"концертные и конкурсные выступления". Методическая разработка на тему: Конкурсная деятельность учащихся младшего школьного возраста как способ мотивации к обучению

Емалтынова Елена Андреевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО "Детская музыкальная школа №1"
Населённый пункт: г. Набережные Челны Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Внеклассная и концертная деятельность как мотивированный фактор развития творческого потенциала учащихся ДМШ"
Дата публикации: 27.11.2016
Раздел: дополнительное образование

Внеклассная и концертная деятельность как мотивирующий фактор

развития творческого потенциала учащихся ДМШ.
Емалтынова Е.А. МАУДО «Детская музыкальная школа №1» Чтобы иметь основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна. Ибсен Г. Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное - качество не врожденное. Оно закладывается с раннего детства как результат сложного и продолжительного формирования личности. Каждый человек уникален и неповторим, поэтому и виды творческой дея- тельности бывают такими разными: рисование, пение, танцы, игра на музы- кальных инструментах, сочинение стихов, изобретательство. Через творчество говорит душа человека. Благодаря талантам и затраченным творческим усилиям на свет появляются полные красоты и любви стихи, песни, пейзажи и музыка. В этом и есть истинная радость творчества. Уникальные возможности каждого ребёнка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одним из видов которой является заня- тие музыкой. Психолог Б.Ф. Ломов утверждает, что «каждый человек обладает в той или иной мере «творческим потенциалом», поскольку без творчества, хотя бы эле- ментарного, человек не может решить жизненные задачи, то есть попросту про- жить...». Общепризнанно, что творчество скорее процесс, поиск, нежели результат. В соответствии с этим первый признак наличия творческих способностей – сильная познавательная потребность, проявляющаяся в высокой познаватель- ной активности. В современных условиях большое внимание учёные и педагоги уделяют поиску новых подходов к развитию, воспитанию и обучению в ДМШ и ДШИ. Развитие творческой личности, а также создание условий для самоопределения и самореализации – одна из задач, поставленных перед образованием. В основе образовательного процесса лежит работа над приобретением исполнительских навыков, которые находятся в неразрывной связи с всесторонним развитием личности и раскрытием творческого потенциала. Помимо учебных программ, которые реализуются в ДМШ и направлены на воспитание устойчивого интереса учащихся к обучению, дополнительным мотивирующим фактором является внеклассная и концертная деятельность. В нашем городе есть хорошая традиция проведения различных концертов и мероприятий для детей и их родителей. В органном зале можно послушать классическую и народную музыку в исполнении ведущих коллективов города, таких, как «Камерный оркестр Игоря Лермана», ансамбль «Наигрыш» и самых известных музыкантов нашего времени как России, так и зарубежья. Концерты Джазового оркестра «Визит» знакомят нас с джазовой музыкой. Картинная га-
лерея, различные музеи, библиотеки, театры – регулярно проводят культурные мероприятия для школьников. Каждый вид искусства пробуждает в человеке са- мые лучшие чувства. Посещение концертов оказывает воздействие на формирование музы- кально-эстетических вкусов, побуждает детей к занятиям музыкой, расширяет кругозор, способствует гармоничному развитию личности. Концертная практика – уникальная возможность реализации творческого потенциала учащихся. Воспитанники нашей школы часто выступают на концер- тах в общеобразовательных школах, детских садах, во Дворцах культуры и на многих других концертных площадках. Каждый учащийся нашей школы имеет возможность почувствовать себя исполнителем. Концерт – это публичное выступление – итог всей системы обу- чения ребенка. Возможность выступить с сольной программой вызывает у уча- щихся повышенный интерес. Подготовка к этому мероприятию воспитывает в юном исполнителе такие качества как ответственность, трудолюбие, самоуваже- ние, инициативу, стремление к совершенству. Мы с ребятами часто выходим на концертные площадки нашего города. Во дворце культуры «Энергетик», на мероприятиях клубов «Ровесник» и «Ве- теран» дети с удовольствием делятся своим творчеством, исполняя любимые произведения. В Центральной библиотеке регулярно проводят выставки и встречи с известными творческими людьми. Посещая такие мероприятия, у ре- бят есть возможность узнать много интересного и проявить себя, выступив с концертным номером. Как правило, на такие мероприятия в качестве слуша- телей с радостью приходят родители, их переполняет гордость за своих детей. Это помогает почувствовать нужность занятий музыкой, расширяет кругозор и стимулирует развитие творческого потенциала. Наши дети принимают активное участие на фестивалях, конкурсах, обще- школьных и классных концертах для родителей, где даётся возможность высту- пить абсолютно каждому ребёнку независимо от их музыкальных способно- стей. Каждый человек хочет быть услышанным, увиденным, оцененным и при- знанным! Грамоты, дипломы, благодарности, сувениры – это все знаки отличия от других, знаки уважения и признания. Участие в конкурсах, олимпиадах и концертах – одна из приоритетных форм организации работы учащихся, и, пожалуй, самая действенная мотивация развития музыканта, требующая не только настоящего самостоятельного твор- чества, но и большой дополнительной работы преподавателей. Кроме прочего, этот метод позволяет сохранить контингент учащихся класса, а, соответственно и школы, а значит, является одним из слагаемых результативности и успешно- сти педагогической деятельности. Наблюдая за детьми, понимаешь, что они с радостью могут продемонстри- ровать зрителям, родителям и педагогам умение играть на инструменте, с ин- тересом пробуют себя в роли ведущего концерта, читают стихи, могут проявить себя как вокалисты и художники. Всё это способствует оживлению учебного процесса, росту интереса детей к обучению в музыкальной школе и, как ре- зультат, их творческому развитию.
Публичное выступление стимулирует и повышает результативность обуче- ния, усиливает его привлекательность, воспитывает и концентрирует лучшие качества, помогает ощутить значимость своего труда и увидеть его результат. Несколько слов хочется сказать об ансамблевом музицировании. Игра в ансамбле доставляет детям большое удовольствие и влияет на раз- витие творческих способностей учащихся. Многие учащиеся, окончив музы- кальную школу, продолжают заниматься в ансамбле и в оркестре. Это происхо- дит благодаря сформированному за годы обучения интересу к ансамблевому му- зицированию и потребностью поддерживать дружеские отношения в сложив- шемся коллективе. Внеклассная и концертная деятельность (конкурсы, сольные концерты, концерты класса, посещение городских культурных мероприятий) способству- ю т побуждению к творческой активности и зарождению интереса к занятиям творчеством, постепенно, незаметно для учащихся, превращаются в стойкую потребность общения с искусством. После окончания школы многие наши выпускники не расстаются с музы- кой. Одни продолжают музицировать, посещать концертные залы, становясь ак- тивными слушателями классической и народной музыки. Обучаясь в ВУЗах ак- тивно участвуют в студенческой творческой жизни. Другие – продолжают учёбу в классе профориентации, готовясь к поступлению в ССУЗ. Третьи – продолжа- ют учёбу в средних и высших учебных заведениях. Все эти факты ещё раз под- тверждают, что формирование мотивации учащихся к творческой деятельности способствует превращению детского любопытства в зрелую, стойкую потреб- ность общения с искусством и как само искусство становится неотъемлемой ча- стью жизни человека, одухотворяя её и наполняя глубоким смыслом. Каждый человек может быть ориентирован творчески преобразовывать свою жизнь и жизнь вокруг себя, если он излучает добро и любовь, проявляет сострадание и сочувствие, стремится к справедливости и благородству. Известный немецкий композитор и педагог К. Орф в середине XX века со- здал школу музыкально – творческого развития детей, доказав, что творческое общение с музыкой активизирует весь процесс познания. А. Шопенгауэр говорит о том, что в творчестве человек не столько откры- вает мир, сколько создаёт его. И. Кант считал творчество высшей формой деятельности человека. Э. Фромм полагал, что если влечение к творчеству не получает реального выхода, возникает тяготение к разрушению. Современные методы обучения предполагают реализацию творческого по- тенциала ребёнка, при котором деятельность становится: «методом приобрете- ния и поддержания духа поиска, исследования, творчества, методом приведения ребёнка в состояние наибольшей активности». Доказано, что творческая активность в любом возрасте способствует фор- мированию следующих, жизненно важных в современном мире человеческих и профессиональных качеств:  оригинальность, необычность высказываемых идей;
 умение самостоятельно решать сложные вопросы в любой жизненной ситуации;  реализация своего творческого замысла;  рост коммуникативных способностей, умение работать в коллективе, сотрудничать с коллегами, умение сработаться, вписаться в новый коллектив;  умение понимать и бережно, разумно использовать индивидуальные ресурсы своего организма;  способность видеть задачу под иным углом зрения, замечать новые возможности применения. Развитие творческой личности есть результат соотношения и взаимодей- ствия познавательных качеств личности (профессиональные знания, интеллек- туальные способности и умения), эмоционального переживания процесса твор- чества и эстетической восприимчивости субъекта к окружающему миру. Изучив научную литературу о творческой деятельности человека, исходя из собственного опыта педагогической работы с детьми, можно сделать вывод, что большое внимание следует уделять вопросу о развитии, прежде всего творче- ских способностей и формирование потребности в общении с искусством. По- лученные музыкальные знания наполняют жизнь ребёнка яркими впечатления- ми и радостью творчества. Конечно, не все дети продолжат обучение в высших музыкальных учреждениях, но каждый вырастет хорошим, творческим, духов- но богатым человеком. Развитие в ребёнке творца, его воспитание в эстетическом плане, творче- ский подход к своей жизни, стремление во всём быть самим собой, готовность к изменениям в лучшую сторону, использование своего творческого потенциала – приобретение этих качеств наполнит жизнь смыслом и поможет в дальнейшем быть успешным в любой области деятельности. Список литературы 1. Даринская, Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: моногр. – СПб.:2005. – С. 293. 2. Кулюткин, Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. – СПб.: СПбГУПМ, 2001. – С. 84. 3 . Рындак, В.Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя: – Челябинск: 1996. – С. 42. 4.Смирнова, Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания. – М.: 2001. – С. 367.

Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса. Вопрос мотивации широко рассматривался в работах отечественных психологов: Божович Л. И., Гальперина П. Я., Леонтьева А. Н., Рубинштейна С. Л. и других. В настоящее время насчитывается несколько десятков теорий мотивации.
Все мотивы обучения можно подразделить на две большие категории. Первые связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Вторая категория мотивов связана с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. Это потребность ребенка в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением, желание ученика повысить уважение к себе со стороны сверстников, занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Обе категории мотивов необходимы для успешного обучения музыканта любой специальности.
Как в условиях работы сельской школы, когда приходится обучать детей, обладающих разным уровнем музыкальных способностей, заинтересовать, мотивировать всех? Ведь в конкурсах и концертах даже районного уровня, не говоря об областных, всероссийских и международных, могут участвовать, и тем более побеждать, лишь единицы – наиболее одаренные и трудолюбивые. А как проявить себя остальным, как педагогу поддержать и развить их заинтересованность?
За время работы у меня сложилась целая система внеклассной и внешкольной деятельности, позволяющая проявить креативные качества каждому ученику. Остановимся подробнее на некоторых её составляющих.

1. Конкурс творческих работ, посвященный Дню музыки.
Многие из учащихся ДШИ занимаются не только музыкальным исполнительством, но и рисованием, хореографией, пением, посещают кружки и факультативы в общеобразовательной школе. Участие в этом конкурсе позволяет детям раскрыться в разных сферах художественного творчества. Рисунки, поделки, стихи, песенки, фотографии – тот, кто не слишком силен в музыке, может оказаться более успешным в других видах деятельности. А совместное творчество (если в процесс подготовки конкурсной работы оказываются вовлеченными и родители) принесет ученикам еще большую радость и удовлетворение. Работы в области декоративно-прикладного искусства и поэзии неоднократно участвовали и становились победителями конкурсов и олимпиад различного уровня, которые несложно найти в интернете.

2. Конкурс самостоятельных работ (самостоятельно выученных произведений).

Этот метод заимствован у Н.Н. Фиш в работе с учащимися-пианистами музыкального колледжа. В рамках же ДШИ детям будет интересно выучить популярные произведения из мультфильмов и кинофильмов в несложных обработках, а педагог сможет увидеть, развитию каких навыков необходимо уделить особенное внимание, проанализировать умение своих учеников работать самостоятельно. Позже эти произведения можно исполнить на концертах в детском саду и начальной школе.

3. Районная теоретическая командная олимпиада (игра-викторина) «Знаете ли вы музыку?»
В нашей школе она проводится между учащимися разных отделений. Олимпиада – давно и успешно зарекомендовавшая себя форма соревнований в знаниях, умениях, навыках среди учащихся одной возрастной группы. Она позволяет эффективно решать сразу несколько педагогических задач: повторять материал в рамках учебной программы, пополнять знания учащихся за счет привлечения при подготовке дополнительной информации, стимулировать их к самостоятельным занятиям, пробуждая и поддерживая интерес и любознательность.
При подготовке заданий стараюсь не перегружать их узко специальными теоретическими вопросами, а использовать формы, интересные детям: ребусы и кроссворды, «разрезные» диктанты, музыку из кинофильмов и мультфильмов, музыкальное лото, музыкальную викторину по принципу - «убери лишний фрагмент».
Устная форма ответов на некоторые вопросы устанавливает живое общение и помогает восполнить пробелы в знаниях, т.к. соперники имеют возможность исправлять и дополнять друг друга. Игра в команде способствует формированию у учащихся коллективизма и коммуникативных навыков, делает атмосферу Олимпиады максимально раскрепощенной, комфортной и праздничной.

4. Концертная деятельность.
В течение учебного года все ученики, обладающие разными способностями и трудолюбием, выступают на концертах, ставших традиционными. Новогодний театрализованный концерт, отчетный концерт в мае, тематические концерты в детском саду и начальной школе: «Путешествие в страну Музыки», «Музыкальные жанры», «Музыка в кино» и другие – это богатый, ничем не заменимый, опыт публичных выступлений, это путь к повышению самооценки детей. Учащиеся пробуют свои силы и в сольном инструментальном исполнительстве, и как концертмейстеры, и как ведущие концерта, играют в ансамбле, поют, читают стихи. Каждый может проявить себя в более близкой и доступной сфере. А зрительская аудитория – воспитанники детского сада, сверстники, родители и близкие родственники – это очень доброжелательная и благодарная публика, для которой не важны профессиональные тонкости, для которой их дети всегда самые лучшие.
Задача школы – воспитывать счастливых детей, поскольку "счастье… – в глубоком переживании расцвета своих духовных сил во имя возвышенной цели – творчества, создающего новый мир”. (В. Сухомлинский)
Получение максимального удовольствия от жизни напрямую связано с удовольствием от оценки своих действий, от самооценки, в конечном итоге от признания себя как личности, от всеобщего признания – как индивида, как полноценного члена общества.
Каждый человек хочет быть услышанным, увиденным, оцененным и признанным! Грамоты, дипломы, благодарности, сувениры – это все знаки отличия от других, знаки выделения из толпы, знаки уважения и признания. Не надо скупиться на награды учащимся и их родителям.
Участие в конкурсах, олимпиадах и концертах – одна из приоритетных форм организации работы учащихся, пожалуй, самая действенная мотивация развития музыканта, требующая не только настоящего самостоятельного творчества, но и большой дополнительной работы преподавателей. Но этот метод позволяет сохранить контингент учеников и является одним из слагаемых результативности и успешности педагогической деятельности.

Введение

Глава 1:

1.1

1.2 Хореография как вид искусства.

1.3 Концертная деятельность в хореографическом коллективе.

2.1 Функция управленческой деятельности.

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность темы исследования. Концертная деятельность является одним из важнейших звеньев в работе руководителя творческого коллектива. Выступление на концертах – это своеобразный отчет о проделанной работе. Оно выявляет все возможности коллектива, демонстрирует его сплоченность, дисциплину, сценичность, эмоциональность и т.д. Концертные выступления имеют большое воспитательное значение. Они формируют чувство ответственности: исполнителям должно быть не безразлично, как оценят их коллективный труд слушатели, а на конкурсах и фестивалях – авторитетное жюри.

Концертная деятельность, участие в культурно-массовых мероприятиях всегда являются для студийцев возможностью ощутить радость творчества и общения с публикой, возможностью показать результаты своего труда. Радость от победы даёт новые силы, вызывает желание творить, искать новые формы деятельности.

Проблема. Руководитель не всегда организовывает работу в концертной деятельности с точки зрения управленца.

Цель исследования. Алгоритм действий руководителя по организации концертной деятельности.Объект. Организация концертной деятельности.Предмет. Функция управления руководителя творческого коллективаГипотеза. Исследование функции управления творческим коллективом будет успешным, если: - будет рассмотрена сущность концертной деятельности творческого коллектива; - будут исследована организация концертной деятельности руководителем творческого коллектива; - будет изучены правила и действия руководителя по организации концертной деятельности творческого коллектива; Задачи. 1. Изучить литературу по теме курсовой работы; 2. Рассмотреть понятие и сущность концертной деятельности; 3. Исследовать функцию управления в творческом коллективе; 4. Изучить управленческую деятельность и алгоритм действий руководителя творческого коллектива;Методы исследования. - анализ литературы; - сбор информации из глобальной компьютерной сети; - беседа; - наблюдение. Теоретическая значимость курсовой работы состоит в том, что исследована функция управления концертной деятельностью творческого коллектива. Практическая значимость курсовой работы в том, что разработаны советы и рекомендации по психологической подготовки артиста к публичному выступлению, а также рассмотрена психология исполнительства». Структура курсовой работы соответствует указанным требованиям и состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1: КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ.

1.1 Сущность и виды концертной деятельности.

Что такое концертная деятельность? Культурологи понимают под этим организованные платные публичные мероприятия, где выступают вокальные, инструментальные, хореографические коллективы, артисты оригинальных жанров. Всего на одной сцене, в одном концерте могут сочетаться музыка, литература, танец, эстрада, театр. Такое жанровое и количественное разнообразие требует тщательной подготовки и организации, поэтому проведение концертов задача для профессионалов.
Виды концертных выступлений хореографического коллектива могут быть различными как по объему выступления, так и по содержанию концерта. Наиболее распространенным видом выступления коллектива является участие его в сборном концерте наряду с другими творческими силами, когда коллектив исполняет 2-3 номера. В таких концертах выбор репертуара обычно определяется творческим замыслом режиссера. Часто сборные концерты посвящаются какому-то событию и имеют театрализованную направленность. Руководителю хореографического коллектива нужно добиваться того, чтобы репертуар коллектива в таких концертах не был одноплановым. Элемент контрастности репертуара должен всегда присутствовать в концертных выступлениях.

Нередко хореографическому коллективу приходится участвовать в концертах-лекциях, концертах-встречах, в которых главным действующим лицом является лектор или тот, с кем встречаются в зале. В таких выступлениях коллективу также важно иметь успех, свое творческое лицо.

Самым сложным видом концертного выступления является самостоятельный концерт хореографического коллектива в одном или двух отделениях. Концерт в одном отделении обычно длится до одного часа. Когда концерт состоит из двух отделений, то каждое отделение обычно занимает 30-40 минут. В самостоятельном концерте коллектив исполняет 20-25 произведений. Концертная программа должна быть разнообразной. Это достигается подбором разноплановых танцев контрастных по художественным образам, характеру музыкального материала, стилю и т.д. Концертная программа может быть построена или в хронологической последовательности, или по жанрам, или по стилистической принадлежности составляющих ее номеров. Руководитель хореографического коллектива при составлении программы должен иметь в виду, что интересу зрителей к выступлению коллектива должен возрастать к финалу концерта. Сверх объявленной программы коллективу следует иметь одно-два произведения, которые могут быть исполнены по настоятельным просьбам зрителей в конце концерта. Особенно понравившееся зрителям произведение из концертной программы (продолжительные аплодисменты, скандирование "бис") можно повторить в том случае, если руководитель уверен, что при повторении оно пройдет не хуже первого исполнения.

Концертно-исполнительскую деятельность хореографического коллектива следует планировать. Количество концертных выступлений коллектива определяется его художественно-творческими возможностями, уровнем исполнительского мастерства, качеством и количеством подготовленного репертуара. Нельзя выступать на концертной эстраде с недоученными или плохо отрепетированными танцами. Малое количество концертных вступлений так же плохо, как и слишком большое. Практика показывает, что подготовленный самодеятельный коллектив должен выступать не более 10-12 раз в год.

Каждое концертное выступление коллектива должно анализироваться и обсуждаться. Следует отмечать положительные стороны, обращать внимание на недостатки с целью их устранения в дальнейшей концертно-исполнительской деятельности.

1.2 Понятие хореографии как искусства

Хореографическое искусство - это очень объемное понятие, которое содержит балет, искусство народного современного танца.

Хореография сформулировала целую систему специфических средств и приемов, свой художественно выразительный язык, с помощью чего создается хореографический образ, который возникает из музыкально ритмичных движений. Он имеет условно обобщенный характер и раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека. Основу хореографического образа составляет движение, которое непосредственно связано с ритмом.

Специфической особенностью искусства хореографии является ее непосредственная связь с музыкой, которая помогает раскрыть хореографический образ во всей яркости и полноте, влияет на его темпо-ритмичное построение.

При анализе музыкального искусства шла речь о существовании важной связи композитор - исполнитель. В хореографии эта связь значительно усложняется, ведь между композитором и исполнителем появляется фигура хореографа. Именно этот «тройной союз» и делает хореографию видом искусства.

Первые свидетельства о зарождении искусства хореографии отсылают нас к глубокой давности, когда в доисторические сутки танец выполнял определенную ритуальную функцию. Эта тенденция имела свое продолжение и развитие в культурах Древних Египта и Греции, тогда как в Древнем Риме танец уже начинает восприниматься как зрелище.

Средневековье налагает на хореографическое искусство табу - запрещение, хотя народный танец, невзирая на любые препятствия, продолжает свое развитие (эта ситуация в известной мере стала основой для известного роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»).

Процесс возобновления искусства хореографии связан со временем Возрождения, но настоящий его развей начинается в XVII ст., когда во Франции была создана Королевская академия танца (1661).

Новерр Жан Жорж (1727-1810) - французский хореограф, реформатор западноевропейского балета. Его теоретические и художественные поиски были связаны с разработкой двух важных составляющих балетного искусства: феномену ритма и концепции естественных данных танцовщика. Согласно позиции Ж.Ж. Новерра, профессиональное мастерство исполнителя должно органически совмещаться с эмоциональным началом, которое будет способствовать процессу создания полноценного художественного образа. Теоретические рассуждения относительно природы и специфики балетного искусства были изложены хореографом на страницах работы «Письма о танце». Разведки Ж.Ж. Новерра в разработке жанровой структуры балета имели значительное влияние на последующее развитие хореографического искусства.

Академией была разработана основная система классической хореографии и заложен фундамент балета (от фр. и лат. -танцую), который имеет свою жанровую структуру.

Хореография – это не просто танец, или набор определенных телодвижений, это жизнь. Как и жизнь, хореография сложна, потому что требует затраты как физических, так и душевных сил. Но также как и жизнь, хореография прекрасна. Она дарит свободу, делает тело гибким и грациозным, обогащает внутренний мир.

И если спросить любого профессионального хореографа, чему бы он хотел посвятить свою жизнь, если бы появилась возможность прожить ее заново? Ответ будет прост. Ответ будет – хореография. Ибо тот, кто в полной мере смог познать магию танца, проникнуться удивительной атмосферой этого прекрасного искусства, уже не может представить себя иначе.

1.3Концертная деятельность в хореографическом коллективе.

Концертно-исполнительская деятельность - важнейшая часть творческой работы хореографического коллектива. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов. Публичное выступление хореографического коллектива на концертной эстраде вызывает у исполнителей особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью. Самодеятельные артисты испытывают подлинную радость от соприкосновения с миром художественных образов, интерпретаторами которых они являются. Творческий контакт со зрительской аудиторией имеет очень большое значение для артистов хореографического коллектива...

Каждое концертное выступление коллектива должно быть тщательно подготовлено. Плохо подготовленное выступление коллектива, малое количество зрителей в концертном зале порождает разочарование участников, неудовлетворенность деятельностью хореографического коллектива. Неудачное выступление коллектива приносит глубокие переживания его участникам, а иногда приводит и к распаду коллектива.

Концертно-исполнительская деятельность хореографического коллектива является одним из активных средств танцевально-эстетического воспитания широкой зрительской аудитории, поэтому очень важно, чтобы во время концерта хореографического коллектива концертный зал не пустовал. Для этого следует проводить большую организационную работу. Распространение билетов, организация рекламы концертных выступлений - важнейшая часть работы совета коллектива. Этому должен уделять большое внимание и руководитель хореографического коллектива.

Глава 2:Функция управления в концертной деятельности.

2.1 Основные функции управленческой деятельности.

Управленческая деятельность – принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Основные психологические особенности управленческой деятельности можно свести к следующим:

Большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;

Неалгоритмический, творческий характер деятельности, осуществляемый при недостатке информации и в условиях часто меняющейся, нередко противоречивой обстановки;

Ярко выраженная прогностическая природа решаемых управленческих задач;

Значительная роль коммуникативной функции;

Высокая психическая напряжённость, вызываемая большой ответственностью за принимаемые решения.

Управленческая деятельность требует осуществления (совершения, исполнения) руководителями множества разнообразных управленческих работ. Специализированные виды этих работ именуются функциями управления. Всё содержание процесса управления расчленяется на специализированные функции главным образом для того, чтобы закрепить отдельные виды работ за определёнными исполнителями и этим самым придать процессу управления упорядоченность, обеспечить высокий профессионализм выполнения управленческих работ.

Общие или универсальные функции присущи управлению любой сферой и любой деятельностью. К таким функциям относят целеполагание, планирование, организацию, координирование, стимулирование и контроль. Функция целеполагания заключается в выработке основных, текущих и перспективных целей деятельности. Руководитель должен сверять свою деятельность с реальной ситуацией, сложившейся в обществе, в подразделениях организации, с решениями вышестоящих руководителей. При всём этом надо ещё и уметь корректировать текущие действия и стратегию, то есть пересматривать цели, менять их положение в системе целей.

Функция планирования заключается в выработке направлений, путей, средств и мероприятий по реализации целей деятельности организации. Предпосылкой планирования является прогнозирование – выявление и предвидение объективных (реальных)тенденций, состояний развития коллектива в будущем.

Функция организации . Под организацией понимается процесс, деятельность, направленные на упорядочение взаимодействия людей, идей, процессов. Функция организации заключается, прежде всего, в объединении элементов (людей, идей и процессов) в системное целое, в результате чего образуется жизнеспособная, эффективная и устойчивая система.

Организация взаимодействия членов организации должна быть гибкой, оперативной, надёжной, экономичной и самокорректирующейся. Последовательность реализации функции организации обычно следующая:

· Определение целей, задач и особенностей совместной деятельности членов коллектива;

· Выявление потребности в ресурсах для осуществления целей и обеспечение бесперебойного снабжения этими ресурсами;

· Установление последовательности действий исполнителей, продолжительности и контрольных сроков их выполнения;

· Выбор способов осуществления необходимых действий и взаимодействий людей для достижения целей;

· Установление между членами коллектива необходимых организационных отношений (соподчинённости, координации и др.);

· Создание соответствующей мотивации у членов коллектива в достижении стоящих целей.

Ключевым моментом реализации этой функции является процесс организации взаимодействия между подчинёнными. В числе принципов эффективной организации взаимодействия следующие:

· Специализация исполнителей;

· Количественная и качественная пропорциональность частей, образующих систему;

· Параллельность действий;

· Ритмичность деятельности.

После осуществления функции организации могут возникнуть некоторые несоответствия между всеми элементами созданной системы или механизма достижения целей. В этих случаях появляется необходимость, во-первых, уточнить характер действий исполнителей, сделать их более согласованными, гармоничными и эффективными и, во-вторых, устранить отклонения от заданного организацией режима функционирования системы. Такая «тонкая настройка» системы получила название функции координирования и регулирования совместной деятельности.

Функция стимулирования включает в себя разработку и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности и их результативной деятельности. Руководитель при осуществлении этой функции должен придерживаться ряда принципов:

Зависимость величины стимула от конкретного вклада подчинённого в общее дело;

Связь стимулов с целями деятельности организации;

Единство интересов подчинённого, организации и общества в целом;

Разумное сочетание моральных и материальных стимулов;

Сочетание стимулирования с мерами наказания и принуждения.

В числе основных функций управления важная роль принадлежит функции контроля, учёта и анализа деятельности. Содержание этой функции включает комплексное изучение деятельности и предполагает:

Наблюдение за ходом, динамикой и закономерностями развития процессов в управляемой системе, измерение, регистрацию и группировку данных;

Сравнение её параметров с заданной программой функционирования;

Количественную и качественную оценки эффективности деятельности;

Выявление отклонений, узких мест в развитии системы;

Выявление причин сложившегося состояния;

Определение наиболее целесообразных путей восстановления работоспособности системы.

Как правило, объём всех вышеперечисленных функций превышает объём реально выполняемых, в которых наблюдается определённая избирательность, предпочтение одних функций пред другими. Таким образом, у каждого руководителя определяется свой стиль деятельности.

2.2 Этапы управленческой деятельности.

Современная ситуация в сфере управления персоналом: отличный, высококлассный специалист, сделав успешную карьеру, становится посредственным руководителем. Высокая профессиональная компетентность «по специальности», увы, не гарантирует успеха на поприще руководства людьми. Навыки организации взаимодействий, создания команд, ведения переговоров, мотивирования участников коллектива, достижения соглашений и компромиссов – неполный перечень важнейших умений руководителя. Добавим также управление материальными, финансовыми и интеллектуальными ресурсами коллектива.
Эффективность руководителя оценивается исходя из того, насколько ему удается реализовать себя в двух ипостасях: результативность в достижении целей коллектива и управленческие умения. Фактически это сводится к осуществлению постоянной цикличной последовательности ряда задач. Каждая из них требует соответствующего умения, о которых и пойдет далее речь.
Принято выделять шесть задач или этапов руководящей деятельности по воплощению какого-либо проекта.
1. Разъяснение целей. Участники должны четко понимать, какова цель их деятельность, какого конкретного результата нужно достигнуть. Без этого все последующие шаги невозможны.
Следовательно, руководитель должен уметь ясно объяснить, чего он от людей хочет и каких итогов ожидает.
2. Разработка и уточнение плана по достижению поставленных целей. Прежде всего, инициируется выдвижение, а затем обсуждение идей и предложений персонала. Далее следует тщательное планирование процесса осуществления проекта.
Таким образом, одним их важнейших качеств руководителя является способность продумывать и предвидеть развитие ситуации, основываясь на знании свого коллектива и своей работы.
3. Создание необходимых для работы условий. На данном этапе главная задача руководителя – поддержка усилий подчиненных по выполнению своей работы и достижению поставленных целей.
Поддержка, в данном случае, это все нужное оборудование, а также инструкции, указания, советы и обучение.
4. Обеспечение обратной связи. Важно постоянно получать информацию от участников и, в свою очередь, информировать – насколько адекватны их усилия по претворению в жизнь утвержденных планов.
Идеальным вариантом представляется строгий баланс между критикой и поддержкой.
5. Контроль. Чтобы быть уверенным, что качественные и количественные показатели выполняемой работы соответствуют запланированным, руководитель обязан их контролировать. Можно выделить следующие направления и оценочные критерии контроля:
– по времени (работа должна быть закончена во время);
– по соответствию отдельных элементов деятельности коллектива утвержденным стандартам;
– по мотивации достижения цели;
– по специфике предоставленных полномочий.
6. Поощрение. По окончании выполнения задания, руководитель должен поощрить участников реализации проекта (не обязательно деньгами, но всегда и обязательно – выразить благодарность).
Безусловно, перечисленными этапами руководящие функции начальника не исчерпываются. Это – база, без которой невозможна работа по управлению профессиональным коллективом. Именно с ее освоения начинается становление эффективного руководителя.

{"mname":"articles","id":"33"}

Приложение:

Психологическая подготовка артиста к публичному выступлению.

Психологическая подготовка артиста - исполнителя к публичному выступлению - серьезная, ответственная и очень увлекательная работа самого артиста. Именно эта предварительная психологическая подготовка во многом помогает артисту в максимальной реализации его художественных задач на сцене, помогает раскрывать весь свой творческий потенциал перед аудиторией и получать удовольствие от своего выступления.

Только обладая уверенностью в своих силах и осознавая свою творческую уникальность на глубинном психологическом уровне можно стать настоящим мастером-творцом, создающим неповторимый момент настоящего чуда.

Достаточно сложно найти артиста, который ни разу не испытал бы на себе негативные формы и последствия сценического волнения. Некоторые артисты переживают сильнейшие стрессы во время публичных выступлений. Естественно, что подобные переживания не проходят бесследно, и такой опыт, накапливаясь, негативно сказывается на самооценке человека, лишая его уверенности в себе и в будущем.

Есть мнение о том, что чем больше исполнительский опыт и чем чаще артист выходит на сцену, тем реже он должен страдать от различных негативных проявлений сценического волнения. Было бы замечательно, если бы так было на самом деле. На самом деле, если в личном опыте артиста есть какая - либо ситуация, связанная с концертной деятельностью и носящая психотравматический характер, то всякий раз нахождение в похожих ситуациях будет запускать весь комплекс негативных, стрессовых состояний и моделей поведения, помочь избавиться от которых может только профессиональный специалист - психолог.

Недостаточная готовность к выступлению, сомнения в успехе, отсутствие веры в себя и свои возможности - способны действовать по-настоящему разрушающе на творческий потенциал и карьеру артиста в целом. В связи с этим трудно переоценить и роль педагога для молодого артиста. Именно педагог должен сформировать общую сценическую культуру, суметь создать адекватную и функциональную методику подготовки к публичному выступлению для каждого ученика индивидуально, с учетом его психологических особенностей.

Существует целый спектр проблем. Это волнения и повышенная тревожность перед будущим выступлением, заниженная самооценка по поводу своих профессиональных возможностей, боязнь неудачного выступления, ожидания каких - либо технических затруднений при публичном исполнении произведения, отсутствие "творческого запала" перед выступлением... Многие артисты с которыми приходилось работать, фактически нуждались в полной коррекции своего неэффективного поведения в условиях работы на сцене.

Есть немало рекомендаций по подготовке к публичным выступлениям от многих известных педагогов и исполнителей. Однако воплотить эти рекомендации в своей творческой жизни артисту самостоятельно бывает непросто, поскольку здесь нужны специальные психологические знания. И эти знания есть у психолога.

Подготовка к публичному, концертному выступлению строится из многих составляющих и ведется индивидуально с каждым артистом с учетом его психологических особенностей и возможностей. У каждого человека есть "свои" ситуации, в которых он по каким - либо причинам действует не так как, как ему хотелось бы.

В заключении хотелось бы добавить, что всякий раз обнаруживая у себя что-то, что мешает нам реализовываться, стоит подумать о том, что каждый день нам представляется не одна возможность что-либо изменить в себе к лучшему, так что может не стоит упускать этот шанс?

Психология исполнительства.

Аудитория и Я: внутренним взором исполнителя

Аудитории бывают разные: дружественные и не очень, легкие, колючие, теплые или холодные. Но настоящий исполнитель создает своих слушателей. Так же как он каждый раз заново создает произведение в момент его исполнения…

«Когда я думал о предстоящем выступлении, одна вредная мысль не давала мне покоя: мне казалось, что на концерте меня будут слушать и рассматривать десятки глаз и ушей, как будто через увеличительное стекло.…И каждое мое движение будет, как на ладони…Я достаточно уверен в себе и в качестве своего исполнения, но.…В общем, чувствовал себя от этого, как в оковах, и от этого много потерял…»

«Мне показалось перед выходом на сцену, как будто на меня из зала дохнул Северный полюс, и от этого во мне замерзло все, что так необходимо для того, чтобы звучала музыка.…Пришлось играть в условиях такой вот мерзлоты…»

«Перед выходом на сцену, мне вдруг ни с того ни с сего начало казаться, что я лечу куда –то в бездну… Вид зала лишил меня ощущения какой-то опоры внутри …»

Что ж, мы все взаимодействуем в этой жизни друг с другом словами, жестами, мыслями, чувствами. Мы можем повести за собой или наоборот разрывать всякий контакт. Мы строим эти взаимодействия исходя из нашего опыта, знаний, предзнаний и предчувствий. И от того насколько эффективно нам удается то или иное взаимодействие мы бываем, счастливы или нет.

То, что содержится в нас на психо-эмоционально-энергетическом уровне моментально считывается окружающим пространством и разворачивает колесо жизненной истории исходя из заданных нами параметров.

Если думать о том, что на меня во время концерта будут смотреть через увеличительное стекло, то, скорее всего, так и будет. На вас действительно будут так смотреть, потому, что эта ваша мысль, транслируясь вовне, будет оказывать свое влияние на пространство. Так не лучше ли сделать себя обладателем более полезных мыслей? «Скорее я буду, как ювелир, через увеличительное стекло создавать неповторимую огранку своих бриллиантов – исполняемых мною произведений». По – моему, так как-то поудобнее. И даже как-то вдохновляет.

Ощущение «северного полюса», как и ощущение «полета в бездну» при виде зрительного зала также стало тем самым фильтром, через который происходило ваше дальнейшее взаимодействие с аудиторией. Ну конечно, до того момента, пока вы все-таки с собой более менее не совладали усилием воли.

А между тем, потратив буквально несколько минут можно было бы перезагрузить это «холодное» состояние на «теплое» или что-то более продуктивное, а «полет» сменить на уверенное перемещение, но по земле. И зал, исходя из этих ощущений, стал бы таким, каким хотелось бы. И чувствовать себя в контексте выступления можно было бы совершенно по-другому, потому, что это всего лишь наши субъективные состояния, заложниками которых мы иногда становимся.

На эту тему есть немало научных и околонаучных обоснований, и приводить здесь их не хватит места.

А вот научиться продуцировать полезные мысли-чувства-состояния, помогающие использовать свои способности в полной мере – дело весьма полезное и очень благодарное, хотя и местами достаточно трудоемкое. Уж очень иногда тяжело бывает облегчить себе жизнь. Однако это стоит того, чтобы можно было просто получать удовольствие оттого, что делаешь на сцене:

«Во мне образовался какой-то необыкновенный заряд позитива, который было невозможно удержать в себе. И мой Моцарт просто разбудил это, слегка придремавшее в креслах, царство….Мне показалось, что я и те, кто сидел в зале зажили и задышали в одном ритме…Ощущение было необыкновенное…»

Список литературы

1. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусства. 2-е изд. перераб. И доп. – М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. – 288 с.

2. Викторов, А.В. Начинаем эстрадный концерт. М., «Знание», 1974.

3. Новаторов, В.Е. Культурно – досуговая деятельность

4. Щербакова, Г.А. Концерт и его ведущий. М., «Сов. Россия», 1974.

5. «Wikipendia» Словарь терминов – www.wikipedia.ru/org/wiki.

6. Слонимский Ю. В честь танца. М., 1988.

Аннотация

Педагогический проект “Конкурсная деятельность как фактор творческого развития учащихся Детской школы искусств” определяет различные стороны учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся фортепианного отделения в сфере фортепианного исполнительства.

Актуальность данной темы обусловлена социальной потребностью в выявление юных дарований, развитие их творческих способностей в музыкальной области и практических действий на пути к мастерству.

В данном проекте конкурсное направление занимает особое место в деятельности ДШИ. Конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие конкурсной деятельности в школе является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей. В рамках проекта определяются пути развития заложенных в учащихся возможностей и раскрываются инновационные формы и подходы к организации учебного процесса, направленного на творческое развитие личности обучающегося.

Обоснование проекта

Проект ““Конкурсная деятельность как фактор творческого развития учащихся Детской школы искусств” разработан с целью выявления способных, талантливых детей и повышения качественного уровня профессионального мастерства по специальности “Инструментальное исполнительство”(фортепиано).Поиск наилучшего пути в профессиональном росте ученика связан с педагогическим экспериментом. Конкурсная деятельность оказывает огромное влияние на творчество юных исполнителей. Организация конкурсного движения и привлечение обучающихся к активной конкурсной и концертной деятельности является одной из составляющих системы образовательного процесса ДШИ. Созданы условия, для оптимального развития одаренных детей? включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся. А также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Это является одним из главных направлений работы, как преподавателей, так и учреждения в целом.

Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы как учащихся так и преподавателей фортепианного отделения ДШИ. Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в соревновательной форме. Победы и участие учащихся в конкурсах и фестивалях являются яркими показателями качества образования. Эти победы можно разделить на: внутришкольные и внешкольные.

Любой даже скромный по масштабам конкурс не просто проект, мероприятие, проведение которого диктуется традицией, потребностям жизни музыкальных школ - это культурное событие, акция позволяющая осуществлять “смотр” наличного состава (контингента) учащихся с выявлением одаренных детей, и оценку профессиональных “ педагогических сил”, помогающее налаживать творческую коммуникацию преподавателей, обмен опытом, проводить необходимый пересмотр и обновление целей, задач, методов обучения, оценочных критериев. Хорошо, то есть с пониманием истинных ценностей и целей, организованные конкурсы становятся сильными стимулами развития системы музыкально-исполнительского образования, катализатором активности всех участников этой деятельности, праздничными кульминациями в жизни музыкальных школ.

Исполнительские конкурсы, фестивали осуществляют комплексную программу,? в которую заложен широкий спектр музыкально-образовательных, художественно-творческих, педагогических и психологических проблем. Одна из наиболее сложных проблем - выбор конкурсной программы, которая максимально могла бы раскрыть творческие, художественные, технические возможности потенциального конкурсанта. От преподавателя требуется особая мудрость, прекрасное знание репертуара, возможностей ученика, его темперамента, энергетики, его “плюсов”, которые стоит подчеркнуть и “ минусов”, которые стоит максимально смягчить. Эта тема актуальна для любого конкурсного возраста, меняется лишь репертуар и его сложность, но высокая планка художественных задач, отделки материала должна оставаться всегда.

В конкурсной программе ученик должен чувствовать себя комфортно, получать удовольствие от исполнения. Нельзя завышать трудность программы, так как это вызывает внутреннюю, психологическую зажатость и внешнюю скованность ученика - в положении за инструментом, в двигательном процессе, что неизбежно сказывается во всех сторонах исполнения. Главная направленность этого проекта - развитие творческой личности учащегося. Не менее важно вовлечение в этот процесс родителей. Один из актуальных вопросов для преподавателей - вопрос подготовки учащегося к конкурсному выступлению. Он включает в себя многое: выбор потенциального конкурсанта, определение конкурсной программы, расчет времени для подготовки и определения работы, правильная, всесторонне продуманная психологическая “ тактика и стратегия” педагога, а также верный настрой родителей, которые непременно должны включиться в этот процесс. В детских конкурсах-фестивалях следует поощрять как можно большее количество участников. Имеет смысл увеличивать количество лауреатских мест либо разделять призовые места, а также учреждать достаточное количество дипломов, всем выдавать грамоты за участие. Полезно практиковать выдачу участникам конкурса специализированных дипломов или грамот за отдельные заметные достижения: например: за оставившее яркое впечатление исполнения произведения из какого-то раздела конкурсной программы (полифонии, пьесы современного композитора, этюда или виртуозной пьесы), а также отмечать обратившие на себя внимание индивидуальные исполнительские способности качества некоторых конкурсантов - артистизм, поэтичность, виртуозность, волю к победе и т.п.

Актуальность исследования - развитие творческого потенциала имеет научную и практическую актуальность в силу того, что именно индивидуальность и творческая инициатива каждого ученика своеобразна и реализация в личной, профессиональной и общественных сферах, является существенным ресурсом развития общества. Результатом творчества является продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Управление творчеством возможно путем создания благоприятных для этого условий:

Создание творческой среды

Направленность формирующей работы на развитие творческой личности

В заключение: конкурсы-фестивали, большие и маленькие будут в радость, прежде всего детям, юным музыкантам - для них, в конце концов, конкурсы и фестивали устраиваются. Участники должны ощутить атмосферу праздника Музыки, пусть те, кто постарше, почувствовав вкус победы, получат новую сильную мотивацию к продолжению занятий.

Цель творческое развитие учащихся в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя.

Задачи:

1. Раскрытие духовного, интеллектуального и культурного потенциала детей;

2. Выявление и поддержка талантливых исполнителей учащихся;

3. Сохранение и совершенствование традиций фортепианного исполнительства, повышение уровня исполнительского мастерства;

4. Использование вариативных подходов к способностям и возможностям каждого учащегося;

5. Активное вовлечение учащихся в концертную, конкурсную, фестивальную деятельность для наиболее полной реализации их индивидуальных способностей;

6. Расширение репертуара, популяризация классической и современной музыки;

7. Развитие мотивации учащихся к познанию и углублению музыкального опыта.

8. Укрепление значимости роли преподавателя в воспитательном процессе.

Основное содержание проекта

Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью обучения и воспитания учащихся. Оказывает благотворное влияние на развитие музыкально-эстетических вкусов, способствующей развитию гармоничной личности. Приоритетное направление конкурсной деятельности - развитие пианистической культуры, укрепление традиций, поиск новых возможностей в исполнительском искусстве.

Новизна - заключена в содержательном наполнении интегрирующего начала всех уровней конкурсной - музыкальной деятельности учащегося от простых уроков, концертов- до конкурсов различных уровней. Значимость проекта отображена в принципах организации и осуществления совместной творческой деятельности преподавателей и учащихся на всех уровнях учебно-воспитательного процесса:

  • Принцип традиций и новаторства направленный на поддержание и создание новых культурных традиций;
  • Принцип самовыражения и самореализации позволяющий ученику проявить в полной мере свои творческие способности;
  • Демократичности и гуманизма(взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • Научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • Личностно ориентированного подхода(обращение к субъективному опыту обучающегося, признание самобытности и уникальности каждого воспитанника);
  • Природосообразности(учитывается возраст учащегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки;
  • Культуросообразности(приобщение учащихся к современной и мировой культуре);
  • Свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
  • Сотрудничества и ответственности.

В рамках проекта предполагается выступление учащихся в конкурсах организованных для фортепианного отделения. Планирование конкурсов проходит в конце учебного года на будущий учебный год. Готовится положение о проведении конкурса – преподавателей отделения знакомят с положением, программными требованиями, номинациями. Функции руководителя проекта: разработка положения конкурса, разработка конкурсной программы, налаживание системы информирования и рассылки информации: обработка заявок на участие, формирование жюри, составление четкого расписания репетиций, прослушиваний. Подготовка необходимого инструментария - роялей, информирование о порядке выступления, репетиций, проведение итогового круглого стола, гала-концерта по итогам проведения конкурса с награждением.

Конкурсная практика характеризуется целым комплексом задач. Одна из них - развитие учащихся в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя. Весьма ценным показателем ее качества, анализируемого и оцениваемого, прежде всего самим преподавателем, но так же его коллегами. От внутришкольной системы контроля успеваемости детей- зачетов, экзаменов, контрольных уроков, открытых концертов - конкурсы отличаются наличием соревновательного компонента, требующего особенно высокой степени мобилизации способностей усилий как детей, так и преподавателей. Открывается возможность выйти за пределы рутинного учебного процесса, постоянного круга общения: получать новые впечатления от общения с коллегами, расширять профессиональный кругозор, сравнивать собственные достижения с успехами коллег, видеть и оценивать общий уровень детской исполнительской культуры. Все это побуждает осмысливать свой опыт, оценивать свою профессиональную оснащенность, находить ресурсы совершенствования мастерства. В современной России подготовка ученика к участию в конкурсах - необходимое условие существования преподавателя и учащегося в социуме, возможность продолжения работы, продвижения по карьерной лестнице, получение званий. Конкурсы служат средой сохранения традиций исполнения классики и классического музыкального искусства в целом.

Методы работы над проектом включили в себя:

Теоретический

Изучение и анализ психолого-педагогической, методической и нотной литературы по проблемам проекта;

Анализ и обобщение собственного опыта в сфере исполнительского мастерства;

Экспериментальный

Проведение конкурсов-фестивалей

Изучение конкурсного репертуара

Методы педагогического наблюдения (проведение круглых столов)

Практическая деятельность - реализация проекта

Статистический (обработка полученных данных)

Структура технологии развития творческого потенциала учащегося

  1. Предварительная диагностика уровня творческого развития
  2. Мотивация (одно из ведущих направлений работы)
  3. Организация творческой деятельности, условия способствующие развитию творческих способностей и ее реализация
  4. Контроль качества выполнения творческой деятельности
  5. Выявление соответствия полученных результатов (анализ эффективности проделанной работы)

Для привлечения участников проекта к совместному творчеству использовались различные инновационные технологии:

Проблемные

Игровые

Исследовательские

Интегрированные

Для того чтобы поддерживать интерес участников образовательного процесса, а так же с целью проверки качества усвоения образовательных программ, проводятся следующие, ставшие традиционными школьные конкурсы. Данный конкурсный проект объединил в себе 8 конкурсов фестивалей:

“Конкурс сольных программ” - 2009 г., “Ступенька к совершенству”- 2010г.,

“Оживших клавиш волшебство” - 2011г., Конкурс на лучшее исполнение произведений советских композиторов”-2012г., “Зажигаем звезды – 2013” Зажигаем звезды- 2014”, ежегодный фестиваль “ Летнее задание”- приуроченный ко Дню Музыки, ежегодный фестиваль “ Играем все новое и популярное”. Конкурсы проводятся в соответствии с планами работы фортепианного отделения, которые утверждаются администрацией МБОУ ДОД “Детская школа искусств и народных ремесел”

Ресурсы:

  • Информационные - обеспечение информационного сопровождения, включающего учебно-программную документацию, своевременное пополнение библиотечных фондов нотами, учебниками и учебными пособиями, учитывающие современное содержание образования, требования ФГОС СПО; распространение посредством публикаций, выступлений, курсов, конференций.
  • Человеческие - учащиеся и преподаватели ДШИ
  • Организационные - администрация ДШИ
  • Материально-технические - музыкальные инструменты, аудио-видео аппаратура.

Партнеры

  • Департамент образования муниципального образования г. Ханты-Мансийск

Целевая аудитория

  • Учащиеся 1-7 классов, (возраст 7-15 лет) фортепианного отделения МБОУ ДОД “Детская школа искусств и народных ремесел”
  • Преподаватели ДШИ

Программа реализации проекта

Перечень организационных мероприятий нацеленных на реализацию проекта

1. Подготовительный этап 2008-2009г.

Изучение вопроса “Детские исполнительские конкурсы: достижения, проблемы, перспективы.

2. Организационный этап 2009-2014 г.

Подготовка и создание необходимых условий для реализации проекта.

3. Oсновной этап 2009-2014

Проведение внутренних школьных фестивалей и конкурсов.

4. Заключительный этап

Подведение итогов по реализации проекта

  • Обработка мониторинговых данных по внедрению проекта, дальнейшие перспективы развития, работа над оформлением проекта

Ожидаемые результаты

После реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:

  • совершенствование форм работы с учащимися и развития творческого потенциала;
  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития творческого потенциала, их самореализации;
  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  • стимулирование мотивации развития способностей;
  • активное участие в конкурсах, конференциях, фестивалях, смотрах различного уровня
  • создание портфолио (видео) лучших выступлений и заслуг воспитанников
  • увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, исполнительской деятельностью;
  • Повышение профессионального уровня исполнительской деятельности учащихся
  • создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявления способных детей (психологический профиль ребенка);
  • разработка методических рекомендаций для работы со способными детьми;
  • создание электронного банка данных
  • апробация эффективности обучения профессионально мотивированных детей фортепианного отделения

Результаты реализации проекта

Можно с уверенностью сказать, что конкурсная деятельность учащихся фортепианного отделения ДШИ развивается год от года и расширяет свои границы.Проект в полной мере соответствует поставленной цели и решает все сопутствующие задачи для достижения главной цели. Объектом проекта стали творчество и развитие творческих способностей учащихся.

Реализация проекта способствовала творческому сближению учащихся, педагогов и родителей. Итогом запланированных мероприятий явилось:

  1. Рост исполнительского уровня учащихся фортепианного отделения не только в сольном исполнительстве, но и в совместном музицировании (номинации Ученик-ученик, Ученик-учитель). Учащихся стали привлекать программы повышенной сложности. Подобные результаты соответствуют выполнению задач ДШИ в реализации учебных программ.
  2. Убежденность преподавателей, что конкурсная деятельность, способствует комплексному развитию музыкальных способностей и творческого потенциала каждого учащегося
  3. Обновление репертуара, поиск новых интересных, современных произведений и интерпретация их.

Участие в концертах и конкурсах различного уровня

Перспективы развития проекта

В связи с актуальностью темы данного проекта, предполагается перспектива его дальнейшего усовершенствования и развития. Для этого потребуется:

1. Продолжать работу с целью развития творческого потенциала учащихся в конкурсной деятельности ДШИ

2. Проводить конкурсы на базе ДШИ

3. Продолжать работу с целью привлечения учащихся к активной конкурсной деятельности

4. Применять в работе инновационные формы

Результаты данного педагогического (творческого) проекта могут быть использованы не только преподавателями Детской школы искусств, но также и субъектами муниципальной и окружной образовательной системы.

Список литературы

  1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: Учебник. В 3-х ч. Ч1 и 2.2-е изд., доп. – М.: Музыка 1988.-415с., нот
  2. Алексеев А. Воспитание музыканта-исполнителя. // Советская музыка, № 2. 1980.
  3. Алиев Ю. “Подросток-музыка-школа” вопросы методики музыкального воспитания детей. Издательство Музыка М-1975
  4. Бискер Л.М Программа “Одаренные дети”// “Завуч”.-2001. -№ 4.с. 39-45
  5. Вопросы музыкальной педагогики, вып.3.-М.: Музыка 1971
  6. Гончарова Н. “Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении” Феникс. Ростов-на Дону 2002.
  7. Золотарева А.В Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.-304 с.
  8. Крюкова В. Детская музыкальная школа в системе дополнительного образования. М. Москва. С-34-48 2007г
  9. Подласный И.П. Педагогика. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 - с 132-137.
  10. Челышева Т. Музыкальная педагогика и музыкальная психология. Сб.: Спутник учителя - М., 1993
  11. Шмит-Шкаловская. О воспитании пианистических навыков
  12. Щапов А. Вопросы фортепианной техники Изд. М.:. 2001г.
  13. Юдовина-Гальперина Т.Б За роялем без слез. - С.Пб., 1996

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №10»

Методическое сообщение на тему:

Концертная деятельность младших школьников как форма повышения мотивации к обучению игре на фортепиано

Подготовила:
Костина Светлана Валерьевна

педагог дополнительного образования

в области музыкального искусства


г.Железногорск 2016

Содержание

1. Введение 2. Мотивы обучения 3. Педагогические принципы формирования мотивации школьников 4. Условия формирования мотивации обучения в классе фортепиано 5. Концертная деятельность 6. Заключение 7. Список литературы

Концертная деятельность школьников как форма повышения мотивации к обучению игре на фортепиано


1. В современной жизни происходит стремительная переоценка ценностей. Изменяются взгляды на десятилетиями существовавшие положения вещей. Особое значение приобретают проблемы, связанные с человеком, его внутренним миром, гармоничным и счастливым существованием.

Как и в любой другой области, начальное музыкальное обучение часто определяет все будущие взаимоотношения человека с музыкой. (слайд3) Кандидат искусствоведения, занимающаяся проблемой начального музыкального обучения, Т.Э. Тютюнникова в своей книге пишет (слайд4) : «Сегодня мы можем говорить о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности - это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворённой счастливой жизни и самореализации как личности. В связи с этим особую актуальность приобретает начальный этап музыкального обучения, у которого высокая миссия открыть каждому свою дорогу к музыке». (слайд5)

Кроме того, понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного и мало обязательного, а как необходимого. (слайд 6)

В наше время творческий человек востребован на любом рабочем месте, поэтому очень важно формировать творческую личность конкретного ребенка, его общие способности и индивидуальность. Именно музыка оказывает сильное воздействие на настроение и поведение, эстетический вкус и психику ребенка. Если же у личности имеются сильные мотивы продвигаться к намеченной цели, положительное отношение к обучению, есть познавательный интерес, то деятельность даёт качественные результаты. (слайд7)

Однако, в литературе, посвященной музыкальному обучению, указывается: «Ситуацию, сложившуюся в области начального музыкального обучения в нашей стране, можно охарактеризовать как кризисную. Об этом свидетельствует целый ряд фактов: снижение мотивации при обучении детей игре на музыкальных инструментах в музыкальных школах, снижение общего интереса родителей к обучению детей музыке». (Слайд8)

Дети XXI века значительно отличаются от предыдущих поколений. Они больше информированы, круг их интересов шире. А учат детей порой по-старому, бесконечно эксплуатируя в основном их память. Поэтому учение становится обременительным для ребенка.

Все эти факты свидетельствуют о возникновении острой необходимости в поиске путей и средств формирования и повышения мотивации обучения младших школьников в классе фортепиано. (слайд 9)

2. МОТИВ - это то, что побуждает человека к действию. Мотивам учения посвящён ряд исследований в отечественной педагогике и психологии – С.Л. Рубинштейн, Д.А. Леонтьев, Л.И. Божович, М.А. Данилов, Г.И. Щукина и др. По их мнению, учение, практическая деятельность учащихся побуждаются не одним, а множеством мотивов. (слайд 10)

Отметим труды отечественных и зарубежных музыкантов, связанных с проблемой мотивации: В.И. Петрушин исследовал мотивацию в обучении школьников, занимающихся музыкой. Д.К. Кирнарская отмечала важную роль мотивации обучения в достижении успеха музыканта.

Первая группа – мотивы, в основе которых лежат общественные цели, чувство долга перед родителями, учителями, товарищами. Большое значение при воспитании этих мотивов играет семья.

Вторая группа – мотивы, имеющие источником стремление к личному успеху. Психологической основой этих мотивов выступает чувство собственного достоинства, радости за успех при завершении деятельности. Формой отчётности при завершении работы над музыкальным произведением является академический концерт, где в полной мере может проявиться эта группа мотивов. Кроме этого почти каждый ребёнок привлекается к концертной деятельности разных уровней – это праздничные и классные концерты, вечера для родителей; а для детей, достигших больших успехов в исполнительской деятельности, – различные конкурсы.

Третья группа – мотивы, проистекающие из познавательных потребностей, стремления к новому, неизвестному. К концу дошкольного и к началу школьного возраста у детей возникает потребность в приобретении новых знаний и умений, которая в полной мере может реализоваться в процессе обучения игре на фортепиано.

Большое значение имеет внутренняя мотивация. (слайд 11) Внутренний мотив возникает тогда, когда все аспекты учебной деятельности связываются с потребностями учащихся. Для этого учитель на начальном этапе работы старается сделать предстоящую деятельность привлекательной для учеников, чтобы каждый из них сам выбрал средства достижения поставленной цели, сам действовал, обеспечивая самоконтроль и самооценку полученного результата. (слайд12) Начиная занятия с самыми маленькими учениками, надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьёзным, что может показаться утомительным или скучным. Для этой цели нужно создать ассоциации со всем, что им привычно и приятно. (слайд13)

Воспитание правильной мотивационной направленности должно сопровождаться воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению. Своеобразие эмоций в младшем школьном возрасте состоит в том, что ученики этого возраста всё-таки отличаются эмоциональной впечатлительностью, непосредственностью проявлений и внешней выраженностью эмоций. Для младшего школьника свойственны необычная широта эмоций и реактивность, лёгкость переключения от одной эмоции к другой.

3. (слайд14) Формирование мотивации обучения младших школьников на занятиях по фортепиано обеспечивается педагогическими принципами активизации учебно-познавательной деятельности, диалогической направленности и безотметочного оценивания.

Огромной силой, побуждающей человека к активности, являются его духовные потребности и интересы.

Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. Очень хорошо об этом написал Ш. А. Амонашвили: «Каждый ребёнок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то интересного, захватывающего, нового. Он должен радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог, который придёт ему на помощь». (слайд15) Интерес-это лучшее побуждение. Если у ребенка возник интерес к фортепиано, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания преподавателя. Вызвать интерес у ребенка возможно применив игровые формы, поскольку игра является ведущей деятельностью младших школьников. (слайд16) В авторской программе Е. В. Козыревой, посвященной формированию положительной мотивации, описан интересный игровой метод с применением игрушек. Для решения проблемы, связанной с воспитанием навыка самостоятельности детям, испытывающим потребность в движении и новых впечатлениях, очень сложно организовать домашние занятия, предполагающие многократное повторение и «отработку» определённых элементов и фрагментов. При создании игровой ситуации на уроках с учащимися младших классов возможно использование игрушек. Ребенок, озвучивая каждого «из учеников», с интересом многократно повторял необходимый фрагмент, чего в обычных условиях добиться достаточно трудно. При неудачном исполнении желание ребенка заниматься не уменьшалось, его активность на уроке также не снижалась. Поскольку плохо сыграл не ребенок, а персонаж, которого ребенок сам определил (наименее привлекательная для него игрушка), при удачном же исполнении указывалась любимая игрушка. Давая им характеристики и объясняя оценки, ребенок осознаёт конкретную задачу, демонстрирует уровень самокритики и рефлексии. Таким образом, данный игровой метод позволяет повысить интерес к занятиям, влиять на организацию самостоятельных занятий, воспитать осознанный подход к пониманию поставленной задачи, с одной стороны, и стимулировать развитие произвольных процессов и рефлексии как профессиональных качеств - с другой. (слайд17) Так происходит переход от игровой деятельности к учебной, с её возрастающей ролью. Творческие задания также способствуют формированию внутренней положительной мотивации учения у всего контингента обучающихся музыке. (слайд18) Регулярно и постепенно повышая требования к детям соответственно их продвижению, педагог мобилизует активность каждого ученика, побуждая его к усилию, необходимому для решения более трудной задачи сравнительно с теми, которыми ему удавалось решить вчера. Они должны ориентироваться на «зону ближайшего развития», (Л.С.Выготский), то есть отвечать возможностям каждого конкретного ребёнка. Чтобы решить более трудную задачу, ученик должен обдумать, сделать усилие и найти пути решения, мобилизовать и отобрать нужные для данного случая знания, умения, навыки и системы действий, которыми он владеет. (слайд 19)

Активность ребенка выступает в разных формах. Примером может служить активность подражательная. Младшие школьники охотно подражают действиям взрослых людей. В классе фортепиано это хорошо проявляется в так называемом « Донотном периоде», где дети повторяют «с рук» лёгкие пьесы, упражнения, незнакомые слова, попевки и даже мимику учителя. Воспроизводя такие действия, дети упражняют свои сенсорно-моторные механизмы, свою наблюдательность, речь, восприятие. (слайд20)

Чрезвычайно важна для развития ребенка исполнительская активность. Именно благодаря исполнительской активности, дети овладевают нужными уже отработанными взрослыми наиболее экономными и результативными способами и приёмами действий.

Формирование мотивации обучения игре на фортепиано носит специфический характер и обеспечивается принципом диалогической направленности во взаимоотношениях преподавателя и учащегося. (слайд 21) Очень важно с первых занятий суметь завоевать симпатию ученика. Масштаб личности учителя определяется мерой его включённости в общечеловеческую культуру, профессиональными знаниями и навыками, мерой человеческого такта в поведении. Часто именно через любовь ученика к учителю приходит и любовь к тому предмету, который он преподаёт. Особенностью талантливых педагогов, добивающихся больших результатов в обучении своих учеников, является то, что они умеют одно и то же знание предлагать учащимся по – разному в зависимости от уровня их подготовки, психологических особенностей, содержания других предметов обучения. Хороший педагог в разработке методов преподавания учитывает не только индивидуальные особенности учащихся, но и свои собственные сильные и слабые стороны. Другой его важной чертой является умение увидеть изучаемое явление не только со своей собственной позиции, но и со стороны учащегося. В звене « Учитель – ученик» ведущее значение приобретают личностные качества учителя, в которых главнейшими оказываются его коммуникативные и организаторские способности.

Мощным средством воздействия на ученика является СЛОВО. Речь педагога должна быть образной и лексически богатой, а также грамотной, лаконичной, ясной и яркой. Надо уметь найти те слова, которые способны определить характер произведения, дать представление об окраске звука, передать эффект при использовании педали и т. д. При этом надо помнить что урок должен быть диалогом. Нужен обмен мыслями, чувствами, соображениями по поводу и в связи с изучаемыми произведениями. Умение говорить о музыке помогает постичь её непростой язык. Натан Перельман замечает: «Одно лишь верно найденное слово- экстракт способно, растворившись, придать желательный характер исполняемому, например: тревожно, ликуя, печально, торжествуя, застенчиво, гордо и т. д.». Меткое слово способно выразить и сущность технического приёма, передать движения, навести на нужные мышечные ощущения. Идущий от удачно найденного выражения посыл даёт подчас больше, чем показ за инструментом. Каждый ученик, изучающий какой – либо музыкальный инструмент, должен обладать в совокупности многими качествами – музыкальным дарованием, умом, характером, а все эти качества находятся в тесной связи и взаимодействии. Следовательно, чтобы помочь музыкальному таланту развиться и достигнуть рассвета, нужно приложить усилия ко всему, что связано с таким развитием. Совокупность качеств требует соответствующей совокупности условий и заботы. Правильное обучение игре на инструменте предполагает целостное отношение к личности ученика как единству упомянутых качеств. При таком отношении образовательный процесс тесно связан с воспитательным.

4. Условием формирования мотивации обучения младших школьников на занятиях по фортепиано является использование методов проблемно-развивающего обучения, групповой и коллективной учебной деятельности. Важным условием формирования положительной мотивации к обучению игре на фортепиано является подбор исполняемого репертуара. Репертуар стоит подбирать с учетом желаний учащегося, но всегда следует помнить, что ни при каких обстоятельствах нельзя идти на поводу у учащегося относительно плохого вкуса и сомнительных музыкальных пристрастий. Поэтому одна из самых важных и самых сложных задач педагога по фортепиано заключается в том, чтобы привить ученикам хороший вкус, чтобы они получали истинное удовольствие от исполняемой музыки. Перед выбором какой-либо пьесы целесообразно неоднократно проиграть музыкальное произведение, рассказать о композиторе и вместе с ребёнком пофантазировать, представить подходящие образы. Больше сказки, больше фантазии. Не уставая будить воображение ребенка, связывая сказку, фантазию с музыкой. Для поддержания разнообразия художественных впечатлений необходима частая репертуарная сменяемость. Она осуществима лишь в том случае, если пьесы доступны, прежде всего, в смысле возможности их восприятия учеником. Поэтому они должны быть небольшими по размерам, образными, доходчивыми и интересными по содержанию, яркими по музыкальному языку, ясными по форме, напевными. (слайд 22) Способствует положительному формированию мотивации к обучению игре на фортепиано ансамблевое музицирование. Коллективная игра увлекает и дает толчок к быстрому разучиванию пьесы. Игра в ансамбле способствует установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста. (слайд 23) Кроме того, что игра в ансамбле даёт много знаний, умений, формирует исполнительские навыки, она ещё приносит детям эмоциональное удовлетворение, радость общения, являясь стимулом для дальнейшего развития ребёнка.

5. Все выше перечисленные принципы и условия формирования мотивации младших школьников в классе фортепиано успешно реализуются в такой форме как концертная деятельность . (слайд 24)

Любой концерт – это одна из возможностей показать себя. Выступления в таком мероприятии заинтересовывают ребят, тем более, если концерт проходит в красочной музыкально - театрализованной, музыкально - поэтической форме.

Каждый человек хочет быть услышанным, увиденным, оцененным и признанным. Именно концертные выступления каждого ученика – это результат напряженного, творческого, ответственного труда. Участие в концертах служат огромным стимулом дальнейшего творческого роста ребенка. Различные свойства натуры исполнителя: воля, интеллект, глубина эмоций, творческая фантазия – все это проявляется в публичных выступлениях.

(слайд 25) Реализуя проекты или просто небольшие концерты на родительских собраниях, образовательный процесс становится интереснее и увлекательнее. Каждый может проявить себя в более близкой и доступной сфере. Учащиеся пробуют свои силы в сольном инструментальном исполнительстве, как концертмейстеры, как ведущие концерта, играют в ансамбле, поют, читают стихи. Подготовка к такому мероприятию сплачивает и объединяет ребят.
Выступающие дети более ответственно относятся к занятиям и репетициям к концерту.
(слайд 26) В течение учебного года большинство обучающихся на музыкальном отделении нашей школы и обладающие разными способностями и трудолюбием, выступают на концертах, ставших традиционными. (слайд 27, 28) «Посвящение в музыканты», « День музыки», «Концерт для Деда Мороза», «Концерт для будущих первоклассников», «Концерт ансамблевой игры» и другие - это богатый, ничем не заменимый, опыт публичных выступлений, это путь к повышению самооценки детей. Это их очень увлекает. (слайд 29, 30) Наша зрительская аудитория – это воспитанники детского сада и школы, сверстники, родители и близкие родственники - это очень доброжелательная и благодарная публика, для которой не важны профессиональные тонкости, для которой их дети всегда самые лучшие. Это очень важно потому, что учащиеся должны видеть и чувствовать, что их музыкальные занятия и творческие достижения нужны не только преподавателю, но и окружающим их близким людям.

6. (слайд 31) Привлечение детей к активной концертной деятельности – одна из приоритетных форм организации работы учащихся, пожалуй, самая действенная мотивация развития музыканта, требующая не только самостоятельного творчества, но и большой дополнительной работы преподавателей. Но этот метод позволяет сохранить контингент учеников и является одним из слагаемых результативности и успешности педагогической деятельности.

Список литературы

    Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Учебные записки ЛГУ им. А.А. Жданова. Вып. 16. Психология. Л., 1959.

    Балашова А. В. Формирование мотивации к обучению игре на фортепиано в ДМШ через развитие творческой активности учащихся. Педагогический вестник.

    Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.

    Воронцов А. Б., Чудинова Е. В. Учебная деятельность. М., 2004.

    Козырева Е. В. Мотивационный аспект начального этапа обучения игре на фортепиано: из опыта дифференцированного подхода. Вестник Костромского государственного университета им. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология, Социокинетика. 2008. Т. 14. №6.

    Козырева Е. В. Дополнительное музыкальное образование: теория, эксперимент, практика. Учебное пособие. – Ярославль, 2005.

    Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. –С-Петербург, 2006.

    Маслоу А. Мотивация и личность.-Москва, 2004.

    Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Москва «Кифара»; 2002. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; 1997.

    Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. –М.: Музыка, 1982.

    Ниязов О методике работы с детьми.-С-Петербург, 2001.

    Петрушин В. И. Музыкальная психология. –М.: Просвещение, 1979.

    Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания, вып.11. – М. –Л.: Известия АПН РСФСР, 1998.

    Шпик И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников. – Начальная школа.- Вып. № 2, 2007.