Когнитивный подход настаивает на что. Гуманистический подход

Слово ʼʼкогнитивныйʼʼ происходит от латинского глагола – знать. Сторонники этого подхода (Брунер, Пиаже, Зимбардо, Бек, Эллис и др.) утверждают, что человек - ϶ᴛᴏ не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы и на события внешнего мира, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительность, сравнивать, принимать решения, разрешать проблемы и пр.

Когнитивные теории личности исходят из понимания человека как ʼʼпонимающего, анализирующегоʼʼ, поскольку человек находится в мире информации, которую нужно понять, оценить, использовать. Поступок человека включает три компонента: 1) само действие, 2) мысли, 3) чувства, испытываемые при выполнении определœенного действия. Внешне похожие поступки бывают разные, так как мысли и чувства были иными.

Субъективная интерпретация ситуаций есть более истинный фактор принятия решения, чем ʼʼобъективноеʼʼ значение этих ситуаций. Разные люди по-разному видят, интерпретируют ситуации, в которых они действуют.

Джордж Келли (1905-1967), практикующий медицинский психолог, был одним из первых персонологов, кто придал особое значение когнитивным процессам как основной черте функционирования человека. В соответствии с его теоретической системой, получившей название психология личностных конструктов , человек по существу – ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. Эта точка зрения на человека как на исследователя лежит в базе теоретических построений Келли, а также современной когнитивной ориентации в психологии личности.

Келли настоятельно советовал своим коллегам-психологам не смотреть на испытуемых как на пассивные организмы, ʼʼреагирующиеʼʼ на внешние раздражители. Он напоминал им, что испытуемые ведут себя аналогично тому, как ученые, делающие вывод на базе прошлого опыта и строящие предположения о будущем. Его собственная теория, очень оригинальная и отличная от базовых направлений психологического мышления, преобладающих в то время в Соединœенных Штатах, во многом послужила причиной современной волны интереса к изучению того, как люди осознают и перерабатывают информацию о своем мире.

Келли полагал, что люди воспринимают свой мир с помощью четких систем или моделœей, называемых конструктами. Личностный конструкт - ϶ᴛᴏ идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста. Именно когнитивный процесс наблюдения сходства и различий между объектами, событиями приводит к формированию личностных конструктов. Для формирования конструкта необходимы три элемента (явления или предмета): два из них должны быть похожими друг на друга, а третий элемент должен отличаться от этих двух. По этой причине всœе личностные конструкты биполярны и дихотомичны, мышление человека осознает жизненный опыт в терминах черного и белого, а не оттенков серого. Все конструкты имеют два противоположных полюса: полюс сходства отражает, чем похожи два предмета͵ а полюс контраста показывает, чем эти предметы противоположны третьему элементу. Примерами личностных конструктов бывают, ʼʼумный – глупыйʼʼ, ʼʼхороший – плохойʼʼ, ʼʼмужской – женскийʼʼ, ʼʼдружеский – враждебныйʼʼ и т. п.

Каждый из нас воспринимает действительность путем собственных моделœей или конструктов, необходимых для создания непротиворечивой картины мира. В случае если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит его. И наоборот, в случае если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще должна быть исключен. Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события. Два человека, будь они даже идентичными близнецами или имей схожие взгляды, обращаются к событию и интерпретируют его по-разному. Каждый человек понимает действительность с ʼʼколокольниʼʼ своего уникального личностного конструкта. Разница между людьми состоит в том, что они интерпретируют события под разным углом зрения. Человек пытается объяснить действительность, чтобы научиться предвосхищать события, влияющие на его жизнь, ᴛ.ᴇ. люди смотрят на настоящее так, чтобы предвидеть будущее с помощью уникальной системы своих личностных конструктов. И поведение человека определяется тем, как он прогнозирует будущие события.

Келли предположил, что, в случае если мы знаем, как человек организует свои конструкты, мы можем правильно судить о его поведении, ᴛ.ᴇ. узнать личность – значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт. Личность принято понимать как организованная система более или менее важных конструктов, которые человек использует, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события.

В случае если человек изменит свои конструкты, то он изменит свое поведение и свою жизнь. Конструктная система меняется, в случае если с ее помощью невозможно правильно прогнозировать последовательность событий.

У представителœей одной культуры имеется схожесть в поведении, в конструктах. Культурные различия коренятся в разнице конструктов, которыми пользуются люди. Социальное взаимодействие состоит, в первую очередь, из попыток одного человека понять, как другой человек осознает действительность; чтобы плодотворно с кем-либо взаимодействовать, человеку крайне важно интерпретировать какую-то часть конструктной системы другого человека, нужно, чтобы один человек поставил себя на место другого, чтобы лучше понимать и прогнозировать его настоящее и последующее поведение. Оптимальные отношения предполагают взаимное понимание взглядов на жизнь. Люди интерпретируют мир одинаково в той мере, в какой они используют схожие системы конструктов, и значимое социальное общение с кем-либо требует понимания того, как данный человек воспринимает мир.
Размещено на реф.рф
Люди с общим восприятием мира с большей вероятностью обратят внимание друг на друга и в конце концов станут друзьями, чем те, кто воспринимает мир по-разному.

Изменить свои конструкты трудно, страшно и иногда даже невозможно, и в связи с этим человек пытается изменить мир, других людей, чтобы они соответствовали его предубеждениям и конструктам.

Психические расстройства – любой личностный конструкт, который обычно повторяется, несмотря на последовательную неполноценность, когда проявляется непригодность системы личностных конструктов для достижения целœей человека, ᴛ.ᴇ. человек не можем прогнозировать события, терпит неудачу в познании мира и совладании с ним. Келли предполагал, что депрессия имеет тенденцию появляться у тех людей, которые сократили свое перцептивное поле до минимума (так как сузились интересы), испытывают трудности в принятии даже самых маленьких решений, когда происходит сужение конструктной системы. Келли видел задачу психотерапии в том, чтобы помочь людям изменить их конструктную систему, улучшить ее прогностическую эффективность, помочь пациенту развивать и апробировать новые гипотезы, новые конструкты, сделать доступными факты, по которым пациент может проверить свои гипотезы, сформировать или реорганизовать конструктную систему, более прогностически эффективную. В результате он осознает и интерпретирует ситуации, себя иначе, становится новым, более эффективным человеком.

Когнитивный подход

Когнитивные концепции психотерапии и консультирования акцентируют роль когнитивных умений, значимость осмысления и понимания человеком своего опыта, подчеркивая необходимость рационализации эмоциональных переживаний. При этом предполагается, что личность обладает способностью к анализу своих переживаний и рассуждению.

Ярким примером когнитивного подхода может служить рационально-эмоциональная терапия , разработанная Альбертом Эллисом (1913-2007). Она основана на идее, что эмоциональные расстройства и анормальное поведение являются следствием неадекватных иррациональных убеждений. Консультант расспрашивает пациента о его убеждениях. По мере их выявления в процессе лечения консультант направляет его к более эффективному способу мышления и действий. Для этого применяется воображение, убеждение, логические рассуждения, советы-напоминания, библиотерапия и рациональный самоанализ. Клиенты изучают анатомию эмоций и используют этот подход для самопомощи.

В основе терапии и системы консультирования , которую разработал Аарон Бек, лежит когнитивная теория депрессии. С его точки зрения когнитивная триада депрессии состоит:

  • 1) из негативного самовосприятия - пациент считает себя никчемным, нежелательным, глупым;
  • 2) негативного восприятия мира - требовательного, жестокого, безжалостного;
  • 3) негативного восприятия будущего ожидания страданий, неудач и наказаний.

Цель психотерапии - помочь пациенту в преодолении депрессивной триады через:

  • 1) распознавание и опытную проверку негативных восприятий;
  • 2) обнаружение и воплощение новых возможностей поведения и чувствования;
  • 3) закрепление новых когнитивных способностей.

Терапевт объясняет и обосновывает принципы когнитивной теории, разрушает автоматические мысли и связи между событиями и чувствами, а также формирует новые автоматические мысли, более адекватные реальности. Пациента побуждают активно использовать воображение и представлять себя успешно действующим в ситуации, которая ранее была невыносимой.

Гуманистический подход

Основоположниками и признанными лидерами гуманистической психологии были Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. В основе гуманистической концепции - понимание человека как изначально положительного, движущегося вперед, заслуживающего доверия и ориентированного на рост при наличии благоприятных возможностей. Гуманистическая психология зародилась в качестве оппозиции психоанализу и бихевиоризму и быстро получила признание большого числа профессионалов.

Гуманистический подход в психотерапии и консультировании развивался, прежде всего, в практике и работах Роджерса. Этот подход подчеркивает позитивный взгляд на природу человека, полагая, что в се основе лежит добро. Главная задача заключается в создании подходящих условий для того, чтобы клиент мог максимально реализовать свои способности и врожденное стремление к самоактуализации. Психолог-консультант способствует проявлению уникальности клиента и обращает на эту уникальность внимание самого клиента.

Недирективная , или личностно центрированная, психотерапия Роджерса является наиболее типичным примером этого подхода. В соответствии с ним внутренняя природа и сущность человека позитивна, конструктивна и социальна и проявляет себя тогда, когда в его взаимоотношениях с другими людьми существует атмосфера безусловного позитивного принятия и эмпатического понимания. Главная задача психотерапевта и консультанта - создать такую атмосферу общения с клиентом, не задавать цели пациенту, чтобы затем направлять его к их достижению. Скорее, клиент должен ставить собственные цели при поддержке психотерапевта. Таким образом, терапевт воздерживается от указаний и советов, но поддерживает оптимальное сочетание теплоты и внимания к клиенту во время сеансов. Клиент видит в терапевте внимательного и сочувствующего, деликатного собеседника, уделяющего особое внимание эмоциональным проблемам клиента - переживаниям и чувствам.

Подход Роджерса революционизировал профессию консультирования путем соединения консультирования с психотерапией. Он сделал личностно центрированный подход и само консультирование лучше приспособленным для решения широкого ряда человеческих проблем. Личностно центрированное консультирование помогает улучшить психологическую приспособляемость, обучаемость, повысить толерантность к фрустрации и уменьшить настороженность.

Классиком гуманистической психологии, который также считается представителем экзистенциальной психотерапии , является известный американский психотерапевт Ролло Мэй (1909-1994). Он считал недопустимым сводить человеческую природу к реализации глубинных инстинктов или к реакциям на стимулы среды. Он был убежден, что человек в значительной мере ответственен за то, каков он есть и как складывается его жизненный путь.

Мэй полагал, что терапевт, работающий с симптоматикой в повелении и реакциях клиента, не должен упускать из виду нечто более важное. Невротические симптомы являются лишь способами убежать от своей свободы и показателями того, что человек не использует свои возможности. По мере обретения человеком внутренней свободы его невротические симптомы, как правило, исчезают. Он считал, что работа психотерапевта заключается в том, чтобы помочь людям обрести свободу для осознания и осуществления своих возможностей. Мэй придерживался убеждения, что психотерапия призвана в первую очередь помогать людям прочувствовать свое существование. В отличие от многих именитых психотерапевтов, Мэй не основал собственной школы.

Экзистенциальная психотерапия . В психотерапии и консультировании экзистенциальный подход берет свои истоки из философии экзистенциализма. При этом были заимствованы такие понятия, как "экзистенция" - существование, бытие-в-мире, чувство бытия, подлинность и неподлинность бытия и т.п. В широком смысле экзистенция понимается просто как существование. В узком смысле - это существование в качестве самого себя, ничем недетерминированного: ни социумом, ни собственной биологией, ни даже собственным прошлым. Жизнь человека насыщена множеством различных событий, на него влияют природные и социальные факторы. Однако каждый человек сам строит свою жизнь, свое бытие. И результаты этого строительства зависят в первую очередь от его усилий. Человек должен сделать себя сам, здесь и сейчас, не откладывая на завтра, не перекладывая на плечи другого, на плечи ближнего, нации, государства, общества.

Экзистенциальная позиция состоит в том, что сущность человека не задана изначально, а обретается им в процессе индивидуального поиска собственной уникальной идентичности. Он делает личные выборы, за которые и несет персональную ответственность.

Предметом терапевтического анализа является повседневный опыт человека в его соприкосновении с реальностью - радость и отчаяние, страх и надежда, творчество и игра, одиночество и сопричастность, ненависть и симпатия. Психотерапевты, практикующие экзистенциальный подход, помогают клиентам в преодолении вины, тревоги и горя, возвращая им утраченные чувства отваги и вдохновения, радость полноценного бытия, способность к творчеству, благоговение перед жизнью.

Основная цель экзистенциальной терапии - помочь человеку лучше разобраться в своей жизни, лучше понять ее возможности и границы этих возможностей. Практически экзистенциальная психотерапия осуществляется в форме встреч, во время которых в неторопливой беседе клиенту предоставляется возможность выразить свой предшествующий опыт и осмыслить его во взаимодействии с терапевтом. Темы бесед так или иначе включают осознание фундаментальных истин применительно к повседневной жизни. Стиль работы психотерапевта недирективный. Некоторые специалисты считают недопустимым даже использование слов, которые не произносил клиент, так как это может искажать подлинное раскрытие клиента. Терапевт никогда не спрашивает "Почему?", классическим вопросом является "Как Вы это чувствуете?" Отправной точкой и окончанием терапевтического процесса, который уместно сравнить с путешествием, является поиск Смысла, который может проявиться в каждом жесте, взгляде, молчании.

Экзистенциально ориентированная психотерапия никогда не представляла собой единого, монолитного, организованного движения. В рамках этого подхода существует множество школ и направлений. К нему относится подход Ролло Мэя, рассмотренный выше.

Но может быть самой известной экзистенциальной психотерапевтической школой является логотерапия Виктора Франкла (1905-1997). В ней предложены принципы помощи человеку в преодолении экзистенциальной пустоты, обретении смысла. Согласно концепции логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Человек отвечает на вопрос о смысле жизни своими реальными поступками. Роль смысла выполняют ценности - смысловые универсалии, обобщающие опыт человечества. Франкл описывает три группы ценностей, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной:

  • ценности творчества, к которым относится в первую очередь труд;
  • ценности переживания, в частности любовь;
  • ценности отношения, к которым относится позиция, сознательно вырабатываемая в критических жизненных обстоятельствах.

Свобода воли в понимании Франкла неразрывно связана с ответственностью за совершаемые выборы, без которой она превращается в произвол. Логотерапия строится на осознании пациентом ответственности за нахождение и реализацию смысла своей жизни в любых жизненных обстоятельствах.

Экзистенциально-гуманистическая психотерапия Джеймса Бюджентала соединяет принципы гуманистической и экзистенциальной психологии. Важнейшие положения своего подхода Бюджентал (1915-2008) называет жизнеизменяющей терапией. За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие и не всегда ясно осознаваемые экзистенциальные проблемы. К их числу относятся проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, проблемы поиска смысла жизни и ответов на вопросы "Что я есть?", "Что есть этот мир?" и т.д. В экзистенциально-гуманистическом подходе терапевт проявляет особый экзистенциальный слух, позволяющий ему за фасадом заявленных проблем и жалоб клиента уловить эти скрытые экзистенциальные проблемы и призывы. В этом и состоит смысл жизнеизменяющей терапии: клиент и терапевт совместными усилиями пытаются помочь первому попять способ, которым он отвечал на экзистенциальные вопросы своей жизни, и пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы сделать жизнь клиента более полноценной. В центре внимания терапевта находится субъективность человека. Субъективность это наши переживания, стремления, мысли, тревоги... все, происходящее внутри нас и определяющее то, что мы делаем вовне, а главное - что мы делаем из того, что там с нами случается. Субъективность клиента и есть главное место приложения усилий терапевта, а его собственная субъективность - главное средство помощи клиенту.

Гештальт-психотерапия также относится к гуманистическим подходам. Инициатор гештальт-терапии Фредерик (Фриц) Перлз (1893-1970) разработал свою модель на основании гештальт-психологии. Гештальт (от нем. Gestalt - фигура, образ) в традиционном значении обозначает завершенную целостность. Любой живой организм, включая личность, не может быть понят, когда его рассматривают просто как изолированный организм, вне окружающей его среды, контекста. Основным теоретическим принципом гештальт-терапии Перлза является убеждение, что способность индивида к саморегуляции ничем не может быть адекватно заменена. Поэтому особое внимание уделяется развитию у пациента готовности принимать решения и делать выбор.

Вопросы практики

Пример упражнения гештальт-терапии . Предположим, девушка боится влюбиться, потому что однажды была обманута. Предположим, кто-то боится разозлиться, потому что однажды, когда он показал свою злость, его сильно побили. Каждый из нас пережил много подобных случаев, которые воспроизводятся в воображении; они не дают мам возможности заново подойти к интересным ситуациям, если нам не повезло в подобных ситуациях в прошлом. Эти старые переживания - "незаконченные дела", которые препятствуют тому, чтобы мы принялись за привлекающие нас "новые дела". Можно попробовать завершить их, повторно переживая их в воображении. Каждый раз, воспроизводя эти болезненные эпизоды, вы сможете находить добавочные детали и переживать в сознании все больше и больше эмоции, которые с ними связаны.

Вновь и вновь оживляйте в фантазии переживание, которое имело для вас сильную эмоциональную нагрузку. Каждый раз старайтесь вспомнить дополнительные детали. Какое, например, наиболее пугающее переживание вы можете вспомнить? Прочувствуйте его вновь так, как это все происходило. И еще раз. И снова. Употребляйте в описании настоящее время.

Возможно, в фантазии всплывут какие-то слова, нечто, что вы или кто-то другой говорили в этой ситуации. Произносите их вслух, вновь и вновь; слушайте, как вы произносите их, почувствуйте, как вы переживаете их выговаривание и их слушание.

Вспомните ситуацию, в которой вы были унижены. Воспроизведите ее несколько раз. Обратите при этом внимание, не возникает ли в памяти какой-нибудь более ранний опыт подобного рода. Если это так, перейдите на нет и проработайте ее.

Делайте это для различного рода эмоциональных переживаний, насколько у вас хватит времени. Есть ли у вас, например, незаконченные ситуации горя? Когда кто-то, кого вы любили, умер, могли ли вы плакать? Если нет, можете ли сейчас? Можете ли вы мысленно представить себя у гроба и проститься?

Когда вы были более всего разъярены, пристыжены, в замешательстве, чувствовали себя виноватым и пр.? Можете ли вы пережить эти эмоции вновь? Если нет, то можете ли вы почувствовать, что вам мешает?

Центральными пунктами гештальт-терапии являются фокусировка на переживании опыта "здесь и теперь" и интеграция фрагментированных частей личности в единое целое. В процессе гештальт-терапии встречи с терапевтом ориентированы не столько на понимание причин возникновения проблем, сколько на конкретную реальность, существующую "здесь и теперь". На примере контакта с терапевтом клиент учится по-новому вступать в контакт с этой реальностью, а нс убегать в свои невротические фантазии. Гештальт-терапия является длительной психотерапией, ориентированной на личностный рост, и может помочь человеку обнаружить в себе совершенно новые стороны своего "Я" и ресурсы, повышающие качество жизни. Она изменяет отношение к окружающему миру.

Милтон Эриксон (1901 - 1980) стал основателем направления в психотерапии, получившем название краткосрочной стратегической психотерапии , нового способа гипноза, который сегодня называют эриксоновским, или, на манер английской транскрипции, - эриксо нианским . Центральное понятие его метода - гипнотический транс. Согласно Эриксону, гипнотический транс - это такое состояние психики, в котором человек наиболее способен к изменению и к восприятию нового знания. Психотерапевт не возвышается над клиентом, не "подчиняет" его себе; клиент сохраняет полный самоконтроль и отнюдь не следует велениям чужой воли. В сущности, транс - это естественное состояние, переживавшееся каждым из нас. Состояние транса может наступать, например, тогда, когда мы погружаемся в размышления или молимся. В подобных ситуациях человек более ярко осознает внутренние ощущения, тогда как внешним стимулам - звукам и движениям - в это время придается меньшее значение. Эриксон считал, что в трансовом состоянии человек больше способен к "бессознательному обучению". Транс является тем состоянием, которое облегчает обучение и формирует готовность к изменениям. В отличие от авторитарных методов гипноза, недирективный подход, использованный Эриксоном, более гибок и индивидуален. Эриксон был твердо убежден, что каждая личность неповторима, подвижна, уникальна. Любая жесткая теория (в том числе и теория личности) сковывает и ограничивает психотерапевта.

Первоначально эриксоновский гипноз применялся в медицине, йогом, по мере того как завоевывал авторитет, стал распространяться на другие области деятельности. Идеи, методы и техники, созданные Эриксоном, в настоящее время пользуются большой популярностью в современной психотерапии и консультировании.

Психотерапевтическая концепция под названием "транзактный анализ" разработана Э. Берном (1910-1970) и стала популярной в силу своей логики, относительной простоты и доступности. Предполагается, что в каждом человеке присутствует три эго-состояния - Родитель, Взрослый, Ребенок - сменяющие друг друга в процессе взаимодействия с другими людьми. Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человеческого организма. Основной мотивацией личности является, по Берну, стремление к получению "поглаживания" - именно поэтому и происходит социальное взаимодействие. Нуждаясь в "поглаживаниях", люди начинают замечать друг друга и стремиться к установлению взаимоотношений, которые Берн именует рядом трансакций. В повседневном общении человек входит в определенные роли и участвует в определенных сценариях взаимодействия.

Целью терапии является помощь клиенту к осознанию своих саморазрушающих сценариев. Терапевт обычно занимает активную, директивную, объясняющую позицию. В групповой форме терапии происходит проигрывание различных видов межличностного взаимодействия, во время которых клиент обучается оптимальным и уверенным стилям общения. Теория Берна привлекает причинно-следственной обусловленностью и точными ярлыками для тех или иных феноменов поведения.

Американский психиатр и психолог румынского происхождения Я. Л. Морено (1889-1974) стал основателем психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. Он разработал психотерапевтический метод, который получил название психодрамы . Эта форма психотерапии основывается на спонтанных ролевых и импровизированных играх детей. Кроме того, Морено создал способ измерения, диагностики и описания групповых отношений - социометрию - используемый для изучения структуры малых групп, а также в терапевтических группах психодрамы.

Психодрама - метод терапии, в ходе которой клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывая сцены, имеющие отношение к его проблеме. Причем эти сцены, вместо того чтобы рассказывать о них, разыгрываются, как если бы они происходили в данный момент, что придает им интенсивность и релевантность, дает возможность переделать, изменить свою жизнь здесь и сейчас.

Протагонист вспоминает сцену из своего детства и то ощущение позора, которое вызвало у него тогда поведение соперничающего с ним младшего брата. Он сообщает. что отчетливо помнит лишь исполненный доверия взгляд матери, обращенный на его младшего брата, тогда как сам он, испытывая разочарование, обиду и ревность, в сердцах убегает прочь.

Протагонист выбирает двух членов группы в качестве исполнителей ролей его матери и младшего брата. Затем оборудует на сцене кухню. Игра начинается.

Протагонист в роли шестилетнего мальчика врывается на кухню, рассказывает, как он проголодался. Взрослый протагонист, исполняя свою роль в психодрамe, переносится в детство; здесь проявляются два характерных для психодрамы феномена; партнерша теряет для протагониста свою собственную реальность и становится носительницей образа его матери. За несколько минут возникает настоящий перенос. Параллельно ему в ходе игры происходит возрастная регрессия протагониста, выражающаяся в его жестах и речи. Он начинает говорить и вести себя как ребенок.

Затем, поменявшись ролями, протагонист играет мать и демонстрирует, как она из-за этого злится. В роли матери он говорит: "Сначала ты почти ничего не ешь за завтраком, затем все утро носишься в саду, а теперь являешься и хватаешь лучший кусок! Скажи, а ты прополол сорняки, как я тебе велела?" Происходит очередной обмен ролями, и теперь уже в роли матери она повторяет: "Скажи, а ты прополол сорняки, как я тебе велела?" Смутившись, но все же слегка бравируя, протагонист в роли маленького ребенка отвечает: "Нет, мама, но я уже это делаю!" Партнерша возражает ему в роли матери: "Я слышу от тебя это уже неделю. Постепенно я перестаю вообще надеяться на тебя ". После этого замечания протагонист выходит из своей роли ребенка: "Да, именно так разговаривала со мною мать". Теперь он снова меняется ролями с партнершей и в роли матери подзывает младшего брата, стоявшего до сих пор на заднем плане в качестве статиста: "Ступай, Саша, не сомневаюсь, что ты справишься с прополкой лучше, чем Петя. Ты же мой маленький помощник! А мама даст тебе дополнительную порцию пирога, только тебе!" По знаку ведущего психодрамы партнерша в роли матери повторяет весь разговор с Сашей. Протагонист так же, как когда-то, должен стоять рядом и наблюдать всю сцену. Вдруг дрожащим голосом он кричит матери: "Ты меня не любишь только потому, что Сашка все время вертится возле тебя. Поэтому я ухожу из дома. Я не хочу больше видеть вас!" Взрослый протагонист начинает горько плакать и только на краю сцены обнаруживает, что не бежит с кухни матери, а находится в психодраматической группе. "Да, именно так и было, когда я впервые убежал из дома!" - комментирует он сцену.

Во второй части забытый протагонистом эпизод переносится в настоящее. Проявляются два типичных для психодрамотерапии признака: вследствие возрастной регрессии протагониста в фазе игры вновь оживают прежние чувства. Он переживает ревность к младшему брату и свою обиду настолько реально, что в процессе психодраматического действия достигает катарсиса тех чувств, которые до сих пор возникали в его жизни в аналогичных ситуациях. При воспроизведении детского переживания протагонист, несмотря на вновь овладевающее им в игре чувство ревности, знает, что теперь эти эмоции переживаются и соответствующим образом упорядочиваются им уже не как маленьким, испытавшим разочарование мальчиком, а как взрослым мужчиной.

Расширение переживания при обмене ролями, благодаря которому протагонист вынужден переживать сцену также с позиции матери и маленького брата, позволяет протагонисту не только воспроизвести детское переживание и попутно испытать катарсис, но и обеспечивает полное эмоциональное понимание межличностной ситуации , одностороннее восприятие которой с детства определяло его поведение п обусловливало то, что аналогичным образом он вел себя п в отношениях с шефом. Происшедшее в полном смысле слова стало для него познанным. Травматическое детское переживание стало в игре столь актуальным, что в результате произошел настоящий катарсис накопившихся в бессознательном чувств.

Действие способствует прояснению и конкретизации проблемы. Исследуются новые роли, альтернативные аффективные и поведенческие стили, осуществляется поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблем. При этом драматизируются и исследуются в действии не только реальные события и жизненные кризисы, но и, что более важно, различные аспекты внутренних психологических событий.

Психодрама в первую очередь является групповой психотерапией, однако может использоваться и в форме индивидуальной терапии, как монодрама. Материал для переживания, например конфликта или проблемной ситуации, а также желаний и надежд, создается при помощи терапевта и других членов группы в групповых сценках, которые разыгрываются и затем обсуждаются. Особых дарований, например актерских способностей, для психодрамы не требуется, они скорее даже препятствуют психодраме.

Психодрама способствует пробуждению креативности, спонтанности и ролевой подвижности. Преимущество психодрамы по сравнению с другими методами групповой психотерапии состоит в том, что ее процесс представляет собой естественное осуществление взаимосвязей повседневной жизни. То, что пережито, проделано и обсуждено, наполнено смыслом.

Телесно ориентированный подход в психотерапии представлен множеством школ. Объединяющим принципом этого подхода является то, что применение различных воздействий на тело человека помогает добиться позитивных изменений его душевного состояния.

Пионером телесно ориентированной психотерапии считается Вильгельм Райх (1897-1957). По его мнению, невроз всегда сопровождается возникновением "хронических мускульных зажимов". Эта система зажимов формирует "панцирь характера". Панцирь может быть любой конфигурации и консистенции, но при этом его функция остается одной и той же - защита от неудовольствия. Однако организм платит за эту защиту возникновением эмоциональных и невротических расстройств. Расслабление мышечного панциря освобождает энергию. Райх начат прямо работать с зажимаемыми мышцами, разминая их руками, чтобы высвободить связанные в них эмоции.

Терапия, которую предлагает Райх, состоит, прежде всего, в распускании панциря. Для этого используются накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания и прямое воздействие па хронические мышечные зажимы посредством давления, защипывания и т.п.

Учеником Райха был Александр Лоуэл, разработавший систему под названием биоэнергетика . Биоэнергетика включает райхианскую теорию дыхания, многие из райхианских техник эмоционального раскрепощения. Лоуэл использует также напряженные позы для энергегизации частей тела, которые были заблокированы.

Различные системы, ориентированные на тело, исходят из предположения, что человек, закрепощенный психически, как правило, закрепощен и физически. Таким образом, воздействуя на мышечные зажимы, можно воздействовать на соответствующие структуры в психике, и наоборот. Во всех подходах акцентируется преимущество релаксированных состояний перед напряженными и стремление уменьшать привычные напряжения в теле. Все эти системы сходятся в том, что нам не нужно учиться чему-то совершенно новому или развивать новые мышцы. Важно отучиться от дурных привычек, которые возникают у нас в детстве и позже, вернуться к естественной мудрости, координации и равновесию тела. Здесь тело рассматривается не как дом пребывания личности, а как существенная часть личности.

Многообразие психотерапевтических концепций не поддается строгой классификации. Отсюда появляются симбиозы типа когнитивно-бихевиорального или экзистенциально-гуманистического подхода. Некоторые авторские концепции вообще трудно отнести к определенной категории.

Какие же из этих концепций психологического консультирования и психотерапии правильные , какие пет ? Такой вопрос порой возникает, когда представители этих направлений критикуют друг друга и утверждают, что

их психотерапевтическая практика - самая лучшая. Как поступить начинающему консультанту?

Психолог-консультант в своей работе может опираться на идеи и методы, разработанные в любой из психотерапевтических школ, или комбинировать их самостоятельно. Значительное количество консультантов па основе своего опыта часто вырабатывают свою теорию и методологию, опираясь на уже известные теоретические парадигмы, а далее, по мере продолжения накопления опыта, постоянно корректируют и расширяют сформированную теоретическую базу.

Каждый консультант может выбрать некоторую концепцию как основу практики в зависимости от особенностей своей личности, мировоззрения, теоретико-психологических симпатий. При ориентации на любое направление можно добиться эффективности в консультировании, поскольку решающее значение имеет не столько используемая теория, сколько качества личности консультанта - общечеловеческие качества, ценности, личностная зрелость, профессиональный опыт, уровень подготовки, способности к интеграции теоретических познаний и практических умений. В формулировании и терапии различных проблем консультанты могут исходить из ясно определенных принципов или личного опыта и интуиции.

В повседневной консультационной работе психолог обычно избегает предпочтения какой-либо одной психологической теории и использует методы практически из всех направлений, нередко модифицируя и адаптируя их под каждую конкретную ситуацию или задачу. Следует иметь в виду, что многие формы психотерапии и консультирования адресованы определенной более или менее ограниченной группе пациентов.

В настоящее время популярно так называемое эклектичное консультирование , представляющее собой интеграцию консультантом различных методов, опирающихся на интеграцию нескольких теоретических подходов. Создание собственного подхода в консультировании - это итог всей профессиональной деятельности квалифицированного консультанта. Значительное количество специалистов, продолжительное время работающих в области психологического консультирования и психотерапии, как правило, отходят от ранее предпочитавшегося ими направления и создают собственную теоретико-практическую систему, наиболее соответствующую их личности и мировоззрению.

  • См.; Перлз Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальт-терапии). М., 1993.
  • См.: Лейтц Г. Психодрама: Теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено: пер. с нем. М.: Прогресс; Универе, 1994.

1. Общая характеристика когнитивного подхода к личности

2. Развитие мышления в онтогенезе (теория Жана Пиаже)

3. Теория личностных конструктов Джорджа Келли

4. Теория поля Курта Левина

Общая характеристика когнитивного подхода к личности

В когнитивной психологии психика рассматривается как система когнитивных реакций и прослеживается связь этих реакций не только с внешними стимулами, но и с внутренними переменными, например, с самосознанием, когнитивными стратегиями, селективностью внимания тому подобное. Главным принципом, на основании которого рассматривается когнитивная система человека, является аналогия с компьютером, то есть, психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации. В то же время, сторонники когнитивного подхода утверждают, что человек - не машина, слепо реагирует на внутренние факторы или на события внешнего мира.

Когнитивная психология не является вариантом концептуального видения личности. В когнитивной психологии разрабатывают различные подходы, общим для которых является направленность на изучение процессов познания и интеллекта. Когнитивная психология подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на функционирование личности, но не работает над созданием теории личности. Когнитивные психологи изучают принципы организации познавательных процессов и различия в том, как люди воспринимают, осмысливают и организуют свой опыт, оценивают его и пользуются им. Личность при этом интересует их не сама по себе, а как поясняющий принцип.

Среди теорий, описывающих интеллектуальное развитие, наиболее влиятельной в современной когнитивной психологии является теория Жана Пиаже. Хотя в последнее время возникло много альтернативных концепций, теория Пиаже является своеобразным отправным пунктом для ориентации в сложном процессе развития мышления в онтогенезе. В концепции Пиаже широко применяются понятия логики и математики, а интеллектуальное развитие представлен в виде учения о развитии логического мышления у детей от рождения до раннего юношеского возраста.

В когнитивной психологии нет завершенной теории личности. Модель личности, которую предлагал Дж.Келли в своей теории личностных конструктов, представляет человека как мыслителя. Дж.Келли писал: "Забудем... на время о человеке как биологический организм, как счастливую или несчастную, и посмотрим на человека как на ученого". Дж.Келли убеждал, что все люди действуют как исследователи, постоянно думают, теоретизируют, погружаются в творческий процесс, прогнозируют события. Подобно тому, как ученые проводят свои исследования и ищут истины, каждый человек также осуществляет свое исследование в масштабах собственного жизненного опыта, обдумывает свои гипотезы, стремится предусмотреть и контролировать события своей жизни. Хотя понятно, что между деятельностью ученого и жизнью конкретного человека существует большая разница, однако общим является то, что оба субъекта пытаются уменьшить неопределенность. Личность является деятельным в своем стремлении осмыслить реальный мир опыта, лучше представить себе будущее и творить свою судьбу. Она формирует теории и гипотезы о себе и других людей и может держаться своих взглядов, подобно многих ученых, которые порой цепляются за свою теорию, несмотря на то, что наталкиваются на показания о ее несостоятельности. Теория когнитивизма стала основой для создания соответствующей ветви психотерапии личности.

Представители когнитивного направления считают, что неправильное поведение человека вызвана прежде всего иррациональными мыслями. В задачу терапевта входит изучить мыслительные процессы пациента и довести до его сознания иррациональные моменты его мысли.

Если человек будет более объективно воспринимать события, это приведет к поиску новых форм поведения, то есть модификация мысли приведет к модификации поведения.

Когнитивный подход

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Когнитивный подход
Рубрика (тематическая категория) Психология

Слово ʼʼкогнитивныйʼʼ происходит от латинского глагола cogno-знать. Психологи, сплотившиеся вокруг этого подхода, утверждают что индивидуумы - не просто машины, слепо и механически реагирующие на внутренние факторы или на события во внешнем мире. С когнитивной точки зрения разуму человека доступно нечто большее, чем информация, поступающая извне. Когнитивный подход состоит в основном в стремлении понять, каким образом мы расшифровываем информацию о реальной действительности и организуем ее, с тем чтобы проводить сравнения, принимать решения или разрешать проблемы, встающие перед нами каждую минуту.

Хотя когнитивная психология как отдельное направление возникла лишь в 60-е годы, а точнее с появлением труда Нейссера ʼʼCognitive Psychologyʼʼ (Neisser, 1967), ей предшествовал ряд течений, придержи­вавшихся такого же взгляда на функционирование человека.

Прежде всœего следует сказать о немецкой школе гештальт-психологии, которую французы называли ʼʼпсихологией формыʼʼ и корни кото­рой восходят к фон Эренфельсу (von Ehrenfels, 1890). Это течение популяризировал в США Кёлер (Kohler) в порядке протеста против захвата базовых позиций Уотсоном и его последователями.

Пиаже (Piaget) со своей стороны начиная с 1923 года показывал, что развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поис­ков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем, что он стремится понять.

В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (Tolman, 1948) уже подверг сомнению схему S-R как чересчур упрощенную и ввел между этими двумя членами важную, по его мнению, переменную-психические процессы данного индивидуума 1 , зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула. Как мы видели, Бандура тоже отводит определœенную роль в оценке послед­ствий нашего поведения процессам познания. Мы вернемся к этим аспектам теорий научения в главе 7, а пока дадим лишь краткую характеристику направлений, непосредственно вливающихся в русло когнитивной психологии.

Гештальтпсихология. Немецкое слово ʼʼгештальтʼʼ означает форму, организацию или конфигурацию. Гештальтизм, или психология формы, -течение, возникшее в Германии в начале нашего века. По мнению теоретиков этого учения, предметы, из которых состоит окру­жающая нас реальная среда, воспринимаются нашими чувствами не в виде отдельных элементов, которые должны интегрироваться либо сознанием, как полагали структуралисты, либо механизмами обуслов­ливания, как утверждают бихевиористы.

Для Кёлера (Kohler, 1921) и гештальтистов окружающий нас мир состоит из организованных форм и само наше восприятие этого мира также организованно.

1 Видоизмененная схема Толмена имеет вид S-I-R, где I- индивидуум.

Рис. 2.14. Немецкий психолог Вольфганг Кёлер (1887-1967). Он был учеником Вертгеймера - осно­вателя гештальт -теории - и старался распростра­нить эту теорию в США в противовес бихевиоризму. Ему принадлежит также книга ʼʼИнтеллект высших обезьянʼʼ (см. гл. 1).

Ряд следующих один за другим музыкальных тонов, воспроизводи­мых в определœенном порядке и в заданном ритме, слагается в мелодию, которая есть нечто большее, чем простая последовательность звуков; если изменить порядок нот или изменить хотя бы одну из них, изменится вся мелодия. Значит, мы воспринимаем некое организованное целое, а не просто сумму его частей (рис. 2.15).

Возможно, что механизмы такой организации восприятии сущест­вуют еще до рождения. Некоторые наблюдения, по-видимому, под­тверждают эту гипотезу. В случае если, к примеру, предъявить только что вылупившимся цыплятам мелкие предметы разной формы, то они будут клевать гораздо чаще округлые предметы, чем какие-либо иные. Это узнавание формы существенно для выживания, так как цыплятам не нужно ʼʼнаучатьсяʼʼ отличать зернышко от других предметов, более опасных или менее удобоваримых; эта ʼʼформаʼʼ как бы навязывается им с первых попыток выбора пищи. По-видимому, так же обстоит дело с младенцем: с самых первых недель жизни он проявляет больше интереса к форме различных элементов человеческого лица, чем к дру­гим особенностям этих элементов.

Хотя гештальтизм как таковой уступил место другим направлениям психологии, его вкладом в эту науку никак не следует пренебрегать. Действительно, многие концепции, выдвинутые гештальтпсихологами, вошли в различные разделы психологии - от изучения восприятия до динамики групп (сама группа-это тоже некое целое, отличное от простой суммы входящих в нее индивидуумов) (см. документ 2.10).

Конструктивизм. Пиаже-швейцарский психолог, известный своим конструктивистским подходом к умственному развитию индивидуума.

Рис. 2.b. Кто возьмется утверждать, что он видит на этом рисунке не крест, а семь точек? На первый взгляд это, конечно, крест; таким образом, целое, образуемое точками, совсœем не то, что их простая сумма.

Рис. 2.16. Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980). Поставив перед собой задачу узнать, каким образом индивидуум познает реальный мир, он пришел к изучению мышления и его развития у ребенка.

В результате своих исследований по формированию мышления и речи он пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой резуль­тат постепенного процесса, состоящего из последовательных ступеней или стадий (Piaget, 1936).

Ребенок, пытаясь понять окружающую действительность, постоянно сталкивается с новыми проблемами, нарушающими уже сложившиеся у него представления о мире. Согласно Пиаже и конструктивистам, фактором, побуждающим ребенка искать новые ответы на эти пробле­мы, является внутренний процесс ʼʼуравновешиванияʼʼ. Именно таким путем ребенок шаг за шагом преодолевает ступени познания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ дает ему возможность подступаться ко всœе более и более сложным областям (см. документ 2.11).

Это продвижение вперед определяется совместным воздействием созревания нервной системы, опыта обращения с различными предмета­ми и таких социальных факторов, как язык и воспитание. Здесь нет ничего врожденного. По мнению Пиаже, наследственно и потому при­суще всœем людям только функционирование интеллекта. Этим объяс­няется то, что всœе дети проходят различные стадии в одной и той же последовательности, причем некоторые проходят через всœе стадии, тогда как у других развитие тормозится или блокируется на каком-то этапе из-за недостатка одного или нескольких необходимых факторов.

Взгляды Пиаже значительно отличаются, таким образом, от взгля­дов бихевиористов, которые утверждают, что ребенок даже в очень раннем возрасте при надлежащем воспитании и обучении мог бы освоить, к примеру, алгебру.

Когнитивная психология. На фоне слабостей бихевиористской модели, неспособной удовлетворительно объяснить такие явления, как язык, память, рассудочное мышление или мысленные образы, в США рас­пространялось, главным образом в 70-е годы, направление, названное когнитивной психологией. Его сторонники утверждают, подобно Толмену, что любая ассоциация между стимулом и реакцией создается сначала в мозгу.

Вместе с тем, данные теории информации и ее приложения к вычисли­тельным машинам, а также исследования в области развития речи позволяют по-новому понимать механизмы усложнения психических процессов.

Число исследований в этой области, во всœех ее направлениях посто­янно растет, так что лидера или главного теоретика как такового в ней нет. Среди наиболее перспективных тем следует назвать изучение мыс­ленных образов, в частности работы Косслина (Kosslyn, 1975), и особенно процветающее направление - анализ организации памяти (Tulving, 1972). Отметим также вопрос о мотивации, которую прежде считали ʼʼдвижу­щей силойʼʼ наших действий; сейчас представители когнитивной психо­логии рассматривают ее скорее как ʼʼселœективный механизмʼʼ, выбираю­щий из возможных форм поведения ту, которая лучше всœего соответст­вует состоянию психики или планам данного индивидуума (Bolles, 1974; Deci, 1975; Nuttin, 1980).

При знакомстве с направлениями исследований в когнитивной психо­логии создается впечатление, что она вновь поднимает темы, увлекав­шие структуралистов и функционалистов в начале века. При этом между этими двумя эпохами есть принципиальное различие; оно порождено тем благотворным влиянием, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оказал на психологию бихевио­ризм, заставивший соблюдать абсолютную строгость экспериментов, обеспечивать контроль, а главное -подбирать такие определœения и такие переменные, которые были бы операциональными, а не основывались на чистой интроспекции.

Психоаналитический подход

которые изменили представление больными он пришел к выводам, XX века В частности представления о психике существовавшие в начале

тельной степени няе? что наше поведение в значи -назвал влечениями ^я Т ельных сил, которые он

(Freud, 19ЙГ влияние на выбор "Р 0 * 600 ™ и ™ на творчество

ни вТидТрТзТи^ых^сг^ человека подавляются в наибольшей степе-именнс"он^ побуждаю^^^^^^^ ограничений. А между тем, по Фрейду,

гии (либидо) происхо^г^^^ Деиствовать-именно благодаря их энер-

зрелости (см ^умТнт 2 ^ тепмнное развитие личности и достижение аномалии o^cSc^ неуяовп гие черты ^^УУ^ и "<^bie

‣‣‣ными подавлениГэтиЛ^е^Тв 0 "^^^^^^^^^^^^^ и -Ф-----" -зван-

Что такое психология? 77

Рис. 2.17. Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856 -1939) основатель психоанализа. Изучение психических расстройств привело Фрейда к созда­нию теории подсознательного, основанной на ди­намике влечений.

Фрейдизм часто критиковали, иногда очень резко, указывая, что его концепции почти невозможно проверить экспериментально. Тем не менее нельзя отрицать, что выдвинутые Фрейдом концепции ниспро­вергли целый ряд представлений, особенно касающихся детства и сек­суальности. Вместе с тем, Фрейд ввел немало понятий, вошедших в современную психологию и побудивших к изучению многих феноменов.

Последователи Фрейда делают главный упор на социальное значение кризисов, происходящих в процессе формирования индивидуума. Это относится, в частности, к Эриксону (Erikson), теорию которого мы рассмотрим в главе, посвященной развитию личности.

Когнитивный подход - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Когнитивный подход" 2017, 2018.

фундамент когнитивной психологии Дж. Миллер и Дж. Брунер 1960г. организовали Центр когн исследований, где разрабатывали широкий круг проблем: язык, память, перцептивные процессы и процессы образования понятий, мышление и познание. Ульрик Найссер 1967г. книга «Когнитивная психология».

Основные положения когнитивной психологии . Основная цель этих концепций – объяснить поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. Главный акцент в исследованиях делается на процессы познания (cognition - познание), “внутренние” характеристики человеческого поведения. Основные направления исследований: а) изучение процессов перцепции, в том числе, социальной; б) изучение атрибутивных процессов;в) изучение процессов памяти; г) изучение построения когнитивной картины мира; д) изучение бессознательного познания и восприятия; е) изучение познания у животных и т.д.

Основным методом для данного научного направления является лабораторный эксперимент. Основные методологические установки исследователей следующие: 1. источник данных – ментальные образования; 2. познание определяет поведение; 3. поведение как молярный (целостный) феномен;

Основные понятия направления : когнитивная организация – процесс организации когнитивной структуры, осуществляющийся под воздействием внешнего стимула (или воспринятого внешнего стимула); понятие изоморфизма (структурного подобия между материальными и психическими процессами), идея господства “хороших” фигур (простых, уравновешенных, симметричных и т.д.), идея поля – взаимодействия организма и среды.

Основная идея направления : когнитивная структура человека не может находиться в несбалансированном состоянии, а если это имеет место, у человека стремится изменить это состояние.

Осн научные теории когн пси. Теория структурного баланса Фрица Хайдера . Основное положение этой теории гласит: люди склонны развивать упорядоченный и связный взгляд на мир; в этом процессе они строят некую “наивную психологию”, стремясь понять мотивы и установки другой личности. Наивная психология стремится к внутр балансу воспринимаемых человеком объектов, внутренней непротиворечивости. Дисбаланс вызывает напряжение и силы, которые ведут к восстановлению баланса. Баланс - только восприятие человеком отношений между объектами. Основная схема теории Хайдера: Р – О – Х, где Р – воспринимающий субъект, О – другой (воспринимающий субъект), Х – объект, воспринимаемый и Р и О. Взаимодействие этих трех элементов составляет некоторое когнитивное поле, и задача психолога заключается в том, чтобы выявить, какой тип отношений между этими тремя элементами является устойчивым, сбалансированным, и какой тип отношений вызывает чувство дискомфорта у субъекта (Р) и его стремление изменить ситуацию.


Теория коммуникативных актов Теодора Ньюкома - тенденция к балансу характеризует интраперсональную и интерперсональную системы отношений. Основное положение этой теории: если 2 человека позитивно воспринимают друг друга, и строят какие либо отношения к 3му (лицу или объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации относительно этого третьего. Развитие этих сходных ориентаций может быть усилено за счет развития межличностных отношений. Консонантное (сбалансированное) состояние системы возникает, когда все три отношения позитивны, либо одно отношение позитивно и два негативны; диссонанс возникает там, где два отношения позитивны и одно негативно.

Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера .Основное положение: люди стремятся к некоторой внутренней согласованности как к желаемому внутреннему состоянию. В случае возникновения противоречия между тем, что человек знает, или между тем, что он знает и тем, что он делает, у человека возникает состояние когнитивного диссонанса, субъективно переживаемое как дискомфорт. Это состояние дискомфорта вызывает поведение, направленное на его изменение – человек стремится вновь достичь внутреннего непротиворечия. Диссонанс может возникать : из логической непоследовательности (Все люди смертны, но А будет жить вечно.); из несоответствия когнитивных элементов культурным образцам (Родитель кричит на ребенка, зная, что это нехорошо.); из несоответствия данного когнитивного элемента какой-то более широкой системе представлений (Коммунист на выборах президента голосует за Путина;из несоответствия данного когнитивного элемента прошлому опыту (всегда нарушал правила дорожного движения – и ничего; а сейчас оштрафовали!). Выход из состояния когнитивного диссонанса возможен следующим образом:

1) через изменение поведенческих элементов когнитивной структуры (Человек престает покупать продукт, который, по его мнению, слишком дорогой (некачественный, немодный и т.д.), 2) через изменение когнитивных элементов, относящихся к среде (Человек продолжает покупать некоторый продукт, убеждая окружающих, что это – то что надо.); 3) через расширение когнитивной структуры таким образом, чтобы в нее вошли ранее исключавшиеся элементы

Теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума описывает дополнительные возможности выхода из ситуации когнитивного диссонанса. возможны другие варианты выхода из состояния диссонанса, например, через одновременное изменение отношения субъекта и к другому субъекту, и к воспринимаемому объекту. Основные положения теории: а) дисбаланс в когнитивной структуре субъекта зависит не только от общего знака отношений, но и от их интенсивности; б) восстановление консонанса может быть достигнуто не толь за счет изменения знака отношения субъекта к одному из элементов триады “Р,О,Х”, но и путем одновременного изменения и интенсивности и знака этих отношений, причем – одновременно к обоим членам триады.