Калмыцкая сср. История калмыкии

"Накануне".

(по юлианскому календарю - 19 февраля) В 6-ю годовщину своего восшествия на престол Александр II подписывает Манифест О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта . Затем последовала серия законодательных актов, важнейшим из которых стало Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости . (См. также О выкупе крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости... ) Подавление войсками бунта крестьян с. Бездна Казанской губернии (см. рапорт Апраксина ), требовавших "полной воли" и немедленного предоставления земли. В последующие месяцы растет разочарование непоследовательностью реформы: появляются статьи А. Герцена и Н. Огарева в «Колоколе» , Н. Чернышевского в "Современнике" . Происходит быстрое распространение революционных ("нигилистических") настроений среди молодежи. Этому способствуют статьи Д. Писарева и Н. Добролюбова , а также призывы к бунту в прокламациях Н. Шелгунова и М. Михайлова ("К молодому поколению") и П. Заичневского ("Молодая Россия"). (по юлианскому календарю - 10 января) Начало Польского восстания 1863-1864 гг. - одновременное нападение на все русские гарнизоны, создание Временного национального правительства, провозглашение национальной независимости Польши , бегствовеликого князя Константина Николаевича из Варшавы Восстание распространяется на Литву, часть Белоруссии и Правобережную Украину, но силы повстанцев явно недостаточны, ослаблены разногласиями между "красными" и "белыми" и лишены поддержки крестьян. Восстание резко враждебно воспринято русским общественным мнением - приветствовавшие его А. Герцен и М. Бакунин сами подверглись общественному остракизму. (по юлианскому календарю - 1 января) Земская реформа в России - Положение о губернских и уездных земельных учреждениях . Органы местного самоуправления - уездные земские собрания избираются на 3 года тремя куриями избирателей (уездными землевладельцами, городскими избирателями и выборными от сельских обществ) и избирают из своей среды губернское земское собрание. В компетенцию земств входят заведование (под опекой администрации) здравоохранением, народным образованием, местными путями сообщения и содействие экономическому развитию. Земства введены только в 34 губерниях. (по юлианскому календарю - 4 апреля) Первое (из восьми) покушение на жизнь Александра II , прогуливавшегося по Летнему саду. Революционер-террорист Д.В. Каракозов , входивший в тайное общество "Ад" во главе с Н. Ишутиным , примыкавшее к "Земле и воле", у Летнего сада стрелял в императора, но промахнулся. Вмешательство крестьянина О. Комиссарова спасло жизнь царя. Благодарственные молебны по всей стране, патриотическая манифестация на Дворцовой площади в Петербурге, аресты всех причастных к покушению. Закрытие журналов "Современник" и "Русское слово". Начало отхода от политики реформ: важные правительственные посты замещаются консерваторами, министром народного просвещения назначен граф Д. Толстой, с 1865 г. - обер-прокурор Священного Синода. Покушавшийся был тут же арестован и помещен в Алексеевский равелин. Студенческие волнения в Петербурге. Арест большинства членов нелегальной группы С. Нечаева и П. Ткачева . Бегство С. Нечаева за границу, встреча в Женеве с идеологом анархизма М. Бакуниным. По возвращении в Россию С. Нечаев создает в Москве тайное общество "Народная расправа" и убивает одного из его участников, студента И. Иванова, по подозрению в предательстве ("нечаевское дело", потрясшее Россию и послужившее сюжетной основой романа Ф.М. Достоевского "Бесы", 1871-1872). После убийства снова бежит за границу. Выдан швейцарским правительством России. Умер в 1882 г. в Петропавловской крепости.

Примечания

* Для сопоставления событий, происходивших в России и в Западной Европе, во всех хронологических таблицах, начиная с 1582 года (года введения Григорианского календаря в восьми странах Европы) и кончая 1918 годом (годом перехода Советской России с Юлианского на Григорианский календарь), в графе ДАТЫ указывается дата только по Григорианскому календарю , а дата по юлианскому календарю указывается в скобках вместе с описанием события. В хронологических таблицах, описывающих периоды до введения нового стиля папой римским Григорием XIII, (в графе ДАТЫ) даты указаны только по Юлианскому календарю . При этом перевод на Григорианский календарь не делается, потому что таковой не существовал.

  • 6. Борьба русского народа с агрессией немецких и шведских завоевателей
  • 7. Северо-восточная Русь в конце 13-первой половине 15 веков. Московское княжество при Иване Калите и Дмитрии Донском
  • 8. Образование единого Российского государства. Московская Русь во второй половине 15 – начале 16века. Правление Ивана 3.
  • 9. Борьба за свержение ордынского ига. Куликовская битва. Стояние на реке Угре.
  • 10. Россия в 16 веке. Укрепление государственной власти при Иване 4. Реформы 1550 года.
  • 11. Опричнина и её последствия
  • 12. Развитие Русской культуры в 14-16 веках.
  • 13. Смутное время в начале 17 века.
  • 14. Социально-экономическое и политическое развитие России в 17 веке
  • 15. Внешняя политика России в 17 веке. Воссоединение Украины с Россией.
  • 16. Соборное Уложение 1649 года. Усиление самодержавной власти.
  • 17. Церковь и государство в 17 веке.
  • 18. Социальные движения в 17 веке.
  • 19. Русская культура 17 века
  • 20. Россия в коне 17 века- начале 18 века. Реформы Петра.
  • 21. Внешняя политика России в первой четверти 18 века. Северная война.
  • 22. Культура России первой четверти 18 века
  • 23. Россия в 30-е-50-е годы 18 века. Дворцовые перевороты
  • 24. Внутренняя политика Екатерины 2
  • 25. Внешняя политика Екатерины 2
  • 26. Внутренняя и внешняя политика России в первой четверти 19 века
  • 27. Тайные декабристские организации. Восстание декабристов.
  • 28. Внутренняя и внешняя политика России в эпоху Николая 1
  • 29. Культура и искусство России первой половины 19 века
  • 30. Общественное движение в 30-е-50-е годы 19 века
  • 31. Буржуазные реформы 60-х-70-х годов 19 века
  • 32. Социально-экономическое развитие России в 60-е-90-е годы 19 века
  • 33. Внешняя политика России во второй половине 19 века
  • 34. Революционное народничество в 1870-х – начале 1880-х
  • 35. Рабочее движение в России в 70-х-90-х гг. 19 века
  • 36. Культура России 60-х-90-х годов 19 века.
  • 37. Особенности социально-экономического развития России в конце 19 – начале 20 века.
  • 38. Культура России в начале 20 века
  • 39. Первая российская революция 1905-1907 гг.
  • 40. Политические партии России в начале 20 века. Программы и лидеры.
  • 41. Деятельность государственной думы. Первый опыт российского парламентаризма.
  • 42. Реформаторская деятельность Витте и Столыпина.
  • 43. Россия в первой Мировой войне.
  • 44. Февральская революция 1917 года в России.
  • 45. Победа вооруженного восстания в Петрограде. Октябрь 1917. Второй Всероссийский съезд советов. Создание Советского государства.
  • 46. Советская Россия в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции.
  • 47. Советская страна в период нэПа.
  • 48. Образование ссср.
  • 49. Идейно-политическая борьба в партии в 20-е годы 20 века.
  • 50. Общественно-политическая жизнь советского государства в конце 20-х-30-е годы 20 века.
  • 51. Индустриализация в ссср.
  • 52. Коллективизация сельского хозяйства в ссср.
  • 53. Политика советского правительства в области культуры в 20-е – 30-е годы 20 века
  • 54. Внешняя политика России в 20-е-30-е годы 20 века
  • 55. Ссср в годы вов
  • 56. Ссср в первое послевоенное десятилетие
  • 59. Внешн. Пол-ка ссср в 1946-53гг.
  • 60. Духовная и культурная жизнь в ссср в середине 50-х и в середине 60-х годов 20 века
  • 62. Особенности духовной жизни советского народа в 60-е – 80-е годы 20 века
  • 63. Перестройка в ссср.
  • 64. Новый внешнеполитический курс ссср в годы перестройки
  • 65. Духовная жизнь советского общества в период перестройки
  • 66. Суверенная Россия в первой половине 90-х годов 20 века
  • 67. Внутренняя политика России на рубеже 20-21 веков
  • 68. Место России в современных международных отношениях.
  • 30. Общественное движение в 30-е-50-е годы 19 века

    Общественное движение 30-50-х годов имело характерные особенности:

    > оно развивалось в условиях политической реакции (после поражения декабристов);

    > революционное и правительственное направления окончательно разошлись;

    > его участники не имели возможности реализовать свои

    идеи на практике.

    Можно выделить три направления общественно-политической мысли этого периода:

    > консервативное (лидер - граф С. С. Уваров);

    > западники и славянофилы (идеологи - К. Кавелин, Т. Грановский, братья К. и И. Аксаковы, Ю. Самарин и др.);

    > революционно-демократическое (идеологи - А. Герцен, Н. Огарев, М. Петрашевский).

    После подавления восстания декабристов встает вопрос о дальнейших путях развития России, вокруг него завязывается длительная борьба различных течений. В решении этого вопроса намечаются основные линии размежевания общественных групп.

    В начале 30-х годов получило оформление идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия - родилась теория «официальной народности». Ее принципы были сформулированы министром просвещения С. С. Уваровым в знаменитой триаде, выражающей вековые основы русской жизни: «православие, самодержавие, народность». Самодержавие трактовалось как гарант нерушимости. Славянофилы - представители либерально настроенной дворянской интеллигенции, выступали за принципиально отличный от западноевропейского путь развития России на основе ее мнимой самобытности (патриархальность, крестьянская община, православие). В этом они как бы сближались с представителями «официальной народности», однако их никак нельзя смешивать. Славянофильство было оппозиционным течением в русской общественной мысли. Славянофилы выступали за отмену крепостного права (сверху), ратовали за развитие промышленности, торговли, просвещения, сурово критиковали существовавшую в России политическую систему, выступали за свободу слова и печати. Однако основной тезис славянофилов сводился к доказательству самобытного пути развития России, а точнее, к требованию «идти по этому пути». Они идеализировали такие «самобытные», по их мнению, учреждения, как крестьянская община и православная церковь.

    Западничество также возникло на рубеже 30-40-х годов XIX в. Западники противопоставляли себя славянофилам в спорах о путях развития России. Они считали, что Россия должна идти по тому же историческому пути, что и все западноевропейские страны, и критиковали теорию славянофилов о самобытном пути развития России.

    31. Буржуазные реформы 60-х-70-х годов 19 века

    В ноябре 1857 г. Александр II дал указание виленскому и петербургскому губернаторам учредить губернские комитеты для подготовки местных проектов улучшения быта помещичьих крестьян. Таким образом, реформа стала разрабатываться в обстановке гласности. Все проекты подавались в Главный комитет во главе с великим князем Константином Николаевичем.

    19 февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал «Положения о реформе» (они включали в себя 17 законодательных актов) и «Манифест об отмене крепостного права». Эти документы были опубликованы в печати 5 марта 1861 г.

    По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу «Положения» регулировали вопросы наделения крестьян землей. Отныне бывшие крепостные крестьяне получали личную свободу и независимость от помещиков. Вводилось выборное крестьянское самоуправление. Вторая часть реформы регулировала земельные отношения. Закон признавал за помещиком право частной собственности на всю землю имения, в том числе и на крестьянскую надельную землю. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел (за выкуп). Территория России была разделена на черноземную, нечерноземную и степную. При наделении помещик предоставлял крестьянам худшие земли. Чтобы стать собственником земли, крестьянин должен был выкупить свой надел у помещика. Собственником земли была община, выйти из которой крестьянин до уплаты выкупа не мог. Отмена крепостного права привела к необходимости проведения буржуазных реформ и в других областях государственной жизни. Самодержавная монархия превращалась в буржуазную монархию.

    В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они были призваны привлечь к решению местных проблем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти.

    По настоянию общественности в 1864 г. правительство провело судебную реформу, которую разрабатывали прогрессивные юристы. До реформы суд в России был сословный, тайный, без участия сторон, широко применялись телесные наказания. Суд зависел от администрации и полиции.

    В 1864г. Россия получила новый суд, основанный на принципах буржуазного права. Это был бессословный, гласный, состязательный, независимый суд, предусматривалась выборность некоторых судебных органов.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Общественное движение в России в 30-50 года 19 века

    План

    1. Классовая борьба в 30-50 года

    2. Теория официальной народности

    3. Западники и славянофилы

    4. Появление националистических организаций. Кирилло-мефодиевское общество

    5. Революционно-демократическая мысль России 30-50 гг. Белинский, Герцен, Петрашевский

    1. Классовая борьба в 30-50 года

    Казалось в эпоху Николая I все прочно, но под системой подводные течения, поэтому после эго смерти крах системы.

    Классовая борьба - основа для демократической борьбы, но не носила революционный характер, т.к. не носила политический характер, программа направлена на изменение социально-экономического строя (т.е. в будущее направлена программа, а не опрокинутая в прошлое - возвращение к исходной позиции как в крестьянских войнах, перетасовка)

    Классовая борьба могла существовать в формах:

    1. борьба крепостных крестьян с помещиком

    2. борьба государства с казной

    3. борьба рабочих с владельцами фабрик.

    Преобладала в 30-50-х гг. - № 2, т.к. государственные крестьяне пользовались относительной свободой, были более грамотными, более живо реагировали на все проявления помещичьего, феодального гнета.

    Но мелкие формы преобладали (внешне) у крепостных крестьян.

    Положение крестьянства: ухудшилось т.к. кризис феодальной системы

    a. обезземеливание крестьян

    b. массовый перевод в дворянскую систему - процесс

    c. массовый перевод на месячину, раскрестьянивание

    d. падение урожайности (неурожайные года)

    e. резко ухудшилась юридико-правовое положение, помещик руководствовался своими желаниями (то, что моя левая нога хочет). По положению крестьяне - сейчас как рабы - (дворовой месячник) могли издеваться как хотят, что церемониться -- усиление давления помещика на личность крестьянина (опека над жизнью и личностью и т.д., во все сферы жизни).

    Помещики осознают, что крепостное право не долго - усиливают издевательства (изобретательность в применении наказаний) - усиливаются крестьянские волнения, выступления. Пассивные и активные формы борьбы. Пассивные:

    1) жалобы на самоуправство помещиков на имя Сената или министерство внутренних дел (300-400 жалоб год); это способствовало улучшению положения, Николай I изображал из себя отца отечества, - забирали имение помещика под опеку, не имели право вмешиваться в дела крестьян, (1840 - 159 имений,1853 - 193 имения под опекой); за неправильное отношение с крестьянами забирали имения в казну.

    2) побеги традиционная форма борьбы. В истории российского государства, т.к. есть куда бежать, легко укрыться от глаз государства, помещика. Существовало поверье, легенда о существовании Беловодья, страна, где не существует помещичьего права, административного и т.д. - искали, отодвигая все дальше.

    В 30-50е гг. 19 века не смотря на то, что бюрократизм и т.д. достигли наивысшего - все равно бежали в районы: 1) Кавказа, 2) заволжская губерния, 3) Сибирь.

    На Кавказ - нужно русифицировать, использовать в борьбе с горцами; поэтому сквозь пальцы.

    Активные формы: 1) телесное наказание помещиков. На сходе решали, что владелиц(а) не отвечает нравственному уровню дворянина - не достоин(а) быть владельцем - наказывали; статистики нет, т.к. помещики скрывали, что их пороли крестьяне.

    2) убийство помещиков не отдельными крестьянами, а сходами. В среднем 1835-54 гг. - убито 144 помещика; 418 человек сослано в Сибирь за это. - 29 человек в год убивали.

    3) гайдучество сошло с арены в связи с помещичьим произволом и т.д.

    4) крестьянские волнения - наиболее активная форма борьбы - открытое, массовое выступление крестьян, связанное с сопротивлением властям (полицейским, военным жандармам, административному аппарату помещичьей системы)

    1826-1829 - 41 волнение

    В волнениях отражалась программа крестьян:

    1) требование предоставление крестьянам воли

    2) требование предоставление земли (даже Пугачев - не ставил задачи предоставления земли в собственность); это начальная стадия требования (не массовое явление, и не зрелость) еще. Можно говорить, что теперь выступления носят антифеодальный характер (т.к. феодальные отношения остались если не отменить крепостное право, не дав землю в право собственности).

    Особенность крестьянских выступлений - выступали барщинные крестьяне (=60% всех выступающих), которые больше всех эксплуатировались, больше процветало надругательство над личностью.

    Но выступления оброчных крестьян были более упорными, и связаны с выводом воинских частей (оброчные крестьяне более образованные, что связано с отходными промыслами и т.д.) - более активно выступали.

    1830-31 - холерные бунты, начало 1840-х гг. - картофельные бунты. Время, когда крестьяне выступали по всей стране под едиными требованиями.

    Карантинные мероприятия запрещали крестьянам передвигаться, торговать и т.д. - вспышки недовольства крестьян. 1830 г. - Севастополь (хотя случаев заболевания не было), все попытки заболевания расценивались как чума - в специальные сараи. Где легко помереть. Восстание: убивали чиновников, помещиков, администрацию, военных и т.д.

    В Новгороде так же поселения, в тамбовской, воронежской губернии - крестьяне бунтовали из-за запрещения торговли.

    Картофельная борьба (1841-42 - особый «пик» борьбы) на обширной территории (в Сибири 1 из самых первых активных форм).

    По программе Киселева - вменялось садить 2-3 грядки картофеля в обязательном порядке (хотя картофель садили даже не в огороде, а в поле), а крестьяне видели попытку чуть ли закрепостить их, государству «понравилось» вмешиваться в их дела. Проходили среди наиболее грамотных крестьян (отставные солдаты и т.д.); наибольшую опасность, т.к. государственные крестьяне требовали больше «почтения» (расправа - минимальное войско вызов).

    5) рабочее движение по масштабам, требованиям, формам выступления не отличалось от крестьянских (первая рабочая стачка - в 1851 г.). Волновались рабочие не вольнонаемные, а крепостнические и посессионные - главное требование предоставление земли, воли.

    2 . Теория официальной народности

    Это социальное движение - база, основа для всех течений общественных мыслей в России в 40-е гг.

    1) правое направление: реакционно-охранительное - теория официальной народности, которая зародилась в начале 19 века, один из авторов - Карамзин, идея развивалась (Шишков, Державин, Карамзин). В окончательном виде сформулировал в 1832 г. -Сергей Семенович Уваров - «прометей» (крал огонь у народа). Триада:

    1-й принцип - самодержавие: Россия - самобытная страна, т.е. Россия не завоевана князьями, а русские народы призвали князей -- между народом и князем - добрые, патриархальные отношения; русский народ не может жит без царя, т.к. не государственный, не политический народ. Единственное, что может - умереть за царя. Революционная сущность может проявляться только на западе, где короли были завоевателями - постоянная борьба.

    Декабристы же не русское явление, молодые, начитавшиеся западных книг, не разобрались решили сделать по западному подобию, но их не поддержали - наказание.

    2-й принцип - православие. Самая православная страна, самая нравственная религия, отвергает людей от гордыни (католическая - сама виновата, способствует появлению в человеке гордыни - политическая борьба).

    Самая нравственная религия - значит русский народ самый нравственный, он мессия, исключение - значит имеет право выступать в роли жандарма, следить за порядком в мире.

    3-й принцип - народность. Русский народ использует столь нравственную религию - главная забота власть держащих - есть забота о нем, руководить им (кто? служащие царя - дворяне) и крестьяне отвечают своему помещику любовью - крепостное право - есть священный атрибут.

    Эта теория стала господствующей идеологией, единственный случай, когда русский правящий класс имел господствующую идеологию (=99% исповедовало эту теорию, верило в нее - кроме Пушкина и т.д.).

    Теория поддерживалась цензурой, III отделением, министерством внутренних дел и т.д. все поощрялось, что касалось этой теории. Историк Погодин обосновывал историческую самобытность русского народа, издавал журнал, где публиковал произведения, связанные с теорией. Пречин и Булгарин - газету «Северная пчела» - самая популярная во второй четверти 19 века в плане официальной теории - другие журналы, даже музыка («Жизнь за царя» - опера Глинки); книги Загоскина трактовали события с точки зрения теории.

    Теория потерпела крах в годы Крымской войны: подъем крестьянского движения - стало ясно, что авторы преувеличивали нравственность крестьян (невозможность революции, если только не привнесена с запада)

    3. Западники и славянофилы

    Особенность общественного движения 30-40-х гг. - нарождается либеральное течение общественной жизни (не движение, т.к. не связано с деятельностью, а только появление идей).

    Среди средне политических дворян, перестроивших хозяйство на капиталистический лад, появляются деятели, которые отражали их мысли (не движение дворян), сами не осознавали необходимость деятельность деятельности, просто часть дворян предвосхитила.

    А) славянофильство (средние между западничеством и теорией официальной народности) - обще сословное течение, которое стояло за необходимость определенных экономических и политических перемен, при условии сохранения политического и экономического господства дворянства.

    С 1-й стороны: русский народ - исключительная нация, исповедывающая самую ортодоксальную религию - нравственность - не участие в политической жизни.

    Еще один атрибут для русского народа - крестьянская община, что дает возможность не заниматься революцией и политикой. Теория призвания царей - поддерживает идею, что народом всегда должен править царь.

    Классическая эпоха - до Петра I, на земском соборе русский народ мог выражать свое мнение, не было классов. Петр I же создал бюрократическую систему управления, крепостное право.

    Программа славянофилов:

    1) Уничтожить крепостное право (Аксаков, Самоквасов и др. - создали самую яркую критику крепостного права: из цепи рабства куются ножи бунта) - сознавали невыгодность существования крепостного права для дворян в то время, но выглядело как забота о своих братьях-славянофилах.

    2) Настаивали на возвращении к земским соборам.

    3) Реформы: свобода слова, местного самоуправления, ликвидация бюрократической системы управления - переход к выборной системе управления и т.д.

    1832 - статья Киреевского

    1839 - другая статья.

    Затем славянофильство попало на страницы журналов, газет, обсуждалось в салонах (Кириевской и т.д.); до 1861 - не создали свои газеты, быстро исчезали («Сельское благоустройство»), Аксаков за попытку создать журнал - в крепость.

    Б) западничество, отражало интересы среднепоместных дворян, но расходились со славянофилами в вопросе о темках реформирования русской действительности, за более ускоренное, глубокое реформирование социальных, экономических и политических порядков.

    1. левое западничество (Герцен, Огарев, Белинский)

    2. либеральное западничество (Соловьев, Каверин, Боткин, Пассек, Тургенев И.С., Григорович, частично Л.Н. Толстой)

    В отличие от славянофильства либеральное западничество считало, что Россию нельзя считать самобытной страной, на основе критики славянофильства появилось это течение. Среди западничества представители буржуазии. Главный вопрос - ставили: о совпадении развития России и западных стран, повторяет полностью историю Запада (крепостное право, существование общины, абсолютическое государство), т.к. Запад преодолел эти недостатки - Россию ждет это же. Западники использовали статьи о других странах (цензура, нельзя открыто; о североамериканском рабстве, Ирландии, анализ порядков - провозглашение идей). Но не смотря, ни западники, не славянофилы не освободили своих крепостных, хотя первые противники крепостного права (т.е. это временное течения либеральной мысли), единственный освободил Огарев (но не всех).

    Вопрос о политическом устройстве государства. Идеал для западников - июльская монархия 1830 г. (10 гл. с Луи Филипп; избирательное право 24 тыс. человек (из 24 млн.) по очень высокому имущественному цензу).

    По национальному вопросу западничество (смыкалось с народниками) - правые позиции - требовали беспощадной борьбы с национально освободительной борьбой - прямая поддержка политики Николая I (Каверин приветствовал арест Чернышевского).

    Чаадаев - член союза благоденствия, за границей после декабризма вернулся; выразил свои мысли в 8 философических письмах, где в самых мрачных тонах изобразил прошлое и настоящее: нет идеалов, образцов. Причины: своеобразие России (национальное; 1 из самых главных проблем, т.к. в это время формируется нация) в

    1) географическом положении: между востоком и западом промежуточное положение - породило своеобразие.

    2) том, что Россия приняла не католичество, а византийское православие, что породило рабство во всем: в отношении между помещиком и крестьянином, подданными и императором.

    Перспектива единственная - принять католицизм. то, что выбрал в качестве довода религию, не случайно, т.к. удар по православию служил критикой теории официальной народности. Не просто принятие католицизма, провозглашая принципы христианского социализма (заповедей достаточно, чтобы построить общество справедливости, свободы).

    Нельзя отнести к либералам, т.к. не предлагал методов изменения действительности, на пренебрегал идеями народнической революции (найдены прокламации). Закрыт журнал, издатель сослан, где письмо было опубликовано.

    Появление национально-освободительного движения (не встречались до 30-х гг. 19 в.), завершился процесс образования рынка - формируется нация; колонии России делились на: 1) политического характера (Польша, Финляндия, Прибалтика) - по уровню экономического развития выше метрополии, но население политически бесправно.

    2) политико-экономические колонии: Украина, Белоруссия, Кавказ, Средняя Азия - окраины, по уровню социально-экономического развития ниже; политический и социально-экономический гнет.

    3) экономические колонии (Сибирь), население в основном русские; политические, административные порядки те же; но экономические, т.к. специализируются на производстве сырья, обладает массой плодородной свободной земли.

    Национально-освободительное движение в № 1-2 колониях, прогрессивное движение в целом в это время, т.к. против империализма, гнета; но реакционные черты: т.к. примешивались (кроме буржуазии и т.д.) феодалы, духовенство, которые стремились повернуть в своих целях: освободить от России, а не социальных реформ (вернуться к феодальным или дофеодальным порядкам).

    Классический тип такого движения - мюридизм. В качестве №1 - наиболее развитые формы национально-освободительного движения. Но интеллигенция шла в союзе с Россией (в Прибалтике); в Финляндии - достаточно свободы по конституции, имела лишь внешнеполитические связи, это выгодно Финляндии. В Польше - наибольший размах: в связи с развитием национальных чувств (исторические, психические факторы). Тем более другие районы Польши (прусские владения) более свободные, это подогревало.

    4. Появление националистических организаций. Кирилло-мефодиевское общество

    В 30-40-е гг. - первые политические организации на Украине и Белоруссии (1845-6 кирилло-мефодиевское общество). Этому предшествовало создание кружков, которые интересовались украинской историей, культурой, издавали песни, популяризовали украинский язык. Кирилло-мефодиевское братство состояло из 3-х обществ, которые объединяло стремление освободить от проклятой Московии (начиная с Екатерины II под властью). Но разъединяло членов методы борьбы. Правое крыло - Пантелемон Кумин - считало, что надо опереться на украинское дворянство, которое способно возглавить движение, не надо проводить каких либо реформ, только освободиться от Москвы. Левое крыло - Н.И. Костомаров - проведение социальных реформ (главное - отмена крепостного права) на которое должно пойти само дворянство, это привлечет на их сторону бедных - национально освободительная борьба.

    Левое крыло - возглавлял Т. Шевченко; главное - социальная борьба против всех форм угнетения; главное средство борьбы с существующим порядками является крестьянская революция - в отличие от других считал.

    1847 г. - разгром общества.

    Такого рода общества на Украине, Белоруссии типичны, более мелкие, менее значительные, заимствованы идеи кирилло-мефодиевского братства.

    Возникновение революционно-демократической мысли в 30-50 гг. (хотя дворянский этап революционного освобождения), не действовала (исключение Герцен «Колокол») еще, но мысль возникла, что означало отход от идей дворянской революционности, которую высказали декабристы. Переход от декабристского мышления к революционно-демократическому осуществлялся постепенно (вначале какие-либо элементы вкрадывались). Как происходил этот переход? - на примере кружков:

    1. Оренбургское общество 1825 г. брат декабриста Заполишного написал ложный донос, сослали в солдаты, приехал в Петербург после восстания, все стали к нему тянуться; но он решил выслужиться перед правительством: объявил себя революционером, специально заброшенным для создания тайной организации, где наиболее активных 72 человека создали план деятельности, где наблюдаются элементы эволюции взглядов; ставка на военное восстание осталась, но привлечь массы в качестве вспомогательной силы (агитация и пропаганда среди них) - постановка вопроса о вспомогательной силе весьма полезна.

    2. Кружок братьев Критских (Москва). 7 активных, 13 прикасаемых. Интересен состав кружка 3 брата (дворяне), юнкер (мещанин), продавец книг - разбавление «разночинцами». Программа - конституционная монархия, отмена крепостного права, недоимок, задолжностей, но считали главной силой - войско, но в отличие от декабристов считали, что нужно создавать типографию, где бы печатать прокламации к московской черни. Предполагали выступления во время коронации в 1827 г., убить Николая I, положить прокламации к памятнику Минина и Пожарского (что якобы вызовет восстание), во главе правительства Пушкин и Ермолов.

    3. Кружок Сунгурова (Москва, 1830). Еще один шаг вперед: отказаться от идей военной революции - народная революция (поход на Тулу черни, привлечение солдат на сторону черни, а не наоборот). Но до правильного понимания идеи народной революции не дошли; методы, устраивать для народных масс кабаки и т.д.

    5. Революционно-демократическая мысль России 30-50 гг. Белинский, Герцен, Петрашевский

    славянофил западник народность националистический

    Лишь отдельные деятели дошли до нового этапа в русской общественной мысли, где главное место отводилось народным массам, где главное средство - народная революция.

    Существование этих кружков говорит о том, что в революционно-освободительном движении России - наступил кризис (на протяжении этапа с 1825 г. - не было создано не одной революционной организации типа декабристов).

    1) ученики этих организаций не могли прийти к единому мнению по поводу далеких событий.

    2) сама идея военной революции заставляла создавать большие организации, теперь намечается отказ от идеи военной революции - отказ от крупной организации.

    3) Не знали как действовать - программы не отличаются четкостью, идейным обоснованием (наброски и т.д.)

    Но был и шаг вперед - главное: отказ от военной революции и переход к необходимости народной революции. Существование этих кружков привело к появлению общественной мысли: Белинский, Герцен, Огарев.

    Герцен - основатель народнического движения; в наследство недвижимое имущество, капитал порядочно (для деятельности «Колокола»); все имения отец оставил племяннику, который должен отпустить на волю верных и преданных (их должен определить Герцен). Произвели впечатление события декабря 1825 года.

    Арестован в 1834 г. - за пение на студенческой вечеринке, ссылка - самообразование: понял, что в российской действительности, невозможно действовать. 1848 г. - переехал в Лондон. Цели:

    1) Познакомить Запад с Россией (которую судили по бородатым казакам, кафе «бистро»)

    2) Создание нелегальной русской прессы. «Голоса из России», «Полярная звезда», «Колокол». Сформировалась жизненная, идейная, историческая концепция.

    Главный узел в России считал: крепостное право и самодержавие. Как изменить? Нет окончательного ответа. Вопрос дворянство поймет и выступит (вера в революционность дворянства - осталась от дворянского этапа), и осталась вера в доброго царя (письмо Николая «ты победил, галилянин», когда Николай указал на вопрос об освобождении крестьян).

    Суть демократической мысли:

    1) Борьба против крепостного права и феодально-крепостных пережитков (после реформы)

    2) Ставка на крестьянскую революцию - основное средство

    3) Хождение в народ (идея принадлежит ему)

    4) Революционный демократизм сочетался с утопическим социализмом.

    Все революционеры демократы считали. Что после победы крестьянской революции - будет социализм: гарант - крестьянская община, которая спасет от капитализма

    5) Государственный строй представляется как федерация самоуправляемых общин (разрушение централизации управления).

    Социальное устройство общества.

    Революционный демократизм относят к утопистам (переход через крестьянскую общину к социализму), Маркс и Энгельс - революция может победить в качестве мировой, начинается в Англии. Учитывая характер общественного движения - нельзя говорить о полной утопичности взглядов Герцена, Огарева и Белинского (Герцен знаком с учением Маркса, Герцена и Энгельса - началось в России) - распределяется на всю Европу (т.к. Россия - жандарм Европы) - Герцен.

    Как Герцен планировал перейти к революционной деятельности? Герцен в 40-х гг. - не возможно перейти к конкретной практической деятельности. В конце 19 века - революционная ситуация, организационный переход - к революционной деятельности: на I этапе революционно-демократические и демократические разночинцы - создание революционной организации (важна численность, величина); для II этапа: необходимость ведения пропаганды и агитации (хождение в народ), нет указания, чем заниматься пропагандой или агитацией.

    В конце 60-х гг. - когда крестьянское движение пошло на убыль, Герцен - очень нескоро в России могут произойти социальные перемены. В «Колоколе» - «свободной России мы не увидим…» (т.к. течет рабская кровь)

    В.Г. Белинский - предвещал начало разночинского этапа, выдающую роль играла философия (идеологическое обоснование своих взглядов) - во время господства цензуры - способ высказывается только через философию.

    Начал свою деятельность в кружке Станкевича (представители либерального и левого - Бакунин - западничества).

    Классическая немецкая философия (Фихте, Шиллинг) - подкупала идея национальной особенности в период спора с официальными особенностями, с славянофильством; затем перешли к вершине - философии Гегеля.

    Белинский не знал немецкий язык, воспринимал философию Гегеля в пересказе Станкевича, член кружка.

    «Все действительное - разумно, все разумное - действительно», т.е. Белинский понял, что бороться надо с существующей действительностью (но здесь диалектический метод: Гегель хотел сказать, что неразумно - подлежит уничтожению).

    Белинский творил в условиях николаевской цензуры в качестве автора «Критических статей» в журнале «Москвитянин», «Современник», которые играли другую роль (по сравнению с нынешним временем). Художественная литература лучше отражает сущность человека, - основной элемент культуры XIX века - поэтому вершина мировой литературы.

    Художественный журнал делился на разделы:

    1 раздел: 1. литературно-художественная критика. Популярность журнала зависела от критики литераторов, которые объединялись вокруг журнала.

    2. художественные произведения

    3. фельетон

    Литературно-критическая статья должна не только прививать эстетически-нравственное, но и моральное, касалась политических вопросов.

    В статьях Белинский излагал свои воззрения, но лучше всего - в «письме к Гоголю», опубликовано «самиздатом» (где статья политического характера), где блестящая критика крепостного права.

    Ставка на новый тип государства, попытка - с крестьян и т.д.

    Кружок Петрашевского (закончил Царскосельский лицей) в 1846-47 гг. пришел к мысли о изменении (натолкнул Шарль Фурье) существующих порядков; один из первых, который соединил теорию с делом (освободил своих крепостных), чиновник министерства иностранных дел

    Обязан проводить приемы, «пятницы»

    Достоевский, будущие деятели революционного движения (хомяков и т.д.), где велись пропагандистские идеи Фурье. Решил письменно пропагандировать - получил право издавать карманный словарь (где термины «государство» и т.д. из Фурье). Александр II - наследник - ездил в то время к Фурье, он не был запрещенным (печатался на французском языке); но петрашевцы отказались от методов перестройства Фурье (по реформе: банкиры, феодалы должны отказаться от власти, собственности). Петрашевцы - идея крестьянской революции (переход на революционно-демократические позиции, довело до уровня Белинского, Герцена). Но не остановились - решили довести до практической деятельности; решили создать типографию для печатных листовок, прокламаций для крестьян, солдат, рабочих Урала. Решили создать организацию, но арестованы (не III отделением) министерством внутренних дел; приговорены к смертной казни (21 человек!) - хотя в отличии от декабристов судили только за идеи. Яков Иванович Ростовцев - отмена приказа (специально долго читали его послание, т.к. он заика).

    В это время зародились три течения:

    1) Официально-охранительное движение

    2) Либеральное (западничество, славянофильство)

    3) Революционно-демократическое движение

    № 1 - к практической деятельности.

    P.S. арестованы в 1848 г. - поэтому меры строгие, каторжные работы.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Предпосылки и причины возникновения общественного движения в XIX веке. Зарождение революционно-демократической идеологии (В.Г. Белинский, А.И. Герцен). Распространение идей утопического социализма в России. Деятельность Кирилло-Мефодиевского общества.

      контрольная работа , добавлен 29.05.2013

      Предпосылки, причины возникновения общественного движения в 30-50-х гг. XIX века. Зарождение революционно-демократической идеологии (Белинский, Герцен). Идеи утопического социализма в России. Общественное движение в Украине, Кирилло-Мефодиевское общество.

      контрольная работа , добавлен 31.05.2013

      Идеология как форма общественного сознания. Политическая концепция Николая Михайловича Карамзина. Политические взгляды карамзинистов - членов общества "Арзамас". Составные части теории официальной народности: православие, самодержавие, народность.

      курсовая работа , добавлен 20.06.2011

      Роль Т.Г. Шевченко и его современников в революционной борьбе против самодержавия. Деятельность Кирилло-Мефодиевского общества и его крах. Освободительное движение на западноукраинских землях. Развитие науки, культуры и искусства братских народов.

      реферат , добавлен 23.11.2009

      Разрушение феодально-крепостнической системы и утверждение капитализма. Отечественная война 1812 г. и движение декабристов. Социально-экономические условия развития России. Развитие декабризма и его последствия. Течения западников и славянофилов.

      презентация , добавлен 04.10.2014

      Многовековая история самоотверженной борьбы великого русского народа за национальную независимость своей Родины. Борьба русского народа против нашествия Наполеона. Вооружение широких народных масс, организация ополчения во многих губерниях страны.

      реферат , добавлен 08.02.2011

      "Русский дух" - характер или образ жизни? Социально-экономические и политические последствия золотоордынского владычества на Руси. Русский народ в XVI-XVII вв. в историческом портрете. Спор западников и славянофилов об исторических перспективах России.

      контрольная работа , добавлен 09.06.2010

      Официальная отмена крепостного права. Крестьянский вопрос во второй половине XIX века во взглядах западников и славянофилов. Политические вопросы и их разрешение законодательным путем. К.Д. Кавелин и его "Записка об освобождении крестьян в России".

      реферат , добавлен 12.11.2010

      Формирование идеологии декабристов. Характеристика деятельности "Союз спасения" и "Союз благоденствия". Тактика революционной борьбы Северного и Южного обществ. Разработка плана вооруженного восстания и его проведение. Идеология славянофилов и западников.

      контрольная работа , добавлен 06.10.2010

      Иван Грозный как государственный деятель. Реформы Избранной рады, свертывание реформ и опричнина. Особенности взглядов славянофилов и западников, их противоречия. Понятие "холодной войны" как период военно-политической конфронтации двух блоков государств.

    Вся общественная жизнь России была поставлена под строжайший надзор со стороны государства, который осуществлялся силами 3-го отделения, ее разветвленной агентурной сети и доносчиков. Это явилось причиной спада общественного движения.

    Продолжить дело декабристов пытались немногочисленные кружки. В 1827 г. в Московском университете братьями Критскими был организован тайный кружок, целями которого было уничтожение царской семьи, а также конституционные преобразования в России.

    В 1831 г. царской охраной был раскрыт и разгромлен кружок Н.П. Сунгурова, участники которого готовили вооруженное восстание в Москве. В 1832 г. в Московском университете действовало «Литературное общество 11-го нумера», участником которого был В.Г. Белинский. В 1834 г. был раскрыт кружок А.И. Герцена.

    В 30-40-х гг. выделились три идейно-политических направления: реакционно-охранительное, либеральное, революционно-демократическое.

    Принципы реакционно-охранительного направления выразил в своей теории министр просвещения С.С. Уваров. Самодержавие, крепостничество, православие объявлялись важнейшими устоями и гарантией от потрясений и смут в России. Проводниками этой теории были профессора Московского университета М.П. Погодин, С.П. Шевырев.

    Либерально-оппозиционное движение было представлено общественными течениями западников и славянофилов.

    Центральная идея в концепции славянофилов - убежденность в своеобразном пути развития России. Благодаря православию в стране сложилась гармония между различными слоями общества. Славянофилы призывали вернуться к допетровской патриархальности и истинной православной вере. Особой критике они подвергали реформы Петра 1-го .

    Славянофилы оставили многочисленные труды по философии и истории (И.В. и П.В. Кириевские, И.С. и К.С. Аксаковы, Д.А. Валуев), в богословии (А.С. Хомяков), социологии, экономике и политике (Ю.Ф. Самарин). Свои идеи они публиковали в журналах «Московитянин» и «Русская правда».

    Западничество возникло в 30-40-х гг. 19-го в. в кругу представителей дворянства и разночинной интеллигенции. Основная идея - концепция общности исторического развития Европы и России. Либеральные западники выступали за конституционную монархию с гарантиями свободы слова, печати, гласного суда и демократии (Т.Н. Грановский, П.Н. Кудрявцев, Е.Ф. Корш, П.В. Анненков, В.П. Боткин). Реформаторскую деятельность Петра 1-го они считали началом обновления старой России и предлагали продолжить ее проведением буржуазных реформ.

    Огромную популярность в начале 40-х гг. приобрел литературный кружок М.В. Петрашевского, который за четыре года существования посетили передовые представители общества (М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков, П.А. Федотов, М.И. Глинка, П.П. Семенов, А.Г. Рубинштейн, Н.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой).

    С зимы 1846 г. произошла радикализация кружка, наиболее умеренные его члены отошли, образовав левое революционное крыло во главе с Н.А. Спешневым. Его члены выступали за революционное преобразование общества, ликвидацию самодержавия, освобождение крестьян.

    Отцом «теории русского социализма» был А.И. Герцен, соединивший славянофильство с социалистической доктриной. Основной ячейкой будущего общества он считал крестьянскую общину, с помощью которой можно прийти к социализму, минуя капитализм.

    В 1852 г. Герцен выехал в Лондон, где открыл Вольную русскую типографию. Обойдя цензуру, он положил начало русской заграничной прессе.

    Зачинателем революционно-демократического движения в России является В.Г. Белинский. Свои взгляды и идеи он опубликовал в «Отечественных записках» и в «Письме к Гоголю», где подверг резкой критике российский царизм и предложил путь демократических преобразований.