Когда день работника морского и речного транспорта. Работники морского и речного флота отмечают профессиональный праздник

Морской и речной транспорт - одна из важных и надежных отраслей экономики многих стран.

День работников морского и речного флота - профессиональный праздник работников морского и речного флота, отмечаемый каждый год в первое воскресенье июля. И в 2019 году этот праздник выпадает на 7 июля.


Виновники торжества

День работников морского и речного флота учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. № 3018-Х «О праздничных и памятных днях», в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 г. № 9724-XI «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях».


Труженики голубых магистралей всегда были славой России, и сейчас для них определяющими остаются такие понятия, как взаимовыручка и морское трудовое братство. Поэтому без моряков и речников пассажирского, торгового и ледокольного флотов, портовиков, судоремонтников и многих других специалистов, обеспечивающих деятельность морских и речных дорог России, немыслимо прошлое, настоящее и будущее нашей страны. И, безусловно, своим трудом они заслужили собственный праздник День работников морского и речного флота.

Приятно, что традиции, складывающиеся на флоте веками, не только живы сейчас, но и развиваются, крепнут, приумножаются. Морской и речной флот и сегодня остаются важной составляющей транспортного комплекса, неотъемлемой частью всей экономики страны, играет весомую роль в реализации транспортной стратегии России.

Создание Российского флота

День работников морского и речного флота - прекрасный повод вспомнить историю.


Дата создания Российского флота - 20 октября 1696 года. В этот день по настоянию Петра I Боярская дума издала "приговор" (указ) "Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фортеции от турок Азова", в котором постановила "морским судам быть". Это было решение исторической важности. В результате его осуществления Россия - крупнейшее континентальное государство - должна была стать также морской державой.

Фактически строительство флота Петром I в Воронеже было начато еще в конце 1695, после возвращения из неудачного первого Азовского похода, согласно "консилии" генералов. 4 ноября по "приговору" Думы и указу Петра I началось строительство регулярного Российского флота "кумпанствами", в которые были сгруппированы дворянство (18 кумпанств) и духовенство (17 кумпапств). В обязанности кумпанств входили строительство, вооружение, содержание и ремонт кораблей. Духовенство должно было построить один корабль от 8 тыс. дворов, а дворянство - от 10 тысяч дворов. Дворяне, имевшие менее 100 дворов, вносили ежегодно по полтине с каждого двора.


11 декабря 1696 был издан указ о постройке 12 кораблей купечеством, посадскими людьми и иностранными купцами. Всего кумпанства должны были построить 52 корабля разных рангов и галеры. На деньги, собранные у населения, корабли строило государство.

Для строительства кораблей были назначены солдаты Преображенского и Семеновского полков, плотники, собранные со всех концов страны, 50 иностранных мастеров. Организация строительства судов возлагалась на Военный приказ-разряд, во главе которого был поставлен воевода Т. Н. Стрешнев. Для изучения кораблестроения и морского дела в 1697 Петр I под видом урядника Преображенского полка Петра Михайлова в составе Великого посольства поехал в Голландию и Англию и отправил туда около 100 молодых людей. В России готовились корабельные мастера и мастеровые. Строительство Азовского флота велось на верфях в Воронеже, Таврове, Ступине, Брянске, Чижовке, Павловске.

В 1697 в Воронеже было учреждено первое адмиралтейство. Осенью 1698 часть судов была спущена на воду, а весной 1699 в Азовское море вышла эскадра из 10 кораблей и нескольких судов. В августе на одном из них, 46-пушечном корабле "Крепость", Петр I отправил в Константинополь для переговоров думного дьяка Е.И. Украинцева и лично сопровождал его с эскадрой (10 кораблей, 2 галеры, 2 судна) до Керчи. Эта демонстрация русского флота способствовала подписанию 3 июля 1700 года мирного договора с Турцией.


К 1700 году для Азовского флота было построено 40 парусных кораблей и ИЗ гребных судов. По указу от 20 апреля 1700 года строительство кораблей было передано государству, а кумпанства должны были вносить денежные средства. Строительство Азовского флота продолжалось до 1711 года. Всего было построено 215 судов, в том числе 44 58-пушечных корабля. После Прутского договора (1711 год), по которому Азов и Таганрог были переданы Турции, Азовский флот прекратил свое существование. Опыт, накопленный при его строительстве, был использован на Балтийском море, что сыграло важную роль в Северной войне. Корабли для Балтийского флота строились на верфях Санкт-Петербурга, Новгорода, Олонца (Лодейное Поле), Углича, Архангельска и Твери (Калинин).


За 30 лет (1696-1725 гг.) был создан регулярный флот России. Всего было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, значительное количество скампавей (полугалер), бомбардирских кораблей, брандеров, шмаков, прамов, до 300 транспортных судов и множество мелких судов. По боевым и мореходным качествам русские линейные корабли (лучшими из них были "Лесное" и "Ингерман-ланд"), строительство которых началось с 1708, не уступали иностранным, а галеры успешно действовали в шхерных районах Балтийского моря против шведских кораблей.


Все важные распоряжения, касающиеся кораблестроения и создания флота, исходили от Петра I, главными помощниками которого были Ф.А. Головин, Ф.М. Апраксин и К.И. Крюйс, а по снабжению судов - Франц Тиммерман и казначей С.И. Языков. Из корабельных мастеров (этот чин приравнивался к чину капитана 3 ранга) особенно славились "мастер добрых пропорций" Ф.М. Скляев и Ричард Козенц, а также Василий Шипилов, Ф.С. Салтыков, Г.А. Меншиков и подмастерья Иван Немцов, Мокей Черкасов, Константин Юрьев, Ф.П. Пальчиков, Юрий Колуенов.

К 1718 году большинство командных должностей на флоте занимали русские люди, имевшие необходимые знания, опыт и отличившиеся в боях. В связи с этим в январе 1721 года указом Сената было запрещено принимать иностранцев на службу во флот. К 1725 году численность личного состава флота достигла 7215 человек. Офицерский состав и кораблестроители готовились в специально созданных школах (Навигацкой, адмиралтейских) и Морской академий. Главным центром кораблестроения и подготовки кадров Российского флота стал Санкт-Петербург.

В 1696-1725 гг. были созданы Азовский и Балтийский флоты, Каспийская флотилия. Флот России в эти годы одержал первые крупные победы в морских сражениях при о. Котлин, п-ове Гангут, о-вах Эзель и Гренгам, завоевал господство на Балтийском и Каспийском морях.

После кончины Петра I, в 1725 году, постройка военных кораблей в стране почти прекратилась - были лишь достроены те суда, которые уже находились на стапелях. В море было приказано не выходить во избежание убытков. Флот бездействовал, корабли ветшали. Екатерина II писала в 1763 году: У нас в излишестве кораблей и людей, но нет ни флота, ни моряков.


Главком военно-морских сил России адмирал Владимир Масорин сообщил о планах реформы отечественного ВМФ, итогом которой должно стать создание боеспособного океанского флота, располагающего второй в мире по численности группировкой палубной авиации.


Первый рывок создания флота начался в 80-х годах XIX века, когда российское руководство приняло решение о создании флота на Тихом океане - для защиты восточных рубежей России и поддержки ее влияния в регионе. Недостаточная концентрация усилий, несбалансированность программ в сочетании с общей технической отсталостью страны и некомпетентным руководством привели к поражению российского флота в войне 1904-1905 годов с Японией, главные силы флота которой были оснащены новейшими кораблями, построенными на британских верфях.

После русско-японской войны Россия довольно долго не могла приступить к восстановлению своего флота. Война и революция 1905-1907 гг. ввергли страну в глубокий финансово-экономический кризис. Правительство не могло выделить средств, достаточных для реализации разработанных Морским генеральным штабом послевоенных кораблестроительных программ. Флот незначительно пополнялся лишь за счет кораблей, заложенных еще во время русско-японской войны, и нескольких крейсеров, заказанных за границей и на отечественных верфях. Морское министерство предпринимало огромные усилия, чтобы отремонтировать и перевооружить уцелевшие корабли на более чем скромные ежегодные средства, отпускаемые министерству.



11 февраля 1918 г. В.И. Ленин подписал декрет о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ). В наследство от Российского императорского флота, на базе которого он и был сформирован, ему досталось огромное количество боевых кораблей всех классов и вспомогательных судов: на Балтике v 4 линкора-дредноута, 9 крейсеров, 62 эскадренных миноносца и миноносца, 26 подводных лодок, 5 канонерских лодок, 23 минных и сетевых заградителя, 110 сторожевых кораблей и катеров, 89 тральщиков, а также свыше 100 различных вспомогательных судов, 70 транспортов и 16 ледоколов (всего около 600 боевых кораблей и судов); на Черном море 7 линейных кораблей, 2 крейсера, 20 эскадренных миноносцев и 4 миноносца, 11 подводных лодок (всего около 400 кораблей и вспомогательных судов).

Немало кораблей находилось в составе Флотилии Северного Ледовитого океана, Каспийской, Амурской и Сибирской флотилий.

Мы сердечно поздравляем тружеников голубых магистралей с праздником, с Днем работников морского и речного флота!

История создания морского и речного флота

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в

1 июля - дата для 2018 года

Профессиональный праздник работников морского и речного флота отмечается ежегодно в первое воскресенье июля.
Профессия моряка одна из самых романтичных и, пожалуй, загадочных. Каждый мальчишка мечтал стать капитаном корабля, крутить штурвал, высматривать в бинокль землю среди бескрайних синих волн.
Благодаря работе этих людей стабильно осуществляются пассажирские и грузовые перевозки.
Морской и речной флот - это важная составляющая транспортного комплекса и неотъемлемая частью всей экономики России.
"Супер Тосты" поздравляют работников этой нелегкой профессии. Желаем всем вам, чтобы ваш труд был всегда востребован, чтобы вам светило солнце в пути, а волны играли и плескались вслед вашим судам!

Мы славим тех, кто за штурвалом
Корабль по волнам ведёт.
И от причала до причала
Нам грузы разные везёт.
Романтика, а не работа -
Бороздить просторы рек, морей!
С днём морского и речного флота
Спешим поздравить вас скорей!
Зарплат желаем шестизначных
Всем речникам и морякам!
А рейсов лёгких и удачных
По синим ласковым волнам! ©

Без речников и моряков,
Нам не пройти всех тех дорог,
Что водной гладью, синевой,
Так манят с детства нас с тобой!
Мы поздравляем вас, друзья,
Пусть в вашей жизни у руля,
Будет любовь, здоровье и счастье!
И реет мирный флаг на мачте! ©

Большой корабль многотонный
Заходит с грузом снова в порт.
Товара в нем на миллионы,
Но всё до места довезёт.
У вас серьезная работа –
По морю грузы доставлять!
Желаю в День морского флота,
Безбедно жить и не хворать! ©

Вот и пришел день воскресный,
Первый в июле – он ваш!
Праздник ваш славный, чудесный
Брать пора на абордаж:
Нынче, работники флота,
Гордо вздымайте свой флаг!
… Счастье приносит работа,
Спорится дело в руках:
Всё вам легко удается –
Вы же в стихии своей!
С праздником вас, флотоводцы!
Тихих вам рек и морей! ©

Соленый ветер с моря вас зовет,
В морской опять отправиться поход,
Он манит океаны бороздить,
И вы себе не в силах изменить.

Давно вы с ветром тем уже едины,
Вы целого две равных половины,
Вы без него не мыслите себя,
И ветер тот - второе ваше «я».

Вы волк морской и твердо знаем мы,
Прожить не сможете без моря синевы,
Но в этот день желаем вам
Почаще возвращаться все же к нам! ©

Стать капитаном на лайнере белом
С детства мечтает мальчишка любой,
В шторм, непогоду отважным и смелым
Крепко штурвал держать в бурю и зной.
Слава работникам флота морского,
И речников в этот день поздравляем.
Ветра попутного, счастья земного,
И исполнения заветных мечтаний. ©

Звучит гудок прощальный...
Корабль уж в рейс ушёл.
Наш капитан! Ты морю
Лишь предан всей душой!
Ты странствуешь по свету...
Профессия мечты!
Попутного вам ветра
И ласковой волны! ©

Этот день тем знаком, кто в морях
Много времени часто проводит.
Этот праздник придуман не зря.
Уважают ребят тех в народе.
Флот речной и морской важен нам.
Ведь и водным границам мир нужен.
Поздравляем! Желаем врагам
Вам отпор давать ясно и дружно! ©

День июльский сегодня воскресный,
Мы поздравить спешим поскорей
Обладателей качеств чудесных -
Всех работников рек и морей!
Пожелать мы хотим без забвенья
Тихой глади и лёгкой воды,
Положительных в жизни стремлений,
Избежать всех ударов судьбы.
Ваше судно пусть будет счастливым!
Лёгкий ход с возвращеньем домой,
Пусть волна будет тёплой под килем,
И невзгоды пройдут стороной! ©

Мы выпьем сегодня за всех тех, кто в море,
Кто отдал судьбу под крыло Нептуна.
За тех, кто на суше лишь чувствует горе,
Кого оживляет всегда приливная волна.
Мы вам пожелаем за ваши заслуги,
Чтоб вам по работе награда была.
Чтоб ждали вас дома детишки с супругой
И полная чаша удачи была. ©

Водные просторы государства огромны. Морской и речной флоты успешно конкурируют с крупнейшими морскими государствами. Русские моряки на протяжении многих сотен лет прославляют свою профессию и защищают страну от различного рода посягательств.

История

Создание флота началось с указа Петра I, в котором правитель указал, что «морским судам быть». Это случилось в 1696 году и по праву считается историческим событием. По прошествии 30 лет в Российской Империи была создана постоянная эскадра. Было построено 111 бригантин, 60 парусников, 38 фрегат, более сотни галер, а также множество грузовых лайнеров, бомбардирских кораблей и других мелких морских транспортных средств.

В Советском союзе в 1924 году создается «Совторгфлот» - общество, которое объединило транспортные морские средства, заводы по ремонту суден, обучающие заведения и другие организации, относящиеся ранее к различным структурам.

За годы ВОВ флоты показали отличные результаты в боях, было переправлено более 100 млн. груза. Сотни моряков были удостоены наград и орденов.

В 1960-е годы морские виды транспорта становятся ведущими в международных торговых отношениях. Флот развивался и рос, сооружались береговые базы и специальные суда для перевозки грузов. Флотилия союза была принята в международные организации, где стала союзницей многочисленных государств.

Современный российский флот выполняет ряд задач:

  • социальные;
  • экономические;
  • транспортные морские и речные перевозки.

Традиции

В праздничный день моряки и все, кто имеет отношение к флоту, принимают поздравления от начальства, родных и близких. На торжественных мероприятиях вручаются грамоты, особо отличившиеся работники получают ордена и премии. В городах проводят концерты, морские и речные карнавалы. Праздник отмечается широко и с размахом.

К профессиональному дню моряки готовят парад кораблей, который называют и танцами, и балом фрегат. Для моряков мотобайкеры также готовят незабываемое зрелище. На эти зрелища съезжаются посмотреть множество людей с детьми. К концу дня жители праздничных городов и поселков наслаждаются разноцветными салютами.

Школьники, местные власти и организации к этому дню проводят митинги у памятников, возлагают цветы в дань памяти об ушедших моряках при исполнении профессионального долга.

Профессиональный праздник работников морского и речного флота отмечается ежегодно в первое воскресенье июля . Моряки и речники отмечают совместно свой профессиональный праздник с 1976 года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях" День работников морского и речного флота включен в перечень праздников, отмечаемых в знак признания заслуг трудящихся отрасли. В 2017 году этот день приходится на 2 июля.

Основы управления морским транспортом как единой отраслью народного хозяйства страны были заложены 18 июля 1924 года , когда постановлением Совета Труда и Обороны было образовано Акционерное общество "Совторгфлот". В его ведение перешли не только транспортные суда, принадлежащие различным ведомствам и акционерным обществам, но и порты, судоремонтные заводы, учебные заведения и сеть обслуживающих предприятий. К 1 января 1925 года под флагом "Совторгфлота" ходили 128 пароходов. Централизация позволила значительно, в 1,5 раза, увеличить грузоперевозки. Постепенно флот стал пополняться новыми кораблями и к 1 апреля 1941 года имел 870 судов.

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов транспортные суда совершали тысячи рейсов по внутренним и внешним коммуникациям, подвергаясь атакам кораблей, авиации и подводных лодок противника, участвовали во многих десантных операциях. Значительная часть их после соответствующего дооборудования выполняла боевые задачи в повседневных боевых действиях в составе судов военно-морских баз. Особенно важной для транспортного флота была задача обеспечения перевозок воинских и народнохозяйственных грузов. За годы войны советский транспортный флот перевез около 100 миллионов тонн необходимых стране и фронту грузов, 13 900 тружеников моря получили боевые награды, а 35 работников морского транспорта стали Героями Советского Союза.