Когда волнуется желтеющая нива литературное направление. Полный анализ стихотворения ” Когда волнуется желтеющая нива…”

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…», анализ которого мы проведем, отделено от юношеского творчества Лермонтова всего несколькими годами, но за это время в жизни поэта произошли важные перемены. Оно написано «узником», создано заключенным в Главном штабе, ожидающим решения суда о своей дальнейшей судьбе. Автобиографические моменты усиливают значение вывода, содержащегося в произведении, где утверждается возможность гармонии, «счастья... на земле», постижения божественного смысла бытия.

Как и в элегии Жуковского «Вечер», к таким мыслям приводит созерцание природы, хотя у Лермонтова воспроизведен пейзаж в воспоминании. Впечатления лирического героя похожи на вспышки пламени, освещающего желтеющее в августе поле, плоды в саду, июньское цветение ландышей, весеннюю свежесть леса, холод ключа в овраге. В них важна не последовательность, связанная со сменой времен года, а субъективная значимость. Все подробности появляются в рамках одного сложноподчиненного предложения («Когда... тогда...»), как и в раннем стихотворении «Весна», но исчезает превалирующий там пессимизм. Природа предстает «в каком-то смутном сне», сквозь который конкретика цветов, звуков и запахов, с которой обрисован неброский среднерусский пейзаж, кажется воплощением земной красоты.

В первом четверостишии на картине появляются яркие мазки:

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при шуме ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка...

Во втором — к ним добавляется серебристый цвет ландыша. Все освещено солнцем, разливающим «Румяным вечером иль в утра час» золотой свет. Если в первой строфе природа «прячется», то далее «приветливо кивает» (вторая строфа), «лепечет... таинственную сагу» (третья строфа; сага — сказание, от древнескандинавского слова, обозначающего жанр повествовательного эпоса), открывая загадку жизни. Как и у Жуковского в элегии «Вечер», все чувственные впечатления сливаются (в первом четверостишии желтый цвет, сочетаясь с малиновым и зеленым, перекликается с шумом ветерка, слива прячется, нива переливается на солнце; нива — посевы на поле). Во второй строфе стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» Лермонтова ландыш обрызган росой, зрительный акцент сочетается с запахом и эмоциональными нотами: роса утоляет духовную жажду, для лирического героя находится «приветливый» спутник:

Когда, росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль в утра час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой...

В третьей строфе выявляется скрытый в двух первых мотив движения: ручей играет, мчится из «мирного края». В первом — втором четверостишиях он был только намечен (волновались, двигались от ветра колосья; была не видна за листом, как будто пряталась от солнца, слива; ландыш рос под кустом, выглядывая из-под него). «Студеный ключ» не охлаждает воображение лирического героя, напротив, оно включается в его игру, в журчании слышен лепет, таинственные слова об идеальном мире:

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то чудный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он...

Эти слова понятны и близки лирическому герою, его мысль, отрешаясь от обыденности, от бесплодных сетований, обращается к постижению новых истин. Вслед за тремя придаточными предложениями, обрисовывающими условия, при которых романтик готов согласиться с земным несовершенством, в последнем четверостишии воспроизводится главное, воспринимающееся в связи с тем, что им завершается стихотворение, как итог, вывод:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога...

В образе лирического героя стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», анализ которого нас интересует, на первый план выходит способность внимательно вглядываться в черты реальности, находя в ней красоту и гармоничность, отражающие небесный идеал. Природа предоставляет возможность человеку «постигнуть на земле» высшее счастье, увидеть согласие идеала и действительности.

Они звучат в жизнеутверждающем аккорде, обусловливая торжествующий пафос стихотворения. Субъективность впечатлений («мне... кивает», «лепечет мне») и выводов («я могу постигнуть», «я вижу») ставит в центр мироздания лирического героя, возвышая его личность. В ней есть нечто, отличное от чувства и разума чело века (лирический герой постигает то, что неизвестно в земном мире, видит Бога). Как и у Жуковского, в передаче сверхчувственного и внеразумного опыта участвует музыка. Цвета, запахи, звуки сливаются, создавая неповторимую мелодию. Фоническое своеобразие дополняет смысловую музыкальность. Текст пронизан ассонансами, внутренними рифмами, звуковыми повторами.

Об элегии Жуковского «Вечер» напоминают (помимо шестистопного ямба, которым написаны три первые строки в разностопной строфе Жуковского) повторы гласных с полугласным, слышные у старшего поэта в первых же строчках («Ручей , вию щий ся...»), а у Лермонтова пронизывающие весь текст (волнуе тся желтею щая », «росой о брызганный душистой », «какой -то смутный сон», «мирный край », «И счастье я могу») и сочетающиеся с повторами гласных с сонорными:

И прячется в саду мали новая сли ва

Под тенью сла достной зеле ного ли стка;

Когда, ро сой обры зганный душистой,

Ру мяным вечеро м иль в утра час златой...

Перекликаются звуки в рифмованных словах (мужские рифмы первого четверостишия — с женскими третьего, мужские второго — с женскими четвертого). Повторение союза «и» сообщает высказыванию восходящую интонацию, разрешающуюся в выводе, который заканчивается многоточием, свидетельствующим о недосказанности, о возможности продолжения. Она сочетается с другим впечатлением — композиционной завершенности, обусловленной построением стихотворения-предложения.

Внутренний мир лирического героя Лермонтова, обрисованный в стихотворении, дополняет его характеристику. Не отступая от романтических представлений, стремясь к абсолютной гармонии, он готов принять земной мир, жаждет испытать счастье, покой. Неосуществимость его мечты связана в контексте произведения не с максимализмом требований к жизни, а с неотвратимостью ударов рока, размышления о котором вселяют в его душу тревогу, не допускают того, чтобы он предавался иллюзиям о мирном, сладостном, счастливом бытии. На узника судьбы ложится трагический отсвет, побуждающий внимательнее и бережнее прислушиваться к его «таинственной саге». В ней могут содержаться единственные в своей субъективности откровения, «смутные» догадки о смысле земного существования и о вмешательстве в него Бога.

Формирование пейзажной лирики в русской поэзии прочно связано с именем М. Ю. Лермонтова. Поэт рос под Пензой, и вид скромных русских полей всегда вызывал в его душе щемящее чувство тоски и безысходности. Именно поэтому вся его пейзажная лирика проникнута мотивами одиночества. Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» покажет всю прелесть формы и содержания поэзии М. Ю. Лермонтова и раскроет глубины его души.

История создания произведения

Любое стихотворение нельзя понять до конца, не зная истории его создания. Когда в 1837 году погибает А. С. Пушкин, Лермонтова начинает душить ненависть к высшему свету и убийцам великого поэта. Он пишет стихотворение «Смерть поэта», за которое его и заключают под стражу. Находясь в тюрьме, поэт очень скучает по родным просторам и пишет «Когда волнуется желтеющая нива». Анализ стихотворения кратко мы и разбираем в данной статье. В тюрьме у Лермонтова не было ни бумаги, ни пера, и он записывал строки горелыми спичками и углем на обертке от еды, которую ему приносили. Так и родилось известное всем стихотворение. Эти строки принесли душе поэта облегчение. После заключения его ждет домашний арест и ссылка на Кавказ.

Определение жанра произведения

Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» мы продолжим определением его жанровой принадлежности. Вообще, М. Ю. Лермонтова относят к поэтам-романтикам. Это значит, что его лирический герой одинок, отрешен и не находит себе места в мире людей.

С первого взгляда произведение можно отнести к обычной пейзажной лирике. Первые строфы содержат анафору «когда», в них дается описание природы.

Но последняя строфа меняет все: в ней говорится о том, что человек счастлив только тогда, когда видит перед собой спокойную природу. Тут и кроется основная идея стихотворения: природа дает толчок к размышлениям на философские темы. Именно поэтому ряд исследователей относит произведение к философской лирике. Ведь лирический герой здесь вступает в диалог с природой как с замыслом Бога и находит себя, находит Бога.

Композиция стихотворения и его главная тема

Анализ стиха «Когда волнуется желтеющая нива» продолжим рассмотрением его композиции и тематики. Стихотворение представляет собой период, то есть предложение, которое выражает многогранную и сложную мысль. Первая и третья строфы - это сложные предложения, а вторая - простое предложение с причастным оборотом и однородными членами.

Эти строфы описывают разную природу: ниву, лес и сад. Они восхищают героя, заставляя его думать.

Основная мысль и тематика произведения, без которых невозможен анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», кроются в заключительной - четвертой - строфе. Наблюдение за природой и единение с ней дает человеку возможность приблизиться к Богу. Именно находясь в заключении, М. Ю. Лермонтов осознал счастье свободы, прелесть видения мира без границ.

Письменный анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»: размер и рифма

Произведение создано на основе разностопного ямба (в основном поэт использует ямб шестистопный). Присутствуют пиррихии, что и создает неровный ритм стиха. Это происходит, потому что Лермонтов использует довольно длинные слова, некоторые ударения ямба выпадают.

Герой не статичен: в первой строфе он пронесся по знакомым местам, во второй - наклонился, в третьей - унесся в мирный край. В четвертой строфе лирический герой меняет траекторию своего движения, мысленно устремляясь наверх, к Богу. Эта последняя строфа написана уже четырехстопным ямбом, укорочена. Автор применяет такой прием, так как мысль довела произведение до его логического завершения.

Первые строфы написаны перекрестной рифмовкой, последняя - кольцевой. Женская и мужская рифмы чередуются на протяжении всего стиха.

Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»: художественные средства

Можно только поразиться, какая удивительная картина природы предстала перед глазами Лермонтова, когда он был заточен в тюрьме Петербурга. Все стихотворение пропитано эпитетами. В первой строфе это - «желтеющая нива», «сладостная тень», во второй «румяный вечер», «душистая роса», «ландыш серебристый». Заметно, что краски стали глуше, мягче.

Третья строфа уже втягивает нас во внутренний мир героя и его переживания, он услышал повествование ключа о мирных землях. Самым ярким эпитетом здесь будет сочетание «смутный сон». Природа отошла на второй план, став условной.

Четвертая строфа, отличная от других, использует метафоры «расходятся морщины на челе», «смиряется тревога». Здесь же автор применил и синтаксический параллелизм (первая и последняя строчки).

Во всем стихотворении Лермонтов использует олицетворение, он оживляет окружающую его природу.

Значение стихотворения для творчества поэта

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» заняло особое место во всем творческом наследии М. Ю. Лермонтова. Оно относится к пейзажной и одновременно к философской лирике (мнения разнятся). Именно это произведение многие исследователи считают образцом поэзии Лермонтова как пейзажного романтического лирика.

Анализ стихотворений классиков очень полезен для школьников. Это является важным умением, позволяющим выявить в произведении много нового, не замеченного при простом чтении. Для начала школьник должен составить план анализа стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», это существенно упрощает работу. Помимо терминологических нюансов, школьник может включить в анализ свое мнение о произведении. Его лучше оформить как окончание анализа.

Стих «Когда волнуется желтеющая нива» поэт написал в 1837 г. Несколько недель он находился в тюрьме Петербургского Главного штаба, куда был заключён за стих «На смерть поэта», написанный им на гибель Пушкина. Было назначено разбирательство в связи с тем резким тоном в отношении светского общества, которым сквозило всё стихотворение. Этот тон не понравился некоторым влиятельным вельможам. До определения, насколько революционно его произведение, автора заключили под стражу. После чего должен был отправиться в ссылку на Кавказ.

Здесь, без чернил и бумаги, было создано одно из последних лирических произведений поэта. Пером стали спички, печная сажа и вино. Бумагой стала обёртка, в которую его камердинер заворачивал еду.

Главная тема стихотворения

Как поэт обратился именно к этой теме? По воспоминаниям современников, Лермонтов был скептиком и смотрел на многие вещи вполне трезво и реально. Он прекрасно понимал, старые основы общественного строя уходят в прошлое, но общество к кардинальным изменениям не готово. Живой пример - восстание на Сенатской площади. Народ, за освобождение которого выступили декабристы, не поддержал их.

Поэт знал, что он сам не увидит перемен при своей жизни, а ситуация, между тем, только усугублялась. Осознавая своё бессилие, он всё чаще впадал в депрессивное состояние. Он понимал, что таких героев, как декабристы, уже не будет, стихами поднять кого-то на борьбу с самодержавием он не сможет, а мириться со сложившимся положением не хотел.

Структурный анализ стихотворения

Поначалу «...желтеющая нива» похожа на пейзажную лирику. В первых строках описывается природа. Но заключительные совсем о другом. Человек может быть по настоящему счастлив, лишь будучи в общении с природой. Здесь - основная идея произведения, природа - это лишь первый шаг к размышлениям о жизни. Исходя из этого, данное произведение относится, скорее, к философской лирике. В этом стихотворении ощущается одиночество лирического героя. Однако, начав общение с природой, он находит себя и Бога.

Большая часть произведения является зарисовкой пейзажа и создаёт ощущение умиротворения, спокойствия и благополучия.Природа - повод поразмышлять о себе, о Боге. Как правило, главная мысль даётся в заключении. И смысл её в том, что созерцание природы делает человека счастливым и приближает к Богу. Стих написан катренами, то есть разностопным, но, в большей степени, шестистопным ямбом.Используются длинные слова, которые нарушают ритмичность ямба. Всё произведение наполнено движением. Лишь заключительная, короткая строчка четырёхстопного ямба прекращает движение, так как мысль логически закончена. Красота и гармония природы успокаивают душевное смятение героя, удаляют тревожность в душе. Приводит в стройный порядок все мысли, чувства. И душа его устремляется к Богу.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 7 классе. Полный и краткий анализ “Когда волнуется желтеющая нива” по плану.

Краткий анализ

История создания – написано в петербуржской тюрьме в 1837 году. Опубликовано в 1840 году.

Тема – связь природы с духовным становлением человека.

Композиция – период, состоящий из 4 строф. Три строфы – описание природы глазами лирического героя, последняя строфа – философское размышление.

Жанр – пейзажное стихотворение с философской составляющей.

Стихотворный размер – шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой, в последней строфе – рифмовка кольцевая.

Эпитеты свежий лес”, “сладостная тень”, “малиновая слива”, “смутный сон”, “таинственная сага”, “студёный ключ”, “душистая роса”, “румяный вечер”, “серебристый ландыш”, “златой час”, “мирный край”.

Олицетворение “нива волнуется”, “слива прячется”, “ландыш кивает головой”, “ключ играет и лепечет”.

История создания

В 1837 году после написания стихотворения “Смерть поэта”, посвящённого гибели А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтов был заключён под стражу на время расследования дела и принятия решения по нему. В петербургской тюрьме были созданы чудесные строки стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива”. Поэт писал его угольками на бумаге, в которой заворачивали пищу. Именно там, в заключении, он прочувствовал всю прелесть единения с природой, наслаждения простым, но не всем доступным свободным миром природы.

Объёмный образ пейзажей, относящихся к разным временам года, подчёркивает то, что написанное было не результатом наблюдения за подобной картиной, а замыслом, созревшим в воображении автора. В 1840 году было опубликовано в сборнике стихотворений М. Ю. Лермонтова.

Тема

Связь природы и духовного мира человека. Сочное, яркое описание природы подытожено философским выводом и душевными переживаниями лирического персонажа. Проблематика – без связи с природой, которая даёт человеку энергию и силы для жизни, невозможно полноценно существовать. В этом стихотворении мир природы является своеобразной дорогой к духовному становлению, к пониманию и единению с Богом. Идея – человек может пережить минуты счастья в единстве с природой, она – проводник человека, его связь с божественной силой.

Именно это хотел показать автор, он осознал эту истину, когда простое любование родной природой было для него недоступно. Воспоминания из беззаботного детства, лучшие пейзажи, запечатлённые в памяти автора передаёт лирический герой в стихотворении. Лирический герой наиболее ярко раскрывает своё присутствие в последней строфе, когда признаёт своё утешение и осознание счастья в единении с природой. Для него она невидимый мостик к Богу, к душевному покою и утешению от тревог.

Композиция

Стихотворение представляет собой четыре строфы (по 4 стиха в каждой), объединённых синтаксически в одно предложение – период. Это делает его особенно динамичным. Зависимые части предложения – это всё стихотворение за исключением последней строфы. Они ведут в результату, философскому признанию лирического героя о том, что происходит в его душе, когда “волнуется нива” , “кивает ландыш” , “лепечет сагу ключ” . Все три первые строфы начинаются со слова “когда” , последнее четверостишие – “тогда” , которое подчёркивается анафорой во втором стихе (Тогда смиряется души моей тревога, тогда расходятся морщины на челе,— и счастье я могу постигнуть на земле, и в небесах я вижу бога). В первых трёх четверостишиях автор рисует волнующие картины природы, в последней строфе – только внутренний мир лирического героя.

Жанр

Лирическое стихотворение пейзажного характера с философским обобщением в последней строфе. Его нельзя считать просто пейзажным, из-за присутствия в последней строфе основной мысли, выражено философской направленности. К философской лирике стихотворение также отнести нельзя, оно содержит полноправный пейзажный сюжет, прекрасный по своему содержанию. Таким образом, жанр можно определить, как пейзажно-философское лирическое стихотворение. Стихотворение написано разностопным ямбом, преимущественно в шесть стоп, иногда они “теряются” из-за длинных слов, это создаёт особый ритм и стих, характерный для многих стихотворений Лермонтова.

Средства выразительности

В произведении Лермонтова много ярких эпитетов (“свежий лес”, “сладостная тень”, “малиновая слива”, “смутный сон”, “таинственная сага”, “студёный ключ”, “душистая роса”, “румяный вечер”, “серебристый ландыш”, “златой час”, “мирный край”) чем оно заметно выделяется среди остальных стихотворений этого периода. Очень живо предстают перед читателем картины, описанные автором, благодаря его художественной “щедрости”. Стихотворение полно олицетворений : “нива волнуется”, “слива прячется”, “ландыш кивает головой”, “ключ играет и лепечет” .

Смысл произведения «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова, анализ которого мы проводим, раскрывается при изучении истории его создания. 1837 год был значимым в жизни Лермонтова, если говорить о периоде его творчества. Он написал стихотворение «Смерть поэта», которое не восприняли чиновники, и пока шло расследование, Лермонтов оказался под арестом.

Находясь в тюрьме г. Санкт-Петербург, поэт написал последнее свое стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива». В тяжелых арестантских условиях, находясь без письменных принадлежностей, Лермонтов пишет свое творение на обертке от еды опаленными спичками.

Структура стихотворения

Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» невозможен без изучения его структуры. Произведение состоит из четырех строф (шестнадцать строк), написанных одним сложным предложением с тремя разными придаточными частями. Этот прием позволил показать целостность текста и важность каждых строк.

Кажется, что Лермонтов торопится передать свои переживания, волнения и пишет строки на одном дыхании без дальнейших поправок. Интересный момент заметили и филологи, что строки не заканчиваются знаками препинания, будто на них не было времени. Стихотворение заканчивается многоточием, кажется, что Лермонтов что-то недосказал и оставил пищу для размышлений грядущим поколениям.

Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» помогает понять нутро человека, способного оценить и передать невидимые оттенки природы. В основе сюжета заложена пейзажная зарисовка. Кажется, что это стихотворение – описание природы, создающее спокойствие и умиротворение души, но если вчитаться и понять смысл, то оно пропитано трагизмом, характерным для творчества Лермонтова.

Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» передает отреченность Лермонтова от внешнего мира, он не видит ничего светлого и радостного. Он думает, что сможет найти гармонию с природой, а значит и с самим собой.

Описание природы не точное, а образное. Лермонтов показывает не определенное время года, а фрагменты осени и весны. Первые три строфы показывают взаимоотношения человека с природой. В первой человек видит природу, во второй пытает найти контакт с природой, в третьей – диалог природы и человека. А вот в четвертый строфе человек осознает себя и Бога.

Авторский почерк Лермонтова – его одиночество – есть и в этом стихотворении. Перед тем как познать Бога, он познает природу. Анализируя стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива», становится ясна его тема - роль природы в духовном становлении человека.

Стихотворение насыщено различными приёмами и тропами. Лермонтов использует эпитеты, которые придают особую загадочность эпитеты («смутный сон», «час златой», «Румяным вечером»), олицетворения («Ландыш… кивает», «Прячется малиновая слива», «волнуется желтеющая нива»). Анафора указывает на движение вверх, движение к Богу, к небу («И в небесах я вижу Бога»).

Если вы прочитали анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова , перейдите в раздел нашего сайта - Блог , чтобы найти подобные статьи, которых сотни, и каждая написана простым языком.