Когда и почему проявляется конформизм. Чем отличается гибкость аутентичной личности от конформизма невротической личности

Гибкость поведения — параметр психологического благополучия, характерный для аутентичной личности. Гибкость часто путают с конформизмом (приспособленчеством) невротической личности. Как отличить здоровую гибкость поведения от нездорового приспособленчества — конформизма?

Отметим опасную тенденцию к отождествлению психического здоровья и способности приспосабливаться – к реальности, к обществу, к другим людям. То есть подлинным или здоровым человеком считается не автономный, живущий по своим интрапсихическим, не зависящим от окружения законам индивид, а человек, способный, например, влиться в свое окружение, способный справляться с навязанными извне задачами, способный хорошо воспринимая окружение, быть с ним в хороших отношениях и добиваться успеха, каким его понимает окружение. Мы не должны попасть в эту ловушку и определять здоровье организма по степени его «полезности», словно он является всего лишь инструментом, а не самостоятельным существом, лишь средством достижения какой-то внешней цели. Конформизм является признаком психопатологии, типичной для неврозов и имеет природу условного рефлекса.

Конформизм — что это такое? 10 признаков конформизма невротической личности:

  1. Привычка отказываться от своего мнения и идти на поводу мнения, которое разделяет большинство, чтобы не быть отвергнутым. Боязнь критики, осуждения и неприятия;
  2. Привычка принимать все идеи, новости на веру – без их критического осмысления. Конформиста легко обмануть, так как он не привык анализировать систему сбора доказательств;
  3. Внушаемость – конформист посчитает ложную информацию истинной только на основании того, что много раз видел и слышал обратное;
  4. Податливость, уступчивость, соглашательство;
  5. Приспособленчество, выраженное в пассивном принятии существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также в готовности соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, распространенными в обществе настроениями;
  6. Некритическое (принятие и) следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам и т.д.;
  7. Отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т.п.);
  8. Тенденция личности изменять свои убеждения, и поступки под влиянием группы, в которую человек включен (подверженность манипуляциям);
  9. Уступка в ответ на непрямое, т.е. не выраженное в форме требования, но, вместе с тем, ощущаемое индивидом, давление группы. Податливость, стремление копировать убеждения и образ мыслей значимых, авторитетных лиц;
  10. Стремление сглаживать конфликты вплоть до утраты собственных принципиальных позиций противостоящих, конфликтующих сторон.

Невротические личности отказываются от своего мнения из страха быть отверженными

Оплатить курс у опытного психолога

32 000 руб. (3 200 руб. за одно занятие)

Оплата занятий проводится напрямую с вашего лицевого счета в банке на расчетный счет ООО «Юнипрофконсалтинг» согласно Счета и Квитанции-договора, выставленных вам на ваш e-mail. Напишите Администратору admin@сайт письмо, в котором укажите фамилию, имя, свой контактный номер телефона и e-mail. В заявке укажите, на какое количество консультаций вам выставить Счет на оплату и выписать Квитанцию-договор на бланке строгой отчетности. Получив скан-копию Счета на оплату и Квитанцию-договор с реквизитами нашего банковского расчетного счета на свой e-mail, оплатите консультацию психолога в своем онлайн-банке согласно выставленного вам Счета на оплату

Записаться на платную скайп-консультацию к Наталье Михайловне Рассказовой, автору статьи, можно не только у Администратора admin@сайт, но и на , внизу, в разделе «расписание».

Свободное для бронирования время подсвечено зеленым цветом.

Оплачивать занятия с психологом на странице оплаты после выставления Счета и Квитанции-договора на ваш e-mail. Если вы не получаете в течение часа-двух писем от нас, проверьте папку Спам и папку Possible Spam и добавьте наши e-mail в Справочник ваших доверенных Корреспондентов.

Запросить контакты специалиста и организационную помощь можно у theSolution, написав письмо admin@сайт или отправив заявку через любую заявочную форму на сайте.

Присылайте копию квитанции об оплате или скриншот страницы вашего онлайн-банка Администратору по адресу admin@сайт и получите обратным письмом подтверждение об успешной оплате занятий с психологом минимум за час до скайп-консультации.

Находитесь в сложной жизненной ситуации? Получите бесплатную и анонимную консультацию психолога у нас на сайте или задайте свой вопрос в комментариях.

С этой статьей обычно читают:

(от позднелат. conformis - подобный, сходный, сообразный; англ. conformism; нем. Konformizm)
Конформность; Конформное поведение; Феномен группового давления

1. Морально-политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе.

2. Некритическое (принятие и) следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам и т.д.

3. Некритическое принятие общественного мнения и следование ему, подчинение стереотипам массового сознания, указаниям авторитетов и вождей.

4. Отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т.п.).

5. Пассивное принятие существующего порядка, господствующего мнения и т.п.

6. Пассивное согласие с общепринятыми нормами.

7. Поведение, контролируемое посредством группового давления.

8. Поведение конформиста.

9. Податливость личности реальному или воображаемому давлению группы.

10. Принятие индивидом определенного мнения «под нажимом», под давлением общества или группы.

11. Принятие существующего порядка вещей, общепринятых норм или требований власти вопреки их недолжному характеру.

12. Приспособленчество, бездумное следование общим мнениям, модным тенденциям.

13. Приспособленчество, некритическое принятие существующего порядка вещей, норм, ценностей, привычек, мнений и т.д., отсутствие собственной позиции.

14. Приспособленчество, пассивное восприятие существующего порядка вещей, господствующих мнений, граничащее с угодничеством.

15. Приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

16. Приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, господствующих мнений и т.п.

17. Соглашательство.

18. Социально-психологическая ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений (или полноправного участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительского принятия готового порядка вещей.

19. Тенденция личности изменять свои убеждения, ценностные установки и поступки под влиянием группы, в которую человек включён.

20. Уступка в ответ на непрямое, т.е. не выраженное в форме требования, но, вместе с тем, ощущаемое индивидом, давление группы, стереотипизирующее его поведение, а также убеждения и образ мыслей.

21. Философское учение о сглаживании конфликтов вплоть до утраты собственных принципиальных позиций противостоящих, конфликтующих сторон.

Пояснения:
Конформизм означает отсутствие или подавленность собственной позиции и принципов, а также отказ от них под давлением различных сил, условий, обстоятельств (мнения большинства, авторитета, традиций и т.п.). Конформизм равносилен отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от собственного выбора и возложению ответственности на внешние факторы (вещи, общественные институты и т.п.), следовательно, отказу от себя как от личности.

Как Конформизм расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов социально-политической и экономической действительности, нежелание высказывать собственное мнение, отказ от личной ответственности за совершаемые поступки, слепое подчинение и следование любым требованиям и предписаниям, исходящим от государства, общества, партии, лидера, религиозной организации, патриархальной общины, семьи и т.д. (подобное подчинение может быть обусловлено не только внутренними убеждениями, но и менталитетом, традицией).

Конформизм проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с ранее не разделяемой позицией большинства. Одновременно он обнаруживает себя тем, что пытается приписать своему авторитету абсолютную непогрешимость.

Конформизм следует отличать от других проявлений единообразия во взглядах, мнениях, суждениях, поведении человека (в т.ч. тех, которые формируются в процессе социализации), например, единообразия взглядов основанного на единой системе знаний об окружавщем мире, следования моде, определенным обычаям и т.д., а также сознательного изменения взглядов под влиянием убедительной аргументации и в результате переосмысления позиции.

Целесообразно различать Конформизм как социальное явление и конформное поведение как психологическая особенность человека.

Конформистскими являются все формы коллективистского сознания, предполагающие жесткое подчинение индивидуального поведения социальным нормам и требованиям, исходящим от большинства.

Группа с помощью вводимых ею норм поведения заставляет индивида следовать им для поддержания интеграции членов группы.
Обычно примерно треть людей в группе проявляет такое поведение, т.е. склонна подчиниться мнению группы. Влияние группы на индивида зависит от её размера (максимальное влияние - в группе, состоящей из трех человек, дальнейшее увеличение размера группы не ведет к усилению эффекта), групповой согласованности (наличие в группе хотя бы одного «партнёра», который высказывает то же мнение, существенно снижает эффект давления группы), состава группы (от авторитета членов группы, их эрудиции, профессиональной принадлежности и пр.). Склонность к Конформизму зависит также от возраста (с возрастом существенно снижается), от пола (женщины в среднем несколько более конформны, чем мужчины). Высококонформные женщины склонны к принятию традиционной женской роли, и наоборот, многие женщины, противостоящие групповому давлению, в жизни были склонны к конфликтам, отвергали зависимые отношения с родителями и другими людьми, отрицательно относились к распределению ролей в семье. Независимые женщины имели гораздо меньший индекс "социализации", чем подчиняющиеся.

Конформизм во многих случаях отвечает объективной заинтересованности государства в сохранении контроля над населением, а зачастую и соответствует представлениям властных структур о благонадежности. Потому Конформизм в обществе по отношению к существующему социальному строю и господствующим ценностям насаждается и культивируется господствующей идеологией, обслуживающей ее системой воспитания и идеологического воздействия (службами пропаганды, средствами массовой информации и религией). Конформизм является типичной чертой государств с тоталитарными режимами и бюрократических организаций. Высокая степень Конформизма на основе фанатизма, догматизма, авторитарности мышления характерна для ряда религиозных сект.

В «свободном мире» с присущим ему культом индивидуализма единообразие суждений, стереотипность восприятия и мышления также являются нормой. Несмотря на внешний плюрализм, общество навязывает своему члену «правила игры», стандарты потребления, стиль жизни. Более того, в условиях глобализации, распространения единых интернациональных форм культуры практически на всей территории земного шара Конформизм выступает уже как стереотип сознания, воплощенный в формуле «так живет весь мир».

Тенденции нивелирования личности и приспособленчества присущи современному обществу. Конформизм объясняется неизбежным результатом развития общества - цена социального принятия есть Конформизм и потеря независимости. Распространение Конформизма в обществе - результат воздействия определенных социальных факторов, а отнюдь не следствие его неустойчивости, «мягкости».

Отсутствие плюрализма мнений создает условия для конформного усвоения идеологических стереотипов, "однонаправленных" убеждений и установок, что отрицательно сказывается на характере развития личности и общества.
Преобразование общества невозможно без преодоления Конформизма.
Нам нужны такие люди, за которых можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести, не испугаются никакой борьбы для достижения серьезно поставленной себе цели.

Конформизм – это нравственно-психологическое и нравственно-политическое понятие, которое подразумевает приспособленческую позицию в социуме, бездейственное принятие наличествующего социального устоя, политического режима. Кроме того, это готовность разделять господствующие взгляды и убеждения, соглашаться с общим настроем, распространенным в обществе. Также в качестве конформизма расценивается и отказ от борьбы с превалирующими тенденциям, даже при внутреннем их неприятии, самоустранение от осуждения различных аспектов политической действительности, и социально-экономических реалий, неготовность излагать собственные взгляды, нежелание нести персональную ответственность за совершенные деяния, слепое подчинение и безотчетное следование всем требованиям и директивам, исходящим от государственного аппарата, религиозной организации, семьи.

Социальный конформизм

Всякий социум состоит из групп, которые представляют собой объединение субъектов, имеющих общие морально-ценностные ориентиры и цели. Социальные группы классифицируются на средние, малые и большие в зависимости от количества ее участников. Каждая из таких групп устанавливает собственные нормы, поведенческие правила, установки.

Феномен конформизма современные исследователи рассматривают с четырех точек зрения: психологической, социологической, философской и политической. Поскольку они разделяют его на явление в общественной среде и конформное поведение, которое является психологической особенностью личности.

Считается, что социальный конформизм личности представляет собой рабское (некритичное) принятие и бездумное следование мировоззрениям, господствующим в конкретном социуме, общественным стандартам, массовым стереотипам, авторитетным убеждениям, обычаям и установкам. не пытается идти против превалирующих тенденций, даже внутренне не принимая их. Человеческий субъект воспринимает социально-экономическую и политическую реальность абсолютно некритично, не выказывает никакого желания выражать собственные взгляды. Таким образом, социальный конформизмом называется отказ нести персональную ответственность за содеянные поступки, бездумное подчинение и безотчетное следование общественным установкам, требованиям партии, религиозной общины, государства, семьи. Такое подчинение часто объясняется менталитетом либо традициями.

Э. Аронсон и С. Милграм полагают, что конформизм человека является феноменом, возникающим при присутствии или отсутствии нижеприведенных условий:

— он усиливается, когда задание, необходимое для выполнения, довольно сложное, либо индивид несведущ в выполняемой задаче вопросе;

— степень конформизма зависит от размера группы: она становится наибольшей при сталкивании индивида с одинаковым мировоззрением трех и более субъектов;

— индивидуумы, имеющие подвержены воздействию коллектива в большей степени, нежели люди с завышенной;

— если в коллективе есть специалисты, члены его являются значимыми людьми, если в нем есть индивиды, которые относятся к одинаковому социальному кругу, то конформность возрастает;

— чем сплоченнее коллектив, тем большей властью над своими членами она обладает;

— если у субъекта, отстаивающего собственную позицию или сомневающегося во мнении остальных членов группы, обнаруживается минимум один союзник, то конформизм снижается, то есть тенденция к подчинению натиску группы падает;

— субъект, обладающий наибольшим «весом» (социальным статусом), характеризуется и наибольшим влиянием, поскольку ему легче давить на других;

— субъект более склонен к конформизму, когда ему необходимо выступить перед остальными членами коллектива, чем, когда он излагает свою позицию письменно.

Конформизм характеризуется связью с определенными типами поведения. Согласно С. Ашу, понятие конформизм подразумевает под собой сознательный отказ индивида от значимой для него мировоззренческой позиции и дорогих взглядов для улучшения адаптационного процесса в группе. Конформное поведенческое реагирование показывает степень покорности индивида мнению большинства, давлению лиц, обладающих наибольшим «весом» в социуме, принятия им установленного стереотипа поведения, морально-ценностных ориентаций коллектива. Противоположным конформизму считается самостоятельное поведение, устойчивое к групповому натиску.

Выделяют четыре типа поведенческого реагирования.

Внешний конформизм человека представляет собой поведение, при котором индивид принимает только внешне установки и мнения группы, на уровне самосознания (внутренне), он не согласен с ними, но не говорит вслух об этом. Данная позиция считается истинным конформизмом.

Внутренний конформизм личности возникает, когда субъект в действительности принимает, усваивает мнение группы и абсолютно согласен с ним. Таким образом, проявляется высокая степень внушаемости личности. Описываемый тип считается приспосабливающимся к группе.

Негативизм обнаруживается, когда индивид любыми способами противится групповому натиску, активно отстаивает собственную позицию, всячески выражает независимость, приводит аргументы, спорит, устремлен на результат, при котором его собственные взгляды станут мировоззренческой позицией большинства. Данный поведенческий тип свидетельствует о нежелании субъекта приспосабливаться к социальной группе.

Нонконформизм проявляется в самостоятельности норм, мнений, ценностей, независимости, невосприимчивости групповому прессингу. Этот поведенческий тип присущ самодостаточным индивидуумам. Другими словами, такие личности не изменяют собственному мировоззрению и не навязывают его окружению.

Существует такое понятие как социально одобряемое поведение, то есть чистый конформизм в обществе. Люди, относящиеся к категории «чистый конформист» стремятся максимально соответствовать групповым нормам и социальным установкам. Если вследствие ряда обстоятельств им сделать это не удается, то они чувствуют себя неполноценными личностями (комплекс неполноценности). Часто такие нормы и установки бывают противоречивыми. Одно и тоже поведение может быть позволительно в определенной социальной среде, а в другой – наказуемо.

Вследствие этого возникает путаница, которая ведет к целому ряду разрушительных процессов для . Поэтому считается, что конформисты в большинстве своем нерешительные и неуверенные люди, что очень затрудняет их коммуникативное взаимодействие с окружающими. Нужно понимать, что всякий индивидуум в различной степени является конформистом. Нередко проявление данного качества очень хорошо.

Проблема конформизма заключается в выборе людей, когда они делают его стилем собственного поведения и образом жизни. Таким образом, конформистом именуют личность, которая подчиняется социальным устоям и требованиям общества. Отталкиваясь от этого, можно заключить, что любой индивид имеет отношение к описываемому понятию, поскольку в разной степени придерживается групповых норм и социальных устоев. Поэтому не нужно считать конформистов бесправными членами социума. Конформисты сами выбрали эту поведенческую модель. В любое время они могут ее изменить. Исходя из этого – следующий вывод: конформизм в обществе представляет собой жизненную модель поведения, привычный стиль мышления, подвергающийся изменению.

Конформизм малой группы характеризуется наличием плюсов и отрицательных аспектов.

Групповой конформизм положительные черты:

— сильная сплоченность группы, особенно это проявляется в кризисных ситуациях, поскольку конформизм малой группы помогает успешнее справляться опасностями, коллапсами, катастрофами;

— простота в организации совместной деятельности;

— сокращение времени адаптации в коллективе нового человека.

Однако групповой конформизм несет в себе также и отрицательные аспекты:

— индивид утрачивает способность принимать самостоятельные решения и умение ориентироваться в незнакомых для себя условиях;

— он способствует формированию тоталитарных государств и сект, появлению геноцида или массовых убийств;

— рождает различные предубеждения и предрассудки, направленные против меньшинства;

— уменьшает способность привносить весомый вклад в научно-культурное развитие, поскольку искореняется творческая идея и оригинальность мышления.

Феномен конформизма

Описываемый феномен конформизма был открыт в пятидесятых годах прошлого столетия С. Ашем американским психологом. Это явление играет ключевую роль в общественном устройстве, поскольку представляет собой один из инструментов, отвечающих за формирование и принятие коллективного решения. Любой социальный коллектив обладает некоторой степенью терпимости, которая имеет отношение к поведению его участников. Каждый член социальной группы может отходить от установленных норм до определенных рамок, при которых не подрывается его позиция, а чувству общего единства не наносится ущерб. Поскольку всякое государство заинтересовано в сохранении контроля над населением, оно относится к конформизму положительно.

Зачастую в тоталитарных государствах конформизм характеризуется культивированием и насаждением господствующей идеологии средствами массового информирования и иными службами пропаганды. При этом в так называемом «свободном мире» (демократических странах), где культивируется индивидуализм, нормой также является стереотипность восприятия и мышления. Всякий социум стремится навязать каждому своему члену жизненные стандарты, модель поведения. В условиях всемирной политико-экономической и культурно-религиозной унификации и интеграции понятие конформизм обретает новый смысл – он начинает выступать в качестве стереотипа сознания, который воплощается в одной фразе: «Весь мир так живет».

Необходимо отличать конформизм как явление от конформности, которая представляет собой личностное качество, обнаруживаемое в стремлении демонстрировать зависимость от группового мнения и давления в разных ситуациях.

Конформизм характеризуется тесной связью с важностью условий, при которых осуществляется групповое воздействие на субъекта, со значимостью группы для личности и уровнем группового единства. Чем выше уровень выраженности перечисленных характеристик, тем ярче эффект группового натиска.

В отношении к социуму, феномен негативизма, то есть выраженное устойчивое сопротивление социуму и противопоставление себя ему, не представляет собой противоположность конформизма. Негативизм считается отдельным случаем проявлением зависимости от социума. Противоположностью понятию конформизм является самостоятельность личности, автономность ее установок и поведенческих реакций от социума, устойчивость к массовому воздействию.

На уровень выраженности описываемого понятия конформизм оказывают воздействия нижеприведенные факторы:

— пол человека (конформизму подвержены больше женщины, нежели мужчины);

— возраст (черты конформизма чаще наблюдаются в юном и старческом возрастном периоде);

— социальное положение (индивиды, занимающие более высокий статус в социуме менее подвержены групповому влиянию);

— физическое состояние и психическое здоровье (усталость, плохое самочувствие, напряженность психики приумножают проявление конформности).

Примеры конформизма можно найти в большом количестве в истории войн и массовых геноцидов, когда обычные люди становятся жестокими убийцами, вследствие того, что не могут противостоять прямому приказу убить.

Отдельного внимания заслуживает такой феномен как политический конформизм, который является способом приспособленчества и характеризуется пассивным признанием существующих устоев, отсутствием собственной политической позиции, бездумным копированием любых политических поведенческих стереотипов, властвующих в этой политической системе. Приспособленческое сознание и конформистское поведение активно формируется в условиях некоторых политических режимов, таких как: тоталитарный и авторитарный, в которых общей чертой является стремление индивидов не высовываться, не отличаться от основной серой массы, не ощущать себя личностью, поскольку за них подумают и сделают, так как нужно добрые властители. Конформистское поведение и сознание является типичным для этих политических режимов. Итогом такого сознания и приспособленческой модели поведения становится потеря индивидом своей неповторимости, самобытности и индивидуальности. Вследствие привычного приспособленчества в профессиональной сфере, в деятельности партий, на избирательном участке у индивида деформируется способность принимать самостоятельные решения, нарушается творческое мышление. Результат – люди приучаются бездумно выполнять функции и становятся рабами.

Таким образом, политический конформизм и приспособленческая позиция губят на корню зарождающуюся демократию и являются показателем недостатка политической культуры у политических деятелей и граждан.

Конформизм и нонконформизм

Группа, оказывая давление на субъекта, вынуждает его следовать устоявшимся нормам, подчиняться интересам группы. Таким образом, проявляется конформизм. Индивид может оказывать сопротивление такому давлению, проявляя нонконформизм, а может подчиниться массе, то есть выступить конформистом.

Нонконформизм – это понятие включает стремление индивида соблюдать и бороться за собственные взгляды, результаты восприятия, отстаивать свою модель поведения, которая прямо противоречит господствующей в данном социуме или коллективе.

Нельзя утверждать однозначно, что один из этих типов взаимоотношений субъекта с коллективом является верным, а другой нет. Бесспорно, что основная проблема конформизма заключается в изменении модели поведения личности, поскольку индивид будет осуществлять действия, даже осознавая их неправильность, потому что большинство делает это. Одновременно с этим очевидно, что создание сплоченной группы без конформизма невозможно, поскольку баланс во взаимоотношениях между группой и индивидом не может быть найден. Если личность пребывает в жестких нонконформистских отношениях с коллективом, то полноценным его членом он не станет. В последствие ему придется покинуть группу, так как конфликт между ними будет нарастать.

Таким образом, главные черты конформизма – это уступчивость и одобрение. Уступчивость проявляется во внешнем следовании требованиям социума при внутреннем несогласии и неприятии их. Одобрение обнаруживается в сочетании поведения, отвечающего социальному прессингу, и внутреннего принятия требований последнего. Другими словами, уступчивость и одобрения являются формами проявления конформизма.

Воздействие, которое массы оказывают на поведенческую модель индивидов, не является случайным фактором, поскольку исходит из весомых социально-психологических предпосылок.

Примеры конформизма можно увидеть в эксперименте социолога С. Аша. Он поставил задачу перед собой выяснить характер воздействия группы ровесников на ее члена. Аш применил метод подсадной группы, заключающийся в предоставлении неверной информации членами группы в количестве шести индивидов обоих полов. Эти шесть человек давали неправильные ответы на вопросы, заданные экспериментатором (об этом экспериментатор заблаговременно с ними договорился). Седьмой член данного коллектива индивидов не был информирован об этом обстоятельстве, поскольку в данном эксперименте играл роль испытуемого.

В первый черед экспериментатор задает вопрос первым шести участникам, затем – непосредственно испытуемому. Вопросы имели отношение к длине разных отрезков, которые предлагалось между собой сравнить.

Участники опыта (подставные шесть человек) утверждали по договоренности с исследователем, что отрезки между собой равны (вопреки наличия бесспорной разницы в протяженности отрезков).

Тем самым испытуемый индивид ставился в условия зарождения конфликта между собственным восприятием действительности (длины отрезков) и оцениванием той же действительности окружающими его членами группы. Вследствие чего перед испытуемым возникал нелегкий выбор, не подозревая о договоренности экспериментатора с товарищами, он должен или не поверить собственному восприятию и оценке увиденного, или опровергнуть точку зрения группы, фактически противопоставить себя всей группе. В ходе опыта выявилось, что в основном испытуемые предпочитали «не верить очам своим». Они не желали противопоставлять собственное мнение точке зрения группы.

Такое принятие испытуемым явно ошибочных оценок длины отрезков, которые давали при нем остальные участники процесса, рассматривалось в качестве критерия подчинения испытуемого индивида группе и обозначалось понятием конформизм.

Конформизму подвержены индивиды, имеющие средний статус, малообразованные лица, подростки, люди, нуждающиеся в социальном одобрении.

Конформизм часто противопоставляется нонконформизму, но при более обстоятельном анализе между этими моделями поведения выявляется очень много общих черт. Нонконформное реагирование, как и конформное, обусловлено групповым прессингом, является зависимым от давления большинства, хотя и реализовывается в логике «нет».

Реакциям нонконформизма и конформизма в значительно большей степени противоположно явление самоопределения личности в социуме.

Также учеными отмечается, что нонконформное и конформное поведенческое реагирование чаще встречаются в социальных группах с низким уровнем социального развития и психологической сформированности, и, в основном, не присуще членам высокоразвитых просоциальных групп.

Явление конформизма было открыто американским психологом С. Ашем в 1951г.

К настоящему времени исследования по конформизму далеко вышли за рамки простого описания экспериментально полученных фактов, занимая промежуточное положение на стыке трех наук: психологии личности, социальной психологии и социологии.

Многие исследователи в опытах Аша увидели отражение тех конфликтов и противоречий, которые существуют в отношениях между людьми в современном капиталистическом обществе. Они исходят из определенной концепции, согласно которой общество подразделяется на две резко противоположные группы людей: конформистов и неконформистов ("нонконформистов"). Конформизм объявляется неизбежным результатом развития общества. "Наш век может быть назван веком конформизма", - заявляют Д. Крэч, Р. Кратчфилд и Е. Баллэчей, и дальше: "Есть свидетельства, что современные культуры различаются по степени внедрения склонности к конформности своим членам". "Цена социального принятия есть конформизм и потеря независимости", - пишет Д. Генри в работе с красноречивым названием "Культура против человека". "Тенденция к конформности - фундаментальное свойство личности", - утверждает Р. Кратчфилд. - См.: Социальная психология: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. -- М: Аспект Пресс, 2003. С.242.

Мы имеем здесь упрощенное разделение людей на две категории, причем в одном случае абсолютизируется подчинение людей диктату общества, в другом - превращается в абсолют эмансипация человека от общества.

Анализируя труды указанных ученых-психологов и социологов, можно прийти к выводу, что именно неконформисты (как их описывают авторы) отличаются устойчивостью личности: они характеризуются самостоятельностью, эмансипированностью во взглядах, суждениях, поступках от окружающей их общественной среды. Однако устойчивость личности неконформистов, мягко выражаясь, является своеобразной, ибо неконформисты противостоят обществу, которое враждебно им и стремится путем давления на неконформную личность привести ее "к общему знаменателю" - сделав такой же, как все остальные.

Едва ли справедливо говорить об устойчивости личности, "свободной от общества", об устойчивости, так сказать, "робинзоновского толка". Для многих из указанных выше работ характерно расширительное толкование результатов исследований по конформизму - стремление непосредственно перенести экспериментальную ситуацию Аша на условия общественной жизни, придать этой ситуации широкий социальный контекст. В этой связи существенное значение имеет продолжение экспериментального исследования данной проблемы.

Само слово "конформизм" имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает "приспособленчество". На уровне обыденного сознания феномен конформизма давно зафиксирован в сказке Андерсена о голом короле. Поэтому в повседневной речи понятие приобретает некоторый негативный оттенок, что крайне вредит исследованиям, особенно если они ведутся на прикладном уровне. Дело усугубляется еще и тем, что понятие "конформизм" приобрело специфический негативный оттенок в политике как символ соглашательства и примиренчества.

Чтобы как-то развести эти различные значения, в социально - психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении - См.: Социальная психология. Учеб. пособие. Под общ. ред. Андреевой Г.М. - М.: Проспект, 2001. С. 234. , имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению.

В работах последних лет часто употребляется термин "социальное влияние". Противоположными конформности понятиями являются понятия "независимость", "самостоятельность позиции", "устойчивость к групповому давлению" и т.п. Напротив, сходными понятиями могут быть понятия "единообразие", "условность", хотя в них содержится и иной оттенок. Единообразие, например, тоже означает принятие определенных стандартов, но принятие, осуществляемое не в результате давления.

Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности - это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.

В исследованиях конформности обнаружилась еще одна возможная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это - позиция негативизма. Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, во что бы то ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. Лишь на первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма отрицания конформности. В действительности, как это было показано во многих исследованиях, негативизм не есть подлинная независимость. Напротив, можно сказать, что это есть специфический случай конформности, так сказать, "конформность наизнанку": если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком (многочисленные примеры негативизма демонстрирует, например, поведение подростков).

Поэтому позицией, противостоящей конформности, является не негативизм, а самостоятельность, независимость.

Таким образом, можно сделать вывод, что конформизм - это морально-политический термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, законов, господствующих мнений и т.д. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция).

В психологии конформизм представляет собой податливость личности реальному или воображаемому давлению группы. Конформизм проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с ранее не разделяемой позицией большинства.

В то же время в социологии выделяют отдельное определение социального конформизма, согласно которому социальный конформизм представляет собой некритическое принятие и следование господствующим мнениям, стандартам и стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам, установкам.

К положительным чертам конформизма относят:

формирование единства в кризисных ситуациях позволяющего организации выжить в сложных условиях;

упрощение организации совместной деятельности за счет отсутствия раздумий по поводу поведения в стандартных обстоятельствах и получения инструкций по поведению в нестандартных обстоятельствах;

уменьшается время адаптации человека в коллективе;

социальная группа приобретает единое лицо.

В то же время явлению конформизма сопутствуют и отрицательные черты. Среди них можно выделить следующие: - См.: Социальная психология: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. -- М: Аспект Пресс, 2003. С.245.

беспрекословное следование человека нормам и правилам большинства приводит к потере способности принимать самостоятельные решения и самостоятельно ориентироваться в новых и непривычных условиях;

конформизм часто служит нравственно-психологическим фундаментом тоталитарных сект и тоталитарных государств;

конформизм создаёт условия и предпосылки для осуществления массовых убийств и геноцида, так как индивидуальные участники таких акций часто не в состоянии подвергнуть сомнению их целесообразность или соответствие общечеловеческим моральным принципам;

конформизм часто превращается в питательную среду для всякого рода предрассудков и предубеждений против меньшинств;

конформизм значительно уменьшает способность человека сделать весомый вклад в культуру или науку так как убивает в нём способность оригинально и творчески мыслить.

Степень конформизма индивида зависит от ряда обстоятельств:

характера межличностных отношений (дружественных или конфликтных);

необходимости и возможности принимать самостоятельные решения;

размера коллектива (чем он многочисленнее, тем сильнее конформизм);

наличия сплоченной группы, оказывающей влияние на остальных членов коллектива;

сложившейся ситуации или решаемой проблемы (сложные вопросы могут решаться коллективно);

статуса человека в группе (чем выше статус, тем меньше проявление конформизма).

Феномен группового давления получил в социальной психологии наименование феномена конформизма (от лат. conformis – подобный, сообразный). Он состоит в наличии конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодолением конфликта в пользу группы.

Различают внешнюю (публичную) конформность и внутреннюю (личную). При внешней конформности мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться. Она представляет собой демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и более жестких санкций со стороны входящих в группу лиц. Внутренняя конформность (иногда именно это и называется подлинным конформизмом) выражается в том, что индивид действительно усваивает мнение большинства. Это действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения. При всех различиях обе формы конформности близки в том, что служат специфическим способом разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим в группе мнением в пользу последнего: зависимость человека от группы вынуждает искать подлинного или мнимого согласия с ней, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны.

В исследованиях конформности обнаружилась еще одна возможная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это - позиция негативизма (нонконформизма). В данном случае, когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, стремясь, во что бы то ни стало, поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения. Лишь на первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма отрицания конформности. В действительности, как это было показано во многих исследованиях, негативизм не есть подлинная независимость. Напротив, можно сказать, что это есть специфический случай конформности, так сказать, "конформность наизнанку": если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком (многочисленные примеры негативизма демонстрирует, например, поведение подростков). Поэтому позицией, противостоящей конформности, является не негативизм, а такие понятия "независимость", "самостоятельность позиции", "устойчивость к групповому давлению" и т.п.


Виды конформизма:

o уступчивость или внешний публичный конформизм – подчинение мнению группы при сохранении несогласия с ее позицией;

o одобрение или внутренний личный конформизм – изменение поведения и убеждений под воздействием группы в результате внутреннего принятия ее позиции;

o нонкомформизм или негативный конформизм – реактивное сопротивление групповому давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной позиции человека, даже по общепринятым вопросам.

Уровни конформного поведения:

· подчинение на уровне восприятия – изменение восприятия испытуемого под воздействием подставной группы;

· подчинение на уровне оценки – признание испытуемым своей оценки ошибочной и присоединение к мнению группы, которое считается правильным;

· подчинение на уровне действия – осознание испытуемым неправоты группы, но согласие с ней из-за не желания вступать с ней в конфликт.
Конформизм в определенной степени присущ каждому человеку, однако степень его проявления зависит от ситуативных и личностных факторов.

Ситуативные факторы конформности:
1) сложное задание или некомпетентность – чем меньше индивид уверен в своих силах, тем конформней его поведение;
2) количественный состав группы – конформизм выше при количестве членов группы от трех до семи. Увеличение численности группы более семи человек не ведет к увеличению степени конформизма;
3) качественный состав группы (их эрудиция и профессиональная принадлежность и пр.);
4) авторитетность человека, высказывающего противоположное мнение. При этом подчинение авторитету тем сильнее, чем ближе и легитимнее авторитет. Особенно высокую конформность вызывает институциализированный авторитет – авторитет формального статуса руководителя в данной организации;
5) сплоченность и единодушие группы. При этом, если в группе имеются люди поддерживающие испытуемого, то эффект давления группы снижается;
6) публичность ответов также увеличивает уровень конформизма;
7) работа на совместное вознаграждение повышает конформизм;
8) значимость принадлежности к группе увеличивает степень конформности.

Личностные факторы конформности:
1) возраст: наиболее подвержены конформизму люди в возрасте до 25 лет;
2) пол: у женщин конформизм несколько выше, чем у мужчин, что связано, как с выполняемыми ими социальными ролями в обществе и семье, так и со статусными различиями, стремлениями и потребностями;
3) культура: степень конформности населения в странах европейской и североамериканской культуры ниже, чем в странах азиатской культуры, утверждающей ценности коллективизма;
4) профессия: конформность зависит от необходимости в рамках профессиональной деятельности подчиняться начальству. Так высокий уровень конформности наблюдается у военных, участников оркестра и т. д.;
5) статус индивида: люди с высоким статусом обладают меньшей конформностью, чем люди с низким и средним статусом. Наиболее подвержены групповому влиянию индивиды со средним статусом.

Теории конформизма:

· информационная теория Леона Фестингера строиться на том, что не возможно проверить всю поступающую информацию, поэтому приходится полагаться на мнение других людей, когда оно разделяется многими;

· теория нормативного влияния основывается на том, что конформизм связан с желанием индивида обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе.