Конкурсное эссе на тему «Я – лидер XXI века». Четкое осознание собственной цели

27.02.2018г. на базе муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы и молодежной политики» с. Степное был проведен ставший уже традиционным районный конкурс «Лидер-2018». Целью, которого стало формирование условий для самореализации талантливых лидеров детских, молодежных общественных объединений и органов ученического самоуправления.

В мероприятии приняли участие лидеры детских организаций и органов ученического самоуправления образовательных учреждений Степновского района. Каждый этап отбора лидеров оценивался членами жюри. В конкурсе приняли участие 9 учащихся школ района.

В конкурсе «Я, моя организация и моя Родина!», участники представляли программу деятельности своего детского общественного объединения или ученического самоуправления, показали свое умение выступать перед аудиторией. Лучшими стали Тагиднева Алина (МКОУ СОШ № 6) и Саркисов Георгий (МКОУ СОШ № 2).

Конкурс «Лицо России» дал возможность участникам проявить интеллектуальные способности, в результате, которого большее количество баллов набрали Тагиднева Алина (МКОУ СОШ № 6), Корниенко Татьяна (МКОУ ООШ № 9) и Кононенко Алёна (МКОУ СОШ № 5).

В конкурсе «Защита социального проекта» участниками были подготовлены и представлены презентации. В своих проектах участники доказали актуальность выбранной проблемы, показали алгоритм реализации своего проекта и наличие качественного результата. Лучшими оказались Тагиднева Алина (МКОУ СОШ № 6) и Саркисов Георгий (МКОУ СОШ № 2).

В вариативном блоке конкурсов «Блиц — игра» и «Катастрофа в океане» участники показали умение быстро находить решения в новой и неожиданной ситуации. Достойно проявили свои коммуникативные умения Тагиднева Алина (МКОУ СОШ № 6) и Саркисов Георгий (МКОУ СОШ № 2).

По количеству баллов места распределились следующим образом:

1 место – Тагиднева Алина (МКОУ СОШ № 6);

2 место – Епанова Людмила (МКОУ СОШ №3);

3 место – Корниенко Татьяна (МКОУ ООШ № 9).

1 место – Саркисов Георгий (МКОУ СОШ № 2);

2 место – Кацуба Пантелей (МКОУ СОШ № 7);

3 место – Кононенко Алёна (МКОУ СОШ № 5).

В заочном конкурсе, участникам необходимо было создать страничку «Вконтакте», продвинуть ее в социальных сетях, а также разместить на ней эссе на тему: «Лидер современности: ответственность за себя или за других?».

Лучше всего представить свою точку зрения и раскрыть проблему в своем эссе получилось у Тагидневой Алины (МКОУ СОШ №6), а вот создать свою страничку и рассказать о своей детской общественной организации у Ивановой Ессении (МОУ СШ №1 им. Героя Советского Союза П.И. Николаенко).

Победители были награждены дипломами и памятными призами.

Саркисов Георгий и Тагиднева Алина представят Степновский район в г. Ставрополе, 23 марта 2018г., в финале краевого конкурса «Лидер-2018».

Пожелаем Георгию и Алине успехов в финале краевого конкурса!

Оргкомитет МКУ ДО ЦВР МП

Танхаева Анастасия

Как стать настоящим лидером? Этот вопрос волновал человечество с незапамятных времён, ведь оставить яркий след в истории хочется каждому. Поэтому рассуждения о сути лидерства стали основной темой данного эссе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конкурсное эссе на тему «Я – лидер XXI века».

Президент школьного Парламента

ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат»

Лишь владея огнем в собственной душе, можно зажечь чужую душу.

Леонид Леонов, русский советский писатель.

Как стать настоящим лидером? Этот вопрос волновал человечество с незапамятных времён, ведь, что ни говори, история – это результат деяний выдающихся людей, и оставить яркий след в истории хочется каждому. Поэтому рассуждения о сути лидерства уходят в седую древность, но не теряют своей актуальности и сегодня.

Еще Конфуций считал, что правителю следует почитать «5 прекрасных качеств»: в доброте не быть расточительным; принуждая к труду, не вызывать гнев; не быть алчным в желаниях; быть величественным, но не гордым; вызывать почтение при отсутствии жестокости. Я думаю, что многое из перечисленного нужно помнить и современному лидеру. Но мне кажется, в первую очередь, нужно иметь определённую цель, высокую идею, ведь самые близкие синонимы к слову «лидер» - это слова «вождь», «вожак», «ведущий». Недаром Максимилиан Робеспьер, один из лидеров Великой Французской революции, писал: «У лидера есть две важные черты: во-первых, он сам куда-то идет, во-вторых, он может повести за собой людей».

И еще важный момент: да, за тобой пошли, но все ли дойдут? Поэтому, я думаю, настоящий лидер вынужден балансировать на тонкой грани: быть строгим, но не грубым; быть доброжелательным, но не слабым, скромным, но не робким, проявлять твердость и уверенность, но не высокомерие, иметь чувство юмора, но при этом быть тактичным. И, самое главное, он должен помнить, что лидерство - это ответственность. Ответственность перед людьми, которые доверились тебе, и перед делом, которое вы делаете вместе. То есть, существует прямая эмоциональная и моральная связь между лидером и теми, кто идёт за ним. Большую роль в этих отношениях играет харизма – умение производить на окружающих сильное впечатление, обаяние. Если лидер харизматичен, то за ним пойдут не несколько человек, за ним пойдут массы. Но и моральная ответственность такого человека намного выше.

Вот те качества, которыми должен обладать человек, выбравший для себя роль лидера, причём, я думаю, что эти качества универсальны для любой эпохи. Однако нельзя не учитывать временные факторы, ведь каждый период человеческой истории накладывает свой отпечаток на всё, в том числе и на восприятие лидера.

Так каким же должен быть успешный лидер в XXI веке? Кое-что остается неизменным: хорошие организаторские способности, развитое чувство ответственности, уверенность в себе, личное обаяние - это всегда ценно. Но этого недостаточно в мире высоких информационных технологий, и сегодня, на мой взгляд, нужны и такие качества, которые диктует само время: умение быстро принимать решения, проницательность, способность находить новые идеи. К тому же современный лидер должен уметь впитывать информацию из всех возможных источников и видеть новые возможности раньше остальных. Ведь не зря пословицей, характеризующей наш век, являются слова: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

Такова, на мой взгляд, общая характеристика настоящего лидера XXI века. И я стараюсь следовать этому идеалу, ведь для того, чтобы стать успешной в будущем, нужно воспитывать и развивать эти качества в себе уже сейчас. Конечно, некоторые могут мне возразить, что, мол, лидерские качества сродни музыкальному слуху: они либо есть у человека, либо он ими не обладает. Я думаю, что в какой-то мере это так. Но всё же, если не развивать в себе эти качества, то вряд ли можно рассчитывать на высокие результаты, ведь не все люди с тонким слухом становятся великими музыкантами. К вершинам успеха ведёт дорога труда, терпения и упорства.

Именно поэтому я с первого класса вхожу в актив класса, несколько лет подряд была избрана командиром своего классного коллектива. Став девятиклассницей, я приняла участие в предвыборной кампании Парламента школы, органа ученического самоуправления и заняла пост министра культуры. Вместе с другими членами Парламента школы мы разработали план, который воплощали в течение всего года. Я занималась организацией праздничных мероприятий, концертов, дискотек. Скажу честно, эта работа отнимала у меня достаточно большое количество времени и сил, но я видела результат моих трудов, и он меня радовал. Я получила признание у учащихся нашей школы: меня стали сначала просто узнавать, потом и уважать.

В начале этого учебного года я вновь попробовала свои силы на выборах Президента школьного Парламента, и мне удалось набрать наибольшее количество голосов. Надо сказать, что борьба была не легка, но я понимаю, что главные трудности – впереди. Мне предстоит доказать, что ребята не зря доверились мне, что я действительно достойна называться лидером своей школы. И я верю, что когда-нибудь смогу с гордостью сказать о себе: «Я – лидер XXI века!»

Многие объявления о вакансиях на работу содержат требование “лидерских качеств” от соискателя. Что это за качества такие, кому и зачем они нужны? Для начала давайте разберемся, кто же такой этот “лидер”.

Лидер — это человек, который может влиять на поведение других людей, брать на себя ответственность, последовательно идти к достижению конкретных целей и вести за собой команду. А команда, в свою очередь, признает за ним право принимать решения в особо важных ситуациях. Архивы, учебники, расследования биографов рассказывают нам о лидерах разных времен, которые вели за собой народ, творили историю, меняли уклад жизни целых государств.

А вообще, лидер – достаточно широкое понятие. Его можно толковать с точки зрения политики, психологии, философии, взглядов известных людей, мудрых книг или современных журналов. Лидер – это не обязательно человек с выдающимися природными способностями, наивысшим показателем IQ. Это, в первую очередь, человек, обладающий интуицией, проницательностью и коммуникабельностью.

Существует мнение, что лидерами не рождаются, а становятся. Хотя для этого и нужны некоторые задатки, но, в целом, можно согласиться. Чтобы стать лидером, нужно воспитывать себя соответственно, учиться ставить себе цели и приоритеты. Лидерство начинается с умения контролировать самого себя, и, прежде всего, свои мысли и эмоции. Ведь, как мы все знаем, от наших мыслей и эмоций зависит вся наша жизнь.

Перед тем, как управлять и вести за собой других людей, мы сначала должны научиться управлять тем человеком, которого мы видим каждый день в зеркале. Люди, которые добились лидерства, ненастоящие, ведь они испытывают в первую очередь неуверенность в себе, они хотят показать, насколько они важны в этом мире, и потому стараются подчинять других людей и управлять ими только для того, чтоб поднять собственную самооценку.

Истинные же лидеры становятся лидерами по выбору других людей. Они не стремятся к лидерству, просто другие люди чувствуют сильную личность, которая способна позаботиться о них, и притягиваются к ним. Обществу нужны личности, нацеленные на результат, достигающие его быстро и выгодно для дела и ведущие к нему всю свою команду. Способности к лидерству наиболее востребованы там, где есть высокая конкуренция, где нужно оперативно принимать решения, проявлять инициативу, внедрять что-то совершенно новое и непривычное.

Без умения зажечь людей не стать ни хорошим продавцом, ни менеджером, ни тем более начальником. И все же доминировать над другими хочется далеко не всем. Можно быть яркой индивидуальностью, а заводилой при этом не быть. Многим достаточно творчески проявляться в работе и расти профессионально. Настоящий лидер обязательно должен быть оптимистом. За человеком с вечно кислым выражением лица вряд ли потянутся другие. А еще он должен любить людей. Ну как же можно хорошо управлять теми, кого не любишь?

Если вы хотите, чтобы люди за вами шли, проявляйте о них заботу, выказывайте заинтересованность, вникайте в проблемы, учитесь слушать и будьте терпимы к их слабостям. Будьте профессионалом в своем деле – это очень важно. Вряд ли лидером может стать некомпетентный человек. И еще: чтобы вести других, вы должны обладать широким кругозором, быть смелым и решительным, не бояться трудностей, а они будут в любом случае. Показывайте уверенность всем своим видом, верьте себе. При разговоре держите голову прямо, смотрите в глаза своему собеседнику. Четко излагайте свои мысли и по возможности не употребляйте слов, придающих вашей речи оттенки неуверенности и лишней мягкости: “как бы”, “вроде бы”, “наверное”, “я так думаю”, пользуйтесь словами “считаю” и “уверен”. Все в вашем разговоре должно быть предельно четко, кратко и понятно.

Цена величия – ответственность.

Уинстон Черчилль.

Лидером хотят быть многие. Но многие при этом забывают, что, кроме несомненных «плюсов» (власть, полномочия, улучшенные условия), лидерство имеет и «минусы», к числу которых можно с уверенностью отнести и повышенную ответственность.

Если, к примеру, рядовой продавец, выполнив план, может спокойно ехать домой, лидер должен постоянно думать о глобальных задачах и методах их осуществления. Если на каждого сотрудника ложится ответственность за его личный участок работ, то на лидера – за отдел или компанию. У лидера и исполнителя – совершенно разный уровень задач.

Кроме того, считается, что рабочий день управленца состоит из неспешного обдумывания заранее расставленных вопросов, планирования, и, наконец, принятия решений.

В то время как на самом деле он состоит из потока проблем, не имеющего ни конца, ни начала. Приоритетность экстренных вопросов приходится определять на ходу, также возможно синхронное решение нескольких проблем, одновременное общение со многими людьми. При этом на их обдумывание зачастую практически нет времени. Но ответственности это, заметьте, не снимает!

Лидер - это обыкновенный человек с необыкновенной решимостью (поговорка).

Готов ли человек, понимая все это, занять пост руководителя? Проверьте сейчас себя! Настоящий управленец всегда ответит «ДА», пройдя, таким образом, проверку на входе. Вы ответили утвердительно? В таком случае, можете и дальше продолжать читать мои статьи.

Подробнее об этой теме читайте в моей книге (в соавторстве с Гали Новиковой) – «Лидерство и руководство».

Лидерство – полезно для здоровья

Ученые доказали, что лидерство повышает иммунитет. Французские и американские специалисты на протяжении 27 лет наблюдали за жизнью бабуинов в Кении. Результаты их работы, опубликованные в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, позволили сделать вывод, который противоречит общепринятым представлениям о лидерстве.

Оказалось, что бабуины с высоким социальным статусом намного быстрее восстанавливаются после болезней, чем их соплеменники-подчиненные. Принято считать, что альфа-самцы, в том числе люди, чаще подвергаются стрессовым ситуациям, чем остальные собратья. Как полагают, это неизбежно отрицательно сказывается на их здоровье. Однако, в Кении ученые выяснили, что это не совсем так. Действительно, самцы-лидеры чаще оказываются в ситуациях, когда надо подтвердить свой статус. Но такой тип стресса, наоборот, «закаляет» их организм. После подобной «встряски» у них повышается иммунитет и стимулируется работа всех систем организма.

Бет Арчи из Университета Нотр-Дам, который возглавил аналитическую группу, рассказал о проецировании результатов исследования на людей. Работа ученых доказала, что в человеческом обществе действуют такие же механизмы, как у обезьян. Люди, которые занимают высокие посты, намного лучше справляются со стрессовыми ситуациями, несмотря на то, что чаще в них попадают.

Я никогда ничего не забываю и рано или поздно возвращаюсь к начатым когда-то темам …

Надо сказать, что до сих пор нет четкого и однозначного ответа на вопрос, кто же явлется эффективным и успешным лидером; какими качествами он должен обладать; какими средствами он должен пользоваться и каким образом ему выстраивать матрицу своих стратегических целей, тактических задач и оперативных усилий?

Для того, чтобы ответить на вопрос, каковы критерии успешного лидера, необходимо ответить на вопрос, а что же такое «успех»?

Некоторые считают, что успех - это достижение поставленной цели (или же движение в верном направлении к поставленной цели). Другие уверены, что под успехом понимается «общественное признание» и «удача в достижении чего-нибудь». Третьи считают, что успех - это богатство, слава и (нечастое мнение) уважение.

У всех разные ценности и, соответственно, разные взгляды на то, что считать успехом и кого считать лидером. Но, почти все, кстати, сходятся во мнении, что лидерство и успех должны соседствовать рядом и максимально гармонично дополнять друг друга.

Если вспомнить науку, то одно время под «лидерством» понималась функция окружения, т.е. определенных времени, места и обстоятельств, в том числе культурных. Но этот подход игнорировал индивидуальные различия людей, объясняя их поведение исключительно требованиями среды. Так, согласно Е. Богардусу, тип лидерства в группе прежде всего зависит от природы группы и проблем, которые ей предстоит решать.

Другой ученый, В. Хоккинг, предполагал, что лидерство - это функция группы, которая передается лидеру, только когда группа желает следовать выдвинутой им программе.

Р. Стогдилл и С. Шартл в своё время предложили описывать лидерство через понятия «статус», «взаимодействие», «сознание» и «поведение» индивидов по отношению к другим членам организованной группы. Следовательно, лидерство рассматривается ими скорее как система отношений людей, а не как характеристика изолированного индивида.

X. Герт и С. Миллз считали, что для понимания феномена лидерства надо уделять специальное внимание таким факторам, как черты и мотивы лидера, его общественный имидж, мотивы его последователей, черты лидерской роли, а также учитывать «институциональный контекст» и «ситуацию».

Д. Мак-Грегор разработал целых две теории организующего лидерства.

Первая, так называемая теория X, основана на предположении, что индивиды обычно пассивны, противостоят нуждам организации и, следовательно, их необходимо направлять и «мотивировать».

Вторая, теория Y, основана на предположении, что люди уже обладают мотивацией и стремятся к ответственности, поэтому необходимо так их организовывать и направлять, чтобы они одновременно реализовывали и свои цели, и цели организации. Две эти теории отражали, по сути, два этапа развития организации.

С. Аргирис также указывал на наличие конфликта между организацией и индивидом. По его мнению, природа организации предполагает структурирование ролей ее членов и контроль над исполнением ими своих обязательств. В природе человека заложено стремление к самореализации через проявление инициативы и ответственности. Значит, эффективное лидерство должно принимать это во внимание и опираться, прежде всего, на эти качества.

Р. Ликерт считал, что лидерство - процесс относительный, и лидер должен принимать во внимание ожидания, ценности, межличностные навыки подчиненных. Лидер должен дать подчиненным понять, что организационный процесс направлен на их пользу, так как обеспечивает им свободу для ответственного и инициативного принятия решений.

Лидерство - это ответственность

Моё личное мнение, которое сформировалось не сразу, но через опыт, говорит о том, что лидерство - это прежде всего ответственность в широком смысле.

Лидер - вожак некоей группы (и это не противоречит точкам зрения «мужей-профессионалов», которых я упоминал выше).

В любой социальной и профессиональной группе лидер должен прежде всего уметь нести ответственность за конечный результат, а также за те или иные действия отдельных участников группы.

Причём, если группа достигает успеха, то лидер должен позиционировать этот успех общим. То есть каждый член группы должен чувствовать так или иначе причастность к успеху. Это очень важно.

Если же возникают неудачи, то именно лидер должен брать ответственность за них на себя. Это тоже важно. Даже более важно, чем «общность успеха».

Успешный лидер должен уметь эффективно управлять процессом, в том числе (и прежде всего) со всеми его «плюсовыми» и «минусовыми» результатами.

Конечно, чёткое понимание «баланса результатов» и умение владеть им не являются единственным критерием успешности лидера. В то же время это та необходимая составляющая, без которой человек не сможет быть лидером. Вернее, сможет, но недолго…