Классный час на тему познай самого себя. Классный час (4 класс) на тему: Познай самого себя

Цель: сформировать у учащихся представления о своем характере, о пользе и вреде гороскопов, о роли цветовой гаммы в нашей жизни.

Предварительная подготовка: газеты и журналы с гороскопами; объявлениями о предсказаниях; разноцветные кусочки тканей; яркие графические иллюстрации.

Почему мы верим гороскопам?

Почему столь многие из нас с нетерпением ждут предсказаний астролога в свежем номере газеты, почему мы готовы верить этим предсказаниям и действовать в соответствии с ними? Ведь беспристрастные проверки не раз показывали несостоятельность и астрологических предсказаний, и астрологических анализов личности.

Наиболее вероятный ответ на этот вопрос состоит в следующем: люди верят в астрологические анализы и предсказания, потому что они, как это ни парадоксально, верны. Но (и это очень важное “но”!) верны они потому, что эти высказывания настолько общи, уклончивы и туманны, что пригодны для всех и ни для кого.

Здесь работает известное психологам явление, названное эффектом Барнума в честь известного в прошлом веке американского антрепренера и владельца цирка Финеаса Барнума, который говорил, что “ежеминутно на Земле рождается один простофиля”, и гордился тем, что в программе его цирка и ярмарочных балаганов каждый может найти что-то для себя. Эффект Барнума можно сформулировать так: человек склонен принимать на свой счет общие, расплывчатые, банальные утверждения, если ему говорят, что они получены в результате изучения каких-то непонятных ему факторов. Видимо, это связано с глубоким интересом, который каждый из нас испытывает к собственной личности и, конечно, к своей судьбе. Эффект Барнума исследуется психологами уже около сорока лет. За это время они смогли определить, в каких условиях человек верит предложенным ему высказываниям, какие люди склонны верить, а какие нет и какие высказывания вызывают доверие.

Так, в конце 50-х годов классическое исследование провел американский психолог Росс Стагнер. Он дал заполнить 68 кадровикам различных фирм психологическую анкету, которая позволяет составить детальное психологическое описание личности, а после этого составил одну общую фальшивую характеристику, использовав 13 фраз из разных гороскопов. Затем Стагнер попросил испытуемых прочитать эти характеристики, сказав им, что они разработаны на основании данных научного психологического теста. Каждый участник опыта должен, был отметить после каждой фразы, насколько, по его мнению, она верна и насколько истинно отражает его характер. Градации оценок были предложены такие: поразительно верно, довольно верно, “серединка на половинку”, скорее ошибочно и совершенно неверно. Более трети испытуемых сочли, что их психологические портреты набросаны поразительно верно, 40 % -- довольно верно, и почти никто не счел свою характеристику совершенно ошибочной. А ведь это были заведующие отделами кадров, то есть люди, казалось бы, опытные в оценке личных качеств!

Этот эксперимент раскрыл еще одну любопытную сторону эффекта Барнума. Вот какие две фразы участники опыта сочли наиболее верными: “Вы предпочитаете некоторое разнообразие в жизни, определенную степень перемен, и начинаете скучать, если вас ущемляют различными ограничениями и строгими правилами” и “Хотя у вас есть некоторые личные недостатки, вы, как правило, умеете с ними справляться”. Первое из них сочли “поразительно верным” и “довольно верным” 91 % участников, а второе - 89 %. Напротив, наименее верными были признаны такие два утверждения: “В вашей жизни не обходится без некоторых проблем” и “Ваши надежды иногда бывают довольно нереалистичны”. В общем, эффект Барнума срабатывает на положительных утверждениях, и это неудивительно: всем нам не особенно приятно узнать о себе что-то отрицательное.

Подобные исследования не раз повторялись в различных вариантах. Так, в конце 60-х годов один французский психолог поместил в газетах рекламу, предлагая свои услуги в качестве астролога. Он получил сотни заказов и выслал всем клиентам один и тот же “гороскоп”, составленные в общих, неопределенных выражениях. И что же? Более двухсот заказчиков написали ему письма с благодарностью за удивительно точный, мастерски составленный гороскоп.

Австралийский профессор психологии Роберт Треветен регулярно заставляет студентов-первокурсников записывать свои сны или описывать то, что они видят в разноцветных чернильных кляксах (известный тест Роршаха). Затем, якобы обработав принесенный ему материал, профессор под большим секретом выдает каждому студенту тот же самый “анализ личности” из 13 фраз, который использовал Стагнер, и просит высказать мнение о его правильности. Только после того, как при всей аудитории каждый студент заявит, что вполне удовлетворен правильностью анализа, Треветен позволяет им заглянуть в бумаги друг друга. Он считает, что это отличная практическая работа для введения в курс психологии.

Какие дополнительные факторы, кроме осторожного выбора уклончивых, но в целом положительных фраз, влияют на веру в результат гадания? Конечно, наивные и легковерные люди попадаются легче. Эффекту Барнума одинаково подвержены и мужчины, и женщины. Престиж и известность астролога влияют мало, но, в общем, никогда не вредно подчеркнуть, что он, скажем, пользуется тайными знаниями ассировавилонских жрецов, расшифрованными лично им по глиняным табличкам.

Важный фактор, - какие вопросы задает астролог для анализа. Например, больше веры тем, кто требует указать точное время и место рождения. Так, американский психолог Росс Снайдер дал своим испытуемым один и тот же гороскоп. Им оказались более удовлетворены те, у кого “для составления гороскопа* он спрашивал не только год и месяц, но и день, и час рождения.

Еще один важный фактор в действии эффекта Барнума состоит в том, что мы любим комплименты, но относимся с сомнением к критическим высказываниям в наш адрес. Это не значит, что гороскоп, чтобы в него поверили, должен состоять из одних восхвалений. Допустимы и указания на некоторые простительные недостатки характера. В одном эксперименте Снайдер и его сотрудники установили, что результаты астрологического анализа личности казались особенно приемлемыми в том случае, если в них было в пять раз больше положительных замечаний о характере, чем отрицательных. И напротив, люди отказывались узнавать себя в описаниях, содержащих вдвое больше отрицательных черт, чем положительных.

Еще один фактор, работающий в пользу эффекта Барнума, таков: к астрологам чаще обращаются люди несчастные, озабоченные, запуганные жизнью, впавшие в депрессию, опасающиеся будущего... Кстати, не объясняет ли этот набор симптомов внезапную веру в астрологию, охватившую наше общество в последние годы? Таким людям особенно нужна положительная и основанная на “древней науке” информация об их характере и будущем. Для них это еще и своеобразная форма психотерапии, ослабляющая волнения, страхи, неуверенность в будущем. В отличие от других форм терапии, которые требуют усилий от пациента, чтобы признать и понять свои внутренние проблемы, а затем изменить свое отношение к жизни и поведение, здесь требуется только дать астрологу сведения о времени и месте рождения.

С ходом времени предсказания кажутся все более и более оправдывающимися. На эту особенность памяти обратил внимание еще Фрейд: человеку свойственно помнить положительные высказывания о себе и своем будущем и забывать отрицательные. Важно и то, что услуги астролога, как правило, довольно дорого стоят. Заплатив за личную консультацию или за журнал, целиком посвященный гороскопам, вы подсознательно не пожелаете признать, что выбросили деньги зря. И еще один эффект, известный психологам. Гороскопы влияют на людей, для которых они составлены. Так, прочитав, что вашему знаку Зодиака свойственна особенная честность, вы будете стараться не ударить в грязь лицом и поддержать репутацию своего созвездия.

О вас, ребята, могут рассказать не только гороскопы, но некоторые ваши личные вещи.

Свет мой, шкафчик, расскажи…

Хироманты берутся определить характер человека по руке, графологи - по почерку, а вот психологи из Тьюлейнского университета (США) утверждают, что можно определить характер человека, заглянув в шкаф, где он хранит свои вещи. После многолетних исследований и наблюдений они пришли к следующим выводам:

  • люди, в чьих шкафах царит идеальный порядок (то есть повседневная и выходная одежда отделены друг от друга, вычищены и выглажены), крайне рациональны, часто являются образцом для подражания, не тратят времени впустую и весьма предусмотрительны;
  • те, чьи шкафы полны бумаг, старых писем, школьных тетрадок и всякого рода памятных безделушек - крайне замкнуты, никогда не делятся своими приятными воспоминаниями, очень чувствительны и легко ранимы;
  • если шкаф полон старых вещей, то это говорит о том, что их хозяин неисправимый мечтатель. Перебирая старые вещи, такие люди обожают строить планы... редко их осуществляя.

Ваши наручные часы могут сказать о вас многое

Считают американские психологи Фрэнк Каприо и Джек Лиеди

Дорогие часы. Если вы носите золотые или другие роскошные часы - значит, вы любите и умеете работать, ваша работа вам по нраву. Вы человек организованный и, похоже, добьетесь немалых успехов на выбранном поприще.

Модные часы. Если на ваших часах стоит имя или фирменный знак знаменитого модельера, дизайнера, стало быть, вы элегантны, аккуратны и любите, чтобы все было на своих местах.

Диковинные часы. Некоторые часы имеют два циферблата, другие приспособления, показывают фазы Луны и т. п. Люди, носящие такие часы, как правило, настроены игриво, легко смеются, любят розыгрыши - не спешат расставаться с милыми чертами характера, присущими детям.

Часы как украшения. Если вы предпочитаете часы, вмонтированные в браслеты, кулоны, брелки, кольца,- можно смело сказать, что вы любите окружающих вас людей, новые встречи и... поболтать.

Высокотехнологичные часы. Часы, оснащенные микрокалькуляторами, необычными будильниками, электронными “записными книжками”, присущи людям с деятельным умом, быстро устающим от однообразной работы, предпочитающим любопытные задачи, любящим поковыряться с техническими новинками.

Часы с римской нумерацией. Вы любите классическую музыку, хорошие рестораны, довольно консервативны, но аккуратны в одежде. Вас отличает пунктуальность и некоторый педантизм.

Часы с отметками вместо цифр. Вы отлично знаете, что хотите от жизни, у вас острый деловой ум. Не так уж легко оказать влияние на ваши убеждения.

Обычные цифровые часы. Вы человек, ищущий и артистичный, всегда придумываете какое-нибудь новое решение старой проблемы. Вы верите, что от быстрых действий больше пользы. Что касается одежды, вы отдаете предпочтение добротности и крепкости.

Без часов. Вы легки на подъем и совсем не ленивы. Вас можно отнести к тем людям, которые запросто поднимаются среди ночи - заняться каким-нибудь интересным делом. Вы способны найти самое лучшее решение проблемы, хотя не самое быстрое.

Цвет - зеркало души

Установлено, что и мужчины и женщины отдают предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше, чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются - в одежде, обстановке, цвете автомобиля и т. д.). Приятное или неприятное чувство, которое вызывает какой-то цвет, может меняться с течением времени, но ведь и наш характер, наше эмоциональное состояние тоже изменяется.

Итак, попытайтесь вспомнить, понять, почувствовать, какой цвет вы предпочитаете всем остальным (или какой цвет предпочитает близкий вам человек),- и сделать соответствующие выводы. Такую же по важности информацию несет в себе нелюбимый цвет, Итак...

Психологи утверждают, что так называемые “холодные” цвета (синий, зеленый и их производные) говорят о спокойствии, нежности, апатичности, грусти. А “теплые” цвета передают сигналы о силе, властности, активности и радостном настроении.

Красный - цвет страстей. Человек, который любит этот цвет, смелый, волевой, властный, вспыльчивый и общительный. Чаще всего альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает, комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стремление к стабильности в отношениях.

Оранжевый - любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. Но в геральдике этот цвет означает лицемерие и притворство.

Желтый цвет - символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, смелость, любопытство, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенном, с которым трудно завязать знакомство.

Розовый - это цвет жизни, он говорит о потребности любить и быть добрее. Те, кому он нравится, люди впечатлительные и эмоциональные, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей прагматичных и рациональных такой цвет вызывает раздражение.

Коричневый цвет и все его оттенки предпочитают те, кто твердо и уверенно стал на ноги, кто ценит традиции, семью. Когда же такой цвет неприятен, это говорит о самолюбии и эгоизме, о том, что этот человек скрытен, с трудом идет на откровенность.

Зеленый цвет - цвет надежды и открытого пути - в психологическом портрете несет немного иные функции. Люди, предпочитающие этот цвет, настойчивы, последовательны, иногда упрямы в достижении цели. Они очень разборчивы в знакомствах и не очень хорошо ладят с сослуживцами из-за собственной несговорчивости, негибкости, критичности, прямолинейности.

Синий цвет - цвет неба, его обычно связывают с духовным возвышением человека, его чистотой. Если нравится синий цвет, это говорит о скромности и меланхолии, ровном, спокойном настроении, стремлении к сотрудничеству и взаимопониманию. Эти люди - хорошие и исполнительные подчиненные. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление всемогущего и всесильного. Но на самом деле он - образец неуверенности и замкнутости.

Белый цвет - это синтез всех цветов, поэтому он является “идеальным” цветом, “цветом мечты”. В нем заложен многозначный смысл, поскольку он одновременно передает и сияние света, и холод льда. Но, к сожалению, в психологическом отношении это малоинформативный цвет, поскольку, как установили исследования, его предпочитают люди с совершенно противоположными чертами характера. Единственное, о чем он может свидетельствовать - да и то косвенно,- об аккуратности и чистоплотности человека, предпочитающего этот цвет в своей одежде и в своем доме.

Черный цвет противостоит белому. Этот цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное (не будем брать в расчет траурную символику, которая только подчеркивает значение этого цвета), нередко воспринимает жизнь в мрачных тонах, неуверен в себе, несчастлив, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на более яркий, броский - показатель того, что пессимистические настроения часто развеиваются.

Серый цвет - любимый цвет рассудительных и недоверчивых, ранимых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-нибудь решение. Этот нейтральный цвет выбирают люди с повышенным эмоциональным контролем, те, кто предпочел бы оставаться в тени и не вступить в большое количество контактов.

Конечно, нельзя сказать, что сегодня мы полностью разобрались в своем характере. Но думаю, что некоторые до этого неопределенные черты своей личности стали для вас более понятны. А если вы еще и задумались над какими-то вещами, о которых мы сегодня говорили, если ваши раздумья действительно помогут вам разобраться в себе, в других, в ваших отношениях с этими другими – значит, нам повезло отыскать путь к цели, которую себе ставили.

Классный час на тему «Познай самого себя», 5 класс.

Цели : познакомить детей с некоторыми приемами самопознания, дать детям представление о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности; развивать у детей умение правильно оценивать себя и других; способствовать формированию веры в свои силы, в возможность стать лучше; побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.

Формируемые УУД

Личностные: самоопределение себя как личности, знать некоторые приемы самопознания, умение находить в себе главные черты, определять личные особенности.

Метапредметные:

    Познавательные: умение классифицировать объекты;установление причинно-следственной связи;

    Регулятивные: умение правильно оценивать себя и других

    Коммуникативные : умение выражать свои мысли; владение монологической формой речи; умение высказывать свое мнение и адекватно воспринимать чужое в групповой работе.

Подготовительная работа с детьми

Перед классным часом нужно объединить детей в группы по 4 человека (сидящие на 2 соседних партах поворачиваются лицом друг к другу).

Оборудование

На парту каждому ученику необходимо положить:

Альбомные листы для автопортретов;

Тетрадные листочки для тестов.

Музыкальное оформление

Можно приготовить 1-2 музыкальных фрагмента по 3-5 минут для сопровождения самостоятельной работы детей (создание автопортрета, тестирование).

Ход классного часа

    Вступительное слово

Ребята, сегодня у нас классный час, на котором будут присутствовать гости из других

школ. Я надеюсь, что мы с вами хорошо поработаем, покажем, как умеем мыслить и высказывать свое мнение.

    Мотивация. Определение темы занятия. (1 слайд)

Начиная наше занятие, предлагаю вам посмотреть вот на это изображение и надпись под ней. Как вы думаете, что это?

(ответы детей)

Это изображение и надпись на стене храма Аполлона в Дельфах. Она гласит: «Познай самого себя». Автор этого высказывания неизвестен; античные источники приписывали его разным авторитетам древности. Ребята, наверное, вы догадались что тема нашего сегодняшнего классного часа - «Познай самого себя». (2 СЛАЙД ) Эти слова послужили толчком к философским занятиям Сократа , который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался : кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:

Вы узнали тему классного часа. Какие цели вы бы поставили перед собой. (3 СЛАЙД)

II. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

Классный руководитель: Начнем нашу беседу с ответов на вопросы. (4 СЛАЙД)

Как вы считаете человек должен стремиться познать себя?

Что лучше: переоценить или недооценить себя?

Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «самоиспытание»?

Как вы думаете, знаете вы себя?

Дети высказывают свои предположения .

Да, в самом деле познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (5 СЛАЙД):

1. Самонаблюдение.

2. Самоанализ.

3. Самоиспытание.

4. Самооценка.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку. Чтобы ваша работа была более плодотворной, вам следует объединиться в группы.

III. Определение знаний детей о себе

Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?» (6 СЛАЙД)

Классный руководитель. Для начала предлагаю вам в группах провести дискуссию. «Какого человека можно назвать уникальным?» Через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу.

Включается тихая музыка. Дети обсуждают ответы в группах.

Минута истекла. Слушаем мнения групп. Какого человека можно назвать уникальным?

Создание автопортретов

Да, ребята, каждый человек в мире уникален, неповторим. (7 СЛАЙД). Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. (8 СЛАЙД) Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет на альбомном листке, который лежит у вас на парте.(3-5 минут дети рисуют себя)

У вас получились уникальные автопортреты. А теперь мы подпишем эти автопортреты. Для этого поиграем в игру «Кто я?», «Какой я?»

Игра в группах «Кто я? Какой я?» (9 СЛАЙД)

Для начала мы напишем слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?» Это могут быть суждения о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете. (3-5 минут дети работают)

А теперь прочитайте свои ответы членам группы, но так, чтобы получился активный рассказ.

Дети в группах рассказывают о себе (8-10 минут).

А теперь послушаем по одному представителю от группы, тех, у кого получился самый интересный рассказ. Кто хочет представить себя всему классу?

Представители групп встают с мест, повторяют рассказы о себе.

Как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя?

IV. Мини-лекция «Что такое самооценка?»

Но знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. (10 СЛАЙД) Самооценка - это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной.

Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят ее до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой.

V. Тест «Самооценка»

Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя.

Сейчас мы пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка.

У каждого из вас на парте лежит тетрадный листок. На этих листочках мы будем выполнять специальные задания, которые помогут вам немного разобраться в самих себе. (11 СЛАЙД)

Нарисуйте на этом листке 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину.

Дети рисуют кружочки. Учитель проверяет, чтобы у всех были нарисованы в 1 ряд 8 кружочков. Быстро напишите букву «я» в любом кружке.

Дети пишут букву «я» в одном из кружков. Учитель контролирует правильность выполнения задания.

А теперь вы можете узнать, какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка, а те, кто поставил букву «я» в середине, имеют правильную самооценку.

Результат, который вы получили, не обязательно открывать всем. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь.

VI . Рейтинг «Самый-самый»

Классный руководитель.

Накануне этого классного часа вам было предложено записать фамилии

трех девочек и трех мальчиков, которых вы считаете самыми умными,

самыми добрыми и самыми справедливыми. И теперь всем вам не терпится

узнать, кто же возглавил этот рейтинг . ( 12-16 СЛАЙДЫ)

Я хочу задать вопрос лидерам рейтинга: «Совпадает ли ваша самооценка

с высокой оценкой класса?»

(Дети высказываются.)

Делая вывод, можем сказать, что ум, доброта, справедливость - эти и другие хорошие качества может воспитать в себе любой человек. Нужно только захотеть.

VI. Подведение итогов (рефлексия) (17 СЛАЙД)

Подведем итоги сегодняшней нашей встречи:

Была ли вам интересна тема познания себя?

Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?

Что нового узнали вы сегодня о себе?

Думаете ли вы продолжить наблюдение над собой?

Классный час на тему: «Познай самого себя».

Цели : познакомить детей с некоторыми приёмами самопознания, дать детям представление о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности; развивать у детей умение правильно оценивать себя и других; способствовать формированию веры в свои силы, в возможность стать лучше; побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.

Оборудование . У каждого ученика – альбомные листы, тетрадные листы.

План классного часа.

  1. Вступительное слово.
  2. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»
  3. Определение знаний детей о себе:

Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

Создание автопортретов;

Игра в группах «Кто я? Какой я?»

4. Мини – лекция «Что такое самооценка?»

5. Тест «Самооценка».

6. Подведение итогов.

Ход классного часа .

  1. Вступительное слово.

Слова «Познай самого себя» принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди?Этот процесс называется самопознанием.

  1. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?

Что лучше: переоценить или недооценить себя?

Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «самоиспытание».

Как вы думаете, знаете ли вы себя?

Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он может развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы: самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание, самооценка.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. Будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку.

  1. Определение знаний детей о себе.

Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

Включается тихая музыка. Дети, разделившиеся на группы, обсуждают ответы.

Это яркий, талантливый, незаурядный человек.

Отличается от других людей.

Это необычный, странный человек, чудак.

Это любой человек, даже самый обыкновенный. Он отличается от других людей даже отпечатками своих пальцев.

Создание автопортретов.

Каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет на альбомном листе.

У вас получились уникальные автопортреты. А теперь мы подпишем автопортреты. Для этого поиграем в игру «Кто я?», «Какой я?»

Игра в группах «Кто я?». «Какой я?»

Напишите слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопрос «Кто я?», «Какой я?» Это может быть суждение о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.

Включается тихая музыка. Дети работают 3-5 минут. Затем в группах рассказывают о себе.

  1. Мини – лекция «Что такое самооценка?

Знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной. Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят её до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять своё достоинство и жить в ладу со всеми и с самим с собой.

  1. Тест «Самооценка».

Мы сегодня учимся оценивать самих себя. Пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка. У каждого на парте лежит листок бумаги. Нарисуйте на нём 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину. Быстро напишите букву «я»в

любом кружочке. А теперь вы можете узнать какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка. Те, кто поставил букву «я» посередине, имеют правильную самооценку.

Результат, который вы получили необязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет ваша жизнь.

  1. Подведение итогов .

Подведём итоги нашего классного часа:

Была ли интересна тема познания себя?

Что вы узнали о различных вариантах самооценки?

Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?

Что нового вы узнали о себе?

Думаете ли вы продолжить наблюдение за собой?

Понравился ли вам классный час?

Вывод: узнали о том, что пока у некоторых не такая самооценка, как вам хочется. Нужно оценивать себя правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе. Необходимо изучать себя, чтобы верно оценивать свои силы.

Классный час.

Тема. Познай самого себя.

Класc 7

«То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле...»

И. Кант

Классный час психологической направленности, посвященный самооценке личности. Эта тематика приобретает особую актуальность в подростковом возрасте. Обучающиеся сталкиваются со многими проблемами социализации.

По мнению психологов, для детей характерны: переоценка своих возможностей, отсутствие адаптации к неудачам.

Цели классного часа:

  1. акцентировать внимание учащихся на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

Задача классного часа:

  1. познакомить детей с приемами самопознания;
  2. дать представление о том, как находить в себе главные черты;
  3. научить определять свои личные особенности;
  4. развивать у детей умение правильно оценивать себя и других;
  5. способствовать формированию веры в свои силы и в возможности стать лучше;
  6. побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию;

В ходе классного часа дети выполняют разнообразные задания с целью самонаблюдения, самооценки. Ученики должны знать, что эти результаты должны дать им информацию для размышления о себе и для работы над собой.

Подготовка.

Перед классным часом дети объединяются в группы.

Оборудование.

На парту для каждого ученика: листы бумаги и изобразительный материал для автопортрета; листы бумаги для тестов, ключ к тесту, фигурки для оценки встречи. Во время самостоятельной работы (автопортрета и теста) включать музыкальные отрывки (детская песня «Из чего же сделаны наши МАЛЬЧИШКИ» и спокойная мелодия).

План:

  1. определение темы встречи.
  2. беседа «Нужно ли знать себя?»
  3. осознание своей уникальности через творческое задание
  4. как оценить себя
  5. информация к размышлению
  6. ваше мнение о теме встречи (подведение итогов)

Ход классного часа.

Хочу начать нашу встречу с теста. Постарайтесь быстро и четко ответить на вопросы:

Вопрос №1: загадайте любое животное (кроме кошки и собаки).

Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к нему.

Вопрос № 2: загадайте любимый цвет. Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к этому цвету.

Вопрос № 3:закройте глаза и представьте море или океан. Запишите три определения, которые описывают ваши чувства.

Объяснение теста

Ответ на вопрос №1 описывает отношение окружающих к вам;

Ответ на вопрос №2 описывает ваше собственное отношение к себе;

Ответ на вопрос №3 описывает ваше отношение к жизни.

Прошу не принимать результаты теста близко к сердцу. Но если вы узнали что-то новое для себя, то я рада за вас.

Я не случайно начала нашу беседу с теста. Скажите, о чем вы узнали, пройдя этот тест?

Узнали о своем отношении к себе, к окружающим, к жизни.


Первое, что нам сегодня предстоит выяснить, это ответ на вопрос: «Нужно ли человеку познавать себя, и если да, то для чего ему это нужно?»
1. Нужно ли человеку познавать себя? Нужно.

А вот как на этот вопрос отвечает Священное Писание. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Вникать в себя – означает познавать себя.
2. Для чего человеку нужно познавать себя?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте с вами немного порассуждаем. Допустим, человек попытался познать себя и понял, что он плохой, или хороший, и что дальше? Либо он впадёт в уныние от осознания своих недостатков, либо безмерно возгордиться своими талантами. Что же дальше? Человек должен что-то делать с тем, что он узнал о себе. И если он не использует узнанное о себе для своего дальнейшего совершенствования, то его самопознание является бесполезным. Если совершенствование не является целью самопознания, то какой смысл познавать себя?

Мы подошли к определению термина «самопознание».

Самопознание – это процесс познавания себя как личности с целью совершенствования, то есть изменения к лучшему.
Как человек может познать самого себя? Узнать мнение о себе у близких, друзей, вспомнить свои интересы, увлечения, пройти тест.

Я предлагаю вам быстро написать семь прилагательных начинающихся на первую букву имени. Вычеркните из списка те которые вам не нравятся. Слова, которые вы оставили - будут вас характеризовать.

Как вы думаете, человек должен стремиться познать себя? Да, это интересно. Можно познавать себя, полагаясь на собственный разум? Только одного разума не будет достаточно.

Некоторые настолько в себе уверены, что полагают, что они в состоянии познать сами себя, полагаясь на собственный разум. Более того, такие люди думают, что они достаточно хорошо себя знают. Придётся их разочаровать, сказав, что они себя совершенно не знают. Народная мудрость гласит: «Не будь мудрецом в глазах своих».

А познавать себя, полагаясь на мнение окружающих ? Окружающие не могут правильно оценить.

Человек может познавать себя, сравнивая с окружающими и прислушиваясь к их мнению. Данные меры позволят человеку узнать кое-что о себе. Однако такое самопознание обречено на односторонность. Таким образом, подобный метод самопознания тоже не подходит.


Что лучше: переоценить себя или недооценить?

Как вы понимаете слова «самонаблюдение» , «самоиспытание»?

А как долго может длиться познание самого себя?

(дети высказывают свое мнение)

Как вы думаете, знаете вы себя? Какая у вас память? (пригласить к доске ученика уверенного, что у него плохая память) Проверим, как вы себя оценили.

У доски и на местах быстро делаем зарисовки, которые соответствуют словам:

Солнце, цветок, машина, дерево, дорога, рука. Повторяем, глядя на картинки слова (ребенок у доски справляется с заданием, значит он не верно оценил качества своей памяти).

Познавать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив особенности своей натуры, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (записаны на доске ):

1.Самообладание.

2. Самоанализ.

3. Самоиспытание.

4. Самооценка.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самооценку, самоанализ. Чтобы ваша работа была более плодотворна, мы объединились в группы.

Для начала предлагаю вам в группах провести обсуждение и дать ответ на вопрос «Какого человека можно назвать уникальным?». через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу (под тихую спокойную музыку идет обсуждение).

Примерные ответы детей:

Это яркий, талантливый, незаурядный человек

Человек, который отличается от других

Необычный человек, странный, чудак

Это обычный человек, любой человек отличается от другого человека

Каждый человек уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный, неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам создать автопортрет, в который вы включите все, что вам дорого, чем вы увлекаетесь. На работу вам дается 5 минут. К вашему распоряжению лист бумаги, вырезки из журналов, различные картинки, клей, фломастеры и карандаши. Это может быть и абстрактная композиция или изображение внешности (под песню «Из чего же сделаны наши МАЛЬЧИШКИ» дети работают).

У вас получились уникальные автопортреты. На обратной стороне листа напишите несколько предложений, начиная со слова «Я». Опишите характер, внешность, увлечения, внутренний мир, за что вы себя уважаете, что хотите исправить в себе (3-5 минут на работу). Кто хочет представить себя всему классу? (зачитываются несколько работ )

Но знать себя не достаточно. Нужно иметь правильную самооценку. Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной.

Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенны в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, они самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят её до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой.

Сейчас мы пройдём с вами еще одно испытание и попытаемся определить вашу самооценку.

Посмотрите на 5 фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на рисунке. Выберите из них туфигуру, глядя на которую можно сказать: «Скорее всего, это я».

Запишите ее название под № 1.

Теперь расположите оставшиеся 4 фигуры в порядке предпочтения. Какую бы вы фигуру не поставили на первое место, это ваша основная фигура. Она даст возможность определить черты вашего характера и особенности поведения в разных ситуациях.

Последняя фигура указывает на тип человека, взаимодействия с которым представляют для вас наибольшие трудности.

Результаты теста вы найдете на своих столах. Приложение №1.

И еще немного ииформации для размышления. Результат не обязательно открывать всем. На листке нарисуйте 8 кружков в один ряд. Быстро напишите букву «я» в любом кружке. А теперь вы можете узнать какая у вас самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка. Ну, а кто поставилбукву в середине, имеют правильную самооценку. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь. И еще хочу напомнить, что самопознание, самоанализ не должны быть самоцелью. Целью самопознания и самоанализа должны быть совершенствование личности. Но совершенствование невозможно без осознания и признания своих ошибок и желания измениться в лучшую сторону. Поэтому не забывайте, что вы будете совершенствоваться лишь в том случае, если вы готовы признать свои ошибки и измениться.

Подведем итоги нашей встречи:

Была ли вам интересна тема познания себя?

Как может верная самооценка помочь тебе в жизни?

Что нового узнали вы сегодня о себе?

Думаете ли продолжить наблюдение за собой?

А понравился ли вам классный час я узнаю, если вы, уходя, над цветком на стенде прикрепите знак солнца или тучи.

Солнце - понравился классный час

Туча - совсем не понравилось

Приложение №1.

Социально-психологические особенности «геометрических» типов личности.

Фигура

Положительные

Отрицательные

Квадрат

Любовь к порядку

Педантизм

Внимательность к деталям

Возможность упустить главное

Аналитичность

Холодная рассудительность

Рациональность

Излишняя осторожность

Упорство, настойчивость

Упрямство

Бережливость

Скупость

Треуголь-ник

Лидерские качества, способность взять ответственность на себя

Эгоцентризм, эгоизм

Решительность

Сконцентрированность на проблеме

Безразличие ко всему, пока цель не будет достигнута

Нацеленность на победу, склонность к соревнованию

Коварство

Уверенность в себе

Самонадеянность

Честолюбие

Карьеризм

Неудержимость

Энергичность

Прямо-угольник

Возбудимость

Напряженность, замешательство

Любознательность

Настрой на свое

Легковерность

Чувствительность

Наивность

Неамбициозность

Эмоциональная неустойчивость

Смелость

Низкая самооценка

Круг

Доброжелательность

Мягкотелость, нетребовательность

Добродушие

Беспечность

Заботливость, преданность

Навязчивость

Щедрость

Расточительность

Доверчивость

Легковерность

Великодушие

Склонность к самобичеванию

Бесконфликтность

Конформность, уступчивость

Зигзаг

Креативность

Неорганизованность и раз-бросанность

Мечтательность

Прожектерство

Экспрессивность

Несдерженность

Остроумие

Эксцентричность

Интуитивность

Неологичность

Раскованность

Непрактичность

Приложение № 2.


Классный час "Познай себя" 8 класс
Важно не то, кем тебя считают,
а кто ты на самом деле.
Публий Сир
Цели:
 Расширить представление детей о самопознании, саморазвитии,
самоопределении.
 Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как
целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой.
 Способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей
к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению,
самопознанию, самосовершенствованию.
К.р. Добрый день. Сегодня мне бы хотелось пригласить вас к разговору,
который волнует всех: «Знаешь ли ты себя?» Ещё древние говорили, что
самый загадочный сфинкс на Земле – это человек. Мыслители говорили, что
человек – это самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого
себя? Если спросить об это каждого из вас, то мы получим разные ответы, и
все вы по­своему будете правы, потому, что каждый из вас индивидуален и
неповторим. Ну что ж, попробуем вмести ответить на вопрос « Знаешь ли ты
себя?»
Уверены ли вы в том, что знаете себя???
(Я и мой выбор).
Я приглашаю вас в картинную галерею. Перед вами три зала. Пусть каждый из
вас выберет тот зал, в который ему хотелось бы войти. А теперь давайте
узнаем, в какой зал вы захотели войти. (каждый выбирает номер слайда)

А теперь давайте узнаем идеи зала:
1. Жизнь как наслаждение
2. Жизнь как общение с другими людьми.
3. Жизнь как поиск смысла жизни.
В такие залы вы хотели попасть?
Теперь, узнав идею зала, вы уверены в своём выборе?
Если нет, у вас есть возможность изменить своё решение.
(если есть те кто поменял свой выбор) Что побудило вас к новому выбору?
Давайте попробуем провести аналогию с человеком. А. Экзюпери говорил:
«… Не всегда первое впечатление бывает верным. Чтобы понять человека,
нужно поближе познакомиться с ним, получше узнать его, увидеть его в
разных жизненных ситуациях». Вы согласны с этим? (обсуждение)

Кл.р: Как вы думаете, важно ли познание человеком самого себя?
(Ответы). Дорога к самому себе – это дорога в целую жизнь.
Кл.р: Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: "Умный человек не тот,
кто много знает, а кто знает самого себя". Можете ли вы считать себя умными
людьми? (Дети отвечают.}
Что можно узнать о себе?
Примерные ответы детей:
1. Свои физические возможности, состояние здоровья.
2. Свои таланты, способности (умственные, творческие).
3. Свой характер, темперамент, волю.
4. Свои вкусы, привычки.
5. Свои сильные и слабые стороны.
Кл. р: Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и
возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка?
Примерные ответы детей:
1. Узнать призвание, выбрать профессию.
2. Избежать ошибок и разочарований.
3. Правильно вести себя с окружающими.
4. Не браться за невыполнимые дела.
5. Правильно определить цель в жизни.
Кл. р: Действительно, человек, который объективно оценивает свои
способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание,
определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений
жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности,
он будет искать причину не в других, а в себе. Процесс познания себя у
каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь.
С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и
познание смысла жизни.
Подведение итогов
Кл. р. Что дал вам сегодняшний классный час? Удалось вам узнать что­
то новое о себе и других? Я думаю, что сегодня между нами протянулась
нить взаимопонимания, и чтобы эта связь не оборвалась, закрепим её. Я
приглашаю вас в круг.
Игра «Паутинка» Передавая клубок ниток, участник говорит своему соседу
доброе пожелание.
Кл. р: Посмотрите, на эту нить она хрупка и непрочна. И только от нас
зависит, сделаем ли мы основу для прочного ковра взаимопонимания.