Когнитивная психология как наука. Когнитивная психология: представители и основные идеи

Когнитивная психология (КП) – раздел психологической науки, который изучает познавательные процессы психики человека. Её целью является изучение роли знаний в поведении индивидуума.

Объектами когнитивной психологии стали:
  • память;
  • воображение;
  • внимание;
  • восприятие;
  • распознавание образов, звуков, запахов, вкуса;
  • мышление;
  • речь;
  • развитие;
  • интеллект.

«Когнитивный» в переводе означает «познавательный». Если говорить простыми словами, согласно идеям КП человек получает сигналы извне (свет, изображение, звук, вкус, запах, ощущение температуры, тактильные ощущения), анализирует действие этих раздражителей, запоминает их, создает определенные шаблоны своего ответа на внешнее воздействие. Создание шаблонов позволяет ускорить ответ на последующее аналогичное воздействие. Однако при неверном изначальном создании шаблона происходят сбои адекватности восприятия внешнего раздражителя. Поиск неверного шаблона и замена его правильным – метод КП. Когнитивная психология исследует как сознательные, так и бессознательные психологические процессы, однако бессознательное здесь трактуется как автоматические мысли.

История когнитивной психологии

Начало современной психологии было положено в середине 19 века, к концу 19 столетия ощущался явный перевес физиологического подхода в описании психики человека. Исследования Павлова подтолкнули Дж.Уотсона к идее бихевиоризма со схемой «стимул-реакция». Подсознание, душа, сознание, как величины, которые нельзя измерить, попросту списывались со счетов. В противовес этой концепции существовал фрейдизм, нацеленный на изучение внутреннего мира человека, но совершенно субъективный.

Когнитивная психология возникла в результате кризиса идей бихевиоризма и развития искусственного интеллекта, когда в 60-х годах учёным пришла идея о человеке как о биокомпьютере. Процессы мышления описаны аналогично процессам, производимым ЭВМ. Наиболее значимая в 50-е годы теория бихевиоризма имела своим объектом внешне наблюдаемое поведение человека, в противовес им когнитивная психология занялась внутренними процессами в психике индивидуума.

Наиболее активно когнитивная психология развивалась усилиями американских исследователей. Период с 1950 по 1970 называют когнитивной революцией. Термин «когнитивная психология» впервые употребил американец Ульрик Найссер.

Плюсами КП стали:
  • наглядность схемы процессов мозга;
  • наличие системообразующей теории;
  • создание общей модели психики;
  • объяснение философского вопроса о связи бытия и сознания – они связаны через информацию.

Имена когнитивной психологии

Джордж Армитаж Миллер (1920-2012 гг, США) – самая известная его работа посвящена кратковременной памяти человека (формула «7 +/- 2»).

Джером С. Брунер (1915-2016 гг, США) – исследовал когнитивные процессы, внес немалый вклад в теорию обучения, психологию педагогики.

Ульрик Найссер (Нейсер) (1928-2012 гг, США) – в 1976 году в своей книге «Когнитивная психология» он, впервые употребив этот термин, описывающий психологическую теорию последних лет, указал и на её основные проблемы, совершив толчок к дальнейшему развитию КП. Он также описал феномен предвосхищения информации.

На базе КП возникло направление когнитивной психотерапии, основателями которой признаются Альберт Эллис и Аарон Бек.

Черты когнитивной психологии

Наиболее яркими чертами этого направления психологии стали:
  • компьютерная метафора в описании процессов мышления;
  • символьный подход;
  • хронометрические эксперименты на скорость реакции.

Аксиомы когнитивной психологии

А.Т. Бек предположил, что отклонения в психике объясняются нарушением процесса самосознания, ошибкой в обработке внешних данных. Например, женщина с анорексией воспринимает себя как слишком толстую, и излечить её возможно, определив сбой в суждениях. То есть когнитивная психология считает аксиомой наличие объективной действительности. Когнитивная психотерапия решает проблему иррациональных идей.

Хабер в 1964 году сформулировал следующие принципы-аксиомы КП:
  • Информация собирается и перерабатывается в сознании в строгой последовательности (аналогично процессам в ЭВМ).
  • Возможности по хранению и переработке информации ограничены (сравните с емкостью памяти электронных устройств), именно поэтому мозг подходит выборочно к сигналам из внешнего мира, ищет эффективные способы работы с входящими данными (стратегии).
  • Хранение информации происходит в кодированном виде.

Направления когнитивной психологии

Современная КП занимается изучением психологии развития когнитивных структур, языка и речи, теорий интеллекта.

Можно выделить следующие направления КП:
  • Когнитивно-поведенческая психология – направление когнитивной психологии, в основе которого предположение, что личностные проблемы индивидуума обусловлены его неправильным поведением. Целью работы с пациентом является поиск ошибок в поведении, обучение правильным моделям.
  • Когнитивная социальная психология – её задачей является социальная адаптация личности, помощь в социальном росте человека, путем анализа механизмов его социальных суждений.

Современная когнитивная психология тесно связана с исследованиями в нейробиологии. Последняя является областью науки, изучающей устройство и функционирование нервной системы организмов. Постепенно две области науки переплетаются, при этом когнитивная психология сдает свои позиции, уступая место когнитивной нейронауке.


Критика когнитивной психологии

Когнитивная психология не учитывает эмоциональных составляющих процесса познания, абстрагируется от намерений и потребностей человека, старается схематизировать познавательные процессы, которые не всегда можно уложить в схему. Когнитивисты утверждают «автоматичность» переработки получаемых внешних данных, игнорируя сознательный выбор индивидуума. Это основные моменты, из-за которых она подвергается критике. Ограниченность подхода КП привела к развитию генетической психологии (Ж.Пиаже), культурно-исторической психологии (Л.Выготский), деятельностному подходу (А.Леонтьев).

Несмотря на критику, когнитивная психология является ведущим современным направлением науки о процессе познания. КП показывает отличные результаты в терапии больных с депрессией, людей с заниженной самооценкой. КП стала основой для развития когнитивной лингвистики, нейропсихологии, когнитивной этологии (изучение познавательной деятельности животных). Данные КП применяются для построения учебных программ, для повышения результативности курсов, например, по изучению иностранных языков. КП имеет влияние во всех направлениях психологии, психотерапии.

Психология – штука намного более замысловатая, нежели просто медицина. Телесные проблемы всегда дают о себе знать, а вот с проблемами психологического свойства человек может прожить всю жизнь, даже не осознавая до конца, какую тяжесть в виде переживаний и комплексов он нес в своей душе долгие годы. Разобраться в ощущениях, переживаниях и комплексах психологам помогает когнитивное направление в психологии.

Это направление появилось в шестидесятые годы прошлого века, и являлось изначально достойной альтернативой популярному в те времена в Америке бихевиоризму. Когнитивная психология видит перед собой цель – изучить роль знаний в поведении человека, а также изменения информации, которую он получает с помощью органов чувств. Крайне важно для этого направления изучение организации знаний и информации в памяти, а также механизмов мышления и запоминания.

Когнитивная психология - основные положения

Психика пациента рассматривается, как четкая система когнитивных операций. Вот что изучает современная когнитивная психология: воображение, внимание, восприятие, распознавание образов, развитие, интеллект человека.

Основные положения этого направления разработал А. Т. Беком. Этот ученый полагал, что различные нарушения психики можно объяснить, прежде всего, неверно выстроенным самосознанием.

Человек, страдающий от нарушений, не умеет адекватно оценить окружающий мир, людей вокруг и себя самого. К примеру, больной с депрессивным синдромом, симпатичный и физически развитый двадцатилетний юноша, видит себя больным и разбитым, а свое будущее – чередой мучений и неудач. Когнитивная психология личности изучает подобный случаи, и ставит перед собой и пациентом цель – определить, какие именно его суждения, мысли привели к столь болезненному состоянию. Методы когнитивной психологии учит человека познавать себя, адекватно воспринимать действительность и отрабатывать на практике методы познания.

Метод состоит из трех этапов:

  1. Этап логического анализа. Больной получает инструменты, с помощью которых он учиться выявлять свои ошибочные суждения, возникающие иногда в состоянии аффекта.
  2. Этап эмпирического анализа. Во время прохождения второго этапа психотерапевт вместе с пациентом отрабатывает приемы, помогающие соотносить между собой элементы объективной реальности.
  3. Этап прагматического анализа. На заключительном этапе пациент учиться оптимально осознавать свои действия.

Сейчас данный метод эффективно применяется не только для работы с депрессивными состояниями, но и для работы с людьми, страдающими от чрезмерно заниженной самооценки.

Когнитивно-поведенческая психология – это одно из направлений когнитивное психологии. Специалисты, работающие в данной области, полагают, что все проблемы личности возникают по причине его неправильного поведения. Цель ее – обучить человека адаптивному, адекватному поведению, закрепить его навыки, разрешив, тем самым,его проблемы. Во время консультации психотерапевт вместе с пациентом находит вредящие ему модели поведения и предлагает взамен их новые. Пациент также должен будет выполнять задания в обычной жизни, отрабатывая новые модели своего поведения.

Когнитивная социальная психология изучает уже не проблемы отдельного индивида, а механизмы его социальных суждений, которые пребывают в рамках его обыденного сознания. Специалисты этого направления занимаются исследованиями способов личности объяснять и воспринимать правила окружающей действительности.

Когнитивная психология охватывает весь спектр познавательных процессов человека: внимание, сознание, поведение, образ мыслей и многие другие. Основной упор делается на изучение того, как люди приобретают, анализируют, хранят информацию и, самое главное, используют полученные знания. Данное направление - фундамент, на который опираются все общественные науки, так как именно когнитивная психология учит тому, как изменить поведение человека с помощью его познания, избавить от страхов и тревог, а также направить мысли в позитивное русло.

    Показать всё

    Что такое когнитивная психология?

    Когнитивная психология - это раздел психологии, который занимается исследованием познавательных процессов, происходящих в сознании человека. На современном этапе к когнитивным, или познавательным процессам относят память, внимание, восприятие, распознавание образов, речь, воображение - все то, что связано с приобретением, структурированием и использованием знаний.

    Изначально наука зародилась как своеобразный протест бихевиоризму, поскольку последний не включал в предмет изучения некоторые психические функции, например, внимание или использование языка для разговора.

    Основоположниками данного направления считаются У. Нейсер, Дж. Келли, Дж. Роттер, А. Бандура. В своих исследованиях они выделяли основной проблемой организацию знаний в памяти субъекта и утверждали, что все мыслительные процессы "определяются понятийными схемами так же, как и устройство организма генотипом".

    Главная цель - понимание того, как можно разложить процессы на простые этапы.

    Основные идеи когнитивизма и научные теории

    Основные идеи данного направления включают в себя:

    • познавательные процессы, являющиеся фундаментом когнитивной психологии; к ним относится и эмоциональная сфера развития личности и интеллект, причем особенный упор делается на изучение искусственного интеллекта;
    • проведение параллели между познавательными процессами человеческого мозга и современного компьютера; утверждается, что электронное устройство работает с информацией, анализирует, хранит и использует ее практически аналогично человеку;
    • теорию поэтапной обработки информации: все полученные знания последовательно проходят несколько стадий анализа, часть из них - неосознанно;
    • вычисление предела емкости человеческой психики: этот предел есть, но от чего он зависит и каков у разных людей, ученые пока не знают; важно определить механизмы, которые позволят наиболее эффективно обрабатывать и хранить все знания;
    • кодировку обработанных данных: есть теория о том, что любая информация получает код и хранится в определенной ячейке человеческой памяти;
    • хронометрические данные: считается важным время, затраченное на поиски решения поставленной задачи.

    Теория структурного баланса Фрица Хайдера

    Люди склоняются к упорядоченному взгляду на мир, строят так называемую "наивную психологию", которая стремится к внутреннему балансу воспринимаемых объектов. Дисбаланс же вызывает напряжение, направленное на восстановление баланса - характеристики восприятия человеком отношений между объектами. Упрощенная схема этой теории: воспринимающий субъект - другой воспринимающий субъект - объект, воспринимаемый двумя субъектами. Главная задача - выявить отношения между элементами, которые являются устойчивыми или, наоборот, вызывают дискомфорт.

    Теория коммуникативных актов Теодора Ньюкома

    Ньюком расширяет положения Хайдера на интерперсональную систему отношений. То есть, когда два человека позитивно относятся друг к другу и строят какие-либо отношения к третьему (человеку или объекту), у них возникают сходные ориентации относительного этого третьего.

    Сбалансированное состояние будет наблюдаться только в следующих случаях:

    • все три отношения позитивны;
    • одно позитивно, а два - негативны.

    Если же два отношения позитивные, а одно негативно - возникает дисбаланс.

    Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера

    Как и другие представители, Фестингер развивает теорию о внутреннем балансе, считая, что внутреннюю согласованность человек воспринимает как желаемое состояние. Опять же, возникновение противоречий в знаниях или в действиях приводит к когнитивному диссонансу, воспринимаемому как дискомфортное состояние. Диссонанс "призывает" к изменению поведения для достижения внутреннего баланса.

    Когнитивный диссонанс может возникнуть:

    • из логической непоследовательности;
    • из несоответствия когнитивных элементов культурным образцам;
    • из несоответствия данного элемента широкой системе взглядов;
    • их несоответствия элемента прошлому опыту.

    В этой же теории предлагается несколько вариантов выхода из диссонанса:

    • изменение поведенческих компонентов когнитивной структуры;
    • изменение когнитивных элементов, относящихся к среде;
    • расширение когнитивной структуры так, чтобы в нее вошли ранее отсутствовавшие элементы.

    Теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума

    Соответственно, восстановление баланса может быть достигнуто изменением знака отношения субъекта к остальным элементам триады или интенсивности и знака отношений одновременно.

    Базовые аспекты и методы когнитивной психологии

    Главное, на что направлено данное научное течение - объяснить поведение человека, опираясь на познавательные процессы индивида. Исследование основ восприятия, процессов памяти, способов построения когнитивной картины мира - все это возможно благодаря применению лабораторного эксперимента. Основной для ученых являются:

    • ментальные образования в качестве источника данных;
    • факт, что познание определяет поведение;
    • принятие поведения как целостного феномена.

    Приоритетным и определяющим является тот факт, что когнитивная структура человека не должна находиться в дисгармоничном состоянии. И если такое имеет место быть, то человек стремится направить максимальные усилия на изменение этого состояния вплоть до достижения полной гармонии и баланса.

    Основы когнитивной психотерапии

    Когнитивно-бихевиоральная психотерапия исследует восприятие индивидом обстоятельств и форму его мышления, а также способствует выработке более реалистичного воззрения на происходящее. Вследствие формирования адекватного восприятия вновь случившихся событий возникает соответствующее поведение. Чаще всего когнитивная психотерапия работает в обстоятельствах, требующих новых форм поведения и мышления, направлена на поиск решений в проблемных ситуациях.

    Психологи используют разные методы психотерапии. К ним относятся:

    • борьба с негативными мыслями;
    • альтернативные пути восприятия проблемы;
    • повторное переживание ситуаций, произошедших в детстве;
    • включение воображения.

    Практическим путем было выяснено, что когнитивная трансформация напрямую зависит от степени эмоционального опыта индивида.

    По большей части, терапия противодействует стремлению личности негативно трактовать события или самого себя. Но направлена на работу с тем, что пациент "сообщает сам себе". То есть, одна из основ - это распознавание пациентом собственных мыслей, в ходе чего удается их изменить, предотвратив, тем самым, возможные неблагоприятные последствия.

    Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) основана на этом же методе. Она направлен на коррекцию неосознанных, автоматически возникающих умозаключений пациента. В ходе работы он самостоятельно и с доктором выясняют обстоятельства, при которых возникают "автоматические мысли" и определяют, как они влияют на поведение. Психотерапевт составляет индивидуальную программу, которая включает задания, требующие выполнения в местах или обстоятельствах, вызывающих тревогу у человека. Именно такие задачи позволяют сформировать новые навыки и поведение. В ходе занятий пациент перестает быть категоричным, он по-другому смотрит на обыденные ситуации. Изменяется и эмоциональный статус.

    Когнитивно-поведенческие упражнения, применяемые в терапии

    Для коррекции автоматических, подчас негативных умозаключений личности психотерапевты используют определенный набор упражнений. Для каждого пациента требуется индивидуальный подход, и комплекс может изменяться непосредственно во время лечения.

    Для избавления от тревоги

    При возникновении подобного чувства, нужно задать себе несколько вопросов:

    1. 1. Не порчу ли я свое настоящее, постоянно концентрируясь на будущем?
    2. 2. Почему возникает тревога: из-за того, что я преувеличиваю проблему или от того, что отсрочиваю принятие решения?
    3. 3. Могу ли я сделать что-то прямо сейчас, чтобы перестать тревожиться?

    Иногда стоит пытаться пережить тревогу "здесь и сейчас", несмотря на то, что это не так просто. Но нужно обязательно обращать внимание на окружающий и внутренний мир, описывать собственные эмоции и ощущения, полностью сосредоточиться на себе и своем теле.

    Для преодоления страха

    Существует несколько техник для постепенного избавления от чувства страха, причиной которого чаще всего служат иррациональные представления:

    • смеяться над своей паникой и страхом;
    • рассказать кому-нибудь о постыдных чувствах и показать свое расстройство от эмоциональных нарушений;
    • выявить личные иррациональные представления о должном, которые являются первопричиной страха ("я не должен...");
    • заменить необоснованные представления о должном на рациональные;
    • постоянно наблюдать за собой, признать, что страх возникает из-за мелочей.

    Для повышения творческой активности

    Если проблема сложная - стоит привлекать модель так называемого "мозгового штурма". При этом все идеи должны последовательно пройти три стадии:

    1. 1. Генерация идей. Быстро записывать абсолютно все, что приходит в голову относительно проблемы, не боясь отрицания, неудачи, неподходящей идеи.
    2. 2. Критически проанализировать все написанные идеи, оценить по пятибалльной шкале.
    3. 3. Отобрать оптимальный вариант, при необходимости можно скомбинировать несколько идей в одну.

    Упражнение "взмах" для стрессовой ситуации

    Требуется представить два слайда. На одном изображена проблема в мрачном цвете, а на втором - желаемая ситуация в виде крупной картины, написанной яркими цветными красками, которая вызывает приятные эмоции. При появлении в сознании визуально-негативного образа одним взмахом нужно менять его на желаемый.

    Повторять это упражнение надо регулярно для того, чтобы закрепить положительный результат по вытеснению проблемного негативного образа.

    Экстренная психологическая самопомощь

    Реализуется путем мысленного диалога с зеркалом. Последовательность действий:

    1. 1. Принять удобную позу и закрыть глаза.
    2. 2. Представить себя как бы со стороны, как отражение в зеркале (переживаемые в этот момент эмоции часто отражаются и на мысленном образе самого себя: поза, выражение лица).
    3. 3. Перенести все внимание на телесные ощущения, выделить проявления физического дискомфорта, которые связаны с эмоциональным.
    4. 4. Мысленно обращаться к собеседнику в зеркале, произносить те слова, которые хотели бы услышать в реальной жизни - похвала, комплимент, одобрение - они могли бы утешить, приободрить. Эти слова должны быть наполнены теми же эмоциями, которыми они сопровождаются в реальной жизни.
    5. 5. Вновь переключить внимание на телесные ощущения, связанные с эмоциями.

    Если образ "в зеркале" отреагировал на мысленный диалог, то проявления отрицательных эмоций должны стихать.

    Можно повторять упражнение до тех пор, пока не исчезнут все проявления эмоционального дискомфорта.

Говорить о психологии сегодня как о науке единой невозможно. Каждое направление в ней предлагает свое понимание психической реальности, ее функционирования и подход к анализу определенных аспектов. Относительно молодой, но довольно популярной и прогрессивной является когнитивная психология. Кратко с этой научной отраслью, ее историей, методами, основными положениями и особенностями познакомимся в данной статье.

История

Начало когнитивной психологии положила встреча молодых специалистов электронной инженерии в Массачусетском университете 11 ноября 1956 года. Среди них были известные сегодня психологи Ньюэлл Аллен, Джордж Миллер и Они впервые поставили вопрос о влиянии субъективных познавательных процессов человека на объективную реальность.

Важной для понимания и развития дисциплины стала книга «Изучение когнитивного развития» Дж. Брунера, опубликованная в 1966 году. Над созданием ее работали 11 соавторов - специалистов Гарвардского исследовательского центра. Однако основным теоретическим трудом когнитивной психологии признана книга с одноименным названием Ульрика Найссера - американского психолога и преподавателя Корнеллского университета.

Основные положения

Основные положения когнитивной психологии кратко можно назвать протестом против воззрений бихевиоризма (психологии поведения, начало 20 века). Новая дисциплина заявила, что поведение человека является производным мыслительных способностей человека. «Когнитивность» означает «познание», «знание». Именно его процессы (мышление, память, воображение) стоят над внешними условиями. Они образуют определенные понятийные схемы, с помощью которых и действует человек.

Основную задачу когнитивной психологии кратко можно сформулировать как понимание процесса расшифровки сигналов внешнего мира и интерпретации их, сравнений. То есть человек воспринимается как своего рода компьютер, который реагирует на свет, звук, температуру и другие раздражители, анализирует все это и создает шаблоны действий для разрешения проблем.

Особенности

Некомпетентные люди часто отождествляют бихевиоризм и когнитивное направление. Однако, как уже было сказано выше, это отдельные, самостоятельные дисциплины. Первая сосредоточена только на наблюдении за поведением человека и внешними факторами (стимул, манипуляция), формирующими его. Сегодня некоторые научные положения ее признаны ошибочными. Когнитивную психологию кратко и понятно можно определить как науку, изучающую психические (внутренние) состояния человека. От психоанализа ее отличают научные методы (а не субъективные ощущения), на которых базируются все исследования.

Круг тем, затрагиваемый когнитивным направлением, образуют восприятие, язык, память, внимание, интеллект и решение проблем. Поэтому эта дисциплина часто перекликается с лингвистикой, поведенческой неврологией, вопросами искусственного интеллекта и др.

Методы

Основным методом когнитивистов является замена личностного конструкта. Разработка его принадлежит американскому ученому Дж. Келли и относится к 1955 году, когда новое направление еще не было сформировано. Однако авторский труд во многом стал определяющим для когнитивной психологии.

Кратко личностный конструкт представляет собой сравнительный анализ того, как различные люди воспринимают и интерпретируют внешнюю информацию. Он включает в себя три этапа. На первом пациенту дают определенные инструменты (например, дневник мыслей). Они помогают определить ошибочные суждения и разобраться в причинах этих искажений. Чаще всего, ими являются состояния аффекта. Второй этап носит название эмпирического. Здесь пациент вместе с психотерапевтом отрабатывает приемы по корректному соотношению явлений объективной действительности. Для этого используется формулирование адекватных аргументов за и против, системы преимуществ и недостатков моделей поведения, проведение экспериментов. Заключительным шагом становится оптимальное осознание пациентом своих ответных действий. Это прагматический этап.

Если говорить кратко, когнитивная психология Келли (или теория личности) - это описание той самой понятийной схемы, которая и позволяет человеку осмысливать реальность и формировать определенные модели поведения. Ее успешно подхватил и развил Ученый выявил принципы «научения через наблюдение» в модификации поведения. Сегодня личностный конструкт активно используется специалистами всего мира для изучения депрессивных состояний, фобий пациентов и выявления/коррекции причин их заниженной самооценки. В целом, выбор когнитивного метода зависит от типа психического расстройства поведения. Это могут быть методы децентрации (при социофобии), замены эмоций, смены ролей или целенаправленного повторения.

Связь с нейробиологией

Изучением поведенческих процессов в более широком смысле занимается нейробиология. Сегодня эта наука развивается параллельно и активно взаимодействует с когнитивной психологией. Кратко она затрагивает психический уровень, и больший акцент делает на физиологических процессах в нервной системе человека. Некоторые ученые даже прогнозируют, что в будущем когнитивное направление может быть редуцировано к нейробиологии. Препятствием этому окажутся только теоретические расхождения дисциплин. Когнитивные процессы в психологии, кратко говоря, более абстрактны и иррелевантны к воззрениям нейробиологов.

Проблемы и открытия

Работа У. Найссера «Познание и реальность», вышедшая в 1976 году, определила основные проблемы развития новой дисциплины. Ученый предположил, что данная наука не может решать повседневные вопросы людей, опираясь только на лабораторные методы экспериментов. Также он дал положительную оценку теории прямого восприятия, разработанного Джеймсом и Элеонорой Гибсонами, которая может успешно использоваться в когнитивной психологии.

Кратко познавательные процессы затронул в своих разработках американский нейрофизиолог Карл Прибрам. Научный вклад его связан с исследованием «языков мозга» и созданием голографической модели психического функционирования. В ходе последней работы был проведен опыт - резекция мозга животных. После удаления обширных участков память и навыки сохранились. Это дало основание утверждать, что за познавательные процессы отвечает весь мозг, а не отдельные его области. Сама голограмма работала на базе интерференции двух электромагнитных волн. При отделении любой ее части, картинка сохранялась целиком, хотя менее четко. Модель Прибрама до сих пор не принята научным сообществом, однако, часто обсуждается в трансперсональной психологии.

В чем может помочь?

Практика личностных конструктов помогает психотерапевтам лечить психические расстройства у пациентов, либо сгладить их проявление и сократить риск появления рецидивов в будущем. Кроме того, когнитивный подход в психологии кратко, но прицельно помогает повысить эффект медикаментозной терапии, скорректировать ошибочные конструкты и устранить психосоциальные последствия.

Введение


Темой данной курсовой является когнитивная психология. Проблема развития когнитивной психологии является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение когнитивной психологии, динамики ее развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.

Когнитивная психология (cognitive psychology) - это психология познавательных процессов; особое когнитивно-ориентированное направление в психологии, связанное с изучением ментальных состояний и ментальных процессов, характеризующих поведение человека и отличающих его от других живых существ. Когнитивная психология стояла у самых истоков когнитивной науки и обязана своим названием У. Найссеру, он назвал в 1967 г. свою известную книгу аналогичным образом.

В истории психологии как специальной дисциплины можно говорить о "когнитивной революции" конца 50-х годов - ее можно считать своего рода реакцией на господствующий тогда в психологии бихевиоризм, для которого было характерно отрицание какой бы то ни было роли внутренней организации психических процессов. Р.Л. Солсо называет "неудачу" бихевиоризма в числе важнейших факторов, обусловивших "когнитивную революцию".

Современная Когнитивная психология состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения, в целом естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект. С момента возникновения когнитивной психологии ее основным методом был информационный подход, в рамках которого разрабатывались модели микроструктуры восприятия, внимания и кратковременной памяти, протекавшие в основном в миллисекундном диапазоне времени. Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики. Это направление возникло под влиянием информационного подхода. Когнитивная психология во многом основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Когнитивная психология тесно связана с когнитивной антропологией и является одним из ее оснований. Их понятийный аппарат в значительной мере пересекается, хотя когнитивную психологию более всего интересует как, с помощью каких концепций и категорий можно объяснить усвоение, классификацию, запоминание знаний, а когнитивную антропологию то, как с помощью этих категорий и концепций можно объяснить культуру и связь между психикой и культурой.

Когнитивная психология включает все направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ с интеллектуалистических или менталистских позиций (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Фодор).

Объект: когнитивная психология и процесс познания себя.

Предмет: анализ понятия когнитивной психологии. Методов познания себя.

Цель: проанализировать основные положения и примеры экспериментальных исследований когнитивной психологии и исследование методов самопознания личности.

  • рассмотреть понятие когнитивной психологии;
  • изучить сферу когнитивной психологии;
  • проанализировать когнитивные модели;
  • познакомиться с когнитивной психокорекцией.

1. Когнитивная психология


.1 Историческое возникновение когнитивной психологии


Когнитивная психология (сognitio (лат.) - знание, познание) возникла в США в 50-е годы 20-го века. До появления когнитивной психологии в ее современном виде, психологи уже пытались заниматься проблемами познания.

Много лет назад уже были первые попытки изучать мышление как философскими, так и научными методами. Определенную роль в развитии современной когнитивной психологии сыграли такие философы как Декарт, Юм и Кант. Декартова идея психической структуры, вылилась в исследовательский метод изучения собственной психики. Эмпирик Юм пытался установить законы ассоциации идей и разработал классификацию психических процессов. У Канта разум - это структура, опыт - факты, заполняющие структуру. Он различал три вида психических структур при изучении познания: измерения, категории и схемы. Было бы неправильно считать, что столпами когнитивной психологии являются только эти философы. Да, и не только философы, но и ученые других отраслей знания внесли свой вклад в становление и развитие когнитивной психологии.

Когнитивная психология - изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов - от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий. Мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; она охватывает всевозможные сферы поведения.

Когнитивная психология это психологическая концепция, основное внимание уделяющая процессу познания и активности сознания.

Еще древние мыслители пытались выяснить, где помещается память и мысль. Как свидетельствуют иероглифические записи из древнего Египта, их авторы полагали, что знания находятся в сердце - этот взгляд разделял греческий философ Аристотель, но вот Платон считал, что именно мозг есть средоточие мысли. Как и все подлинные новации, в истории психологии, когнитивная психология не появилась на пустом месте. Её истоки можно проследить в более ранних концепциях. По словам некоторых исследователей, когнитивная психология одновременно и самая новая, и самая древняя в истории психология. Это означает, что интерес к проблеме сознания присутствовал в истории со дня её появления. Задолго до того как она стала наукой. Проблема сознания обсуждается в работах Платона и Аристотеля. Равно как и в исследованиях современных представителей эмпирической и ассоциативной школ.

Когда психология оформилась в самостоятельную дисциплину, интерес к проблеме сознания сохранился. Вильгельма Вунда можно считать одним из предтеч когнитивной психологии, поскольку он неоднократно подчеркивал творческий характер сознания. Структурализм и функционизм также имеют дело с сознанием: первый c его элементами, а второй с функционированием. И лишь бихевиоризм отошел от этой традиции, изгнав тему сознания из области психологии почти на 50 лет.

Возрождение интереса к этой теме можно проследить, начиная с 50-х. а при желании и с 30-х годов . Когнитивная психология продукт той поры, когда психология, антропология и лингвистика заново определили себя, а компьютерная наука и нейронаука только появились на свет. Психология не могла принять участие в когнитивной революции до тех пор, пока не освободилась от бихевиоризма и не отнеслась к проблеме познания с должным научным уважением. К тому времени для представителей нескольких дисциплин стало ясно, что решение ряда изучавшихся ими вопросов неизбежно зависит от разработки проблем, традиционно относимых к другим областям науки .

Предшественником когнитивного движения можно считать Э.С. Толмена. Этот исследователь признавал важность рассмотрения когнитивных переменных и в немалой степени способствовал отказу от подхода "стимул - реакция". Толмен ввел в употребление идею когнитивных карт, отстаивал применимость категории цели по отношению к действиям животных и подчеркивал необходимость использования промежуточных переменных для определения внутренних, ненаблюдаемых состояний.

Ж.Пиаже также провел ряд весьма значительных исследований по детской психологии с позиций исследования стадий когнитивного развития ребенка. Как только когнитивный подход начал распространятся в Америке, значение работ Пиаже сразу стало очевидным. Пиаже оказался первым европейским психологом, получившим награду "За выдающийся вклад в развитие науки". Даже то обстоятельство. Что работы Пиаже были посвящены преимущественно детской психологии, способствовало дальнейшему расширению спектра применимости когнитивного подхода .

Начиная с 1970 -х. годов когнитивная психология стала занимать видное место в качестве сферы исследования и терапевтической практики. Она энергично занимается центральными элементами сознания, подобно тому, как это делал У.Джеймс, когда создавал научную дисциплину, называемую психологией. Когнитивная психология не является теорией личности. Она не образует и какой-то единой, сцеметрированной системы, скорее объединяя в себе множество теорий и видов терапевтической практики, имеющих различные цели и использующих различные методы. Особенно релевантны пониманию человеческой личности две области когнитивной психологии. Одна связана с картографией структуры интеллекта. Другая с разработкой терапевтических приемов, с целью видоизменения влияния интеллекта на мышление, на эмоциональную жизнь и благополучие человека.

Все когнитивные психологи проявляют интерес к принципам и механизмам, которые управляют феноменом человеческого познания. Познание охватывает ментальные процессы, такие как восприятие, мышление, память, оценка, планирование и организация .


1.1.1 Теория Джорджа Келли

Когнитивная психология вторглась во многие области психологии. Включая теорию личности. Когнитивная психология позволяет проанализировать, как функционирует разум, и оценить разнообразие и сложность человеческого поведения. Если нам удастся лучше понять, как мы мыслим. Наблюдаем, концентрируем свое внимание и запоминаем, то мы получим более ясное представление о том, как эти когнитивные строительные блоки способствуют возникновению страхов и иллюзий, творческой деятельности и всех моделей поведения и психических направлений, которые делают нас тем, что мы собой являем.

Согласно Келли, все люди являются учеными. Они формируют теории и гипотезы в отношении собственной личности и других людей и подобно ученым - профессионалам.

В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивидыпостигают и интерпретируют явленияв своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни.

Главным понятием в этом направлении является "конструкт". Это понятие включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения.

Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называют личностными конструктами.

Конструкт - это своеобразный классификатор - шаблон нашего восприятия других людей и себя.

Келли открыл и описал главные механизмы функционирования личностных конструктов. С точки зрения Келли, каждый из нас строит и проверяет гипотезы, решает проблемы, пользуясь соответствующими конструктами. Одни конструкты пригодны для описания лишь узкого круга событий, в то время как другие обладают широким диапазоном применимости. Например, конструкт "умный - глупый" вряд ли годится для описания погоды, а вот конструкт "хороший - плохой" пригоден фактически на все случаи жизни.

Люди отличаются не только количеством конструктов, но и их местоположением. Те конструкты, которые актуализируются в сознании быстрее, называются суперординатными, а которые медленнее - субординатными. Например встретив какого-то человека, он оценивается с точки зрения того, является ли он умным или глупым, и только потом - добрым или злым, то конструкт "умный - глупый" является суперординатным, а конструкт "добрый - злой" - субординатным. Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Однако, он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир - не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове.

В конечном итоге, по мнение когнитивистов, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен и является его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир.

Таким образом, согласно когнитивной теории, личность - это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархиятконструктов .


.1.2 Когнитивная теория Пиаже

Теория Ж.Пиаже является одной из наиболее заметных вех в развитии когнитивной психологии. Его теория противоположна бихевиоризму. Пиаже предполагал радикальные изменения на разных возрастных этапах интеллектуального развития. Дети активно взаимодействуют с миром, адаптируют получаемую информацию к знаниям и концептам, которые они уже имеют, конструируя знания реальности из собственного опыта. Постулируя предиспозиции когнитивных функций по организации и адаптации опыта, Пиаже считал, что обучение должно опираться на достигнутый уровень развития.

Согласно теории Пиаже, дети, по мере развития мозга и расширения опыта, проходят через четыре долговременные стадии, каждая из которых характеризуется качественно отличными способами мышления. На сенсомоторной стадии когнитивное развитие начинается с использования ребенком чувств и движений для исследования мира. Эти двигательные паттерны относятся к символическому, но не логическому, мышлению дошкольника на дооперационной стадии. Пиаже разработал специальные методы исследования способов мышления детей. В начале своей карьеры он тщательно изучал поведение трех своих детей младенческого возраста и ставил перед ними повседневные задачи, например, показывал привлекательный объект, который можно было схватить, засунуть в рот, кинуть, а потом поискать. Исходя из этих реакций Пиаже сформировал, представление о когнитивных изменениях, происходящих у детей в первые два года жизни. Несмотря на значительный вклад Пиаже, в последние годы его теория подверглась критике. Исследования показывают, что Пиаже недооценивал возможности младенцев и дошкольников. Когда маленьким детям предлагают задачи, ранжированные по степени трудности, их понимание проблемы кажется более близким к пониманию старшего ребенка или взрослого человека, чем полагал Пиаже. Это открытие привело многих исследователей к выводу, что зрелость мышления детей может зависеть от степени знакомства с задачей и от характера усвоенных знаний. Более того, многие исследования показывают, что в результате тренировок можно улучшить результаты, которые показывают дети при решении задач Пиаже. Эти данные ставят под вопрос предположения Пиаже, согласно которым обучение через открытие, а не обучение взрослыми, является самым лучшим способом содействия развитию.

В настоящее время исследователи детского развития разделились в соответствии с отношением к представлениям Пиаже. Те, кто продолжает видеть в подходе Пиаже прогрессивные моменты, придерживаются модифицированного взгляда на его когнитивные стадии, согласно которому качественные изменения мышления детей происходят постепенно, не так быстро, как полагал Пиаже. Другие склоняются к мнению, что изменения в когнитивной сфере детей происходят непрерывно, а не стадиально: теории информационной переработки. Некоторые исследователи придерживаются теорий, которые фокусируются на роли социальных и культурных контекстов в развитии детей .


1.2 Сфера когнитивной психологии


Современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 10 основных областей исследований: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, языковые функции, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект.


1.2.1 Восприятие

Отрасль психологии, непосредственно связанная с обнаружением и интерпретацией сенсорных стимулов, называется психологией восприятия. Из экспериментов по восприятию известно о чувствительности человеческого организма к сенсорным сигналам и о том, как интерпретируются эти сенсорные сигналы. Доказано, что восприятие человека обладает творческой силой, действия которой подчиняются определенным объективным законам.

Система восприятия делится на подсистемы: зрительную, обонятельную, слуховую, кожно-кинестетическую и вкусовую. Они представляют собой адаптивные системы, способные к обучению и предвосхищению ситуаций. Цель этих систем - обеспечить высокую точность и скорость восприятия.

Общая модель восприятия такова: рецепторы осуществляют первичное кодирование внешней информации и анализ ее по физическим качествам (интенсивность, длительность).

Далее, информация по нервным волокнам поступает в отделы мозга, расположенные в задней части большого полушария. Эти отделы ответственны за глубокую многоступенчатую переработку информации. Там же формируется план перцептивных действий и формируются образы.

Процесс управляется врожденными и приобретенными навыками, а так же при помощи внимания, которое в свою очередь зависит от решаемых индивидуумом задач и его волевых усилий. Изучая врожденные и приобретенные навыки, можно реконструировать алгоритм их работы.

Исследование восприятия само по себе не может адекватно объяснить ожидаемые действия; здесь участвуют и другие когнитивные системы, такие как распознавание образов, внимание и память.

Таким образом, восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Ощущения и восприятия неразрывно связаны друг с другом и взаимозависимы.

Также необходимо отметить, что на восприятие влияет предшествующий опыт человека.


1.2.2 Распознавание образов

Стимулы внешней среды не воспринимаются как единичные сенсорные события; чаще всего они воспринимаются как часть более значительного паттерна. То, что мы ощущаем (видим, слышим, обоняем или чувствуем вкус), почти всегда есть часть сложного паттерна, состоящего из сенсорных стимулов.

Весь этот процесс, выполняемый ежедневно миллиардами людей, занимает долю секунды, и он просто поразителен, если учесть, сколько в нем участвует нейроанатомических и когнитивных систем .

Распознавание образов - процесс перцептивной категоризации, отнесение воспринимаемого объекта к одному из множества классов на основе воспринимаемых признаков, т.е. процесс восприятия и идентификации форм и объектов. Например, для чтения необходимо помнить набор значимых паттернов (образов), состоящих из сочетаний линий и кривых.

Существует несколько теоретических подходов к объяснению способности человека идентифицировать и обрабатывать зрительные паттерны.

-По теории гештальтпсихологии предполагается, что восприятие зрительных паттернов организуется по принципам близости, сходства и спонтанной организации.

-Обработка информации происходит по принципу "от частного к общему" или "от общего к частному". Эксперименты показывают, что на восприятие объекта значительно влияют гипотезы, определяемые контекстом.

-Сравнение с эталоном предполагает, что распознавание паттерна происходит в случае точного совпадения сенсорного стимула с соответствующей внутренней формой.

-Принцип подетального анализа гласит, что распознавание паттернов происходит только после того, как стимулы будут проанализированы по их элементарным компонентам (имеет сходство с обработкой по принципу "от частного к общему").

-Согласно гипотезе формирования прототипов, восприятие паттерна происходит в результате сравнения стимулов с абстракциями, хранящимися в памяти и служащими в качестве идеальных форм.

Суть распознавания зрительных образов - зрительный анализ на входном этапе и хранение информации в долговременной памяти.


.2.3 Внимание

Внимание - процесс и состояние настройки (сосредоточенности) субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Р.Солсо дает более краткое определение: внимание - это концентрация мысленных усилий на сенсорных или мысленных событиях.

Способность к переработке информации, очевидно, ограничена на двух уровнях - сенсорном и когнитивном. Если одновременно навязывают слишком много сенсорных признаков, может возникнуть "перегрузка"; и если попытаться обработать слишком много событий в памяти, тоже возникает перегрузка. Последствием этого может оказаться сбой в работе.

Психологи изучают следующие аспекты внимания:

-Сознание, в смысле осознания внешней и внутренней информации. Различают несколько уровней сознания, соответствующие эпизодической, семантической и процедурной системам памяти.

-Пропускная способность и избирательное внимание. Исследования показали, что в структуре обработки информации существует "узкое место". Предполагается, что сигналы имеют различный порог активации. Избирательность внимания выделяет существенную информацию для дальнейшей ее обработки.

-Уровень возбуждения (интерес) - поддерживает способность к восприятию ощущений и напряжению умственных усилий. Необходимо обратить внимание на взаимосвязь между возбуждением и показателями работы. Усиление возбуждения до определенного уровня улучшает деятельность, дальнейшее его усиление приводит к ухудшению деятельность.

-Управление вниманием. Различают два типа управления вниманием: автоматическая и управляемая обработка информации.

-Одним из важных свойств внимания является его объем. Он измеряется количеством объектов, которые человек способен правильно воспринять при кратковременном одновременном предъявлении.

-Процесс внимания также характеризуют такие характеристики как переключаемость (способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям) и распределение внимания (способность удерживать внимание одновременно на нескольких объектах, минимум на двух)


.2.4 Память

Память - собственно информация, которая хранится и извлекается по мере необходимости. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим. Является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память и восприятие работают вместе.

В памяти можно выделить четыре основных процесса:

1.Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений. Различают произвольное и непроизвольное, механическое и осмысленное запоминание.

2.Сохранение - это процесс активной переработки и систематизации полученного материала.

.Процессы узнавания и воспроизведения - это процессы идентификации, актуализации и экстериоризации воспринимаемого объекта. Говоря проще это процессы восстановления прежде воспринятой информации (умений).

.Забывание - процесс постепенного уменьшения возможности узнавания и воспроизведения прошлых сведений или умений.

В связи с тем, что память присутствует во всех жизненных процессах, ее исследование носит междисциплинарный характер.

Психологи выделяют произвольную и непроизвольную память, по характеру проявления различают образную, словесно-логическую, механическую, эмоциональную и условно-рефлекторную память, по типу восприятия - зрительную, слуховую, обонятельную и двигательную память. Одной из основных характеристик памяти является время, или длительность хранения информации. По времени хранения память делят на кратковременную и долговременную.

Несмотря на активное и всестороннее изучение памяти, нельзя сказать, что известно все об этом процессе. Но проведенные исследования дали возможность практического применения знаний о процессах памяти.


1.2.5 Язык

Язык играет важную роль во многих видах деятельности человека, таких как общение, мышление, восприятие и представление информации. Это одно из главных средств человеческого общения, обмена информацией.

Развитие языка у человека представляет собой уникальный вид мысленного выделения, механизм которого служит основой познания.

Язык влияет на восприятие, являющееся основополагающим аспектом познания. Некоторые ученые предполагают, что язык используется человеком для описания мира и непосредственно влияет на восприятие этого мира. Существует и обратная точка зрения, что именно развитие языка зависит от восприятия мира.

Для когнитивной психологи изучение человеческого языка интересно по следующим соображениям:

Развитие языка у homo sapiens представляет собой уникальный вид абстрагирования, механизм которого служит основой познания. У других видов (пчелы, птицы, дельфины, луговые собачки и др.) также есть сложные средства коммуникации, а обезьяны даже используют что-то вроде языковых абстракций, но степень абстрагирования человеческого языка гораздо выше.

Обработка языка - важный компонент обработки и хранения информации.

Язык участвует в различных видах человеческого мышления и решении задач. Многие, если не большинство, из видов мышления и решения задач происходят "внутренне" - при отсутствии внешних стимулов. Абстракции, выраженные вербальными символами, позволяют нам судить об этих событиях.

Язык - одно из главных средств человеческого общения, обмен информацией чаще всего происходит с его помощью.

Язык влияет на восприятие, являющееся фундаментальным аспектом познания. Некоторые ученые утверждают, что язык, используемый человеком для описания мира, влияет на то, как человек воспринимает этот мир. С другой стороны, развитие языка в значительной степени основано на восприятии мира. Поэтому составляющие перцептивно-языкового процесса взаимозависимы: одна их них существенно влияет на другую. Язык с этой точки зрения аналогичен окну в мир.

Обработка слов, речь и семантика, по-видимому, задействуют определенные области мозга и, таким образом, обеспечивает важную связь между нейроанатомическими структурами и языком. Кроме того, исследования патологии мозга часто обнаруживали явные изменения в функциях языка, как в случае афазии .


.2.6 Психология развития

Это еще одна область когнитивной психологии, которая весьма интенсивно изучалась. Недавно опубликованные теории и эксперименты по когнитивной психологии развития значительно расширили наше понимание того, как развиваются когнитивные структуры.

Процесс психологии развития формировался в течение длительного времени, но не получал должного признания вследствие того, что был слишком "физиологическим" для психологических теорий. Однако теперь мы признаем, что биологическое развитие мозга, и пренатальное и постнатальное, является неотъемлемой частью когнитивного развития. В дополнение к этому теоретическому доводу нейрокогнитивный подход к когнитивной психологии развития становится все более важным ввиду недавних открытий в области методов сканирования мозга, некоторые из которых уже обсуждались в других главах этого учебника .


1.2.7 Мышление

Мышление - это интеллектуальная деятельность, основанная на способности оперировать внешними и внутренними переживаниями и ощущениями. Другими словами, мышление - это обобщенное отражение окружающей действительности, опосредованное словом и прошлым опытом человека.

Успехи когнитивной психологии, особенно в течение последних 20 лет, привели к созданию огромного арсенала методов исследования и теоретических моделей, помогающих выявить и объяснить некоторые факты, касающиеся мышления, а также поместить их во вполне убедительную структуру логичной психологической теории .

Мышление можно охарактеризовать следующими основными моментами:

1.Мышление когнитивно, происходит "внутренне", в уме, но о нем судят по поведению субъекта.

2.Мышление - это процесс, при котором происходит некоторая манипуляция знаниями.

.Мышление направленно, его результаты проявляются в поведении, которое "решает" некоторую проблему или направлено на ее решение.

.Мышление является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру которого входит понимание себя как субъекта мышления, дифференциация "своих" и "чужих" мыслей.

Многие особенности процесса мышления до конца еще не изучены.


1.2.8 Решение задач

Деятельность по решению задач пронизывает каждый нюанс человеческого поведения и служит общим знаменателем для самых разнообразных видов человеческой деятельности

Люди, человекообразные обезьяны и многие другие млекопитающие любопытны и по причинам, связанным с выживанием, в течение всей своей жизни ищут новой стимуляции и разрешают конфликты в процессе творческого решения задач.

Во многих ранних экспериментах по решению задач ставился вопрос: что происходит, когда человек решает задачу? Такой описательный подход помогал определить эти явления, однако он не способствовал получению новых сведений о том, какие когнитивные структуры и процессы лежат в их основе .

Решение задач- это мышление, направленное на решение конкретной задачи и включающее формирование ответных реакций, а также выбор из возможных реакций.

В повседневной жизни мы встречаемся с бессчетным количеством задач, которые заставляют нас формировать стратегии ответов, выбирать возможные ответы и проверять ответные действия. Попробуйте, например, решить такую задачу: к шее собаки привязана шестифутовая веревка, а в десяти футах от нее находится кастрюля


1.2.9 Человеческий интеллект

Несмотря на широкое употребление слова интеллект,психологи не пришли к единому его определению. В качестве рабочего определения Р. Солсо рассматривает человеческий интеллекткак способность приобретать, воспроизводить и использовать знания для понимания конкретных и абстрактных понятий и отношений между объектами и идеями и использовать знания осмысленным способом .

Человеческий интеллект, или способность абстрактного мышления - одно из важнейших сущностных свойств человека. Человек, с позиций научного материализма, не локальный и случайный эпизод эволюции, а необходимый результат бесконечного развития материи, ее "высший цвет", возникающий "с железной необходимостью", заложенной "в самой природе материи". Утверждение о случайном характере возникновения человека в мире, высказанное некоторыми философами и естествоиспытателями, находится в явном противоречии с глубинными тенденциями современной науки, которая в эпоху современной научно-технической революции убедительно показала, что человек - это результат единого закономерного мирового процесса, образованного необходимой последовательностью физической, химической и биологической форм материи .


1.2.10 Искусственный интеллект

Искусственный интеллект - область исследований, ориентированных на разработку компьютерных программ, способных выполнять функции, обычно ассоциируемые с интеллектуальными действиями человека: анализ, обучение, планирование, решение, творчество.

Наиболее продуктивные направления работ по искусственному интеллекту связаны с разработками:

) экспертных систем, (позволяющих работникам средней квалификации принимать решения, доступные узким специалистам),

) баз данных, (позволяющих разными способами анализировать информацию и выбирать варианты, оценивая последствия принятых решений),

) исследовательских моделей, позволяющих визуализировать реальность, недоступную непосредственному наблюдению.

Работы по искусственному интеллекту базируются на представлении об изоморфизме между мозгом и физическими устройствами, соответствующем единой структуре мира и единству законов природы, общества и мышления. Работы по искусственному интеллекту содействуют взаимообогащению технических и психологических знаний.

На первых этапах работ по искусственному интеллекту мышление человека принималось за образец, за некий идеал, созданный природой и обществом за миллионы лет эволюции и тысячелетия социального развития. В последующем, начиная с работ Марвина Минского и Сеймура Пейперта, компьютерные программы рассматриваются не только как инструмент объяснения процессов мышления, но и как средство изменения и совершенствования интеллектуальных процедур .

Работы по искусственному интеллекту открыли перспективы развития современного мышления, связанные с его уникальным характером. Под воздействием работ по искусственному интеллекту меняется понимание задач обучения: человек должен овладевать не столько способами решения задач, сколько способами их постановки, должен уметь выбирать стиль мышления, адекватный конкретной проблематике. Мышление человека должно приобрести эпистемологический характер, то есть быть направленным на осознание принципов работы своего интеллекта и познания его индивидуальных особенностей.


1.3 Когнитивные модели


Концептуальные науки, включая когнитивную психологию, имеют метафорический характер. Модели явлений природы, в частности, когнитивные модели - это служебные абстрактные идеи, полученные из умозаключений, основанных на наблюдениях. Строение элементов может быть представлено в виде периодической таблицы, как это сделал Менделеев, но важно не забывать, что эта классификационная схема является метафорой. И утверждение, что концептуальная наука является метафорической, нисколько не уменьшает ее полезность. Одна из задач построения моделей - это лучше постичь наблюдаемое. А концептуальная наука нужна для другого: она задает исследователю некую схему, в рамках которой можно испытывать конкретные гипотезы и которая позволяет ему предсказывать события на основе этой модели. Периодическая таблица очень изящно удовлетворяла обеим этим задачам. Исходя из расположения элементов в ней, ученые могли точно предсказывать химические законы соединения и замещения, вместо того, чтобы проводить бесконечные и беспорядочные эксперименты с химическими реакциями. Более того, стало возможным предсказывать еще не открытые элементы и их свойства при полном отсутствии физических доказательств их существования. И если заниматься когнитивными моделями, не стоит забывать аналогию с моделью Менделеева, поскольку когнитивные модели, как и модели в естественных науках, основаны на логике умозаключений и полезны для понимания когнитивной психологии.

Таким образом, модели основываются на выводах, сделанных из наблюдений. Их задача - обеспечить умопостигаемую репрезентацию характера наблюдаемого и помочь сделать предсказания при развитии гипотез. Рассмотрим несколько моделей, используемых в когнитивной психологии. Существует довольно грубая версия модели, делившей все когнитивные процессы на три части: обнаружение стимулов, хранение и преобразование стимулов и выработку ответных реакций (рис. 1):



Эта модель, часто использовалась в том или ином виде в прежних представлениях о психических процессах. И хотя она отражает основные этапы развития когнитивной психологии, но в ней так мало подробностей, что она едва ли способна обогатить "понимание" когнитивных процессов. Она также неспособна породить какие-либо новые гипотезы или предсказывать поведение.

Эта примитивная модель аналогична древним представлениям о вселенной как состоящей из земли, воды, огня и воздуха. Подобная система действительно представляет один из возможных взглядов на когнитивные явления, но она неверно передает их сложность.

Одна из первых и наиболее часто упоминаемых когнитивных моделей касается памяти. В 1890 году Джеймс расширил понятие памяти, разделив ее на "первичную" и "вторичную" память. Он предполагал, что первичная память имеет дело с происшедшими событиями, а вторичная память - с постоянными, "неразрушимыми" следами опыта. Эта модель выглядела так (рис. 2):



Позднее, в 1965 году Во и Норман предложили новую версию этой же модели и оказалось, что она во многом приемлема. Она понятна, она может служить источником гипотез и предсказаний,- но она также слишком упрощена. Можно ли с ее помощью описать все процессы человеческой памяти? Едва ли; и развитие более сложных моделей было неизбежно. Измененный и дополненный вариант модели Во и Нормана показан на Рис. 3. Заметим, что в нее была добавлена новая система хранения и несколько новых путей информации. Но даже эта модель является неполной и требует расширения.

За последнее десятилетие построение когнитивных моделей стало излюбленным времяпрепровождением психологов, и некоторые из их творений поистине великолепны. Обычно проблема излишне простых моделей решается добавлением еще одного "блока", еще одного информационного пути, еще одной системы хранения, еще одного элемента, который стоит проверить и проанализировать.

Теперь можно сделать вывод, что изобретение моделей в когнитивной психологии вышло из под контроля. Это не совсем верно, так как это настолько обширная задача - т.е. анализ того, как информация обнаруживается, представляется, преобразуется в знания, и как эти знания используются,- что как бы мы ни ограничивали наши концептуальные метафоры упрощенными моделями, нам все равно не удастся исчерпывающим образом разъяснить всю сложную сферу когнитивной психологии.



1.4 Когнитивная психокоррекция


Когнитивная психология появилась как ответная реакция на бихевиоризм и гештальтпсихологию. Поэтому в когнитивной психокоррекции основное внимание <#"justify">Заключение


Итак когнитивная психология - область психологии, изучающая процессы познания у человека. В англоязычной литературе более принят термин cognitive sciences, обозначающий комплекс направлений исследования познания и мышления, куда, помимо психологии, включаются кибернетика, информатика, некоторые области логики, а также ряд направлений философии сознания.

Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение.

Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов - от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; она охватывает всевозможные сферы поведения.


Список литературы


1.Айзенк М. , Брайнт. П. Психология: комплексный поход. Мн.: "Новое знание", 2002.-832 с.

2.Величковский Б.М.Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. - Т. 1. - М. : Смысл: Издательский центр "Академия", 2006. - 448с.

.Величковский, Б.М. Технологии, внимательные к вниманию человека: Успехи когнитивных наук. В мире науки, 2003, № 12, 86-93.

4.Дружинин В.Н. ,Ушаков Д.В. Когнитивная психология. М.:ПЕР СЭ, 2002. -480 с.

5.Корнилова Т.В. Методологические основы психологии/ Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. - СПб. : Питер, 2008. - 320 с., ил.

6.Крайг Г, Бокум Д. Психология развития. СПб. "Питер"., 2007.- 944с.

.Ломов Б.Ф. Вопросы психологии. №6. 2005.

.Магазов С.С. "Когнитивные процессы и модели" - М.: Издательство ЛКИ, 2007.-248 с.

.Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. "Питер", 2005. -583 с.

10.Максимов, Л.В. Когнитивизм как парадигма субъективной философии и гуманитарных наук. - М.: Росспен. 2003.-160 с.

11.Медушевская, О.М. Теория и методология когнитивной истории. М.: РГТУ, 2008. - 358 с.

.Осипова А.А., Общая психокоррекция. - М.: Сфера, 2002 - 510 с.

13.Петровский А.В. Введение в психологию. М., Академия, 2008.-512 с.

14.Психологический журнал №1 . 2008.

15.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, СПб., Питер, 2009.-720 с.

.Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: "Либерея", 2002.-600с

17.Щедровикий Г.П. Методологическая организация сферы психологии // Вопросы методологии. 1997. № 1-2. - С.108-127

.Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб.: "Евразия", 2002. -532с.

.Фрейджер Р.,Фрейдимен Дж. Личность, теории, упражнения, эксперименты. СПб.: "Прайм - ЕВРОЗНАК", 2008.- 704 с.

20.Юнг К. Г. Аналитическая психология. - СПб.; Кентавр, 2004.- 475с.

21.

.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.