Коллективизация мышления и феномен групповой поляризации. Коллективное мышление

Зачем присоединяться к толпе?

Люди испокон веков объединялись в группы для самосохранения. Охотясь на саблезубого тигра толпой, ее члены получали большой шанс остаться целыми. При единоборстве с этим зверем жизнь охотника висела на волоске. Единоличники и гибли чаще, и потомства оставляли меньше. У коллективистов шанс выжить был больше, и стремление объединиться стало, судя по всему, врожденным свойством человеческой натуры.

Наше общество высоко ценит свободу, но под тонкой оболочкой цивилизованности современный человек несет в себе много первобытных побуждений. Он хочет объединиться с остальными для самосохранения и действовать под руководством сильного вожака. Чем неустойчивее положение, тем крепче желание примкнуть к остальным и следовать за вожаком.

По дебрям Уолл-стрит не бродят саблезубые тигры, однако там есть страх финансовой гибели. И глаза у этого страха весьма велики: ведь биржевик не властен над изменением цен. Ценность его позиции растет или падает в зависимости от купли или продажи, которой занимаются совершенно незнакомые люди. Такая неопределенность толкает его на поиски лидера, который поведет верным путем.

Зачастую биржевик, взвесив за и против, решает спекулировать на повышение или понижение - но, едва открыв позицию, попадает в омут биржевой толпы. Есть несколько примет, по которым можно проверить, не превращаетесь ли вы из трезвомыслящего биржевика в "биржевого толповика" - в ажиотаже или холодном поту.

Вы утрачиваете независимость в мышлении, когда следите за ценами, как ястреб за добычей; когда ликуете, если они следуют вашим путем, и отчаиваетесь, если ваши пути расходятся. Вы стали полагаться больше на гуру, чем на себя? И в порыве чувств добавляете деньги к проигрышной позиции, а то и меняете позицию на противоположную? Это - тоже сигналы тревоги. Еще один признак утраченной независимости - нарушение собственного плана игры. Заметив такое, постарайтесь взять себя в руки. Если же самообладания не вернуть, закройте позицию, выйдите из игры.

Примкнув к толпе, люди становятся более примитивными и нацеленными на действия, а не на размышления. Ведь толпа способна испытывать только простые, но сильные чувства: ужас, ликование, тревогу, радость. Толпа постоянно бросается в крайности: от страха - к буйному веселью, от паники - к победоносному "ура". Сидя в лаборатории, ученый мыслит хладнокровно и трезво; но стоит ему попасть в водоворот всеобщей биржевой истерии, как он начинает играть безрассудно. Стихия толпы может захватить вас где угодно: и в многолюдной брокерской фирме, и в офисе перед котировочным экраном. Позволив другим влиять на ваши игровые решения, вы теряете шанс на успех.



На военной службе сплоченность необходима для выживания подразделения. На гражданской службе человек, вступив в профсоюз, может удержаться, даже работая спустя рукава. Но на бирже никакое объединение вас не защитит.

Толпа превосходит вас и числом, и силой. Будь вы хоть семи пядей во лбу, вам ее не переспорить. Вам остается либо примкнуть к ней, либо стать независимым одиночкой.

Многие биржевики недоумевают: почему едва они закроют проигрышные позиции, рынок, как нарочно, разворачивается? Дело в том, что члены биржевой толпы страшатся одного и того же. А ПОТОМУ и действуют одинаково и

одновременно. Куда же еще идти рынку, когда уляжется продажная лихорадка? Конечно, вверх. К игрокам возвращается дух оптимизма, и они, взалкав, пускаются в новый "покупательный разгул".

Толпа примитивна, а потому не следует изощряться в биржевой тактике. Планировать успешную игру - не ракету запускать. Если рынок поворачивает против вас, быстро закройте позиции. Спорить с толпой бесполезно - лучше направьте умственную энергию на вопрос о том, где лучше открыть позиции, а где - выйти из игры.

В трудный момент ваша человеческая природа будет склонять вас к потере независимости. Начав спекулировать, вы ощутите желание делать как все и упустите из виду объективную картину игры. Поэтому необходимо разработать собственную систему игры, строго следовать ей и правилам контроля над капиталом на основании самостоятельных решений, принятых до вступления в биржевую толпу.

Субъектом управленческого решения может быть, как руководитель предприятия или отдельные менеджеры, так и группы работников, которые имеют полномочия для принятия решений. Субъект управленческого решения может быть индивидуальным или групповым. Среди положительных сторон группового (коллективного) принятия решения выделяют:

ѕ коллективное обсуждение обычно уменьшает вероятность ошибок, чему способствует сам механизм работы групп (взаимная корректировка решений в процессе групповой работы, создание атмосферы сотрудничества, взаимодействие между членами группы);

ѕ коллективное обсуждение обеспечивает более полное информационное обеспечение процесса принятия управленческого мышления, являющееся следствием привлечения лиц, обладающих разными знаниями в отношении решаемой проблемы. Работая вместе, участники группы дополняют знания друг друга, создавая более полную картину как в описании проблемной ситуации, так и в путях ее возможного решения;

ѕ усиливает интерес к проблеме. Разумный человек сознает, что во многих случаях привлечение других людей может стать ключом к решению проблемы. Кроме того, люди сами подключаются с большим энтузиазмом, если видят, что требуются их знания и опыт;

ѕ коллективное обсуждение создает более доверительные отношения, повышает мотивацию и ответственность каждого члена группы, а результаты групповой работы обычно лучше воспринимаются коллективом организации по сравнению с индивидуальными решениями. Это повышает вовлеченность работающих в процесс реализации решения, которое рассматривается уже не как спущенное «сверху», а как коллективное, принятое с учетом мнения членов организации;

ѕ коллективное обсуждение обеспечивает соблюдение различных этических норм. В присутствии других людей каждый человек стремится вести себя честнее, ответственнее, соответствовать нормам этики и морали.

К отрицательным моментам при коллективном принятии решения относят:

ѕ высокие затраты времени из-за необходимости формирования группы, ее ознакомления с проблемой и создания условий для нормального и эффективного взаимодействия членов группы. Чем больше размер группы, тем больше времени уходит на координацию, а, следовательно, увеличивается время выработки решения;

ѕ существует риск возникновения иллюзии единомыслия. Люди во время проведения подобных дебатов нередко подчиняют свое мнение мнению большинства или мнению организатора дискуссии, тем более, если это их руководитель; качественный уровень решения нестабилен, зависит от профессиональной квалификации участников обсуждения;

ѕ в группе обычно отсутствует четкая ответственность за принятие окончательного решения, и именно поэтому так трудно отыскать автора неверного решения при его коллективной разработке.

При коллективном принятии решений основываются на двух принципах, характеризующих стратегии выработки группового решения:

ѕ принцип большинства голосов характерен для союзных типов организаций (партийные, профсоюзные, общественные). Большой недостаток заключается в том, что мнение меньшинства здесь не учитывается, хотя известно, что новые идеи часто рождаются как раз у немногих людей. Также разные члены группы могут принимать одно и то же решение по совершенно разным мотивам, и выбор, а, следовательно, и уровень риска, будет далек от рационального;

ѕ принцип диктора. По существу, групповое предпочтение в данном случае соответствует индивидуальному, характерен для принятия решений в чрезвычайных ситуациях.

Отрицательные стороны коллективного принятия решений являются положительными для индивидуального принятия решений, и наоборот. Эффективность работы группы можно повысить путем ролевого распределения ее участников: эрудит, генератор идей, критик, методолог, руководитель.

Существуют разные методы группового принятия решений. (метод Дельфи. метод номинальной группы, метод мозгового штурма).

Каждый метод хорош в определенной ситуации. Какой конкретно применить, зависит от характера решаемой проблемы, от личностных характеристик участников группы (например, наличия или отсутствия сильно доминирующих личностей), от времени, отводимого на решение проблемы.

Процессы принятия коллективных решений отличаются неповторимым своеобразием, которое возникает в результате межличностного взаимодействия всех участников решения проблемы. В этих процессах наиболее ярко и отчетливо проявляются социально-психологические эффекты, влияющие на качество решений группы. К ним относятся поляризация риска, групп - мышление, конформизм и другие явления.

Метод мозгового штурма подразумевает получение решения как продукта коллективного творчества специалистов в ходе заседания, проводимого по определенным правилам, и последующего развернутого анализа его результатов.

Этапы проведения мозгового штурма:

ѕ генерирование идей, их формулировка;

ѕ оценка или анализ этих идей;

ѕ использование идеи для решения конкретной проблемы или ситуации.

Метод мозгового штурма базируется на психологических и педагогических закономерностях коллективной деятельности. В традиционных условиях профессиональной деятельности, на деловых совещаниях творческая активность руководителей и специалистов зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические, коммуникативные, социальные, педагогические и т.д.

В условиях мозгового штурма средством, позволяющим убрать так называемые барьеры, выступает дискуссия, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив людей в интерактивную коммуникацию, приобщить их к активному поиску решений поставленной проблемы.

Мозговой штурм является, по сути, наиболее свободной формой дискуссии. Главная функция этой технологии - обеспечение процесса генерирования идей, без их критического анализа и обсуждения участниками.

Успех проведения мозгового штурма зависит от соблюдения двух главных принципов. Один из них лежит в области теории синергетики. Он заключается в следующем: при совместном обсуждении появляются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех же людей. Это происходит за счет того, что идея, которая сама по себе может быть отвергнута в силу недостаточной обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым улучшается, становится все более конструктивной и пригодной к осуществлению.

Второй принцип состоит в том, что если участники совещания находятся в состоянии генерирования людей, то процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей. В этом принципиальное отличие мозгового штурма от любой другой технологии.

Итак, рассмотрев главные принципы и методологию мозгового штурма, можно сделать вывод о том, что основой методологии является преодоление стереотипов мышления и коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение процесса генерации идей, без их критического анализа и обсуждения. Успех проведения мозгового штурма основывается на принципе синергии и запрета остановки генерации идей субъективной оценкой .

Одно из наиболее важных преимуществ мозгового штурма заключается в том, что во время мозгового штурма поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит в условиях комфортной творческой атмосферы.

Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька» в условиях применения этой технологии снимаются практически автоматически. Раскованность активизирует интуицию и воображение.

Происходит выход за пределы стандартного мышления. Интерактивное взаимодействие порождает синергический эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается шанс упустить конструктивную идею.

Привлекается большое количество идей, предложений, что позволяет избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею.

Мозговой штурм - это простой метод, который легко понять и легко применять на деловом совещании. Для его проведения не требуется сложное оборудование, техника, много времени и специально организованная пространственная среда.

Чем опасны стадные инстинкты, и почему они закрывают нашу индивидуальность

Ни для кого не секрет, что человек – существо социальное. Социальная среда формируется обществом. Но что такое общество, кто им управляет и кто его создаёт? Действительно ли большинство управляет установками социума?

Для начала стоит сказать, что общество это эгрегор . Его можно представить, как слоёный шар, где ядром является тайная “элита”. Эта тёмная элита управляет миром: назначает президентов, устанавливает курс валют, и решает, когда и где будет война, диктуя новую моду мировоззрения.

Примечательно то, что элита насаждает свою власть через влиятельные и богатейшие семьи мира. Ярким примером этого является телефонный разговор Аарона Руссо и Рокфеллера. Предлагаю вам ознакомиться с его фрагментом:

Аарон: Однажды он задал мне вопрос.
Он спросил: «Аарон, как ты думаешь, какова причина женской эмансипации? Я размышлял раньше на этот счёт, и я сказал: «Чтобы женщины имели право на труд, получали одинаковую зарплату с мужчинами, имели одинаковые права».
Он начал смеяться и сказал: «Аарон, ты идиот!».
Он сказал: «Я объясню тебе причину. Мы, Рокфеллеры, создали ФЕМИНИЗМ. Мы имеем КОНТРОЛЬ НАД ВСЕМ, что Вы читаете в газетах и видите в телевизоре, ВСЁ ЭТО ОСНОВАНО РОКФЕЛЛЕРАМИ!» «И ты хочешь знать почему?
Было ДВЕ ПЕРВОПРИЧИНЫ:
ПЕРВАЯ – мы не могли обложить налогами половину населения до феминизма.
ВТОРАЯ — сегодня мы имеем детей в школах с самого раннего возраста.
Мы ОТУЧАЕМ ИХ ДУМАТЬ, ОТРЫВАЕМ ИХ ОТ СЕМЬИ.
Дети думают, что государство, школа, чиновники — ЭТО РОДНАЯ СЕМЬЯ и что они должны учить их, а не их родные родители. ЭТО и ЕСТЬ ДВЕ ПЕРВОПРИЧИНЫ ФЕМИНИЗМА!»

Из фрагмента ясно, что люди в большинстве случаев являются жертвами своего незнания, а жертвы они потому, что у них очень слабо выражен индивидуальный разум, но зато невероятно силён коллективный. Однако, коллективный разум – это уже устаревшая система управления, и часть людей (потенциально до 50%) дозрели до того, чтобы освободиться от старого сознания. Коллективный разум – это та вещь, которая формирует мысли, привычки и мнения людей. Он говорит, как надо вести себя в той или иной ситуации, и зачастую определяет систему ценностей. Этим разумом управляет та самая элита. Ей невыгодно говорить о том, чтобы люди думали о своих душах, о том, что помимо материальности есть ещё и духовность. Для них лучше всего, чтобы мы варились внутри собственного котла, состоящего из толерантности, борьбы за лучшую жизнь и культа современных технологий. Они делают ВСЁ, чтобы отвлечь нас от самого главного – ДУШИ. Мы совсем забыли о том, что никогда ничего не бывает просто так, и на всё есть свои причины.

Индивидуальный разум основан на наработках души и даёт куда большую свободу, чем коллективный. Он позволяет трезво мыслить в материальности и духовности, сохраняя при этом ясность сознания и подсознания, тогда как коллективный разум его затуманивает. Кстати, мыслить коллективно склоны 90% людей, а коллективность закрывает личные способности человека на 99%. Индивидуальный разум – это то, что находится вне тотального контроля, т.к. он достаточно чист и имеет свою систему мировоззрения. Эта система строится на опыте прошлых воплощений и наработок, которые уже есть у человека. Как обрести такой разум? Первый шаг – это понять то, что надо развиваться не только материально, но и духовно. Нет, духовно – это не значит молиться день и ночь, заниматься медитациями (они бывают опасны для людей) и т.п. Духовное развитие – это развитие души через правильное принятие того или иного жизненного опыта. Например, опыта болезни. Болезнь возникает на 100% потому, что человек ещё не прошёл или неправильно усвоил какой-либо урок. Опыт этого урока может находиться не только в этой жизни, но и в прошлых. Так вот, если человек долго не прорабатывает первопричину болезни, то по его вине образуется кармический узел. Это происходит потому, что он в очередной раз отложил прохождение необходимого опыта. Чем дольше такое происходит, тем труднее будет его дальнейшее прохождение, т.к. откладывание опыта наносит большой вред времени. Человек просто так не освободится от долга, а оставленное на потом, например, с помощью медицины, растёт как снежный ком, и болезнь появится в более усугублённом виде если не в этой, то в следующих жизнях – таков закон развития. Именно потому те люди, которые берут от жизни ВСЁ, считая, что она одна и других не будет – самые большие должники. Они сами себе создают большие трудности в “несуществующем”, по их мнению, будущем из-за бесконтрольного расточительства и невежества.

В жизни нам приходится преодолевать немало трудностей, и самая большая – это правильное восприятие мира и происходящих вокруг событий. Человек должен твёрдо стоять на ногах не только в материальном плане, но и в духовном. Только тогда он действительно станет хозяином жизни. Да, мы не можем предвидеть всего, но ясность подсознания и сознания даёт нам не только более чёткое понимание мира, но и контроль, который не доступен многим другим. Контроль в свою очередь даёт возможность намного лучше управлять своей жизнью и помогает понять то, что раньше было невозможно из-за зашоренного сознания и рамок восприятия. Чем шире наше осознание мира, тем быстрее мы проходим жизненные уроки, и тем быстрее получаем награду. Расширенное мировосприятие и законы Света строятся на нестандартной индивидуальности потому, что это даёт наибольший эффект развития. Индивидуальный разум – это не только шаг к себе, это ещё и шаг к мирозданию. Светлый мир основан на слаженном коллективном разуме, где у каждого есть своё продвинутое индивидуальное сознание и подсознание, и где каждый может высказать своё мнение. Тёмный мир, наоборот, основан на индивидуальном разуме самых продвинутых и злобных духомонад, стоящих во главе, а остальные в коллективном разуме выполняют роль подчиняющегося хозяевам стада. Светлая система учитывает голос и мысли всех своих представителей, создавая тем самым свободу и единство, а тёмная система строится на силе (кто сильнее, хитрее и жёстче себя ведёт – за тем и идёт стадо). Однако Тьма искусно создаёт иллюзию свободы. На неё ведутся те, кто не знает, что такое на самом деле свобода. Свобода – это не вседозволенность в привычном понимании, а умение пользоваться свободой на благо не только себе, но и миру. Истинная свобода приходит к тому, кто способен несмотря ни на что нести и увеличивать Свет в своей душе. Именно такие люди являются Творцами своей реальности. Те, кто ведут разгульный образ жизни, позволяя себе всё, на самом деле сами роют себе могилу.

Стоит отметить, что большое количество людей направляют свою энергию на себя и на земную жизнь, совсем не задумываясь о будущем после завершения воплощения. Они не думают о законах мироздания и живут ограничено потому, что ничего не помнят о прошлых жизнях. Это мышление и является олицетворением коллективного разума, но незнание не освобождает от ответственности. Память при воплощении стирают для того, чтобы человек правильно проходил новый опыт, и чтобы ему не мешали знания прошлого. Да, есть люди, которые помнят свои воплощения, но это даётся не просто так. Память (частичная) возвращается только тем, кто до этого дозрел или в случае крайней необходимости. Если открытые знания неправильно используются, то это не пройдёт бесследно. Коллективный разум создаёт большую зависимость людей от реальности, делая их рабами однообразного мышления. Далеко не все готовы шагнуть за рамки материальности, и не все могут, но право есть у каждого. Человек подсознательно стремится поддерживать общественное мнение потому, что оно создаёт поведенческие стереотипы земной матрицы. У людей в подавляющем большинстве случаев существует большой страх оказаться вне этой матрицы, а тот, кто вне матрицы, тот против матрицы. Если ты не соответствуешь нормам поведения и обычаям, то ты либо изгой, либо враг, либо лидер. Толпе куда проще и выгоднее создать из непохожего изгоя или врага. Ведь если она признает его точку зрения, то придётся отказаться от своих убеждений, а сделать это куда труднее, чем просто взять и объявить его врагом или изгоем. Обществу невыгодно признавать свои слабости, но выгодно признать слабость одного. Стремление оставаться в земной матрице мировосприятия, несмотря ни на что, называется стадным инстинктом самосохранения. Он мешает человеку мыслить шире и стать независимым. Яркая индивидуальность, как правило, находится вне матрицы. Многие люди становятся великими потому, что им удалось не только выйти за пределы земной матрицы, но и своим восприятием расширить её границу.

Находясь в коллективном разуме, трудно понимать и выполнять законы мироздания, т.к. в нём есть свои законы, основанные на общепринятых рамках социума, обычаях или же религии. Главное отличие коллективного разума от индивидуального состоит в том, что индивидуальный разум основан на истине и наработках прошлых жизней. У истины нет границ, граница в ней - это лишь то, сколько истины мы готовы познать и принять. Истина постоянно расширяется, а рамки социума сужаются в зависимости от того, какой опыт надо познать человечеству. Люди, находясь в привычной среде законов и устоев, оказываются совершенно беспомощными перед миром ВСЕЛЕННОЙ и законами нематериального мира. Однако души на Земле зависят от божественных законов на 100%, а живём мы здесь душой, а не головой, как многие привыкли считать! Те, кто упорно продолжает жить лишь головой, не обращая внимания на душу, рано или поздно получат свою долю вразумляющих проблем. Да, коллективный разум – это тоже система развития, но она является более низковибрационной. Можно развиваться по-разному: есть развитие в рамках коллектива, семьи, работы или же Земли, а есть развитие, которое идёт дальше – на другие планеты, галактики, Вселенную и даже другие Вселенные…

Коллективный разум на определённом этапе развития полезен для людей. Это система контроля, и она полезна тем, что имеет мощную структуру заземления. Она помогает человеку твёрдо стоять на ногах в материальности, даёт базовый опыт мировосприятия, и учит мыслить чётко в определённых рамках. Да и вообще, если вам из текста показалось, что коллективный разум – это ЗЛО (для развитых людей), то ВАМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕ ПОКАЗАЛОСЬ – потому, что мы заканчиваем эпоху допознания зла. Для развитых людей коллективный разум, в основном, это уже пройденный этап развития. Помните, у нас всегда есть выбор.

Центр «Новамера»

Коллективное мышление - Социально-психологический феномен, заключающийся в том, что должным образом замотивированная социальная группа и при определенной организации ее работы способна на интеллектуальные прорывы, которые не может обеспечить индивидуальное мышление.

Некоторые специалисты сам термин «коллективное мышление» рассматривают как метафору: будто бы есть коллектив, которые можно рассматривать как живое существо, и этот коллектив-существо «думает». Но тогда не очень понятным является то, за счет чего именно достигаются интеллектуальные прорывы – они же не могут возникнуть лишь вследствие использования метафоры.

На самом деле, конечно, тут дело состоит не столько в метафоре, сколько в том, что в процессы мышления отдельных субъектов активно включаются социально-коммуникативные элементы. Субъект начинает думать не только о предмете рассуждения, но и о том:

– как другие участники группы видят предмет,

– какую лично он пользу приносит обсуждению,

– как продуктивнее организовать обсуждение,

– что тормозит процесс обсуждения,

– насколько та или иная идея удачная,

– какие личные мотивы двигают другими участниками и т.д.

В результате так или иначе участники группы помогают друг другу рассуждать в верном направлении. Неудачные идеи подвергаются критике (сразу или немного погодя), удачные поддерживаются и развиваются. Участники обмениваются полезными знаниями. Происходит разделение труда – согласно возможностям.

Очень важный элемент здесь – высокий уровень мотивации многих участников на то, чтобы первому найти верный ответ на вопрос, решить проблему. Это связано с тем, что многие воспринимают ситуации коллективного мышления как своего рода интеллектуальное соревнование, победитель которого зарабатывает «очки уважения».

Недаром мозговой штурм (в узком или широком смысле) так популярен на сегодняшний день в разных организациях во всех уголках Земли. Руководство организации фактически бесплатно (если к тому же мозговой штурм организуется собственными силами, без приглашенных специалистов) получает качественный набор идей и решений для дальнейшего развития организации. Ранее инертные сотрудники на мозговых штурмах превращаются в «гигантов мысли», «тигров интеллекта».

Справедливости ради здесь надо заметить, что инертность сотрудников часто является как раз дефектом менеджмента. Сотрудник не будет напрягать свой интеллект – если он не видит личной заинтересованности в том, чтобы что-то изменить в лучшую сторону; если он понимает, что за хорошую идею максимум его похвалят, а могут и отчитать (чтобы не вмешивался не в свое дело); что настоящая награда за реализацию идеи достанется не ему, а кому-то другому; что на него могут взвалить дополнительные обязанности «в знак благодарности» и т.д.

Сам собой напрашивается вывод о том, что методами коллективного мышления можно злоупотреблять. Это и происходит в тех организациях, которые возглавляют «профессиональные менеджеры», не разбирающиеся в собственном производстве, зато умеющие проводить мозговые штурмы, рисовать диаграммы, знающие SWOT- и подобные технологии.

Методы коллективного мышления хороши там, где участники социальной группы испытывают личную заинтересованность, изначально замотивированы на решение проблемы, поиск идей. В противном случае с каждым новым эпизодом эффективность коллективного мышления будет падать, потому что сотрудники как люди разумные рано или поздно поймут, что их эксплуатируют и/или, что их «профессиональный менеджер» просто зарабатывает себе очки, изображая деятельность.

Коллективное мышление по определению противостоит так называемому групповому мышлению. Оба этих понятия относятся к социально-психологическим феноменам, но первое считается позитивным явлением, второе – негативным. Для коллективного мышления характерная сознательная, рациональная организация обсуждения, нацеленность на поиск истины – это объединение разума отдельных участников. Для группового мышления характерно стремление избежать ответственности и вообще каких-либо «острых углов».

Феномен группового мышления был открыт Ирвингом Джейнисом, он рассматривал ряд примеров, в которых показывал, что группа специалистов может принять настолько непрофессиональные решения, что ни один из них по одиночке ни за что бы на такое не решился. Если коллективное мышление обеспечивает интеллектуальный прорыв, то групповое мышление гарантирует лишь интеллектуальный срыв. Для группового мышления характерны конформистские проявления в поведении участников, и обычно это происходит потому, что:

– во-первых, в состав группы входят участники с разным статусом (допустим, директор, начальники отделов и рядовые сотрудники),

– во-вторых, слишком силен прагматический аспект, то есть участники замотивированы не столько на поиск истины, сколько на организационное решение.

По возможности следует избегать того, чтобы в группе обсуждающих были люди разного статуса. Если все же этого не избежать, то надо очень тщательно настроить участников на конструктивную беседу. Хорошо, если сами статусные участники признают, что допускают критику, и не просто допускают, а ждут ее. Это поможет снизить уровень конформности и подхалимства. Если группа разностатусная, то следует ограничиться лишь поиском истины и идей, без принятия управленческих решений.

Если ситуация позволяет (а это в подавляющем большинстве случаев именно так), то работа группы ориентируется лишь на поиск истины и возможных идей. Управленческое решение будет принято потом и в другой ситуации.

Шпаргалка по социальной психологии Челдышова Надежда Борисовна

46. Групповое сознание и групповое мышление

Сознание группы – это понимание группой социального окружения, своего места в нем, взаимоотношений с другими группами и обществом, целей, задач, функций осуществляемой деятельности и ее результатов.

Групповое самосознание является важным компонентом сознания и состоит в осознании группой своего существования как особой общности, объединяющих ее факторов, оценки уровня собственной развитости и возможностей, перспектив и средств сохранения и повышения социального статуса. От уровня самосознания зависит уровень социально-психологического развития группы и успешности совместных действий.

Подсознание группы включает плохо осознаваемые группой отношения, интересы, влечения, побуждения, проявлениями активности и т. д.

Групповое мышление – социально-психологическое явление, заключающееся в принятии группой определенного единого решения.

Условия способствующие группомыслию:

1) привлекательность членства в данной группе, которое выражается в заинтересованности сохранения своего положения, в долговременном существовании группы, что способствует укреплению групповой сплоченности. Сплочение группы приводит к единодушию и единомыслию, т. к. индивидуальные взгляды членов группы легко затушевываются мнением большинства;

3) закрытость группы от критики, контроля и влияния других групп (например, самоизоляция правящей элиты);

4) решение группы как высшей инстанции не подвергается внешней экспертизе, в результате чего члены группы воспринимают собственное мнение как безукоризненное, абсолютно истинное;

5) сильное групповое давление, обусловленное взаимовлиянием членов группы друг на друга;

6) неуверенность членов группы в том, как их воспринимают и оценивают в группе.

Признаки группового мышления (по И. Дженису ):

1) иллюзия неуязвимости – состоит в выработке членами группы не совсем адекватных представлений о степени своего могущества. Особенно это свойственно правящим кругам, которые в силу своего привилегированного положения убежденны в собственном превосходстве (в интеллекте, знаниях, информированности и т. д.);

2) коллективная рационализация – стремление группы к рациональному объяснению своих иррациональных действий неправильными, но удобными причинами;

3) вера в свою моральную непогрешимость – восприятие себя как образец добродетели и высокой морали, что позволяет оправдывать любые безнравственные, антигуманные решения, вседозволенность в средствах, ложь и утаивание информации;

4) выработка стереотипов в отношении других групп, которые носят уничижительный, презрительный, враждебный характер. В связи с этим представители других групп представляются в искаженном виде, их проблемы кажутся мелкими и незначительными;

5) прямое давление на инакомыслящих, состоящее в том, что сомневающемуся объясняют, что он может сомневаться, но не должен сообщать о своих сомнениях в присутствии посторонних и критиковать «генеральную линию» группы. Ему также дают понять, что отклонение от общей позиции повлечет санкции со стороны группы;

6) самоцензура – подавление в самом себе сомнений в правильности выбранного группой решения;

7) иллюзия единодушия создается в результате действия самоцензуры в каждом из членов группы. Отсутствие высказанных сомнений создает у всей группы впечатление, что инакомыслие и сомнения не существуют;

8) наличие «умохранителей», т. е. идеологов групп, чья основная функция заключается в борьбе с инакомыслием: запугивание, сокрытие важной информации, клевета, физическое устранение и т. д.

Из книги Гипноз XXI века автора Беккио Жан

ГРУППОВОЕ НАВЕДЕНИЕ «МАЯТНИК» Вы можете сесть удобно или неудобно. Или наоборот. Эта демонстрация будет состоять из двух частей. Первая часть – это то, что я обычно делаю со своими пациентами. А вторая часть – это подарок, который я делаю своим ученикам во время семинара.

Из книги Семинар с Бетти Элис Эриксон: новые уроки гипноза автора Эриксон Бетти Элис

Групповое наведение Ваши ноги стоят на полу. Я хочу, чтобы вы глубоко вздохнули. И вы можете позволить вашему разуму полететь, поплыть… Иногда люди любят думать о том, что они начинают распускать вязаную кофту за ниточку… Рисунок на кофте начинает меняться… А может быть,

Из книги Групповое лечение [На вершине психотерапии] автора Берн Эрик

Групповое наведение Я всегда могу найти какую-нибудь хорошую цель для транса. Я хотела бы, чтобы вы устроились как можно удобнее. И осознайте, что ваши соседи с обеих сторон на следующие несколько минут не имеют для вас никакого значения. И свет, и шумы, которые есть здесь в

Из книги Измените своё мышление– и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП автора Андреас Коннира

Групповое наведение Сейчас я попрошу всех вас разрешить самим себе войти в транс. Найдите вашу любимую позу. Если солнце бьет в глаза, то можете передвинуться на другое место или закрыть глаза. Сейчас, усевшись поудобнее, вы можете решить, как вам лучше войти в транс: с

Из книги Психология обмана [Как, почему и зачем лгут даже честные люди] автора Форд Чарльз В.

Групповое наведение Сейчас мы проведем заключительное групповое наведение. Мне нужны два субъекта: вы, Юра, и Леонид, который просил поработать с ним уже два дня назад.Я хочу провести групповой транс, который будет направлен через моих субъектов на всю аудиторию. Это

Из книги Гибкое сознание [Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей] автора Дуэк Кэрол

ЛИЧНОЕ ГРУППОВОЕ ЛЕЧЕНИЕ Личный интерес к пациенту всегда может быть оправдан на эстетическом, экзистенциальном или фрейдистском основании. К подростковой преступности, как уже отмечалось, можно относиться неодобрительно не по моральным или этическим причинам, а

Из книги Драматерапия автора Валента Милан

ГРУППОВОЕ ЛЕЧЕНИЕ Сжатое изложение ранней литературы содержится в сборнике под редакцией Дж. Л. Морено. Студент должен просмотреть эту книгу и прочесть статьи, которые явно представляют не только специальный интерес, а образуют подлинное основание темы. Нужно также

Из книги Трансперсональная психология. Новые подходы автора Тулин Алексей

Групповое упражнение Мы хотим, чтобы вы все поэкспериментировали вместе с нами, чтобы выяснить, что происходит в вашем мозгу, когда вы переходите от внутренней к внешней референции или наоборот. Мы хотим, чтобы вы все притворились, что имеете внутреннюю референцию, а

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

Групповое мышление: разделенный самообман Групповое мышление - этот термин ввел доктор Ирвинг Л. Дженис (1983), социальный психолог из Университета Йале, для описания особой формы дефектного группового принятия решений. Он цитировал Ницше: «Безумие - это исключение в

Из книги Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе автора Гоулман Дэниел

Групповое мышление, или «Мы думаем» Термин «групповое мышление» ввел Ирвинг Джейнис281 в начале 1970-х годов. Он характеризует ситуации, когда все в группе начинают думать одинаково. Никто не имеет иного мнения. Никто не выражает несогласия. Групповое мышление может

Из книги автора

6.1.2. Групповое взаимодействие РукиГруппа образует круг, глаза у всех закрыты. По сигналу (лучше всего тихой музыкой) клиенты осторожно шагают вперед с протянутыми руками, чтобы их руки могли встретиться с руками партнеров, причем они сосредоточиваются только на

Из книги автора

6.3.2. Групповое творчество Импровизация с замещающим реквизитомГруппа сидит на полу, образуя круг. Терапевт посылает в этот круг некий предмет (например, карандаш), становящийся замещающим реквизитом, т. е. иным объектом, с которым клиент манипулирует с помощью пантомимы

Из книги автора

6.3.3. Групповое восприятие СпектрограммаТехника визуализации с использованием спектрограмм или пиктограмм широко используется в британских учебных заведениях, ориентированных на паратеатральные системы терапевтического и учебно-воспитательного характера. В

Из книги автора

б. Групповое отождествление и групповое сознание В измененных состояниях сознания можно пережить тотальность страдания всех солдат, погибших на полях сражений, революционную горячечность всех коммунистов мира, доброту всех матерей, любящих своих детей. В этих

Из книги автора

47. Конформизм и групповое давление Конформизм – социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы.Конформизм является одним из феноменов групповой динамики.Виды конформизма:1) уступчивость или внешний публичный

Из книги автора

Групповое мышление, или Чего мы дружно не замечаем Однажды, вскоре после обвала механизмов инвестирования, основанных на субстандартных дериватах, журналист взял интервью у финансиста, разрабатывавшего эти самые деривативные инструменты. Он разъяснил, что в ходе