Математика
Тема урока: Число и цифра 4.Тип урока: урок изучения нового материала.Цель: познакомить с образованием числа 4; состав числа 4.Предметные результаты: - устанавливать закономерность, заполнять в соответствии с ней таблицу;-решать задачи;- писать цифру 4, соотносить цифру и число.УУД Регулятивные: понятие и понимание учебной задачи урока; формирование умения достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия.Познавательные: добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах (схема, иллюстрация, текст, таблица).Коммуникативные: учиться высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновать этапы решения учебной задачи.Личностные результаты: формирование ориентации на познание нового, овладение новыми умениями и компетенциями.Ход урока
- Самоопределение к деятельности
Стихотворение А. Плещеева
1)-Подул ветерок и полетели листочки.- Как называется природное явление, когда падают листочки?- Посчитайте, сколько листочков к нам прилетело на урок.- Расположите их в порядке убывания, возрастания.4 3 2 1 1 2 3 4- Назовите наименьшее число.- Назовите наибольшее число.- Какое число следует за числом 3?- Число, стоящее перед 5?- Назовите число больше 3, но меньше 5.2)- Назовите геометрические фигуры.- Что у них общего? (4 угла)- Как одним словом назвать эти геометрические фигуры?- Сколько всего фигур?3)- Ой, кто это закатился к нам на урок?- Вспомните, чьи это слова.Колобок: Я от бабушки ушел, Я от дедушки ушел.- Кого ты встретил, Колобок, на своем пути, когда убежал?- Кто был первым? Вторым? Последним? Между волком и лисой?- Сколько зверей встретил Колобок?- Из какой сказки этот герой?- Чем закончилась сказка?- Чему она учит?- Садись, Колобок, за парту и набирайся уму разуму.4)- Найдите ответы в конце цепочки:1+1+1-2+3=45) Задача:Три пушистые кошечкиУлеглись в лукошечке,Тут одна к ним прибежала,Сколько вместе кошек стало? (4)- Покажите ответ карточкой (у детей карточки с цифрами: 1, 2, 3)3. Постановка проблемы - Почему вы показываете разные числа, а кто-то не показал число?- Назовите тему урока.- Чему мы должны научиться на уроке? (Узнать все о числе 4 и научиться писать цифру 4)- Откройте конверты и соберите число 4 (из полосок).4. “Открытие” детьми нового знания - Посмотрите на числовой ряд. Найдите число 4.- Что можете рассказать об этом числе?- На каком месте в ряду чисел стоит данное число?- Назовите соседей числа 4.- На сколько 4 меньше последующего числа 5?- На сколько число 4 больше предыдущего числа 3?- Где встречались в жизни с числом 4? (4 времени года, 4 стороны света, 4 лапы; недаром у стола и стула 4 ножки, ведь древние люди считали число 4 символом устойчивости и прочности).- На что похоже число 4? (стул)- Как обозначить число 4, с помощью какой цифры?- Давайте научимся красиво писать эту цифру.- Обведите самую красивую цифру (Подарок от числа и цифры 4).5. Первичное закрепление - Решим задачиНу-ка, сколько здесь ребятНа горе катается?Трое в лодочке сидят,Один дожидается.- Как представлено число 4? (3 и 1)
Два мяча у Ани,Два мяча у Вани,Два мяча да два, малыш!Сколько их? Сообразишь?- В виде каких двух чисел представлено число 4? (2 и 2)- Так назовите состав числа 4.6. Самостоятельная работа с самопроверкой Учебник: с.71 №3, 47. Повторение 1) Занимательные задачи (Блиц-ответы):* Сколько рогов у двух коров?* Сколько концов у одной палки? У двух палок?* На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе?*Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько часов играл каждый?
Что объединяет все эти задачи? (ответ: 4)
2) Геометрическое задание:Соберите из геометрических фигур домик и кораблик.- Сколько деталей в каждой постройке?8. Итог. Рефлексия. - Назовите тему урока.- Какую цель ставили на уроке?- Достигли ее?- Определите уровень ваших знаний по теме.- Расскажите, что вы знаете о числе 4.- Как можно обозначит число 4?
Государственное казённое учреждение
Детский дом – интернат
«Южное Бутово»
Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.
«Число и цифра 4. Счёт до 4»
подготовила
учитель - дефектолог
Щербакова Елена Игоревна
г. Москва 2012
Цель занятия: познакомить с числом и цифрой 4
Задачи :
Образовательные:
1.Познакомит с формой наглядного изображения цифры 4
2.Учить соотносить цифры 1,2,3,4 с количеством
3.Закреплять навык пересчёта предметов, восприятия количества с помощью слухового, тактильного и двигательного анализаторов
5.Обучать умению соотносить число 4 с количественной моделью. Развивать конструктивные умения
Коррекционно – развивающие:
Развивать внимание, память, восприятие, воображение, речь
Воспитательные:
Учить правильному поведению на уроке: слушать учителя, не перебивать; приступать к выполнению задания, дослушав до конца инструкцию педагога
Возрастная направленность занятия: старший школьный возраст
Оборудование: демонстрационная цифра 4 из бархатной бумаги, касса цифр, мел и губка, мешочек с пластмассовыми цифрами, домики для цифр, счётные палочки, кубики, лото, тетрадь, карандаши.
Ход занятия
Организационный момент:
Какое сейчас время суток? День недели?
Днём у нас бывают занятия.
Это время, время книжки.
Не спеша оно идёт.
Все девчонки и мальчишки
Учат азбуку и счёт
Повторение ранее изученного:
Жили были цифры. Вот такие. Педагог выкладывает цифры на столе не по порядку. Назови их.
Цифра один похожа на крючок,
А может на обломанный сучок.
А вот это цифра два. Полюбуйся какова:
Выгибает двойка шею, волочится хвост за нею.
А вот это посмотри, выступает цифра три.
Тройка третья из значков, состоит из двух крючков.
Собрались они вместе и решили поселиться на одной улице. А домики они поставили в один ряд и заселились в них так же, как мы считаем: 1,2,3.
Вышли цифры гулять и заблудились. Залезли в мешок и не могут выбраться. Помоги им.
Ребёнок достаёт на ощупь из мешка заданную педагогом цифру.
Разложи их на парте.
Помоги им найти свои домики.
Основная часть:
Посчитай домики. (Три)
Посмотри, я построила ещё один домик. (Три и ещё один)
Сколько стало домиков? (Четыре)
Как ты думаешь, какая цифра будет жить в этом домике? (Четыре)
Дефектолог демонстрирует цифру 4.
Посмотри, это цифра 4. На что она похожа?
Делал Егорка с мамой уборку.
Опрокинул стул в квартире,
Стал похож он на четыре.
Возьми столько же палочек, сколько у меня.
Дефектолог отсчитывает четыре палочки. Ребёнок повторяет.
Ребёнок по образцу выкладывает из палочек стул. Круговым движением руки переворачиваем стул.
На что похоже?
Гляди, четыре это стул, который я перевернул.
Повторное чтение стихотворения с одновременным обведением цифры 4 по бархатной бумаге, по крупе, в воздухе, на спине. Обводим цифру, нарисованную мелом на доске, по пунктиру, стираем по контуру мокрой губкой
Дефектолог выставляет цифры по порядку. Под цифрами раскладывает кубики.
Посмотри, как надо считать: называть числа и показывать на предметы по порядку, дотрагиваясь до них рукой. «Один, два, три, четыре – всего четыре кубика» - произносит учитель и делает круговое движение рукой. Надо сосчитать и показать, что всего четыре кубика (повторить обобщающий жест). Количество предметов (4кубика) обозначается цифрой 4.
Физкультминутка:
Зайцы скачут:
Скок – скок – скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идёт ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире и руками помахать.
И на место тихо встать.
Закрепление
а) - Положи на парту 2 карандаша. Покажи соответствующую цифру. Положи ещё один. Сосчитай. Покажи соответствующую цифру. Положи ещё один. Сосчитай. Положи цифру.
б) Найди цифру 4 среди других цифр.
в) Задание для развития зрительного восприятия. Ребёнку предлагается обвести по контуру цифру 4. При этом контурное изображение цифр 1, 4 наложены друг на друга.
д) Лото. Предметные картинки: два вертолёта, пчела, три снеговика, корабль, три поросёнка, две рыбы, четыре арбуза, четыре жука
Что нарисовано на картинках? Скажи одним словом.
Закрой картинки соответствующей цифрой.
Итог:
Я буду рисовать цифры у тебя на спине, скажи «стоп», когда узнаешь цифру 4.
С какой цифрой мы сегодня познакомились?
Список использованной литературы
- Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей. Издательство Владос Москва 2005.
- Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Развитие элементарных математических представлений. Издательство Мозаика – Синтез Москва 2007.
Конспект занятия по математике
Конспект занятия.
Тема занятия : Число и цифра 4. Количественный и порядковый счет до четырех.Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель : формировать представление о числе и цифре 4, количественном и порядковом счёте до четырёх.
Задачи:
- продолжать знакомить с понятием следующее число;
строить натуральный ряд чисел в соответствии с правилом получения следующего числа;
- знакомить с числом и цифрой 4;
- продолжить учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок;
- формировать умение называть числа по порядку;
- учить сравнивать числа;
- продолжать развивать пространственные и геометрические представления, учить детей использовать в речи слова «слева-справа-между-под-над»;
развивать память, внимание, коммуникативные умения;
воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал
: предметные картинки: избушка, елочка, снеговик; «Цифра 4»; «На что похожа цифра 4»; снежинки;
Раздаточный материал:
ТПО М. В. Корепановой «Моя математика» (пособие для детей 4-5 лет); карточки с точками (1-4); листы для индивидуальной работы; цветные карандаши
Ход занятия
1. Орг. Момент-Приветствие, проверка по списку
2. Основной этап
Закрепление пространственных представлений.
-На лесной опушке стоял маленький домик, избушка.
(демонстрация картинки)
-Справа от избушки росла елочка, слева стоял снеговик.
(демонстрация картинок) Приложение 1
Соотнесение числа и цифры
-Пошел снег.
-Сосчитаем снежинки, найдем карточки с соответствующим числом точек
Образование числа 4
- Кто в избушке живет? (зайчики)
- Сколько зайчиков?
- В гости к зайчикам прибежали белочки.
- Решили они танцевать: зайчик-белочка
- Что можно сказать про зайчиков и белочек? (поровну, зайчиков столько же, сколько белочек)
- Один зайчик опоздал, выскочил из избушки.
- Что теперь скажем про зайчиков и белочек? (теперь белочек меньше, чем зайчиков)
- Было 3 зайчика, прибежал еще один стало 4.
- Как сделать поровну? (позвать еще одну белочку)
- Сколько теперь белочек и зайчиков? (по 4)
-Что бывает по 4?
колеса у машины
лап у зайчика(белочки)
4 времени года
Идет четыре после трех,
Поговорим о четырех.
Четыре времени в году-
Я разговор о них веду.
Зима бела и холодна,
Пушистый снег несет она.
Весна бросает в землю зерна,
А лето трудится проворно.
За летом осень золотая
Несет корзины урожая.
Физминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь.
Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь
Пола ручками коснитесь
Сели-встали, сели-встали
И на месте поскакали.
ТПО с.22, задание 1
- Рассмотрите рисунок справа (слева)
-Что видите на рисунке слева? Что изменилось на рисунке справа?
-Было-стало Знакомство с цифрой 4.
-Знакомим с цифрой 4
-На что похожа цифра 4?
работа на листочках Приложение 2
-Сколько собачек, сосчитаем. (4)
-Обозначим число точками.
-Раскрасить цифру 4 цветными карандашами.
3.Итог занятия
-Что нового узнали? (как образуется число 4, считали по порядку до четырёх)
Приложения
Приложение 1Приложение 2
Конспект урока по математике на тему:
« Число и цифра 4»
Подготовила: Ефлютина Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов
2015г.
Тема
Число и цифра 4
Цель темы:
Познакомить с числом и цифрой 4
Формировать умения распознавать, называть цифру 4, считать в прямом и обратном порядке в пределах 10;
формировать умения правильно соотносить цифру 4 с количеством предметов, писать цифру 4;
Совершенствовать умения вычислять в пределах четырёх;
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Способствовать привитию аккуратности, терпения, преодоления трудностей, правил поведения на уроке.
Формировать УУД:
Личностные:
Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики;
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха(неуспеха) в учебной деятельности;
Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям;
Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении;
Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;
Следовать в поведении моральным и этическим требованиям;
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности;
Работать над осознанием ответственности за общее дело.
Регулятивные:
Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
Способствовать выполнению пробного учебного действия;
Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания: вносить необходимые корректировки в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;
Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя: проговаривать последовательность действий на уроке: работать по коллективно составленному плану: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Коммуникативные:
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте (совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им);
Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других).
Познавательные:
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;
Помочь выделить и сформулировать познавательную цель;
Развивать умение работать с разными видами информации;
Продолжать работать над формированием умений выполнения действий по образцу;
Работать над использованием знаково-символичных средств;
Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке;
Умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные:
Знает название и последовательность чисел при счете.
Личностные:
Умеет проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
Определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя; проговаривает последовательность действий на уроке; оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; работает по коллективно составленному плану; планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывает свое предположение.
Коммуникативные:
Умеет оформлять свои мысли в устной форме;
Слушает и понимает речь других; умеет совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные:
Умеет ориентироваться в своей системе знаний; отличает новое от уже известного с помощью учителя; добывает новые знания; .
Основные понятия
Число и цифра 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10. Знаки + (плюс), - (минус), = (равно)
Межпредметные связи
Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник Г.В.Дорофеев.Т.Н. Миракова « Математика» 1 часть, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса« Математика» 1 часть,
Методическое пособие, картинка совы, наглядный и раздаточный материал, презентация, электронная физмиинутка.
Организация
пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Технология проведения
Деятельность
ученика
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты УУД
Предметные
I этап. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
Уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.
Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.
I этап. Организационный момент.слайд 1
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.Слайд 2
Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.
Умеет слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Умеет находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)
II этап. Актуализация знаний.
Цель – закрепить счёт в пределах 10.
Работать с информацией , представленной в форме стихотворения.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Организовать фронтальную работу по счёту в пределах 10,
показать учащимся насколько последующее число больше предыдущего
в обсуждение проблемныхвопросов.
Устанавливает тематические рамки.
Организует называние шагов учебной деятельности.
II этап. Актуализация знаний. Устный счёт
Повторим прямой и обратный счет до 10;
Назовите соседей числа 2,5,8. - Сравните числа 6 и 9. Какое из них больше, почему? (9больше, т. к. стоит правее в натуральном ряде чисел)
Назовите числа,которые меньше 6, больше 9.
б) Работа в тетради.
Запишите число, которое стоит перед числом 2. - Запишите цифрами количество грибов, изображенных на экране (3).слайд 3
Посмотрите на экран. Из данных чисел запишите наибольшее число: 1 2 3слайд 4
Продолжите эту закономерность до конца строчки.
Решим задачки в стихах. Ответы покажите с помощью веера.
1)На плетень взлетел петух, повстречал еще там двух, сколько стало петухов? У кого ответ готов?
Как записать решение?Слайд 5
2) Посадил я три хороших
Белых бусинок-горошин.
А росточков из горшка
Показалось только два.
Две горошинки взошло.
Сколько же не проросло?
Какое решение запишем? - Молодцы, вы хорошо поработали, вспомнили изученное ранее. Но сегодня нам предстоит узнать ещё много очень важного и интересного.
Знает название и последовательность чисел при счете
Понимает отношения между числами (больше, меньше, равно).
Умеет оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) ;
Умеет ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД)
III этап. Изучение нового материала.
Цель – познакомить учащихся с числом и цифрой 4.
Познакомить учащихся с составом числа 4.
Участвовать в работе по решению примеров
Осуществлять взаимный контроль и оказывать работать в парах ).
Оценивать правильность выполнения заданий.
Участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Организовать работу по изучению состава числа 4.
Организовать работу в парах
обеспечить
контроль
за выполнением
Включить учащихся
в обсуждение
вопросов.
ставлю цифру в числовой ряд
III
этап. Постановка проблемы
а) – Посмотрите на экран. Какие множества вы видите? (собачки и стульчики)слайд 6
Что общего между этими множествами?
Кто сможет сказать, что мы должны узнать на уроке?
Верно, к нам снова в гости пришла мудрая сова и хочет, чтобы мы узнали о числе и цифре 4.
б) Практическая работа
Посмотрите на экран. Паровозик решил прокатить своих друзей, но он не знает, сколько вагончиков ему нужно. Поможем ему? слайд 7
Сколько друзей у вагончика? (4)
Поставим вагончик для Буратино.
Поставим вагончик для Мальвины.слайд8
Сколько получилось вагончиков? (2)
Как получили число 2? (Запись на доске 1+1=2)
Поставим вагончик для Золушки.
Сколько вагончиков стало?
Как получили 3? (Запись на доске 2+1=3)
Всех друзей посадили?
Поставим вагончик для Незнайки. Сколько стало? (4)
Как получили число 4? (3+1)слайд9
в) Знакомство с цифрой 4.Сейчас с помощью красных и желтых кружков покажите все варианты состава числа 4слайд 10
(После выполнения задания на экран выводится картинка с изображением состава числа 4 и дети проводят взаимопроверку)
– А чем число 4 отличается от цифры 4?
(Цифра 4 – это лишь знак для обозначения количества, равного 4.)
На что похожа цифра 4?
А
ЧЕТЫРЕ
букву «Ч»,
Не напомнила тебе?
Честным, Чутким Человеком
Будь всегда и будь везде
В математике слово «четыре» заменяют цифрой 4.
Где должно стоять число 4 в числовом ряду?
Научимся правильно и красиво писать её. Показ написания цифры 4 на экране, на доске.Слайд 11
Учитель объясняет написание цифры, дети прописывают в воздухе,
пальчиком на ладошке, затем в тетради. Самую красивую цифру подчеркивают.
5. Физминутка под музыку.(электронная физминутка) слайд 12
А сейчас давайте вместе с озорными собачками потанцуем на полянке.
Называет и обозначает действия сложения и вычитания.
Умеет правильно писать цифру 4.
Коммуникативные УУД)
Находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)
Оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД)
IV
Цель – научить правильно писать цифру 4.Запомнить состав числа 4.
Работать с информацией .
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре ).
Участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Организовать работу в парах, обеспечить
контроль
за выполнением
Организовать фронтальную работу по учебнику.
Включить учащихся
в обсуждение вопросов.
IV этап. Закрепление изученного.
а) Работа по учебнику с.62.
Рассмотрите картинку.
Какое время показывают часы?
Сколько цыплят у курочки?
б)Работа в рабочей тетради на с.50.
Посчитайте сколько раскрашенных арбузов.
Раскрасьте еще 1 арбуз.
Сколько стало арбузов.
Дополним данную запись.
Давайте еще раз проговорим, как получили число 4. Расскажите друг - другу.
А как из 4 получить 3?
в) с.62 №3- решение записать в тетради.
с. 63 № 5, 6- устно, с помощью цифровых вееров.
г) Самостоятельная работа в карточках:
(У девочек задания на желтых листочках, у мальчиков - на зеленых.)
Взаимопроверка по готовым ответам на экране. Сначала проверяют девочки, затем проверяют мальчики. У кого нет ни одной ошибочки, получают медальки.
Умеет распознавать и исследовать исходные данные;
Умеет выполнять устно и письменно арифметические действия с числами;
Планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)
Умеет оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
Находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)
Цель – подвести итогпроделанной работе на уроке.
Выяснить, что усвоили учащиеся.
Работать с информацией , представленной в форме рисунка .
Участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Включить учащихся
в обсуждение вопросов.
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Чему вы научились на уроке? Расскажите по схеме:слайд13
Я запомнил
Какую цифру вы научились писать на уроке? Состав какого числа нам нужно запомнить?
Над доской – семь разноцветных цветочков по порядку цветов радуги. См рисунок 3.
На каждом цветочке - буква:
М О Л О Д Ц Ы
Рисунок 3.
Проследите глазками за цветочками в том порядке, в котором я назову, соедините буквы и прочитайте слово: красный цветочек, оранжевый, желтый, зеленый голубой, синий, фиолетовый. Какое слово получилось? (Молодцы.)
– Чему вы научились?
– Понравилось ли вам на уроке?
– Что больше всего понравилось?слайд 14
Правильно употребляет в речи математические понятия.
Планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)
Отличает новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)
Умеет оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
Цели:
- в ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием числа 4,
- научить писать цифру 4, учить давать полные ответы, учить рассуждать и логически мыслить,
- воспитывать интерес к математике,
- развивать творческое воображение.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и обратном порядке,
- определять состав числа 4, соотносить число и цифру 4,
- выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения,
- оценивать себя, границы своего знания и незнания,
- работать в паре, оценивать товарища.
Наглядное обеспечение: СД электронное приложение к учебнику М.И Моро, С.И Волкова, С.В. Степанова “Математика 1 класс”, ФГОС, “Школа России”.
Раздаточный материал: “Математические кораблики”.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Логическая разминка.
– На прошлом уроке мы учились разгадывать загадки и ребусы.
1) Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
– Как вы догадались? Сколько у бабочки крыльев? Как они расположены?
2) Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет,
А четвертый плачет. (Времена года)
– Назовите их.
3) Два мяча у Ани
Два мяча у Вани.
Два мяча да два. Малыш!
Сколько их? Сообразишь? (4)
– Как вы узнали? Где еще можно встретить число 4?
(У стола и стула по 4 ножки, у машины 4 колеса, на циферблате 4 часа, …)
У стола 4 ножки,
И у шкафа, и у кошки, –
Нам четверочка сказала,
Целый день она считала.
Молодцы!
3. Сообщение темы
– Сегодня мы знакомимся с числом 4!
– Посмотрите на натуральный ряд чисел.
* Назовите соседей числа 4. (3 и 5)
* Назовите числа, которые меньше,чем число 4.
* Назовите числа, которые больше, чем число 4.
* Сосчитай от 3 до 8.
* Сосчитай от 10 до 4.
4. Практическая работа.
* Возьмите математические кораблики.
– Положите 3 красных круга. Добавьте столько синих кругов, чтобы получилось число 4.
– Как получили число 4?
– За каким числом стоит число 4?
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря. (С.Маршак)
5. Просмотр видеофильма
– А сейчас у нас встреча со Знайкой, который познакомит вас с числом 4.
(СД “Электронное приложение” к учебнику “Математика” 1 класс 2011 г.)
6. Физкультминутка
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
(Ходьба на месте)
Крылья пестрые мелькают:
В поле бабочки летают.
(Взмахи руками)
1, 2, 3, 4,
Полетели,закружились.
(Взмахи руками, покружиться)
7. Составление числовых записей
Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало?
– Составьте с помощью математических карточек числовые выражения к стихотворению:
Как получили число 4?
Четыре зайца шли из школы.
Вдруг на них напали пчелы.
Два зайчика спаслись едва.
А сколько не успело?
8. Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
9. Работа по учебнику с. 30
* Откройте учебник на 30
– Найдите картинки.
– О чем можно сказать один? Два? Три? Четыре?
* Сколько получится, если к 3+1?
– Сколько машин было в гараже? (4)
– Все ли машины исправны?
– Составь рассказ.
(В гараже 4 машины. Одна сломанная.)
– Прочитай выражение, которое подходит к этому рассказу. Какой выбрали математический знак “+” или “–”
(Было 3 машины, починили еще 1)
* Рассмотрите монеты на полях.
– Как можно набрать 4 рубля, если есть мотеты только достоинством: 1 руб., 1 руб.,2 руб., 2 руб.
* Как называется геометрическая фигура, у которой 4 стороны?
– Возьмите квадрат, покажите 4 стороны, 4 угла, 4 вершины.
10. Знакомство с цифрой 4