Капуцин обезьяна. Образ жизни и среда обитания обезьяны капуцин

На вопрос кто такие КАПУЦИНЫ и что они оставили нам в "наследство"? заданный автором Пользователь удален лучший ответ это Кофе-капучино родился в Италии. Согласно одной из версий, сочетание черного кофе и белого молока напоминает коричневые одеяния монахов-капуцинов - отсюда де и пошло название напитка ("cappuccio" в переводе с итальянского - "капюшон", а "cappuccino"- "капуцин"). По другой, более распространенной легенде, капучино изобрели монахи-капуцины одного из монастырей севернее Рима. Монахи пили кофе только с молоком. Часто они замечали, что при вливании молока получается довольно стойкая пена, поглощать которую очень приятно. Монахи-капуцины, как и все аскеты, были лишены многих земных радостей, поэтому получать удовольствие от кофе было их небольшой разрешенной роскошью. Чтобы получить больше пены, кофе с молоком начали взбивать, однако пена получалась нестойкая. Тут-то и вспомнили о кофе со взбитыми сливками. Но такой кофе был горячим, а добавляемые сливки - холодными. Монахи-капуцины начали нагревать взбитые сливки на пару, а затем научились взбивать горячие молоко и сливки механическими взбивалками. Слух об удивительно вкусном напитке разнесся по всей Италии. Усовершенствовать технологию приготовления капучино взялся механик-самоучка Джузеппе, живший неподалеку от монастыря. Он изготовил первую машинку для изготовления капучино. Взбивальная машинка состояла из двух отделений: в первом нагревалась вода, которая, превратившись в пар, по трубочке попадала во второе отделение. Во втором отделении происходил процесс вспенивания молока. В настоящее время все кофеварки с приспособлением для изготовления капучино работают именно по этому принципу.Согласно легенде, изобретение капучино - кофе со взбитыми сливками, который сегодня пьют миллионы людей во всем мире - связано с именем Марко д"Авиано, жившем в XVII веке проповедником монашеского ордена капуцинов.Странствующий проповедник монашеского ордена капуцинов Марко д"Авиано сплотил католиков и протестантов перед Венской битвой 1683 года, которая помогла остановить продвижение турок в Европу. Тогдашний Папа Римский поручил этому монаху, родившемуся в 1631году в городе Авиано на севере Италии, объединить христиан на борьбу с огромной армией Оттоманской империи. Легенда гласит, что после победы венцы обнаружили мешки с кофе, оставленные вражеской армией. Кофе показался им слишком крепким, и они разбавили его сливками и медом. Напиток получился коричневого цвета, как рясы монахов-капуцинов. И венцы назвали его "капучино" в честь ордена, к которому принадлежал Марко д"Авиано.

Ответ от Проспорить [гуру]
монахи какие-то


Ответ от шеврон [гуру]
Монахи, в наследсво оставили кофе каппучино.


Ответ от Евгений Денисов [гуру]
Обезьян-капуцинов можно научить помогать людям! А монахи капуцины-это ветвь ордена францисканцев, только проповедующие материальную бедность!


Ответ от Посоловеть [активный]
Слово имеет несколько значений. Про монашеский Орден знают, я думаю, все Кстати, в наследство они нам оставили такую деталь одежды, как капюшон. Капуцины ещё и род обезьян - тоже много чего от них унаследовали! И растение - настурция. За такое наследство отдельное спасибо!

Капуцины (от итал. «остроконечный капюшон») - в католичестве - представители нищенствующего монашеского ордена, основанного в 1525 в Италии в целях противостояния Реформации. Были официально утверждены Римским Папой в 1529. Вначале входили в состав францисканцев. Обрели самостоятельность в 1619. Активно проводили политику Контрреформации. Существуют по настоящее время, проводя разнообразные миссионерские акции.

Ордена капуцины возник в XVI в. в Италии в условиях предшествовавшего Тридентскому собору движения церкапуцины обновления, а также реформ, осуществлявшихся в Ордене св. Франциска после его разделения в 1517 на конвентуальных францисканцев (конвентуализм) и францисканцев-обсервантов (обсерванция).

Францисканец-обсервант из итал. провинции Анконская Марка Маттео да Башио (ум. в 1552) положил начало капуцинской реформе в 1525, однако его идеи не получили поддержки на провинциальном капитуле обсервантов. Тогда Маттео отправился в княжество Камерино, где получил поддержку местного епископа и княгини Катарины Чибо; в 1526 к нему присоединились братья Людовико и Рафаэле да Фоссомброне, вместе с которыми он с 1528 занялся распространением реформы (при этом община капуцинов вплоть до 1619 находилась в юрисдикции конвентуальных францисканцев). Папа Климент VII буллой Religionis zelus (3.07.1528) утвердил новую общину, получившую название «Меньшие братья отшельнической жизни», которое было закреплено в монаш. конституции, принятой на первом капитуле в Альбачино в 1529.

Хотя впоследствии Маттео (первый настоятель общины) и Л. да Фоссомброне (позднее также избранный настоятелем) вернулись к обсервантам, а в 1542 глава общины капуцинов Бернардино Окино (ум. в 1564) перешел в кальвинизм (что вызвало серьезное потрясение в ордене), численность капуцинов быстро росла; к 1571 в Италии было 3300 капуцинов В 1574 орден начал свою деятельность во Франции, затем в Испании (1578), Швейцарии (1581), Бельгии (1585), (1593), Богемии (1599), Баварии (1600), Ирландии (1615). Орден капуцинов был окончательно утвержден буллой Папы Пия IV Pastoralis officii cura от 2.04.1560. Булла Папы Павла V Alias felicis recordationis от 28.01.1619 провозгласила полную автономию капуцинов и признала за главой ордена титул генерального министра. На ген. капитуле 1643 была принята новая ред. монаш. конституции капуцинов.

В течение 1-го века своего существования орден принес многочисл. плоды святости. Первым из капуцинов был канонизирован Феликс да Канталиче (ум. в 1587). В числе капуцинов, причисленных к лику святых, также Серафим да Монтегранаро (ум. в 1604), Иосиф да Леонесса (миссионер в Константинополе, ум. в 1612), Лаврентий Бриндизийский (Учитель Церкви, ум. в 1619), Фидель Сигмарингенский (ум. в 1622); Иеремия да Валахия (ум. в 1625) был беатифицирован.

Среди дух. писателей-капуцинов - итальянец Джованни да Фано, написавший труд Искусство согласия (1536), англичанин Бенедикт из Канфилда (Правило совершенства, 1609) и француз Лаврентий Парижский (Дворец Божественной любви, 1614). Свящ. -капуцин Жозеф дю Трамбле (ум. в 1638), ближайший советник кард. Ришелье, прозванный «серым кардиналом», также был известным дух. писателем и ревностным покровителем миссий.

Многие капуцины помогали заключенным, опекали солдат, оказывая им дух. поддержку и заботясь о раненых. Особыми заслугами отмечена деятельность Марко д’Авиано (ум. в 1699), «ангела-хранителя Гамбурга», вдохновителя императорских антитурецких кампаний и легата нескольких Римских пап.

Орден неуклонно развивался: если в 1650 он насчитывал 21 830 монахов и 1428 монастырей, то в 1761 - уже около 35 тыс. монахов и 1730 монастырей.

С кон. XVIII в. для капуцинов наступил период тяжелых испытаний. Политика галликанства и иосифизма, полит. события, последовавшие за Французской революцией (во время которой многие капуцины приняли мученическую смерть), и гонения со стороны либералов и масонов разрушили структуру ордена; мн. монастыри были ликвидированы, а на вступление в орден новых монахов в ряде стран (в т.ч. Франции и Испании) были наложены жесткие ограничения со стороны властей. Между 1789 и 1847 не состоялось ни одного ген. капитула капуцинов, управление орденом осуществляли либо викарии, либо ген. прокураторы, назначавшиеся Св. Престолом. В 1847 ген. настоятелем капуцинов стал Венанцио Бурдезио (1820–64), деятельность которого послужила постепенному возрождению ордена, в т.ч. во Франции, Баварии и Нидерландах, где было основано много новых монастырей. Последующие ген. настоятели капуцинов продолжили расширение деятельности ордена; особенные заслуги в этом принадлежат Э. Христену (1837–1909), реорганизовавшему пастырскую и миссионерскую работу капуцинов и учредившему в 1884 офиц. печатный орган капуцинов - Analecta Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum.

В 1908 капуцины открыли в Риме междунар. Коллегию св. Лаврентия Бриндизийского. В 1940 в этой коллегии разместились Исторический ин-т, занимающийся исследованием истории ордена, библиотека Серафико Каппуччино, науч. журнал Collectanea Franciscana, который в библиогр. обозрении с 1929 рецензирует все серьезные труды по францисканству (в области орденского права, богословия, философии, духовности, миссионерства, искусства и т.д.).

Среди капуцинов XX в., причисленных к лику святых, - польский свящ. Гонорат Козьминьский, мученики Гражданской войны в Испании (1936–39), хорватский свящ. Леопольд Мандич, служивший в Падуе и прозванный «узником исповедальни», свящ. -мистик Пий из Пьетрельчины (Падре Пио). В наст. время ведутся процессы беатификации и других капуцинов, напр. кард. Гульельмо (Лоренцо Антонио) Массайи (1809–89) и армян. катол. еп. Кирилла Зограбяна (1881–1972).

В 2002 орден насчитывал 11 302 монаха (из них 7165 свящ.) и 1615 монастырей.

Орден капуцинов положил начало более чем 11 500 общинам терциариев, ныне насчитывающим около 73 тыс. членов; он опекает монастырские общины капуцинок и несколько десятков конгрегаций, большей частью женских, присоединенных к капуцинам.

Духовность. капуцины характеризуются аскетическим образом жизни, созерцательной формой духовности, проповеднической деятельностью, делами милосердия. Во время эпидемий чумы в XVII в. в Италии погибло более 400 капуцинов, ухаживавших за больными. Самоотверженность капуцинов в Испании и Франции во время эпидемии 1656–57, когда умерло 311 братьев, в 1663 была удостоена публичной благодарности короля Людовика XIV.

Апостольские труды капуцинов были по достоинству оценены простыми людьми, за радушие и щедрость называвшими капуцинов «братьями народа».

[лат. capuccini; офиц. название - Ordo Fratrum Minorum Capuccinorum, O. F. M. Cap., орден меньших братьев капуцинов], монашеский орден, представляет собой ветвь 1-го (муж.) ордена францисканцев . Монахи-К. носят рясу бурого цвета с коническим капюшоном (итал. cappuccio).

История

Орден К. возник в XVI в. в Италии в рамках движения за церковное обновление, к-рое активизировалось в период подготовки к Тридентскому Собору (1545-1563). Появление К. было связано с реформой францисканского ордена после его разделения в 1517 г. на конвентуалов и обсервантов . Основатель ордена францисканец-обсервант Маттео да Башо (ок. 1495-1552) в 1525 г. покинул обитель в Монтефьорентино и стал странствующим монахом-проповедником, живущим в соответствии с заветами католич. св. Франциска Ассизского и питающимся подаянием. В княжестве Камерино он получил поддержку местного епископа и кнг. Катарины Чибо, племянницы Римского папы Климента VII (1523-1534). Действия М. да Башо не были одобрены провинциальным капитулом обсервантов. Францисканец отправился в Рим, и папа Климент VII бреве «Сum nobis nuper» (от 8 марта 1526) и буллой «Religionis zelus» (от 3 июля 1528) официально признал деятельность М. да Башо и его последователей и их право свободно проповедовать. Новая община получила название «меньшие братья отшельнической жизни» и сначала существовала как конгрегация в рамках ордена францисканцев-конвентуалов. Первым настоятелем К. стал М. да Башо, однако вскоре он отказался от должности и вернулся к обсервантам. В 1535 г. его преемник Лудовико да Фоссомброне также оставил общину К., вернувшись к обсервантам. В 1542 г. следующий настоятель, Бернардино Окино, перешел в кальвинизм. Внутренний кризис в общинах К. удалось преодолеть при настоятелях Марио из Меркато-Сарачено (в миру Андреа Фабиани) и католич. св. Лаврентии из Бриндизи . Орден К. был утвержден буллой Римского папы Пия IV «Pastoralis officii cura» от 2 апр. 1560 г. 28 янв. 1619 г. Римский папа Павел V буллой «Alias felicis recordationis» провозгласил полную автономию К. и присвоил главе ордена титул генерального министра.

Основы устава К. были намечены на капитуле в Альбачине в 1529 г. В 1536 г. в римском монастыре св. Евфимии был составлен 1-й устав К., т. н. Евфимианские конституции, определявшие жизнь ордена до 1552 г. и отличавшиеся крайней строгостью. Призыв к пустынножительству и нищенствующему образу жизни дополнялся необходимостью для членов ордена проповедовать беднейшим слоям населения. Новый устав, принятый в 1552 г. под влиянием идей католич. Контрреформации , смягчил нек-рые требования Евфимианских конституций. Тогда же было предусмотрено создание орденских школ для повышения уровня образования монахов. К. уделяли особое внимание медитации: ее главными темами были Страсти Христовы, конец света, Страшный Суд и спасение человека. Из аскетических упражнений К. практиковали cамобичевание и строгие посты. Внешним проявлением строгого образа жизни были отказ от брадобрития, ношение крестообразного одеяния и сандалий.

В первые годы существования К. были в оппозиции к францисканцам-обсервантам, к-рые пытались добиться ареста М. да Башо и запрета на его проповедь в Анконской марке. Однако при поддержке папы Климента VII новая община продолжила свою деятельность, хотя на нее были наложены ограничения, касавшиеся прежде всего распространения идей К. Буллой «In suprema» от 16 нояб. 1532 г. обсервантам был запрещен переход в общину К. С 1537 по 1574 г. действовал запрет на создание общин К. за пределами Италии. Несмотря на это, число К. быстро росло. В 1535 г. в Италии было ок. 700 членов общин К. (основную их часть составляли бывш. обсерванты). К 1571 г. численность К. достигала 3300, а к 1587 г.- ок. 6 тыс. чел. После отмены запрета на деятельность К. к северу от Альп новые общины возникли во Франции (1574), в Испании (1577-1578), в Швейцарии (1581), в Тироле (1593), в Богемии (1599), в Юж. и Зап. Германии (нач. XVII в.), в Ирландии (1615). В XVII в. общины К. были образованы в Вост. Европе. В 1-й пол.- сер. XVII в. миссии К. появились на территории совр. Канады (1632) и совр. амер. шт. Виргиния (1650). Широкое распространение орденских обителей способствовало укреплению позиций К. в иерархии францисканцев. Быстрый численный рост ордена поставил вопрос об изменении и о приведении в соответствие с новым статусом ордена его устава. Генеральный капитул 1643 г. принял новую редакцию монашеских конституций К. (действовали по 1908) и уравнял в правах предальпийские и заальпийские провинции ордена. В 1626 г. был издан 1-й сборник литургических текстов К.

Во 2-й пол. XVI в. К. удалось создать эффективную 2-ступенчатую систему образования. После 7-летнего обучения в орденских школах (curiculum studiorum), действовавших в центрах провинций ордена под руководством провинциалов, член ордена К. мог продолжить образование в «высшей» школе (studium generale), которой руководил генеральный министр. Развитие собственной системы школ было необходимо ввиду активной миссионерской деятельности ордена как в католических, так и в правосл. и нехристианских государствах. К. приняли участие в реставрации католич. Церкви в странах, охваченных протестантской Реформацией, а также способствовали проведению в жизнь решений Тридентского Собора, распространяли новые формы католич. благочестия (напр., коронование чудотворных образов Божией Матери). К. окормляли заключенных и солдат, заботились о раненых. Во время эпидемий чумы в XVII в. в Италии, в Испании и во Франции К. ухаживали за больными и нередко сами погибали от болезни. Самоотверженность К. была удостоена публичной благодарности франц. кор. Людовика XIV.

Много внимания К. уделяли христианской проповеди среди нехристианских народов. Миссионерская деятельность вскоре стала основной для К. Еще находясь в составе ордена францисканцев-конвентуалов, К. смогли организовать ряд миссий в разных странах мира. Члены ордена Хуан Суасо де Медина-дель-Кампо и Хуан де Троя отправились в 1550 г. в Египет. В нач. XVII в. были организованы миссии К. в Иране и Османской империи. В 1600 г. миссионерскую деятельность в Африке начал капуцин Амброджо да Сончино, к-рый опекал католиков, находившихся в рабстве в Алжире. В 1618 г. К. прибыли в Конго, в 1622 г. миссия была перенесена в Тунис и Марокко (миссия К. в Конго возобновилась в 1910). После 1619 г. масштаб проповеднической деятельности К. существенно вырос. С 1622 г. миссии К. были подчинены генеральному прокуратору ордена; специальный комиссар стал заведовать делами миссии испан. К. в Зап. Индии. В 1779 г. аналогичная должность была создана и для миссии франц. К. По инициативе Конгрегации пропаганды веры французские К. отправились в Индию, где в 1641 г. основали миссионерский центр в Мадрасе, а в 1671 г.- в Пондишери (Пудуччери). Неск. миссионерских станций К. было создано в Грузии: в Кутаиси и Гори (1661), в Тбилиси (1697). Франц. К. в 1635 г. основали миссию в Сенегале и на о-вах Зелёного Мыса. Испан. К. открыли в 1645 г. миссию в Нигерии, в 1648 г.- в Бенине, но из-за сопротивления португ. властей в 50-х гг. XVII в. были вынуждены покинуть эти территории. В 1632 г. появились постоянные миссии франц. К. в Сев. Америке, в 1633 г.- на Антильских о-вах, в 1681-1704 гг.- на Гаити (возобновили деятельность в 1768). В 1699 г. они начали проповедовать в Бразилии, но из-за франко-португальской войны К. пришлось уехать из страны; с 1705 г. миссионерскую деятельность там вели итал. К., к-рые организовали апостольские префектуры на территории совр. штатов Баия (1712), Пернамбуку (1725) и Рио-де-Жанейро (1737). В 1703 г. Конгрегация пропаганды веры поручила итал. К. вести миссионерскую деятельность в Тибете и Непале, но вслед. политических трудностей К. в 1745 г. отправились в Сев. Индию, где приняли под опеку миссии, созданные ранее кармелитами и иезуитами . К 1761 г. орден поддерживал 238 католических миссий, в 1782 г.- 523. К кон. XVIII в. численность ордена достигла 35 тыс. чел. К. проповедовали в Европе, Азии, Африке и Америке.

Французская революция (1789-1799) и последующие события тяжело отразились на состоянии ордена. В 1790 г. все монашеские ордены и конгрегации на территории Франции были упразднены. Политика секуляризации проводилась также на землях, занятых франц. войсками в период наполеоновских войн. В Австрии в результате церковной политики имп. Иосифа II (1765-1790) местные структуры К. были отделены от ордена. В 1804 г. Римский папа Пий VII выделил из ордена испанские провинции, подчинив их отдельному генеральному викарию. В нач. XIX в. секуляризация капуцинских обителей была проведена в Баварии, Богемии и Венгрии. В 1782-1847 гг. численность ордена сократилась с 28,5 тыс. до 11 тыс. чел. и продолжала уменьшаться. Между 1789 и 1847 гг. не состоялось ни одного генерального капитула К., управление орденом осуществлялось либо викариями, либо генеральными прокураторами, назначавшимися папой Римским.

Несмотря на внешние потрясения, в этот период продолжалась миссионерская деятельность К. в Америке и Азии. В 1787 г. в Анконе (Италия) была открыта миссионерская семинария для К., отправлявшихся в Тибет. В 1795 г. подобная семинария для латиноамер. миссии была создана в Санлукар-де-Баррамеда (Испания). Под руководство К. передан учрежденный в 1820 г. апостольский викариат Тибета и Индостана, впосл. из него были выделены апостольские викариаты Сардхана и Агра. В 1842 г. проповедники-К. прибыли в Китай, однако постоянная миссия появилась только в 1921 г. К. приняли участие в христианизации Филиппин. В 1848 г. К. открыли католич. миссию в Чили, в 1852 г.- в Гватемале, в 1870 г.- в Уругвае. Организатором постоянной миссии К. в Эфиопии в 1845 г. стал Гвильельмо Массая; в 1863 г. проповедь христианства в этой стране поручили франц. К. (с 1940 они работают в Центр. Африке). В 1952 г. была создана ветвь К. эфиоп. обряда (подготовка католических пресвитеров-К. эфиоп. обряда ведется в орденской семинарии в Адди-Грате).

С сер. XIX в. началось восстановление орденских структур в Европе; большую роль в этом сыграли генеральные министры ордена Венанцио Бурдезе (1847-1853) и Бернард Кристен (1884-1908). Последний реорганизовал пастырскую и миссионерскую работу К., подчинив контроль за ней генеральному министру ордена (до этого миссии К. координировал назначаемый папой Римским прокуратор ордена), способствовал воссоединению с орденом его испан. ветви (1885). В 1884 г. был учрежден ежегодник «Analecta Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum»; по распоряжению генерального министра ордена в каждой провинции создавались низшие семинарии (серафические коллегии), где могло обучаться местное население. В 1908 г. в Риме основана международная коллегия католич. св. Лаврентия из Бриндизи.

Несмотря на определенные успехи, орден К. не смог восстановить свою деятельность и структуры в прежних масштабах. Во 2-й пол. XIX в. в ордене насчитывалось ок. 7-8 тыс. монахов, в 1910 г. в 55 провинциях действовали чуть более 10 тыс. К. В 1909 г. законодательство ордена было обновлено, принятый тогда новый устав ордена, скорректированный и дополненный в 1925 г. с учетом норм Кодекса канонического права 1917 г., действовал до 1968 г. После кратковременного сокращения численности К., связанного с первой мировой войной, в 1920-1939 гг. орден снова стал быстро развиваться. Наиболее активными оказались нидерланд., баварская, польск., рейнско-вестфальская и испан. ветви ордена. К 1940 г. К. насчитывалось уже более 13 тыс. чел.

После второй мировой войны в странах социалистического лагеря (кроме Польши) обители К. были ликвидированы. Восстановление структур ордена в Вост. Европе стало возможным после 1989 г. В др. странах К. затронул общий кризис католического монашества: в 1965 г. в ордене насчитывалось 15,7 тыс. чел., в 1991 г.- 11 тыс. После Ватиканского II Собора были выработаны новые орденские конституции (1968), которые, претерпев несколько переработок, были утверждены Папским престолом в 1990 г.

В 1959 г. папа Римский Иоанн XXIII присвоил титул Doctor Ecclesiae члену ордена К. католич. св. Лаврентию из Бриндизи. В 2002 г. папа Иоанн Павел II канонизировал члена ордена К. Пия из Пьетрельчины (Падре Пио). В настоящее время в ордене состоит более 10 тыс. монахов, подвизающихся в 620 обителях (An. Pont. 2011. P. 1430).

К. в Восточной Европе

В 1629-1631 гг. К. начали проповедническую деятельность в Силезии, в 50-70-х гг. XVII в. появились обители К., составившие позднее Силезскую кустодию ордена (организована в 1754). В Польше после нескольких неудачных попыток благодаря стараниям польск. кор. Яна III Собеского (1674-1696) были основаны обители К. в Варшаве и Кракове. Сначала К. в Польше входили в состав орденской провинции с центром в Болонье, в 1754 г. была организована Польская провинция в честь католич. святых Адальберта (Войтеха) и Станислава.

С XVIII в. миссии К. действовали на территории Российской империи - в С.-Петербурге, Москве и Астрахани. В 1705 г. царь Петр I Алексеевич подписал в Гродно грамоту, позволявшую К. селиться в Москве. Однако этим разрешением они смогли воспользоваться только в 1720 г. В июне 1720 г. неск. К. в сопровождении францисканцев-реформатов прибыли в С.-Петербург. Взаимное недопонимание между францисканцами и К. вынудило последних оставить столицу Российской империи и отправиться в Москву. Первые годы миссия К. в Москве находилась в юрисдикции префекта ордена в Грузии, в 1731 г. она получила статус апостольской префектуры (префекту были подчинены также резиденция К. в Астрахани и миссия К. на Украине). В Астрахань К. прибыли в 1710 г. по просьбе местных католиков. При католич. храме они открыли школу, которая более 100 лет оставалась единственной в городе. В 1722 г. ее посетил Петр I; в ней учились А. Д. Кантемир и В. К. Тредиаковский. Усилиями К. в Астрахани были построены каменный храм, госпиталь и аптека. В правление имп. Екатерины II Алексеевны К. уехали из России и продолжили деятельность в Грузии.

На территориях, отошедших Российской империи после раздела Польши, в 1795 г. была образована Русская провинция ордена, объединившая обители К. в Брусилове, в Ходоркове, в Дунаевцах, в Куне, в Лубешове (Польша, ныне Любешов, Украина), в Остроге, во Владимире-Волынском, в Староконстантинове, в Устилуге, в Виннице и Збриже. Несмотря на ограничения, наложенные царскими властями, на территории Российской империи в 1828 г. в составе миссий К. находилось 83 чел., в 1839 г.- 77 чел. Во 2-й пол. XIX в. число К. сократилось. За участие К. в Польском восстании 1863 г. российские власти закрыли обители в Дунаевцах, в Куне, в Любешове, в Остроге, во Владимире-Волынском и Устилуге. Двое К. были казнены, 16 членов ордена отправлены в ссылку. Впосл. также были закрыты мон-ри в Варшаве, Люблине и Закрочиме, относившиеся к Польской провинции.

Ветвь ордена К. визант. обряда была создана в Галиции по инициативе Львовского греко-католич. митр. Андрея Шептицкого , поддержанная Римским папой Пием XI (1922-1939), по указанию к-рого 2 голл. члена ордена были направлены на учебу в . 16 дек. 1931 г. пресв. К. Гандалф ван Тернёзен перешел из лат. обряда в византийский и принял имя Кирилл. Вместе с 3 членами ордена К. при поддержке Пинского еп. Зигмунда Лозиньского он основал 1-ю общину К. визант. обряда в Лубешове. В 1932 г. К. визант. обряда открыли школу, а в 1937 г.- новициат. В нач. 30-х гг. XX в. в Эстонии по приглашению апостольского администратора Эдуарда Профиттлиха К. визант. обряда основали миссию в Нарве; они также осуществляли пастырское служение в приходе Тарту. После того как территории Эстонии и Польши во время второй мировой войны были заняты советскими войсками, миссии К. визант. обряда закрылись, а монахи, большинство из к-рых были голландцами, вернулись на родину. В 40-х гг. XX в. им удалось создать несколько пастырских центров в Нидерландах для рус. беженцев и эмигрантов.

С кон. XX в. К. открыли миссии на Украине (в Киеве, Виннице, Красилове, Староконстантинове, Днепропетровске и Днепродзержинске). В 2004 г. на территории России и Украины была организована вице-провинция ордена К.

Капуцинки

[лат. cappucinae], общее название неск. жен. конгрегаций.

Клариссы-капуцинки (лат. Moniales Cappucinae S. Clarae, Moniales Clarissae Cappucinae), жен. конгрегация, основательницей к-рой считается испанка Мария Лоренса Лонго (1463-1542), прибывшая в Неаполь ок. 1506 г. и вступившая там в терциарии францисканцев. Вдохновленная благочестием появившихся в городе К., она испросила у Римского папы Павла III (1534-1549) разрешение на создание обители. Насельницы основанной в 1535 г. обители Санта-Мария-ди-Джерузалемме следовали уставу католич. св. Клары Ассизской , дополненному конституциями католич. св. Колетты Буале, и некоторым установлениям муж. общины К. Первое время жен. общину окормляли театинцы. В 1553 г. была основана 2-я обитель кларисс-капуцинок - в Перудже. Благодаря щедрым пожертвованиям обители кларисс-капуцинок появились в Италии, во Франции, а также в Испании, Португалии и Мексике. В XVIII в. конгрегации кларисс-капуцинок принадлежало более 200 обителей, где подвизались ок. 2,5 тыс. монахинь. После II Ватиканского Собора были выработаны новые конституции (1976, утверждены в 1986). Большинство обителей кларисс-капуцинок находится в юрисдикции местных епископов.

Клариссы-капуцинки ведут созерцательный образ жизни, основанный на нестяжательстве, покаянии, смирении, молитвах и размышлениях о Страстях Христовых. В настоящее время они действуют в Мексике (51 обитель), Италии (36 обителей), Испании (32 обители) и в других странах. В 2011 г. конгрегация насчитывала более 2 тыс. монахинь и 151 обитель.

Капуцинки-терциарки (лат. Terciariae Capucinae) следуют уставу францисканских терциариев и конституциям конгрегации, предусматривающим активное социальное служение наряду с созерцательным образом жизни. Первые жен. общины этого типа были созданы Франсуазой Таффен (1581-1642) и Элизабет Шпицлин (1545-1611), к-рые, начав деятельность в Швейцарии, основали много терциарских мон-рей. Обители капуцинок-терциарок действуют в Австрии, Германии, Нидерландах, Италии, Швейцарии и в некоторых африкан. странах.

Кроме того, в наст. время существует 6 жен. конгрегаций капуцинок, присоединенных (с сохранением автономии) к ордену К. Это присоединение предполагает следование общим монашеским идеалам и возможность сотрудничества с др. религ. структурами в социальном служении с сохранением независимости конгрегации. Наиболее крупные конгрегации: Капуцинки-терциарки Св. Семейства, Сестры-капуцинки матери Рубатто, Сестры-миссионерки, капуцинки св. Франциска Ассизского, в Бразилии.

Капуцинки-терциарки Св. Семейства (испан. Hermanas Terciarias Capuchinas de la Sagrada Familia), конгрегация была основана в 1885 г. в Масамагреле близ Валенсии пресв. Луисом Амиго-и-Феррером, членом ордена К. Деятельность конгрегации имела целью перевоспитание падших девушек. В 1905 г. присоединена к ордену К. В 2011 г. в составе конгрегации было ок. 200 обителей (гл. обр. в Испании, Колумбии и Венесуэле), в которых подвизались 1292 монахини.

Сестры-капуцинки матери Рубатто (итал. Suore Cappuccine di Madre Rubatto), община основана в Лоано близ Генуи в 1885 г. блж. Римско-католической Церкви Анной Марией (в монашестве Франческа) Рубатто (1844-1904). Генуэзский капуцин Иринео из Стелланелло составил первые правила. Монахини заботились о больных на дому. В 1909 г. новые общины были присоединены к ордену К., в 1916 г. конгрегация была утверждена Римским папой Бенедиктом XV . В 2011 г. конгрегация насчитывала 403 монахини, подвизавшиеся в 63 обителях (в Италии, Уругвае, Аргентине, Бразилии и Эфиопии).

Сестры-миссионерки, капуцинки св. Франциска Ассизского, в Бразилии (португ. Irmãs Missionárias Capuchinas de São Fransisco de Assis do Brasil), конгрегация основана монахом-капуцином Клементе Рекалкати (1868-1913), прибывшим для оказания помощи католической миссии сестер-капуцинок матери Рубатто. В 1951 г. конгрегация утверждена Римским папой Пием XII . В 2011 г. в ней насчитывалось 249 монахинь, подвизавшихся в 54 обителях.

Ист.: Constitutiones Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum saeculorum decursu promulgatae / Ed. C. Urbanelli. R., 1980-1986. 2 vol.; Acta et decreta causarum beatificationis et canonizationis Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum. R., 1964; I frati cappuccini: Documenti e testimonianze del primo secolo. Perugia, 1988-1993. 5 vol. in 6 pt.

Лит.: Lechner P. Leben der Heiligen aus dem Orden der Kapuziner. Münch., 1863-1865. 3 Bde; Terzorio C., da. Le missioni dei Minori Cappuccini. R., 1913-1938. 10 vol.; Cuthbert Fr. The Capuchins: A Contribution to the History of the Counter-Reformation. L., 1928. 2 vol.; Liber memorialis Ordinis Fratrum Minorum sancti Francisci Cappuccinorum quarto iam pleno saeculo ab Ordini condito (1528-1928). R., 1928; Aulon I., d". Histoire des frères-mineurs capucins de la province de Toulouse. Tolouse, 1936-1937. 2 vol.; Haarlem Z., van. Les premières tentatives d"une mission des Capucins en Russie // CF. 1941. Vol. 11. N 2. P. 223-255; idem. Le premier diplome concédé par Pierre le Grand aux Capucins // CF. 1941. Vol. 11. N 3/4. P. 438-473; idem. L"Expédition des Capucins en Russie // CF. 1942. Vol. 12. N 1. P. 41-65; idem. Les Capucins en Saint-Pétersbourg (1720-1725) // CF. 1942. Vol. 12. N 2-3. P. 208-247, 351-375; idem. Les Capucins en Astrakhan" (1710-1725) et en Moscou (1720-1725) // CF. 1942. Vol. 12. N 4. P. 530-551; Pobladura M., de. Historia generalis Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum. R., 1947-1951. 4 vol.; Bohdziewicz P. Kościół pokapucyński w Astrachaniu // Roczniki humanistyczne. Lublin, 1949. T. 1. S. 271-288; Gerlach P. De architektuur der Capucijnen // Franciscaans leven. Utrecht, 1955. Vol. 38. P. 17-30, 47-53, 73-86, 110-120; Graf T. Die Kapuziner. Freiburg, 1957; Abate G. Matteo da Bascio e gli inizi dell"ordine cappuccino // CF. 1960. Vol. 30. P. 30-77; idem. Conferme dei vicari generali cappuccini date dai maestri conventuali (1578-1900) // CF. 1963. T. 33. P. 423-441; Optat de Veghel. Scriptores ascetici et mystici Ordinis Capuccinorum // Laurentianum. R., 1960. Vol. 1. P. 98-130, 213-244; Gadacz K. Capucins polonais déportés en Russie et en Sibérie pour leur participation à l"insurrection de 1863 // Miscellanea M. de Pobladura. R., 1964. Vol. 2. P. 455-482; Mareto F., da. La cappuccine nel mondo (1538-1969). Parma, 1970; B é rub é C. Les Capucins à l"école de S. Bonaventure // CF. 1974. Vol. 44. P. 275-330; Cargnoni C. Fonti, tendenze e sviluppi della letteratura spirituale cappuccina primitiva // CF. 1978. Vol. 48. P. 311-398; Urbanelli C. Storia dei cappuccini delle Marche. Ancona, 1978-1984. 3 t. in 4 pt.; Le origini della riforma cappuccina: Atti del convegno di studi storici, Camerino, 18-21 sett. 1978. Ancona, 1979; Celestine P. Early Capuchin Missions in India: Pondicherri, Surat, Madras, 1632-1834. Sahibabad, 1982; Saccardo G. Congo e Angola: Con la storia dell"antica missione dei Cappuccini. Venezia, 1982-1983. 3 vol.; La réforme capucine (1525-1625): Un siècle de renaissance franciscaine. P., 1983; Kafel S. J. Bracia mniejsi Kapucyni na mapie współczesnego świata: Szkic faktograficzny // Studia Franciszkańskie. Poznań, 1984. Vol. 1. P. 259-284; Los Capuchinos en la Península Ibérica: 400 años de historia (1578-1978). Sevilla, 1985; Trzysta lat kapucynów w Polsce, 1681-1981: Materiały z Sympozjum w Zakroczymiu, 27-29 października 1981. Zakroczyn, 1987; Antonios A. The Apostolic Vicariate of the Gallas (1846-1938). R., 1993; The Capuchins in Africa. R., 1993; Alatri M., d". I cappuccini: Storia di una famiglia francescana. R., 1994; Dydycz A. P. Kapucyni na Litwie (1756-1993). R., 1994; Iriarte L. Le Cappuсcine: Passato e presente. R., 1997; Fregona A. I frati cappuccini nel primo secolo di vita: 1525-1619. Padova, 2006; Vacca S. Momenti i figure della spiritualità dei cappuccini in Italia. R., 2007; Scarvaglieri G. I Cappuccini e l"impegno nel sociale. R., 2008.

Свящ. Петр Никольский

Меньшие братья

История капуцинов начинается в XVI веке. Это ответвление ордена францисканцев возникло в 1525 году — его основателем стал Маттео Басси. Спустя три года понтифик Климент VII утвердил новую общину, изначально получившую название «Меньшие братья отшельнической жизни».

Родился орден капуцинов в результате реформ. В XVI веке это было классическим случаем для католической церкви, претерпевавшей изменения со всех сторон. От ордена францисканцев, и без того разделенного на две ветви — обсервантов и конвентуалов, — отделилась еще одна ветвь. Новая община предполагала более тщательное следование идеалам Святого Франциска: согласно его учению, праведнику следует быть бедным, послушным и целомудренным.

Маттео Басси

Басси, основатель ордена, был обсервантом. Создавать некое новое ответвление он, в общем-то, не планировал: просто хотел реформировать ту часть ордена, в которую входил сам. Однако другие обсерванты столь радикальное стремление к аскетизму не поддержали. Чтобы уладить назревавший конфликт, папе пришлось согласиться с тем, что францисканцы отныне будут разделены на три ветви. Последняя из них со временем получила название «капуцины», под которым и вошла в историю.

Это название, кстати, изначально было насмешливым и пренебрежительным. Оно относилась к остроконечным капюшонам — непременным атрибутам «Меньших братьев отшельнической жизни», — а затем перешло и на самих монахов.

Нищенствующий орден

Капуцины относятся к числу нищенствующих орденов. Это значит, что члены такого ордена дают обет бедности и лишаются права на частую собственность. Их единственная возможность выжить — это людские пожертвования. Кроме францисканцев к нищенствующим орденам еще в Средние века относились кармелиты, доминиканцы, августинцы.


Герб ордена капуцинов

Тридентский собор 1545 — 1563 годов освободил членов нищенствующих орденов от обета бедности и разрешил им владеть частной собственностью, но не единолично, а коллективно. Но на францисканцев в целом и на капуцинов в частности это не распространилась. Они остаются, пожалуй, самым нищим из всех нищенствующих орденов.

По всему миру

Капуцины всегда были активными миссионерами. Уже в XVII веке они основали христианские общины в Африке, в Америке и в Индии, а в XIX-м начали распространять свое учение среди жителей Китая. При этом начиналась их подобная деятельность отнюдь не безоблачно: первые миссионеры-капуцины, проповедовавшие в Египте в XVI веке, были убиты в Каире мусульманами.


Капуцинский монастырь в Староконстантинове, 1916 год

В первые годы XVIII века Петр I разрешил капуцинам селиться на территории России. Вскоре после этого они основали школу при астраханском приходе, в которой, что интересно, учился поэт Василий Кириллович Тредиаковский.

Клариссы-капуцинки

Вскоре после утверждения «Меньших братьев отшельнической жизни» появился Второй орден капуцинов — женский. Монахинь, вошедших в него, начали именовать клариссами-капуцинками (женщин из францисканского ордена принято было называть клариссами). Вероника Джулиани — первая святая этого ордена и, пожалуй, наиболее известная капуцинка — была канонизирована в 1839 году. У женщины, прошедшей на рубеже XVII — XVIII веков путь от кухарки до настоятельницы монастыря, обнаружились стигматы. После этого она начала вести духовный дневник, в котором к моменту ее смерти насчитывалось более двадцати двух тысяч страниц. В своих записях Вероника Джулиани рассказывала о единении с Христом.


Вероника Джулиани

Занимательно, но орден капуцинок в некоторой степени связан с историей кинематографа. Первый коммерческий показ фильмов, снятых братьями Люмьер, состоялся 28 декабря 1895 года в парижском Grand Café, расположенном на бульваре Капуцинок. Эта дата считается официальным днем рождения кинематографа. А бульвар такое название получил в связи с тем, что в тех краях находился женский монастырь этого ордена.

Орден Братьев Меньших Капуцинов (лат. Ordo Fratrum Minorum Capuccinorum; кратко - Капуцины) - монашеский орден, ветвь францисканцев; первоначально насмешливое прозвище, относившееся к остроконечному капюшону, носимому членами этого ордена. Основан в 1525 году как ветвь францисканского ордена Маттео Басси (Маттео да Башио), утверждён в 1528 году папой Климентом VII.

В начале XVI века в Католической церкви шло сильное движение церковного обновления, предшествовавшее Тридентскому собору. Многие монашеские ордена в этот период испытали большие потрясения и подверглись серьёзным реформам. Не стали исключением и францисканцы - в 1517 году было официально закреплено разделение единого прежде ордена на францисканцев-обсервантов и францисканцев-конвентуалов. Через 8 лет, в 1525 году началась капуцинская реформа, призванная создать францисканские общины с максимально строгим уставом и максимально приближенные к идеалам святого Франциска. Эти процессы привели к созданию трёх ветвей францисканского ордена, существующих и по сей день. Капуцинская реформа началась в итальянской провинции Марке по инициативе обсерванта Маттео Басси. Первоначально Басси не ставил перед собой целью создание нового ордена, он хотел распространить свои реформы на всех обсервантов, однако столкнулся с сопротивлением значительной части ордена, включая руководство. Чтобы избежать конфликта папа Климент VII буллой Religionis zelus от 3 июля 1528 года утвердил новую францисканскую общину под названием «Меньшие братья отшельнической жизни». Первый капитул новой ветви францисканцев состоялся в Альбачино в апреле 1529 года. На капитуле был принят строгий устав, закреплявший стремление к максимальной простоте и бедности. Новый орден чуть не прекратил своё существование в самом начале после того, как в 1537 году Маттео Басси вернулся к обсервантам, а глава общины Бернардино Окино в 1542 году перешёл в кальвинизм. Ордену грозило упразднение, однако он сумел выжить, более того во второй половине XVI века численность капуцинов резко выросла. В 1571 году в Италии было 3300 капуцинов. В 1574 году орден начал деятельность за пределами Апеннин, капуцинские монастыри основывались во Франции, Испании, Швейцарии, Австрии и других странах. В 1619 году папа Павел V признал за капуцинами полную автономию, а за главой ордена титул генерального министра. На генеральном капитуле 1643 года была принята новая конституция ордена. Ряд капуцинов XVI-XVII веков были канонизированы, наиболее известен среди них Лаврентий Бриндизийский, который получил почётный титул Учителя Церкви. В 1535 был основан Второй (женский) орден капуцинов. Так как женские общины францисканского ордена исторически именуются не францисканками, а клариссинсками (клариссами) в честь святой Клары Ассизской, женская ветвь капуцинов стала именоваться клариссами-капуцинками или просто капуцинками. К числу капуцинок принадлежала канонизированная в 1839 году монахиня Вероника Джулиани. Капуцины активно занимались миссионерством и внесли…