Концепции л с выготского. Культурно-историческая теория личности Л

Публикуем несколько конкурсов, которые вы можете включить в свой сценарий выпускного в детском саду или просто на детском празднике:

НАЙДИ КОЛЬЦО
Игроки садятся в круг. Каждый берёт в руки верёвку с завязанными концами. Верёвка должна быть продета через колечко. По середине ставят ведущего с завязанными глазами. Его задача - найти колечко на верёвке, в то время как все игроки передвигают его по кругу или в разные стороны. Тот у кого находят кольцо, становится в круг. Для этой игры лучше всего использовать кольцо большого размера.

ХОЖДЕНИЕ С ГОРОХОМ
Отберите заранее несколько горошин, чтобы их можно было легко удержать на конце соломинки, втягивая в себя воздух. Затем разделите на 2 или более команд, равных по количеству. Дайте каждому участнику соломинку, а первому - горошинку, которую он прикрепит к концу соломинки, удерживая её там без помощи рук. По сигналу, он поворачивается и передаёт горошинку следующему члену его команды, который должен взять её, втягивая воздух через свою соломинку, не прикасаясь к ней руками. Если горошина упала, её надо снова поместить на соломинку того, кто её последний держал. Это продолжается до тех пор, пока горошинка не дойдёт до конца линии. После чего последний в линии человек перебегает в начало. И так до тех пор, пока последний человек в линии снова не станет последним.

ШАР В КОРЗИНЕ
Поместите корзину в середине комнаты; в одном конце комнаты положите 4 шара. Каждому игроку даётся возможность посмотреть, сколько времени ему понадобится, чтобы завести все 4 шара через комнату в корзину - используя только свои ноги. Засекайте время каждого участника, чтобы определить победителя. Или же подсчитайте количество ударов, которое понадобилось каждому игроку, чтобы завести шары в корзину. Или сделайте игру в форме соревнования, где каждый игрок ведёт только один шар.

БРАЧНЫЕ ТАНЦЫ
В эту весёлую игру стоит играть только в очень маленьких компаниях. Зрители становятся в круг. Кто-то первый показывает на игрока из круга с криком “У”. Выбранный игрок должен поднять вверх руки, сжать кулаки и немного согнуть их в локтях (как культурист показывает свои бицепсы); по одному игроку с каждой из сторон от выбранного игрока (назовем его “культурист”) должны сделать следующие движения: одна рука на пояс [та, которая ближе к “культуристу”], вторая рука поднимается вверх, но не сгибается в локте, туловище наклоняется к “культуристу”. Все эти движения сопровождаются криками “У”. Кто проспал или проворонил, или выгнулся не в ту сторону, или две руки вместо одной поднял - выбывает. И так до двух человек.

ЖЕЛЕЙНЫЕ КИТАЙЦЫ
Для этого конкурса приготовьте какое-нибудь нежное блюдо - например, желе. Задача участников - съесть его как можно быстрее с помощью спичек или зубочисток.

Альбом на выпускной в детском саду

Выпускной в детском саду – волнительное и серьезное событие для малышей. Впереди школьная жизнь с ее радостями, большими и маленькими достижениями, новыми интересными открытиями. Успех мероприятия зависит от многих составляющих: хорошего сценария, модных костюмов, увлекательных конкурсов и трогательных подарков. Но самое главное – проявить фантазию и устроить детям незабываемое торжество – праздник прощания со светлой и беззаботной порой детства.

Сценарии на выпускной в детском саду

Необычный сценарий на выпускной в детском саду

Выпускной в детском саду – завершение важной вехи в жизни ребенка. Традиционно праздник состоит из официальной части и развлекательной программы с играми, танцами, песнями и фуршетом для ребят. Выпускной непременно должен быть запоминающимся и веселым. Шестилетние дети искренне верят в волшебство, поэтому задача взрослых – организовать малышам сказку, тогда яркость и богатство впечатлений навсегда останутся в их памяти. Кроме того, на таких мероприятиях развивается эмоциональная сфера малышей, усваиваются эстетические и культурные традиции социума.

Выпускной в детском саду: современный сценарий

Идеи современных сценариев для выпускного в детском саду


Интересный сценарий: Песни на выпускной вечер в детском саду

Музыкальный материал и песни подбираются в соответствии с развитием речи и активным словарем детей. Главный критерий – веселость и яркость, исполнение песен должно доставлять ребятишкам удовольствие.

«Детский сад – волшебная страна» (муз. О. Шапоренко)

Мы росли в тепле и ласке,

Как цветочки по весне,

Каждый день встречали сказки

В удивительной стране.

Хорошо, что есть на свете

Государство "Детский сад".

Там всегда играют дети -

Много маленьких ребят!

Детский сад - волшебная страна,

Чудесами, тайнами полна.

Детский сад - страна загадок,

Не забудется она.

Паровоз дружить умеет,

Разговаривает кот.

Даже злая Бабка-Ёжка

А изба на курьих ножках

Любит "русскую" плясать.

«До свиданья, детский сад!» (муз. С. Смирнов)

По утрам как на работу

Мы идем в наш детский сад.

В воскресенье и субботу

Выходной у всех ребят.

Всю неделю мы играем

Занимаемся, поем.

Жаль, но скоро, очень скоро

В садик больше не придем.

До свиданья, до свиданья детский сад,

Скоро в школу в первый класс нас пригласят.

От нуля до десяти,

Скоро садик покидаем,

Скоро в школу нам идти.

Ты прости нас, воспитатель,

Что шалили иногда,

Но родной наш детский садик

Не забудем никогда.

Чтоб за нас вам не стыдиться,

Обещаем вам, друзья,

На отлично все учиться

Будем мы везде всегда.

Жаль нам с вами расставаться,

Но, увы, пришла пора,

Надо с детством попрощаться,

Детства кончилась игра.

Интересный сценарий: Конкурсы на выпускной вечер в детском саду


Оригинальный сценарий: Танец на выпускной в детском саду

  1. Выпускной вальс. Классика жанра – красивые пары медленно кружатся по залу, вызывая особенные эмоции в сердцах зрителей.
  2. Прощание с игрушками. Трогательный и красивый эпизод праздника – прощание ребят с игрушками. Выпускники уже совсем взрослые, поэтому передают своих любимых зайцев и мишек воспитанникам младшей группы.
  3. Танец дочек с папами. Нежный, красивый и зрелищный танец наверняка понравится и детям, и гостям выпускного вечера.

Оформление выпускного в детском саду

Украшение актового зала необходимо продумать до мелочей. Специалистов-оформителей приглашать необязательно, с задачей можно успешно справиться силами родительского комитета, если применить творческий подход и проявить фантазию. Предметы для декорации помещения к празднику прощания с детским садиком: разноцветные гирлянды/флажки, плакаты, детские фотографии и рисунки. Отличные помощники в декорировании – воздушные шарики. Их можно надуть при помощи насоса или самостоятельно. Гелиевые шары смогут сыграть символическую роль: в конце мероприятия дети выйдут на улицу и отпустят шары в небо, навсегда прощаясь с родным садиком.

Подарки на выпускной в детском саду для воспитателя и детей

Подарок должен напоминать ребятам о детстве, быть полезным и нетривиальным. Идеальный вариант – практичная вещь + игрушка.

Примеры подарков для выпускников:

  • фотоальбом. Красочный, яркий и позитивный альбом выпускника станет прекрасным подарком для ребенка. Вопрос с фотоальбомом следует решить заблаговременно. Фотосессия малышей, верстка, печать, дизайн требуют времени;
  • познавательные подарки: глобус, микроскоп, энциклопедии;
  • книга. Хороший традиционный подарок, который никогда не будет лишним. Книги можно подобрать под увлечения, хобби, характеры выпускников;
  • школьные принадлежности: набор письменных принадлежностей, набор первоклассника, портфели;
  • детские подарки: настольные игры, игрушки, роликовые коньки;
  • «взрослые подарки»: наручные часы, зонты, будильники.

Что подарить воспитателю? Подарок должен вручаться от всей группы, на его выбор влияют материальные возможности родителей и возраст педагога. Не нужно гнаться за дорогим подарком, лучше поднести памятную вещь, которая будет напоминать воспитателю об очередном выпуске.

Примеры подарков для воспитателя:

  • декоративные предметы интерьера: фальш-камин, электрический фонтан;
  • сертификат на приобретение электроники/бытовой техники;
  • набор посуды/чайный сервис, набор чашек/бокалов;
  • букет цветов, конфеты;
  • мобильный телефон, планшет.

Поздравления от родителей на выпускном в детском саду воспитателю и детям

Традиция поздравлять на выпускном вечере педагогов, которые воспитывали, развивали и учили малышей, остается неизменной на протяжении долгих лет. Услышать искренние слова благодарности в свой адрес будет приятно не только воспитателю, но и нянечкам, заведующей и другому персоналу детского дошкольного учреждения. В пожеланиях любимым деткам от пап и мам всегда звучат теплота, радость и гордость за будущих первоклассников.


Выпускной в детском саду ознаменовывает собой окончание важного этапа в жизни ребенка. В дошкольном учреждении малыш научился правильно говорить, писать, читать, считать, приобрел необходимые для поступления в школу знания. Маленькие выпускники всегда с большим нетерпением ждут этого праздника и основная цель педагогов и родителей – организовать ребятам настоящий праздник детства, который поможет им спокойно и весело принять расставание с садиком и своими товарищами.

7. Эко-психологическое направление (У. Бронфенбреннер, К. Ригель, В.А. Петровский).

Теория развития Л. С. Выготского

Согласно представлению Л.С. Выготского, психическое развитие человека должно рассматриваться в культурно-историческом контексте его жизнедеятельности. С точки зрения сегодняшнего понимания выражение «культурно-историчес-кая» вызывает ассоциации с этнографией и культурной антропологией , взятых в исторической перспективе. Но во времена Л.С. Выготского слово «историческая» несло идею внесения в психологию принципа развития, а слово «культурная» подразумевало включенность ребенка в социальную среду, являющуюся носите-лем культуры как опыта, наработанного человечеством.

В работах Л.С. Выготского нет описания социально-культурного контекста того времени, но есть конкретный анализ структур взаимодействия с окружающей его социальной средой. Поэтому в переводе на современный язык, может быть, теорию Л.С. Выготского следовало бы называть «интерактивно-гене-тической». «Интерактивно» — потому что он рассматривает реальное взаимодей-ствие ребенка с социальным окружением, в котором развиваются психика и со-знание , а «генетической» — потому что реализуется принцип развития.

Одна из фундаментальных идей Л.С. Выготского — о том, что в развитии поведения ребенка надо различать две сплетенные линии. Одна — естественное «созревание». Другая — культурное совершенство-вание, овладение культурными способами поведения и мышления.

Культурное развитие заключается в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало процессе своего исторического развития и какими являются язык письмо, система счисления и др.; культурное развитие связано с усвоением таких приемов поведения, которые основываются на ис-пользовании знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции.

Культура видоизменяет природу со-образно целям человека: изменяется способ действия, структура приема, весь строй психологических операций наподобие того, как вклю-чение орудия перестраивает весь строй трудовой операции. Внешняя деятельность ребенка может переходить во внутреннюю деятельность внешний прием как бы вращивается и становится внутренним (интериоризироваться).


Л.С. Выготский создал законы психического развития ребенка:

Закон сложной организации развития во времени: развитие имеет ритм, не совпадающий с ритмом времени и меняющийся в разные годы жизни (например, год жизни младенца не будет равен году жизни взрослого по степени изменений личности).

Закон метаморфозы: развитие является цепью качественных изменений, поэтому ребенок является не просто маленьким взрослым, но существом с качественно отличной психикой.

Закон неравномерности (гетерохронности) детского развития: каждая сторона психики имеет свой оптимальный период развития.

Закон формирования высших психических функций , которые первоначально возникают как форма коллективного поведения, сотрудничества с другими людьми, а позже становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка (интериоризируются).

В своей периодизации развития Л.С. Выготский предлагает чередовать ста-бильные и критические возрасты. В стабильных периодах (младенче-ство, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный воз-раст, подростковый возраст и т.д.) происходит медленное и неук-лонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды (кризис новорожденнсти, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет, пубертатный кризис , кризис 17 лет и т.д.) эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований.

Огромная многосторонняя работа привела Л. С. Выготского к построению концепции связи обучения и развития, фундамен-тальными понятиями которой являются зона ближайшего и актуального развития. Мы определяем тестами или другими способами уровень психического развития ребенка. Но при этом совершенно недостаточно учитывать, что ребенок может и умеет сегодня и сейчас, важно, что онсможет и сумеет завтра, какие процессы, пусть сегодня не завершив-шиеся, уже «зреют». Иногда ребенок нуждается для решения задачи в наводящем вопросе, в указании на способ решения и т.д.

Тогда возникает подражание, как все то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но чему он может обучиться или что может выполнить под руководством или в сотрудничестве с другим, более взрослым или бо-лее знающим человеком. Но то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем разви-тие завтрашнего дня — зону ближайшего развития.

Л. С. Выготский критикует позицию исследователей, считающих, что ребенок должен достичь определенного уровня развития, его функции должны созреть, прежде чем можно будет приступить к обучению. Получается, считал он, что обучение «плетется в хвосте» у развития, развитие всегда идет впереди обучения, обучение просто надстраивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу.

Л. С. Выготский предложил совершенно противоположную пози-цию: только то обучение является хорошим, которое опережает развитие, создавая зону ближайшего развития. Обучение — это не раз-витие, но внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но культурно-исторических осо-бенностей человека. В обучении создаются предпосылки будущих новообразований, и, чтобы создать зону ближайшего развития, т.е. по-родить ряд процессов внутреннего развития, нужны правильно построенные процессы обучения.

Ранняя смерть помешала Л. С. Выготскому эксплицировать свои идеи. Первый шаг в реализации его теории был сделан в конце 30-х гг. психологами Харьковской школы (А.Н. Леонтьевым , А.В. Запорож-цем , П.И. Зинченко , П.Я. Гальпериным , Л.И. Божович и др.) в комплексной программе исследований развития психики ребенка (изу-чалась роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка» содержание и структура детской игры, сознательность учения и т.д.). Ее концептуальным стержнем стало действие, выступившее и какпредмет исследования и как предмет формирования.

Вся научная деятельность Л. С. Выготского была направлена на то, чтобы психология смогла перейти «от чисто описательного, эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности».

Л. С. Выготский разработал культурно-историческую теорию развития психики в процессе освоения индивидом ценностей человеческой цивилизации. Психические функции, данные природой (“натуральные”), преобразуются в функции высшего уровня развития (“культурные”), например, механическая память становится логической, импульсивное действие – произвольным, ассоциативные представления – целенаправленным мышлением, творческим воображением. Этот процесс – следствие процесса интериоризации, т. е. формирования внутренней структуры психики человека посредством усвоения структур внешней социальной деятельности. Это становление подлинно человеческой формы психики благодаря освоению индивидом человеческих ценностей .

Суть культурно-исторической концепции можно выразить следующим образом: поведение современного культурного человека является не только результатом развития с детства, но и продуктом исторического развития. В процессе исторического развития изменялись и развивались не только внешние отношения людей, отношения между человеком и природой, изменялся и развивался сам человек, менялась его собственная природа. При этом фундаментальной, генетически исходной основой изменения и развития человека явилась его трудовая деятельность, осуществляемая с помощью орудий.

Согласно Л. С. Выготскому, человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания новых движущих сил своего поведения. Только в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его новые потребности, а сами природные потребности человека в процессе его исторического развития претерпели глубокие изменения. Каждая форма культурного развития, культурного поведения, считал он, в известном смысле уже продукт исторического развития человечества. Превращение природного материала в историческую форму есть всегда процесс сложного изменения самого типа развития, а отнюдь не простого органического созревания (см. рис. 5.1).

Рис. 5.1. Основные тезисы учения о высших психических функциях

В рамках детской психологии Л. С. Выготским был сформулирован закон развития высших психических функций, которые возникают первоначально как форма коллективного поведения, форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. Высшие психические функции формируются прижизненно, образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества. Развитие высших психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе, как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитие проходит ряд стадий .

Л. С. Выготский разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития. Он предложил иное понимание хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил психического развития ребенка; описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза; он выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка. Заслуга Л. С. Выготского состоит в том, что он первым применил исторический принцип в области детской психологии.

Л. С. Выготский подчеркивал, что отношение к среде меняется с возрастом, а, следовательно, меняется и роль среды в развитии. Он указывал, что среду надо рассматривать не абсолютно, а относительно, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка. Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:

· Детское развитие имеет сложную организацию во времени : свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

· Закон метаморфозы в детском развитии : развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

· Закон неравномерности детского развития : каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.

· Закон развития высших психических функций . Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они формируются прижизненно, образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества. Развитие внешних психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитие проходит ряд стадий. Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется не действию биологических законов, как у животных, а действию общественно-исторических законов. Биологический тип развития происходит в процессе приспособления к природе путем наследования свойств вида и путем индивидуального опыта. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности .

Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как “фактора”, а как “источника” развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.). Овладение ребенком связью между знаком и значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функцией, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного. Опосредованность развития человеческой психики “психологическими орудиями” характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, т. е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую.

Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что другой человек (взрослый) с помощью определенных средств управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо “натуральной”, непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого, полагая его объектом. На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он – к ним. Таким образом, по мнению Выготского, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя “выходами” лежит процесс интериоризации, “вращивания” функции вовнутрь.

Интериоризуясь, “натуральные” психические функции трансформируются и “сворачиваются”, приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс – процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане .

Резюме

Таким образом, Л. С. Выготский описал принцип культурно-исторического развития ребенка, согласно которому интерпсихическое становится интрапсихическим. По Выготскому, основным источникомразвития психики является среда, в которой психика формируется. Л. С. Выготский сумел перейти от чисто описательного изучения явлений к раскрытию их сущности, и в этом состоит его заслуга перед наукой. Культурно-историческая концепция замечательна еще тем, что она преодолевает биологизм, царивший в психологии развития, в основных теориях и концепциях, таких как теория рекапитуляции, теория конвергенции двух факторов, психодинамическая теория развития личности З. Фрейда, концепция интеллектуального развития Ж. Пиаже и др.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Перечислите основные принципы культурно-исторической теории Л. С. Выготского.

2. Дайте определение терминам “интериоризация”, “экстериоризация”.

3. Что такое особые психологические орудия-средства и какова их роль в развитии человека?

4. Какие законы психического развития ребенка сформулировал Л. С. Выготский?

5. Каковы основные положения культурно-исторической концепции Л. С. Выготского?

6. Чем отличается культурная линия развития от натуральной?

7. Каково теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л. С. Выготского?

Статья на тему « Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского»

Двадцатые годы прошлого столетия стали поистине «золотым веком» в отечественной психологии. В данный период становятся известными такие имена, как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А.Н. Леонтьев. Об открытиях, сделанных этими мыслителями в течение их жизни, в особенности о культурно-исторической теории Л. С. Выготского, не прекращаются бесконечные споры. О значении этого периода времени для развития психологии можно узнать из вступительной речи А. Асмолова к книге «Этюды по истории поведения»: «Более того, чем дальше во времени мы отходим от Л. С. Выготского, тем выше оцениваем его исторический рост, его роль в культуре и обществе». 1

Поистине неоценимый вклад в пополнение кладовой психологии знаниями внёс советский учёный Л. С. Выготский. «Не будет преувеличением назвать Выготского гением. Более чем за пять десятилетий в науке я не встречал человека, который сколько-нибудь приближался бы к нему по ясности ума, способности видеть сущность сложнейших проблем, широте познаний во многих областях науки и умению предвидеть дальнейшие пути развития психологии», - так писал швейцарский психолог Жан Пиаже. 2

Человек является социальным существом, поэтому его развитие определяется условиями общества, в котором он живёт. По словам Л. С. Выготского, высшие психические функции, а именно: восприятие, воображение, память мышление и речь - возникли в ходе культурного развития общества, поэтому нет сомнений в том, что они имеют социальное происхождение. Сознательно регулируемые внимание и память, мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений, способность к самостоятельному развитию и организации собственной деятельности, а также связная речь являются продуктом исторического развития социума и присущи только человеку разумному.

«Внесение в советскую психологическую науку исто-рического подхода к развитию психических процессов человека, борьба за создание конкретной психологиче-ской теории сознания и в связи с этим углубленное экс-периментальное изучение развития понятий у детей, раз-работка сложного вопроса о соотношении обучения и умственного развития ребенка — таков был вклад» Л.С. Выготского в советскую психологию. Изначально психологи считали, что высшие психические функции заложены с рождения, а в коллективе развиваются. На самом деле, как доказал Л. С. Выготский, эти функции начинают своё становление и развитие на основе низших, тем самым поведение человека становится осознанным, произвольным. Львом Семёновичем доказано, что высшие «функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическими функциями личности». 3

По мнению Л. С. Выготского, личность ребёнка получает полноценное развитие только тогда, когда биологическое и социальное начала развиваются вместе, взаимодействуя друг с другом. В противоположном случае, нарушение одного из них приведёт нарушению формирования личности. Например, вполне здоровый физиологически ребёнок, оказавшийся вне общества, становится социальным инвалидом, так называемым, ребёнком-Маугли. Роль среды в развитии ребёнка меняется прямо пропорционально его возрасту.

Значение культурно-исторической концепции для педагогики Л. С. Выготского неоценимо. В основе личностно-ориентированного подхода в образовании лежит определение Льва Семёновича о том, что личность - это сложный психологический механизм, выполняющий определённые функции. Данное утверждение говорит о том, что каждый ребёнок - неповторимая личность, обладающая набором только ей присущих свойств и качеств, поэтому требует к себе определённого отношения, внимания. Также положения концепции оказали влияние на появление и становление культурологического метода в педагогике. По Л. С. Выготскому, «личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития». Ребёнок познаёт культуру общества, в котором пребывает, усваивает её ценности. 4

На почве, подготовленной культурно-исторической концепцией, в психологии зародилась школа, из которой впоследствии вышли А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, П. И. Зинченко, Л. В. Занков и другие. Каждый из них внёс свой вклад в науку. Развивая идеи школы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконин создал собственное научное направление в детской и педагогической психологии, систему развивающего обучения, которая уже существует более 50 лет.

На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского раскрывает специфические особенности психического развития социального существа - человека, который всесторонне развивается благодаря взаимодействию биологического и социального начал. Благодаря научному вкладу Л. С. Выготского возникли культурологический подход в образовании, используемый также в начальных классах, и школа. Из неё вышли замечательные учёные, плоды которых мы в настоящее время пожинаем.

Список использованной литературы

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В б-ти т. Т.З. Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина / Л. С. Выготский - М.: «Педагогика», 1983. - 368 с.

Выготский Л. С. Этюды по истории поведения: обезьяна, примитив, ребёнок. Социальная биография культурно-исторической психологии / А. Р. Лурия - Москва: «Педагогика - Пресс», 1993. - 224 с.

Леонтьев А. Н. Психологические воззрения Л.С. Выготского / А. Р. Лурия - М., 1956. - 366 с.

Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления / Ж.Пиаже - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 526 с.

1 Выготский Л. С., Этюды по истории поведения: обезьяна, примитив, ребёнок. Социальная биография культурно-исторической психологии / А. Р. Лурия - Москва: «Педагогика - Пресс», 1993. - 224 с. С. 2-3.

2 Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления / Ж. Пиаже - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 526 с. С. 25.

3 Леонтьев А. Н., Психологические воззрения Л.С. Выготского / А. Р. Лурия - М., 1956. - 366 с. С. 25.

4 Выготский Л.С. Собрание сочинений: В б-ти т. Т.З. Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина / Л. С. Выготский - М.: «Педагогика», 1983. - 368 с.