённая двумя годами позже Консилия министров.

«Указую на ассамблеях и в присутствии господам сенаторам говорить токмо словами, а не по писанному, дабы дурь каждого всем видна была»

Чаще всего ссылаются на указ от 4 октября 1703 года, вот только загвоздка-то в том, что указ "Об ассамблеях" вышел лишь 25 ноября 1718 года, вслед за ним последовал указ, регламентируюший правила поведения на этих предшественниках дворянских балов – "О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем". Да и Сенат, заменивший Консилию министров (наследницу Думы), появился благодаря указу от 22 февраля 1711 года «Об учреждении Правительствующего Сената и бытии при оном розрядному столу вместо Розряднаго приказа, и по два комиссара из губерний».

В свете последней ремарки нет веры даже варианту, в котором упоминание об ассамблеях отсутствует, но остались сенаторы:

«Указую: господам сенаторам речь в присутствии держать не по писаному, дабы дурь каждого всем была видна»

В таком виде, с указанием на указ Петра I от 5 мая 1709 года, цитата публиковалась в качестве подлинной в журнале "Вопросы литературы" (№2 за 2003 год, с. 376).

Ну хорошо, все эти красивые фразы, похоже, не более, чем выдумки. А было ли что-то похожее в действительности? Да, был указ Ближней канцелярии от 7 октября 1707 года, в котором Пётр I даёт следующее указание своему ближайшему помощнику князю-кесарю Фёдору Ромодановскому (цитируется по книге учёного-историка Николая Алексеевича Воскресенского «Законодательные акты Петра Великого», 1945, с. 196):

«Изволь объявить при съезде в Полате всем министром, которые в конзилию съезжаютца, чтоб они всякие дела, о которых советуют, записывали и каждой бы министр своею рукою подписывали, что зело нужно, надобно и без того отнюдь никакого дела не определяли, ибо сим всякого дурость явлена будет»

Т.е. Пётр говорит о том, что министры дела должны делать только после того, как зафиксируют на бумаге, что нужно сделать. Потому что иначе "всякого дурость явлена будет". Т.е. вроде бы смысл где-то похожий - если без бумажки, то получится дурость, да всё-таки не тот. Т.к. смысл приписываемой Петру фразы "Указую боярам.." в том, чтобы выявить дурость бояр, а в вышеприведённом указе речь идёт об обратном - надо "всякие дела записывать", и без бумажки запретить министрам действовать, чтобы их дурость не всплыла наружу.

К сожалению, в интернете, везде где приводят якобы слова Петра I "Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была" из указа 1699 г., не указывают даты подписания.
Если бы она была, можно было бы проверить его наличие по Полному своду законов Российской империи, а без даты для этого придётся читать все указы за 1699 г., что займёт очень много времени - Пётр I был на указы плодовит. Но вполне допускаю, что на самом деле этой фразы Пётр не говорил, а есть только фраза, приведённая в книге Николая Воскресенского «Законодательные акты Петра Великого», а "Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была" - это на самом деле один из очередных мифов, связанных с Петром Первым.

20 октября 1714 года вышел указ Петра I, запрещавший строительство каменных зданий по всей стране, кроме Санкт-Петербурга. Мы вспомнили, что еще запрещал великий царь-реформатор и как это отразилось на облике страны.

1. Запрет на каменное строительство действовал вплоть до 1741 года. Это была не блажь, а страстное желание сделать Петербург настоящим европейским городом. Катастрофически не хватало опытных каменщиков, что и породило гениальный план запретить этим мастерам работать где бы то ни было, кроме Петербурга. Но помимо мастеров нужен был еще и камень, а кирпичных заводов по всей стране было раз и обчелся. Поэтому ушлые строители догадались строить деревянные дома, наносить на стены тонкий слой глины, штукатурить ее и рисовать кирпичи. При быстрой езде отличить подделку было почти невозможно, так что царь был доволен темпами строительства.

2. Указ «О неделании дубовых гробов» строго предписывал, чтобы «нигде, никого в дубовых гробах не погребали». Гробы-колоды в те времена долбили из целого дуба. Петр сначала обложил долбленные гробы большой пошлиной, а потом и совсем запретил их изготовление. Вот что писал по этому поводу известный дореволюционный историк Н. И. Костомаров: «Во всем государстве приказано переписать дубовые гробы, отобрать их у гробовщиков, свезти в монастыри и к поповским старостам и продавать вчетверо против покупной цены». Рубить запрещалось не только дубы, но и корабельные сосновые леса. Это способствовало развитию лесопильных заводов и строительству одного из мощнейших флотов в мире.

3. Петр I «отменил» 5508 лет, изменив традицию летоисчисления: вместо счета лет «от сотворения Адама» в России стали считать годы «от Рождества Христова». Страна стала ближе к Европе: начал применяться юлианский календарь, а Новый год праздноваться 1 января. Чтобы дополнительно ускорить поворот к Европе, Петр также запретил пользоваться старыми цифрами - буквами славянской азбуки с титлами - и ввел вместо них современные арабские цифры. Начертание букв упростилось, светским книгам теперь полагался собственный шрифт - гражданский, что способствовало развитию книгопечатания и росту популярности чтения.

4. Прибавилось свободы и молодым людям, желающим вступить в брак. Целых три указа запретили насильственную выдачу девушки замуж. Зато стало обязательным разделить во времени обручение и венчание, чтобы жених и невеста «могли распознать друг друга». И хотя помещики ещё долго чинили произвол над крепостными, женя и выдавая замуж их по своему усмотрению, это было сугубо незаконно, и если такие случаи всё же доходили до «всевидящего ока» власти, могла последовать кара.

5.Любители русской старины называют одним из самых страшных деяний Петра указ, запрещающий выращивать амарант и употреблять амарантный хлеб, который раньше был основной пищей русского человека. Судя по этимологии, амрита - это нектар бессмертия, Инки и ацтеки считали амарант священным, поэтому «растение дьявола» активно уничтожали испанские завоеватели в Южной Америке - и вот ещё Петр в родной стране. По преданиям, старцы на Руси жили очень долго - упоминается даже цифра 300 лет. Те, кто верит в эти сообщения, обвиняют Петра в том, что он своим запретом уничтожил долгожительство россиян.

Сегодня у нас пятница, 09 июня 2017 года, и в эфире очередной выпуск капитал шоу Поле Чудес, и сегодня в студии снова гости крутят барабан! Ну и конечно же мы подготовили для Вас правильные ответы на достаточно непростые вопросы, на которые отвечают сегодня участники шоу. В 1718 году Петр I издал указ, по которому нельзя было писать … Как?

Правильный ответ на вопрос - ЗАПЕРШИСЬ

Наиболее распространенным литературным жанром были письма и летописи, причем ведение летописей вовсе не было прерогативой официальных летописцев – дьякон в небольшом городке уже считал своим долгом вести записи происходящих на его глазах событий, эти многочисленные, небольшие, наивные, но весьма подробные записи могли бы составить развернутую картину тогдашней жизни, но в подавляющем своем большинстве были уничтожены по прямому распоряжению Петра. Что уж говорить об указе, запрещавшем “писать запершись” и грозившем суровыми наказаниями не только “писакам”, но и тем, кто знал – и не донес.

Насколько этот подход противоречит облику Алексея Михайловича, характеризуемого как “любопытный и приятный, но более благородный, чем практически полезный правитель”.

Петр I подарил нам любимый праздник - Новый год. Но никогда не подписывал смешных указов, цитируемых известными людьми в интернете.. И пришел к выводу, что сравнение царя с хипстером исторически достоверно. Александр Саблин > Санкт-Петербург 8(812)33-22-140 История

Столичные филологи включили «фейк» в десятку главных слов прошедшего года. Чаще всего его употребляли в политическом контексте, но на самом деле значительно больше от фейков в интернете страдают не современные деятели, а фигуры далекого прошлого. В России едва ли не самой популярной персоной для фейкоделов является первый император Петр Великий. Оно и неудивительно. По масштабу влияния на последующую историю страны с ним можно отчасти сравнить разве что двух Владимиров – святого и Ленина. Но как справедливо писал еще вождь революции, проблема цитат в интернете в том, что им сразу верят. Более того, самые популярные фейки про Петра регулярно цитируют даже известные политики и деятели культуры. А ведь их потом читают невинные дети… Мы попытаемся спасти судьбу отечественного образования.

«Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была!»

Недавно эту фразу приводил обладатель пяти дипломов о высшем образовании и лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. Справедливости ради стоит отметить, что политик является дипломированным геологом, философом и филологом, но не историком, а о дурости современных депутатов Госдумы с их подчас совершенно бредовыми инициативами он знает не понаслышке. Запутаться немудрено – тематические демотиваторы с приписываемой Петру Первому фразой заполонили интернет. Видимо, в надежде на то, что хотя бы авторитет великого царя-преобразователя заставит отдельных горе-политиков взяться за ум.

Ходит по рукам и похожая фраза, в которой речь идет уже о сенаторах. Порой обе цитаты подкрепляют даже конкретными датами указов, но на самом деле в академических «Полном собрании законов Российской Империи» и «Законодательных актах Петра I» боярская и сенатская «дурь» отсутствуют. Но «дурость» там все же попадается.

«Изволь объявить при съезде в палате всем министрам, которые в консилию съезжаются, чтоб они всякие дела, о которых советуют, записывали, и каждый бы министр своею рукою подписывал, что зело надобно, и без того отнюдь никакого дела не определяли, ибо сим всякого дурость явлена будет», - приказал монарх одному из своих сподвижников Федору Ромодановскому.

И действительно, если не записывать, то как потом понять, кто из министров подавал самые плохие советы. Сами ведь потом не признаются. Этой практикой в правительстве пользуются до сих пор.

«Яства потребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствий танцам не принять. Зелье же пить вволю, понеже ноги держат: буде откажут - пить сидя. Лежащему не подносить, дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Захлебнувшемуся же слава, ибо сия смерть на Руси издревле почетна».

Это далеко не единственная фейковая цитата Петра в защиту пьянства, но, наверное, самая популярная. После выхода в свет клипа «В Питере пить» политики ополчились на Сергея Шнурова, а петербургский депутат Евгений Марченко даже хотел его примерно наказать. В тексте и видеоролике он обнаружил пропаганду алкоголизма, хулиганства и насилия в отношении представителей власти. Знаменитый певец-интеллектуал в инстаграме попытался опереться на авторитет основателя родного города. И все ему поверили, а зря.

На этот раз даже в сборников источников можно не копаться, пародийный стиль и лексические анахронизмы налицо. Да и настоящий указ об ассамблеях найти не так уж сложно. О культуре пития там не говорится ни слова. А об истинном отношении монарха к злоупотреблению спиртным свидетельствует учрежденная им семикилограммовая медаль «за пьянство», которую вешали на гуляк.

«Если впредь где иконы заплачут маслом, зады у монахов заплачут кровью».

Еще один яркий пример псевдо-исторического мифотворчества. Когда-то древний грек Гераклит предупреждал: «Многознание уму не научает». Самый знаменитый современный эрудит Анатолий Вассерман является приятным исключением из этого правила, но и ему порой изменяет элементарная историческая логика. В своем ЖЖ многократный победитель интеллектуальных телеигр пересказывает историю об указе, который якобы последовал после переплавки церковных колоколов в пушки и последующего массового мироточения икон.

На этот раз обычно ссылаются на «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России». Там целых 18 томов, столько далеко не каждый эрудит запомнит наизусть. Но слово «зад» в официальном документе должно бы насторожить. Составил вышеупомянутый сборник Иван Голиков, который родился через 10 лет после смерти императора. К источникам он относился весьма некритично, цитировал все подряд.

Но даже при всем при этом о «поповских задах» в его книгах не говорится. Хотя и приводится история разоблачения обмана с «мироточивой» иконой в Троицкой церкви. Согласно приведенному рассказу, царь забрал ее к себе во дворец:

«Его Величество скоро нашел в глазах у образа весьма малые и почти совсем неприметные дырочки, которые наведенная в том месте тень делала еще неприметнее. Он, оборотивши, доску, отодрал оклад, и выломивши переклад или связь, какая обыкновенно бывает у образов на другой стороне, к удовольствию своему увидел справедливость своей догадки и открыл обман и источник слез».

«Кто украдет из казны больше, чем стоит метр веревки, тот на этой веревке и повешен будет».

Петр Первый, разумеется, не одобрял казнокрадство. Но конкретная фраза не является указом и взята вовсе не из какого-либо сборника исторических документов. О ней мы знаем по книге «Русский литературный анекдот конца XVIII – начала XIX века». Наши предки тоже умели и любили шутить на исторические темы.

К слову, в этом анекдоте примечательна вовсе не фраза Петре, а ответ генерал-прокурора Павла Ягужинского:

«Всемилостивейший государь! Неужели ты хочешь остаться императором один, без служителей и подданных? Все мы воруем, с тем только различием, что один более и приметнее, нежели другой».

После этого государь рассмеялся и передумал.

«Подчиненный перед начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство».

И здесь зачастую также приводятся и дата «указа», и даже «источник» - «Письма и бумаги императора Петра Великого». В частности, цитируется письмо к одному из создателей Русского военно-морского флота Федору Апраксину. Но на деле в данном сборнике подобная цитата отсутствует. Речь опять идет об историческом анекдоте.

В блогах популярная и другая картинка – там говорится, что Петр является первым хипстером Российской империи. Он «был в курсе западных трендов», «носил усы и завивал их», «переехал в Питер», «основал стартап по производству современных гаджетов на Урале», «обожал хендмейд», «был очень креативным» и «курил трубку». И на этот раз действительно ни с одним тезисом не поспоришь.

Не зря ведь Петр Первый завещал: «Всякому учителю истории школьной надобно завести страницу в сети социальной и постить там демативаторы токмо правдивые и благолепные».