Кому на руси жить хорошо. "Кому на Руси жить хорошо" через какие трудности прошел Ермил Гирин

Первым в галерее “народных заступников” оказывается Ермил Гирин. Сам он в действии не участвует, мы узнаём о нём из рассказов крестьян, которые мiром проверяются и мiром дополняются (что способствует объективности образа) . Ермил решил купить мельницу. Он долго спорил на торгах с купцом Алтынниковым и в конце концов назвал большую сумму. Но подьячие стали требовать задаток, который составлял около тысячи рублей. Денег при Гирине не было, но он попросил час времени, отправился на торговую площадь и обратился к людям за помощью. В своей речи он подчёркивает, что ему важна не столько материальная выгода, сколько сам принцип, потому что подьячие были настроены против него:

Богат купец Алтынников,
А всё не устоять ему
Против мирской казны –
Её, как рыбу из моря,
Века ловить - не выловить…
Не дорога мне мельница,
Обида велика!
Деньги, которые крестьяне несут Ермилу, имеют огромную ценность – опять же не материальную, а этическую. Здесь проявляется способность к добру. Неважно, сколько даёт человек, важно, что он хочет помочь, пусть даже последним имеющимся у него: “Ермило брал – не брезговал // И медным пятаком. // Ещё бы стал он брезговать, // Когда тут попадалася // Иная гривна медная // Дороже ста рублей! ” Позже, когда Ермил отдаёт одолженные деньги, особое внимание уделяется честности:

Однако споров не было,
И выдать гроша лишнего
Ермилу не пришлось.
“Чем же заслужил Ермил любовь и доверие народа? – спрашивают странники. – Каким же колдовством // Мужик над всей округою // Такую силу взял? ” А им отвечают, что “не колдовством, а правдою”, и рассказывают, что, когда Ермил служил писарем, он помогал всем по мере возможностей, не требуя за это никакой благодарности, он даже отказывался от вознаграждения. В конце концов Ермила Гирина по просьбе всех крестьян барин назначил бурмистром. Он “царствовал” по чести, по совести, но всё же крестьяне вспоминают за ним один грех:

Был случай, и Ермил-мужик
Свихнулся: из рекрутчины
Меньшого брата Митрия
Повыгородил он.
Но Ермил после этого стал “тосковать, печалиться”. Кончилось тем, что отец нашёл его собирающимся повеситься. Крестьяне судили так: вернуть сына Ненилы Власьевны, а Митрия отправить служить, да взять с Гирина штраф – часть рекруту, часть Власьевне, часть миру на вино. Так и поступили. Но после этого Ермил “с год как шальной ходил”, уволился от вотчины и “снял в аренду мельницу”, вновь начав жить “по правде”.

Дальнейшая судьба Ермила связана, видимо, с желанием искупления своего греха. Хотя прямого указания на то, что он не пожелал выдать бунтовщиков вотчины помещика Обрубкова, и нет, но предыстория позволяет сделать именно такой вывод. Он сидит в остроге, страдает (именно готовность и способность к страданию являются у Некрасова основным критерием внутренней состоятельности человека)

Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” была написана в 1863 году. Над этой поэмой автор работал до конца своей жизни, но не закончил ее. Некрасов очень сожалел об этом. Вся поэма проникнута бесконечной любовью автора к родному народу, к родной земле. Поэт ярко раскрывает перед нами целую эпоху жизни крепостных крестьян, их мысли, чувства и борьбу против угнетающего их мира помещиков и буржуазии.
В поэме Некрасов показывает искателей истины - семерых мужиков, которые решили:

В домишки не ворочаться,
Не видеться ни с женами,
Ни с малыми ребятами,
Ни стариками старыми,
Покуда делу спорному
Решенья не найдут.

Они хотели узнать:

Кому живется весело,
Вольготно на Руси?

Искателей истины в поэме много. Это, например, Яким Нагой. Он пахарь:

Грудь впалая, как вдавленный,
Живот, у глаз, у рта
Излучены, как трещины
На высохшей земле,
И сам на землю-матушку
Похож он; шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука - кора древесная,
А волосы - песок.

Ему приходилось сидеть в тюрьме за то, что защищал мужиков. И он, не сломленный ни своим положением, ни изнурительным трудом, едет в город за справедливостью.
Но Яким Нагой был нравственно развитый человек. Он любил искусство. Яким купил много картинок и повесил у себя в доме. Однажды его дом загорелся, так Яким все картинки стал снимать со стены. Так и сгорел его дом. Можно заметить, что уже в то время у простых людей появляется любовь к прекрасному, к искусству.
Искателем истины является и Савелий. За убийство управляющего он двадцать лет провел на каторге. Но он не смирился с таким положением народа и верит в него:

Покамест тягу страшную
Поднять-то поднял он,
Да в землю сам ушел по грудь
С натуги! По лицу его
Ни слезы - кровь течет!

Савелий разочаровывается, что вся сила его ушла по мелочам. Сначала Савелий верил в доброго царя и божью помощь. Но потом он понял, что надо по-другому бороться с крепостничеством. Но Савелий умирает от безнадежности крестьянского положения.
В главе “Счастливые” Некрасов показывает Якова, который служил лакеем у барина. Яков считает себя счастливым, потому что был у барина “любимым рабом”, допивал вина из барских бо калов. Только и было у Якова радости барина холить, беречь, ублажать. Всю жизнь Яков услуживал барину, в то время, как он издевался над ним. Но когда барин забрал в солдаты племянника своего слуги, у которого была невеста, то Яков не выдержал и отомстил своему хозяину своей смертью. Хотя Яков был рабом, но все-таки способен был протестовать.
Семь мужиков поняли, что всем крестьянам живется плохо:

Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями,
проваливай домой!

Искателем истины можно назвать Ермила Гирина. Он правдой служил народу. Был писарем. Лишней копейки с народа не возьмет. Но его выгнали. И вот однажды надумался он купить мельницу. Долго торговался он с купцом Алтынниковым. Нужен был задаток - тысяча рублей, а у Гирина таких денег не было. Тогда он вышел на базарную площадь и попросил народ помочь ему. Все люди, чем могли, тем помогли. Крестьяне верили в честного мужика.

Уж сумма вся исполнилась,
А щедрота народная Росла:
“Бери, Ермил Ильич, Отдашь, не пропадет!”

В главе “Последыш” князь Утятин как хотел, так и издевался над людьми, например, заставлял сушить сено, когда оно было сухое. Крестьяне подчинялись князю лишь потому, что наследники им за это обещали заливные луга. Но нашелся такой мужик Агап Петров, который выступает против крестьянства, но и погибает в этой борьбе.
В легенде “о двух великих грешниках” Некрасов показывает разбойника Кудеяра. Кудеяр хотел искупить свои грехи. Для этого ему надо было срубить могучий дуб. Тут как раз проезжал пан Глуховский, который любил издеваться над крестьянами и ценил только золото. Кудеяр вонзил нож в грудь пана. Тогда и упало дерево.
Некрасов показывает в своей поэме народных заступников. Один из них - Гриша Добросклонов. Гриша с ранних лет проникся любовью к своему народу. Гриша выбирает дорогу революционера, борца за народное счастье.

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Иди к униженным,
Иди к обиженным -
Там нужен ты.

Изучая жизнь народа, Некрасов жаждет увидеть те черты, которые говорят о пробуждении народного сознания.


Николай Алексеевич Некрасов

(1821–1877)

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

История создания

О замысле поэмы «Кому на Руси жить хорошо»


Н. А. Некрасов: «Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял “Кому на Руси жить хорошо”. Это будет эпопея современной крестьянской жизни».

«Одно, о чем сожалею глубоко, это - что не кончил свою поэму “Кому на Руси жить хорошо”»



Г. И. Успенский: «В эту книгу должен был войти весь опыт, данный Н. А. изучением народа, все сведения о нем, накопленные, по собственным словам Н. А., “по словечку” в течение двадцати лет».

Г. И. Успенский: «Однажды я спросил его:

А каков будет конец “Кому на Руси жить хорошо”?

А вы как думаете?

Н. А. улыбался и ждал. Эта улыбка дала мне понять, что у Н. А. есть на мой вопрос какой-то непредвиденный ответ.

Пья-но-му!

Затем он рассказал, как именно предполагал окончить поэму. Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются к своим семи деревням: Горелову, Неелову и т. д. Деревни эти “смежны”, стоят близко друг от друга, и от каждой идет тропинка к кабаку. Вот у этого-то кабака встречают они спившегося с кругу человека, “подпоясанного лычком”, и с ним, за чарочкой, узнают, кому жить хорошо»


Замысел поэмы преобразовывался. Некрасов хотел окончание поэмы связать с образом Гриши Добросклонова. Именно он должен был стать счастливым человеком из народа

Особенности композиции


Четкой структуры поэмы Некрасов не оставил, поэтому существует

вариативность в расположении глав. Традиционной является следующая последовательность:



Часть первая

Пролог

В прологе четко намечен замысел поэмы и ее структура.

«В каком году - рассчитывай,

В какой земле - угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных,

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень:

Заплатова, Дыряева,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова -

Неурожайка тож,

Сошлися - и заспорили:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?

Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстопузому! -

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Старик Пахом потужился

И молвил, в землю глядючи:

Вельможному боярину,

Министру государеву.

А Пров сказал: царю...»

Слова «Кому живется весело, / Вольготно на Руси?» являются рефреном.

Мужикам попадается по дороге птичка пеночка, она указывает, где найти скатерть самобраную, которая будет обеспечивать едой и чинить одежду. Герои отправляются искать «счастливца»


Глава 1. Поп

Первого по дороге мужики встречают попа. Он рассказывает о своей нелегкой жизни. Герои понимают, что попу не «живется весело, вольготно на Руси»

Глава 2. Сельская ярмонка

Мужики попадают на ярмарку, где много разного народа. Павлуша Веретенников, «барин», покупает пропившему все деньги Вавилу для его внучки ботиночки. Продают книги, но с базара пока несут не Белинского и Гоголя, а Блюхера и «милорда глупого»

Глава 3. Пьяная ночь

Мужики наблюдают пьяный разгул. Встречают записывающего в книжечку фольклор Веретенникова. «Барину» противны пьяные. Один из крестьян, Яким Нагой, объясняет, почему люди в деревне пьют:

«Пьем много мы по времени,

А больше мы работаем».

«Нет меры хмелю русскому.

А горе наше меряли?

Работе мера есть?»

В семьях, где не прикасаются к спиртному,

«Не пьют, а также маются,

Уж лучше б пили, глупые»


Глава 4. Счастливые

Мужики объявили, что нальют водки тому, кто окажется счастливым человеком. К странникам приходили дьячок, «старуха старая», «солдат с медалями», каменотес, дворовый человек, крестьянин-белорус, «мужик с скулой свороченной», нищие и все доказывали, описывая свою тяжелую

жизнь, какие они счастливцы. Народ рассказал странникам о счастливом, честном и добром молодце Ермиле Гирине



Глава 5. Помещик

Мужики по дороге встречают помещика Гаврилу Афанасьича Оболта-Оболдуева.

«Помещик был румяненький,

Осанистый, присадистый,

Шестидесяти лет».

Тот рассказывает о своей судьбе после отмены крепостного права. Он сетует, что

«Усадьбы переводятся,

Взамен их распложаются

Питейные дома!»

Однако больше переживает о том, что ему, барину, привыкшему «жить чужим трудом», придется трудиться. Мужики делают вывод:

«Порвалась цепь великая,

Порвалась - расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!..»


Последыш (Из второй части)

1. «Петровки. Время жаркое...»

2. «Помещик наш особенный...»

3. «Пошли за Власом странники...»


Один из жителей деревни Вахлаки, Влас, рассказывает странникам о своем помещике, уверенном, что до сих пор действует крепостное право. Утятин-князь, ничтожная фигура прошлого, «дурит по-старому», а народ ему подыгрывает. Дети помещика, боясь лишиться отцовского наследства, платят людям за то, чтобы они создавали иллюзию, будто все идет как раньше. Образ помещика имеет гротескный характер; мир, в котором он «куражится»,

абсурден. Безрассудные приказы Утятина смешат крестьян. Вскоре после прихода странников последыш умирает. Дети его перестают одаривать крестьян и начинают судиться с ними за земли



Крестьянка (Из третьей части)

Пролог

Глава 1. До замужества

Глава 2. Песни

Глава 3. Савелий, богатырь святорусский

Глава 4. Демушка

Глава 5. Волчица

Глава 6. Трудный год

Глава 7. Губернаторша

Глава 8. Бабья притча


Мужики решают поискать счастливых среди баб. Им советуют поговорить с Матреной Тимофеевной. Женщина рассказывает им свою судьбу.

Матрена Тимофеевна -

«Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла».


Росла в непьющей работящей семье. Девушкой влюбилась в Филиппа Корчагина, печника из Петербурга. Молодые сыграли свадьбу, переехали жить к Филиппу. Матрена попала в новую семью «с девичьей холи в ад». Жили с мужем в любви, но свекровь не давала покоя

Матрена Тимофеевна родила сына Демушку. Помогал молодой матери и жалел ее во время отъезда мужа только дедушка Савелий, «родитель свекра-батюшки». Но однажды, присматривая за ребенком, которого дед без памяти

любил, «заснул старик на солнышке, / Скормил свиньям Демидушку». Врачи при матери проводили вскрытие мальчика. Матрена долго тужила за ребенком. Дедушка «ушел на покаяние / В Песочный монастырь» , через время поставил оградочку на могиле Демы; умер в 107 лет. Вскоре пошли у Корчагиных новые дети. Однажды Федотушка, восьмилетний мальчик Матрены, пожалел кормящую обессиленную волчицу и отдал ей овцу. За это ребенка чуть не высекли, наказание за сына получила мать. В голодный год тяжело пришлось Матрене: мужа забрали в рекруты, детей кормить было нечем, да свекровь «попрекала без перестану ». Беременная, Матрена отправилась просить за мужа к губернаторше Елене Александровне, которая «добра была, умна была, / Красивая, здоровая». Упала перед барыней на колени Матрена, потеряла сознание, а очнулась, когда уже родила младенца Лиодорушку. Губернаторша пожалела несчастную мать, вернула Филиппа из рекрутов домой. Многого натерпелась женщина, однако

«Ославили счастливицей,

Прозвали губернаторшей

Матрену с той поры...»


Пир на весь мир

Вступление

1. Горькое время - горькие песни

Барщинная

Про холопа примерного - Якова верного

2. Странники и богомольцы

О двух великих грешниках

3. Старое и новое

Крестьянский грех

Голодная

Солдатская

4. Доброе время - добрые песни

Соленая


Бурлак

Глава посвящается Сергею Петровичу Боткину. В Вахлаках героям местные жители рассказывают истории. Одна из них - «про холопа примерного - Якова верного », который всю жизнь служил барину: «Только и было у Якова

радости: / Барина холить, беречь, ублажать / Да племяшамалолетка

качать». «Вырос племянничек Якова, Гриша » и захотел жениться на Арише, которая нравилась и старому помещику, «слабому на ноги », который уже и ходить сам не мог. «Как ни просил за племянника дядя, / Барин соперника в рекруты сбыл». Обиделся за это Яков на любимого барина, свез его в лес и на его же глазах повесился.

«Барин вернулся домой, причитая:

«Грешен я, грешен! Казните меня!»

Историю «О двух великих грешниках» рассказывает Ионушка. Кудеяр, атаман двенадцати разбойников, решил замолить свои грехи перед Богом. Долго ходил он по святым землям, и «предстал пред ним угодник» , который

приказал атаману срезать дуб тем ножом, что «и кровь проливал» , - тогда «только что рухнется дерево - / Цепи греха упадут». Кудеяр принялся за работу. Однажды встретил он пана Глуховского, который не задумывался

о своих злодеяниях: «Сколько холопов гублю, / Мучу, пытаю и вешаю, / А поглядел бы, как сплю!» Не выдержал бывший атаман таких речей, убил душегубца, и в это время «рухнуло древо, скатилося / С инока бремя

грехов!..» Услышали странники и рассказ о крестьянине, который не исполнил завещания «аммирала-вдовца», предал народ, не отпустил на волю «восемь тысяч душ». Гриша Добросклонов, семинарист, «складывает» и поет

песни о матушке-Руси. Возможно, именно он - будущий народный герой и счастливец.

«Слышал он в груди своей силы необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного –

Пел он воплощение счастия народного!..»

Роль песен в поэме

Формы развития сюжета

Характеристика отдельных персонажей


Яким

«В деревне Босове

Яким Нагой живет,

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет!..»

Яким похож «на землю-матушку». Он жил когда-то в Петербурге,

«Да угодил в тюрьму:

С купцом тягаться вздумалось!

Как липочка ободранный,

Вернулся он на родину

И за соху взялся»


Ермила

Умный и честный, вызывает уважение у всех, кто его знает. Выбранный бурмистром, семь лет преданно служит односельчанам: «В семь лет мирской копеечки / Под ноготь

не зажал, / В семь лет не тронул правого, / Не попустил виновному, / Душой не покривил». / И этим заслужил / «Почет завидный, истинный, / Не купленный ни деньгами,

/ Ни страхом: строгой правдою, / Умом и добротой!»

Лишь раз несправедливо он поступил, но признался во всем перед народом и с горя чуть не повесился. Когда Гирину надо было выкупить мельницу, народ на площади собрал необходимую сумму: «Несут Ермилу денежки, / Дают, кто чем богат».

Когда раздавал молодой герой деньги людям обратно, «И выдать гроша лишнего / Ермилу не пришлось». / «Рубль лишний - чей Бог ведает! - / Остался у него».

Однако судьба Ермилы остается неизвестной, один из мужиков говорит, что народный заступник оказался в остроге, вероятно, по несправедливому обвинению



Савелий

«С большущей сивой гривою, / Чай, двадцать лет не стриженной, / С большущей бородой, / Дед на медведя смахивал, / Особенно как из лесу, / Согнувшись, выходил».

Дедушка Савелий - русский богатырь. О себе он говорил: «Клейменый, да не раб!» Не желая терпеть более издевательств немца Фогель, он с мужиками мучителя «живого закопал», за что угодил в острог и на каторгу.

В собственной семье Савелия не понимают: «Покуда были денежки, / Любили деда, холили, / Теперь в глаза плюют!»

Дед сочувствует тяжелой женской доле:

«Мужчинам три дороженьки: / Кабак, острог

да каторга, / А бабам на Руси / Три петли…»


Григорий

Добросклонов



Семинарист Григорий, добрый и чуткий, постоянно

голодающий, думает о народе, о родной стране:

«Не надо мне ни серебра / Ни золота, а дай господь, / Чтоб землякам моим / И каждому крестьянину / Жилось вольготно-весело / На всей святой Руси!»

Юноша понимает, что он рожден для счастья и для того, чтобы сделать счастливой «матушку-Русь»:

«И скоро в сердце мальчика / С любовью к бедной матери / Любовь ко всей вахлачине / Слилась, - и лет пятнадцати / Григорий твердо знал уже, / Что будет жить для счастия

/ Убогого и темного / Родного уголка».

В его песне звучат такие слова: «Доля народа, / Счастье его, / Свет и свобода / Прежде всего!»

Герой будет деятельно бороться за народное счастье:

«Ему судьба готовила / Путь славный, имя громкое / Народного заступника, / Чахотку и Сибирь»


Фольклорные элементы в поэме

О ДВУХ ВЕЛИКИХ ГРЕШНИКАХ

Господу богу помолимся,

Древнюю быль возвестим,

Мне в Соловках ее сказывал

Инок, отец Питирим.
Было двенадцать разбойников,

Был Кудеяр - атаман,

Много разбойники пролили

Крови честных христиан,


Много богатства награбили,

Жили в дремучем лесу,

Вождь Кудеяр из-под Киева

Вывез девицу-красу.


Днем с полюбовницей тешился,

Ночью набеги творил,

Вдруг у разбойника лютого

Совесть господь пробудил.


Сон отлетел; опротивели

Пьянство, убийство, грабеж,

Тени убитых являются,

Целая рать - не сочтешь!


Долго боролся, противился

Господу зверь-человек,

Голову снес полюбовнице

И есаула засек.


Совесть злодея осилила,

Шайку свою распустил,

Роздал на церкви имущество,

Нож под ракитой зарыл.


И прегрешенья отмаливать

К гробу господню идет,

Странствует, молится, кается,

Легче ему не стает.


Старцем, в одежде монашеской,

Грешник вернулся домой,

Жил под навесом старейшего

Дуба, в трущобе лесной.


Денно и нощно всевышнего

Молит: грехи отпусти!

Тело предай истязанию,

Дай только душу спасти!


Сжалился бог и к спасению

Схимнику путь указал:

Старцу в молитвенном бдении

Некий угодник предстал,


Рек "Не без божьего промысла

Выбрал ты дуб вековой,

Тем же ножом, что разбойничал,

Срежь его, той же рукой!


Будет работа великая,

Будет награда за труд;

Только что рухнется дерево -

Цепи греха упадут".


Смерил отшельник страшилище:

Дуб - три обхвата кругом!

Стал на работу с молитвою,

Режет булатным ножом,


Режет упругое дерево,

Господу славу поет,

Годы идут - подвигается

Медленно дело вперед.


Что с великаном поделает

Хилый, больной человек?

Нужны тут силы железные,

Нужен не старческий век!


В сердце сомнение крадется,

Режет и слышит слова:

"Эй, старина, что ты делаешь?"

Перекрестился сперва,


Глянул - и пана Глуховского

Видит на борзом коне,

Пана богатого, знатного,

Первого в той стороне.


Много жестокого, страшного

Старец о пане слыхал

И в поучение грешнику

Тайну свою рассказал.


Пан усмехнулся:"Спасения

Я уж не чаю давно,

В мире я чту только женщину,

Золото, честь и вино.


Жить надо, старче, по-моему:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю и вешаю,

А поглядел бы, как сплю!"


Чудо с отшельником сталося:

Бешеный гнев ощутил,

Бросился к пану Глуховскому,

Нож ему в сердце вонзил!


Только что пан окровавленный

Пал головой на седло,

Рухнуло древо громадное,

Эхо весь лес потрясло.


Рухнуло древо, скатилося

С инока бремя грехов!..

Господу богу помолимся:

Милуй нас, темных рабов!

В1. История «О двух великих грешниках» носит назидательный характер, содержит моральное поучение в иносказательной форме. Как называется такой литературный жанр?

В2. Старец Кудеяр не выдерживает цинизма пана Глуховского и убивает его. Как называется данный элемент сюжета, если для него характерно наивысшее напряжение действия, предельное обострение противоречий?

В3. В истории «О двух великих грешниках» изображено острое столкновение взглядов и жизненных принципов Кудеяра и пана Глуховского. Назовите термин, означающий противоборство между героями, ведущее к развитию сюжетного действия.

В4. Легенду «О двух великих грешниках» мужикам рассказывает странник Иона Ляпушкин, который, в свою очередь, слышал её от старца отца Питирима. Для какого вида словесного творчества характерна такая устная форма существования?

В5. В словосочетаниях «дремучий лес», «борзый конь», «дуб вековой», «булатный нож» использованы определения с определяемыми словами и образующие с ними образно-поэтические выражения. Какой вид тропа здесь использован?

В6. Какой вид звукописи использован автором в заключительном эпизоде истории о двух великих грешниках?

В7. Какой стихотворный размер использовал автор, рассказывая о двух великих грешниках?

С1. Почему для Кудеяра искупление грехов наступает после убийства пана Глуховского?

С2. Чем сходны и чем различны с Кудеяром герои-праведники в русской литературе?

В1. Притча

В2. Кульминация

В3. Конфликт

В4. Фольклор

В5. Эпитет

В6. Аллитерация

В7. Дактиль

Тема праведничества в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор». Главная героиня рассказа праведница Матрёна - нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества. В центре внимания писателя судьба деревенской женщины Матрены Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе. Одинокая, потерявшая на фронте мужа, похоронившая шестерых детей женщина много страданий претерпела от советской власти, всю жизнь работала не покладая рук, но так ничего за свой труд и не получила. Лекарством от всех недугов, тоски и отчаяния для Матрёны был труд. Пережив на своём веку множество испытаний, Матрена Григорьева сумела сохранить общительный нрав и способность откликаться на чужую беду. “Лоб её недолго оставался омрачённым...”, Матрёна умеет прощать людям, не таит обиды на судьбу. Для неё нормальное состояние - не злоба и воинственность, а доброта и смирение. Моральные качества Матрёны Григорьевны, такие как честность, терпение, отсутствие зависти, позволяют нам считать её праведницей. Автор отмечает простоту и неприметность героини и в то же время исходящий от неё внутренний свет, добавляя,что она “всегда... обезоруживала лучезарной улыбкой”. К тому же, она живёт по правилам, которые считает непоколебимыми, то есть, по своей правде.

Праведность Матрёны основана на безразличии к материальным ценностям. Героиня не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг, довольствуется тем, что у неё есть.

После смерти Матрёны многие её укоряли: “...и нечистоплотная была, и за обзаводком не гналась, и не бережная; ...и глупая, помогала чужим бесплатно” , и лишь Игнатьич встал на её сторону, осознав её моральные принципы: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша...”

В повести “Очарованный странник” Н.С.Лесков создал уникальный образ такого человека, который грешен в своих поступках, но чист мыслями и душой. Главный герой – Иван Северьяныч Флягин, странник с необычной судьбой. Он был рожден по молитвам родителей и поэтому “предназначен” для монастыря. Но жизнь нередко била его, устраивала испытания на крепость духа, поэтому и путь Флягина полон приключений. Герой произведения вовсе не безгрешен, хоть с ним и происходят настоящие чудеса, а сам он ощущает в себе пророческий дар. На совести героя три человеческих смерти: по его вине погибает монах, татарский князь и любимая им Грушенька. Однако Иван осознаёт свои грехи и сам называет себя «великим грешником», До ямы два шага...
Мы слова не промолвили,
Друг другу не глядели мы
В глаза... А всей гурьбой
Христьяна Христианыча
Поталкивали бережно
Всё к яме... всё на край...
И немец в яму бухнулся,
Кричит: "Веревку! лестницу!"
мы девятью лопатами
Ответили ему.
"Наддай!" - я слово выронил, -
Под слово люди русские
Работают дружней.
"Наддай! наддай!" Так наддали,
Что ямы словно не было -
Сровнялася с землей!
Тут мы переглянулися..."


Кабак... острог в Буй-городе,
Там я учился грамоте,
Пока решили нас.
Решенье вышла: каторга
И плети предварительно;
Не выдрали - помазали,
Плохое там дранье!
Потом... бежал я с каторги...
Поймали! не погладили
И тут по голове.
Заводские начальники
По всей Сибири славятся -
Собаку съели драть.
Да нас дирал Шалашников
Больней - я не поморщился
С заводского дранья.
Тот мастер был - умел пороть!
Он так мне шкуру выделал,
Что носится сто лет.

А жизнь была нелегкая.


Лет двадцать строгой каторги,
Лет двадцать поселения.
Я денег прикопил,
По манифесту царскому
Попал опять на родину,
Пристроил эту горенку
И здесь давно живу.
Покуда были денежки,
Любили деда, холили,
Теперь в глаза плюют!
Эх вы, Аники-воины!
Со стариками, с бабами
Вам только воевать..."

Н.А.некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
В1. Назовите имя героя, монолог которого приводится в отрывке из поэмы.
В2. На законы кокого фольклорного жанра ориентировался Н.А.Некрасов, создавая образ этого могучего и смелого героя?
В3. При помощи какого приёма охарактеризовано отношение к деду его юлизких в строчках: «Любили деда, холили, / Теперь в глаза плюют!»?
В4. Какой стилистический приём, состоящий в повторе начальных элементов смежных конструкций, Н.А.некрасов использовал в начале заключительной строфы?
В5. Выпишите фразеологизм, при помощи которого охарактеризованы в отрывке сибирские заводские начальники.
В6. Какой стилистический приём, состоящий в нарушении привычного порядка слов, использован Н.А.Некрасовым в оборотах «землю мокрую», «по манифесту царскому», «люди русские»?
С1. Какой нарисована судьба русского мужика в рассказе некрасовского героя и может ли он претендовать на то, чтобы назваться «счастливым» в поэме?
С2. Какие русские писатели в своих произведениях ориентируется на фольклорные сюжетно-композиционные приёмы и способы обрисовки персонажей и в чём отличие в принципах использования этих приёмов от поэмы Н.А.Некрасова?

В1. Савелий

В2. Былина

В3. Антитеза

В4. Анафора

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» создавалась на протяжении более десяти лет (1863—1876), Основная проблема, интересовавшая поэта, — поло-жение русского крестьянина при крепост-ном праве и после «освобождения». О сущ-ности царского манифеста Н. А. Некрасов говорит словами народа: «Добра ты, царская грамота, да не про нас ты писана». Кар-тины народной жизни написаны с эпичес-кой широтой, и это дает право назвать по-эму энциклопедией русской жизни того времени.

Рисуя многочисленные образы кресть-ян, различные характеры, автор делит ге-роев как бы на два лагеря: рабов и бор-цов. Уже в прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Живут они в деревнях с характерными названиями: v Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Цель их путешествия — найти счастливого человека на Руси. Путешествуя, крестьяне встречаются с разными людьми. Выслушав рассказ по-па о его «счастье», получив совет узнать о счастье помещика, крестьяне говорят:

Ты мимо их, помещиков!

Известны нам они!

Правдоискатели не удовлетворяются «дворянским» словом, им нужно «слово христианское»:

Дай слово христианское!

Дворянское с побранкою,

С толчком да с зуботычиной,

То непригодно нам.

Правдоискатели трудолюбивы, всегда стремятся помочь другим. Услышав от кре-стьянки, что не хватает рабочих рук убрать хлеб вовремя, мужики предлагают:

А мы на что, кума?

Давай серпы! Все семеро

Как станем завтра, — к вечеру

Всю рожь твою сожнем!

Так же охотно они помогают косить траву крестьянам Безграмотной губернии.

Наиболее полно Некрасов раскрывает образы крестьян-борцов, которые не пре-смыкаются перед господами, не смиряют-ся со своим рабским положением.

В страшной нищете живет Яким Нагой из деревни Босово. Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя.

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле...

Читая описание облика крестьянина, мы понимаем, что Яким, всю жизнь маясь на се-ром, бесплодном клочке земли, и сам стал, как земля. Яким признает, что большая часть его труда присваивается «дольщика ми», которые не трудятся, а живут на труды таких же, как он, крестьян:

Работаешь один,

А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

Всю свою долгую жизнь Яким трудился, испытал много лишений, голодал, побывал в тюрьме, и, «как липочка ободранный, вернулся он на родину». Но все же он нахо-дит в себе силы создать хоть какой-то быт, какую-то красоту. Яким украшает свою из-бу картинками, любит меткое слово, речь его полна пословиц и поговорок. Яким — образ крестьянина нового типа, сельского пролетария, побывавшего в отхожем про-мысле. И его голос — голос самых передо-вых крестьян: . У каждого крестьянина

Душа, что туча черная —

Гневна, грозна — и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям...

С большим сочувствием относится поэт к своему герою Ермилу Гирину, сельскому старосте, справедливому, честному, умно-му, который, по словам крестьян,

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному,

Душой не покривил...

Один только раз Ермил поступил не по со-вести, отдав сына старухи Власьевны вмес-то своего брата в армию. Раскаиваясь, он пытался повеситься. По мнению крестьян, Ермил имел все для счастья: спокойствие, деньги, почет, но его почет особый, не куп-ленный «ни деньгами, ни страхом: строгой правдою, умом и добротой».

Народ, защищая мирское дело, в труд-ную минуту помогает Ермилу сохранить мельницу, проявляет к нему исключитель-ное доверие. Этот поступок подтверждает способность народа выступать сообща, миром. И Ермил, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян, когда «бун-товалась вотчина помещика Обрубкова». Ермил Гирин — защитник крестьянских интересов.

Следующий и наиболее яркий образ в этом ряду — Савелий, богатырь святорус-ский, борец за народное дело. В молодос-ти он, как и все крестьяне, долго терпел жестокие издевательства со стороны по-мещика Шалашникова и его управляюще-го. Но Савелий не может принять такой по-рядок, и он бунтует вместе с другими крес-тьянами, он закопал в землю живым немца Фогеля. «Лет двадцать строгой каторги, лет двадцать поселения» получил за это Савелий. Вернувшись стариком в родное село, он сохранил бодрость духа и нена-висть к угнетателям. «Клейменый, да не раб!» — говорит он о себе. Савелий до ста-рости сохранил ясный ум, сердечность, от-зывчивость. В поэме он показан как народ-ный мститель:

...Наши топоры

Лежали — до поры!

О пассивных крестьянах он говорит пре-зрительно, называя их «погибшие... про-пащие».

Некрасов называет Савелия богатырем святорусским, подчеркивая его героичес-кий характер, а также сопоставляет его с народным героем Иваном Сусаниным. Образ Савелия олицетворяет стремление народа к свободе.

Этот образ дан в одной главе с образом Матрены Тимофеевны не случайно. Поэт показывает вместе два богатырских рус-ских характера. Матрена Тимофеевна про-ходит через многие испытания. В родитель-ском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попреки мужниной родни, по-бои мужа. Только в работе и в детях находи-ла она радость. Тяжело пережила она смерть сына Демушки, голодный год, ни-щенство. Но в трудные минуты она проявля-ла твердость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому гу-бернатору. Заступилась за Федотушку, ког-да его хотели наказать розгами. Непо-корная, решительная, она всегда готова от-стаивать свои права, и это сближает ее с Савелием. Рассказав о своей многотрудной жизни странникам, она говорит, что «не де-ло — между бабами счастливую искать». В главе, названной «Бабья притча», кресть-янка говорит о женской доле:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого.

Но Некрасов уверен, что «ключи» должны найтись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Доброскпонова:

Еще ты в семействе покуда — раба,

Но мать уже вольного сына!

Некрасов с особым чувством создал об-разы правдоискателей, борцов, в которых выразилась сила народа, воля к борьбе с угнетателями. Однако поэт не мог не об-ратиться и к темным сторонам жизни крес-тьянства. В поэме изображены крестьяне, которые свыклись со своим рабским поло-жением. В главе «Счастливые» крестьяне-правдоискатели встречаются с дворовым человеком, который считает себя счастли-вым потому, что был любимым рабом князя Переметьева. Дворовый гордится тем, что его дочка вместе с барышней «училась и французскому и всяким языкам, садиться позволялось ей в присутствии княжны». А сам дворовый тридцать лет стоял за сту-лом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится «близостью» к господам и своей «почетной» болезнью — подагрой. Про-стые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужиков, не понимая всей низо-сти своего лакейского положения. Дворо-вый князя Утятина Ипат даже не поверил, что крестьянам объявлена «воля»:

А я князей Утятиных

Холоп — и весь туг сказ!

С детства и до самой старости барин вся-чески издевался над своим рабом Ипатом. Все это лакей принимал как должное: ...выкупал

Меня, раба последнего,

Зимою в проруби!

Да как чудно!

Две проруби:

В одну опустит в неводе,

В другую мигом вытянет —

И водки поднесет.

Не мог Ипат забыть господских «милос-тей»: того, что после купанья в проруби князь «водки поднесет», то посадит его «рядом, недостойного, с своей персоной княжеской».

Покорный раб это и «холоп примерный — Яков верный». Он служил у жестокого госпо-дина Поливанова, который «в зубы холопа примерного... походя дул каблуком». Несмо-тря на такое обращение, верный раб до са-мой старости берег и ублажал барина. По-мещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимого племянника Гришу. Яков «задурил»: сначала «мертвую запил», а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над его головой. Поэт осуждает такие проявления протеста так же, как и холопскую покорность.

С негодованием Некрасов говорит о таких предателях народного дела, как староста Глеб. Он, подкупленный наследником, унич-тожил «вольную», данную крестьянам перед смертью старым барином-адмиралом, чем «на десятки лет, до недавних дней, восемь тысяч душ закрепил злодей».

Для характеристики дворовых крестьян, лишенных чувства собственного достоин-ства, поэт находит презрительные слова: раб, холоп, пес, Иуда. Некрасов заключает характеристики типическим обобщением:

Люди холопского звания —

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

Создавая различные типы крестьян, Не-красов утверждает: счастливых среди них нет, крестьяне и после отмены крепостного права по-прежнему обездолены и обес-кровлены, изменились только формы угне-тения. Но среди крестьян появляются люди, способные к сознательному, активному протесту. И потому поэт верит, что в буду-щем на Руси наступит хорошая жизнь:

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь.

1вариант.

Задания с выбором ответа.

1.Укажите, какое произведение не принадлежит перу Н. А. Некрасова

1. «Размышление у парадного подъезда» 2. «Железная дорога»

3. «Русские женщины» 4. «Кавказский пленник»

2. Кто из героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» считает, что «весело и вольготно» живётся «вельможному боярину, министру государеву». 1. Пров 2. Братья Губины 3. Лука 4. Старик Пахом 3. Кто из героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» рассказывает странникам историю «О двух великих грешниках».

1. Яким Нагой 2. Ермил Гирин 3. Иона Ляпушкин 4. Савелий, богатырь святорусский

4. Укажите название села, в котором проходила ярмарка, описанная в главе поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» «Сельская ярмарка».

1. Иваньково 2. Кузьминское 3. Клин 4. Крутые Заводи

5. Кто из героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» говорит о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу»?

1. Савелий, богатырь святорусский 2. Ермил Гирин

3. Яким Нагой 4.Матрёна Тимофеевна

6. Кто из героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» рассуждал о крестьянской жизни так:

У каждого крестьянина

Душа, что туча чёрная –

Гневна, грозна – и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям …

1. Яким Нагой 2. Савелий

3. Матрёна Тимофеевна 4. Гриша Добросклонов

7. Почему в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» крестьяне села Наготино указали на Матрёну Тимофеевну как на счастливую женщину.

1. Её всегда и во всём везло

3. В трудной ситуации ей помогала губернаторша

4. У неё хороший муж, который её берёг и защищал 8. В какой из глав поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» поётся песня «Весёлая»?

1. «Сельская ярмарка» 2. «Пьяная ночь»

3. «Пир на весь мир» 4. «Крестьянка»

9. Укажите, кого не было среди странников – героев поэмы

1. Пров 2. Ермила 3. Митродор 4. Старик Пахом

11 . Иносказание – это:

А) Фраза, произнесённая на иностранном языке

Б) Выражение мысли с помощью намёков, имеющее второй скрытый смs сл

В) Фраза, не относящаяся к предмету разговора

12 . Укажите верное определение гротеска:

А) Одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное

Б) Вид комического, наиболее беспощадно осмеиваюший несовершенство мира, человеческие пороки

В) Способность искусства постигать и изображать процессы жизни человека

Г) Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту

13 . В «Истории одного города» М.Е.Салтыков-Щедрин рассказывает:

А) О времени царствования Ивана Грозного

Б) Об эпохе Петра Первого

В) О России XVIII-XIX веков

14 . С 1868 года все свои произведения сатирик печатал в одном журнале. После покушения на царя началась реакция, и журнал был закрыт. Как назывался этот журнал?

15 Когда и где происходят события «Истории одного города»?

16 Расскажите о глуповцах и градоначальниках, управлявших городом в 1731–1836 гг. Какова роль главы «Опись градоначальникам» в произведении?

17 . Какие сходные черты можно отметить в образах Брудастого, Бородавкина, Прыща, Угрюм-Бурчеева?

18 . Расскажите о художественных средствах, использованных писателем в «Истории одного города». Приведите примеры.

19 На примере какого образа раскрывает Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» судьбу русской женщины.

Задания с кратким ответом. 1. Напишите годы жизни Н. А. Некрасова.

2. Кто в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» поёт песню, в которой есть следующие строки: Рать подымается – Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая!

3. Как характеризует В. Г. Белинского и Н. В. Гоголя Н. А. Некрасов поэме «Кому на Руси жить хорошо?», рассказывая в главе «Сельская ярмарка» о торговле в книжной лавке.

С большущей гривою, Чай, двадцать лет не стриженной, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал.

б) Осанистая женщина Широкая и плотная Лет, тридцати осьми. Красива: волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие …

Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, ……………………………… волости, Из смежных деревень. («Пролог») б) Пиши: В деревне Босове ……………………………………. живёт, Он до смерти работает, До полусмерти пьёт! («Пьяная ночь»)

2 вариант.

Задания с выбором ответа.

1. О каком историческом событии идёт речь в стихотворении Н. А. Некрасова «Элегия».

Довольно ликовать

в наивном увлеченье, –

Шепнула Муза мне. –

Пора идти вперёд:

Народ освобождён,

но счастлив ли народ?

1. О войне 1812года 2. О крымской войне

3. О восстании декабристов 4. Об отмене крепостного права

2. Кто из героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» считает, что «весело и вольготно» живётся царю.

1. Пров 2. Иван 3. Митродор 4. Старик Пахом

3. Кто первым встретился семи странникам – героям поэмы

Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

1. Поп 2. Павлуша Веретенников 3. Ермил Гирин 4. Оболт-Оболдуев

4. В третьей главе поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» – «Пьяная ночь» – с Павлушей Веретенниковым спорит:

1. Яким Нагой 2. Савелий 3. Ермил Гирин 4. Оболт-Оболдуев

5. Укажите, о ком из героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» следующие строки:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотка и Сибирь.

1. Яким Нагой 2. Савелий 3.Ермила Гирин 4. Гриша Добросклонов

6. Кому в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» народ помогает выкупить мельницу?

1. Павлуше Веретенникову 2. Савелию

3.Ермиле Гирину 4. Купцу Алтынникову

7. Среди деревень, из которых происходили странники – герои поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», не было.

1. Неурожайка 2. Горюхино 3.Заплатово 4. Разутово

8. Укажите часть поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», повествование в которой ведётся от первого лица.

1. «Крестьянка» 2. «Последыш»

3. «Пир на весь мир» 4. «Пролог и первая часть»

9. Кто из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» назван «народным заступником.

1. Яким Нагой 2. Ермил Гирин 3. Гриша Добросклонов 4. Савелий

10. Укажите сказочный предмет, помогавший семи странникам в их поисках.

1.Меч-кладенец 2. Скатерть-самобранка

3.Сапоги-скороходы 4. Волшебный клубок

Как этот предмет попал к ним?

11 . Назовите годы жизни М.Е.Салтыкова-Щедрина.

А) 1854-1906Б) 1826-1889В) 1824-1886Г) 1801-1878

12 . Образование М.Е.Салтыков-Щедрин получил:

А) В Царскосельском (Александровском) лицее

Б) В Главном инженерном училище

В) В Московском благородном пансионе при университете

Г) В Московском коммерческом училище

1 3. М.Е.Салтыков-Щедрин был членом:

А) Кружка ПетрашевскогоБ) Группы «Народная воля»

В) «Кружка шестнадцати»

1 4. Основная тема сатирических произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина – это:

А) Взаимоотношения народа и власти

Б) Показ отдельных пороков людей

В) Недостатки в человеческих взаимоотношениях

Г) Человек и Вселенная

А) А.Н.ОстровскийБ) Ф.М.Достоевский

В) М.Е.Салтыков-ЩедринГ) Л.Н.Толстой

1 6. Укажите, какие сказки не были написаны М.Е.Салтыковым-Щедриным.

А) «Три медведя»Б) «Медведь на воеводстве»

В) «Волк и ягнёнок»Г) «Орёл-меценат»

17 . В чем смысл соединения реалистического и фантастического в образах градоначальников?

18 . Глава «Органчик». Что подчеркивает автор в поведении глуповцев? Чему они радуются? Почему в органчике только две мелодии? Кто или что является объектом сатиры?

19 . Глава «Подтверждение покаяния». Чем завершается проект преобразования города Глупова в Непреклонск? Что удалось и что не удалось Угрюм-Бурчееву в его правление?

20 . Прокомментируйте финал «Истории одного города».

Задания с кратким ответом. 1.Напишите название журнала, главным редактором которого был Н. А. Некрасов.

2. Назовите имя главной героине главы «Крестьянка» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

3. Как называется глава поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», в которой поётся песня «Весёлая»?

4. Использование каких эпитетов сближает поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» с устным народным творчеством? Приведите пример.

5. К какому жанру относится «Кому на Руси жить хорошо?» Н. А. Некрасова?

6. Узнайте персонажей поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» по описанию: а) Помещик был румяненький, Осанистый, присадистый, Шестидесяти лет; Усы седые, длинные, Ухватки молодецкие, Венгерка с бранденбурами, Широкие штаны.

б) Нос клювом, как у ястреба, Усы седые, длинные И – разные глаза: Один здоровый – светится, А левый – мутный, пасмурный, Как оловянный грош!

7. Вставьте пропущенные слова. а) Из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутого, Знобишина, Горелова, Неелова, ……………………………………………….. тож. («Пролог») б) Было двенадцать разбойников, Был ………………………………………… атаман, Много разбойники пролили Крови честных христиан. («О двух великих грешниках»)

Ответы

1 вариант Задания с выбором ответа

    4. «Кавказский пленник»

    4. Старик Пахом

    3. Иона Ляпушкин

    2. Кузьминское

    4. Матрёна Тимофеевна

    1. Яким Нагой

    2. Ей помогает её твёрдый характер, настойчивость, ум

    3. «Пир на весь мир»

    2. Ермила

    2. Скатерть-самобранка

Задания с кратким ответом

    1821-1877

    Гриша Добросклонов

    Заступники народные

    Постоянные эпитеты

    Матрёна Тимофеевна

    а) Савелий б) Матрёна Тимофеевна

    а) Пустопорожней волости б) Яким Нагой

2 вариант Задания с выбором ответа

    4. Об отмене крепостного права

    1. Пров

    1. Поп

    1. Яким Нагой

    4. Гриша Добросклонов

    3.Ермиле Гирину

    2. Горюхино

    1. «Крестьянка»

    1. Яким Нагой

    2. Скатерть-самобранка

Задания с кратким ответом

    «Современник»

    Матрёна Тимофеевна

    «Пир на весь мир»

    Постоянные эпитеты

    Поэма

    а) Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев б) Помещик князь Утятин

    а) Неурожайка

б) Кудеяр


7.Чем гордится Савелий из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

А) Вернулся князь…

Одел меня, согрел меня

И рядом, недостойного,

С своей особой княжеской

В санях привёз домой;

Б) Клеймённый, да не раб;

В) Работа не свалила бы,

Беда не одолела бы,

Нас хмель не одолит!

8.Какая из поэм Н.А.Некрасова осталась, по его мнению, незавершённой?

А) «Кому на Руси жить хорошо»;

Б) «Русские женщины»;

В) «Мороз, Красный нос».

9.Представителя какой деревни не было среди семи мужиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

А) Неелово;

Б) Неурожайка;

В) Раздетово.

10.Какой из сказочных предметов задействован в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

А) шапка-невидимка;

Б) скатерть-самобранка;

В) ковёр-самолёт.