Катакомбы франции. Катакомбы Парижа – подземное кладбище

Катакомбы Парижа - пожалуй самое мистическое и мрачное место в городе

Причина возникновения парижских катакомб довольно прозаична. Мрачные лабиринты представляют собой заброшенные каменоломни, которые в конце Х века являлись основными поставщиками известняка для церквей и королевских дворцов. Изначально шахты находились за пределами города, но уже к середине XVIII века Париж решительно перешагнул собственные границы, в результате чего улица Сен Жак, пригороды Св. Виктора и Сен-Жермен-де-Пре оказались в опасном положении: предместья в буквальном смысле висели над пропастью.

Уже в 1774 году часть домов на улице Дэнфер провалилась под землю вместе со своими обитателями. Причиной катастрофы послужил обвал в одном из штреков. Не желая в будущем повторить судьбу своих невезучих поданных, Людовик XVI спешно издал указ о создании Генеральной инспекции каменоломен. Что интересно: эта организация, работа которой заключается в укреплении особо опасных участков шахт, существует до сих пор.

От шахты до оссуария

Путеводители часто описывают катакомбы Парижа как «комнату страха», наполненную черепами и фрагментами скелетов. При посещении этого места тянет подумать о «бренности бытия», предаться скорби и задаться вечными философскими вопросами. Однако вместилищем человеческих останков подземные тоннели стали лишь в конце XVIII века, после казуса, произошедшего на кладбище Невинных.

По традиции покойников в Париже хоронили на принадлежащей церкви земле, то есть в пределах города. На кладбища свозилось бессчетное количество трупов, которые ждали своей очереди на погребение иногда по нескольку недель. Особую «радость» испытали жители домов, соседствовавших с кладбищем Невинных в 1780 году: стена, отделяющая некрополь от жилого квартала рухнула, заполнив подвалы жилищ разлагающимися телами. Подгоняемые гневом парижан, власти занялись очищением городских кладбищ, организовав перенос останков в катакомбы. Работы длились почти 15 месяцев.



Империя смерти

Парижские катакомбы – не просто сеть скучных коридоров. Это подземный музей со своими странноватыми, но, тем не менее, интересными экспонатами. Каменные колодцы, архитектурные барельефы и незатейливые рисунки, нацарапанные в толще известняка бывшими работниками каменоломен, хранят собственные, иногда довольно зловещие истории.


Финальным этапом прогулки по катакомбам Парижа является посещение оссуария. Костница представляет собой поистине инфернальное зрелище. Аккуратные штабеля из берцовых костей и черепов способны навеять первобытный ужас даже на поклонников хоррора. Изначально фрагменты скелетов, перенесенные сюда с парижских кладбищ, просто беспорядочно сбрасывались. И только в 1810 году члены Генеральной инспекции приняли решение навести порядок в склепе. Так появились стена из костей протяженностью 780 метров. Для усиления мрачного эффекта в подземелье развешаны таблички с философскими изречениями, напоминающие о мимолетности земной жизни. Именно в оссуарии покоятся останки Николя Фуке, Франсуа Рабле, Шарля Перро, Паскаля Блеза и Робеспьера.

В последнее время мрачная красота катакомб сильно страдает от разрушающего воздействия подземных вод. Начиная с 1980 года, их уровень постепенно поднимается. Вода затапливает штреки каменоломен, а также размывает систему креплений, способствуя обвалам тоннелей. Ученые не исключают, что со временем «подземный Париж» может полностью исчезнуть. Ну а пока возможность прогуляться по темным коридорам известняковых шахт и насладиться их мистической атмосферой есть у каждого туриста. Кто знает, может быть, через несколько лет неординарная достопримечательность останется только на любительских фотографиях и в памяти тех, кто успел заглянуть в «чрево Парижа» до его исчезновения…


Катакомбы Парижа открыты со вторника по воскресенье с 10 до 17 часов, последний прием посетителей осуществляется не позднее 16:00. Несмотря на мистическую и мрачную атмосферу, катакомбы посещает около 160 тысяч человек в год. Соответственно, придется смириться с тем фактом, что длинные очереди к достопримечательности – явление обычное и неизбежное. Впрочем, если приехать к павильону за пару часов до его открытия, то есть шанс познакомиться с тайнами парижского подземелья, не тратя времени на длительное ожидание.

Посещение подземных тоннелей – серьезное испытание для нервной системы, поэтому спуск в каменоломни в одиночку строго запрещен. Участие в данном мероприятии не рекомендуется людям, имеющим заболевания сердца и проблемы с дыханием, а также детям и излишне впечатлительным личностям. При этом официально туристы в возрасте до 14 лет имеют право на бесплатное посещение достопримечательности.

Спуск в шахты осуществляется по винтовой лестнице, уходящей на глубину около 20 метров. Сотрудники павильона тщательно следят за тем, чтобы количество посетителей, находящихся одновременно в катакомбах, не превышало 200 человек, что частично объясняет факт наличия очередей. Учитывая, что постоянно поддерживаемая температура в тоннелях не превышает 14 градусов, есть смысл одеться потеплее. А вот брать с собой лишние вещи не стоит: гардеробных, лифтов и туалетов в подземелье нет. Во время экскурсии разрешена любительская фотосъемка (без использования профессионального фотооборудования).

При спуске в лабиринт, редкий новичок не задается вопросом: «А можно ли здесь заблудиться?» Сегодня такая опасность исключена, так как большинство ответвлений и штреков перегорожены. Однако любой уважающий себя гид не упустит возможности поведать туристам душераздирающую историю церковного сторожа Филибера Аспера, отправившегося на прогулку в катакомбы Парижа и найденного своими земляками спустя 11 лет в виде отлично сохранившейся мумии. Ну и, конечно, ни одна экскурсия не обходится без традиционных городских легенд, связанных со спуском в каменоломни.

Любопытный факт: во времена Второй мировой в катакомбах располагался секретный бункер немецкой армии, а в период холодной войны там были созданы бомбоубежища, в которых парижане должны были укрыться в случае ядерной атаки.

Вход в катакомбы Парижа (темно-зеленая будка справа от здания)

Сегодня для посещения открыто около 2 километров подземных лабиринтов. Это лишь малая и относительно безопасная часть всей площади катакомб Парижа. Вход в тоннели находится на территории 14 округа, на площади Denfert-Rochereau. Чтобы влиться в ряды счастливчиков, у которых хватило духу спуститься в Город Тьмы, необходимо купить билет на метро (линии 4, 6) и прокатиться до станции Denfert-Rochereau. Те, кто предпочитает во время поездки любоваться видами европейской столицы, могут проделать тот же путь на автобусе (маршруты 38, 68).

Место спуска в парижские катакомбы находится недалеко от выхода станции метро. Отыскать скромный павильончик можно, ориентируясь по скульптурной фигуре льва, работы Ф. Бартольди. Точный адрес объекта: 1 avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy.

И снова рады приветствовать всех искренних любителей увлекательного мира путешествий! Сегодня нам предстоит отправиться в не совсем обычное место, которое сложно назвать яркой достопримечательностью или шедевром архитектуры. И хотя конечная точка нашего путешествия находится в самом центре прекрасной Франции, основным впечатлением, которое всех нас ожидает, будет легкое чувство страха. Добро пожаловать в подземный мир Парижа, в катакомбы.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 28 февраля:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

До 10 марта действует промокод AF2000TUITRV, который дает скидку 2 000 руб на туры в Иорданию и Израиль от 100 000 руб. от туроператора TUI. Даты заезда с 28.02 до 05.05.2019.

Именно этим вопросом вы все будете задаваться, ломая голову над тем, почему мы должны побывать в этом жутком месте, о котором некоторые из нас слышали немало пугающих историй. Все дело в том, что парижские катакомбы представляет как исторический, так и чисто туристический интерес. Многие из нас помнят жуткие истории, которые нам рассказывали старшие товарищи, сидя в сумерках у костра, какой страх наводили замысловатые, но до абсурда глупые сюжеты! Мы выросли и давно относимся к этим страничкам нашей детской истории с юмором. Но места, о которых ходит немало легенд и страшных историй для взрослых, реально существуют, и катакомбы в Париже явное тому подтверждение. Итак, соберите всю свою смелость и вперед за новыми, яркими впечатлениями!

История

Слово «катакомбы» навевает мысли о подземных укреплениях, в которых можно было переждать войну, стихийное бедствие или любую другую катастрофу. Но парижские катакомбы имели другое предназначение. Если верить источникам, одна из первых подземных частей под названием «кладбище Невинных», появилась под кварталами современного Парижа еще в 11 веке. Именно здесь нашли свое последнее пристанище те, кто погиб в ходе событий в известную многим Варфоломеевскую ночь. Рядом с убитыми покоятся останки жертв бубонной чумы, что некогда бушевала на территории всей Европы.

По самым скромным подсчетам, под французской столицей навеки похоронено более 2 млн. человек. Как вы понимаете, такое сумасшедшее скопление тел, которые были переносчиками различных инфекций, не могло пройти даром. В скором времени местные правители признали чудовищную опасность от Некрополя и запретили производить захоронения в черте Парижа.

Именно в 17 веке, когда вышел упомянутый запрет, появляется еще одна часть современных катакомб – Оссаурий. Он был основан в старой каменоломне Томб-Исуар. Погибших и умерших после определенных мер дезинфекции вывозились и складировались на глубине 17 метров. Кости и черепа сортировали, укладывая друг на друга. Поэтому, даже сегодня можно увидеть одно из самых жутких, и в то же время уникальных творений – настоящую стену из человеческих останков. Второе название Оссаурия – Город Тьмы. Сегодня он занимает площадь более чем в 780 метров и состоит из нескольких галерей. В каждой из них хранятся тождественные «экспонаты» — останки людей, которые некогда проживали на французской земле.

Позже, после оккупации немецкими войсками Франции, именно в катакомбах укрывались многочисленные партизанские отряды.

Подземное царство сегодня

Сегодня парижские катакомбы представлены целой сетью извилистых туннелей. В основном, эти узкие подземные коридоры появились благодаря местным добытчикам известняка и других пород, что использовались при возведении дворцов и соборов. Точно определить протяженность всех коридоров и хоть приблизительную площадь, которую занимают катакомбы невозможно. По некоторым оценкам, общая длина туннелей составляет не менее 190-300 км, а территория под землей, которая объединена «галереями» и гротами превышает 11 тысяч квадратных метров.

Хотя сегодня здесь уже не хоронят горожан, примерная численность людей, которые нашли здесь вечный покой, составляет более 6 млн.

Жутко, не правда ли? Но при всем этом, несмотря на ужасы и неподтвержденные легенды, что ходят об этом месте, ежегодно посмотреть на подземный город Франции и прикоснуться к удивительному миру Некрополиса приезжают тысячи туристов со всего мира. Среднее количество посетителей достигает 160 тысяч ежегодно.

Что можно увидеть в катакомбах

Если вы готовы прикоснуться к истории и посетить, пожалуй, самое жуткое место во Франции, тогда давайте познакомимся с тем, что нас ждет. Неправильным будет думать, что кроме костей и кромешной тьмы катакомбы Парижа больше ничем не могут удивить. Кроме останков умерших, под землей расположено немало памятников и необычных экспонатов. Стены украшены рисунками, среди которых можно отчетливо различить перо современников. Можно здесь увидеть и единственный ориентир, благодаря которому рабочие могли отыскать путь в глубинах каменоломни. Это так называемая «черная черта» или «нить Ариадны». Ведь электричество сюда провели не так давно.

Несмотря на то, что катакомбы могут похвастаться внушительной историей, многие галереи и тоннели совсем не изменились с того самого времени, как по ним ежедневно проходили десятки рабочих. В одной из центральных галерей можно увидеть самый настоящий колодец, из которого добывался известняк. Сколько тонн этой породы было поднято наверх и положено в основу королевских дворцов – не счесть!

На глубине нескольких метров>

Как только ступаешь в это царство теней и мертвых, ощущаешь, насколько жуткими могут быть подобные места. Создается впечатление, что воздух налился свинцом, а мрачные стены навсегда остались единственными свидетелями тех страшных событий. Лишь они одни знают, сколько на самом деле похоронено здесь тел, сколько мучений и страха перенесли люди, прежде чем попали в это настоящее царство мертвых. Завораживающее и жуткое зрелище!

Вечная сырость и постоянное ощущение колоссального давления, которое оказывает более чем 20-метровый слой земли над головами посетителей. Вот оно настоящее царство Аида, о котором столько легенд сложено у эллинов. Наверняка, тысячи неупокоенных душ навсегда оказались в этом тесном, замкнутом пространстве.

Как попасть в катакомбы

Попасть в катакомбы под Парижем сегодня не составляет особого труда. Доступ к этой подземной достопримечательности свободный и ограничивается лишь небольшим лабиринтом. Остальная часть подземных туннелей недоступна для туристов. Такой запрет связан с необходимыми мерами безопасности, ведь потеряться под землей не так сложно, намного сложнее выбраться. Бывали случаи, когда любители необычного экстрима пробирались в катакомбы тайком и бесследно исчезали.

Если вы желаете посетить катакомбы, первым делом вам стоит отправиться на станцию метро Данфер-Рошро. Именно возле нее находится павильон для входа в подземные лабиринты. Сегодня для туристических прогулок доступно 2,5 километра подземных туннелей. Более того, есть перечень мест, в которых находиться категорически запрещено. В противном случае вам придется иметь дело с полицией. В 1980 году были сформированы спецотряды полиции, которые следят за туристами и реагируют на нарушение упомянутых запретов.

Конечно, нередки случаи, когда любители необычных приключений все же проникают в запретные зоны. По словам некоторых их них, в катакомбы довольно просто попасть, если знать их расположение. К примеру, неприметный канализационный люк или укромная ниша на станции метро могут быть самой настоящей дверью подземное царство.

Катакомбы находятся по адресу: 1, avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy.

Время работы: открыты вторник-воскресенье с 10.00 до 17.00.

Цена билета - 8-10 евро для взрослых, бесплатно для детей до 14 лет. Самостоятельное посещение запрещено, только в составе экскурсионной группы.

Необычные факты

Предлагаю вашему вниманию несколько интересных фактов и исторических событий, что непосредственно связаны с парижскими катакомбами. Они помогут больше узнать о необычных подземных туннелях и блеснуть своими знаниями в кругу своих друзей, когда вы вместе окажитесь в этом необычном и удивительном месте.

Итак, в 1878 году в Париже прошла всемирная выставка. Кроме того, что все желающие смогли насладиться удивительными и редкими шедеврами искусства, они стали первыми посетителями кафе «Катакомбы» которое расположено в подземных туннелях Шайо.

Если вы читали роман известного француза Виктора Гюго под названием «Отверженные», вам наверняка будет интересно узнать, что в сюжете он использовал знания, которые получил при изучении подземных лабиринтов.

Как уже упоминалось ранее, в годы Второй мировой войны подземные туннели Парижа активно использовались представителями партизанского движения. Поскольку оккупанты боялись жутких лабиринтов и не решались отправиться на поиски граждан, которые оказывали сопротивление нацистскому режиму, в 1944 году именно подземная часть столицы была выбрана в качестве их штаба. При этом, как свидетельствуют исторические документы, от штаба партизан до главного бункера нацистов было всего 500 метров!

Катакомбы Парижа (Франция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские во Францию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Парижские катакомбы довольно сложно назвать визитной карточкой города, однако всем, кто хочет оказать в необычном, загадочном и немножко пугающем месте, они точно понравятся.

Катакомбы представляют собой сеть подземных и извилистых туннелей, созданные в процессе добычи известняка для возведения соборов и дворцов Парижа. Если говорить языком цифр, то местные катакомбы - это:

  • туннели и пещеры протяжённостью, по различным оценкам, от 190 до 300 километров
  • подземные «территории», площадь которых превышает 11 тыс. квадратных метров
  • место захоронения почти 6 млн человек
  • достопримечательность, которую ежегодно посещает около 160 тыс. человек
  • 2,5 километров ходов, открытых для посещения туристами

Путешествие в знаменитые катакомбы начинается с небольшого павильона, около выхода на станцию метро Denfert-Rochereau (Данфер-Рошро). Ориентиром может служить скульптура льва, созданная создателем статуи Свободы - Фредериком Бартольди. Точный адрес: 1, avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy. Часы работы: вт-вс 10:00–17:00, стоимость посещения - 11-13 EUR, до 14 лет вход свободный. Вход только в составе экскурсии, самостоятельное посещение запрещено.

Краткий экскурс в историю

В каком веке начались работы под землёй, доподлинно не известно, однако уже к 17 веку часть жилых районов города находилась под туннелями. Город разрастался, в результате чего нависла угроза обрушения. И во второй половине 18 века королём Людовиком XVI был издан указ о Генеральной инспекции каменоломен. Работники инспекции создали укрепительные конструкции для предотвращения разрушения подземной сети.

Говоря о катакомбах, нельзя не сказать об Оссуарии - одной из главных составляющих сети туннелей.

История места началась в 11 веке с кладбища Невинных. Здесь хоронились и жертвы Варфоломеевской ночи, и умершие от бубонной чумы. В общей сложности своё пристанище здесь нашло около 2 млн человек! Некрополь, естественно, превратился в рассадник смертельных инфекций, в результате чего в 1763 году захоронение в черте городских стен было запрещено.

Останки вывозились, дезинфицировались и складывались в заброшенной уже на это время каменоломне Томб-Исуар на глубине более 17 метров. Кости и черепа укладывались друг на друга, в результате чего из останков выросла стена. В 1786 году в катакомбах Парижа был основан Оссуарий, 780 метров галерей, расположенных по кругу, где хранятся останки умерших.

Место получило негласное название - Город Тьмы.

Во время оккупации немецкими войсками Парижа под землей прятались партизаны, а в 1980-х устраивались чумовые вечеринки.

Что можно увидеть

Внутри подземелья, помимо множества костей и черепов, расположены различные памятники и экспонаты, на стенах - рисунки (причём и «современных» авторов), а также отчётливые следы работ камнетёсов.

По стенам подземной галереи проходит «черная черта», которая служила линией-ориентиром для рабочих. Она была создана задолго до проведения здесь электричества. Пройдя по «лабиринту», вы оказываетесь в «ателье» - широкая часть катакомб, сохранившаяся практически в первозданном виде. Подземный некрополь столетия назад был украшен барельефами и скульптурами, однако не многие из них сохранились до нашего времени. Завершается маршрут в инспекторской галерее.

Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

В 2004 году парижские полицейские получили приказ провести учения в ранее неизведанной части катакомб Парижа под Дворцом Шайо. Войдя в подземные тоннели через дренажную систему, офицеры наткнулись на табличку с текстом «Строительная площадка, хода нет», а немного поодаль была установлена камера, которая записывала происходящее. Когда полицейские приблизились к камере, запустилась запись лая собак.

Полицейские спустились вглубь туннелей парижских катакомб и обнаружили огромную, площадью в 400 квадратных метров, пещеру с отлично оборудованным кинозалом. В комнате был установлен огромный киноэкран, проекционное оборудование, стулья и куча фильмов, от нуара (фильмы нуар, «чёрное кино» — жанр кино, который появился во время Второй мировой войны; криминальная драма, жёсткий психологический детектив, отражающие мрачные общественные настроения) до новейших триллеров. Помимо этого, в следующем «номере» подземелий, полиция обнаружила полностью укомплектованный бар и ресторан со столами и стульями. Более того, в пещеру вполне профессионально было подведено электричество и три телефонные линии. Кто превратил эти заброшенные подземные выработки под Парижем в секретный кинотеатр?

Именно этим вопросом задались и полицейские. Но, когда три дня спустя, они вернулись со специалистами — электриками, чтобы попытаться выяснить, откуда поставлялось электричество, кабели были перерезаны, а на полу лежала записка, гласившая: «Не пытайтесь нас найти».

Откуда катакомбы в Париже?

История подземных туннелей Парижа берет свое начало со времен Римской империи. В то время в них добывался известняк, который шел на постройку города. Со временем город разросся до современных размеров, и парижские каменоломни оказались непосредственно под оживленными улицами мегаполиса. Общая протяженность лабиринта туннелей, по общепринятым оценкам, составляет примерно 300 км, но лишь небольшая часть его открыта для всеобщего доступа. Эта малая часть, известная как склеп Данфер-Рошро или просто «катакомбы», стала одной из главных туристических достопримечательностей Парижа.

Чем знамениты подземелья Парижа?

Свою популярность парижские катакомбы получили благодаря хранящимся там останкам, по некоторым оценкам, от шести до семи миллионов горожан. Как же попали в подземелья все эти кости и черепа? Испокон веков кладбища в Париже располагались в черте города. Неудивительно, что со временем, когда город разросся, жителей в нем стало гораздо больше как рождаться, так и умирать, и кладбища постепенно переполнились. Некоторые из них, например, Les Innocents были настолько переполнены, что на них людей хоронили в несколько ярусов, а высота захоронений почти сравнялась с высотой кладбищенских стен. Мало того, что дождями все это добро вымывалось из захоронений и попадало в грунтовые воды и просто на улицы города, так еще и стены, не рассчитанные на такую нагрузку, иногда не выдерживали и просто обрушивались под тяжестью. Так было на уже упомянутом кладбище Невинных (Les Innocents).

Во избежание подобных злоключений, власти, наконец, приняли окончательное решение о перемещении останков людей в катакомбы. Около полутора лет кости переправлялись на специальную обработку и затем в подземелья под бдительным надзором властей.
Таким образом, катакомбы под Парижем стали последним пристанищем примерно для шести миллионов человек. Среди них, кстати, есть и очень знаменитые люди, такие как Жан-Поль Марат, Максимилиан де Робеспьер, Блез Паскаль, Франсуа Рабле, Шарль Перро и другие.

Легальные и не очень туристические маршруты по парижским подземельям

Туристам, как уже было упомянуто, доступна лишь очень небольшая часть лабиринта, всего около двух километров. Но это легальным. Нелегальные искатели приключений ищут другие входы в катакомбы, коих в столице Франции, к слову, до сих пор полным полно. Но здесь надо быть готовым к тому, что при встрече с полицией вас будут ждать однозначные неприятности.
Протяженность и уединенная атмосфера туннелей делает их крайне привлекательными для всякого рода тайных обществ, субкультур, жуликов, деятелей искусств и просто любопытствующих личностей. Отсюда и берут свое начало легенды катакомб Парижа.

В 1980-е годы было даже основано движение катафилов, посвященное исследованию туннелей. После обнаружения тайного кинозала, Патрик Алк, фотограф, близкий к движению человек, сказал, что «стыдно, конечно, но не конец света…». И подытожил: «Вы, ребята, даже понятия не имеете, что еще там внизу есть». Существуют десятки других подобных мест, оборудованных под разные цели.
В связи с участившимися актами вандализма и кражами черепов, парижские катакомбы были закрыты с октября 2009 года по декабрь того же года. После возобновления доступа были приняты дополнительные жесткие меры безопасности, в частности, при выходе проверяют ручную кладь.

August 29th, 2013

Под мостовыми Парижа тянутся сотни километров галерей. В древности они служили каменоломнями, откуда впоследствии, в Средние века, добывали известняк и гипс для строительства города. У этих подземных тоннелей богатая история.

Известняк и гипс начали добывать на берегах парижской Сены еще со времен античности. А уже к 12 веку разработки подземных ресурсов составляли одно из важнейших направлений экономики. Дело в том, что новые модные веяния требовали совершенно иных архитектурных решений. Всего за несколько веков в Париже были возведены десятки аббатств, соборов, церквей, замков, в том числе известные всем дворцовый комплекс Лувр и собор Нотр-Дам де Пари.

К 15 веку разработки велись уже на двух уровнях. Получалось, что сеть каменоломен теперь имела второй этаж, расположенный гораздо ниже. Близ выходов устанавливали специальные колодцы, оснащенные лебедками. Они-то и поднимали огромные каменные блоки на поверхность. Если в 12 веке добыча велась на окраине города, то уже к 17 веку территории, отведенные под каменоломни, увеличились настолько, что практически весь Париж оказался буквально над пустотой.

Все это привело к тому, что участились обвалы подземных галерей. В начале 18 века длинные подземные коридоры начали укреплять, а добыча гипса и известняка была запрещена. Сегодня сеть катакомб расположилась подо всей территорией Парижа. Общая длина подземных галерей составляет около 300 километров, но все же большая их часть расположилась на левом берегу Сены.

Однако бывшим парижским каменоломням, после прекращения дальнейшей разработки известняка, нашли новое применение. В 1763 году Парламент Парижа постановил перенести все кладбища, находящиеся в пределах крепостной стены, в катакомбы. К этому государство подтолкнула катастрофическая переполненность мест последнего упокоения. Порой в могилах было захоронено по 1500 человек, а огромные холмы-курганы возвышались над тротуарами на высоте до 6 метров. Кроме того, на кладбищах массово селились разбойники, колдуны и другие опасные люди.

К тому же, в 1780 году рухнула стена, отделявшая кладбище Невинных от жилых домов на соседней улице рю де ля Линжери. Подвалы домов заполнились останками покойников вперемешку с нечистотами. И тогда парижские власти решили перенести захоронения в бывшие каменоломни Томб Иссуар за городской чертой.

Подземный некрополь открыли для посетителей. Хотя предполагалось хоронить здесь лишь древние кости с кладбища Невинных, за годы революций в катакомбы сбросили множество тел погибших и казненных. Перезахоранивали здесь и останки, покоившиеся прежде на других городских кладбищах. Как правило, это было связано с изменяющейся политической обстановкой. Так в катакомбах очутились мощи министров Людовика XIV - Кольбера и Фуке, деятелей революции Дантона, Лавуазье, Робеспьера и Марата. Нашли пристанище в бывших каменоломнях и знаменитые французские литераторы - Франсуа Рабле, Шарль Перро, Жак Расин, физик Блез Паскаль, чьи останки перенесли сюда с закрытых городских кладбищ…

За все время существования парижских катакомб произошло немало и необъяснимых таинственных случаев. Один из них был описан в «Газетт дэ Трибюно» в разделе судебной хроники от 2 марта 1846 года. В заметке говорилось: «Недалеко от места сноса старых зданий, где в скором времени пройдет новая улица, соединяющая Сорбонну и Пантеон (улица Кюжас), находится строительная площадка некоего торговца деревом по имени Лерибль. Площадка граничит с жилым домом, стоящим в стороне от других зданий. Каждую ночь на него обрушивается настоящий каменный дождь. Причем камни настолько крупные, а неизвестная рука бросает их с такой силой, что они наносят видимый ущерб постройке — выбиты окна, сломаны оконные рамы, разбиты двери и стены, как будто дом перенес осаду. Обыкновенному человеку это сделать явно не под силу. У дома торговца был установлен полицейский патруль, на месте строительных работ на ночь спускали цепных псов, но установить личность разрушителя не удалось». Мистики уверяли: все дело в растревоженном покое мертвецов из катакомб. Однако проверить эту теорию не представилось возможности – загадочные камнепады прекратились так же внезапно, как и начались.

А помните «Призрака Оперы»:

«Позже стало известно, что Эрик просто нашел этот тайный коридор, и долгое время только он один знал о его существовании. Этот ход был прорыт во времена Парижской Коммуны, для того чтобы тюремщики могли отводить своих пленников прямо в казематы, оборудованные в подвалах, потому что коммунары захватили здание вскоре после 18 марта 1871 года и устроили наверху площадку для запуска воздушных шаров, разносивших по окрестностям их подстрекательские прокламации, а в самом низу сделали государственную тюрьму.»

— СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004.

Шарль Гарнье, выигравший конкурс на лучший проект оперного театра, не подозревал, что строительство займет без малого пятнадцать лет: начавшись во времена империи, закончится уже при республике. Не предполагал он и тех событий, что доведется пережить его детищу.

Опера в начале строительства.

На дворе 1861 год. Определено место под строительство. И первая задача: прочный глубоко заложенный фундамент, способный выдержать каркасную конструкцию сцены весом в 10 тыс. тонн и опущенную на 15 метров под землю. Кроме того, в подвальные помещения не должна была проникать вода, поскольку там собирались хранить театральный реквизит. Начали рыть котлован, и со второго марта по тринадцатое октября восемь паровых машин круглосуточно откачивали воду — от площади Республики до дворца Шайо пролегали грунтовые воды, подпитываемые ручьями, впадавшими в Сену. Чтобы наверняка обезопасить подвалы, Гарнье принимает решение строить двойные стены.

В самом начале строительства, когда ничего, кроме этого подземелья, еще и не было, на стройку пришел один новый рабочий, и, внимательно оглядев подземелье, восторженно поделился с Гарнье, не зная, кто он такой: «Как красиво! Прямо, как тюрьма!» Гарнье задумался, что же за жизнь должна была быть у этого парня, если тюрьма являлась для него образцом красоты. Слова рабочего, как выяснилось позже, были пророческими.

Недостроенная опера в 1896 году

«Итак, мы с виконтом… повернули камень и спрыгнули в жилище Эрика, которое тот соорудил между двойными стенками фундамента театра. (Кстати, Эрик был одним из первых мастеров каменной кладки у Шарля Гарнье, архитектора Оперы, и продолжал работать тайком, в одиночестве, когда строительство официально было приостановлено на период войны, осады Парижа и Коммуны .)»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова].
- СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004

19 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии. Войска Бисмарка наносили французской армии поражение за поражением, и уже в сентябре Париж оказался на осадном положении. Ни о каком продолжении строительства речи быть не могло. Недостроенное здание Оперы располагалось недалеко от Вандомской площади — театра боевых действий, и войска воспользовались огромными помещениями будущего театра. Здесь были устроены продовольственные склады, снабжавшие провизией военных и гражданских лиц, а также там был походный госпиталь и склад боеприпасов. Кроме того, судя по всему, на крыше располагался комплекс противовоздушной обороны (или площадка для воздушных шаров).

В январе 1871 года осада Парижа была снята. Шарль Гарнье из-за лишений осадного положения серьезно заболел и в марте уехал в Лигурию, чтобы подлечиться. Вместо себя он оставил помощника Луи Люве (Louis Louvet ), исправно сообщавшего Гарнье о состоянии дел в Опере.

Архитектор покинул Париж вовремя, потому что в это же время в городе начались волнения, вылившиеся в революцию. Лидеры Коммуны планировали заменить Гарнье на другого архитектора, но не успели — к Парижу подошла 130-тысячная армия во главе с будущим президентом Франции маршалом Мак-Магоном.

Коммуна. Сражение в катакомбах. Фото из совр. экспозиции катакомб.

Возможно, так выглядел проход коммунаров. Фото из катакомб, источник см.

Прямых указаний на это нет, но вполне вероятно, что в Опере, под землей, коммунары устроили тюрьму, слишком заманчиво выглядели подвальные помещения. Известно, что на исходе Коммуны в 1871 году в катакомбах Парижа были проведены расстрелы монархистов. Кто знает, может быть, это было именно под Гранд Опера.

Парижские катакомбы вообще место довольно известное — шутка ли, их протяженность свыше 300 километров! (Для посетителей официально открыта малая часть тоннелей). При этом катакомбы занимают всего лишь одну восьмисотую от всех подземных сооружений современного Парижа!

В 1809 году катакомбы обрели современный вид: коридоры, полные ровных рядов костей и черепов — чтобы как можно сильнее впечатлить посетителей. Здесь покоятся около шести миллионов парижан – почти в три раза больше нынешнего населения города. Самые поздние захоронения относятся к эпохе Французской революции, самые ранние – к эре Меровингов, им более 1200 лет. Катакомбы строились в бывших известняковых карьерах, местный камень использовали еще древние римляне, из этих камней построены Нотр-Дам и Лувр.

Республиканские войска вытеснили коммунаров из Оперы 23 мая, и уже 28 мая Коммуна прекратила свое существование. А в июне в Париж вернулся Шарль Гарнье. 30 сентября 1871 года строительные работы в театре возобновились, и 5 января 1875 года состоялось торжественное открытие.

«Вскоре я стала внушать ему такое доверие, что он брал меня на прогулку на берег озера — он в шутку называл его Авернским, — и мы катались в лодке по его свинцовым водам.»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова].
- СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004.

Дайвер в резервуаре

Никакого озера под зданием театра нет. Там расположен водный резервуар длиной 55 метров и глубиной 3,5 метра. В нем живут сомы, которых кормят сотрудники Оперы. Плавать по резервуару на лодке нельзя - и никогда не было возможно из-за слишком низких потолков. Попасть в него могут только любители дайвинга.

Подвалы по требованию техники безопасности электрифицированы и хорошо освещены. Тем не менее… тем не менее, парижская сеть тоннелей настолько разветвлена и разнообразна, что оставляет простор для воображения. И кто сказал, что дав волю воображению и придумав подземное озеро, Гастон Леру обманул нас и в главном — в реальности Эрика. Прятать тайну лучше всего на виду — в первых строках романа, в которых автор утверждает, что Призрак Оперы существовал на самом деле.

Резервуар

А в ноябре 2012 года французский телеканал «TF1″ показал новый пятиминутный репортаж, посвященный подземному озеру Гранд Опера. Этот репортаж включает в себя редкие съемки подземного резервуара, рассказывается о его истории и строении, о том, как и для чего сейчас его используют… Не обошлось там, конечно же, и без упоминания Призрака Оперы. Отрывки из этого репортажа были показаны новостными каналами в других странах, в том числе и в России — у нас о нём сообщил Первый телеканал.

В годы Второй мировой в одной из каменоломен был оборудован бункер, где размещался секретный штаб оккупантов, а всего в 500 метрах от него - штаб лидеров движения Сопротивления. Во время холодной войны там же разместили бомбоубежища, куда предполагалось эвакуировать парижан в случае ядерной атаки.

Сегодня катакомбы - одно из самых популярных мест для экскурсий, но лишь небольшая часть их открыта для обозрения. Вход туда находится на площади Денфер-Рошеро. На стенах галерей висят таблички с названиями проходящих вверху улиц. Под наиболее значительными постройками были прежде выбиты изображения цветка лилии - символа французской монархии. Но после революции большинство этих рисунков было уничтожено.

По обе стороны длиннющих тоннелей лежат бесконечные ряды человеческих костей, увенчанных черепами. Так как воздух здесь сухой, останки не слишком поддаются разложению. Остальные, как рассказывают, контролирует специальная подземная полиция. Поговаривают о том, что в этих засекреченных тоннелях водятся призраки, а то и живые мертвецы.

Одна из легенд о Парижских катакомбах рассказывает о фантастическом существе, обитающем в галереях под парком Монсури. Говорят, что оно обладает удивительной подвижностью, но передвигается только в потемках. В 1777 году парижане нередко сталкивались с ним, причем встречи эти, как правило, предвещали смерть или потерю кого-то из близких.
Другая легенда связана с бесследным исчезновением людей. Так, в 1792 году сторож церкви Валь-де-Грас, пользуясь революционной неразберихой, повадился совершать рейды за бутылями с вином, хранившимися в подземелье под находившимся поблизости аббатством. Однажды он отправился за очередным «уловом» и больше не вернулся. Лишь 11 лет спустя в подземелье обнаружили его скелет…

Ходят слухи, что в наши дни катакомбы облюбовали для своих ритуалов многочисленные секты. Кроме того, завсегдатаями этих мест являются так называемые катафилы (люди, увлеченные историей подземного Парижа) и «подземные туристы».

Еще одно мистическое подземелье Парижа лежит под театром Гранд Опера. У здания непростая история. Строительство театра едва не сорвалось из-за подземных вод, скапливавшихся под фундаментом. Из-за этого никак не могли заложить фасад. В конце концов, архитектор Шарль Гарнье придумал выход - отгородить подвальные помещения двойной стеной. Именно в ней разместил свою вымышленную «комнату пыток» писатель Гастон Леру, автор знаменитого романа «Призрак Парижской оперы», по которому впоследствии было поставлено несколько кинофильмов и один мюзикл… В 1871 году в здешних подвалах казнили коммунаров, а годом спустя тут приключился страшный пожар…

Призрак в Гранд Опера - отнюдь не авторский вымысел. Согласно легенде, таинственное привидение и по сей день появляется в одной из лож. Более того, в контрактах директоров оперного театра всегда присутствует пункт, запрещающий сдавать зрителям ложу №5 в первом ярусе.

Однажды, в 1896 году, в опере давали «Фауста». Когда актриса, примадонна Карон, исполнявшая роль Маргариты, произнесла реплику: «О, тишина! О, счастье! Непроницаемая тайна!» - с потолка вдруг сорвалась массивная люстра из бронзы и хрусталя. По неизвестной причине оборвался один из противовесов, поддерживавших эту махину. Семитонное сооружение рухнуло на головы зрителей. Многих ранило, но по какой-то счастливой случайности погибла лишь одна консьержка… В происшествии все увидели некий мистический знак. До сих пор его приписывают проделкам Призрака оперы.

А что такое оссусарий?

ОССУА́РИЙ (от лат. os, род. п. ossis - кость), вместилище для пепла, праха, костных останков, остающихся после трупосожжения. Трупосожжение широко практиковалось у тюркских и ближневосточных народов в различные исторические периоды в качестве основного действия при подготовке покойного к захоронению, но особенное распространение оссуарии получили у зороастрийцев. В оссуарии собирали прах с остывшего погребального костра.

Сами оссуарии, по-преимуществу глиняные (также каменные или алебастровые), имели форму сосуда, перекрытого крышкой, на которой порой символически изображался в скульптуре или рельефе «лик» покойного. Иногда на стенках сосуда процарапывались подписи мемориального благопожелательного характера. Могли выполнятся в виде сундучка, шкатулки прямоугольной или квадратной формы. На стенках и на крышке могла выполняться инкрустация из камня, черепицы и других материалов.Оссуарии либо собирались в семейные прахохранилища-усыпальницы, либо погребались в земле.

А теперь давайте пройдемся по катакомбам вместе с блогером samnamos

Схема катакомб системы GRS. Изначальное зарождение выработок датировано 1260 г. В связи с частыми оползнями в 1813 г. поступил указ о запрете дальнейшего развития системы.

2. Карстовая карта подземных выработок по всему Парижу. В 1777 г. из-за многочисленных провалов на юге города, указом короля Людовика XVI была учреждена Генеральная инспекция каменоломен, задачей которая было составление плана всех каменоломен и их укрепление. Это была первая подобного рода гос. структура в мире. На протяжении века десятки подземных рабочих и инженеров, даже во время Революций, укрепляли, засыпали и наносили на карты многочисленные галереи и камеры выработок бывших каменоломен.

3. По очень узкой винтовой лесенке спускаемся на отметку -10 м. Здесь расположена небольшая галерея и очередной заход до отметки ~ минус 25 метров.

4. Первое впечатление немного обыденное. Я ожидал увидеть что- то на подобии подмосковных систем. Все горазо цивильнее.

5. Некоторые подвалы стоящих сверху домов соединены с системой.

6. Подобные коридоры распластались на десятки метров до различных входов, постепенно вливаясь в одно русло (В форме елочки)

7. Один из штреков с выходом в подвал.

8. Часто кладка не отесана

9. Раньше на этом месте находилась камера выработок известняка, которую во время укрепительных работ полностью засыпали и заложили камнем снаружи.

10. С другого ракурса. На фоне видна дверь, ведущая в вентиляционную шахту, соединенную с метрополитеном, судя по звуку проезжающих где — то рядом поездов.