Коммуникативные навыки общения. Коммуникативные навыки: это

Что такое коммуникативные навыки? Почему сейчас как никогда важно умение общаться с людьми? Какие приемы эффективного общения можно существуют?

В современном технократичном мире, где знания упакованы в цифры, и любую информацию можно легко получить, задав вопрос мировой сети, умение общаться становится всё более ценным навыком. Давайте же посмотрим, что можно сделать со своими навыками, чтобы их развить, но для начала изучим немного теорию.

Коммуникативные навыки: это

Коммуникативные навыки — это способность человека правильно взаимодействовать с окружающими. То есть, понятно выражать свои мысли и интерпретировать полученную информацию от других. Простыми словами, это наша способность общаться.

Развитая коммуникабельность – это эффективный инструмент, помогающий успешно решать текущие задачи: продавать товары, вести переговоры, выступать перед публикой, понимать собеседника и быть понятым им. Плюс, это полезный навык, важный для личностного развития, так как он определяет успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми и самим собой. В частности, от того, насколько развиты наши коммуникативные способности, зависит успешность в социальной, профессиональной, личностной и других областях жизни.

Коммуникативные навыки: откуда они берутся

Коммуникативные способности каждого человека формируются индивидуально и в течении всей жизни. Влияющими факторами здесь являются взаимоотношения с родителями, сверстниками, позже с руководством и коллегами по работе. В целом наше осознание собственной социальной роли диктует нам «правила» поведения и общения в окружающей среде.

Во многих ситуациях мы поддаёмся наработанным нами в течение жизни стереотипам поведения, и продолжаем за них держаться, даже когда они перестают работать. Потому что когда-то, в аналогичной ситуации это сработало. Мы уверены в собственной правоте. Нам так комфортно — думать, что мы правы, делать, что умеем, отстаивать то, в чем уверены. И это действительно срабатывает…, но не всегда. Частота побед в общении напрямую зависит от коммуникативных возможностей, которыми мы располагаем. В случаях отсутствия нужного знания или опыта мы получаем недоверие и конфликты, а наши коммуникации становятся неэффективными.

Что с этим делать

Итак, если мы придерживаемся мнения, что в любом направлении человеческого развития всегда есть место для совершенствования, давайте попробуем, хотя бы на секунду отказаться от мысли, что мы правы. Этот критический взгляд на самих себя позволит расширить количество вариантов сказанного и интерпретаций услышанного. И как бы нам не хотелось переложить всю ответственность на собеседника, попробуем дать оценку собственным коммуникативным навыкам и пересмотреть свой арсенал приемов общения.

Удивительно, что при всем богатстве выбора известных человечеству коммуникативных навыков, в большинстве своем мы используем лишь их треть, отдавая предпочтение все тем же «старым трюкам». А что с остальными «полезными ископаемыми» наших возможностей, где они, почему не работают?

Трудности в общении возникают потому что эти самые возможности еще не раскрыты. Но хорошая новость заключается в том, что их можно развивать в любом возрасте. Если мы используем только треть наших возможностей, то представьте, как повысится наша эффективность, если мы начнем использовать половину или больше.

Как улучшить свои навыки

Развить свои коммуникативные навыки поможет прохождение специализированного тренинга, где отработка моделей жизненных ситуаций, даже в случае ошибки, не повлечет за собой непоправимых последствий, как это бывает в жизни. Профессиональные наставники помогут научиться сглаживать конфликты, развить убедительную речь, приобрести навыки эффективной самопрезентации и повысить доверие к вашим словам.

В группе единомышленников есть возможность творчески подходить к решению коммуникативных задач, апробировать различные способы влияния на собеседника, использовать различные роли и проигрывать необходимые ситуации. Обучающий курс дает спектр методик и упражнений, которые можно применять в конкретных ситуациях.

Когда вы получите первые результаты от методов в реальной жизни, переходите к более сложным и изощренным вариантам коммуникаций. Для достижения большей эффективности, упражняться в умении строить коммуникацию можно в компании друзей и близких.

Для практики

А пока прохождение тренинга в планах, вот несколько приемов эффективного общения для повседневной практики:

  1. Правило трех «да». Постарайтесь в начале беседы выстроить свои фразы или вопросы таким образом, чтобы собеседник трижды согласился с вами или ответил «да». В этом случае, вам будет легче переубедить его или склонить в нужную сторону.
  2. Не используйте в своей речи негативные и агрессивные слова, которые подсознательно оттолкнут от вас собеседника: должен, нужно, ужасно, страшно, неудача, провал, задавить и т.д. Используйте более мягкие их формы: хотел бы, небольшие трудности, немного тревожно, предпочел бы, сдержать.
  3. Старайтесь не говорить громко и эмоционально, если это связано с негативным описанием ситуации. Обращайте внимание на реакцию собеседника вызванную вашими жестами и движениями. И наоборот, не скупитесь на проявление эмоций в позитивных рассказах.
  4. Следите за тоном голоса. Понимание станет затруднительным, если любое объяснение будет проводиться на повышенных тонах. Научитесь правильно расставлять акценты во время разговора.
  5. Во время общения с агрессивными или негативно настроенными людьми, представьте вокруг себя стеклянную стену, которая не пропускает давление и пессимизм собеседника.
  6. Чтобы вам было легче настроиться на позитивное общение или удержаться от ответных выпадов, представьте своего собеседника, тем человеком, которого вы безгранично уважаете или любите. Вы захотите его понять и сделаете все, чтобы он понял вас.
  7. В спорах задействуйте сравнения, если уверены, что сможем отстоять свою точку зрения. Этот прием так же придаст беседе насыщенность.
  8. Обратите внимание на главное «орудие нападения» вашего собеседника. Отзеркальте его поведение или фразеологию и используйте против него самого.
  9. Чтобы быть убедительным, используйте цифровые примеры, статистические данные, опирайтесь на общеизвестные факты и авторитетные источники.
  10. Во все времена самым сильным приемом как зарождения симпатии, так и выхода из конфликта было и остается чувство юмора. Прокомментировав шуткой заявление или выпад собеседника, сделайте разговор приятным и эмоционально ярким, и вас не забудут.

Итого

Осознавая и меняя привычные реакции, мы учимся смотреть на ситуацию под другим углом, даем себе свободу выбора ответного действия. Отточенные практикой и доведенные до автоматизма новые схемы поведения принесут желаемые результаты успешного общения. Совершенствуйте свои коммуникативные навыки и помните, общение - это инструмент достижения целей. Владеющий словом владеет ситуацией!

Развитие коммуникативных навыков требуется каждому человеку на планете, только если он не живет отшельником в пещере. Даже несмотря на то, что сейчас многие мнят себя полностью независимыми, взаимодействовать с другими людьми так или иначе приходится каждому. В этой статье вы найдете несколько упражнений, игр, методик и книг, которые пригодятся для того, чтобы прокачать свои .

Как передается сообщение?

Это важный вопрос для тех, кто испытывает проблемы в одной из этих ситуаций:

  • Вас неправильно понимают.
  • Вы неправильно трактуете слова других людей.

Что делать в этих случаях? Начать стоит с анализа процесса передачи и восприятия информации: так вы сможете понять, на каком этапе возникает проблема. Сообщение передается при помощи:

  1. Возникновение причины или сказать что-либо.
  2. Композиция сообщения (внутренняя и техническая разработка того, что вы хотите выразить).
  3. Кодирование сообщения (речь, жесты).
  4. Передача кодированного сообщения в виде последовательности сигналов.
  5. Источники шума, такие как природные звуки, могут повлиять на качество сигнала и то, как собеседник воспримет ваше сообщение.
  6. Прием сигнала реципиентом (вашим собеседником).
  7. Расшифровка собеседником вашего сообщения.
  8. Интерпретация вашего сообщения.

Если на каком-то этапе произойдет сбой, ваше сообщение будет неправильно интерпретировано. То же самое справедливо и когда реципиент вы. И это мы еще не учли невербальные сигналы, которыми могут быть: прикосновения, жесты, язык тела, выражения лица, зрительный контакт, одежда. Речь (помимо слов) также содержит невербальные элементы, такие как ритм, интонацию, темп и многое другое.

Самая главная причина того, что нас не понимают или мы не понимаем – наличие барьеров в коммуникации.

Пять основных барьеров

На самом деле количество коммуникативных барьеров поистине огромно, но, пожалуй, стоит начать с пяти основных. Если вы преодолеете их, то существенно повысите свои навыки общения.

Судить другого человека

Если вы судите собеседника, то, во-первых, совершенно перестаете понимать суть того, о чем он говорит (на это попросту не остается времени и внимания), а, во-вторых, начинаете навешивать ярлыки.

Не проявлять интереса к словам собеседника

Интерес и любопытство – это во многом процессы сознательные. Дейл Карнеги, когда писал о необходимости проявлять искренний интерес к другим людям, имел в виду как раз это: не притворяться, а быть осознанным в общении с другими людьми, выйти из режима автопилота.

Во многих ситуациях вы должны работать над тем, чтобы вам стало интересно.

Использовать технический или непонятный язык

Мало того, что это выглядит снобистски и раздражает, так еще и полностью портит взаимопонимание и диалог. Научитесь выражать свои мысли простыми словами. Однако если видите, что собеседник полностью считывает ваши сообщения, можете поднять профессиональный уровень своей речи.

Давать непрошенные советы

Они плохи тем, что коммуникативные барьеры появляются уже у вашего собеседника. Он перестает думать о вашем сообщении и испытывает раздражение, выражающееся мыслью «Почему он лезет не в свое дело?».

Совершенно не имеет значения, насколько хороши были ваши советы. Научитесь их давать в правильное время и в правильных ситуациях.

Не проявлять эмпатию

Каждый человек имеет проблемы и заботы, будь то бездомный или королева Великобритании. Вы должны (опять же – искренне) проявлять интерес к ним. Помните, что для человека даже его мизерные проблемы намного важнее, чем все наводнения, войны и пожары вместе взятые.

После того, как вы поняли, чего не надо делать, давайте обсудим, что делать нужно. Вернее, какие коммуникативные навыки стоит развить.

Пять основных навыков коммуникации

За один день вы не станете . И за месяц тоже. Но шаг за шагом, осваивая отдельные навыки, вы сможете значительно повысить свой уровень.

Активное слушание

Чтобы научиться , нужно придерживаться, как минимум, одного правила: слушать в два раза больше, чем говорить.

Второе правило: научитесь «слушать» всем своим телом. То есть задействуйте мимику, жестикуляцию, глаза. Третье правило: уточняйте, что хотел сказал собеседник.

Невербальная коммуникация

Кто такие гармоничные, цельные люди? Это те, у которых речь не конфликтует с телом и невербальными сигналами. Они говорят именно то, что чувствуют, поэтому тело правильно реагирует на слова.

Сначала будет сложно, ведь нужно будет обращать внимание на язык тела больше, чем на содержание информации. Но если решать проблему постепенно – сначала с руками, потом с ногами, зрительным контактом, мимикой – то через какое-то время вы и сами станете гармоничным человеком, который хорошо освоил навыки коммуникации.

Задавание вопросов

Прежде всего, стоит обратить внимание на качество вопросов, которые вы задаете. Если они закрытые, то нужно полностью изменить подход и начать задавать открытые:

  • Каким образом?
  • Почему?
  • Сколько?
  • Как часто?

Задавать вопросы может показаться трудным поначалу. Но как только вы начнете проявлять искреннее любопытство к людям, этот навык будет развиваться сам по себе.

Прояснение

Это важно, когда вы слушаете собеседника. Старайтесь всегда уточнять, что конкретно он хотел сказать. Данный подход убивает двух зайцев:

  • Позволяет вам полностью понять цели и мотивы собеседника.
  • Показывает, что вы действительно его слушаете.

Осознанность

Осознанность является основой любого навыка, потому что требует отказаться от привычки и постоянно за собой наблюдать.

Например, при помощи осознанности вы прекратите критиковать и осуждать собеседника, будете заинтересованы в том, чтобы разобраться в его словах, мыслях, чувствах, научитесь применять разные подходы вместо того, чтобы просто вести разговор как умеете.

Игры на развитие коммуникационных навыков

Существует много упражнений-игр, которые развивают навыки общения. Вот некоторые из них.

Коммуникационные оригами

Это быстрое и легкое упражнение, которое показывает, как одни и те же инструкции интерпретируются разными людьми, и подчеркивает важность четкой коммуникации. Игра, скорее, демонстрационная, со своей моралью.

Для прохождения упражнения требуется от трех человек.

  1. Дайте каждому по листу А4.
  2. Сообщите группе, что вы начнете давать инструкцию, как складывать бумагу, чтобы создать форму оригами.
  3. Скажите группе, что, пока вы даете им инструкции, они должны держать глаза закрытыми и не могут задавать вопросы.
  4. Начните давать группе инструкции, согласно которым им нужно будет сложить и разорвать свой лист несколько раз, а затем попросите их развернуть и сравнить вид.

Подчеркните, что каждый лист бумаги выглядит по-разному, хотя вы давали всем совершенно одинаковые инструкции. Спросите у своей группы, были бы результаты намного лучше, если бы они иногда открывали глаза или задавали вопросы.

Открыть глаза = слушать и понимать.

Задавать вопросы = уточнять.

Эффективная коммуникация – это нелегко, ведь мы все интерпретируем информацию так, как умеем и хотим. Поэтому очень важно задавать вопросы и слушать собеседника.

Угадайте эмоцию

Данная игра-упражнение также проводится в компании, но она забавнее и увлекательнее, чем предыдущая.

Цель игры в том, чтобы ее участники научились лучше «считывать» чувства и эмоции друг друга. Компания разделяется на команды и каждый игрок по очереди показывает эмоции, такие как отвращение, привязанность, страх, беспокойство, смущение, гнев, решительность, а общая группа попытается угадать, что это за эмоция. Впрочем, на этой стадии правила могут меняться вами – в зависимости от того, как вам будет интереснее.

Инструкция:

  1. Разделитесь на две команды.
  2. Положите на стол колоду эмоций, на каждой из карт которой написано название эмоции.
  3. Попросите участника из группы A взять верхнюю карту (или несколько карт) со стола и показать пантомиму для своей группы. Это должно быть сделано за определенное время (например, минуту или две).
  4. Если эмоция угадывается, группа А получает 10 очков.
  5. Теперь то же самое должна проделать группа Б.
  6. Через несколько кругов подведите итоги.

Сценка

Игра на двоих. Правила очень просты. Можно сказать, что вы сами их придумываете.

Для начала подумайте относительно темы, вокруг которой будет завязан диалог. Это может быть:

  • Служба поддержки (трудный клиент).
  • К продавцу-консультанту обращается разгневанный клиент.
  • Спор двух людей о том, нужно ли колонизировать Марс.

Перед тем, как начать сценку, вы должны четко прописать конфликт. Концовка может быть случайной.

Язык тела

Порой язык тела говорит больше, чем любые слова, которые вы можете произнести. Как сознательно, так и подсознательно тело показывает собеседнику, что действительно с вами происходит.

  1. Объясните группе, что вы собираетесь дать им ряд инструкций, которые они должны скопировать как можно быстрее.
  2. Произносите вслух следующие указания для группы, и в то же время выполняйте их:
  • Прикоснитесь пальцем к носу.
  • Хлопайте руками.
  • Расставьте руки.
  • Прикоснитесь указательными пальцами к плечам.
  • Скрестите руки.
  • Положите руку на живот – но во время этих слов коснитесь пальцем кончика носа.
  1. Обратите внимание на количество людей, которые скопировали то, что вы сделали, а не то, что сказали.

Язык тела может укрепить вербальное общение, однако оно также может быть сильнее, чем словесное общение – важно знать о нем, чтобы четко понимать, что проецируем правильное сообщение.

Книги

Детальнее разобраться в теме коммуникаций можно, прочитав следующие книги.

  • «Никогда не ешьте в одиночку» Кейт Феррацци
  • «Как разговаривать с кем угодно» Марк Роудз
  • «Наука общения. Как читать эмоции, понимать намерения и находить общий язык с людьми» Ванесса Эдвардс
  • «Я слышу вас насквозь» Марк Гоулстон
  • «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман
  • «Мастерство общения. Как найти общий язык с кем угодно» Пол МакГи
  • «Как побороть застенчивость» Филип Зимбардо
  • «Сила убеждения. Искусство оказывать влияние на людей» Джеймс Борг
  • «Секреты общения. Магия слов» Джеймс Борг

Желаем вам удачи!

В современном мире технических достижений, где любую информацию можно легко получить в интернете, умение общаться становится всё более ценным навыком . Развитая коммуникабельность помогает успешно продавать товары, вести переговоры, выступать перед публикой, понимать собеседника и быть понятым им. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития вообще, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой, а также позволяют самовыражаться через творчество.

Трудности в общении могут возникать при недостаточной развитости того или иного коммуникативного умения. Жизненный опыт учит нас решать многие проблемы путем переговоров, однако иногда обстоятельства складываются так, что накопленных знаний для решения проблемы не хватает.

Также мы поддаёмся стереотипам поведения, наработанными нами в течение жизни, и, когда они не производят желаемого эффекта.

Суметь совладать с растерянностью и взять ситуацию под контроль помогает развитие коммуникативных навыков. Их наработка в игровой форме, когда тренер искусственно создаёт условия, затрудняющие эффективное общение и достижение целей переговоров, помогает расширить коммуникативный опыт.

Преимуществом отработки модели жизненной ситуации в рамках тренинга является и то, что ошибки при контактировании не повлекут за собой непоправимых последствий, как это бывает в жизни. Обучаемый освобожден от ответственности за неуспех диалога и может творчески подходить к решению коммуникативных задач, испытывать различные способы влияния на собеседника. Важно, что другие участники тренинга в доброжелательной манере помогут заметить явные просчеты в управлении разговором, оценят эффективность поведения, так как, увлекшись беседой, следить за собственными ошибками подчас сложно.

Осознавая и меняя привычные реакции, человек учится смотреть на ситуацию под другим углом , дает себе свободу выбора ответного действия. Со временем отточенные практикой, доведенные до автоматизма новые схемы поведения принесут вам желаемые результаты успешного общения.

Цель коммуникативного тренинга — постановка поведенческих навыков, необходимых для достижения целей говорящего. Наработка навыков затрагивает как вербальный, так и невербальный уровень коммуникации и позволяет:

  • Легко устанавливать контакт и поддерживать его;
  • Производить нужное впечатление на собеседников;
  • Освоить психотехники работы с аудиторией;
  • Научиться убедительно аргументировать свою позицию;
  • Успешно отстаивать свои интересы;
  • Безболезненно преодолевать конфликты;
  • Понимать мотивы собственных слов и поступков и реакции окружающих;
  • Эффективно слушать и активно задавать вопросы;
  • Осознанно использовать невербальные способы коммуникации;
  • Диагностировать психологическое состояние оппонента;
  • Выделять и нейтрализовать манипуляции;
  • Создать атмосферу доверия и сплочённости, как в рабочем коллективе, так и в кругу родных и близких.

Уделите внимание развитию своих коммуникативных навыков — результаты не заставят вас долго ждать! Отработайте полученные знания, построив эффективные отношения с друзьями и коллегами. Научитесь использовать общение как инструмент достижения своих целей, ведь владеющий словом — владеет ситуацией!

Почему одни люди умеют без всяких проблем в считанные минуты найти общий язык и завоевать доверие совершенно чужих людей, а другие неспособны договориться даже со своими родными? Ответ на этот вопрос один: эти люди имеют разные навыки общения.

Один из самых действенных и в то же время простых способов улучшения своих коммуникативных способностей можно выразить всего одним словосочетанием - будьте хорошим слушателем.

Умение слушать заключается в том, что вы не просто закрываете рот, чтобы ваш собеседник успел вставить несколько фраз. Вы должны действительно внимательно и заинтересовано внимать чужим словам. Это не только поможет вам наладить контакт, но также является отличным способом продемонстрировать уважение к собеседнику.

Когда люди чувствуют такое отношение к себе, это сразу меняет атмосферу ваших взаимоотношений. Просто вспомните о том, как вы здорово себя чувствовали, когда кто-то пристально слушал вас в то время, как вы увлечённо рассказывали о важном для вас событии.

Все люди хотят быть услышанными. Даря им эту возможность, вы сразу приобретёте много друзей. Только не притворяйтесь: следите за рассказом, задавайте уточняющие вопросы, реагируйте на ключевые моменты. Иногда это бывает не так просто, особенно если ваш собеседник не блещет ораторским мастерством.

Кроме умения слушать вам могут пригодиться ещё несколько советов, которые помогут улучшить ваши навыки общения.

1. Никогда не перебивайте

Это свидетельствует о реальном отсутствии уважения. Перебивая кого-либо, вы ему явным образом сигнализируете: «Меня не волнует, что ты говоришь, я должен сказать гораздо более важные вещи».

2. Никогда не заканчивайте чужое предложение

Да, человеческая мысль намного опережает возможности речи, и иногда так и хочется помочь собеседнику выразить мысль. Сделав это, вы не поможете, а покажете свои сомнения в умственных и ораторских способностях человека и вызовете в ответ только чувство досады. Так что лучше прикусите язык в такие моменты.

3. Парафраз

Если вы хотите показать, что вы действительно поняли кого-то, то просто повторите ключевую мысль собеседника. Прежде чем соглашаться на что-либо или выступать с протестом, просто зафиксируйте своё понимание услышанного. Половина недоразумений в мире происходит из-за того, что люди думают одно, говорят другое, а слушатели понимают третье.

4. Слушайте активно

Как уже было отмечено выше, особое значение имеет ваша активность как слушателя. Покажите свою заинтересованность рассказом, дайте ответную реакцию рассказчику, и благодарность собеседника не заставит себя ждать.

5. Поддерживайте зрительный контакт

Не отводите взгляд на посторонние вещи, а сосредоточьтесь на говорящем. Глядя другому человеку в глаза, вы скажете ему, что вы заинтересованы в его рассказе. Прекратите все свои занятия и старайтесь не отвлекаться.

Качество коммуникации во многом зависит от коммуникативных навыков участников процесса обмена информацией. К коммуникативным навыкам относится умение (рис. 8.7):

  • слушать собеседника и воспринимать передаваемую им информацию (слушание);
  • вести деловые беседы, совещания, переговоры, выступать перед аудиторией (речь);
  • работать с документами, письмами, служебными записками, аналитическими обзорами и т.д. (чтение и письмо);
  • внешним видом, жестами, параметрами голоса и с помощью зрительного контакта устанавливать общность с собеседником и таким образом способствовать коммуникации.

Рис. 8.7.

Рассмотрим подробнее такие важные коммуникативные навыки руководителя, как слушание, ведение деловых бесед и публичные выступления.

1. Слушание. Почти все люди интуитивно предполагают, что нормальный слух - необходимое и достаточное условие эффективного слушания. В действительности это не так: слух лишь необходимое, но еще недостаточное условие. Есть большая разница между понятиями «слышать» и «слушать». Мы часто слышим тот или иной звук только после того, как он прекратился, часто не осознавая этого. Например, мы можем вспомнить о часах в тот момент, когда они остановились. Звуки мы только слышим, в то время как слушание требует направленного внимания.

Для руководителя важно не просто слушание, а эффективное слушание, т.е. выделение из речи говорящего человека законченных предложений, оценка услышанного, включающая отделение фактов от мнения собеседника. Для эффективного слушания необходимо непрерывное усилие, поддержание определенного уровня внимания к говоряще- ?

_ _ ^ Умение слушать - навыки

му человеку и его словам. Требуется нема- принимать сообщения, выде-

лое умственное напряжение, чтобы точно пять в них факты и ощуще-

понять собеседника, проанализировать ния > правильно интерпретировать их значение

его речь, запомнить отдельные ее положе- н ния.

Под умением слушать понимают навыки принимать сообщения, четко выделяя содержащиеся в них факты и ощущения, правильно интерпретировать их значения. Только в этом случае получатель имеет возможность дать адекватный ответ исходному отправителю, т.е. создать обратную связь и замкнуть коммуникативный круг.

Многие люди не могут или не хотят по-настоящему слушать своих собеседников. Они озабочены прежде всего тем, что они скажут сами, а не тем, что говорят им. Наше умение слушать, выраженное в объеме понятого и запомненного материала (при попытке воспроизведения через 48 часов после прослушивания 10-минутного сообщения), не превышает 25%.

В реальной жизни люди используют разные стили поведения при слушании. Перечислим некоторые из них:

  • нейтральное слушание обычно имеет своей целью сбор информации. В чистом виде этот стиль реализуется довольно редко, поскольку, слушая собеседника, человек обычно формирует отношение к сказанному и нейтральность слушания быстро исчезает;
  • оборонительное слушание. Так чаще всего слушают критику в свой адрес. Малейшая неточность со стороны критикующего - и исходящая от него информация перестает восприниматься слушателем, который тут же формулирует возражения;
  • «вежливое» слушание. В действительности это вовсе не слушание, а просто пауза между собственными высказываниями - ожидание, когда же замолчит говорящий. Так часто слушают сверстников маленькие дети, у которых доминирует желание высказаться. Часто после такого «слушания» они не могут вспомнить, о чем же был разговор;
  • селективное слушание состоит в том, что слушатель реагирует только на определенные фрагменты речи говорящего, которые его интересуют, например, подтверждают его точку зрения. Такое слушание, конечно, не только неэффективно, но и опасно: у слушателя может сложиться абсолютно неверное представление о позиции говорящего. Легко себе представить, к чему может привести такое поведение, например, на деловых переговорах;
  • активное слушание. Слушатель помогает говорящему высказаться; направляет его речь, чтобы услышать то, что ему интересно. При активном слушании слушатель задает такие вопросы, которые не уводят говорящего в сторону от темы его рассказа.

Том Питерс, известный консультант по управлению, автор множества посвященных менеджменту работ, утверждает, что руководители могут развить в себе умение слушать, если будут выполнять определенные рекомендации. По его мнению, эффективно слушать - значит, слушать и говорить; задавать простые вопросы, не воздвигать вокруг себя стен и быть ближе к подчиненным, заставлять себя расспрашивать собеседников и много говорить самому, делать заметки, настаивать на обратной связи и предоставлять ее.

В табл. 8.2 перечислены десять «ключей» к эффективному восприятию информации и показано, чем отличается хороший слушатель от плохого (6, с. 257).

Человек, умеющий слушать собеседника, находит в разговоре интересные темы, ведет беседу гибко, постоянно тренирует навыки восприятия, мысленно резюмирует, оценивает и предугадывает информацию, которую он получит уже в следующую минуту.

Развитие навыков слушания требует определенных способностей. Компоненты эффективного слушания: слушание, понимание, запоминание, интерпретация, оценка и ответ (рис. 8.8). Эти элементы в целом составляют так называемую модель СПЗИОО (сокращение по первым буквам названных выше компонентов слушания) (4, с. 464). Хотя выполнение этих шести шагов может показаться делом несложным, не всем и не всегда это удается, из чего напрашивается вывод: слушание - процесс не столь легкий, как может показаться на первый взгляд.

В мировой практике разработаны различные методики, рекомендующие, как научиться эффективно слушать. Ниже приведена одна из таких методик.

Чтобы процесс слушания был активным и эффективным, необходимо:

  • принять активную позу. Правильная посадка тела позволяет создать умственную сосредоточенность, и наоборот, когда мы расслабляем тело, то же самое испытывает наш мозг;
  • сосредоточить взгляд на говорящем. В этом случае легче слушать и сохранять внимание. Если же смотреть в сторону, появляется опасность того, что мысли будут следовать за глазами;
  • поддерживать устойчивое внимание к говорящему. Любое отвлекающее действие - «пробежка» глазами по столу, взгляд на свои

Десять ключей к умению слушать

Плохой слушатель

Хороший слушатель

1. Слушайте активно

Пассивен, отстранен от беседы

Задает вопросы, перефразирует сказанное

2. Находите интересные темы

Отключается от надоевших тем

Ищет возможности, новые знания

3. Не раздражайтесь

Легко выходит из себя

Ведет себя сдержанно, проявляет терпимость к плохим манерам, умеет концентрироваться на главном

4. Используйте то, что мы думаем, быстрее, чем говорим

«Засыпает», если собеседник говорит медленно

Обдумывает, резюмирует, предугадывает следующие слова; взвешивает аргументы, прислушивается к интонациям голоса

5. Будьте отзывчивы

Формально поддерживает диалог

Проявляет интерес жестами, позой, слушает и говорит сам, создает позитивную обратную связь

6. Оценивайте суть, а не слова

Отключается, если собеседник не может сформулировать свою мысль

Оценивает суть высказываний, не обращает внимания на огрехи речи

7. Поддерживайте в собеседнике интерес

Заранее предубежден, начинает спорить

Не вступает в дискуссию до тех пор, пока не осознает позицию другой стороны

8. Старайтесь всесторонне оценить высказываемые идеи

Обращает внимание прежде всего на факты

Прислушивается к центральным темам разговора

9. Тренируйте умение слушать

Отсутствие энергии, проявление ложного внимания

Работает, активно использует мимику и жесты, контакт глазами

10. Тренируйте интеллект

Предпочитает иметь дело с легкими и простыми материалами, избегает сложных

Воспринимает сложные проблемы как интеллектуальную игру

бумаги - заставляет распределять внимание между говорящим и посторонними предметами;

  • логически планировать процесс слушания. Необходимо в процессе слушания выделять главные мысли собеседника;
  • преждевременно не оценивать беседу или выступление. Любая речь должна быть выслушана полностью. Не надо оценивать слова собеседника после первых же его слов. Это надо сделать в конце.
  • 2. Ведение деловой беседы. Другим важным коммуникативным навыком руководителя является умение излагать свои мысли. Навыки устной и письменной речи важны для руководителя. На них ос-

Рис. 8.8.

новано умение убеждать собеседника и таким образом оказывать на него влияние. Между тем многие менеджеры испытывают затруднения при ведении беседы, выступлении на совещании или при проведении презентации своего проекта или идеи.

Управленческие беседы имеют отличия от повседневных разговоров, не относящихся к сфере производственной деятельности. Это отличие заключается в том, что повседневная коммуникация, к которой мы все привыкли в сфере бытового и дружеского общения, имеет следующие признаки:

  • происходит, как правило, случайно, заранее не планируется;
  • отличается большим разнообразием обсуждаемых тем, охватывая множество личных, социальных, бытовых, политических и тому подобных аспектов;
  • характеризуется частым переходом от одной темы к другой;
  • практически не связана с принятием каких-либо управленческих решений;
  • носит по преимуществу информативный характер.

В отличие от повседневных коммуникаций деловые беседы характеризуются тем, что они заранее планируются, затрагивают узкий круг проблем и должны иметь определенный результат.

ЛДеловые беседы в области управленческой деятельности - целена- \_/ правленная коммуникация с заранее планируемым эффектом и результатом.

Преимущества деловой беседы в отличие от других форм коммуникации обусловлены:

  • возможностью быстрого реагирования на высказывания собеседника и возможностью уточнения информации путем пояснений, поправок, повторов;
  • созданием и осознанием общности всех участников беседы;
  • возможностью учета как объективных, так и субъективных факторов при решении проблемы.

Основные принципы ведения деловых бесед рассмотрены ниже.

  • 1. Управленческая беседа - это не монолог. Руководитель должен организовать обмен мнениями таким образом, чтобы задаваемые вопросы и получаемые на них ответы способствовали совместному решению обсуждаемой проблемы.
  • 2. Информацию по обсуждаемой теме необходимо излагать кратко, но не в ущерб пониманию проблемы и налаживанию успешного взаимодействия.
  • 3. Новую и трудную для понимания информацию необходимо «разбавлять» известными фактами, пояснениями, обобщениями. Полезно использовать коммуникативные приемы, способствующие восприятию слушателем информации. В частности:
    • повторять тему беседы при изменении аспектов рассматриваемой проблемы;
    • использовать «разбивки» излагаемого материала при перечислении связанных с проблемой фактов (например, «во-первых», «во-вторых», «в-третьих»);
    • использовать дословное или смысловое повторение важных моментов беседы и излагаемого материала;
    • в целях стимулирования мышления собеседника формулировать (или ставить вопрос) об условиях, причинах наступившего затруднения, о возможных последствиях и выводах, об ответственности каждого из участников за успешность проходящей беседы;
    • подводить промежуточные или общие итоги по результатам совместного обсуждения проблемы.
  • 4. В процессе ведения деловой беседы необходимо учитывать характеристики собеседника, в том числе:
    • его профессиональный уровень;
    • содержание выполняемых им задач;
    • его полномочия и сферу ответственности в соответствии с возложенными на него обязанностями;
    • его жизненный и трудовой опыт, интересы, устремления, желания;
    • особенности его мышления.
  • 5. Эффективность деловой беседы зависит также от умения руководителя создать откровенную, конструктивно-критическую атмосферу общения.

Письменная коммуникация также очень важна для руководителя. В распорядке его дня она занимает около 38% рабочего времени. Вступая в деловую переписку, необходимо помнить: в процессе устного общения можно устранить различного рода недоразумения и неясности, снять негативную многозначность при помощи мимики, жестов и др. Служебные письма, записки, отчеты и доклады лишены этого свойства: в любом письменном деловом документе каждое слово имеет строгое значение. Неумение четко выражать свои мысли может привести к непониманию и снижению ценности работы.