Катастрофические сгонно-нагонные явления в азовском море. Связно ли это с? Спасательные операции и ликвидация последствий чп

Казалось бы что может случиться на самом мелком в мире, теплом и спокойном Азовском море? Увы, трегедии последних лет, в том числе и нынешнего купального сезона подтверждают — Азовское море, несмотря на внешнюю тишь и благодать таит в себе массу загадок и опасностей.

В прошлом году мы рассказывали о трагедии, которая случилась по другую сторону Азовских берегов, на острове Ейская коса. Утром 7 июля 74 ребенка и подростка из пионерского лагеря прибыли на экскурсию на остров. Во время пребывания группы детям было разрешено купание у берега. Но из-за сильного течения шестеро детей не смогли выйти на берег и утонули вместе с воспитателем, который пытался их спасти. К настоящему моменту опознаны все тела погибших — воспитателя, трех мальчиков, в возрасте 8, 9 и 11 лет, и трех девочек 12, 16 и 9 лет.

Летом позапрошлого года в селе Юрьевка, расположенном в пятидесяти километрах от Мариуполя, также произошел трагический случай. На глубине всего около метра, в двадцати метрах от берега едва не утонул двенадцатилетний мальчик. Пришедшие ему на помощь два взрослых, физически крепких тридцатилетних парня смогли вытолкнуть мальчика из воды, но сами стали жертвами морской пучины.

Было девять часов утра, взрослые были трезвые, отдыхали на пляже со своими семьями. Как могла произойти такая трагедия — уму непостижимо. Выживший мальчик рассказывает, что играл со своим дядей в море в мяч и вдруг песок начал внезапно уходить у него из под ног. Он стал кричать, на помощь кинулся дядя, который отошел в это время за отлетевшим в сторону мячем. Дядя подоспел, вытолкнул мальчика на мель, но сам начал тонуть. Видя такую картину на помощь бросился еще один мужчина. Они и подоспевшие спасатели вытащили мальчика из воды, но неведомые морские силы затянули под воду двух взрослых мужчин.

В чем причина этих трагедий? Редки ли они? Попробуем разобраться в этих вопросах по порядку.

Одна из наиболее явных причин трагедий – морские течения и вызванные ими водовороты. Юрьевка находится между двумя косами Белосарайской и Бердянской. Когда два течения встречаются в ялтинском заливе образуется закручивание морской воды, что нередко приводит к водоворотам. Рыбаки рассказывают, что иногда лодки крутит так, что с трудом удается выгрести. Случаев когда бы лодки тонули по причине водоворота местные жители не помнят, в худшем случае их относило в море. То есть, говорить о каких-то огромных водоворотах на Азове не приходится.

По словам начальника отдела рекреации регионального ландшафтного парка «Меотида» Андрея Кияненко, течения и водовороты сильны не только в районе Юрьевки, но и в особенности на оконечностях Азовских кос — на Белосарайской, Бердянской, Долгой, косе Седова, Ейской косе и других, уникальных по своему формированию азовских косах. Трагические случаи, когда людей уносило в море не только на надувных матрасах, но и без них случались и ранее. Тонули на косах даже вполне подготовленные к большой воде спортсмены.

Так, ровно двадцать лет назад со дня трагедии в Юрьевке, 15 июля 1989 года из Мариуполя в море вышли экипажи 9 судов городского Клуба юных моряков. После двенадцтидневного плавания учебное судно «Орион», 2 мотобота и 4 шлюпки вернулись назад, а двум судам с семью взрослыми членами экипажа и пятью курсантами предстояло плыть дальше, чтобы совершить круг по Азовскому морю с заходом в Ейск, Керчь и Бердянск. В полдень 28 июля в исполком Мариупольского горсовета поступила первая тревожная информация: суда находятся у косы Долгой, экипажи пропали без вести. Без промедления была создана чрезвычайная комиссию горисполкома. К поиску пропавших были привлечены суда Азовского морского и Волго Донского речного пароходств, находящиеся в акватории моря, спасательные суда аварийно спасательной службы Черноморского флота, спасательные средства рыболовецких колхозов Краснодарского края, военные самолеты и вертолеты, авиация ГАИ УВД Донецкой области.

Вечером 31 июля из Ростова на Дону военные летчики сообщили: в районе станицы Камышеватской, неподалеку от Ейска и косы Долгой, обнаружены прибитые волнами к берегу тела. Вскоре — новое сообщение: обнаружено еще 5 тел. И лишь во второй половине следующего дня был обнаружен десятый погибший член экипажа. Оставшиеся в живых два пассажира яхты — мальчик восьми лет и семнадцатилетняя девушка — не прояснили ход событий. Когда их спросили где остальные они сказали, что спали и ничего не видели. На заре перестройки этот загадочный случай долго муссировался в прессе и не сходил с уст рядовых обывателей. Виновником гибель целой команды одни считали НЛО, другие браконьеров, свидетелями незаконного промысла которых якобы стали юные моряки.

Первое предположение комментировать не будем… Другое маловероятно. Если бы браконьеры так просто уничтожили десять молодых хлопцев, то в те времена их бы обязательно нашли и просто утопили где-нибудь неподалеку. Вряд ли у кого-нибудь поднялась бы рука осуществить столь вопиющее злодеяние. Остается искать причину страшной загадки в море.

Как впоследствии рассказывали двое выживших ребят, они проснулись одновременно среди ночи с ощущением необъяснимой тревоги. Одежда матросов была беспорядочно разбросана на палубе. Глубина в том месте была ничтожной — яхта сидела на мели, где дно видно с любого борта. Яхтсмены с которыми мы общались считают, что виной гибели ребят могли быть сильные морские течения, идущие вдоль оконечности косы Долгой, вызванные нагонной волной. Скорей всего, ребята слезли в воду чтобы столкнуть шлюпку с мели, попали в течение, остальные бросились их спасть и также были унесены в море один за другим.

Не хотелось бы обращаться к мистике, но во всех этих несчастных случаях все же присутствуют несколько роковых совпадений и магических цифр. Шлюпка которая возможно косвенно но стала причиной гибели экипажа в 1989 году, в то время она называлась «Арктос», спустя ровно 13 (!) лет, и, что более невероятно, опять же 25 июля, переделанная к этому времени в яхту с новым названием «Мариуполь» утопила пятерых пассажиров и затонула сама. В районе села Мелекино она катала отдыхающих. Несмотря на то, что рассчитана она была всего на 10 человек, капитан взял на борт 38 пассажиров. От небольшой волны в полутора километрах от берега яхта перевернулась. Судно повалилось на бок и начало медленно тонуть. Из 38 пассажиров спасли 33 человека. Что интересно, после трагедии яхта была поднята со дна плавучим краном Мариупольского порта, около года хранилась на территории порта, а затем вывезена в неизвестном направлении, дальнейшая судьба ее нам неизвестна. Будет ли она реставрирована и опять спущена на воду? Вполне возможно, хотя яхтсмены с которыми мы общались считают, что такую несчастливую яхту надо еще поискать и лучше всего ее было бы просто уничтожить, спалить, а пепел развеять над морем. Но вернемся к теме нашего основного вопроса.

Коса Долгая, если кто не знает, расположена на противоположном берегу Азовского моря, на территории Российской Федерации. В советские годы, когда границ между нашими странами не существовало, мариупольские яхтсмены нередко ходили по другую сторону моря. Если смотреть на карту Азовского моря заметно, что коса Долгая находится почти прямо напротив Белосарайской косы. Таким образом течение водной массы в этом месте проходит как через горловину бутылки и соответственно усиливается. При нагонной волне, вызванной западным и юго-западным ветром уровень моря в районе Таганрогского залива иногда повышается до двух метров. Когда ветры ослабевают вода устремляется обратно, причем достаточно стремительным потоком.

Приятель автора этих строк совсем недавно лично убедился насколько опасными могут быть оконечности Азовских кос, — спас девчушку лет двенадцати на оконечности Белосарайки. Пока ее родители увлеченно болтали на берегу, она по мели ушла метров на пятьдесят от берега, иначе не скажешь, — в открытое море, ведь на оконечности косы море практически со всех сторон. Глубина для ее роста была чуть выше пояса, но при этом выйти самостоятельно из моря она не могла. Ее угораздило попасть как раз на стык двух течений, об этом явно говорили волны, накатывающие друг на друга с разных сторон под углом примерно в пятьдесят градусов.

«В начале она не поняла, что дело неладно и спокойно прыгала по волнам, но потом на ее лице обозначился ужас, — рассказывал приятель. — Она пыталась идти к берегу, а море тащило ее обратно. Наверняка в такой неравной борьбе сил бы ее хватило ненадолго, тем более что физически девушка была явно не атлетка. Когда я подошел к ней, то несмотря на относительно спокойную поверхность воды, почувствовал как по дну течет могучая река. Течение было настолько сильным, что я с трудом мог держаться на ногах. Испугался не на шутку. Сказал, чтоб девченка держалась за мою руку и так шаг за шагом мы постепенно выбрались на мелководье, а затем и на берег. Если бы было немного глубже я бы течение не поборол…».

Такая вот силища живет в «ласковом» Азовском море. Автор этих строк, как почитатель отдыха на Белосарайской косе, сам не раз проверял на себе силу этого течения. На самом конце косы лучше не купаться вообще, а вот не доходя до последней ее точки можно. Главное находиться все время не более, чем в десяти-пятнадцати метрах от берега, и чтобы глубина была не выше пояса. Можно получить интересные ощущения. Надо просто расслабиться, лечь на спину и течение само будет нести вас вдоль берега примерно со скоростью идущего быстрым шагом человека, — проверено. Хотя такое сильное течение бывает далеко не всегда. Такая вот река в море, — экзотика! Но хороша была бы эта экзотика если бы не сгубила столько народу.

По словам Андрея Кияненко, случаев с утопленниками на косах меньше, чем в других местах только по той причине, что количество отдыхающих на них гораздо меньше. А на косе Седова охранники Ландшафтного парка «Меотида» вообще отдыхающих на оконечность косы не пропускают, охраняют гнездовья птиц. Хуже обстоят дела на Белосараской косе. Сюда, на оконечность косы отдыхающих с каждым годом приезжает все больше и больше, а ведь многие из них даже не подозревают об опасности, которую таит в себе это красивое место.

Но в трагедии произошедшей в Юрьевке в прошлом году нельзя однозначно винить морские течения. Во-первых, возле берега на небольшой глубине они не настолько сильны, чтобы утащить и потопить двоих молодых физически сильных, умеющих плавать мужчин. Во-вторых, Юрьевка находится практически в Ялтинском заливе и течения здесь крайне слабы. Почему-то не отмечено подобных случаев в соседних поселках Ялта и Урзуф. Причем не было их не по официальным данным, а именно по словам местных жителей, в том числе сотрудников «Меотиды». Самое опасное место, по словам юрьевцев, находится на окраине Юрьевки, со стороны Урзуфа, в районе с говорящим за себя названием – мыс Змеинный.

Не верит в то, что причиной трагедии в Юрьевке стали течения и руководитель мариупольской общественной экологической организации «Чистый берег», моряк и яхтсмен Юлиан Михайлов.

«Там ведь илистое дно, почти болото, какие там могут быть сильные течения? – Задается он вопросом. – Я много лет занимаюсь яхтенным спортом, знаю море, как родное и, поверьте, я не встречал даже в открытом море, не говоря уже о Ялтинском заливе воронок, способных затянуть взрослого, умеющего плавать мужчину под воду. В морских лоциях (справочниках для моряков) также о сильных течениях в этом районе не говорится. Я могу только догадываться о причинах природных аномалий в Юрьевке, но виноваты в них не морские течения».

С мнением яхтсмена-эколога согласна и заведующая отделом природы Мариупольского краеведческого музея Ольга Шакула. По ее словам, причина кроется скорей в том, что как раз в районе мыса Змеинный проходит глобальный геологический разлом между плитами коренных пород на глубине примерно в один километр. Он пересекает все Азовское море и создает сейсмическую активность Крыма. В ходе геологических подвижек, плиты налезают друг на друга, крошатся, сдвигают верхние почвенные слои. К слову, выход обломков этих пород проявляется на поверхности в злосчастных, широко известных радиоактивных «черных» песках, основу которых составляет радиоактивный торий. Кроме выхода песков, геологическая нестабильность района способствует также массивным подвижкам верхней части земной поверхности, в том числе приводит к селям и оползням, которые происходят не только на суше, но и под пластом морской воды.

По мнению Ольги Шакула, не исключено, что причиной трагедий в Юрьевке стали как раз эти особенности изменения состояния почвы. Грязевые сели представляют собой массу с низкой плотностью твердого вещества, состоящую из ила, глины и песка. Выдержать вес человека эта масса не может. Активность почвы, разломы и трещины способствуют также образованию подземных рек. Там где эти воды вымывают поверхность дна, образуются провалы. Местные рассказывают, что при строительстве одного из корпусов пансионата в Юрьевке во время забивания первой сваи, она просто провалилась куда-то глубоко под землю и от идеи со сваями пришлось отказаться.

«Мы пять лет назад отдыхали в Юрьевке с семьями и сотрудниками нашего музея, — говорит Ольга Шакула. – Наша коллега чуть не утонула на небольшой глубине, на наших глазах она стала проваливаться в песок, закричала, по ее лицу мы поняли, что она не шутит, мой муж доплыть бы не успел, а потому кинул ей детский надувной круг. Все случилось в считанные секунды, коллега до сих пор считает, что круг брошенный мужем спас ей жизнь».

Имеет в Юрьевке место и другой феномен — выход газа на поверхность. Местные рассказывают, что зимой, когда море покрывается коркой тонкого прозрачного льда скопления пузырей газа подо льдом очень хорошо видны. У детей даже есть развлечение – пробурить небольшую лунку во льду и поджечь газ который из нее выходит.

По мнению сотрудника Азовской научно-исследовательской станции Георгия Рязанцева, причина гибели людей в выбросах метана из иловых отложений.

«Под песком, под ракушью, под глинистыми породами, возможно образование полостей в которых находится газ, и при переполнении этих полостей возможен выход газа именно здесь», — говорит научный сотрудник.

Таким образом, в момент выброса газа человек оказывается в разреженной газовой, плотность которой не позволяет человеку оставаться на поверхности. Он мигом проваливается в бездну и в доли секунды погибает.

Специалисты отмечают, что объемных научных исследований по влиянию геологического разлома на экологию Азовского моря в северной его части не проводилось. Берег моря таит в себе массу неразгаданных загадок. К сожалению, некоторые из этих загадок приводят к страшным последствиям, а потому на наш взгляд заслуживают более пристального, детального научного изучения. По словам специалистов, чтобы точно выяснить причины трагедий и разработать комплекс мероприятий по безопасности, необходимо произвести в аномальной зоне Азовского моря буровые работы, а это очень дорогостоящее и хлопотное мероприятие. Тем не менее, количество трагических случаев в Юрьевке уже перевалило за ту метку, когда пора заняться вопросом по-взрослому. Ведь до сих пор значительная часть случаев с утопленниками списывается на их нетрезвое состояние и на неосторожность поведения в воде. Какой их процент соответствует реальному положению дел, — сказать сегодня никто не может.

No related links found



Черноморская «Тортуга» – широко известная в морском бизнесе нелегальная рейдовая перевалка за пределами морских границ.

Четырнадцать человек погибли при пожаре на судах «Маэстро» и «Канди» в районе Керченского пролива, . Обстоятельства произошедшего разбирает на своей странице в Facebook глава наблюдательного совета «Майдан закордонних справ», эксперт по вопросам Крыма, главный редактор издания «BlackSeaNews» Андрей Клименко

Напомним, что известно о случившейся в Черном море трагедии на сегодняшний день.

Таким образом, кроме погибших, остается неизвестной судьба 6-ти человек из 32. 12 спасены. Спасенных моряков с двух горящих судов, а также тела погибших доставляют в Керчь. Ночью сделать это не удалось из-за штормовой погоды. Операция переведена из спасательной в поисковую.

По состоянию на утро вторника пожар еще не потушен и горение судов продолжалось. По предварительным данным, пожар произошел во время перегрузки топлива с одного судна на другое.

Суда «Маэстро» и «Канди» выходили из порта Темрюк на Кубани, об этом сообщил начльник морпорта Михаил Мигда. Якорная стоянка, на которой находились суда, была нелегальной. Судна перевозили сжиженный газ. Оба парохода выходили из Темрюка. Один в середине месяца (декабря 2018 года), другой – 20 января.

Что произошло на самом деле произошло в районе Керчи?

Где?

Это не Керченский пролив. Это довольно далеко от него. Это Черное море, нейтральные воды. 15 миль к югу, примерно 28 км.

Место трагедии на карте.

Это широко известная в морском бизнесе нелегальная (неофициальная), но очень большая рейдовая перевалка за пределами морских границ. Иногда моряки зовут ее «Тортуга», в этом районе «дикой» перевалки весной 2017 затонул турецкий сухогруз «Герои Арсенала».

Кто?

Взрыв произошел на двух турецких танкерах-газовозах (Lpg Tanker) – «Candy» (ex «Venice», «Green Energy») И «Maestro» (ex «Green Light»). Сейчас они под флагом Танзании, а владелец где-то на островах. На самом деле реальный владелец там был глубоко спрятан, но американцы его раскопали – турецкая «Milenyum Denizcilik Gemi», и на них нигде пробы ставить.

С весны 2015 они в сирийском санкционном списке США и в нашем «черном списке» – крымском.

Что там случилось?

Если говорят, что они стояли борт о борт – могли делать перекачку газа ship to ship. Зачем? – Не знаю. Это все равно, как сидеть на баллоне с пропаном и его поджигать. Это крайне опасные суда сами по себе.

Незаконная перевозкой газа из оккупированной Керчи

Оба промышляли незаконной перевозкой газа (Lpg) из оккупированной Керчи (см нашу табличку), в последнее время также с Темрюка. Возили его в Сирию и Ливан.

Связно ли это с ?

Никакого отношения к ситуации в Азовском море и Керченском проливе это не имеет. Эти танкеры всегда пропускали через Керченский пролив в первую очередь. Скорее всего – не очень легальный бизнес.

Андрей Клименко,

В последние дни Азовское море находится в центре внимания мировых СМИ из-за очередного обострения российско-украинских отношений. Однако трагедии в этих водах происходили на протяжении веков. Из этого материала Вы узнаете о самых ужасных событиях, случившихся в акватории Азова.

1779 год: взрыв на фрегате «Третий»

В 1779 году в гавани города Керчь проводился ремонт на парусном фрегате «Третий» - одном из лучших кораблей российского флота, который был построен шестью годами раньше. Рабочие обивали парусиной крюйт-камеру – помещение для хранения горючих веществ. Случайный пожар спровоцировал взрыв 149 бочек с порохом. Судно буквально разнесло на щепки, погибло 20 матросов.

1781-82 годы: происшествия с «Таганрогом»

Зимой 1781 года лёд вытолкал из Таганрогской гавани новоизобретённый корабль «Таганрог». Получив пробоину, судно затонуло. При этом 39 членов экипажа погибло, десятки спасшихся получили обморожения. Через год корабль подняли со дна и стали использовать снова. Однако в ноябре 1782 года при попытке войти в ту же бухту «Таганрог» снова наткнулся на льды и был частично затоплен – это кораблекрушение унесло жизни 32 моряков.

1914 год: катастрофический шторм

В год начала Первой мировой войны уровень Азовского моря в юго-восточной части поднялся во время шторма на 4,3 метра. Причиной тому, как считает исследователь Евгению Шнюков, стало необычное явление – сгонно-нагонные волны. Множество людей унесло в море, погибло 3000 человек. Ейск и Темрюк были разрушены. Около половины жертв пришлось на район Ачуевской косы. Под Приморско-Ахтарском во время шторма утонули 150 железнодорожных рабочих.

1927 год: страшный смерч в Еникале

Смерч, поднявшийся на берегу Керченского пролива 20 сентября 1927 года, был настолько сильным, что поднял в воздух и перенёс на расстояние 150 метров два рыбацких судна. Один из рыбаков погиб, трое остались калеками.

1944 год: десант на мыс Тархан

Во время Великой Отечественной войны Красная Армия с огромными потерями провела высадку десанта на мысе Тархан в Керченском проливе. Операция проходила с 9 по 11 января 1944 года. 51 корабль Азовской флотилии вышел в море вечером, но во время перехода к мысу усилился шторм, ветер поднялся до 7 баллов, из-за чего затонули 5 десантных мотоботов.

В 8 часов утра 10 января пехотинцы стали высаживаться в ледяную воду, теряя оружие и боеприпасы. Немецкие самолёты при этом обстреливали флотилию с воздуха. Советская же авиация, которая должна была прикрывать операцию, на месте так и не появилась.

Количество жертв при высадке составило 177 десантников – они утонули или были убиты. Кроме того, погибли члены экипажей нескольких утонувших катеров, тендеров и мотоботов.

1969 год: цунами на Кубанском побережье

Одним из самых разрушительных катастроф в истории Азова стал разгул стихии в октябре 1969 года. Из-за резкой смены ветра на побережье Темрюкского района Краснодарского края обрушилась волна высотой 4 метра. Цунами уничтожило рыбацкие поселки Чайкино, Ачуево, Перекопка и Вербеная, в Темрюке пострадали здания в порту, судоремонтный и консервный заводы, курортные постройки. Была подтоплена полоса суши шириной 10-12 километров. Точное количество погибших не называлось, однако, по оценкам специалистов, счёт идёт на сотни человек. Тысячи людей лишились своих домов, полностью была уничтожена рыболовная отрасль района.

1988 год: авиакатастрофа над Ейским лиманом

8 августа 1988 года в Азовское море упал самолёт-лаборатория Ан-12, которым управляли лётчики 535-го отдельного смешанного авиационного полка. На борту воздушного судна находилось 50 пассажиров. Во время захода на посадку над Ейским Лиманом у самолёта внезапно отключились двигатели, и он рухнул на мелководье. Корпус ударился о дно и раскололся. Из 25 погибших часть получила смертельные травмы при ударе, другие утонули. Половине пассажиров удалось спастись, не без помощи местных жителей, которые подплывали к месту происшествия на маломерных судах. Причиной катастрофы стало использование смешанного с водой авиационного топлива.

Штормовой ветер и сильное волнение моря привели к крушению нескольких кораблей в Азовском и Черном морях 11 ноября. Скорость ветра в районе соединяющего их Керченского пролива достигала 32 метров в секунду, а волнение моря - шести-семи баллов. По данным МЧС , на 06.00 понедельника, за один день затонули четыре судна, еще шесть сели на мель, получили повреждения два танкера, одна баржа находится в дрейфе.

Как сообщили РИА Новости в пресс-службе краевого управления МЧС РФ, инцидентов, подобных нынешнему, в Керченском проливе никогда не было. Представители МЧС предположили, что причиной ЧС могло стать то, что экипажи судов пренебрегли штормовым предупреждением, которое рассылалось в субботу.

По данным МЧС, на 08.00 мск 11 ноября в районе порта "Кавказ" находились 59 судов, при этом все капитаны получили информацию об ухудшении погоды. Но метеоусловия оказались еще хуже, чем прогнозировалось . Кроме того, особенность Керченского пролива заключается в том, что здесь мало бухт для укрытия судов от шторма.

КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ

В 04.45 мск в воскресенье южнее Порта Кавказ на рейдовой стоянке во время шторма разломился пополам танкер "Волгонефть-139", груженный более чем 4 тысячами тонн мазута . На борту танкера находились 13 членов экипажа.

"Нефтепродукты теплоход погрузил в Самаре и следовал на выгрузку на Украину", - сообщил начальник администрации Новороссийского морского торгового порта Владимир Ерыгин .

"В результате аварии носовая часть осталась на якоре, а кормовая часть с членами экипажа находится в дрейфе". К вечеру 11 ноября кормовая часть танкера с помощью собственной судовой силы встала на мель в районе косы Тузла .

Спасатели сняли с судна 13 человек и доставили их в порт "Кавказ". Представитель Порта Кавказ сообщил РИА Новости, что в результате инцидента с танкером "Волгонефть-139" никто из людей не пострадал , но в Азовское море вылилось около одной тысячи тонн мазута.

В 10.25 11 ноября затонул сухогруз "Вольногорск", на борту которого находилось более 2,6 тысячи тонн серы. Экипаж из восьми человек покинул судно на спасательном плоту и сумел высадиться на косе Тузла. Они были госпитализированы в центральную районную больницу города Темрюк .

Это капитан Сергей Порхонюк, первый штурман Виктор Пономарев, электрик Вадим Маслюков, моторист Дмитрий Слегонтов, повар Наталья Бобохина, моторист Денис Маров, третий штурман Алексей Добровидов, моторист Алексей Головачев.

Наткнувшись на затонувший "Вольногорск", получил пробоину и начал тонуть другой сухогруз с серой - "Ковель". Экипаж "Ковеля" спасатели пересадили на буксир , разлива топлива нет. В 19.00 мск 11 ноября "Ковель" полностью затонул.

Также затонул сухогруз "Нахичевань" с 2 тысячами тонн серы. В настоящее время спасены трое из 11 членов члена экипажа этого сухогруза. Поиски остальных членов экипажа продолжались и ночью . В них принимали участие четыре российских судна - "Протей", "Посейдон", Меркурий" и "Капитан Задорожный".

Шестибалльный шторм также стал причиной того, что в юго-западной части косы Тузла села на мель несамоходная баржа "Дика" . На ее борту находятся два человека и 4.149 тонн мазута. Утечки топлива нет. В этом же районе на мель сел морской плавучий кран с одним человеком.

Вечером 11 ноября пресс-служба МЧС Украины сообщила, что у северо-западного берега Крыма во время шторма на мель сел российский буксир "МБ 1224" с 13 членами экипажа. По данным МЧС , буксир находится на расстоянии 15-20 метров от берега в районе бухты Узкая, недалеко от поселка Черноморское. Судно двигалось из города Азов к устью Дуная.

А в районе Новороссийска сели на мель греческий и турецкий сухогрузы, сообщил РИА Новости начальник администрации Новороссийского морского порта Владимир Ерыгин. По его словам, в обоих случаях капитаны не справились с управлением в шторм .

Помимо этого, в ночь на 11 ноября в Севастополе затонул сухогруз "Хаш-Измаил", шедший под грузинским флагом с грузом металла из Мариуполя в Тарту .

Начальник отдела пропаганды севастопольского городского управления министерства чрезвычайных ситуаций Украины Валерий Стрелец сообщил, что спасены только двое из 17 членов экипажа. Ранее сообщалось, что сухогруз был российским и спасателям удалось доставить на берег 14 членов экипажа , но Стрелец опроверг эту информацию. По его информации, судно не стояло на якоре в Севастополе и затонуло, заходя в бухту, в районе Херсонесского маяка. "Они решили зайти в бухту, чтобы переждать шторм и, выполняя моневр, затонули", - сказал Стрелец.

По информации пресс-службы крымского управления МЧС, в районе бухты Капсель (окрестности Судака, восточная часть Южного берега Крыма) вынесло на мель украинское судно "Вера Волошина", на борту которого находится 18 членов экипажа. Судно с грузом сельхозтехники следовало из Румынии в Новороссийск. Сотрудники крымского управления МЧС провели эвакуацию экипажа с борта корабля.

СПАСАТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧП

Штормовой ветер нанес значительный ущерб инфраструктуре Севастополя - повалены деревья, нарушено электроснабжение. Многие населенные пункты Крыма обесточены, подразделения МЧС Крыма, "Крымэнерго", РЭС, газовой службы устраняют разрушения, причиненные ураганным ветром.

Официальный представитель МЧС Виктор Бельцов отметил, что все суда, потерпевшие аварию в воскресенье, относятся к классу "река-море". "Ни одного инцидента с судами океанского класса не произошло ", - отметил он. По данным МЧС, плохая погода сохранится до 14 ноября.

Чтобы избежать новых кораблекрушений, с рейда порта "Кавказ" в связи с сильным штормом выведены 40 судов из находившихся на рейде. На рейде остаются десять судов, в том числе два сухогруза с серой .

В порту "Кавказ" работает оперативная группа Главного управления МЧС РФ по Краснодарскому краю, а в Ростове-на-Дону работает оперативный штаб Южного регионального центра МЧС РФ . Общее руководство спасательной операцией осуществляет Минтранс РФ, а координацию всех сил, задействованных в ней, - МЧС России.

Как сообщил РИА Новости помощник главкома ВМФ РФ капитан первого ранга Игорь Дыгало, корабли Черноморского флота (ЧФ) РФ готовы оказать помощь терпящим бедствие судам .

Однако пока просьб о помощи в командование Черноморского флота не поступало. "На кораблях Черноморского флота, стоящих у причалов в Севастополе и Новороссийске, заведены дополнительные швартовые концы. Выставлена дополнительная вахта. В штабе Черноморского флота развернут пост управления поисковых и аварийно-спасательных работ, который отслеживает и анализирует ситуацию, складывающуюся на море", - сообщил Дыгало.

В связи с происшествиями в Керченском проливе для родственников моряков пострадавших судов открыты телефоны "горячей линии", сообщил РИА Новости представитель Южного регионального центра МЧС России.

В порту "Кавказ" открыты два телефона "горячей линии" - (8-86148) 581-45 и 517-48. Еще два телефона "горячей линии" работают в Краснодаре (8-861) 262-34-46, 262-52-27.

В район бедствия вылетел вертолет МЧС, также ожидается, что как только позволит погода, вылетят еще два вертолета из Ростова-на-Дону и Сочи .

Пропавшими до сих пор числятся 15 из 17 членов экипажа затонувшего в Севастополе сухогруза "Хаш-Измаил", который шел под грузинским флагом.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Он привел другие цифры - по его, словам, в воду вылилась не одна, а более двух тысяч тонн мазута из четырех тысяч тонн, находившихся на борту танкера, в связи с тем, что из-за плохой погоды не удавалось остановить разлив нефти из разломившегося напополам судна. "Трещина, по которой потом произошел разлом, находится посредине, между третьим и четвертым танком", - сказал Митволь.

"Есть серьезные опасения, что разлив нефти будет продолжаться", - сказал замглавы Росприроднадзора.

Что касается затонувшего сухогруза, то, по словам Митволя, сера - инертный материал, и есть надежда, что она не будет вступать ни в какие соединения, опасные для человека. Помимо этого, после шторма спасатели попытаются поднять контейнеры с серой.
"Но в сухогрузе ("Вольногорск") также были танки, полные мазута. То есть мы имеем дело с очень серьезной ситуацией, связанной с загрязнением Керченского пролива нефтепродуктами", - сказал Митволь.

Он отметил, что нефтесборщики при сильном волнении моря работать не могут, а мазут начинает уходить ко дну и будет несколько лет "создавать повышенный фон содержания нефти в воде".

"То есть эта проблема может превратиться в проблему нескольких лет. Работа по восстановлению экологического состояния Керченского пролива займет не один месяц", - сказал Митволь, указав, что технология сбора мазута очень сложная и дорогостоящая.
Президент Российского Зеленого Креста, академик РАЕН Сергей Барановский, напротив, считает, что груз серы на затонувших из-за шторма сухогрузах в Керченском проливе более вреден для экологии, чем разлив нефти .

ЗАТОНУВШИЕ СУДНА

Сухогруз "Вольногорск" проекта 21-88 был построен в 1965 году на судостроительном предприятии Slovenske Lodenice (Комарно, Чехословакия). Длина судна - 103,6 метра, ширина - 12,4 метра, осадка 2,8 метра. Грузоподъемность судна - две тысячи тонн. До 2007 года судном владело "Азово-Донское пароходство", расположенное в Ростове-на-Дону.

Сухогруз "Нахичевань" этого же проекта был построен в 1966 году, им владеет ГК "Азово-Донское пароходство".

Сухогрузный теплоход "Ковель" был построен в 1957 году по проекту 576. Подобные суда строили на нижегородском заводе "Красное Сормово" и в Румынии. Сухогрузы этого типа предназначены для перевозки насыпных, навалочных, тарно-штучных грузов, таких, как строительный щебень, песок, уголь, бумага в рулонах, лес в бревнах. По данным СМИ,"Ковель" принадлежит ОАО "СК "Волжское пароходство".

Сухогруз "Каунас" подобного типа в августе 2002 года врезался в Литейный мост на Неве в Санкт-Петербурге. Теплоход, на борту которого было почти две тысячи тонн металла, получил пробоину и затонул, и на четыре дня перекрыл движение судов по Неве. За это время в ожидании прохода скопилось по обе стороны реки более 300 судов. Причиной ЧП стал выход из строя рулевого устройства. После аварии сухогруз был списан.

В ноябре 2003 года теплоход "Виктория" этого же проекта сел на мель в Цимлянском водохранилище, никто не пострадал. По сообщению СМИ, капитан "Виктории" по указанию руководства компании совершил перегруз более чем на 300 тонн. При входе в Цимлянское водохранилище образовался крен теплохода, и в корпус начала поступать вода. Во избежание затопления капитан решил поставить теплоход на мель.

Разломившийся в Керченском проливе танкер "Волгонефть-139" был построен в 1978 году. Он принадлежит ОАО "Волготанкер". Как сообщает сайт владельца судна, этот танкер имеет восемь танков для перевозки мазута, двойной борт и двойное дно. Первый танкер серии "Волгонефть" был построен в 1962 году. Их строят на Волгоградском судостроительном заводе, на судостроительных предприятиях в болгарских городах Варна и Русе.

Танкер предназначен для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов, его длина 132,6 метра, ширина - 16,9 метра, осадка - 3,5 метра. Грузоподъемность танкера - пять тысяч тонн. На борту "Волгонефти-139" находилось 4,777 тысячи тонн мазута.

Есть несколько проектов танкеров этой серии - 550, 550А, 558, 630, 1577. Они отличаются грузоподъемностью, конструкцией трубопроводов, надстройкой, конструкцией мачт. Было построено 65 танкеров проекта 550А, к которым принадлежит "Волгонефть-139", и более 200 танкеров других проектов.

В декабре 1999 года подобное происшествие произошло с танкером "Волгонефть-248" проекта 1577. Он переломился от удара мощной волны и затонул во время шторма в Мраморном море у берегов Турции 29 декабря 1999 года. Береговой охране удалось эвакуировать с корабля 15 членов экипажа. В море вылилось около 800 тонн мазута.

Летом 2002 года на реке Свирь под Петербургом сел на мель танкер "Комсомол Волгограда" (изначально - "Волгонефть-213"). Причиной ЧП стала техническая неисправность рулевого управления. Танкер получил три пробоины, но разлива нефтепродуктов не произошло.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости

Экипажи двух судов, потерпевших бедствие во время шторма в Керченском проливе, госпитализированы в больницу города Тамань. Как передает РИА "Новости", об этом сообщил в понедельник сотрудник пресс-службы краевого управления МЧС России. По его словам, госпитализированы 13 человек с разломившегося пополам танкера "Волгонефть-139" и 11 - с затонувшего сухогруза "Ковель".

Трое членов экипажа затонувшего сухогруза "Нахичевань" находятся в реанимации в украинской больнице, добавил представитель МЧС. Поиски еще восьми членов экипажа "Нахичевани" продолжаются.

Шторм в воскресенье стал причиной беспрецедентного чрезвычайного происшествия в Азовском и Черном морях - за один день затонули пять судов, в том числе три сухогруза с серой и танкер с мазутом, еще несколько судов сели на мель.

Накануне сообщалось, что в результате крушения сухогруза с грузом металла в Севастополе погибли два члена экипажа.

Сообщение о перво кораблекрушении поступило в МЧС Краснодарского края в воскресенье около половины пятого утра. Стоявший на рейде в Керченском проливе нефтеналивной танкер "Волгонефть-139" в результате шторма разорвало пополам. В море вылилось около 2 тысяч тонн мазута из пяти или шести танков.

В 10.25 в районе порта "Кавказ" затонул сухогруз "Вольногорск", на борту которого находилось более 2,6 тысячи тонн серы. Экипаж из восьми человек покинул судно на спасательном плоту и сумел высадиться все на той же косе Тузла. Утечки серы пока не произошло, поскольку груз был загерметизирован.

В 11.50 в проливе затонул самый современный из всех потерпевших крушение кораблей - сухогруз "Нахичевань" с 2 тысячами тонн серы на борту. По данным МЧС, в начале крушения, пока палубные постройки не ушли под воду, все 11 человек находились на них. Как сообщила "Коммерсанту" представитель краснодарского штаба управления МЧС Татьяна Бурмистрова, спасены только три члена экипажа этого сухогруза - матросы Александр Горшков и Роман Радонский и повар Анна Рей. "Данных об остальных членах экипажа пока нет, и их поиски ведутся только с буксиров, - сказала она.

Четвертое судно, которое потерпело бедствие в районе порта "Кавказ", - это сухогруз "Ковель" также с серой на борту и экипажем из 11 человек. Во время шторма он наткнулся на уже затонувший "Вольногорск", получил пробоину и затонул. Экипаж сухогруза спасателям удалось пересадить на буксир.

В это же время в районе порта Новороссийск из-за ураганного ветра и обрыва якорных цепей были выброшены на мель турецкий теплоход Ziya Kos и грузинское судно. Экипажи обоих судов не пострадали.

Экологи говорят, что серия кораблекрушений грозит региону серьезной экологической катастрофой. "Затонувшие в Керченском проливе танкеры с серой представляют, на мой взгляд, меньшую угрозу экологии, чем разлившийся мазут, по нескольким причинам, - считает руководитель токсической компании "Гринпис России" Алексей Киселев. - Во-первых, сера плохорастворимый и куда более инертный материал. Во-вторых, насколько я знаю, она перевозилась в герметичных контейнерах и ее утечки пока не произошло".