Конформное и девиантное поведение, дезорганизация. Отклоняющееся поведение Объяснение причин девиантного поведения

  • Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер. Как мне кажется это связано с тем что, чем сложнее становится общество, чем больше протекает в нем процессов тем больше у людей появляется возможность проявлять свое отклоняющееся поведение. Поэтому эта проблема стоит в центре внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, и нас обычных людей, членов общества. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества. Работа будет состоять из трех взаимосвязанных частей. В первой я попытаюсь объяснить, что же такое девиантное поведение, найти его корни, рассмотреть различные подходы к изучению девиантного поведения. Во второй коротко рассмотрю основные формы проявления, а в третей обращусь к, пожалуй, самой серьезной проблеме: отклоняющееся поведение среди подростков. А в заключении рассмотрим основные методы профилактики девиантного поведения.
  • 1. Дезорганизация, как и отклоняющееся поведение, с неизбежностью присуща любой социальной системе, так же как и ее основа - социальная организованность и социальные нормы. Не существовало и невозможно существование общества без социальных отклонений и преступности, утверждают социологи. Можешь ли ты привести примеры обществ, не знавших проявлении отклоняющегося поведения или хотя бы такой его крайней формы, как преступность? Следует ли из приведенного тезиса вывод о том, что бороться с отклоняющимся поведением бессмысленно? Аргументируй свой ответ.
  • Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер. Как мне кажется это связано с тем что, чем сложнее становится общество, чем больше протекает в нем процессов тем больше у людей появляется возможность проявлять свое отклоняющееся поведение. Поэтому эта проблема стоит в центре внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, и нас обычных людей, членов общества. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества. Работа будет состоять из трех взаимосвязанных частей. В первой я попытаюсь объяснить, что же такое девиантное поведение, найти его корни, рассмотреть различные подходы к изучению девиантного поведения. Во второй коротко рассмотрю основные формы проявления, а в третей обращусь к, пожалуй, самой серьезной проблеме: отклоняющееся поведение среди подростков. А в заключении рассмотрим основные методы профилактики девиантного поведения.
  • Последствия наркомании для личности и для семьи?

    последствия преступности для семьи?

    примеры социальных норм для норм морали, религиозных норм и политических норм?

    примеры отклоняющегося поведения и санкций для норм морали, религиозных норм, политических норм, обычаев и традиций, правовых норм?

    Оч срочно надо)

  • Последствия наркомании для семьи катострофические, как в принципе и для самой личности. Сама личность со временем становится абсолютно асоциальной. Полностью стираются социальные установки - социальные статусы такие как, профессионал, отец, сын, товарищ и т. д Существование субъекта сводится только к нахождению дозу и к употреблению, как правило при более длительном употреблении в жизни человека уже не существует других потребностей. Семья постоянно живет в стрессе, что само по себе называется созависимостью, то есть вся жизнь семьи со временем становится ориентирована только на жизнь наркозависимого. Как правило семья начинает испытывать серьезные финансовые трудности, так же очень много серьезных заболеваний фиксируется у созависимых родственников наркопотребителей.

  • 1. Поясните, чем опасны и вредны для общества нарушение законов:

    а)молодые люди громко включили музыку ночью во дворе

    б)два подростка угали чужой автомобиль покататся

    в)компание подростков затеяла драку на улице

    2. Куда не обходимо обратиться гражданину, если:

    а)его квартиру залил сосед проживающий этажом выше. Сосед не хочет причинёный ущерб и отказывать разговаривать;

    б)в вашем доме на первом этаже ежедневно собирается молодые люди которые громко разговаривают;

    в)после проводимых митингов территория около дома становится похожа на мусарную свалку

    г)ваш знакомый ударил вас приченив телесные повреждения, более того, угрозы в ваш адрес продолжаются, и причина подобного поведения не ясна

    д)сотрудник милиции проверил ваши документы стал требовать подписать непонятные для вас бумаги.

    И пожалуйста чем быстрей вы мне поможете тем лучше для всех школ.

  • А)Создание конфликтой ситуации с соседями и притом это нарушение в отдыхающее вркемя.

    б)Создание аварийной ситуации.

    в)Нарушение общественного порядка

    2. А)Создание конфликтной ситуации с общественностью и является прямым нарушением против закона.

    б)Тоже является общественным нарушением против морали других людей.

    в)Некомпитентнность со стороны толпы и нанесение вреда т. е к чистоте и порядку.

    г)Серьёзное правонарушение т. к это является преступлением против жизни.

    д)Тоже является правонарушением т. к вы не ознакомлены с докуметатми и это может привести плачевные последствия за которые потом придёться жалеть.

  • Душа толпы. .. Решения, касающиеся общих интересов, принятые собранием даже знаменитых людей в области разных специальностей, мало все-таки отличаются от решений, принятых собранием глупцов, так как и в том и в другом случае соединяются не какие-нибудь выдающиеся качества, а только заурядные, встречающиеся у всех. В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума. <...> Появление этих новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе. Вторая причина - заразительность или зараза - также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление. <...> В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы. Вопросы и задания: 1) 2) 3) 4) Приведите собственные примеры, подтверждающие или опровергающие мнение автора о наличии у толпы свойств, которыми отдельная личность может не обладать. 5) Можно ли утверждать, что в толпе формируется общественное сознание? Общественное мнение?
  • 1) Какие особенности поведения людей проявляются именно в толпе?

    Первое - стадность. То есть - сделал один - повтори за ним. Вторая особенность -отсутствие своего мнения, поддатливость идеям навязанным. Третья особенность - агрессия. Четвертая - управляемость. Пятая - снижение уровня IQ всовокупности в толпе, то есть каждый соображает в толпе меньше, чем соображал бы один.

    2) Какие причины специфического поведения личности в толпе называет автор текста?

    "Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе. Вторая причина - заразительность или зараза - также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление. <...> В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. "

    3) Как вы понимаете сущность этих причин?

    Каждый человек, попадая в толпу, понимает, что он не один, что таких как он -много, и что разобраться со всеми - не выйдет, и сознает свою силу, как силу толпы. Потому он теряет контроль над собой, поддается толпе, - снижается уровень ответственности. Вторая же причина - вследствие обоществления сознания и снижения IQ, каждый индивид в группе становится частью этого эгрегора, потому эгрегор толпы мыслит за него, следовательно, все мнения, все интересы отдельно человека в толпе подавляются волей толпы.

    4. Приведите собственные примеры, подтверждающие или опровергающие мнение автора о наличии у толпы свойств, которыми отдельная личность может не обладать - например, поведение толпы в школе во время собрания линейки. Каждый индивид, попадающий в эту толпу, попадает и под влияния, теряя часть своих черт, и получая черты толпы взамен. Например, порицание над одним из учеников в форме иронии и насмешки вызывает взрыв смеха во всей толпе - в то время как отдельный индивид вполне вероятно, не стал бы смеяться.

    5) Можно ли утверждать, что в толпе формируется общественное сознание? Общественное мнение? - Общественное сознание, нет, но сознание толпы как эгрегор - да. То есть толпа перестает быть собранием людей, толпа становится сама управляющим органом - она диктует свои правила каждому члену толпы, заставляя его повиноваться.

  • Попробуйте ответить на вопросы по тексту. Тому, кто не поленится ответить достанутся баллы не только баллы, но и моя искренная благодарность.

    И все же можно ли сказать: стереотип - это плохо? Очевидно, в некоторых случаях это утверждение справедливо. Знакомясь, мы анализируем стереотипные утверждения собеседника, относя его к той или иной категории людей. Стереотипизация становится опасной, когда типу людей приписываются отрицательные свойства. Расизм, секс, классовая или социальная ненависть - это продукция стереотипизации. Утверждения, что все интеллигенты мягкотелые, а все администраторы умеют руководить, отражают поверхностные обобщения, а создание негативных, социально за-догматизированных стереотипов привело к трагедии крестьянства в 30-х годах и неприязни к интеллигенции в 60-х. Предвзятость, предрассудки, суждения со своей колокольни не только в личных отношениях между людьми, но и в науке приводят к непониманию, недоумению и раздору. Вместе с тем существует множество «полезных» стереотипов, особенно в сферах, связанных с различной профессиональной деятельностью. В трактате «Суждения о разном» китайский мыслитель VIII в. Хань Юй указывал на необходимость отличать представления профессионалов от «обычных» стереотипов: «Для того, кто знает толк в медицине, не важно - дороден человек или худ. Для него важно, как пульсирует кровь: не дает ли она перебоев. Для того, кто знает толк в управлении, не важно - нависла угроза над страной или страна в безопасности. Для него важно - в порядке или беспорядке законы, нет ли хаоса в учреждениях. ..» Одними из первых, очевидно, заметили действенную силу стереотипов и использовали их в качестве мощных регуляторов поведения древние идеологи - шаманы. Конструируя процесс ритуала, шаман практически всегда мог получить именно тот результат, который, по его мнению, был наиболее выгоден в данной ситуации. Зрители же - а среди них часто были и очень авторитетные люди - подчинялись эффекту колдовства. Перекладывая таким образом ответственность на другого, осуществляющего свои магические действия, они с облегчением принимали предложенное им объяснение. Мы надеемся, что помогли читателю утвердиться в мыслях о том, что: стереотипы - это такой же факт человеческого существования, как прическа, походка, скорость мышления и речи; стереотипы нужно стремиться понять, общаясь как с другими, так и с самим собой; понятие «хороший-плохой» ничего не говорит о сущности того или иного стереотипа и неприменимо к его оценке.

    Вопросы и задания. 1) Есть ли аргументы, которые вы бы оспорили? Чем они вам кажутся неубедительными? 2) Какая информация, приведенная в документе, представляется вам наиболее значимой для раскрытия темы? 3) Какой информации вам недостает для ответа на вопрос о пользе или вреде стереотипов?

  • 1. Пример: выпивает человек, при этом не нанося никому вреда (пьет в одиночку)

    2. Об-ву - в состоянии алкогольного опьянения случаются несчастные случаи, прием наркотич. в-в: на это нужны деньги, и наркоманы грабят, воруют. А ущерб для личности - он просто в пустую гробит свою жизнь

    3. Причины распространения сидят в истории: эпоха Горбачева. как он не боролся с алкоголем, так на его смену пришла наркомания. в общем, причина: политика гос-ва.

  • Представь, что среди твоих друзей появилась «мода» на употребление так называемых легких наркотиков. При этом приобщившиеся уверенно заявляют, что это дает незабываемые ощущения и не вызывает привыкания. Спрогнозируй свою линию поведения в этой ситуации. Что для тебя имело бы я данном случае решающее значение: 1) желание не «выпасть» из группы друзей; 2) продемонстрировать свою солидарность с ними; 3) убеждение в колоссальном вреде всех наркотиков: 4) опасение того, что об этом узнают родители?
  • Конечно же номер 3. Я бы всеми способами пытался заверить их, что наркотики хоть какие, легкие, не легкие, ВСЕ РАВНО НАРКОТИКИ! И вызывают привыкание! Ну и конечно, если об этом узнают их родители, им очень не поздоровится. .. Ну и пусть сами думают головой то!

    среди моих друзей есть определенный контингент, который курит.

    и также уверенно заявляет, что это дает незабываемые ощущения и не вызывает привыкания. но я некоторое время наблюдала за ними. синяя кожа, руки немного трясутся…в общем, не самое приятное зрелище…эта ситуация аналогична ситуации про наркотики, поэтому для меня решающее значени имели бы два фактора.

    1) Убеждение во вреде наркотиков и сигарет.

    2) Желание не «выпасть» из группы друзей, так как они очень хорошие люди, и я не обращаю внимание на то, что они курят.

    Совесть - понятие собирательное, включающее наши моральные и социальные принципы и нравы. Не стоит пренебрегать ей. Формирование, сохранение и пополнение этого дара полностью зависит от самих нас!
    В своём жизненном опыте я не раз подтвердил для себя, что совесть - лучший регулятор моего поведения.

  • 1. Дезорганизация, как и отклоняющееся поведение, с неизбежностью присуща любой социальной системе, так же как и ее основа - социальная организованность и социальные нормы. Не существовало и невозможно существование общества без социальных отклонений и преступности, утверждают социологи. Можешь ли ты привести примеры обществ, не знавших проявлении отклоняющегося поведения или хотя бы такой его крайней формы, как преступность? Следует ли из приведенного тезиса вывод о том, что бороться с отклоняющимся поведением бессмысленно? Аргументируй свой ответ.

    1 ответ:

    Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер. Как мне кажется это связано с тем что, чем сложнее становится общество, чем больше протекает в нем процессов тем больше у людей появляется возможность проявлять свое отклоняющееся поведение. Поэтому эта проблема стоит в центре внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, и нас обычных людей, членов общества.Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества. Работа будет состоять из трех взаимосвязанных частей. В первой я попытаюсь объяснить, что же такое девиантное поведение, найти его корни, рассмотреть различные подходы к изучению девиантного поведения. Во второй коротко рассмотрю основные формы проявления, а в третей обращусь к, пожалуй, самой серьезной проблеме: отклоняющееся поведение среди подростков. А в заключении рассмотрим основные методы профилактики девиантного поведения.

    Смотрите также:

    • ПОМОГИТЕ РЕШИТЬ ТЕСТ 13. Характерной чертой индустриального общества является: А) широкое использование внеэкономического прину
    • Взрослые могут многое рассказать о своей предпринимательской деятельности, но в школьные годы главная деятельность - это учёба.
    • В стране Z правительство осуществляет помощь малому бизнесу. непосредственным следствием этого может быть: 1) снижение потребите
    • попробуйте изобразить отдельные части человеческого лица. Легко ли они распознаються,если мы соотносим их с целым-лицом? Какую м

    Подробное решение Параграф § 16 по обществознанию для учащихся 8 класса, авторов Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. 2016

    Вопрос 1. Что такое социальные нормы? Как они регулируют общественные отношения? Как осуществляется социальный контроль? Какую роль в нём играют санкции?

    Социальные нормы - общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

    Для того чтобы социальные нормы оказывали реальное влияние на поведение человека, ему необходимо: знать нормы, желать следовать им, выполнять предписанные ими действия.

    Соблюдение членами общества социальных норм необходимо для сохранения стабильности в обществе. В этом отношении социальные нормы так же важны, как правила дорожного движения для организации передвижения транспорта. Если водители не будут соблюдать основные правила, например будут ехать по встречной полосе или сядут за руль в состоянии алкогольного опьянения, то движение по дорогам станет невозможным или чрезвычайно опасным.

    Социальный контроль - механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

    Санкция - элемент правовой нормы, в котором устанавливаются неблагоприятные последствия несоблюдения требований, предусмотренных этой нормой.

    Вопрос 2. Есть ли ситуации, когда приходится отступить от существующих норм? Какие вредные привычки угрожают сегодня здоровью и полноценной жизни молодых?

    Такие ситуации есть. Вредные привычки: наркозависимость, распитие алкоголя, курение и т.д.

    Вопрос 3. Какова связь между понятиями «социальные нормы» и «отклоняющееся поведение»?

    Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).

    Вы знаете, что в обществе существуют общепринятые нормы и система социального контроля, призванная регулировать поведение людей в соответствии с этими нормами. Вместе с тем нередки ситуации, при которых поведение людей не согласуется с нормами. Такое поведение называется отклоняющимся.

    Вопрос 4. Какие разновидности отклоняющегося поведения выделяют социологи?

    Из всего многообразия форм отклоняющегося поведения социологи выделяют отдельные группы. Во-первых, можно рассматривать такое поведение на уровне отдельной личности (подросток стал заядлым курильщиком), в рамках межличностных отношений в малых социальных группах (пьющие родители перестали заботиться о малолетних детях), на уровне государства (за предоставление необходимого документа чиновник вымогает взятку). Во-вторых, среди форм отклоняющегося поведения нередко выделяют те, которые нарушают правовые нормы, влекут за собой правовую ответственность. Самые серьёзные из них - преступления.

    Но главное, что чаще всего используют для различения форм и проявлений отклоняющегося поведения, - это последствия, к которым оно ведёт.

    Вопрос 5. Что может служить иллюстрацией позитивного отклоняющегося поведения?

    Есть такие формы, которые не создают неудобств окружающим, не подрывают стабильность общества. Например, супружеская пара, уединённо проживающая в загородном доме, всё своё свободное время уделяет уходу за размещёнными в доме дикими животными, привезёнными из разных стран. Такое поведение мы называем чудачеством.

    Бывает, что отклоняющееся поведение связано с максимальной концентрацией человека на решении какой-то задачи, на служении определённой идее. Так, глубоко верующий человек уединяется в скит, в пещеру, начинает вести аскетическую жизнь, лишённую каких бы то ни было плотских удовольствий и комфорта. Такая жизнь, по его глубокому убеждению, позволяет ему быть ближе к Богу, очиститься духовно. Обратимся к другому примеру. Гениальный математик целиком поглощён сложной задачей. Он мало внимания обращает на свой внешний облик, правила этикета: приходит на учёное собрание в потрёпанной одежде, часто не отвечает на приветствия коллег. В своей повседневной жизни он старается все усилия свести к минимуму и действовать раз и навсегда в установленном порядке: ходит за продуктами в один и тот же ближайший магазин, не смотрит телевизор, не подходит к телефону. Подобное поведение тоже можно отнести к отклоняющемуся. Однако вряд ли оно заслуживает осуждения окружающих. Результатом его могут стать духовные прорывы, научные открытия - всё то, что обогащает человечество.

    Вопрос 6. В чём выражается негативное отклоняющееся поведение?

    Жизнь и деятельность профессиональных революционеров можно также рассматривать как проявления отклоняющегося поведения. Часто аскетичные в быту, нередко лишённые семьи, они бросают вызов законам и правилам существующего общества: призывают к акциям протеста, создают нелегальные группы и т. п.

    И всё-таки во многих случаях отклоняющееся поведение ведёт к нежелательным как для личности, так и для общества последствиям. Среди наиболее опасных форм - алкоголизм и наркомания.

    Вопрос 7. Какой ущерб наносит личности и обществу неумеренное употребление спиртного и приём наркотических веществ?

    Алкоголизм разрушающим образом действует на личность пьющего. В организме человека нет ни одного органа, который бы не поражался в результате частого употребления спиртных напитков. Прежде всего алкоголь поражает нервную систему человека, разрушает клетки головного мозга, изменяет психику (утрачивается способность к анализу, нарушается речь, возникают провалы в памяти). После длительной хронической алкогольной интоксикации человек приходит к абсолютной бездеятельности. Он слабо воспринимает окружающую действительность и начинает вести «растительный» образ жизни.

    У людей, попавших в стойкую алкогольную зависимость, под влиянием спиртного снимаются многие моральные запреты, высвобождаются низшие инстинкты, появляется ощущение вседозволенности, многие превращаются для своих близких в деспотов. Человек уже не заботится о качестве проделанной работы, не думает о семейных проблемах. Всё, что раньше считалось важным, уходит на второй план. Неудивительно, что все нормальные социальные связи в этих случаях рвутся: распадается семья, утрачивается работа, уходят друзья, остаётся только компания собутыльников. Нередко такое состояние называют социальной смертью.

    Приём наркотиков, так же как и злоупотребление спиртным, вызывает привыкание, порождает психическую зависимость. Только происходит это всё значительно быстрее: психическая зависимость может сформироваться от нескольких приёмов наркотика.

    Вслед за психической приходит и физическая зависимость: в случае прекращения приёма препарата человек начинает испытывать страшные физические страдания (ломку). Это заставляет снова и снова искать «дурь». При этом особенно быстро разрушается здоровье подростков, попавших в наркотическую зависимость, поскольку в молодом организме все процессы - обмен веществ, кровоток - протекают гораздо интенсивнее, чем у взрослого человека.

    Таким образом, алкоголизм и наркомания крайне пагубно влияют на приобщившегося к спиртному или наркотикам человека, в итоге разрушая его личность. Огромные страдания выпадают на долю близких людей: переживания и преждевременная смерть родителей, брошенные (при этом часто уже с самого рождения неполноценные) дети.

    Приобретая массовый характер, эти формы отклоняющегося поведения наносят удар и по обществу в целом: значительное число прежде всего молодых членов общества «выпадает» из нормальной социальной жизни. Они не способны полноценно реализовывать себя в семейной жизни, учёбе, профессиональной деятельности.

    Общество становится более криминальным. Известно, что множество преступлений совершается людьми именно в состоянии алкогольного опьянения, пьяные становятся причиной большинства дорожно-транспортных происшествий. Наркоманы ещё более недружны с законом: в поисках средств на приобретение наркотика они идут на воровство, грабёж, совершают другие тяжкие преступления. Распространение в обществе алкоголизма и наркомании ведёт к росту числа производственных травм, снижению эффективности производства и в конечном счёте к большим экономическим потерям.

    Вопрос 8. Каковы основные причины распространения алкоголизма и наркомании?

    Причины отклоняющегося негативного поведения ищут и учёные. Психологи выделяют, в частности, такой мотив, как нежелание отставать от других, стремление войти в привлекательную в глазах подростка группу. Поэтому многие выкуривают первую сигарету, выпивают первую стопку, что называется, за компанию.

    Социологи обращают внимание на социальные факторы, формирующие отклоняющееся поведение. Одни из них связаны с семьёй, другие - с состоянием общества в целом. Исследования показали, что большинство молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях, где отсутствовали сплочённость (скандалы,

    склоки были частым явлением), взаимная привязанность либо проявлялась чрезмерная суровость родителей (чаще всего отца).

    Если говорить об обществе в целом, то в нём, как отметили учёные, бывают особые периоды резких и глубоких перемен, когда регулирующая роль норм ослабевает. Реальность так меняется, что перестаёт соответствовать сложившимся ранее ценностям и правилам. Иными словами, многие прежние ценности теряют значение и привлекательность, а вновь нарождающиеся предпочтения нередко конфликтуют с традиционными представлениями. В этих условиях случаев отклоняющегося поведения становится больше, и всё чаще проявляется оно в крайне негативных формах: преступности, пьянстве, наркомании, проституции.

    Ещё одним объяснением отклоняющегося поведения может служить, по мнению социологов, возникающий в обществе разрыв между провозглашаемыми целями и доступными способами их осуществления. Поясним эту мысль. Допустим, человек стремится к достижению материального благополучия, к росту своего благосостояния. Но достичь этой цели социально одобряемыми средствами - с помощью образования, способностей - не получается. В этом случае он может прибегнуть к совершенно другим способам: воровству, взяточничеству, подлогам и т. п.

    Вопрос 9. Дезорганизация, как и отклоняющееся поведение, с неизбежностью присуща любой социальной системе, так же как и её основа - социальная организованность и социальные нормы. Не существовало и невозможно существование общества без социальных отклонений и преступности, утверждают социологи.

    Можешь ли ты привести примеры обществ, не знавших проявлений отклоняющегося поведения или хотя бы такой его крайней формы, как преступность? Следует ли из приведённого тезиса вывод о том, что бороться с отклоняющимся поведением бессмысленно? Аргументируй свой ответ.

    Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер. Как мне кажется это связано с тем что, чем сложнее становится общество, чем больше протекает в нем процессов тем больше у людей появляется возможность проявлять свое отклоняющееся поведение. Поэтому эта проблема стоит в центре внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, и нас обычных людей, членов общества. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

    Вопрос 10. «Какая счастливая перемена произошла бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком, опиумом», - писал Л. Н. Толстой. Попытайся конкретизировать слова великого писателя. Что и как изменилось бы к лучшему, если бы исчезли эти пагубные пристрастия?

    Жизнь людей бы изменилась к лучшему, т.к. у людей было бы все хорошо со здоровьем, рождались здоровые дети, люди не совершали бы ужасных ошибок как сейчас.

    Вопрос 11. В XIX и XX вв. благодаря успехам химии и фармакологии были созданы многие получившие вскоре распространение наркотические вещества: героин, морфий и др. Можно ли обвинять науку в распространении в обществе наркомании? Обоснуй свой вывод.

    Нет, потому что тогда это не считали наркотиком, иногда даже применяли в медицине.

    Вопрос 12. Представь, что среди твоих друзей появилась «мода» на употребление так называемых лёгких наркотиков. При этом приобщившиеся уверенно заявляют, что это даёт незабываемые ощущения и не вызывает привыкания. Спрогнозируй свою линию поведения в этой ситуации. Что для тебя имело бы в данном случае решающее значение: 1) желание не выпасть из группы друзей; 2) демонстрация своей солидарности с ними; 3) убеждение в колоссальном вреде всех наркотиков; 4) опасение того, что об этом узнают родители?

    3) убеждение в колоссальном вреде всех наркотиков; 4) опасение того, что об этом узнают родители; 1) желание не выпасть из группы друзей; 2) демонстрация своей солидарности с ними.

    Введение 3
    1 Понятие отклоняющегося поведения 4
    1.1 Девиация: негативная и позитивная направленность 4
    1.2 Противоречивость в понимании социального отклонения 6
    2 Теории отклоняющегося поведения 9
    2.1 Биологическая теория 9
    2.2 Психологические теории 10
    2.3 Социологические теории 11
    3 Правонарушения и преступность 12
    4 Модернизация, стабильность и политическое насилие 13
    Заключение 15
    Список использованных источников 16

    Фрагмент работы для ознакомления

    Введение
    Если условием существования любого социального образования, складывающегося в результате взаимодействия его членов, является его упорядоченность, т. е. хотя бы относительная стабильность такого взаимодействия, его организованность, то неизбежной характеристикой любой социальной системы является также проявление элементов социальной дезорганизации. Дезорганизация социальной системы проявляется в появлении типов поведения, содержание которых отклоняется от социальных норм, характеризующих систему в целом. Дезорганизация, как и отклоняющееся поведение, с неизбежностью присуща любой социальной системе, так же как и ее основа социальная организованность и социальные нормы.
    Отклоняющееся поведение всегда (хотя и в разной мере) присутствует повсюду, где действуют социальные нормы. Это могут быть нормы поведения морального, этического, эстетического характера. Алкоголизм, наркомания, проституция примеры типов поведения, относящихся к видам социальных отклонений в рамках принятых систем социальных оценок. Определенные типы отклоняющегося поведения расцениваются государством в качестве правонарушений, преступлений. Не существовало и невозможно существование общества без социальных отклонений и преступности. Более того, в любой социальной системе, в обществе любого типа социальные отклонения (преступность в том числе) выполняют определенную социальную функцию. Это функция обеспечить возможность возникновения отклонений от среднего, «нормального» типа, сохранить необходимый уровень открытости социальной системы к неизбежным переменам.
    1 Понятие отклоняющегося поведения
    1.1 Девиация: негативная и позитивная направленность
    Проведенный в предшествующих главах анализ проблем личности, ее социализации и образа жизни позволил увидеть, что индивид далеко не всегда конформен по отношению к обществу и принятым в нем нормам. Часто его установки и модели поведения не соответствуют ни социальным и культурным целям, ни институционализированным средствам, существующим в обществе. Такое поведение принято называть отклоняющимся или девиантным (от лат. deviatio отклонение). Поэтому в самом общем виде под отклоняющимся поведением будем понимать поступки и действия людей (девиантов нарушителей, делинквентов правонарушителей), вступающие в противоречие с утвердившимися в данном обществе нормами и правилами поведения.
    Сложился стереотип, в соответствии с которым к девиантам субъектам отклоняющегося поведения относят людей, представляющих общественную опасность, некую угрозу стабильности и социальному порядку. Это не совсем так, точнее, совсем не так. Конечно, социальные отклонения могут проявляться в различных формах, в том числе и в форме преступности, наркомании, алкоголизма. Однако к девиантам с таким же успехом следует относить политических радикалов, художников-новаторов, выдающихся ученых, великих полководцев и государственных деятелей. Их поведение тоже отклоняющееся.
    Отечественный исследователь Я.И. Гилинский различает негативное отклоняющееся поведение, наносящее обществу ущерб и препятствующее социальному развитию, и позитивные отклонения, к которым он относит различные формы социального творчества (научного, технического, художественного и др.). В последних новаторство неразрывно связано с преодолением, нарушением существующих норм, типов деятельности.
    Проблема заключается не просто в отклонении поведения от существующих норм, а в отношении общества к нему. В этом плане отклонение; может быть социально одобряемым либо осуждаемым. Конечно, люди, обладающие особыми способностями, талантами, благодаря которым они могут возвыситься над другими, и живущие «не так, как все», не должны Становиться объектом общественного осуждения либо порицания (если они, естественно, не допускают существенных отклонений от нравственных либо правовых норм). Совсем другое дело отношение к нарушениям морального и особенно правового характера, которое не может не быть социально осуждающим.
    1.2 Противоречивость в понимании социального отклонения
    Здесь необходимо привести еще одну интерпретацию отклоняющегося поведения (характерную преимущественно для западной социологии): девиантность определяется как соответствие (или несоответствие) действий социальным ожиданиям. В этом случае часто бывает трудно определить, что является девиацией, а что нет. Скажем, убийство это девиантное поведение? На первый взгляд вопрос звучит риторически. Однако если выясняется, что убийство совершено в целях самообороны или в ходе ведения военных действий, то ответ уже не кажется столь очевидным. Более того, убивший в такой ситуации может считаться героем и быть оправданным не только по закону, но и по «морали». Другими словами, его поведение окажется социально одобренным.
    Приведенные суждения свидетельствуют о том, что характеристика девиантного поведения связана с неопределенностью социальных ожиданий. Вопрос часто сводится к тому, что считать отклонением. Будет ли им, к примеру, сквернословие, использование мата (которое, к сожалению, «заполонило» нашу повседневную лексику и нет-нет да и прорывается в печать и на телевидение)? С точки зрения общепринятых норм, да. Более того, примененное по отношению к конкретному человеку, оно может рассматриваться, как его оскорбление и быть обжаловано в установленном порядке. Но есть определенные группы людей (скажем, заключенные в исправительно-трудовом учреждении), в которых использование в разговоре нецензурных слов и выражений является обычным, т.е.соответствующим тем нормам, которые приняты в данной группе. Скорее неупотребление человеком, попавшим в эту среду, «непечатных» выражений будет считаться в ней проявлением отклоняющегося поведения. Подобных примеров неопределенности в понимании отклоняющегося поведения можно приводить достаточно много. Они свидетельствуют о том, что его определение в известной мере проблема конвенции, договоренности, согласия между людьми.
    Однако нельзя сводить все понимание девиаций только к чисто релятивистским положениям, к признанию полной относительности в характеристике любого вида поведения. Есть такие действия и поступки, которые всегда (или практически всегда) считаются девиантными. Особенно очевидны они в том случае, если связаны с крайней формой отклоняющегося поведения правонарушениями. К ним, в частности, относится любое преступление, если при этом доказано, что оно является общественно опасным деянием, предусмотренным уголовным законом, виновно (с умыслом или по неосторожности) совершенным вменяемым лицом, достигшим возраста уголовной ответственности.
    Связь между девиантным и делинквентным поведением иногда бывает настолько неопределенна, что отдельные авторы смешивают эти понятия. Так, Н. Смелзер определяет девиацию «как отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание нарушителя». Не трудно обнаружить отсутствие в этой дефиниции поощрительных, позитивных санкций, применяемых к социально одобряемым (или, по крайней мере, не осуждаемым) формам отклоняющегося поведения.
    Само по себе девиантное поведение, несмотря на то, что оно «отклоняется» от принятых в обществе норм и правил, является совершенно естественным и настолько обычным, насколько естественным и обычным оказывается противоположность этого поведения конформизм. Однако конформистское поведение означает полное принятие норм и правил и подчинение им, девиантное же характеризуется отказом (пассивным либо активным) от некоторых из них.
    Отклоняющееся поведение в литературе (особенно отечественной) часто оценивают как однозначно негативное. Вероятно, подобные оценки следует рассматривать как односторонние. Конечно, если такое поведение представляет угрозу стабильности и порядку в обществе, его нужно характеризовать именно так.
    Но социальные отклонения выполняют и иную роль в обществе. Они нередко являются источником новых начинаний, основой адаптационных механизмов, связанных с зарождением иных социокультурных явлений и процессов. Всякая культурная норма, прежде чем она принимается обществом как «своя», выступает как антипод господствовавшей ранее, как отклонение от нее, стимулирующее борьбу нового со старым. В качестве иллюстрации к сказанному можно привести выступления диссидентов (инакомыслящих) в СССР в 1960-1970-х гг. (А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын, М.Л. Ростропович и многие другие). Эта форма отклоняющегося поведения предвосхитила перестройку, критику тоталитаризма и отказ от него, свободу слова, гласность и т.д.
    Разумеется, не всякая девиация приводит к возникновению прогрессивных культурных норм и моделей поведения. Преступность, наркомания, алкоголизм никогда не создадут для этого основы. Отсюда следует, что наука (в первую очередь социологическая) могла бы фиксировать, анализировать, пропагандировать ростки новых культурных норм и ценностей в тех или иных прогрессивных формах отклоняющегося поведения.

    Список литературы

    Список использованных источников
    1) Дэвид Джери, Джулия Джери Большой социологический словарь, М. Вече АСТ 1999. 543 с.
    2) Збровский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. М.: Гардарики, 2004. 592 с.
    3) Ерофеев С.А. Социологический словарь. Москва, Экономика, 1999 г. 345 с.
    4) Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. Ред. Академик РАН Г.В. Осипов, действительный член РАЕН Л.Н. Москвичев. М.: Норма, 2005. 912 с.

    Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

    * Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.