Конформисты и нонконформисты. Конформизм и нонконформизм, как взаимосвязанные процессы

Что такое нонконформизм? Не редко Вы слышали это понятие, но не задумывались, что оно означает. Нонконформизм – это отрицание правил и устоев, которые испокон веков есть в той или иной группе, сообществе, обществе и предложение своего собственного видения. Простыми словами, это когда человек не идёт за тем, что диктует ему толпа, не следует её правилам, а выбирает сам свой путь.

Нонконформистов называют в народе ещё «белыми воронами», т.е. те, кто отличается от других. Они не идут за толпой, у них есть свои жизненные принципы, которые они соблюдают, свои взгляды на жизнь. Нонконформизм схож с понятием индивидуальность, можно сказать, что это синоним этого понятия. Однако, часто таких людей не любят, и предпочитают индивидуальности серую массу. Почему так? Всё просто. Мы привыкли к тому, что близко для нас. Мы просто не понимаем нонконформистов с их мировоззрением и непохожестью на других, они отрицают, что близко нам, у них другие идеалы и ценности.

Нонконформисты, своей индивидуальностью и не похожестью на других, часто страдают из-за большинства. «Ты не такой как все», «Будь проще», «Ты что, самый умный?», часто слышат они в свой адрес. Нет, они не самые умные, просто они не такие как все. Их ум критичен, а поведение не шаблонно. И вместо того, чтобы выбрать то, что скажет большинство, нонконформисты выберут для себя другой путь. Они могут показаться смешными, глупыми, могут даже разозлить кого-то, но никогда мы не сможем обвинить их в том, что они как все. Нонконформисты отказываются от большинства правил принятых в обществе, и в каком-то смысле – это их сила, но с другой стороны и слабость, ведь люди не любят тех, кто не похож на них.

Мы часто слышали выражение «один в поле не воин», нонконформисты считают, что это не так. Вместо того, что бы решить какую-то проблему, как решило бы большинство, нонконформисты решают её по-своему . В этом их сила, быть не такими как все, не следовать толпе, а быть индивидуальностью.

Очень часто нонконформистов так же называют оппозиционерами. Они не согласны с тем, что происходит в обществе, они не следуют правилам бездумно, а пытаются бороться с ними. Однако не надо путать нонконформистов с нигилистами, которые отрицают все значимые человеческие и культурные ценности, авторитеты, веру, моральные нормы . Но при этом нигилисты не предлагают взамен другие какие-то нормы, принципы и правила. Нонконформисты же напротив, тому, что уже есть, будь то ценности, авторитеты, нормы, правила, противопоставляют другие, свои собственные видения этих самых правил. Нонконформисты не отрицают того, что есть в обществе, они просто с этим не согласны, у них другое мнение по этому поводу.

Нонконформизм нельзя назвать плохим качеством человека. Ведь если бы не было этого, мы были бы, как стадо овец , которые идут за пастухом. А благодаря нонконформизму, нежеланию примеряться с тем, что есть, предлагая взамен другое, и рождаются личности, которые борются с устоями этого общества и говорят «пора что-то менять». Многие знаменитые люди, учёные, поэты, полководцы, не желали мириться тем, что есть, по сути, были нонконформистами, и именно благодаря им мы живём в современном мире, а не в первобытном строе.

Нонконформистом быть не плохо, но их часто не понимают. Люди привыкли к тому, что есть, и не хотят менять ничего, потому что им так комфортно. Общество боится изменений, это всегда было, и всегда будет. Поэтому тяжело бороться с толпой нонконформистам. Но они борются и их по праву можно назвать Личностями с большой буквы.

Нонконформизм [от лат. non - не, нет и conformis - подобный, сообразный] - готовность, несмотря ни на какие обстоятельства, действовать вопреки мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точку зрения. Вне зависимости от того, что подобное поведение многими исследователями оценивается как принципиально несхожее с конформным, в психологически сущностном плане эта форма личностной активности не просто близка, а, по сути дела, идентична проявлениям конформизма, так как в обоих случаях можно практически с полной уверенностью говорить о зависимости индивида от группового давления, его подчинения большинству. Кажущаяся самостоятельность при проявлении нонконформности не более чем иллюзия. Так как не сама личность принимает решение в ситуации неопределенности, ее реакция на групповое давление все равно является зависимой, несмотря на то, осуществляется активность в логике "-да"- или в логике "-нет"-. Таким образом, термин "-нонконформизм"-, будучи, по сути дела, синонимом термина "-негативизм"-, в сущностно психологическом плане не выступает в качестве антонима понятия "-конформизм"-, а характеризует психологическую реальность, описываемую в социальной психологии в качестве нонконформизма и конформизма, которая является содержательно противоположной тому, что оценивается как проявление социально-психологического феномена самоопределения личности в группе. При этом следует отметить, что, несмотря на то, что в рамках классической экспериментальной формулы С. -Аша, в среднем около 8% испытуемых проявляют склонность к нонконформному поведению, вряд ли есть основания считать, что столь значительное число людей являются теми, кому свойственна нонконформность как устойчивое личностное качество. Скорее имеет смысл считать, что и примерно треть испытуемых, демонстрирующих конформные реакции, и практически каждый десятый из обследуемых, демонстрирующих реакцию нонконформную, не обладают стабильно закрепленной способностью к отстаиванию собственно личностной позиции в условиях экспериментально задаваемого группового давления, а значит, скорее всего, не интегрированы в референтные для них группы высокого социально-психологического уровня развития.

То, что нонконформизм является не противоположностью конформизма, а скорее его оборотной стороной, так сказать, изнанкой, получило частичное подтверждение в модифицированном варианте эксперимента С. -Милгама, направленного на изучение конформизма, и достаточно подробно описанно в статье "-Конформизм"- в настоящей "-Азбуке"-. Общая экспериментальная ситуация и "-легенда"- оставались прежними. Однако подсадные испытуемые, когда начинались протесты "-жертвы"-, не предлагали увеличивать силу тока, а, напротив, один за другим отказывались от дальнейшего участия в данной процедуре. Как и следовало ожидать, большинство наивных испытуемых последовало примеру коллег. Однако 10% испытуемых продолжали выполнять инструкции экспериментатора (повышали напряжение), несмотря на оппозицию двух других участников. При этом, как считает С. -Милграм, "-тот факт, что послушные испытуемые не последовали примеру восставшей группы не означает, что они не чувствовали давления, оказываемого поступком товарищей. Один из послушных испытуемых сказал: &ldquo-Я чувствовал, что выгляжу настоящим чудовищем в глазах этих ребят, продолжая хладнокровно наказывать ученика током. Их реакция была совершенно естественной и, первое, о чем я подумал, так это о том, чтобы последовать их примеру. Но я не сделал этого, и вот почему. Если они вышли из эксперимента - это нормально, но если я сделаю то же самое, на сколько же месяцев растянется эксперимент?&rdquo-

Итак, этот испытуемый ощущал давление группы, но счел, что факт отступничества товарищей накладывает на него особые обязательства перед экспериментатором, что он должен помочь ему довести эксперимент до конца. Другой послушный испытуемый, когда его спросили, почему он нервничал во время эксперимента, ответил: &ldquo-Наверное, это их поступок так повлиял на меня. Когда они отказались продолжать эксперимент, я чуть было не присоединился к ним, но потом мне показалось, что это было бы как-то нелепо: зачем, спрашивается, мне следовать стадному инстинкту? Разумеется, это их право - выйти из эксперимента. Но мне кажется, что они просто не владели собой&rdquo-.

И, наконец, еще один послушный испытуемый высказал откровенно критическое отношение к поступку подставных испытуемых: &ldquo-Я считаю, что они поступили неправильно. Раз уж они согласились участвовать в эксперименте, то должны были идти до конца&rdquo-"- .

Таким образом, двое из трех проинтервьюированных С. -Милграмом испытуемых прямо указывают на групповое давление как основную причину своего нонкомформного поведения. Присутствует данный мотив и в первом интервью, хотя в несколько завуалированной форме.

Еще более отчетливо природа нонконформизма проявилась в ряде экспериментов, поставленных С. -Снайдером и Г. -Фромкиным. В одном из них на первом этапе группе студентов было предложено оценить, насколько 10 их наиболее значимых установок, совпадают с аналогичными установками других студентов. Затем все испытуемые приняли участие в собственно экспериментальном исследовании конформизма. В результате была выявлена закономерность, согласно которой, чем больше участники идентифицировали собственные установки с установками других в ходе опроса, тем сильнее проявлялась у них тенденция к нонконформизму на экспериментальном этапе. Д. -Майерс сидетельствует, что "-в другом эксперименте испытуемые, услышав, что окружающие излагают установки, идентичные их собственным, изменяли свою позицию..."- , т. -е. опять-таки проявляли нонконформизм под влиянием группы. Последний пример особенно показателен именно в силу его радикальности - испытуемые не просто реагировали на групповое давление по принципу "-от противного"-, но изменяли свои собственные установки по той единственной причине, что они разделялись группой.

В данной связи становится понятным, почему в ряде случаев воздействие, построенное по принципу социального доказательства, эксплуатирующего конформность (например, в рамках рекламной или избирательной компании), зачастую приводит к результатам прямо противоположным ожиданиям его инициаторов.

Особенно наглядно проявляется взаимосвязь конформизма и нонконформизма как различных форм проявления одной и той же личностной и социально-психологической реальности на примерах закрытых групп сектантского типа. Для членов таких групп характерна тотальная зависимость от группового давления. При этом внутри данных образований она выражается в крайней конформности, а в других группах членства (семья, школьный класс, производственный коллектив и т. -п.), напротив, носит характер радикального нонконформизма. Причем эта взаимосвязь обыкновенно носит характер прямой линейной зависимости. Психолого-педагогическая практика показывает, что наиболее непримиримую, а часто откровенно вызывающую позицию в классе практически по любому вопросу занимают, как правило, низкостатусные члены неформальных подростковых группировок, внутри которых они, по сути дела, лишены "-права голоса"-. При этом поведение высокостатусных участников таких группировок гораздо более вариативно.

Природа "-связанности"- таких внешне непохожих социально-психологических явлений, как конформизм и нонконформизм, становится более понятной, если рассматривать данную "-связку"-, например, с позиций психосоциального подхода Э. -Эриксона, согласно которому, деструктивное разрешение базисного кризиса второй стадии эпигенетического цикла приводит к формированию у индивида болезненного самоосознавания как антитезы свободной воли и уверенности в себе. Такое самоосознавание направлено на фиксацию "-противоречия между самооценкой, образом &ldquo-я&rdquo- автономной личности и образом &ldquo-самого себя&rdquo- в глазах окружающих"- . В этих условиях конформизм позволяет снизить внутренний дискомфорт, вызванный генерализированными чувствами стыда и сомнения, поскольку "-размывает"- их за счет проективной идентификации с группой.

С другой стороны, как отмечал Э. -Эриксон, "-тотальное разрушение самооценки.., резко контрастирует с нарциссическим и снобистским презрением к мнению других"- . Это касается не только мнения окружающих (не обязательно критического) о личности таких индивидуумов, но любого их мнения по любому вопросу, что и порождает нонконформизм. Таким образом, связка "-конформизм"- - "-нонконформизм"- представляет собой ничто иное, как примитивную форму защиты, позволяющую "-сохранить шаткую уверенность в себе в противовес чувству сомнения и стыда"- индивидам со спутанной идентичностью.

При всей справедливости сказанного было бы некорректно не отметить, что многие видные социальные психологи, в том числе С. -Аш, Р. -Кратчфилд, Д. -Майерс и другие, все-таки склонны рассматривать нонконформизм как альтернативу (в основном позитивную) конформизму. Это становится понятным, если принять во внимание, что, хотя, например, Д. -Майерс и определяет конформизм как "-...изменение поведения или убеждений в результате давления группы..."- , реально он оценивает и собственно конформизм, и нонконформизм в гораздо более широком контексте - в качестве характеристики подверженности личности любому социальному влиянию. Например, к проявлениям нонконформизма Д. -Майерс относит, так называемое, реактивное сопротивление: "-Представьте себе, что кто-то останавливает вас на улице и просит подписать воззвание в защиту чего-то мало вас интересующего. Пока вы колеблетесь, кто-то другой заявляет вам, что &ldquo-следует категорически запретить и распространять, и подписывать подобного рода воззвания&rdquo-. Теория реактивного сопротивления предсказывает, что столь грубые попытки ограничить вашу свободу на самом деле повышают вероятность того, что на бумаге появится ваша подпись"-. Совершенно очевидно, что во-первых, в данном случае речь не идет, строго говоря, о "-давлении группы"-. Но гораздо важнее другое: в данной ситуации неопределенности проявление нонконформизма в отношении социального давления со стороны противника акции означает конформность применительно к требованию подписать воззвание. То есть конформизм и нонконформизм опять-таки выступают в единой "-связке"- как параллельные, по сути дела, формы подчинения внешнему воздействию.

Еще одна причина видимых разночтений связана с тем, что в зарубежной социальной психологии практически не рассматривается такая характеристика автономной личности, как самоопределение.

Все это вместе взятое позволяет утверждать, что указанное противоречие между изложенным в настоящей статье взглядом на психологическую сущность и природу нонконформизма и видением данной проблематики вышеперечисленными авторами, носит не столько содержательный и методологический, сколько терминологический характер.

При этом практическому социальному психологу, работающему с любой группой, важно отдавать себе ясный отчет в том, что конформизм и нонконформизм представляют собой "-две стороны одной медали"-, поскольку внешне "-удобные"-, тихие конформисты оказывают столь же негативное воздействие на групповые процессы, сколь и неуживчивые, конфликтные нонконформисты.

Практический социальный психолог, планируя тренинговую работу с группой и используя в качестве стимулирующего креативность и творческость материала проблемные ситуации, должен располагать исчерпывающей информацией о склонностях конкретных членов общности к конформным и нонконформным реакциям, а также и о личностных особенностях тех, кто способен осуществлять акты подлинного личностного самоопределения в группе.

366 Милграм -С. Эксперимент в социальной психологии. СПб., 2000. С. 234-235.

31Июл

Что такое Конформизм и Нонконформизм

Конформизм – это термин, описывающий акт поведения человека, при котором его действия, мышление и разговоры сознательно или несознательно адаптируются к поведению большой группы людей.

Что такое КОНФОРМИЗМ – определение простыми словами.

Простыми словами, Конформизм – это стремление человека приспособится к обществу и соответствовать установленным в нем критериям нормального общепринятого поведения. Другими словами, можно сказать, что конформизм – это ситуация, когда один конкретный человек старается походить на остальных, действовать как они, разделять их взгляды и убеждения, поддерживать сложившуюся и систему устоявшихся правил поведения.

Почему люди подвержены конформизму.

Подобная тяга к сопричастности и единения с группой присуща практически всем социальным животным, включая людей. По сути, это естественный процесс, так как, все хотят ощущать себя частью чего-то большого и важного. Согласно исследованиям, желание соответствовать группе является либо врожденным, либо развивается в очень раннем возрасте. Так, к примеру, наблюдения показали, что даже дети до двух лет, способны скрывать свои индивидуальные навыки, чтобы лучше вписаться в группу сверстников. В большинстве случаев акты подобной мимикрии происходят бессознательно. Особенно хорошо это заметно, когда в группе сверстников, индивидуумы начинают неосознанно копировать язык тела или фигуры речи, распространенные у большинства.

Помимо биологической предрасположенности людей к конформизму, существуют и более практические социальные факторы подталкивающие или принуждающие человека соответствовать группе. Так, это может быть:

  • Социальное давление. Человек вынужден подстраиваться под общество, даже несмотря на внутренние разногласия. Довольно часто это происходит, когда человек мотивирован получением определенных выгод или когда старается избежать негативных последствий за свою «уникальность».
  • Стремление к социализации. В данном случае человек старается соответствовать тем людям, с которыми он хочет установить хорошие отношения. Само собой, что без соответствия их ожиданиям подобная ситуация невозможна.

Что такое НОНКОНФОРМИЗМ – простыми словами.

Нонконформизм – это стремление человека сохранить и отстаивать свою индивидуальность, не придерживаясь установленных в обществе правил и норм. В большинстве случаев, нонкоформисты более открытые и уверенные в себе люди, не боящиеся нарушать правила и не требующие одобрения со стороны окружающих. Именно такие люди являются настоящими двигателями прогресса, так как они постоянно находятся в поисках различных альтернатив отличных от установленных в обществе.

Особенность, которая отличает его — очень критическое отношение к окружающему миру. Что бы мы с ним не обсуждали, он всегда встаёт на прямо противоположную точку зрения и начинает ревностно её отстаивать. Как антоним, который имеет противоположное значение к слову, мой товарищ всегда против большинства.

Посещая хоккейный матч, я всегда знаю — мой друг будет болеть против фаворита в матче. И чем неотвратимее становиться проигрыш его команды — тем ревностнее он будет её поддерживать.
Если вдруг разговор касается политики — его позиция, это оппозиция. Оппозиция не только к существующей власти, но и ко всем остальным политическим партиям, т.к. он считает, что всё это части одной адской машины, и что все они «одним миром мазаны», и являют собой части одного большого мирового заговора.

Нашу российскую власть он, вообще не жалует, полагая, что президент и премьер являются либо кадровыми агентами спецслужб нашего потенциального противника, или инопланетянами, прилетевшими на землю с целью установления своего господства над Землёй. Так или иначе — их цель скорейшее уничтожение населения и полное завладение всеми основными нашими полезными ресурсами.

Он очень эмоционален, и всегда его опровергающая всё и вся пламенная речь изобилует всяческими оборотами, а если мы находимся в мужском коллективе, то он не брезгует и «крепкими словечками» в адрес своих оппонентов. В любом деле у него имеется своё собственное «особое» мнение, которое является для него единственно правильным, что делает совместную работу с ним весьма затруднительной, если только его роль в мероприятии не является главенствующей.

Переубедить его практически невозможно. Нельзя сказать, что его позиция полностью деструктивна — порой он действительно, вопреки всем, бывает правым. В эти моменты кажется, что это солнце, а не человек. Но по большей части, неудачи постигают его на жизненной тропе, и с завидным постоянством сама жизнь опровергает его умозаключения. И когда достичь той цели, которую он ставил, становится невозможно, мой друг настолько сильно расстраивается, что мне становиться его искренне жаль. Но он никогда не отчаивается и продолжает идти по жизни по своей альтернативной тропе, усеянной залежами неопределённостей и горами интереснейших открытий, которые он совершает, не подозревая о том, что они уже сделаны кем-то до него.

Мне стало интересно, как можно назвать такое отношение к окружающему миру? И покопавшись в Яндексе я понял, мой товарищ — Нонконформист.

Нонконформизм [от лат. non — не, нет и conformis — подобный, сообразный] - готовность, несмотря ни на какие обстоятельства, действовать вопреки мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точку зрения.

Вообще, что называть конформизмом (противоположность нонконформизму, соглашательство с большинством), а что нонконформизмом зависит исключительно от окружения объекта, которого характеризует это определение. Конформизм в одном коллективе может оказаться нонконформизмом в другом — и наоборот. Как алкоголик в среде трезвенников будет нонконформистом, также и трезвенник в группе пьяниц -тоже нонконформист. Всё зависит от среды и количества личностей придерживающихся взглядов, относительно которых высказываются мнения.

Продолжив своё исследование научной литературы, посвящённой вопросу, я обнаружил в ней один интересный психологический факт:"в сущностном плане эта форма личностной активности не просто близка, а, по сути дела, идентична проявлениям конформизма, так как в обоих случаях можно практически с полной уверенностью говорить о зависимости индивида от группового давления, его подчинения большинству", а «Кажущаяся самостоятельность при проявлении нонконформности не более чем иллюзия». Из «Азбуки социального психолога-практика» (Кондратьев М. Ю., Ильин В. А.)

Нонконформистами можно назвать всех учёных и видных деятелей, которые опережали развитие общества, и потому были им отвергнуты. Галилео Галилей, которого инквизиция заставила публично отречься от своих взглядов, Джордано Бруно, которого спалили на костре за не типичные взгляды для своего времени. Они отличались от людей своими выдающимися интеллектуальными способностями, но, не смотря на это, ничего хорошего для них из этих отличий не получилось.

Так как же нужно разумно относиться к тем, кто всегда «не согласен»?

Любой коллектив без них — это всё равно, что блюдо без приправы — вроде масса есть, а вкус не тот. Но и нонконформист, как пряность без основной еды — один, без общества, ценности особой не представляет. Как и везде, крайние проявления, в данном случае, нонконформизма, социально опасны — маньяки и террористы тоже могут быть в какой-то степени причислены к нонконформистам. Общество, конечно, должно с ними бороться, следуя логике самосохранения. Но, если можно так выразиться, «умеренные» нонконформисты, как мой товарищ, необходимы людям как движущая сила мирового прогресса во всех отраслях человеческого знания. И я надеюсь, если он будет проявлять больше настойчивости, он обязательно станет видным политиком или учёным — успех для такой яркой личности вопрос времени и приложенных усилий.

Наша жизнь тесно связана с обществом, его нормами, законами, традициями. И человек не просто социальное существо, как, например, волки или собаки. Он настолько сильно зависит от влияния своих сородичей, что вне социума ребенок не сможет даже стать полноценной . Все человеческие формы поведения – это результат усвоения нами социального опыта, поэтому важную роль играет способность человека подчиняться влиянию социума, или .

Но, с другой стороны, для нас очень важна самоидентификация, сохранение внутренней свободы и своей уникальной личности. Поэтому наряду с конформизмом существует и противоположное социально-психологическое явление – нонконформизм.

Несмотря на то, что слово «конформизм» носит ярко выраженный негативный оттенок, явление это вполне обосновано с точки зрения существования общества. Для собственной безопасности и благополучия человек должен быть частью социума и подстраиваться под его требования, адаптироваться к общепринятым нормам и формальным законам, нравятся они ему или нет.

Но тем не менее всегда находятся несогласные, нонконформисты, которые активно, а нередко и демонстративно сопротивляются влиянию общества. Нонконформизм – это не просто защита своих прав и свобод, а стремление поступать «от противного», всем своим поведением доказывая, что окружающие люди неправы, законы – зло, власть – продажная, традиции – глупость, а дважды два не всегда четыре. Убедить нонконформиста в его неправоте невозможно, так как главный его принцип: все, что бы вы ни говорили, неправильно, лживо и абсурдно.

Иногда его точка зрения бывает верна и даже конструктивна, и он единственный оказывается правым среди многих ошибающихся. Бывает, что общество настолько погрязло в консерватизме, что любое его отрицание – благо. Но происходит это не от стремления нонконформиста к правде, а как бы само по себе. Особенность нонконформиста в том, что он никогда ничего не стремится создавать, он нацелен исключительно на разрушение, на отрицание.

Такие люди кажутся прямой противоположностью конформистов, но это не так. Их объединяет зависимость от общественного мнения. Только конформист безоговорочно соглашается с ним, а нонконформист так же безоговорочно отвергает.

Причины нонконформизма

Любой социум имеет разнородную структуру, поэтому в нем всегда найдутся люди, стремящиеся оказать влияние на более слабых, податливых, конформных личностей. Главная цель таких доминантов – подчинить других членов группы, занять более .

А вот сопротивляющиеся любому влиянию нонконформисты, казалось бы, к этому совсем не стремятся, они вообще предпочитают держаться особняком, презирая социальные нормы, запреты и часто демонстративно игнорируя любые совместные групповые действия. Но, как это ни покажется на первый взгляд странным, поведением этих двух групп управляют схожие психологические механизмы.

Основная причина, которая побуждает одних людей оказывать влияние на других – это стремление самоутвердиться, желание доказать свое право на принятие социально значимых решений. То же стремление к самоутверждению движет и нонконформистами.

Сохранение своей индивидуальности, уникальных личностных черт важно для каждого человека, поэтому нонконформизм в определенной степени присущ практически всем людям. Но некоторые члены общества настолько боятся раствориться в социуме, потеряться в толпе, что в противостоянии социальному влиянию занимают крайнюю позицию, нередко объявляя настоящую войну традициям и общепринятым нормам.

Нельзя считать примером нонконформизма , такие как хиппи, готы, эмо и другие. Они, конечно, противостоят нормам «взрослого» общества, но в то же время их члены очень зависимы от влияния субкультуры и конформны. А нонконформист – это всегда одиночка. Примером такого человека может служить нигилист Евгений Базаров из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». «Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои», – эти слова Базарова – кредо нонконформизма.

Личностные качества нонконформистов

Нонконформизм как свойство личности может иметь разную степень выраженности. Конечно, людей с такой индивидуальной особенностью меньше, чем конформных, иначе общество попросту бы развалилось, но отрицание какого-то одного аспекта социальной действительности не редкость. Например, в обществе книголюбов принято ругать детективы Д. Донцовой, а кто-то с пеной у рта может доказывать, что это лучший образец современной литературы. Любитель классической музыки среди рэперов, отличник в классе с невысокой успеваемостью, ученый, опровергающий общепринятые догмы – все это нонконформисты.

Несмотря на разные проявления негативизма, всех нонконформистов объединяет ряд общих психологических свойств и качеств:

  • высокий (а иногда и неоправданно завышенный) уровень ;
  • ригидность (от лат. rigidus – неподатливость) – устойчивость к любому влиянию и действию внешних обстоятельств, в том числе к принятию новых знаний, оценок, установок;
  • самоуверенность, позволяющая игнорировать мнение окружающих;
  • стремление противопоставить себя обществу, часто проявляющееся демонстративно;
  • желание доказать свою уникальность, оригинальность, не быть «как все»;
  • потребность в самоутверждении.

Как правило, нонконформисты – это сильные личности с , ведь чтобы противостоять обществу, нужно обладать не только упрямством, но и . Как показали исследования, для этой категории людей характерен и склонность к . Среди ученых, писателей, художников, музыкантов нонконформистов больше, чем среди представителей нетворческих профессий.

Нонконформисты – неотъемлемая и нужная часть общества, это те критики, которые способны увидеть ошибки и создать условия для преобразования социальной среды. Именно они двигают вперед науку, развивают искусство и не дают превратиться общественной жизни в социальное болото. Но все же хорошо, что процент нонконформистов в социуме не слишком высок, это обеспечивает его стабильность и устойчивость.