Данный урок поможет вам получить представление о теме «Геометрия молекул. Понятие о теории гибридизации». Будет раскрыт универсальный характер процесса гибридизации для органических, сложных неорганических веществ и аллотропных модификаций углерода. Вы узнаете о зависимости геометрии молекул от типа гибридизации электронных орбиталей и свойств веществ от геометрии молекул.
Тема: Введение в органическую химию
Урок: Геометрия молекул. Понятие о теории гибридизации
на примере молекул с одинарными связями
Внешний уровень атома углерода в основном (невозбужденном) состоянии описывается формулой 2s 2 2p 2 или схемой:
2 s |
В этом строении заложены предпосылки для своеобразной симметрии - для четырех электронов имеются как раз 4 орбитали. Еще в середине XIX века немецкий ученый Фридрих Кекуле справедливо предположил, что в органических соединениях валентность углерода равна четырем.
С точки зрения электронного строения атома это можно объяснить так:
Один электрон с 2s-орбитали «перескакивает» на 2p-орбиталь, атом углерода при этом переходит в так называемое возбужденное состояние:
Возбужденное состояние атома углерода 2s 1 2p 3:
2 s |
позволяет атому углерода образовать 4 ковалентные связи по обменному механизму.
Три p-орбитали традиционно изображают в форме взаимно перпендикулярных друг другу «гантелей», а s-орбиталь - в форме шара. Три связи, образованные p-электронами, должны располагаться под углом 90 o друг к другу, и они значительно длиннее, чем связь, образованная s-электроном. Но метан СН 4 - это симметричный тетраэдр.
Еще в 1874 г., за много лет до того, как стало возможным прямое определение строения молекул, Якоб Генрик Вант-Гофф (1852-1911), будучи студентом Утрехтского университета, предположил, что атом углерода в соединениях имеет тетраэдрическое строение. Строение молекулы метана СН 4 - правильный тетраэдр с атомом углерода в центре. Валентные углы связей Н-С-Н равны 109 о 28’.
Упрощенное объяснение: все орбитали внешнего уровня углерода выравниваются по энергии и форме, смешиваются, т.е. «гибридизуются», образуя одинаковые гибридные орбитали. См. рис. 1.
Рис. 1. Гибридизация - это смешивание электронных облаков при образовании химических связей
Смешение одной s -орбитали и трех p -орбиталей дает четыре sp 3 -гибридные орбитали, вытянутые по углам тетраэдра с атомом С в центре. Углерод в метане находится в состоянии sp 3 -гибридизации. Рис. 2.
Рис. 2. Строение метана
Строение аммиака
Таким же образом гибридизуются четыре орбитали атома азота в молекуле аммиака NH 3 : У атома азота 5 электронов на внешнем уровне. Поэтому на одной sp 3 -орбитали расположена неподеленная пара электронов, а на остальных трех - электронные пары связей N-H. Все четыре электронные пары располагаются по углам искаженного тетраэдра (электронное облако неподеленной пары больше, чем связывающей). Рис. 3
Рис. 3. Строение аммиака
Строение воды
У атома кислорода 6 электронов на внешнем уровне. Поэтому на двух sp 3 -орбиталях расположены неподеленные пары электронов, а на остальных двух - электронные пары связей О-H. Молекула имеет угловое строение. Рис. 4.
Рис. 4. Строение воды
При таком анализе строения молекул важно не путать геометрию расположения в пространстве электронных пар и геометрию химических связей. Мы видим, что в аммиаке и воде не все электронные пары участвуют в образовании химических связей.
Геометрия молекул или химических связей рассматривает именно расположение атомов в пространстве, не описывая расположение неподеленных электронных пар. Электронные облака гибридных орбиталей стараются как можно дальше оттолкнуться друг от друга. Если облака четыре- то они разойдутся по углам тетраэдра, три - разместятся в плоскости под углом 120°.
Строение молекулы BF 3
На внешнем уровне атома бора 3 электрона. При образовании связей бор, как и углерод, переходит в возбужденное состояние. Одна s- и две p-орбитали, на которых есть электроны, гибридизуются, образуя три одинаковых sp 2 -гибридных орбитали, располагающиеся по углам равностороннего треугольника с атомом бора в центре. Рис. 5
Рис. 5. Строение три фторида бора
Вывод : Геометрия молекул рассматривает расположение атомов в пространстве, не описывая расположение неподеленных электронных пар . Так, строение молекулы воды, состоящей из трех атомов, - не тетраэдрическое, а угловое.
Подведение итога урока
Вы получили представление о теме «Геометрия молекул. Понятие о теории гибридизации». Был раскрыт универсальный характер процесса гибридизации для органических, сложных неорганических веществ и аллотропных модификаций углерода. Вы узнали о зависимости геометрии молекул от типа гибридизации электронных орбиталей и свойств веществ от геометрии молекул.
Список литературы
1. Рудзитис Г.Е. Химия. Основы общей химии. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. - 14-е издание. - М.: Просвещение, 2012.
2. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин и др. - М.: Дрофа, 2008. - 463 с.
3. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин и др. - М.: Дрофа, 2010. - 462 с.
4. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. - 4-е изд. - М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2012. - 278 с.
Домашнее задание
1. №№ 1-3 (с. 22) Рудзитис Г.Е. , Фельдман Ф.Г.Химия: Органическая химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Г. Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. - 14-е издание. - М.: Просвещение, 2012.
2. Почему, имея одинаковый тип гибридизации (какой?), молекулы метана и аммиака имеют разное пространственное строение?
3. Чем отличается основное состояние атома углерода от возбужденного?
Для объяснения фактов, когда атом образует большее число связей, чем число неспаренных электронов в его основном состоянии (например, атом углерода), используется постулат о гибридизации близких по энергии атомных орбиталей. Гибридизация АО происходит при образовании ковалентной связи, если при этом достигается более эффективное перекрывание орбиталей. Гибридизация атома углерода сопровождается его возбуждением и переносом электрона с 2s- на 2 р-АО:
АО с большой разницей в энергии (например, 1s и 2 р) в гибридизацию не вступают. В зависимости от числа участвующих в гибридизации p-АО возможны следующие виды гибридизации: для атомов углерода и азота - sp3, sp2 и sp; для атома кислорода - sp3, sp2; для галогенов - sp3.
Оси sp3-гибридных орбиталей направлены к вершинам правильного тетраэдра. Тетраэдрический угол между ними равен 109°28", что соответствует наименьшей энергии отталкивания электронов.
Sp2-Гибридизация (плоскостно- тригональная) Одна s- и две p-орбитали смешиваются, и образуются три равноценные sp2- гибридные орбитали, расположенные в одной плоскости под углом 120° Они могут образовывать три s-связи. Третья р-орбиталь остается негибридизованной и ориентируется перпендикулярно плоскости расположения гибридных орбиталей. Эта р-АО участвует в образовании p-связи.
Данный урок разработан для учащихся 11 класса физико-математического профиля, изучающих химию по программе Габриеляна О.С. по учебнику “Химия. 11 класс”, авторы О.С.Габриелян и др. Изд-во “Дрофа”, 2006 год”.
Универсальность данной разработки заключается в том, что она может успешно использоваться учителями, работающими и по программам других авторов, в классах общеобразовательных и профильных.
Представленная работа включает в себя: технологическую карту урока химии в 11 классе с приложениями и электронной презентацией. Оригинальность работы определяется интерактивными вставками в презентацию, использованием информации из Интернета, и в то же время независимостью от Интернета во время урока. Включенные из различных источников иллюстрации, их комбинация и способ представления позволяют в полной мере осуществлять на уроке межпредметные связи, формировать научное мировоззрение, воспитывать у учащихся любовь к прекрасному.
Разработка может быть использована как методическое пособие. Она призвана помочь начинающему учителю химии, а также педагогу, внедряющему информационные технологии в преподавание химии.
Цели занятия:
- Раскрыть универсальный характер процесса гибридизации для органических, сложных неорганических веществ и аллотропных модификаций углерода.
- Показать зависимость геометрии молекул от типа гибридизации электронных орбиталей, а свойств веществ от геометрии молекул.
- Обратить внимание учащихся на влияние фундаментальных законов природы и особенностей строения молекул на существующий порядок и красоту в мире.
Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, экран, электронная презентация. Шаростержневые модели молекул метана, пентана, графита, алмаза, этилена, ацетилена, модели молекул изготовленные из воздушных шариков, геометрические модели тетраэдра и треугольной пирамиды. Демонстрационная таблица “Аллотропные модификации углерода”, фотографии с изображением молекул и кристаллов, сообщения учащихся, портрет Л.Полинга.
План занятия
I. Сущность гибридизации электронных орбиталей, ее механизм.
II. Из истории вопроса. Полинг Л. – великий химик ХХ столетия, его заслуги в изучении и описании структур молекул.
III. Геометрия молекул органических и неорганических веществ, обусловленная:
- sp 3 __ гибридизацией;
- sp 2 __ гибридизацией;
- sp – гибридизацией.
Задание к уроку: повторить гибридизацию электронных орбиталей атома углерода, свойства химической связи. 1 ученик готовит электронную презентацию “Жизнь и деятельность Л.Полинга”.
Оформление доски
Ход занятияI. Организационный момент . Слайд №1.
II. Беседа по домашнему заданию (6 мин). Слайд №2, формулы веществ на доске.
- Какие свойства ковалентной связи мы изучили на прошлом уроке? (длина, Е, прочность, насыщаемость)
- Что такое длина связи и от чего она зависит? (от размера атома и кратности связи)
- Что такое энергия связи и от чего она зависит? (количество энергии, необходимой для разрыва связи; зависит от прочности связи)
- Что такое прочность связи и от чего она зависит? (от того, какая связь - ?, или?, и какие облака перекрываются - гибридные или негибридные)
- Как взаимосвязаны свойства ковалентной связи? (чем больше длина, тем меньше прочность и энергия)
- Как изменяется длина связи в молекулах галогеноводородов (см. на доске – 1-й столбец) и почему? (увеличивается, т.к. увеличивается размер атома)
- Какое из данных соединений (на доске) самое прочное? (HF)
- При растворении галогеноводородов в воде образуются кислоты. Какая из данных кислот будет самой сильной и почему? (HJ, т.к. кислотность – это способность отдавать Н + , самая непрочная связь у HJ)
- Какая из кислот будет самой слабой? (HF –
плавиковая кислота, растворяет стекло)
Учитель: Свойства вещества зависят от размера атомов, их образующих. - Как изменяется прочность связи в ряду углеводородов (см. на доске – 2-й столбец) и от чего она зависит? (сверху вниз прочность связи увеличивается, т.к. увеличивается кратность и уменьшается длина)
- Каким образом это влияет на свойства данных веществ? (для алканов, имеющих только?-связи, характерны реакции замещения, для алкенов, имеющих?-связи – присоединения, а для алкинов – реакции присоединения и реакции замещения атомов водорода при тройной связи)
- На примере молекул простых веществ хлор,
кислород, азот (см. на доске – 3-й столбец)
объясните, как строение их молекул влияет на их
свойства. (хлор в свободном виде не встречается –
связь одинарная, кислорода в воздухе 21% – двойная
связь, азота в воздухе 78%, инертное вещество –
тройная связь)
Учитель : Свойства органических и неорганических веществ зависят от кратности связи. - Как насыщаемость связей влияет на свойства
веществ (см. на доске – 4-й столбец) (метан не имеет
ненасыщенных связей, аммиак и вода имеют
ненасыщенные связи, поэтому являются диполями).
Учител ь: Свойства веществ зависят от свойств ковалентной связи.
II. Изучение новой темы
№ пп | Этап плана | Действия учителя | Действия ученика | Комментарии |
Вступление (см. Приложение № 1) | Влияние законов природы и особенностей строения молекул на порядок и красоту окружающего мира | Слайды №№ 3-20 | ||
Сущность гибридизации электронных орбиталей, ее механизм. | Беседа.
Что такое
гибридизация, что ей предшествует, чему она
способствует, почему идет выигрыш в энергии? С
какими типами гибридизации атома углерода мы
познакомились в 10 классе? Демонстрация механизма гибридизации. |
Слайды №№ 21-24 | ||
Вывод. Для объяснения геометрии молекул используется понятие гибридизации. При гибридизации гибридные облака располагаются в пространстве таким образом, чтобы энергия их взаимодействия была минимальной. Определяющими в геометрии молекулы являются?-связи. | Слайд № 24 | |||
Из истории вопроса. Полинг Л. – великий химик ХХ столетия, его заслуги в изучении и описании структур молекул. | Демонстрация презентации “Жизнь и деятельность Л.Полинга” (домашнее задание) | Приложение 4 | ||
Вывод . Мы должны гордиться тем, что живем в России, в которой жили и работали замечательные ученые-химики с мировым именем. Это Ломоносов М.В.– ученый-энциклопедист, Менделеев Д.И.–создатель Периодического закона, Бородин А.П.–химик и композитор, Бутлеров А.М.–создатель теории строения органических соединений, Лебедев С.В.–создатель 1 искусственного каучука в России и многие другие, которые внесли большой вклад в развитие химической науки. Но мы также с большим уважением должны относиться к ученым других стран и среди них – Лайнус Полинг, который является ученым с мировым именем, и знать о нем должен каждый образованный человек. | ||||
Геометрия молекул
органических и неорганических веществ,
обусловленная:
|
Эвристическая беседа. На примере строения молекул органических веществ (углеводородов) и неорганических веществ (соединений кремния, азота, кислорода, бора, бериллия; аллотропных модификаций углерода), учитель показывает универсальность понятия “гибридизация” и зависимость геометрии молекул от гибридизации, а свойств веществ от геометрии молекул. Учащиеся в ходе беседы знакомятся с геометрией молекул неорганических веществ и влиянием на их свойства неподеленных электронных пар. | Слайды №№ 25-36. | ||
Закрепление | Беседа. Обобщение знаний по теме. Заполнение таблицы. | Слайд № 37. | ||
Фронтальная беседа по вопросам. | Слайды №№ 38-41. | |||
8. | Подведение итогов урока | Мир молекул прекрасен и удивителен. Свойства веществ зависят от особенностей строения молекул. И может быть, когда-нибудь, глядя на падающие снежинки или снежный узор на стекле, или бриллиант на руке, вы вспомните этот урок, нашу школу и поймете, что мы учителя делали все для того, чтобы зародить в ваших душах чувства прекрасного. И мне очень хочется, чтобы вы эти чувства сохранили и передали своим детям. Для нас, учителей, это будет самой лучшей наградой | Слайд №42. |
IV. Домашнее задание: §7, записи в тетради, подготовиться к тестированию (см.
Урок химии по теме:
Гибридизация электронных орбиталей. Геометрия молекул
Данный урок разработан для учащихся 11 клас са , изучающих химию по программе Габриеляна О.С. по учебнику “Химия. 11 класс”, авторы О.С.Габриелян и др. Изд-во “Дрофа”, 2006 год”.
Универсальность данной разработки заключается в том, что она может успешно использоваться учителями, работающими и по программам других авторов, в классах общеобразовательных и профильных.
Представленная работа включает в себя: технологическую карту урока химии в 11 классе с приложениями и электронной презентацией. Оригинальность работы определяется интерактивными вставками в презентацию, использованием информации из Интернета, и в то же время независимостью от Интернета во время урока. Включенные из различных источников иллюстрации, их комбинация и способ представления позволяют в полной мере осуществлять на уроке межпредметные связи, формировать научное мировоззрение, воспитывать у учащихся любовь к прекрасному.
Разработка может быть использована как методическое пособие. Она призвана помочь начинающему учителю химии, а также педагогу, внедряющему информационные технологии в преподавание химии.
Цели занятия:
Раскрыть универсальный характер процесса гибридизации для органических, сложных неорганических веществ и аллотропных модификаций углерода.
Показать зависимость геометрии молекул от типа гибридизации электронных орбиталей, а свойств веществ от геометрии молекул.
Обратить внимание учащихся на влияние фундаментальных законов природы и особенностей строения молекул на существующий порядок и красоту в мире.
Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, экран, электронная презентация. Шаростержневые модели молекул метана, пентана, графита, алмаза, этилена, ацетилена, модели молекул изготовленные из воздушных шариков, геометрические модели тетраэдра и треугольной пирамиды. Демонстрационная таблица “Аллотропные модификации углерода”, фотографии с изображением молекул и кристаллов, сообщения учащихся, портрет Л.Полинга.
План занятия
I. Сущность гибридизации электронных орбиталей, ее механизм.
II. Из истории вопроса. Полинг Л. – великий химик ХХ столетия, его заслуги в изучении и описании структур молекул.
III. Геометрия молекул органических и неорганических веществ, обусловленная:
sp 3 __ гибридизацией;
sp 2 __ гибридизацией;
sp – гибридизацией.
Задание к уроку: повторить гибридизацию электронных орбиталей атома углерода, свойства химической связи. 1 ученик готовит электронную презентацию “Жизнь и деятельность Л.Полинга”.
Оформление доски
Ход занятия
I. Организационный момент . Слайд №1.
II. Беседа по домашнему заданию (6 мин). Слайд №2, формулы веществ на доске.
Какие свойства ковалентной связи мы изучили на прошлом уроке? (длина, Е, прочность, насыщаемость)
Что такое длина связи и от чего она зависит? (от размера атома и кратности связи)
Что такое энергия связи и от чего она зависит? (количество энергии, необходимой для разрыва связи; зависит от прочности связи)
Что такое прочность связи и от чего она зависит? (от того, какая связь - ?, или?, и какие облака перекрываются - гибридные или негибридные)
Как взаимосвязаны свойства ковалентной связи? (чем больше длина, тем меньше прочность и энергия)
Как изменяется длина связи в молекулах галогеноводородов (см. на доске – 1-й столбец) и почему? (увеличивается, т.к. увеличивается размер атома)
Какое из данных соединений (на доске) самое прочное? (HF)
При растворении галогеноводородов в воде образуются кислоты. Какая из данных кислот будет самой сильной и почему? (HJ, т.к. кислотность – это способность отдавать Н + , самая непрочная связь у HJ)
Какая из кислот будет самой слабой? (HF – плавиковая кислота, растворяет стекло)
Вывод
:
Свойства вещества зависят от размера атомов, их образующих.
Как изменяется прочность связи в ряду углеводородов (см. на доске – 2-й столбец) и от чего она зависит? (сверху вниз прочность связи увеличивается, т.к. увеличивается кратность и уменьшается длина)
Каким образом это влияет на свойства данных веществ? (для алканов, имеющих только?-связи, характерны реакции замещения, для алкенов, имеющих?-связи – присоединения, а для алкинов – реакции присоединения и реакции замещения атомов водорода при тройной связи)
На примере молекул простых веществ хлор, кислород, азот (см. на доске – 3-й столбец) объясните, как строение их молекул влияет на их свойства. (хлор в свободном виде не встречается – связь одинарная, кислорода в воздухе 21% – двойная связь, азота в воздухе 78%, инертное вещество – тройная связь)
Вывод
: Свойства органических и неорганических веществ зависят от кратности связи.
Как насыщаемость связей влияет на свойства веществ (см. на доске – 4-й столбец) (метан не имеет ненасыщенных связей, аммиак и вода имеют ненасыщенные связи, поэтому являются диполями).
Вывод
: Свойства веществ зависят от свойств ковалентной связи.
II. Изучение новой темы
№ пп
Вывод . Мы должны гордиться тем, что живем в России, в которой жили и работали замечательные ученые-химики с мировым именем. Это Ломоносов М.В.– ученый-энциклопедист, Менделеев Д.И.–создатель Периодического закона, Бородин А.П.–химик и композитор, Бутлеров А.М.–создатель теории строения органических соединений, Лебедев С.В.–создатель 1 искусственного каучука в России и многие другие, которые внесли большой вклад в развитие химической науки. Но мы также с большим уважением должны относиться к ученым других стран и среди них – Лайнус Полинг, который является ученым с мировым именем, и знать о нем должен каждый образованный человек.
Эвристическая беседа. На примере строения молекул органических веществ (углеводородов) и неорганических веществ (соединений кремния, азота, кислорода, бора, бериллия; аллотропных модификаций углерода), учитель показывает универсальность понятия “гибридизация” и зависимость геометрии молекул от гибридизации, а свойств веществ от геометрии молекул. Учащиеся в ходе беседы знакомятся с геометрией молекул неорганических веществ и влиянием на их свойства неподеленных электронных пар.
IV. Домашнее задание : §7, записи в тетради, подготовиться к тестированию (см. ).
Список используемых источников :
Габриелян О.С. и др. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2003.
Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. – М.: Просвещение, 1986.
CD “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” Уроки биологии. Животные.
CD “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” Уроки биологии. Общая биология.
CD “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” Уроки химии. 10-11 классы.
Продолжение. Начало см. в № 15, 16/2004
Урок 5. Гибридизация
атомных орбиталей углерода
Ковалентная химическая связь образуется при помощи общих связывающих электронных пар по типу:
Образовывать химическую связь, т.е. создавать
общую электронную пару с «чужим» электроном от
другого атома, могут только неспаренные
электроны. Неспаренные электроны при записи
электронных формул находятся по одному в
клетке-орбитали.
Атомная орбиталь
– это функция, которая
описывает плотность электронного облака в
каждой точке пространства вокруг ядра атома.
Электронное облако – это область пространства, в
которой с высокой вероятностью может быть
обнаружен электрон.
Для согласования электронного строения атома
углерода и валентности этого элемента
пользуются представлениями о возбуждении атома
углерода. В нормальном (невозбужденном)
состоянии атом углерода имеет два неспаренных 2р
2 -электрона.
В возбужденном состоянии (при поглощении
энергии) один из 2s
2 -электронов может
переходить на свободную р
-орбиталь. Тогда в
атоме углерода появляется четыре неспаренных
электрона:
Напомним, что в электронной формуле атома (например, для углерода 6 С – 1s 2 2s 2 2p 2) большие цифры перед буквами – 1, 2 – обозначают номер энергетического уровня. Буквы s и р указывают форму электронного облака (орбитали), а цифры справа над буквами говорят о числе электронов на данной орбитали. Все s -орбитали сферические:
На втором энергетическом уровне кроме 2s -орбитали имеются три 2р -орбитали. Эти 2р -орбитали имеют эллипсоидную форму, похожую на гантели, и ориентированы в пространстве под углом 90° друг к другу. 2р -Орбитали обозначают 2р х , 2р y и 2р z в соответствии с осями, вдоль которых эти орбитали расположены.
При образовании химических связей электронные орбитали приобретают одинаковую форму. Так, в предельных углеводородах смешиваются одна s -орбиталь и три р -орбитали атома углерода с образованием четырех одинаковых (гибридных) sр 3 -орбиталей:
Это – sр
3 -гибридизация.
Гибридизация
– выравнивание
(смешивание) атомных орбиталей (s
и р
) с
образованием новых атомных орбиталей,
называемых гибридными орбиталями
.
Гибридные орбитали имеют
асимметричную форму, вытянутую в сторону
присоединяемого атома. Электронные облака
взаимно отталкиваются и располагаются в
пространстве максимально далеко друг от друга.
При этом оси четырех sр
3-гибридных орбиталей
оказываются направленными к вершинам тетраэдра
(правильной треугольной пирамиды).
Соответственно углы между этими орбиталями –
тетраэдрические, равные 109°28".
Вершины электронных орбиталей могут
перекрываться с орбиталями других атомов. Если
электронные облака перекрываются по линии,
соединяющий центры атомов, то такую ковалентную
связь называют сигма()-связью
. Например, в молекуле этана
С 2 Н 6 химическая связь образуется
между двумя атомами углерода перекрыванием двух
гибридных орбиталей. Это -связь. Кроме того, каждый из
атомов углерода своими тремя sр
3 -орбиталями
перекрывается с s
-орбиталями трех атомов
водорода, образуя три -связи.
Всего для атома углерода возможны три
валентных состояния с различным типом
гибридизации. Кроме sр
3 -гибридизации
существует sр
2 - и sр
-гибридизация.
sр
2 -Гибридизация
– смешивание одной
s
- и двух р
-орбиталей. В результате
образуются три гибридные sр
2 -орбитали.
Эти sр
2 -орбитали расположены в одной
плоскости (с осями х
, у
) и направлены к
вершинам треугольника с углом между орбиталями
120°. Негибридизованная
р
-орбиталь перпендикулярна к плоскости трех
гибридных sр
2 -орбиталей (ориентирована
вдоль оси z
). Верхняя половина р
-орбитали
находится над плоскостью, нижняя половина – под
плоскостью.
Тип sр
2 -гибридизации углерода бывает у
соединений с двойной связью: С=С, С=О, С=N. Причем
только одна из связей между двумя атомами
(например, С=С) может быть -связью. (Другие связывающие
орбитали атома направлены в противоположные
стороны.) Вторая связь образуется в результате
перекрывания негибридных р
-орбиталей по обе
стороны от линии, соединяющей ядра атомов.
Ковалентная связь, образующаяся путем бокового перекрывания р -орбиталей соседних углеродных атомов, называется пи()-связью .
Образование
|
Из-за меньшего перекрывании орбиталей -связь менее
прочная, чем -связь.
sр
-Гибридизация
– это смешивание
(выравнивание по форме и энергии) одной s-
и
одной
р
-орбиталей с образованием двух гибридных sр
-орбиталей.
sр
-Орбитали расположены на одной линии (под
углом 180°) и направлены в противоположные стороны
от ядра атома углерода. Две
р
-орбитали остаются негибридизованными. Они
размещены взаимно перпендикулярно
направлениям -связей. На рисунке sр
-орбитали
показаны вдоль оси y
, а негибридизованные две
р
-орбитали– вдоль осей х
и z
.
Тройная углерод-углеродная связь СС состоит из -связи, возникающей
при перекрывании
sp
-гибридных орбиталей, и двух -связей.
Взаимосвязь таких параметров атома углерода, как
число присоединенных групп, тип гибридизации и
типы образуемых химических связей, показана в
таблице 4.
Таблица 4
Ковалентные связи углерода
Число групп, связанных с углеродом |
Тип гибридизации |
Типы участвующих химических связей |
Примеры формул соединений |
---|---|---|---|
4 | sp 3 | Четыре - связи | |
3 | sp 2 | Три - связи и одна - связь |
|
2 | sp | Две - связи и две -связи |
H–CC–H |
Упражнения .
1. Какие электроны атомов (например, углерода или азота) называют неспаренными?
2. Что означает понятие «общие электронные пары» в соединениях с ковалентной связью (например, СН 4 или Н 2 S)?
3. Какие электронные состояния атомов (например, С или N) называют основными, а какие возбужденными?
4. Что означают цифры и буквы в электронной формуле атома (например, С или N)?
5. Что такое атомная орбиталь? Сколько орбиталей на втором энергетическом уровне атома С и чем они различаются?
6. В чем отличие гибридных орбиталей от исходных орбиталей, из которых они образовались?
7. Какие типы гибридизации известны для атома углерода и в чем они заключаются?
8. Нарисуйте картинку пространственного расположения орбиталей для одного из электронных состояний атома углерода.
9. Какие химические связи называют и какие ? Укажите - и -связи в соединениях:
10. Для атомов углерода приведенных ниже соединений укажите: а) тип гибридизации; б) типы его химических связей; в) валентные углы.
Ответы на упражнения к теме 1
Урок 5
1. Электроны, которые находятся по одному на орбитали, называют неспаренными электронами . Например, в электронографической формуле возбужденного атома углерода – четыре неспаренных электрона, а у атома азота – три:
2. Два электрона, участвующие в образовании одной химической связи, называют общей электронной парой . Обычно до образования химической связи один из электронов этой пары принадлежал одному атому, а другой электрон – другому атому:
3. Электронное состояние атома, в котором соблюдается порядок заполнения электронных орбиталей: 1s 2 , 2s 2 , 2p 2 , 3s 2 , 3p 2 , 4s 2 , 3d 2 , 4p 2 и т.д., называют основным состоянием . В возбужденном состоянии один из валентных электронов атома занимает свободную орбиталь с более высокой энергией, такой переход сопровождается разъединением спаренных электронов. Схематически это записывают так:
Тогда как в основном состоянии было только два валентных неспаренных электрона, то в возбужденном состоянии таких электронов становится четыре.
5.
Атомная орбиталь – это функция,
которая описывает плотность электронного облака
в каждой точке пространства вокруг ядра данного
атома. На втором энергетическом уровне атома
углерода четыре орбитали – 2s
, 2р x
, 2р y
,
2р z
. Эти орбитали различаются:
а) формой электронного облака (s
– шар, р
–
гантель);
б) р
-орбитали имеют разную ориентацию в
пространстве – вдоль взаимно перпендикулярных
осей x
, y
и z
, их обозначают р x
, р y
,
р z
.
6.
Гибридные орбитали отличаются от
исходных (негибридных) орбиталей формой и
энергией. Например, s
-орбиталь – форма сферы, р
– симметричная восьмерка, sp
-гибридная
орбиталь – асимметричная восьмерка.
Различия по энергии: E
(s
) < E
(sр
) < E
(р
).
Таким образом, sp
-орбиталь – усредненная по
форме и энергии орбиталь, полученная смешиванием
исходных s
-
и p
-орбиталей.
7. Для атома углерода известны три типа гибридизации: sp 3 , sp 2 и sp (см. текст урока 5 ).
9.
-связь
– ковалентная связь, образующаяся путем
лобового перекрывания орбиталей по линии,
соединяющей центры атомов.
-связь –
ковалентная связь, образующаяся путем бокового
перекрывания р
-орбиталей по обе стороны от
линии, соединяющей центры атомов.
-Связи
показывают второй и третьей черточкой между
соединенными атомами.