Классный час «Жизнь древних славян на Руси». Методическая разработка по истории (6 класс) на тему: Сценарий урока-игры по Истории Древней Руси

Сценарий дружинного мероприятия «От Святой Руси до Великой России»

Цель:

  1. Вызвать чувство гордости за свою Родину.

Задачи:

  1. формирование стремления к победе, гармонии совершенства, физического и духовного начала;
  2. сплочение коллектива;
  3. воспитание у молодого поколения духа патриотизма;
  4. пополнение знаний об отдельных страницах истории России и людях, оставивших след в исторической и культурной памяти народа;
  5. расширять кругозор детей;
  6. стимулировать интерес к изучению истории России.

Вступительная часть.

(играет тихая музыка)

Ведущий1:

Россия - Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю!

Россия - родина моя
Детьми своими ты богата.
Традиции, обряды предков
Узнают все из нас когда-то.

Ведущий2:

Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие, её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней, – Россия
Не с гор берёт начало, а с тебя.

Ведущий1:

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Мы рады приветствовать Вас на нашем классном часе. Очень часто нас спрашивают: « Где вы живёте?» На это вопрос каждый ответит по-разному. Один скажет: в городе Барнауле, другой - в городе Рубцовске. Каждый указывает конкретное название, которое обозначает место, где живут люди. Но все кто живёт и в Барнауле, и в Рубцовске, и в Махачкале, и в других городах нашей страны, говоря о своём местожительстве, начнут одинаково: «Мой адрес – Россия».

Песня «Гимн Великой России»

Ведущий2:

-«От Святой Руси до Великой России» так называется наше мероприятие,на котором речь пойдёт о истории нашей Родины. Давайте совершим небольшое путешествие по страницам русской истории. Я надеюсь, что сегодня вы не только продемонстрируете свои навыки и знания,но и узнаете много нового и интересного.

Ведущий1:

Лидеры отрядов,подходите к сцене и получайте ваши маршрутные листы!...Сейчас мы вам предлагаем пройти по станциям,которые напечатаны на вашем листе. И желаем вам удачи и море позитива!Время пошло!

Основная часть.Станции.

  1. «Шифровщики» (1-ая часть танцевальной площадки).С помощью изображенного предмета расшифровать крылатое выражение.

Баллы ставятся в зависимости сколько правильных ответов было названо.

Максимум-6 баллов.

  1. «Патриоты» (Пирс).Нужно ответить на вопросы викторины.
  2. Каков вес Царь – пушки? (40 т.);
  3. Имя первого князя на Руси.(Рюрик );
  4. Основатели славянского письма. (Кирилл и Мефодий )
  5. Почему селение, на месте которого появилась Москва, называли Кучково? (оно принадлежало боярину Степану Кучке);
  6. Именно этот город на берегу Белого моря стал первым морским портом России (Архангельск);
  7. Бог солнца в древней Руси.(Ярило ).

Максимум за 1-ую часть-6 баллов.

-Сейчас вам будут прочитаны некоторые стихотворения,а вы,ребята,должны угадать про какой город нашей Великой Родины ведётся речь,кто его основал и если знаете,главные достопримечательности.

  1. Святой Софии купола
    Отсюда путнику светили,
    Славян столица здесь была,
    Впервые русских здесь крестили.(г. Киев,князь Кий,Золотые ворота, Софийский собор,Петергоф);
  2. Есть город с пыльными заставами,
    С большими золотыми главами,
    С особняками деревянными,
    С мастеровыми вечно пьяными,
    И столько близкого милого
    В словах: Арбат и Доргомилово (Москва,князь Юрий Долгорукий,собор Василия Блаженного);
  3. На берегу пустынных волн
    Стоял он, дум великих полон,
    И вдаль глядел… И думал он:
    Отсель грозить мы будем шведу,
    Здесь будет город заложён
    Назло надменному соседу.
    Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно. (Петербург,Пётр I);
  4. О каком городе идёт речь? (1 балл)
  5. Кто его основал? (1 балл)
  6. Назвать архитектурно-исторические памятники этого города. (1 балл)

Т.е. в идеале команда может получить за эту станцию 3 балла, но может и больше, если сообщит нам об этом городе ещё какую-либо информацию.

3. «Танцоры» (2-ая часть танцевальной площадки). На этой станции отряды должны показать 3 русских танца.

  1. «Яблочко»
  2. «Калинка»
  3. «Хоровод»

Баллы ставятся в зависимости насколько отряд был дружен,и сколько из трёх танцев показал.

Максимум-3 балла.

4. «Музыканты» (Штаб).Отгадать песню и продолжить её.

  1. «Валенки»;
  2. «Виновата ли я»;
  3. «Во поле берёза стояла»;
  4. «Журавли»;
  5. «Эх,дороги»;
  6. «Хуторянка».

Баллы ставятся в зависимости от количества отгаданных песен.

Максимум-6 баллов.

Заключительная часть.

(После прохождения всех станций отряды собираются на танцевальной площадке).

Перекличка отрядов.

Ведущий1:

-Ну что ж ребята,вот и подходит к концу наше мероприятие,а я ещё раз удивляюсь сколько в нашем лагере умных,весёлых и культурных детей!А пока наше жюри выносит свой вердикт,для вас выступает «….» с песней «С чего начинается Родина»


Путешествие по Древней Руси. Вольга и Микула

Сценарии праздника

Цель : Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины «Вольга и Микула». Упражнять в пересказе былины с помощью вопросов воспитателя. Закрепить в речи детей слова и выражения: оратай, сошка, ракитов куст, лихие люди. Упражнять в подборе слов на заданную тему. Развивать аналитическое и образное мышление.

Воспитывать интерес к истории и культуре Древней Руси.

Материалы : Фишки-кружки с изображением колоска.

В : Ребята, мы с вами уже опытные путешественники и где только не побывали, чего только не видали! Но вы знаете, что ещё очень много разных былин есть на Руси. И сегодня мы отправимся в следующую.

(Звучит фонограмма криков петухов).

В.(зазывая):

— ку-ка-ре-ку,

Не лежите на боку!

Добры молодцы, вставайте,

Девки, косы заплетайте,

Пастушок, в рожок играй

Новый день скорей встречай!

В : Слышите? Это крики петухов. Раньше люди на работу вставали с первыми криками петухов. А скажите, чем занимались люди в Древней Руси? Почему люди вставали рано?

Д : Они вставали рано, чтобы успеть сделать много дел: воды принести, дров наколоть, печь растопить, скотину накормить. Раньше только земля кормила людей.

В : Молодцы! Вот в такое раннее утро мы с вами оказались в былине «Вольга и Микула». Итак, кто они такие?

Д : Вольга был знатный князь, а Микула

— простой крестьянин.

В : Хорошо, так как же они такие разные встретились?

Д : Вольга ехал со своей дружиной собирать дань с городов, а Микула работал в поле, то есть на земле.

В : Я предлагаю поиграть в игру «Кто больше знает на тему «Земледелие».

(За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку-кружок с изображением колоска. Кто больше наберёт «колосков», тот

— победитель. Примерные ответы детей: пахать, сеять, земля, урожай, пашня, соха, борозда, крестьянин, семена, лошадь и т.д.)

В : Возвращаемся к былине. О чём был разговор между Вольгой и Микулой?

Д : Микула предостерёг Вольгу об опасности, рассказал, что в тех городах живут лихие люди. Вольга предложил ему отправиться с ним. Но Микула не хотел бросать сошку. Микула дёрнул её из земли и одной рукой вынул.

Так засеял он поле пшеницей и поехали они.

В : Ребята, вы, конечно, поняли, что все крестьяне дорожили своими орудиями труда, а их было много.

(Воспитатель загадывает загадки об орудиях труда и предметах быта).

В лес идёт

— домой глядит, из лесу идёт

— в лес глядит. (Топор).

Скоро ест и мелко жуёт, сама не глотает и другим не даёт. (Пила).

Деревянная шея, железный клюв, стучит

— тук, тук, тук. (Молоток).

Я прыгаю по полотну и нитку длинную из уха, как паутину, я тяну. (Иголка с ниткой).

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка).

Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник).

В : Сейчас я загадаю самую трудную загадку: в какой из русских народных игр в закличке встречается слово «житница»?

(Дети отгадывают. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Дятел». Дети выбирают водящего

— дятла. Все встают в пары и образуют круг, дятел встаёт посередине. Играющие ходят по кругу и все вместе говорят слова:

Ходит дятел у житницы,

Ищет зёрнышко пшеницы.

Дятел отвечает : Мне не скучно одному,

Кого хочу, того возьму.

С этими словами он быстро берёт за руку одного из играющих и встаёт в круг. Оставшийся без пары встаёт в середину круга, он дятел. Игра повторяется.)

После игры воспитатель предлагает закончить пересказ былины.

Д : Вольга Святославович оставил Микулу Селяниновича жить в городе и управлять им.

В : Мы побывали в этой былине, но ваши родители, бабушки, дедушки не все её знают. Давайте расскажем эту былину с помощью изобразительных средств.

Детям предлагается завершить коллективную работу (коллаж, см. Предварительную работу) по теме «Вольга и Микула». .............

Сценарий мероприятия «Жизнь древних славян на Руси»

Цель: формировать представление детей об историческом прошлом русского народа в Древней Руси.

Задачи:

1. Дать представление об укладе жизни славян с помощью создания макета из заранее изготовленных детьми.

2. Продолжать активизировать объяснительную речь детей в процессе обсуждения этапов создания макета.

3. Развивать интерес к истории России.

(Слайд 1) - Сегодня у нас необычное занятие, начнём мы его с красивой песни.

(Слайд 2) Есть на Княжем Острове

Книга Голубиная?

Но не всяк туда пройдёт,

В сторону былинную...

Там три Дуба старые,

К ним тропинки узкие,

Корни там твои, сынок,

Что зовутся русскими,

Что зовутся русскими...

В сердце Любовь, звон в Небесах...

О чём и о ком поётся в песне? (О нашей стране, русских людях)

Как называется наша страна?

Наша страна Россия и возникла Россия очень давно, у неё древняя и интересная история.

Знаете ли вы, как раньше, в древние времена называлась наша страна? (Русь)

Предлагаю вам отправиться в путешествие на машине времени. Дорога будет длинной, потому что было это очень давно. В этом путешествии поговорим о прошлом нашей Родины, о людях, которые жили в те времена.

(Слайд3) Чтобы отправиться в прошлое, нам необходимо повернуть стрелки часов.

Но я забыла, в какую сторону необходимо их повернуть – вперед или назад. (Назад, в обратную сторону, потому, что отправимся в прошлое).

1 Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

Начало Родины твоей.

2. Россия – мать! Тебе хвала! В веках ты видела немало, когда б ты говорить могла ты многое бы рассказала… .

Хотите узнать, как жили наши предки в древней Руси?

Кто же такие предки? (Предки – это люди, которые жили перед нами, до нас).

А для вас кто предки? Кого мы можем назвать? (бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, прапрабабушки и прапрадедушки)

(Слайд 4) - Наши предки называли себя славянами. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже? (Славяне похоже на слово “слава”, «славить», «славный»)

А это значит, что славяне – это славный народ, прославляющие свою Родину, потому что они были сильными, мужественными, добрыми и трудолюбивыми людьми. Своими подвигами и трудом прославляли Русь.

1. Как выглядели славяне, вы узнаете, если соберёте мозаику. (Дети собирают)

(Слайд 5) Из старинных книг известно, какими были славяне, и расскажет о них …….(славяне по описанию были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми или серыми глазами.Роста они были высокого, широки в плечах. Женщины носили сарафаны. Мужчины, носили просторные рубахи и штаны. На ногах лапти.)

2. Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русский люди живут,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Как вы думаете, почему Русь называли деревянной?

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами. И все в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда…

Дома, в которых жили славяне, выглядели совсем не так как сегодняшние

(Слайд 6) Как выглядел дом и что было внутри дома нам расскажет……. (Дома древних славян были небольшие, сделанные из дерева. Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Крышу дома покрывали соломой. Слайд 7 Трубы не было, дым выходил через оконца, двери, отверстия в крыше. На ночь и в холода их закрывали досками и соломой. Каменная печь в углу обогревала дом, на ней готовили еду. В доме находились стол и лавки. Постель была из соломы, покрытая звериными шкурами. Стекол не было. В те времена не было даже света, лампу заменяла лучина)

(Слайд 8) Лучина - Это тонкая длинная щепка сухого дерева, которую поджигали с одного конца для освещения жилища.

(Слайд 9) 3. Посмотрите внимательно на рисунок. Что необычного вы на нём видите? (Дома окружены высоким забором.Рядом с домами течёт речка)

Ребята, на этих рисунках изображено поселение древних славян. Раньше люди жили поселеньями. Слово «поселение» произошло от слов «село», «селиться».

Предположите почему поселок высоким забором? (В целях обороны от врагов и защиты от диких зверей)

Славяне действительно жили в окружении врагов. Они приходили из далеких степей и грабили славянские поселки.(Слайд 10) Самые сильные мужчины славяне были воинами - богатырями. (Слайд картина Васнецова « Богатыри»).

4. - Славяне выбирали место рядом с лесом? Как вы думаете почему?

Потому что, в лесу они собирали грибы и ягоды. Они искали травы, которыми лечились. Славяне ходили в лес на охоту. В лесу заготавливали дрова, чтобы топить печи, готовить еду. Лес кормил славян и летом и зимой.

Как вы думаете, какую роль играла река в жизни славян? (Дети отвечают)

Без реки было славянам не прожить. В реке они ловили рыбу, купались, брали воду, чтобы приготовить пищу.

(Слайд 11) 5. Посмотрите внимательно на картину “Жизнь древних славян”.

– Что вы ещё можете сказать о занятиях древних славян? (Ответы детей) (Рассуждения детей: охотой, земледелием, рыболовством)

Одним из главных занятий славян было земледелие. Для пахоты использовали быков и лошадей. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю.

Славяне сеяли рожь, пшеницу, просо, ячмень, овес. Выращивали овощные культуры – репу, редьку, чеснок, свеклу.

Тогда еще не росли картофель, помидоры, капуста. Зато было много пшеницы. Именно из неё варили древние славяне первые каши.

Наше путешествие в прошлое закончено. Давайте с вами вернёмся в наше время. Для этого, куда нам надо повернуть стрелки часов?

А теперь вспомним, что же мы узнали о жизни славян. Для этого я предлагаю, составит макет поселения древних славян.

Сейчас мы с вами вместе, дружно попробуем создать макет поселения древних славян. Посмотрите у нас макеты домов и деревьев, фигурки людей в древнерусской одежде, богатырей, которые вы изготовили сами. Я приготовила для макета большую «поляну», на которой хватит места для всего поселения.

Как вы думаете, с чего начинали строить своё поселение славяне - с домов или возведения забора? Почему вы так думаете?

Славяне начинали его строить с высокого забора из тонких брёвен – кольев. Такой забор назывался частокол. Он защищал славян от диких зверей и чужих людей. Это была граница поселения. Так повелось с древних времён и до нашего времени, что граница есть у любой страны. Даже наш маленький город имеет свою границу, нарушать которую никому нельзя!

Давайте все вместе огородим забором (частоколом), наше поселение, установим его границу. Будьте аккуратны, помогайте друг другу.

Посмотрите, какой надёжный, крепкий забор у нас получился!

Давайте определим место на макете, где будет расти лес. Вы можете ещё раз посмотреть на рисунки, которые я приготовила.

Деревья можно поставить близко к воротам? Удобно ли будет славянам открывать ворота и выходить, если рядом с ними будет лес? (Нет, неудобно. Будет не видно, кто подошёл к поселению. Это может быть враг).

Давайте поставим лес с другой стороны от ворот. Удобное место вы выбрали для расположения леса на нашем макете!

Посмотрите, ещё у нас есть полоски прозрачного целлофана, голубой ткани. Можно ли использовать эти предметы в нашем макете? (Речку можно сделать из прозрачного целлофана, голубой ткани).

Где будет располагаться река? (за частоколом)

Помните, мы с вами уже говорили, что река для славян - кормилица! Ребята, подумайте, чего не хватает в нашей реке? (не хватает воды, рыбы, уточек и так далее)

Посмотрите, у нас получилась настоящая речка с прохладной, чистой, прозрачной водой! Место для поселения славян у нас готово! Теперь можно и дома, поставить, которые вы смастерили своими руками!

Теперь вы поставьте дома на наш макет.

Молодцы, ребята! Теперь есть, где собраться славянам всем вместе! Только где же они? Давайте расставим фигурки людей.

Посмотрите, как много разных людей живёт в нашем поселении! Каждый занят своим делом.

Мне кажется, на нашем макете кого - то не хватает. Посмотрите внимательно. (Не хватает богатырей, которые защищали славян от врагов).

Предлагаю завершить нашу работу. Поставьте богатырей на стражу границы нашего поселения! Полюбуйтесь, ребята, какой красивый макет мы с вами создали!

Ребята, вам интересно было создавать макет своими руками?

На следующих занятиях мы дополним его домашними и дикими животными, птицами, рыбами. Покажем макет родителям и расскажем о нашей работе.

(Слайд 12) Святая Родина! Святая!

Иначе как ее назвать!

Ту землю милую, родную,

Где мы родились, росли

И в колыбели полюбили

Родные песни старины.

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Т.Г.Шевченко

Итог. Надеюсь, вы узнали много нового и интересного о своих предках.

Словесная игра “Я начну, а вы продолжите”

Главное богатство в России живет.

Великий, могучий российский... (народ).

Русоволосые и сероглазые,

Лицом светлые и сердцем славные,

Скажите, кто вы?

Мы – (Славяне!)

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне – (россияне)

Издревле, кто вы?

Мы – (Славяне)

Наша Родина – большая и красивая страна, у нее славная история, которой мы должны гордиться. Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать нашу историю.

На следующих занятиях мы продолжим знакомиться с жизнью славян, узнаем более подробно об обычаях, быте славян, об их занятиях, поговорим о богатырях.

Как учились на Руси

Сценарий Дня знаний

Ведущий 1 : Ребята! Сегодня у нашей страны особенный день. Весь наш народ отмечает День Знаний. Я поздравляю вас с этим замечательным днём, хочу пожелать вам хорошо и с интересом учиться. Сейчас я расскажу вам, как учились наши предки на Руси. Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир Красное Солнышко решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда же и появляются первые школы. В городах и сёлах строились церкви, и были нужны грамотные священники. Владимир приказал брать у «лучших людей» ребят и отдавать их в «обучение книжное». Но народ в то время был ещё дик, в новой вере не утвердился и боялся грамоты. Вербовать учеников приходилось силой, и матери, приводя детей, плакали и причитали, как над покойниками.

В 1028 году сын князя Владимира - Ярослав Мудрый - собрал в Новгороде 300 человек детей и велел «учити книгам». Это было первое большое училище.

Ведущий 2: Чтобы совершить путешествие во времени, «заглянуть» в прошлое и собственными глазами увидеть ушедшую жизнь, особых фантастических приспособлений не надо. Достаточно заглянуть в древний документ - самый надёжный носитель информации, который, подобно волшебному ключу, отмыкает заветную дверь в прошлое. Одним из таких документов была книга под названием «Стоглав» - собрание постановлений Стоглавого собора, проходившего с участием Ивана 4-го и представителей Боярской думы в 1550-1551 года.

Постепенно число школ росло, они открывались при церквях и монастырях (так называемые церковно-приходские школы). Учителями в них были священники (служители церкви). Обилие переведённых с греческого языка книг, существовавших тогда, показывает, что школа делала своё дело - создавала читателя и любителя просвещения. Книга пользовалась большим почётом в Древней Руси. В случае пожара книги старались спасти в первую очередь. «Книги суть те же реки, напояющие вселенную», - говорили в старину. Сын Ярослава Мудрого - Святослав - заполнил книгами кладовые своего дворца, Владимир Мономах сам был писателем, отец же Мономаха Всеволод знал пять языков.

Нашествие монголо-татарских завоевателей в 13 веке на несколько столетий затормозило развитие школы и просвещения на Руси. Лишь с 16 века начался новый подъём школьного дела.

К 17 веку школ было уже довольно много и в городах, и в сёлах, и число их быстро росло. Это подтверждает существование книг под названием «Азбуковник». Это были сборники статей учебного, нравоучительного и энциклопедического характера. Наибольшее распространение получили азбуковники учебные.

Ведущий 1: Учили в школах только мальчиков - уделом девочек было домашнее хозяйство, где можно было обойтись и без умения читать и писать. За обучение нужно было платить, поэтому учиться могли лишь дети состоятельных родителей. Коллектив учеников назывался «дружиной». Занятия чаще всего начинались с 1 декабря, но мальчик мог поступить в школу в любое время. Сидели ученики вместе, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. Определённого срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать - закончил школу. Всё зависело от способностей.

В школах готовили в основном священников - только церкви нужны были в то время грамотные люди. Поскольку церковные службы велись на латинском языке, ему и учили школяров.

Латинский в то время уже был «мёртвым» языком - не было на земле народа, говорившего на нём. На латыни читали молитвы, писали религиозные книги. Врачи пользовались латынью, чтобы не вызывать излишнего волнения у больных, особенно если болезнь была достаточно серьёзной. Этому «мёртвому» языку и учили в средневековой школе.

Сначала мальчики заучивали наизусть молитвы, повторяя их за учителем. Потом их учили читать те же молитвы по книге. Книг было в то время мало, их переписывали от руки, были они очень дорогими. Поэтому на весь класс книга была одна, и с этой единственной книгой учитель переходил от ученика к ученику.

Ведущий 2: Последуем за учеником, вошедшим в училище. Вот он положил свою шапку на полку, поклонился образам, учителю и всей ученической «дружине». Здесь ему предстоит провести целый день, до звонка к вечерней службе, который был сигналом к окончанию занятий. В «Азбуковнике» по этому поводу были написаны наставления, которые ученики упорно твердили, закрепляя тем самым и навыки чтения.

В доме своём, от сна восстав, умыйся,

Прилучившимся плата краем добре утрися,

В поклонении святым образам продолжися,

Отцу и матери низко поклонися.

В школу тщательно иди

И товарища своего веди,

В школу с молитвой входи,

Тако же вон исходи.

Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся «дружина» совершала перед дальнейшими занятиями общую молитву, в которой просили Бога: «Вразуми мя и научи книжного писания…». Затем проходили к старосте за книгами и рассаживались за длинным ученическим столом - каждый на указанное учителем место.

Азбука нелегко давалась детям, обучавшимся чтению в начале 17 века. Сначала нужно было вызубрить названия букв. «А»-«Аз», «Б»-«Буки», «В»-«Веди», «Г»-«Глаголь», «Д»-«Добро»… Но ещё сложнее было из букв складывать слова. Ведь по правилам нужно было назвать «полным именем» каждую букву слова. Пока доберёшься до конца слова, забудешь, с чего оно началось! Представьте себя учениками школы 17 века: сложите из букв, которые я вам буду показывать, слова.

(Показать последовательно карточки с названиями букв, составляющих слово, а потом ребята составляют слово.)

Буквы для карточек:

«Добро», «Он», «Мыслете». (Дом).

«Ша», «Како», «Он», «Люди», «Аз». (Школа).

Писали школьники гусиными перьями на очень дешёвой рыхлой бумаге, о которую перо непрерывно цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы не растекались чернила, посыпали написанное мелким песком из баночки.

Ведущий 1: Первым печатным учебником для детей была «Азбука» 1574 года. Её составил диакон Иван Фёдоров (основатель книгопечатания в России и на Украине). Будучи выдающимся мастером печатного дела и высокообразованным человеком, он поставил перед собой цель: «…духовные семена по вселенной рассеивать и всем по порядку раздавать духовную пищу эту». В «Азбуке» Ивана Фёдорова были не только буквы, слоги, слова, но и тексты для чтения, а также православные молитвы. «Азбука» Фёдорова примечательна ещё и тем, что в ней давались начальные сведения по грамматике: состав слов, правописание безударных гласных, правила склонения существительных и спряжения глаголов и прочее. А в конце книги автор призывал родителей учить детей грамоте. В 1578 году Иван Фёдоров переиздал свою «Азбуку», поместив в ней сведения о первоучителях Кирилле и Мефодии. В течение многих лет дети учились грамоте именно по этой книге. Прошли десятилетия, и в 1634 году был выпущен первый букварь, где изучение букв пошло не в алфавитном порядке, а так, как было удобно учителю и ученикам. В 1692 году знаменитый поэт и выдающийся просветитель Карион Истомин и художник Леонтий Бунин создали первый букварь с картинками. В этом букваре на каждой странице было показано, как по-разному можно писать одну и ту же букву.

Книги были собственностью школы, они являлись главной ценностью, и поэтому учитель воспитывал уважительное отношение к ней. Существовали определённые правила при работе с книгой, которые учащиеся должны были неукоснительно выполнять. Правила эти были единые для всех училищ 17 века. Вот как написано в «Азбуковнике».

Книги ваши добре храните

И опасно наместо кладите;

Книгу кладя, печатью вверх закрывай

Указательного же древца в нею отнюдь не влагай.

Книги к старосте в соблюдение,

Со молитвой, приносите,

Тако же заутро принимая,

С поклонением, относите.

Книги свои не вельми разгибайте,

И листов в них тож не пригибайте.

Книг на седалищном месте не оставляйте,

Но на уготованном столе

Добре поставляйте.

Книг аще кто не бережёт.

Таковый души своей не бережёт.

Ведущий 2: За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами (тонкими прутьями, вымоченными в воде), но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть!

Поркой не исчерпывался арсенал наказаний, но надо сказать, что розга была в том ряду последней. Шалуна могли отправить в карцер, роль которого с успехом исполнял школьный чулан. Есть в «Азбуковнике» упоминание и о такой мере, которая нынче называется «оставить после уроков»:

«Если кто урока не учит,

Таковой из школы свободного отпуска не получит…»

И не нужно думать, что ту власть, которой обладал учитель, он употреблял сверх всякой меры - хорошее учение искусной поркой не заменишь. Об этом говорилось в книге «Стоглав», бывшей, по сути, руководством для учителей в обучении и воспитании детей: «… не яростью, не жадностью, не гневом, но радостным страхом и любовным обычаем, и сладким поучением, и ласковым утешением».

Вот между двумя полюсами, возможно, и пролегала стезя воспитания. И если «сладкое поучение» не шло впрок, тогда и применялся «педагогический инструмент», «вострящий ум, возбуждающий память».

Ведущий 1: Большую часть дня ученики неотлучно находились в школе. Кто же помогал учителю, если ему надо было отлучиться по неотложным делам или просто отдохнуть? Для этого в каждом классе учитель избирал себе из учеников помощника, называемого старостой. Роль старосты во внутренней жизни тогдашней школы была чрезвычайно важна. После учителя староста был вторым человеком в школе, ему даже дозволялось замещать самого учителя. Староста должен был наблюдать за ходом учёбы в отсутствие учителя и даже имел право наказывать виновных за нарушение порядка, установленного в школе. Ещё староста выслушивал уроки младших школьников, собирал и выдавал книги, следил за их сохранностью и должным с ними обращением. Распоряжался отоплением, освещением и уборкой школы.

Учитель выбирал старосту из старших учеников, в учёбе прилежных и благоприятных душевных качеств. Все управления школой старосты проводили без всякого доносительства учителю. Наоборот, учеников всячески приучали к товариществу, к коллективной жизни в «дружине». Были случаи, когда учитель не мог найти провинившегося, а «дружина» его не выдавала, тогда объявлялось наказание всем ученикам. Часто виновник, чтобы не подводить «дружину», признавался в своей вине и безропотно принимал наказание.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину.

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

А да Б как Аз да Буки,

В - как Веди, Г - Глагол.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Н. Кончаловская.

Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают всю жизнь. Они заставляют нас непрерывно совершенствоваться, чтобы мы могли стать настоящими людьми. Поэтому недаром говорил наш замечательный русский писатель Константин Георгиевич Паустовский…

«Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти - книги».

Только что прошли-пролетели летние каникулы. Давайте проведём разминку-тест наших знаний. Для этого проведём викторину.

Первое задание « Викторина».

1. Какие учреждения являлись культурными центрами на Руси, распространяющими просвещение? (Монастыри, церкви, там обучали детей грамоте.)

2. В кириллице каждая буква имела название (аз, буки, веди и так далее). А как в кириллице называлась буква «д»? (Добро).

3. Как называется контроль официальных властей над содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции? (Цензура).

4. Как называется вымышленное имя, которым лицо (писатель, журналист) заменяет своё настоящее имя? (Псевдоним).

5. Как называется предприятие, осуществляющее подготовку и выпуск печатной продукции: книг, журналов, газет и так далее? (Издательство).

6. Как называются записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий? (Мемуары).

7. Как называется печатное издание, содержащее перечень дней года и событий или памятных дат, связанных с этими днями? (Календарь).

8. Назовите имя и фамилию русского первопечатника. (Иван Фёдоров).

9. Название этой священной книги в переводе с греческого означает «книга». (Библия).

10. «Чтение - вот лучшее учение». Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин).

11. Кто такой книгочей? (Любитель чтения).

12. Букинист - это… (Торговец старыми книгами).

В названиях многих литературных произведений встречаются прилагательные. Например, «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова.

Задание - вспомнить, какие прилагательные пропущены в следующих названиях произведений.

А. Погорельский «… курица». (Чёрная).

В. Гауф «… Мук». (Маленький).

А. М. Волков «Семь…королей». (Подземных).

Х.К.Андерсен «… королева». (Снежная).

В.Г.Губарев «Королевство…зеркал». (Кривых).

Х.К.Андерсен «…Утёнок». (Гадкий).

А.Н.Толстой «…ключик, или Приключение Буратино». (Золотой).

Братья Гримм «… портняжка». (Храбрый).

Е.Л.Шварц «Сказка о … времени». (Потерянном).

П.П.Бажов «…копытце». (Серебряное).

Следующее задание - перекрёстный блицтурнир : одна команда называет слово, другая - антоним к нему, и наоборот. Например: белый - чёрный, сладкий - солёный, плакать - смеяться.

Ещё один конкурс «Буква заблудилась».

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась,

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нём.

Но едва туда зашла

Буква озорница,

Очень странные дела

Начали твориться…

1. Ехал дядя без жилета (билета),

Заплатил он штраф за это.

2. На верхушке каланчи

День и ночь кричат врачи (грачи).

3. Шумливые палки (галки)

Затеяли драку,

Но вмиг улетели,

Увидев собаку.

4. Закричал охотник: «Стой!

Двери (звери) гонятся за мной!».

5. На глазах у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

6. На болоте нет дорог.

Я по кошкам (кочкам) скок да скок.

Задание: «Интеллектуальная игра».

  1. 1. Кто написал стихотворение «Бородино»?
  • А.С.Пушкин;
  • М.Ю.Лермонтов;
  • Н.А.Некрасов.

2. Какое произведение А.С.Пушкина начинается со слов

«У Лукоморья дуб зелёный…»

  • «Руслан и Людмила»;
  • «Сказка о рыбаке и рыбке»;
  • «Зимний вечер».

3. Кто из русских классиков родился в 1799 году?

  • А.С.Пушкин ;
  • Н.В.Гоголь;
  • А.П.Чехов.

4. Какой литературный герой предлагал дохлую кошку как средство от бородавок?

  • Карлсон;
  • Буратино;
  • Том Сойер.

5. Кто был третьим, от кого ушёл Колобок?

  • Медведь;
  • заяц;
  • лиса.

6. Этот писатель совершил путешествие в Лилипутию, в Лапуту, в Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб, Японию и в страну Гуингнмов. Кто это?

  • Ж.Верн;
  • Дж.Свифт;
  • Д.Дефо.

Задание «Отгадайте по описаниям сказочных героев».

    • Очень английская и очень хорошо воспитанная девочка из сказок писателя и профессора математики. Немного зануда. Но её это даже немного украшает. Однажды, погнавшись за Белым Кроликом, она прыгнула в его нору, которая оказалась бездонным колодцем, приведшим её в Замечательную чудесную страну. Кто эта девочка? (Алиса. Л. Кэрролл «Алиса в стране Чудес», «Алиса в Зазеркалье».)
    • Бедный арабский юноша из сказок «Тысяча и одна ночь». Это он разыскал волшебную лампу, внутри которой находился Джинн. Этот герой храбрый и весёлый. Его врагом стал злой волшебник... Назовите имя этого литературного героя. (Аладдин из сказки «Аладдин и волшебная лампа» из книги «Тысяча и одна ночь».)
    • Самоуверенный, невежественный, но вместе с тем храбрый мальчишка. Возможно, в будущем станет хорошим актёром или даже главным режиссёром. Недаром он сумел сплотить вокруг себя целую группу актёров-единомышленников, которые справились со злым директором кукольного театра. Как звать мальчугана? А директора театра? Кто написал повесть-сказку и как она называется? (Буратино. Карабас-Барабас. А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
    • Самая завидная сказочная невеста. Всё умеет: засеять и вырастить поле ржи за одну ночь, построить дворец из воска, обернуться то голубкой, то уточкой… Никто не знает, кто она и откуда. А вы сейчас должны назвать её имя. Трудно? Подсказываю: она и Премудрая, она и Прекрасная… (Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная из русских народных сказок.)
    • Любит варенье, любит мёд и другие вкусности. Его друг - маленький поросёночек. Как зовут этого героя? (Винни - Пух. А. Милн « Винни - Пух все-все-все»)
    • Самый бесстрашный и самый добрый доктор на свете, который понимает язык животных. Кто же он? (Доктор Айболит из одноимённой сказки К.И. Чуковского.)
    • Очень маленькая и очень красивая девочка. Даже не девочка, а фея, которая родилась в цветке. Она много путешествовала по земле, по воздуху, по суше. Даже под землёй побывала… Вспомните, как звали эту девочку. (Дюймовочка из одноимённой сказки Х. К. Андерсена.)
    • Очень самостоятельный современный мальчик. Умеет варить суп. Организовал ферму в деревне. Хозяйство у мальчика зажиточное, современное. Есть надежда, что со временем он станет богатым фермером. А в этом ему помогут пёс и кот. Вам знаком этот мальчик? Назовите его и автора книги о нём. (Дядя Фёдор. Э.Н. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот».)
    • Милая, работящая, добрая девушка, которая познакомилась с настоящим принцем, полюбила его и стала, в конце концов, принцессой. Кто эта девушка? (Золушка из одноимённой сказки Ш. Перро.)
    • Самый загадочный герой русской народной сказки. Чепуха какая-то: батон - не батон, пирог - не пирог, что - то вроде сухой сдобной булки без изюма, а все его съесть хотят. Никому этот герой ничего доброго не сделал. А все его жалеют… Как его зовут? (Колобок из русской народной сказки.)

Сейчас ребята, подведём итог нашего соревнования и узнаем, кто у нас самый начитанный.

(Слово жюри).

Итак, титул «Самый интеллектуальный Добрый молодец класса» присваивается -……, « Самая интеллектуальная Красна девица класса» - …… Вручаются сертификаты и книги.

Список использованной литературы:

  1. Димиянова В.Е. Игры со словами / В.Е. Димиянова // Читаем, учимся, играем. - 2008. - №9. - С.70-71.
  2. Завьялова Н.В.Добро пожаловать в библиотеку! / Н.В. Завьялова // Читаем, учимся, играем. - 2008. - №12. - С.34-36.
  3. Завьялова Н.В. «Чтение - вот лучшее учение» / Н.В. Завьялова // Читаем, учимся, играем. - 2007. - №8. - С.70-74.
  4. Из истории казачьего образования на Дону // Казачья школа. История и современное казачье образование на Дону / сост. Г.Н. Рыков. - Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2003. - С. 5-98.
  5. Каркачёва Н.А. Как учились на Руси / Н.А.Каркачёв // Читаем, учимся, играем. - 2008. - №6. - С.11-14.
  6. Культура России XVI века // История России XVI-XVIII вв.: учебник / А.Л. Юрганов, Л.А.Кацва. - М.: МЦРОС РОСТ, 1997. - С.70-90.
  7. Средневековая школа // Я познаю мир: История: Дет. энцикл. / Н.В. Чудакова, А.В. Громов. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - С. 271-272.

Подготовила Задачина Н.В.

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГАРДАРИКИ» (для детей 10-12 лет).

Действующие лица: Новый русский ученик (НРУ) Библиотекарь, Экскурсовод (ведущие), Жители древних городов.
НРУ. Здорово, братцы! Это, что ли, туристическое агентство «Машина времени»?
Библиотекарь. Совершенно верно. Чем могу быть полезна?
НРУ. А директор у вас кто, Макаревич, что ли?
Библиотекарь. Нет, не Макаревич… Я-директор, а это (показывает на второго ведущего) - мой помощник,
Экскурсовод. .. Так что вы хотите, молодой человек?
НРУ. Путешествовать хочу! Хочу чего-нибудь необычного, удивительного! Только предупреждаю: на львов и крокодилов я уже в Африке охотился, с индейцами шашлыки жарил, с Дмитрием Крыловым его «Непутевые заметки» читал. Скучно мне.
Библиотекарь. Так, понятно! Случай тяжелый, но безвыходных ситуаций не бывает. Предлагаю совершить путешествие в Страну Гардарики. Там-то уж вы, точно, не бывали.
НРУ. Что это еще за место такое? По-моему, мы его в школе по географии не проходили. Может, это что-то вроде Королевства Кривых Зеркал или Страны Чудес?
Библиотекарь. Нет, Страной Гардарики, или Страной Городов, называли с легкой руки скандинавских путешественников, воинов и купцов нашу Родину- Русь. С городами Гардарики иноземные купцы и путешественники знакомились впервые по пути «из варяг в греки». Торговые гости останавливались в Новгороде, Пскове, Любече, Смоленске, Киеве, Чернигове, Полоцке, чинили корабли, пополняли запасы воды и провианта, покупали на многолюдных ярмарках меха и кожу, мед и воск за янтарь, который ценился дороже золота.
И, конечно же, ходили по улицам этих городов, вымощенных бревнами, любовались каменными златоглавыми храмами, сказочно красивыми теремами.
Летописцы называли города Гардарики «прелестью мира», «соперниками Царьграда». Поражали воображение иноземцев своей неповторимой красотой и главные города Северной, так называемой Залесской Руси - Ростов Великий, Суздаль, Владимир, Рязань, Тверь, Кострома.
Один город был лучше, величественнее другого! Впечатление от знакомства с ними было незабываемым. Тысячу лет назад весь мир следил за рождением еще одной великой страны: Руси - Страны городов.
НРУ. Это что-то новенькое! Или старенькое? Давайте посмотрим на карте, где эта страна?
Экскурсовод. Вот этого мы как раз сделать не можем. Потому что в те далекие времена ни карт, ни компасов еще не было.
НРУ. Что же делать?
Экскурсовод. Не отчаивайся! В этом нам помогут путеводные картинки. (Колдует.) Бамбара-чуфара, скорики-морики! Мы с вами находимся на борту парусного корабля, на котором плавали наши предки 1000 лет назад.
Серебряная вода струится за бортом, и вот уже по обе стороны - берега, покрытые дремучими лесами. Вот они сменяются высокими ковылями, в которых теряется всадник на коне. А вот и холмы, на которых города, что любуются своим отражением в тихом зеркале вод.
НРУ. Так где же мы находимся?
Экскурсовод. У нас есть особые знаки и приметы. Вот, например, сосна на правом крутом берегу. Это город Сосницы. Вот камыши.
НРУ. Это Камышин?
Экскурсовод. Правильно! Два кургана высоких?
НРУ. Город Курган?
Экскурсовод. Да! А вот олень вышел к реке напиться, рога у него серебряные, копыта золотые.
НРУ. Оленин?
Экскурсовод. Не угадал! Это Ростов Великий. А вот белый сокол взмыл в поднебесье.
НРУ. Должно быть, это Сокольск или Соколок?
Экскурсовод. Нет, это город Суздаль!
НРУ. Выходит, не все так просто: некоторые картинки нужно еще уметь прочитать! Вот почему, например, у Ростова такой символ: олень, у которого рога серебряные, а копытца золотые? У Суздаля - белый сокол, а у города Владимира - лев? Разве эти животные здесь водились?
Библиотекарь. Олени водились, леса ведь. Львов, точно, не было, да и соколов завозили, пожалуй, с севера. Сказочно красив был город Ростов. Вот и сравнивали его великолепие с красотой грациозного оленя. А Суздаль - с гордой и красивой птицей соколом. Сравнение удачно еще и потому, что белокаменные его храмы действительно напоминали белоснежное оперение сокола. А еще - никому не давал сокол в обиду свое гнездо.
НРУ. Но почему же тогда Владимир - лев, ведь львов не было на севере Руси?
Библиотекарь. Не только на севере, но и на юге их не было. О львах знали в основном понаслышке, из редких тогда иноземных книг, что он - царь зверей и что все его боятся. Как тут не вспомнить меткие строки С. Маршака?
Таков обычай был старинный,
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов.
Где львов от века небывало,
С гербов свирепо смотрят львы,
Или орлы, которым мало
Одной орлиной головы.
Экскурсовод. Долго нам плыть по Стране городов, скакать на коне, ехать в санях или телеге, идти пешком, и не всегда совпадают названия путеводных картинок с названиями городов этой сказочной Страны.
НРУ. Что же это за картинки такие?
Библиотекарь. У этих рисунков есть название - это гербы. Но еще до того, как утвердиться в этом значении, слово это на многих языках - английском, французском, немецком, польском - означало два понятия: «оружие» и «наследство». Представь себе средневекового рыцаря, с ног до головы закованного в броню, только узкая прорезь оставле-на для глаз.
НРУ. Чье же лицо скрыто за этим забралом?
Экскурсовод. Не будем гадать, а посмотрим лучше, что изображено у него на щите?
НРУ. Могучее дерево в три обхвата, вырванное из земли с корнем. Скорее всего, это дуб. А внизу подпись: «Дездича-до». Я, кажется, читал где-то, что это значит - рыцарь, лишенный наследства,
Библиотекарь. Ну, конечно же, сам Айвенго - герой одноименного романа английского писателя Вальтера Скотта! Благородный рыцарь без страха и упрека, как говорили раньше, непобедимый в бою, верный в дружбе. Враги лишили его наследства, но не чести и доброго имени. И горе им, если встречались они с Айвенго в чистом поле. Свой герб Айвенго передал по наследству сыну, а тот - своему. Так два значения слова «герб» - «оружие» и «наследство» - слились воедино.
Щиты в те далекие времена были у рыцарей разные: у варягов - треугольные, у итальянцев - овальные, у испанцев - квадратные с закруглением, у французов - четырехугольные, заостренные книзу.
НРУ. А у русских?
Библиотекарь. Ау русских воинов щиты были круглые - для боя в конном строю, и овальные в рост человека - для пешего боя. И еще одна отличительная черта: как правило, красили наши предки свои щиты в красный цвет - цвет мужества и стойкости в бою.
Постепенно, начиная с 13 века, рисунки с рыцарских щитов перекочевали на кареты, дома, гобелены, ковры, дамские сумочки.
Наконец, и средневековые европейские города обзавелись своими гербами, стали помещать их на городские ворота и крепостные стены. Часто те же изображения появлялись на городских печатях, а если город чеканил собственные деньги, то и на монетах.
Составлялись гербы по очень строгим правилам. Возникла даже специальная наука о гербах - геральдика. Согласно ее законам, рисовали на гербах людей, животных, птиц, де-ревья, солнце, луну, воду, предметы, сделанные руками человека. Это были не только рисунки, но и своеобразные условные знаки, иероглифы, особая азбука.
Гербы объясняли особые люди - герольды, ведь далеко не все знали, что птица феникс, сжигающая себя на огне и каждый раз возрождающаяся к жизни из пепла, - символ бессмертия; сложенные крестом руки - знак верности; лев - силы, мужества, благородства; журавль с камнем в лапе - бдительности; змея, кусающая хвост, - вечности.
Большое значение имели и цвета гербов. Голубые, как безоблачное небо, означали красоту и величие; ярко-зеленые, как весенняя трава, - изобилие; красные, как кровь, - му-жество, храбрость.
НРУ: А когда в России появились первые гербы?
Библиотекарь. Первые гербы как таковые появились во второй половине XVII столетия при царе Алексее Михайловиче, который без городских гербов обойтись уже не мог. Переговоры с иностранными державами требовали знания их государственных и городских символов и введения в международный обиход таких же у себя.
Экскурсовод. многом могут рассказать гербы древних русских городов. И о преданьях старины глубокой, и о знаменательных исторических событиях.
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну.
По заведенному еще при царе Иване Грозном обычаю, стрельцы, вооруженные бердышами и пищалями, несли неусыпный дозор на каменных башнях московского Кремля, а с наступлением сумерек, отмечая каждый час, вели перекличку, славили главные города земли Русской.
- Славен город Киев! - кричал стрелец на самой дальней башне.
- Славен город Новгород! - вторил ему другой.
- Славен город Владимир! - подхватывал третий.
- Славен город Рязань!
- Славен город Смоленск!
- Славен город Москва! - заканчивал стрелец на последней башне.

НРУ. А чем же прославились эти древние русские города, за что возносились им такие почести?
Экскурсовод. А давай-ка спросим у самих горожан, пусть они нам расскажут.
Древний киевлянин. Город наш самый южный, или, как раньше говорили, самый полуденный в Гардариках. Ни одна ладья не проплывет мимо этого города. Сказочно красив он и овеян многими легендами. «Мати городам русским», - называет его первый летописец.
«Жили в давние времена, - отмечает он в предании, - три брата-князя - Кий, Щек и Хорив с сестрою Лыбедь. Старший брат занимал гору. Средний брат на другой горе жил, младший - на третьей. Прозвали их по именам братьев: Щековицей и Хоривицей. А речку, впадавшую в Днепр, стали по имени красавицы-сестры звать - Лыбедью. Кий же всему городу имя свое передал: Киев-град». В 907 году о Киевской Руси узнал весь мир. Князь Олег объединил славянские племена и их данников. Короли и императоры многих держав стремились породниться с киевскими князьями. А у многочисленных торговых гостей были свои интересы. Они грузили на корабли связки знаменитых русских мехов, кож, бочки меда, кольчуги, мечи, а выгружали тонкие ткани с красивыми рисунками, драгоценные украшения, тюки с сухофруктами.
Уже в то время, по свидетельству путешественников, в Киеве было 8 торговищ и 400 храмов. Возможно, количество церквей они несколько преувеличивали, но восхищались их красотой справедливо.
Не прошло и полувека с тех пор, как Русь приняла христианство и сбросила в Днепр языческих идолов, а в городе, как грибы после дождя, возникают десятки храмов. И самый главный из них - Софии Премудрой - до сих пор восхищает мир.
Всю жизнь положил князь Ярослав на то, чтобы объединить вокруг Киева русских князей, привести Русскую землю к единству.
«Будете жить в любви между собой, - говорил он соотечественникам, - крепка станет Русь, и покорятся ей враги. Если же будете в ненависти жить, в распрях, в ссорах, то погибнете сами и погубите землю своих отцов и дедов, которую добывали они трудом своим великим».
Всем известно о героизме и несгибаемом мужестве киевских воинов, защищавших Русскую землю от многочисленных врагов. Не только храм Софии Премудрой напоминает об этом, но и рисунок на древнем гербе города: крылатый воин со щитом и мечом, который еще в XII веке считался покровителем Киева.

Экскурсовод. И снова плывет наша расписная ладья с орлиной головой и крыльями по серебряной от солнечных бликов воде, но уже не по Днепру, а по Десне. Справа, на высоком берегу, большой город. Это ближайший сосед древнего Киева - Чернигов. Целая историческая повесть шагнула в герб этого города. Давайте послушаем ее из уст древнего жителя. Житель Чернигова/Почти 1000летчерниговскойбылине о богатыре Иване Годиновиче, его невесте Марье-Красе, царе Кащее и вещем орле. Вдумайтесь только: 1000 лет!
Князь Кащей послал его в поход в заморскую страну на целых полгода. А невесте его, Марье-Красе, сказал, что убит в бою Иван Годинович, и сам посватал ее. Но верная девица ни за что не соглашалась выйти за другого. Злодей посадил ее в свой терем, чтобы одумалась. Но Марья сумела послать весточку Ивану Годиновичу, чтобы тот возвращался скорее домой и выручал ее. Прискакал Иван в Чернигов и вызвал Кащея на поединок. Выехали биться в чистом поле. Откуда ни возьмись, появился в небе орел и крикнул Кашею человечьим голосом, чтобы тот Марью-Красу законному жениху отдал. Не послушал Кащей и стал стрелять в орла. Но стрелы не причинили никакого вреда вещей птице, повернули обратно и поразили самого Кащея прямо в сердце.
На древнем черниговском гербе - тот самый орел из былины. Неусыпно днем и ночью несет он стражу, защищая интересы родной земли. В любую минуту готов прийти на помощь ее воинам, смердам, ремесленникам - всем тем, кого называют солью земли и кем она держится. Так было испокон веков, и так будет вечно.
Экскурсовод. Вернемся на великий водный путь и поплывем к славному городу Новгороду.
НРУ. Судя по названию, это новый город? Значит, он возник позже других?
Экскурсовод. Напротив, это один из самых древних городов и по возрасту вряд ли уступит Киеву, Чернигову или Владимиру. В незапамятные времена было срублено дере-вянное городище близ Малого Волховца. Скорее всего, втот год, когда ушли славяне с берегов Дуная.
Древний новгородец (1) . А Новым его назвали потому, что вскоре перенесли его жители поселение на холм у берегов Волхова, которое им приглянулось больше первоначального. Редко, но бывает и так.
Сам уклад жизни в Новгороде был необычным. Ни перед кем не склонял головы Господин Великий Новгород, гордился удалью и богатствами. 1000 народных собраний - вече - прошло в Новгороде более чем за 400 лет его знаменитой вольницы. Отсюда, с новгородского веча, отправлялась княжеская дружина вместе с народным ополчением против врагов, вторгшихся на Русь с северо-запада.
Древний новгородец (2)
Ой ты, Новгород Великий,
Господин торговых дел!
Отбоев с ордою дикой
Ты счастливо уцелел,
Ой ты, древний город вольный.
Не привык поклоны класть…
Новгородцы недовольны.
Уступая князю власть.
Ты единственный меж всеми
Управлялся без князей,
Только ныне ведь не время
Вольной гордости твоей.
Там, куда садится солнце.
Неспокойно в этот час -
Ведь задумали ливонцы
Наши земли взять у нас.
Александр! Ведь он от шведа
В Невской битве землю спас,
И тебя он от соседа
Защитит на этот раз.
Хоть с тобою Невский в ссоре-.
И на норов твой сердит,
Но родной Отчизны горе
Тяжелей своих обид.
Древний новгородец (1)

По долине голубой
Снежною дорогой,
Соблюдая меж собой
Распорядок строгий,
Шла в поход большая рать
Князя-полководца,
Чтоб от немцев защищать
Землю новгородцев.
Позади остался дом
И тепло людское,
Впереди сверкало льдом
Озеро Чудское.
Александр Невский
Вот теперь не отбери
У ливонцев Пскова,-
Доберутся до Твери,
Суздаля, Ростова.
А захватят города
И начнут селиться,
И прости-прощай тогда,
Русская землица!
Нам их земли не нужны,
Нам свое вернуть бы,
Ведь сейчас нам вручены
Всей Отчизны судьбы!

Древний новгородец (2)
Князь в предутреннюю тьму
Говорил, спокоен, -
Знал, что делу своему
Верен каждый воин.
Увидав перед собой
Эту силу в латах,.
Выходили в смертный бой.
На врагов проклятых. .
И не сладить нипочем
С этой силой дикой:
Рыцарь сверху бьет мечом
И пронзает пикой.

Древний новгородец (1)
Грохот, ржанье, стон и крик,
Наши жмут сильнее,
А ливонец не привык
Получать по шее.
И по льду семь верст пешком,
В плен дружиной взяты,
Шли ливонцы босиком,
Побросавши латы…

Древний новгородец (2)
Я хочу сказать тебе,
Чтоб, ребята, знали:
Наши ратники в борьбе
Землю отстояли!
Ведь спасли они тогда
Русскую землицу -
Села, пашни, города,
И, стало быть, столицу!

Библиотекарь. В начале XVIII века, при составлении новгородского герба, обнаружилось, что печать одного из крупнейших тогда городов России противоречит идее сильного абсолютистского государства, которую осуществлял Петр I.
Согласно его воле, художники заменили свободолюбивые символы символами царской власти. Лишь два медведя и рыбы внизу, напоминающие об изобилии животного мира это го богатейшего северного края, перенесены на новый герб без всякого изменения.
Экскурсовод. Вместе с древним летописцем мы восхищались красотой и величием городов Гардарики, их храбрыми воинами, искусными мастерами. Будем же вместе с Русью и в годину тяжелого испытания, сердцем воспримем страшную беду. Перед нами великий древний русский город - Рязань. Издавна защищали рязанцы южные и восточные рубежи Руси. Давайте послушаем, как это было.

Житель Рязани (1)
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше чем огня
Батыя - внука Чингис-хана,
Свое соседство с ним кляня.
И шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком -
Сжигать и грабить города.

Житель Рязани (2)
Не молодица любовалась,
Играя зеркальцем в руке,
А в день погожий отражалась
Рязань-красавица в Оке.
У ребятишек шло катанье
На разметенном окском льду.
Когда на поле под Рязанью
Батый привел свою орду.
Ой, лихо, лихо! Ой, беда!
Стоит орда, грозит орда!
Дымит кострами в чистом поле
И требует десятой доли
Всего от каждого двора -
Мехов, казны и серебра…

Житель Рязани (1)
В морозной снежной мгле кострами
Чадит Батыева орда.
К Батыю с пышными дарами
Рязанский князь пришел тогда.
Он сам собрал Батыю дань:
«Возьми дары! Не тронь Рязань!»

Житель Рязани (2)
Любуясь княжьими дарами,
Батый кумыс из чаши пил
И, сидя в юрте меж коврами,
С усмешкой князю говорил:
«Коль хочешь мира, русский бай, -
Княгиню в жены мне отдай!»

Житель Рязани (1)
Взбешенный, не взглянув на хана,
Князь Федор молча вышел вон,
Но тут ударом ятагана
У входа в юрту был сражен…
А под покровом ночи темной,
Спеша в предутреннюю рань,
Из Пронска, Мурома, Коломны
Три князя шли спасать Рязань.
Они свои дружины гнали
На помощь брату своему.
Они тогда еще не знали,
Какой конец пришел ему.
В неравный бой они вступили.
Своим сородичам верны,
И в сече головы сложили.
Со всех сторон окружены…

Житель Рязани (2)
Рязань, Рязань! Теперь тебе,
Твоим несчастным горожанам –
Уже не выстоять в борьбе,
Не совладать с жестоким ханом.
Горят хоромы, терема -
Все, чем была Рязань богата.
Декабрьская ночная тьма
Багровым пламенем объята.
Пять дней оборонял народ
Свой край, как говорит сказанье,
И пять ночей небесный свод
Пылал над стонущей Рязанью.
А на заре шестого дня
В леса, в приют шатровых елей,
Врага жестокого кляня,
Бежали те, кто уцелели.

Житель Рязани (1)
И к ним, как воин и как брат,
Горя упорной жаждой мщенья.
Пришел рязанец Коловрат
И стал готовить ополченье.
Их тысяча семьсот пришло.
Они зашли ордынцам с тыла.
Батый, взобравшись на седло,
Оцепенел: «Какая сила!
Откуда? Где она была?
Неужто мертвые восстали?
Рязань сгорела вся дотла,
Над пеплом вороны летали!»

Житель Рязани (2)
Впервые дрогнула орда,
От ужаса теряя разум,
И двинул Коловрат тогда
Всю силу на ордынцев разом.
Не обучали эту рать.
Людей, случайно уцелевших.
Но каждый шел врага карать
За родичей, в огне истлевших.

Библиотекарь. Защитники Рязани проявили чудеса героизма и самоотверженности, но не смогли отстоять родной город. Не могли еще в то время собраться вместе все русские люди для отпора грозному врагу, не понимали князья, что только объединенными усилиями можно отстоять Русь. -.
Присмотритесь внимательней к древнему гербу города Рязани. Воин в золотом поле держит в правой руке меч, в левой - ножны. Этот мужественный рязанец не дрогнул перед страшным врагом, посягнувшим на его родную землю, показал всем защитникам Руси пример самоотверженности, любви к родине, героизма.
Экскурсовод. Из разоренной Рязани отправимся пешком в Москву, небольшой град-крепость, лежащий при впадении рек Яузы и Неглинки в Москву-реку. Еще многие годы после татаро-монгольского нашествия Русь-Гардарики представляла собой печальное зрелище. Ее когда-то сказочно кра-сивые города лежали в развалинах, русский народ страдал от татаро-монгольского ига. Жестокие расправы приводили к народным восстаниям, которые каждый раз огнем и мечом усмиряли всадники Золотой Орды. И все-таки Русь жила и надеялась распрямить плечи и сбросить ненавистное иго. А победить Орду можно было, лишь объединив в один кулак все русские силы. И объединила эти силы Москва.

Библиотекарь.
Где теперь Москва-столица,
Жили раньше зверь да птица.
Первое летописное упоминание о Москве датируется 1147 годом и связано с именем суздальского князя Юрия Долгорукого. «Взошел он на гору и обозрел с нее очами по обе стороны Москва-реки и за Неглинною, и возлюбил села оные, и повелел на месте том вскоре сделать мал деревян-град, и прозван его названием реки тоя - Москва-град».
Давай займемся стариной!
Представь себе, приятель мой,
Что там, где столько крыш вдали,
Огромный лес стоял когда-то,
Дубы могучие росли, –
Шумели липы в три обхвата,
Полянки вместо площадей,
А вместо улиц - перелоги,
И стаи диких лебедей,
И рев медведицы в берлоге.
Ладьи скользили по теченью,
А на высоких берегах
Виднелись тут и там селенья.
Славянский люд в них проживал.
С десятого, быть может, века,
Тот люд Москвою называл
Глубокую большую реку.
Москва-река, тебе хвала!
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Начало будущей столицы
Ты отражала в глади вод,
Тот первый Кремль и город новый.
Что строил русский наш народ.
Потомки знаменитого князя Александра Невского подчинили Москве близлежащие города, стали соперничать с богатым Новгородом, Тверью и Рязанью. Особенно больших успехов в «собирании Руси» добился Иван Калита, что значит «денежный мешок». К концу своего княжения вместо четырех городов оставил своим сыновьям 97 сел и городов.
Возвышение Москвы продолжалось и при его сыновьях, но особенно сильной стала она при внуке Дмитрии Ивановиче.
Укрепив стены стольного города и собрав многие русские земли в единый кулак, Дмитрий стал готовиться к открытому выступлению против Золотой Орды. Как же это было?

Житель Москвы
Кличет Дмитрий всю страну
На священную войну:
«Не довольно ль, братцы, даром
Отдавать добро татарам?
Ой вы, силы молодые,
Выше копья поднимай!
Возомнил себя Батыем
Злой татарин, хан Мамай.
Он путем Батыя старым
Всей ордой пошел на Русь.
Надо дать отпор татарам,
Я вас в бой вести берусь!»
Знали Дмитрия как друга
Все соседи-города,
И от севера до юга.
Все откликнулись тогда.
И под славною Коломной
Все князья до одного
Ратью встретили огромной
Полководца своего.

Библиотекарь
Как мне о битве на Дону
Рассказ продолжить мой?
Приятель, я не обману.
Сказав о битве той,
Что не было такой еще,
И хоть кого спроси, -
«Мамаево побоище»
Все знают на Руси!
Стоял такой великий стон.
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен
Дон До самого низовья.
Никто остановить не мог
Смятенного потока, -
Орда катилась на восток,
Гонимая жестоко.
Укрытая от вражьих глаз
Зеленою дубравой,
Дружина вынесла в тот час
Знамена русской славы
И нанесла такой удар
С отвагою такою,
Что в страхе сонмища татар
Бежали с поля боя.
А князя Дмитрия Донским
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших дней живет.
Жив народ, и Русь жива,
И опять растет Москва.

Обратимся к древнему символу московскому. На червленом гербе - Георгий Победоносец, всадник на белом коне в серебряных доспехах и лазоревой мантии. В руках у него длинное копье, которым он поражает крылатого змея.
Не сразу появилось это изображение на московских монетах. Вначале чеканили на них всадника с ловчим соколом на руке. Такую печать унаследовал и Дмитрий Донской от своего великого прадеда Александра Невского, славу которого приумножил.
При внуках Дмитрия ловчий уступил место воину. Чуть позже всадник в латах стал змееборцем, символом спасителя родины от страшного врага.
Вспомните былину о Добрыне, богатыре земли Русской, победившем страшного Змея. Долго страдала от набегов чудища Русская земля. Обложил он ее великой данью, даже живых людей приводили к нему на съедение. И никто не мог сладить с этим змеем, пока не сразился с ним богатырь Добрыня Никитич. Тем Змеем Горынычем была в народном представлении Золотая Орда.
Спустя века, в годы иных великих испытаний, непременно вспоминал русский народ о Куликовом поле: и в 1612 году, изгоняя из Москвы захватчиков польского короля Сигизмунда 3, и в 1812 году - войска французского императора Наполеона, а в 1941 году - фашистские орды. Та великая победа никогда не померкнет в памяти народной. О ней напоминает древний московский герб.

Экскурсовод. Многие гербы русских городов воскрешают в памяти историю нашей страны. По преданьям старины глубокой составлен, к примеру, герб города Ярославля. Да-вайте послушаем историю его создания.
Житель Ярославля. На высоком берегу раскинулся город Ярославль, названный именем Ярослава Мудрого, который, по сказанию, основал сей город в начале XI века.
«…Давным-давно в местных дремучих лесах водилось великое множество медведей. Жители этого края считали медведя священным животным. Изображения «хозяина леса» вешали в избах и свято верили в то, что эти амулеты-обереги сохраняют от многих бед, в том числе и от дурного глаза.
Кудесники лечили медвежьим жиром разные болезни, а именем хозяина леса заклинали духов и молили о дожде, богатом урожае, удачной охоте.
В то время Русь уже приняла новую веру - христианство, которая быстро распространялась по городам и весям, а остатки старой веры искоренялись. Но обитатели «медвежьего угла» упорно отказывались переходить в новую веру и даже подняли восстание. Усмирять его, как записано в летописях, отправился князь Ярослав Мудрый.
Волхвы уже были наслышаны о нем и боялись одного его имени. Решили они убить Ярослава. В таком случае, думали они, все останется по-прежнему. Они знали, что князь был храбрым воином и страстным охотником. Он всегда ехал впереди своей дружины, выслеживая зверя или птицу. Но как воспользоваться этим? Долго думали они и придумали. Когда Ярослав, как всегда, ехал впереди своей дружины, на него выпустили разъяренную медведицу, которая поднялась на задние лапы и одним ударом свалила на землю коня. И не сдобровать бы всаднику, но он ловко спрыгнул на землю и вспомнил о боевом топоре, висящем у него за поясом. Вовремя выхватил он его и одним ударом свалил страшного зверя. А туги дружинники подоспели…На месте этого поединка Ярослав Мудрый и велел заложить город, названный его именем».
Так гласит народное предание. Сейчас уже трудно отличить легенду от того, что происходило на самом деле. Но как бы там ни было, на древнем ярославском гербе изображен медведь. Днем и ночью без устали ходит он дозором по родной ярославской земле, бережет ее покой.
Библиотекарь. Старинные гербы многих городов России указывают на род занятий их жителей, на то, что издавна были они искусными мастерами. Герб города Тулы напоминает о людях, принесших ему всемирную славу. На двух скрещенных клинках лежит серебряный ружейный ствол, а вверху и внизу - по золотому молоту. Цвет их говорит, что у туляков золотые руки.
Не только великолепным оружием удивила мир Тула, но и самоварами, гармонями и даже сладкими медовыми пряниками, которые таяли во рту. До сих пор называются они тульскими.
Экскурсовод. Вот и закончилось наше путешествие. По шатким сходням расписной ладьи сошли мы на берег. Немного жаль расставаться с замечательной Страной Гардарики, страной русских старинных городов.
Не беда, что не успели побывать в каком-то из них. Свыше 600 городов обозначено в старинном гербовнике Гардарики - где же их объехать все за неделю или даже за месяц!
Но можно продолжить путешествие самостоятельно. Найти старинный герб - путеводный знак города, в котором вы живете или в котором недавно побывали, - несложно. А как его прочитать, вы уже знаете. Счастливого пути!
Н РУ. А я хочу в завершение предложить ребятам викторину,
1. Город, в который со своим самоваром не ездят. (Тула)
2. Какой город кружевами славится? (Вологда)
3. Назовите город со «звонким» именем - ровесник Москвы. (Звенигород)
4. Куда едут соловьев слушать? (Курск)
5. Святой Софии купола
Отсюда путнику светили,
Славян столица здесь была,
Впервые русских здесь крестили. (Киев)
6. Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов. (Москва)
7. Этот город прославил подвиг Ивана Сусанина. (Кострома)
8. Какой город летает? (Орел)
9. В какой город жениться ездят? (Иваново)
10. Древний город, давший отчество былинному богатырю. (Муром)
11.В этом городе былинный купец Садко торговые дела вел. Со всей земли ездили сюда люди на ярмарки. «Господин торговых дел» - такой у этого города титул. (Новгород)
12. По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева,
Мосты повисли над водами,
Темно-зелеными садами,
Ее покрылись острова. (Санкт-Петербург)