Когда родился габдулла тукай. Биография Габдуллы Тукая


Тукай Габдулла
Родился: 14 (26) апреля 1886 года.
Умер: 2 (15) апреля 1913 (26 лет) года.

Биография

Габдулла Тукай - татарский народный поэт, литературный критик, публицист, общественный деятель и переводчик.

Детство

Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч. Отец - Мухамедгариф Мухамедгалимов (1843-1886), уроженец деревни Кушлавыч Казанского уезда, Казанской губернии, с 1864 года «указной» мулла в родной деревне. Мать - Мэмдудэ (1864-1890). Дед Габдуллы по отцовской линии - Мухамедгалим, также был муллой. А дед Габдуллы по материнской линии - Зиннатулла Амиров (1829-1909) - башкир по происхождению[нет в источнике], уроженец села Казмакты Гайнинской волости Осинского уезда Пермской губернии, обучался в Султанаевском медресе, служил муэдзином в Кушлавыч, а позже по просьбе жителей Училе пошел муллой к ним. Сестры поэта - Саджида (Бибисаджида) (1877-1956), Газиза.

Когда Габдулле было около пяти месяцев, он лишился отца. Позднее мать оставила ребёнка на воспитание бедной старушке, а потом - забрала обратно, однако вскоре умерла и в возрасте четырёх лет Габдулла стал круглым сиротой. После кратковременного пребывания в семье деда Зиннатуллы, он оказывается в Казани, в семье бездетного жителя Ново-Татарской слободы по имени Мухамметвали, где провел около 2 лет. Его приемные родители заболели и вынуждены были вернуть Габдуллу в Учили. В 1892-1895 годах его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлавыча.

Уральск

В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе. Первые литературные опыты Тукая частично запечатлелись в рукописном журнале «Аль-Гаср аль-джадид» («Новый век») за 1904 год. В этот же период он переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию. Увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова. Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».

Молодой Тукай (справа) вместе с Камилем Мутыгием-Тухватуллиным (примерно 1905 год) После начала революции 1905 года в Уральске появились первые татарские газеты и журналы «Фике́р» (Мысль), «Аль-гаср аль-джадид» (Новый век), «Укла́р» (Стрелы). Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. Он участвует в прошедших волной по городу демонстрациях.

В начале 1907 года Тукай покидает медресе «Муты́гия» (Тухватуллиных). Начинается его «вольная жизнь». Третьеиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было тукаевское стихотворение «Не уйдём!», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии. Такие стихотворения Тукая, как «Шурале», «Пара лошадей», «Родной земле», написанные одновременно с «Не уйдём!», были посвящены теме Родины.

Казань

Осенью 1907 года Тукай приезжает (по сути, возвращается) в Казань, чтобы посвятить свою деятельность творчеству. Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа») - Фатих Амирхан и др. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «Яшен» («Молния»), «Ялт-юлт» («Зарница»).

К 1908 году в творчестве Тукая возникает целый цикл поэтических и очерково-публицистических произведений. Такие его стихотворения, как «Осенние ветры», «Гнёт», «Дача» (1911), «Чего не хватает сельскому люду?» (1912), «Надежды народа…» (1913), его близкая дружба с Хусаином Ямашевым (1882-1912) и стихотворение, посвященное его памяти («Светлой памяти Хусаина», 1912), свидетельствуют о том, что поэт питал искреннее сочувствие к своим современникам - борцам за народное дело и благоговел перед их неподкупной человеческой совестью и духовным благородством. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» (1912) пронизаны чувством исторического оптимизма. Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911-1912 гг., написано под впечатлениями посещения им деревень Заказанья - своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа. Отвергая пресловутую «деревенскую идиллию», Тукай трезво смотрел на сельскую реальность, стремясь охватить социальные контрасты её будней («Чего не хватает сельскому люду?», «Гнет», «Возвращение в Казань»).

Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911-1912 гг. он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года Тукай пароходом приезжает в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь Тукай остаётся в гостях у своего друга поэта Сагита Рамиева. В Астрахани он встречается с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным туда за революционную деятельность в родном краю. Весной 1912 года Тукай решается на более значительное путешествие по маршруту Казань - Уфа - Петербург. В Уфе он встречается с М. Гафури. Эта встреча оставляет глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепляет их симпатии друг к другу. В Петербурге Тукай встречается с Муллануром Вахитовым , впоследствии видным революционером.

Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая, Тукай покидает столицу и отправляется в Троицк, а затем в казахскую степь - пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье. В Казань возвращается в начале августа. В столице Тукай работает в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать.

Габдулла Тукай в больнице, 1913 год
Последние годы жизни и деятельности Тукая свидетельствуют о том, что писатель, всё ближе постигая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал все то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть («Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и др.).

2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало, как писал Горький, «от голода и чахотки». «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта», - писали казанские русскоязычные газеты. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности.

Габдулла Тукай был похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы (Казань).

Творчество

Семён Израилевич Липкин пишет:
Поэтом в подлинном смысле этого слова сделала первая русская революция 1905 года… Революция дала настоящее содержание его стихам, и он нашел простую, задушевную форму.

После революции последует реакция, Г. Тукай крайне тяжело переживал происходившие события

В это время начинают раздаваться в прессе и среди бюрократов призывы к переселению многих мусульманских народов в Турцию. Им Г. Тукай дает достойный ответ:
Нам предлагают подлецы, мы слышим чёрный их совет
К султану Вы должны уйти, а здесь для вас дороги нет…
Мы не уйдем туда: уйти не могут города и реки, здесь пережитые века пребудут с нами, здесь навеки

Несмотря на споры в татарском обществе, Г. Тукай придерживался точки зрения о единстве народа и его культуры
: « Хочу разумным быть, чистосердечным.
Душа живет стремленьем к свету вечным.
Мне счастие татар дороже жизни, Дождусь ли я для них хорошей жизни?
До срока думой тяжкой состарен, Я сам татарин, истинный татарин
Я дал народу обещаний много, Исполню ль их - известно только Богу »

Г. Тукай считается одним из основоположников татарского языка, он один из первых написал о его выдающейся роли:
« Родной язык - святой язык, отца и матери язык
Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!
Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать. И сказки бабушки я научился понимать.
Родной язык, Родной язык, с тобою смело шел я вдаль, Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.
Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз молил Творца: " О боже, мать мою прости, прости меня, прости отца"

Проблема переводов Г. Тукая

Переводы на русский и другие языки нередко расходятся с оригиналом. В источниках и переводах от 1930 годов указывалось, что причиной стихотворения «Не уйдём!» было: «Строки этого стихотворения как нельзя более точно характеризуют настроения татарской интеллигенции в переломный момент истории, когда в обществе активно муссировалась идея эмиграции в Турцию в ответ на усиление национального гнёта со стороны самодержавия». Также подчёркивалось, что за этим стояло мусульманское духовенство и буржуазия.

Семён Израилевич Липкин отмечал, что сама структура стихотворения направлена не против татарской интеллигенции, а против черносотенцев, выделяя тот факт, что последняя строчка написана на русском:
К единой цели мы идем, свободной мы хотим России, Ответ наш ясный и простой запомнить просим навсегда: Вам лучше в Турции? Туда пожалте сами, господа!

Сегодня есть другие переводы: «Самая высокая цель наша - вольная страна, свободная Россия! Нас не просто сдвинуть отсюда, о черносотенная толпа». Оригинал:

Иң бөек максат безем:
хөр мәмләкәт - хөр Русия!
Тиз генә кузгалмыйбыз без, и гөруһе ру сияһ!
Ап-ачык бу бер җаваптыр, сүздә түгел, басмада:
- Если лучше вам, Туда сами пожалте, господа!

В действительности история появления этих строк такова: Известный политический деятель предреволюционной поры В. М. Пуришкевич, во время выступления с думской трибуны депутата от Уфимской губернии Калимуллы Хасанова, потребовавшего участия государства в финансировании мусульманских образовательных учреждений, так же, как оно финансирует русские образовательные учреждения, закричал с места: «Езжайте в Турцию, будут там вам мусульманские школы!». Этот случай получил широкую известность, и Тукай откликнулся своим «Не уйдём» («Kitmibez»)

Память

В честь Габдуллы Тукая назван ряд площадей и улиц: центральная площадь и по ней станция метро, прилегающий к площади сквер, улица в Старо-Татарской слободе в Казани, улицы в селе Новый Кырлай Арского района и ряде других городов и сёл Татарстана, в Уфе и селе Шаранбаш-Князево Шаранского района в Башкортостане, в Челябинске и в селе Даутово городского округа Верхний Уфалей Челябинской области, в Алматы и Уральске (Казахстан), в Ташкенте и Нукусе (Узбекистан), а также улица в Анкаре и парк в Стамбуле (Турция).

Памятники поэту установлены:

памятник в сквере Тукая
на Театральной улице у театра оперы и балета
на могиле поэта на старом Татарском кладбище в Казани
в ряде других городов и сёл Татарстана - памятники и бюсты
на Звери́нской улице неподалёку от бывшей татарской слободы в Санкт-Петербурге
в сквере детско-юношеской библиотеки им. Х. Есенжанова у улицы Тукая в Уральске
памятник в сквере на перекрёстке улицы Новокузнецкая и Малого Татарского переулка (Замоскворечье) в Москве (монумент установлен 26 апреля 2011 года к 125-летию со дня рождения Тукая)
на улице Тукая в Анкаре (монумент установлен в мае 2011 года к 125-летию со дня рождения Тукая)
памятник в сквере им. Габдуллы Тукая на ул. Адмирала Нахимова/Александрова в Астрахани (установлен 27 мая 2013 года).

Существует три музея Габдуллы Тукая:

Литературный музей
Отдел Национального музея Республики Татарстан в Казани
Литературно-мемориальный комплекс - в селе Новый Кырлай Арского района Татарстана и музей Габдуллы Тукая в Уральске (Казахстан). В честь поэта назван один из районов республики Татарстан.

Имя поэта присвоено Татарской государственной филармонии в Казани, типографии в Уральске, колхозу в Черемшанском районе Татарстана. Государственная премия в области искусства Татарстана также названа в честь Тукая. В странах-участницах Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) 2011 год объявлен «Годом Тукая».

В Казани в честь Тукая проводятся ежегодные праздники: в день рождения поэта - у памятника на Театральной улице и в день Республики (30 августа) - у памятника в сквере Тукая. Существует круизный теплоход проекта 305м, курсирующий по рекам Волго-Камского бассейна и называющийся «Поэт Габдулла Тукай».

Габдулла Тукай был рожден 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Атнинского района. Настоящее имя - Тукаев Габдулла Мухаммедгарифович. Его отец был обычным приходским муллой. В пятимесячном возрасте мальчик лишился отца, а в четыре года остался круглой сиротой. Его судьба зависела исключительно от милости людей, проявивших к нему благосклонные чувства.

С 1892 по 1895 год жизнь Габдуллы проходила в семье обычного крестьянина Сагди, жившего в деревне Кырлай. Именно он и принял решение усыновить мальчика. В это время будущий писатель начал приобщаться к трудовым крестьянским будням, испытывая радости и горести. Как он сам признался позже, жизнь в деревне показала ему новые грани жизни. Впечатления о жизни в деревне оставили в памяти и, как следствие, в творчестве поэта чувство любви к простым чистосердечным людям.

Следующий жизненный период Габдуллы был связан с городом Уральск. Он был взят туда купцом Усмановым. В этой семье хозяйкой была сестра его отца. В то время он учился в медресе Тухватуллиных «Мутыгия», которые отличались прогрессивной настроенностью. Кроме того, был учеником русского класса, где проявлял высокую одаренность.

Революция 1905 года коснулась и такого небольшого городка, как Уральск. Появляется первые татарская периодика, среди подобных газет и журналов «Фикер», «Уклар», «Аль-Гасральджадид» и многие другие. Биография Тукай Габдуллы начинает быть тесно взаимосвязана с этими периодическими изданиями. Он сотрудничает с ними, выступая с многочисленными стихотворениями и статьями на революционную тематику.

В начале 1907 года молодой писатель покидает медресе Тухватуллиных. С началом его самостоятельной жизни возникает немало трудностей. Как раз в этот период революция шла на спад и вместе с тем, выходит запрет на ту татарскую периодику, в которой печатался Тукай.

Осенью того же года, он принимает решение переехать в Казань, для того чтобы именно здесь начать свою новую творческую деятельность. Ему быстро удается найти свой круг общения и сблизиться с творческой молодежью, связанной с изданием газеты «Аль-Ислах» («Реформа»). Однако его не покидали мысли о продолжении его национально-сатирического уклона прозы, без которого ему трудно было представить дальнейшее развитие собственного творчества и татарской литературы в целом.

Можно сказать, что частично его планы осуществились посредством работы в сатирико-юмористических журналах «Яшен» («Молния») и «Ялт-Юлт» («Зарница»). Свои творческие возможности он всецело отдавал именно этим изданиям. С их помощью он пытался бороться с любого рода проявлениями реакционной политики. Этот, еще ранний период творчества писателя, был охарактеризован страстным рвением к бескорыстному служению народу, при этом еще чувствовалось веяние любви к нации. Все глубже и глубже он проникал в народную реальность, быстро отойдя от просветительской романтики. Немного позже, находясь в условиях жесткой реакции, он с горестью отмечал факт того, как бесчинно зло подтачивает народную душу.

В творчестве Габдуллы Тукая проявляется целый цикл великолепных поэтических и очерково-публицистических произведений, в которых абсолютно понятно его отношение к народу. Его стихотворения «Осенние ветры», «Дача», «Гнет», написанные в 1911 году, а также стихотворение «Чего не хватает сельскому люду?» (1912) являются типичными образцами классической социальной лирики, в которой сквозь призму реализма раскрыта боль народных масс.

В основе поэзии Тукая лежит не столько разговорная, сколько напевная интонация. Поэт утверждал, что дело не в форме, размерах или ритмике, сама суть заключается в смысле и в умении донести этот самый смысл.

В годы реакции здоровье поэта было очень сильно подорвано. Его материальное положение оказалось весьма плачевным. Здесь сыграло роль коммерческое отношение издателей к произведением Тукая, а также, что несомненно, незаинтересованность самого автора в своем материальном благополучии. Свое нищенское существование он коротал в холодных гостиничных номерах.

Во времена нового революционного подъема жизнь поэта значительно меняется. Несмотря на то, что его здоровье резко ухудшилось, в 1911-1912 годах он решается совершить путешествия, которые в корне меняют его жизнь. В середине 1911 года он приехал в Астрахань, по пути познакомившись с жизнью Поволжья (ему он посвящает очерк «Маленькое путешествие»). Здесь он остановился у своего приятеля поэта С. Рамиева, а позднее встретился с писателем и азербайджанским общественным деятелем Нариманом Наримановым, который был сослан сюда за революционную деятельность на своей родине.

Весной следующего года писатель отважился на более серьезное путешествие, маршрут которого проходил через Казань, Уфу и Петербург. В Уфе Тукай встречает М. Гафури. Эта встреча оставляет глубокий неизгладимый след в жизни двух народных писателей и еще более укрепляет их симпатию друг к другу.

А вот в Петербурге Габдулле Тукаю уже не удается встретить людей, подобных Гафури. Несмотря на это, петербургская передовая интеллигенция хоть и узнала о визите Тукая несвоевременно, все равно пыталась оказать ему максимум своего внимания. В Петербурге он задержался на тринадцать дней, после писатель отправился в Троицк, а затем и в казанскую степь. Проведя незабываемое лето под степным солнцем, попивая кумыс, в надежде улучшить состояние своего здоровья, в августе Тукай все же возвращается в Казань. Здесь он работал в душной типографии, и, не обращая внимания на дурное самочувствие, продолжал литературную деятельность.

В последние годы жизни и вместе с тем творческой деятельности Тукай все ближе постигал народную действительность, к тому же все более резко воспринимал противостояние народа и общества («Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и прочие). Писатель бесконечно вел непримиримую борьбу не только с действительностью, но и со своим собственными ошибками и иллюзиями, которые возникали в процессе поиска справедливости и истины.

15 апреля 1913 года Габдулла Тукай скончался. Он покинул этот мир в самом расцвете своего таланта.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Тукая Габдуллы представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

- (полное имя и фамилия ‒ Габдулла Мухамедгарифович Тукаев) , татарский поэт, публицист. Рано осиротел. С 1895 жил в Уральске, учился в медресе Мутыгия и… … Большая советская энциклопедия

ТУКАЙ (Тукаев) Габдулла Мухаметгарифович (14 (26) апреля 1886, деревня Кушлауч Казанской губернии 2 (15) апреля 1913, Казань), татарский поэт, публицист. Заложил основу национальной поэзии и создал ее классический стиль. Родился в семье… … Энциклопедический словарь

ТУКАЙ Габдулла - (наст. фам. и имя Т у к а с в Габдулла Мухаметгарифович). , тат. поэт, публицист, обществ, деятель. Окончил медресе и рус. классы при нём в г. Уральск (1907). Работал … Российская педагогическая энциклопедия

- (наст. имя и фам. Габдулла Мухамедгарифович Тукаев; 1886–1913) – тат. нар. поэт, публицист. Зачинатель новой реалистич. тат. лит ры и совр. литер. тат. яз. Род. в семье муллы. Рано осиротел. В 1902 начал писать стихи. Работал в типографии,… … Энциклопедический словарь псевдонимов

- … Википедия

Тукай, Габдулла - (настоящая фамилия Тукаев) (1886 1913) татарский поэт, публицист, общественный деятель. Развивал идеи народности и гуманизма в воспитании, выступал за расширение роли родного языка в начальном обучении татарских детей. Опираясь на… … Педагогический терминологический словарь

ТУКАЙ (Тукаев) Габдулла Мухаметгарифович (1886 1913) татарский поэт. Зачинатель революционно гражданской лирики и реалистической критики в татарской литературе: стихи, сатирическая поэма Сенной базар, или Новый Кисекбаш (1908), статьи.… … Большой Энциклопедический словарь

Тукай, Габдулла Мухаметгарифович - ТУКАЙ (Тукаев) Габдулла Мухаметгарифович (1886 1913), татарский писатель. Зачинатель современной гражданской лирики и реалистической критики в татарской литературе. Лирика, баллады сказки (“Шурале”, 1907). Сатирическая антибуржуазная поэма… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ТУКАЙ Габдулла Мухамедгарифович - ТУКАЙ (Тукаев) Габдулла Мухамедгарифович (1886—1913), татарский поэт. Сатирич. стихи «Не уйдем!» (1907), «Националисты» (1908), «Ишан» (1908), поэма «Сенной базар, или Новый Кисекбаш» (1908). Гражд. лирика — стихи «Свобода женщин»… … Литературный энциклопедический словарь

Тукаев (1886 1913), татарский поэт. Зачинатель революционно гражданской лирики и реалистической критики в национальной литературе; стихи, сатирическая поэма «Сенной базар, или Новый Кисекбаш» (1908), статьи. Произведения для детей … Энциклопедический словарь

Книги

  • Габдулла Тукай. Избранное , Габдулла Тукай. В этот сборник вошли лучшие образцы поэзии выдающегося татарского поэта-демократа, одного из основоположников новой реалистической литературы татарского народаГабдуллы Тукая…
  • Габдулла Тукай. Стихотворения, поэмы и сказки , Габдулла Тукай. В книгу вошли лучшие стихотворения, поэмы и сказки классика татарской литературы Габдуллы Тукая…

Детство

Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч. Отец - Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни Кушлауч Казанского уезда, Казанской губернии, а мать - Мэмдудэ. Дед Габдуллы, Мухамедгалим, был муллой. Дед Зиннатулла служил муэдзином в Кушлауче, а позже по просьбе жителей Училе пошел муллой к ним.

Когда Габдулле было около пяти месяцев, он лишился отца. Позднее мать оставила ребёнка на воспитание бедной старушке, а потом - забрала обратно, однако вскоре умерла и в возрасте четырёх лет Габдулла стал круглым сиротой. После кратковременного пребывания в семье деда Зиннатуллы, он оказывается в Казани, в семье бездетного жителя Ново-Татарской слободы по имени Мухамметвали, где провел около 2 лет. Его приемные родители заболели и вынуждены были вернуть Габдуллу в Учили. В 1892-1895 годах его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауча.

Уральск

В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе. Первые литературные опыты Тукая частично запечатлились в рукописном журнале «Аль-Гаср аль-джадид» («Новый век») за 1904 год. В этот же период он переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию. Увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова. Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».

После начала революции 1905 года в Уральске появились первые татарские газеты и журналы «Фике?р» (Мысль), «Аль-гаср аль-джадид» (Новый век), «Укла?р» (Стрелы). Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. Он участвует в прошедших волной по городу демонстрациях.

В начале 1907 года Тукай покидает медресе «Муты?гия» (Тухватуллиных). Начинается его «вольная жизнь». Третьеиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было тукаевское стихотворение «Не уйдём!», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии. Такие стихотворения Тукая, как «Шурале», «Пара лошадей», «Родной земле», написанные одновременно с «Не уйдём!», были посвящены теме Родины.

Казань

Осенью 1907 года Тукай приезжает (по сути, возвращается) в Казань, чтобы посвятить свою деятельность творчеству. Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа») - Фатих Амирхан и др. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «Яшен» («Молния»), «Ялт-юлт» («Зарница»).

К 1908 году в творчестве Тукая возникает целый цикл поэтических и очерково-публицистических произведений. Такие его стихотворения, как «Осенние ветры», «Гнёт», «Дача» (1911), «Чего не хватает сельскому люду?» (1912), «Надежды народа…» (1913), его близкая дружба с Хусаином Ямашевым (1882-1912) и стихотворение, посвященное его памяти («Светлой памяти Хусаина», 1912), свидетельствуют о том, что поэт питал искреннее сочувствие к своим современникам - борцам за народное дело и благоговел перед их неподкупной человеческой совестью и духовным благородством. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» (1912) пронизаны чувством исторического оптимизма. Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911-1912 гг., написано под впечатлениями посещения им деревень Заказанья - своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа. Отвергая пресловутую «деревенскую идиллию», Тукай трезво смотрел на сельскую реальность, стремясь охватить социальные контрасты её будней («Чего не хватает сельскому люду?», «Гнет», «Возвращение в Казань»).

Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911-1912 гг. он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года Тукай пароходом приезжает в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь Тукай остаётся в гостях у своего друга поэта Сагита Рамиева. В Астрахани он встречается с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным туда за революционную деятельность в родном краю. Весной 1912 года Тукай решается на более значительное путешествие по маршруту Казань - Уфа - Петербург. В Уфе он встречается с М.Гафури. Эта встреча оставляет глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепляет их симпатии друг к другу. В Петербурге Тукай встречается с Муллануром Вахитовым, впоследствии видным революционером.

Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая, Тукай покидает столицу и отправляется в Троицк, а затем в казахскую степь - пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье. В Казань возвращается в начале августа. В столице Тукай работает в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать.

Последние годы жизни и деятельности Тукая свидетельствуют о том, что писатель, всё ближе постигая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал все то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть («Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и др.).

2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало, как писал Горький, «от голода и чахотки». «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта», - писали казанские русскоязычные газеты. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности.

Габдулла Тукай был похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы (Казань) (55.760223, 49.106168).

Творчество

Семён Израилевич Липкин пишет:

После революции последует реакция, Г. Тукай крайне тяжело переживал происходившие события

В это время начинают раздаваться в прессе и среди бюрократов призывы к переселению многих мусульманских народов в Турцию. Им Г. Тукай дает достойный ответ:

Несмотря на споры в татарском обществе, Г. Тукай придерживался точки зрения о единстве народа и его культуры:

Г. Тукай считается одним из основоположников татарского языка, он один из первых написал о его выдающейся роли:

Проблема переводов Г. Тукая

Переводы на русский и другие, нередко расходятся с оригиналом. В источниках и переводах от 1930 годов указывалось, что причиной стихотворения «Не уйдём!» было: «Строки этого стихотворения как нельзя более точно характеризуют настроения татарской интеллигенции в переломный момент истории, когда в обществе активно муссировалась идея эмиграции в Турцию в ответ на усиление национального гнёта со стороны самодержавия». Также подчёркивалось, что за этим стояло мусульманское духовенство и буржуазия.

Семён Израилевич Липкин отмечал, что сама структура стихотворения направлена не против татарской интеллигенции, а против черносотенцев, выделяя тот факт что последняя строчка написана на русском:

Сегодня есть другие переводы: «Самая высокая цель наша - вольная страна, свободная Россия! Нас не просто сдвинуть отсюда, о черносотенная толпа». Оригинал:

В действительности история появления этих строк такова: Известный политический деятель предреволюционной поры В. М. Пуришкевич, во время выступления с думской трибуны депутата от Уфимской губернии Калимуллы Хасанова, потребовавшего участия государства в финансировании мусульманских образовательных учреждений, так же, как оно финансирует русские образовательные учреждения, закричал с места: «Езжайте в Турцию, будут там вам мусульманские школы!». Этот случай получил широкую известность, и Тукай откликнулся своим «Не уйдём» («Kitmibez»)

Память

В честь Габдуллы Тукая назван ряд площадей и улиц: центральная площадь и по ней станция метро, прилегающий к площади сквер, улица в Старо-Татарской слободе в Казани, улицы в селе Новый Кырлай Арского района и ряде других городов и сёл Татарстана, в Уфе и селе Шаранбаш-Князево Шаранского района в Башкортостане, в селе Даутово городского округа Верхний Уфалей Челябинской области, в Алматы и Уральске (Казахстан), в Ташкенте и Нукусе (Узбекистан), а также улица в Анкаре и парк в Стамбуле (Турция).

Памятники поэту установлены в сквере Тукая, на Театральной улице у театра оперы и балета, на могиле поэта на старом Татарском кладбище в Казани; в ряде других городов и сёл Татарстана - памятники и бюсты; на Звери?нской улице неподалёку от бывшей татарской слободы в Санкт-Петербурге; в сквере детско-юношеской библиотеки им. Х. Есенжанова у улицы Тукая в Уральске; в сквере на перекрёстке улицы Новокузнецкая и Малого Татарского переулка (Замоскворечье) в Москве (монумент установлен 26 апреля 2011 года к 125-летию со дня рождения Тукая); на улице Тукая в Анкаре (монумент установлен в мае 2011 года к 125-летию со дня рождения Тукая). Существует три музея Габдуллы Тукая - Литературный музей, отдел Национального музея Республики Татарстан, в Казани, Литературно-мемориальный комплекс - в селе Новый Кырлай Арского района Татарстана и музей Габдуллы Тукая в Уральске (Казахстан). В честь поэта назван один из районов республики Татарстан.

Имя поэта присвоено Татарской государственной филармонии в Казани, типографии в Уральске, колхозу в Черемшанском районе Татарстана. Государственная премия в области искусства Татарстана также названа в честь Тукая. В странах-участницах Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) 2011 год объявлен «Годом Тукая».

Сегодня мы обсудим биографию известного татарского поэта, публициста, общественного деятеля, переводчика и литературного критика Габдуллы Тукая.

Детские годы

Биография Габудллы Тукая берёт своё начало 26 апреля 1886 года, когда мальчик появился на свет в селе Кушлавыч. Отец и мать ребёнка были родом из деревни. Известно, что дед Тукая по линии матери был по происхождению башкиром, а также обучался в Султанаевском медресе.

Когда малышу исполнилось 5 месяцев, он остался без отца: воспитание мальчика полностью легло на плечи матери. Некоторое время она пыталась справиться с постигшим её горем, но потом отчаялась и отдала его на воспитание знакомой старухе. Прошло немного времени, и мать одумалась, забрав своего сына. Однако, когда Габдулле исполнилось 4 года, он потерял и мать, оставшись никому не нужным ребёнком. На некоторое время его приютил дед. Вскоре же малыш оказался у приемных родителей в Казани, где прожил примерно 2 года. Из-за тяжелой болезни они были вынуждены возвратить мальчика в родное село. Три последующих года Габдулла проводит в крестьянской семье Сагди, недалеко от родного дома.

Уральск

Дом Габдуллы Тукая был покинут им в возрасте 4 лет, хотя не по собственной воле. К сожалению, после утраты родителей детские годы мальчика прошли в довольно холодной и отчужденной атмосфере, так как он редко в какой семье задерживался надолго, по разным причинам. Биография Габдуллы Тукая начала немного меняться в позитивном русле после того, как он переехал в Уральск, где жил в приёмной купеческой семье Галиаскара Усманова. Эта семья приходилась мальчику родственной по линии отца. Как только мальчик попал к Усмановым, его сразу же отдали учиться в медресе, где он демонстрировал отличную успеваемость. Медресе принадлежало семье Тухватуллиных - людям прогрессивных взглядов, которые сразу оценили талантливого юнца. Кроме этих занятий, Габдулла ходил в русский класс.

Первые творческие шаги

Поэт Габдулла Тукай делал свои первые шаги в литературе очень несмело и осторожно. Отрывки его раннего творчества можно найти в рукописном журнале «Новый век», который издавался в 1904 году. В этот период Тукай особенно увлекается переводами. Басни Крылова (в переведённом варианте) он даже предлагает различным издательствам. Также на этот период времени приходится его знакомство с творчеством таких писателей, как Лермонтов и Пушкин. Первое самостоятельное литературное творчество проявилось в 1905 году после чудесного перевода стихотворения А. Кольцова «Что ты спишь, мужичок?».

После революции

После окончания революционных действий в Уральске начинают появляться татарские газеты. Тукай сразу находит себе занятие: он предлагает свои работы этим газетам и журналам, а те с радостью принимают в свои ряды талантливого образованного юношу. Парень писал не только стихи, он также печатал собственные статьи, посвященные революционной тематике. Общественная и политическая жизнь общества волновали молодого человека не менее, чем литература. Он принимает активное участие в демонстрациях и протестах. По-настоящему свободная жизнь парня начинается только после того, как он покидает медресе в 1907 году. Третьеиюньский переворот в государстве вызвал у Тукая только одну реакцию: рьяная защита чести своей Родины. За этот период он написал несколько показательных стихотворений, в которых очень ярко раскрывалась тема Родины («Не уйдём!», «Родной земле», «Пара лошадей»).

Казань

Габдулла Мухамедгарифович Тукай продолжает свой путь в Казани. В 1907 году он возвращается сюда для того, чтобы полностью посвятить себе творческим занятиям. С момента приезда начинается отсчёт нового этапа его жизни - 5 лет и 8 месяцев, которые он посвятит служению своему отечеству. В литературных кругах Казани молодой поэт быстро находит своё место, он отлично ладит с молодёжью и пользуется у неё популярностью. Он начинает работать в газете «Реформа». Стихотворения и статьи этого периода насыщены сатирико-юмористическими темами, которые наиболее полно раскрылись в таких произведениях, как «Молния» и «Зарница».

Творчество

Буквально к 1908 году у Тукая уже формируется цикл произведений и статей. Многие его стихотворения («Осенние ветры», «Дача», «Гнёт») и тесное общение с Х. Ямашевым свидетельствуют о том, что Тукай глубоко сочувствовал своему народу и переживал за него всем сердцем. При этом поэт не нагнетал обстановку, он, наоборот, поддерживал борцов за справедливость, воспевал и гордился ими.

Произведения 1911-1912 были созданы под впечатлением от путешествий по деревенькам Заказанья - такого родного места для поэта. Несмотря на весь оптимизм, который Габдулла демонстрировал во многих своих стихотворениях, в произведениях этого периода он отошел от красочной иллюзии и описал реальное положение сельского населения. Он писал то, что видел, и делал это с позиции защитника народа.

Астрахань

Биография Габдуллы Тукая продолжается в Астрахани, куда он прибывает в 1911 году. В это время его подводит здоровье, но желание путешествий берёт верх. Для того чтобы осмотреться и напитаться сельским духом, Габдулла остается погостить у своего старого друга. Здесь он встречается с Нариманом Наримановым - писателем и общественным деятелем из Азербайджана, которого сослали в Астрахань за активную политическую деятельность на Родине. Эта встреча оказывает на творчество Тукая большое влияние.

Габдулла Тукай, стихи которого уже читали тысячи людей, решается на активные творческие поиски и отправляется искать музу по пути Казань - Уфа - Петербург. В Уфе происходит важная встреча с народным писателем М. Гафури. Два собеседника быстро находят общий язык, поэтому их взаимные симпатии крепнут. В Петербурге Тукай знакомится с М. Вахитовым, который в будущем становится влиятельным деятелем революции. Все эти встречи отложили свой отпечаток на мировоззрении и творчестве поэта. В Петербурге он находится всего 13 дней, после чего биография Габдуллы Тукая переносится в Троицк. Но и там наш герой надолго не задерживается, спеша в казахскую степь, чтобы улучшить состояние здоровья. В конце лета поэт решает вернуться в Казань и продолжить работу, несмотря на плохое самочувствие и частые боли.

Произведения Габдуллы Тукая в последние годы его жизни были очень резкими и напряженными. Он ощущал нарастающий внутренний конфликт между обществом и народом. В апреле 1913 татарский поэт умер. Газеты писали, что народ потерял величайшего национального поэта. Литературные традиции Габдуллы Тукая были мощной основой для дальнейшего развития всей татарской литературы. Габдулла Тукай, стихи которого признаны достоянием литературы, похоронен на татарском кладбище в Казани. Его произведения до сих пор считаются классикой татарской поэзии.

Биография Габдуллы Тукая - это отличный пример жизни человека, который не отвлекался на жизненные мелочи, а верил в свою идею. Такие люди редко что-то меняют, но они создают важнейший трамплин для людей действия - тех, кто может круто изменить ход истории.