Конспект лекций. Нормальная анатомия человека

Билет №1.

1. Скелет нижней конечности: отделы. Строение бедренной кости. Тазобедренный сустав: строение, биомеханика.

Скелет свободной нижней конечности (skeleton membri inferioris liberi) состоит из бедренной кости, двух костей голени и костей стопы. Кроме того, к бедру примыкает еще небольшая (сесамовидная) кость - надколенник.

Бедренная кость, femur, представляет самую большую и толстую из всех длинных трубчатых костей. Имеет диафиз, метафизы, эпифизы и апофизы. Верхний (проксимальный) конец бедренной кости головку, caput femoris (эпифиз), несколько книзу от середины на головке находится небольшая шероховатая ямка, fovea captits femoris, - место прикрепления связки головки бедренной кости. Головка соединена с остальной костью посредством шейки, collum femoris. У места перехода шейки в тело бедренной кости выдаются два костных бугра, называемых вертелами (апофизы). Большой вертел, trochanter major, верхнее окончание тела бедренной кости.

Малый вертел, trochanter minor, помещается у нижнего края шейки с медиальной стороны и несколько кзади. Оба вертела соединяются между собой на задней стороне бедренной кости косо идущим гребнем, crista intertrochanterica, и на передней поверхности - linea intertrochanterica.

Тело имеет трехгранно-закругленную форму; на задней его стороне след прикрепления мышц бедра, linea aspera, состоящая из двух губ - латеральной, labium laterale, и медиальной, labium mediale. Внизу губы, расходясь между собой, ограничивают на задней поверхности бедра гладкую треугольную площадку, facies poplitea.

Дистальный конец бедренной кости образует два мыщелка, condylus medialis и lateralis (эпифиз). На задней и нижней сторонах мыщелки разделяются глубокой межмыщелковой ямкой, fossa intercondylaris. Сбоку на каждом мыщелке выше его суставной поверхности находится по шероховатому бугру, называемому epicbndylus medialis lateralis.

Тазобедренный сустав, art. coxae, образован со стороны тазовой кости полушаровидной вертлужной впадиной, acetabulum, точнее ее facies lunata, в которую входит головка бедренной кости. По всему краю вертлужной впадины проходит волокнисто-хрящевой ободок, labium acetabulars. Вертлужная впадина покрыта гиалиновым суставным хрящом только на протяжении facies lunata, a fossa acetabuli занята рыхлой жировой тканью и основанием связки головки бедренной кости. Тазобедренный сустав имеет еще две внутрисуставные связки: упомянутую lig. transversum acetabuli и связку головки, lig. capitis femoris, которая своим основанием начинается от краев вырезки вертлужной впадины и от lig. transversum acetabuli; верхушкой своей она прикрепляется к fovea capitis femoris. Связка головки покрыта синовиальной оболочкой, которая поднимается на нее со дна вертлужной впадины. Она является эластической прокладкой, смягчающей толчки, Поэтому при сохранении этой оболочки во время переломов шейки бедренной кости головка не омертвевает.

Тазобедренный сустав относится к суставу шаровидного типа, а потому допускает движения, как в свободном шаровидном суставе, вокруг трех главных осей: фронтальной, сагиттальной и вертикальной. Возможно также и круговое движение, circumductio.

Вокруг фронтальной оси происходит сгибание разгибание, вокруг сагиттальной оси отведение ноги и приведение, вокруг вертикальной оси происходит вращение нижней конечности внутрь и наружу.

2. Нижняя полая вена.

Нижняя полая вена, v. cava inferior, собирает кровь от нижних конечностей, стенок и органов таза и брюшной полости. Нижняя полая вена начинается на правой переднебоковой поверхности IV-V поясничных позвонков. Она образуется из слияния двух общих подвздошных вен, левой и правой.

Нижняя полая вена принимает две группы ветвей: пристеночные и внутренностные.

К пристеночным ветвям относятся:

А) Поясничные вены vv. lumbales по две слева и справа, идут между мышцами брюшной стенки. Поясничные вены принимают заднюю ветвь, которая идет между поперечными отростками от кожи и мышц спины, а в области межпозвоночных отверстий - кровь от венозных сплетений позвоночного столба. Поясничные вены содержат небольшое количество клапанов;

Б) Нижняя диафрагмальная вена, v. phrenica inferior, парная, сопровождает ветви одноименной артерии на нижней поверхности диафрагмы и вливается под диафрагмой в нижнюю полую вену.

Внутренностные ветви:

А) Яичковая вена, v. testicularis, (у женщин яичниковая, v.ovaria) берет свое начало в мошонке собственными венами яичка. Последние выходят в области задней поверхности яичка, соединяются с венами придатка яичка и формируют несколько небольших стволиков, которые, анастомозируя между собой, образуют лозовидное венозное сплетение, plexus pampiniformis.

Б) Почечная вена, v. renalis, образуется в области ворот почки от слияния 3-4, а иногда и большего числа вен, выходящих из ворот почки. Почечные вены направляются от ворот почки в медиальную сторону и под прямым углом вливаются в нижнюю полую вену на уровне межпозвоночного хряща между I и II поясничными позвонками (левая несколько выше, чем правая). Почечные вены принимают вены от жировой капсулы почки и мочеточника. Левая почечная вена, v. renalis sinistra, длиннее правой; она принимает v. suprarenalis sinistra et v. testicularis и пересекает спереди аорту.

Почечные вены анастомозируют с поясничными венами, vv. lumbales, непарной и полунепарной венами, v. azygos et v. hemiazygos.

В) Надпочечниковые вены. vv. suprarenales, образуются из небольших вен, выходящих из надпочечника. Левые надпочечниковые вены, vv. suprarenales sinistrae, вливаются в v. renalis sinistra; правые надпочечниковые вены, vv. suprarenales dextrae, вливаются чаще всего в v. cava inferior, а иногда в v. renalis dextra; кроме того, некоторые из надпочечниковых вен вливаются соответственно в нижние диафрагмальные вены.

Г) Печеночные вены, vv. hepaticae, являются последними ветвями, которые принимает нижняя полая вена в брюшной полости и вообще перед впадением в правое предсердие. Печеночные вены собирают кровь из системы капилляров печеночной артерии и воротной вены в толще печени.

3. Предстательная железа, семенные пузырьки, бульбоуретальные железы: иннервация, кровоснабжение, лимфатические узлы.

Предстательная железа, prostata, расположена в передненижней части малого таза под мочевым пузырем, на мочеполовой диафрагме. Через предстательную железу проходят начальный отдел мочеиспускательного канала, правый и левый семявыбрасывающие протоки.

В предстательной железе различают основание, basis prostatae, которое прилежит к дну мочевого пузыря, семенным пузырькам и ампулам семявыносящих протоков, а также переднюю, заднюю, нижнебоковые поверхности и верхушку железы. Передняя поверхность, faces anterior, обращена к лобковому симфизу, к которому от предстательной железы идут боковые и срединная лобково-предстательные связки, ligg. puboprostaticae, и лобково-предстательная мышца, m. puboprostaticus.

Задняя поверхность, faces posterior, направлена к ампуле прямой кишки и отделена от нее соединительнотканной пластинкой - прямокишечно-пузырной перегородкой, septum rectovesicdle.

Нижнелатеральная поверхность, faces inferolateralis, обращена к мышце, поднимающей задний проход. Верхушка предстательной железы, apex prostatae, обращена вниз и прилежит к мочеполовой диафрагме.

У предстательной железы выделяют две доли: правую, lobus dexter, и левую, lobus sinister. Участок железы, выступающий на задней поверхности основания и ограниченный мочеиспускательным каналом спереди и семявыбрасывающими протоками сзади, называют перешейком предстательной железы, isthmus prostatae, или средней долей железы, lobus medius.

Строение предстательной железы. Снаружи предстательная железа покрыта капсулой, cdpsula prostatica, Капсула состоит из железистой ткани, образующей железистую паренхиму, parenchyma, а также из гладкой мышечной ткани, составляющей мышечное вещество, substdntia musculdris.

Сосуды и нервы предстательной железы. Кровоснабжение предстательной железы осуществляется многочисленными мелкими артериальными ветвями, отходящими от нижних мочепузырных и средних прямокишечных артерий (из системы внутренних подвздошных артерий). Венозная кровь от предстательной железы оттекает в венозное сплетение простаты, из него - в нижние мочепузырные вены, которые впадают в правую и левую внутренние подвздошные вены. Лимфатические сосуды предстательной железы впадают во внутренние подвздошные лимфатические узлы.

Нервы предстательной железы происходят из простатического сплетения, в которое из нижнего подчревного сплетения поступают симпатические (из симпатических стволов) и парасимпатические (из тазовых внутренностных нервов) волокна.

Семенной пузырек, vesicula (glandula) seminalis, - парный орган, располагающийся в полости малого таза латерально от ампулы семявыносящего протока, сверху от предстательной железы, сзади и сбоку от дна мочевого пузыря. Семенной пузырек является секреторным органом. Семенной пузырек имеет переднюю и заднюю поверхность.

Бульбоуретральная железа, glandula bulbourethralis, - парный орган, выделяющий вязкую жидкость, защищающую слизистую оболочку стенки мужского мочеиспускательного канала от раздражения ее мочой. Бульбоуретральные железы расположены позади перепончатой части мужского мочеиспускательного канала, в толще глубокой поперечной мышцы промежности. Бульбоуретральные железы кровоснабжаются за счет ветвей из внутренних половых артерий. Венозная кровь оттекает в вены луковицы полового члена. Иннервируются бульбоуретральные железы ветвями полового нерва и из сплетений, окружающих артерии и вены (от венозного сплетения простаты).

4. Классификация и значение нервной системы.

Функцией нервной системы является управление деятельностью различных систем и аппаратов, составляющих целостный организм, координирование протекающих в нем процессов, установления взаимосвязи организма с внешней средой.

Нервная система состоит:

1) центральная нервная система: головной мозг, спинной мозг,

2) периферическая н.с.: соматическая (произвольная) нервная система и вегетативная (непроизвольная) нервная система. В состав вегетатнивной н.с. входит симпатическая система (возбуждает тело и мобилизует его энергию) и парасимпатическая система (расслабляет тело и сохраняет его энергию). Единство соматической и вегетативной н.с. в том, что развиваются из нервной трубки, имеют общий принцип строения (нервные клетки, ядра, узлы, волокна) и проводят нервные импульсы под контролем коры головного мозга. Структурно-функциональные единицы нервной системы - нейроны, которые контактируют друг с другом при помощи отростков - дендритов и аксонов. Так образуется разветвленный комплекс, который передает команды головного мозга (центральная нервная система) мышцам скелета (периферическая нервная система) и автоматически регулирует работу непроизвольных мышц (вегетативная автономная нервная система).

Головной мозг - часть центральной системы, находящаяся внутри черепа. Состоит из ряда органов: большого мозга, мозжечка, ствола и продолговатого мозга. Спинной мозг – образует распределительную сеть центральной нервной системы. Лежит внутри позвоночного столба, и от него отходят все нервы, образующие периферическую нервную систему. Вегетативная нервная система - регулирует внутреннюю деятельность организма, ее работа не зависит от нашей воли. Выполняет свои функции через две системы, координирующие работу разных органов, - симпатическую и парасимпатическую. Периферические нервы - представляют собой пучки, или группы волокон, передающих нервные импульсы.

Человек по праву считается самым сложным живым организмом. Его анатомия обеспечивает нормальную жизнедеятельность и его устойчивость к окружающей среде. Если допустить некоторую метафоричность, то человеческий организм одновременно и склад, и электрическая компания, и аптека, и отчистка сточных вод. Благодаря своему анатомическому строению человеческий организм обладает силой и крепостью.

Анатомия — это наука, которая изучает строение человека, его внешнее и внутреннее составляющие. В то же время анатомия человека отчетливо демонстрирует, как совершенно и в тоже время хрупко человеческое тело. Ведь повреждение одной системы, может спровоцировать сбои в работе всех остальных отделов.

Анатомия человека делится на внутреннее и внешнее строение. Внешнее устройство человека- это части тела, которые может увидеть и назвать каждый:

  • голова;
  • спереди — грудина;
  • сзади — спина;
  • верхние и нижние конечности.

Скелет

В скелет человека входят:

  • череп;
  • шейные позвонки;
  • нижняя челюсть;
  • грудина;
  • ключица;
  • плечевая кость;
  • ребра;
  • лопатки;
  • мечевидный отросток;
  • крестец;
  • копчик;
  • лучевая кость;
  • локтевая кость;
  • кости кисти;
  • бедренная кость;
  • большая берцовая кость;
  • малая берцовая кость;
  • кости стопы.

Скелет человека представляет собой своеобразный остов для внутренних органов, который включает в себя множество разных костей, соединенных в суставы.

Когда ребенок рождается, его скелет насчитывает 350 костей. При взрослении некоторые кости срастаются, поэтому у взрослого человека их насчитывается уже 200 штук. Все они делятся на две группы:

  1. Осевые кости, которые входят в несущие конструкции.
  2. Добавочные кости.

Взрослая развитая кость включает в себя:

  • органическую ткань;
  • неорганическую ткань;
  • воду.

Хрящ

Хрящевая ткань иногда может быть составляющим компонентом кости, а иногда выступает в качестве временного элемента. Следует отметить, что хрящевая ткань менее прочная и плотная, чем костная.

Хрящ имеет в своем составе специфические клетки — хондроциты. Характерной особенностью хряща является отсутствие вокруг него кровяных сосудов, то есть они его не пронизывают и не питают. Питание хрящ получает из жидкости, которая находится в окружающих его тканях.

Хрящ бывает следующих видов:

  • желтый волокнистый;
  • гиалиновый;
  • белый волокнистый.

Сочленения

  • сочленения костей туловища;
  • сочленения костей туловища и головы;
  • сочленения костей верхних конечностей;
  • сочленения костей нижних конечностей.

Сочленения обеспечивают двигательную способность мышцам, которые крепятся к сухожилиям. Способность мышц сокращаться позволяет двигаться туловищу, рукам и ногам, а также выполнять разнообразные действия: прыгать, разворачиваться, резко останавливаться, бегать, накланяться и даже улыбаться.

Внутреннее строение человека

Внутреннее устройство человека- это органы первостепенной важности, которые имеют свои функции и не открыты человеческому взору. К ним относятся:

  • сердце;
  • желудок;
  • легкие;
  • головной мозг;
  • печень;
  • легкие;
  • кишечник.


Помимо вышеназванных частей, внутреннее строение человека включает в себя железы секреции, нервные стволы, кровеносные сосуды и пр. К ним относится:

  • вилочковая железа;
  • молочные железы (у женщин);
  • предстательная железа (у мужчин);
  • надпочечники;
  • щитовидная железа;
  • гипофиз;
  • эпифиз;
  • эндокринные железы;
  • экзокринные.

Нервная система включает: центральный и периферический отделы. Сосудистая система включает: вены, капилляры; артерии.

Хорошо известно, что анатомическое строение человеческого организма имеет определенное сходство с некоторыми животными. Этот факт обусловлено тем, что человек эволюционировал от млекопитающих. Он обладает не только не только анатомической схожестью, но и схожим клеточным строением и похожим ДНК.

Человеческий организм состоит из клеток, которые группируясь, образуют эпителий, из которого сформированы все человеческие органы.

Все отделы человеческого организма соединяются в системы, которые слаженно функционируют для обеспечения устойчивой жизнедеятельности человека:

  1. Сердечно — сосудистая. Играет основную роль, поскольку качает кровь и транспортирует ее во все остальные органы.
  2. Дыхательная. Насыщает кровь кислородом, а также перерабатывает его в углекислый газ.
  3. Нервная. Включает спинной и головной мозг, нервные окончания, стволы и клетки. Основная задача- регуляция всех функций организма.
  4. Пищеварительная. Сложнейшая система у человека. Основная задача- переваривание пищи, обеспечивание организма питательными веществами и энергией для жизнедеятельности.
  5. Эндокринная. Отлаживает нервные и биологические процессы.
  6. Опорно-двигательная. Способствует передвижению человека и поддерживает его тело в вертикальном положении. В нее входят: суставы, связки, мышцы.
  7. Кожа или покровная система. Является защитным панцирем, который препятствует проникновению внутрь вредных элементов.
  8. Мочевыделительная и половая. Половые органы делятся на мужские и женские. Ин основная функция — репродуктивная и выделительная.

Какие органы скрывает грудная клетка?

В грудной клетке располагаются:

  • сердце;
  • легкие;
  • бронхи;
  • трахея;
  • пищевод;
  • диафрагма;
  • вилочковая железа.


Сердце

Сердце располагается между легкими и, по сути, является мышцей. По своему размеру сердце не больше кулака человека, то есть если каждый человек сожмет кулак, то его размер будет идентичен его сердцу. Его функция состоит в том, чтобы принимать и качать кровь. Оно имеет необычное косое расположение: одна его сторона отходит вправо, вверх и назад, а другая — вниз и влево.

Основные сосуды ответвляются из правой стороны мышцы. Биение сердцу обеспечивает две его стороны: левый и правый. Левый желудочек превосходит размерами правый. Сердце выстлано специфической тканью, которая называется перикардом. Внутренняя часть перикарда прирастает к сердцу, а внешняя — соединена с кровеносными сосудами.


Легкие

Самый большой парный орган, который занимает основную часть грудной клетки. Легкие расположены по оби стороны сердца и заключены в плевральные мешки. Несмотря на то, что правое и левое легкое внешне мало чем отличаются, они имеют разные функции и строение.

Как можно увидеть на картинке, легкие состоят из долей: левое легкое включает в себя две доли, а правое — три. Левое легкое обладает изломом в левой части, правое такого изгиба не имеет. Основная функция легких снабжать кровь кислородом и перерабатывать его в углекислый газ.


Трахея

Располагается между бронхами и гортанью. Представляет собой хрящевые полукольца, соединительные связки и мышцы, которые находятся на задней стенке, покрытые слизью. Внизу трахея делится на два бронха, которые направляются в легкие. Бронхи являются продолжением трахеи. Они выполняют следующие функции:

  • проведение воздуха по легким;
  • защитно-очистительная функция.


Пищевод

Представляет собой длинную трубку, которая начинается в гортани. Проходит через диафрагму и соединяется с желудком. Пищевод состоит из кольцевых мышц, которые продвигают пищу к желудку.


Какие органы скрываются в брюшной полости?

В брюшной полости находятся части организма, которые входят в пищеварительную систему. К ним относится:

  • желудок;
  • печень;
  • желчный пузырь;
  • поджелудочная железа;
  • двенадцатиперстная кишка;
  • тонкий кишечник;
  • толстый кишечник;
  • прямая кишка;
  • анус.


Желудок

Главная часть пищеварительной системы. Он является продолжением пищевода, который отделен от него клапаном, прикрывающим вход. Желудок имеет форму мешочка, заполняется пищей и вырабатывает сок (специфическую жидкость), богатый ферментами, которые расщепляют пищу.


Кишечник

Кишечник — наиболее длинная часть пищеварительного тракта. Начинается после выходного отверстия желудка. Имеет форму петлей и заканчивается выходным отверстием. Кишечник состоит из:

  • тонкой кишки;
  • толстой кишки;
  • прямой кишки.

Тонкая кишка состоит из двенадцатиперстной кишки и подвздошной, которые переходят в толстую, а толстая кишка в прямую. Основная функция кишечника переваривать пищу и выводить ее остатки из организма.


Печень

Самая крупная железа в организме человека. Также участвует в процессе пищеварения. Основная задача — обеспечивать обмен веществ и участвовать в процессе кроветворения. Располагается сразу же под диафрагмой и делится на две части, которые называются долями. Соединяется с двенадцатиперстной кишкой, тесно связана с воротной веной, сообщается и функционирует с желчным пузырем.


Селезенка

Находится под диафрагмой. Основные функции заключаются:

  • в формировании элементов крови;
  • защите организма.

Селезенка меняется в размерах в зависимости от количества скопленной крови.


Почки

Почки также находятся в брюшной полости, несмотря на то, что не имеют отношение к пищеварительному тракту. Почки - состоят из парных частей, которые выполняет важную функцию: регуляцию гомеостаза. Имеют форму бобов и участвуют в процессе мочевыделения. Прямо над почками располагаются мочеточники.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_0.jpg" alt=">Нормальная анатомия человека – фундаментальная дисциплина в системе медицинского образования Заведующий кафедрой, академик Военно-медицинской"> Нормальная анатомия человека – фундаментальная дисциплина в системе медицинского образования Заведующий кафедрой, академик Военно-медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор, полковник медицинской службы Гайворонский Иван Васильевич

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_1.jpg" alt=">Вопросы лекции Определение дисциплины «нормальная анатомия»; Объект и методы анатомического исследования; Роль и место"> Вопросы лекции Определение дисциплины «нормальная анатомия»; Объект и методы анатомического исследования; Роль и место нормальной анатомии в системе медицинского образования; Исторические этапы развития анатомии; Современные научные направления кафедры

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_2.jpg" alt=">Определение анатомии Нормальная анатомия – это наука о строении органов, систем органов и"> Определение анатомии Нормальная анатомия – это наука о строении органов, систем органов и человеческого организма в целом, рассматриваемых с позиций развития, функциональных возможностей и постоянного взаимодействия с окружающей средой

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_3.jpg" alt=">Анатомия (греч. Anatemno – рассекаю, расчленяю, вскрываю) Термин предложен в III"> Анатомия (греч. Anatemno – рассекаю, расчленяю, вскрываю) Термин предложен в III веке до нашей эры древнегреческим врачом Герофилом. В основе названия дисциплины лежит метод исследования.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_4.jpg" alt=">Морфология человека "> Морфология человека – наука о строении человеческого тела в связи с его развитием и жизнедеятельностью Морфологические науки

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_5.jpg" alt=">Составные части нормальной анатомии человека Макроскопическая Микроскопическая">

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_6.jpg" alt=">Понятие о норме Норма – это не среднестатистическое значение, а оптимальный интервал в"> Понятие о норме Норма – это не среднестатистическое значение, а оптимальный интервал в строении человеческого организма, в пределах которого организм остается здоровым и в полном объеме выполняет положенные функции. Строение и функции неразрывно связаны между собой; Строение определяет функции организма; Функция - изменяет строение организма Аномалии и пороки развития Среднестатистическое значение Х Варианты нормы Х + σ Х - σ Аномалии и пороки развития

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_7.jpg" alt=">Изучение нормальной анатомии с позиций развития предусматривает: - понимание процесса эволюции живых существ, исторического"> Изучение нормальной анатомии с позиций развития предусматривает: - понимание процесса эволюции живых существ, исторического развития (сравнительная анатомия и филогенез) - понимание индивидуального развития организма от момента зарождения до смерти (онтогенез)

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_8.jpg" alt=">Профессиональная анатомия - изучение нормальной анатомии с позиций функциональных возможностей Экологическая анатомия"> Профессиональная анатомия - изучение нормальной анатомии с позиций функциональных возможностей Экологическая анатомия - изучение нормальной анатомии с позиции постоянного взаимодействия с окружающей средой

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_9.jpg" alt=">Объект изучения дисциплины «Нормальная анатомия» - живой человек. Также существуют вспомогательные объекты изучения:">

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_10.jpg" alt=">Вспомогательные объекты изучения Анатомический труп Анатомический"> Вспомогательные объекты изучения Анатомический труп Анатомический препарат «МЕРТВЫЕ УЧАТ ЖИВЫХ»

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_11.jpg" alt=">Вспомогательные объекты изучения Результаты исследований на живом человеке: рентгенограмма, МРТ, КТ,"> Вспомогательные объекты изучения Результаты исследований на живом человеке: рентгенограмма, МРТ, КТ, СКТ эхограмма и т. д.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_12.jpg" alt=">Анатомический труп – это объект анатомического исследования, представляющий собой бальзамированный специальными способами труп"> Анатомический труп – это объект анатомического исследования, представляющий собой бальзамированный специальными способами труп человека, лишенный персонификации, и предназначенный для изучения строения человеческого организма.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_13.jpg" alt=">Анатомический препарат – это бальзамированный и препарированный специальным способом орган, органокомплекс или часть"> Анатомический препарат – это бальзамированный и препарированный специальным способом орган, органокомплекс или часть человеческого тела, предназначенный для изучения строения и демонстрационных целей.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_14.jpg" alt=">Методики анатомического исследования Бальзамирование – процесс обработки анатомических объектов консервирующим веществом, направленный на прекращение"> Методики анатомического исследования Бальзамирование – процесс обработки анатомических объектов консервирующим веществом, направленный на прекращение и предупреждение разложения и гниения тканей. Бальзамирующие вещества: формалин, спирт, фенол, глицерин, полимерное бальзамирование и др.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_15.jpg" alt=">Распилы, срезы, вычленение; Препарирование – выделение с помощью анатомических инструментов определенных структур; Инъекции"> Распилы, срезы, вычленение; Препарирование – выделение с помощью анатомических инструментов определенных структур; Инъекции красящими массами – заполнение просветов сосудов и секретовыводящих структур железистых органов; Коррозия – инъекция застывающими массами и последующее растворение органа в кислоте или щелочи; Просветление тканей органа; Гистотопография - изготовление тонких срезов органа, окрашенных гистологическими красителями; Полимерное бальзамирование Пластинация Методики анатомического исследования

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_16.jpg" alt=">Визуальный осмотр Рентгеноскопия МРТ КТ, СКТ Эхолокация (ультразвуковое определение плотности тканей) Контактная микроскопия "> Визуальный осмотр Рентгеноскопия МРТ КТ, СКТ Эхолокация (ультразвуковое определение плотности тканей) Контактная микроскопия Методики анатомического исследования

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_17.jpg" alt=">Микроскопические методы исследования Световая микроскопия Электронная микроскопия Растровая микроскопия">

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_18.jpg" alt=">С изучения анатомии начинается настоящая медицина! Нормальная анатомия – это базисная (фундаментальная) дисциплина, позволяющая"> С изучения анатомии начинается настоящая медицина! Нормальная анатомия – это базисная (фундаментальная) дисциплина, позволяющая в дальнейшем качественно изучать теоретические медицинские дисциплины (гистологию, физиологию, и др.) и клинические дисциплины (хирургию, терапию, нервные болезни, травматологию).

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_19.jpg" alt=">Исторические этапы развития анатомии: Схоластическая анатомия Древнего Китая, Индии, Вавилона, Палестины, России; Научная анатомия"> Исторические этапы развития анатомии: Схоластическая анатомия Древнего Китая, Индии, Вавилона, Палестины, России; Научная анатомия Древней Греции (Гиппократ, Аристотель, Эразистрат, Герофил, Агнодика);

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_20.jpg" alt=">Исторические этапы развития анатомии: Научная анатомия Древнего Рима (Клавдий Гален); Анатомия Средневековья "> Исторические этапы развития анатомии: Научная анатомия Древнего Рима (Клавдий Гален); Анатомия Средневековья Анатомия средневекового Востока (Авиценна); Анатомия эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Андреас Везалий)

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_21.jpg" alt=">Развитие анатомии в России Первые медицинские школы при госпиталях (Москва, Санкт-Петербург); "> Развитие анатомии в России Первые медицинские школы при госпиталях (Москва, Санкт-Петербург); Медицинские школы при университетах;

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_22.jpg" alt=">Развитие анатомии в России Создание анатомических музеев и Кунсткамеры; "> Развитие анатомии в России Создание анатомических музеев и Кунсткамеры; Кафедра анатомии МХА и ВМедА; Создание медицинских институтов

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_23.jpg" alt=">П.А. Загорский – первый руководитель кафедры физиологической анатомии с 1798 по 1833 гг."> П.А. Загорский – первый руководитель кафедры физиологической анатомии с 1798 по 1833 гг. Создал первый учебник анатомии на русском языке; Впервые стал изучать аномалии развития и уродства (тератология); Основоположник сравнительной анатомии Ввел обязательные занятия на трупах

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_24.jpg" alt=">И.В. Буяльский – руководитель кафедры физиологической анатомии с 1833 по 1844 гг. Автор"> И.В. Буяльский – руководитель кафедры физиологической анатомии с 1833 по 1844 гг. Автор первого отечественного атласа «Анатомо-хирургические таблицы»; Автор руководства по анатомии человека: «Краткое описание анатомии человеческого тела»; Автор методики: «Ледяная анатомия»; Автор методики уникальных коррозионных препаратов; Создатель первого домашнего анатомического музея

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_25.jpg" alt=">Н.И. Пирогов – организатор и руководитель института практической анатомии с 1846 по 1856"> Н.И. Пирогов – организатор и руководитель института практической анатомии с 1846 по 1856 гг. Основоположник нового направления - топографической анатомии и оперативной хирургии; Автор атласа – «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела»; Автор атласа - «Изображения наружного вида и положения органов, заключенных в трех главных полостях человеческого тела для судебных врачей»; Гениальный хирург-анатом

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_26.jpg" alt=">В.Л. Грубер – руководитель института практической анатомии с 1856 по 1887 гг. Основоположник"> В.Л. Грубер – руководитель института практической анатомии с 1856 по 1887 гг. Основоположник нового научного направления – «вариантная анатомия»; Автор оригинальной методики изготовления и бальзамирования анатомических препаратов; Создатель музея «сухих» анатомических препаратов; Основатель женского медицинского образования в России

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_27.jpg" alt=">А.И. Таренецкий - руководитель кафедры нормальной анатомии с 1887 по 1905 гг."> А.И. Таренецкий - руководитель кафедры нормальной анатомии с 1887 по 1905 гг. Создатель антропологического общества и антропологического отдела музея; Автор уникальной книги «Кафедра и музей анатомии за 100 лет»; Начальник академии (1901-1905)

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_28.jpg" alt=">И.Э. Шавловский - руководитель кафедры нормальной анатомии с 1905 по 1915 гг."> И.Э. Шавловский - руководитель кафедры нормальной анатомии с 1905 по 1915 гг. Автор оригинальной методики инъекции лабиринта металлической массой ВУДА; Инициатор создания на кафедре анатомии микроскопической лаборатории; Автор методик бальзамирования формалинсодержащими растворами

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_29.jpg" alt=">В.Н.Тонков - руководитель кафедры нормальной анатомии ВМедА с 1915 по 1950 гг. Автор"> В.Н.Тонков - руководитель кафедры нормальной анатомии ВМедА с 1915 по 1950 гг. Автор уникального учебника по анатомии человека; Основоположник экспериментального направления в анатомии; Основоположник рентгеноанатомии в России; Начальник академии (1917-1925)

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_30.jpg" alt=">Б.А. Долго-Сабуров - руководитель кафедры нормальной анатомии ВМедА с 1956 по 1963 гг."> Б.А. Долго-Сабуров - руководитель кафедры нормальной анатомии ВМедА с 1956 по 1963 гг. Создатель уникальной краниологической коллекции периода ВОВ (1942-1945гг.); Продолжатель научного направления школы В.Н.Тонкова – «коллатерального кровообращения»; Основатель нового научного направления – «иннервация вен и внутренних органов»

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_31.jpg" alt=">Е.А. Дыскин – руководитель кафедры нормальной анатомии с 1968 по 1988 гг. Основоположник"> Е.А. Дыскин – руководитель кафедры нормальной анатомии с 1968 по 1988 гг. Основоположник нового направления «Анатомия и военная медицина» - воздействие на организм человека различных экстремальных факторов (гравитационных перегрузок, гипербарической оксигенации и огнестрельных ранений)

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_32.jpg" alt=">Функциональная анатомия сосудистой системы; Функциональная анатомия нервной системы; Морфология микроциркуляторного русла в "> Функциональная анатомия сосудистой системы; Функциональная анатомия нервной системы; Морфология микроциркуляторного русла в норме, эксперименте и клинике; Современные научные направления

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_33.jpg" alt=">Медицинская краниология; Прикладная клиническая анатомия; «Полимерное бальзамирование» Современные научные направления">

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_34.jpg" alt=">Факторы развития анатомии как науки Запросы практической (клинической) анатомии; Появление новых методик анатомических и"> Факторы развития анатомии как науки Запросы практической (клинической) анатомии; Появление новых методик анатомических и клинических исследований; Развитие смежных теоретических и клинических дисциплин

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_images/30-1_lk_na_-_fundamentalynaya_disciplina_v_sisteme_medicinskogo_obrazovaniya.ppt_35.jpg" alt=">Спасибо за внимание">

Название: Нормальная анатомия человека. Конспект лекций.

Данная книга содержит курс лекций по нормальной анатомии человека, где четко сформулированы понятия, что является главным преимуществом при подготовке к экзамену и успешной его сдаче. Материал предельно конкретизирован и систематизирован. Также пособие является альтернативой для преподавателей при планировании занятий.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОСТЕОЛОГИИ .
Скелет (skeleton) - совокупность всех костей человеческого организма. Скелет составляет до 10% массы человеческого организма. Скелет человека выполняет множество различных функций. В организме человека насчитывается более 200 костей. Позвоночный столб состоит из 26, череп - из 29 костей. Скелет нижних конечностей образован 62 костями, а верхних конечностей - 64.

Скелет человека:
1) выполняет опорную функцию, поддерживая разнообразные мягкие ткани;
2) защищает внутренние органы, создавая для них вместилища;
3) является органом-депо многих важных макроэлементов (кальция, фосфора, магния). Эти вещества необходимы для нормального обмена веществ.

Кость (os) снаружи покрыта надкостницей (periosteum), внутри кости имеется костномозговая полость (cavitas medullares), в которой расположен красный и желтый костный мозг (medulla ossium rubra et flava).
Прочность кости определяется содержанием в ней органических и неорганических соединений. Кость состоит на 29 % из органических, на 21 % - из неорганических веществ и на 50 % - из воды.

Классификация костей:
1) трубчатые кости (os longum) наиболее часто имеют трехгранную или цилиндрическую форму. Длинник кости можно разделить примерно на три части. Центральная часть, занимающая большую долю от длины кости, - это диафиз (diaphysis), или тело кости, и эпифизы (epiphysis) - краевые части, имеющие утолщенную форму. Эпифизы имеют суставную поверхность (facies articularis), которая покрыта суставным хрящом. Место перехода диафиза в эпифиз называется метафизом (metaphysis).

Различают длинные трубчатые кости (например, плеча, бедра, предплечья, голени) и короткие (например, фаланги пальцев, пястные и плюсневые);
2) плоские кости (ossa plana). К ним относятся кости таза, ребра, грудина, кости крыши черепа;
3) смешанные кости (ossa irregularia) имеют сложное строение и разнообразную форму (примером может служить позвонок);
4) губчатые кости (os breve) часто имеют форму неправильного куба (кости предплюсны и запястья);
5) воздухоносные кости (ossa pneumatica) имеют в своей толще полость, выстланную эпителием и заполненную воздухом (например, верхняя, клиновидная, решетчатая, лобная челюсти).

Возвышения на поверхности кости, к которым прикрепляются связки и мышцы, называются апофизами. К апофизам относятся гребень (crista), бугор (tuber), бугорок (tuberculum) и отросток (processus). Помимо возвышений, имеются углубления - ямка (fossula) и яма (fovea).

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Нормальная анатомия человека. Конспект лекций. Яковлев М.В. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать fb2
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Максим Васильевич Кабков

Нормальная анатомия человека

1. Общие сведения об остеологии

Скелет (skeleton) – совокупность всех костей человеческого организма. В организме человека насчитывается более 200 костей.

Скелет человека:

1) выполняет опорную функцию, поддерживая разнообразные мягкие ткани;

2) защищает внутренние органы, создавая для них вместилища;

3) является органом-депо многих важных микроэлементов (кальция, фосфора, магния).

Кость (os) снаружи покрыта надкостницей (periosteum), внутри кости имеется костномозговая полость (cavitas medullares), в которой расположен красный и желтый костный мозг (medulla ossium rubra et flava).

Кость состоит на 29 % из органических, на 21 % – из неорганических веществ и на 50 % – из воды.

Классификация костей:

1) трубчатые кости (os longum). Наиболее часто имеют трехгранную или цилиндрическую форму. Длин-ник кости можно разделить примерно на три части. Центральная часть, составляющая большую часть от длины кости, – это диафиз (diaphysis), или тело кости, и эпифизы (epiphysis) – краевые части, имеющие утолщенную форму. Эпифизы имеют суставную поверхность }