коллективно, дети аргументируют свой выбор. Закрепление изученного материала

Технологическая карта и конспект урока математики в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет: математика

Тема урока: « Решение задач с использованием таблиц и чертежей. Повторение.»

Класс: 4

Форма урока: «Математический калейдоскоп»

Тип урока: закрепление изученного материала

Вид урока: комбинированный

Используемые технологи: технология развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), современная технология оценивания (на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии), информационно – коммуникационные технологии (использование презентации на тему: «Математический калейдоскоп» на всех этапах урока), технология « Педагогики сотрудничества» (мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)

Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность понимать текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.

Группы формируемых компетенций :

Личностные УУД: , понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.

Познавательные УУД: добывание новых знаний из текста учебника, раздаточного материала; переработка полученной информации для формулировки выводов.

Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая (помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа)

Приемы работы: деятельностный подход к обучению (самостоятельный поиск решения примеров и задач).

Методы работы: проблемно – сообщающий (с опорой на наглядность в виде таблиц, схем) , метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах урока.

Цель урока: организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала; формирование активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса к предмету.

Задачи занятия :

1. Закрепить знания и умения детей в выполнении математических действий с многозначными числами, при решении задач.

2. Развивать личностные коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Дидактические средства: проектор, экран, презентация, памятка для друзей математики, таблицы и схемы для решения задач, таблички с примерами, «смайлики» для самооценки, учебник « Математика 4» , рабочая тетрадь по математике В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г.Микулина

ФИО учителя: Тимошенко Н.А.

Этапы деятельности на уроке в соответствии с типом урока

Цель этапа

Деятельность учителя: содержание работы, приемы и способы реализации содержания, формы организации

Деятельность обучающихся: самостоятельная работа учащихся

Какие УУД формируются на каждом этапе

1. Организационный этап.

Психологическая установка на урок

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Слайд 1.

Здравствуйте, гости нашего урока математики!

Мы рады вас приветствовать на нашем уроке!

Слайд 2.

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука -
Ма-те-ма-ти-ка!

Включаются в деловой ритм урока.

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок

2. Актуализация опорных знаний

3. Повторение изученного материала

Включение учащихся в учебную деятельность

Мотивация

к учебной деятельности

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Выявление пробелов в знаниях и способах деятельности обучающихся.

Обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы

Слайд 3.

Мы продолжаем закреплять наши знания и умения. Что мы обычно делаем на уроке математики?

* Решаем задачи, умножаем и делим многозначные числа, решаем сложные уравнения, выполняем математические действия с именованными числами.

* Учимся работать дружно, помогаем друг другу справится с возникшими трудностями

* Каждый ученик стремится к личному успеху.

Слайд 4.

Ну, что ж вперед, к успеху! Для начала заполним памятку для друзей математики. (1 -2 мин)

Послушать несколько учеников. Похвалить!

Слайд 5.

Сегодняшний урок математики мы назовем « Математический калейдоскоп»

(презентация)

Кто знает, что такое калейдоскоп?

Это такой прибор в виде трубочки. В котором находятся зеркала и маленькие разноцветные стеклышки. При вращении калейдоскопа, стеклышки быстро выкладывают красивый узор. Наши стеклышки – это задачи, вычисления, математическая логика, ваши знания и умения, а желание успешной работы принесет вам хорошие результаты.

«Математический калейдоскоп»

задачи ЛОГИКА вычисления ЗНАНИЯ

желание результат


Слайд 6.

1. « Найди лишнее»



Слайд 7.

Вводное слово учителя.

Сегодня вам предоставляется возможность получить хорошие отметки за урок при условии, если вы наберете определенное количество баллов. (на доске табличка)

Желаю всем успехов!

2. Работа в тетради.

Задания выполняют по рядам.

На доске таблички с примерами.

1 ряд 2 ряд 3 ряд

34 х 48

204 х 360

237 х 69

Тот, кто нашел результат выходит к доске и записывает его под примером. Проверяем – 1 балл

13542: 183


149695: 637

22659: 273


(235, 74, 83)

Проверяем - 1 балл

Запиши результат действий, используя обычные и сказочные цифры.

: 1 - х 0 1 ряд

00: 100 + х 0 2 ряд

х 0 + : 3 ряд

Проверяем – (, 1 ) – 3 балла

Координирует деятельность учащихся

Слайд 8.

3. Работа по учебнику.

- А сейчас нас ждут задачи. №750

1) – используем стрелочную схему

2) – используем таблицу

3) – используем таблицу

1800 1800

60 ? 50 ?

Решение

Ответ:

Цена

Кол - во

Стоим -ть


Решение

Ответ:

Скорость

Время

Расстояние

12 км/ч


4 км/ч

Решение

Ответ:

(6 мешков, 90 руб, 9ч)

Проверяем все три ответа - 3 балла

Разбираем

коллективно, дети аргументируют свой выбор

на «+» - « - »

в тетради

Решают самостоятельно, кто решил, записывает на доске свой результат, остальные ученики свои ответы проверяют

на «+» - « - »

в тетради

Решают самостоятельно, свои ответы проверяют

на «+» - « - »

с учителем

Читают вслух текст задачи.

Заполняют таблицу на доске.

Решают самостоятельно.

Проверяют свои ответы на «+» - « - »

с учителем

Личностные:

развитие интереса к различным видам деятельности

Личностные:

Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности,

развитие интереса к различным видам деятельности

Коммуникативные:

Предметные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество, принятие решения и его реализация

Предметные:

использование системы научных и теоретических знаний на практике

Регулятивные: Осуществляемые действия:- контролируют правильность ответов учащихся

взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

Предметные:

использование системы научных и теоретических знаний на практике

4. Физкультминутка

Психологическая разгрузка

Гимнастика для глаз

5. Закрепление изученного материала

Определение границ собственного знания или «незнания»

Слайд 9.

Самостоятельная работа по вариантам.

№ 754 1) – 1 вариант (70 км / ч)

2) – 2 вариант (1680 кг)

Примеры на доске:

73748: 358 – 1 вариант (206)

109350: 270 – 2 вариант (405)

Результат: 1вариант – 2 балла

2 вариант – 2 балла

Самостоятельная работа и

самооценка.

Обучающиеся самостоятельно проверяют результаты за отдельным столом у доски, где лежит лист с решенным заданиями, проверяют

на «+» - « - »,

подходят к столу учителя с дневником

за отметкой.

Регулятивные: Осуществляемые действия:- контролируют правильность ответов

Личностные:

формирование самооценки и взаимооценки

определение границ собственного знания или «незнания»

6. Итог урока. Рефлексия.

Самооценка результатов своей деятельности

Я очень доволен своей работой.

Мне надо разобраться в некоторых вопросах.

У меня много ошибок.

Обучающиеся ставят «+» в тот столбик, как себя оценили

Личностные:

формирование самооценки и взаимооценки,

осознание обучающимися своей учебной деятельности..

ПАМЯТКА ДЛЯ ДРУЗЕЙ МАТЕМАТИКИ

1.Математика – это наука ___________________________________ .

2.Чтобы правильно умножать и делить многозначные числа я долж(ен),(на) ________________________________________________________________________________________.

3.При решении задач я долж (ен), (на) быть ____________________ и рассуждать ____________________________. 4. На уроке я постараюсь ________________________________________________________________________________________.

Цели: дать представление о звуковом языке как самом совершенном средстве человеческого общения; активизировать знания об основных языковых единицах.

Формируемые УУД: п. — установление логической причинно-следственной последовательности событий; к. — умение выражать свои мысли, чувства в форме устных и письменных речевых высказываний; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; р. — способность к контролю, самооценке и взаимооценке; л. — осмысление и использование собственного жизненного опыта, проявление доброжелательности, внимания к людям с ограниченными возможностями.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, презентация к уроку.

Ход урока:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Наконец звенит звонок,
Начинается урок.

2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Дома вы должны были постараться сочинить синквейн о языке.
Что такое синквейн? (нерифмованное стихотворение из пяти строчек, написанное по определённым правилам)

Выставляются оценки.

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
(Слайд№2)
На доске пословица о языке. Соберите её, запишите в тетрадь, подчеркните орфограммы.

(Слайд№3)
Проверьте правильность написания.
Язык длинный, мысли короткие.

Как вы понимаете смысл пословицы? (Если человек много и быстро говорит, он не успевает обдумывать сказанное)

Какие пословицы о языке вы знаете? (дети называют)
(Слайд№4) Прочитайте ещё несколько пословиц о языке.
Какие из них схожи по смыслу с записанной пословицей?
(Язык болтает, а голова отвечает.)

Индивидуальная работа по карточкам.
1. Выполнить фонетический разбор слова язык.
2. Просклонять слово язык.

Фронтальная работа со всем классом.
Разберём слово язык как часть речи. (Сущ., неод., нариц., муж.р.,в ед.ч., в предложении может быть подлежащим, дополнением или обстоятельством, двусложное, многозначное)
Слайд№5 .
Назовите значения слова язык (Орган вкуса, средство общения,языки пламени, язык ботинка, язык колокола, пленный.)
Проверка заданий по карточкам.

Вывод: почему звуков больше, чем звуков?(буква я обозначает два звука)
Как ещё изменяются имена существительные?(по числам)

Составим словосочетания со словом язык.(дети называют)
Запись под диктовку: Русский язык, язык колокола, горчит на языке. Подчеркните орфограммы.(СС, горчит - горечь)

(Слайд №6 ) Проверьте правильность написания.

В каком из словосочетаний язык является средством общения? (Русский язык)

4.САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Откройте учебник на стр.35

*Прочитайте тему раздела. Как вы её понимаете? (Язык нужен человеку для общения. Если бы не было языка, люди не смогли бы передавать свои мысли.)

*Для выполнения любого действия человек использует разные средства. Например: чтобы вскопать грядку люди изобрели …(лопату)
А чтобы общаться друг с другом, человек использует язык.
Что ещё использует человек для передачи информации в современных условиях? (телефон, интернет)

О чём же мы будем говорить сегодня на уроке?
(Мы будем говорить о языке как средстве общения)

5.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

Работа по учебнику.
Стр.35 Мудрая сова принесла вопрос: Какие средства общения вы знаете?(Жесты, мимика,язык)
Рассмотрите рисунки на стр.36.Назовите виды общения.(слайд№7 )
Какими средствами общения пользовались ещё первобытные люди?(слайд№9)
(Первобытные люди общались жестами и мимикой)

Упр.50 стр.37 Прочитаем сообщение профессора Самоварова.

Выводы: Всегда ли общение с помощью жестов и мимики бывает плодотворным?(Жестом можно изобразить оленя, но нельзя описать его)

Слайд №8
В чём же заключается величайший секрет языка? (Предметы стали называть звуками. Это заменило жесты, мимику и движения)

Запишите в тетрадь последний абзац.
Запись: И вот когда было придумано обозначать предметы окружающего мира звуками, был открыт величайший секрет языка.

Стр.39 Сообщение профессора Самоварова о родном языке.(читают вслух)

Прочитайте высказывания знаменитых людей о русском языке.
Прочитаем высказывание Сумарокова. (Слайд№11 )

Вывод: Как вы понимаете слова Сумарокова?
Прочитайте высказывание Ивана Тургенева(Слайд№14 )

Вывод: Почему Тургенев называет наш язык кладом?
(Ещё не всё узнали, много интересного надо найти, узнать, отыскать)

Прочитайте высказывание М.Ломоносова(Слайд№12 )

Вывод: Какие свойства языка выделил Ломоносов?
Слайд№13 (великолепие, живость, нежность, богатство, краткость)

Подберите синоним к слову краткость- точность, лаконичность.
Запись в тетрадь высказывания Тургенева:

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает и Пушкин!

6.РЕФЛЕКСИЯ.

Закончите высказывания:

В древности люди передавали сообщения с помощью…(движений тела)
Это называется язык жестов.

Сейчас предметы обозначают с помощью…(звуков)

7.ИТОГИ.

Как называется раздел, который мы начали изучать? (Язык как средство общения)

Общаются ли в современном мире с помощью языка жестов?(Глухонемые люди, к которым мы должны относиться с сочувствием и пониманием. А также люди некоторых профессий: моряки, инспекторы ГИБДД)

8.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Упр.51 стр.37

Название: Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Язык как средство общения»

Должность: учитель начальных классов
Место работы: МБОУ СОШ№10
Месторасположение: город Уфа, Башкортостан

Конспект урока по математике в 4 классе

Тема: «Письменное деление многозначного числа на однозначное»

Цели урока:

1.Формировать предметные умения: выполнять письменные приемы деления многозначного числа на однозначное число.(Формировать УУД.)

2.Формулировать проблемный вопрос. (Познавательные УУД.)

3.Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи, планировать действи. (Регулятивные УУД.)

4. Умение общаться и отстаивать свою точку зрения (Коммуникативные УУД)

Задачи:

Образовательные:

1. Отрабатывать у учащихся навыки применения различных приемов при делении чисел;решать задачи изученных видов; закреплять умение определять количество цифр в частном

Развивающие : Развивать логическое мышление учащихся, сообразительность, культуру речи, развивать общий кругозор. Обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией.

Воспитательные: воспитывать умение объективно оценивать себя, товарища и работу класса в целом.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование : презентация к уроку, чертежные принадлежности. Карточки для проверочной работы.

Предполагаемые результаты обучения

Предметные:

Знать алгоритм деления многозначного числа на однозначное;

знать устные приемы деления на однозначное число;

знать приемы письменного деления.

уметь в столбик делить многозначное числа на однозначное.

Метапредметные:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Личностные:

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

План урока

1.Орг момент Звучит песенка.

I . Мотивация к учебной деятельности

Ребята мы с вами попали в город математиков.

II. Актуализация новых знаний.

В этом городе живут девочки и мальчики.
Они считают без труда, без калькуляторов и пальчиков.
Приглашают вас, ребята, тоже быстро посчитать.

Поставьте знаки:

714 * 7 = 102 824 * 8 = 103

420 * 6 = 70 468 * 1 = 468

(ответы учеников)

Повторим таблицу умножения.

24:4 *9=54 42:6*8=56

72:8*7=63 81: 9*5=45

2.На доске примеры на карточках:

208: 2, 936: 3, 312: 3, 3624: 3, 85436: 2, 9522: 6

Что общего в записанных выражениях? (на деление, делятся на однозначное число.)

На какие группы можно разделить выражения?

1. деление трёхзначных чисел

2. деление многозначных чисел

Какую группу вы можете решить?

III. Определение темы урока.

208: 2, 936: 3, 312: 3, 3624: 3,

При решении этих примеров у вас возникла трудность? (да, делить 3624: 3,было сложнее)

Как вы думаете, почему? (Потому что 3624 – многозначное число)

Значит мы сможем определить тему нашего урока? (Деление многозначных чисел на однозначное)

На какой вопрос будем искать ответ? (Как разделить многозначное числа на однозначное?)

IV. Открытие новых знаний

Здесь все наоборот
Здесь ведут серьезный счет.
Пишут столбиком везде
На полу и на столе,
А умные ребятки счет ведут в своей тетрадке.

Прежде чем приступить к работе, вспомним название компонентов деления.(Делимое, делитель, частое).

При делении с остатком, о чем мы не должны забывать?(Остаток должен быть меньше делителя).

Сначала вспомним с вами письменный прием деления трехзначного числа на однозначное число. Предлагаю одному из вас роль учителя. Объясните, как выполнить деление: 986: 2

(Ученик выполняет деление с объяснением у доски)

Механизм деления многозначных чисел на однозначное число не изменяется. Убедитесь в этом сами.

Всегда надо помнить о том, что остаток должен быть меньше делителя.

V.Построение проекта выхода из затруднений.

Каким образом можно получить новую информацию для открытия способа деления многозначного числа на однозначное?

2. Объяснил учитель

3. Добыть самим. (дети выбирают самостоятельное решение)

Теперь нам предстоит разделить 8876: 7.

(Ведется рассуждение и одновременно составляется алгоритм деления.)

Делю тысячи, первое неполное делимое 8, значит, в частном будет четыре цифры. 8 делю на 7 получается 1 – столько тысяч будет в частном. Умножаю 1 на 7, получу 7 тысяч. Вычту из 8 число 7, получу остаток 1. Он меньше делителя.

Получилось второе неполное делимое 18, разделю 18 на 7, получу 2 сотен в частном. Умножу 2 на 7, получу 14 сотен. Вычту 14 из 18, получу остаток 4. Сравню остаток с делителем: 4 меньше 7.

Образовалось третье неполное делимое 47, разделю 47 на 7, получу 6 десятков в частном. Умножу 6 на 7, получу 42 десятка. Вычту 42 из 47, получу остаток 5, он меньше делителя.

Образовалось четвертое неполное делимое 56, разделю его на 7, получу 8 единиц в частном. Умножу 8 на 7, получу 56 единицы. Вычту 56 из 56, получу остаток 0. Деление окончено.

Сравните решения. Составление алгоритма.

А)Нахожу первое неполное делимое.

Б)Определяю количество цифр в частном.

Г)Делю поразрядно.

Д)Получаю ответ.

О чём всегда надо помнить, записывая цифру частного? (Остаток должен быть меньше частного

V. Реализация проекта.

85436: 2, 9522: 6

6.514:4 , 15.780:5

1. Работая в парах, попробуйте сами найти способ решения и при ответе объяснить.

Какие умения необходимы при работе в паре?.

2.Защита способа у доски.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мелкие шажки − раз, два, три.
Легкие прыжки − раз, два, три.
Вот и вся зарядка − раз, два, три.
Мягкая посадка − раз, два, три.

VI. Первичное закрепление

“Я умею делить и умею объяснять”.

1. Проговаривание алгоритма при решении примеров у доски, выполнение проверки.

8.571:3=2.857 7.306 *4=29.224

87.540: 6=14.590

Объясняй решение по плану:

-Первое неполное делимое…..

-Разделю….

-Умножу….

-Вычту…

-Сравню остаток с делителем….

-Второе неполное делимое….

Вывод: Применения алгоритма, помогает успешно справиться с делением многозначного числа на однозначное.

2.Самостоятельная работа, с самопроверкой

Проверь себя

а) 22.860 б)903 в)2.190 г) 1.040

VII.Включение в систему знаний.

1. Решение компетентностной задачи.

Ключевая компетентность: самоменеджмент

Аспект: планирование деятельности

Твоя мама в детском саду формирует подарки к Новому году.

Для подарков детский сад закупил 4326 конфет «Детский сувенир». Помоги маме рассчитать, хватит ли конфет на всех детей, если в каждый подарок класть по 3 конфеты.

Справка: В детском саду 1440 детей.

Самопроверка

1.440*3=4.320(к) для всех подарков.

4.326- 4.320= 6(к) останется

Ответ: А) конфет хватит

Реши задачу в тетради и запиши букву правильного ответа:

А) Конфет хватит

Б) Конфет не хватит

Масса одного гвоздя 4 г. Сколько гвоздей в ящике, если их масса 3460 г? 3.460:4=865гвоздей.

– 6 кг муки рассыпали поровну в 5 пакетов. Сколько муки в каждом пакете

6кг=6.000г. 6.000:5=1.200г.(1кг.200г)

Домашнее задание.

(в конвертиках)

VIII. Рефлексия.

На какой вопрос мы сегодня искали ответ?(Как разделить многозначное число на однозначное?)

Ответили на данный вопрос?

Каким способом деления мы пользовались на уроке?(деление столбиком)

Повторяем ещё раз алгоритм деления.

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было трудно…