Китай. Срединное государство

Попасть в Китай - значит не просто оказаться в зарубежной стране. Это равносильно перемещению в иной мир, в царство загадочных знаков и неведомых символов.

В Европе или Америке, даже не зная языка, всегда догадаешься: какая дверь общественного туалета предназначена для мужчин, а какая - для женщин. Но как быть, если надпись сделана иероглифами?

Китайцы именуют свою страну Чжунго (то есть "срединное государство"). Первый из двух иероглифов, составляющих это слово - "чжун", - означает "середина" и изображается как "мишень, пробитая стрелой" (нечто вроде русской буквы "ф"). Второй иероглиф "го", то есть "государство" пишется как "князь, окруживший себя стеной".

Китайцы с глубокой древности привыкли считать свою родину центром мира и свысока смотреть на другие народы. Этот наивный эгоцентризм наложил отпечаток на национальный характер. Под его воздействием в сознании китайских правителей укоренился изоляционизм и консерватизм. А это привело к роковым последствиям в XIX веке, когда отгородившийся от мира Китай стал объектом экспансии западноевропейских держав и Японии, превративших его в полуколонию.

Обособленность Китая, несомненно, усугубляла иероглифическая письменность, казавшаяся иностранцам непостижимой. В любой стране ключом к постижению души народа может служить прикладное искусство. Но в Поднебесной перед иностранцем тут же возникает некий иероглифический барьер, система художественных образов, доступных лишь посвященным.

Например, каждое из времен года китайцы привыкли связывать с определенным цветком. Пион символизирует у них весну. Лотос - лето. Хризантема - осень. Слива - зиму. Причем каждый из этих цветков метафорически соответствует определенному периоду человеческой жизни, служит воплощением определенных образов.

Весенний пион - это символ любви, семейного счастья. Поэтому он красуется на подарках для молодоженов. Лотос считается символом душевной чистоты, отзывчивости, милосердия. Этот летний цветок воплощает слова Будды о том, что даже среди болотной грязи можно оставаться незапятнанно чистым. Осенняя хризантема, расцветающая вопреки инею, олицетворяет душевный покой и стойкость - качества, особенно необходимые человеку на закате жизни. Наконец, слива, расцветающая в Новый год по лунному календарю, то есть в середине февраля, символизирует наиболее важную для китайцев черту их национального характера - жизнерадостность среди невзгод.

После вторжения японских войск в 1937 году китайские летчики рисовали цветы сливы на крыльях полученных из СССР истребителей. Это выражало ту же мысль, что у нас в 1941 году слова: "будет и на нашей улице праздник".

Конечно, четыре перечисленных художественных образа - лишь первые строчки иероглифического словаря. Но даже они помогают понять смысл многих произведений китайского прикладного искусства.

"Вкусно и дешево"

В первый год своей работы в Пекине я объяснял все это советскому военному атташе и его супруге - пышной даме бальзаковского возраста. Мы сидели под платаном в уличной харчевне. А с ветвей свешивались бумажные ленты с размашистыми иероглифами, восхвалявшими здешнюю лапшу.

Как я завидую вам, Всеволод, что вы освоили эту китайскую грамоту, - кокетливо говорила мне дородная соотечественница. - Я порой глаз не могу отвезти от иероглифов. В каждом из них столько гармонии, столько эстетики... Кстати, попросите хозяина отрезать мне на память вот этот иероглиф. И, пожалуй, еще вот этот...

Несколько удивленный хозяин харчевни выполнил просьбу иностранки. Та убрала куски бумажной ленты в сумочку. А потом отнесла их портному и попросила вышить иероглифы золотом на вечернем бархатном платье.

В нем она и отправилась с мужем на прием по случаю национального праздника КНР. Премьер Чжоу Эньлай, встречавший гостей, чуть не упал от изумления. Ведь на одной груди супруги советского дипломата было написано "вкусно", а на другой - "дешево".

Этот эпизод я рассказываю в назидание своим внукам, которые любят носить майки со всякими непонятными надписями. Каюсь, что однажды сам купил в Токио майку с объявлением: "Секс-инструктор. Первый урок бесплатно". Надевал ее на черноморском пляже, но никакого отклика надпись у окружающих не вызвала. Хочется верить, что не из-за моего возраста, а просто из-за того, что у нас еще мало кто знает восточные языки.

Языковой мост

Знание китайской грамоты, то есть кроме иероглифики также древнекитайской истории, философии и поэзии, безусловно, послужило залогом успеха в моей журналистской карьере. Благодаря этому мне не только не мешал языковой барьер, но и очень помогал языковой мост.

Достаточно было прочесть собеседнику иероглифическую надпись на картине или вазе, процитировать к месту или не к месту древнекитайского философа или поэта - чтобы сразу породить доброжелательное отношение собеседника к "необычному иностранцу".

Более того, именно моя языковая компетентность послужила тем коконом, который защищал меня от цензуры в советские времена. Как газетные, так и телевизионные начальники чувствовали, что я знаю о Китае и Японии гораздо больше их, и не решались делать мне замечания, дабы не попасть впросак.

Помню, самым ответственным для журналиста выступлением считался двухминутный комментарий в программе "Время", который смотрела вся страна. Приходилось приносить текст выступления лично председателю Гостелерадио Сергею Лапину.

Обычно он тут же откладывал мои листки в сторону и говорил: "Тут мне тебя учить нечему. Расскажи лучше, какую тесемку надо потянуть у гейши, чтобы распахнуть у нее кимоно?" Я делился личным опытом, и общение с начальством этим ограничивалось.

Первым постсоветским изданием моих книг стал сборник "Избранное", вышедший в 2001 г. Во время верстки мне позвонил редактор и спросил: "А вы десоветизировали ваши тексты?" "Что вы имеете в виду?" - удивился я. "Но мы же за годы перестройки стали смотреть на все по-иному. Внимательно перечитайте ваши пять книг, и вам непременно захочется что-то изменить!"

Я проштудировал с карандашом более тысячи компьютерных страниц текста и не сделал ни единой поправки. И тут меня охватила эйфория, за которую я был готов расцеловать бдительного редактора. Ведь именно благодаря ему я убедился, что мне не стыдно ни за одну строчку, написанную в советские годы. Так сама жизнь убедила меня, что компетентность журналиста - залог его творческой независимости.

Такое построение учащихся в школе в г. Цзиньхуа (провинция Чжэцзян), связано с празднованием Дня основания КНР. В центре - надпись: "Да здравствует Родина!"

«Мишень, пронзенная стрелой». Таков прототип китайского иероглифа «чжун» - середина. (Нечто вроде русской буквы «Ф».) Чжунго - Срединное государство. Так именуют китайцы свою страну с тех пор, как император Цинь Ши-Хуанди в 221 году до нашей эры объединил семь враждовавших княжеств в бассейне Хуанхэ и построил Великую стену для защиты от набегов кочевых племен. Китайцы с глубокой древности привыкли считать свою страну центром Поднебесной, а на другие народы взирать как на варваров или своих вассалов. Этот наивный эгоцентризм наложил глубокий отпечаток на национальный характер. Под его воздействием в сознании китайских правителей укоренилось пренебрежение к остальному миру - изоляционизм и консерватизм. А это привело к роковым последствиям, когда с середины прошлого века Китай стал объектом колониальной экспансии западных держав и Японии.

Если Китай - центр Поднебесной, а Пекин - столица Срединного государства, то центром столицы должен быть императорский дворец. Именно он и стал им в 1420 году по воле императора Юнлэ. Мало найдется в мире городов, являющих собой столь безупречное воплощение единого архитектурного замысла. Запретный город, то есть ансамбль из 9999 дворцовых помещений, симметрично расположен относительно линии, которая проходит от южных городских ворот до северных. Она служит осью планировки исторической части города. На этой восьмикилометровой прямой расположены все архитектурные доминанты старого Пекина. Императорский дворец был домом для 24 императоров династий Мин и Нин, а также тюрьмой для последнего из них, о чем с исторической достоверностью рассказывает фильм Бертолуччи.

Все улицы старого Пекина идут с юга на север или с востока на запад, пересекаясь только под прямыми углами. Из-за этого у коренных пекинцев настолько развилось чувство направления, что вместо слов «направо» или «налево» они говорят: «Идите на север, а на третьем повороте поверните на восток». Утверждают даже, что если пекинца, потерявшего сознание на улице, отвезти на «скорой помощи» в больницу и спросить, где болит, он, не задумываясь, ответит: «На западной стороне живота».

Словом, план Пекина похож на лист из тетради в клеточку. Своей расчерченностью и симметрией город отражает присущий китайскому характеру рационализм, склонность к субординации и порядку. Именно такую столицу должен был построить себе народ, который возводит чуть ли не в ранг религии то, что мы привыкли называть «китайскими церемониями». Как сложились эти черты, помогут понять три ключа к китайской душе.

Овчинников В.В. Своими глазами. Страницы путевых дневников. М., 1990.

ИСТОРИЯ ПОНЯТИЙ

ЧТО ТАКОЕ КИТАЙ? СРЕДИННОЕ ГОСУДАРСТВО В ИСТОРИЧЕСКОМ МИФЕ И РЕАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

© 2012 С.В. ДМИТРИЕВ, С.Л. КУЗЬМИН

"В Китае все жители китайцы, и даже сам император - китаец"

Г.Х. Андерсен

Обсуждая историю и политику Китая, часто подчеркивают его уникальность в том смысле, что его историческое развитие не вписывается в тенденции, общие для большинства государств. Например, нередко можно встретить мнение, что, несмотря на то что Китай не единожды завоевывался иноземцами, при этом, в силу ряда особенностей своей культуры, он не становился частью других государств (что бывает с завоеванными народами), так как иноземцы быстро растворялись среди своих подданных и становились их частью. Это мнение, отчасти верное (ассимиляционные способности китайской культуры и правда очень велики), как представляется, коренится в традиционной синоцентристской концепции истории, разработанной китайскими историками-конфуцианцами много веков назад. Ее суть, помимо прочего, состояла в том, что Китай является единственным государством в своем роде, главным в мире, и поэтому не может быть частью никакого другого государства. В рамках этой концепции периоды иноземного правления рассматривались как династии - иностранные по происхождению, но мало чем отличающиеся от своих китайских предшественниц или последовательниц.

В данной статье мы постараемся разобраться в том, насколько эта концепция близка к истине. Это особенно важно потому, что она оказала сильное влияние на мировую синологию, а китайская наука, которая в последние десятилетия занимает все более важное место в мировой иерархии, почти официально считает эту концепцию своей методологической основой. Во многом это объясняется тем, что данные идеи крайне удобны для современных политических целей руководства КНР, которые зачастую далеки от стремления к научной строгости и правде [Кузьмин, Дмитриев, 2010-2011].

Ключевые слова: Китай, Срединное государство, государственная идеология, историческая мифология, национализм.

Важнейшие наши источники - естественно, китайские, написанные в разное время. Однако нельзя упускать из виду, что традиционная китайская историография носила официальный характер. Например, в империи Цин даже в Новое время независимого историописания фактически не было, печатаемые исторические трактаты подвергались цензуре, а тексты, не соответствующие официальной доктрине, - зачастую и уничтожению. Понимание предназначения истории и трактовка исторического процесса всегда оставались конфуцианскими: никакой другой исторической науки в императорском

Китае быть не могло. Поэтому необходимо опираться и на некитайские источники, в частности тибетские и монгольские, которые зачастую освещают одни и те же события и понятия совсем по-другому.

При анализе проблемы полезно прежде всего проанализировать само понятие "Китай" и его аналоги. Понимание термина Китай (кит. Чжун-го ф Щ - Срединное государство, или Тянь-ся - Поднебесная) и его эквивалентов разными народами и в разное время было неодинаковым. Впервые эти термины упоминаются в текстах, восходящих к эпохе правления династии Чжоу (1122-249 гг. до н.э.), причем скорее всего к ее позднему периоду - Восточной Чжоу (770-249 гг. до н.э.). Возможно, именно поли-этничность княжеств, группировавшихся вокруг чжоуского вана, объясняет специфику столь малоконкретного термина, определяющего ареал китайской культуры. Династия Шан (1766-1122 гг. до н.э.), свергнутая чжоусцами, судя по всему, представляла в основном моноэтничную общность. Окружавшие Шан племена, многие из которых были близкородственны шанцам и находились под сильнейшим влиянием шанской культуры, могли столетиями признавать себя вассалами шанского правителя, но от этого ни в коей мере не становились шанцами, остававшимися единственным государствообра-зующим народом, дающим этому государству имя. При этом влияние шанской культуры на соседей было столь сильно, что многие из них к концу существования династии, видимо, мало отличались от собственно шанцев, но слияния не происходило, поскольку такая концепция полностью противоречила воззрениям шанцев на государство и народ.

Система, установленная чжоусцами (которые были одними из давних вассалов Шан), изначально была совершенно иной. Строить государство на шанских принципах, объявив единственным государствообразующим народом чжоусцев, было уже невозможно. Во-первых, судя по всему, покоренные шанцы были гораздо многочисленнее и культурнее завоевателей. Во-вторых, чжоусцы во многом восприняли шанскую культуру и были не столь уж отличны от завоеванных (по всей видимости, на заре истории Шан отличия между шанцами и окружавшими их племенами были заметнее, что и повлияло на формирование их картины мира). Это облегчало принятие мульти-этничной концепции государства. В-третьих, готовя свержение Шан, чжоусцы сформировали коалицию из союзных племен, которые, конечно, требовали своей доли в новом государстве. В любом случае завоеванные чжоусцами земли были слишком велики, чтобы править ими централизованно, поэтому большинство вновь присоединенных территорий было отдано в управление членам чжоуского правящего дома Цзи и наиболее отличившимся военачальникам. Ван был сильнее любого из своих вассалов по отдельности, но не более того; к тому же со временем наметилась тенденция к смене баланса сил в пользу удельных княжеств.

Таким образом, Западночжоуское государство представляло собой скорее конфедерацию, стержнем которой был чжоуский правящий дом, но не сами чжоусцы, как племя. Все, управлявшиеся правителями, признававшими себя вассалами чжоуского вана и следовавшими установленному политическому этикету, считались его подданными и соответственно частью Срединного государства, или Поднебесной. По-видимому, в наиболее древних случаях употребления термина Чжун-го он означал ванскую столицу или ванский домен, что вполне вписывается в нашу концепцию, так как именно факт признания власти вана и политическая ориентация на его столицу были главными объединяющими факторами той конфедерации политий, которые впоследствии станут Китаем.

Новая модель государства оказалась весьма эффективной: территории, контролировавшиеся вассалами чжоуского вана, значительно превосходили пределы Шанского государства и быстро расширялись: фактическое отсутствие узкоэтнической составляющей в новой концепции государства значительно облегчало подчинение иных народов, их вовлечение в орбиту китайской культуры и ассимиляцию. Свою роль сыграло

и то, что при раздаче земель основатели чжоуского государства особенно щедро раздавали соратникам территории на границах с иноземными народами. Эти земли зачастую еще только предстояло завоевать и подчинить, но зато, если это удавалось, у такого удела были все шансы на быстрый рост и усиление за счет захвата территорий "варваров". У внутренних уделов, которые на начальном этапе считались более престижными и чьи правители очень высоко стояли в чжоуской иерархии, такого "простора для маневра" не было.

В период Восточного Чжоу, когда, по всей видимости, входят в оборот рассматриваемые термины, реальная власть вана фактически сошла на нет. Это не мешало четкому осознанию его подданными, пусть и формальными, своей принадлежности к одной общности - скорее культурной, чем политической. Иначе и не могло быть, ведь вплоть до воцарения династии Цинь (221-206 гг. до н.э.) центральная власть в китайской ойкумене если и существовала, то была в значительной степени сакральной и номинальной: чжоуский ван, конечно, признавался Сыном Неба, верховным владыкой всей земли, посредством своей благой силы обеспечивающим правильную смену времен года и плодородие почвы, но власть его в период Восточного Чжоу вне границ довольно скромного ванского домена носила скорее религиозно-магический, нежели политический характер. Поднебесной (или Срединным государством) в то время называлась совокупность политий, признающих верховный авторитет чжоуского вана и, следовательно, разделяющих основные ценности чжоуской культуры. Ведь признание такого авторитета считалось главным критерием приобщения к цивилизации.

Далеко не всегда эти политии были китайскими по этническому составу: царство Чу населяли предки современных хмонгов (мяо), жители У и Юэ были родственны вьетам (юэ), циньцы, возможно, изначально были одним из кочевых прототибетских племен. Собственно говоря, частью этого кочевого мира изначально были и чжоусцы, но к периоду Восточного Чжоу они, восприняв шанское наследие, стали законодателями культуры, которой суждено было стать собственно китайской. В ряде княжеств, где управляли китайские династии (Ци, Янь), среди населения, очевидно, были значительные иноэтничные группы: наречия даже разных китайских царств сильно отличались друг от друга. Недаром еще один обобщающий термин, обозначающий китайцев как этническую общность (хуа-ся ЩЖ "все ся"), хранит в себе следы этого разнообразия внутри этноса, которое, конечно, было следствием того, что к концу Восточного Чжоу собственно китайцы были потомками очень многих племен, ассимилированных и собранных воедино во многом благодаря гибкой политике чжоусцев.

Авторитет чжоуской (т.е. китайской) культуры был столь велик, что иноэтничные царства не только охотно воспринимали ее1, но и сознательно включались в борьбу за место в чжоуской политической иерархии, признавая себя вассалами чжоуского вана, а свои государства - частью Поднебесной. Те, кто не включался в эту систему, считались племенами, а не государствами, хотя, конечно, часто это было не так: в шанский и за-падночжоуский периоды среди этих "племен" (например, в среднем и нижнем течении Янцзы) были политии, если и уступавшие китайским государствам по степени развития, то незначительно. При этом надо понимать, что, например, чусцы, получая от вана не сишком высокое (согласно чжоуской иерархии) звание цзы для своего правителя, конечно, не хотели стать очередным вассалом слабого чжоуского вана, а стремились включиться в борьбу за гегемонию на Китайской равнине, что можно было сделать, только приняв правила этой борьбы. Даже заклятые враги чжо

САМОЙЛОВ Н. - 2010 г.

  • ИЗУЧЕНИЕ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

    ЛОМАНОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ, ТИТАРЕНКО МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВИЧ - 2013 г.

  • Известный русский геополитик-эмигрант Петр Николаевич Савицкий в своей статье «Географические и геополитические основы евразийства» (1933 г.) писал, что Россия имеет гораздо больше оснований, чем Китай, называться Срединным Государством. Как следует понимать это определение применительно к общей картине мiра и насколько оно соответствует действительности, покажет будущее, но, прежде чем обратиться к некоторым пророчествам относительно грядущих судеб России и Китая, напомним читателю, что полностью о пророчестве можно судить только после его исполнения. «Скажут: зачем тогда существует пророчество? Пророчество существует для того, чтобы установить смысл грядущих времен, а не их факты. Поэтому все толкования должны ограничиваться установлением только точного смысла событий, а не их фактического протекания. Это-то и есть пророчество...»

    «Три мiра Азийско-Европейского материка» по В.И. Ламанскому и направление русской колонизации по В.П. Семенову-Тян-Шанскому.

    Итак, среди известных пророчеств роль Китая в судьбе вселенского Православия и России наиболее загадочна . Еще за несколько лет до большевистского переворота о. Иоанн Кронштадтский предсказал, что освобождение России придет с «востока» (что не исключает и духовного понимания этого слова). А иеросхимонах Аристоклий Афонский (†1918 г.) об этих апокалиптических событиях говорил так: «...Конец будет через Китай. Какой-то необычный взрыв будет и явится чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но не очень долго» .

    Современный Китай – это страна с ежегодным темпом прироста экономического потенциала в 13%, тогда как в мiре он составляет 1,4%, в Европе – 0,5%, в США – 2%. С 1979-го по 1993 год валовой внутренний продукт Китая вырос в четыре раза.

    Эксперты по внешней политике России указывают на расселение китайцев на Дальнем Востоке и в Сибири как на факт, с которым Россия может столкнуться в самом ближайшем будущем. Речь не идет о военной конфронтации и изменении границ, но в постепенном утрачивании Россией контроля над этой территорией и в увеличении влияния китайцев и росте их миграции в эти районы.

    Многие аналитики отмечают, что современный Китай не только играет стабилизирующую роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но является также источником проблем регионального масштаба. К их числу относится вопрос внутрирегиональной миграции, масштабы которой уже сегодня достигли уровня 2 млн. человек. В этой связи обращается внимание на то, что намеченная структурная реформа китайской экономики неизбежно будет сопровождаться дополнительным высвобождением рабочей силы, что, вероятно, создаст проблемы для стран данного региона. Наибольший рост безработицы прогнозируется в Северо-Восточном Китае, где ожидается свертывание производства на многих предприятиях. С учетом ужесточения иммиграционной политики США и резким сокращением рабочих мест для китайцев в Южной Корее следует, видимо, ожидать более серьезных, по сравнению с прошедшим десятилетием, миграционных волн граждан КНР в районы российского Дальнего Востока и Сибири.

    Все это сопровождается подспудным демографическим давлением. Нелишне напомнить, что на всем российском Дальнем Востоке проживает около 7 миллионов человек. Тогда как в одной северо-восточной провинции Китая Хэйлуньцзян, которая граничит с Хабаровским краем и Амурской областью, – 156 миллионов. Всего же китайские провинции вдоль российской границы населяют 330 млн. человек. Значительная часть из них сегодня вовлечена в различные формы проникновения на юг Дальнего Востока.

    Официальные статистические данные свидетельствуют, что около полумиллиона китайцев ежегодно пересекают границу с Россией. Точное количество иммигрантов определить практически невозможно, т. к. почти 90% из них живут по поддельным документам, используя один паспорт на несколько человек. Уже сегодня китайское население Сибири составляет значительную часть и продолжает неуклонно увеличиваться, чему способствует и экономическая политика, проводимая администрациями сибирских регионов. Серьезный прецедент для дальнейшего роста китайской миграции уже есть. В рамках заседания координационного совета по внешнеэкономической деятельности Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» в августе – сентябре 1999 года принято решение о формировании на Дальнем Востоке российско-китайского торгового комплекса, нечто вроде свободной зоны торговли, что предполагает безвизовый въезд на территорию сопредельного государства, определенные льготы предприятиям и дальнейшее развитие инфраструктуры.

    Не станем судить о всем китайском народе по тем криминальным группам, которые сегодня составляют определенный вес и в российской уголовной среде. Плодотворнее обратиться к мнению известнейшего русского миссионера Дальнего Востока архиепископа Николая (Касаткина), который так характеризовал в прошлом веке китайцев: «Вот народ-то будущего – величайшего из всех судеб, доставшихся на долю других народов. Великий народ, и теперь бы могущий задавить весь свет, – а как он мирен! Негде жить ему – а разве он подумал о завоевании Кохинхины, Сиама, Бирманы? Какой же другой народ на свете удержался бы? Из европейских ни об одном и представить себе этого нельзя»

    После распада СССР Китай стал для Америки главной политической и геостратегической проблемой в Евразии. С одной стороны, Китай – ведущий торговый партнер США с мощным политическим лобби в Вашингтоне. С другой – это сверхмощное государство, идеологически враждебное США и не подверженное прямому американскому влиянию.

    Сегодня Россия – единственная держава, провозгласившая курс на стратегическое сотрудничество с Китаем и не отвергнутая Пекином в качестве такого партнера. Но Россия еще и единственная держава, способная поставить под вопрос американское лидерство не только в Евразии, но и во всем мiре.

    Время покажет, как станут развиваться события в восточном регионе России, мы же предлагаем рассмотреть Сибирь и Дальний Восток с точки зрения сакральной географии.

    Как уже говорилось выше, территория Святой Руси есть Святое Скинии или церковь таинственного Храма, тогда как Сибирь – его трапезная, место предстояния язычников и оглашенных, готовящихся к принятию христианства. Современный Китай – наименее христианизированная страна мiра, но страна, население которой составляет самую значительную часть народонаселения всей Земли, и начавшееся уже сегодня вхождение народов Китая в Сибирь, в трапезную Храма можно считать началом подготовки к последней всемiрной Евангельской проповеди, которая напрямую связывается с Воскресением России.

    Однако не следует понимать проповедь в узком смысле этого слова: «слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1Кор.2:4). Пожалуй, уже вся вселенная пресыщена пустословием экзальтированных западных «евангелистов-миссионеров». Сегодня мiр ищет примеры подлинной святости и дел, достойных имени Христа. Таким делом будет явное для всех чудо Воскресения России.

    Спасение рода человеческого от последствий грехопадения Адама не исчерпывает цели Пришествия в мiр Бога Слова. «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» – так сформулировали учение о спасении святитель Ириней Лионский и святитель Афанасий Александрийский. Обожение и святость есть подлинное призвание человека. Евангельская проповедь призывает к преображению всего земного мiропорядка, всех житейских отношений по образцу совершенных, небесных, чтобы люди стали «согражданами святым и своими Богу» (Еф.2:19).

    Еще великий русский писатель Н.В. Гоголь отмечал, что Русская Православная Церковь, «которая как целомудренная дева, сохранилась одна только от времен апостольских в непорочной первоначальной чистоте своей, эта Церковь, которая вся... как бы снесена прямо с Неба, которая одна в силах разрешить все узлы недоумения и вопросы наши, которая может произвести неслыханное чудо на виду всей Европы, заставив у нас всякое сословие, званье и должность войти в их законные границы и пределы и, не изменив ничего в государстве , дать силу России и изумить мiр согласной стройностью [своего] организма...» .

    Согласится с мнением великого русского писателя было бы разумно.

    » на правление. Соответственно, точным переводом является «Центральная страна» или «Центральное государство».

    Термин «чжунго » не используется в истории Китая постоянно. Он имел разнообразный культурный и политический подтекст в зависимости от эпохи .

    Название China используют для Китая в Центральной Европе , в частности в португальском, испанском, английском, немецком и румынском языках. В польском используется Chiny . Название Kina используется преимущественно в Северной Европе , в частности в Дании, Норвегии и Швеции , а также в сербохорватском языке . В Греции используется название Κίνα .

    История

    Китай - одна из древнейших цивилизаций мира. Она стоит в одном ряду с цивилизациями шумеров Тигра и Евфрата , индийцев Инда и египтян Нила . Особенностью китайской цивилизации является то, что она развивалась изолированно от других цивилизационных центров. Её достижением стала, в первую очередь, логографическая система письма, которая используется сегодня в странах Восточной Азии .

    Доисторический период

    Археологические находки показывают, что древние люди вида Homo erectus заселили территорию современного Китая между 2,24 млн - 250 тыс. лет назад. В местности Чжоукоудянь вблизи Пекина были найдены останки так называемого синантропа , которые датируются 550-300 тыс. лет назад. Синантропы умели изготавливать простые каменные орудия и добывать огонь.

    Приблизительно 70 000 лет назад новые люди современного вида Homo sapiens заселили Китайскую равнину, вытеснив синантропов и их потомков. Наиболее ранние остеологические подтверждения существования современных людей на территории Китая (человеческие останки со стоянки Люцзян) датируются 67 тысячелетием до н. э.

    Государственность Китая имеет очень длинную историю. Легенды, возникновение которых историки относят к третьему тысячелетию до нашей эры , донесли до нас имена первых трёх властителей и пяти императоров Китая.

    Согласно современной историографии, первой династией Китая была Ся . Некоторые китайские ученые считают, что доказательством её существования служат раскопки городских поселений и могил вблизи Эрлитоу в провинции Хэнань . Эта археологическая культура датируется периодом от 2070 до 1600 до н. э. В поселениях найдены мастерские для производства бронзовых сосудов, керамика, штампы с простейшими иероглифами. Большинство западных учёных отрицает существование этой династии.

    Древние государства на территории Китая

    Первой исторически достоверной династией считается династия Шан (другое название Инь), которая контролировала территории равнины реки Хуанхэ в Восточном Китае между XVIII и XII столетиями до н. э. Её уничтожил один из западных вассальных родов, который основал династию Чжоу , которая правила с XII до V века до н. э. Центральная власть новой династии ослабла в связи с возрастанием политической и экономической мощи удельных правителей, которые создали в середине VIII века до н. э. ряд формально независимых государств. С V по II века до н. э. эти государства постоянно воевали между собой, однако в 221 до н. э. были объединены Цинь Ши Хуан-ди в единую империю. Новая династия Цинь просуществовала несколько десятилетий, но именно она сформировала Китай как имперское образование.

    Период господства династии Хань продолжался с 206 до н. э. по 220 годы. В этот период началось формирование китайцев как единого этнического сообщества.

    Средневековые государства на территории Китая

    После дезинтеграции Китая в III-VI веках в связи с нападениями кочевников с севера, империя была объединена династией Суй в 580 году. VII-XIV века, время господства династий Тан и Сун , считаются «золотым веком» Китая. Именно в этот период произошло большинство научных открытий и достижений в культуре. В 1271 году монгольский правитель Хубилай объявил начало новой династии Юань . В 1368 году, в результате антимонгольского восстания, началась новая этнически китайская династия Мин , которая правила Китаем до 1644 года.

    Империя Цин

    Последней императорской династией Китая стала династия Цин , которую начали завоеватели Китая маньчжуры . Она была свергнута революцией в 1911 году.

    Как и большинство китайских режимов, правление Цин было авторитарным . Часто использовались жёсткие методы для обеспечения стабильности власти. Во время господства маньчжурской династии Цин этнических китайцев-ханьцев заставляли носить долгую косу, как у маньчжуров, в знак верности новой династии.

    В XVIII веке технологически мощный Китай проводил активную политику покорения народов Центральной Азии , которых китайцы издревле считали «варварами». Однако в XIX веке он сам стал жертвой «варваров Запада» - колониальной политики стран Западной Европы и США . Наиболее разрушительную роль для цивилизации Китая сыграли Опиумные войны , в результате которых к 1860 году Китай окончательно попал в экономическую зависимость от Великобритании и Франции.

    Республиканский Китай

    1 января 1912 года с падением династии Цин была создана Республика Китай (другое название Китайская Республика). Сунь Ятсен , лидер Национальной Партии Гоминьдан , был провозглашён первым президентом. Вскоре его сместил с этой должности бывший генерал цинских войск Юань Шикай , который провозгласил себя новым императором, однако его империя умерла вместе с ним.

    После Юань Шикая Китай оказался де-факто раздробленным на ряд провинциальных правительств, хотя де-юре международная общественность признавала центральной только Пекинскую власть. В 1927 году партия Гоминьдан под командованием Чан Кайши смогла объединить страну. Столица была перенесена в город Нанкин . Поскольку националисты захватили власть и создали однопартийное правительство, в стране появилась мощная оппозиция - коммунисты . Продолжалась борьба между правительственными войсками и красными партизанами, которая ослабляла Китай и тормозила проведение демократических реформ.

    Китайско-японская война 1937-1945 годов на некоторое время объединила националистов и коммунистов против общего врага. Но после капитуляции Японии в 1945 году, государственная сокровищница Республики оказалась пустой. Это стало причиной взаимных обвинений Гоминьдана и Компартии Китая, которые привели к гражданской войне . Победа коммунистов вынудила правительство Республики Китай перебраться на остров Тайвань , где она существует и сегодня.

    «Два Китая»

    С победой в гражданской войне Коммунистическая партия Китая провозгласила себя правопреемницей Республики Китай и 1 октября 1949 года основала новое государство - Китайскую Народную Республику (КНР).

    В 1997 году КНР вернула себе территорию Гонконг от Великобритании и в 1999 году территорию Макао от Португалии .

    Современность

    Хотя правительство Китайской Республики не отказалось от своих претензий на Китай, Тибет и Внутреннюю Монголию , оно всё больше идентифицирует себя как правительство острова Тайвань . Политические круги Китайской Республики пребывают в постоянной диалектической борьбе относительно вопроса провозглашения независимости острова. КНР считает Тайвань неотъемлемой частью своего государства, а потому постоянно пытается вытеснить представителей Китайской Республики из разных международных организаций, усиливая его изоляцию.

    На сегодня 23 государства, включая Ватикан , продолжают признавать Китайскую Республику официальным Китаем. В противовес этому, большинство правительств мира рассматривают КНР как законного представителя Китая.

    Территория

    Историческое деление Китая

    Административные единицы высшего уровня Китая изменялись в зависимости от правящей династии или правительства. К этим единицам относят, в первую очередь, края и провинции. Среди единиц нижнего уровня существовали префектуры, подпрефектуры, департаменты, командирства, уезды и округа. К современным административным единицам относят города уровня подпрефектуры, города уровня округа, населённые пункты и городские общины.

    Большинство китайских династий размещали свою резиденцию в сердце Китая, его этнически китайской части - долине реки Хуанхэ . Эти династии расширяли свои владения за счёт иностранных территорий Внутренней Монголии, Маньчжурии , Синьцзяна , Тибета, Вьетнама и Кореи . Хотя последняя манчьжурская династия Цин, наследниками которой считают себя КНР и Республика Китай , включила в Китай большинство вышеупомянутых земель, сам Китай имеет определённые древние границы - Великая китайская стена на севере, Тибетское плато на западе и джунгли Индокитая на юге.

    На востоке, вдоль побережья Жёлтого и Восточно-китайского морей находятся аллювиальные равнины, которые плотно заселены. На севере, на краю плато Внутренней Монголии можно увидеть травянистую степь. Юг Китая покрыт холмами и невысокими горами. В центрально-восточной части расположены дельты Хуанхэ и Янцзы . Большинство пахотных земель находятся вдоль этих рек. Южная провинция Юньнань является частью так называемого субрегиона «Большой Меконг», в который входят Мьянма , Лаос , Таиланд , Камбоджа и Вьетнам .

    В западной части Китая на севере находится большая аллювиальная равнина, а на юге - известняковое плоскогорье, покрытое холмами средней величины. В этой части Китая расположены Гималаи , с самой высокой в мире горой Эверестом . Северо-запад покрыт пустынями, такими как Такла-Макан и пустыня Гоби , которые постоянно разрастаются. В течение тысячелетий горы провинции Юньнань служат природной границей, которая отделяет Китай от Бирмы , Лаоса и Вьетнама.

    Климат Китая разнообразен. Северная зона, которая включает Пекин , характеризуется очень холодными зимами. Центральная зона, которая включает Шанхай , умеренная. Для южной зоны, которая включает Гуанчжоу , характерен субтропический климат.

    В связи с частыми засухами и несовершенным хозяйствованием часто случаются пылевые или песчаные штормы весной. Ветер разносит пыль в восточном направлении, до Тайваня и Японии . Шторма иногда достигают Западного побережья США . Вода, эрозия грунтов и загрязнение окружающей среды Китая перерастают из внутренних китайских проблем в международные.

    Общество

    Демография

    Население Китая (КНР и Республики Китай) составляет 1390 миллионов человек в 2012. Это одна пятая часть всего населения Земли . Хотя в КНР проживает более 100 этносов, коммунистическое правительство признаёт только 56. Наибольшей этнической группой Китая являются ханьцы (собственно китайцы) - 91,9 %. Она неоднородна и делится на ряд этнографических групп, большинство из которых - это бывшие самодостаточные этносы, ассимилированные китайцами-ханьцами.

    «Разговорный китайский» или «байхуа » - письменный стандарт для путунхуа, который используется официально с XX века. До этого стандартом письменного языка был классический китайский язык «вэньянь », по образцу средневековой латыни . Этот язык является до сих пор обязательным для изучения в высшей школе.

    Китайские языки основаны на иероглифической письменности, в то время как языки чжуан, тибетский , уйгурский и монгольский имеют собственные алфавиты.

    Религия

    Благодаря «культурной революции» 62 % населения КНР (797,7 миллионов человек) называют себя атеистами. Однако для значительной группы материковых китайцев религия играет очень важную роль, особенно буддизм , даосизм и конфуцианство (в последнее время и католичество - более 50 млн).

    КНР - атеистическое секулярное государство, однако в нём позволяется следование религиозным практикам, которые признаны правительством. То есть, существует возможность реализовать, хотя и ограниченно, право свободы совести. Даосизм и буддизм, вместе с моралистическим конфуцианским кодексом были основными религиозными учениями Китая в течение 2 тысячелетий, поэтому даже коммунистическое правительство не может пренебрегать этой традицией.

    В середине февраля 2006 года группа экспертов по правам человека из Объединённого Королевства Jubilee Campaign опубликовала 140-страничный материал, состоящий из секретных документов, нелегально переданных сотрудниками Министерства общественной безопасности Китая в Комитет по расследованиям религиозных гонений. Ранее свидетельства о садистских преследованиях верующих в КНР просачивались сквозь информационные барьеры довольно часто, но упомянутый документ - это первый случай, когда в распоряжении ошеломлённых исследователей оказались официальные документы, по которым стало возможно судить о размахе антирелигиозной деятельности нео-маоистов, их методологии и планах.

    Согласно этим документам, правительство Китая занимается планомерным исследованием «культов», которые способны стать «подкрадывающейся угрозой нашей безопасности и защиты». Под ними подразумеваются все религиозные организации, не зарегистрированные органами общественной безопасности, кроме четырнадцати зарегистрированных и, по мнению партийного руководства, «миролюбивых и безопасных». В составе же «подкрадывающейся угрозы», кроме местных культов, оказались общины католиков и протестантов, решившие не присоединиться к «патриотическим» религиозным организациям, которые контролирует атеистическая власть, нелегальные буддистские и прочие религиозные группы. За такого рода «угрозу национальной безопасности КНР» верующие - христиане, мусульмане и прочие, рискуют оказаться в пожизненном заключении либо быть казнёнными.

    Культура

    Каллиграфия Мифу (Династия Сун )

    События XIX-XX столетия вынудили китайцев задуматься над необходимостью отказа или сохранения собственной цивилизационной модели. Западники обещали Китаю «светлое будущее» при условии тотальной вестернизации и ставили в пример Японию . Политика насаждения демократии в традиционном китайском обществе потерпела поражение - частично из-за авторитарной «традиции» управления, а частично из-за внутренних и внешних войн.

    Китайское общество сохраняло средневековые традиции до начала в КНР так называемой «культурной революции ». Её целью было реформирование китайского села, пропаганда новых коммунистических ценностей, создание новой передовой китайской культуры, «не ограниченной конфуцианскими догматами». В результате «революции» многие культурные деятели были репрессированы, а большинство традиций - ликвидированы как «регрессивные практики» или «феодальные пережитки». Было проведено реформирование иероглифической письменности, что сделало недоступными для будущих поколений тексты произведений, которые писались их предшественниками. Однако с 1980-х годов «культурная революция» была прекращена, а коммунистическое правительство взяло курс на формирование «патриотично настроенной нации», начав реставрацию традиций.

    На Тайване подобных культурных реформ не проводили, уважая традиции письменности и чиновничества. Значительная часть бюджета Республики Китай шла на подготовку специалистов в области культуры.

    Система письма

    Китайская иероглифика насчитывает свыше 50 тысяч знаков. Она изменялась и имела разные стили написания. Первые знаки появляются на костях для гадания за 2 тысячелетия до н. э. Каллиграфия, умение красиво писать иероглифы, считается в Китае вершиной искусства. Большинство священных текстов буддизма, даосизма и конфуцианства написаны от руки.

    Книгопечатание развивалось со времени правления династии Сун. Академии учёных, которые занимались изданием и переписыванием классики, традиционно спонсировались государством. Члены императорской семьи нередко принимали участие в учёных советах.

    Экзамены

    Одной из основных черт традиционной китайской культуры были государственные экзамены. Они способствовали воспитанию образованной элиты, поскольку кандидат, который хорошо знал классические тексты, независимо от социального происхождения был способен занять ранг чиновника. Последние имели высокий социально-экономический статус. Люди гуманитарных занятий - писатели, философы, учёные - были людьми «первого сорта» в Китае. Государство их всецело поддерживало.

    Наука

    Технологические открытия Китая были следующими:

    • Доменная печь (сталь)
    • Фейерверк и ракета