Классный час (5 класс) на тему: Классный час "Наши чувства и действия". Виды эмоциональных процессов

Наши чувства и действия

Классный час

По профилактике суицидального поведения среди подростков

2012 – 2013 учебный год

Пилюченко Евгения Вячеславовна

Учитель английского языка

Классный руководитель 5 класса

Тема: Наши чувства и действия

Цель : формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей, развитие чувства толерантности, воспитание положительного отношения к своей жизни и к жизни окружающих.

ИКТ : мультимедийный комплекс.

Материалы : презентация, мягкий кубик, резиновая игрушка, мягкая игрушка, матрешка, машинка,

План

Оргмомент

Сообщение темы и целей урока

Органы чувств и внутренние ощущения

Различие чувств

Проявление внутренних чувств человека

Подведение итогов

Ход классного часа

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть сегодня на нашем занятии.

Сообщение темы и целей урока.

Сегодня классный час я хотела бы начать с такого вопроса: Как вы считаете, что такое чувство?

Чувство – это интуитивное, неосознанное ощущение чего-либо.

А как вы считаете, может ли прожить человек без чувств?

Конечно нет. Существует такое высказывание «Если бы человек не поддавался чувствам, он бы ненавидел жизнь и хотел бы, чтобы она поскорее кончилась или никогда бы не начиналась».

Так вот мы сегодня с вами поговорим о чувствах человека. Какие чувства испытывают люди, и какие действия нужно предпринимать, когда мы испытываем то или иное чувство? Тема нашего классного часа: «Наши чувства и действия»

Органы чувст в и внутренние ощущения

Итак, разберемся, что же такое чувство человека.

Чувство – это подсознание человека, какое-то его ощущение.

У вас на столах лежат разные предметы. Пожалуйста, посмотрите на них и опишите их. Какие они? (резиновые, пластмассовые, разноцветные) Через какое чувство вы это поняли? – Через зрение.

А теперь возьмите их в руки. Что вы можете мне сказать про эти предметы. Какие они? (мягкий, шершавый, гладкий, твердый)

Как вы это поняли? – Почувствовали руками.

Чувство, при помощи которого мы ощутили качество предмета, называется осязанием.

Мы с вами посмотрел на эти предметы и потрогали их. Мы использовали зрение и осязание.

А сейчас пожалуйста один желающий выйдет ко мне. Я завязываю ему глаза и прошу ответить. Какой запах он чувствует?

(дольки мандарина или апельсина. Ребенок должен сказать какой запах он чувствует). Пожалуйста а теперь попробуй. Что ты можешь сказать. – Вкусно, кисло.

Скажите какие чувства испытал ваш одноклассник. – Чувство вкуса и запаха.

Правильно. А когда вы слушаете, когда вам учителя что-то говорят, какое чувство используется в тот момент – Слух.

Итак, существует 5 физических чувств человека. Зрение, осязание, обоняние, вкус и слух.

Но, помимо физических чувств есть еще и другие чувства.

Давайте посмотрим на картинки. Что вы можете сказать об этих людях? Какие чувства они испытывают?

Радость

Итак, чувство – это не только физическая способность ощущать предмет, его запах, форму и цвет, но это еще и наше внутреннее состояние. Весело нам или грустно, страшно или спокойно.

Различие чувств

Давайте послушаем музыку и подумаем, какие чувства она у нас вызывает:

1 мелодия – грустная

2 мелодия – веселая

3 мелодия – таинственная

Проявление внутренних чувств человека

Посмотрите на данную фотографию (грустный человек)

Что вы можете сказать о чувствах человека? – он печальный, грустный

Почему он такой? – может что-то произошло

Что в таком состоянии хочется человеку сделать? – побыть одному, ни с кем не разговаривать, уйти от всех и т.д.

Если вы увидите вашего друга или ваших родителей в таком состоянии, что вы сделаете? – подойду и поговорю с ним, попытаюсь развеселить его.

Как можно развеселить человека? – Съесть что-то сладкое. Послушать музыку. Поиграть – и настроение повысится. Давайте немного поиграем. Каждый из вас получит роль. Я буду рассказывать сказку репка. А вы когда слышите свою роль садитесь на корточки. – Репка

Итак, вы знаете, что делать, когда вам будет грустно.

Давайте теперь посмотрим на следующую фотографию. (Злой человек)

Какие чувства испытывает этот человек? – злой, недовольный.

Почему он такой? – чем-то недоволен, что-то не так.

Что в таком состоянии хочется человеку сделать? – подраться, ударить что-то, порвать и т.д.

Если вы увидите вашего друга или ваших родителей в таком состоянии, что вы сделаете? – попытаюсь успокоить, поговорить, налить чай.

Можно подумать о чем-то приятном и сделать успокаивающий массаж. Давайте попробуем сделать массаж лица.

Сначала помассируем вески, под глазками, шею, за ушами и т.д.

Следующая фотография – веселый человек

Какие чувства испытывает этот человек? – они счастливы

Почему? – потому что вместе, все хорошо.

Что вам хочется сделать, когда вам весело?

Фотография – виноватый

Какие чувства испытывает этот человек? – ему стыдно

Почему? – что-то плохое сделал

Что вам хочется сделать когда вам стыдно? –

Что бы вы посоветовали? – признаться и постараться не совершать больше таких поступков.

Подведение итогов

Итак, чувства человека – это уникальное явление, без которого невозможно жить. Важно уметь правильно понимать чувства свои собственные и своих близких.

Чувства, человеческие чувства,

Кто позволил ими поиграть?

Чувства-это же святое!

Чувства надо просто уважать!

Просто видеть, понимать, пытаться,

В чувствах человека разобраться.

Надо очень-оень постораться

Разгллядеть тяжолую беду,

Отличить от радости обиду,

И понять предательство и злобу.

Выход в ситуации найти,

В человека положение войти.

Надо прото человечным быть,

Окружающих людей уметь ценить!

Я хочу, чтобы вы помнили о том, что нужно делать, когда вам грустно, страшно, стыдно и весело.

Список использованной литературы

Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).

Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2

Человеческие эмоции и чувства представляют собой специфические способы реагирования людей на изменения, происходящие во внутренней или внешней среде.

Основные характеристики эмоционально-чувственного переживания включают:

· определенный уровень возбуждения (общее изменение скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов);

· знак (какое значение – положительное или отрицательное – имеет для субъекта событие, предмет, человек);

· предметность (направленность на что-то или кого-то, адресность отношения);

· модальность, или содержание и качество эмоции и чувства (например, удивление, радость, тревога, печаль и т. д.).

Как могут эмоции и чувства регулировать поведение человека и его отношения с другими людьми? Как проявляются наши чувства?

Выделяют следующие формы проявления эмоций:

· выразительные движения или реакции;

· эмоциональные действия;

· высказывания об испытываемых эмоциональных состояниях.

Выразительные движения – следствие эмоционального возбуждения (т. е. они носят, как правило, реактивный характер), это внешнее проявление эмоций. Каждая эмоция сопровождается физическими изменениями в мимике, теле, голосе, во внешности в целом. Тем самым наши чувства дают знать, как люди, идеи и среда воздействуют на нас.

Эмоциональные действия выражают или редуцируют эмоциональное состояние. Так, рыдания человека, получившего известие о смерти своего родственника, являются формой выразительной эмоциональной реакции; когда же этот человек участвует в погребальной церемонии, он выполняет специфические эмоциональные действия, т. е. действия, направленные на то, чтобы выразить и “разрядить” владеющие им эмоции. Эмоциональные действия могут вызываться не только пережитыми эмоциями, но и желанием заслужить одобрение или страхом вызвать чье-то недовольство.

Эмоциональные высказывания, или выражение эмоций в форме словесных знаков, указывают на представленность эмоции в сознании человека. В процессе социализации человек из объекта природной спонтанной эмоции, когда он неотделим от нее (например, только что родившийся ребенок), превращается в субъекта эмоции, выделяя себя в качестве субъекта переживания в том числе и благодаря тому, что может сказать о том, что он чувствует. Этот процесс лежит в основе управления эмоциями и чувствами.

Таким образом, эмоции и чувства выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми благодаря тому, что предстают как сложная форма поведения, как готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям. Так, ненавидеть кого-то – значит быть готовым действовать по отношению к нему агрессивно или защищаться от него. Ревновать кого-то – значит относиться с недоверием к словам и поступкам своего партнера, возможно, следить за ним или провоцировать его на ссору и т. д. По наблюдаемым действиям и реакциям можно определить, какие чувства переживает человек.

Каждому уровню общения соответствует определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуации и правил поведения участников взаимодействия. Умение понять ситуацию, привести выражение своих эмоций в соответствие с ней – необходимое условие совместной жизнедеятельности.

Так, на социально-ролевом уровне значение имеет не искреннее выражение человеком того, что он действительно чувствует, и не искреннее принятие чувств, выражаемых другими, а правильное, с точки зрения окружающих, поведение в конкретной ситуации. Например, преподаватель, принимающий экзамен, гораздо лучше воспринимает ответ студента, демонстрирующего энергично-деловое настроение, чем естественное для него в этот момент чувство тревожности, неуверенности или страха.

Если на деловом уровне общения его участники стараются контролировать свои эмоции, то на интимно-личностном способность партнеров открывать свои истинные чувства и принимать во внимание эмоциональное состояние другого приобретает решающее значение. В отношениях с близкими необходимо учитывать даже скрываемые ими чувства, в то время как при социально-ролевых контактах в первую очередь следует реагировать на демонстрируемые эмоции.

Источником трудностей и даже конфликтов в отношениях между людьми может стать не только неуместное, но и неумелое проявление эмоций и чувств.

Управление эмоциями и чувствами предполагает их осознание и контроль за формой проявления.

Когда мы говорим, что человек осознает то или иное свое состояние, то имеем в виду:

1) что у человека данное состояние зафиксировано настолько отчетливо, что он способен учитывать его в своих практических действиях;

2) что он способен выразить данное состояние в знаковой форме.

Степень осознанности эмоций и чувств может быть различной. Человек может знать, что он нечто переживает и что это переживание явно отличается от всех предыдущих (так, впервые влюбленный человек испытывает состояние, которое он не может определить, но в то же время знает, что оно продолжается и что его невозможно ни с чем сравнить). Иной уровень, который можно назвать собственно осознанием, проявляется в том, что человек способен выразить знание о своем состоянии вербально ("Я вас любил, любовь, еще, быть может, в моей душе угасла не совсем"). Именно на этом уровне становится возможным контроль над эмоциями, а именно:

· способность предвидеть их развитие;

· понимание факторов, от которых зависит их сила, продолжительность и их последствия.

Нарушение ориентации в собственных переживаемых эмоциональных состояниях может проявляться в следующем:

· отсутствие осознания самого факта возникновения эмоций (например, человек не замечает своего беспокойства, зарождающегося чувства и т. п.);

· неверная трактовка эмоций (например, человек трактует обиду как моральное возмущение, а боязнь неуспеха – как незаинтересованность);

· неверная интерпретация причины возникшей эмоции (например, человек считает, что его гнев вызван чьим-то недостойным поведением, тогда как в действительности он вызван тем, что ему было оказано недостаточно внимания);

· неверная интерпретация связи между эмоцией и вызвавшим ее поступком (так, человек считает, что наказывает ребенка "для его же пользы", тогда как в действительности делает это для того, чтобы показать свое превосходство).

Итак, осознание эмоционального процесса предполагает как способность дать вербальную характеристику самой эмоции, так и понимание связей между эмоцией и вызвавшими ее причинами, с одной стороны, и между эмоциями и действиями, к которым она побуждает – с другой.

Большинство людей без особых затруднений овладевает языком эмоций. Наши суждения об эмоциональном состоянии других людей обычно бывают основаны не только на наблюдениях за выражением их лица, но также и на наблюдении за жестами и голосом, за ситуацией, в которой находится человек. И все же не каждый достигает при этом удовлетворительных результатов.

Причины, по которым далеко не каждый хочет и может осуществить такой анализ, различны. Одни чрезмерно сосредоточены на собственной личности и поэтому неспособны замечать и правильно оценивать состояние других людей. Кому-то это по той или иной причине просто выгодно. У третьих отсутствует навык подобного анализа.

Способы проявления эмоций и степень их адекватности переживаемому состоянию становится самостоятельной проблемой межличностных отношений потому, что в процессе межличностной коммуникации мы сообщаем друг другу не только информацию о собственном эмоциональном состоянии, но и о своем отношении друг к другу.

Обычно выделяют три возможных способа выражения эмоционального состояния:

· ненастойчивый, цель которого, скорее, скрыть подлинную эмоцию;

· агрессивный, цель которого "преподать урок" партнеру;

· открытый, или уверенный, цель которого дать знать, что вы чувствуете без того, чтобы вызывать чувство вины или агрессию у партнера, а в случае собственных негативных эмоций сообщить о них таким образом, который позволит дать знать, что вы чувствуете и, следовательно, понять вас.

Сама структура сообщения в каждом из этих способов будет различаться.

Так, агрессивное сообщение, помимо того, что в нем используются сильные оценочные определения, как правило, построено как "ты-послание", в котором ответственность за переживаемую эмоцию возложена на другого человека ("ты выводишь меня из себя", "ты обидел(а) меня", "как ты мне надоел(а)"). Высказывания такого рода имеют двойной эффект: с одной стороны, звучащее в них обвинение, вызывает у обвиняемого прежде всего желание защититься, а не понять причину отрицательной эмоции; с другой стороны, переложив на партнера ответственность за свою эмоцию, адресант тем самым передает ему и власть над собой, поскольку изменение его эмоционального состояния зависит теперь от другого человека.

Сообщения даже о негативных эмоциях, не разрушающие атмосферу доверия, партнерства, должны носить характер "я-посланий". Такие послания не угрожают самооценке ваших партнеров и одновременно позволяют вам принять ответственность за свои эмоции на себя, а значит открывают возможность управлять ими (например, "я нервничаю, потому что мне кажется, ты специально делаешь не так, как я прошу", "я расстроился, поскольку рассчитывал вместе провести время").

Обратим внимание на то, что открытое сообщение о своих эмоциях сопровождается указанием причин, вызывавших данное состояние, и потребностей, которые были при этом задеты.

Сообщение о собственных чувствах и понимание чувств других – чрезвычайно трудная задача. Очень редко два человека открыто говорят о своих реакциях на действия другого. Большинство из нас сдерживают чувства (даже с теми, кто очень важен и дорог нам), поскольку мы боимся обидеть другого, разозлить его или быть отвергнутыми им. Не зная, как быть конструктивно открытым, мы просто ничего не говорим. Наш партнер остается в полном неведении о нашей реакции на его действия. Аналогичным образом, мы ничего не знаем о результате наших собственных действий. Как следствие, многие взаимоотношения, которые могли быть продуктивными и приятными, постепенно ухудшаются под грузом накопленных мелких недоразумений, взаимонепонимания и обид, о которых никогда отрыто не говорилось.

Но даже если мы настроены говорить с партнером о своих чувствах и эмоциях, трудности могут возникнуть при выборе способа их выражения.

Способы словесного выражения эмоционального состояния или отношения к чему-либо чрезвычайно разнообразны. К ним относятся:

· эмотивно-оценочная лексика и фразеология (например, глупец, дурак, звезд с неба не хватает );

· называние эмоции или чувства (например, “Я беспокоюсь”, “Я смущен”, “Мне приятно с тобой”) ;

· сравнительное или метафорическое описание эмоций и чувств (например, “На ней лица нет”, “Места себе не нахожу ”, девушка, чье предложение о дружбе встретило резкий отказ, сказала: “Как будто мне только что ампутировали руку” ).

Ниже приводятся примеры высказываний, в которых (1) содержится описание того, что чувствует говорящий, или (2) такое описание отсутствует. Заметим, что проявление чувства с использованием описания эмоций говорящего менее подвержено неправильному толкованию со стороны слушающего.

Выражение чувства с помощью описания Выражение чувства без

своего эмоционального состояния описания своего эмоциональ-

ного состояния

“Я смущен”. Краснеет и ничего не говорит.

“Мне приятно”.

“Я раздосадован”.

“Я рассержен!” Внезапно замолкает в

“Я волнуюсь по этому поводу.” середине беседы.

“Я обижен тем, что вы сказали.”

“Мне нравится ее чувство юмора.” “Она прекрасный человек”.

“Я уважаю ее способности и

компетентность.”

“Я люблю ее, но чувствую, что не должен

говорить об этом.”

“Мне так обидно, что я не могу “Замолчи!!!”

больше этого слушать.”

“Я сержусь на самого себя.”

“Я сержусь на тебя.”

Анализируя проблему эмоционального самораскрытия, исследователь межличностной коммуникации Дж. Л. Уоллен предлагает при описании чувств и эмоций, возникающих в процессе взаимодействия между людьми, строить высказывания с учетом следующей информации:

1. Указание наконкретные действия другого человека, которые вызвали у вас те или иные эмоции. Это позволяет вашему партнеру понять, о каком именно поведении идет речь.

“Вы прервали меня прежде, чем я закончил свое предложение”.

2. Описание собственных чувств в динамике, чтобы они воспринимались как способные к изменению, а не как сложившиеся раз и навсегда. При этом то, что беспокоит, лучше обсуждать сразу, не накапливая обиды:

“Мне нравится то, что вы только что сказали” или

“То, о чем вы только что говорили, вызывает во мне чувство протеста”.

3. Для поддержания партнерских взаимоотношений важно, чтобы высказывания имели:

а) конкретный, а не обобщающий характер. Лучше сказать: “Ты уронил мои бумаги ”, чем: “Ты никогда не смотришь за тем, что делаешь”;

б) проверяющий, а не утвердительный характер. Лучше сказать: “Ты еще не разговаривал с N?”, чем “Почему ты не поговорил с N?”;

в) информирующий, а не приказывающий характер. Лучше сказать: “Я еще не закончил”, чем “Не перебивай меня”.

4. Использование уточняющих реплик для того, чтобы убедиться, что вы не сделали ошибочных заключений о чувствах другого. “Я подумал, что тебя не очень заинтересовала моя идея. Я не прав?”; “Мое последнее заявление беспокоит тебя?”

5. Наименьшую пользу несут те высказывания, которые звучат как информация о другом человеке, хотя на самом деле являются выражением чувств говорящего, а именно:

а. Осуждение другого человека. “Ты никогда не проявляешь внимания”.

б. Приклеивание ярлыка или оскорбление. “Ты – жулик”. “Ты такой грубый”.

в. Обвинение –приписывание нежелательных мотивов другому.“Тебе нравится унижать людей”. “Ты всегда хочешь быть в центре внимания”.

г. Приказания и распоряжения. “Прекрати смеяться”. “Не говори слишком много”.

д. Сарказм. “Ты всегда смотришь на вещи оптимистически, не так ли?” (в противоположном значении).

Таким образом, целью описания собственных чувств является стремление положить начало диалогу, который улучшит межличностные отношения. Отрицательные чувства – показатель того, что что-то не так в ваших отношениях с другим человеком и что вы оба нуждаетесь в выявлении неверных истолкований и ошибочных сообщений. Игнорировать отрицательные чувства – все равно, что игнорировать предупредительный сигнал, который указывает на то, что электросеть перегружена. Описание собственных чувств не должно быть попыткой принуждения другого человека измениться. Исходную установку можно сформулировать следующим образом: “Чему каждый из нас может научиться в этом обсуждении, чтобы сделать нашу совместную работу более продуктивной и более приятной?”

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Дайте определение понятию “межличностная коммуникация”.

2. Наличие каких умений и навыков предполагает коммуникативная компетентность человека?

3. Что означает понятие “эффективная межличностная коммуникация”?

4. Перечислите аксиомы межличностной коммуникации, сформулированные П. Вацлавиком.

5. Перечислитетипыситуаций межличностного взаимодействия, вызывающих стресс.

6. Каковы основные причины стрессовых социальных ситуаций?

7. Какие характеристики межличностного взаимодействия можно выявить и описать с помощью понятия “коммуникативный стиль”?

8. Что лежит в основе различия коммуникативных стилей поведения людей?

9. Какова особенность эмоциональных проявлений на социально-ролевом, деловом и интимно-личностном уровнях межличностного взаимодействия?

10. В чем отличие открытого способа выражения эмоционального состояния от агрессивного?

Основная литература:

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988.

Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций: Пер. с англ. - СПб.: Речь, 2000.

Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, Изд-во МГУ, 1997.

Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. М., 2005.

Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003.

Межличностное общение. Хрестоматия. СПб.:.Питер, 2001.


Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций: Пер. с англ. СПб.: Речь, 2000.

Argyle M., Furnham A., Graham J.A. Social Situations. Cambridge University Press, 1981.

См.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988.

См.: Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 1989.

Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2000.

См.: Доценко Е. Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. – Тюмень, ТОГИРРО, 1998.

Аргайл М., Фурнхэм А., Грэхэм Дж. А. Стрессовые ситуации // Межличностное общение. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. С. 220.

См.: Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. М.: Смысл, 2005.

См.: Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997.

См. Горянина В. А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал, 1997, № 6, с. 73-83.

См.: Дементьев В.В. Вторичные речевые жанры: онтология непрямой коммуникации // Жанры речи: Сб науч. статей. Саратов: Изд-во Гос. Уч.-науч. центра «Колледж», 1999. с. 41.

Подчеркнем, что речь идет о невербальной составляющей процесса взаимодействия между людьми, сопровождающей вербальное поведение. Мы не рассматриваем такие подпадающие под определение невербальных знаков явления, как язык глухонемых или сигнализация с помощью флажков и т. п., т. е. самостоятельные знаковые системы коммуникации, элементы которых имеют (подобно вербальному языку) достаточно определенные значения.

См.: Лабунская В.А. Проблема обучения кодированию-интерпретации невербального поведения // Психологический журнал, 1997, № 5. С. 85-94.

Цит. по: Эган Дж. Слушание: непременное условие поддерживающего поведения // Межличностное общение. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. С. 334-335.

См. Эган Дж., Слушание: непременное условие…, с. 336-340.

Уоллен Дж. Л. Развитие эффективной межличностной коммуникации // Межличностное общение. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001, с. 472.

См.: Уоллен Дж. Л. Развитие эффективной межличностной коммуникации…, с. 460.

Чтобы разобраться с тем, какие бывают чувства, нужно понять по каким критериям их можно оценить. Критерии – еще одно основание для классификации.

Критерии служат для того, чтобы переживания можно было измерить, охарактеризовать и назвать словом, то есть определить.

Выделяют три критерия чувств:

  1. валентность (тон);
  2. интенсивность (сила);
  3. стеничность (активность или пассивность).

Таблица чувств №1 позволяет охарактеризовать любое сложное переживание:

Например, человек может испытывать положительное сильное стеническое переживание. Это может быть любовь. Если интенсивность ощущений слабая, это просто симпатия.

Таблица чувств, характеризуя переживания, не позволяет назвать их словом. Название можно только предположить. У человека не всегда достаточно знаний и опыта, чтобы определиться как правильно назвать испытываемое душевное волнение. Это не удивительно, так как их очень много. Однако некоторые люди не могут назвать даже десяти чувств, а ведь столько, в среднем, испытывает человек ежедневно.

Третье основание для классификации социально обусловленных переживаний – в зависимости от базовой эмоции.

Американский психолог Пол Экман выделил семь базовых эмоций:

  • радость;
  • печаль;
  • гнев;
  • страх;
  • удивление;
  • отвращение;
  • презрение.

Таблица чувств №2 предполагает поиск названия испытываемого душевного переживания, отталкиваясь от первых четырех базовых эмоций:

БАЗОВАЯ ЭМОЦИЯ ПРОИЗВОДНЫЕ
Страх Беспокойство, замешательство, паника, нервозность, недоверие, неопределенность, неуверенность, опасение, смущение, тревога, сомнение и другие.
Грусть Апатия, отчаяние, вина, обида, озабоченность, печаль, подавленность, разбитость, стыд, скука, тоска, угнетенность, усталость и другие.
Злость Агрессия, ярость, брезгливость, бешенство, гнев, зависть, ненависть, недовольство, омерзение, нетерпимость, отвращение, презрение, пренебрежение, ревность, досада, циничность и другие.
Радость Бодрость, блаженство, восторг, достоинство, доверие, любопытство, облегчение, оживление, оптимизм, покой, счастье, умиротворенность, уверенность, удовлетворение, любовь, нежность, сочувствие, эйфория, экстаз и другие.

Вторая таблица чувств дополняет первую. Воспользовавшись ими двумя, можно понять, что за сила овладела разумом и сердцем, как ее описать и назвать. А это первый верный шаг к осознанности.

Список моральных, интеллектуальных, эстетических чувств

На вопрос: «какие бывают чувства», каждый человек может дать свой ответ. Кто-то чаще испытывает сильные и глубокие переживания, а у кого-то они легкие и непродолжительные. Способность чувствовать зависит от темперамента, характера, принципов, приоритетов и жизненного опыта личности.

Чаще всего чувства классифицируют в зависимости от сферы, в которой находится объект переживаний:

  • Моральные

Это симпатия и антипатия, уважение и презрение, привязанность и отчужденность, любовь и ненависть, а также чувства благодарности, коллективизма, дружбы и совести. Они возникают по отношению к действиям других людей или собственным.

Обусловлены нравственными нормами, принятыми в обществе и усвоенными личностью в процессе социализации, а также его взглядами, убеждениями, мировоззрением. Если чужие или свои поступки соответствуют моральным нормам, возникает удовлетворение, если нет – негодование.

  • Интеллектуальные

У человека есть и такие переживания, которые возникают в процессе умственной деятельности или в связи с ее результатом: радость, удовлетворение от процесса и результата работы, открытия, изобретения. Это также и вдохновение, и горечь от неудач.

  • Эстетические

Душевные волнения возникают при восприятии или создании чего-либо красивого. Невероятные ощущения человек испытывает, когда видит красоты Земли или мощь природных явлений.

Человек ощущает чувство прекрасного глядя на маленького ребенка или на взрослого гармонично сложенного человека. Прекрасные произведения искусства и другие творения рук человека способны вызвать восторг и душевный подъем.

Так как эта классификация не раскрывает всю палитру чувств, их принято классифицировать еще по нескольким основаниям.

Чем отличаются чувства от эмоций

Все люди испытывают душевные переживания и волнения, но не все умеют их называть и выражать в словах. А ведь именно знание того, какие бывают чувства, помогает не только правильно определять, но и контролировать, управлять ими.

Чувства – комплекс переживаний, связанных с людьми, предметами или событиями. Они выражают субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.

Люди в быту и некоторые психологи употребляют слова «чувства» и «эмоции» как слова-синонимы. Другие говорят что чувства – вид эмоций, а именно высшие эмоции. Третьи разделяют эти понятия: эмоции относят к классу психических состояний, а чувства к психическим свойствам.

Да, между ними есть прямая взаимосвязь, ведь они являются переживаниями человека. Без душевных волнений индивид бы не жил, а существовал. Они наполняют жизнь смыслом, делают ее разнообразной.

Но все же между чувствами и эмоциями есть существенные отличия:

  • Эмоции – врожденные и инстинктивные реакции организма на изменения окружающей среды, чувства – социальные, развитые в процессе воспитания и обучения переживания. Чувствовать человек учится, выражать эмоции все умеют с момента рождения.
  • Эмоции сложно контролировать усилием воли, чувствами легче управлять, несмотря на их сложность и неоднозначность. Их большая часть возникает у человека в сознании, эмоции часто не осознаются, так как связаны с необходимостью удовлетворить инстинктивную потребность.
  • Чувство меняется, развивается и угасает, варьируется по силе, по-разному проявляется, может перерасти в свою противоположность, эмоция – определенная реакция. Например, если человек испытывает ненависть к другому лицу, не исключено что это переживание перерастет в любовь, а эмоция страха всегда страх, независимо от объекта (она может быть и беспричинной). Страх либо есть, либо его нет.
  • Эмоции не имеют предметной соотнесенности, чувства – имеют. Они переживаются по отношению к чему-то или кому-то по-разному. Например, любовь к ребенку не то же самое, что любовь к супругу. А к примеру, недоумение всегда выражается одинаково вне зависимости от того что конкретно его вызывает.
  • Чувства – более сильный мотиватор, чем эмоции. Они побуждают, вдохновляют, толкают на совершение поступков в отношении объекта, на который они направлены. Эмоции лишь рождают действия в виде ответных реакций.
  • Эмоции – непродолжительные и поверхностные, хоть и яркие проявления, а чувства всегда сложные и сильные душевные волнения.

Бывает сложно определить, когда сочетание эмоций породит чувство, и какое высшее переживание выражается в той или иной череде эмоциональных проявлений. Это близкие, сопутствующие друг другу явления, но все же их нужно различать. Личность в ответе за свои высшие эмоции и за те поступки, которые они повлекут за собой.

Как управлять своими чувствами

Когда сильные переживания и волнения овладевают человеком, даже если они позитивные, психологический баланс нарушается.

Для психологического здоровья и благополучия нужно уметь в меру как радоваться позитивным чувствам, так и огорчаться от негативных.

Чтобы справиться с чрезмерными, мешающими адекватно реагировать и разумно поступать сантиментам, нужно:

  1. Охарактеризовать душевные ощущения: определить валентность, интенсивность, стеничность (Таблица чувств №1).
  2. Определить базовую эмоцию. Выбрать на что в большей мере похоже переживание: на страх, грусть, злость или радость (Таблица чувств №2).
  3. Определиться с названием и постараться разобраться в переживаниях самостоятельно.

Иногда душевные порывы настолько овладевают человеком, что он в прямом смысле не может ни спать, ни есть. Длительные сильные переживания являются стрессом для организма. Не зря природой задумано, что даже яркий период влюбленности, когда кровь перенасыщена адреналином, окситоцином и дофамином, длится недолго, перерастая в спокойную и основательную любовь.

У каждого человека должна быть собственная таблица чувств, если он хочет быть осознанной личностью.

Вечный спор между разумом и сердцем это вопрос об умении регулировать эмоциональные, чувственные порывы посредством разума.

Испытывая глубокие и сильные переживания, человек проживает жизнь в полной мере. Ограничивать свою чувствительность неразумно, а порой просто невозможно. Все дело в том, какие переживания выбирает человек: позитивные или негативные, глубокие или поверхностные, настоящие или поддельные.

ФОТО Getty Images

Лидия Осипова и Елена Улитова – психотерапевты, тренеры международного уровня, заслуженные профессионалы психотерапии, действительные члены Профессиональной психотерапевтической Лиги, авторы обучающих программ в Центре помогающей психологии «Линия времени».

Мы часто жалуемся на свои чувства. Например, не можем общаться с близкими, потому что злимся на них. Мы хотим избавиться от гнева, чтобы он нам не мешал.

Но что будет, если мы действительно избавимся от гнева? Скорее всего, на его место придут другие неприятные чувства: бессилие, обида, отчаяние. Поэтому наша задача не избавиться от своих чувств, а научиться управлять ими. Если чувство гнева будет нам подконтрольно, то его появление поможет разрешить проблемные ситуации, которые возникают в нашей жизни. Чтобы научиться управлять чувствами, нужно в первую очередь взять на себя полную ответственность за их появление.

Как это сделать? Прежде всего, поняв, какую пользу приносит нам то или иное чувство. Приняв полезное предназначение чувств, и того поведения, в котором они проявляются, мы сможем этим поведением управлять.

Каждое чувство – сигнал о потребности

Каждое чувство – это сигнал какой-либо потребности. Если мы зададим себе вопрос: «На какую потребность указывает мое чувство?», сможем найти способы поведения, которые помогут удовлетворить эту потребность. Также мы можем отказаться от этой потребности, если она не жизненно необходимая. Вовремя удовлетворяя потребности, мы не дадим чувству разрастаться и поглощать нас. Это и есть управление своими чувствами. Естественно, если потребность удовлетворена, то чувство, которое нас раздражало (сигнализировало о неутоленной потребности), уступает место другому чувству – удовлетворению.

Беда в том, что мы часто не воспринимаем раздражающие чувства как собственные образования, принадлежащие нам. А вот сумев понять его (чувства) полезное предназначение, можно изменить отношение к нему и, соответственно, присвоить. Чувство становится моим собственным проявлением, союзником.

Примеры сигналов, которые подают чувства

Обида , как правило, сообщает, что какие-то важные вещи в партнерских отношениях не проговариваются. Мы испытываем потребность в поддержке, но не сообщаем об этом.

Тревожность перед экзаменом, например, может быть сигналом о том, что следует получше подготовиться. А тревожность во время важной встречи дает предупреждение, что надо более четко контролировать ситуацию.

Беспокойство может сигнализировать о необходимости что-то предусмотреть в будущем.

Бессилие – необходимость попросить о помощи другого человека.

Ярость – мои права в чем-то нарушены, и необходимо восстановить справедливость.

Ревность – я слишком сильно сосредоточен на контроле за жизнью другого человека и забываю о своих задачах.

Практикум управления чувствами

Этот пятишаговый практикум поможет понять, в чем полезное предназначение ваших чувств, и при желании изменить привычное поведение на более эффективные действия.

1. Список чувств

Составьте свой список чувств. Просто выпишите в столбик названия разных чувств, которые вам вспоминаются. Выписывайте именно в столбик, так как место справа еще потребуется для выполнения других заданий. Не рекомендуем пользоваться списками, скачанными из интернета. Суть задания именно в том, чтобы активизировать память на чувства и их названия. А прочитанный список, как выяснено опытным путем, практически в памяти не удерживается. Пополняйте ваш список в течение нескольких дней. Вот когда поймете, что больше не можете вспомнить ни одного названия, тогда можно воспользоваться интернет-шпаргалкой и добавить те чувства, которые оказались за пределами вашего опыта.

2. Оценка

Возьмите ваш список чувств и отметьте справа от каждого, как вы (или вообще люди) его воспринимаете: как «плохое» или «хорошее» или, скорее, приятное и неприятное. Каких чувств оказалось больше? Обдумайте, в чем разница между теми чувствами, которые приятны, и теми, которые неприятны?

3. Переоценка

Вместо привычного большинству из нас разделения чувств на «хорошие» и «плохое» переосмыслите их как чувства, которые побуждают к действию, и чувства, которые завершают выполненное действие или удовлетворение потребности. Поставьте в своем списке новые отметки справа от названий чувства. Вполне вероятно, что во время выполнения этого задания вы вспомните новые чувства. Дополните ими список.

4. Предварительные выводы

Сравните, каких чувств больше среди побуждающих к действию: приятных или неприятных. А каких чувств больше среди завершающих действие? Обдумайте выводы, которые вы можете сделать из этого опыта. Как вы сможете это использовать для себя и других?

5. Предназначение чувств

Возьмите свой список. Справа можете написать полезное предназначение каждого чувства. Определите потребность, на появление которой оно указывает. Исходя из характера этой потребности, сформулируйте вероятное полезное предназначение чувства. У вас получится, например, такая запись: «Обида – сигнал о том, что я не умею предъявлять свои права». Проанализируйте, о чем говорят вам эти чувства. К каким действиям они вас побуждают? От чего защищают или к чему призывают? В чем их полезная часть. Что вы надеетесь получить от окружающих или от себя, когда у вас возникают такие чувства?

Таких вариантов может быть несколько, и это хорошо. Они могут отличаться у разных людей. Это помогает пониманию не только себя, но и других людей. Ведь за выражаемым чувством стоит потребность. И можно реагировать прямо на потребность, а не на слова, сопровождающие чувство.

Подробнее читайте в книге «Золотые навыки психотерапии. Практическое руководство психолога-консультанта» (Издательские решения, 2016).

Челове­ческие эмоции и чувства представляют собой специфические спо­собы реагирования людей на изменения, происходящие во внут­ренней или внешней среде.

Выделяют следующие формы проявления эмоций:

Выразительные движения - следствие эмоционального возбуждения (т.е. они носят, как правило, реактивный характер). Каждая эмоция сопровождается физическими изменениями в мимике, теле, голосе, во внешности, тем самым наши чувства дают знать, как люди, идеи и среда влияют на нас.

Эмоциональные действия выражают или редуцируют эмоциональное состояние. Так, рыдания человека, получившего известие смерти своего родственника, являются формой выразитель эмоциональной реакции. Эмоциональные действия могут вызываться не только пережитыми эмоциями, но и желанием заслужить одобрение или страхом вызвать чье-то недовольство.

Эмоциональные высказывания, или выражение эмоций в форме словесных знаков. В процессе социализации человек из объекта родной спонтанной эмоции, когда он неотделим от нее (например, только что родившийся ребенок), превращается в субъекта, выделяя себя в качестве субъекта переживания в том числе благодаря тому, что может сказать о том, что он чувствует.

Таким образом, эмоции и чувства выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми в результате того предстают как сложная форма поведения, как готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям.

Эмоционально-чувственные переживания, возникающие в меж­личностном общении, отличаются от эмоций и чувств, вызванных какими-то событиями, предметами, явлениями природы.

Во-первых, эмоциональные реакции участников общения носят двусторонний характер. Можно испытывать отвращение к вареному луку или любить грозу в начале мая, но, образно говоря, вареному луку или весенней грозе до вас нет никакого дела. Если же человек, с которым приходится непосредственно общаться, вызы­вает у вас отвращение, то скрыть это чувство полностью невозмож­но, оно начинает определять характер вашего поведения в отноше­нии этого человека и, следовательно, не может остаться незамечен­ным с его стороны, вызывая соответствующие реакции.

Во-вторых, эмоции и чувства, будучи по своей природе инди­видуальными переживаниями, в межличностном общении приоб­ретают характер послания другому, т.е. становятся сообщениями, смысл которых нужно еще понять, а следовательно, возможны ис­кажения, неточности или даже полное непонимание содержания этих сообщений.

В-третьих, эмоции и чувства, формируясь в процессе социа­лизации, подвергаются жесткому социальному контролю. Когда речь идет о несоциальных объектах, чувства практически не под­вергаются ограничению (трудно вообразить запрет на положитель­ное или отрицательное отношение, например, к какому-то цветку, животному, времени года), но в сфере социальных отношений, дей­ствуют разного рода санкции: кого разрешено любить, а кого нет; в каких ситуациях можно вести себя искренне, а в каких подобное поведение вызовет недоумение.

Таким образом, эмоции и чувства приобретают характер комму­никативных действий.

Каждому уровню общения соответствует определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуации и правил поведения участников взаимодействия. Умение понять си­туацию, привести выражение своих эмоций в соответствие с ней - необходимое условие совместной жизнедеятельности.

Источником трудностей и даже конфликтов в отношениях между людьми может стать неуместное проявление эмоций и чувств.