Конфликтные ситуации в начальной школе. Образовательный портал

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные . Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину , оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.

Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом .

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику . Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия . Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Пример

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз.
  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие .
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности .
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели , способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы , которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное . И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Фото : Екатерина Афанасьичева.

Специфика возникновения, развития и разрешения межличностных конфликтов в начальной школе находится в прямой зависимости от следующих факторов:

Возрастные особенности младшего школьника;

Специфика организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе;

Отношение младших школьников к конфликту, которое включает: понимание термина конфликт, причин возникающих конфликтов, действия в случае возникновения конфликтов.

В этой связи, первоочередной задачей констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы был сделан анализ психолого-педагогической литературы и практики с целью выявления возрастных особенностей младшего школьника, оказывающих влияние на возникновение, развитие и разрешение педагогических конфликтов. Таким образом, были выделены следующие возрастные особенности:

Преобразование социальной ситуации развития (переход от беспечного детства к позиции ученика), изменение привычного образа жизни ребенка, распорядка дня;

Начало формирования отношений с классным коллективом, с учителями, необходимость считаться с мнением других участников-субъектов учебно-воспитательного процесса;

Значительные физические изменения в организме, что ведет к избытку физической энергии;

Нарушение психического равновесия, неустойчивость в волевом отношении, изменчивость настроений, излишняя впечатлительность в силу физиологических изменений организма;

Неустойчивость внимания младшего школьника, так как, во-первых, у него преобладает возбуждение над торможением и, во-вторых, проявляется естественное стремление к подвижности, вследствие чего он не может заниматься одним и тем же видом деятельности продолжительное время, так как быстро наступает утомление, запредельное торможение;

Преобладание впитывающего характера познания, а не запоминание, стремление детей к исследовательской деятельности в силу восприимчивости и впечатлительности, сравнению и анализу окружающих их явлений, выражению своего личного отношения к той или иной ситуации;

Появление новых потребностей и обязанностей: подчиняться требованиям учителя, выполнять домашние задания, овладевать новыми знаниями, умениями, получать хорошую оценку и похвалу учителя, общаться с учениками и учителем, что часто приводит к противоречиям с возможностями и интересами ребенка;

Недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний, если, конечно, не имеют место глубокие потрясения;

Отсутствие житейского опыта конструктивного поведения в случае возникновения конфликтной ситуации, преобладание стиля поведения на интуитивном уровне;

Преобладание игровой деятельности, как одного из средств формирования умений и навыков ребенка при возрастающей роли учебной деятельности .

Рассмотрим основные пути разрешения и профилактики конфликтов, существующие в теоретической и практической литературе. Это необходимо для того, чтобы, во-первых, выявить особенности, которые учителю необходимо знать и учитывать при разрешении и профилактике конфликта, и, во-вторых, определить, насколько существующие пути разрешения и профилактики конфликтов могут быть использованы учителями младших классов в целях формирования опыта корректных взаимоотношений учащихся.

В этой связи мы выделяем три аспекта:

Управление конфликтной ситуацией / конфликтом;

Непосредственно пути разрешения конфликта;

Профилактика конфликтов.

Итак, согласно формуле В.И. Андреева, конфликт это проблема + конфликтная ситуация + участники конфликта + инцидент. Следовательно, чтобы разрешить конфликт необходимо внести изменения в конфликтную ситуацию. Конфликтная ситуация, как известно, перейти в конфликт без инцидента не может, поэтому, изменив ситуацию, предшествующую конфликту, мы можем предупредить конфликт.

Таким образом, если конфликт - это следствие определенной конфликтной ситуации, то прежде всего необходимо провести правильную диагностику конфликтной ситуации, то есть по возможности определить наличие проблемы и потенциальных участников возможного конфликта, их позиции и тип отношений между ними .

По мнению А. Бодалева существует пять основных аспектов диагноза:

1) истоки конфликта, то есть субъективные или объективные переживания сторон, способы «борьбы», события внутри конфликта, противоречие мнений или конфронтация;

2) биография конфликта, то есть его история и фон, на котором он прогрессировал;

3) стороны конфликта, будь то личности или группы;

4) позиция и отношения сторон, формальные и неформальные; их взаимозависимости, их роли, личные отношения и тому подобное;

5) исходное отношение к конфликту - хотят ли стороны решить конфликт сами, каковы их надежды, ожидания, условия .

Следовательно, педагогу в конфликтной ситуации необходимо выявить ее основные структурные элементы, объективно оценить возникшую конфликтную ситуацию, чтобы в случае возникновения конфликта найти правильное конструктивное разрешение конфликтной ситуации, включая и возможные пути предупреждения или погашения конфликта, а, значит, установить такие взаимоотношения в среде, которые будут способствовать выполнению учебно-воспитательных целей и задач. Для того чтобы целенаправленно внести изменения в конфликтную ситуацию необходимо знать основы управления такой ситуацией. Под управлением конфликтной ситуацией мы понимаем меры, направленные на предупреждение инцидента, а, следовательно, не способствующие переходу конфликтной ситуации в собственно конфликт. Универсальных приемов «правильного» управления конфликтной ситуацией не существует, так как стороны добиваются противоположных целей. Но исследователи конфликтов предлагают общую схему действий, направленных на то, чтобы сделать конфликт более рациональным и не допустить перехода конфликтной ситуации в конфликт. Эта схема включает в себя: предотвращение инцидента, подавление конфликта, отсрочка конфликта, разрешение конфликта. Таким образом, при устранении конфликтной ситуации еще не возникший конфликт можно считать разрешенным . По мнению А.Г. Почебут и В.А. Чикер, управление конфликтом предполагает умение поддерживать его значение ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации. Умело управляя конфликтом, можно разрешить его, то есть устранить проблему, вызвавшую данный конфликт. Теория управления предполагает два подхода к управлению конфликтом. (Приложение 1).

Другой отечественный исследователь Т.С. Сулимова выделяет следующие основные модели управления развитием конфликта: игнорирование, соревнование, компромисса, уступки, сотрудничество. (Приложение 2).

Таким образом, проведенный анализ литературы показал, что универсальных приемов «правильного» управления конфликтной ситуацией и конфликтом не существует. Поэтому большинство исследователей конфликта предлагают действия, которые могут превратить конфликт из деструктивного в конструктивный. Общая схема выглядит следующим образом:

Действия, направленные на предотвращение инцидента;

Действия, связанные с подавлением конфликта;

Действия, дающие отсрочку;

Действия ведущие к разрешению конфликта .

Таким образом, разрешение конфликта - это заключительная стадия развития конфликта. Отечественные и зарубежные специалисты предлагают способы разрешения конфликтов в зависимости от различных подходов к изучению их сущности. Исследователь социальных конфликтов Т.С. Сулимова указывает, что конфликты, возникающие между индивидами в группе, разрешаются преимущественно двумя методами: методом принуждения и методом убеждения. Первый метод предполагает осуществление насильственных действий одного субъекта над другим. Второй метод ориентирован, прежде всего, на поиск компромиссов, взаимовыгодных решений. Основным его средством является убедительная аргументация своих предложений, а также знание и учет устремлений другой стороны. Именно поиск возможностей и путей достижения компромисса является одним из основополагающих при использовании данного метода.

Кроме того, возникновение и разрешение конфликта тесно взаимосвязано и с отношением конфликтующих друг к другу и их отношения к предмету конфликта, с нравственной позицией оппонентов. То есть, если конфликт произошел между двумя субъектами учебно-воспитательного процесса, которые до этого находились в доброжелательных или нейтральных отношениях, то стороны сделают все возможное, чтобы быстрее выйти из этого конфликта, конструктивно разрешить его. И, наоборот, если такая ситуация возникла между враждующими сторонами, то конфликт примет затяжную форму, будет усугубляться сторонами.

Разрешение конфликта определяется как процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников конфликта и на этой основе гармонизация их взаимоотношений. Исходя из этого, можно отметить следующие этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций:

1) установить действительных участников конфликтной ситуации;

2) изучить, насколько это возможно, их мотивы, цели, способности, особенности характера;

3) изучить существовавшие ранее до конфликтной ситуации межличностные отношения участников конфликта;

4) определить истинную причину возникновения конфликта;

5) изучить намерения, представления конфликтующих сторон о способах разрешения конфликта;

6) выявить отношение к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении;

7) определить и применить способы разрешения конфликтной ситуации, которые:

а) были бы адекватны характеру его причин;

б) учитывали бы особенности лиц, вовлеченных в конфликт;

в) носили бы конструктивный характер;

г) соответствовали целям улучшения межличностных отношений и способствовали бы развитию коллектива .

Немаловажным условием для успешного конструктивного разрешения конфликта является соблюдение таких условий, как: объективность при рассмотрении, умение рефлексировать в конфликте, сосредоточение внимания на предмете конфликта и на интересах, а не на позициях и личностных особенностях, недопущение преждевременных выводов, взаимная положительная оценка оппонентов, владение партнерским стилем общения. Исследователями конфликтов также выделен ряд критериев, которые помогут педагогу судить о конструктивности или деструктивности разрешения конфликта. Конфликтное поведение связано прежде всего с личностными и ситуативными предпосылками. Личностные предпосылки со стороны учеников это: неумение объективно оценить ситуацию, слабо развитое логическое мышление, склонность к амбиции, завышенная самооценка, несдержанность, вспыльчивость и другие; со стороны учителей: костность педагогического мышления, авторитарность, неумение наладить педагогическое общение, низкая культура, отсутствие педагогического такта и другие. Здесь необходимо особо подчеркнуть, что стиль руководства учителя - демократический, либеральный, авторитарный - также, по моему мнению, является личностной предпосылкой со стороны учителя и оказывает существенное влияние на поведение учителей в конфликте и особенности разрешения ими возникших конфликтных ситуаций .

Таким образом, анализ теории и практики показывает, что поведение отдельной личности в конфликте оказывает решающее влияние на исход конфликта.Исходя из положения о том, что конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить, а также для снижения количества деструктивных межличностных конфликтов, для формирования конструктивного опыта поведения при возникновении межличностного конфликта, наряду с методами управления и разрешения конфликтных ситуаций учителю необходимо владеть и методами по профилактике таких ситуаций в школе. Профилактика межличностного конфликта - это система мероприятий, направленных на предупреждение конфликтной ситуации, способной привести к возникновению межличностных конфликтов.

Конфликты в средней школе отличаются от конфликтов в младшей школе. Это связано с возрастными особенностями учеников. Для младших школьников характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний и свойственна потребность в защите со стороны взрослых.

Общение младшего школьника носит непосредственный эмоциональный характер. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые не стандартные ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в обществе могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения. Находясь в состоянии волнения, ребёнок не может последовательно думать, последовательно и планомерно действовать, контролировать своё поведение. В свою очередь это приводит к возникновению конфликтов.

Поведение младших школьников импульсивно, самоконтроль развит не у всех, и не всегда он способен сдерживать повышенную эмоциональность данного возраста. Межличностные конфликты есть и бывают в младших классах, но вспыхивают и гаснут они легко.

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различать объективные причины и их восприятие индивидами.

Конфликты могут быть разными. В частности:

Конфликты с учителем. Пожалуй, это наиболее сложный вариант конфликта, ведь ребенок изначально в меньшей весовой категории против педагога. Независимо от того, кто прав, а кто виноват (а ведь учитель тоже может быть не прав), все равно ребенок будет под давлением. А если в конфликте изначально виновен ребенок, то, дорогие родители, не спешите тут же принимать меры, публично унижая своего ребенка, попутно еще оскорбляя его. Разберитесь в ситуации, выслушав обе стороны, а вот меры применяйте дома по отношению к нарушителю.

Предвзятость в отношении к ребенку со стороны педагога. Однозначно, родителям нужно будет вмешаться в данном случае. Первоначально стоит мирно поговорить с педагогом, выяснить причину такого отношения к ребенку, словом, проявить деликатность. Кто знает, может быть на этом конфликт будет исчерпан?

Конфликты с одноклассниками. Часто малыш, будучи изначально домашним ребенком, среди сверстников превращается в жертву насмешек. Он может не успевать за коллективом на уроках, его одежда не столь модная, а мобильный телефон не последней модели выпуска. Словом, он не такой, как большинство. И тут очень важно вмешаться, но вмешаться правильно. Стоит поговорить с классным руководителем, попросить пресекать травлю. А вам, как родителям, нужно найти подход к своему ребенку, выстроить такие отношения, чтобы малыш стал более уверенным в себе, понимал, что его любят и всегда помогут. Не стоит все пускать на самотек по принципу: «Сам выплывет». Зачем усугублять стрессовое состояние ребенка, да еще и способствовать формированию комплексов?
Также, причинами конфликтов могут быть и попытки отстоять свое «Я», отвоевать право развиваться по-своему, не так как все. Главная задача родителей – встать на защиту своих детей и помочь им справиться с любыми видами конфликтов. Если же вас вдруг вызвали в школу – не спешите тут же наказывать малыша или начинать выяснять отношения. Сначала выслушайте его, затем педагога и только потом принимайте решение. И снова напоминаю: все воспитательные меры дома, никаких публичных унижений.
Вот как ни странно это прозвучит, но большинство причин конфликтов ребенка в школе формируется в семье. Именно из нее малыш берет свои первые модели для разрешения спорных вопросов и становления себя в коллективе, как личности. Можно в качестве примеров привести несколько жизненных ситуаций.

Ситуация 1. Ребенок в доме подавляется авторитарными родителями. Он уже изначально в конфликте: ему не дают возможность принимать самостоятельные решения, однако при этом требуют выполнения поставленных задач, где нужно таки проявлять ее. От малыша требуется беспрекословное подчинение, выполнение поставленных задач, а если есть замечание – молчаливо выслушивать, не смея возразить. При всем при этом, такой ребенок одет, обут, у него есть все, что нужно, его водят на кружки или в секции. Только вот механизма самозащиты у такого ребенка уже фактически нет – он подавлен «на корню» родителями. Такой ребенок просто обречен на роль жертвы в классе.

Ситуация 2. Она фактически зеркальна той, что описана в первом примере: ребенку разрешено все. Ему все покупается по первому требованию, он ни в чем не знает отказа. В школьном коллективе такому малышу будет сложно найти общий язык со сверстниками. Однако, винить он будет других в таком конфликте, но только не себя. Дети, особенно младшего школьного возраста, решают для себя конфликты достаточно просто: они перестают общаться с неприятными им детьми. Отстраняются и все, а вряд ли к такому привык ребенок из описываемой ситуации. Родителям нужно обязательно принимать меры и менять тактику своего воспитания.

Ситуация 3. Не дают дома – возьму в школе. Речь пойдет о детях, которые дома не дополучают ласку и внимание от родителей. Вечно занятые, уставшие, издерганные родители, которые часто срывают свою неудовлетворенность жизнью на ребенке, сами того не подозревая вгоняют своего малыша в жуткий внутренний конфликт. И как результат: в коллективе это агрессивный, неуравновешенный ребенок, который может и телефон отобрать, и стукнуть одноклассника. Словом, через насилие компенсировать тепло и ласку, а также внимание, которого ему не хватает дома.

Разберем основные конфликтные ситуации подробнее.

Ученик – ученик

Конфликты между детьми, как внутривозрастные, так и межвозрастные – дело обыденное. Учитель в данном случае выступает в роли наблюдателя, он же может помочь в разрешении спорной ситуации. Почему возникают Первая причина возникновения конфликтных ситуаций между учащимися – это возраст. Агрессия в младшей школе – это результат недостаточной социализации. Дети еще не понимают, как поступать по отношению к другим людям, не осознают разницы между «можно» и «нельзя». Конфликты в средней школе – более осознанны. Ученик понимает разницу между добром и злом. Здесь многое зависит от воспитания, авторитета учителя, как наблюдающей стороны. Усложняются и непосредственные причины разногласий. Наряду с обычными детскими обидами появляются борьба за лидерство в группе, борьба между группами, личное соперничество. Один из самых опасных видов конфликтов – социальный. Дети из полных семей часто конфликтуют детьми из неполных. Результатом может быть как неконтролируемая агрессия с любой стороны, так и попытка замкнуться. Очень важно своевременно выявить проблему и разрешить оптимальным способом. Также нередки этнические конфликты, когда в классе обучаются представители различных этнических групп. Подчиненный коллектив постоянно находит поводы для конфронтаций? Узнай об управлении конфликтами на предприятии. Когда уход от конфликта может быть разумным шагом? Читай статью. Пути решения В ряде случаев конфликтная ситуация разрешается внутри группы, без вмешательства посторонних. Однако важно за ней следить, направлять и контролировать: Роль учителя. Грамотный педагог может разрешить конфликт на начальной стадии, исключив его дальнейшее развитие. Одна из профилактических мер – максимальная сплоченность детского коллектива. В школах устраиваются различные мероприятия, конкурсы. При этом важно следить, чтобы не возник межклассовый конфликт. Роль родителя. Однако не всегда педагог в современной школе имеет достаточный авторитет у учеников. Свою роль в разрешении конфликтных ситуаций играют и родители. Способ урегулирования в данном случае зависит от отношений в семье. К примеру, если отношения родителей с детьми натянутые, не стоит разговаривать по душам, родители просто не смогут вызвать ребенка на откровенность. В таком случае лучше подобрать соответствующую историю «из жизни» и изложить в «подходящий момент».

Ученик – учитель

Конфликтная ситуация между учеником и учителем – одна из самых распространенных в школьной среде. Условно такие ситуации можно разделить следующим образом: Конфликты, возникшие в связи с плохой успеваемостью или неуспеваемостью учащегося, а также при выполнении различных внеучебных заданий. Чаще всего он возникает из-за утомления ученика, слишком трудного материала, отсутствия помощи со стороны учителя. Сегодня такие ситуации возникают, в том числе, потому, что учитель предъявляет чрезмерные требования к учащимся и использует отметки по предмету, как средство наказания. Реакция педагога на нарушение учащимся определенных правил поведения в учебном заведении и за его пределами. Чаще всего причина – в неумении педагога оценить сложившуюся ситуацию и правильно проанализировать поведение ученика. Как следствие – неправильные выводы о произошедшем. Ученик с такими выводами не согласен, в результате возникает конфликтная ситуация. Эмоциональные и личностные конфликты. Обычно являются результатом недостаточной квалификации педагога и неверного разрешения прежних предконфликтных ситуаций. Имеют личный характер, нередко длятся годами. Почему возникают Среди общих причин конфликтов можно выделить: Недостаток ответственности педагога за грамотное разрешение конфликтных ситуаций. Различный статус и жизненный опыт участников проблемной ситуации, что определяет их поведение. Невозможность взглянуть на конфликт «со стороны». Одна проблема глазами педагога и ученика видится по-разному. Пути решения Чаще всего конфликт с учителем – результат его неправоты. Ученик только начинает социализироваться, учитель уже прошел определенный путь: Не допускается повышение голоса на учащихся. Это может привести лишь к обострению проблемной ситуации. На любую реакцию со стороны ученика необходимо реагировать спокойно, контролируя эмоции. Нужно тщательно продумывать серьезные психологические разговоры с учениками. Если нужно кого-то наказать, это необходимо сделать максимально корректно, не ставя «на вид». Если источником конфликта является проблемный ученик, его можно дополнительно стимулировать, например, дав важное задание.

Учитель – родитель ученика

Конфликтная ситуация между родителями и учителями – явление относительно новое, но набирающее обороты. Она возникает из-за взаимного недоверия и разного отношения к ребенку. Трудовые споры выходят за рамки приличия? Узнай, как уладить конфликт на работе. Тему конфликта и его морально-нравственной структуры читай в статье. А есть ли польза от конфликта? Читай здесь. Почему возникают Есть два взгляда на проблему: учительский и родительский. С точки зрения родителя, проблема в следующем: Недостаток компетентности преподавателя: неправильно учит, не общается с родителями. Педагог не умеет найти подход. Необоснованное занижение оценок, чрезмерные требования к ученику. Учитель выдвигает свои претензии: Родители не уделяют внимания правильному воспитанию ребенка. Необоснованные требования родителей к учителю, нередко превышающие его служебные обязанности. Непосредственной причиной конфликта может стать что угодно: неосторожное замечание, плохая отметка, агрессия, придирки. Пути решения Пострадавшей стороной в любом случае останется ребенок, потому разрешать конфликтную ситуацию следует быстро. При необходимости привлекается неформальный лидер – в каждом родительском коллективе такой есть. Прежде всего, необходимо признать наличие конфликта и необходимость его разрешения. Обе стороны должны зафиксировать свой взгляд на проблему, полностью сознательно и добровольно. В переговорах участвуют лишь непосредственные участники конфликта плюс «судья», максимально отстраненный человек, который разрабатывает варианты разрешения. Непосредственных путей решения конфликта может быть много. Радикальные варианты – уход учителя или ученика из школы. Менее радикальные пути заключаются в поиске компромиссов. Учитель и родитель должны видеть друг в друге не конкурентов, а соратников и использовать основной принцип семьи и школы – «не навреди». Способы профилактики школьных споров. Во многих случаях предотвратить конфликт поможет правильная диагностика ситуации. Каждому обострению проблемы предшествует предконфликтная ситуация, проработав которую можно избежать агрессии. Один из способов предотвращения конфликтов – наблюдение за учениками, поиск общих интересов, целей. Если ученики будут объединены какой-то целью, многие проблемы попросту снимаются. Другие проблемы (ревность, личные мотивы) решаются индивидуально. В некоторых случаях достаточно просто поговорить, в других – необходима помощь профессионального детского психолога. В любом случае очень важно не упустить момент. Если конфликт вошел в активную стадию, предпринимать меры по его предотвращению бессмысленно.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11

Конфликты в школе являются неотъемлемой составляющей учебного процесса. Сам по себе конфликт между сверстниками не является чем-то из ряда вон выходящим. Такой конфликт заключает в себе возможность личностного роста, поскольку возрастает необходимость учиться отстаивать свою позицию перед одноклассниками, иметь собственную точку зрения по какому-либо вопросу. Часто конфликты в школе носят эпизодический характер, то есть вспыхивают время от времени между всеми учащимися. Ребенок, попав в детский коллектив, должен научиться жить по его законам. Не всегда сразу получается сделать это безболезненно и легко. Что представляют собой школьные конфликты, стоит ли пытаться их избегать?

Причины конфликтов в школе

Как и у всякого явления, у конфликтов в среде одноклассников имеются свои основания. Чаще всего, конфликты возникают между учениками одного класса и базируются на несоответствии характеров, столкновении разных мнений по тому или иному вопросу. Больше всего конфликтов приходится на подростковый период. Возраст тринадцати – шестнадцати лет характеризуется повышенной впечатлительностью, мнительностью и тревожностью. Одно неосторожное слово может спровоцировать развитие конфликта. Молодые люди и девушки в этом возрасте еще не обладают достаточной терпимостью и толерантностью по отношению к окружающим. Они все видят в черно-белых тонах и любому явлению дают собственную оценку. Разрешение таких конфликтов в некоторых случаях требует участия родителей в жизни ребенка. Каковы же основные причины возникновения конфликтов в среде школьников?

Борьба за авторитет

Наиболее частой причиной развития конфликта становится борьба за возможность быть главным среди сверстников. Ребенок, имеющий лидерские качества характера, будет стремиться продемонстрировать окружающим свою силу. Мальчики, чаще всего, доказывают собственное превосходство с помощью физической силы, а девочки учатся изящно манипулировать. В любом случае происходит борьба за авторитет. Подросток всеми силами души пытается быть услышанным и тем самым удовлетворить свою глубинную потребность в признании. Этот процесс нельзя назвать быстрым и спокойным. Иногда проходят годы, прежде чем, вчерашний ребенок поймет, какие методы являются допустимыми, а от каких лучше отказаться.

Обиды и оскорбления

Другой причиной острого конфликта со сверстниками являются множественные обиды и непонимания. Ситуация, когда в классе обижают слабого и беззащитного, сегодня, к сожалению, не редкость. Конфликт, сформированный необходимостью отстаивать свою индивидуальность, приводит к формированию у личности таких качеств как недоверие и замкнутость. Школьный буллинг вреден не только для того, над кем постоянно издеваются, но и для остальных учащихся. Подростки наблюдают картину нелицеприятных агрессивных действий, за которыми часто стоит полная безнаказанность.

Обиды и оскорбления среди учеников одного класса обязательно приводят к выраженному конфликту. Какова бы ни была причина ярких разногласий – она требует обязательного разрешения. Дети не умеют скрывать своих чувств, они хотят разобраться в сложившейся ситуации немедленно. При этом страдает дисциплина, общая атмосфера в коллективе. Учителя жалуются на то, что ученики становятся неуправляемыми и агрессивно настроенными.

Неразделенная симпатия

Немаловажной причиной конфликта в классе становится первая влюбленность. В период пубертата подростки начинают интересоваться сверстниками противоположного пола. Происходит своеобразный сильный скачок в развитии. Юноша или девушка просто не могут продолжать жить по-старому. Они начинают искать дополнительные возможности понравиться, произвести впечатление. Неразделенные чувства могут привести к драматическому исходу: апатии, внутренней опустошенности и нежелании открывать кому-либо глубину своих переживаний. Надо сказать, что в этом возрасте безответная симпатия встречается очень часто. Более того, существует справедливое мнение о том, что однажды в жизни каждый человек испытывал на себе, что значит быть отвергнутым предметом своего обожания.

В период первых ухаживаний многие подростки становятся нервными и раздражительными. Происходит это по той причине, что у них еще имеется мало опыта для построения доверительных отношений. Вместе с тем, каждый молодой человек в возрасте от пятнадцати лет нуждается в близких отношениях, хочет достичь максимального понимания и быть услышанным окружающими. Несоответствие собственных чувств с реальностью приводит к возникновению открытых конфликтов, требующих немедленного разрешения.

Виды конфликтов в школе

Конфликты в школе имеют свою специфику и отличаются различной вовлеченностью взрослого в этот процесс. Степень выраженности может быть сильной или достаточно слабой. Скрытый конфликт часто остается незаметным для окружающих, поскольку его участники долгое время не переходят к активным действиям. Примеры конфликтов показывают, насколько важно действовать при первых же признаках неблагополучия и возникновения психологического дискомфорта у ребенка. Выделяют следующие виды конфликтов в школе.

Конфликт между учениками

Данный вид конфликта характеризуется формированием стойкого непринятия одних лиц другими. Враждующие стороны создают друг другу невыносимые условия существования, участвуют в различных заговорах. Участниками конфликта являются дети и подростки. Неписаным правилом таких конфликтов становится их продолжительность, агрессивность, жестокость по отношению к своим оппонентам. Дети не только не пытаются понять друг друга, но еще и специально усугубляют вражду проявлениями презрительного отношения, демонстрационного неуважения.

Пример: в классе имеется физически слабый мальчик, над которым все подшучивают и издеваются. Другие ученики постоянно провоцируют его на открытую ссору. Конфликт усугубляется с течением времени, но никак не разрешается, потому что юноша не желает отвечать жестокостью на нападки одноклассников. Те ребята, которые принимают его сторону, тоже подвергаются гонениям со стороны лидера и его группы.

Учитель и ученик

Довольно распространенным видом конфликта является непонимание между преподавателем и учащимися. Как часто ученики полагают, что им незаслуженно ставят плохие оценки и мало прилагают стараний для того, чтобы исправить ситуацию! Не действует ни неприятие учителей, ни осуждение одноклассников. Иногда ребенок по каким-то причинам настолько погружается в себя и свой собственный мир, что перестает замечать происходящие вокруг события. Конфликт от этого только затягивается, что не способствует его разрешению. Между тем, не всегда в модели «Учитель – ученик» виноват ребенок. Учитель в любом случае старше и мудрее любого подростка, потому должен постараться устранить конфликт или хотя бы свести его к минимуму. Надо сказать, учителя тоже не всегда внимательны к ученикам. Плохое настроение, домашние проблемы, собственные недомогания – все это откладывает серьезный отпечаток на личность. Многие педагоги страдают тем, что навешивают на ребенка негативные ярлыки и относятся к нему предвзято с первой же промашки, не давая возможности ее исправить.

Пример: девочка, ученица шестого класса не успевает по предмету английского языка. Учитель ставит ей неудовлетворительные оценки. Ребенок в отчаянии пытается исправить ситуацию, но у нее не получается – она слишком запустила предмет из-за длительной болезни. Учитель не хочет вникать в эти подробности, полагая, что ученица должна самостоятельно восполнить пробел.

Учитель и родители ученика

Нередко конфликт происходит между родителями одного из учеников и самим учителем. Родители обвиняют педагога в предвзятом отношении к их ребенку. В этой ситуации страдают все и, в первую очередь, ребенок. У педагога складывается негативное мнение о конкретном ученике, и он невольно обходит его своим вниманием в работе. Ребенок привыкает к тому, что обделен похвалой учителя и в дальнейшем не старается исправить ситуацию. Родители полностью разочаровываются в системе образования.

Пример: родители учащегося второго класса по любому поводу устраивают «разборки» с учителем, спрашивают, откуда у ребенка четверка, почему не пять? Конфликт растет: у ребенка формируется нежелание учиться, поскольку на его глазах родители ведут себя некорректно с педагогом. Учитель начинает искать помощи у завуча и директора.

Разрешение конфликтов в школе

Любые конфликты нуждаются в разрешении. В противном случае напряжение нарастает, а проблемы только увеличиваются. Как можно минимизировать школьные разногласия? В споре каждый уверен в собственной правоте. Между тем, если попытаться понять своего оппонента, можно значительно снизить действие самого конфликта. Все, что нужно сделать – это поставить себя на место противника. Учителям следует попробовать представить, что чувствует ребенок, когда он запустил школьный материал (пусть и по своей вине), а его никто не хочет понять. Родители постоянно ругают за плохую успеваемость. Как может ребенок самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации, если он заранее лишен всяческой поддержки?

Разрешение конфликтов в школе должно начинаться с принятия ответственности за свои поступки и действия. Ученик должен осознавать, что у него существуют обязанности, которые необходимо выполнять. Учителя должны стремиться видеть в детях положительные качества характера, стараться установить контакт с каждым конкретным ребенком, доходчиво и увлекательно излагать изучаемый материал.

Таким образом, тема школьных конфликтов вовсе не нова. С ней хотя бы раз в жизни сталкивался каждый человек. От того, насколько быстро и правильно удается решить значимое разногласие между участниками противоречия, зависит благополучие ребенка, формирование его мироощущения.

В младшем школьном возрасте (от 7 до 11 лет) активно формируются личностные качества ребенка . Для этого возраста характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новую деятельность – учение, которое предъявляет ряд серьезный и качественно новых требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на конструировании и закреплении новой системы отношений к людям и к учению и появлением обязанностей. Оно формирует новые личностные характеристики, индивидуальные особенности, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться социальная направленность личности .

Психологические качества младших школьников отличаются некоторыми особенностями. Прежде всего, они склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения , что может приводить к различного рода конфликтным ситуациям. Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной работы и усидчивости, преодоления трудностей и препятствий.

Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех требований, которые ему предъявляет общество, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо . Младшие школьники очень обладают высоким уровнем эмоциональности. Практически все элементы окружающей действительности и взаимодействие с ними вызывает у младшего школьника эмоциональные переживания . Эмоциональность выражается в их неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах, что также может стать средой для возникновения конфликтных ситуаций. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности, обучается способностью взаимодействовать с социумом.

Конфликтность – это психологическая категория, сложный феномен, который проявляется на разных уровнях взаимодействия и состоит из целого ряда компонентов. Преобладание одного из них определяет вариативность проявления данного феномена. Принципиальный с точки зрения рассмотрения конфликтности личности является момент выявления сформированности конфликтной компетентности. Предполагается, что воспитание доброжелательного отношения к окружающему через формирование конфликтной компетентности является одним из главных факторов становления всесторонне развитой личности. Конфликтная компетентность – это освоение позиции партнерства, сотрудничества на фоне позитивного овладения способами регуляции поведения . Конфликтная компетентность занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности. Она зависит от уровня осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации . В современный период школа уделяет внимание главным образом развитию у ребенка качеств, которые связаны непосредственно с обучением. При этом часто забывается психическая сторона образования, недостаточно внимания уделяется изучению влияния на школьников внешних средовых факторов, а во многом именно от них зависит формирование у детей неконфликтного отношения к жизни.

Все эмоциональные состояния ребенка носят преходящий характер . Но типичные психические состояния встречаются довольно часто и сопровождаются характерными для личности проявлениями. Как бы субъективны ни были эмоциональные состояния, они обусловлены внешним миром, особенностями воздействия окружающих предметов и явлений на человека. Известно, что любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление может быть охарактеризовано как эмоциональное переживание, в котором осознается внутреннее противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне. Особым элементом переживания, окрашивающим состояние личности в данный конкретный момент, является психоэмоциональное напряжение.

Каждое из эмоциональных состояний, переживаемых ребенком, оказывает влияние на возникновение и динамику возникающих конфликтов.

Типы эмоциональных состояний можно выделить следующие:

Эмоционально-стрессовое состояние – эмоциональная реакция человека в ситуациях, вызывающих эмоциональное напряжение. Состояние стресса характеризуется общей мобилизацией всех ресурсов организма для включения комплекса приспособительных реакций, необходимых для совладения с действительностью.

Тревога появляется вследствие наличия незаконченных ситуаций, заблокированной активности ребенка, не дающей возможности разрядить избыточное напряжение. Тревога переживается как состояние внутреннего острого, бессодержательного беспокойства, связываемого в сознании с прогнозированием неудачи, опасности или ожиданием чего-то важного в условиях неопределенности.

Фрустрация – психологическое состояние личности, вызываемое субъективно непреодолимым препятствием; переживание неудачи, предшествующее появлению чувства гнева и проявлению открытой агрессии. Фрустрация часто сопровождается разочарованием, раздражением, тревогой и отчаянием.

Кризис – состояние, которое возникает при появлении противоречий при реализации жизненно важных целей и задач, которое в течение определенного времени является непреодолимым при помощи ранее выработанных методов и способов разрешения проблем, например, кризис 7 лет . Преодолев кризис, ребенок обретает качественно новые формы адаптации к сложным для него ситуациям. Можно выделить следующие виды кризисов: кризисы развития, кризисы случайные и типовые кризисы.

Депрессия – состояние, которое может быть вызвано длительными конфликтами и тяжело переносимыми сложностями в школе в процессе обучения. Депрессия сопровождается пассивным поведением, подавленностью, чувством отчаяния и снижением уровнем самооценки.

Среди потенциальных конфликтогенных педагогических ситуаций М. М. Рыбакова выделяет следующие : ситуации деятельности, ситуации поведения, ситуации отношений. В начальной школе ситуация может принять характер конфликта в зависимости от реакции на учителя; по причине несформированности навыков общения; у детей из неблагополучных семей. У детей младшего школьного возраста часто возникают конфликты поступков, в основе которых лежит потребность в игре, и конфликты деятельности, связанные с невыполнением дисциплинарных и учебных требований.

В общем виде основные типы конфликтов детей в младшем школьном возрасте следующие:

1) конфликты детской зависимости, которые имеют особенность проявляться в снижении темпов психического развития ребенка и, как следствие, снижение роди зоны ближайшего развития;

2) конфликты эмоционального неблагополучия, ярко проявляющиеся вовне и вызывающие стремление к усиленному воздействию;

3) конфликты самооценки, которые возникают по причине неизбежности оценивания деятельности школьника, которую ребенок может воспринимать как личностную оценку;

4) адаптационные конфликты, обусловленные резким переходом к иной деятельности и изменением ближайшего социального окружения;

5) деятельностные конфликты, основанные на проблеме дефицита организованности и недостаточной волевой регуляции поведения;

6) мотивационные, основанные на отсутствии умений выделить, осознать, принять цель действия, отсутствии умений планировать и организовывать деятельность, выстраивать пути достижения цели, контролировать и корректировать действия;

7) конфликты саморегуляции, основанные на отсутствии умений сознательно выбрать мотивы в ситуации нравственного поступка;

8) коммуникативные конфликты, обусловленные становлением собственной системы коммуникативных навыков;

9) поведенческие конфликты, связанные с необходимостью к переходу от импульсивного к произвольному, волевому поведению.

Для профилактики деструктивных конфликтов данного возрастного этапа важно поощрять успехи ребенка, а неудачи обсуждать наедине. Необходимо положительно относиться ко всем детям, в том числе и к имеющим трудности в поведении и обучении, а также к детям с низкой мотивацией обучения. Для развития личности на данном этапе очень важна положительная оценка деятельности ребенка, активизирующая оценочную деятельность самих учащихся и повышающая функции самоконтроля и самооценки. Если ребенок неуспешен, следует внушать ему, что успех обязательно придет, необходимо формировать у ребенка способность воспринимать свое незнание как повод для дальнейшего развития. Главное быть едиными и последовательными в своих действиях, заботиться о разумности и единстве требований.

В России число малокомплектных и малочисленных школ в настоящее время превышает пять тысяч. В них в особых условиях занимаются младшие школьники. Они зачастую учатся в классах-комплектах в одном помещении с одним учителем. У малокомплектной школы есть свои преимущества, которые заключаются в возможности организации тесного взаимодействия в образовательном процессе семьи, школы, в необходимости использовать нетрадиционные подходы, методы, формы и приемы обучения и воспитания.

В центре внимания современного образования стоит личность со своими особенностями и способностями, поэтому необходим индивидуальный подход. Стремление раскрыть потенциал ребенка обязывает учителя искать оптимальные формы и методы обучения и воспитания, которые будут способствовать возмещению упущенного в его развитии и пробуждать в нем интерес к учению, потребность добывать и использовать знания. Необходимо замечать и поощрять даже незначительные достижения детей, учить их рассуждать, чтобы от процесса поиска ответа он испытывал радость, а не растерянность.

Конфликты в педагогической сфере могут быть следующих видов : между педагогом и учащимся, между учащимся и учащимся (межличностные), между личностью и группой, между двумя «противоборствующими» группами (межгрупповой). Для предупреждения и разрешения конфликтов необходимо понимать и проанализировать причины возникновения педагогического конфликта.

Выделены основные причины конфликтов, возникающих в сельской школе, которые обусловлены:

¾ психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, действиями учителя, плохой психологической коммуникацией;

¾ личностным своеобразием членов группы, например, неумение контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивность, некоммуникабельность.

Для педагога также полезно знать, какие черты характера, особенности поведения человека характерны для конфликтной личности. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам могут быть отнесены следующие:

¾

¾ стремление доминировать в любых ситуациях;

¾ психологические особенности человека, идущие вразрез с нормами, убеждениями, существующими в данном учебном коллективе;

¾ определенный набор эмоциональных качеств личности: (тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность).

Специфика конфликтов между учащимися сельской школы в современных условиях определяется внешним построением жизни, той социально-экономической ситуацией, которая сложилась сегодня в сельской местности. Сельская школа является неотъемлемым и важным структурным элементом сельского социума. Взаимоотношения и конфликты в коллективах сельских школ непосредственно являются отражением многих основных противоречий и проблем, которые присутствуют в жизни конкретного села. Так или иначе, школьники знают о многих проблемах жизни села, по-своему переживают их, трансформируют эти проблемы на взаимоотношения со сверстниками и учителями.

Большая часть конфликтов среди учеников возникает из-за претензий на лидерство в различных микрогруппах. Межличностные конфликты могут возникать между устоявшимся лидером и набирающим авторитет лидера членом микрогруппы. Конфликтные ситуации могут возникать при взаимодействии лидеров микрогрупп, каждый из которых может претендовать на признание его авторитета группой в целом . Лидеры могут втягивать в конфликты своих сторонников, расширяя масштабы межличностного конфликта. Конфликтные ситуации между учениками устраняются руководителем группы (класса), который должен найти (иногда вместе с родителями) каждому лидеру свою специфическую сферу лидирования. Случайные межличностные конфликты встречаются между девочками и мальчиками из-за демонстрации личного превосходства, отсутствия сочувствия к другим и отсутствия терпимости по отношению к сверстникам.

Исследование, проведенное под руководством В.И. Журавлева в школах Московской области, позволило выявить некоторые особенности местных конфликтов и связанных с ними явлений во взаимоотношениях учащихся .

Конфликты между учениками возникают в следующих ситуациях:

¾ из-за оскорблений, зависти - 11%;

¾ из-за отсутствия взаимопонимания - 7%;

¾ в связи с борьбой за лидерство - 7%;

¾ из-за противопоставления личности ученика коллективу - 7%;

¾ в связи с общественной работой - 6%.

Основные причины недоброжелательного отношения к сверстникам:

¾ подлость и предательство - 30%;

¾ подхалимство, отличники и любимчики - 27%;

¾ личная обида - 15%;

¾ ложь и высокомерие - 12%;

¾ соперничество между одноклассниками - 9%.

На конфликтность учеников значительное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность. Наличие в классе агрессивных учени­ков повышает вероятность возникновения конфликтов не только с их участием, но и без них - между другими членами коллектива . Мнения школьников о причинах агрессии возникновении конфликтов следующие:

¾ причина агрессии: желание выделиться среди сверстников - 12%;

¾ источник агрессии: бессердечие и жестокость взрослых - 11%;

¾ все зависит от взаимоотношений в классе - 9,5%;

¾ в агрессивности ученика виновата семья - 8%;

¾ агрессивные - дети с психическими отклонениями - 4%;

¾ агрессивность - особенности возрастные, связанные с избытком энергии - 1%;

¾ агрессивность - плохая черта характера - 1%;

¾ в классе были агрессивные ученики - 12%;

¾ в классе не было агрессивных учеников - 34,5%.

Конфликты между учениками в школе возникают, в том числе и из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. При их соблюдении подразумевается снижение до минимума противоречий в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта. Школьники, по их собственному мнению, чаще всего допускают следующие нарушения норм поведения в школе:

¾ курение - 50%;

¾ употребление спиртных напитков - 44%;

¾ грубость, хамство в общении - 31%;

¾ употребление в речи нецензурных выражений - 26,5%;

¾ ложь - 15%;

¾ неуважение учеников друг к другу - 13%;

¾ распущенность в половой жизни - 10%;

¾ мелкие кражи - 10%;

¾ драки-10%;

¾ хулиганство - 10%;

¾ наркомания - 6%;

¾ издевательства над младшими и слабыми - 6%;

¾ азартные игры (на деньги) - 3%.

Среди потенциальных конфликтогенных педагогических ситуаций выделяются следующие: ситуации деятельности, ситуации поведения, ситуации отношений.

Особенности конфликтов между учениками школы определяются, прежде всего, спецификой возрастной психологии детей. На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении. Третьим фактором, воздействующим на конфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация.


ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Самым общим образом конфликт можно определить как предельное обострение противоречий.

Конфликт - пространственно-временная организация активности субъекта, регуляция которой опосредована образом конфликтной ситуации; поведение субъекта, направленное на утверждение своих интересов и ограничение (недопущение реализации) интересов другой стороны.

Конфликт включает внешние действия и внутренние процессы. Конфликтное поведение является фактором, способствующим возникновению конфликта, а в ходе конфликта – частью конфликтного взаимодействия.

Структуру конфликта составляют: стороны конфликта, объект конфликта, его предмет, условия, образ конфликта для каждого из сторон, совершаемые действия и результаты конфликта.

Динамика конфликта протекает в несколько этапов, последовательно сменяющих друг друга.

Первая стадия - конфликтная ситуация.

Вторая стадия – инцидент, завязка конфликта.

Третий этап – эскалация.

Завершение конфликта – предпоследняя стадия.

Последняя стадия – послеконфликтная ситуация.

Общие причины конфликтов:

¾ социально-политические и экономические;

¾ социально-демографические;

¾ социально-психологические;

¾ индивидуально-психологические.

Феномен конфликта имеет несколько признаков классификации – различаются по степени длительности и напряженности, по признаку субъектов, по признаку социальных последствий, по признаку предмета, по признаку источника возникновения, по признаку сталкивающихся ценностей, по источнику возникновения, по эмоциональности, а также по признаку затухания.

Классификация конфликтов позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и помогает оценить возможные пути их разрешения.

Стили поведения в конфликте различают следующие:

¾ стратегия конкуренции;

¾ стратегия избегания;

¾ приспособление;

¾ компромисс;

¾ сотрудничество - наиболее продуктивная стратегия и стиль по­ведения.

Для младших школьников характерны некоторые индивидуально-личностные черты, которые продуцируют возрастными особенностями. В этот период происходит резкая смена ведущей деятельности (от игры к учению) и к ребенку проявляется намного больше требований и ожиданий со стороны мира взрослых, что означает рост уровня ответственности и появление кризиса 7 лет. Протекание данного возрастного периода и его продуктивность особенно зависят от условий и окружения, которые несут в себе множество потенциальных конфликтов, предотвращение и разрешение которых играет решающую роль для полноценного становления здоровой личности ребенка.

Эмоциональные переживания в младшем школьном возрасте имеют особо яркую выраженность и могут оказаться травмирующими, к ним относятся: эмоционально-стрессовое напряжение, депрессия, фрустрация, кризисы и тревога.

Основные причины конфликтов, возникающих в сельской школе, которые обусловлены:

¾ учебно-воспитательным процессом;

¾ психологическими особенностями человеческих взаимоотношений;

¾ личностным своеобразием членов группы.

Черты характера личности ребенка, склонного к конфликтам:

¾ неадекватная самооценка своих возможностей и способностей , которая может быть как завышенной, так и заниженной;

¾ стремление доминировать в любых ситуациях;

¾ психологические особенности , идущие вразрез с нормами, убеждениями, существующими в данном учебном коллективе;

¾ определенный набор эмоциональных качеств личности.

Специфика конфликтов между учащимися сельской школы в современных условиях определяется внешним укладом, социально-экономической ситуацией. Взаимоотношения и конфликты в коллективах сельских школ отражают все основные противоречия и проблемы, которыми сопровождается жизнь в селе. Конфликтные ситуации берут своё начало в области отношений, поведения и в ситуациях деятельности. Учащиеся сельских школ не имеют опыта взаимодействия в конфликтах, поскольку педагогическая работа в отношении них недостаточно конструктивно использована и носит коррекционный характер, а не профилактический. Важно доказать необходимость и целесообразность применения именно профилактических мер, которые снизят уровень агрессивности у детей и сведут к минимуму конфликтное поведение.