Карты для подготовки к ЕГЭ по истории. Определи верные суждения

Задания по карте не приносят нам много баллов. Однако именно в них чаще всего ребята делают ошибки. Будь то невнимательность, сложность, расчет на удачу или что-то другое — все это ведет к потере одного заветного балла.

Представьте, что вы получили результат экзамена. Хотели ли бы вы прибавить еще один балл? Просто так, ни за что? Если ваш ответ “да”, то не расслабляйтесь на заданиях меньшей стоимости, потому что именно они могут стать решающими в общем зачете.

Понять по схеме, о каком событии идет речь непросто. Признаться, честно, сразу это не получается ни у кого. Однако отчаиваться не стоит.

Конечно, событий очень много, а схем, на которых они изображены еще больше. Но каждое событие имеет свои определенные особенности, запомнив которые вы легко сможете отличить одну карту от другой.

В первую очередь, необходимо понять, о каком событии идет речь. Нередко тип события обозначен в самом задании, например, слова “война”, “поход”, “завоевания” и т.д. может помочь нам.

Кроме того, нужно обращать внимание на легенду карты, т.е. те условные обозначения, к которым даны пояснения. Могут быть отмечены годы, обозначены действия противников или союзников и многое другое. Однако легенда представлена далеко не к каждой карте.

Затем следует изучить непосредственно саму карту и ее топонимику,т.е. различные названия. Важную роль может сыграть любое название: город, крепость, река, мирный договор, страны, правители и что угодно другое. Как только вы изучили все “маркеры”, нужно разобраться с тем, какое событие представлено.
Если все же угадать не получилось, можно обратиться к последующим заданиям.

Задания с картой — это блок нескольких заданий. Вполне возможно, что информация одного из них натолкнет вас на ответ другого.

Определив событие остается только систематизировать всю имеющуюся информацию и дать правильный ответ на задание.

Как правило, ответ на задание 13 записывается словом или словосочетанием, но не цифрами. Однако бывают и исключения, поэтому внимательно прочтите сам текст задания, прежде чем давать ответ.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем текст задания
  2. Рассматриваем предоставленную схему
  3. Ищем слова-маркеры
  4. Определяем к какому событию относится карта
  5. Находим ответ на задание
  6. Делаем окончательный выбор
  7. Записываем ответ

Разбор типовых заданий №13 ЕГЭ по истории

Первый вариант задания (демонстрационный вариант 2018 года)

Укажите век, когда произошли события, обозначенные на схеме стрелками. Ответ запишите словом.

Внимательно изучим карту. Из легенды мы видим, что речь идет о древнерусском периоде, потому как фигурируют союзы славянских племен, а также походы князей.

Мы замечаем столицу Волжской Булгарии -Булгар, а значит, речь идет о событиях до 13 века, т.к после это государство разделилось, а на карте представлено одной линией.

Мы примерно представляем в какие территории были совершены походы. Вспоминаем, кто из русских князей ходил на Булгарию и при этом на Византию. Делаем вывод, что это походы князя Святослава, а, следовательно, речь идет о десятом веке.

Ответ: десятый

Второй вариант задания (сборник Артасова)

Назовите имя российского императора, в годы правления которого произошли события, обозначенные на схеме.

Эта карта не относится к тяжелым. Даже взглянув на нее впервые, мы понимаем, что речь идет о событиях, связанных с Японией. Об этом нам,во-первых, говорит Японское и Желтое море, во-вторых, различные непривычные русскому уху названия.

Опасность заключается только в том, чтобы не перепутать, о каком именно событии идет речь: русско-японская война 1904-1905 годов или же события Второй Мировой войны.

Не перепутать нам помогает сам контекст задания. От нас требуют имя ИМПЕРАТОРА, а об императорах во время ВОВ уже все забыли. Значит речь идет о Николае Втором.

Записываем ответ с маленькой буквы в одно слово.

Ответ: николайвторой

Третий вариант задания (сборник Артасова)

Напишите название страны, с которой обозначены на схеме военные действия России.

Если вы запоминаете мелочи и детали событий, о для вас это задание не станет проблемой. На карте есть множество подсказок, которые помогают понять, о каком событии ведется речь.

Во-первых, в левой части карты мы может прочитать имя одного из руководителей противника — Осман-паша.

Если это не говорит вам ни о чем, двигаемся дальше. Два ключевых события этой войны — взятие Плевны и оборона Шипки. Шипку мы так же можем увидеть на карте.

Оборона Шипки

Ну и самой главной подсказкой является город Сан-Стефано, где был подписан Сан-Стефанский мирный договор.

Все это указывает на то, что на карте изображена русско-турецкая война 1877-1878 годов.

Ответ: турция

Четвертый вариант задания (сборник Артасова)

Заполните пропуск в предложении: «Битва, представленная на схеме, состоялась в ______ веке». Ответ запишите в виде слова.

Это одна из самых известных карт, которая есть практически во всех источниках для подготовки.

Карта говорит об одном из самых важных событий в истории страны, которое поменяло многое не только в российской, но и в мировой истории.

Реки Смолка и Непрядва — первые признак того, что перед вами карта Куликовской битвы. Вторым признаком стало обозначение полков правой и левой руки а так же переправ. Мы без труда определяем,что это 1380 год, а значит четырнадцатый век.

Обратите внимание, что вы можете записать ответ как в том падеже, которого требует контекст, так и в именительном.

Ответ: четырнадцатом/четырнадцатом

Брусиловский прорыв.

Материал по подготовке к заданиям № 13-16.

  • Определение Брусиловского прорыва.
  • Краткие сведения о данной военной операции. Её итоги.
  • Возможные варианты заданий № 13-16 + ОТВЕТЫ.
  • Рекомендации, что необходимо запомнить по карте.
  • Термины.
  • Карты.

Брусиловский прорыв - наступательная операция Юго-Западного фронта русской армии под командованием генерала А. А. Брусилова во время Первой мировой войны, проведённая 22 мая (4 июня) -31 июля (13 августа) 1916 года/

Общие сведения:

  • Даты проведения: 22 мая 1916 – 31 июля 1916.
  • А.А. Брусилов – генерал, главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта.
  • Место проведения: Волынь, Галиция и Буковина (современная Западная Украина).
  • Противники: Австро-Венгрия, Германская империя.

Особенности тактики Брусилова : веlение боя на широкой терриории, чтобы противник не смог определить направление главного удара;проведение массового артиллерйского удара, если в перерывах противник хотел поменять позицию, то тогда удар снова продолжался. Прорыв на главном направлении сочетался с вспомогательными ударами на других направлениях. Главный удар в соответствии с планом, разработанным Брусиловым, был нанесён 8-й армией под командованием генерала М. Каледина в направлении города Луцка.

Ход Брусиловского прорыва .

  • Сначала была проведена артиллерийская подготовка, она длилась 2 дня.
  • Затем за три часа была прорвана первая линия обороны противника.
  • Далее — активное наступление в течение 17 дней.
  • Подготовка к обороне.
  • Бои закончились к 1 ноября, так как немцы смогли подтянуть резервы.Роследующие атаки русской армии были отбиты.

Итоги:

  • Противник потерял около миллиона солдат, пости полмиллиона было взято в плен.
  • Большие потери русской арми — около полумиллиона человек.
  • Русская армия заняла Буковину и часть Восточной Галиции.
  • Была выведена из войны Австрия.
  • Спасена французская армия, которая без наступения войск России, отвлёкшей силы противниа, была близка к уничтожению.
  • Русская армия спасала своих союзников, хотя сама не добилась коренного перелома в воне.
  • Румыния, видя блестящие победы русского оружия, вступила в войну на стороне Антанты.

Слова А Брусилова: « …это была работа для других, а не для нас».

Возможные вопросы заданий № 13 – 16 (+ ОТВЕТЫ).

  • В каком году произошёл Брусиловский пррыв? (1916 ).
  • Напишите название города,по котрому современники называли данный прорыв. (Луцк ).
  • О какой стране так выразился Уинстон Черчилль: «Держа победу уже в руках, она пала на землю, заживо, как древле Ирод, пожираемая червями». (О России ).
  • Как называли современники эту биту? (Луцкий прорыв ).
  • В какой военный блок входила Россия в период войны? («Антанта» ).
  • Кто противостоял России и её союзникам. Какой блок? («Тройственный союз»).
  • Какую должность занимал А. Брусилов в период прорыва: (главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта).
  • Назовите фамилию генерала, который руководил главным ударом во время данной операции. (А.М.Каледин).
  • Из перечисленных особенностей военной тактики выделите те, которые были использованы А. Брусиловым в данном прорыве:

1)стремление сократить линию фронта;

2)сосредоточение военных сил в месте проведения главного удара;

3)длительная артиллерийская подготовка;

4)проведение вспомогательных ударов в разных местах линии обороны противна, чтобы сбить его с толку;

5)основной упор делался на оборону.

Что необходимо запомнить по карте.

  • Где находится город Луцк.
  • С территорией какого государства граничила Российская империя в период Брусиловского прорыва? (С Австро-Венгрией).

ТЕРМИНЫ.

«Антанта» — военно-политический блок России, Англии и Франции, сложился в 1904-1907 гг. Начало блоку положил союз Российской империи и Французской республикой в 1891 году. Франции в 18

«Тройственный союз» — военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии, сложившийся в 1882 году. В 1915 г. Италия выступила на стороне «Антанты», но присоединились Болгария и Османская империя, образовался Четверной союз . Блок распался в 1981 г.

ЗАПОМНИТЕ КАРТУ.

Брусиловский прорыв.

Для подготовки к ЕГЭ по истории крайне важно уметь ориентироваться в пространстве географической и исторической карты. Посмотрим, как эти задания выглядят в демоверсии ЕГЭ.

Задания ЕГЭ по истории карта.

О методике работы с исторической картой мы уже говорили в этой рубрике не раз. Если кратко — ее нужно разбирая все ключевые события истории. Для этого вполне пригодятся, к примеру, школьные контурные карты.

Для примера предлагаю взять задания из демоверсии ЕГЭ 2017 года. Также, как и в в части 1 идет блок вопросов (их 4) к исторической карте. Его также не поменяли по сравнению с предыдущими демоверсиями. Разбалловка здесь такая: 13-1, 14-1, 15-1, 16 - максимально 2.

Для начала пытаемся опознать представленную историческую карту! Мы видим русские города (Москва, Коломна, Ростов, Суздаль), но не видим единого государства! Вместо него города разделяют границы Следовательно, перед нами период русских земель.

А теперь вспомним об основной военной угрозе русским землям в данный период. Главным следствием раздробления Руси стало нашествие татар и последующее поражение при отсутствии единства.

Да, это Батый (приемлем еще и ответ Бату-хан), на карте его поход на северо-восточную Русь 1237-1238 гг.

Ответ: БАТЫЙ.

Вопрос с 14 на ориентацию по карте Руси периода раздробленности. Итак, какой город находился рядом с Суздалем?

14. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Да, это Владимир-на-Клязьме (или просто Владимир), новая столица княжества, построенная Андреем Боголюбским. А Суздаль - старая столица, поэтому княжество и называлось Владимиро-Суздальским.

Ответ: ВЛАДИМИР.

15. Укажите название города, обозначенного на карте цифрой, где в период данного похода существовала республиканская форма правления.

Вопрос напрямую не связан с картой, скорее это знание периода. Да, это конечно, Господин Великий Новгород, именно здесь существовала боярская республика.

Ответ: НОВГОРОД (НОВГОРОДВЕЛИКИЙ).

И последний вопрос к карте на множественный выбор ответов.

Задание 16 ЕГЭ по истории

Здесь тоже нужно достаточно глубокое понимание темы и ее нюансов. Например, 1) Завоеватели вторглись в пределы Руси в зимний период? Оказывается, да! Боялись идти по густым лесам северо-востока Руси, шли по руслам замерзших рек. Обычно, конечно, кочевники атакуют летом, когда кони сытые и отъелись на весенних пастбищах.

2) Ни один из городов, захваченных завоевателями, не выдержал осады более одной недели. Маленький городок Козельск (его Батый назвал «злым»), он даже не обозначен на этой карте выдержал 7 недель осады, а Торжок - 2 недели. Из пяти месяцев зимней кампании 1237/38 годов против Руси два месяца Батый потратил на Козельск.

3) Ям и Копорье были захвачены завоевателями в ходе событий, обозначенных на схеме стрелками. На внимательность. Смотрим на карту, и видим, что войска Бату-хана просто до них НЕ ДОШЛИ (также, как и до Новгорода Великого, что гораздо важнее, на самом деле).

4) Одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Древнерусского государства. Путается причина и следствие. Наоборот, раздробленность - первопричина внешнеполитической неудачи.

5) Завоеватели, поход которых обозначен на схеме стрелками, вторглись в пределы Руси с юго-востока. Просто на знание сторон света и умение ориентироваться на географической карте!

6) Русь попала в иго - зависимость от государства Золотая Орда, созданного Батыем в 1243 году.

Ответ: 156.

Таким образом, верно определив, что за карта Вам дана на экзамене, вы можете получить сразу 6 первичных баллов, что составит десятую часть Ваших баллов ЕГЭ!

Напомним, что Вы можете выполнять задания с картой и обсуждать их