Классный час по этикету для старшеклассников. Методическая разработка интеллектуальной игры-путешествия для старшеклассников на тему "этот удивительный этикет"

Ежегодно миллионы мам приводят своих детей в школу. Первоклашкам достаточно сложно привыкать к совершенно новой для них жизни. Они боятся, как их примут одноклассники, понравятся ли они учителю.

В школе необходимо вести себя правильно. Существуют всевозможные правила, соблюдение которых обязательно. Только в этом случае учиться будет действительно комфортно.

Каждый школьник должен вести себя правильно. Необходимо соблюдать определенный этикет. Существует огромное количество важных правил. Можно выделить 10 основных:

1. Следует вовремя приходить в школу.

2. Необходимые вещи следует аккуратно складывать в ранец.

3. При входе в школу вытирают ноги. При входе в класс здороваются с учителем.

4. Для ответа нужно обязательно поднимать руку.

5. Разговаривать с друзьями и учителями следует вежливо.

6. Необходимо беречь все школьное имущество и ни в коем случае не портить его.

7. На перемене запрещено бегать и кричать.

8. Со всеми взрослыми следует здороваться.

9. Мальчик пропускает в дверях вперед девочку, а школьник - взрослого.

10. Весь мусор следует бросать в урну.

Как вести себя на уроках?

· Лучше всего приходить в школу заранее. До урока должно оставаться минимум 10 минут. Этого времени как раз хватит на то, чтобы оставить верхнюю одежду в гардеробе и прийти в класс. Важно приготовиться к уроку.

· Необходимо выполнять все домашние задания. В дневнике должно быть заполнено расписание.

· На время урока нужно забыть о существовании сотового телефона.

· Нельзя произносить неприличные слова и показывать некультурные жесты.

· Уходить с уроков можно лишь с разрешения врача или учителя.

· Если уроки пропущены по болезни, необходимо принести или справку.

· В начале урока обязательно приветствуют учителя. Для этого весь класс обязательно встает. Таким же образом приветствуют других взрослых.

· Во время урока нельзя мешать другим разговаривать.

· Если необходимо выйти, нужно обязательно поднять руку.

· На парте важна чистота и аккуратность. Лежать на ней должно лишь то, что понадобится на уроке. Все посторонние предметы убирают в ранец.

Как вести себя на перемене?

Долго сидеть и внимательно слушать учителя достаточно утомительно. Перемена необходима для отдыха. Но это не говорит о том, что нужно бегать и кричать. Это не просто неправильно, но и опасно. Обязательно необходимо соблюдать правила этикета для школьников, касающиеся верного поведения на переменах.

Если возникло желание побегать, лучше отправиться на спортплощадку. Перемена подходит для похода в библиотеку, в столовую, подготовке к другому уроку, звонка маме.

Если поведение на перемене спокойное, это говорит не только об уважении окружающих, но и себя самого. Необходимо постараться хорошо отдохнуть и набраться сил на следующий урок.

Что нельзя делать во время перемены?

Правила запрещают на переменах:

· Толкать других.

· Непристойно выражаться.

· Кидать в других любые предметы.

· Вступать в драки или быть их зачинщиком.

· Съезжать по перилам или же перегибаться через них. Это очень опасно. По ступенькам спускаются или поднимаются только с правой стороны.

· Сидеть на подоконниках.

С учителями и родителями обязательно здороваются.

Открывать и закрывать двери следует очень осторожно. Не стоит ими хлопать. Обязательно пропускают идущих впереди взрослых, а затем уже идут сами. Нельзя на лестнице никого толкать, так как это очень опасно.

Как вести себя в столовой?

В столовой обычно скапливается много народу. Перемена всего 15 минут, и за это время необходимо успеть поесть. Важно соблюдать правила этикета для школьников за столом:

· Не стоит стремиться попасть сюда первым. Необходимо приходить вместе с классом. Не нужно торопиться усесться за стол первым даже в том случае, если очень хочется есть.

· Стоит соблюдать очередь.

· Идти по столовой нужно аккуратно. При этом следует обязательно смотреть под ноги. Если же в руках у вас тарелка, нужно быть вдвойне внимательным.

· Перед едой обязательно моют руки.

· Необходимо очень осторожно пользоваться вилкой и ни в кое случае не размахивать ею.

· Есть суп и чай следует аккуратно, не проливая его на себя или на соседей.

· Сидеть за столом нужно прямо, не толкая при этом сидящих рядом. Локти на стол не ставят.

· Каждый после еды обязательно убирает за собой посуду.

Правила этикета для младших школьников

Особое внимание стоит уделить правильному поведению в начальной школе. Именно в этом возрасте закладываются все нормы. Если учащиеся не будут научены тому, как вести себя в определенных местах, то сделать это в более старшем возрасте будет намного сложнее.

Общественный транспорт

· Входят в любой транспорт аккуратно, никого при этом не толкая.

· Стоит уступать место пожилым людям и беременным женщинам.

· Нельзя громко разговаривать, так как это мешает другим.

· Не стоит пытаться разговаривать с незнакомыми людьми.

Кинотеатр

· Нельзя сорить.

· Запрещено шуметь.

· Не стоит вызывающе себя вести.

· Не следует громко комментировать фильм.

· Нельзя разговаривать во время сеанса по телефону.

Существуют определенные нормы поведения и в других общественных местах. Правила этикета для школьников 4 класса крайне важны, так как дети становятся старше и переходят в среднюю школу. К этому времени они должны быть уже воспитанными.

Правила этикета в картинках

Дети должны знать и соблюдать огромное количество всевозможных правил этикета. Обучение необходимо начинать с раннего возраста. Детям достаточно сложно запомнить все сразу.

Чтобы сделать правила этикета для школьников легкими для усвоения и сделать обучение максимально интересным, стоит использовать наглядность. Правила этикета для школьников в картинках позволят детям не только быстро их усвоить, но и наглядно представить то, как надо себя вести. Стоит также применять и картинки, на которых изображено неправильное поведение. Дети будут понимать, что такое поведение далеко от общепринятых норм. Наглядное обучение позволит усвоить материал быстро и просто.

Также стоит воспитывать детей на собственном примере. Это должны быть сами родители, а также учителя в школе. Обучение этикету в игровой форме наиболее эффективно. Это позволяет отлично усваивать правила этикета для школьников. Картинки помогают сделать это.

Ребенок должен приходить в школу с уже сформированными навыками этикета. Если в дошкольном возрасте ребенку не были привиты определенные нормы поведения, ему будет очень сложно в коллективе. Дурные манеры и грубость вызовут у окружающих лишь раздражение и непременное отторжение. Именно поэтому обучать детей этикету должны прежде всего именно родители.

Почему важны нормы поведения?

Дошкольники не всегда ведут себя правильно. Для них это простительно. Все давно знают, что если у родителей хорошее воспитание, то и ребенок постепенно усвоит все необходимые нормы поведения.

Но если школьники ведут себя неправильно в общественном месте, окружающие обычно возмущаются. Неприятно смотреть на неопрятно одетых, толкающихся и кричащих детей, не умеющих пользоваться столовыми приборами.

Усвоить правила этикета для школьников достаточно просто. Научиться вежливому общению совсем нетрудно. Опрятно одеваться может каждый.

Обычно родители требуют от детей, чтобы они прилично себя вели. Важным это оказывается тогда, когда дети оказываются одни в каком-то Правила этикета для школьников в школе важно неукоснительно соблюдать. Дети должны знать, как поступить в той или иной ситуации. Именно в этом и проявляется их взрослость.

Также не стоит забывать, что по поведению детей судят о родителях. Не стоит заставлять их краснеть. Нужно стараться быть вежливым и воспитанным. Именно для этого и следует изучать правила этикета для школьников.

Беседа о речевом этикете «Как слово наше отзовется…»

Цели: привлечь внимание детей к речевой культуре; познакомить с правилами общения, которые позволят достичь успеха.

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

Ведущий 1. Речевой этикет - один из важнейших элементов человеческой культуры. Мы еще не знаем человека, но вот он заговорил, и буквально с первых фраз можно судить о его культуре. Или бескультурье.

Корней Иванович Чуковский, писатель, литературный критик, замечательный знаток русского языка, в книге «Живой как жизнь», посвященной русскому языку, приводит примеры варварского отношения к языку, «извращения речи» (по его выражению).

Какая-то дама с собачкой, одетая нарядно и со вкусом, хотела показать своим новым знакомым, какой у нее дрессированный пудель, и крикнула ему повелительно: «Ляжь!» Одного этого «ляжь» оказалось достаточно, чтобы для меня обозначился низкий уровень ее духовной культуры, и в моих глазах она сразу утратила обаяние изящества, миловидности.

Что, например, я мог думать о любящей матери, которая на великолепнейшей даче закричала дочери с балкона: «Не раздевай пальта!»

С глубокою тоскою узнал я о литературной беседе, которую вели в библиотеке три школьника, выбиравшие интересную книгу:

Возьми эту: ценная вещь. Там один так дает копоти!

Эту не бери! Лабуда! Пшено!

Вот это жутко мощная книжка!

С острой, пронзительной жалостью гляжу я на этих юнцов.

По мнению Чуковского, этот жаргон свидетельствует о духовном убожестве говорящего.

Ведущий 2. Этот язык, похожий на язык Эллочки-людоедки из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», распространен и в языковой среде современного молодого человека. Эта вульгарная, «людоедская» речь слишком уж заразительна, прилипчива, въедлива, и отвыкнуть от нее не так-то легко. А отвыкать надо!

Русский язык

Могуч и велик!

Из уважения к предкам

Не позволяйте

Калечить язык

Эллочкам-людоедкам!

К. Чуковский

Ведущий 1. Культура слова - это культура чувств, культура человеческих отношений. Истинно вежливый человек, по мнению французского писателя и философа Ж.-Ж. Руссо, всегда благожелателен к людям. А грубую, невежественную речь многие мыслители прошлого оценивали как отражение различных пороков развития личности.

А как чудовищно выглядят те из нас, которые засоряют свою речь нецензурными словами, т. е. сквернословят. Как больно слышать мат из милых девичьих уст. Еще древнегреческий ученый и философ Аристотель считал, что из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков. Обратите внимание, как тесно, по мнению великих мыслителей, переплетены грубая, вульгарная лексика и склонность к дурным поступкам.

Ведущий 2. Нецензурная речь оскорбляет слух, она унижает и того, кто слушает, и того, кто говорит. Я призываю вас, ребята, быть непримиримыми противниками мата. Выберите такую манеру поведения, когда при вас никто не осмелится произнести нецензурные слова.

Что с нами происходит? На мальчика, который не ругается матом, смотрят как на ненормального. У девочек - то же самое. Ругнуться последними словами в обществе парней у нас считается хорошим тоном. Что делать? Многие уже не могут объяснить свою мысль, не прибегая к бранным выражениям. Еще немного, и мы совсем разучимся нормально разговаривать.

Ведущий 1. Человек культурный — это обязательно человек, говорящий правильно и красиво. Это должно стать нормой Жизни каждого. Русский писатель Александр Иванович Куприн сказал: «Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому изучение и сбережение родного языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной Необходимостью». Это высказывание является актуальным и в наши дни.

Ведущий 2. Интонация разговора очень важна, ведь порой не только сами слова, но и тон, каким они произносятся, обижает оскорбляет окружающих. Предлагаем посмотреть сценки и обсудить умение героев общаться. Поможет в этом нам школьный психолог.

II. Театрализованная часть

Сценка 1

Прохожий 2.0, это совсем недалеко. Идите прямо, потом первая улица направо. Там на углу сквер, вы сразу увидите.

Прохожий 1. Спасибо большое.

Прохожий 2. Пожалуйста, не стоит благодарности.

Сценка 2

Прохожий 1. Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Горького?

Прохожий 2. Чего?

Прохожий 1. Простите, я спросил, как пройти на улицу Горького.

Прохожий 2. Первая направо.

Психолог. Резкий тон есть признак грубости и невоспитанности. Ничто не дает нам право быть невежливым в разговоре - ни плохое самочувствие, ни неприятности на работе, ни усталость, ни спешка. Достойный стиль разговора с любым человеком - спокойный, доброжелательный, тактичный.

Сценка 3

Юноша. Девушка, а можно с вами познакомиться?

Девушка. Хам!

Психолог. Когда к вам подходит парень и пытается сформулировать что-то, на его взгляд, очень остроумное, не кривите лицо и не оценивайте насмешливо его «бестолковость», лучше дайте ему скидку на волнение, улыбнитесь и помогите ему. Если вы решили отказать, делайте это красиво. Чем у девушки выше интеллект и лучше воспитание, тем тактичнее ее отказ. Как минимум это в ваших интересах, ведь грубый отказ провоцирует ответную грубость и привлекает внимание окружающих. А реакция окружающих однозначна - к ней пристают, значит, она того заслуживает. А если она еще и хамит, значит, она грубиянка и к общению не располагает. Отказывая, благодарите парня хотя бы глазами за то, что он вас отметил, за хорошие слова, которые он успел вам сказать. Если он прочитает это в ваших глазах и в вашей улыбке, вы расстанетесь друзьями и оба в хорошем настроении.

Милые девушки, не удивляйтесь попытке познакомиться с вами, хотя бы посмотрите: кто он? какой он? А вдруг это хороший человек?

А теперь посмотрите и оцените несколько ситуаций знакомства. Вы услышите только первые слова, которые помогут начать разговор. В ситуации знакомства будьте предельно вежливы, не допускайте никакой развязности и помните, что чувство юмора выручает в очень многих жизненных ситуациях.

Сценка 4

К девушке подходят молодые люди, и каждый начинает беседу.

Юноша 1. Добрый день! Всем известно, очень неприлично обращаться к человеку, не зная его имени. Давайте мы с вами познакомимся, и тогда разговаривать нам будет легче. Меня зовут Дима. А как зовут вас?

Юноша 2. Мне нужна ваша помощь. У моей сестры день рождения. Я хочу что-нибудь купить, а что не знаю. Посоветуйте!

Юноша 3. Добрый день. У меня к вам совершенно традиционный вопрос. Меня интересует: как бы вы отказали тому молодому человеку, который подошел бы к вам, улыбнулся и сказал: «Здравствуйте. Давайте познакомимся».

Ведущий 1. Предложите, пожалуйста, ваши варианты ситуации знакомства.

Ведущий 2. Еще одна ситуация, связанная с речевым этикетом, - разговор по телефону. Посмотрите в исполнении ваших товарищей инсценировку из рассказа Н. Носова «Телефон». Будьте внимательны, потому что после просмотра мы будем обсуждать Речевые ошибки действующих лиц.

Сценка 5

Мишка. Алло! Алло!

Колька. Алло!

Мишка. Слышно что-нибудь?

Колька. Слышно. А тебе хорошо слышно?

Колька. Хорошо. А тебе?

Мишка. И мне хорошо! Давай разговаривать.

Колька. Давай. А о чем разговаривать?

Мишка. Ну, о чем... О чем-нибудь... Хорошо, что есть телефон, правда?

Колька. Правда.

Мишка. Вот если бы не было, было бы плохо... Ну...

Колька. Что «ну»?

Мишка. Чего ты не разговариваешь?

Колька. А ты почему не разговариваешь?

Мишка. Да я не знаю, о чем разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь...

Ведущий 1. Как вы думаете, ребята, в чем заключалась главная ошибка Мишки и Кольки? (Это был разговор ни о чем)

Психолог. Есть ситуации, в которых пользоваться телефоном не рекомендуется. Следует при личной встрече, а не по телефону выражать соболезнования, поздравлять с семейными праздниками, благодарить за подарки, приглашать на свадьбу. Начиная телефонный разговор, назовите себя и не вопрошайте запросто: «Кто говорит?», «А кто у телефона?..» В ответ вы, скорее всего, услышите: «А кто вам нужен?» Для того, чтобы избежать этого нелепого разговора, нужно после того, как вы представитесь, сразу сказать, с кем и по какому вопросу вы хотите поговорить.

При пользовании домашним телефоном соседей старайтесь не злоупотреблять их добрым к вам отношением и отнеситесь с уважением к их времени. Тем более не следует давать своим знакомым номер телефона соседей как свой собственный. Добрососедские отношения могут быть омрачены одним- единственным неумным или неудачным звонком кого-либо из ваших приятелей.

А если по вашему телефону спрашивают то прачечную, то мясокомбинат, то неведомую бухгалтерию? Вам это может порядком надоесть, но все-таки неучтиво грубить, бросать трубку или проявлять «остроумие» с помощью фраз типа «Нет, это зоопарк». Лучше спокойно объяснить, что человек ошибся номером, ведь чаще всего в таких случаях виноваты не люди, а автомат.

Даже если вы очень разгневаны, не стоит по телефону кричать, угрожать, грубить. Любой разговор по телефону должен быть предельно вежливым.

Ведущий 1. Современные представления об умении общаться с людьми во многом основываются на рекомендациях современного американского специалиста в этой области Дейла Карнеги. Его система известна всему миру. Самая популярная книга Д. Карнеги называется «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Давайте познакомимся с 6 правилами, соблюдение которых позволяет понравиться людям.

(11 голосов : 3.82 из 5 )

Знают люди с детских лет,
«Что такое – этикет»…

А знаешь ли ты — что это такое? Правила этикета для детей – это волшебные правила, которые помогут тебе стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком. Зная эти правила, ты сможешь более легко и просто общаться со своими друзьями, родителями, близкими и совсем незнакомыми тебе людьми. Без труда научишься, как правильно здороваться, дарить подарки и принимать их, как ходить в гости, говорить по телефону и многому другому…

Ну что, ты готов учиться? Тогда за дело!

Правила приветствия

Правила поведения со взрослыми — Для воспитанных детей

Правила дружбы — Для детей и подростков

Правила поведения в театре, в кино и на концерте очень важно знать не только детям, но и взрослым. Так как в наше время встречаются и взрослые люди, которые ведут себя не совсем культурно на подобных мероприятиях.

Собираясь в театр или концертный зал, ты должен помнить очень строгое правило, установленное этикетом, касающееся одежды, в которой можно посещать подобные заведения. Отнесись к этому серьезно, чтобы не выглядеть белой вороной среди присутствующих там людей!

В театр не принято приходить в джинсах и кроссовках, а уж тем более в спортивном костюме. Мужчины, обычно, надевают темный костюм, светлую рубашку и галстук. Женщины же, как принято, приходят в вечерних платьях.

Приходить в театр или на концерт нужно пораньше, чтобы было достаточно времени на то, чтобы привести себя в порядок, сдать в гардероб верхнюю одежду, да и просто прогуляться в фойе.

Если твое место находится в середине ряда, постарайся занять его заранее, чтобы не беспокоить тех, кто сидит в начале ряда. Но если уж произошла такая ситуация — проходи лицом к сидящим, при этом не забудь попросить прощение за беспокойство.

Во время спектакля является дурным тоном что-то есть и пить

С простудой в театр лучше не ходить. Своим кашлем ты будешь мешать и зрителям, и исполнителям, да и сам окажешься в неловкой ситуации.

На концерте не подпевай исполнителю, пойми, ведь люди пришли сюда не для того, чтобы послушать твое пение.

На музыкальных концертах, чтобы не выглядеть глупо, не спеши аплодировать, если не очень хорошо знаешь музыкальное произведение, потому что пауза в исполнении может означать не конец исполнения, а перерыв между частями.

В кинотеатре правила попроще, чем в театре. Однако ты все равно не должен особо расслабляться. Не нужно превращать кинозал в свалку попкорна, конфетных бумажек и банок из-под напитков. Веди себя прилично.

В кинотеатре обычно не снимают верхней одежды. Однако ты все время должен помнить о людях, сидящих сзади тебя. Сними головной убор прежде, чем тебя попросят об этом. Так должны поступать не только мальчики, но и девочки.

Если сидящий впереди сделал это ради тебя, обязательно поблагодари его.

Признак невоспитанности – предсказывать то, что произойдет в фильме. Не комментируй увиденное, не выражай свое мнение о фильме и отношение к героям по ходу просмотра. Это мешает другим. А если кто-то думает иначе, может возникнуть спор или шумное обсуждение, чему не место в кинотеатре. Не забывай, что люди пришли смотреть фильм, а не слушать комментарии и споры.

Посещение театра в последнее время становится все более популярным, как среди молодежи, так и у взрослых людей. Именно поэтому очень важно знать правила поведения в театре, как таблицу умножения. Ведь если ребенок будет вызывающе себя вести в театре, это обязательно привлечет осуждающие взгляды на его родителей. Чтобы не краснеть и не ощущать неловкость нужно своевременно научить ребенка этих нехитрым правилам.

Как дарить подарки

Не каждый знает, как правильно дарить подарки. А ведь у этого события тоже есть свои особенные правила этикета, которые следует узнать и запомнить.

Наступает праздник… и мы, как всегда, в растерянности… А что же… кому… и как… можно подарить?

Итак, приступим. Как дарить подарки по правилам:

— Готовя подарок родным, ты можешь что-нибудь нарисовать, вышить, сделать что-нибудь своими руками. Ко дню рождения мамы или отца можно выучить стихотворение или разучить песенку.

— Если ты покупаешь другу подарок в магазине, попроси взрослых помочь тебе выбрать его.

— Неприлично дарить другу деньги и советовать при этом «купить себе что хочешь». Если вам действительно небезразличен одариваемый, то стоит потрудиться и придумать для него нужный подарок, который доставит радость.

— В первую очередь, важно учитывать вкусы и увлечения одариваемого. Вспомните, что любит этот человек и чем увлекается!

— Лучше всего упаковать подарок – разворачивать его ну очень приятно!

— К подарку можно приложить открытку с пожеланием.

— Не забудь обязательно снять с подарка ценник.

— Нельзя дарить животных, если заранее это не обговорено! Твой друг, скорей всего, очень обрадуется, а вот родители его могут быть и против.

Новый год – это волшебный праздник, когда все ждут чудес и сюрпризов! Поэтому подарки нужно сделать всем родственникам и друзьям, а подарками могут стать недорогие, но приятные мелочи. При подготовке новогодних подарков постарайся проявить чувство юмора - это очень порадует и развеселит твоих друзей и родных.

— Запомни, хорошо подобранным и душевным подарком человек будет пользоваться, и будет хорошо вспоминать о тебе. Подарком скучным или сделанным для простой формальности, никто пользоваться не станет, такой подарок отдадут кому-нибудь, или вообще просто выбросят.

Теперь ты знаешь, как дарить подарки, а значит можешь смело ждать ближайших праздников, чтобы поздравить своих близких по всем правилам этикета!

Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

г. Моршанск Тамбовской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ТЕМУ «ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ»

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ЭТИКЕТ»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Закреплять знание правил общегражданского этикета: по культуре речи, элементарной вежливости, умению вести себя в общественных местах и в разных ситуациях, умению поддерживать беседу при общении людей друг с другом, умению управлять своими эмоциями (как отрицательными, так и положительными);

Воспитывать вежливость, учтивость, манеру поведения в обществе;

Развивать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, умение самостоятельно формулировать цель занятия после предварительного обсуждения;

Формировать готовность к саморазвитию и непрерывному образованию.

Формы и виды деятельности: интеллектуальная игра-путешествие; мультимедийная презентация, разгадывание анаграммы, просмотр видеоролика, анализ и объяснение этикетных ситуаций, выполнение конкурсных заданий, работа в группах.

Необходимое оборудование: ТСО (компьютер, экран, мультимедийная презентация, видеоролик); раздаточный материал – жетоны, листочки с записью различных ситуаций, чистые листы бумаги, анкеты, ручки; грамоты, медали победителям.

Воспитатель – Мокшанова И.В.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

    Организация, мотивация

Здравствуйте, уважаемые старшеклассники! На экране перед вами – анаграмма. Решив её, вы узнаете, чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие: ИЭТТКЕ.

- Этикет.

- Умение знать правила этикета и применять их в общении – большое искусство и одновременно один из секретов человеческого счастья. Известный французский писатель и поэт Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Самая большая роскошь на Земле – это роскошь человеческого общения».

В этикете нет «мелочей», точнее, он весь состоит из «мелочей», нанизанных на единый стержень вежливости, внимания к людям. Сегодня мы вспомним и подытожим знания о всех проявлениях общегражданского этикета, изученных на предыдущих занятиях.

Что такое этикет?

Перечислите его виды.

Для чего нужны знания этикета?

Ответы учащихся.

    Целеполагание

Наше занятие будет проходить в форме игры: мы отправимся в путешествие в удивительную страну ОПЭ – Объединённые Правила Этикета. Чтобы начать игру, разделимся на 2 команды – «Леди» и «Джентльмены» (деление на команды – по половому признаку).

Теперь обратите внимание на названия станций, которые нам предстоит сегодня посетить во время путешествия, и сформулируйте цель нашего сегодняшнего занятия.

Ответы учащихся.

Запись цели на доске.

Как правильно приветствовать друг друга, делать комплименты, разговаривать по телефону, вести себя в гостях и принимать друзей у себя дома - этим и другим вопросам норм поведения в обществе посвящена наша игра.

За каждый правильный ответ команде будет выдаваться жетон, а победителем игры станет та команда, у которой окажется наибольшее количество жетонов. Итак, мы начинаем!

II . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    Станция «Этикет приветствия»

В течение тысячелетий люди искали такие способы и формы общения, при которых всем было бы удобно и комфортно, чтобы никто не чувствовал себя неловко. Интересно проследить, как развивалась человеческая мысль, как люди учились вести себя в обществе. Начнём с приветствий.

1) Блиц-опрос «Как было принято приветствовать друг друга в разных странах и в разные века

Капитаны команд отвечают, выбирая соответствующую картинку в презентации. Если ответ неверный, право отвечать переходит другой команде.

- У некоторых индейских племён принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда для приветствия они снимают обувь.

- В 17-18 веках важные графы и графини, герцоги и герцогини, дамы и кавалеры долго раскланивались при встрече, используя при этом самые разнообразные движения.

- Тибетцы , здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают они за ухо, ещё высовывают язык.

- У японцев для приветствия применяются три вида поклонов - самый низкий, средний поклон - с углом 30 градусов и лёгкий - с углом в 15 градусов.

- Пожимание рук. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест понятен сейчас всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.

- А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг друга кулаком по голове и плечам.

- Лапландцы трутся носами.

2) Конкурс «Ситуационная пантомима»

Сейчас - конкурс пантомимы. Кто быстрее и лучше, используя мимику и жесты, покажет ситуацию?

Выходят 2 пары: по 1 паре от каждой команды, вытягивают вариант ситуации.

А) Ситуация 1. На улице

Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему?

Подсказка для жюри: нельзя показывать пальцем, только всей рукой.

Б) Ситуация 2. На уроке

Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты используются учителем, а какие учеником?

3) Конкурс «Вы сказали «здравствуйте»…

Сейчас вам будут предложены несколько ситуаций встреч и прощания.

Задание: внимательно прослушать заданную ситуацию и правильно ответить на вопрос, аргументируя свой ответ.

А) 1-я ситуация

Вы входите в помещение. Кто должен поздороваться первым?

В этикете учитывается «неравенство», поэтому всегда молодые обязаны первыми приветствовать старших, входящие – присутствующих, запаздывающие – ожидающих и т.д. В гостях, в первую очередь, приветствуют хозяйку и хозяина, после них – женщин, (сначала пожилых, затем молодых), затем – более пожилых и старших по положению мужчин, а затем - остальных гостей.

Б) 2-я ситуация

Вы идёте по улице и встречаете знакомых. Какие требования этикета необходимо соблюдать при встрече?

На улице идущий молодой человек первым кланяется стоящему. Девушка первой приветствует юношу, если она его обгоняет. Приветствуя знакомого на улице, мужчина приподнимает шляпу или кепку (но не берет, шапочку или зимнюю шапку). Если приветствие сопровождается рукопожатием, мужчина должен снять перчатку, а женщина может её не снимать, поскольку перчатки являются частью дамского туалета. Однако варежку или тёплую перчатку рекомендуется снять и женщине.

В) 3-я ситуация

Молодой человек сидит. Как ему следует приветствовать входящую девушку или старшего по возрасту человека?

Сидящий молодой человек, приветствуя женщину или старшего по возрасту и положению человека, должен обязательно встать. Если он приветствует лиц, проходящих мимо, не вступая с ними в разговор, он может не вставать, а лишь приподняться.

Г) 4-я ситуация

Общение знакомых закончено и говорящие расходятся. Какие формулы используются при прощании?

В конце общения используются следующие формулы: «До свидания», «Всего доброго», «До скорой встречи», «До завтра». Все они означают окончание разговора и прощание, хотя имеют разную смысловую окраску - пожелание, предчувствие новой встречи, а то и вовсе сомнение в ней («Прощайте»).

    Станция «Искусство комплимента»

    Блиц-опрос

Что такое комплимент? (Похвала, выражение одобрения, восхищения внешним видом, его манерами, удачно сказанным словом.)

Для чего произносят комплименты? (Чтобы человеку было приятно, чтобы показать своё дружелюбное отношение, чтобы доставить удовольствие. Иногда – чтобы поднять настроение, поддержать в трудную минуту или просто так: каждому нравится слышать приятные слова в свой адрес.)

Какие комплименты говорят люди друг другу? (Как прекрасно ты выглядишь, как ты правильно поступила, как хорошо сказала, подумала...)

- Какими комплиментами можно награждать сильный пол? (Между мужчинами комплименты не приняты, это - неприлично. Женщины, девушки также не должны говорить комплименты мужчинам.)

    Конкурс комплиментов

Предлагается выйти 2 участникам - по 1 от каждой команды. Задание: Сказать комплимент, учитывая предложенную ситуацию.

Участники вытягивают листочки, зачитывают предложенные ситуации и выполняют задания:

Ситуация 1.

После летних каникул вы обратили внимание, что ваша одноклассница заметно изменилась: загорела, повзрослела.

Ситуация 2.

Ваша мама чем-то расстроена. Вы делаете ей комплимент, который мог бы поднять ей настроение.

3. Станция «Телефонный этикет».

Просмотр 1-й части видеоролика «Разговор по телефону». Анализ

Посмотрите видеоролик. Прослушав разговор по телефону, дайте ответы на вопросы:

    Что не так сделал герой видеоролика?

    Какие правила телефонного разговора следовало соблюдать?

    Что такое культура телефонного общения?

    Что нужно сделать после того, как вам ответили по телефону?

    Как следует поступить, если телефон взял не тот человек, которому вы звонили?

    Как пригласить к телефону того, кому адресован звонок, если позвонили по городскому телефону?

    В какое время можно звонить по телефону?

4. Станция «Гостевой этикет»

Культурный и воспитанный человек, соблюдая приличия, будет понят и принят обществом лучше, чем невежа. Как же вести себя в гостях?

    Ситуационный анализ

Попробуйте поставить себя на место героев маленькой истории и подумайте, как бы вы себя повели.

Команды вытягивают задания из предложенных и зачитывают ситуации:

Ситуация 1.

Здорово, когда приходят гости. Но один раз гость меня не обрадовал. С самого порога в грязных ботинках он протопал в комнату, стал всё осматривать и хватать в руки.

Это ваза? Ну-ну!

Это лампа? Ну-ну!

А это сушки? – спросил он, загребая в карман горсть сушек.

Ну, ладно, - сказал он, - я пошёл…

«Для чего он, интересно, приходил? – подумал(а) я. – Ведь кроме грязных следов на полу, он ничего не оставил».

Вопрос: Как бы вы повели себя на месте хозяина квартиры?

Ситуация 2.

Однажды я был(а) у друга в гостях. Там были ещё ребята. На меня нашло такое веселье! Я ко всем приставал(а), кричал(а) во всё горло разные смешные глупости, жевал(а) конфеты со страшным чавканьем. В общем, всех смешил(а). А всем это не нравилось. И хозяину тоже. Он надулся и обиделся, будто шуток не понимает. Мне кажется, гостеприимный хозяин не должен дуться на гостей. Всё им должен прощать.

Вопрос: Как бы вы поступили на месте хозяина?

2) Письменная работа в группах. Задания:

А) Команде «Джентльмены» записать правила поведения в гостях;

Б) Команде «Леди» записать правила поведения хозяина, принимающего гостей.

Регламент – 5 минут, после чего группы представляют свои ответы.

Подсказка для жюри:

Если ты гость:

    Ходить в гости надо или только по приглашению, или предупредив о своём визите. Получив приглашение, важно придти без опозданий;

    Звонить в дверь надо не более двух раз;

    Находясь в гостях, некрасиво оценивать квартиру, а особенно - делать критические замечания;

    Не принято с любопытством рассматривать предметы интерьера в комнате. Категорически запрещается брать что-либо из вещей в руки без ведома хозяев;

    Не выпытывайте, что сколько стоит и где было куплено;

    Долго засиживаться в гостях неэтично, хозяева должны отдыхать. Нетактично злоупотреблять гостеприимством культурных людей;

    Вести себя в гостях нужно так, чтобы всем было комфортно, удобно и безопасно в вашем обществе.

Если ты хозяин:

    Принимать гостей следует любезно и сердечно, одновременно держать себя просто и естественно. Если у хозяина или хозяйки плохое настроение, - постараться, чтобы гости этого не заметили;

    Если гость зашёл более, чем на несколько минут, - предложить ему раздеться, причём следует помочь повесить пальто на вешалку и дать тапочки;

    При приёме хозяева не должны отдавать предпочтение кому-нибудь из гостей. Особое внимание нужно уделять гостям, которые пришли впервые;

    Нужно постараться, чтобы гость скорее освоился и почувствовал себя комфортно: предложить ему сесть на самое удобное место, занять гостя беседой, - пусть гость сам выберет тему для разговора. Нельзя оставлять гостя надолго одного;

    Приглашая гостей, необходимо заранее подготовить развлекательную программу;

    Если гость засиделся и не собирается уходить, а у вас - неотложные дела, вы должны найти тактичную форму, как дать ему это понять;

    Заканчивая приём, хозяевам полагается проводить гостей до двери.

    Станция «Деловой этикет». Блиц-турнир

Завершается наше путешествие блиц-турниром. Вам предлагается определить название страны по некоторым национальным особенностям делового этикета. За правильный ответ команда получает жетон. Если команда затрудняется с ответом, право ответить передаётся другой команде.

Внимание, начали:

1) Для этой страны характерны: хороший настрой, энергичность, проявление дружелюбия и открытости, не слишком официальная атмосфера при ведении переговоров. Здесь ценят шутки и хорошо реагируют на них. Если вы хотите с кем-то встретиться, нужно предварительно позвонить, известить о своём приезде и ждать приглашения. Не следует обмениваться рукопожатиями при каждой встрече. Если вас куда-нибудь приглашают, нужно прибыть в точно назначенное время. Малейшее опоздание – недопустимая грубость. Эта страна - … (Америка).

2) В этой стране не уделяют особого внимания подготовке к деловым переговорам. Одновременно здесь очень тщательно соблюдают формальности и обращают внимание на детали. Здесь важно разбираться в титулах и званиях, а также строго соблюдать процедуру знакомства. Ни к кому нельзя обращаться по имени, если вы не получили на то специального разрешения. Не позволительно говорить друг другу «ты». Здесь пожимают руку весьма редко, лишь при первом представлении. Нельзя целовать руку женщине. Считается неделикатным публично делать комплименты типа: «У вас красивое платье» или « Эти пирожные восхитительны». Эта страна - … (Англия).

3) Главное отличие национальной манеры вести дела в этой стране – официальность, сдержанность и соблюдение всех формальностей. Все встречи назначаются заблаговременно. Этот народ обращает внимание на вашу пунктуальность. Когда вы говорите с представителем этого народа или пожимаете руку, нельзя оставлять руки в кармане: это считается верхом неуважения. Желательно называть титул того, с кем разговариваете. Если титул неизвестен, то можно обращаться так: «Herr Doctor!». Слово «доктор» употребляется в любом случае, независимо от специальности или профессии. Страна эта называется … (Германия).

4) Осторожность – главное, что характеризует поведение этого народа в деловых отношениях. Они не столь церемонны, как англичане, но любят соблюдать протокол. По сравнению с американцами, они менее свободны и самостоятельны в принятии окончательных решений. В этой стране широко практикуется обсуждение дел за едой. Деловой обед может длиться часа полтора-два, а ужин может занять весь вечер. Деловые увеселения чаще организуются в ресторане, а не дома. Название этой страны … (Франция).

5) Есть ряд общих принципов, которыми следует руководствоваться, посещая эти страны: все дела пять раз в день прерываются для совершения молитвы (намаза). И хотя приезжим вовсе необязательно преклонять колени и молиться, вы должны уважать право хозяина всё это проделать. Здесь никогда не следует заводить беседы о религии и политике. В условленное место вы должны являться вовремя, но хозяин может задержаться. Вне помещения принято рукопожатие. В своём же доме хозяин может приветствовать вас поцелуем в обе щёки, и ваш долг ответить ему тем же. Что это за страны? (Мусульманские).

6) В этой стране при знакомстве принято называть полное имя и фамилию, нельзя ограничиваться одним именем. Обращаясь к человеку, называют его фамилию и добавляют слово «сан» (господин). Очень важно соблюдать пунктуальность. Когда приступают к налаживанию контактов с этим народом, большое значение имеет процедура обмена визитными карточками. Здесь очень соблюдают субординацию, крайне церемонны, протоколу придаётся большое значение. Шутить или прикасаться к людям во время деловых переговоров не рекомендуется. Первое приветствие – не рукопожатие, а долгий низкий поклон. Назовите эту страну. (Япония).

7) В этой стране при ведении деловых переговоров большое внимание уделяется внешнему виду партнёров и манере их поведения с целью определения статуса каждого из участников. На переговорах большое значение для этого народа имеет «дух дружбы». В национальной делегации от этой страны бывает много экспертов, что увеличивает её численность. Большое значение в этой стране придаётся выполнению достигнутых договорённостей. В деловой жизни здесь практикуется вручение подарков, но подарки принято дарить исключительно после завершения всех сделок. Нельзя дарить часы, поскольку в языке этой национальности слово «часы» и «похороны» звучат похоже. Страна называется … (Китай).

8) Эта нация характеризуется открытостью, прямотой и простотой. Она очень космополитична. Приветствуя человека в этой стране, можно сказать и «шолом» и «хелло». Почти все говорят по-английски и ещё на одном-двух языках, особенно в деловых кругах. Уже при первой встрече вам могут предложить перейти на «ты». В гости необязательно являться с подарком, хотя сувенир для ребёнка или цветы для хозяйки будут очень кстати. К своей внешности этот народ относится очень беззаботно. Эта страна - … (Израиль).

III . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    Рефлексия

Проводится анкетирование:

На занятии я работал(а)

пассивно

Своей работой на занятии я

доволен(льна)

недоволен(льна)

Занятие показалось для меня

коротким

На занятии я

не устал(а)

Моё настроение

улучшилось

стало хуже

Материал занятия мне был

не понятен

    Итог

    Мне было трудно…

    Теперь я могу…

    Я научилась (лся)…

    Меня удивило…

    Мне захотелось…

      Оценка жюри. Награждение победителей

    Команды награждаются грамотами, самые активные обучающиеся награждаются медалями.

    3) Заключительное слово ведущего (воспитателя)

    Закончилось наше путешествие в удивительную страну ОПЭ. Мы с вами вспомнили об основных правилах приветствия и разговора по телефону, правилах поведения в гостях, закрепили знания о том, как ходить в гости и принимать гостей у себя дома, поговорили о национальных особенностях делового этикета. Смею надеяться, что эта игра по этикету была вам интересна и, возможно, какие-то сведения оказались для вас новыми и полезными.

    А пока – до свидания и до новой встречи!

    Используемые электронные ресурсы:

      http://megapoisk.com/kultura-povedenija-pravila-etiketa

      https://naparah.com/predmet/etika

      http://www.calameo.com/read/000713153b61068cb5838

      http://www.luxemag.ru/etiquette/7893/page-2.html

      http://www.styleadvisor.ru/samorazvitie/pravila-etiketa/

      http://www.wild-mistress.ru/i_am_woman/rules_decorum/everyday_decorum/

      https://youtu.be/SDOsKKvOUOw

    Цель: Сформировать представление учащихся о понятии «имидж», особенностях делового имиджа.

    Форма : Мастерская общения.

    Участники : Учащиеся класса, классный руководитель.

    Подготовительный этап: Совместно со школьным библиотекарем уместно подготовить выставку литературы по обсуждаемой проблеме. Можно предложить учащимся подготовить компьютерные презентации по теме классного часа.

    Ход классного часа

    Вступительное слово учителя

    Чтобы достичь успеха в жизни, надо многому научиться и многое познать.

    Умение хорошо выглядеть — очень важный шаг на пути к этой цели. Наша внешность — первое, что бросается людям в глаза. Очень часто она или пробуждает в них желание познакомиться с нами получше, или, наоборот, начисто такое желание отбивает. Вряд ли неряшливо одетый человек вызывает желание продолжить общение с ним. А хороший администратор сто раз подумает, давать ли такому человеку работу?

    А знаете ли вы, что одежда очень влияет на наше внутреннее состояние? Подсознательно человек давно стал воспринимать одежду как продолжение самого себя (как защитный слой или вторую кожу).

    То, во что мы одеты, очень сильно сказывается на нас и наших поступках. Наверное, многие замечали, что в неудобной и некрасивой одежде мы чувствуем себя скованно, иногда даже подавленно, и, наоборот, красивое, комфортное платье внушает нам чувство самодостаточности и словно окрыляет нас.

    Сегодня много говорят об имидже. Давайте попытаемся разобраться в том, что такое имидж, надо ли в вашем возрасте задумываться над тем, как создать свой имидж, как он может повлиять на ваше будущее.

    Этимологически понятие «имидж» восходит к французскому «image», что означает «образ, изображение, представление». Оно включает в себя умение общаться, говорить и особенно слушать. Это умение человека подать себя с наилучшей стороны, в лучшем виде продемонстрировать свои знания, умения, опыт. Словом, это то впечатление, которое человек производит на окружающих, что и как он говорит и делает, каков стиль его мышления, поведения, обращения с людьми, его внешность, одежда, манеры.

    Сегодня способности и умению человека производить хорошее впечатление придают очень большое значение. Даже появилась новая профессия — имиджмейкер — специалист по имиджу.

    Одним из условий создания собственного имиджа является знание правил этикета и умение вести себя в соответствии с ними. Немаловажное значение имеют внешний вид и одежда. Недаром в народе говорят: «По- одежке встречают...» Поэтому рекомендации по формированию имиджа делового человека мы и начнем с «одежки», с костюма.

    Костюм деловой женщины

    Итак, как должна одеваться деловая женщина? Правильно ли надеть на себя все одного цвета, допустим, красные сапоги, красный берет, красный плащ, красный шарфик? Специалисты по имиджу не советуют это делать. В одежде должно быть два, максимум три предмета ведущего тона. Если вы надели красный костюм, должна быть еще какая-нибудь деталь красного цвета, например сумка.

    Универсальной одеждой деловой женщины является костюм. Это может быть брючный костюм или пиджак с юбкой. Причем пиджак с юбкой все чаще становится наиболее предпочтительным. Вечерним туалетом должно быть платье, платье-костюм, нарядный брючный костюм или какой-то специально продуманный ансамбль. Вечерний наряд женщины выполняется из тканей разных оттенков в зависимости от времени года: для осени, зимы — из более темных, для весны, лета — из более светлых. Не рекомендуется вечерний туалет из набивной, яркой, пестрой или в цветочек ткани. Ткань для вечернего туалета должна быть гладкой, либо с не очень броской выработкой.

    Очень важно уметь правильно определять стиль одежды для разных случаев, чтобы, во-первых, не чувствовать неуверенности, а во-вторых, не привлекать излишнего внимания окружающих к своей внешности. И уж, конечно, стараться не быть смешной. При необходимости лучше посоветоваться со специалистами.

    Что украшает женщину? Прежде всего прическа, туфли, хороший маникюр.

    Платье может быть очень скромным, но женщина с красивой прической, в красивых туфлях, с умело подобранной к своему туалету сумкой и бижутерией всегда будет выглядеть нарядно. Даже в том случае, когда необходимо обновить свой туалет, а возникла проблема с деньгами, деловая женщина должна воздержаться от покупки дорогого платья (костюма), а отдать предпочтение туфлям и сумке.

    Деловой женщине всегда нужно помнить, что не рекомендуется смешивать разные украшения (например, цепочку, бусы и брошь), допустим лишь гарнитур (кулон, серьги, кольцо). По правилам этикета нельзя:

    Надевать на одну руку (на разные пальцы или на один) золотые и серебряные кольца.

    Приходить на работу в брюках и кофточке: это Домашняя одежда.

    Являться в офис в платье с глубоким декольте или в майке. Такие варианты возможны только в нерабочее время.

    Носить подследники с босоножками, так как подследники служат только для того, чтобы надевать их в туфли вместо чулок (но не в официальном учреждении).

    Приходить на работу в лосинах. Это одежда для спорта, загородных прогулок, выходов в магазин и т.п.

    Держать носовой платок в рукаве платья или кофточки. Для этого существует сумочка или карман.

    Костюм делового мужчины

    Как это ни странно, но главный предмет в туалете мужчины — галстук. Следует помнить, что рисунок галстука не должен повторять рисунок костюма или рубашки, а с костюмом из пестрой ткани не сочетается пестрый галстук. По мнению специалистов, деловой мужчина должен иметь три костюма: рабочий, деловой и вечерний. И во всех случаях галстук является главным предметом мужского туалета. У англичан существует пословица: джентльмен может иметь один-единственный костюм, но должен иметь дюжину галстуков.

    Рассмотрим виды костюмов делового мужчины.

    Рабочий костюм — это прежде всего обычный (повседневный) костюм: брюки и пиджак. Вполне допустимы джемпер, пуловер или свитер под горло, только не свитер с воротником, как для лыжной прогулки. Брюки и кожаный пиджак или хорошо сшитая куртка — приемлемый вариант. Во всех случаях обязательны рубашка и галстук. Галстук не требуется лишь к рубашке особого покроя или, например, к водолазке.

    Рабочий костюм деловой мужчина носит в обычные дни, когда он работает с бумагами, компьютером, калькулятором, за пишущей машинкой, составляет доклад или отчет, т.е. почти весь день проводит за рабочим столом. Если это руководитель и у него не запланированы совещания, встречи с партнерами, прием делегаций, он приходит на работу тоже в рабочем костюме.

    Деловой костюм мужчины — это любого цвета брюки и пиджак и соответственно подобранные к ним рубашка и галстук.

    Вечерний туалет делового мужчины должен состоять из брюк и пиджака непременно одного цвета и белой (только белой!) рубашки.

    Многие мужчины любят носить брюки и пиджаки разного цвета. При этом брюки должны быть или черного цвета, или в тональности пиджака. Это как правило. Возможны и иные варианты (например, темно-зеленый пиджак и коричневые брюки).

    Кроме этих правил, следует помнить следующее. Несколько лет назад была мода на белые носки. Молодые люди надевали черные длинные пальто, белые шарфы и белые носки. Сейчас белые носки можно носить только со спортивным костюмом, на прогулке за городом, с обувью для тенниса, а также с кедами и кроссовками.

    Можно надеть цветной пиджак с оттенками красного (темно-фиолетовый, темно-бордовый и т.п.), но никак не красного цвета — это одежда служащих сферы быта, обслуживания, но не деловых людей.

    Из украшений мужчина может носить только перстень или перстень в сочетании с обручальным кольцом (оно не является украшением). Перстень и обручальное кольцо должны быть на разных руках.

    Сейчас многие молодые люди носят цепочки. И это стало нормой, при этом цепочка не должна быть видна. Если же ее носят поверх одежды (да еще с нательным крестом) — это проявление дурного тона.

    Общим для делового имиджа и мужчины и женщины является безупречная обувь.

    Разговор об имидже уместно дополнить информацией о манерах, жестах, осанке.

    Когда вы стоите, надо избегать наклонного положения вперед, опускать голову, облокачиваться небрежно о стенку, мебель, в особенности на чей-то стул, не трястись.

    Когда вы сидите, не следует раскачиваться на стуле, закидывать ногу за ногу, наваливаться всем корпусом на стол, опираясь на него локтями.

    Психологи советуют: при общении не следует принимать высокопарный, сентиментальный или меланхолический вид.

    Избегайте постоянной улыбки на лице или, наоборот, принимать вечно серьезное и полное презрения выражение лица.

    Недопустимо во время разговора приводить себя в порядок (подкрашиваться, поправлять костюм, платье, прическу), часто крутить головой, водить во все стороны глазами.

    И в заключение классного часа познакомьте учащихся с правилами общения, которые рекомендовал известный американский психолог Дейл Карнеги для того, чтобы добиться успеха в жизни:

    «Поступайте так, и вас полюбит мир»:

    При общении искренне интересуйтесь собеседником, его проблемами.

    Добивайтесь того, чтобы люди были заинтересованы сделать то, что вы предлагаете им сделать.

    Не пытайтесь переделать человека для того, чтобы вам с ним было удобно жить.

    Не критикуйте людей, это бесполезно.

    Сообщая человеку о том, что он неправ, используйте дружеский подход (он быстрее изменит мнение), чем самое большое негодование.

    Будьте внимательны к людям.

    Чаще улыбайтесь».